Епископ

Епископы

Епископы

Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей.

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над диаконской и пресвитерской.

С появлением различных почётных епископских степеней (архиепископа, митрополита и т. п.), термин в русском языке также стал обозначением младшей из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиерей (греч. αρχιερεύς). В греческой церкви общим термином обычно является ιεράρχης, то есть иерарх («священноначальник»).

Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем по чину Мелхисидекову во веки» — греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα.» (Εβραίους 6:20)

  • 1 Епископ в Новозаветное время
  • 2 Канонические основания и роль епископа в Церкви
  • 3 Епископ в России
  • 4 Епископ в Римско-Католической Церкви
  • 5 Епископ в протестантизме
  • 6 Примечания
  • 7 См. также

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова греч. επίσκοπος:

  • Деяния 20.28
  • Послание к Филиппийцам 1.1
  • Первое послание к Тимофею 3.2
  • Послание к Титу 1.7
  • Первое послание Петра 2.25

В Первом послании апостола Петра сам Иисус именуется «Пастырем и Епископом душ Ваших» (1 Петр 2.25) — греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν.»

Точный смысл, в котором используется термин новозаветными авторами, не вполне ясен, но, похоже, что он весьма близок термину пресвитер.

Но уже во времена мужеапостольские епископ обретает в принципе современное значение преемника по благодати Христовых апостолов.

Канонические основания и роль епископа в Церкви

По учению как Католической, так и Православной Церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от Апостолов — чрез последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Апостольское преемство осуществляется в Церкви чрез епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, по меньшей мере двумя (1-е Апостольское Правило Правил свв. Апостолов).

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — антиминс, возлежащий на престоле храма.

К половине VII века обычай безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12 и 48 Правилах Шестого вселенского Собора; причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа.» В практике Восточной Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать епископскую хиротонию только над лицами, принявшими монашество, хотя такой порядок очевидно противоречит букве 2-го Правила Софийского Собора.

Епископ в России

В 961 состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого Магдебургского архиепископа). Обычно епископы утверждались на служение решением церковных иерархов.

Первым епископом, согласно традиционной истриографии, прибывшим в Киев для постоянного пребывания, был Михаил, митрополит Киевский и всея Руси.

В истории Русской Церкви имеется множество случаев противостояния между епископами и светскими владыками (князьями). Наиболее упорная борьба имела место между Новгородскими владыками и московскими великими князьями в XIV — XV века.

В 1155 Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» киевского митрополита Климента. Константинополем был назначен новый митрополит Константин I. За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 сместили архиепископа Арсения.

Избрание Рязанского епископа Ионы Киевским митрополитом в 1448 ознаменовало начало фактической автокефалии Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Касательно возрастного ценза для поставляемого во епископа, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальный 35-летний возраст для кандидата, а в ис­ключительных случаях — 25-летний. Но церковная история знает отступления от указанной нормы.

Епископ в Римско-Католической Церкви

В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

Совершенно особое место в епископате принадлежит епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями Первого Ватиканского собора.

В соответствии с догматической конституцией Второго Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы».

Епископ в протестантизме

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Согласно взглядам эпохи Реформации, служение — это не sacerdotium, жертвенное служение, но ministerium, обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул 5, служение называется ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta, служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквах и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и во пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

Примечания

  1. В синодальном переводе: «<…> куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:20)
  2. Прот. Владислав Цыпин. Церковное право. 1994, стр. 281
  3. Правила Собора бывшего во храме Премудрости Слова Божия
  4. Цит. по русскому переводу Катехизиса Католической Церкви. Пункты 882 и 883

> См. также

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиепископ

Ссылки

  • Епископ
  • Служение церковного управления — епископство: Настольная книга священнослужителя. Т. 4.М.: Изд-во Московской патриархии, 2001
  • Глава «Епископы» Том IV. «История церкви в период Вселенских соборов» // В.В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви.

Православный клир

Священнослужители

Епископ · Пресвитер (священник) · Диакон

Церковнослужители

Алтарник · Иподиакон · Псаломщик · Пономарь · Чтец

Католические священнослужители и церковнослужители

Священнослужители

Патриарх · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Священник · Диакон

Церковнослужители

Аколит · Чтец

Упразднённые чины церковнослужителей

Субдиакон · Экзорцист Остиарий


>Епископ

Кто такой епископ?

В 988 году, после Крещения Руси, в Православии появилось особое сословие — духовенство. Одним из главнейших священнослужителей в Церкви является епископ. Кто такие епископы и, почему они появились в Православной Церкви? За какие заслуги дают такое почетное звание?

Те, кто читал Новый Завет знают, что в самом начале Завета нет ни одного упоминания о епископах в христианстве. Почему? Во времена становления нашей веры не было не только разделения на православие, католичество и, тем более, самую молодую конфессию — протестантизм. В те времена не существовало и Церковной иерархии. Апостолы, ученики Христа пошли учить все народы. Епископами, что в переводе означает «надзирающий» называли главу христианской общины. Со временем епископы стали третьей степенью священства, возглавив пресвитеров и диаконов. Интересно, что звание епископа существует в Ветхом Завете. Епископом в первом послании апостола Петра называется сам Иисус Христос — «блюститель душ наших».

В Новом Завете упоминание о епископе встречается в:

  • Деяния (Деян. 20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил. 1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:2)
  • Послание к Титу (Тит. 1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет. 2:25)

Постепенно епископы стали получать и другие почетные звания:

  • Архиепископ;
  • Митрополит;
  • Патриарх.

Первые епископы получили важный дар — апостольское преемство. Епископов также принято называть архиереями — старшими иереями.

В XX веке началось реформационное движение, которое хотело разрушит сложившиеся в Православной Церкви устои, в том числе, институт епископата. Иерархия «Обновленцев» выступала против традиций. Они отказались от целибата для епископов, вступали в брак, носили другое облачение. Это движение не прижилось и не имело достаточно большого количества последователей.

В современной Русской Православной Церкви епископов становится все больше, а епархии делятся на меньшие территории.

Кто может стать епископом?

Сразу стать епископом — невозможно. Для начала нужно пройти весь путь в иерархии духовенства. Рукоположить в епископы может только собор епископов, состоящий минимум из двух священнослужителей. Епископом может стать священнослужитель, имеющий особые заслуги перед Богом и Церковью.

Сейчас Церковная иерархия выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

У епископа несколько правительственных степеней:

  • Патриарх;
  • Митрополит;
  • Архиепископ;
  • Экзарх.

Митрополит

Функции епископа

«Так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος-блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире.
Таким образом, высшая в собственном смысле правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам – их преемникам; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении; а прочие члены клира – служебными лицами».

(c)
протоиерей Василий Певцов. Лекции по церковному праву.

Епископ, получив апостольское преемство, имеет право исполнять все Таинства Церкви:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Он является вышестоящим священноначалием для настоятелей храмов в своем регионе. Каждый епископ отвечает за определенную область, контролирует ее, помогает решать сложные вопросы.

Только епископ имеет право освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, которого епископ назначил.

Епископ — пример для духовенства и мирян. За недостойное поведение его могут лишить сана.

Поскольку такое служение требует полной отдачи от человека, только монашествующий священник может претендовать на роль епископа. Безбрачие епископов — обязательное условие.

Крещение Руси в 988 году и государство Русь

Схема чина хиротонии во епископа

Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение Патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.

Епископ, который строит храм

Епископ… Каковы наши первые ассоциации с этим словом? Торжественная архиерейская служба, прекрасный хор, расшитое облачение. Сегодня мы приглашаем вас посмотреть на другую сторону жизни епископа, по кирпичику строящего храм.

Монах с тачкой — это Преосвященный Евтихий, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха. Таким образом он часто проводит свое свободное время.

Епископ Евтихий и послушник Евгений на строительстве храма преп. Петра Столпника в деревне Ершово (Безруково) родине П.П.Ершова. В свое время П.П.Ершов ходатайствовал от имени крестьян родной деревни перед епархиальным начальством о строительстве храма и из своих средств оказывал помощь в строительстве. Тот храм был взорван в 1969 г.

Фотограф: odnodum

Функции князя архоипископа посадника и тысяцкого? кто знает подскажите

Князь

Князь был феодальным правителем и предводителем войска. Это титул, который существовал на Руси и у славян вообще. Сначала князь был вождем племени.

А вообще у князя было несколько функций: военная (он организовывал нападения и защищал территорию), судебная (он был председателем гласного суда и взимал штрафы), религиозная (он был инициатором жертвоприношений, когда славяне были язычниками, а когда они стали православными, князья крестились первыми)

Архиепископ

Архиепископом был старший епископ, то есть блюститель. Это титут церковный. Он предстоятель церкви (чаще всего греческой православной церкви). Когда епископ становится старшим в поместной церкви, то это означает, что он архиепископ.

На Руси архиепископ имел такие функции, как: хранил казну, распоряжался землями, руководил церковным судом.

Посадник

Посадник был мэром на Руси, то есть главой города. «Посадник» значит его назначил князь. Сначала мэров не выбирали, а его князь назначал, а потом посадников стали выбирать на вече, и соответственно, он находился в подчинении у народного собрания, а не князя.

Более того, на Руси посадник контролировал деятельность князя. Помимо этого в его функции входили: ведать войском посада, охранять порядок, судить, подписывать дипломатические договоры + контролировать князя.

Тысяцкий

Тысяцким был «заместителем мэра», если говорить современным языком. По сути, это должностное лицо, которое работает в администрации городов Руси – он помогал посаднику.

Сначала тысяцкий руководил ополчением, которая называлась – тысяча. Его, как и посадника, выбирали на вече.

В его функции входит: 1) военная функция + ведение городского суда, ведение административного контроля над торговлей, контролировал налоговую систему.

Архиепископ

Тысяцкий.

Тысяцкий являлся вторым после посадника по значению в Новгородской республики лицом. Тысяцкий занимался регулированием торговых отношений, торговым судом, созывом ополчения, обороной города и республики, имел полицейские функции. Он также, как и посадник получал свои полномочия на неопределенный срок, имел в подчинении целый штат мелких агентов, исполнявших различные судебные и административно-полицейские распоряжения, объявляли решения веча и призывали к суду, извещали суд о преступлении, производили обыски и т.д. Кроме этого тысяцкий занимался военным судом — судом над собранными ополченцами.

По мнению С.Ф. Платонова тысяцкий избирался в противовес посаднику из низших классов новгородского общества, но это мало вероятно. К тому же против этого мнения говорит то, что в во второй половине XV в. тысяцким был Дмитрий Борецкий, сын посадника Исаака Борецкого и Марфы Борецкой, происходивший из очень знатной и влиятельной семьи.

Также одной из важнейших выборных должностей в Новгородской республики был архиепископ, называемый новгородцами владыкой. После отсоединения от Киевской Руси в 1136г. епископ Новгородский стал избираться вечем. Вече выбирало три кандидатуры на этот пост и бумажки с этими кандидатурами клали на престол Софийского Собора, а потом слепой или мальчик выбирал одну из бумажек. Человек, имя которого было написано в этой бумажке, становился епископом Новгородским, а с 1156г.— архиепископом Новгородским. Из этого правила было одно исключения: архиепископ Новгородский Аркадий сам назначил себе приемника. Архиепископ Новгородский председательствовал на заседаниях Господы, осуществлял право церковного суда, наблюдал за торговыми мерами и весами, был хранителем государственной казны. К его голосу постоянно прислушивались высшие чины новгородской администрации. Архиепископ являлся крупнейшим феодалом Новгородской республики, владел обширными землями, образовавшимися, в основном, из конфискованных владений князя.

Новгород был центром северных русских земель, расположенных на территории бассейна озера Ильмень и рек Волхова, Ладоги, Меты и Мологи.

На Западе важнейшими городами Новгородской земли были Псков и Изборск. Псков являлся значительным торговым и ремесленным центром, а также административным центром обширной и плодородной Псковской земли. Со временем Псков завоевал значительную самостоятельность.

Основой экономической жизни новгородской земли было сельское хозяйство, в первую очередь земледелие. Основную массу населения составляли крестьяне.

Как и повсюду на Руси того времени, господствующим экономически и политически классом были феодалы-землевладельцы. Вместе с тем характерной особенностью Новгорода являлось сравнительно большое развитие ремесел и торговли. Новгород был одним из крупнейших торгово-ремесленных центров Восточной Европы. Новгородские ремесленники были объединены, подобно ремесленникам других средневековых городов, в корпорации и работали уже не только на заказ, но и на рынок.

Возникают в Новгороде и купеческие организации. В XII в. известно объединение «заморских» купцов, т.е. купцов, торгующих за морем.

Своеобразие социально-политической структуры и острота классовой борьбы в Новгороде определили особенности его политического устройства.

По своему политическому строю Новгород резко выделялся среди других феодальных земель на Руси. С начала XII в. Новгород превратился в типичную феодальную республику, управляемую городской знатью, среди которой господствующее место занимали бояре и духовенство. Новгород был боярской республикой.

Высшие и местные органы власти. Весьма характерной особенностью Новгорода было длительное сохранение вечевой формы правления. В 1136 г. к вечу перешло право выбора Новгородского епископа, посадника и тысяцкого и тем самым вечевая организация окончательно оформилась.

Круг вопросов, выносимых на рассмотрение вече, был весьма широк. Вече разрешало вопросы внешней политики — объявляло войну, заключало мир, осуществляло контроль за использованием финансовых средств, за деятельностью должностных лиц, рассматривало важнейшие судебные дела.

Именно наличие вече как высшего органа власти в Новгороде и составляло характерную особенность Новгородской феодальной республики.

Неверно было бы, однако, республиканский строй в Новгороде считать народовластием. На самом деле власть в Новгородской феодальной республике была сосредоточена в руках бояр. Некоторыми политическими правами также пользовалось богатое купечество. Боярство использовало силу ремесленно-торгового населения Новгорода в борьбе против князей. В связи с этим оно вынуждено было сохранять вечевую организацию, возникшую еще в глубокой древности. Но в новых социальных условиях боярство использовало вече в своих классовых целях и руководило республикой, захватив все важнейшие должностные посты.

Большую роль в Новгороде играл боярский совет («оспода») состоявший из зажиточной части Новгородского общества: бояр, духовенства, представителей Новгородской администрации. Весьма влиятельное место в нем занимал новгородский епископ, которому с 1165 г. был присвоен сан архиепископа. Заседание совета обычно проходило у него во дворце, и он являлся его председателем. Та видная роль, которую играл в боярском совете архиепископ, определялась прежде всего тем, что он был крупным феодалом.

Боярский совет непосредственно разрешал все основные вопросы внутреннего и внешнего управления, наиболее важные подготавливал к вынесению на вече. Наконец совет осуществлял также контроль за деятельностью должностных лиц.

В большинстве русских городов посадники были представителями князя и им назначались. В Новгороде же посадник и тысяцкий являлись представителями исполнительной власти вече. В их руках сосредоточивались все важнейшие дела управления внутренней и внешней политикой Новгорода. В руках посадника находился верховный суд республики, право назначения и смещения должностных лиц, контроль за деятельностью князя. Вместе с князем посадник выступал в походах во главе новгородского войска. Тысяцкий был первым помощником посадника. Он предводительствовал городским ополчением.

Новгородцы совсем не устранили князя. Князь приглашался в республику, но его роль была низведена до роли военноначальника. Он был ограничен в судебных правах, не мог судить без посадника, не имел права приобретать земли в новгородских владениях, не мог назначать на административные должности (в частности, правителей волостей) лиц, не являющихся новгородскими гражданами, а также смещать должностных лиц без суда. Вообще, князь правил в Новгороде по договору с вече, в котором подробно очерчивались и ограничивались пределы его власти.

Новгород делился на районы-концы, во главе которых стояли выборные правители — кончанские старосты. Концы делились на улицы, управлявшиеся уличанскими старостами.

Вся же территория Новгородского государства делилась на пятины, а те — на волости и погосты. Правители волостей назначались князем и посадником.

Политический строй Пскова почти буквально повторял политический строй Новгорода. Только в Пскове было два посадника и не было тысяцкого.

Епископ

Йохан Отто фон Гемминген — католический епископ

Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — надзирающий, надсматривающий; от ἐπί — на, при + σκοπέω — смотрю) в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей (от греч. αρχι — главный, старший + ἱερεύς — священник).

  • 1 История и значение термина
    • 1.1 Епископ в Новозаветное время
  • 2 Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви
    • 2.1 Канонические основания и роль епископа в Церкви
    • 2.2 Епископ в православии
      • 2.2.1 Епископство в России
    • 2.3 Епископ в Римско-Католической Церкви
    • 2.4 Епископ в протестантизме
  • 3 Примечания
  • 4 См. также
  • 5 Литература

История и значение термина

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали христиан конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над диаконской и пресвитерской.

С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — (архиепископа, митрополита, патриарха) термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиерей (греч. αρχιερεύς). В грекоязычных Церквях общим термином обычно является ιεράρχης, то есть иерарх («священноначальник»).

Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем по чину Мелхиседекову во веки» — греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα.» (Εβραίους 6:20)

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова греч. επίσκοπος:

  • Деяния (Деян.20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил.1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим.3:2)
  • Послание к Титу (Тит.1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет.2:25)

В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем душ Ваших» (1 Петр 2.25) — греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν.»

Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви

По учению как Православной, так и Католической Церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от Апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, — минимум двумя епископами (1-е Апостольское Правило), кроме особых случаев.

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма.

Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно патриарху — предстоятелю поместной церкви.

К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12 и 48 Правилах Трулльского собора («Пято-шестого»). Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа.» В практике Русской церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать епископскую хиротонию только над лицами, принявшими монашеский постриг.

Епископ в православии

Епископство в России

В III в. существовала Скифская епархия Вселенской церкви с центром в Добрудже, которой подчинялись скифы-христиане, жившие в том числе и на землях современной России. Именно с этой общины верующих, созданной апостолом Андреем, по церковному преданию начинается распространение православной веры в России.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии

В 961 состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого Магдебургского архиепископа). Обычно епископы утверждались на служение решением церковных иерархов.

Первым Киевским митрополитом, прибывшим в Киев для постоянного пребывания, был Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси.

В истории Русской Церкви имеется множество случаев политических разногласий и даже противостояний между епископами и светскими властителями — князьями. Наиболее упорная борьба имела место между Новгородскими архиепископами и Московскими Великими князьями в XIV—XV века.

В 1155 Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» Киевского митрополита Климента. Константинопольской патриархией на киевскую митрополичью кафедру был назначен новый Митрополит Киевский и всея Руси Константин I.

За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 сместили архиепископа Арсения.

Избрание Рязанского епископа Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в 1448 ознаменовало фактическую автокефализацию Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Касательно возрастного ценза для поставляемого в епископы, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальный 35-летний возраст для ставленника — кандидата —, а в ис­ключительных случаях — 25-летний. Но церковная история знает отступления от указанной нормы.

Герб епископа.Епископ Регенсбурга Герхард Людвиг Мюллер.

В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

Совершенно особое место в епископате принадлежит епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями Первого Ватиканского собора.

В соответствии с догматической конституцией Второго Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы».

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Согласно взглядам эпохи Реформации, служение — это не sacerdotium, жертвенное служение, но ministerium, обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул 5, служение называется ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta, служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквах и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и во пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

  1. В синодальном переводе: «<…> куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:20)
  2. Прот. Владислав Цыпин. Церковное право. 1994, стр. 281
  3. Цит. по русскому переводу Катехизиса Католической Церкви. Пункты 882 и 883

См. также

Епископ в Викисловаре

Епископ в Викитеке

Епископ на Викискладе

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиепископ
  • Мальчик-епископ
  • Коадъютор

Литература

  • Епископ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Епископ // Православная энциклопедия. Том XVIII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 509-522. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5
  • Епископ
  • Служение церковного управления — епископство: Настольная книга священнослужителя. Т. 4.М.: Изд-во Московской патриархии, 2001
  • Глава «Епископы» Том IV. «История церкви в период Вселенских соборов» // В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви.

Православный клир

Священнослужители

Епископы

Викарий • Епископ (Архиерей) • Архиепископ • Митрополит • Патриарх

Священники

Иеромонах • Игумен • Архимандрит • Иерей • Пресвитер • Протоиерей • Протопресвитер

Диаконы

Церковнослужители

Алтарник • Иподиакон • Псаломщик (Чтец) • Пономарь • Екклисиарх

Католическая иерархия
Епископат Папа · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ)
Пресвитеры Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан
Диаконы Диакон · Постоянный диакон
Прислуживающие во время литургии Аколит · Чтец · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий)
Для определённых задач Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор
В восточнокатолических церквях Экзарх · Архимандрит
В католических орденах Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций
Упразднённые Королевский кардинал · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий

(20 голосов: 5.0 из 5)

  • Как епископ получает благодать? прот. Максим Козлов
  • Епископ: служение или «функция»? прот. Максим Козлов
  • Испытание веры кандидата на епископское служение
  • Исповедание (пространное) Символа веры
  • Наследство епископа в Православной Церкви С.В. Троицкий
  • Библейские основы епископского служения игумен Арсений (Соколов)
  • О монашестве епископов еп. Иоанн (Соколов)
  • О безбрачии и монашестве епископов прот. Александр Лебедев
  • О правах епископов и церковном модернизме свт. Серафим (Соболев)
  • Тест: Епископы

Епи́скоп (от греч. επίσκοπος – блюститель) – высшая степень священноначалия в Церкви, третья степень священнического служения, следующая после диакона и пресвитера.

Епископ – преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в таинстве рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии Церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира.

Посвящение во епископа происходит через хиротонию (Таинство Священства, рукоположение). Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами.

Епископы также именуются архиереями, то есть старшими иереями.

Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.

Традиционное обращение:
– Владыка, с именем или без (кроме патриарха);
– Ваше Преосвященство (к епископу);
– Ваше Высокопреосвященство (к митрополиту, архиепископу);
– Ваше Святейшество (к патриарху).

***

Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере.
сщмч. Киприан Карфагенский

***

«Так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος-блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире.
Таким образом, высшая в собственном смысле правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам – их преемникам; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении; а прочие члены клира – служебными лицами».
протоиерей Василий Певцов. Лекции по церковному праву.

1. История установления чина

Наименование «епископ» встречается в Ветхом Завете (2Ездр. 9, 39-40), откуда оно и было заимствовано новозаветной Церковью. Сам Иисус Христос в Священном Писании называется епископом, что означает «блюститель душ наших» (1Петр. 2:25); называется Он и Архиереем (Евр. 4, 14; 7, 26). Апостольское звание именуется епископством (Деян. 1:20). От апостолов звание епископа преемственно передано их ученикам.
Чин избрания и посвящения во епископа подробно излагается в древних писаниях Церкви. Блаженный Иероним говорит о том, что «наречение» во епископа предшествует посвящению. Согласно правилам святых апостолов и постановлениям Первого Вселенского собора рукоположение во епископа должно совершаться двумя или более епископами. В Постановлениях Апостольских указывается молитва на посвящение во епископа. В сочинениях Дионисия Ареопагита говорится о том, что посвящение во епископа совершается при возложении Евангелия на главу коленопреклоненного поставляемого. Возводимые в сан епископов были предварительно испытываемы в вере и благочестии и произносили Символ веры. При посвящении на главу ставленника возлагаемы были Евангелие и руки присутствующих епископов. Софроний Иерусалимский, живший в VII веке, о посвящении епископа говорит следующее: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» (Гал. 2:9) (Из соборного послания Софрония Иерусалимского к Сергию, патриарху Константинопольскому).
Избрание и поставление епископов в течение всего исторического существования Церкви остается в своих главных моментах неизменным.
В Русской Православной Церкви в «Чине поставления архиерейского» при патриархе Иоакиме было сделано дополнение. Согласно ему облачение новопоставленного архиерея в рясу, мантию, клобук, а также вручение ему четок совершается после благословения патриарха и с осенением его руки. Это дополнение было включено в вышедший в 1677 году в исправленном виде «Чиновник архиерейского священнослужения», откуда он и перешел в современный чин епископской хиротонии.

2. Схема чина хиротонии во епископа.

Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.

3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа

По толкованию святого Симеона Солунского, «рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса – что все и означается первым входом, – после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних». Открытое Евангелие, возлагаемое письменами вниз, есть образ руки Господа, зовущего посвящаемого на проповедь слова Божия.
В первой молитве Патриарх просит Владыку и Господа «наитием благодати Святого Духа» укрепить посвящаемого, как Он укреплял апостолов, пророков и архиереев и сохранил его «непорочным» и украсил всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молиться о спасении людей и был услышан Господом.
Во второй молитве он просит Господа сотворить рукополагаемого подражателем Истинного Пастыря, «душу Свою положившего за овцы», соделать путеводителем слепых, воспитателем немудрых, вразумителем непокорных и дерзновенных, учителем младенцев в истинном ведении, светильником в мире, право правящим вверенные ему души ко спасению».
По объяснению святого Симеона Солунского, мантию епископ получает как учитель, поэтому источники, украшающие ее, означают «благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему высших дарований, через него на всех изливаемых». Жезл, вручаемый епископу, как изъясняет тот же учитель Церкви, означает «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу».
Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви.

См. также разделы:

  • Семь Таинств Церкви
  • Для чего нужны священники?

См. СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ, ХИРОТОНИЯ, МИТРОПОЛИТ, ПАТРИАРХ, АРХИЕПИСКОП, ЭКЗАРХ, ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Йохан Отто фон Гемминген — католический епископ

Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий»; лат. episcopus) в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства, также архиере́й (греч. ἀρχιερεύς от др.-греч. ἀρχι- — «главный, старший» + ἱερεύς — «священник», «жрец»).

По учению как Православной, так и Католической церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть прямое принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться собором епископов (то есть несколькими епископами) — минимум двумя епископами (Первое Апостольское Правило).

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения пресвитеров, диаконов, иподиаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Всякий священник может совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма.

Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии (кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно Патриарху — Предстоятелю поместной Церкви).

К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12-м и 48-м Правилах Трулльского собора (Известного также как «Пято-шестой»). Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа». В практике Русской Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать хиротонию в епископа только над лицами, принявшими монашеский постриг в малую схиму. Примерно в это же время исчезли хорепископы — епископы сельских округов и отдельных приходов (епископы, не имеющие ни епархий, ни высоких должностей).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии

В 961 году состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого архиепископа Магдебургского), подчинявшегося Римскому папе.

В 988 году великий князь Киевский Владимир Святославич с подданными принял христианство от греков. Первый Митрополит Киевский и всея Руси Михаил, прибывший в Киев для постоянного пребывания, был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом.

В истории Русской церкви было несколько случаев политических разногласий и даже конфликтов между епископами и государственными властителями — князьями, царями. До 1448 года русские епископы обычно утверждались на служение решением Константинопольских патриархов и обычно были греками. Первым Киевским митрополитом из русских был Иларион Киевский.

В 1155 году Юрий Долгорукий изгнал митрополита Киевского Климента Смолятича, поставленного в 1147 году на митрополичью кафедру по инициативе великого князя Изяслава II Мстиславича без санкции патриарха. За приверженность церковной дисциплине епископа Новгородского Нифонта во время киевского раскола патриарх Константинопольский предоставил Новгородской кафедре автономию от Киева. Новгородцы стали избирать ставленника в архиепископа Новгородского на своём вече из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 году новгородцы впервые самостоятельно избрали ставленником в архиепископа Новгородского Аркадия, а в 1228 году сместили Арсения.

Наиболее острый конфликт случился между Новгородскими архиепископами и великими князьями Московскими в XIV—XV веках.

Избрание в Москве епископа Рязанского Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в 1448 году ознаменовало фактическую автокефализацию Московской церкви (северо-восточной части Русской церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривал минимальным 35-летний возраст для ставленника (кандидата) во епископы, а в исключительных случаях — 25-летний.

В синодальную эпоху (1700—1917) возведение в епископский сан, равно как и перемещение архиереев в иную епархию, производилось по указу императора Святейшему синоду. После падения монархии (1917) в течение нескольких лет имела место выборность епископата (духовенством и мирянами епархии). В современной Русской православной церкви архиерейские хиротонии и назначения производятся решением Священного синода, наблюдается процесс деления епархий и увеличения количества епископов для активизации церковной деятельности. Порядок совершения церковного поставления во епископа находится в Чиновнике архиерейского священнослужения.

Епископ в Римско-католической церкви

Герб епископа. Епископ Регенсбурга Герхард Людвиг Мюллер.

В Римско-католической церкви епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

Совершенно особое место в епископате принадлежит Епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями I Ватиканского собора.

В соответствии с догматической конституцией II Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы».

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые (или избираемые) административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Это связано с отрицанием апостольской преемственности в понимании исторических церквей.

С началом эпохи Реформации служение стало рассматриваться не как «sacerdotium» — «жертвенное служение», но как «ministerium» — «обслуживающее служение», которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании (артикул V) служение называется «ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta» — «служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств», которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквях и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются также председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на конференциях, делать назначения и рукополагать в диаконы и в пресвитеры и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

Отличие протестантского епископа от простого пастора заключается в практике визитации (посещения приходов) подчинённой ему епархии.

Исключением являются лишь епископальные протестантские церкви (например, Англиканская церковь), где епископы, как и в Католической церкви, считаются священнослужителями-преемниками апостолов, имеющими в своих епархиях всю полноту апостольской власти.

> См. также

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиепископ
  • Мальчик-епископ
  • Коадъютор
  1. В Синодальном переводе: «<…> куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6:20)
  2. Прот. Владислав Цыпин. Церковное право. 1994, стр. 281 Архивная копия от 28 февраля 2008 на Wayback Machine
  3. Архиерейский чиновник. Книга 2. Чин нарече́нїѧ, и҆сповѣ́данїѧ и҆ хїротоні́и а҆рхїере́йскїѧ
  4. Цит. по русскому переводу Катехизиса Католической Церкви. Пункты 882 и 883 Архивная копия от 14 декабря 2007 на Wayback Machine
  5. Состоялась визитация епископа Игоря Князева в Улан-Удэ и Иркутск.
  • Барсов Н. Н. Епископ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Епископ // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 509-522. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  • Епископ.
  • Служение церковного управления — епископство: Настольная книга священнослужителя. Т. 4.М.: Изд-во Московской патриархии, 2001
  • Глава «Епископы» Том IV. «История церкви в период Вселенских соборов» // В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 11954018x · GND: 4006949-7 · LCCN: sh85014419

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *