Акафисты

Содержание

>Акафист

Что такое Акафист?

Обращаться ко Господу через молитву, торжественную хвалебную песню — древняя православная традиция. Акафист — это один из многих различных видов церковных гимнов. Дошедшее к нам из Греции слово «Ο Ακάθιστος Ύμνος» происходит от местного слова «akathistos», где а – это отрицание, а kathizo – сидеть. Его также называют «неседальным гимном», потому что исполнять его принято стоя.

Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому

Акафист Николаю Чудотворцу

Акафист Архангелу Михаилу

История Акафиста: происхождение, история развития

В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста. Этот жанр известен с ранних Византийских времен. Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы. Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах. Самым первым гимном, дошедшим до современности, стал великий акафист Пресвятой Богородице, он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов. Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия). Многие гимнографы называют и более ранние сроки. Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов. В те дни Патриарх Сергий, проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен, и умолял Бога о защите от войск персов и скифов, которые осаждали Константинополь. Люди просили Господа о заступничестве в храмах, умоляя спасти их дома и родной город.

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города. Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм), где хранились святыни: чудотворная икона Богородицы и Ее риза, а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь.

Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять. В рассказе А.П. Чехова «Святою ночью» можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра.

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт—христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику.

В России акафист, особый вид молитвы, появился около 916—го года. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Акафист Пресвятой Богородице

Хвалебная песня Пресвятой Богородице, который называют «великим акафистом» и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф. Это — 13 кондаков и 12 икосов. Икосы принято начинать с греческих букв. Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени. Текст акафиста содержится в нескольких книгах, но считается, что изначально он появился в Триоди Постной. Его поют только один раз в году. Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют «Похвала Богородице» или «Суббота акафиста».

Существует около 30 различных редакций акафиста. В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия (старца по имени Иоанн), а киевская версия 1627 года. Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий (Елисей), автор перевода «Триоди постной» О том, что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века, говорит книга «Канонник» Кирилла Белозерского, которая вышла в 1407 году.

В синксаре субботы 5—ой седмицы Великого Поста отмечается, что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя, которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы. Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей. Но и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще. Лейтмотив акафиста — это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия.

Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную. Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого, поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет.

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов. Это 25 песен, они соответствуют порядку букв греческого алфавита. Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен, кондаков и двенадцати пространных песней, которые называют «икос». Каждая группа произведений объясняет смысл праздника, которому посвящен акафист.

Икосы принято заканчивать на слове “радуйся” а кондаки на воспевании “Аллилуйя”, которое означает «хвалите Бога». Икос, который читают после кондака обычно делят на две части. Читать икосы без кондаков не принято.

Акафист напоминает классический кондак по своему составу. Такие кондаки обязательно имеют двадцать строфы: двенадцать из них более краткие, с восхвалением «аллилуйя» и двенадцать длинных, которые соответствуют первому припеву кондака. Но, в отличие от кондака классического типа, акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления. От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы. Хайертизмы — это восхваления которые, начинаются со слова «Радуйся!». Первое слово в краткой вводной фразе икоса — тоже «Радуйся». Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому, кому он посвящен, после него обязательно повторяется первый икос, затем опять читается первый кондак.

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила. В этом случае начальные молитвы обычно не читают, можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы «Достойно есть». Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав. Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Какие акафисты читать в житейских нуждах

О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.

Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.

Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.

Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому

Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.

Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.

Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.

Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.

Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.

Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.

Примечания:

Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь — 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.

Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.

Слушать акафисты:

Об акафисте на «Правмире»:

  • Акафист по планшету

  • Акафист Слава Богу за всё

  • Акафист святому Архангелу Михаилу

  • Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому

  • Акафист (молитва) блаженной Ксении Петербуржской

  • Акафист Николаю Чудотворцу с ударениями

  • Молитва Матроне Московской. Акафист

  • Акафист святым Петру и Февронии

  • Акафист великомученику Георгию Победоносцу

Акафист

Похвала Богоматери с акафистом в клеймах.
Русская икона конца XIV века.
Успенский собор Московского Кремля

Ака́фист, у старообрядцев ака́фисто (греч. Ο Ακάθιστος Ύμνος, также неседа́лен, неседа́льная песнь, то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») — жанр православной церковной гимнографии, представляющий собой хвалебно-благодарственное пение, посвящённое Господу Богу, Богородице, ангелу или (чаще всего) тому или иному святому. В отличие от древних кондаков, содержит хайретизмы (ряд восхвалений, начинающихся со слова Радуйся).

История

Первоначально и долгое время термин применялся только к тексту, обозначаемому в русском обиходе как Акафист Пресвятей Богородице, или Великий акафист, который дал формальную схему всем позднейшим акафистам, написанным в подражание ему.

Приписывается различным авторам, в том числе Роману Сладкопевцу, что, однако, не имеет достоверного подтверждения.

Возник, вероятнее всего, в VI веке (согласно некоторым предположениям, между 3-м и 4-м Вселенскими соборами); точно не позднее 626 года, когда для него заново был сочинён зачин Взбранной Воеводе — так называемый проимий (греч. προοίμιον; 1-й кондак в русской традиции), или кукулий (греч. κουκούλιον — капюшон).

Проимий Акафиста не связан с содержанием остальной части Акафиста и имеет иную метрическую структуру; он, несомненно, представляет собой позднейшее добавление к тексту. Его появление обычно связывают с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами; представляет собою победную благодарственную песнь, обращённую к Богородице от лица «Ея града», то есть Константинополя, избавленного от «злых». В современном (по крайней мере, с XV века) церковнославянском переводе слова «град Твой» заменены на «раби Твои».

Структура

После вступления (кукулия) следует 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причём икосы завершаются хайретизмом (рефреном «Радуйся!»), а кондаки — «Аллилуйя!». Хайретизмы следуют за вводной частью икоса и составляют основной объём текста. В каждом икосе — 12 хайретизмов, объединённых в греческом оригинале попарно изосиллабизмом, а также тождеством метрического рисунка.

Вступление акафиста обычно начинается со слов: «Возбранный чудотворче/ воевода/ угодниче Христов». Далее следует имя святого. После этого идут слова: «похвальными песньми почтим». Затем следует хайретизм: «Радуйся!».

Литургическое использование

Устав говорит только о Великом акафисте, который читается на утрене праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота 5-й седмицы Великого поста).

Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

Акафист Пресвятей Богородице в славянской рукописной и старопечатной традиции может помещаться в различных типах богослужебных книг: Триоди Постной (подавляющее большинство случаев), Псалтири следованной, Часослове, Кондакаре, Акафистнике (с XV века), Богородичнике (с начала XIV века). Первоначально с Акафистом Пресвятей Богородице славяне познакомились, очевидно, в составе Постной Триоди, перевод которой, по косвенному свидетельству жития святого Климента Охридского, написанного Феофилактом, архиепископом Охридским (Болгарским), был завершён не позднее 916 года.

Появление позднейших акафистов

Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице, имело место лишь на исходе византийской эпохи.

Старший список Акафиста Иисусу Сладчайшему датируется XIII веком; славянский перевод осуществлён в XIV веке, автор гимна неизвестен. Атрибуция иноку Феоктисту Студиту (IX век) — автору канона при этом Акафисте — или митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (XI век) сомнительна. Существует предположение, что создание Акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII — начала XIV века, практикой исихазма и трудами преподобных Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.

Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских патриархов Исидора I Вухираса (1341—1349) и Филофея Коккина (1353—1354, 1364—1376). На славянской почве известны семь гимнов патриарха Исидора, озаглавленных как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». Это акафисты архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю и Чудотворцу Николаю, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, двенадцати апостолам.

Патриарху Филофею усвояют два акафиста: Всем святым, в составе одноимённой службы (греческий оригинал и церковнославянский перевод), и Живоносному Гробу и Воскресению Господню (церковнославянский перевод, с припевом: «Радуйся, Живоносный Гробе, из негоже Христос воскресе тридневен»). Кроме того, ему принадлежат молитвы, читаемые после Акафиста Иисусу Сладчайшему («Согреших, беззаконновах, неправдовах пред Тобою») и Пресвятой Богородице («Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Пренепорочная»).

В XIV веке был написан акафист, никогда не имевший литургического применения, — переложение Акафиста Пресвятой Богородице ямбическим триметром, сделанное придворным поэтом Мануилом Филом. Последний из известных акафистов византийской эпохи принадлежит Иоанну Евгенику (1-я половина XV века). Это Акафист апостолу Иоанну Богослову.

В греческой Церкви продолжали слагать новые акафисты; большое число текстов было написано гимнографом Герасимом Микраяннанитом.

Жанр акафиста получил широкое распространение в Русской православной церкви в XIX и начале XX веков. По данным Алексея Попова («Православные русские акафисты…»), к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов, около 300 было отвергнуто.

Время гонений на Русскую православную церковь после революции 1917 года было временем акафистов, поскольку акафист можно читать и без священника. Как отмечает историк Алексей Беглов, акафисты стали наиболее распространённой формой упрощённых домашних богослужений в СССР, совершаемых в отсутствии священника и вообще людей, знающих богослужебный устав. Акафист имеет небольшой объём, поэтому его легко копировать, к тому же существенная часть акафистов написана на русифицированном варианте церковнославянского языка, и их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX веке акафисты создавали и распространяли в машинописных копиях очень активно.

Новый всплеск акафистографии наблюдался в конце XX — начале XXI века. Ежегодно появлялось до 40—50 новых церковнославянских акафистов. Последние обновления на сайте «Акафист» датированы сентябрём 2015 года. Среди наиболее плодовитых авторов — Евгений Храповицкий и Александр Трофимов.

Помимо церковнославянских акафистов, есть несколько сотен акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, русском, чешском, словацком, новогреческом. Общее число оригинальных акафистов на разных языках, по данным священника Максима Плякина, превысило 1800.

Нормативные церковные документы об употреблении акафистов

14 мая 2018 года Священный синод Русской православной церкви, рассмотрев практику употребления акафистов в Русской православной церкви, постановил:

2. Отметив, что, с одной стороны, употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, а с другой — в богослужебной практике используются и иные акафисты, подчеркнуть, что, по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».

3. В связи с изложенным отметить, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру, в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями.

4. Признать при этом допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).

5. Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.

6. Напомнить епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий о недопустимости использования текстов акафистов, не утверждённых Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий.

7. Обратить внимание епархиальных Преосвященных, что они могут благословлять официальную публикацию новосоставленных акафистов только местночтимым святым и только в пределах возглавляемых ими епархий (журнал Священного Синода № 80 от 1-2 октября 1993 года).

8. Поручить Издательству Московской Патриархии совместно с Рабочей группой по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества подготовить сборник акафистов, рекомендуемых для общецерковного употребления.

9. Поручить Издательскому совету разместить список акафистов, утверждённых Священным Синодом, и их тексты на сайте Издательского совета или на особом интернет-сайте с последующим регулярным обновлением.

10. Поручить Синодальной богослужебной комиссии подготовить и представить на утверждение Священного Синода проект чинопоследования совершения молебного пения с акафистом для последующего включения в дополнительную часть Требника.

11. Рабочей группе по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества принимать к рассмотрению акафисты новопрославленным святым только после составления и утверждения в установленном порядке полных богослужебных последований таковым святым.

Примеры акафистов

  • Акафист Иисусу Сладчайшему
  • Акафист Успению Пресвятой Богородицы
  • Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Тихвинская»
  • АКАФИСТ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ ЛУКЕ
  • АКАФИСТ СВЯТЫМ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЮ ПЕТРУ И КНЯГИНЕ ФЕВРОНИИ, МУРОМСКИМ
  • АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ ФЕОДОСИЮ ТОТЕМСКОМУ, ЧУДОТВОРЦУ

Примечания

  1. Христианину невозможно спрятаться.
  2. Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. Минейные службы нового и новейшего времени: история, поэтика, семантика Архивная копия от 9 апреля 2016 на Wayback Machine.
  3. Акафист, акафисты святым.
  4. Журналы заседания Священного Синода от 14 мая 2018 года

Литература

  • Давыдов И. П. Православный акафист русским святым (религиоведческий анализ). — Благовещенск, 2004.
  • Козлов М. Из истории акафиста. Ч. 1. Византийские и русские досинодальные акафисты. // Журнал Московской Патриархии. — № 3. — 1992. — С. 43—49.
  • Козлов М. Из истории акафиста. Ч. 2. Русский акафист в синодальный период истории Церкви. // Журнал Московской Патриархии. — № 4. — 1992. — С. 37—43.
  • Козлов М. Акафист в истории православной гимнографии. // Журнал Московской Патриархии. — № 6. — 2000.
  • Людоговский Ф. О причинах популярности акафистов, Богослов.Ру. 16.01.2009.
  • Людоговский Ф. Б. Православный акафист в межкультурной коммуникации (конец ХХ — начало XXI в.) // Глобализация — этнизация: этнокультурные и этноязыковые процессы. — Кн. 1. — М., 2006.
  • Людоговский Ф. Б. Структура и поэтика церковнославянских акафистов / отв. редактор Г. К. Венедиктов. — М.: Институт славяноведения РАН, 2015. — 352 с. — ISBN 978-5-7576-0343-8.
  • Людоговский Ф. Б. Церковнославянский акафист как современный гимнографический жанр: структура, адресация, функционирование. // Славяноведение. — № 2. — 2004.
  • Людоговский Ф., Плякин М. Жанр акафиста в XXI веке // Попов А. В. Православные русские акафисты. — М.: Изд-во Моск. патриархии, 2013. — С. 586—636.
  • Людоговский Ф. Б., Плякин М. Е. Акафисты ангелам: пробный фрагмент каталога церковнославянских акафистов. // Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2012—2013>. — М.: Древлехранилище, 2013. — С. 260—280.
  • Петровский А. В. Акафист // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1900. — Т. 1.
  • Попов А. В. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование… — Казань, 1903; 2-е изд.: М., 2013.
  • Турилов А. А., Казачков Ю. А., Никифорова А. Ю. и др. Акафист // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 371—381. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Чуркин А. А. Русский акафист середины XIX — начала XX века как жанр массовой литературы.

Ссылки

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Тексты в Викитеке
  • Сайт «Акафист»
  • Сайт с наиболее полной коллекцией аудиозаписей Православных акафистов
  • Акафист // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сайт «Акафистоведение и акафистография»
  • Сборник акафистов
  • ЖЖ-сообщество «Акафисты»
  • Ο ΑΚΑΘΙΣΤΟΣ ΥΜΝΟΣ
  • Суббота Акафиста: С красотой этой службы просто нечего сравнить…; церковнославянский текст Акафиста на сайте Православие и мир.
  • Акатист као жанр црквене химнографије, Јовић Александра

Словари и энциклопедии

акафист

(греч.- «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») — жанр православной церковной поэзии, разновидность кондака в первоначальном значении термина. Первоначальное обозначение «А.» применялось только к одному тексту, который обозначается в русском обиходе как «А. Пресвятой Богородице». Это самый древний из А., давший образец и формальную схему всем последующим. Он возник предположительно в VI в., во всяком случае, ранее 626 г., когда для него была заново сочинена 1-я строфа (в греческой терминологии — кукулий, букв, «капюшон», «кукуль», как бы «шапка», в русской терминологии — кондак) «Вобранной Воеводе победительная»; через это гимн был поставлен в связь с актуальным событием — избавлением Константинополя от аварских полчищ. По-видимому, до 626 г. А. начинался строфой «Повеленное тайно прием в разуме», которая затем была изъята из состава А., но сохранилась в чинопоследовании А. на правах кондака. Атрибуция А. св. Роману Сладкопевцу имеет опору в рукописной традиции, однако остается иод сомнением. А. состоит из 25 строф: после кукулия поочередно сменяют одна другую 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причем икосы оканчиваются рефреном «Радуйся, Невесто Неневестная», а кондаки — рефреном «Аллилуиа», в то время как кукулий по объему ближе к кондакам (почему и включен русской традицией, не знающей термина «кукулий», в счет кондаков), но рефрен имеет общий с икосами. Но самая характерная черта А.- т. н. херетизмы. После вступительной части икоса, намечающей определенный момент священной истории (напр., икосы 1 и 2 — Благовещение), догматического вероучения (напр., икос 7 — девство Пресвятой Богородицы по Рождестве, икос 8 — вочеловечение бесстрастного Божественного естества) или образа Божией Матери (напр., икос 12 — Ее участие в деле всецерковного, всечеловеческого и всемирного освящения), следуют более или менее связанные с этой вводной частью по смыслу именования Девы Марии, вводимые приветственным восклицанием «хере» — «радуйся». В каждом икосе — 12 херетизмов; они объединены попарно изосиллабизмом и вообще тождеством метрического рисунка, обильными созвучиями и синтаксическим параллелизмом. В церковнославянском переводе изосиллабизм и созвучия утрачены, связь держится на синтаксическом параллелизме («радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение»). В последние века существования Византии начали писать церковные гимны, воспроизводящие формальную структуру А. Даже начальные слова икосов выбираются с таким расчетом, чтобы сохранить соответствие образцу. Так, если икос 1 А. Пресвятой Богородице начинается рассказом о Благовещении: «Ангел предстатель с небесе послан бысть…», то на соответствующем месте в А. Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу мы находим обращение: «Ангелов Творче», а в А. Святителю Николаю: «Ангела образом… яви тебе всея твари Создатель». В XIV в. над сочинением новых А. потрудились авторы исихастского направления — Константинопольские патриархи Исидор (А. Архангелу Михаилу, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу и др.) и Филофей (А. Животворящему Гробу и Воскресению Христову). Составление новых А. в греческой церковной поэзии продолжается до сих пор, причем строго соблюдается традиционная формальная структура. На русской почве возникали и продолжают возникать церковно-славянские А. (Покрову, св. вмц. Варваре, русским святым, Вознесению Христову и т. п.), в последнее время иногда отступающие от старых правил (уменьшается число херетизмов в каждом икосе). Суждения об этих текстах весьма различны, однако некоторые из них нашли себе место в богослужебном обиходе.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Извечно человек обращался к Богу, ибо знал, что его слово праведно, а дела незыблемы. И обращение это происходило по-разному. Одним из таких способов является акафист. Что это такое в православии, ведь ему отведена очень важная роль. Он обличает молитву в красивую песнь, и она летит в небеса с верою и надеждою.

Исполняются он издавна в различных богослужениях, а история берёт своё начало с самых давних церковных книг. Но важно помнить, что это не просто ещё один жанр православного песнопения, это огромная сила, которая помогает человеку обращаться к Богу, а красота и гармония её исполнения возвышают и облагораживают.

Акафист — что это значит

Церковная культура – это кладезь множества различных жанров, среди которых акафист занимает почётное место. Это хвалебное пение с благодарственными словами, которое посвящено Всевышнему, Божьей Матери, ангелу, либо же определённому святому.

Отличительной чертой данной песни является то, что исполнять её нужно обязательно стоя. Этот жанр имеет огромную историю, ведь возник он приблизительно в VI веке. И интересным является тот факт, что он не только дошёл до наших дней, но и практически не изменился.

Акафист, что это и как читать?

Хвалебное произведение состоит из 25 песен (порядок греческого алфавита), которые делятся на две группы:

  • кондаки (хвалебные песни) – 13 произведений;
  • икосы (пространные песни) – 12 произведений.

Каждая группа, в свою очередь, даёт объяснение праздничному событию, которое происходит.

Также существует определённый ряд правил исполнения молитв:

  • икос нельзя читать как самостоятельную песню, делать это нужно только после кондака;
  • практически все икосы заканчиваются словом “Радуйся”, а кондаки –воспеванием “Аллилуйя”;
  • икос, который читают только после кондака, делится на две части;
  • последний читаемый кондак – это обращение непосредственно к тому, кому посвящён акафист. Традиционно его повторяют 3 раза к ряду;
  • после акафиста всегда читается молитва.

Песни исполняют на богослужениях в канун или во время самого праздника как в церкви, так и келейно (домашняя молитва). Особых указаний касаемо данного произведения в церковном уставе нет, но есть одно строгое правило: его нельзя читать в период Великого Поста. Во все же остальные дни календарного года это делать разрешено.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Хвалебная песня Богородице

Акафист Пресвятой Богородице – это обязательная молитва “Взбранной Воеводе…”, которая читается в Субботу Похвалы Пречистой Девы Марии и единственная, которую можно исполнять в дни Великого Поста.

Песни с призывом о помощи в различных житейских невзгодах исполняются иконам Божьей Матери, каждая из которых имеет свои значения, в частности:

  • икона “Всецарица”: исцеление от онкозаболеваний, различных зависимостей, страсти к оккультным явлениям;
  • “Воспитание”: молитвы родителей за своих детей;
  • “Млекопитательница”: помощь при родах и воспитание младенцев;
  • “Неопалимая Купина”: защита от пожара, помощь невиновным в суде, семейное благополучие;
  • “Неупиваемая Чаша”: помощь в борьбе с алкоголизмом, курением и наркоманией;
  • “Казанская”: победа над врагом, христианские браки, различные хвори, в основном болезни глаз;
  • “Покрова Пресвятой Богородицы”: избавление от искушений и грехов, мольбы о мире и благодати;
  • “Скоропослушница”: незамедлительное исцеление от всякого рода недугов;
  • икона “Утоли моя печали”: помощь и поддержка в нужде, печали и скорби;
  • “Умягчение злых сердец”: о мире между враждующими;
  • “Целительница”: спасение от всяких недугов.

Все эти иконы очень мощные, ведь объединяет их одна великая сила – православная вера.

Водосвятный молебен и вечерня с акафистом, что это

Водосвятный молебен с акафистом, что это? Святая вода – ещё один не менее важный символ христианства. И часто её освящают именно в таких молебнах, при этом читая песни, в которых обращаются к Господу и Пречистой.

Люди просят подарить им благодать и покой, ниспослать мир и радость. Исполняют их, как правило, служители церкви по просьбам нуждающихся. После обряда каждый, кто заказал молебен, может взять освящённую воду с собой.

Традиционная православная вечерня также читается с молитвами. Бывают вечерни простые и праздничные, отличаются они по своему устройству. Совершаются около девяти часов вечера. И во время каждой обязательно исполняются песни, в которых восхваляется Всевышний и дела его на Земле.

Акафист – это молитва, вечная и нетленная песнь сердца. В ней традиции и история, культура становления православия как мировой религии. И каждый верующий благодатно чтит её и хранит в своей душе, как самое драгоценное сокровище.

Господь всегда с Вами!

Что такое акафист и когда его читают дома и в церкви

Моя знакомая сотрудница рассказала, как акафистное пение чудотворцу Спиридону Тримифунтскому помог решить квартирный вопрос, который тяжелым грузом лежал на плечах. Я заинтересовалась, что такое акафист и когда его читают. Оказывается, это особый чин богослужений, который можно заказать в храме или воспевать дома. В статье я вам расскажу, как заказать требу в храме (монастыре), как правильно читать акафист дома, и каких святых можно просить о помощи в любых бытовых вопросах и для излечения от хворей.

Акафисты в христианстве

Церковные акафисты не считаются обязательными богослужениями, кроме посвященного Богородице акафиста «Возбранная воевода» (в субботу на пятой седмице Пасхального поста). На греческом слово «акафист» обозначает «неседальное пение». Это славословие и гимн Господу, Богоматери, святым и архангелам. Акафистное пение всегда исполняется стоя, послабление разрешено только тяжело больным людям. Акафисты воспевают в любые дни, кроме Великого поста. Их исполняют в соборах и дома, но только по благословению батюшки.

Акафисты строятся из 25 хвалебных гимнов, разделенных на два вида — кондаки (хвалебное песнопение) и икосы (пространное песнопение). Кондаки (их 13) рассказывают о том, для кого предназначено славословие, икосы (их 12) поясняют суть акафиста. Икосы и первый кондак заканчиваются восклицанием «радуйся», 11 кондаков заканчиваются восклицанием «аллилуйя». Последний кондак воспевается троекратно.

Акафисты бывают с освящением воды и без чина освящения воды.

Перед исполнением акафистного пения произносят предначинательную молитву, обращенную к святым или Богородице. Затем воспевают сам гимн, а в конце его — молитву.

Что такое акафист простыми словами — это церковная поэзия в честь Иисуса, Богоматери, святых и архангелов.

По каким случаям воспевают акафистные гимны:

  • в благодарность за помощь;
  • в дни чествования святого;
  • для наполнения души покоем;
  • если нужно попросить святого о вспоможении в делах;
  • для исцеления от заболеваний — телесных и душевных;
  • при земных скорбях и нуждах;
  • для защиты от соблазнов греха;
  • при финансовой неурядице;
  • в иных трудных случаях.

Акафист Богородице «Возбранная воевода» воспевают для:

  • исцеления от заболеваний;
  • освобождения от алкоголизма и наркомании;
  • вспоможения в родах;
  • помощи в воспитании детишек;
  • избавления от преследующих врагов;
  • в иных бытовых проблемах.

Акафисты иным образам Богородицы:

  • «Всецарица» — от зависимостей, тяжелых болезней, оккультизма;
  • «Млекопитательница» — за младенцев, для родовспоможения;
  • «Неопалимая купина» — от возгораний, в защиту невинно осужденным;
  • «Неупиваемая чаша» — для избавления от зависимости винопития, табакокурения, наркотиков;
  • «Казанская» — для излечения, для сохранения супружеских уз, от врагов;
  • «Скоропослушница» — для излечения от недугов;
  • «Семистрельная» — для примирения враждующих;
  • «Целительница» — для освобождения от болезней.

Акафисты святым:

  • Пантелеймону целителю — от любых недугов;
  • преп. Сергию Радонежскому — для успешной учебы, усмирения гордыни;
  • блаж. Ксения Петербуржская — при любых бытовых проблемах, для исцеления;
  • великомученнику Георгию Победоносцу — для защиты от врагов, для защиты от нападения диких зверей, для сохранности домашних питомцев;
  • св. Иоанну Крестителю — для обретения или укрепления веры, о покаянии, для урожая;
  • св. Вонифатию — от алкоголизма и обжорства;
  • пророку Илии — в любых нуждах;
  • чудотворцу Иоанну воину — от грабежа и покражи;
  • свв. Киприану и Устинии — от оккультизма и колдовства;
  • богоотцу Иоаким и праведной Анна — от бесплодия.

Акафист Спиридону Тримифунтскому

Эта акафистная песнь читается 40 дней подряд для решения квартирного вопроса, финансовой помощи и вспоможения в любых нуждах. Святой чудотворец при жизни изгонял бесов, исцелял недужных, воскрешал мертвых.

Также акафисты читают:

  • Иисусу сладчайшему — для обретения душевной гармонии и божьей благодати;
  • Ангелу хранителю — при любых проблемах;
  • св. Михаилу архангелу — при переезде в новое жилое помещение.

Акафисты по дням недели:

  • воскресенье — чествование воскресения Иисуса Христа;
  • понедельник — ангелу хранителю и архангелу Михаилу;
  • вторник — Иоанну Предтече;
  • среда — Иисусу Христу сладчайшему;
  • четверг — Николаю угоднику;
  • пятница — Животворящему Кресту;
  • суббота — Богоматери.

Как правильно заказать акафист в храме или монастыре? Необходимо подать церковную записочку и указанными именами (в родительном падеже). Также можно заказать требу онлайн в монастыре или соборе, которые имеют свой сайт в интернете.

Акафисты заказывают только для крещенных людей.

При записи имен используйте крестильные имена, записывайте их правильно: не Дмитрия, а Димитрия. Иван на церковнославянском — Иоанн, а Татьяна — Татиана. Также можно указать статус человека: болящего Иоанна, младенца Димитрия, отроковицы Татианы, воина Георгия. Фамилия и отчество в записках не указываются.

Чтение акафиста дома

Как читать акафист в домашних условиях? Для начала необходимо прослушать исполнение в церкви либо аудиозаписи. Это необходимо для правильного произнесения церковнославянских слов и ударений. Также важна правильная интонация произнесения слов и выдерживание пауз между ними.

В доме должна быть икона того, к кому вы обращаете славословие. Перед иконой необходимо зажечь церковные свечи или лампадку. Желательно почитать православную литературу о том святом, которого вопрошаете.

Некоторые сокращения слов:

  • Слава (или троичен) — произносится «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»;
  • И ныне (или богородичен) — читают «И ныне и присно и во веки веков. Аминь.»;
  • Слава вместе с И ныне — читать последовательно друг за другом «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

В какой последовательности произносить молитвы перед акафистом? Следует приобрести акафистник в церкви, в нем всё указано.

Сколько дней необходимо читать акафистное славословие? Строгих правил и временных рамок нет, по желанию сердца и души.

Можно ли произносить акафист женщинам во время больных дней? Это не запрещается, главное — веление сердца и души.

Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым.

Акафист- что это
Как правильно читать акафист
Акафисты Господу и Кресту
Акафисты Божией Матери
святым

ЧТО ТАКОЕ АКАФИСТ

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка. И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.
Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист. Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.
Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.
Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.
Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.
Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.
Также вместе с чтением акафиста тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ

Порядок чтения акафистов же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста. В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».
Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры

Читать акафист
После акафиста:

  • Достойно есть
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
    А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
    (Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

ГОСПОДУ И КРЕСТУ

  1. Акафист Святой Троице и Святому Духу
  2. Акафист Воскресению Господню. Пасхе
  3. Акафист Вознесению Господню
  4. Акафист Входу Господню в Иерусалим
  5. Акафист Крещению Господню. Богоявлению
  6. Акафист Преображению Господню
  7. Акафист Рождеству Христову
  8. Акафист Сретению Господню
  9. Акафист Воздвижению Креста Господня

БОГОРОДИЦЕ

  1. Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
  2. Акафист Введению во храм Пресвятой Богородицы
  3. Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
  4. Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы
  5. Акафист Успению Пресвятой Богородицы
  6. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Владимирская
  7. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Всецарица
  8. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Державная
  9. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Знамение
  10. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Иверская
  11. Акафист Богородице пред Ее иконой Казанская
  12. Акафист Богородице пред Ее иконой Неопалимая Купина
  13. Акафист Богородице пред Ее иконой Скоропослушница
  14. Акафист Богородице пред Ее иконой Спорительница хлебов
  15. Акафист Богородице пред Ее иконой Умиление
  16. Акафист Богородице пред Ее иконой Феодоровская

АНГЕЛАМ И СВЯТЫМ

Сначала размещены акафисты Архангелам и Бесплотным Силам, а затем сортировка акафистов происходит по именам: Алексий, Андрей Первозванный, Василий Великий, Вера Надежда Любовь и т.д.

  1. Акафист Архангелу Михаилу
  2. Акафист Святым и Бесплотным Силам
  3. Акафист преподобному Алексию, человеку Божиему
  4. Акафист преподобному Амвросию Оптинскому
  5. Акафист святому апостолу Андрею Первозванному
  6. Акафист святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
  7. Акафист святому Василию Великому
  8. Акафист святым мученикам Вере, Надежде, Любови и Софье
  9. Акафист трем Вселенским святителям и учителям
  10. Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
  11. Акафист в Праздник Всех Святых
  12. Акафист Георгию Победоносцу
  13. Акафист святому Даниилу Московскому
  14. Акафист святому великомученику Дмитрию Солунскому
  15. Акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
  16. Акафист святителю Иоанну Златоусту
  17. Акафист рождеству Иоанну Предтече
  18. Акафист преподобному Иоанну Кронштадтскому
  19. Акафист святому пророку Илие
  20. Акафист святым равноапостольным Кириллу и Мефодию
  21. Акафист святой Ксении Петербургской
  22. Акафист воскрешению святого Лазаря
  23. Акафист святому апостолу и евангелисту Луке
  24. Акафист святой Марии Египетской
  25. Акафист святой Матроне Московской
  26. Акафист святому апостолу и евангелисту Матфею
  27. Акафист святому Николаю Чудотворцу
  28. Акафист святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
  29. Акафист святому благоверному Олегу Брянскому
  30. Акафист Собору преподобных отцев Оптинских
  31. Акафист святому целителю Пантелеймону
  32. Акафист Первоверховным апостолам Петру и Павлу
  33. Акафист сорока мученикам Севастийским
  34. Акафист Преподобному Серафиму Саровскому
  35. Акафист Преподобному Сергию Радонежскому
  36. Акафист святому Спиридону Тримифунтскому
  37. Акафист новомученикам и исповедникам Российским

В ежедневных молитвах православные христиане обращаются к Богу, Богородице и святым угодникам, прося защиты и покровительства. Из нашей сегодняшней статьи вы узнаете, какие следует читать акафисты на каждый день недели.

Какие акафисты принято читать

Многовековая православная вера хранит в своих кладезях много жанров песнопений, среди которых особое место отводится акафисту. Акафист – это хвалебная ода в честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых великомучеников и архангелов.

В переводе с греческого языка «акафист» означает «неседальная песнь», поэтому хвалебно-благодарственные песнопения исполняются стоя. Особенность «народной молитвы», как часто называются православные христиане акафист, состоит в том, что прихожане могут принимать участие в богослужении в храме.

Некоторые миряне, не имея возможности каждый день посещать церковь, читают акафисты дома. Прочтение хвалебно-благодарственной оды в домашних условиях не требует особой подготовки и соблюдения каких-то условностей. Главное, искренность и открытость во время обращения к Спасителю, Пресвятой Богородице и святым угодникам. Проводить данный ритуал лучше в уединении, отстранившись от бренных мыслей и мирских дел.

Любой акафист состоит из 25 коротких песен (13 кондаков и 12 икосов), отличающихся легким слогом и глубоким смыслом. Первые 12 кондаков и 12 икосов читаются поочередно, последний нечетный кондак зачитывается трижды с поклонами. Затем нужно повторить первый икос и первый кондак. Ритуал хвалебно-благодарственного песнопения заканчивается прочтением молитвы, расположенной в акафистнике в конце каждого акафиста.

При любых жизненных трудностях и невзгодах, при утрате веры православные христиане обращаются с молитвами к Спасителю, Пресвятой Богородице и святым угодникам, вопрошая о помощи и защите. С каждым днем недели, именуемой седмицей, православная церковь соединяет особые воспоминания. Согласно данному церковному уставу, существует определенный круг недельных богослужений, в том числе и прочтения акафистов в домашней обстановке.

В воскресенье

Воскресенье считается первым днем седьмицы, когда верующие христиане вспоминают и прославляют Воскресение Христово, соответственно в этот день принято проводить ритуал хвалебно-благодарственного песнопения Воскресению Христову.

Читая акафист Воскресения Христово, молящийся желает наполнить свое сердце любовью, измениться и изменить свою жизнь, чтобы в душе поселился покой и гармония.

Понедельник

Утро понедельника следует начать с прочтения «народной молитвы» Ангелу Хранителю, который оберегает от бед и напастей, предостерегает от греха и искушения, помогает стать на путь праведный и обрести веру в свои силы.

Также в этот день можно провести ритуал хвалебного песнопения, молясь Архангелу Михаилу. Как сказано в церковном предании, Архангел Михаил ниспослан Господом христианам для оказания помощи в разных бедах, нуждах и страданиях.

Вторник

Во вторник в утренней домашней молитве православные христиане прославляют святого угодника Иоанна Крестителя. Акафист святому Предтече Господню Иоанну читают, вопрошая о даровании чувства покаяния.

Во времена Руси хвалебно-благодарственные оды Предтече Господню Иоанну воспевали при освящении пчельника, а также в молитвах о защите и покровительстве посевов и плодородия.

Среду

Середина недели считается постным днем, когда в молитвах священнослужителей вспоминается предательство Иисуса Христа Иудою и в храмах проводятся службы во имя Животворящего Креста Господня. В этот день нужно читать акафист Пресвятой Богородице и акафист Иисусу Сладчайшему.

В ритуальном песнопении, обращенном к Пресвятой Богородице, молящийся просит защиты от греховных мыслей, искушений и страстей, благодати и покровительства над детьми, помощи в родах, исцеления от душевных и физических недугов.

Четверг

По четвергам в храмах и дома православные христиане прославляют святых апостолов и святителя Николая Чудотворца. Акафист святителю Николаю Чудотворцу, согласно церковным канонам, разрешается читать при нуждах на всякую потребу, особенно при прошении о чудесном исцелении от недугов души и тела.

Совершая обряд благодарственного песнопения и прославления святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, молящийся просит помощи в преодолении различных житейских проблем и начинании новых дел. Апостол Петр является покровителем рыбаков, поэтому многие христиане обращаются в своих молитвах с просьбой об удаче в ловле.

Пятницу

В этот день принято вспоминать крестные страдания и распятие Иисуса Христа. По пятницам в православной церкви проводится служба в честь Животворящего Креста Господня. Уединившись и отстранившись от дел мирских, верующие христиане читают акафист Страстям Господним и акафист Честному и Животворящему Кресту Господню, вопрошая о благодати и защите от бед и горестей, душевных и физических недугов, сглаза и порчи, зла и различных опасностей.

Субботу

В субботу прославляется Божия Матерь и святые угодники. В домашних молитвах православные христиане исполняют хвалебную оду Пресвятой Богородице и акафист всем святым от века Богу благоугодившим.

Также в этот день поминаются все умершие в истинной вере и надежде, дома можно читать акафист об упокоении усопших.

Видео «Что такое акафист, как и когда его читать?»

В этом видео рассказывается, что такое акафист, как и когда его читать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *