13 смертных грехов

Содержание

Предсмертное отпущение грехов

Ситуация гипотетическая, но лишь в силу того, что реально существующий человек (носитель нижеозначенной позиции) пока жив и здоров.
Человек крещён и верует православно: признаёт существование Христа и Пресвятой Троицы, признаёт истинность учения Православной Церкви.
Однако о христианской жизни и речи не идёт (и он сам это признаёт): человек имел внебрачные связи, воспитывал детей в намеренном удалении от живой церковной жизни, и основной ценностью мыслил сытую и разнообразную жизнь на зарабатываемые им деньги.
Уже сейчас человек беспокоится о том, чтобы всегда иметь священника в пределах относительной доступности (у его близких и коллег есть телефон, по которому можно срочно такового вызвать). Но на потенциальной предсмертной исповеди человек намеревается честно сказать:
Да, грешил так-то и так-то. Да, признаю, что это грех, что православная Церковь это запрещает.
Да, я хочу спасения. Под спасением понимаю такое вечное посмертное состояние, когда я всем доволен и счастлив, и не испытываю вообще никаких угрызений совести или мучений от того, что я жил не так.
Если бы я прожил свою жизнь ещё раз, я бы грешил также. Потому что хотя я знаю церковные запреты, я не хочу с ними соглашаться. Я исповедую священнику свои грехи лишь потому, что для вечного блаженства необходимо признать перед Богом, что мой жизненный путь Его был противен его воле. Однако меня он полностью устраивал. Я жил и получал удовольствие.
Вопросы:
1. Имеет ли право священник отказаться читать над человеком после этих слов разрешительную молитву? Если да/нет, то почему да/нет?
2. В случае, если разрешительную молитву читать нельзя, какое в данной ситуации минимальное достаточное условие для того, что грехи всё же были разрешены.
3. Достаточно ли такого покаяния и искренней веры человека в собственное спасение для того, чтобы он получил чаемое («доволен и счастлив, и не испытываю никаких угрызений или мучений»). Если недостаточно, то как это сочетается с прощением разбойника на Кресте?

>Вопрос:

Скажите, какие грехи являются смертными и как их можно искупить?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Необходимо, прежде всего, различать страсти (устойчивые греховные навыки, которые являются опасными недугами души) и грехи (любые преступления заповедей Божиих). По слову преподобного Иоанна Лествичника «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Лествица, 15:75). Большинство святых отцов-аскетов говорит о восьми губительных страстях. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Последняя является самой опасной страстью. Она может изгнать из человека любую добродетель. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока. Когда говорят о восьми страстях, находят подтверждение в святом Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк.11:24-26). Объединяет их принадлежность к единому царству тьмы.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Те же, кто сознают, чаще всего в борьбе со страстью не прибегают к подвигу и потому не имеют результата. Надо всегда помнить, что воля человека свободна.

Св. Никита Стифат, говоря о разнице между грехом и страстью, пишет: «страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается. Так – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие суть пагубные страсти душевные, а блуд, лихоимство и неправда суть греховные деяния» (Добротолюбие, т.5, с. 92).

Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и даст ему жизнь, согрешающему не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Ин.5:16-17). В греческом тексте стоит прос фанатон — грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном. Какие это грехи? Св. апостол Иоанн Богослов эти грехи конкретно не называет. У св. апостола Павла перечисляются такие грехи: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Список смертных грехов можно расширить, обратившись к другому Посланию первоверхоного апостола: «так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный Божий, что делающие такие достойны смерти; однако не только делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:29-32). На первый взгляд может удивить, что в этом перечне есть такие пороки, как нелюбовь, непримиримость, немилость. Речь идет о тех людях, в нравственной природе которых эти моральные свойства доминируют.

Путь к освобождению от грехов только один – искреннее покаяние и решимость исправиться. Чем раньше, тем лучше. Чем дольше человек ведет греховную жизнь, тем больше травмируется душа. «Грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе, — и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются, а вместе с тем и томление то умаляется. Когда изгладятся совсем следы, — тогда и томлению конец. Душа будет в уверенности отпущения грехов. По сей-то причине — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно — составляют основу чувств текущего путем спасения» (Свят. Феофан Затворник. Собрание писем, вып. 3, письмо 499). Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме. Но есть недуги тяжелые и опасные для жизни. По милости Божией и искусству врачей человек выздоровел, но к прежнему состоянию здоровья организм уже возвращается. Так и душа, вкусив яд смертного греха (блуд, занятие оккультизмом и проч.), серьезно подрывает духовное здоровье. Священники, которые имеют продолжительный опыт пастырства, знают, как трудно людям долго пребывавшим в смертных грехах, построить полноценную духовную жизнь на твердых основаниях и иметь плоды. Однако никто не должен унывать и отчаиваться, а прибегнуть Милостивому Врачу души и тела нашего: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами (Пс.102:2-4).

Почему гордыня самый страшный грех

Скачать эту статью

Православное вероучение говорит о том, что гордыня — это самый страшный грех. Именно он стал причиной падения Люцифера, который из служителя Господня превратился в Сатану.

Далее последовало грехопадение Адама и Евы, которые, возгордившись, и подстрекаемые Врагом рода человеческого, ослушались Божьего запрета и вкусили плод с Древа познания.

Первым грехом человечества стала гордыня.

Гордыня породила все другие виды человеческих грехов.

Гордыня — грех Люцифера и Адама, поэтому он самый страшный

Православие под гордыней понимает гордость, заносчивость, эгоизм, высокомерие и зазнайство. Гордыня — это смертный грех. Он идёт в списке смертных грехов восьмым, но по времени своего появления он первый.

В Писании сказано, что после того, как Господь создал ангелов, самый любимый из них Люцифер (Денница), отказался стать на колени перед Ним. Это было первое проявление гордыни на свете.

Падение мятежных ангелов. Лука Джордано. 1666 год. Люцифер, обуянный гордыней, поднял мятеж против Бога

Люцифер получил от Бога наибольшее могущество среди всех остальных ангело. Это стало причиной его гордости. Считая себя равным Богу, он решил пойти против него и забрать трон Всемогущего Господа себе.

Архангел Михаил, победивший гордеца Люцифера

Для этого он собрал среди ангелов войско, и на Небесах началась битва. Колоссальное сражение окончилось поражение Денницы. Армия ангелов, оставшихся верных Богу под предводительством архангела Михаила победила.

Люцифер и все падшие ангелы были сброшены в преисподнюю. Отныне они обитают там, лишённые сияния и Божьей благодати.

Второй пример опасности гордыни — грех Адама, который возгордившись попробовал запретный плод.

Когда человек возгордился, ему не мешает вспоминать о своих прародителей Адаме и Еве. Проживая в Эдеме и будучи обеспечены всем необходимым, они, искушаемые Змием, нарушили Божий запрет.

Возгордившись, Адам, уступая уговорам Евы, попробовал запретный плод. Результатом этого стало изгнание их из Рая.

Адам и Ева. Питер Пауль Рубенс. 1628 год. Грехопадение Адама и Евы — яркий пример греха гордыни

Два этих примера свидетельствуют о том, что гордыня — это, прежде всего восстание против Бога. Горделивое существо доходит до того, что считает себя равным Творцу.

При этом оно не только утверждает о таком равенстве, но и стремиться занять его место. На небе так поступал Люцифер, на земле же ему подражают различные властители и революционеры.

Жизнь Христа — пример борьбы с гордыней.

Господь наш Иисус Христос, в своей земной жизни многократно показывал нам пример смирения, начиная от омовения ног на Тайной вечере и заканчивая мученической кончиной на кресте.

При этом он был наделён качествами, которыми никогда не будет наделён ни один из смертных. Его жизнь — пример смирения и борьбы с гордыней для нас.

Гордыня — стремление возвысить себя

Опасность гордыни состоит в том, что она рождается из греха и порождает другие грехи. Так богословы выводят этот грех из такого греха, как тщеславия. Ища ложного почёта и похвалы, человек получает завышенную самооценку.

Человек, болеющей грехом гордыни, утверждается в том мнении, что он выше всех и достойнее.

При этом никакого объективного подтверждения этом может и не быть.

Ложное чувство собственной значимости рождает осуждение. Далее рождается желание судить других. В результате люди становятся несправедливыми судьями. В Евангелии же сказано:

«Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

(Матф., 7, 1-2)

Об этом многие забывают, хотя понимать эти слова необходимо постоянно.

Наибольшая же опасность для возгордившегося состоит в том, что он начинает отрицать помощь других людей и высших сил. Такой человек начинает хвастаться своими достижениями, присваивая их себе.

Хвастаясь своими достижения, человек сам того не подозревая, подвергается греху гордыни.

В результате он возвышает себя, а других принижает. При этом человек даже может не осознавать того, что он подвергается воздействию самого свирепого греха. Со временем он может привести к погибели — богоборчеству.

Смотрите также статью Сколько кругов ада

Признаки греха гордыни

Гордыня мать всех грехов, потому, что гордец считает себя выше всех и вправе делать что пожелает. Естественно, то в этом случае грехопадение человека может случиться быстрее, чем в том случае, когда бы он был скромен.

Гордецы оскорбляют и принижают других людей.

Кроме того, он высокомерны, властолюбивы, злопамятны. Практически все пороки свойственны гордецу, а вот добродетели обычно он себе приписывает.

Для того чтобы вовремя остановиться в несправедливости и спасти себя, человеку необходимо знать, что существуют следующие признаки гордыни:

  • желание превозносить себя и свои достижения;
  • чрезмерное себялюбие, высокомерие, а также желание хвастаться своими достижениями;
  • обидчивость, злопамятность, желание быть всегда первым;
  • властолюбие, желание повелевать;
  • наслаждение от унижения других людей, презрение к ним.

Гордецы не понимают, что Бог может навлечь на них те пороки, которые они видят в других людях. Человек не в состоянии полноценно и справедливо оценить людей, его окружающих.

Нельзя прочесть мысли не только своего врага, но и даже друга. Кроме того, покаяние обычно не видно, а видны лишь страсти.

Господь Наш Иисус Христос никого не обвинял и не обличал людей, даже впавших в страшный грех. В Евангелии от Иоанна сказано:

«…кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

(гл. 8, ст. 7)

Эти слова были обращены к книжникам и фарисеям, гордившимся своей ученостью. Спаситель всегда говорил о том, что пока жизненный путь человека не окончен, у него всегда есть возможность пойти по истинному пути и всё исправить.

Только Высший суд после смерти подводит черту под земной жизнью.

Об этом необходимо помнить, рассуждая о том, почему гордыня самый страшный грех.

Гордеца прельщает Диавол

Говоря о гордыне необходимо помнить, о таком понятии, как духовная прелесть. Прельщение – это деятельность Врага рода человеческого принявшего вид ангела или даже самого Христа. Человек, пленённый им, может совершать необычные вещи.

Так гордец, например, может считать, что он достиг многого в науке благодаря тому, что он «особенный», гений. Однако в основе такого заявления лежит желание славы. Здесь и речи не идёт о смирении.

Если же говорить о тех гордецах, которые находятся в церковной ограде, то многие еретики впали в грех гордыни. Отсюда объявление себя пророками и святыми или же утверждения о даре пророчества.

Об опасности духовного прельщения для православного писали такие видные подвижники, как старцы Иосиф Исихаст, Паисий Святогорец и Даниил Катунакский.

Смотри также статью Почему умирают дети

Гордость и гордыня — синонимы

В наше время появилось много направлений в психологии и психологических школ, которые утверждают, что гордость — это неотъемлемое качество человек. Говорится, что человеческая личность будет неполна, если он не будет гордиться собой.

Проводятся даже специальные тренинги, направленные на повышение уровня собственной самооценки.

Православная Церковь однозначно говорит о том, что гордость и гордыня — слова-синонимы. Очень часто в Библии, говоря о том, что тот или иной человек греховен, говориться, что он гордый.

При этом люди светские указывают на то, что слово «гордость» упоминается, например, по отношению к Отчеству и Родине.

Заявлять о гордости за что-то, не приложив к этому усилий нельзя.

Православному, в этой связи необходимо помнить о том, что верующему необходимо гордиться своим духовным подвигом или же тем, что дал ему Господь.

Естественно, что гордость не полностью равно гордыне, но она может легко перейти в неё. Также обстоит дело с самолюбием и тщеславием.

Со всеми духовными проблемами и потребностями необходимо идти в храм, а не обращаться к сомнительным услугам бизнес-тренеров и психологов.

Гордыня мать всех грехов, так как гордец собой заменяет Бога

Гордыня — это грех Люцифера и уже поэтому может назваться «матерью» всех грехов. Как Диавол поставил своё «Я» выше Бога, так и гордец говорит о том, что важен он, а не окружающие.

Естественно, что попав в другой коллектив, он может встретить такого же гордеца. В результате может начаться вражда, чреватая самыми серьёзными последствиями

Ни один другой грех не может породить вокруг себя столько грехов, как гордыня.

Грешник, в таком случае, претендует на роль Бога.

Таким образом, он отрекается от Него и ему становиться, с его точки зрения, всё позволено. Примеры из истории подтверждают этот вывод, ведь сколько страданий принесли людям революционеры и богоборцы всех мастей!

Гордыня резко порицается в Библии

Гордыня в Библии упоминается неоднократно. Все упоминания о ней резко отрицательные и носят негативную характеристику. Так в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова, сказано:

«Начало греха — гордость».

(Сир. 10:15 рс)

Именно из этого утверждения православные выводят тот постулат, что гордость — мать всех грехов.

В Библии при этом также говориться, что Бог ненавидит гордыню:

«…гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста Я ненавижу».

(Притчи 8:13)

Кроме того, Он наказывает гордецов, противится им, а смиренным даёт благодать:

«…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

(Иакова 4:6)

Разрушение Вавилонской башни

В Писании имеется множество примеров, когда Господь наказывал гордецов. Самый яркий из них — разрушение Вавилонской башни. Кстати, такое наказание предусмотрено не только для неверующих, но и для верующих.

Самым же страшным последствием гордыни может стать то, что человек отвергнет от себя Божью истину. Дело в том, что гордость не даёт возможности человеку признать себя грешным.

Самое страшное последствие гордыни — отвержение Божьей истины.

Это, в свою очередь, не позволит человеку раскается в своих греха. Нераскаявшийся человек не обратится к Творцу за прощением. Таким образом, ослепляя разум, гордыня приводит человека к вечной погибели.

Смирение — путь спасения от гордыни

Для того чтобы победить такой грех, как гордыня, необходимо стяжать противоположную ему добродетель. Такой добродетелью является смирение.

Она заключается в том, чтобы смирять себя перед ближними. Если вы одержимы гордыней, вам нужно своего брата почитать разумнее себя и превосходнее во всём. Авва Дорофей определил это так:

Авва Дорофей святой

«… почитать себя ниже всех».

Подобным образом можно увидеть в других много хороших, добрых качеств, которые скрыты в других. Смиряясь, принижая себя, можно также увидеть в себе те недостатки, которые не даёт нам разглядеть наше самолюбие.

Оно же преувеличивает наши достоинства, что может не соответствовать действительности.

Смирению должно способствовать самоукорение.

То есть необходимо во всех бедах обвинять не окружающих, а самого себя. Человек должен всё время помнить о своих грехах и сопоставлять их со своими достижениями. Это позволит вовремя отрезветь и не впасть в гордыню.

В связи с этим стоит привести в пример поступок Господа Нашего Иисуса Христа, когда он умыл ноги своим ученикам на Тайной вечери. В иудейской традиции обмывать ноги перед трапезой должны были слуги.

Тайная вечеря. Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи

Таким образом, омыв ноги апостолу Петру, Христос дал понять, что он пришёл в мир служить людям, а не для того, чтобы они служили ему. Это яркий пример смирения и следовать ему должен каждый православный христианин.

При этом необходимо давать отпор всем модным веяниям, которые есть происки Диавола. Так в последнее время широко распространились разные курсы и тренинги, на которых утверждается, что гордость нужно воспитывать.

Естественно, что человек должен жить в согласии с собой. Однако же воспитывать в себе превосходство над другими — это явно грех гордыни.

В борьбе с гордыней необходимо уповать на Бога

Православный должен всегда помнить о том, что без Божьей помощи он не может справиться с грехами. Так все совет по борьбе с гордыней будут пустыми, если не обратиться за помощью в храм.

Только здесь покаявшись и помолившись, можно обрести Божье заступничество. Никакие самоупражнения и самовнушения не помогут получить Божью благодать и оружие против Диавола.

Видео: Как избавиться от гордыни? (протоирей Владимир Головин).

Необходимо отметить, что прилежные прихожане обычно не подвержены данному греху. Дело в том, что они постоянно общаются со священником, который может помочь им в случае затруднения.

Кроме того, общаясь с набожными людьми, можно научиться у них скромности. Скромность и смирение же – главные орудия борьбы против греха гордыни.

Гордыня: главный грех или всепоглощающее чувство эгоизма?

Падение Люцифера

О гордыне, как о смертном грехе, говорили многие христианские богословы. Однако наиболее полное определение ей дал преподобный Иоанн Лествичник:

Гордыня есть отречение от Бога, демонское изобретение, уничижение человеков, матерь отчуждения, исчадие похвал, признак бесплодия, предшественница умоисступления, причина падучей болезни, источник раздражительности, дверь лицемерия, опора демонов, противление Богу, корень хулы, неведение сострадания, жестокий истязатель, охранительница грехов, бесчеловечный судья. Где совершилось падение, там уже была гордость: Гордыня — это яблоко, сгнившее внутри, а снаружи блистающее красотою: есть крайняя нищета души.

Наука о гордыне

С точки зрения психологии, гордыня — это непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм и зазнайство. В самом высшем своем проявлении гордыня считается духовным отклонением, которое сопровождается следующими симптомами:

— обидчивость, непереносимость критики, нежелание исправлять свои недостатки;

— постоянные обвинения других в своих жизненных проблемах;

— бесконтрольная раздражительность и неуважение к другим людям;

— человека регулярно посещают мысли о собственном величии и уникальности, он превозносит себя над другими и требует, чтобы они им восхищались;

— неумение просить прощения;

— желание постоянно спорить, доказывать свою правоту.

Каждый из нас хоть раз в жизни испытывал одно из перечисленных чувств. Это объясняется тем, что гордыня есть у всех людей, однако у многих она проявляется в разумных пределах.

Например, гордиться победой в спортивном чемпионате или получением высшего балла на олимпиаде, по мнению психологов, нормально (в этом-то и разница между гордыней и гордостью). Порой гордость и чувство собственного достоинства являются важнейшими составляющими счастливой и успешной жизни.

Испанский биолог и автор книги «Ген и семь смертных грехов» Джон Медина считает, что в основе всех человеческих пороков лежат химические реакции, происходящие у каждого из нас в организме.

Доктор Медина уверен, что проявление гордыни в той или иной степени «зависит от нашей способности к обучению и принятию всего нового». За появление этого чувства отвечает ген CaMKII. Именно он возбуждает наши амбиции, высокомерие и надменность.

Фрагмент “Гордыня” из произведения Иеронима Босха “Семь смертных грехов и четыре последние вещи”

Методы борьбы с гордыней

В христианских учениях гордыня рассматривается как противоположность одной из добродетели — смирению. А значит необходимо смириться, «осознать величие и бесконечный потенциал всякой человеческой души», «принять свою ничтожность перед Богом», благодарить его за все хорошее и плохое, что происходит в жизни.

Психологи же советуют:

— начать интересоваться другими людьми, обращать внимание на их достижения;

— учиться уважать окружающих и прислушиваться к их мнению;

— не присваивать себе все заслуги и достижения;

— стараться помогать людям бескорыстно, относиться к ним с добром и любовью;

— научиться адекватно принимать конструктивную критику;

— делиться своим позитивным опытом, иначе это только увеличит рост гордыни;

— и самое главное: необходимо уметь признавать свои ошибки, находить в себе мужество прощать обиды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие люди, читая святые писания, часто обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к каким-то определенным семи поступкам, ведь список таких деяний может быть намного больше. Это число указывает только на условное группирование поступков в семь основных групп.

Григорий Великий был первым, кто предложил такое разделение еще в 590 году. В церкви также существует и свое разделение, в котором существует восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание.Другие же верующие и проповедники считают, что существует 10 грехов в православии.

Смертные грехи в православии

Смертным грехом называют самый тяжелый из возможных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха не позволяет душе человека попасть в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов.

А называют их смертными потому что постоянное их повторение приводит к гибели бессмертной души человека, а следовательно ее попаданию в ад. Такие поступки берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Смертные грехи в православии. Список.

  1. Гнев, злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похоть, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень, праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.
  4. Гордыня, тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе.
  5. Зависть, ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.
  6. Чревоугодие, обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти.
  7. Сребролюбие, алчность, жадность, скупость. Больше всего обращается внимание на то, когда желание приумножить свое материальное состояние происходит в ущерб духовному благосостоянию.

Перечень грехов для исповеди в православии

Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.

Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.

Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:

  • Обида на Бога.
  • Забота только о мирской жизни.
  • Нарушение Закона Божия.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
  • Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Зависть, злоба, ненависть.
  • Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
  • Ложь, обман.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
  • Соблазн на любой грех.
  • Расточительность.
  • Суеверие.
  • Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
  • Вступление в прямое общение с нечистой силой.
  • Блуд.
  • Азартные игры.
  • Развод.
  • Самооправдание.
  • Лень, печаль, чревоугодие, уныние.

Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Самый страшный грех в православии

Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.

Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили. Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству. Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.

Содомский грех в православии

Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.

В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.

Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.

Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.

Это будет один из этапов покаяния. Далее обращайтесь к Господу с покаянными молитвами и Вам будут прощены Ваши огрехи.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони от меня все напасти, искушающие плотские страсти. В искуплении я припадаю, о грехах в суете забываю. Отпусти мне грехи, что случились, и они до сих пор не забылись. Те грехи, что в душе еще тлеют, слишком часто болезнями веют. Да будет воля твоя. Аминь».

Господь всегда с Вами!

Пленники желаний

Пленники желаний.

«Как в браке есть своя тайна, тайна благочестия, Истины и Правды, так и в блуде — есть тоже тайна, но тайна беззакония и греха. Тайна благочестия не навязывает себя, а смиренно и кротко возвышается над нами, тайна же блуда — манит, заигрывает, прельщает, обманывает, липнет. Б.В.Ничипоров.» Введение в христианскую психологию.

Сегодня поговорим о самом сладком и вожделенном грехе, толкающем многих из нас на безрассудные поступки. Грех Блуда называют шестым смертным грехом. Блуд, он же похоть, разврат, распутство – это потворство в удовлетворении собственных сексуальных желаний. В прямом смысле – это уклонение от прямого пути (сравните – плутать, заблуждаться).

Наш собеседник – практикующий психолог Анатолий Малиш.

— Когда возникло понятие «грех похоти»? С появлением христианства. Одним из первых его нововведений стало установление связи между плотью и грехом, хотя выражение «плотский грех» тогда употреблялось не часто. Однако в течение Средневековья изменяется смысл, вкладываемый в это определение. Непререкаемый авторитет Библии начинают использовать для оправдания многочисленных запретов и ограничений, которые налагаются на сексуальную жизнь. В раннем христианстве говорится, скорее, о разнообразных плотских грехах, нежели о грехе плоти в целом. Но постепенно количество сексуальных поступков, заслуживающих порицания, сводится к следующим понятиям: понятию блуда, которое появляется в Новом Завете и широко войдет в обиход с конца XIII в., обретя поддержку в шестой заповеди Господа: «Не прелюбодействуй», порицающей все незаконные формы сексуального поведения (включая поведение в браке); понятию похоти, которое встречается главным образом у Отцов Церкви; похоть считается источником плотских желаний и понятию сладострастия, под которое в период формирования системы смертных грехов (с V по XII в.) подпадают все плотские грехи.

— Чем опасен грех блуда? Грех сладострастия, блуда во всех своих видах является смертным, тяжким грехом и тяжко наказывается Богом. Бог сотворил людей разного пола и определил между ними супружеские отношения не для возбуждения и питания плотских вожделений, но исключительно для рождения детей, для распространения и умножения человеческого рода. Кто любодействует, тот употребляет свое тело против его назначения, против воли Божией, потому что воля Божия есть сохранение нашего тела в чистоте, а блудом нарушается его святость, почему этот грех преимущественно и называется в Священном Писании скверною, грехом против собственного тела. Тела наши — члены таинственного Тела Христова и предназначены быть орудиями жизни и благодати Христовой, а не орудиями греха. И , поскольку, наши тела находятся в таинственном соединении, союзе со Христом, то грех блуда разлучает нас с Ним и разрушает этот союз. Хотя и все другие пороки удаляют нас от Христа, но этот порок просто окончательно разрушает наш союз с Господом и разлучает нас с Ним.

Болезни от этого порока:

Кожно-венерические заболевания, СПИД, бесплодие, импотенция, сопровождающиеся нервно-психическими нарушениями в большинстве случаев проистекают от половых извращений и сексуальной распущенности. Такие люди губят и телa и дyши, причем, и свои и чужие. Грех любодеяния влечет за собой грех детоубийства во чреве. Его последствия — различные осложнения абортов, бесплодие, воспалительные заболевания половой системы

— Церковь считает, что люди могут и должны противостоять плотскому искушению. Как же это соотносится с утверждением известного психоаналитика Зигмунд Фрейда о том, что сексуальный инстинкт обладает непреодолимой силой, справиться с которой невозможно. Кто прав? В этих утверждениях нет противоречия. Сексуальный инстинкт, действительно один из самых сильных и определяющих поведение человека, но и суть религиозных устоев сводится именно к ПРЕОДОЛЕНИЮ себя и своей слабости. К способности человека отказаться от искушения и очиститься истинным покаянием.

— Сладострастие и блуд – это одно и то же или нет? По большому счёту, это две стороны одного греха. Только Блуд, это действия, а сладострастие- это неуёмное желание этих действий.

— Отличается ли женское сладострастие от мужского? Несомненно. Поскольку природа удовлетворения сексуального желания во многом отличается. И дело даже не в отличии женского и мужского оргазма. Для женщины чувственно-эротические переживания, романтизм ситуации играют более определяющую роль. Эротическая стадия может быть довольно сильно растянута во времени, включая девичество и нахождение в регулярной половой жизни. Она сопровождается волнующим интересом к эротическим ситуациям в кино, литературе и окружении. Фантазии постепенно обретают более чувственный характер, в них все отчетливее проступают эротика прикосновений, возвышенная красота тела, стремление стать объектом ухаживания, явное удовлетворение от смущения и даже вожделения молодых людей и мужчин, которым она симпатизирует. Уединение с мужчиной, танцы, страстные речи, переживание первой влюбленности наполняют эротическую стадию яркими и незабываемыми чувствами и надеждами. И только потом включается физиологическое удовлетворение. Мужчина же чаще уделяет большее внимание эротике, как средству «завоевания» женщины. Его чувства и переживания весьма остры, в этот период, но скоротечны. Конечно же это не относится к длительным союзам, основанным на любви, глубокой привязанности друг к другу и взаимоуважении.

— Довольно часто женщины, оправдывают измену мужчины его полигамностью. А виновницей в супружеской измене всегда считают соблазнительницу. Каково ваше мнение по этому поводу? Полигамность мужчины, это неоспоримое наследие наших древних предков, не имевших интеллектуально вызревших правил морали, и обеспечивающих важнейшую функцию размножения. Но это только внутренний стимул, который выпускают «на волю» по причине каких-то разладов в устоявшемся союзе мужчины и женщины. Да и вина соблазнительницы довольно условна, поскольку она тоже, своего рода, стимул, а поддаться или нет этому соблазну – это решение, довольно самостоятельное (в подавляющем большинстве случаев), каждого отдельного мужчины. Вот и получается, что истоки измены нужно начинать искать в своих взаимоотношениях со второй половинкой. Что стало первопричиной изменения интереса от одних параметров удовлетворённости к другим? Неравномерное социальное развитие, скучность и неизменность сексуального аспекта, неудовлетворённость собой или «брошенность» своих внешних форм, одним из супругов. Таких причин может быть много. Каждый отдельный случай необходимо разбирать индивидуально.

— По данным социологических опросов, около 30% школьниц в России приобретают сексуальный опыт в 14-15 лет. Каждая пятая сексуально искушенная девушка и каждый второй юноша практически совсем не знали своего первого партнера. На вопрос: «Как вы оцениваете потерю своей девственности?» — 42% опрошенных 25-летних женщин ответили, что жалеют о том, с кем, как и когда это произошло. Почти половина — 41% — российских студенток готовы выйти замуж без любви. В чем же первопричина этих сексуальных бед и проблем? Какой-то одной причиной этого не объяснить. Всегда присутствует множественность факторов. Но одним из основных можно назвать социально-экономическое состояние общества, где проповедуются упрощённые моральные ценности и жажда наживы, комфорта, власти. Добавьте сюда смещение воспитательных ориентиров в семье от духовных к прагматическим, и Вы получите основы рецепта сексуальной проблематики.

— С точки зрения современного отечественного психолога Т. А. Флоренской, для нравственного и психического здоровья человека чрезвычайно пагубно преодоление естественного чувства стыда. Это способствует формированию «сексуальной доминанты» в психике и подчиняет ей все жизненные силы. Что же получается, что»сексуальная доминанта» — один из видов патологической зависимости, наряду с алкоголизмом и наркоманией? Я бы несколько разделил эти виды зависимости. Алкоголизм и наркомания разрушают организм на физическом уровне, и, как правило, являются следствием реагирования человека на общество. Сексуальная доминанта разрушает духовность человека, и тем самым разрушает само общество. По предсказаниям многих святых Отцов, одним из характерных признаков кончины мира будет повсеместное и ужасное засилье разврата, гнусной плотской распущенности, неукротимого сладострастия… Из всех плотских движений, из всех наших земных вожделений – блудное похотение есть самая сильная, самая властная страсть. А прикрывается она природным стимулом к размножению.

— Помимо стимула для размножения, у секса может быть много достаточно позитивных предназначений. Например, секс помогает сбросить эмоциональное напряжение, избавиться от стресса; для некоторых людей секс – чудодейственное средство компенсации «серых будней», недостатка ярких эмоций и источник вдохновения. Так стоит ли бороться с пороком похоти? Всё дело в выборе каждого. Что для него духовность и искра жизни. Современное общество, не зависимо от государственного строя, существенно снизило свой нравственный порог, но каждый только сам в ответе за свою душу. Если же эти понятия не являются для Вас приоритетом, то современные науки- физиология и психология имеют в своём арсенале достаточно средств улучшения качества сексуальной жизни, как одной из главной составляющей жизни вообще.

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех — муженеистовство):»Это и называется грехом содомским, за который Бог не потерпел городов Содома и Гомморы… Вместо женского пола человек прельщается мужскою красотою (в мальчиках), делает над мужчиной то, чего нет и в похоти скотов».

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех — скотонеистовство):»(Скотонеистовство) это последняя и крайняя степень сладострастия…Где только есть плоть, туда и влечет его враг-диавол, влечет как к лицам того же пола, коли нет разных полов. Затем, если не будет совсем посторонней — человеческой плоти…. тогда-то вот диавол влечет плотоугодника к скотской плоти».

Конечно, выше названы самые постыдные грехи животного сладострастия к половым ощущениям, но как мы знаем, между полами также есть не менее постыдные грехи, на которых строится страстная любовь.

О соблазне своим внешним видом

Увлечение собственной красотой по желанию нравиться, чтобы прельстить другой пол, или по чувству превозношения о себе может быть осознанным или скрытым.

Как развивается страстная любовь к своему телу и желание нравиться?

Феофан Затворник (Путь ко спасению):»…Прежде (юноша) жил, как бы не замечая сам себя. Теперь он обращается к себе, осматривает себя и всегда находит, что он не худ, не из последних, есть лицо стоящее: начинает чувствовать свою красоту, приятность форм своего тела, или — нравиться себе. Этим оканчивается первое движение соблазна к себе. С сих пор юноша обращается к внешнему миру».

Также, как мы увидели ранее, от соблазна к себе развивается страсть рукоблудия или малакия, блудные помыслы, соблазн на собственную наготу, т. е. плотское сладострастие в отношении своего тела.

Далее Феофан Затворник:»…Это вступление в внешний мир воодушевляется уверенностью, что он должен нравиться другим. В сей уверенности он смело и как бы победительно выходит на поприще действия и, может быть, впервые поставляет себе законом опрятность, чистоту, нарядность до щегольства; начинает бродить, или искать знакомств, как будто без определенной цели, по тайному, однако ж, влечению чего-то ищущего сердца, и при этом старается блистать умом, приятностию в обращении, предупредительным вниманием, вообще всем, чем надеется нравиться. Вместе с тем он дает всю волю преимущественному органу душеобщения — глазу».

Из этого состояния, на первый взгляд, казалось бы совершенно безвинного и оправдываемого поиском второй половины, впоследствии образуется страсть к прельщению собой и ведет к блудному греху.

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех — желание нравиться, чтоб прельстить собой другой пол):»»Но ты понадеялась на красоту твою и пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего..» (Иезек.16,15). Желание прельстить собой, однако, обнаруживают не одни женщины, но и мужчины. Оно возникает от сознания своей красоты. Да; и мужчины любят рисоваться красотой своего лица или всего стана пред женским полом; натурально или искусственно они отличают себя тем, что особенно может нравиться в них женскому полу, как например, осанка, звучный голос; заучивают какие-нибудь стихотворения, анекдоты, поговорки, чтобы занимать и веселить женский пол. Но как это неблагонамеренно и неумно со стороны их! Они должны бы, напротив, показывать себя пред женщинами примером рассудительности и степенности. Должны бы щадить женщину, как существо слабее себя, — от соблазна, от прельщения своею красотою. (Святые же Божии, если обладали особенной красотой, то с особенным же старанием избегали встречи с женским полом, и даже иные из них носили в таком случае на лице своем покрывало, как например, Димитрий Прилуцкий (об этом ниже — от сост.)).

Но преимущественно прельщать своей наружностью — порок женского пола (так называемое, кокетство). У девицы или женщины, которые усвоили себе этот порок — и взгляд и улыбка и тон речи и походка и все движения (не говоря здесь о том, что относится к одежде): все у них направлено к тому, чтобы привлечь к себе внимание других, чтобы понравиться другому полу. При недостатке же природной красоты или при упадке ее с годами, искусство прельщать собой усиливается или только в силу привычки не оставляется, делаясь уже тогда смешным и жалким: тогда-то, например, употребляют румяна, как румянилась Иезавель (4Цар. 9, 30), чернят брови сажей (равно как постаревшие мужчины красят седины в своей голове, забывая слова Спасителя: «не можешь одного волоса сделать белым или черным» (Мф.5,36). Это женская прелесть сильно расстраивает дух страстных мужчин; она играет душами других, приманивает к себе всех без цели или большею частью для того только, чтоб поторжествовать своей красивой наружностью. Как погрешает здесь женский пол! Когда Евангелие строго говорит к мужчине: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует» (Мф.5,28), тогда оно возвышает и женщину, устраняя, охраняя ее от чувственного наслаждения со стороны мужчины. А между тем женщина своею женскою прелестью сама старается бросить в мужчину стрелу, хочет возбудить в нем чувственные пожелания. Не унижает ли она этим своего нравственного достоинства и не подлежит ли за прельщение мужчины тому же суду, какой произносится на мужчину за похотный взгляд на нее? Вместе с тем, любя жеманство, кокетство, она сама поставляет себя в фальшивое (обманчивое) положение. Вместо любви или поклонения, мужчина проницательный платит ей тайным пренебрежением, а развратные в кругу подобных себе только осыпают ее насмешками. Нет! когда женское лицо чуждо всякого притворства, всякой заботы понравиться другому полу, когда оно показывает себя как есть, без ломки своего языка, без изнеженных повышений голоса, без ложных сожалений или ахов: тогда-то, напротив, эта простота, эта непринужденность, истина и скромность более всего украшают женщину и располагают к ней».

Каждому из нас знакомо самолюбование, эти интонации, осанки, взгляды и т. п… О желании нравиться, проявляющемся через одежду, будет рассмотрено в теме «О пристрастии к вещам», а сейчас только отметим:

Ефрем Сирин (В подражание притчам):»Для чего с такою небоязненностию любишь наряжаться? Послушай, что говорит апостол: «Похотей юных бегай» (2 Тим. 2,22). Разве не знаешь, с каким врагом борешься? Разве не знаешь, как тяжко быть сетью для другой души? Как не размыслишь, какую гнилость и какое тление наследуют делающие подобные дела? Желательно мне сделать тебе известным, что если внешний человек и наряден, но жилище души осквернено, то красота его не замедлит повредиться. А если приобретешь душевную красоту, то из этой красоты и из этого света излиется нечто и на внешнего человека, и такая красота бывает постоянна».

Но всегда ли мы придаем своему кокетству значение и считаем это грехом сердечной похоти?! Видели ли мы, что наши манеры даже пред людьми смотрятся глупо и смешно, а пред Богом и Ангелами — лукаво, лицемерно и преступно?! Размышляли ли мы над тем, что такое поведение и желание не соответствует христианину, а выдает в нас язычника?! Давайте покаемся в том, что мы служили соблазну других по собственной вине и оставим этот грех.

Красивому человеку нельзя оправдывать свои падения тем, что он не виноват, что противоположный пол так реагирует на его красоту и что сам человек не виноват. Приведем пример, как поступали святые, наделенные красотою.

Троицкий Патерик:»Рассказывают, что одаренный необычайной красотой преп. Дмитрий Прилуцкий от юного возраста любил библейскую повесть о целомудрии Иосифа, и даже предпринял суровое житие постническое, чтобы увяла его телесная красота. Но чем более подвизался, тем более просвещалось лицо его, процветая самым постом, как некогда у трех отроков Вавилонских. Поэтому закрывал он лицо свое куколем иноческим и не позволял себе беседовать с мирянами, особенно с женщинами, так что немногие могли видеть лицо его. Одна из именитых жен переяславских, слышавшая о чрезмерной красоте и целомудрии этого нового Иосифа, полюбопытствовала видеть сокровенный лик его. Ей это удалось однажды в церкви, когда он готовился к богослужению, но внезапно напал на нее ужас и расслаблением изнемогло все ее тело. Братия, увидев ее едва живую перед дверьми обители, молили преподобного подать ей разрешение. Тронутый ее слезами, он только сказал: «Для чего ты хотела видеть грешника, уже умершего миру?» — и крестным знамением возвратил ей здравие».

Разновидности (классификация) грехов. Как приготовиться к исповеди. Протоиерей Михаил Шполянский

Терлецкий О. В.

Канд. мед. наук, врач дерматовенеролог

«Нет более славной победы, как победить самого себя»

Свт. Тихон Задонский

ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ

Протоиерей Михаил Шполянский

Священник Михаил Шполянский (1955-2014)

style=»text-align: center;»>РАЗНОВИДНОСТИ (КЛАССИФИКАЦИЯ) ГРЕХОВ

style=»text-align: center;»>Книга здесь: Священник Михаил Шполянский. Как приготовиться к исповеди. style=»text-align: center;»>ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА В ОСНОВНОМ ПРОИСТЕКАЮТ ОТ ГОРДОСТИ, МАЛОВЕРИЯ, ПЛЕНЕННОСТИ СТРАСТЯМИ, ОТ НЕРАДЕНИЯ О СВОЕМ СПАСЕНИИ style=»text-align: justify;»>2) Согрешил гордостью, в том числе: несмиренностию духа , нежеланием жить по Воле Божией, самоволием, самочинием, самомнением, высокоумием, плотским мудрованием. style=»text-align: justify;»>4) Согрешил кумирослужением , в том числе страстным увлечением кем-либо или чем-либо. style=»text-align: justify;»>7) Согрешил тщеславием , в том числе превозношением, многоглаголанием, честолюбием , обидчивостью, лицемерным благоговением и ложным благочестием, смиреннословием . style=»text-align: justify;»>9) Согрешил недоверием к Промыслу Божию, в том числе неупованием на Господа, опасением старости, бедности, болезней, будущих скорбей.

13) Согрешил тем, что уклонялся в ересь или иным образом извергал себя из церкви, в том числе: участвовал в мероприятиях церковных раскольников , сектантов , иноверцев или оккультистов .

style=»text-align: justify;»>16) Согрешил ненадеянием на спасение, согрешил отчаянием, помыслами и попытками самоубийства, в том числе недоверием к милосердию Божию. style=»text-align: justify;»>18) Согрешил суевериями , в том числе гаданиями, чтением оккультной и мистической нехристианской литературы — по астрологии, хиромантии и пр. style=»text-align: justify;»>20) Согрешил пленением души страстями, окамененным нечувствием , в том числе невниманием к голосу совести.

22) Согрешил неисполнением обетов пред Богом, в том числе: неисполнением обетов крещения, обещаний, данных Богу на исповеди или самим себе пред Господом, благословений духовника.

style=»text-align: justify;»>29) Стыдился исповедать себя христианином, в том числе стыдился налагать на себя крестное знамение, носить нательный крест и т.п.

1) Согрешил неимением любви к ближнему, в том числе: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, подозрительностью нрава , непостоянством в отношении к ближним.

4) Согрешил непочитанием родителей , в том числе: не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д.

style=»text-align: justify;»>6) Согрешил невоспитанием детей в православной вере , не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях. style=»text-align: justify;»>8) Согрешил жестокостью к животным или же страстной привязанностью к животным .

12) Согрешил непримиримостью, в том числе злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним. 13) Согрешил нанесением оскорблений, в том числе поношением, злословием.

style=»text-align: justify;»>17) Согрешил ложью, в том числе лукавством, лицемерием, хвастовством.

19) Согрешил лицеприятием (человекоугодием , лестью). 20) Согрешил поведением, соблазняющим окружающих , в том числе желанием страстно нравиться , прельщать или смущать окружающих.

style=»text-align: justify;»>3) Согрешил противоестественными блудными отношениями, в том числе: кровосмешением , мужеложством, скотоложством и пр. style=»text-align: justify;»>5) Согрешил блудными разжжениями, то есть всяческим сладострастием: чтением развратных книг, рассматриванием соблазнительных картин и зрелищ. style=»text-align: justify;»>7) Согрешил невоздержанием в супружеской жизни, в том числе нехранением постов и праздников .

9) Согрешил всяческой душевной нечистотой, в том числе: вольным услаждением блудными помыслами, медлением в них, воспоминанием грехов, невоздержанностью душевных и телесных чувств.

12) Согрешил ленью, расслаблением тела и чувств, многоспанием, тунеядством , в том числе: негою, люблением телесного покоя, пустой мечтательностью; пустым, бессмысленным времяпрепровождением.

style=»text-align: justify;»>15) Согрешил неисполнением своих житейских обязанностей, в том численехранением совести относительно вещей . style=»text-align: justify;»>17) Согрешил злоприобретением , в том числе: лихоимством , хищением , воровством .

Несмиренность духа — горделивое, агрессивное состояние души, противоположное евангельской нищете духа, которая есть смирение (почитание себя ничем пред Господом) и кротость: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).

style=»text-align: justify;»> Честолюбие — любовь к похвале и почету от людей, стремление стяжать их; желание достижения почетного положения в обществе. style=»text-align: justify;»> Маловерие — неверие в реальное всеприсутствие и всемогущество Божие, в Его беспредельную благость и любовь к каждой человеческой личности. style=»text-align: justify;»> Сектанты — всякого рода протестанты, в народе называются «штундистами»: лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники и т. п. style=»text-align: justify;»> Суеверие — «суетная вера» — вера в приметы, сны, «особые дни и числа» и пр.

Окамененное нечувствие — холодность и окамененность сердца и души, нежелание бороться с грехами. Окамененное нечувствие — холодность и окамененность сердца и души, нежелание бороться с грехами.

Красный угол — угол (или стена) комнаты, как правило, ориентированный на восток, в котором расположены иконы, где совершается домашняя молитва и где хранятся домашние святыни.

style=»text-align: justify;»> Однодневные посты: Крещенский сочельник — 18 января; Усекновение главы св. пророка Иоанна Предтечи — 11 сентября; Воздвижение св. Креста Господня — 27 сентября.

Обмирщение — постепенное снижение уровня духовной жизни, приспособление религиозных норм к мирским обычаям, к удобствам плоти, подмена духовного содержания религиозной жизни ее внешними формами.

style=»text-align: justify;»> Чтение православной душеспасительной литературы — следует по возможности проходить под руководством священника или духовно опытного христианина.

Дела любви должны совершаться не по самоизмышлению (самодельный крест), а там и тогда, когда Господь через сложившиеся жизненные обстоятельства нас к тому призывает.

Нерадение о спасении ближнего. В каждом человеке нужно видеть прежде всего его бессмертную душу, а не только тленную плоть, и отношения с нашим ближним строить так, чтобы способствовать укоренению его души в вечной жизни.

style=»text-align: justify;»> Жестокость к животным. Человек творит грех, если жестоко бьет и мучает животных, издевается над ними, не создает им нормальных условий для жизни. style=»text-align: justify;»> Зловоздаяние — мстительность. style=»text-align: justify;»> Пристрастность — предвзятость, необъективность, «двойная мерка» в отношениях с людьми. style=»text-align: justify;»> Человекоугодие — преклонение или страх перед «сильными мира сего», корыстное желание угодить им с целью получения каких-либо благ или привилегий.

Блуд — плотская связь мужчины и женщины, не находящихся в законном браке. Блуд является смертным грехом. По слову апостола Павла, «никакой блудник не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 5).

style=»text-align: justify;»> Кровосмешение — близкородственные плотские связи. style=»text-align: justify;»> Церковь возбраняет супружеские отношения в кануны праздников (в том числе воскресных дней), накануне среды и пятницы, а также в течение многодневных постов.

Церковь не воспрещает употребление спиртных напитков в меру, но воспрещает ими упиваться (как не воспрещает еду, но воспрещает чревоугодие).

Семь смертных грехов
1475-1480 гг.
Иероним Босх (1450-1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

Иероним Босх. Семь смертных грехов 1475-1480 гг. Чревоугодие. Фрагмент.

style=»text-align: justify;»> Тайноядение — употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. п.). style=»text-align: justify;»> Гортанобесие — страсть вкушать особо вкусную пищу, наслаждаться вкусовыми ощущениями (гурманство).

Неупотребление в пищу крови — одно из древнейших установлений церковного устава (См.: Быт. 9, 4; Исх. 34, 15; Деян. 15, 20). Кровь — носитель души. Употребляя в пищу кровь животных, человек проникается животными инстинктами, помрачает душу.

style=»text-align: justify;»> Пристрастие — страстная привязанность к чему-либо (см. Кумирослужение). style=»text-align: justify;»> Сребролюбие — страсть, при которой кумиром становятся деньги, имущество, всякое материальное богатство (см. Кумирослужение). style=»text-align: justify;»> Злоприобретение — приобретение денег или имущества нечестными, недостойными христианина средствами.

Хищение — кража государственного или иного (тебе не принадлежащего) имущества.

* Священник Михаил Шполянский. Как приготовиться к исповеди. Практическое пособие для православного христианина. http://www.wco.ru/biblio/books/shpolyan1/main.htm

Полный текст книги священника Михаила Шполянского находится в ссылке на литературу и ниже по тексту.

Грехи в православии: 5 категорий

Грехи в православии – категория таинственная. Есть такое понятие «апофатическое богословие», апофатика, то есть непознаваемое: мы можем в какой-то мере приблизиться к познанию, но исчерпать его не сможем.

Смертные грехи:

На самом деле, не существует «смертных грехов» или «не смертных». Все нераскаянные грехи ведут нас к смерти и падению. Грехи называют «смертными», потому что они ведут христиан к вечной погибели. Но у нас есть надежда на спасение, которую дал нам Христос. Своей верой и добрыми делами, стремлением уподобиться Христу мы можем спасти себя для вечной жизни, а наши раскаянные грехи перестанут быть смертными для нас, по милости Господа, они отпускаются нам в Исповеди. Важно стремиться не повторять их. Ведь Исповедь не работает по схеме: согрешил — раскаялся — можно снова согрешить.

Тем не менее, есть грехи, которые часто называют

«7 смертных грехов»

К сожалению, люди часто повторяют их. Это

  • Гнев
  • Похоть
  • Лень
  • Гордыня
  • Зависть
  • Чревоугодие
  • Сребролюбие (алчность)

Знание этого списка семи смертных грехов помогает подготовиться к Исповеди. Не впадать в эти смертные грехи снова и снова — трудно. Но христианин должен стремиться к этому и искренне раскаиваться.

Протоиерей Валентин Уляхин

Грех не остается в мертвой точке, он эволюционирует во времени и пространстве, подвержен законам динамики бытия. Например, переход количества в качество: мешок мелких грехов может перерасти в штангу грехов, которую тащит человек. Или отрицание отрицания: когда из двух грехов приходится выбирать меньший – не пойти в храм или не помочь матери. Также и другие законы динамики постоянно действуют в греховной сфере.

Понятие греха в Священном Писании исследуется с разных сторон. Мы знаем классическое определение из первого послания Иоанна Богослова: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие». Грех – есть беззаконие. Сколько же было законов, заветов у человека с Богом?

Грех и благодать

Заветы человека с Богом: содержание и форма

За две тысячи лет до Рождества Христова Авраам получил первый завет, по-гречески – приказ: верь в Меня, соблюдай до гробовой доски монотеизм, «праведный верою жив будет». И Господь дарует обетование Аврааму, если он сохранит эту веру, то его потомство умножится как песок морской. Отсюда пролагается русло отхода от монотеизма, которое роет дьявол, вместо приближения к Богу – удаление от Него.

Этимологически слово «грех» происходит от слов сжигать, жечь, обжечься, греть больше, чем может вынести человек. Когда человек постоянно удаляется от Бога, у него сжигается совесть, она уже не говорит человеку о грехе. Любое движение от греха предусматривает постоянное движение к Богу, если мы костенеем в каком-то грехе, то мы удаляемся от Бога. Поэтому чтобы убежать от греха нужно не смотреть назад, а идти только к Богу.

Грех как беззаконие – это самопроизвольное удаление человека от Бога, дезинтеграция от любви Божией. Начиная с пророков, сердце человека представляется как поле брани между Богом и дьяволом, и во взаимодействии двух энергий – божественной любви и дьявольской нелюбви – человек должен решиться, куда ему двигаться, будет он грешить или нет. Поэтому первый завет с Авраамом: верь в Меня, не уходи от Меня, и «праведный верою жив будет». Эта фраза предполагает ударение на последнем слове – «жив будет», то есть главное, что праведник будет жив, если будет верить, то есть он не умрет от оружия греха, он победит грех.

Второй завет – через 430 лет после Авраама: завет-закон с Моисеем на Синае. Моисей получил от Бога скрижали, на которых было 613 заповедей: 248 императивов и 365 запретов – мицвот. Содержание второго завета то же, что первого: вера в Единого Бога, монотеизм. Если человек из 613 заповедей нарушал хотя бы одну – он был повинен в нарушении всего закона. Когда Моисей, получив скрижали завета, возвращался с горы Синай, он увидел, что пока он отсутствовал, люди отступили, создали золотого тельца-кумира и стали поклоняться истукану. Подобно Христу, он мог бы воскликнуть: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?»

Через 1500 лет после Моисея приходит Христос и говорит о той же вере в триединого Бога. И так же как во времена Моисея, стоило Ему только удалиться на гору Фавор, и девять учеников, оставшихся внизу, разуверились, они не смогли помочь отцу, у которого ребенок страдал бесовской одержимостью. Грех гнездится внутри сердца, ума, чувств и воли человека, и если мы разлучаемся с Богом – по разным причинам, объективным, или субъективным, – то удаление от Бога приводит к деградации веры.

Всякий закон имеет содержание и форму. Содержание – вера, и у Авраама в завете-приказе, и у Моисея в завете-законе, и у Христа. А вопрос о форме очень сложный, потому что Господь говорит о свободе. «Где дух Господень, там свобода» – пишет апостол Павел, где нет свободы, там нет духа. И Сам Господь говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными».

Апостол снова вторит Ему: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу», то есть свобода – это свобода от греха. Третий, новый, как говорит Господь – нестареющий завет, по содержанию тот же: вера в Бога, а форма – свобода от греха. Свобода – это осознанная необходимость не грешить.

Грехи в православии. Пять категорий

Грех, как хмель дерево, окручивает, опоясывает, обвивает человека, питается его соками: что бы человек ни сделал хорошего, у него всегда возникает греховный помысел: «слава Богу, что я сделал это хорошее дело, другие не сделали, а я сделал! Вот там стоит мытарь, блудник, коррупционер, злодей…, слава Богу, что я не такой». Апостол Павел в послании к Римлянам говорит именно об этом: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». В каждом человеке, независимо от звания, от состояния, от уклада жизни, будь то священник, епископ или мирянин, присутствует начало греха. Из множества греческих слов, используемых в Новом Завете для описания чудовищности греха, пять являются особенно важными.

Амартиа, объективная склонность ко греху. Значение слова «амартиа» – не попасть в цель, то есть склонность ко греху отвлекает нас от достижения поставленной задачи: от спасения. «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, – говорит апостол Павел, – дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».

«Жало в плоть» – это именно склонность ко греху, которая в каждом человеке и до Второго пришествия грех действует в нас. «Нет человека, иже жив будет и не согрешит, но Ты един кроме греха», – грех присутствует в любом человеке до гробовой доски, амартиа аккомпанирует всю жизнь человеку, сопровождает каждое биение его сердца.

Парабасис – переступить через красную, запретную черту, нарушить заповедь.

Параптома – потерять равновесие на краю пропасти, поскользнуться. Разные люди по-разному подвержены воздействию параптомы. Как можно на ровном месте поскользнуться и разбиться вдребезги, а с нераскрывшимся парашютом приземлиться на склон оврага и остаться живым, так и в отношении греха: кто-то искусится там, где казалось, что никто не искусился бы.

Паракое – непослушание, действие наперекор воле Божией. Многие поколения дошли собственным опытом до постулата: «что имеем, не храним, потерявши плачем». Сколько было, например, детей, которые плохо относились к своим родителям, а потом родители умирали, и дети не могли без них жить, просто погибали – кара за непочитание отца и матери лишает всего.

Фтора – порча, тление. Человек воспринимает кажущееся явление за действительное, начинает жить в виртуальном мире, а не живет реальной жизнью во Христе. Христос показал, что нужно жить не фантазиями, сказками, грезами, а реально; но человек теряет ориентир реальности и начинает жить в виртуальном мире.

Греховный треугольник

Грех против Бога, против ближнего и против самого себя – в этом треугольнике все стороны равны. Грех против Бога – это гнушение содержанием завета, то есть неверие, апостасия. Если же человек не грешит против Бога, а согрешает против ближнего — он также подвергает себя наказанию.

Пример греха против ближнего – притча о милосердном самарянине: священник и левит видели погибающего и прошли мимо. Они спешили на службу, к Богу, но прошли мимо ближнего, а язычник-самарянин подошел и помог. А когда человек согрешает против себя, то он согрешает против образа Божьего в себе, против своей души, он оскверняет свои чувства, поражает свою волю и помрачает свой ум и в результате отпадает от Бога.

Систематизация грехов апостолом Павлом

Грех развивается во времени и пространстве. И добродетели, и пороки у человека, начиная от Адама, одни и те же. Развивается научный прогресс, цивилизации сменяют друг друга, а пороки и добродетели – одни и те же. Но ранжирование пороков и добродетелей в разные эпохи меняет свою остроту, свой накал.

Во втором послании к Тимофею апостол Павел пишет:

«В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся».

В последние дни наступят времена тяжкие, по-славянски – лютые, по-гречески – звериные, это же слово относится к гадаринскому бесноватому, тогда грехи подвергнут опасности все добродетели, даже языческие, не только христианские. В этом списке на первом месте у апостола Павла находится самолюбие, филавтия – состояние, в котором человек дистанцируется от Бога и раздваивается между собой и Богом. То есть образ Божий в человеке раздваивается, наступает духовная шизофрения.

Какая добродетель может противостоять этому греху? Апостол Павел отвечает – целомудрие, по-гречески – софросини, то есть цельность души. В послании к Галатам апостол Павел четко систематизирует грехи:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».

Апостол, перечисляя множество грехов, говорит, что это все дела плоти. Плоть – животный инстинкт: выжить и победить в борьбе за существование, обосноваться, утвердиться за счет других. Если человек подвержен хотя бы одному из этих грехов, то происходит самоистребление, самоубийство: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

Четыре греха похоти плоти: прелюбодеяние, блуд, нечистота (малакия) и непотребство (содомский грех).

Два греха гордыни: идолослужнение и волшебство. Гордость по-гречески – ходячий шарлатан, претендующий на то, чего у него нет. Гордыня – претензия выдать себя таковым, кем ты не являешься. Идолослужение – когда человек ставит кумиром что или кого угодно, но только не Бога. Волшебство – знахарство, целительство.

Десять грехов против любви к ближнему: вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства.

Два греха против умеренности: пьянство и бесчинство.

Грех как шелкопряд обволакивает всю нашу жизнь, даже если мы творим добрые дела. Но понятие греха не должно быть безотносительно, все зависит от того, в какой среде мы находимся, чтобы избавиться от греха нужно действовать его же оружием, то есть если мы проявляем релятивизм, то грех может нас просто уничтожить. Чтобы вырваться от греха, приходится иногда браться за меч; чтобы вырваться из толпы, из сообщества нечестивых, иногда приходится прорываться зубами и локтями.

Притча о немилосердном заимодавце

Главное, что нам открывает о грехе Господь, мы читаем в 18 главе Евангелия от Матфея: притча о жестоком заимодавце:

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов».

Что такое долг? Это грехи наши. Один человек был в неоплатном долгу – был должен десять тысяч талантов. Один талант – это шесть тысяч динариев, один динарий – это поденная плата работника, один талант – шесть тысяч человекодней, а десять тысяч талантов – шестьдесят миллионов динариев. Огромная сумма.

«А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему».

Один раб стоил сто-двести динариев, максимальная цена самого ценного раба – тысяча динариев. Должник никогда не смог бы расплатиться: даже если бы его продали со всей семьей, он бы все равно должен был в десять тысяч раз больше. Тогда царь, понимая, что тот никогда не отдаст ему все, простил ему долг.

«Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен».

И тут человеком овладел грех гордыни: он осознал, что Господь простил ему все, почувствовал себя святым, чистым от долгов, но забыл, что вокруг него такие же люди, как он. Христос открывает нам Царство Божье, прощает все грехи, более того, мы получаем благодать, чтобы бороться с грехом, а в таинстве крещения Господь прощает все грехи, даже те, которые нельзя загладить никакими добрыми делами. Но когда Господь прощает, человек, вместо того чтобы осознать свою греховность, начинает гордиться.

Человек – грешник, чем ему гордиться, только долгами своими? Гордость здесь – от неспособности человека соразмерить, соотнести свои грехи пред Богом, пред ближним и пред самим собой. Ему кажется, что он должен Богу, а должник – ему. Товарищ его должен в шестьсот тысяч раз меньше, чем он был должен царю, а он душит его, по-гречески: повалил и наступил ногой на горло.

«Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе».

Возвратить сто динариев было реально, например, отработать треть года.

«Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, кáк и я помиловал тебя?»

Злой раб, лукавый – это эпитет сатаны.

«И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга».

У злого человека никогда не будет столько денег, поэтому мучить его будут бесконечно.

Апостол Матфей говорит о трех смысловых линиях в отношении греха:

Первая: все человечество утопает в грехе, мы задолжали Богу невероятно много, никаких усилий человеческих не хватит, чтобы расплатиться. Бог по Своей любви и великодушию готов простить все долги, все грехи, чтобы человек начал новую жизнь, а грех не пускает, обвивает как хмель духовный ствол нашей жизни и не пускает.

Вторая: притча о злом заимодавце, о гордыне человека, который получает от Бога бесконечно много, но сам готов придираться к ошибкам и слабостям людей. Склонность к гордыне, к превозношению передается генетически, из поколения в поколение. Господь прощает все, а у нас возникает чувство исключительности, уникальности, мы считаем, что мы лучше, святее, чем другие люди.

Третья: муки грешника будут вечными.

Читайте также — Зависть — русский грех

Прощение

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» – так завершается притча. В богословии есть парные категории: вера-апостасия, ответственность-равнодушие, любовь-ненависть, а в отношении греха, как говорит Евангелие, антогонистом является прощение. Говоря о грехе, мы не можем не говорить о прощении, ибо грех лежит в основе спасения: человеком вошел в мир грех, смерть, и Христос пришел для того, чтобы спасти нас от греха, от проклятия смерти. Есть закон, номос и есть антиномия, есть благодать и непрощение. Для того чтобы простить, нужно получить благодать от Бога.

Этимология слова простить – просто. Если человек простой, ему легко простить, если он софистицированный – всегда найдет лазейку для гордыни. Все Евангелие говорит о том, что человек грешен, но в мир вошло спасение – фантастического прощение, которое дарует Бог Своим Сыном падшему миру.

Прощать можно бесконечно. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».

Прощение – это неравнодушие. Матфей пишет: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Прощение предусматривает твёрдость, неравнодушие, ответственность. Если человек согрешает, то надо пойти и обличить его, постараться, чтобы он не совершил греха.

Прощение – это подвиг, оно достигается со слезами, с мукой сердечной. Простить человека и покрыть любовью его грех – по-человечески очень тяжело. Во времена Христа люди возмущались, как Он позволяет грешникам прикасаться к Себе. Господь дарует тотальное прощение всем людям, и не понимает, почему люди не радуются обращению грешников.

Апостол Петр в первом соборном послании пишет: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды». Прощение предусматривает язву, распятие Христа, Его голгофские муки. Поэтому прощение – это мученичество, сораспятие с Господом.

Подготовила Мария Строганова

Грехи. Читайте другие материалы о борьбе с грехами на Правмире:

  • Грех Хама и грех Илия
  • Грех осуждения
  • Осторожно, грех!
  • Как выглядит грех?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *