Благовещенский собор московский кремль

Содержание

Благовещенский собор (Московский Кремль)

У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенский собор.

Собор
Благовещения Пресвятой Богородицы


Благовещенский собор, 2006 год

Страна

Россия

Город

Москва

Адрес

Кремль, Соборная площадь

Ближайшая станция метро

Александровский сад, Библиотека имени Ленина

Конфессия

православие

Патриархат

Московский

Епархия

Московская городская

Благочиние

Центральное

Придел(ы)

  • Собора Архангела Гавриила;
  • Собора Пресвятой Богородицы;
  • Входа Господня в Иерусалим;
  • Александра Невского;
  • Николая Чудотворца

Престольный праздник

  • 25 марта (7 апреля) — Благовещение Пресвятой Богородицы

Приделов:

  • 26 марта (13 апреля), 26 (13) июля — Собор Архангела Гавриила;
  • 26 декабря (8 января) — Собор Пресвятой Богородицы;
  • неделя 6-я Великого поста, ваий — Вход Господень в Иерусалим;
  • 23 ноября (6 декабря) — благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия;
  • 6 (19) декабря — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Реликвии

Донская икона Божией Матери

Основание

конец XIV века (до 1393 года)

Первое упоминание

Автор проекта

Псковские мастера Кривцов и Мышкин

Строительство

1484—1489 годы

Архитектурный стиль

русская архитектура

Состояние

  • действующий храм;
  • музейная экспозиция

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771510302110356 (ЕГРОКН). Объект № 7710353041 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия

Kremlin and Red Square, Moscow
(Московский Кремль и Красная Площадь)

Ссылка

№ 545 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

(i), (ii), (iv), (vi)

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Благове́щенский собо́р — православный храм Московского Кремля в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на Соборной площади в Москве. Был построен в 1489 году под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина.

История

Строительство

По преданию, деревянный Благовещенский собор был построен в 1291 году Владимирским князем Андреем Александровичем. Первые письменные упоминания о каменном храме относятся к концу XIV века. Это была одноглавая бесстолпная домовая церковь великокняжеской семьи, выполненная из белокаменных блоков на подклете, сохранившимся в современном соборе. Предположительно, алтарную преграду церкви украшали фрески с изображением преподобных. Тогда храм называли Благовещением «на Царских сенях», «на великокняжеском Государевом дворе», «на переходах».

В 1405 году храм украсили фресками художников Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублёва. В 1416-м здание разобрали и возвели новое, расширенное до размеров современного. Собор стал трёхглавым с большим центральным и двумя малыми восточными куполами. По стилю он был близок памятникам раннемосковской архитектуры: Успенскому собору в Звенигороде, церкви Рождества Богородицы на Сенях. Фасад, верх барабана и апсиду украшал резной пояс.

В 1484 году по приказу Ивана III началось строительство нового здания храма под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина. Возведение было закончено через пять лет, после чего его освятил митрополит Геронтий. Храм, выполненный из кирпича, был окружён крытыми галереями — папертями. От предшествующей постройки сохранили подклет, использовавшийся для хранения княжеской казны. Украшения фасада относились к разным строительным школам — псковской, владимиро-суздальской, московской. В центральной части храма была использована ступенчатая система сводов. Восточная и южная галереи соединяли собор с дворцом и Казённой палатой. Северо-западная использовалась как парадный вход во дворец и выход на Соборную площадь. На основании папертей были возведены белокаменные столпы, украшенные цветочными четырёхлепестковыми розетками. В 1508-м по указу Василия III собор расписали Феодосий, сын Дионисия, и Фёдор Едикеев. На стенах были изображены Аристотель, Фукидид, Птолемей, Плутарх, Платон и Сократ со свитками в руках. В том же году иконы украсили драгоценными окладами.

Храм пострадал во время пожара в 1547 году: повредились резное убранство и открытые паперти, были уничтожены иконы, книги, настенные росписи. При ремонте фасадов в середине XVI века белокаменные архивольты и капители столпов заменили на кирпичные.

Перестройка

Последний раз храм перестраивали в 1560-е годы при Иване Грозном. На сводах галерей построили придельные церкви, посвящённые Собору Пресвятой Богородицы, Собору архангела Михаила, святому Георгию и Входу в Иерусалим. В это время были также сооружены западные главы на основном объёме храма, после чего он стал девятиглавым. Кровли покрыли золочёной медью, и собор стали называть «златоверхим». Приделы, построенные из маломерного кирпича, перекрыли сводами с распалубками. Стены по образу Архангельского собора отделали филёнками. На южной стороне в местном ряду иконостаса была написана «Четырёхчастная» икона. В 1561-м Василий III подарил собору храмовый образ Благовещения, привезённый из новгородского Юрьева монастыря. По указу Фёдора Иоанновича на центральной главе установили золотой крест с цатой — символом полумесяца.

К.-Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора, 1860 год

В конце XVIII века разобрали Казённую палату, перестроили южную паперть, заложили арочные проёмы между полуколоннами.

В 1800 году полы в пристройках были заменены на белокаменные резные с чёрным мастичным орнаментом. В 1822-м придел во имя великомученика Георгия перестроили и переосвятили во имя Александра Невского. В нём установили иконостас в стиле ампир, заложили старые и пробили новые окна. В 1836 году по проекту архитектора Ивана Мироновского к юго-западному углу собора пристроили ризницу и реконструировали южный фасад паперти, украсив его аркадой.

В 1836 году в южной части храма был создан придел во имя святого Николая Чудотворца. В 1844-м собор соединили переходом с новым зданием Большого Кремлёвского дворца, построенного для Николая I. В 1863—1867 годах была проведена реставрация собора под руководством Фёдора Рихтера. В результате работ заменили кровлю, отремонтировали стропила, кладку сводов и глав. В 1896-м работниками ювелирной фирмы Ивана Хлебникова для иконостаса был изготовлен новый оклад.

Реставрация

Во время Октябрьской революции 1917 года Кремль обстреливался из тяжёлой артиллерии — в собор попал снаряд и разрушил его крыльцо. В 1918-м его вместе с другими храмами Кремля закрыли для богослужений. В мае того же года был учреждён комитет по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, возглавляемый Игорем Грабарём. По его инициативе в кремлёвских соборах начала работать реставрационная группа под руководством отдела по делам музеев при Наркомпросе. Им удалось расчистить иконы из деисусного и праздничного рядов иконостаса, предположительно, авторства Андрея Рублёва и Феофана Грека. Среди них были найдены «Спас на престоле», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст». В 1950 году восстановили южный портал по фрагментам строения XV века, обнаруженных под слоем штукатурки. Через пять лет собор был превращён в музей. В 1970-е годы его отремонтировали и вызолотили купола.

Масштабные реставрационные работы были проведены в 1980—1984 годах художниками-реставраторами Всесоюзного объединения «Союзреставрация» под руководством Леонида Сергеевича Муравьева-Моисеенко. После очищения стен от поздних записей им удалось обнаружить ранее не выявленный авторский слой живописи середины XVI столетия. Однако часть композиций была безвозвратно утрачена в результате работ XIX века.

К 500-летнему юбилею собора в 1989 году была открыта экспозиция икон, которыми обладал в древности домовый царский храм. С 1993-го на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в церкви совершаются патриаршее богослужения. В этот день со ступеней собора Патриарх Московский и всея Руси выпускает на волю белых голубей. Приделы собора были отреставрированы в 2008—2010 годах. Фасадам вернули первоначальный облик до реставрации 1930—1960-х годов.

Архитектура

Современный облик храм приобрёл в 1560-е годы. Стены четырёх приделов, возведённых над углами галерей, разделены квадратными ширинками. Подклет собора является памятником архитектуры конца XIV века. Он выложен из больших белокаменных блоков с установленным в центре столпом, с востока к нему примыкает апсида.

Вход в храм украшают парадные белокаменные резные порталы, созданные в 1508 году Алевизом Новым одновременно с северной и западной галереями, как было установлено в ходе натурных исследований Олегом Ульяновым. Дверной проём северного и западного порталов обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и антаблементом. На дверях северного портала изображены сцены пророчеств о Христе и Богоматери, созданные в технике «огневого золочения» по меди. Южный вход выполнен в традициях раннемосковского зодчества: прямоугольные выступы и полуколонки чередуются с бусинами и сноповидными капителями. Филёнки заполнены композициями с изображениями ваз, светильников, растительных гирлянд.

Северную, южную, западную стены четверика и своды под хорами украшают сцены из «Апокалипсиса» (Откровение Иоанна Богослова). На арках северной и западной галерей находится композиция «Древо Иесеево», состоящая из более чем 200 фигур. Она начинается от входа образом царя Давида и кончается у западного портала собора изображением Богоматери с младенцем. На сводах и внешних стенах изображены античные философы, историки, поэты, среди которых Платон и Аристотель, Фукидид и Плутарх, Гомер и Вергилий. На столпах — великие князья Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита и Дмитрий Донской.

В южной галерее устроена постоянная выставка икон XIV—XVI веков и фрагментов интерьера времени Ивана Грозного. Одна из икон — Смоленская икона Божией Матери — по преданию, написана евангелистом Лукой. В помещении также установлена бронзовая посеребренная рака с мощами 50 святых, присланная в дар в XV столетии русским царями из Греции. В подклете собора демонстрируется более 1500 экспонатов XII—XVII веков: образцы ювелирного искусства, оружие, слитки, монеты.

Иконостас

Иконостас собора является древнейшим в России высоким иконостасом. Его бронзовый чеканный остов был выполнен по рисунку Николая Султанова в конце XIX века. Иконостас состоит из пяти чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Иконы праздничного и деисусного, состоящего из девяти фигур в рост, относятся к концу XIV — началу XV века. Их авторами называют Андрея Рублёва и Феофана Грека. Самый древний образ — Всемилостивого Спаса — стоит первым справа от Царских врат, изготовленных в 1818 году. К XVI столетию относятся иконы в двух верхних ярусах и некоторые из местного ряда. В иконостасе находятся также тридцать таблеток. Одиннадцать из них представляют собой месячные минеи. Остальные олицетворяют праздники и избранных святых, почитаемых в XVIII веке: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне», «Крещение», «Преображение Господне» и другие.

  • Фотография Николая Найдёнова 1882 года

  • Крест с частью Животворящего Древа и камнем от Гроба Господня, изготовленный в 1621 году (известен как «ковчег князя Ивана Хворостинина»)

  • Богоматерь Одигитрия. Византия, XIV век. Из пядничного ряда центрального иконостаса

  • Святые Константин и Елена. Фреска, 1547—1551, роспись юго-восточного столпа

  • Роспись сводов, 2015 год

  • Северный портал

  • Иконостас, 2015 год

  • Внутренний вид собора, 2012 год

  • Внутренний вид собора до реставрации Фёдора Рихтера на картине Степана Шухвостова «Обедня в московском Благовещенском соборе», 1857 год. Третьяковская галерея

Примечания

  1. 1 2 Благовещенский собор в Москве. Православие.ru. Дата обращения 6 мая 2018.
  2. 1 2 3 4 Музеи Московского Кремля, 2014, с. 63—65.
  3. Крашенинникова, 2011, с. 5.
  4. Ульянов, 2015, с. 172–222.
  5. 1 2 3 Бартенев, 1916, с. 141—151.
  6. 1 2 Крашенинникова, 2011, с. 6—16.
  7. 1 2 Гончарова, 1960, с. 40.
  8. Бусева-Давыдова, 1997, с. 140.
  9. Качалова, 1990, с. 10.
  10. Журавлева, 2003, с. 11—13.
  11. Благовещенский собор, 2003, с. 3.
  12. Крашенинникова, 2011, с. 22.
  13. Успенский, 1906, с. 41—45.
  14. Школьник, 2015.
  15. Щенникова, 1999, с. 8.
  16. Романюк, 2013, с. 102.
  17. 1 2 Журавлева, 2003, с. 28.
  18. 1 2 Качалова, 1990, с. 16—17.
  19. Щенникова, 1999, с. 54.
  20. Журавлева, 2003, с. 13.
  21. Качалова, 1990, с. 18.
  22. 1 2 3 Паламарчук, 1992, с. 46—49.
  23. Благовещенский собор Кремля: история и современность. Татьянин день (7 апреля 2009). Дата обращения 6 мая 2018.
  24. Московский Кремль: Благовещенский собор. Patriarchia.ru. Дата обращения 6 мая 2018.
  25. 1 2 Крестовская, 2013.
  26. Журавлева, 2003, с. 40—41.
  27. Благовещенский собор, 2003, с. 7.
  28. Качалова, 1990, с. 19.
  29. Романюк, 2013, с. 106.
  30. Гончарова, 1960, с. 45—52.
  31. Щенникова, 1999, с. 10.
  32. Качалова, 1990, с. 23—24.
  33. Благовещенский собор, 2003, с. 49.
  34. 1 2 3 4 Юдаков, 2013.
  35. Благовещенский собор, 2003, с. 54.
  36. Журавлева, 2003, с. 29.
  37. Журавлева, 2003, с. 18—19.
  38. Журавлева, 2003, с. 31.
  39. Благовещенский собор, 2003, с. 17.
  40. Бусева-Давыдова, 1997, с. 147.
  41. Щенникова, 1999, с. 105.
  42. Щенникова, 1999, с. 132.

Литература

  • Бартенев С. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с.
  • Баталов А. Л., Журавлёва И. А., Качалова И. Я., Маштафаров А. В., Моршакова Е. А. Благовещенский собор // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 276—293. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Благовещенский собор Московского Кремля : Материалы и исследования / под ред. Л. Щенниковой. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. — 376 с.
  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
  • Гончарова А., Зонова А., Хамцов А. Древние соборы Кремля. — М.: Моск. рабочий, 1960. — 99 с.
  • Журавлёва И. Благовещенский собор. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. — 54 с.
  • Журавлёва И., Качалова И. Благовещенский собор: Путеводитель.. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. — 223 с. — ISBN 5-88678-065-3.
  • Качалова И., Маясова Н., Щенникова Л. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. — М.: Искусство, 1990. — 384 с.
  • Крашенинникова Т. Благовещенский собор Московского Кремля : итоги реставрации 2006—2010 годов. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2011. — 47 с.
  • Крестовская И. Путеводитель по святым местам Москвы и Подмосковья. — М.: Эксмо, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-699-66548-8.
  • Музеи Московского Кремля. — М.: Directmedia, 2014. — 95 с. — ISBN 978-5-87107-264-6.
  • Петров А. С. Утраченное царское моленное место Благовещенского собора Московского Кремля // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники / отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. — М., 2014. — Ч. 2.
  • Романюк С. Сердце Москвы : от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Сорок сороков : краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. П. Паламарчука. — М.: Центрполиграф, 1992. — 415 с.
  • Ульянов О. Г. «ROMA QUADRATA III». К 500-летию строительства дворца великого князя Ивана III в Кремле // Вехи русской истории в памятниках культуры.— Макариевские чтения.— Вып. V.— Можайск, 1998.— С. 508-529.
  • Ульянов О. Г. 500 лет собору «на еретиков» и его влияние на программу росписи 1508 г. Благовещенского храма Московского Кремля // Иерархия в Древней Руси. Мат-лы XII Рос. науч. конф., посвящённой памяти святителя Макария. — Вып. XII. — Можайск, 2005. — С. 153—172.
  • Ульянов О. Г. Благовещенский собор Московского Кремля в свете новейших открытий // Мат-лы науч. конф. памяти Г. К. Вагнера. — М., 1995.
  • Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Макариевские чтения. Вып. XII: Иерархия в Древней Руси. — 2015. — С. 172—222.
  • Ульянов О. Г. Новая архитектурная реконструкция Благовещенского собора и судьба «Деисуса Андреева письма Рублева» // Царский храм. Святыни и сокровища Благовещенского собора. Мат-лы науч. конф. ГММК. — М., 2003.
  • Ульянов О. Г. Образ «Живоначальной Троицы» в росписи паперти Благовещенского собора Московского Кремля дионисиевского времени // Мат-лы XIII ежегодной Богословской конф. ПСТБИ. — М., 2003.
  • Ульянов О. Г. «Парадигмата» иконописца Андрея Рублева (к 600-летию первого летописного упоминания) // Вестник истории, литературы, искусства под ред. ак. Г. М. Бонгарда-Левина. — Т. 3. — М., 2006. — С. 78—93.
  • Успенский А. Фрески паперти Благовещенского собора в Москве // Золотое руно. — 1906. — № 2. — С. 41—45.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы. Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.

Административные здания
и музеи

Памятники

Площади и сады

Соборы и монастыри

Достопримечательности

Примечания † — не сохранился ≠ — был разрушен и воссоздан ± — перенесён в другое место

Благовещенский собор Московского Кремля: история, описание. Иконы и росписи Благовещенского собора Московского Кремля

Соборы Кремля — Благовещенский собор и Успенский — давно уже входят в «обязательный турпакет» экскурсий по Москве. Они интересны тем, что наряду с сакральной функцией служат музеями. По сути, Благовещенский собор – это целый комплекс зданий, ведь по крытым переходам и галереям от него можно пройти в думные палаты государя. Вместе с тем этот храм являлся «частным», предназначенным только для членов царской семьи. Этим и объясняются его небольшие размеры и роскошное убранство. Этот храм можно сравнить с Сен-Шапель в Париже или королевской часовней в краковском замке Вавель. Что же можно увидеть в этом наиболее посещаемом музее-храме Московского Кремля? Об этом читайте в данной статье.

Что такое кремль?

Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу. Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати». Оно означает «отделять», «ограждать».

Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля. Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию. И украшали ее соответствующим образом.

Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский – усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.

Благовещенский собор Московского Кремля: история

Этот памятник зодчества не такой древний, как сама крепость. В четырнадцатом веке, согласно приказу московского князя Ивана Калиты, внутри Кремля (на то время огражденного дубовыми стенами), были построены три каменных храма: Успенский (1327), Архангельский (1333) соборы и церковь Иоанна Лествичника (1329) с колокольней. Дмитрий Донской оградил свою крепость новыми стенами. Именно из-за них Москва стала называться «белокаменной».

В годы правления этого князя митрополит Алексий основал у Спасских ворот Кремля Чудов монастырь (1365). Вдова Дмитрия Донского, приняв монашеский постриг, основала церковь Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь (1407). Иван III затеял грандиозную перестройку Кремля, как того требовало европейское фортификационное строительство. Тогда соборы Кремля и приобретают современный облик. В семидесятых годах пятнадцатого столетия приглашенный итальянский зодчий Аристотель Фьораванти полностью реконструирует Успенский храм. А в восьмидесятых годах этого же века появляются еще два сакральных сооружения: Благовещенский собор Московского Кремля и церковь Ризоположения. В 1505-1508 годах строятся Архангельский храм-усыпальница и колокольня Ивана Великого.

Строительство

Предание гласит, что еще в 1291 году князь Андрей, сын Александра Невского, построил в Кремле деревянную церковь Благовещения. Однако самые ранние письменные источники, сообщающие о дворцовом храме, относятся лишь к 1397 году. Тогда из Византии была привезена икона «Спас в ризе белой», помещенная в княжий двор. Возможно, Благовещенский собор Московского Кремля ранее назывался храмом Рождества Богоматери и был тем сакральным сооружением, который возвели в 1395 году по приказу Евдокии, вдовы Дмитрия Донского?

Ясно одно: церковь неоднократно перестраивали и украшали. Летопись от 1405 года сообщает: «Мастера Феофан, Гречин, Прохор с Городца да Андрей Рублев начали расписывать каменную церковь Святого Благовещения». А документ от 1416 года гласит, что 18 июля была закончена «церковь каменная на дворе великого князя – Благовещенья». Но и эта реконструкция была не последней. В 1482 году вместе с перестройкой всего Кремля стали «рушити церковь Благовещение». Первый камень нового собора был заложен 6 мая 1484 года при царствовании Ивана III. А девятого августа 1489, пять лет спустя, храм был освящен митрополитом Геронтием.

Архитекторы

Царь Иван Васильевич сам выбирал строителей. На это повлияла неудачная попытка зодчих Мышкина и Кривцова возвести Успенский собор. Когда стены храма обрушились, царь решил обратиться к опыту псковской школы. Об этом мы знаем из летописи 1474 года. Она гласит: «Послал великий князь во Псков, дабы привести церковных мастеров. Они же похвалили дела (зодчих Успенского собора), но похулили кражу извести, ибо не клеила. Тогда князь великий поручил делать им Благовещенье на своем дворе и Ризоположенья на митрополичьем».

Место возведения нового храма, как видим, старое – цоколь древней церкви, существовавшей еще при вдове Дмитрия Донского, а возможно, и ранее, при Иване Калите. Из летописи со всей очевидностью можно судить, что построили Благовещенский собор Московского Кремля зодчие псковской школы. Цокольный ярус, послуживший фундаментом для позднего храма, археологи относят к концу четырнадцатого или началу пятнадцатого столетия. Но продолжающиеся раскопки выявляют следы еще более ранних построек. Известно, что первоначально это была небольшая четырехстолпная и трехглавая крестово-купольная церковка. Со всех сторон храм опоясывали крытые паперти-галереи. Кто возводил этот несохранившийся белокаменный Благовещенский собор Московского Кремля? Архитектор остался неизвестным.

Важная роль собора

Этот храм имеет свое отличие даже от прочих церквей Кремля. Он фактически является частью всего дворцового комплекса. Из церкви можно было, не выходя на улицу, добраться до государевых покоев. Крытая галерея Благовещенского собора Московского Кремля иногда даже служила входом во дворец для иностранных делегаций. Сразу же за храмом находились думные палаты бояр. Именно Благовещенский собор из всех церквей Кремля был первым по важности, поскольку он являлся «домовым храмом» русских царей. О нем говорили, что он размещается «в сенях у великого князя». Протопоп Благовещенского собора автоматически становился духовником царя. Он не только принимал исповедь московского правителя, но крестил, венчал и отпевал членов его семьи. Он учил его детей грамоте и помогал составлять завещание. Причем придворный статус протопресвитера храма сохранился и тогда, когда столицу перенесли в Санкт-Петербург.

В соборе Благовещения находилась и ризница царя, в которой хранились особо почитаемые иконы и реликвии. Среди последних наиболее ценными считались мощи небесной сотни – святых Русской и Греческой Церквей. Один раз в год, на Великий пост, проходило омовение этих реликвий. Серебряные раки с мощами переносили из Благовещенского в Успенский собор и окропляли святой водой. Важная роль храма и стала причиной того, что для его украшения привлекали лучших мастеров того времени.

Благовещенский собор Московского Кремля: описание

Храм был возведен псковскими зодчими, которые традиционно работали с белым камнем. Однако этот собор они выстроили из кирпича. Позже церковь Благовещения была неоднократно перестроена. Так, в 1547 году храм, который не простоял еще и ста лет, очень сильно пострадал при пожаре. Полностью восстановлен он был только через четырнадцать лет, в 1564 году, причем с западной стороны к нему надстроили еще две главы.

Когда Ивана Грозного после четвертого брака отлучили от церкви, царь приказал возвести с южной стороны храма крытое крыльцо. Оттуда он и слушал божественные литургии. Впоследствии это крыльцо стало называться Грозненским. Нынешний облик Благовещенский собор Московского Кремля обрел в шестидесятые годы шестнадцатого века. Тогда на концах паперти были установлены приделы, венчающиеся золочеными главами. Потом храм приобрел еще два купола. Собор стал девятиглавым с красивым пирамидальным силуэтом. В плане строение выполнено в традициях псковских мастеров. Главный купол покоится на повышенных подпружных арках. Но встречаются и элементы московской архитектуры: килевидные порталы, узорчатые пояса, которые украшают стены, кокошники главного барабана. Со всех сторон храм опоясывали крытые галереи. Они вели к Казенной палате (разобранной в восемнадцатом столетии). Во второй половине шестнадцатого века все купола покрыли позолоченной медью. Так Благовещенский собор получил и второе название: девятиглавый златоверхий.

Интерьер храма

Поскольку здание возводилось как семейная капелла, его первоначальные размеры были небольшими. Позже пространство чуть расширилось за счет боковых приделов. Но, несмотря на это, Благовещенский собор Московского Кремля кажется несколько тесным. Это впечатление создают массивные хоры, расположенные в западной части. Но зодчие умело использовали небольшое пространство, чтобы придать ему облик воздушности. Вертикальные пропорции центрального нефа – ступенчатые арки, центральный барабан, коробовые своды – создают иллюзию устремления ввысь. Это еще более усиливается светом: затемненная нижняя часть и ярко озаряемая из многочисленных окошек верхняя.

Некоторым диссонансом выглядят широкие хоры, которые опираются на низкие своды. Чем объясняется такая архаическая для шестнадцатого века архитектура? Благовещенский собор Московского Кремля, как считают искусствоведы, в какой-то мере повторял планировку предыдущего здания. Существуют также предположения, что хоры исполняли роль бабинца – то есть на них слушали литургию женщины царской семьи. На них ведут две лестницы: одна скрыта в толще стены в юго-западном углу собора. А вторая выходит непосредственно из царских палат. Нельзя не обратить внимание на пол из яшмы цвета мёда. Предание утверждает, что его привез в Кремль из Ростова Великого Иван Грозный.

Росписи собора

Только летописи упоминают о том, каким красивым был прежний, белокаменный храм. Согласно сохранившейся смете начала XVI столетия, росписи Благовещенского собора Московского Кремля были произведены мастером Дионисием «со братией». Однако все это великолепие погибло в большом пожаре 1547 года. Только частично сохранилась одна фреска, выполненная сыном Дионисия, Феодосием.

После пожара собор был расписан наново художниками времен Ивана Грозного. Все фрески довольно каноничны, а их сюжеты предсказуемы. На куполах мы видим Бога-Отца, Христа Вседержителя и Богоматерь «Знамение». Стены храма покрывают сцены из Евангелий. Как того и требует традиция, западная часть отведена для иллюстрации ужасов Страшного суда. Однако следует учитывать, что церковь исполняла роль дворцовой капеллы. Поэтому фрески Благовещенского собора Московского Кремля демонстрируют также преемственность царской семьи от древних князей. На столбах, поддерживающих своды, мы можем видеть изображения Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Особенно оригинальными выглядят росписи паперти. На ее своде изображено «Древо Иессеево». Богоматерь с Младенцем Христом венчает его крону. Однако интересным моментом является то, что среди ветвей мы можем видеть «портреты» языческих мудрецов – Гомера, Вергилия, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Менандра, Анаксагора и Птолемея. В византийской традиции греческие философы почитались как предтечи Нового Завета, о чем свидетельствуют свитки с их цитатами.

Иконостас

Первоначальные врата были лишь немногим ниже настоящих. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля был пятиярусным. Он является наиболее загадочным произведением искусства средневековой Руси. До недавнего времени авторство икон приписывалось таким мастерам, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор из Городца. Однако исследователи обнаружили доказательства, что первоначальные престольные врата были уничтожены все тем же пресловутым пожаром 1547 года. Скорее всего, сам иконостас был создан позже, в шестидесятых годах шестнадцатого века. Однако в него были вставлены находившиеся до того в других храмах иконы прославленных мастеров. Поскольку высокое качество росписей и стиль изображения, который был типичен на переломе XIV-XV столетий, не оставляют сомнений: иконы Благовещенского собора Московского Кремля принадлежат перу Феофана Грека и Андрея Рублева. Ими был выполнен праздничный и деисусный ряд. А вот два верхних пояса – праотеческий и пророческий – были написаны уже в конце шестнадцатого столетия. Все детали конструкции иконостаса были выполнены из бронзы в 1896 году по эскизу реставратора Султанова, поскольку прежние врата пришли в полное обветшание.

Декор

Исполнение канонических росписей и икон нельзя было доверить иноверцам. Зато оформление внутреннего убранства можно было поручить модным на то время итальянским мастерам. Резчики из Ломбардии и Тосканы украсили белокаменные порталы дельфинами, цветами, плодами и светильниками. Этот декор – типичный для искусства Высокого Ренессанса.

В начале шестнадцатого века порталы Благовещенского собора украсились двустворчатыми медными вратами. Их створки покрыты изображениями пророчиц Сибилл, мудрецов и пророков. Интересна сама техника исполнения. Это золотая наводка с использованием амальгамы.

Следует также упомянуть, что именно с дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время. Монах из Афон Лазарь Сербин установил массы с деревянной человеческой фигурой. Она и отбивала круглые сутки время ударом в колокол. Это было еще в четырнадцатом веке. А в 1624 году английский мастер Христофор Галовей установили главные куранты России на Спасской башне Кремля. Музей, который ныне действует в храме, хранит фрески Андрея Рублёва. Также следует обратить внимание на картину «О тебе радуется» шестнадцатого века.

Благовещенский собор Кремля

Фото: Благовещенский собор Кремля

Фото и описание

Благовещение Пресвятой Богородицы – один из самых торжественных и почитаемых праздников у христиан. В честь евангельского события, произошедшего с Девой Марией, освящено множество церквей по всему миру.

На Соборной площади Московского Кремля возвышается один из самых известных и богатых храмов Благовещения. Появившийся как домовая церковь великокняжеской семьи, Благовещенский собор превратился в один из самых значительных русских храмов, где венчали и крестили многих великих князей и российских императоров.

История строительства Благовещенского собора

Свою историю храм ведет с XIII столетия, когда на месте сегодняшнего Благовещенского собора появилась деревянная церковь. Ее возвели по приказу владимирского князя Андрея Городецкого, сына Александра Невского и участника военных компаний против золотоордынских ханов. Век спустя на месте деревянного был построен первый храм из камня. Он представлял собой домовую церковь с одной главой, сложенную из каменных блоков. Подклет первого белокаменного храма сохранился и позже был использован при строительстве собора. Ранний каменный храм был украшен настенными росписями, которые в 1405 году выполнили известные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца. Фрески украшали и алтарную преграду. На ней содержались изображения преподобных. Первый каменный собор называли «Благовещением на царских сенях».

В 1416 году храм Благовещения на великокняжеском Государевом дворе разобрали и решили строить новый. Прежняя постройка не удовлетворяла современным требованиям и была слишком тесной и невзрачной для царского размаха. В результате храм получил большой центральный и два малых купола, а в качестве украшения – резьбу на барабане и апсиде. Так он стал похожим на частично сохранившуюся до наших дней церковь Рождества Богородицы на Сенях.

Первый московский царь Иван III в 1484 году решает вновь перестроить домовую церковь. Для выполнения работ из Пскова выписывают известных мастеровых Кривцова и Мышкина, и уже через пять лет зодчие рапортуют об окончании работ. Новый храм окружали паперти, в подклете, сохранившемся с прежних пор, хранили царскую казну, а в декоре фасадов можно было угадать черты самых разных школ древнерусского зодчества: и суздальской, и владимирской, и московской, и костромской. Белокаменные столпы, поддерживающие крытые галереи, были украшены розетками в виде цветков, а сами паперти соединяли храм с Казенной палатой и царским дворцом. В начале XVI века новую церковь расписали, и на стенах ее появились фрески с изображениями Аристотеля и Сократа, Платона и Птолемея. Иконы в храме получили драгоценные оклады.

К несчастью, пожары были в ту эпоху одним из главных бедствий, которым человек почти не мог противостоять. Не уберегли от огня и Благовещенский храм. Он сильно пострадал в 1547 году, когда огненная стихия уничтожила не только иконы и книги, но и фрески, каменную резьбу и часть открытых галерей.

От Ивана Грозного до наших дней

Значительная перестройка случилась в Благовещенском соборе в эпоху правления Иоанна Грозного. В 1560 году началось строительство церквей-приделов, освященных в честь Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела, Входа Господнего в Иерусалим и Святого Георгия. Облик основной части собора был изменен за счет надстройки западных глав и покрытия их и кровли золоченой листовой медью. В результате храм стал девятиглавым и златоверхим. Стены снаружи декорировали филенками. Храму были пожалованы икона Благовещения из Юрьева монастыря в Новгороде и золотой крест, установленный на центральной главе.

Глобальная реконструкция проходила в Благовещенском соборе Московского Кремля и в XIX столетии. В 1800 году поменяли полы: они стали белокаменными, украшенными черным резным орнаментом. Придел Святого Георгия был переосвящен в честь Александра Невского и получил новый ампирный иконостас. Чуть позже к юго-западной части храма была пристроена ризница, а южную паперть украсила аркада. В честь императора Николая I в 1836 году в соборе появился придел Святого Николая Чудотворца, а затем храм соединили с Большим Кремлевским дворцом, построенным для государя.

В октябре 1917-го во время артиллерийского обстрела в собор попал снаряд, вызвавший незначительные разрушения. Художник Игорь Грабарь, создавший комитет по сохранению памятников древней живописи, убедил правительство в необходимости работы реставрационной группы. В соборе было расчищено несколько древних икон и фресок, которые, по мнению исследователей, написали Феофан Грек и Андрей Рублев. Реставраторам удалось восстановить южный портал собора.

В 1955 году в Благовещенском соборе Московского Кремля был открыт музей, но реставрационные работы продолжались до 2010 года. Когда в середине прошлого века стены удалось очистить, под слоями поздних записей были обнаружены фрески XVI столетия. В 1989 году в Благовещенском соборе открыли экспозицию, в которой собрали иконы, принадлежавшие храму на всем протяжении его существования.

Что посмотреть в Благовещенском соборе

Архитектурный облик храма окончательно сложился в 60-х годах ХVI века:

— Над порталами северного и западного фасада трудились итальянские мастера резьбы по камню. Обе пары дверей обрамлены колоннами коринфского ордера, а на северных можно увидеть евангельские сцены пророчеств о Спасителе и Богоматери, изображенные в редкой технике огневого золочения по листам меди.

— Южный портал создан в лучших традициях зодчих раннего московского периода. Двери декорированы полуколонками, бусинами и капителями в виде снопов, а филенки украшены резными композициями, изображающими растительные орнаменты и вазы.

— Иконографический сюжет «Древо Иесеево» можно увидеть на арках западной и северной галерей собора. Оно представляет собой аллегорическое изображение родословия Спасителя и состоит из более чем двухсот фигур. У входа первым изображен царь Давид, а на западном портале можно увидеть Богородицу с младенцем Иисусом на руках, завершающую древо.

— Столпы храма украшают изображения великих московских и русских князей – Владимира Мономаха, Владимира Красное Солнышко, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Александра Невского.

— Южная галерея храма служит местом, где собрана коллекция икон, находившихся в храме с XIV века. Одна из самых ценных и древних, по преданию, написана евангелистом Лукой. Смоленская икона Божией Матери, называемая Одигитрия, особо почитается в православии. Ее празднование проходит 10 августа и считается, что образ оберегает западные границы России.

В XV столетии из Греции были присланы в дар мощи многих святых, которые помещены в серебряную раку и хранятся в южной галерее Благовещенского собора.

Иконостас храма

Алтарная перегородка, отделяющая алтарную от остальных частей православного храма и расположенная между южной и северной его стенами, называется иконостасом. В Благовещенском соборе Московского Кремля иконостас высокий и это древнейший среди подобных иконостасов в России.

Остов иконостаса выполнен из бронзы методом чеканки. Проект был нарисован Николаем Султановым, русским архитектором и искусствоведом. Султанов исследовал византийский стиль, и самым известным его архитектурным проектом стал собор Петра и Павла в Петергофе. Николай Султанов реставрировал многие имения и храмы по всей стране и, в частности, руководил восстановлением палат Волковых-Юсуповых в Харитоньевском переулке столицы.

Иконостас Благовещенского собора состоит из пяти рядов, называемых чинами. Праздничный и деисусный ряды были написаны в XIV-XV веках. Часть исследователей полагает, что сделано это было Рублевым и Греком, но другие искусствоведы и историки ставят такую гипотезу под сомнение. Деисусный чин высокого иконостаса в соборе Кремля состоит из одиннадцати икон, высота каждой из которых – 210 см. Праздничный ряд содержит в себе четырнадцать алтарных образов.

Древнейшая икона алтарной перегородки Благовещенского собора – Всемилостивый Спас. Ее можно увидеть справа от Царских врат. Два других чина содержат в себе образа, написанные позже – в XVI столетии. Тридцать таблеток иконостаса изображают минеи каждого месяца года, праздники и некоторых святых, а также важные библейские сюжеты, включая Сретение Господне, Поклонение волхвов, Крещение и Преображение Господне.

Экспозиция «Клады Московского Кремля»

Немало интересных исторических реликвий хранится в подклете храма, где работает выставка «Клады Московского Кремля». В коллекции – ювелирные изделия, церковная утварь, слитки драгоценных металлов, монеты и оружие. Всего в музее насчитывается более полутора тысяч экспонатов и все они датированы историческим периодом с XII по XVII столетие.

Более двухсот раритетов из раздела, посвященного древнему ювелирному искусству, были найдены в московских кладах в конце прошлого века. Они были зарыты в первой половине XIII столетия, когда Москве грозило разорение от полчищ хана Батыя. В коллекции можно увидеть украшения для головы и рук, части парадного костюма, выполненные в технике скани бусины-аграфы, браслеты-наручи, золоченые медальоны и подвески к головным уборам.

Серебряные слитки, выставленные в музее Благовещенского собора, служили как платежным средством, так и инвестиционным. Каждый слиток из найденных кладов весит около 200 грамм. В XIV столетии на него можно было купить двух хороших коней.

Шлемы-шишаки, которые ковали из единой железной пластины, служили русским всадникам. В музее можно в деталях рассмотреть подлинные шлемы XV столетия, а также оружие – боевой топор, железные наконечники для стрел, кольчуги и латы.

На заметку:

  • Ближайшие станции метро: «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская».
  • Официальный сайт: www.kreml.ru
  • Часы работы: С 15 мая по 30 сентября — каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00. c 1 октября по 14 мая — каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30. Оружейная палата и смотровая площадка Колокольни Ивана Великого работают по отдельному расписанию.
  • Билеты: продаются возле Кутафьей башни в Александровском саду. Стоимость билета на Соборную площадь, в соборы Кремля: для взрослых посетителей – 500 рублей. Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей. Дети до 16 лет — бесплатно. Билеты в Оружейную палату и Колокольню Ивана Великого приобретаются отдельно от общего билета.

>Благовещенский собор Московского Кремля: история, описание, иконы и росписи

История создания Благовещенского собора Кремля

Собор называется Благовещенским, потому что по окончании строительства митрополит Геронтий освятил его в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Воздвигнут он не на пустом месте. Ранее здесь находилась деревянная церковь, построенная сыном Александра Невского князем Андреем на своем дворе. Позже её сменил храм каменный. Он был примечателен тем, что росписи в нём делал иконописец Андрей Рублёв. После этого храма был ещё один каменный, а уж затем построен ныне стоящий Благовещенский собор. Но выглядел он по завершению строительства иначе, потому, что после Ивана III каждый последующий князь вносил свою лепту в украшение собора.

Так князь Василий III Иванович в 1508 году повелел позолотить верх и обложить иконы собора серебром и золотом, а стены расписать.

При Иване IV Грозном собор из трехглавого стал девятиглавым: царь пристроил по углам четыре небольшие церкви, добавил две главки и все купола покрыл позолоченными медными листами. Поэтому роскошный Благовещенский собор стали именовать ещё и «Златоверхим». По традиции девять глав символизируют образ Матери Божией. Современный облик собора сложился как раз в эпоху Ивана IV Васильевича. В дальнейшем храм реставрировали, покрывали росписями и всячески украшали, что особенного влияния на внешние контуры собора не оказало.

Так Федор Иоанович установил золотой крест на центральной главе храма. Впоследствии Наполеон Бонапарт искал этот крест на кремлевских храмах, но в итоге вместо него свалил позолоченный с колокольни Ивана Великого.

Забота властителей о Благовещенском соборе связана с тем, что он был первым домовым храмом. Сначала для великих князей, а затем царей. Здесь они молились, крестили детей, венчались. Поэтому для удобства перехода членов семьи правителя из жилых покоев в храм, одну из стен собора сделали примыкающей к государевым палатам.

Основанием, на котором стоит собор, служит высокий древний подклет XIV века. Предположительно в нём хранилась государева казна.

В революционном ноябре 1917 года собор подвергся артиллерийскому обстрелу. Тогда от снаряда пострадало «грозненское» крыльцо.

«Грозненское» крыльцо Благовещенского собора

Со стороны Москвы-реки (с юга) к собору примыкает крытое крыльцо, украшенное белокаменной резьбой. По преданию, однажды мнительный Иван Грозный с этого крыльца увидел комету, которая, как ему показалось, была в форме креста. Он решил, что это знак свыше, который предсказывает его близкую кончину. Через непродолжительное время после этого небесного явления Иван Грозный скончался 28 марта 1584 года.

С этого крыльца государи разбрасывали милостыню и проходили в соседний Архангельский собор через небольшой сад, в который выходило крыльцо.

Интерьер Благовещенского собора

Каменные порталы храма обрамлены сдвоенными колоннами. В начале 16 века входы украшены резьбой итальянских умельцев, а в конце 19 века — росписями.

Внутренние стены собора покрыты фресками, которые приписывались кисти сыновей Дионисия и датировались 1508 годом. Но в начале 1980-х годов произведено полное раскрытие живописи, а после выдвинто предположение, что росписи были сделаны после крупного пожара 1547 года в Москве. Кроме библейских и праздничных сцен, что удивительно, фрески изображают языческих мудрецов, живших до Рождества Христова.

Кроме стен внимание привлекает необычный пол, сложенный из мелких кремниевых плиток с кусочками агата и яшмы. Существуют интересная легенда: плитки для пола по указанию Ивана Грозного привезли из Ростова Великого, а туда они попали из Византии. На самом деле покрытие пола было создано на сто лет позже — в середине 17 века, а не в середине 16.

Иконы

Высокий иконостас состоит из шести рядов и насчитывает около ста выдающихся икон в основном XIV-XVII веков. Нижний ряд, по традиции называется местным, он единственный, который заходит на соседние, северную и южную, стены собора. Над ним — пядничный. Третий — деисусный. Четвертый — праздничный. Над ним — пророческий. Самый верхний, шестой ряд — праотеческий. Иконы деисусного и праздничного рядов считаются древнейшими из сохранившихся.

В Благовещенском соборе находился список иконы Донской Божией Матери, которой по преданию Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Перед иконой в 1552 году истово молился Иван Васильевич Грозный, который задумал поход на Казань. С 1930 икона, написанная предположительно Феофаном Греком, хранится в Третьяковской галерее.

Современное состояние собора

Богослужения в соборе происходили до тех пор, пока в Кремль из Петрограда не перебралось советское правительство из Петрограда в марте 1918 года. 20 июля 1955 года в соборе открылся музей, а с 1993 года возобновились ежегодные службы в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и по особым случаям.

В подклете собора ныне организована археологическая выставка. Она рассказывает об истории Боровицкого холма. Здесь демонстрируются клады, найденные в 19-20 веках в Кремле. С виртуальной экскурсией по экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» можно ознакомиться на странице официального сайта кремлевских музеев.

Как попасть в Благовещенский собор Кремля

В собор можно попасть в часы работы музеев Московского Кремля с 9:30 до 18:00 часов. Кассы открываются на полчаса раньше, а закрываются за час до закрытия. Выходной — четверг.

Кассы находятся в Александровском саду. Добраться до них удобнее всего пешком от станций метро «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина» и «Александровский сад».

Заказать экскурсии можно в бюро, которое работает без выходных с 9:00 до 17:00 часов:

Благовещенский собор в Москве

Благовещенский собор в Кремле Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.

Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался «Благовещения, что на Сенях». Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

В 1484–1489 г.г., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.

И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился «трус великий», столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.

И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая – они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев.

И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать образы первой росписи старого деревянного храма, «во вкусе греческого письма». Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.

Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором.

Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.

Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка «не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм». После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный.

Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», – молвил он, и через несколько дней его не стало.

А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота – тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.

Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата – это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством – над монголо-татарским игом, или над Османской империей.

Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата – это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. «Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления», – рассказывал о нем старинный краевед. По восточному преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.

И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.

Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в «часник», – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.

Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.

В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась «Благовещенская, что на Житном дворе».

Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.

А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.

И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.

После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.

Есть легенда о том, что от иконы «Нечаянная радость» чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.

В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская.

Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

История Российской Федерации отражается в различных памятниках архитектуры и искусства. Центром большого государства является Кремль. Она вмещает в себя многие культурные центры, музеи, отражающие всю историю становления державы. Одной из составляющей Кремля является Соборная площадь, на которой находится немало различных храмов и церквей, которые считаются памятниками архитектуры. Одним из таких является Благовещенский Собор Московского Кремля. Он является достаточно почитаемым среди православных прихожан и имеет свою древнюю интересную историю.

Благовещенский Собор Московского Кремля, краткое описание

Данный храм древний. Он был возведен в 1290 году. По истории она была построена по указанию князя Андрея, сыном известного А. Невского. Кто именно построил собор к сожалению, не известно. В первоначальном виде она простояла не так долго. Со временем, как и многие постройки она требовала реставрации.

Этот период совпал вместе с тем временем, когда в храм была привезена икона «Спас в ризнице белой». Кстати также не сохранились данные об общем виде постройки и отделке ее внешних и внутренних стен. Известно только что строительные работы по возведению церкви из каменного материала началось в 14 веке. Вся последующая история и преобразование собора связанно с княжескими и царскими семьями, которые в свое время правили на территории современного государства.

Восстановления храма началось с 1481 года. Тогда князь пригласил итальянских мастеров для проведения работ по восстановлению. Но главным его условием было то, чтобы проводили работы по восстановлению не одной постройки, а всего комплекса в древнерусском стиле. Проект был разработан итальянским архитектором, но работы и контроль над строительством проводили русские архитекторы.

Известно также то, что фундаментом для реставрации служил пример старой постройки. Поэтому несмотря на то, что собор строили из более крепких материалов, а не из дерева он имел прежние формы. Спустя 10 лет от начала проведения реставрации, строительные работы были окончены. Его освящение проводил митрополит Геронтий. Храм имел три главы и квадратную форму. От главной части постройки расходились небольшие арки, а вокруг купольной части были крытые галереи. Некоторая система переходов связывала собор с жилыми зданиями Кремля.

История современности

В начале 19 века престол государства была под руководством династии Романовых. Они также, как и предыдущие власти украшали и оберегали святыню. Самые большие повреждения храм получил в под конец первой мировой войны. В него попал снаряд, который значительно разбил крыльцо.

Во время большевиков столица страны была перенесена в город Москва и вся ее управленческая часть была также сюда перевезена. В связи с этим многие уникальные религиозные и архитектурные строения стали недоступными для простого народа.

Но в начале 20-го века новая власть открыла иконостас Благовещенского Собора Московского Кремля для того, чтобы его могли посетить простые верующие граждане. Также до начала 90-х годов при нем функционировал музей Московского Кремля. Сегодня же храм является действующим. В нем проводятся богослужения и его могут посетить все желающие православные веряне.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Одной из ценности современного Собора является его иконостас. В нем собрана уникальная коллекция святынь, которая в свою очередь расположена в несколько ярусов. Иконостас содержит святые лики святых, которые были написаны еще в 14,15, 16 веках.

Образы изображают жизнь Спасителя Христа. Вместе с тем на иконостасе есть одно свободное место для изображения лика царя. После того как время его правления было окончено, а точнее после смерти царя его лик переносили в Архангельский собор и крепили над надгробием.

К сожалению, часть древних фресок Благовещенского Собора Московского Кремля утеряны. Современный вид иконоросписи на стенах и не только является их точными копиями. Удивительным в храме является то, что вместе с мотивами, описанными в библии на стенах и колоннах в церкви изображены русские князья.

Такой подход непременно придает Собору уникальности. Более того в нем хранится образ «Благовещения», являющийся самым древним и редким типом иконографии.

Расписание богослужений Благовещенского собора Московского Кремля

Как уже упоминалось выше Собор полноценно функционирует и сегодня. Он открыт ежедневно с 7:00 до 21:00. В нем проводятся Литургии по следующему расписанию:

  • по будним дням богослужения проходят в 8:00 и 18:00;
  • по выходным дням богослужения начинаются в 7:30 и 17:00.

По праздничным дням расписание может немного меняться. Более точную информацию можно узнать у служащих храма.
Точный адрес Благовещенского Собора в Москве: Соборная площадь, Кремль, город Москва. К нему удобно добираться на любом виде транспорта.

Храни Вас Господь!

Из архитектурной композиции Соборной площади Московского Кремля Благовещенский собор не является ни самым древним, ни самым большим. Но в истории ему была отведена особая роль, ведь он являлся домашним храмом великий князей. В этом соборе реализованы некоторые оригинальные и, казалось бы, несовместимые архитектурные и оформительские решения, что наложило отпечаток на его внешний облик. Ниже пойдет речь об исторических вехах Благовещенского собора Московского Кремля, его святынях, а также краткое описание, достопримечательности и современность.

>Где находится Расположен Благовещенский собор по адресу: Москва, Кремль, Соборная площадь, а точнее, в ее юго-западной части. >Как лучше добираться

Добраться до Благовещенского собора лучше, доехав до удобной для вас станции метро: «Библиотеки им. Ленина», «Александровского сада» или «Боровицкой».

Посещение

Благовещенский собор открыт для посетителей ежедневно за исключением четверга. В летний период (с 15.05. по 30.09) вас ждут с половины десятого до восемнадцати часов, в остальной период года с десяти утра до пяти вечера.
Для посещения Благовещенского собора необходимо приобрести билет, который дает право на вход во все музеи Соборной площади. Его цена составляет 500 рублей, пенсионеры, студенты и учащиеся оплачивают 250 рублей, бесплатное посещение предусмотрено для детей до шестнадцати лет.

История создания Благовещенского собора

На месте нынешнего, каменного собора стояла деревянная церковь, также носившая название Благовещенской, построенная еще в XIV веке по приказу сына Дмитрия Донского, князя Василия. А почти через сто лет Князь Иван III приказал построить новый храм из камня. Для его возведения были приглашены псковские зодчие. Начато строительство было в 1484 году, а уже в 1489 году новый собор был торжественно освящен. Изначально он имел три купола. В 1547 году, во время сильного пожара, собор серьезно пострадал. Его восстановлением занялись спустя 17 лет. К основному храму были пристроены четыре придела с куполами, с восточной стороны были надстроены две главы. Таким образом, после завершения работ, в 1564 году, собор становится девятиглавым.
В 1572 году к собору было достроено крыльцо, названное Грозненским, происхождение которого весьма интересно. В это время царь Иван Грозный в четвертый раз женился, что категорически не допускалось православной церковью, и, соответственно, потерял право молиться в храме. С этой поры он стал молиться на специально построенном крыльце, которое и стало называться в честь царя.
Вплоть до начала XVIII века для московских монархов Благовещенский собор являлся придворным храмом, а его настоятель одновременно был духовником самодержца. После переноса столицы в Санкт-Петербург значимость собора снизилась, однако особый статус его протопресвитера был сохранен.
После революции в 1918 году храм был закрыт для богослужений. Но его удалось сохранить от разрушения и разграбления. Как музей собор открыл двери для посетителей в 1955 году.
В 1993 году, в день Благовещения, который является престольным праздником собора, в нем впервые за многие годы было проведено богослужение. В настоящий момент службы на регулярной основе не совершаются, их проводят в особых случаях.

Архитектурные и культурные достопримечательности Благовещенского собора Московского Кремля

  • Поскольку собор построен псковскими зодчими, это наложило свой отпечаток на архитектуру собора, внеся в нее множество специфических элементов. В частности, в оформление барабанов под главами. Но в целом храм выдержан в манере раннемосковской школы. Имеет крестово-купольную форму.
  • Собор имеет один основной престол и пять приделов.
  • Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, полностью скрывающий алтарь, был первым иконостасом подобного рода.
  • Росписи и фрески Благовещенского собора Московского Кремля интересным образом сочетают изображения христианских святых с древнегреческими философами. Предполагают, это связано с тем, что художник, расписывавший собор, делал точные копии с древних икон и росписей авторства Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. А те в свою очередь были исполнены в традициях первых христианских учителей, ссылавшихся в своих проповедях на некоторые изречения древних ученых.

Святыни

Иконы благовещенского собора Московского Кремля, в частности, икона Божьей Матери Пименовская и чудотворная икона Божьей Матери Донская, авторства Феофана Грека.

икона Божьей Матери Пименовская чудотворная икона Божьей Матери Донская

Благовещенский собор Московского Кремля на фото

Благовещенский собор Московского Кремля в ясную погоду.
Крупный план позолоченных куполов храма.
Фрагмент декора Благовещенского собора.

Благовещенский собор Московского кремля — видео

В этом видео вы увидите еще больше фото Благовещенского собора, а также его иконы и фрески. Приятного просмотра!

Для получения полной картины об архитектуре и культурном наследии Московского Кремля обязательно стоит посетить Благовещенский собор на Соборной площади. Я для себя выделил его необычную художественную роспись, а также специфическую атмосферу внутри. Из-за особой, приглушенной освещенности внутри царит атмосфера тишины и умиротворения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *