Дмитриев собор во Владимире

Дмитриевский собор (Владимир)

Собор
Димитрия Солунского


Дмитриевский собор. Вид с юго-востока

Страна

Россия

Город

Владимир, Владимирская область

Адрес

Большая Московская улица, 60

Конфессия

православие

Патриархат

Московский

Епархия

Владимирская

Благочиние

Кафедральное

Тип помещения

крестово-купольный храм

Престольный праздник

26 октября (8 ноября) — великомученика Димитрия Солунского

Основатель

князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

Первое упоминание

Строитель

князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

Строительство

1194—1197 годы

Архитектурный стиль

русская архитектура

Состояние

отличное, недействующий храм, музейная экспозиция

Статус

памятник архитектуры (федеральный)
Объект культурного наследия народов РФ. Объект № 3310023000 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия

White Monuments of Vladimir and Suzdal. Cathedral of St. Demetrius
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор)

Ссылка

№ 633-005 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

(i), (ii), (iv)

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1992 (16-я сессия)

Медиафайлы на Викискладе

Дми́триевский собо́р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Краткая история

Орнаментальная белокаменная резьба в верхней части прясел

Построен в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества великим князем владимирским Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). По Николаю Воронину, построен в 1194—1197 годах; по летописным данным, обнаруженным в 1990-х годах Татьяной Тимофеевой, — в 1191 году. Возводился храм из белого камня-известняка. Строили храм русские мастера.

В так называемой Радзивилловской летописи об этом рассказывается так:

Многие церкви создал Всеволод во время власти своей. Создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своём и украсил её дивно иконами и письмом… И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашёл мастеров среди клевретов Святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили

В 1197 году постройка храма была завершена князем Всеволодом Юрьевичем постановкой иконы Дмитрия Солунского и серебряного чеканного ковчежца, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика:

И принёс гробную доску из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно источающего на здоровье немощным, в той же церкви поставил, и сорочку того же мученика тут положил.

В 1237 году собору суждено было разделить судьбу столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм впоследствии ещё не раз горел (в 1536, 1719 и 1760 годах) и подвергался разграблениям.

В результате «реставрации» 1837—1839 годов, когда по распоряжению Николая I собору был придан «первобытный вид», храм лишился интереснейших частей — лестничных башен и галерей.

В советское время Дмитриевский собор сохранился лишь как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. Собор неоднократно реставрировали. После завершающего этапа работ, произведённых в 1999—2004 годах, в церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.

Ныне собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Богослужения в храме долгое время не проводили, но в 2011 году там прошла литургия, и собор стал действующим, хотя не был передан Русской православной церкви и остаётся частью музея-заповедника.

Архитектурные особенности

План Дмитриевского собора

Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение.

Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус – это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди.

На южном фасаде храма расположена масштабная композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции не традиционен для православного храма, однако в XII веке был очень популярен. На руках у Александра Македонского сидят маленькие львята, которые так манят грифонов — ужасных чудовищ.

Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве и занимает центральное место на всех фасадах.

Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью.

Рельефы

Дмитриевский собор. Владимир. Монета Банка России в серии «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2008 год

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).

Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и т. п..

Мотивы рельефов:

  • улыбающиеся львы;
  • святой Никита избивает беса;
  • царь Давид, поющий и играющий на славянских гуслях;
  • грифон, терзающий зайца;
  • охотник (возможно, Геракл), убивающий льва;
  • скачущий всадник;
  • птица Сирин борется с барсом;
  • великий князь Всеволод Юрьевич со своими пятерыми сыновьями и многие другие.

В связи с богатой белокаменной отделкой, которая почти полностью обволакивает храмовые стены, храм называют «белокаменной книгой».

  • Улыбающиеся львы

  • Фигуры святых

  • Аркатурный пояс

  • Входной портал

Внутреннее убранство

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».

В состав экспозиции входит четырёхметровый купольный крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 году репликой, а также икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 году, впоследствии попавшие в Москву и вернувшиеся обратно в собор из столичных музеев в копиях. В числе экспонатов представлено также надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова.

  • Фрески «Страшный суд» и улыбающиеся львы

  • Подкупольное пространство и своды собора

  • Центральная апсида с иконой Дмитрия Солунского, купольным крестом и ковчежцем-мощевиком

  • Фреска из Дмитриевского собора во Владимире (северная часть свода). Изображены апостолы: Павел, Матфей, Марк, Симон, Яков, Фома.

  1. С. Голицын считает, что Всеволод Юрьевич держит на руках своего сына Святослава, а подбегают к нему Константин, Юрий, Ярослав и Владимир. — См.: Голицын С. . Сказания о белых камнях. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1987. — 222 с.

Примечания

  1. Похвала Всеволоду Большое Гнездо // Радзивилловская летопись.
  2. Голицын С. Сказания о земле Русской. — М.: Знание — АСТ-Пресс, 1994. — 279 с. — ISBN 5-07-002691-7.
  3. Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1967. — С. 67.
  4. 1 2 3 4 Голицын С. Сказания о белых камнях. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1987. — 222 с.
  5. Дмитриевский собор во Владимире // tonkosti.ru.
  6. РПЦ претендует на передачу Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире // ТАСС.
  7. Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. — СПб., 1899. — Т. 6: памятники Владимира, Новгорода и Пскова.
  8. Заграевский С. В. Гл. 5, п. 5—6. / Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. — М., 2001.

Литература

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 633-005
рус. • англ. • фр.

  • Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М., 1967.
  • Гладкая М. С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838—1839 гг. / Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. — М., 1997.
  • Гладкая М. С. Сошествие св. Духа на Давида: композиция южной закомары Дмитриевского собора во Владимире // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2005. — № 3 (21). — С. 21—22.
  • Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М., 2008.
  • Зыков П. Л. Новые материалы о комплексе построек Дмитриевского собора во Владимире. / София. Сб. статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. — М., 2006.
  • Комеч А. И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы / Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. — М., 1997.
  • Тимофеева Т. П. К уточнению даты Дмитриевского собора. / Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. — М., 1997.

Ссылки

  • Дмитриевский собор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: no97070723 · VIAF: 157416322 · WorldCat VIAF: 157416322

Домонгольские храмы Руси: Дмитриевский собор во Владимире

На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.

Дмитриевский собор

История строительства Дмитриевского собора

Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.

Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами. Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя. Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.

♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).

В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус. В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы. Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.

После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда». В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня. В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.

В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.

Дмитриевский собор, западный фасад

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

♦ По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»

Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Внутреннее убранство Дмитриевского собора

Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.

Своды и барабан Дмитриевского собора

Капители внутренних столпов украшают львы.

Львы

Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.

«Страшный суд»

В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Убранство Дмитриевского собора

Дмитревский собор изнутри

Деталь ворот Дмитриевского собора

Напоминание молодоженам

Адрес и режим работы

Адрес: Владимирская область, город Владимир, ул.Большая Московская, 60. Телефон: (4922) 32-42-63.

Режим работы: ежедневно, с апреля по октябрь с 10.00 до 17.00, с ноября по март с 10.00 до 16.00, кроме вторника и последней среды месяца.

Официальный сайт: www.vladmuseum.ru

Статья обновлена 27 апреля 2019

© Сайт «История и путешествия», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Дмитриевский собор во Владимире

Построен в 1194–1197 гг. при князе Всеволоде III Большое Гнездо как дворцовый храм в честь его небесного покровителя – Дмитрия Солунского и по случаю рождения у князя сына Дмитрия. Храм несет в себе идею прославления могущества Владимирской земли и самого Всеволода.

Изначально собор входил в комплекс построек княжеского двора. Это был один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. В результате многочисленных городских пожаров, со временем первоначальный облик собора был утрачен.

В 1380 г. собор лишился своей главной святыни – гробовой доски святого Дмитрия Солунского, которая по велению московского князя Дмитрия Донского была перенесена в московский Успенский собор.

В 1838 г. были уничтожены примыкавшие к собору древние галереи и лестничные башни с всходами на хоры, являвшиеся частью дворцового ансамбля.

Дмитриевский собор,
акварель сер. XIX в.

Дмитриевский собор представляет собой одноглавый, крестово-купольный храм с тремя мощными полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны, щелевидными окнами. Он являет собой образец развитого стиля владимиро-суздальского зодчества. Построен в технике полубутовой кладки и в пропорциях «золотого сечения», благодаря чему простая конструкция храма отличается гармонией и прочностью всего сооружения.

Снаружи собор имеет изысканный, поистине царственный убор из резных камней. Внизу тонкой резьбой оторочены порталы, выше аркатурный пояс подчеркивает ярусность высотной композиции, еще выше – густо заполненные резьбой поля прясел, наконец, на барабане резьба заполняет простенки между оконных проемов и все это завершается шлемовидным куполом с большим крестом, исполненным в технике золочения просечной меди. Все детали собора несут на себе смысловую и функциональную нагрузку. Даже укрепленный на кресте голубь, когда-то находившийся в интерьере собора, являясь символом Святого Духа, выполняет роль флюгера.

В скульптурном убранстве храма насчитывается около 1500 резных камней, развивающих сложную философию жизни. Мотивы резьбы по камню разнообразны, но ведущими являются изображения растений, птиц, зверей, охотничьи сцены. Вся резьба подчинена единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира, созданного Всевышним по законам гармонии. Это гимн Творцу: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Многие резные камни со временем были умело подновлены мастерами XIX века.

Внутри стены и своды собора в древности были покрыты прекрасной фресковой живописью, выполненной греческими мастерами и частично сохранившейся до наших дней. До революции собор имел красивый резной позолоченный иконостас. В 1931 г. он был отдан в ОГПУ на смывку позолоты. В конце 30-х годов XX в. была разобрана стоящая рядом с собором невысокая в древнерусском стиле звонница, построенная в 1883 г. «тщанием и усердием» соборного старосты купца В. Н. Муравкина. Усилиями владимирских реставраторов под руководством А. В. Столетова в 1941–1952 гг. собор был спасен от катастрофы разрушения. Во время реставраций также было установлено, что собор неоднократно менял цвет фасадов, особенно в XIX в. Так, например, в 1808 г. фасад был темно-красным с белыми рельефами.

В 1783 г. внутри храма был похоронен владимирский наместник Р. И. Воронцов – отец выдающихся государственных деятелей XVIII в. – Е. Р. Дашковой и А. Р. Воронцова. Потомками графа был установлен памятник (пер. пол. XIX в.) – скульптурное надгробие над могилой.

Собор был действующим до 1918 г. В феврале 1919 г. передан музею. В 1958–1974 гг. в нем размещалась музейная экспозиция, посвященная владимирскому белокаменному зодчеству. Крупные реставрации памятника проводились в 1974 и 1999 гг. Ныне храм недействующий и открыт как музей.

Дмитриевский собор является памятником федерального значения, а также внесен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Поэма в камне»: Дмитриевский собор во Владимире, затмивший все храмы, построенные до него


Дмитриевский собор во Владимире — сказочная поэма в камне

Из-за обилия узоров белокаменной резьбы, покрывающей фасад этого собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Своим богатым резным убранством он затмевает, пожалуй, все храмы, построенные до него на Руси.

История возведения собора

Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.

Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.
Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: «доску гробную» — икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с «сорочкой» – кусочком одежды мученика со следами его крови.


Икона св. Дмитрия Солунского

Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.
В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837—1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но «знатоки русского стиля», взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.
С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.
К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!






Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада — на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.
Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.

Дмитриевский собор, 1911 год


Западный фасад

Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.
Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.






Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.


Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.

Крест на вершине купола (копия)


Крест (настоящий), хранится внутри собора

В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.
Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.

Некоторые элементы резного орнамента

Центральное место в оформлении собора отведено библейскому царю и пророку Давиду. Его изображение можно увидеть на трех фасадах храма. Качество этих изображений великолепное, видимо, выполнял их один из лучших камнерезов. Сначала историки считали, это Христос, потом долгое время выбирали между Давидом и Соломоном. И лишь после того, как реставраторы обнаружили возле этого изображения надпись «ДАВ Ъ», споры по этому поводу закончились.


Царь Давид


Царь Давид

Фасад испещрен изображениями зверей, птиц, растений. Обилие растений используется для создания образа райского сада.



Ангелы

Многие из животных являются символами власти — львы, орлы, барсы. Что касается странных чудищ – зверей с двумя головами, полусобак, полуптиц и им подобных – эти образы хорошо знакомы нам из русской мифологии и сказок, поэтому они совсем не пугают, а всего лишь придают сказочный характер резным узорам.


Святые и князья
На поясе-колоннаде среднего яруса, опоясавшем собор с трех сторон, вырезана целая галерея фигурок святых. Среди них идентифицированы первые святые князья-мученики Борис и Глеб, изображенные в княжеских шапках, в руках они держат кресты.

Северный фасад. В центре святые Борис и Глеб

Здесь же изображены все 12 апостолов, «портреты» Петра и Павла сомнений не вызывают — они подписаны.

Северный фасад. Апостолы Петр (справа) и Павел


Южный фасад. Конные святые воины Дмитрий Солунский (с мечом) и Прокопий.


Западный фасад. Конные святые воины. Справа — Георгий Каппадокийский (Победоносец)

Интересны еще две изображенные на фасаде композиции.
Вознесение Александра Македонского

Александр Македонский, вознесение. Южный фасад

«Технология» вознесения изображена следующим образом. Александр сидит в корзине, подняв вверх руки, в которых он держит в качестве приманки маленьких львят. Два грифона, привязанные к корзине, тянутся к приманке, и за счет этого корзина поднимается вверх. Несмотря на то, что Александр Македонский — персонаж еще дохристианский, в средневековой Европе этот сюжет использовался довольно часто.
Всеволод с сыновьями?
На северном фасаде можно найти изображение мужчины, который сидит, держа на коленях ребенка. С обеих сторон его окружают дети постарше. Многие историки считают, что это изображен Всеволод с сыновьями. У него действительно было много детей, поэтому он и получил прозвище Большое Гнездо. Только непонятно, почему у Всеволода здесь нет бороды.

Всеволод III



Однако, есть еще одна версия, согласно которой здесь изображен не Всеволод с сыновьями, а библейский Иосиф с братьями.

Гипотеза относительно окраски соборов

Мы все привыкли считать, что белокаменные храмы, дошедшие до наших дней, изначально были такими же, а именно – белыми.
Однако, на фотографиях XIX века можно увидеть разные варианты окраски фасадов Дмитриевского собора — «белый орнамент на темном фоне» и «темный орнамент на белом фоне». Белый орнамент на темном фоне выглядит так (эта окраска существовала в 1847-1883 гг.):


Вид с северо-востока. Барщевский И.Ф. 1883 г.

А это уже темный орнамент на белом фоне:

Северный фасад, западная половина, верхний ярус. Коренев В.И.(?) 1883-1897 гг.


Южный фасад, западная половина, верхний ярус. Коренев В.И. 1883-1897 гг.


Владимир. Дмитриевский собор с юго-востока. Прокудин-Горский 1911 г.

А в 2015 году в Переславле-Залесском на фасаде белокаменного Спасо-Преображенского собора были обнаружены остатки древней стенописи. Исходя из этого, ученые предположили, что в древности этот храм «был расписан практически «под хохлому»». Возможно, что и фасады других белокаменных храмов в древности тоже были украшены росписями, и выглядела эта красота примерно так:

Успенский и Дмитриевский соборы внутри Владимирского кремля в конце XII века. Реставрация выполнена Кудрявцевым Михаилом Петровичем (1938-1993)

Но после монголо-татарского нашествия многие храмы стояли в запустении. Русь бедствовала, и чтобы освежить храмы, их просто белили известью. Так росписи и исчезли. Но это пока всего лишь гипотеза.
А в Подмосковье есть храм, который православная церковь отказывалась освящать. И он тоже представляет огромный интерес.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Дмитриевский собор во Владимире (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Дмитриевский собор во Владимире, Владимир

Дмитриевский (или Дмитровский) собор во Владимире построен в честь христианского великомученика Димитрия Солунского, правящего в Салуни в 1 веке н. э. и казненного за приверженность христианству. Эта небольшая крестово-купольная церковь из белого камня, внешне напоминающая знаменитый храм Покрова на Нерли — один из памятников, входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не только образец искусства, но и святыня: паломники приходят поклониться иконе и частице одежды с кровью мученика.

Собор известен богатейшими настенными барельефами: на них запечатлены жития святых и мифические животные. Интерьер не столь впечатляющий, но здесь есть несколько фресок и музейная экспозиция.

История

В конце 12 века князь Всеволод Большое Гнездо заказал построить храм на территории своего поместья в честь святого. К работе над великокняжеским собором были приглашены русские и греческие мастера, и его открытие состоялось приблизительно в 1997 г. Затем из Салуни (ныне — Салоники) привезли артефакты, принадлежащие святому Димитрию.

Позднее Дмитриевский собор подвергался набегам неприятеля и пожарам, после чего его подновляли. В процессе неумелых реставраций внешний облик здания был искажен и большинство фресок утеряно. Во время революции 1917 г. церковь передали Городскому музею Владимира, а реставраторы 20 века смогли извлечь из-под штукатурки фрагменты изначальных фресок и защитить белокаменную резьбу. Сейчас собор действующий, он открыт для прихожан и туристов.

Что посмотреть

Дмитриевский собор — это византийский храм, выстроенный в виде креста и обрамленный полукруглыми апсидами, позолоченный купол венчает ажурный крест с флюгером.

Этот шедевр зодчества сравнивают с драгоценной шкатулкой — настолько изящны его архитектура и орнаменты. Он выполнен из белого известняка и условно разделен на три яруса — земной, небесный (духовный) и промежуточный. Особый интерес представляют настенные белокаменные рельефы на верхнем поясе и на барабане у золотого купола, на их создание пошло около 600 элементов из камня. На барельефах причудливо переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, музыканты окруженные символическими цветами, птицами, львами.

На южной стене изображены сцены вознесения Александра Македонского, на северной — портреты князя Всеволода и его сыновей, восточная повествует о житие библейского царя Давида, а западная — о подвигах легендарного силача Геракла.

Внутри — действующий храм и одновременно музейная экспозиция. Здесь находится старый крест высотой 4 м, некогда венчавший купол собора, икона святого Дмитрия и частица его сорочки в серебряном ковчежце. На стенах можно увидеть спасенные фрагменты некогда утраченных фресок 12 века, среди них особо впечатляющая — «Страшный Суд». Также представлена надгробная плита графа Р. Воронцова, первого губернатора Владимира.

Практическая информация

Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 60. Веб-сайт.

Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, с ноября по март с 10:00 до 16:00, вторник и последняя среда месяца — выходные.

История Дмитриевского собора во Владимире, его крестово-купольная архитектура и белокаменная резьба вызывают неподдельный интерес туристов.

История собора

Здание собора во Владимире решил построить на своем земле великий князь Всеволод Большое Гнездо, для этого привлек русских мастеров. Работы велись в 1194-1197 годах, для строительства использовался белый камень-известняк.

Спустя 40 лет собор был разрушен и ограблен монголо-татарами, затем много раз полыхали пожары, он подвергался разграблениям. В итоге сооружение нуждалось в реконструкции, ее провели в 1837-1839 годах по указу Николая I. Здание собора приняло первоначальный облик, в котором и сохранился до наших дней.

В эпоху СССР собор уцелел, так как считался памятником древнерусского искусства. Здесь заседала комиссия, занимавшаяся сохранением памятников живописи. В 1919 году в соборе перестали проводить богослужения и стали заниматься его реставрацией. Работы длились годами и закончились лишь в 2004 году. На завершающем этапе в соборе здесь появились водосточные трубы, был установлен новый крест, а все рельефы и белый камень покрыли защитной смесью. Сегодня церковь считается музейной экспозицией и принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь не проходят богослужения.

Архитектура и внутреннее убранство

Дмитриевский собор отличается небольшой площадью, ведь использовался только семьей князя и был его личной церковью. Его когда-то обрамляли галереи с лестничными башнями, соединявшими его с дворцом великого князя. Впоследствии эти конструкции убрали при реконструкции, однако свое великолепие собор не утратил.

На южном фасаде находится композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса», а главной фигурой на всех фасадах является псалмопевец царь Давид с гуслями в руках.

Сама фасадная часть собора включает три яруса, один из них декорирован белокаменными фигурами и узорами, а другой полностью покрыт резьбой, ее видно даже на купольном барабане. Венчает конструкцию храма пологий золоченый купол, исполненный в виде шлема богатыря, на нем установлен крест из золоченой меди.

Рельефные фасады

Известность Дмитриевского собора в белокаменных фасадах, из-за этого его еще называют «белокаменной книгой». Все здесь усыпано многочисленными рельефами, на которых изображены животные реальные и мифические, а также виднеются облики святых. Большая часть рельефов, а их тут около 600, имеют первозданный вид. Некоторые пришлось реставрировать, когда в 19 веке проводили реставрацию. Основной мотив, который прослеживается во всем оформлении фасадной части собора, — это прославление власти князя. Недаром тут изображены геральдические символы – грифоны и кентавры, львы, орлы, имеются сцены охоты и борьбы животных.

Внутренняя отделка

Отделка здания изнутри не отличается богатством, от первозданного вида сохранилось несколько фресок 12 столетия, например, композиция «Страшный суд».

Также тут хранится купольный крест высотой 4 метра, он имеет просеченный орнамент. Его сняли с купола в 2002 году, заменив на новый. В Дмитриевском соборе можно увидеть надгробие первого губернатора Владимира графа Воронцова.

Святыни

  • Когда работы по строительству храма были закончены, князь Всеволод большое гнездо установил образ великомученика Дмитрия Солунского.
  • Также здесь поместили серебряный чеканный ковчежец-мощевик с частицей его сорочки, она пропитана кровью мученика.

Эти святыни собор во Владимире хранит и сегодня.

Адрес и как доехать

Собор Владимира находится в городе на Соборной площади.

Чтобы добраться до него, можно сесть на автобус из Москвы или воспользоваться пригородным поездом, он отходит с перрона Ярославского либо Курского вокзала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *