Что такое скверноприбытчество

Советуем ознакомиться исповедование грехов повседневное молитва на русском языке с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Исповедание грехов повседневное

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Когда отходишь ко сну, произнеси:

В руки Твои, Господи Иисусе Христе Боже мой, предаю дух свой; Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.

Исповедование грехов повседневное молитва на русском языке

Исповедание грехов повседневное

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Живота моего – жизни моей. Скверноприбытчеством – преступной наживой (прибылью). Мшелоимством – мздоимством, корыстолюбием (мшел – корысть). Лихоимством – жадностью, сребролюбием. В нашей традиции, закрепленной в катихизисе, утвердилось именование этим словом всяческого неправедного обирания ближних: взяток, вымогательства и т. д. Онеправдовах – я оклеветал; причинил всякое зло, неправду. Точию – только. От всех сих, яже изглаголах – от всего этого, что я высказал.

+ «Каждодневные дела наши надо ежечасно взвешивать, внимая им, а вечером необходимо облегчать бремя их покаянием, сколько сил есть, если желаем, с помощью Христовою, препобедить в себе зло. Надобно также смотреть, по Богу ли, пред лицеем ли Бога и для единого ли Бога совершаем мы все свои чувственные и видимые дела, чтобы по неразумию не быть окраденными при сем какими-либо недобрыми чувствами».

Преподобный Исихий Иерусалимский

Необходимость ежедневного покаяния в грехах, содеянных во всю жизнь, поясняют слова преподобного Антония Великого: «Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами и будет действовать в вас: ибо Он благ и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они ни были, так что не помянет о них более. Однако же Он хочет, чтобы помилованные сами помнили о прощении грехов своих, доселе соделанных, чтобы, забыв о том, не допустить чего в поведении своем такого, из-за чего принуждены будут дать отчет и в тех грехах, которые уже были им прощены… Давид, получив отпущение грехов, не забывал о них и память о них передал потомству. Это сделано в память всем родам, из рода в род. Научу беззаконныя путем Твоим (Пс. 50, 15), говорит он, чтобы все грешники научились от примера его подобно ему каяться в грехах своих и, когда они будут прощены, не забывать о них, но всегда помнить. Подобное сказал Сам Бог через пророка Исаию: Аз есмь заглаждаяй грехи твоя, и не помяну. Ты же помни… (Ис. 43, 25-26). Таким образом, когда Господь отпускает нам грехи наши, мы должны не отпускать их себе сами, но всегда помнить о них, через возобновление раскаяния о них».

Тот же святой предупреждает: «Не обращай в уме твоем грехов, некогда совершенных тобою, чтоб они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся».

Итак, сохраняя и постоянно возобновляя раскаяние в грехах нашей жизни, не забывая о них – мы не должны в то же время «обращать их в уме», заново переживать, прилепляться к ним памятью. В этом – одно из проявлений искусства «невидимой брани», срединного «царского» пути, каким должен идти христианин.

Молитва эта помогает рассмотрению дневных прегрешений и поддерживает память о совершенных ранее – во все дни жизни, Напомним, что искренне исповеданные в Таинстве Покаяния грехи полностью прощаются Господом, но это не означает, что мы должны забывать о них. Грехи остаются в памяти для смирения и сокрушения о содеянном.

«Должно внимать себе, не престала ли совесть наша обличать нас, не ради чистоты нашей, но как бы утомившись. Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом».

Преподобный Иоанн Лествичник

Как на исповеди в Таинстве Покаяния, так и на ежедневной исповеди Богу грехи свои надо исповедовать раздельно, сознательно. Поэтому остановимся на названных в молитве грехах и укажем, какие под ними могут подразумеваться дела, поступки, слова и мысли. При этом мы руководствуемся Православным катихизисом и наставлениями подвижников Православной Церкви.

Объядение, пиянство, тайноядение – грехи, связанные со страстью чревоугодия, входящей в восьмерку главных страстей. Тайноядение – употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.). К грехам чревоугодия относятся также многоядение и гортанобесие – страсть к наслаждению вкусовыми ощущениями, то есть гурманство, так насаждаемое в наши дни. Употребление наркотиков и курение также относятся к области пьянства; если вы страдали или страдаете этими греховными пристрастиями, включите их в перечень грехов.

Празднословие. Напомним грозное слово Самого Господа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

А вот святоотеческий рецепт, как вести себя, если обстановка и разговоры в компании располагают к празднословию: «Если не имеешь особенной нужды остаться, то уйди; а когда будет надобность остаться, то обратись умом к молитве, не осуждая празднословящих, но познавая свою немощь».

Преподобный Иоанн Пророк

Расширяет понятия празднословия преподобный Ефрем Сирин: «А что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делает того, что повелел Христос. И в другом случае бывает слово праздным – именно, когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит. И худой отзыв о другом есть праздное слово, потому что пересказывает, что не было сделано и чего не видит».

Уныние. Этот грех нередко впрямую связан с празднословием:

«Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия… Уныние есть расслабление души, изнеможение ума… оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно… в послушании лицемерно».

Преподобный Иоанн Лествичник

Леность, как видим, теснейшим образом связана со страстью уныния. Православный катихизис называет «леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению» в числе грехов против 1-й заповеди Закона Божия.

А вот святоотеческое наблюдение из монашеской жизни, действительное для мира: «Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву; а если дела служения легки, то отбегают от молитвы как от огня».

Преподобный Иоанн Лествичник

Прекословие. «Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия, и семьдесят крат седмерицею в день сражайся с сим мучителем», – учат святые отцы словами Иоанна Лествичника. «Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом; и если он так поступает в беседе с равными, то может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей не исцелим».

Непослушание. «Неповинующийся словом без сомнения не повинуется и делом, ибо кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле», – так связывает непослушание с прекословием преподобный Иоанн Лествичник. В Церкви все строится на послушании; слушаться мы должны всех и каждого, кого Господь над нами поставил. Полное послушание в вопросах духовной жизни необходимо по отношению к духовному отцу, вообще к пастырям и духовным учителям: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать ответ; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр. 13, 17). Но полное и беспрекословное послушание (во всем, что не противоречит вере и Закону Божию: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам – Деян. 5, 29) должна оказывать жена мужу, еще не создавшие своей семьи дети – родителям. О повиновении начальствующим говорит апостол Павел: Начальник есть Божий слуга, тебе на добро… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13, 4-5). Митрополит Антоний Сурожский рассказывает, что был призван в армию, уже дав монашеские обеты, но не приняв пострига. На вопрос, как же ему в армии осуществлять послушание, духовник ответил: «Очень просто: считай, что каждый, кто дает тебе приказ, говорит именем Божиим, и твори его не только внешне, но и всем твоим нутром; считай, что каждый больной, который потребует помощи, позовет – твой хозяин; служи ему, как купленный раб».

Оклеветание – прямое нарушение 9-й заповеди Закона Божия (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего – Исх. 20, 16). Всякая клевета, любые пересуды и сплетни, любое несправедливое порицание – это оклеветание. Почти непременно приводит к оклеветанию осуждение ближнего, прямо запрещенное Господом: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же (Рим. 2, 1).

«Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-нибудь согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его, ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали в тайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца». «Опытом доказано, что за какие грехи, телесные или душевные, осудим ближнего, – в те сами впадаем».

Преподобный Иоанн Лествичник

Небрежение – небрежное исполнение возложенных на нас Богом обязанностей или и вовсе пренебрежение ими. Небрежение на работе, небрежение своими домашними и семейными обязанностями, небрежение молитвой…

Самолюбие авва Дорофей называет корнем всех страстей, а преподобный Ефрем Сирин – матерь всего худого.

«Самолюбие есть страстное безрассудное любление тела. Противоположны ему любовь и воздержание. Очевидно, что имеющий самолюбие имеет все страсти».

Святой Максим Исповедник

Многостяжание. Любостяжание… есть идолослужение, – говорит апостол Павел (Кол. 3,5). В другом послании он пишет: Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (Тим. 6, 10). Многостяжание – это страсть сребролюбия, входящая в восьмерку главных страстей, в действии: любое накопительство, пристрастие к различным предметам, скупость и, наоборот, расточительность.

«Любящий земное более небесного лишится и небесного и земного».

Авва Евгений (Скитский патерик)

«Многостяжательный опутан попечениями и как пес привязан цепью».

Преподобный Нил Синайский

Многостяжание – это ненадеяние на Бога. И так не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31-33).

«Почему не свергаем с себя всякой бесполезной заботы и не облегчаем себя от бремени земных вещей? Не знаете разве что дверь узка и тесна и что любостяжательный не может войти в нее? Будем искать лишь того, что удовлетворяет потребности; ибо излишнее только развлекает, а пользы не приносит».

Преподобный Ефрем Сирин

Хищение. В это понятие входит не только всякая кража, но и всякое пользование тем, что «плохо лежит»: например, «зачитать книгу в библиотеке или у друзей. Особо тяжелый вид хищения – святотатство – «присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви» (см. «Православный катихизис»), то есть не только прямая кража священных предметов, но и: взять, не испросив благословения священника, пожертвованное на канон или принесенное в храм благотворителями для раздачи, и т. д.

Неправдоглоголание – любая ложь словом. Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. 12, 22). Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф. 4, 25).

Надо помнить, что нет «невинной» лжи, всякая ложь не от Бога. «Ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, непозволительна, потому что она не согласна с любовью и уважением к ближнему и не достойна человека, и особенно христианина, созданного для истины и любви», – говорит святитель Филарет в своем «Православном катихизисе».

Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обвес, обмер, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло, – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов и использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденого – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалование за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» (см. «Православный катихизис»).

Мшелоимство – корыстолюбие, взимание мшела – корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. И, раз уж этот грех внесен в молитву-покаяние для всех православных христиан, следует внимательно рассмотреть свою жизнь и обнаружить его проявления в ней.

Ревнование – ревность всех родов.

Зависть. «Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога – раздаятеля даров».

Святитель Иоанн Златоуст

«Кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, завистию которого вошла в мир смерть (Прем. 2, 24)… зависть и соперничество – страшная отрава: от них рождается оклеветание, ненависть и убийство».

Преподобный Ефрем Сирин

Гнев – одна из восьми главных страстей.

«От какой бы причины ни возгоралось движения гнева, оно ослепляет очи сердца и, налагая покров на остроту мысленного зрения, не дает видеть Солнца правды. Все равно, золотой ли лист, или свинцовый, или из другого какого металла наложен будет на глаза – ценность металлов не делает разницы в ослеплении».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Как с появлением света удаляется тьма, так от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев».

Преподобный Иоанн Лествичник

Памятозлобие «есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: ”прости и прощено будет” – ср.: Лк. 6, 37), сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный, грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: ”остави, якоже и мы…”?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло».

Преподобный Иоанн Лествичник

«Как дым от тлеющей соломы ест глаза, так и памятозлобие – ум во время молитвы».

Преподобный Нил Синайский

«Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души».

Святой Максим Исповедник

«Укротивший гнев пресек зарождение и памятозлобия; ибо чадородие бывает только от живого отца».

Преподобный Иоанн Лествичник

Ненависть. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (Ин. 2, 11). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающий (1 Ин. 3, 15). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).

Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене» (см. «Православный катихизис»). В широком смысле слово лихоимство означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9, 5; Еф. 4, 19 и 5, 3; Кол. 3, 5).

Тяжкие согрешения, соделанные в течение жизни, из числа таких, которые прямо не названы в этой молитве, следует включить в нее, а не «подводить» под один из пунктов (например, богохульство, ропот на Бога, или попытка самоубийства, или убийство нерожденных детей – аборт, и т. д.). В частности, в этом перечне нет грехов, относящихся к страсти блуда (а среди них такие, как прелюбодейство и всякое внебрачное сожительство, и все нарушения чистоты и целомудрия), и к страсти гордости, которая по праву считается ужаснейшей из страстей.

Читать онлайн “Молитвослов на русском языке” – RuLit – Страница 8

Исповедую Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святой Троице единому, прославляемому и Поклоняемому Отцу и Сыну и Святому Духу, все мои грехи, совершённые во все дни жизни моей, и во всякий час и в настоящее время, и в прошедшие дни и ночи — делом, словом, помышлением, объядением, пьянством, нарушением поста, празднословием, унынием, леностью, пререканием, непослушанием, клеветой, равнодушием, осуждением, самолюбием, жадностью, воровством, ложью, осквернением, корыстолюбием, ревностью, завистью, гневом, злопамятством, ненавистью, алчностью и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием — и другие мои грехи душевные и телесные, которыми Тебя, Бога моего и Творца, прогневал и ближнего моего обидел. Раскаиваясь в них, виновным предстаю пред Тобою, Богом моим, и хочу покаяться. Но только, Господи, Боже мой, со слезами смиренно прошу Тебя: помоги мне. Прошлые же грехи мои милосердием Твоим прости мне и освободи от всего, что я высказал пред Тобою, ибо Ты Благ и Человеколюбив.

Когда, отходишь ко сну, произноси:

В руки Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой. Ты же меня благослови, Ты меня помилуй, и жизнь вечную даруй мне. Аминь.

ПОСЛЕДОВАНИЕ К СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ БОЖЕСТВЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО ПРЕЧИСТОГО ТЕЛА ХРИСТОВА И КРОВИ ЕГО

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)

Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться на пастбище злачном – там Он меня поселил, у воды спокойной воспитал меня, душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего. Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты – со мной: жезл Твой и посох Твой – они меня ободрили. Приготовил Ты пред лицом моим трапезу напротив теснящих меня, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя опьяняет меня, как крепчайшая. И милость Твоя будет следовать за мною во все дни жизни моей, и обитать мне в доме Господнем на долгие дни!

Господня – земля и что наполняет её, вселенная и все, живущие в ней. Он на морях основал её и на реках устроил её. Кто взойдёт на гору Господню, и кто станет на месте святом Его? Неповинный руками и чистый сердцем, кто не связал суетою душу свою и не клялся с коварством ближнему своему. Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Это – род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иакова. Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы. Кто этот Царь Славы? Господь крепкий и сильный, Господь сильный в битве. Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы. Кто этот Царь Славы? Господь Сил – Он Царь Славы!

Я уверовал, потому стал говорить; но я был унижен сильно. И сказал я в омрачении моём: «Всякий человек – лжец». Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Чашу спасения приму и имя Господне призову, обеты мои Господу воздам пред всем народом Его. Дорога пред Господом смерть святых Его. О Господи, я – раб Твой, я раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты разорвал узы мои, Тебе принесу жертву хвалы и во имя Господне воззову, обеты мои Господу воздам пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим.

Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) И три поклона.

Беззакония мои презри, Господи, от Девы рождённый, и сердце моё очисти, делая его храмом пречистого Твоего Тела и Крови; не отринь меня от Твоего лица, имеющий безмерно великую милость.

Слава: На причащение святынь Твоих как дерзну я, недостойный? Ведь если осмелюсь подойти к Тебе с достойными, одежда меня обличает, – ибо не в такой идут на вечерю, и осуждение навлеку на многогрешную душу мою. Очисти, Господи, скверну души моей и спаси меня, как Человеколюбец.

И ныне: Бесчисленно множество моих, Богородица, согрешений, – к Тебе я прибег, Чистая, нуждаясь в спасении. Воззри милостиво на немощную мою душу и ходатайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим, да будет мне дано прощение соделанных мною согрешений тяжких, единая Благословенная.

Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предаёт. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Ирмос: Придите, люди, воспоём песнь Христу Богу, разделившему море и проведшему народ, который Он вывел из рабства египетского, ибо прославился.

Припев 1: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Хлебом жизни вечной да будет мне Тело Твоё святое, милосердный Господи, и драгоценная Кровь, и защитой от болезней многообразных.

Припев 2: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Осквернённый делами непристойными, несчастный, недостоин я, Христе, причащения Твоего пречистого Тела и божественной Крови, которых меня удостой.

Повседневное исповедание грехов. Главная молитва

Любой человек грешен. Ежедневно, даже не замечая за собой, христианин совершает прегрешения. Чтобы сбросить этот груз, освободиться от того, что накопилось, необходимо повседневное исповедание грехов. Преподобный Антоний Великий учил, что все грешники должны оплакивать все свои нерадивые дела, которые произошли за день. Тогда Господь будет благосклонен и отпустит совершенные грехи.

Правила чтения молитвы

Каждый вечер перед тем, как лечь спать, необходимо вспомнить всё, что вы совершили за день, и прочитать молитву «Повседневное исповедание грехов». Но если вы хотите, чтобы Бог был всегда рядом с вами, следует в течение дня задумываться о том, какие дела вы делаете и что говорите, постоянно молиться и просить прощения у Всевышнего.

Очень поучительна такая история. Однажды к батюшке пришел человек и спросил, почему одна женщина очень сильно больна, но никак не может отойти в мир иной. И еще ей постоянно снятся кошки. На что священник сказал, что христианка совершила грех и не покаялась, поэтому грех ее не отпускает. Следует вспомнить, что она совершила и раскаяться. После этого женщина умерла спокойно и с чистой душой.

Поэтому нужно обязательно записывать все грехи, а то случается так: приходит человек на исповедь, а сказать нечего. Не помнит он ничего, что согрешил.

Но после того, как человек исповедался или прочитал молитву о прощении, следует не прокручивать в голове свое грехопадение. Иначе будет считаться, что человек вновь совершил грех.

Разграничение грехов

На исповеди или в ежедневной вечерней молитве нужно вспоминать каждый грех раздельно. И о каждом просить прощения. Существуют такие виды грехов:

  1. Чревоугодие. Сюда же относится пьянство и всё, что связано с перееданием и обжорством. Также греховным считается тайное поедание пищи во время поста. Если человек увлекается курением или различными одурманивающими веществами, это также относится к чревоугодию.
  2. Празднословие. Это пустая болтовня, которая не имеет никакого смысла, а также дурные слова об окружающих людях. Сюда же относится словесный обман. В этом случае человек клянётся и божится, что исполнит что-то важное, а на самом деле, ничего не делает. Чтобы не впадать в этот грех, следует уйти из той компании, которая предалась словесному блуду, или воздержаться от разговоров.
  3. Уныние. Оно возникает от того, что человеческая душа устала, ей ничего не хочется, она от всего отказывается. Нельзя предаваться унынию, нужно найти силы в молитве.
  4. Леность. Этот грех возникает очень часто, особенно у молодых людей. Лечением является каждодневная молитва, тогда лень отступит.
  5. Непослушание. В жизни над нами всегда стоит кто-то, кого мы обязаны слушаться. Это воля Господа. Поэтому не слушая и бунтуя против родителей или начальства, мы совершаем грех. Особенно нужно слушаться духовных наставников, всякое неповиновение — величайшее греховное деяние.
  6. Оклеветание. Любое лживое слово, сказанное о человеке, осуждается Господом. Сюда относятся различного рода клевета, оскорбления, сплетни и осуждения. Нельзя судить человека, иначе сам окажешься судим.
  7. Небрежение. Это неисполнение своих обязанностей по отношению к Богу, нарушение заповедей и церковных правил. Сюда также относится ненадлежащее исполнение родительских и сыновних обязанностей.

  8. Самолюбие. Это оценка своих качеств и возвышение их над другими людьми.
  9. Многостяжание. Одним из самых тяжких грехов считается любовь к деньгам и наживе. Если земное богатство превыше духовного, это грех.
  10. Хищение. К этому греху относится не только прямое воровство, но свойство некоторых людей взять ненадолго и забыть отдать.
  11. Ревность и зависть.
  12. Гнев. Одна из главных страстей человека. Именно в гневе совершается множество других грехов.
  13. Ненависть. Это греховное чувство влечет за собой не менее тяжкие грехи.
  14. Памятозлобие. Это хуже, чем гнев. Тогда в памяти человека хранится всё зло, которое он мечтает причинить ближнему. Тот, кто подвержен этому чувству, вскоре становится больным и замкнутым.

Повседневные грехи проявляются у земного человека ежедневно. Это страсти человека, с которыми нужно бороться. Господь не избавляет нас полностью от них для того, чтобы каждый православный мог обретать опыт в борьбе с этими страстями. Иногда просто необходимо прийти на исповедь и покаяться, тогда душа обретает покой и умиротворение.

Но повседневное исповедание грехов должен проводить каждый верующий. В силу различных обстоятельств каждый день встретиться со священником удается не каждому, поэтому читать молитву о покаянии в грехах следует дома перед святыми иконами. Таким образом, душа человека освобождается от всего греховного, что накопилось за день, укрепляет его в вере и придает духовные силы.

Многостяжание в православии: что это за грех, как избавиться

Быть верующим человеком — это вести постоянную борьбу с внутренним врагом, который пытается увести с пути истины и лишить мира в душе. За 2000-летнюю историю православная церковь обрела много сподвижников, которые своим примером вдохновляют верующих и поныне на борьбу с идолопоклонством и грехами.

Что такое многостяжание, с чем связан этот грех? О нем мы узнали не так давно и совершенно случайно от батюшки. Оказывается, связан он со страхом перед будущим. Об этом я хочу рассказать вам в этой статье.

Грехи в православии

Даже атеисты знают, что смертные грехи являются непреодолимым препятствием для обретения жизни вечной. Поэтому верующие ведут непрестанную внутреннюю борьбу с этим опасным явлением, как и заповедал Спаситель. «Светильники» души должны постоянно светить, о чем нам напоминают лампады перед иконами в церкви и домашнем иконостасе.

Как нам представляется грех? Многие люди считают, что это непременно должно быть убийство, воровство или прелюбодеяние. Но на самом деле грехи могут быть самыми разными, а грешить могут тихие и спокойные люди, на которых и не подумаешь.

Что такое грех в христианстве? Это завуалированное идолопоклонство. Человек не кланяется деревянному истукану, как это делали язычники, но все равно совершает идолопоклонство. Потому что его сердце принадлежит частично Богу, а частично — обожаемому объекту. Этим объектом поклонения может стать что угодно: деньги, выпивка, упоение властью, коллекционирование и т. д. Все, что уводит или отдаляет человека от Бога, так или иначе может называться идолопоклонством.

Например, украли у коллекционера любимую коллекцию, и он в сердцах клянет воров. Он забывает, что нужно благодарить Бога за всё, как заповедовали апостолы,- и впадает в грех ненавистничества. Если человек выбирает объектом поклонения любимое существо (животное, другого человека), то может полностью окунуться в чувство любви и обожания — с головой. У него не остается места в сердце для Бога, всё занято объектом поклонения. Вот что такое грех в христианстве, и вот почему с ним нужно бороться.

Грех многостяжания

Многостяжание — что это за грех? Грехи бывают разными, некоторые из них маскируются под благие намерения. Например, грех многостяжания выглядит совсем невинно со стороны: человек заботится о своем будущем благополучии и собирает на «черный день» деньги. Что плохого в такой рачительности и хозяйственности? Да и само слово «стяжать» с церковнославянского переводится как «собирать, копить». Вроде бы человек и не сребролюбив вовсе, а просто переживает за свое будущее и будущее детей.

Но здесь и кроется подвох: человек не доверяет Богу, заведомо думает о плохом. Он пренебрегает заповедями евангелистов, которые мудро учили, что «завтрашний день заботится сам о себе»:

В страхе нет любви Божьей. Если человек боится, что завтра ему будет нечего кушать, значит, он не просто не доверяет Создателю. Он его не любит. Человек пытается самостоятельно решить свою проблему с питанием, забывая, что об этом беспокоится сам Создатель мира. Получается, что человек пытается «сесть на трон Бога», заменить его собой. В этом просматривается идолопоклонство: человек поклоняется сам себе, своему умению и смекалке. А Бог как бы пусть в сторонке постоит.

Также многостяжание может настолько увлечь человека, что он просто забудет о Царствии Божьем и правде его. Ему некогда искать в своей душе Царствие Божье, раз все мысли заняты поиском пропитания на будущее. И не важно, что это будущее еще не наступило, важно о нем заботиться. Также человек не учитывает, что это будущее может и вообще не наступить. Об этом напоминает апостол Иаков (Послание Иакова 4 стих 13-17):

Однако не каждый верующий отдает себе в этом отчет. Многие успокаивают себя мыслью, что в евангелии ничего не сказано о «черном дне», а значит, и греха в этом нет. Но апостолы прямо указали, в чем именно проявляется грех заботы о завтрашнем дне.

Многие верующие видят в этих стихах из евангелия другой грех — сребролюбие. Однако здесь ничего не сказано о любви к деньгам, а указано именно на заботу о своем будущем и планирование получения прибыли. Человек больше думает о своем материальном благополучии, чем о стяжании Царства Божьего и правды его. Иисус учил своих последователей в Нагорной проповеди так:

Мало того что «черный день » — это воображаемое явление, так ему еще и посвящается все время и все мысли человека. Никто не думает, что завтра может оказаться на Божьем суде, но все размышляют об иллюзорном «черном дне».

Об этом, конечно, заботится враг человеческий, стремящийся любыми правдами и неправдами увести верующих с пути истины. Враг человеческий побуждает людей смотреть на тех, кто не думает о завтрашнем дне, как на легкомысленных и ненадежных личностей. Накопительство среди обывателей — показатель серьезного отношения к жизни.

Значит ли все сказанное, что человек должен жить беспечно и вообще не думать ни о чем? Конечно, нет. Нужно и заботу проявлять о своих близких. Но при этом следует знать, что жизнь и смерть находится в руках Божьих, и не полагаться на свои силы. Раньше наши предки говорили «Без Бога не до порога». Это значит, что человек без Божьей милости и до порога не сможет дойти, не то что обеспечить себя всем необходимым. Поэтому нужно беспокоиться и заботиться о своих ближних, но без высокомерия и превозношения в сердце своем над Создателем жизни.

Страх за воображаемый «черный день» порождает еще один грех — жадность. Человек может припрятать накопленное в своем чулане и не поделиться с нуждающимся. Мысль, что у него чего-то очень много, настолько греет душу, что ввергает в пучину греха. Человек утаивает, что у него есть то, что необходимо нуждающемуся, лукавит и изворачивается. Это уже чисто дьявольские повадки проявляются. Поэтому нужно освобождаться от многостяжания как можно скорее, пока этот грех не повлек за собой другие грехи.

Как избавиться? Молитвой и постом, а также искренней просьбой помощи в этом деле. Нужно признать грех, назвать его по имени на исповеди — и отречься от него.

Любостяжание считается одним из основных пороков, растлевающих человечество. Многие проповеди священников направлены против этого греха, они обличают его, указывая на обширность распространения в современном обществе.

Что это такое

Для более точного толкования следует обратиться к этимологии и тексту Священного Писания.

Происхождение слова

Термин взят из церковнославянского языка, образуется из двух слов: «любо» и «стяжать».

«Стяжать» по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой означает:

  1. Наживать, приобретать (деньги, имущество), проявляя корыстолюбие.
  2. Добиваться, достигать чего-либо (славы).
  3. Доставлять, приносить кому-либо ( уважение).

Словосочетанием «любовь к стяжательству» переведено греческое слово πλεονεξία (плеонексия), которое встречается в разных местах Нового Завета. Так термин появился в русском языке.

Значение понятия

В наше время это слово считается уже устаревшим, поэтому в большинстве современных словарей его толкование отсутствует. Несмотря на это, термин часто употребляют в быту. Он носит негативный характер и обозначает чрезмерную любовь к деньгам и любому имуществу. Основные религии, особенно православное христианство, осуждают страсть к богатству.

Значения слова «любостяжание»:

  • сребролюбие;
  • пристрастие к имуществу;
  • корыстолюбие;
  • страсть к наживе;
  • любовь к деньгам;
  • нездоровое потребительство.

Упоминания в Библии

Данная проблема многократно рассматривается в Священном Писании. Вопрос раскрывается на примере аналогичных пороков.

Некоторые из них:

  1. Сребролюбие. Всякий, кто является идолопоклонником (любит богатство и видит в нем смысл жизни), «не будет наследником Царства Божия».
  2. Лихоимство, мздоимство. Исходят из сердца человека и оскверняют его душу. Эти качества развиваются из чувства жадности. Такие люди нечестивы и неправедны.
  3. Алчность. Она способна отнимать жизненные силы у жаждущих «чужого добра».
  4. Скупость. «Кто сеет скупо», тому и пожинать придется скудный урожай. От жадности она отличается тем, что сохраняет и охраняет уже имеющееся собственное добро.
  5. Корыстолюбие. Грех, за который следует наказание. У всех служителей церкви отсутствие корыстолюбивых помыслов является обязательной чертой.
  6. Зависть. В Библии говорится, что если завистливый человек «спешит к богатству», то его обязательно настигнет бедность.
  7. Эгоизм. Чувство «не от мира сего», данное человеку не от Отца.
  8. Ненасытность. Постоянное желание обогащаться Библия называет суетой. Чрезмерная любовь к богатству не приводит к счастью.

В Библии сказано, что люди, не берущие взяток и презирающие любую корысть, будут «обитать на высотах», а в жизни у них всегда будет все необходимое. Апостол Павел четко определяет страсть к стяжанию как идолопоклонство и сравнивает такого грешника с блудником и нечистым. Об этом говорит и Христос в Евангелии от Матфея, что нельзя служить богатству и Господу одновременно, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть».

Связь с лихоимством

Страсть к наживе характеризуется не только желанием обладать богатством, но и многократно приумножать его, забывая о законности методов и моральной стороне поступков. Речь идет о ресурсах «сверх меры». Человек начинает «стягивать» к себе все подряд, а не только необходимые для жизни блага (одежда, обувь, продукты питания).

Проблема такого индивида состоит в том, что стяжательство окутывает все его мысли, заставляя страстно желать обогащения, доводя до невротических состояний или вовсе лишая рассудка. Человек начинает пренебрегать жизнью близких, их чувствами. Смысл жизни у него сводится к владению как можно большим количеством денег или имущества.

Несмотря на смысловое сходство, у этих двух терминов есть небольшое семантическое отличие: любовь к стяжательству — это страсть, а лихоимство — это конкретные действия в угоду собственному обогащению. Отличие в толковании невелико, поэтому слова можно использовать как синонимы.

В данном видеоролике дается более полное определение этого понятия.

Почему это — грех

Любостяжание в православии считается идолопоклонством. Деньги и богатство выступают как идолы, а поклонение им и есть грех. Проповедники называют страсть к стяжательству «злой матерью всех зол», они считают это омрачением души. Такие люди не умеют вовремя остановиться, сказать себе «хватит», они не знают границ, рядом с ними не может быть любви. В своей страсти идолопоклонник все дальше уходит от Бога, теряет свое лицо и способствует духовной деградации окружающих.

Как бороться с грехом

Решить проблему позволяет опыт православных святых, которые на практике помогают всем желающим избавиться от порока. Святитель Иоанн Златоуст считает, что самое главное — это захотеть избавления от греха, потому что все зависит от желания человека. Любой порок оставляется с трудом, но осознание ошибочности своего пути может сильно в этом помочь.

Необходимые действия для исцеления:

  1. Осознать, что эта страсть несет душе только разрушение.
  2. Принять свое падение и осознать беспомощность перед пороком.
  3. Просить у Господа милости и сил для оставления греховной страсти.
  4. Исправить свои ошибки и пути.
  5. Вернуть обманом полученные деньги тем, у кого они были взяты.
  6. Молиться о прощении.

Примеры в литературе

В художественной литературе существует множество персонажей, чьей главной страстью является стяжательство. Зачастую описано проявление крайней формы этого качества, когда полностью теряется и исчезает личность человека. Вместо нее рождается некое существо, отдаленно напоминающее изначальный образ Божий.

Одним из ярких примеров является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

  1. Чичиков, главный герой романа, проворачивал аферу под прикрытием «благих намерений».
  2. Плюшкин собирал все подряд, был жаден по отношению к себе и родным.
  3. Манилов и его супруга отдались чревоугодию, они «прожигали жизнь», интересуясь только негой, телесными удовольствиями и вкусной едой.
  4. Помещица Коробочка вовсе не может говорить и думать ни о чем, кроме возможности что-то получить или продать.

Миф о царе Мидасе доносит до читателей мысль о том, как губительна может быть страсть к стяжательству. За свою услугу древнегреческому богу Дионисию повелитель пожелал обладать предметом, превращающим в золото все, к чему он прикоснется. Это и стало проклятием Мидаса, от которого царь едва не умер.

Видео о толковании понятия в Библии

Данное видео посвящено толкованию смысла понятия «любостяжание».

01.11.2014 г. Прямой эфир радио «Радонеж». Протоиерей Дмитрий Смирнов, в студии протоиерей Александр Березовский.

Добрый вечер, дорогие братья и сестры!

— Преподобный Антоний Великий говорит: «Как исшедший из чрева не помнишь того, что было во чреве, так и исшедший из тела не помнишь того, что было в теле». Отчего тогда страдает душа, если по смерти ничего не помнишь?

— От страстей. Их, собственно, не надо помнить, потому что они есть и действуют. Страсти – это же со славянского значит «страдания», вот от этого и страдают – от страстей.

— Т.е. от того, что человек приобрел в своей жизни?

— Нет, не то, что приобрел, а развил. Они в нас есть, мы должны их изжить благодатью Божией.

— Т.е. человек рождается со всем набором «семян» греха?

Да, конечно…

— Какие-то прорастают? Какие-то нет?

-Нет, все прорастают – степень разная, урожай разный, потому что одно семя упало при дороге, а другое семя – на плодородную почву.

-А отчего зависит, что в одном человеке прорастает сильнее, чем в другом?

— Есть гены, есть семья, есть среда, и есть само стремление человека. Один стремится к книге, а другой -к спиртным напиткам, один стремится, что-либо сделать, а другой — что-то сломать.

— Но это стремление – оно тоже в человеке заложено?

— Не то, что оно заложено, Бог не закладывал эти семена – все от дьявола, змий – человеконенавистник искони.

— У нас в храме, когда идет освящение хлебов на большой праздник, выносят подсвечник с тремя свечками, и на нем лежат хлеба, а перед ними с определенного времени стали выносить две большие свечи в человеческий рост. С чем связана эта традиция? Потому что у нас сначала большие свечи не выносили. Это первый вопрос. И второй: как православным реагировать на клевету?

— Про свечки – я не знаю, возможно, в вашем храме их просто купили и теперь используют – самое простое объяснение, вообще надо спросить у настоятеля. Если есть свеченосцы – почему бы не выносить, хотя хлеб и его освящение – это не есть что-то значительное.

По поводу клеветы – если эта клевета не угрожает свободе, потому что можно так оклеветать, что человек сядет в тюрьму, то тогда лучше вообще ее проигнорировать.

— Говорят, есть у человека предрасположенность, например, к винопитию, наркомании, один человек может всю жизнь выпивать и не стать алкоголиком, а другой, начав, уже не может остановиться и скатывается в эту яму. Предрасположение от кого зависит: от Бога, от дьявола или от самого человека?

-Нет, может быть и от естества, потому что многие люди, больные алкоголизмом являются психически больными, они устремляются к алкоголю, как к психотропному средству. На первых порах очень помогает, снимает это напряжение. Т.к. человек психически больной и ему трудно собой управлять, он на эту удочку и попадает.

— А психика и так нарушена? И он на это так реагирует?

— Да, и там уже возникают дополнительные сложности, алкоголь усугубляет ситуацию.

— Но такое распознать возможно в человеке, кто предрасположен?

— Для психиатра – на раз, а для самого человека трудно изнутри себя оценить.

— Так кто же послушает совета другого? Я сам все знаю…

— Да, сегодня тоже одна дама пришла, сразу по лицу видно, что она все знает, но приехала, говорит: «Хочу совет». Даю совет – ей этот совет поперек встает, она начинает спорить, говорю: «Поезжай обратно, могу дать денег на обратную дорогу».

— Т.е. человек не получил того, что хотел?

— Да, конечно.

— Я переписываюсь с батюшкой с Западной Украины, там громят храмы, батюшкам угрожают, выкидывают из храмов, лишают денег, унижают, чем все это может кончиться? Как разговаривать с раскольниками? Какими словами их можно убеждать?

— Никакими! Это невозможно. Это такое время свидетельства, кто может – кротко, смиренно терпеть, вдохновляясь образом Христа Спасителя, в этом есть некоторая такая неизбежность.

— Т.е. этому злу нельзя противиться никоим образом?

— Нет, если у тебя есть в распоряжении армия, ты вполне можешь с оружием в руках защитить себя и храм, в этом ничего такого плохого нет. А если нет такой возможности, то свидетельствуешь о своем христианстве своим христианским устроением – умираешь за Христа.

— Понятно, что батюшка не может взять в руки оружие, чтобы защищать, а прихожане? Должны?

— Нет, подожди, о. Александр, никто никому ничего не должен. А даже, если бы был должен – всегда может испугаться, не захотеть, или жена скажет: «Куда ты полез?», вариантов много, поэтому насчет должен – это так, условно. Кто-то считает, что он должен – Бог благословит, кто-то считает, что нужно поступить иначе – мы не будем осуждать.

— Да, это ситуация, которая решается внутри самого человека?

— Да, она решается на основании веры и с помощью совести.

— Что лучше: скорбеть о смерти близкого или радоваться его уходу в другой мир, ведь там нет печали, болезней? И как научиться радоваться потери близкого человека?

— Мне не нравится слово «потерял». Сегодня мы, несколько десятков человек, приехали на Ваганьково и помолились о упокоении протоиерея Глеба Каледы. Двадцать лет уже прошло, я даже не заметил, как это прошло. Даже когда меня спрашивали, я думал, что десять лет, а оказывается уже двадцать! Я о нем думаю, как о живом, почему это ты «потерял»? Да никуда не потерял.

— Человек лишен привычного общения, которое утешает?

Почему лишен? Я всегда могу о нем книгу почитать. Потом, третьего числа будет день воспоминаний о нем, соберется народ в Высоко-Петровском монастыре. Я присутствовал в Зачатьевском монастыре на вечере памяти, очень было интересно. Если получится – и в этот раз схожу. Так что почему? Общения нет, но мы вспоминаем о человеке. У меня вообще зрительная память хорошая, я каждую черточку вокруг его глаз помню, всё помню: и голос помню, всё-всё-всё помню, и его лекции помню, когда он был еще так сказать «потаённым священником», не обнаруживал себя как священник. Это потом уже он пришел к патриарху Алексею, документы показал, сказал: «я –священник», и его легализовали. А так он всегда был профессором. Так что я не считаю, что если человек умер, то он ушел. Или вот мы отпевали нашего прихожанина Андрея — очень хороший человек, просто как родной. Он болел очень тяжело, страдал физически и душевно. Я за него рад, что его подвиг окончился, у меня было такое облегчение, но бывает же по-разному. Конечно, когда человек внезапной смертью умирает — это как в старину говорили: «напрасная смерть» — это, конечно, всегда тяжело, когда не готов человек, а когда поболеет человек, все подготовятся – очень даже, потому что все равно этих врат не миновать…

— Но это если человек понимает, что такое смерть…

-А если не понимает, тогда что об этом говорить с человеком, который не понимает? Это значит -согрешать.

-Куда ж ты от нас ушел? На кого ты нас оставил?..

— Ну, как на кого? Оглянись вокруг – увидишь на кого. А куда? Ясно – в мир иной. Всё давно известно. Что вопрошать, если всё давным-давно известно? Это всё равно, что спросить: «Сколько будет дважды два?». Да четыре, успокойся. Также известно, на кого.

Сегодня ко мне одна раба Божия подходит и говорит: «Я совсем одна осталась», а оказывается, и мать есть, и муж есть, в разводе. Другое дело- разрушены отношения – ну, восстанови, не хочешь с ними – полно людей, которые нуждаются в общении, им тоже и грустно, и скучно, приди – помоги, подружись. Немножко непонятно.

— Но ведь человек не того ищет, не готов других утешать, хочет себе утешения…

— Но так тоже, знаешь, пинать в одни ворота – это, собственно, мало интересно.

— Подскажите, где находится и как доехать до могилы о.Тавриона, знаю, что Вы у него окормлялись?

— В Елгаве в монастыре, который там существует до сих пор, там он и похоронен, именно в том монастыре, в котором он был духовником в последние годы своей жизни. По-моему, называется Спасо-Преображенская пустынь. В интернете очень легко найти, наверное.

-Скажите, пожалуйста, грешно ли желать скорейшего конца мира ради прекращения всех беззаконий, войн, голода, убийств, издевательств и всего остального, что сейчас творится?

— Это как-то, как говорит наш президент, контрпродуктивно, потому что такие вопросы без нас решат.

-От того, что ты пожелаешь, мало что изменится?

Да, т.е. не мало, а вообще ничего.

— Но вообще, человек, молящийся об этом, он не противится Богу?

-Да вряд ли, потому что мы знаем из Откровения Божия, что это все равно произойдет. Но насколько скоро или отодвинется – это зависит от усердия христиан.

— Пока десять праведников в каждом городе найдутся?

-Может, Господь скидку какую даст, может, восьми хватит.

— Скажите, пожалуйста, Бог продолжает творить или Он уже всё сотворил, и всё продолжает существовать по закону, созданному Им однажды?

— Мне трудно сказать, потому что Божие творение, по наблюдениям ученых, длится сотни миллионов лет, а жизнь человека столь краткая, что в этой краткости невозможно это углядеть. Может быть, и продолжает творить, но, во всяком случае, мы такие изменения наблюдаем во вселенной: гаснут и взрываются звезды, это же не без воли Божией.

— Скажите, пожалуйста, в церкви во время литургии батюшки читают молитвы о соединении церквей, как это понять? Что и католические, и мусульманские, и православные должны объединиться?

Дело в том, что мусульманская – это не церковь называется, а «умма». Мы не молимся за объединение с мусульманами, с иудеями, с иеговистами, с адвентистами седьмого дня. Имеются в виду Церкви, с которыми мы разделены, молимся об этом единстве.

— Что такое злосетование?

Буквально двухкоренное слово: сетование – это выражение своего недовольства, ропот, а зло – это когда человек с гневом, с раздражением.

— Зачем Бог попускает нам такое состояние, как влюбленность? И может ли оно стать началом настоящей любви?

-Да сколько угодно. Для этого Он и дает нам это чувство, которое является началом. Влюбленность – это заря любви, это еще не свет, еще не тепло, еще утренний холод, но уже она есть. Но если она не развивается в любовь, то приносит страдание.

— А влюбленность – это страсть?

— Конечно. Даже Всемирная организации здравоохранения рассматривает влюбленность как болезнь, у которой есть вполне определенные симптомы: например, потливость ладоней, пропадание аппетита, бессонница, навязчивая идея фикс, целый ряд, по-моему, два десятка симптомов. Т.е. соответствует такому маниакальному состоянию.

— И вот из этого страстного состояния потом рождается такое прекрасное чувство, как любовь?

Нет, любовь – это не чувство, любовь – это свойство, уже новое качество. Т.е. избранник или избранница занимает в твоем сердце такое место, которое вытесняет отца, мать, братьев, и ты именно с этой избранницей начинаешь строить новую семью.

— Батюшка, возможно возникновение любви без влюбленности?

Конечно. Еще сто лет назад большинство браков без всякой влюбленности совершались, везде, во всех странах. А в некоторых странах жених вообще не видел невесту, а невеста жениха до того, как уже бракосочетались, когда брак уже реализовался.

— Знакомятся?

По крайней мере- видят, знают имя, знают из какой семьи, все решают родители. Но само это ожидание уже их готовит к тому, чтобы полюбить. Обычно, как вот мой папа говорил: «каждой девушке лестно замуж выйти», потому что молодые юноши, девушки думают об этом, мечтают об этом, бывает даже без объекта влюбленности. А потом, если та субкультура, в которой они живут, предписывает, что вначале взрослыми совершается сватовство, потом брачный договор, а потом их приглашают в церковь и там венчают, и они уже всеми предыдущими думами, чувствами к этому подготовлены, чтобы жить, любить, вместе строить, рожать детей, и очень всё хорошо получается.

— А разводов было меньше, чем сейчас?

-Разводов не было вообще. Если и были, то только в высшем свете и то с благословения Государя императора, а не просто так разводы какие-то, вообще этого не понимали.

— Такая практика возможна сейчас? Может она как-то повлияла бы на ситуацию?

— Нет, нельзя войти в одну реку дважды, невозможно опять джина в бутылку засунуть, нереально, нужно приспосабливаться к другим реалиям.

— Часто люди хотят вернуть то, что было 100-200 лет назад, какие-то хорошие практики?

— Даже такие простые вещи, как эполеты или саблю не вернешь как вооружение армии, это только для парадов остается. Да, красиво, но ты можешь представить себе армию, которая одета по полкам: кто в голубом мундире, кто в белом, кто в красном, кто в черном, и так далее, идут в киверах таких, чтобы видно было из окопа? Это просто смешно. Ничего не выйдет.

— Что сказать ребенку 2 лет об Иисусе Христе? Как правильно начать с ним разговор о Боге?

-Надо начать разговор еще тогда, когда он в утробе, придумать слова… А лучше сразу к психиатру обратиться, чтобы вылечить голову, и когда вылечит голову, тогда почитать по возрастной психологии какую-нибудь брошюрку, что в каком возрасте стоит делать. Но только должна быть голова уже более-менее ясная.

— Как раз желание есть сделать правильно, а опыта нет…

Сам вопрос говорит о том, что человек абсолютно больной на всю голову.

— А некоторые думают: не опоздал ли я?

— Смотря с чем? С лекциями – время не наступило, тут человек явно хочет навеки отвратить своего ребенка от Христа и Церкви, поэтому я и говорю, что нужна обязательно помощь доктора.

— В каком случае отказывают в разрешительной молитве?

Это дело пастырской совести. Священник решает, говорит, например, что ты должен понести епитимью некоторую, дает время, какое-то духовное упражнение этому человеку, проходит время – он смотрит, что-нибудь изменилось?

— А если человек пришел не к духовнику? Священник впервые его видит?

Ну, вот он пришел вдрызг пьяный, священник предлагает ему прийти трезвым, и тогда мы с тобой пообщаемся. Ты будешь читать вдрызг пьяному разрешительную молитву? Вот ты прочел, а он все равно пьяный.

— Ох, пьяные плачут, каются..

Плачут – да, но каются ли? Они сожалеют о том, что они пьют, но каждый больной сожалеет о том, что он болен, особенно в момент приступа болезни. Ведь каждый пьяница страдает, как моя мать говорила: «водка – это не свой брат», видя, как люди страдают. Мы жили в таком месте, где все страдали от этого недуга, все 100%.

— Что это было? Следствие тяжелой жизни? Люди пытались убежать от этого?

Нет, не только. Ведь народ, у которого отняли, выражаясь современным языком, «духовную составляющую его бытия», конечно, будет искать суррогаты. Как если у человека отнять водку – он пьет одеколон, также и здесь: у него нет выхода – и он пьет суррогат, чтобы забыться, такая социальная шизофрения. Слом произошел. У нас, например, с начала 90-х годов пик самоубийств среди мужчин был огромный, потому что люди были полностью потеряны: слом привычного образа жизни, государства, ценностей, ориентиров, никакого нравственного идеала, куда идти? Вот был какой-нибудь градообразующий завод, и вот он закрылся, все окна побиты, что можно украсть – украдено, дальше что? Куда идти? Я здесь прописан. Людям, как правило, очень трудно в такой ситуации. Вот в какой-то привычной ситуации они могут жить, а если нарушить – они страдают.

— Ситуация может долго ухудшаться, но человек к ней привык, и он будет терпеть…

— Конечно, это легче, чем вот такой слом. Слом даже в названии государства: вместо царя эта харя лысая. Как? Вместо помещиков с их культурой, литературой – это хамье с красными бантами, которое чуть что, достает маузер и стреляет на глазах у всех. Чтобы не сойти с ума, люди просто начинали пить.

— Да, конечно, серьезный слом в народе произошел.

— Конечно, вот мы в 90-х годах это все пережили. И вот сейчас на Украине нечто подобное происходит.

— Да, у людей полное непонимание, как жить дальше?

— Ну да, могут только надеяться, что это кончится, а дальше куда? Перспективы-то нет. Это же не месяц, не два. Сломать-то быстро. А как в целой стране восстановить экономику? Мы вот только через двадцать с лишним лет только стали выкарабкиваться более-менее. И то, как только стали – нас тут же на место.

— Можно ли заниматься физическими упражнениями, взятыми из йоги (не мантры, не медитация), которые больше похожи на гимнастику?

— Эти упражнения мало что дадут, потому что йога рассчитана на то, что эти упражнения будут эффективны, если мы используем еще и умственные практики. А если просто асаны применять против давления – не будет эффекта, можете попробовать.

— Т.е. пробовать – не будет вреда для души?

— Нет, никакого вреда. Но там обязательно используются такие вещи, как концентрация, все сознание и воля направляются в определенное место: человек разговаривает со своим желудком, со своими глазами. Без этого сама асана не представляет ничего, может быть меняется концентрация крови в отдельных частях, но этого недостаточно. Т.е. это неэффективно в качестве просто физических упражнений. Какой-нибудь массаж гораздо более эффективен, тоже грамотный, конечно. Вообще человеческое тело – очень сложный организм, и нужно, чтобы человек не сам этим занимался, а под руководством такого человека, который этим владеет.

— Могут ли каким-нибудь образом бесы влиять на животных, или они влияют только на людей?

Могут, они могут даже в стадо свиней войти, а свиньи, одержимые бесом, могут даже в озере утонуть.

— Но какой смысл бесам губить животных?

— Сколько угодно смыслов. Это, конечно, для бесов суррогат некий, но лишить человека имущества, прибыли- вот, например, зачем бес ходит вокруг карточного стола? Его цель – не отнять у данного человека деньги, а чтобы человек от потери денег впал в отчаянье и во дворе казино застрелился. А то, что деньги перетекут из одного кармана в другой, от одного жулика к владельцу казино – другому жулику, это беса не волнует. Ему важно погубить душу человека: если человек застрелится или впадет в отчаянье, от этого может семья разрушиться, вот это ему сладость. И еще бес имеет целую группу людей, начиная от крупье, уборщика и до самого владельца, которые живут за счет убийства душ, т.е. исполняют исключительно бесовскую функцию. Ему это сладко, он вербует себе сторонников среди людей. Если Христос улавливает людей для того, чтобы они стали членами Церкви и трудились, совершая дела Христовы, то бес – наоборот стремится завербовать людей, чтобы они делали дела дьявольские.

— У него это очень неплохо получается.

— Ну так опыт какой! Начиная с Эдема и кончая сегодняшним днем.

— Казалось бы, Господь, который есть добро, а каждый человек желает себе добра, остается в меньшинстве. Как сказано: «Узок путь, ведущий в Царство Небесное, и немногие проходят».

Узок путь – это благо, потому что не надо ничего думать, выбирать, рефлексировать, о чем-то задумываться, как витязь на дороге — «направо пойдешь, налево пойдешь», тут только прямо, только в гору, только узенько – замечательно!

— И широк путь, ведущий в погибель, многие идут

Пожалуйста, можешь в «очко», можешь на бильярде, можешь в рулеточку – всё сгодится, лишь бы впал в отчаянье, проявил бы азартик.

— Но азарт рано или поздно приведет к отчаянью.

— Так всё для этого и делается.

— Мой жених в армии. Когда он вернется, мы собираемся пожениться. Мы хотели бы сделать это как можно скорее, но наши родители хотят пышной свадьбы, а приготовления к этому займут несколько месяцев. Скажите, можем ли мы повенчаться и жить как муж с женой, а уже потом сыграть пышную свадьбу с регистрацией, как того хотят родители?

— Нет, надо зарегистрироваться, повенчаться, жить как муж с женой, а свадьбу уже лет через десять-пятнадцать, это уже не играет роли. Свадьба – это вообще ничто, это все равно, что поесть в ресторане или в рабочей столовой – это по деньгам. Если надо к этому готовиться, копить – пожалуйста, пусть родители, что хотят, то и делают, вы договоритесь на определенный день, придете, наденете своё подвенечное платье, какая разница когда?

— Но родителям не всё равно, это им может быть, действительно, нет разницы, а родители хотят, чтобы «всё было, как у людей».

— Но лучше не как у людей, потому что у людей всё неправильно, а нужно делать как правильно. А правильно – это зарегистрировать брак, венчаться, жить как муж с женой, и, чтобы родители не нервничали – уступить им и сделать, как они хотят.

— Т.е. здесь лучше пойти навстречу родителям?

— В этой части – да, но это не значит, что кто-то их будет венчать в угоду их родителям.

— Я – православная христианка, мой папа был мусульманин. Шесть лет назад он покончил жизнь самоубийством. Как я могу помочь его душе? Что для этого мне нужно сделать, и на что я имею право в данном случае?

За папу надо молиться, а потом в память о нём творить милостыню.

— А как его поминать в молитве, не раб же Божий?

— Это сложнейшая проблема! Как поминать?! Да какая разница! Что, Господь не знает, о ком человек молится? Прости, Господи, и помилуй моего несчастного папочку, вот и всё.

«Батюшка, а вы иерей или протоиерей? А то не знаю, как Вас в записке писать?» Да какая разница! Только не архиерей пиши, потому что это будет ошибка, а иерей или протоиерей – какая разница – священник и всё.

— В книге «Толковая Библия» автор Лопухин говорит, что праздновать день рождения – есть языческий обычай (глава, посвященная Иоанну Крестителю). Скажите, действительно ли это так? И как лучше проводить этот праздник?

— Каждый праздник лучше проводить так: попостившись, помолившись, прийти в Церковь на литургию и причаститься Святых Христовых Тайн, а потом со вниманием прочесть благодарственные молитвы и этот день причастия хранить целый день в своем сердце до следующего раза. Вот это праздник! Самый лучший.

— У меня сын работал на кухне в казино, это считается для него грехом?

-А как же! На кого работаешь-то? Но конечно грех греху рознь, одно дело корм давать людям, другое дело- фишки подавать. Но все равно – кормился-то он от этого, ему же зарплату давали от того, что у людей отобрали одним из самых наиподлых способов, а он с этого имел.

— Но зарплату в казино все равно платят из тех денег, которые отняты?

Да, причем всем. Поэтому даже если ты электрик – ты все равно в этом участвуешь. А если ты бесплатно для них делаешь, то, значит, ты жертвуешь для них. Т.е. это никак не обойдешь. Это как, например, содержатель публичного дома говорит: «Но я-то ведь проституцией не занимаюсь, какой же это грех? Это мой бизнес». Но почему же тогда организаторов сажают, а проституток нет? Потому что организатор гораздо хуже делает, чем те, которые занимаются проституцией. Он организовывает возможность такого бизнеса.

— Молитва «Отче наш» заканчивается словами «но не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», как эти слова понять?

Это значит, что: Господи, дай мне устоять в тех испытаниях, которые у меня бывают ежедневно, и избавь меня от того, чтобы мне в этих искушениях пасть и попасть в лапы дьявола.

— А апостол говорит «радуйтесь, когда впадаете в разные искушения»? А тут мы просим избавить нас от них?

— Избавить – значит преодолеть их, чтобы Господь помог нам выйти из этих испытаний.

— В моей жизни произошла трагедия, распалась семья, в браке прожили четыре года. Супруга говорит, что не любит меня, что я стал ей не нужен. У нас маленькая дочка. Старался сохранить семью, улучшить отношения, купил квартиру, оформил на супругу, свозил в отпуск семью на море, но ничего не помогает! На душе очень тяжело: ни духовных, ни физических сил не осталось, дайте добрый совет, как мне всё это пережить?

Вообще всё пережить, даже термоядерную войну, можно только с помощью Божией. Надо помнить, что Господь всё видит и всё знает, и каждому готов помочь. Сегодня вечером читали Евангелие, как Господь сказал своим ученикам «закиньте туда сети», они закинули и поймали много рыбы. Это говорит о том, что Он даже заботится о нашем пропитании, поэтому нам нечего беспокоиться, нужно просто пойти в храм, покаяться в своих грехах. В каждом браке есть инициатор развода, всегда есть какие-то вины и у другого, подумайте об этом, вспомните, покайтесь в этом, а потом уже когда причастился, когда Христос Своим Телом и Кровью вошел в тебя, можно обратиться к нему и сказать: «Господи, мне очень тяжело. Ты мне помоги пережить эту трагедию, чтобы поступать правильно в этой ситуации, чтобы не по обиде, не по страсти, не по мести, а так, как бы Ты хотел, чтобы я поступил». Если это человек будет постоянно повторять такую процедуру, то он обязательно переживет эту ситуацию. Господь обязательно даст силы, вразумит, при условии, если человек Господу верит, а не просто прошел эту процедуру: пункт один – есть, галочку. Пусть будут галочки, ничего плохого в этом нет, но он должен верить, что Господь ему поможет, а когда почувствовал, что уже такой боли нет – возблагодарить Господа от всей души, опять прийти исповедаться, причаститься и уже причастившись, опять обратиться к Господу и сказать: «Господи, вижу, что ты обо мне заботишься, мне действительно стало легче. Благодарю Тебя» и как высшая форма благодарности Богу – это причащение Святых Христовых Тайн. Это и Богу угодно, и исцеляет нашу душу и тело.

— А когда видимого улучшения для человека не наступает? Как не потерять эту веру?

— Если вера есть – ее нельзя потерять, невозможно.

— Но нет в нас такой веры, как в Иоакиме и Анне, которые 50 лет просили и верили.

Но мы же не знаем, может они тоже сомневались на этом пути. Иначе зачем понадобилось 50 лет? Это было непростое дело, это было борение. Я не думаю, что у них 50 лет всё было гладко. Наверняка были периоды и сомнений, и ропота, и все-таки укрепились, чаша их выбора склонилась к Богу.

— У нас чаще склоняются в обратную сторону: Бог не слышит, Бог мне не помогает!

— Вот это хула на Бога, я этого слышать не могу, это кощунство какое-то.

— Иногда бывают сны, в которых много похоти и ненависти к кому-то. В обычной жизни стараюсь смиряться, не раздражаться, быть целомудренной в своих мыслях, но такие сны меня удивляют, и стараюсь относиться к ним, как к искушениям. Что можно сделать, чтобы освободиться от такого пленения бесовского?

— Никого не осуждать, сразу человек освободится.

— Еще один вечный вопрос: как не осуждать?

— О! Тут очень просто – не осуждать и всё! Человек спрашивает: как не осуждать? Это все равно, что: как не ездить по встречке. Или как не ломиться на перекресток на красный светофор. Вы знаете, батюшка, как увижу красный – так по газам! Вот как?! Также и здесь. Тут надо понять, что осуждение – в сердце. Как не осуждать? Ну как не воровать, как не пьянствовать, как не сквернословить.

— Осуждение возникает внутри нас помимо нашей воли. Если воровство предполагает все-таки некое движение?

Некоторые люди говорят, не могу не воровать, люблю блатную жизнь, а воровать боюсь. Вот очередного человека хватают, а потом Следственный комитет выясняет, что миллиард украл, два, да сколько ж вам надо? Ну, десяточек миллионов укради, ну хватит тебе и внукам, ну что это за алчность такая? Удержу не знают: десять отелей, сорок автомобилей, зачем? Номера не запомнишь…

— Ну, вот мало…

-Но ведь это же болезнь.

— Осуждение – это тоже болезнь.

— Да, но надо дать себе запрет. Вот есть какие-то вещи, которые врач рекомендует, надо – другого пути нет, иначе умрешь. Также и здесь: как не осуждать и все, а то еще как? Человек хочет таблеточку выпить и не осуждать, опять. Чтобы труда не было. Нет – это большой труд души следить за всем, что со мной происходит.

— Одна бабушка, уже старенькая, под 90 лет, говорит: «Нет, я не могу, как же можно этим не возмущаться, тем, что сейчас происходит?». Я говорю: «Не смотрите телевизор». Она: «Невозможно, не могу».

Есть радикальный способ – дать по нему молотком, потому что бабушке под 90, и ей снести его в ремонт невозможно.

Всего доброго! До свидания!

Мшелоимство: что это за грех в православии и молитва для искупления

Большинство неверующих знает о смертных грехах, но мало кто понимает то, что существует ряд не менее серьёзных проступков, за которые грешники понесут наказание. Эти действия пагубно отражаются на жизни их совершивших и оказывают негативное воздействие на окружающих их людей.

Оглавление:

  • Мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство
  • Позиция православия
  • Борьба с грехом

Среди таких поступков выделяют мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство. Эти три понятия часто путают между собой, но многие совершают это, даже не задумываясь о последствиях. Необходимо разобраться в этих грехах и научиться сдерживать себя для того, чтобы сохранить душу чистой и не подвергнуться душевным мукам.

Советуем Вам также ознакомиться с правилами искупления греха прелюбодеяния в православии.

Мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство

Мшелоимство: что это за грез? Это понятие означает корыстолюбие, взяточничество и вымогательство. Этот грех присущ не только обеспеченным людям, но и беднякам, которые стремятся накопить как можно больше вещей на чёрный день. Слово происходить от прилагательного «замшелый» — поросший плесенью и мхом. Большинство вещей, которые накапливаются алчными людьми, пропадают и покрываются мхом. А жадность, способствующая такому поведению, является одним из семи смертных грехов.

Что такое мшелоимство и скверноприбытчество? Если мшелоимство — это корыстолюбие и страсть к накоплению ненужных вещей, то скверноприбытчество — это получение прибыли неправедным путём. К этому относят обвес, обмер, обман и заработок, основанные на разжигании других грехов и пагубных страстей. Сюда относятся подделки документов, приобретение краденых вещей за низкую цену, получение прибыли за работу, которая не была выполнена.

Под лихоимством понимают получение прибыли путём нарушения справедливости и наживания на проблемах окружающих. Присвоение плодов чужой работы, завышенные цены на дефицитные товары, обременение должников повышением процентов на заимствованную сумму — все это подразумевается под понятием лихоимства.

Позиция православия

Человек в погоне за прибылью часто забывает о справедливости, любви к ближним и заповедях, которые нельзя нарушать. Смертных грехов всего семь, но наказание может последовать и за другие проступки, которые осознанно совершаются людьми. Несмотря на то, что вред от смертных проступков наносит небольшой вред самому грешнику, церковь осуждает их. Что такое грех мшелоимства в православии? Это проступок, который вредит не только окружающим, но и тому, кто его совершает.

В некоторых случаях мшелоимство является патологической проблемой. Страсть к приобретению и накоплению новых вещей, их обмену не поощряется священнослужителями, так как является последствием алчности и корыстолюбия. Те, кто страдает от подобного недуга, испытывают страх потерять накопленные предметы. Их собирают, коллекционируют, прячут. Люди, поддавшиеся мшелоимству, никогда не совершат следующих действий:

  • не продадут ненужные вещи;
  • не станут дарить их близким и друзьям;
  • не будут их даже использовать по назначению, так как от этого предмет станет непригодным.

Грешники не только самостоятельно приобретают или обменивают вещи, но и получают их в виде взяток. После это заказывают специальные шкафы, стеллажи, полки и сейфы для их хранения, прячут их от глаз окружающих. Обычно происходит коллекционирование предметов одного назначения — оружия, посуды, игрушек, часов, чучел животных. Годами все это покрывается пылью, ведь не может быть в полной мере использовано.

Церковь одобряет использование каждого предмета по его прямому назначению. Мшелоимство, в свою очередь, этого не подразумевает. Нарушение этого порядка приравнивается к игнорированию библейских заповедей. Хранение и коллекционирование вещей, которые были куплены, подарены или найдены, таится под понятием мшелоимства. Значение слова происходит от термина «мшел» — мох, ведь неиспользованные вещи покрываются пылью и мхом.

Церковь говорит о том, что каждая вещь должна приобретаться только по необходимости, а не для удовлетворения патологических греховных наклонностей. Одна из заповедей запрещает создавать себе кумиров, а храня вещь и поклоняясь ей, человек делает из неё идола.

Борьба с грехом

Мшелоимство — что это за грех и как с ним бороться? Сначала нужно признать для самого себя греховность своих поступков и необходимость избавиться от подобной страсти. Борьба с грехом заключается в следующем:

  • необходимо провести генеральную уборку в местах хранения накопленных вещей;
  • действительно ненужные вещи, которые хранятся в помещениях только в качестве аксессуаров, лучше выбросить;
  • предметы, которые ещё можно использовать, необходимо отдать нуждающимся — отвезти в детские дома или подарить инвалидам, престарелым, пожертвовать церкви.

Искупить грех можно только при полном осознании и раскаянии в содеянном. Грешник должен сам себе дать зарок о последующем приобретении любого предмета только в случае крайней нужды. Каждый вечер для искупления своей вины нужно читать молитву:

«Исповедую Богу моему и Творцу, Святой Троице — Отцу, сыну и Святому Духу, грехи свои, совершённые за всю жизнь в делах, мыслях, мечтах. Пьянство, уныние, праздность, ревность, гнев, зависть, алчность, клевета, осуждение, небрежность, объедание, мшелоимство, злопамятность, сквернословие, ненависть, лихоимство и другие грехи, коими прогневил я Тебя, о коих жалею я, прости мне, господи Боже мой! Помоги мне, Господи, со слезами молю Тебя, прости мои прегрешения, избави меня от них. Аминь».

Церковь требует от своих прихожан не создавать себе идолов, приобретать и использовать каждую вещь только по нужде, не нарушать заповеди библейские и держать свою душу чистой и безгрешной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *