Алтарь это в церкви

Содержание

>Алтарь в православной Церкви

Алтарь

Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.

Он состоит из:

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме — в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге — особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли «Святая святых».

Устройство алтаря

Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний – индитией, что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Читайте также — Храм Христа Спасителя

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

Алтарь в православной церкви: его внешнее и внутреннее устройство

Православные верующие зачастую приходят в храмы и церкви для того, чтобы преклониться пред святыми иконами, помолиться им о здоровье близких людей, покаяться и т.д. Но мало кому известно, как устроены святые места, какие важные части в нем существуют, и какова их значимость. Храмовые строения, как правило, состоят их трёх важнейших частей — это алтарь с солеей, притвор и собственно сам храм.

Что представляет собой алтарь

Алтарь — это третья храмовая часть, располагающаяся в восточной стороне. Считается, что именно алтарь — это символ рая, духовного неба и места, в котором пребывает Господь. Будучи основной частью церкви, ее могут посещать исключительно мужчины (священники, иподиаконы и чтецы). Помимо этого, посетить право алтарь имеют мужчины, которые благословлены на это церковным настоятелем или архиереем.

Что касается женщин, то они не могут входить в эту часть храма. Буквально несколько столетий назад это место было открыто для посещения диаконисами, занимающимися подготовкой оглашенных женщин. Сейчас же алтарь служит местом для совершения служений и треб священнослужителями мужского пола.

Алтарь состоит из нескольких основных частей:

  • святой престол;
  • дарохранительница;
  • алавастр (мирница);
  • семисвечник;
  • запрестольный крест;
  • жертвенник;
  • святая чаша;
  • дискос;
  • копие;
  • дикирий, трикирий;
  • рипида;
  • ризница;
  • горнее место.

Алтарные стены могут покрываться различными фресками, изображающими библейские сюжеты, Спасителя, Богородицу, святых и т.д. Чтобы понять всю значимость алтаря, стоит подробнее познакомиться с назначением каждого элемента.

Святой престол

Основным местом, занимающим центральную часть алтаря, является Святой Престол, считающийся местом пребывания Господа. Представляет он собой просторный стол, который покрыт парчой. Под церковным Святым престолом располагаются нетленные останки какого-то святого. Данная традиция сохранилась до нашего времени с периода первых гонений христиан, совершающих богослужения в подземных лазах, где располагались гробы скончавшихся верующих собратьев. Кладут часть нетленных мощей перед началом службы в храме.

Помимо стационарных Святых престолов встречаются и передвижные варианты, использующиеся при выездных службах. Их применяют в местах, где невозможно возвести церковь, при выполнении святых таинств, во время военных действий и при длительных путешествиях.

Главное назначение Святого престола — это совершение литургии, именно здесь готовится всё необходимое для причастия. Помимо святых мощей, здесь располагаются и другие предметы для богослужений:

  • крест для благословления верующих, пришедших в храм;
  • святое евангелие;
  • антиминс — отрез ткани, который был освящен, на нем изображается погребение Иисуса Христа;
  • илитон, располагающийся внутри антиминса, именно здесь устанавливаются мощи святых;
  • антимисная губка, предназначенная для сбора рассыпавшихся крошек от причастного хлеба.

Дарохранительница, мирница и дароносица

В дарохранительнице имеется лампадка. Тут же располагается два подсвечника, в которых устанавливается по одной свече, находящиеся по правую и левую сторону. Сама дарохранительница представляет собой конструкцию в форме небольшой церкви или гробницы. Возле хранительницы даров располагается мирница, в которой хранится Святой Миро.

Не меньшее значение имеет дароносица, предназначенная для сохранения и ношения святых даров. Ее используют, если необходимо причастить православных христиан, не способных самостоятельно посетить храм из-за физического недомогания.

Семисвечник и запрестольный крест

Позади престола располагается подсвечник под семь свечей, носящий название семисвечник, с высокой ножкой. Стоит отметить, что несколько веков назад данного алтарного элемента не было. В древние времена священнослужители зажигали только две свечки, символизирующие природу Иисуса Христа — божественную и человеческую. Позднее в молитвенных домах начали появляться подсвечники под семь свечей. Сейчас же без этого элемента не обходится ни одно богослужение. О семисвечниках можно найти упоминания в Ветхом Завете, где рассказывается о размещении его в алтаре иудейского храма.

Этот элемент весьма символичен, что описывается подробно в Новом Завете, а именно книге Откровение, которая была написана Святым Иоанном Богословом. Священное писание гласит, что семисвечник — это символ семи божественных духов, семи церковных таинств, семи соборов, такого же количества чаш божественного гнева, громов, печатей таинственного писания, труб ангелов.

Недалеко от семисвечника располагается запрестольный крест с изображением распятого Сына Божьего. Он имеет достаточно большие размеры, выполняется зачастую из дерева.

Жертвенник

Еще одним важным алтарным элементом является жертвенник. Он располагается по левую сторону молитвенного дома в северной части престола. Второе название жертвенника — предложение или протисисот. По размерам он мало отличается от престола, не отличается он и высотой. Когда возводились первые православные храмы, жертвенник располагался в другой части церкви, позднее его начали переносить в алтарь.

Жертвенник предназначен для размещения различных священных предметов. Здесь находится Священная чаша или потир, куда наливается вино и вода. Данный элемент символизирует кровь Сына Божьего. Здесь же находится дискос, имеющий вид плоского округлого сосуда из металла в форме диска. Именно сюда помещается хлеб для священного причастия, символизирующий тело Иисуса Христа. Также на жертвенники устанавливается копие — палка из металла, которая визуально похожа на нож, с его помощью вынимаются частицы из причастной пищи. Символизирует металлическая палочка копье, проткнувшее тело Христа.

Также в жертвеннике есть звездица, имеющая вид двух переплетающихся дуг, соединенных крестом. Она предназначена для того, чтобы частицы хлеба для причастия, покрывающиеся покровцами, не падали на пол. Тут же можно увидеть чашу из металла для теплой воды, получившая соответствующее название — теплота. Также для причастия используется специальная ложечка лжица. На жертвеннике еще находится воздух — тканый отрез с четырьмя углами (70*70 см), покровцы (ткань в форме креста), губка и многое другое.

Прочие богослужебные предметы

В алтаре представлены и другие важные предметы для совершения богослужений — это кадило (кадильница), дикирий, трикирий, рипида.

Дикирий представляет собой подсвечник с двумя свечками, символизирующими две природы Сына Божьего. Трикирий — это подсвечник, куда устанавливается три свечи, являющиеся символом трех лиц Святой Троицы. Чаще всего они применяются священнослужителями, патриархами и митрополитами во время благословения людей, посетивших храм.

Рипида (чаще всего в алтаре их два) — это круг на длинном шесте, выполненный из металла. Когда христианство только устанавливалось, их изготавливали из павлиньих перьев. Ими отгоняли насекомых, слетающихся на Священное причастие. Сейчас же рипида имеет духовную символику и говорит о присутствии ангелов около тела Иисуса Христа.

Ризница — еще один важный алтарный элемент, располагающийся по правую престольную сторону. Именно здесь священники переодеваются, здесь же хранятся одежды для богослужений. Помимо этого, в ризнице хранятся священные книги, различная церковная утварь.

Горнее место находится между престолом и алтарной стеной с восточной стороны. Оно стало элементом алтаря много веков назад, и представляет собой возвышенность, где ранее располагалось архиепископское кресло (трон).

У этого термина существуют и другие значения, см. Алтарь (значения). Алтари. Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.

У древних язычников

Обычно сооружался из природных материалов (камней, земли, глины и т. д.) в святых местах: на полянах, у ручья, в роще, то есть там, где впервые или наиболее ярко произошло взаимодействие с божеством. В Древней Греции приобрёл вид храмов (см., например, известный Пергамский алтарь в Берлине).Так же имеет значение Алатырь-камень, сакральное место для проведения ритуальных служб.

Витрувий закрепляет ориентировку алтаря на восток.

В христианской церкви

На Востоке

Главный алтарь Свято-Троицкого собора Ионинского монастыря

На православном христианском Востоке алтарём называют возвышенную восточную часть христианского храма, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтаря находится престол в виде квадратного стола, на котором обычно находится антиминс, завёрнутый в илитон, богослужебное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, дароносица и святое Миро в крестильном ящике. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Над престолом иногда сооружается сень с подвешенным образом парящего голубя, символизирующего Святого Духа, сходящего на Святые Дары.

В соответствии с древними традициями, восточная стена алтаря устраивается в виде полукружия — апсиды. В её центральной части помещается образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего апостолов. Под этим образом, прямо против престола, сооружается возвышение — горнее место (горний по-славянски значит «вышний», «возвышенный»), которое является образом Небесного престола Господа Вседержителя. Каждый раз, проходя мимо горнего места, необходимо перекреститься и поклониться Ему. Во многих храмах на горнем месте стоит кресло для архиерея, а с боков от него и ниже — сиденья для священников.

Сразу за престолом перед горним местом обычно ставится семисвечник в виде разветвляющегося столпа с семью лампадами.

У восточной стороны престола на длинных древках справа от семисвечника устанавливается запрестольный крест, а слева — запрестольная икона Божией Матери.

В северо-восточной части алтаря обычно у стены находится жертвенник — особый стол для совершения проскомидии. По внешнему устройству жертвенник во многом подобен престолу: его облачают в те же одежды (срачицу и индитию), а, в перерывах между богослужениями, также покрывают пеленой. Как и к престолу, к жертвеннику прикасаются только священнослужители.

У западной стены алтаря к югу между Царскими вратами и пономарскими часто ставится стасидия для настоятеля храма.

Между престолом и Царскими вратами разрешается проходить только священнослужителям во время богослужений. Обычно здесь постилается ковёр с дорожкой на амвон, иногда до аналоя посреди храма. Ковровое покрытие может быть вокруг престола, перед жертвенником и стасидией, или сплошное по всему алтарю.

У северной или южной стены алтаря может быть кадильная ниша и умывальница.

В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется служить литургию только один раз в день.

В греческих Церквах святой алтарь называют греч. ἰερòν Βῆμα.

По канонам Восточной Церкви, в алтарь дозволяется входить только священно- и церковнослужителям и при совершении таинства Крещения. На практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (алтарников); в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, монахини преклонного возраста (15-е правило Никифора Исповедника). Бывают и другие исключения.

В России

Алтарь Владимирского скита на ВалаамеАлтарь церкви Святого Саркиса в Славянске-на-Кубани

В дореволюционной России, в принципе, как и сейчас, в алтаре во время богослужения мог присутствовать, по благословению настоятеля, кто-либо из особенно известных и уважаемых прихожан.

Президенты В. В. Путин и Д. А. Медведев неоднократно присутствовали в алтарях во время богослужения, как и другие видные церковные ктиторы.

Согласно церковному праву принимать Святые Тайны в алтаре могут только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари (постановления Соборов: Лаодикийского 14 и 19; VI Вселенского 69; VII Вселенского 14). Однако в современной практике в исключительных ситуациях (например, в Великий четверг) в алтаре причащаются и миряне. В частности, такого права удостаиваются студенты некоторых духовных учебных заведений, мирским чином, но не на регулярной основе.

На Западе

Алтарь церкви Мадлен в Париже

В христианстве термин «алтарь» имеет два значения. На Западе алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием. Часто алтарём называется также алтарная картина — живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещённая над престолом (например, «Гентский алтарь» Яна ван Эйка).

В Базилике Святого Николая на Бари расположен уникальный мраморный алтарь-престол, конструкция которого предусматривает специальное оконце для личного поклонения верующих мощам святителя Николая Чудотворца.

Буддизм

Буцудан — домашний алтарь в Японии

Обычный буддийский алтарь располагается на самом высоком месте и состоит из нескольких групп объектов. Самыми важными являются три объекта, которые представляют тело, речь и ум Будды. Из них состоит базовый алтарь. Первым из этих объектов является статуя Будды или бодхисаттвы, которая помещается в центре. Вторым объектом является сакральный текст, символизирующий речь Будды. Он завёрнут в тёмно-красную или жёлтую ткань и располагается слева от Будды. С правого бока алтаря размещается ступа, как символ ума Будды. Вместо каждого из этих объектов могут быть использованы изображения.

Вокруг этих объектов могут располагаться изображения будд, бодхисаттв, лам и защитников. В Ваджраяне, в частности в тибетском буддизме, центральным аспектом является лама или учитель. Вокруг него могут размещаться идамы и защитники.

Вторая группа объектов относится к дарам. Обычно используют семь чаш с дарами Будде и бодхисаттвам. Они должны быть расположены по прямой линии и содержать (слева направо): питьевую воду; воду для умывания; рис и цветы; рис и благовония; свечу, ароматизированную воду, рис и еду. Иногда среди даров есть морская раковина и колокольчик, символизирующие пробуждение существ, которые слушают Дхарму.

К третьей группе объектов относят предметы, которые используют во время особых ритуалов (или постоянно). К ним относят тормы, дордже, колокольчик, хрустальный шар.

См. также

Алтарь:

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Капище
  • Киворий
  • Алтарная картина
  • Ретабло
  • Михраб

Примечания

  1. Значение слова «алта́рь».
  2. Десять книг об архитектуре, кн.IV
  3. Алексей Кашкин. „Устав православного богослужения“. Саратов, 2010 г., стр. 39, 41-43.
  4. Иеромонах Иов (Гумеров). О современной практике вхождения в алтарь // Православие.ру, 27.10.2006
  5. СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ. ПРАЗДНИКИ, см. с 14:43 до 14:51, с 16:38 до 16:52, с 18:21 до 18:25, с 18:39 до 18:43.

Ссылки

  • Марков Н. Ф. Алтарь // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1900. — Т. 1. — Стб. 552
  • Глоссарий сайта Московской Патриархии
  • Алтарь (сайт liturgy.ru)
  • Словарь буддийских терминов. Алтарь. Дата обращения 7 ноября 2010. Архивировано 11 мая 2012 года.
  • Буддийский алтарь и его устройство. Геше Джампа Дакпа.. Дата обращения 7 ноября 2010. Архивировано 11 мая 2012 года.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4001381-9 · LCCN: sh85003895

Алтарь и его принадлежности

Алтарь является главной частью св. храма в силу того, что в нем помещаются важнейшие священные принадлежности и совершаются важнейшие церковные службы — прежде всего, Божественная Литургия.

Алтарь обычно устраивается в восточной стороне храма. Такой обычай объясняется тем, что древние пророки, пред­сказывая пришествие Спасителя, называли его Востоком, Сам Он называл Себя «Светом мира'». По этой причине христиане и строят свои алтари в восточном направлении, где появля­ются утренний свет. Алтарь (как показывает значение самого латинского слова alta ara — возвышенный жертвенник) устраивается выше других частей храма — одной ступенью, двумя или более. Таким образом, он становится видным для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь указывает, что он знаме­нует горний мир,

Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою место вечного блаженства верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши прародители до грехопадения. Алтарь знаменует те места, откуда Господь шествовал на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его воскресение и вознесение на небеса.

В некоторых храмах, как уже упоминалось, имеется не­сколько алтарей, один из них, центральный, называется главным, по нему и храм носит название, остальные алтари на­зываются «приделами».

В алтарь, никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не дозволяется. Алтарь — святое место, доступное для лиц, освященных на служение Церкви, и недос­тупное для мирян, особенно для женщин.

Самую главную принадлежность алтаря составляет святой Престол (tr£peja) знаменующий собой Престол невидимого Бога. Он изображает место таинственного присутствия Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда Престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва «о всех и за вся», т.е. за весь мир. Престол изображает собою и Гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово.

Во изображение единственности жертвы Христовой на одном Престоле в один день совершается только одна Литургия. Престол представляет собой стол с крышкой квадратной формы. Сооружается Престол из твердого материала: дерева, камня, металла, во изображения Христа — краеугольного камня и твердого основания Церкви. Престол находится посредине ал­таря, против Царских врат. Его квадратная форма указывает на то, что на нем преподается Божественная пища верующим всех четырех стран света.

Поскольку Престол имеет значение и Гроба Христова, и Престола Божия, он имеет два вида одежды, или облачения. Нижнее облачение называются срачицею, которая надевается при освящении Престола и остается несменяемой. Она изображает погребальные пелены (плащаницу), которою было обвито тело Иисуса Христа при погребении.

Срачица делается из белого полотна. Верхняя одежда называющаяся »индитией» (™ndÚw — одеваю), делается из парчи или другого дорогого материала. Она изображает собою славу Престола Божия.

Индития может быть темного цвета, а на Пасху, в честь христианской радости, — светлой. Срачица и индития покрывают Престол со всех сторон. Иногда индития представляет собой металлический оклад, мраморную доску. Престол покрывается покрывалом.

На святом Престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица и мирохранительница.

Антиминс ( от греч. ¢nt… — вместо, и лат. tensa стол — «вместо стола», «вместопрестолие») — это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя, 4-х евангелистов и орудий страданий Спасителя и с зашитою под изображением частицею св. мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На Престоле, не имеющем антиминса, Литургия не может быть совершена.

Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. 3десь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия св. мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устраивать Престолы и под ними полагать мощи святых.

Епископ, приезжавший освятить храм, прежде чем надеть срачицу на Престол, ставил на него ковчег, или ларец со св. мощами. По дальности расстояния епископ часто не мог освятить все храмы, тогда он поручал это кому-нибудь из священников, посылая с ним свою грамоту, и к ней прилагал частицу св. мощей. Антиминс является главной святыней храма, поскольку в нем имеются св. мощи, в то же время он служит свидетель­ством того, что богослужение в этом храме совершается не са­мочинно, а по благословению епископа.

Обычай полагать мощи святых под Престолом имеет осно­вание в Св. Писании. В данном случае Церковь руководству­ется: 1) Откровением св. Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за Слово Бо­жие и «за свидетельство, еже имеяху» (Апок. 6, 9) и 2) тем, что кровь мучеников, после Крови Христовой, служит как бы вторым основанием Церкви, служит для нее «багряницею и виссом» (тропарь при освящении храма). Такова история антимин­сов. Св. антиминс был введен в употребление для того, чтобы удобнее сохранить святыню храмов от кощунства еретиков и язычников, нападавших на православные христианские храмы и разорявших их.

Антиминсы для большей сохранности завертываются в дру­гой плат, называются илитоном ( e„l»ton — обвертка, повязка). Он напоминает собою «сударь», которым была обвязана голова Иисуса Христа при погребении. Антиминс развертывается толь­ко на Литургии, а именно перед началом Литургии верных, и свертывается в конце ее. Если во время службы храму угро­жает опасность, например, от пожара, то священник должен вынести антиминс из храма и, положив его на приличном месте, закончить Литургию.

Илитоны — платы, которыми вытирают уста причащающимся.

Евангелие — ( eÙang šlion — благовести), как содер­жащее учение Спасителя, напоминает нам о присутствии на Престоле Самого Иисуса Христа, как Учителя, просветившего людей светом евангельского учения. Напрестольное Евангелие украшается священными изображениями — на верхней части изображением Воскресения Спасителя, а по четырем сторонам 4-х евангелистов, на обратной стороне обычно бывает изображение креста и орудий страданий Иисуса Христа.

Поскольку Престол служит местом, где совершается бес­кровная жертва, принесенная Господом, то на нем и пoлaгaeтcя Крест, как орудие нашего спасения, Крест означает присут­ствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира.

Дарохранительница и мирница стоят в восточной части св. Престола. Дарохранительница представляет собой метал­лическое изображение храма или надгробной часовни в мини­атюре. В ней в небольшом ларце хранятся Св. Дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих. Да­рохранительницу, в целях охранения от пыли, иногда закрывают стеклянным футляром.

Сосуд, в котором священник несет запасные Дары, когда идет на дом к больному или умирающему, называется дароносицей. Она представляет собой небольшой серебряный или золотой ковчежец, в котором имеются маленький потир (чаша), лжица, сосуд для вина и губка для вытирания потира. Этот ковчежец влагается в мешочек, сделанный из дорогого материала. При случаях причащения на дому священник всегда несет дароно­сицу у себя на груди. В остальное время сна хранится на св. Престоле. Дарохранительницу называют: киворием, киво­том, ковчегом. Ковчег означает:

1) место, где был погребен и воскрес Иисус Христос;

2) стражу, которая была пристав­лена ко Гробу Спасителя, дабы ученики тайно не унесли Его тела;

3) напоминает ковчег Завета ветхозаветной церкви, где хранилась Святыня Божия.

Некоторые же литургисты (как А. Дмитриевский) киворием называют сень над Престолом (балхадин). Около дарохранительницы стоит мирница — ларец, где находится флакон со св. миром, употребляемым при таинстве Миропомазания.

Над Престолом устраивается сень (киворий), символизи­рующая небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри кивория ви­село изображение голубя, в котором полагались Св. Дары. За Престолом поставляется подсвечник с семью свечами, назы­ваемый семисвечником, а также запрестольный крест и икона.

(Запре­стольный крест и икона выносятся на крестных хода)

Место за Престолом по направлению к Востоку называется Горним, т.е. высшим.

Святой Иоанн Златоуст называет его «горним Престолом».

Горнее место — это возвышение, устраи­ваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на кото­ром стоит седалище (kaqšdra) епископа. Архиерей на горнем месте сидит во время чтения Апостола и стоит во время чтения Евангелия. Когда архиерей находится на Горнем месте, он изображает собою Господа Славы — Самого Иисуса Христа. Горнее место напоминают нам гору блаженств, а также гору Елеонскую, с которой Спаситель вознесся на небо,

В катакомбных церквах и в первых скрытых христианских храмах на Горнем месте устраивалось седалище, высеченное из туфа, камня или мрамора, со спинкою и локотниками. Здесь епископ восседал в определенные моменты богослужения. На это же место возводился новопоставленный епископ. Отсюда и происходит слово «интронизация», по-славянски «воспрестолие» — «настолование».

На Горнем месте по обеим сторонам кафедры устраиваются сидения для служащих священников. Все это место взятое на­зывается сопрестолием. Сослужащие епископу изображают свя­тых апостолов и их преемников.

Миро (происходит от слова mÚron — благовонный сок, благовонный елей) — маслянистая ароматическая жидкость, которая варится в Москве в храме бывшего Донского монастыря из ароматических масел и растений и освящается в Москве в Богоявленском Соборе Святейшим Патриархом. Патриарх рассы­лает миро по мере надобности епархиальным архиереям, а те подведомственным им церквам.

Жертвенник — понятие о нем, его назначение и духов­ный смысл, священные предметы на жертвеннике:

Вторую не­обходимую принадлежность алтаря составляет Жертвенник, на­ходящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны, от Престола. Жертвенник представляют собой стол, меньший по величине, чем Престол, имеющий такие же одежды. На Жерт­веннике во время последования первой части Литургии — проскомидии — приготовляются дары (вещество) для священно­действия Божественных Тайн, т.е. здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Жертвенник иногда называют предложением (prqetij) — столом, где полагаются дары, предложенные верными для совершения Божественной Ли­тургии. При совершении Проскомидии воспоминаются рождение и страдания Спасителя. Поэтому жертвенник знаменует Вифлеем и вертеп, где родился Спаситель, а также гору Голгофу, место Его страданий.

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхарис­тии употребляются священные сосуды таинства Св. Причащения. К ним относятся: дискос, чаша, или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров.

Дискосом (d…skoj- глубокое блюдо) называется свя­щенное блюдо, на котором полагаются Св. Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Св. Духа прелагается в истинное Тело Христово, и вынутые из просфор частицы. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на Литургии тем, что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Св. Дары и держать его на голове.

На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и выгравировываются по окружности слова: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира». В разные моменты Ли­тургии дискос знаменует собою то вертеп и ясли, где родился Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многостра­дальное тело. Кроме дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно, с изображением крес­та, употребляется при изъятии Агнца из просфоры, второе, с изображением Божией Матери, предназначается для вынимаемых из просфоры частиц в честь Божией Матери, в честь святых, за живых и умерших.

Потир (pot»r- чаша, сосуд для питья) — это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Св. Духа в истин­ную Кровь Христову. На чаше изображается Христос, Божия Матерь, св. Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя». Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни. Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим Ученикам под видом вина Собственную Пречистую Кровь. После освящения Св. Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

Как дискос, так и потир введены в употребление со вре­мен апостольских. Дискос тогда делали из дерева, а потир — из стекла, теперь же эти сосуды изготовляются из серебра и золота.

Звездица (¢st»r — звезда) состоит из двух металлических дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Она введена в употребление св. Иоанном Златоустом для того, чтобы при покрытии дискоса покровцом не были смешаны части­цы, вынутые из просфор и положенные в определенном порядке. Звездицей дискос покрывается также тогда, когда на нем по­лагаются св. мощи, например, при освящении храма. Звездица, когда она употребляется на проскомидии, знаменует ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся в Вифлееме Спасителю мира.

Копие (lÐuch) — нож с черенком, сделанный наподобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для изъятия из просфоры Св. Агнца и его прободения, а также для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский воин ударил в ребро Христа Спасителя.

Лжица (lab…j) — маленькая ложечка с крестом на руч­ке, употребляемая для причащения мирян. Она знаменует те клещи, которыми Серафим взял уголь от небесного алтаря, при­коснулся ими к устам пророка Исаии и очистил их (Ис. 6, 6). Угль Тела и Крови Христовых очищает и тело и душу верующих (смотри об этом в Дополнит. Требнике).

Губа, или губка, или муса (mousa) — высушенное мор­ское растение, употребляемое для вытирания священных сосу­дов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц (пос­ле причащения), полагаемых в потир (антиминсная губка). Она знаменует собою ту губку, посредством которой воины напоили распятого Спасителя уксусом, смешанным с желчью.

Покровы — употребляются для покрытия дискоса и потира. Их бывает три: одним покрывается дискос, вторым потир, третьим — и потир и дискос вместе. Первые два носят название покровцев, а третий — покрова. Обычно покров и покровцы называются воздухами. Но покровец над дискосом называется Diskok£lumma а покровец над чашей deuterok£lumma, третий называется – воздухом ¢»r, так как этим покровом над Святыми Дарами во время пения Символа веры священник колеблет, потрясает воздух и тем изображает землетрясение, случившееся после смерти Спасителя и при Его воскресение. Колебание воздухом символизирует веяние Св. Духа. Покровцы на проскомидии символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни:

1) сударь, которым была повита голова Спасителя во гробе;

2) плащаницу, которой бы­ло обвито тело Иисуса;

3) камень, приваленный к двери гроба.

За Жертвенником устанавливается Крест с распятием Спасителя и лампада.

алтарь

См. также Алтарь.

Слово дня 01 мая 2008.

В Википедии есть страница «алтарь».

Русский

В Викиданных есть лексема алтарь (L85662).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. алта́рь алтари́
Р. алтаря́ алтаре́й
Д. алтарю́ алтаря́м
В. алта́рь алтари́
Тв. алтарём алтаря́ми
Пр. алтаре́ алтаря́х

ал-та́рь

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 2b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -алтарь- .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

АлтарьАлтарь

Значение

  1. место жертвоприношений; жертвенник ◆ Потух огонь на алтаре. А. С. Пушкин
  2. религ. главная, восточная часть христианского храма, отделённая алтарной преградой, в православных храмах — иконостасом ◆ Татьяна Борисовна целовала племянника в лоб и распутывала узелок: свиток раскрывался и представлял любопытному взору зрителя круглый, бойко оттушёванный храм с колоннами и алтарём посередине… И. С. Тургенев, «Татьяна Борисовна и её племянник»
  3. книжн., поэт., устар., перен. церковь, религия ◆ Он сердцем почитать привык алтарь. А. С. Пушкин

Синонимы

  1. жертвенник
  2. частичн.: возвышение
  3. церковь, религия

Антонимы

  1. частичн.: материализм, атеизм

Гиперонимы

  1. место

Гипонимы

Холонимы

  1. храм

Меронимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: алтарник, алтарщик
  • прилагательные: алтарный

Этимология

От лат. altare (altaria, altarium) «жертвенник», из alta ara «высокий жертвенник»; связ. с altus «высокий». Русск. алтарь — через русск.-церк.-слав. алътарь (Остром.) наряду с олътарь. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • служитель алтаря
  • на алтарь
  • вести к алтарю

Пословицы и поговорки

  • свято место, алтарь
  • дурака и в алтаре бьют
  • дураку и в алтаре не спускают
  • и велика барыня, а в алтарь не лезь
  • книга-то книга, слово-то слово! На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь — о малограмотном попе

Перевод

место жертвоприношений

  • Английскийen: altar, Lord’s table
  • Арабскийar: مذبح
  • Ивритhe: מזבח
  • Испанскийes: altar м., larario м., ara
  • Итальянскийit: ara, altare
  • Латинскийla: ara, altare
  • Науруna: dagarae
  • Немецкийde: Altar м. -s, -e
  • Нидерландскийnl: altaar
  • Сербскийsr (кир.): жртвеник, ара, олтар
  • Таджикскийtg: қурбонгоҳ
  • Тибетскийbo: མཆོད་སྟེགས (чётэк)
  • Французскийfr: autel м.; reposoir м., table de communion
  • Чешскийcs: oltář
  • Шведскийsv: altare
  • Эсперантоиeo: altaro

главная, восточная часть храма

  • Английскийen: sanctuary, chancel
  • Болгарскийbg: олтар
  • Датскийda: alter
  • Испанскийes: altar, ara, retablo, sagrario
  • Итальянскийit: altare
  • Латинскийla: altare, altaria, altarium
  • Литовскийlt: aukuras
  • Немецкийde: Altar
  • Нидерландскийnl: altaar
  • Украинскийuk: вівтар, олтар
  • Французскийfr: autel
  • Чешскийcs: oltář
  • Шведскийsv: altare

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Что такое алтарь и для чего он предназначен?

    Все религиозные сооружения строят по-разному. В одних предусматривают крестообразную планировку, другие возводят в виде восьмиугольника, выражающего Господню Бесконечность, третьи – в форме квадрата или прямоугольника.
    Но при обустройстве любого храма непременно устанавливают его важнейшую часть – алтарь. Этот символичный престол является главным атрибутом церкви и богато украшается иконами, росписями, резьбой. Что такое алтарь? Почему он считается неотъемлемой частью культовых сооружений?

    Что означает слово «алтарь»?

    В переводе с латинского слово altarium означает «жертвенник». Древние люди практиковали культ жертвоприношения богам и использовали в этих целях специальный постамент, куда укладывали жертву перед смертью.

    Первоначально такие места изготавливали из дёрна или земли, а впоследствии – из камня или металла. С течением времени и распространением христианства алтарь утратил свой первоначальный смысл и уже не несет жертвенной функции, но по-прежнему используется в религиозных обрядах.

    Что такое алтарь в церкви?

    Сегодня алтарем называют возвышенную часть в храме, отделенную от остальной части здания перегородкой (иконостасом). В центре алтарного помещения устанавливают квадратный стол (престол), где раскладывают Священное Писание, крест, дароносицу и другую церковную утварь. Как правило, в большинстве храмов хранятся мощи святых, которые помещают под столом завернутыми в специальную красную материю.

    В некоторых храмах над алтарем можно увидеть киворий – сооружение на четырех опорах, украшенное резными деталями, позолотой, изображением голубя.
    По традиции, восточную алтарную стенку делают полукруглой, а в ее центре размещают образ Христа или Господа на троне. У западной стенки алтаря находится стасидия – кресло для настоятеля, где он может сидеть во время богослужений.

    Еще один неотъемлемый элемент алтаря – горнее место, на котором в кафедральных соборах устанавливают кафедру епископа и сиденья для священнослужителей. Каждый прихожанин, оказавшийся рядом с этим местом, должен непременно поклониться и осенить себя крестом, поскольку оно воплощает в себе Небесный престол Божий.

    В северо-восточном углу алтаря ставят непосредственно жертвенник, который в наше время используется для совершения обряда проскомидии (приготовления вина и хлеба для Причастия).

    Где устанавливают алтарь в храмах?

    В православных храмах алтарь принято сооружать в восточной части здания, рядом с апсидой. Ориентация на восток связана с давней традицией, согласно которой при строительстве церкви было принято проводить продольную ось здания, ориентированную на первые солнечные лучи.
    Поскольку восход Солнца начинается на востоке, то и алтарь возводили в восточной стороне, чтобы он первым принимал солнечный свет.

    В католических церквях ранее его ставили в центре, на небольшом возвышении, а во второй половине XX века алтарь нашел свое место впереди пресвитерия (священного места, куда могут входить только священнослужители).

    В отличие от православных, католики называют алтарем непосредственно жертвенник, а иногда – сложные алтарные картины, состоящие из множества скульптурных и художественных элементов.

    В некоторых христианских храмах находится по нескольку алтарей, но в каждом из них допускается проводить только одну литургическую службу в день. Согласно церковным канонам, заходить в алтарь могут только священники высшего сана. Иногда допускается вход их помощников, а в крайних случаях – наиболее уважаемых посетителей.

    Для чего предназначен алтарь?

    Основное назначение алтаря – проведение различных религиозных обрядов. Он считается сакральным местом, где во время литургии верующим являются сам Господь и Сын Божий. Литургия – это главное богослужение в храмах, при котором совершается таинство Причастия. При его проведении служители церкви поют песнопения, читают входные молитвы, готовят хлеб и вино к причащению.
    Каждая часть алтаря имеет свое предназначение. Как говорилось выше, на жертвеннике проводят обряд проскомидии, сопровождающийся облачением иерея, омыванием рук и разрезанием просфоры.

    По окончании этого действа священнослужитель обращается к Господу с просьбой благословить дары и сделать его достойным для выполнения таинства. Приготовление хлеба знаменует собой рождение Спасителя, а сам жертвенник – пещеру в скале (вертеп), где тот появился на свет.

    Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь

    Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.

    В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

    Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.

    Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

    Схема алтаря

    Алта́рь

    Слово алтарь, которым обозначается важнейшее, недоступное мирянам место храма, имеет давнюю историю. Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов, вынесения приговоров судьями, оглашения царских указов. Называлось оно «би́ма», и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. А символически это означает, что место, обозначаемое словом «алтарь» имеет чрезвычайно высокое духовное значение. В христианском храме – это место сугубого пребывания Царя Славы, Господа Иисуса Христа. Алтари в православных храмах по древней традиции устраиваются с восточной стороны. Алтарное помещение представляет собой абсиду, как бы пристроенную к восточной стене храма. Иногда бывает, что алтарь в храме находится не с восточной стороны, связано это с различными причинами, большей частью историческими.

    Хотя православные храмы строятся алтарем на восток, в ту сторону, где восходит солнце – поклонение оказывается не тварному астрономическому началу, а Самому Христу, Которому в церковных молитвах усваиваются такие имена, как «Солнце Правды», «Восток свыше», «Восток имя Ему». Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

    В алтаре находятся Престо́л, на котором совершается Таинство Евхаристии и же́ртвенник, на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства (проскоми́дия). За Престолом расположено Го́рнее место. Кроме того, принадлежностью алтаря является сосудохрани́лище и ри́зница, где до и после Литургии находятся священные сосуды, используемые для совершения Таинства и богослужебные облачения священнослужителей. Названия Престол и жертвенник достаточно поздние, поэтому в богослужебных книгах в соответствии с древней традицией жертвенник называется предложением, а Престол носит также название Трапезы, так как на нем находятся и с него преподаются духовенству и верующим Тело и Кровь Христовы.

    Престол

    Престол представляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр). Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах.

    Престол

    Неотъемлемыми принадлежностями Престола являются следующие священные предметы:

    Катаса́рка (греч. припло́тие) – особо освященная белая нижняя одежда, это слово в переводе на славянский означает срачи́ца (нижняя рубашка). Ей покрывается весь Престол до основания, что символизирует Плащаницу, в которую было обернуто тело Христа при положении Его во Гроб.

    Ве́рвие – веревка длиной около 40 метров, которой во время освящения храма опоясывается Престол. В зависимости от того, кто освящает храм, форма опоясывания Престола разная: если епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; если же храм освящается по благословению епископа священником – вервие образует как бы пояс в верхней части Престола. Символизирует вервие путы, которыми был связан Спаситель, и Божественную силу, которая держит собой всю вселенную.

    Инди́тия (букв, перевод с греч. верхняя, нарядная одежда) – символизирует собой одеяние царственной Славы Христа Спасителя как Сына Божия, которая была присуща ему еще до Творения мира. Эта Небесная Слава не была очевидна окружающим Воплотившегося Бога людям. Лишь Преображение Христа на горе Фавор приоткрывает ближайшим Его ученикам суть этой царственной Славы.

    Первоначально Престол покрывается и срачицей, и индитией во время освящения храма. Причем архиерей, освящающий храм, до покрытия престола индитией облачен в белую одежду (срачицу), символизирующую погребальную Плащаницу, в которую было обернуто тело Спасителя при Его захоронении. Когда же Престол покрывают индитией, тогда с архиерея снимается погребальная одежда, и он предстает в блеске архиерейских облачений, изображающих одежды Небесного Царя.

    При освящении Престола в алтаре имеют право присутствовать одни священнослужители. Тогда же из алтаря удаляются и все предметы, которые могут переноситься с места на место: иконы, сосуды, кадила, стулья. Факт удаления того, что подвержено движению и изменению подчеркивает, что неподвижно утверждаемый Престол есть знамение Нерушимого Бога, от Которого всё получает свое бытие. Поэтому после того, как освящен неподвижный Престол, все удаленные священные предметы и вещи вновь вносятся в алтарь.

    Если храм освящается архиереем, то под Престол на специальный столбе́ц укрепляется ящичек с мощами святых мучеников, которые переносятся из другого храма с особой торжественностью. Этот перенос совершается в знак преемственной передачи благодати Божией от существовавшего прежде ко вновь открываемому храму. Престол перед покрытием его срачицей и индитией в местах соединения столпо́в (ножек) с верхней доской, называемой трапезой, заливается воскомасти́хом – расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ и ладана.

    Деревянные Престолы иногда имеют боковые стенки, украшенные окладами с изображением священных событий и надписями. В таком случае сами оклады как бы заменяют собой срачицу и индитию. Но при всех видах устройства Престол сохраняет четырехугольную форму и свои символические значения.

    Святость Престола такова, что прикасаться к нему и к предметам, на нем находящимся, разрешается только епископам, священникам и диаконам. Пространство от Царских врат алтаря до Престола священнослужителям позволено пересекать лишь по мере богослужебной необходимости. В те моменты богослужения, когда такой необходимости нет, Престол обходят с восточной стороны, мимо Горнего места. Престол для храма – то же, что Церковь для мира. Он символизирует собой в разные моменты службы и Христа Спасителя, и Гроб Господень, и Престол Святой Троицы. Такая многозначность священных предметов в алтаре определяется множественностью событий Библейской истории, в которой проявление Божия вездесущия естественно и постоянно.

    На святом Престоле кроме срачицы, невидимой под верхней индитией, находится несколько священных предметов: антими́нс, Ева́нгелие, один или несколько напресто́льных крестов, дарохрани́тельннца и пелена́, покрывающая все предметы на Престоле, когда богослужения не совершаются.

    Антими́нс (греч. анти» – вместо и «миссион» – стол, то есть вместопрестолье) представляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа. Кроме этого на антиминсе изображены орудия казни Христа, а по углам четыре евангелиста с их символами – тельцом, львом, человеком и орлом. На плате епископом, его освятившим, в обязательном порядке ставится надпись, сообщающая где, для какой церкви и кем он освящен. Ниже ставится подпись епископа.

    Антиминс

    В антиминс завернута губка для собирания мелких частиц Святых Даров и вынутых из просфор частиц. После причащения мирян антиминсной губкой счищают с дискоса в Чашу все те частицы из просфор, которые находились на нем с начала Литургии. Эта губка постоянно находится в антиминсе.

    Используется она также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Она является образом напоенной уксусом губки, которую римские воины подносили на копье к устам Распятого на Кресте Спасителя. В середину антиминса, ближе к его верхнему краю, полагаются залитые воскомастихом мощи в мешочке. Антиминсы помазуются Святым Миром и являются обязательной и неотъемлемой частью Престола, без которого нельзя служить Литургию и совершать Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

    Если во время Божественной литургии начнется пожар или иное стихийное бедствие не позволит закончить службу в храме, священник согласно Уставу должен вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в удобном месте и обязательно докончить на нем священнодействие. Это указание Устава, а также освящение антиминса одновременно с Престолом уравнивает их значение.

    Необходимость дублирования Престола антиминсом возникла в годы жестоких гонений, когда священники, переходившие с места на место, тайно совершали Евхаристию в домах, служивших первым христианам храмами. Когда христианство в Римской империи стало государственной религией, Церковь не стала отказываться от сложившейся практики. Еще одной причиной для этого дублирования стало наличие в епархиях отдаленных храмов, которые епископ по тем или иным причинам не мог освятить лично. А поскольку по канонам сделать это мог только он, то выходили из ситуации следующим образом: епископ подписывал и освящал антиминс и посылал его в храм, а освящение здания производилось местным священником малым чином. Кроме того, византийские императоры и военачальники имели при себе священников, которые в военных походах совершали для них Таинство Евхаристии на антиминсе.

    Антиминс по ходу Литургии разворачивается только в строго определенные моменты, в остальное же время находится в свернутом состоянии в особом плате, который называется илито́ном.

    Илито́н (греч. обертка, повязка) – шелковый или льняной плат без изображений и надписей, в который завернут антиминс во все время, кроме Литургии верных, когда он открывается для совершения Таинства претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Илитон является образом той головной погребальной повязки (сударя́), которую увидели апостолы Петр и Иоанн в Гробе Христа после Его Воскресения (см.: Ин. 20; 7).

    Напресто́льное Ева́нгелие символизирует собой Господа Иисуса Христа, поскольку в евангельских словах Он Сам таинственно присутствует Своею благодатью. Евангелие кладут поверх антиминса на середине Престола. Это показывает всем верующим постоянное присутствие Воскресшего Христа в самой главной и священной части храма. Напрестольное Евангелие с древних времен украшалось золотыми или серебряными с позолотой накладками или такими же окла́дами. На накладках и окладах с лицевой стороны по углам изображались четыре евангелиста, а в середине изображалось или Распятие Христово с предстоящими (т. е. со стоящими у Креста), или образ Христа Вседержителя на троне. В XVIII-XIX веках на окладах напрестольных Евангелий стали изображать образ Воскресения Христова. На обратной стороне Евангелий изображаются или Распятие, или Крест, или Пресвятая Троица, или Божия Матерь.

    Напрестольное Евангелие

    Напресто́льный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей обязательной принадлежностью святого Престола и имеет также богослужебное употребление: им при отпусте Литургии осеняется верующий народ; им освящается вода на Богоявление и во время водосвятных молебнов; после отпуста к нему прикладываются верующие. По вере Церкви в образе таинственно присутствует то самое, что он изображает. Образ Креста так глубок, что все, содержащееся в словах Евангелия, особенным образом присутствует и в нем. При совершении всех Таинств церковных и многих обрядов рядом на аналое или столе обязательно должны быть Евангелие и Крест с Распятием.

    Напрестольный крест

    На Престоле обычно кладется несколько Евангелией и Крестов. Кроме тех, что используются по ходу богослужения, на Престоле как на особо святом месте находятся малые, или требные Евангелия и Кресты. Их употребляют при совершении Таинств Крещения, Елеосвящения, Венчания, Исповеди, то есть по мере необходимости, они уносятся с Престола и вновь кладутся на него.

    Дарохранительница

    Помимо антиминса, Евангелия и Креста, составляющих неотъемлемую принадлежность Престола, на нем находится дарохрани́тельница, предназначенная для хранения Святых Даров.

    Дарохрани́тельница – особый сосуд, изготовленный обычно из не окисляющегося, вызолоченного металла, имеющий вид храма или часовни, с небольшой гробницей. Внутри дарохранительницы в особом ящичке кладутся приготовленные для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей. Символически дарохранительница изображает собой Гроб Христов, в котором покоилось Его Тело, или Церковь, как постоянно питающую православных Телом и Кровью Господней.

    Дароно́сица – небольшой ковчежец, устраиваемый чаще всего в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находятся:

    1. Ящичек для положения частиц Тела, пропитанного Кровью Христовой.

    2. Ковшик (маленькая чаша).

    3. Лжи́ца (серебряная ложка, используемая для Причащения).

    4. Иногда в дароносице есть сосуд для вина.

    Дароносица

    Дароно́сицы служат для перенесения Святых Даров и причащения больных и умирающих людей. Тот факт, что внутри дароносицы находятся частицы Тела и Крови Христовой определил способ ношения этих сосудов священниками. Они носятся исключительно на груди в особых мешочках с лентой, надеваемой на шею. Сами дароносицы делаются обычно с ушками по бокам для тесемки или шнура.

    Сосуд со Святым Миром (благовонный состав из множества веществ: елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.) также часто находится на главном Престоле. Только в том случае, если в храме несколько приделов, дароносицы и сосуды с Миром полагаются обычно на одном из боковых Престолов. По традиции Святое Миро приготовляется и освящается Патриархом раз в несколько лет и используется для совершения Таинства Миропомазания, а также для освящения антиминсов и Престолов храмов. В древности в Византии и России Святым Миром также помазывали на царство православных государей.

    Сосуд для Святого Мира

    Кроме того, на Престоле под Крестом должен обязательно находиться плат для отирания губ священника и края Потира после Причастия. В некоторых больших храмах сохранилась так называемая сень, или киво́рий. Символически она означает небо, раскинувшееся над землей, на которой совершился Искупительный Подвиг Христа Спасителя. Престол представляет собой земную область бытия, а киво́рий – область бытия небесного. Внутри сени из ее центра к Престолу как бы опускается фигурка голубя, являющаяся символом Святого Духа. В древности иногда в эту фигурку клались для хранения запасные (то есть специально заготавливаемые для причащения больных и для других случаев) Дары. Сень обычно укреплялась на четырех столпах реже – подвешивалась к потолку алтаря. Поскольку в кивориям устраивались завесы, закрывающие Престол со всех сторон, то функционально они были близки к современной пелене – покрову, которым накрываются все священные предметы на Престоле по окончании богослужений. В древности в тех храмах, в которых не было сени, эта пелена ее как бы заменяла. Покров знаменует собою покрывало тайны, которая большую часть времени скрывает от глаз непосвященных действия и тайны Божьей Премудрости.

    Сень (киворий) над Престолом

    Иногда Престол окружен со всех сторон ступенями (от одной до трех), символизирующих его духовную высоту.

    Же́ртвенник

    В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (это не касается священных предметов, на нем помещаемым). В первую очередь это относится к размерам жертвенника, которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Все те одежды, которые присутствуют на Престоле есть и на жертвеннике: срачица, индития, покрывало. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

    Жертвенник

    В приходских храмах, где нет сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада и Крест с Распятием, иногда они совмещаются в одном предмете. В храмах, где существуют несколько приделов (т. е. храмов, пристроенных к главному храму и составляющих с ним единое целое) есть соответственно их количеству несколько Престолов и жертвенников.

    Жертвенник имеет меньшее, чем Престол значение, поэтому во время освящения храма, он в отличии от Престола, только окропляется святой водой. Однако поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник является священным местом, к которому не позволено прикасаться никому, кроме священнослужителей. Очередность каждения в алтаре следующая: сначала Престолу, затем Горнему месту и только после этого жертвеннику. Но когда на жертвеннике стоят приготовленные на проскомидии для последующего священнодействия хлеб и вино, то после каждения Престола кадится жертвенник, а затем Горнее место. Возле жертвенника обычно ставится стол для просфор, поданных верующими, и записок для поминания о здравии и о упокоении.

    Жертвеннику усваиваются множество символических значений, причем каждое из последующих «сменяет» предыдущее в определенный момент службы. Так на проскомидии жертвенник символизирует пещеру и те ясли, где находился новорожденный Христос. Но поскольку уже в Своем Рождестве Господь приготовлялся к крестным страданиям, то жертвенник знаменует собой и Голгофу, место крестного подвига Спасителя. А когда в конце Литургии Святые Дары переносятся с Престола на жертвенник, то он приобретает значение Небесного Престола, куда вознесся Господь Иисус Христос после Своего Воскресения. Многозначность в символике – одно из интересных явлений совокупности духовных значений одного и того же священного предмета.

    Го́рнее место

    Го́рнее ( слав, возвышенное) место – это место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против Престола, где на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея, символизирующее Небесный Престол, на котором незримо присутствует Господь, а по его сторонам, но ниже устраиваются скамьи или сидения для священников. В древности оно имело название «сопрестолие «.

    Горнее место

    Когда во время архиерейских богослужений епископ сидит на троне, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам (это бывает, в частности, при чтении Апостола за Литургией), то в этих случаях епископ изображает собой Христа Вседержителя, а духовенство – апостолов. Горнее место во всякое время является обозначением таинственного присутствия Небесного Царя Славы.

    Архиерейский трон

    В большинстве приходских храмов Горнее место не оформлено возвышением и седалище для епископа отсутствует. В таких случаях там обычно ставится лишь высокий подсвечник с лампадой, который епископ при освящении храма должен возжечь своей рукой и водрузить на Горнем месте. Во время богослужений на этом подсвечнике должна гореть лампада и (или) свеча. Кроме архиереев и священников, никто, даже диаконы, не имеет права сидеть на скамьях Горнего места. Священнослужители, совершающие во время богослужения каждение, обязательно кадят Горнее место, все присутствующие в алтаре, проходя через него, обязательно кланяются, осеняя себя крестным знамением.

    Семисвечник

    Вплотную к Престолу, с его восточной (дальней, если смотреть из храма, стороны) обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.

    Выносная (запрестольная) икона Божьей Матери

    Справа от Престола располагается сосудохрани́лище, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды (т. е. Потир, дискос, звездица и др.) и ри́зница (или по-другому – диа́конник), в которой находятся облачения духовенства. Справа от Престола для удобства священнослужителей имеется стол, на который полагаются ризы, приготовленные для богослужения. Вообще, в ризнице кроме богослужебных одежд хранятся богослужебные книги, ладан, свечи, вино и просфоры для ближайшей службы и другие предметы, необходимые для богослужений и различных треб. По причине большого разнообразия и различия вещей, хранящихся в ризнице, она редко бывает сосредоточена в одном определенном месте. Священные ризы обычно хранятся в особых шкафах, книги – на полках, другие предметы – в ящиках столов и тумбочек.

    Выносной (запрестольный) Крест

    С северной и южной сторон Престола у семисвечника, принято ставить выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (так называемый запресто́льный – с южной) на длинных древках. Умывальник для омовения рук и уст священнослужителей перед Литургией и после нее и место для кади́ла и угля может находиться как в северной, так и в южной части алтаря. Перед Престолом, справа от Царских врат у южной двери алтаря, в кафедральных храмах принято ставить кресло для епископа.

    Запрестольный Крест

    Разное количество окон в алтаре символизирует следующее:

    1. Три окна (или два раза по три: вверху и внизу) – несозданный Троический свет Божества.

    2. Три вверху и два внизу – Троический свет и два естества Господа Иисуса Христа.

    3. Четыре окна – Четвероевангелие.

    Иконоста́с

    Иконостас – особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. Уже в катакомбных храмах Древнего Рима существовали решетки, отделяющие пространство алтаря от средней части храма. Появившийся на их месте в процессе развития православного храмоздательства иконостас является совершенствованием и углублением этой традиции.

    Составляющие иконостас иконы таинственно содержат в себе присутствие Того, Кого они изображают, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону. Иконописный церковный канон (то есть определенные правила написания икон) так же непреложен и вечен, как канон священных богослужебных предметов и книг. Православная икона должна иметь два необходимых атрибута: нимб – золотое сияние в форме круга над головой святого, которое изображает его Божественную Славу; кроме этого икона должна иметь надпись с именем святого, что является церковным свидетельством соответствия образа (иконы) первообразу (самому святому).

    В соответствующих молитвах и прошениях, где поминаются все святые, а также в действиях богослужения Святая Церковь отражала общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало только такого внешнего образа, который бы явил собой ясным, видимым способом, невидимое, духовное покровительство Небесной Церкви, ее посредничество в спасении живущих на земле. Такой стройной совокупностью символов-образов, стал иконостас.

    1. Местный ряд

    2. Праздничный ряд

    3. Деисусный ряд

    4. Пророческий ряд

    5. Праотеческий ряд

    6. Навершие (Крест или Голгофа)

    7. Икона «Тайная Вечеря»

    8. Икона Спасителя

    9. Икона Пресвятой Богородицы

    10. Местная икона

    11. Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле»

    12. Царские врата

    13. Диаконские (северные) врата

    14. Диаконские (южные) врата

    Принадлежность нижнего ряда иконостаса – трое врат (или дверей), которые имеют свои названия и функции.

    Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому кроме священнослужителей, и то только в определенные моменты богослужения, проходить не разрешается. За Царскими вратами, внутри алтаря, висит завеса (катапета́сма), которая отдергивается и задергивается в моменты, определенные Уставом и знаменует собой вообще покров тайны, покрывающий святыни Божии. На Царских вратах изображаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Апостолов, которые написали Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними помещается образ Тайной Вечери, который указывает также, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат – икона Божией Матери.

    Диа́конские (боковые) врата расположены:

    1. Направо от иконы Спасителя – южная дверь, на которой изображается либо архангел Михаил, либо архидиакон Стефан, либо первосвященник Аарон.

    2. Налево от иконы Божией Матери – северная дверь, на которой изображаются либо архангел Гавриил, либо диакон Филипп (архидиакон Лаврентий), либо пророк Моисей.

    Боковые двери называются диаконскими, так как через них чаще всего проходят диаконы. Справа от южной двери помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой справа от образа Спасителя, между ним и изображением на южной двери всегда должна быть храмовая икона, т. е. икона того праздника или святого, в честь которого освящен храм.

    Вся совокупность икон первого яруса составляет так называемый местный ряд, который называется так, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм.

    Иконостасы обычно устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, каждый из которых формируется из икон определенного содержания:

    1. Во втором ярусе помещаются иконы важнейших двунадеся́тых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей (праздничный ряд).

    2. Третий (деису́сный) ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название деи́сис – моление (разг. деису́с) С обеих сторон от деисиса – иконы апостолов.

    3. В центре четвертого (пророческого) ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя ветхозаветные пророки (Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон и другие).

    4. В центре пятого (праоте́ческого) ряда иконостаса, где этот ряд есть, часто помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца, по одну сторону от которого помещаются образы пра́отцев (Авраама, Иакова, Исаака, Ноя), а по другую – святи́телей (т. е. святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан).

    5. На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с Распятием как вершина Божественной любви к падшему миру), либо просто Крест.

    Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше деисиса, или его совсем может не быть.

    Иконы размещаются и вне иконостаса – по стенам храма – в кио́тах, т. е. в особых, обычно застекленных рамах, а также располагаются на анало́ях, т. е. на высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *