Долиной смертной тени

Псалом 22

Двадцать второй псало́м — 22-й псалом из книги Псалтирь (в масоретской нумерации — 23-й). В этом псалме автор представляет Бога как защитника и кормильца. Псалом был неоднократно положен на музыку.

По толкованию Афанасия Великого псалом «воспевается от лица язычников, которые восхищены тем, что пасёт их Господь, и описывают также таинственную трапезу, какую предложил им Сам пасущий их». При этом ни надписание (традиционное «Псалом Давида»), ни содержание псалма не дают указания на время и причину его написания. Царь Давид, упомянутый в написании как автор псалма, в юности пас овец (1Цар. 16:11), что могло способствовать тому, что в этом псалме Бог предстаёт в образе Пастыря. В христианстве этот псалом стал одним из источников представления в качестве доброго пастыря Иисуса Христа.

Богослужебное использование

В иудаизме псалом поётся во время третьей субботней трапезы (в субботу днём) и в поминальной молитве («Изкор»), у сефардов и хасидов — также и в вечерней молитве субботы.

В Православной церкви, по причине описанной в псалме уготованной Богом трапезы, данный псалом читается в начале «Последования ко Причащению».

Псалом 22 в культуре

В этом разделе могут перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения в произведениях культуры. Пожалуйста, отредактируйте его так, чтобы показать влияние объекта статьи на значимые произведения искусства, основываясь на авторитетных источниках, избегайте перечисления незначительных фактов.
Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела. Добавьте , предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 30 декабря 2017 года.

В музыке

Стихи псалма использовали Ф. Шуберт, А. Дворжак (вокальный цикл «Библейские песни», op. 99 № 4), Л. Бернстайн.

Многочисленны примеры включения стихов псалма 22 в джазовой и эстрадной музыке. Его включали в репертуар Дюк Эллингтон, Грин Кейт, Бобби Макферрин, E Nomine. Другие примеры:

  • Otto Dix. «Не убоюсь»
  • Со строчки «As I walk through the valley…» начинается песня гангста-рэпера 90-х Кулио — Gangsta’s Paradise, BRING ME THE HORIZON — Don’t Go и песня Hollywood undead — Hear me now.
  • Рэпер NANA. G.O.D.
  • «Psalm 23» — песня Принца Фар Ая (англ.) с альбома Psalms for I (англ.).
  • Последняя песня на диске «Псалмы» Леонида Фёдорова. Перевод выполнен А.Г. Волохонским.
  • У группы Don’t Ignore Us есть песня с названием «Не убоюсь зла»

В кино

  • В фильме «Ван Хельсинг» связанный Франкенштейн кричит отрывок из молитвы, пытаясь запугать окруживших его вампиров.
  • В фильме «Люди Икс 2» на борту X-Jet псалом 22 зачитывает Курт Вагнер (Ночной Змей) в момент гибели Джин Грей.
  • В фильме «2012» американский президент в ситуации глобальной катастрофы начинает свою речь с этого псалма.
  • В сериале «Остаться в живых» — Мистер Эко в нескольких сериях читает псалом.
  • В фильме «Титаник», реж. Кэмерон.
  • В фильме «Древо Жизни», реж. Терренс Малик.
  • В фильме «Цена страсти», реж. Мэтью Чепмэн.
  • В фильме «Пастырь», реж. Скотт Стюарт.
  • В фильме «Забери мою душу» — Пенелопа Брайт произносит псалом перед тем как найти труп одноклассника.
  • В сериале «Скорая помощь» — Доктор Питер Бентон пытается цитировать данный псалом девочке, после неудачной операции.
  • В фильме «Книга Илая» главный герой (Илай) читает фрагмент из этого псалма своей спутнице Соларе.
  • В сериале «Анна Герман» псалом отмечен как напоминание от бабушки Анны.
  • В фильме «Призраки в Коннектикуте», реж. Питер Корнуэлл.
  • В фильме «Город Грехов» священник попытался прочитать псалом перед казнью Марва.
  • В фильме «Терминатор: Да придёт спаситель» священник зачитывает псалом Маркусу перед казнью.

В литературе

Псалом часто цитируется в современной литературе и средствах массовой информации.

  • «Пройдя долиной смертной тени», Р. Хайнлайн (название повторяет 4-й стих данного псалма).
  • Графический роман «Когда дует ветер» о начале ядерной войны заканчивается чтением фрагментов псалма, когда умирающие герои пытаются молиться.

В компьютерных играх

  • В игре «Crysis» один из персонажей перед смертью многократно повторяет по радиосвязи «…не убоюсь я зла…».
  • В игре «Prototype 2» в одном из роликов звучит голос отца Гуэрры, говорящий: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».
  • В игре THE LAST OF US 2 в трейлере героиня поет — https://www.youtube.com/watch?v=qPNiIeKMHyg

Примечания

В Викитеке есть тексты по теме: «Псалмы»

Это заготовка статьи по библеистике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Псалом Давида (22): Слово твоё

«Господь — Пастырь мой;
Я ни в чем не буду нуждаться:
Он покоит меня на злачных пажитях
И водит меня к водам тихим,
Подкрепляет душу мою,
Направляет меня на стези правды
Ради имени Своего.
Если я пойду и долиною смертной тени,
Не убоюсь зла,
Потому что Ты со мной;
Твой жезл и Твой посох —
Они успокаивают меня.
Ты приготовил предо мною трапезу
В виду врагов моих;
Умастил елеем голову мою;
Чаша моя преисполнена.
Так, благость и милость Твоя
Да сопровождают меня
Во все дни жизни моей,
И я пребуду в доме Господнем многие дни».
Многие знают этот псалом и, даже, наизусть. Он содержит ряд прекрасных картин, которые с разных сторон описывают отношения между человеком и Богом. В стихах 1-4 — это мотив «Пастырь и овца», а в стихах 5-6 Бог представлен как добрый, гостеприимный хозяин, идущий навстречу нуждающемуся в помощи.

Псалом этот написан Давидом. В нем выражена его вера и познание Бога.
«ГОСПОДЬ — ПАСТЫРЬ МОЙ»
Если Давид говорит: «Господь — Пастырь мой», он знает, о чем говорит, ибо он сам был пастухом. И все же образ Бога как Пастыря не Давидом придуман. О Боге-Пастыре говорится во всей Библии (Быт. 48:15; Иез. 34:12 и др.).

Бог Сам в этом образе приходит к Своему народу. Он живет жизнью Израиля, которая ему близка и понятна. В отличие от сегодняшнего дня пастушество было обычным явлением в жизни Израиля. Мы в Библии встречаемся с ним со времен праотцов. Представляясь Своему народу в образе Пастыря, Бог показывает ему Свою близость.

Пастух Давид узнает в Боге своего Пастыря. Этим он поясняет, каким человеком он является. Говоря «Господь — Пастырь мой», он признает, что нуждается в Пастыре, хотя он сам пастух. В наше время педагог, например, сказал бы: «Господь — мой Учитель», а столяр: «Господь — мой Мастер». Образ и профессия пастыря дает нам не связанное со временем представление о Боге.

На первый взгляд, признание «Господь — Пастырь мой» нам кажется не очень лестным. Признающий в Господе своего Пастыря одновременно говорит о самом себе: «Я — овца». Ну что ж, неплохое положение для нас, ведь в Библии люди часто сравниваются с овцами (Пс. 76:21; Лк. 15:6 и др.). И небезосновательно: именно с этими животными у людей обще нечто очень существенное. Ни те, ни другие не могут жить здоровой жизнью без пастуха. «Как овцы без пастыря» — это устоявшееся библейское понятие жалкого, несчастного состояния людей. Библия имеет в виду не только «смирных» овечек. Человек называется овцой не только тогда, когда он обретает пастыря, а всегда, потому, что все люди, как овцы, и им для жизни нужен Пастырь.

Многие предлагают нам свое пастырство или пытаются повести нас, не испросив на то нашего согласия. Родители, учителя, начальство, политики, а также телевидение и материальный мир стараются взять нас под свое начало. Человеку нужны пастыри. И в Израиле были пастыри, призванные вести народ и заботиться о нем, — цари и вожди. Они были поставлены Богом, но не всегда являли образ великого, доброго Пастыря. В книге пророка Иезекииля, в главе 34, Бог обвиняет пастырей Израиля в злоупотреблении своим служебным положением. Так как они не исполняли своего долга по отношению к пастве. Бог обещал послать доброго Пастыря. Не вожака, а настоящего Пастыря. В Иисусе Христе Бог Сам явил Себя как добрый Пастырь. Псалом 22 дает нам прообраз Иисуса Христа и Его пастырского служения, достойного молитвенного поклонения.

Пастух Давид считает себя овцой Божией, овцой доброго Пастыря. Он говорит: «Мне нужен Пастырь, потому что я, как и овца, не могу жить без Него». Ставя себя в такую зависимость от Пастыря, он знает, что жизнь его хуже не станет: у него Пастырь — добрый. Господь — Пастырь его, и Он останется его Пастырем! Ему можно довериться, тем более, если он слабая овца, нуждающаяся в помощи.
«Я НИ В ЧЕМ НЕ БУДУ НУЖДАТЬСЯ»
Первые слова псалма были исповеданием. Ими Давид засвидетельствовал свое отношение к Богу. В последующих стихах он описывает, как это отношение отражается в его жизни. Предложение «Я ни в чем не буду нуждаться» заключает в себе суть следующих за этим стихов. До 4-го стиха Давид сравнивает себя с овцой.

«Я ни в чем не буду нуждаться». Не во всякой ситуации мы решаемся утверждать подобное. И вообще вне этого псалма мы редко сталкиваемся с этой мыслью. Кто уж, глядя на свою настоящую и будущую жизнь, может сказать: «У меня ни в чем нет недостатка. Я спокойно смотрю в будущее, потому что у меня всегда будет все необходимое для жизни»? Где в этом ненадежном мире взять такую уверенность? Из уст беззащитной овцы это звучит прямо-таки слишком смело. «Я ни в чем не буду нуждаться» — этого, если по-честному, о себе в нашем мире никто сказать не может. «Я ни в чем не буду нуждаться», — Давид говорит уверенно, глядя на Пастыря, надежного во всех отношениях.

Лишь Он заботится о том, чтобы всего было в достатке. Он несет полную ответственность за Своих овец. Но как это выглядит практически в жизни: «Я ни в чем не буду нуждаться»?
«ОН ПОКОИТ МЕНЯ НА ЗЛАЧНЫХ ПАЖИТЯХ И ВОДИТ МЕНЯ К ВОДАМ ТИХИМ»
Какие чудные слова! В Палестине зеленой травы и бьющих из земли источников воды мало. Путь к местам, где можно отдохнуть и подкрепиться, далек и проходит через пустыни. Лишь добрый, мудрый пастух может сохранить овец на этом пути, заботясь о самом необходимом для них.

И нам не обещан легкий путь в обетованную страну. Но мы всегда получаем то, в чем нуждаемся, что служит нашему благу. Это видно на примере из Нового Завета. Иисус спрашивает Своих учеников: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем» (Лк. 22:35). Главное, чтобы мы получили жизненно необходимое: близость к Господу. Это — духовная пища для нас. «Я есмь хлеб жизни», — говорит Христос (Ин. 6:35).
«ОН ПОДКРЕПЛЯЕТ ДУШУ МОЮ»
Хотя Давид только что сказал, что ни в чем не будет нуждаться, он говорит далее о необходимости подкрепления души. Нужду в этом он в жизни испытывал не раз. Древнееврейское слово «подкрепить» обозначает еще «повернуть». Филипп Келлер, наш современник, — сам пастырь — говорит, что рабочий день пастуха состоит из таких «поворачиваний» и «заворачиваний». Ибо, даже если овцы у доброго пастуха ни в чем не нуждаются, они постоянно разбредаются и легко могут заблудиться. В своем неблагоразумии они надеются где-то на стороне, подальше от стада, найти корма больше, чем у своего пастуха. Так они уходят далеко и не могут найти дорогу обратно. Поэтому пастуху время от времени приходится «заворачивать», возвращать заблудившихся овец. Так и Господь ищет заблудившихся и старается вернуть их назад, к Себе.

И еще одна обязанность пастуха связана со словом «повернуть». Случается, что овцы оступаются на камнях и падают на спину. Сколько бы овца ни барахталась в таком положении, она без помощи пастуха подняться не в состоянии. Пастуху жаль попавших в беду животных, и он их ставит на ноги. Это для них «подкрепление». Так Господь и нас подкрепляет. Неважно, удалились ли мы от Него, потому что Слово Его нам «приелось», или же мы отстали в пути из-за недостатка сил, — Господь, Пастырь наш, подкрепляет нашу веру.
«ОН НАПРАВЛЯЕТ МЕНЯ НА СТЕЗИ ПРАВДЫ РАДИ ИМЕНИ СВОЕГО. ЕСЛИ Я ПОЙДУ И ДОЛИНОЮ СМЕРТНОЙ ТЕНИ, НЕ УБОЮСЬ ЗЛА…»
Лишь хороший пастух знает верный путь для своего стада, который всегда ведет к «злачным пажитям». Однако путь этот проходит порой и через темные долины, где нет хорошего пастбища. Там овцам угрожают опасности и беды. В этой тьме даже пастуха иногда не видно, но он всегда с ними.
«… ПОТОМУ ЧТО ТЫ СО МНОЙ; ТВОЙ ЖЕЗЛ И ТВОЙ ПОСОХ — ОНИ УСПОКАИВАЮТ МЕНЯ»
Время от времени среди блеянья овец слышится постукивание посоха пастуха. Стук посоха действует на овец успокаивающе. Давид говорит так уверенно потому, что не боится зла. Он знает, что Пастырь его всегда с ним.

Именно этот стих многим людям в трудное время является утешением. «Долина смертной тени» — прообраз беды, личного несчастья. Как радостно в трудных ситуациях знать, что, даже если темно вокруг нас, никто не может похитить нас из руки доброго Пастыря. Ни враг, ни человек, ни смерть — никакая сила не может победить доброго Пастыря, Который защищает нас Своим жезлом.

На кресте добрый Пастырь отдал жизнь Свою за овец. Он взял на себя участь Своих овец. Поэтому псалом этот относится и к нам, и мы можем говорить его, как молитву. Благодаря заступнической смерти доброго Пастыря на кресте мы можем полностью довериться Ему. Лишь имея в сердце Христа, псалом этот имеет силу. Мы в себе находим много недостатков, нередко мы сами собой недовольны и не имеем надежды на будущее. Но Бог через Иисуса Христа показал нам, что Он заступается за овец Своих. Это успокаивает нас.

В стихах 5 и 6 тема та же, что в предыдущих. Но прообраз иной. Псалмопевец говорит о Боге как о добром, гостеприимном хозяине, который готовит трапезу преследуемому в виду его врагов.

Псалом 22

Псалом мог быть написан по одному поводу с псалмом IV, т. е. во время бегства от Авессалома из Иерусалима, когда Сови, Махиром и Верзеллием ввиду войск Авессалома было принесено пропитание для Давида и его спутников (см. Пс.22_5 ст., ср. Пс. 4:8). Есть здесь косвенный намек, что Давид чувствует некоторую вину пред Господом (Пс.22_3). А мы указывали, что в большинстве псалмов происхождения из времени гонений Авессалома или прямо, или косвенно выражается Давидом сознание своей виновности пред Богом.

Господь мой пастырь, покоящий меня и оберегающий даже в долине смертной (1–4). Он пред врагами приготовил мне трапезу, оказал милость, которая да охраняет меня во все дни моей жизни (5–6).

Пс.22:1. Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

«Господь – пастырь мой» – основная мысль псалма, подробно раскрытая во всем его содержании. Как пастырь, Господь охраняет и питает Давида.

Пс.22:2. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

«Злачные пажити» – луга, поросшие богатой травой, на которые пастухи выгоняют свои стада. «Воды тихие», покойные, не бурно текущие, образовывающиеся от сильных дождей, которые потом быстро же и высыхают, а источники не пересыхающие, всегда текущие и доставляющие воду.

Пс.22:3. подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

«Подкрепляет душу» – своим попечением о Давиде Господь подкрепляет его, «душу мою» – гебраизм – «меня». – «Направляет меня на стези правды» – разными фактами из жизни или откровениями своей воли через пророков указывает, в случае уклонений, истинный путь жизни. Так, напр., было после преступления с Вирсавией, которое обличил пророк Нафан. – «Ради имени Своего» – выражение, часто повторяемое в псалмах и вообще в Библии. Оно означает, что Господь, Который свят и не имеет в себе никакого недостатка, требует и от своих рабов – людей нравственной чистоты, почему и «направляет… на стези правды», чтобы человек, как раб и сын Бога, своим недостоинством не унижал своего Господина и Отца Бога.

Пс.22:4. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.

«Долина смертной тени» – долина, полная опасностей для жизни от возможных нападений врагов. Это та долина, где он находился в данное время, полная опасностей от близости врагов. Давид верит, что Господь спасет его от смертных опасностей. – «Жезл и Твой посох» – орудия, которыми пастухи защищают свои стада от хищных зверей. Господь оберегает меня своей силой, как пастух овец посохом.

Пс.22:5. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

«Умастил елеем голову», благодаря посланной помощи я испытываю радостное настроение, внешним знаком чего на Востоке являлось умащение елеем головы.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сотворенное царем Давидом священное писание Псалтырь включает в себя все имеющиеся псалмы, написанные еще в 19-20 столетье до Рождества Христова и считаются отблеском того, что происходило в жизни правителя. У православных верующих псалтырь является главной христианской церковной книгой, без которой не проходит ни одно как утреннее, так и вечернее священнодействие. Из всех хвалебных песнопений, написанных этим пророком, значительную часть его жизнеописания составляет псалом 22 «И пойду я долиной смертной тени и не убоюсь зла», в котором он раздумывает над дароваными ему Спасителем благодеяниями.

Псалом «Пойду долиной смертной тени»

Православные христиане могут прибегать за помощью к песнопению в различных жизненных ситуациях, а именно:

  • чтобы в дом приходили лишь хорошие вести;
  • дабы семейная жизнь была счастливой;
  • когда нужно отвернуть чары разлучницы от мужа;
  • для обуздания буйного супруга;
  • чтобы желаемое исполнилось;
  • когда нужно расстроить тайные замыслы недругов;
  • дабы семья была не только крепкой, но и дружной;
  • при возникла необходимость отбить нападки врагов;
  • для благополучного разрешения дела;
  • когда нужно помощь в усмирении непослушных и бесчинных чад, которые оскорбляю собственных родителей.

Однако недостаточно просто прочитать молитвенного прошения, нужно также знать, как правильно это делать. Некоторые рекомендации по проведению обряда указаны ниже:

  • проговаривать песнопение следует стоя, держа при этом спину ровно и воображая, как все имеющиеся негативные чувства, порча и блоки поднимаются к верху;
  • читать песнопение желательно при зажженных свечах, но не обязательно;
  • при прослушивании псалмие в аудио формате не нужно уединяться от посторонних глаз, однако во время личного проговаривания текста посторонних присутствовать не должно;
  • при произнесении песнопений немаловажную роль играет тон, которым он зачитывается, поэтому необходимо проговаривать каждое слово как можно мягче;
  • по завершении прочтения христианского песнопения следует приложить усилия и произнести вслух коротко в нескольки словах свое прошение.

Молитвословие лучше всего зачитывать каждодневно в течении 40 суток.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Текст псалома «И долиною смертной тени» выглядит следующим образом:

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы услышите чтение 22 текста Псалтыри:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *