Андроников монастырь Москва

Содержание

В Москве, за могучими стенами белокаменного Андроникова монастыря расположился старинный столичный храм, уникальный объект культурного и исторического наследия России, строение необыкновенной эстетики и мощи — величественный красавец — Спасский собор.

Где находится Спасский собор Андроникова монастыря

Андроников Нерукотворного Спаса монастырь основан, согласно исследованиям жизнеописаний святых людей, митрополитом Алексием в качестве митрополичьей резиденции. Заниматься устройством монастыря митрополит определил Андронику — ученику чудотворца Сергия Радонежского. Обитель Всемилостивого Спаса исторически унаследовала его имя.

Изначальный деревянный собор и монастырские стены были предположительно построены в 1357 – 1361 годах. Постройки возводились на великокняжеской земле в 7 верстах к востоку от кремлевских стен, вблизи от устья Яузы. В наши дни архитектурный ансамбль обители территориально вписан в Центральный административный округ столичного мегаполиса.

Монастырский комплекс числится строением №10 на Андроньевской площади. В стенах исторического сооружения работает Музей имени прославленного иконописца Андрея Рублева, собрание которого содержит бесценные объекты древнерусской живописи. В действующем соборе Нерукотворного образа Спасителя проводятся богослужения.

Как доехать

Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.

Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.

Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.

Станция метро Расстояние Как добраться Время в пути
Площадь Ильича 890 м Пешком 10 мин
Римская 1 км Пешком 12 мин
Марксистская 1,4 км Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин.

Весь путь займет 9 мин.

История

Спасский собор в дереве был построен по возвращению митрополита Алексея из путешествия в Константинополь. Корабль митрополита попал в шторм. Среди смятения и паники, священник сохранил крепость духа, усердно молился и дал обет Спасителю построить храм. Он обещал посвятить будущее молитвенное сооружение тому святому празднику, в сутки которого путники благополучно достигнут берега.

Митрополит слово свое не нарушил: воздвиг собор Нерукотворного образа Спасителя в честь праздника прибытия. В алтаре разместили привезенную им из странствия икону, являющую Нерукотворный лик Спасителя на плате.

Точной даты строительства каменного собора история не сохранила.

Исследователи древнего зодчества хронологические рамки постройки определяют 20-ми годами 15 века. В нескольких редакциях «Сказания о Мамаевом побоище» упоминается о возведении Спасского мемориального храма в память воинов Куликовской битвы, похороненных на территории обители.

Спасский собор Андроникова монастыря, согласно другим церковным источникам, возводился в белом камне при третьем настоятеле обители — преподобном Александре.

Спасский собор Андроникова монастыря до реставрации

Соборные стены расписывали знаменитые живописцы, послушники обители, Андрей Рублев и Даниил Черный. За их ревностное стремление к посту и молитве Создатель наградил их небывалым талантом чувственного изображения божественного света простыми, вещественными красками.

Собор перестраивался не раз. Первое обновление произошло уже в середине 15 века: к западной части храма пристроили притвор, увенчанный двумя главами. Со временем этот конструктивный элемент убрали.

В конце 17 столетия пристроили шатровую колокольню, в конце 18 века ее разобрали. Собор заново перекрыли, расширили окна и двери. В начале 1813 года пострадавший от пожара в ходе наполеоновского вторжения храм отремонтировали, сделав новое купольное завершение.

Удивительный факт: в объятом пожаром здании сгорело все, кроме ковчега с мощами первых настоятелей монастыря, причисленных к лику святых.

Серьезной трансформации подверглось святое сооружение в конце 40-х годов 19 века. Конструкцию храма по архитекторскому проекту П.А. Герасимова модернизировали, установив восьмигранный шатровый купол с луковичной главкой.

Шатер закрыл декоративный каскад верхней части храма, и лишил его архитектурной оригинальности. К основному объему пристроили два придела с южной и северной стороны, оборудовали паперть под железной крышей с декоративным входом.

От модных тенденций 19 столетия собор освободился в середине 20 века. Реконструкция вернула строению его старинный, изначальный облик. На территории обители открыли Музей древнерусской живописи, а с 1989 года в стенах древнего молитвенного здания возобновились богослужения.

Архитектурные особенности храма

Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.

Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.

Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.

С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.

В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.

Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.

Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.

Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.

Внутреннее убранство

4 основных столба разделяют внутреннее пространство собора на 3 вытянутых помещения (нефа). Цилиндрический свод, поддерживаемый столбами, в пересечении осевых линий образует под куполом крест. Стены храма оформлены вертикальными плоскими и узкими выступами, которые визуально увеличивают высоту молитвенного помещения.

В храме отсутствуют княжеские хоры, скрадывающие пространство. 8 окон барабана, оконные проемы основного объема и световые прорези центральных закомар создают три регистра источников дневного света, что способствует равномерности освещения и привносит в интерьер ощущение прозрачности и рациональной организованности.

Храмовую стенопись кисти прославленных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного в 18 веке почти целиком счистили, и больше собор фресками не украшали. Сохранились небольшие фрагменты от расписных полотен легендарных живописцев. В обрамлении окна церковного алтаря проглядывается цветочный орнамент на сочном синем фоне, заключенный в соединяющиеся между собой круги одинакового размера.

В 90-х годах 20 века, во время реставрации здания, сконструировали систему отопления и освещения, преобразили интерьер храма: заново оформили возвышение алтаря и престол. В ходе ремонтных работ было обнаружено около десятка белокаменных блоков, украшенных резным декором.

Есть предположение, что из рельефных, декоративных камней в изначальном храме была сложена алтарная преграда. Сейчас образцы древнего каменного декора служат экспонатами монастырского музея древнего искусства.

Соборный иконостас претерпевал изменения в течение всего периода существования храма. В конце 18 века иконы располагались в 4 яруса, конструкция обладала пышным, дорогим декором.

Иконостас до реставрации

В начале следующего столетия алтарная перегородка в классическом стиле отличалась изысканной строгостью, композиционным доминированием центрального фрагмента. В середине 19 века ее сменил роскошный золоченый иконостас с фигурным резным декором.

Современный деревянный иконостас наделен лаконичностью и простотой. Стены собора украшают иконы нового написания. Их немного. На одной из стен расположено уникальное изображение третьего игумена монастыря преподобного Александра, при котором возводился каменный Спасский храм. Икону с его образом больше нигде не увидишь.

Святыни храма

Главная святыня храма — Спаса Нерукотворного Образ. Чтимая икона 14 века на протяжении долгого времени считалась утраченной реликвией. В последний год 20-го столетия ее обнаружили в запасниках Новодевичьего монастыря. В иконостасе собора Всемилостивого Спаса выставлен список со святого образа.

Храмовая святыня — икона «Преподобный Андроник и Савва», написанная в 19 веке, недавно обретена заново. Икона с изображением первых настоятелей была обнаружена в хранилище Воскресенской церкви на Арбате, и возвращена в храм.

В соборе на протяжении многих веков находилась свято хранимая реликвия — ковчег с мощами первых игуменов святой обители. В революционные годы тяжеловесное серебряное украшение ковчега украли, останки святых монахов исчезли. Однако есть надежда, что не бесследно.

Во время реставрации и изыскательных работ под соборным алтарем нашли старинную конструкцию престола и 4 захоронения, расположенные попарно. Появляющееся и исчезающее благоухание при открытии захоронения свидетельствовало о том, что обретенные останки — это мощи святых людей.

Найденные монашеские одеяния датированы началом 15 века. Неподтвержденное предположение — в захоронении открыты мощи первых четырех игуменов монастыря.

Дальнейшее исследование фундаментальной основы алтаря даровало новое открытие. Обнаружено захоронение двух монахов. Ученые предполагают, что найдены останки знаменитых иконописцев старцев Даниила и Андрея. Обретенные мощи шести святых подвижников переложены в заново созданные ковчеги, и выставлены в алтаре храма для поклонения.

Повседневная жизнь храма

Помимо богослужений, священнослужители и приход храма ведут большую работу по восстановлению церковных ценностей и духовных традиций. Православная община участвовала в обустройстве скита в Ростовской области, учреждении монастырского подворья в Богоявленской ростовской обители.

Прихожане помогали в проведении поиска изначального места нахождения престола древнего Спасского храма, в результате которого были открыты захоронения и обретены святыни. Приход получил одобрение и благословение от высшего духовенства на последующие изыскательные работы.

При соборе организована мастерская иконописи — одна из лучших в стране. Талантливые живописцы в своих работах следуют церковным канонам, традициям и техникам древнерусской храмовой росписи, восстанавливают по крупицам забытые в советское время знания.

Возобновлена известнейшая традиция обители Всемилостивого Спаса — знаменный распев. При соборе организована школа древнерусского пения, расшифрованы и опубликованы древние нотные рукописи.

Большая роль отводится паломничеству. Организуются путешествия по сакральным для православной веры местам с целью молитвы и поклонения. Церковный приход проводит работу по переизданию древних книг, выпуску периодической христианской литературы, формированию монастырской библиотеки. Открыт официальный сайт.

Режим работы и расписание богослужений

Спасский собор Андроникова монастыря открыт с 11 ч утра до 18 ч вечера ежедневно. В 14:00 храм закрывается на 45 мин. В храме проводятся праздничные и воскресные богослужения. Время службы особо указывается в расписании на официальном сайте обители.

Будничные богослужения священники Спасского собора проводят в часовне Проща, расположенной рядом с монастырем, по улице Сергия Радонежского, в строении 25. Часовня открыта для прихожан и паломников с 8 ч утра до 19 ч вечера. Регулярные богослужения проводятся в 8:00, 9:00, 17:30.

Интересные факты о Спасском соборе Андроникова монастыря

Спасский собор Андроникова монастыря неразрывно связан с историей страны, в его стенах побывало немало выдающихся людей. Храм и монастырская обитель возведены на знаковой территории — месте встречи русских полков под предводительством великого князя Всеволода Юрьевича с неприятельским войском монгольского хана Батыя.

Имеются сведения о том, что в стенах первого деревянного храма великий князь Дмитрий Донской перед сражением на Куликовом поле (1380 г.) молил Спасителя о победе, здесь же он возносил благодарное молитвословие Создателю.

Фрагменты резных белокаменных блоков, найденных при реставрации Спасского собора. Конец XIV – начало XV в.

В середине 17 века в обители содержался три месяца протопоп Аввакум Петров, заключенный под стражу за проповедничество старообрядчества, неприятие церковной реформы Никона.

Здесь молилась царица Евдокия Лопухина, жена Петра Великого. Стараниями последней русской царицы, равной по роду супругу, над трапезной возвели храм Михаила Архангела. В нижнем ярусе была оборудована усыпальница родителей, близких родственников царственной особы, знатных московских вельмож.

В храм на богослужения приезжал Сергей Васильевич Рахманинов, чтобы послушать удивительное знаменное пение церковного хора. Сейчас в стенах монастыря работает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Возможно, это лучший памятник выдающемуся святому подвижнику, легендарному русскому живописцу. Все написанные им иконы обладали чудодейственной силой.

Андроников монастырь с его дивным Спасским собором — дорогой гость из прошлых столетий, несущий в наш современный мир божественный свет, вековую мудрость и восхитительную эстетику древнерусского искусства.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Спаси-Андрониковом монастыре

Фильм о Спаси-Андрониковом монастыре:

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского; монастырь, хор которого приходил слушать Рахманинов, место, где держали под стражей протопопа Аввакума – все это о Андрониковом монастыре. Примечателен он не только этими фактами, но и красивой архитектурой. Считается, что когда-то здесь во дворе был колодец, который выкопал Сергий Радонежский. А Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим московским храмом, уцелевшим полностью. Сегодня на территории монастыря открыт и музей имени Андрея Рублева. Чем еще примечательна эта обитель?

Где находится Спасо-Андроников монастырь

Обитель размещена в Москве, на Андроньевской площади, 10.
Узнать расписание богослужений можно по телефону: 671-03-72, +74959114502.
Поскольку на территории монастыря расположен и музей, записаться на экскурсии в него можно по телефону 678-14-67; номер для справок – 678-50-55. Код Москвы – 495.

Спасо-Андроников монастырь – как добраться

Если для паломников и туристов в составе тур групп, желающих побывать в Спасо-Андрониковом монастыре, адрес обители не настолько важен, то для индивидуальных путешественников стоит дать совет, как же сюда проще попасть.

Для этого сначала нужно доехать на метро до Площади Ильича (Калининско-Солнцевская линия), после чего сесть на автобусы 40, 237, 55, 152, 125 или же доехать троллейбусами 53, 45.

Посещение монастыря, режим работы

Поскольку монастырь на текущий момент не действует, посещать его можно в любое время. Желающим ознакомиться с архитектурой лучше приехать во время, когда в храмах монастыря нет богослужений, а вот паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.

Если вы хотите открыть для себя не только Спасо-Андроников монастырь, но и побывать в музее Андрея Рублева, обратите внимание:

  • по средам экспозиции и выставки не работают;
  • по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
  • В остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00. Важно! Касса закрывается на 45 минут раньше.

Спасо-Андроников монастырь – расписание богослужений


При самом монастыре, как и при музее, нет гостиницы для паломников, однако можно остановиться при Покровском монастыре (женском) или Донском (мужском). Обе обители, как и Андроников монастырь, расположены в Центральном административном округе.Где остановиться паломникам

  • Гостиница при Донском монастыре предлагает от двух- до шестиместных номеров. На этаже есть горячая вода, туалеты, умывальники, душ. Заселение возможно до 21.00.
  • Гостиница при Покровском монастыре оборудована по современным стандартам и располагает разными по вместимости номерами.

История Спасо-Андроникова монастыря

  • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
  • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя. Знаете ли вы? Дмитрий Донской, возвращаясь после победы в битве на Куликовом поле, причащался именно в этом монастыре.
  • На территории обители похоронена часть воинов, павших в этом бою. В 1795 году начались работы по возведению колокольни, деньги на которую выделил московский купец-миллионер. Закончилось ее строительство в 1803.
  • В период войны с Наполеоном этот монастырь был разграблен, а после серьезно пострадал от пожара.
    В советские времена монастырь был закрыт с 1918 года, и здесь был концлагерь ВЧК для политических преступников, колония для беспризорников, комнаты для рабочих одного из местных заводов, располагался Наркомат обороны.
  • В период с 1927 по 1932 год был уничтожен некрополь Спасо-Андроникова монастыря (здесь среди прочих был похоронен и Андрей Рублев), разрушена колокольня. Считается, что Андрей Рублев был иноком этого монастыря, однако документальных подтверждений тому нет.
  • В 1947 году приняли решение об открытии музея, утвердили которое лишь через два года, а воплощать в жизнь начали еще через десятилетие. Первых посетителей музей принял в 1960.
  • В 1989 году монастырь вернули церкви, однако пока он не функционирует.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
  • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
  • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
  • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
  • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
  • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

Святыни Спасо-Андроникова монастыря в Москве

  • Образ Спаса Нерукотворного – это икона основания, которая является самой чтимой. Она долгое время считалась утерянной, но в 1999 году нашлась в Новодевичьем монастыре, в запасниках Исторического музея. В Спасском соборе есть список этой иконы.
  • Икона Андроника и Саввы, первых игуменов обители – эта святыня тоже считалась утерянной.
  • Мощи шести святых, которые обнаружили при раскопках у Спасского собора. Сохранились не только мощи, но и монашеские принадлежности.

Спасо-Андроников монастырь – фото

  • В прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем.
  • Спасский храм называют древнейшим московским строением.
  • Памятник Андрею Рублеву, который, предположительно, был похоронен в этом монастыре.
  • В музее древнерусского искусства можно не только увидеть множество древних книг и церковной утвари, но и узнать, как зарождался Спасо-Андроников монастырь.
  • Обитель – украшение этой части Москвы.

Спасо-Андроников монастырь — видео

Обитель, в истории которой было немало трагических страниц и которая вновь и вновь возрождалась, сегодня все еще является музейной территорией. Хотя в Спасском соборе снова идут богослужения, однако здесь пока не слышно монашеского хора. И все же попасть сюда, приложиться к святыням, побывать на этом намоленном месте стремятся многие верующие.Приятного просмотра!!!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Москва не только столица России, но и один из основных культурных центров страны. Прогуливаясь ее улочками можно увидеть большое количество памятников, музеев, парков, храмов и монастырей. Одним из наидревнейших считают Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

Основан он был еще в середине 14 века рядом с одной из Поклонных гор на берегу реки Яузы. Это мужской монастырь, основателем которого был митрополит Алексий. Свое название эта обитель получила на честь первого игумена Андроника, который был учеником Сергия Радонежского. На данное время этот монастырь находится в черте города, рядом с Андроньевской площадью.

Как зарождался Спасо-Андроников монастырь

Эта митрополическая обитель была основана в 1357 году. Основал ее митрополит Алексии по приезду домой из Константинополя. Говорят о том, что в дороге он попал в бурю на Черном море. Во время всеобщей панике он стал усердно молится и дал обет Господу построить храм и назвать его на честь того святого, в день которого путники достигнут суши. По приезду он выполнил свое обещание и построил не только храм, но и монастырь. В помощь он позвал смиренного Андроника. И уже в 1360 году появился замечательный деревянный храм. Также в него поместили и приведенную из Константинополя икону.

Также сам князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой возносил свои молитвы Господу в Спасском соборе. А затем благодарил Спасителя за победу. Со временем там возвели поминальную часовню на честь Дмитрия Донского.

После Андроника, настоятелем стал Савва. Многие знали его за его добродетельность еще при жизни. Мощи первого и второго настоятеля были схоронены в Спасском соборе, но на данное время их местоположение неизвестно.

Третьим игуменом стал Александр. При нем был построен белокаменный собор. На деньги купцов были проведены роспись стен и оснащение их фресками.

За все время монастырь был известен не только своими замечательными иконописными образами, но и мастерски изготовленными рукописными книгами. По своему качеству они не уступали византийским. Но в 1812 году святая обитель была практически уничтожена. При пожаре упали своды Спасского Собора. Но вскоре на деньги прихожан его восстановили. Кроме того к нему были пристроены еще два придела.

После революции в 1918 году обитель закрыли. В 1948 году начали его реставрацию, а с 1960 года начал работу музей древнерусского искусства на территории монастыря. и только в 1990 году начали проводится богослужения в Спасском соборе.

Святыни обители

В стенах Спасо-Андрониковой обители находяться чудотворные святыни православия:

  • образ Спаса Нерукотворного,
  • 6 мощей,
  • два параллельных захоронения,
  • икона преподобных Андроника и Саввы Московского.

Основной и главной святыней обители считают Образ Спаса Нерукотворного. Именно перед ней Алексий дал обет о построении храма. Некоторое время она считалась утраченной и только в 1999 году ее нашли в Историческом музее Новодевичьего монастыря. Сейчас список этого образа поместили в Спасский собор.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Также во время поисковых работ была обнаружена икона преподобных Саввы и Андроника. Ее торжественно передали в Спасский собор, где она заняла почетное место. Еще одной находкой стало 6 мощей, которые были обнаружены в древнем алтаре собора. Были найдены и два параллельных захоронения, которые разносились благоуханиями.

Собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря

Это единственный храм за территорией Кремля, который частично сохранился до нашего времени. Он был возведен еще в начале 15 века. Изначально он был деревянным, а затем стал каменным однокупольным. В росписи стен взяли участие Андрей Рублев и Даниил Черный. К большому сожалению до нашего времени уцелело всего несколько фрагментов фресок.

С 19 века в соборе произошло большое количество изменений. С 1959 по 1960 годов была проведена реконструкция по проекту С.С.Подъяпольского и Л.А.Давида для преобретения первоначальных форм. С 1993 года начали проводится археологические раскопки, в следствии которых был обнаружен престол Спасского собора и древние захоронения.

Построено большое количество храмов, которые подобны Спасскому храму. Именно его архитектура была взята за их основу.

Расписание богослужений в обители Божией можно узнать перейдя по .

Адрес обители: 107120, г. Москва, Андроньевская пл., 10 (м. «Площадь Ильича»).
Он находится на территории Москвы на Андроньевской площади. Если Вы не местные, то мы поможем разобраться Вам как доехать до него. Итак, сначала доберитесь до станции метро «Имени Ильича». Далее необходимо пройти или проехать одну остановку по улице Сергия Радонежского в сторону центра до Андроньевской площади и повернуть направо.

Приходите в обитель и посылайте свои молитвы к Господу с искренней верой.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители:

vladimirdar

Основан Андроников монастырь в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий, а назван по имени первого игумена – Андрони́ка, любимого ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади. Спасский же собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов.
02.

Спасо-Андроников монастырь — вид со стороны Костомаровского моста
03.

Спасо-Андроников монастырь — вид с южной стороны
Согласно церковным источникам, в 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Константинополь попал в сильный шторм. Святитель дал тогда обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. Этот день пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.
По версии О.Г. Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи уже повторно в Константинополе, привез оттуда в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и с тех пор стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год. В советские времена следы образа Спаса были утеряны. Однако весной 2004 года он был случайно чудесным образом обретен в запасниках Государственного Исторического музея. Сейчас его подлинность устанавливается.
04.

Икона Спас Нерукотворный. Тихон Могут(ов). 1731 г. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.
Православные монастыри — это всегда умиротворяющая атмосфера. В Спасо-Андрониковом монастыре она как раз ощущается особенно чутко, как будто время здесь останавилось и мир наполнился тишиной. Кстати, одной из главных задач что я и ставил перед собой — сделать безнадежную попытку передать как раз эту атмосферу и именно фоторядом.
05.

Место основания обители могло быть присмотрено святителем во время одного из его путешествий в Орду с ходатайствами за московских князей: на высоком холме, у крутого поворота Яузы перед впадением ее в Москву-реку. Ручей, впадающий в Яузу (заключен в трубу в 1935 году) в память о благословенной константинопольской бухте Золотой Рог был назван Золотым Рожком (память о нем сохраняется в названии вала, набережной и переулков).
Здесь же сходились два пути: один шел через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и татарские улусы (Болванская дорога); другой путь уходил на восток – во Владимир, Нижний Новгород. Это «святое» перепутье, как его называли в старину, отличалось и ландшафтными красотами, увенчанием которых и стал Спасский монастырь. Позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.
06.

Андроньевская набережная
07.
Стены Спасо-Андроникова монастыря со стороны Андроньевской набережной
08.
Юго-западная башня Спасо-Андрониковского монастыря. На дальнем плане слева Трапезная палата (XVI в).
09.
Трапезная палата (на первом плане).1504-1506 гг. Съемка 1968 года. Вид со стороны Костомаровской набережной.
10.
Стены монастыря со стороны Святых врат.
Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им.
11.
Преподобный Андрони́к
Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря: преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем. В 1439 году монастырь получил архимандрию, что подтверждало высокий статус обители.
На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).
Зайдем на территорию монастыря.
12.
Святые врата Спасо-Андроникова монастыря
13.
Правое крыло Святых врат
Чтобы читателю было легче ориентироваться выкладываю официальную план-схему территории Музея — Спасо-Андроникова монастыря:

14.
15.
Спасо-Андроников монастырь — вид со стороны Настоятельского корпуса
16.
Святые врата и Настоятельский корпус (XVII-XVIII вв.) (фрагмент строения на кадре справа)
17.
Настоятельский корпус (XVII-XVIII вв.)
18.
Настоятельский корпус (XVII-XVIII вв.) (фасад)
19.
Изразцы
20.
Настоятельский корпус (XVII-XVIII вв.)
21.
Башенка-часовня Настоятельского корпуса.
22.
23.
Юго-западная башня (XVIII в.)
В 1365 году «игумен земли Русской» Сергий Радонежский перед одним из своих важных путешествий по русской земле пришел в Спасский монастырь для поклонения иконе «Спас Нерукотворный». То место, где первый настоятель монастыря преподобный Андрони́к, любимый ученик преподобного Сергия, вышел вместе с братией за монастырские врата, чтобы проводить наставника в Великий Новгород, было отмечено часовней. «Прощами» на Руси было принято называть часовни и церкви, ставившиеся по случаю прощания с отправлявшимися в дальний путь. Буквально это слово означает, «место расставания». Часовня «Проща» на этом месте сохранилась в значительно перестроенном виде.
24.
Часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря на улице Сергия Радонежского
25.
Корпус Духовного училища (1810-1814 гг.) Спасо-Андрониковского монастыря. Духовное училище было возведено в 1810-1811 годах, но из-за войны 1812 года его внутреннюю отделку закончили лишь к 1816 году. 12 марта 1817 года духовное училище (школа первого уровня для служителей Православной Церкви) открылось. В первый год в нем было 99 учеников (59 в высшем и 40 в низшем отделении). Скромно оформленное двухэтажное здание в стиле ампир украшено лишь круглыми нишами над окнами первого яруса да полукруглым трехчастным окном мезонина. Ныне в помещении разместились музейные отделы.
По версии Г.К. Вагнера и О.Г. Ульянова, после пожара 1368 г., в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению.
В 1380 году Спасо-Андроников монастырь встречал войско Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой после битвы на Куликовом поле. Здесь, по преданию, были захоронены павшие в сражении русские воины.26.
В 1420-1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен. Белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Расписывали его стены такие известные древнерусские иконописцы, как Даниил Черный и Андрей Рублев. Последний из них принял здесь постриг и продолжительное время оставался в обители, но уже как монах. Оба мастера умерли в этих стенах и были похоронены на территории монастыря (к сожалению, место их захоронения утеряно). Последним надгробную плиту видел, якобы, историк Миллер, посещавший Андроников монастырь в конце XVIII столетия. Стоит заметить, что информация «о надгробной плите Рублева» подвергается сомнениям рядом ученых поскольку реальных подтверждений факта её нахождения П.Д. Барановским в 1947 году и документальных свидетельств Миллера не существует (не найдено).
27.
В начале XVI века настоятелем монастыря стал духовник великого князя Ивана III архимандрит Митрофан, при котором (в 1504-1506 годах) построили одностолпную Трапезную палату на подклети (фото 08, 09), третью по величине после кремлевской Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря. Ныне это одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI столетия. В XIV-XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.
В средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611 гг.). В XVI в. Спасо-Андроников монастырь оказывается втянутым в бурную политическую и духовную жизнь. В нем был поселен новгородский епископ Серапион, конфликтовавший с Иосифом Волоцким. Здесь пребывал уличенный в ереси игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. В 1571 г. монастырь был разорен Девлет-Гиреем. В августе 1653 г. монастырь стал местом временного заточения вождя старообрядцев протопопа Аввакума перед отсылкой его в Сибирь.28.
Во второй половине XVII в. вместе со стенами монастыря были построены Святые ворота с надвратной церковью Рождества Богоматери, которые и доныне сохранили значение главного входа в Спасо-Андроников монастырь. Первое упоминание о тогда еще деревянной надвратной церкви с тем же названием относится к 1571 году. В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, а позже построили братские корпуса. В 1747-1756 годах все стены монастыря были отстроены в камне. Окаймляют стены, не считая, декоративных башенок справа и слева от Святых врат, три крепостных башни: юго-западная XVIII в. (одноярусная, квадратная в плане) (фото 08, 23); северо-западная XVIII в. (двухъярусная башня: первый (старый) ярус – квадратный в плане, второй (надстроенный) – восьмигранный) (фото 34, 35, 36); юго-восточная XVII в. (угловая) (фото 07, 43, 44, 45), как и северо-западная башня, – двухъярусная. В северо-западном углу располагалась не дошедшая до наших дней столпообразная шатровая колокольня с «русскими часами». Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.
В конце XVII в. заботу о монастыре берет на себя Евдокия Лопухина, супруга Петра I. В 1691 г. ее иждивением закладывается церковь Архангела Михаила, однако строительство заканчивается только в 1739 г. В начале XVIII в. начали возводить каменный Братский корпус (фото 39, 48, 49, 52).29.
Церковь Архангела Михаила
Подробней о Церкови Архангела Михаила будет рассказано во второй части.
30.
Церковь Архангела Михаила
В конце восемнадцатого столетия на территории монастыря была построена внушительных размеров надвратная колокольня (на фото 31, ниже). Автором это чуда стал архитектор Родион Родионович Казаков. Первоначальный план строительства подразумевал, что колокольня будет превышать такое же строение в Кремле — колокольню Иван Великий, но Павел I не стал рушить старомосковскую традицию о высотности и повелел размер ее уменьшить. По проекту архитектора в нижнем ярусе на средства купца С.П. Васильева была устроена церковь святого Симеона Богоприимца. Колокольня представляла собой копию колокольни Киево-Печерской Лавры.
Святые Ворота были разрушены в 1930-х годах, от них сохранились только малая западная проходная арка и часть западной стены Рождественской церкви. Центральная арка и прилегающая к ней восточная часть ворот восстановлены в 1956-1960 годах. 31.
Кстати обратите внимание как выглядел Спасский собор до революции. На этом фото он правее Архангельской церкви и его первоначальный образ практически полностью скрыт поздними изменениями. Кроме того на этом фото можно заметить, что территория монастыря была ранее обширней именно с юга — стена монастыря проходит вдоль сегодняшнего Андроньевского проезда (правая часть кадра).
В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас, обрушились барабан и глава Спасского собора. В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.
32.
33.
Северо-западная башня (XVIII в.) Башня двухъярусная башня: первый (старый) ярус – квадратный в плане, второй (надстроенный) – восьмигранный).
34.
Северо-западная башня монастыря
35.
Северо-западная башня монастыря
36.
Основание северо-западной башни с внешней стороны монастырской крепостной стены — вид с запада
Спасский собор сейчас воссоздан именно таким каким он был при своем освящении в 1427 году. Удивительное и редкое ощущение, — ты как будто вместе с ним паришь в небесах…
37.
Спасский собор
38.
Церковь Архангела Михаила и Спасский собор
Со времен Дмитрия Донского и вплоть до начала XX века на территории монастыря хоронили достойнейших людей. Здесь упокоились родители и многочисленные родственники российской царицы Евдокии Лопухиной, представители именитых родов Барятинских и Трубецких. Надгробие над усыпальницей последних исполнил известный скульптор Иван Витали, чьи фонтаны до сих пор украшают современный город. Подробно о некрополе монастыря во второй части.
39.
Спасо-Андроников монастырь. Место некрополя. Братский корпус.
Территория монастыря кажется слегка неуютно-обескураживающе «пустой» и это ощущение приходит не просто так — когда-то здесь находился впечатляющий монастырский некрополь. Интуитивно его утрату ощущаешь сразу и всецело. Разоренному, но сохранившему лишь отдельные надгробия некрополю монастыря в музее посвящена отдельная экспозиция под открытым небом. Мы осмотрим её также во второй части.
40.
Место монастырского некрополя Спасо-Андроникова монастыря
Монастырь был закрыт в 1918 году. На его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти, в лагере проводились массовые расстрелы. В 1922-1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников.
41.
Спасо-Андроников монастырь
В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения наркомата обороны.

42.
Спасо-Андроников монастырь.1949-1950 гг. Вид (панорама) на монастырь со стороны долины ручья Золотой Рожок (снимок сделан с насыпи Курской ЖД). За восточной монастырской стеной видны Спасский собор с остатками конструкций позднего шатрового купола и чуть ближе — купол фамильного склепа — храма-усыпальницы св. мученика Евграфа рода Молчановых.
43.
Хозяйственные постройки. Юго-восточная башня.
44.
Юго-восточная башня монастыря со стороны Андроньевской набережной
45.
Юго-восточная башня
46.
Монастырские хозяйственные постройки у Юго-восточной башни
47.
В 1929-1932 годах была уничтожена колокольня монастыря, как уже упоминалось, вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого, а 13 сентября 1927 года — некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублёв, воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф.Г. Волков, меценат П.Г. Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Волконские, Аладьины, Щербатовы.
48.
Братский корпус (XVIII в)
49.
Братский корпус (XVIII в)
50.
Монастырская звонница
Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что собор монастыря — самое древнее сохранившееся здание Москвы (церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хор).
51.
Весна 2018)
В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком И.Э. Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. 10 декабря 1947 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублёва. В 1959-1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее до сих пор споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.
52.
Братский корпус (XVIII в) со звонницей
В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница (фото 47, 51). В настоящее время Андроников монастырь является приходским, и богослужения здесь проводятся на постоянной основе.
Итак, в архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря входят:
— Спасский собор — Трапезная, построенная в 1504-1506 годах — Настоятельские покои (1690 года) — Церковь во имя Архангела Михаила, возведенная в стиле «московского барокко» (в 1694-1739 годах) — Родовая усыпальница рода Лопухиных — Братский корпус, построенный в XVIII веке — Строение духовного училища, возведенное в 1810-1814 годах — Стены и башни, поднятые в XVII-XVIII веках
53.
В 1998 году приход Спасского собора приобрел права на земельный участок, где ранее находилось древнее монастырское кладбище. Начальная история кладбища Спасо-Андроникова монастыря практически неизвестна, но согласно преданию и косвенным свидетельствам на территории монастыря была захоронена часть воинов, раненных на Куликовом поле и скончавшихся по дороге в Москву. В 2000 году на этом участке началось строительство храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который прославился неутомимыми трудами в деле объединения русских земель, борьбой с внутренними и внешними врагами Московского княжества, особенно победой на Куликовом поле в 1380 году. Димитрий Донской незадолго до Куликовской битвы молился в Спасском соборе Андроникова монастыря перед чудотворным образом Спасителя, здесь же он благодарил Бога за дарованную победу.54.
Храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского
55.
Роспись «Спас Вседержитель» в куполе храма
Храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского построен в 2000–2015 годах по проекту архитектора А.В. Климочкина. Современный одноглавый кубообразный храм, фасады которого завершены закомарами. Ориентирован на постройки раннемосковского зодчества XIV – начала XV века. Современное здание органично сочетается с архитектурой Спасо-Андроникова монастыря и Спасского собора.

Баталов А.Л., Беляев Л.А., Турилов А. А. Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001.
Вагнер Г.К., Куклес А.С., Тихомирова Г.К. Спасо-Андроников монастырь . Музей-заповедник имени Андрея Рублева, М., 1972.
Ульянов О.Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Новые открытия. 1995. — М., 1996.
Сайт православного прихода Храма Спаса Нерукотворного Образа в Анрониковом монастыре.
Материал опубликован по благословению настоятеля Спасского собора Свято-Андроникова монастыря протоиерея Вячеслава.

Москва. Спасо-Андроников монастырь.

Спасо-Андроников монастырь — один из древнейших монастырей Москвы.

В августе 1356 года митрополит Московский Алексий (Елевферий Фёдорович Бяконт) (1292-1305 — 1378) возвращался из Константинополя и попал на море в сильную бурю. Обратившись с мольбой к Богу, он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда корабль благополучно достигнет пристани. 16 августа, в день Нерукотворного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. Так родилась мысль устроить в Москве монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Эту мысль одобрил преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314 или 1322-1392). По просьбе митрополита, он дал ему для устроения монастыря своего ученика Андроника.

Для строительства обетного монастыря Алексий избрал холм в четырёх верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьём Золотой Рожок. Так в 1359 году был основан Спасо-Андроников монастырь. В 1360 году была освящена первая церковь новой обители, в которой Алексий поставил образ Спаса Нерукотворного, сопровождавшего его в пути из Константинополя. Ученик Сергия Радонежского, преподобный Андроник (1320-е — 1373), свято соблюдал заповеди своего учителя.

Между 1410 и 1427 годами, при игумене Александре, на месте деревянной церкви, срубленной Андроником, на вклад купеческого семейства Ермолиных был сооружён каменный Спасский собор. Это самый древний из ныне существующих памятников Москвы вне Кремля. Собор, созданный при участии Андрея Рублёва (ок. 1360-1428), поражает своим неповторимым обликом. «Зело красен» — таким было общее мнение современников. Сложенный из белого камня собор в целом повторяет тип традиционного владимиро-суздальского храма. Это — памятник эпохи русского национального Возрождения. Собор устремлён ввысь, в этом в застывшем каменном движении, кажется, навеки запечатлён тот взлёт русской духовной жизни на рубеже 14-15 веков, что связан с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского (1350-1389), Андрея Рублёва, Епифания Премудрого (ум. около 1420), Феофана Грека.

Спасский собор Андронникова монастыря является самым значительным и ярким произведением раннемосковской школы зодчества. Композиция собора очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове, созданную Петром Милонегом на рубеже 12-13 веков. В Спасском соборе покоились мощи св. Андроника и его приемника, второго игумена монастыря св. Саввы. Здесь же хранилась главная святыня монастыря — образ Спаса Нерукотворного, привезённый митрополитом Алексием из Константинополя. Внутри собор был украшен фресками Андрея Рублёва, но от них уцелели только крохотные фрагменты. Преподобный Андрей Рублёв, бывший монахом Спасо-Андроникова монастыря, жил здесь, скончался в 1428 году и здесь же был погребён.

Могилу Андрея Рублёва пытался отыскать известный учёный-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский (1892-1984). По архивным источникам удалось установить, что Андрей Рублёв был похоронен под старой соборной колокольней, до наших дней не сохранившейся. Однажды во время прокладки траншеи рабочие наткнулись на старинную могильную плиту. Уже темнело, и Барановский успел только скопировать с помощью угля и бумаги полустёртую надпись на плите. За ночь ему удалось установить, что перед ним — памятник первой трети 15 века. Место находки также указывало на то, что это могла быть надгробная плита с могилы Андрея Рублёва. Поспешив наутро к бесценной находке, Барановский с ужасом узнал, что рабочие, с типично советским отношением к истории, разбили плиту на щёбёнку и посыпали ею раскисшую в дождь и слякоть дорожку.

За шесть столетий своего существования Спасский собор много претерпел. Наиболее жестокому разгрому от подвергся во время нашествия европейских варваров в 1812 году. Пламя пожара, охватившего собор, было такой силы, что от жара рухнула глава храма. В стенах собора до сих пор можно видеть обгоревшие, закопчённые камни — следы пожара 1812 года. После изгнания французов собор был восстановлен, причём к нему пристроили приделы и изменили завершение. Храм был восстановлен в первоначальных формах в 1950-1960-х годах.

В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная на подклете — одна из немногих сохранившихся в Москве построек 16 века. В 1691-1694 годах к ней была пристроена трёхярусная церковь в стиле московского барокко. В её нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором — престол во имя св. Архангела Михаила, в третьем — престол во имя св. митрополита Алексия. Эту трёхэтажную церковь называют посто церковью Михаила Архангела. Её строила царица Евдокия Фёдоровна Лопухина (Прасковья Илларионовна) (1669-1731), первая жена Петра I Алексеевича (1672-1725), а поводом для постройки стало рождения наследника престола царевича Алексея (1690-1718). Радостная мать, горя желанием возблагодарить Пресвятую Богородицу, поспешила пожертвовать средства на сооружение церкви в память об этом событии — недаром один из её престолов освящён во имя св. Алексия. Практически завершённая к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет простояла не освящённой, «без пения», и была освящена только в 1739 году. Надвратная церковь Рождества Богородицы, стены и башни монастыря построены во второй половине 17 века. Тогда же были построены настоятельские покои.

В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Илларион (Фёдор) Абрамович Лопухин (1638-1713), а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин (1711-1757).

В 1653 году в Спасо-Андрониковом монастыре в течение четырёх недель содержался в заточении вожак старообрядчества, протопоа Аввакум (Петров) (1620-1681). При Петре I при монастыре было устроено училище для незаконнорожденных детей, а с 1810 года — духовное училище.

В 1795 году на средства купца первой гильдии Семёна Прокофьевича Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство огромнейшей колокольни. «По ндраву своему» купец пожелал, чтобы его сооружение было выше колокольни Ивана Великого. Но пыл купца охладил император Павел I Петрович (1754-1801), приказавший уменьшить высоту строившейся колокольни. Её возведение было завершено в 1803 году. Высота колокольни составила 72,5 метра, что на 8,5 метра ниже Ивана Великого. Автором проекта, как считают, был известный московский зодчий Родион Родионович Казаков (1758-1803). В 1930-1931 годах колокольня Спасо-Андроникова монастыря была разобрана.

В некрополе Спасо-Андроникова монастыря были погребены Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763) — основатель первого русского театра, Павел Григорьевич Демидов (1738-1821) — основатель знаменитого Демидовского лицея в Ярославле, Абрам Андреевич Баратынский (1767-1810) — отец знаменитого поэта Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844), князь Николай Сергеевич Волконский (1753-1821) — дед Льва Николаевича Толстого (1828-1910), а также Загряжские, Головины и представители других древних русских родов.

С 1960 года в Спасо-Андрониковом монастыре находится Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.

Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече.

Спасо-Андроников монастырь

Одной из наиболее древних дошедших до наших дней московских обителей является возвышающийся на берегу р. Яузы Спасо-Андроников монастырь. Просуществовав более шести с половиной столетий, он видел многие исторические события и хранит немало тайн.

Сегодня в монастырских стенах расположен музей, а в Спасском соборе идут церковные службы. Если говорить о тайне, то до сих пор неизвестно доподлинное место захоронения иконописца Андрея Рублева. Ученым еще предстоит это выяснить. Предположительно, она находилась либо у стен Спасского собора, либо на месте уничтоженной колокольни или некрополя.

Основание обители и страницы ее истории

Появление Спасо-Андроникова монастыря неразрывно связано с именем московского митрополита Алексия. Дошедшее до наших дней предание повествует об эпизоде, сыгравшем важную роль в основании обители. На пути из Константинополя корабль, на котором пребывал владыка, попал в сильный шторм, святитель Алексий неустанно молился и дал обет воздвигнуть храм в честь святого, почитаемого церковью в тот день, когда корабль благополучным образом достигнет суши.

Митрополит не замедлил выполнить свой обет, и в 1360 году был основан монастырь, его настоятелем стал ученик Сергея Радонежского по имени Андроник. Для основания обители был выбран крутой берег Яузы у впадения в нее ручья Золотой Рожок, место, где проходили важные пути в Золотую Орду и Константинополь. Такое стратегическое положение сыграло немаловажную роль обители в исторических и военных событиях Руси.

Мимо ее стен двигались дружины Дмитрия Донского, дабы сразиться на Куликовом поле. Здесь же встречали ратников с поля боя. Тем же маршрутом шли воины под предводительством князя Василия Дмитриевича на бой с Тамерланом.

Обители пришлось пережить нашествие войск хана Тохтамыша и Девлет-Гирея, польских войск и не одно разорение. После набегов и разрушений монастырь вновь восстанавливался из пепла, рос, отстраивался.

В советское время обители грозил снос. Но вопреки всем перипетиям, виткам истории, а также благодаря стараниям архитектора и реставратора П. Барановского и художника И. Грабаря которые добивались сохранения Спасо-Андроникова монастыря, он уцелел. Хотя часть сооружений все-таки была разрушена. Эта участь постигла надвратную колокольню, ее разобрали в 30-е годы прошлого века, был уничтожен также некрополь, который являлся местом вечного упокоения многих известных дворянских родов.

Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря

В 1947 году Спасо-Андроникова обитель обрела статус заповедника и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:

  • Спасский собор, возведенный в 1420 году, он считается древнейшим каменным храмом за пределами тогдашней Москвы. В росписи собора принимал участие иконописец Андрей Рублев. Сегодня можно увидеть только небольшую часть уцелевших фрагментов травного орнамента в алтаре, остальные фрески погибли в разразившемся пожаре в 1812 году.
  • Трапезные палаты, которые построены на территории монастыря в царствование Ивана III.
  • Каменные стены и башни, датируемые XVII – XVIII столетиями.
  • Двухэтажное строение Настоятельских покоев.
  • Церковь, освящённая во имя Архистратига Михаила. По инициативе царицы Евдокии строительство трехъярусной церкви началось в 90-х годах XVII века. Однако опала и ссылка царицы сказались на приостановке работ, и только в 1739 году церковь была освящена. Храм реставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
  • Здание братского корпуса 1763 года постройки.
  • В начале XIX века на территории монастыря было построено здание для духовного училища.

В 1960 году на территории монастыря открыт музей древнерусской культуры и искусства. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Коллекция музея насчитывает тысячи произведений древнерусского и прикладного искусства. Это собрание иконописи, редчайшие экземпляры рукописных и старопечатных книг, предметы церковной утвари, копии росписей, принадлежащих Феофану Греку, Андрею Рублеву, Дионисию и многие другие раритеты.

Андроников монастырь

Монастырь
Спасо-Андроников монастырь

Ансамбль Андроникова монастыря
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771420966980006 (ЕГРОКН)
объект № 7710005000 (БД Викигида)
Страна Россия
Местоположение Москва
Конфессия православная церковь
Тип мужской
Основатель Андроник Московский
Дата основания XIV век
Известные насельники Андроник (ученик Сергия Радонежского)
Андрей Рублев
Даниил Чёрный
Статус Охраняется государством
Медиафайлы на Викискладе

Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) — комплекс зданий, где ранее располагался мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор.

Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.

Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хоров).

Монастырь в Средние века

Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.

По версии Олега Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привёз в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.

Спасский собор и Архангельский храм

Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).

По версии Георгия Вагнера и Олега Ульянова, после пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по стилистике и исполнению. В 1420—1427 годах Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Николай Воронин полагал, что сохранившийся храм, который учёный датировал 1425—1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. Сергей Заграевский следует позиции Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.

В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).

В 1439 году в монастыре учреждена архимандрия. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 года было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).

При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).

Вид монастыря в 1883 году. Фотография Николая Найдёнова

В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.

В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).

Андроников монастырьСтены и башни монастыря Стены и башни монастыря

В августе 1653 года в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.

По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднён в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен ещё один придел — во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.

Монастырь в XVIII — начале XX веков

В 1747—1756 годах стены монастыря были отстроены в камне. По проекту архитектора Родиона Казакова на месте старой колокольни, над Святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м (по высоте уступала только колокольне Ивана Великого). В нижнем ярусе на средства купца С. П. Васильева была устроена церковь во имя святого Симеона Богоприимца.

Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.

В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена; с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763—1779 годов к собору пристроили крытую паперть.

В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас и обрушились барабан и глава Спасского собора.

В 1846—1850 годах собор был значительно переделан по проекту Петра Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырёхскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.

Монастырь в XX веке

Монастырь был закрыт советской властью в 1918 году. На его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти, в лагере проводились массовые расстрелы. В 1922—1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930—1940-х годах там располагались также учреждения наркомата обороны.

В 1929—1932 годах уничтожена колокольня монастыря, вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого, 13 сентября 1927 года — некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублёв, воины, погибшие во время Северной войны 1700—1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Фёдор Волков, меценат Павел Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Волконские, Аладьины, Щербатовы.

Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит Петру Барановскому и Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы Петра Максимова и Бориса Огнева.

Спасский собор

Исследованиями Барановского и Максимова было впервые установлено, что после многочисленных переделок сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV века.

Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что собор монастыря — самое древнее сохранившееся здание Москвы (церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хор). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком Игорем Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. 10 декабря 1947 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублёва. Но в «хрущёвскую оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре Михаила Алпатова, Николая Воронина, Варвару Адрианову-Перетц, Дмитрия Лихачёва выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26.10.1956).

В 1959—1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.

Спас из Гавшинки — самый древний экспонат Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре.

После повторного письма академиков Алпатова и Сергея Герасимова Никита Хрущёв был вынужден разрешить официальное открытие Музея Андрея Рублёва в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит современное название — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). В собрании музея находятся произведения иконописцев круга Дионисия и Андрея Рублёва и другие шедевры, в числе которых икона «Спас Вседержитель» первой половины XIII века.

В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница.

В 1993 году под престолом Спасского собора обнаружено неизвестное захоронение, которое пока не идентифицировано. По утверждению Сергея Никитина, два из них с высокой долей вероятности принадлежат преподобным Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.

Ансамбль в XXI веке

В феврале 2013 года Генеральная прокуратура РФ внесла в Министерство культуры следующее представление:

Объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции.

В январе 2019 года Русская православная церковь обратилась к Росимуществу с просьбой передать РПЦ для использования согласно её уставу объекты по адресу Андроньевская площадь, 10 и 11: сохранившиеся части стен и башен, здание бывшего духовного училища, настоятельские палаты, Спасский собор, братский корпус, трапезную палату, церковь Михаила Архангела и усыпальницу бояр Лопухиных. Все эти здания ранее принадлежали Андроникову монастырю. Также патриархия создала «движение за возрождение Спасо-Андроникова монастыря».

Директор Музея древнерусской культуры против передачи РПЦ всего комплекса монастыря, так как в этом случае музей окажется без помещений.

Современный облик монастыря

В архитектурном ансамбле Андроникова монастыря сохранились:

  • Белокаменный Спасский собор, одно из древнейших сооружений Москвы (восстановлен в формах, близких к первоначальным, в 1959—1960 годах).
  • Трапезная (1504—1506)
  • Каменные стены и башни (XVII—XVIII века)
  • Настоятельские покои (1690)
  • Ярусная церковь Архангела Михаила, построенная в формах московского барокко (1694—1739, восстановлена в 1960)
  • Родовая усыпальница Лопухиных
  • Братский корпус (начало XVIII века)
  • Здание духовного училища (1810—1814)

Примечания

  1. 1 2 Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Новые открытия. 1995. — М., 1996. — С. 183—184.
  2. Вагнер Г. К. От символа к реальности. — М., 1980. — С. 187.
  3. Ульянов О. Г. Цикл миниатюр… — С. 183—184.
  4. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — Т. 2. — М., 1962. — С. 325—337.
  5. Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. — М., 2008. — С. 13—21.
  6. Иоанно-Предтеченский женский монастырь.
  7. Зинде Э. Уничтоженные посмертно // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2011. — № 17. — С. 24—25.
  8. Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории. — С. 3—9.
  9. Мокеев Г. Я. Кому нужен ажиотаж вокруг могилы преп. Андрея Рублёва.
  10. Генпрокуратура внесла представление Минкультуры: в церкви XVII века проводят бизнес-встречи — Газета.Ru | Новости. Общество. Дата обращения 23 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  11. Патриарх попросил передать РПЦ Музей Рублева и старейший храм Москвы. РосБизнесКонсалтинг (15.3.2019). Дата обращения 15 марта 2019.
  12. 1 2 Солдатов А. Мощь патриарха // Новая газета. — 2019. — № 29. — С. 6—7.

Литература

  • Баталов А. Л., Беляев Л. А., Турилов А. А. Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 424-427. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Барановский П. Д. О времени и месте погребения Андрея Рублёва // Труды, воспоминания современников. / Сост. Ю. А. Бычков. — М., 1996.
  • Вагнер Г. К., Куклес А. С., Тихомирова Г. К. Спасо-Андроников монастырь. — М.: Музей-заповедник имени Андрея Рублёва, 1972.
  • Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андроникова второклассного монастыря и судьбы их. — М., 1891.
  • Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. — М., 2008.
  • Иванчин-Писарев Н. Спасо-Андроников (монастырь). — М., 1842.
  • Красовский И. С. Архитектура Спасо-Андроникова монастыря XVIII века // Хоругвь. — № 4. — 1998.
  • Красовский И. С. Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря. — М., 2005.
  • Максимов П. Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV—XVII века. Новые исследования. — М., 1947. — С. 8—32.
  • Сергий (Спасский). Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. — М.: В унив. тип. (Катков), 1865.
  • Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия 1995 г. — М., 1996. — С. 181—192.
  • Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. — М., 1996. — C. 24—27.
  • Ульянов О. Г. Погребение преп. Андрея Рублёва в свете новейших исследований // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Рос. науч. конф., посвященной памяти святителя Макария. — Вып. 7. — Можайск, 2000. (недоступная ссылка)

Ссылки

  • Спасо-Андроников монастырь на сайте Православие.Ru
  • Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Словари и энциклопедии

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *