Ересь

Что такое ересь?

Когда мы слышим слово «ересь», то невольно представляем себе навеянную светским кинематографом картину: злой и кровожадный инквизитор мучает вольнодумца, романтика и пассионария «еретика». Насколько уместно такое «распределение ролей»? Что такое ересь и чем она вредна — мы спросили у богослова, ректора Киевской духовной академии и семинарии, архиепископа Бориспольского АНТОНИЯ (Паканича), председателя Богословско-канонической комиссии при Священном синоде Украинской Православной Церкви.

Архиепископ Бориспольский АНТОНИЙ (Паканич) — богослов, ректор Киевской духовной академии и семинарии,председатель Богословско-канонической комиссии при Священном синоде Украинской Православной Церкви

Зачем нужна догматика?

— Что такое ересь — «свобода» богословского, философского творчества или просто ошибка?

Подлинная свобода — это свобода от греха и пребывание в Святом Духе, Духе Истины, Который сохраняет человека от заблуждений. Если ересь — проявление свободы творчества, то тогда богословие отцов Церкви проявление чего? Впрочем, свобода может стать основанием самых разных поступков, как добрых, так и злых.

Ересь — это не просто ошибка или заблуждение, в которое впадает человек из-за незнания или неверного вывода. Ересь — это сознательное и упрямое искажение Священного Предания, подрыв фундаментальных истин православной веры, такое пагубное их искажение, которое препятствует спасению.

— Как могут быть связаны догматические формулировки со спасением, ведь по сути это всего лишь формы мысли? Как и почему форма мысли влияет на спасение?

— Не надо забывать, что речь идет о Боге. Догматические формулировки — это не просто формы мысли, а некий словесный образ, направляющий нас к Первообразу и предостерегающий от искажения истины. Вспоминается евангельское выражение «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37), которое часто понимается как предостережение от суесловия, от невоздержанности языка. Но если вспомнить контекст этих слов Спасителя, то увидим, что сказаны они как продолжение предостережения от «хулы на Духа Святого» и, таким образом, относятся не к простым бытовым ситуациям, когда действительно можно наговорить лишнего, а именно к богословию! Догматические формулировки предостерегают и направляют нас — наш ум, нашу волю, наши чувства — к Богу, служат нам ориентиром на этом пути. Так получается, что — да, от слов о Боге, с которыми согласно и сердце, зависит наше осуждение или спасение.

Конечно, догматическое богословие — это в том числе и форма мысли, то, что принадлежит к интеллектуальной культуре, но главная его цель — вести человека к спасению. Неправильная вера ведет к неправильному духовному опыту и, как следствие, заблуждению и прелести. Догматика — это не отвлеченное мудрствование, не теоретические абстракции, это путь к спасению. Умственное богословское заблуждение всегда отражается на практике, именно поэтому ересь опасна! Бывали случаи в истории Церкви, когда богословские споры разгорались прямо вокруг какого-то практического вопроса: так, если мы вспомним историю византийских Паламистских споров XIV века, то эти вроде бы исключительно теоретические дискуссии вокруг природы «божественного света» разгорелись в первую очередь вокруг афонской практики «умной молитвы» и в итоге позволили богословам обосновать и защитить афонскую монашескую традицию исихазма и созерцания нетварного божественного света.

Если человек идет в неверном направлении, через некоторое время он неминуемо окажется в тупике. Это объективная реальность, человек в принципе может и не пропагандировать какую-то ересь, но быть еретиком, его заблуждения все равно рано или поздно дадут свой плод, обнаружат себя печальными последствиями.

— Ересь — это в первую очередь «умственное» заблуждение? Семинарист с двойкой по догматическому богословию — еретик?

— Ну, такой человек уже, как правило, не семинарист… (Смеется.) Здесь вопрос не в том, может ли человек выразить свою веру, а в том, осознанно ли он отвергает церковное учение, противопоставляет ли он свое понимание церковному? Большинство еретиков были очень умными людьми и строгими аскетами, но отрицали церковное учение. Причем отрицали на очень высоком интеллектуальном уровне: Аполинарий, Несторий… Именно поэтому мы объясняем своим студентам, что не столько теоретические познания в области богословия, сколько опыт церковной жизни, опыт жизни в Духе Святом предохраняет от ошибок.

Свобода богословских мнений

— Если мы будем изучать историю церковной письменности, то быстро заметим, что святые отцы и сами далеко не всегда единогласны, более ранние иногда противоречат поздним…

— Поздние догматические формулировки выражают не какие-то «новые» учения, а то же самое церковное учение, которое изначально было в Церкви. В православном понимании содержание церковного учения неизменно, и со временем может меняться только его словесная форма. Мы убеждены, что святые отцы, жившие до появления более поздних догматических формулировок, веровали так же, как и мы. Не смотря на то, что многие доникейские Отцы в изъяснении учения о Святой Троице использовали терминологию не Символа веры (принятого в 325 году), мы уверены, что понимали они свои формулировки в рамках Предания Церкви.

Интересно, что Церковь только те вероучительные истинны определяет как догмат, которые непосредственно важны для спасения человека. Православные догматы — это всегда некий коридор, где богослов может думать так или по-другому, главное — не выходить за обозначенные рамки. Самым ярким примером чего является орос Халкидонсокго Собора с его определением о соединении естеств во Христе: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Более того, есть значительное количество очень по сути значимых для нас вероучительных истин, которые вообще не имеют строгих догматических формулировок. Например, о телесности или бестелесности ангелов. И это нормально. Поэтому мы различаем в Церкви догматы и богословские мнения.

— А чем отличается частное «богословское мнение» от ереси? Где грань допустимого разномыслия? Какие критерии?

— Частные богословские мнения могут быть несогласны друг с другом, но при этом они не должны ни прямо, ни косвенно идти в противоречие догмату. Если это происходит, тогда «частное богословское мнение» становится ересью. Кроме того, как уже говорилось, ересь подрывает фундаментальные истины, а теологумены и частные богословские мнения касаются вероучительных вопросов частного характера, не имеющих столь важного значения для спасения, как те истины, что мы исповедуем в Символе веры. (Например, вопрос от трехчастности (дух—душа—тело) и двухчастности (тело—душа) человеческой природы. — Прим. ред.) И конечно, следует четко понимать, что в ереси есть два важных аспекта: собственно ошибочный взгляд по какому-то вероучительному вопросу и отношение еретика к собственному лжеучению. Принявший ересь за истину — не просто с кем-то в чем-то не согласен, он противопоставляет себя и свою веру вере Церкви. Отсюда известная закономерность: ересь — это всегда нарушение единства. Еретик — это человек не просто заблуждающийся, но и тот, кто ради собственного заблуждения отпадает от церковного единства, выходит из единства веры, любви и, в конце концов, единства евхаристического общения.

По каким-то вопросам разномыслие, безусловно, возможно; и в связи с этим вспоминается известное выражение Блаженного Августина, который заповедовал сохранять «в главном единомыслие, во второстепенном разнообразие, во всем любовь». Тот критерий, который определяет, где заканчивается разномыслие, а где начинается ересь, четко виден из этих слов святого отца: разномыслие не должно служить раздору и нарушению любви.

Кто помнит слова святого апостола Павла «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2: 3), тот имеет четкий критерий для различения допустимого в Церкви разномыслия от собственно ереси.

— Откуда тогда происходит сам факт разномыслия святых отцов, если Бог один?

— Давайте спросим: что первичнее, опыт или его последующее выражение? Очевидно, опыт. И только потом его выражение. При этом не следует забывать, что даже вполне простой опыт иногда сложно облечь в словесную форму. Приходится искать слова, понятия, корректировать и уточнять их. Одно и то же можно выражать разными словами: более или менее удачными, содержательными, красивыми, в конце концов. Чтобы выразить свой опыт, иногда должно пройти время. Думаю, каждый испытывал подобное. Так и в случае с Церковью: она имела опыт Богообщения — Господь открылся ей. И никто не сомневался, что этот опыт есть, а вот на его выражение, поиск словесных формулировок уходило время. Да, термины «Троица», «Богочеловек», «Богородица» появились не сразу, но это не значит, что у Церкви не было веры в это, что был какой-то другой опыт.

Осторожно, грех!

Быть внимательным

— Часто говорят, что ересь — это только то, что осуждено вселенским собором. Но если ересь вредна сама по себе, а собора не было (уже более 1000 лет) — лжеучение нельзя назвать ересью?

— Дело не только в том, что не было уже более 1000 лет вселенского собора. Разве не было тех, кто исповедовал какую-нибудь ересь, но умер до осуждения этой ереси вселенским собором? Конечно были. Не значит же это, что они не еретики или их нельзя называть еретиками?

И после эпохи вселенских соборов появлялись новые лжеучения, ереси. Очевидно, они были не менее вредоносными или губительными. Некоторые из них оказались осуждены на поместных церковных соборах. Но сколько будет существовать мир, Церковь, столько враг рода человеческого и будет строить козни, в том числе в виде ересей. Так что мы всегда должны быть внимательны к тому, что говорят, что проповедуют и к чему призывают. Не зря же святой апостол предостерегает нас, чтобы «кто-нибудь не прельстил вкрадчивыми словами» (Кол. 2: 4).

— А где грань «непонимания», «глупости», с одной стороны, и «ереси»— с другой? Бабушки в храмах часто имеют очень экзотические представления о Православии, о природе Христа и т. п. Все эти бабушки — еретики?

— Многие из них родились и выросли в Православии, и принадлежность к Церкви по умолчанию воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. При таком отношении в «тонкости» не вникают. Все эти «экзотические» представления скорее есть следствие незнания подлинной традиции, а не сознательного противления учению Церкви. Таких людей Церковь прежде всего должна наставлять, просвещать. Часто бывает, что простые прихожане имеют неправильное представление, но после объяснения спокойно осознают неправоту и принимают церковное учение. Мы хорошо понимаем, что не все наши прихожане владеют догматической терминологией, но я думаю, что в принципе можно пусть и не уметь объяснить суть собственной веры, но веровать при этом православно. Переживать правильный духовный опыт. Человек может иметь правильную духовную жизнь, но не владеть какими-то богословскими, философскими терминами, и наши прихожане — большинство в принципе верят так, как верит Церковь, все они знают наизусть Никео-Цареградский Символ веры, который поется за каждой литургией, и для них этого достаточно. Да, кто-то приходит в храм и не понимает, но со временем растет и степень осознания богословских определений своей веры.

— Есть такое выражение, как «простецкое богословие», зачем церковному учению вообще необходимо «теоретическое», богословское измерение? Может, чтобы не впадать в ереси, «от греха подальше» лучше вообще не вникать в эти тонкости?

— Это ложный путь, Апостол Павел говорит, что служение Богу должно быть разумным (Рим.12:1), хотя все и не сводится только к разуму.

— Нарушение традиций, например богослужебных: языка или способа чтения тех или иных текстов — это ересь?

— Нарушение богослужебных традиций может происходить по разным причинам: от тривиального нерадения до обновленческого пафоса.

В особых случаях такое нарушение может быть литургическим следствием ереси, как это и происходит, например, в протестантских деноминациях.

— Есть мнение, что существует потребность в переводе православной догматики на более современный философский язык. Святые отцы говорили на языке античной философии, современном для того времени, а сегодня этот язык сильно изменился. Или язык догматики неизменен?

— Язык богословия — это язык человеческий, и он имеет свои ограничения, но я все-таки не сторонник такого перевода. Ведь в богословии мы всегда говорим о тайне, имеем предметом своего обсуждения вещи таинственные, и я не думаю, что у нас есть сейчас такие духовные силы, чтобы подвергнуть этот язык ревизии. Это принесет не ясность, а только новые разделения.

Дмитрий РЕБРОВ

>Значение слова «Ересь»

В словаре Даля

ж. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество. У нас называют староверством, последованье во всем православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных книг и старинных напевов (это же единоверие, благословенная церковь); расколом, все вообще толки поповщины и беспоповщины, непризнающие церковной иерархии со времен патриарха Никона, по поводу исправления книг; ересью, уродливые толки, более или менее отвергающие сущность христианского ученья, как: духоборцев, молокан, хлыстов, скопцов, суботников и пр. Ересь да ощера несогласно живут. Ересеначальник, ересиарх м. основавший ересь или чтимый последователями за старшину. Ересеначальный, к нему, либо к началу ереси относящийся. Ересеучитель, ересенаставник м. распространяющий ересь. Ересепоборник м. ратующий за ересь. Ересник или еретик м. ересница, еретица или еретичка ж. вероотступник, -ница, раскольник, отщепенец, принявший ересь. | Еретик или еретник севр. вост. бранно, колдун, нечестивец, вредный знахарь, портящий людей, насылающий порчу. | пск. всякий гад, змея, лягушка. Бойся клеветника, как злого еретика. Еретиться, ереститься. Еретический, еретичный, к ереси и еретикам относящ. Еретичество ср. ересь в действии, в приложении, отступничество, отщепенство. Еретичествовать, быть еретиком или отступать в чем-либо от основных догматов веры.

В словаре Ожегова

ЕРЕСЬ, -и, ж. 1. В христианстве: вероучение, отклонившееся от господствующих религиозных догматов. Впасть в е. 2. перен. Нечто противоречащее общепринятому мнению, пониманию. 3. Нечто ложное, вздоа чепуха (разг.). Что за е.! || прил. еретический, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Еретические речи.

В словаре Ефремовой

Ударение: е́ресь

  1. ж.
    1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам.
  2. ж.
    1. Отступление от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил; заблуждение.
    2. перен. разг. Вздор, чепуха, нелепость.

В словаре Фасмера Макса

I е́ресьI. ж. «религиозное лжеучение, ложь», народн. е́ресть, др.-русск., ст.-слав. ѥресь αἵρεσις (Супр. и др.). Из греч. αἵρεσις собств. «выбор»; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 60 и сл.
II е́ресьII. м. «вспыльчивый, сварливый человек», народн. также е́ресть. Вероятно, тождественно предыдущему как бранное слово. Не родственно лтш. er̃rîgs «гневный», erestîba «раздражительность», лат. error «ошибка», гот. airzeis «блудный, ошибающийся, заблуждающийся», др.-сакс. irri «гневный» (вопреки Остен-Сакену, IF 23, 380 и сл.; 28, 411 и сл.; Перссону 637; Вальде – Гофм. I, 417), потому что лтш. er̃rîgs является поздним заимств. из ср.-нж.-н. erre, errich – то же; см. М. – Э. I, 571. Данное слово сравнивают – также без особых оснований – с ерши́ться.

В словаре Д.Н. Ушакова

Е́РЕСЬ, ереси, мн. ереси, ересей, ·жен. (·греч. hairesis).
1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам (церк.). Впасть в ересь.
2. перен. Отступление от общепринятых взглядов или правил, заблуждение (ирон.). «Не учиться по-латыни считалось еще ересью, даже в обществе.» Гончаров.
| Чепуха, вздор (·разг. ·фам. ). Что за ересь ты городишь?

В словаре Синонимов

вера, заблуждение; катарство, абсурд, галиматья, лжеучение, вздор, ерунда, нескладица, несуразица, ерундистика, бредятина, глупость, неортодоксальность, бред, околесная, бредни, чепуха, ерунда на постном масле, дичь, мура, чепуховина, безлепица, белиберда, нелепица, чепуха на постном масле, пустяки, пустое, завиральные идеи, околесица, околесина, ахинея, еретичество, чушь, дребедень

В словаре Синонимов 2

сущвздор, ерунда, ерундистика, чепуха, чушь, белиберда, галиматья, ахинея, околесица, околесина, глупости, чепуха на постном масле, бред, бредни, бред сивой кобылы

В словаре Синонимы 4

абсурд, ахинея, белиберда, бредятина, вздор, галиматья, глупость, дичь, ерунда, ерунда на постном масле, ерундистика, заблуждение, катарство, мура, неортодоксальность, околесина, околесица, околесная, пустое, пустяк, чепуха, чепуха на постном масле, чепуховина, чушь

В словаре Словарь иностранных слов

и, ж.

1. Вероучение, отклоняющееся от догматов господствующей религии. | Ереси были характерны гл. обр. для средних веков, когда они служили формой протеста против канонов официальной церкви.

2. перен. Отступление от общепринятых правил, взглядов.

3. перен., разг. Нечто ложное, вздор, чепуха. Что за е. ты несешь!

Каковы возникновения ересей? Почему многие ереси возникали в городах?Почему ересь альбигоцев оказалась привлекательной для самых разных людей на юге Франци

Я поашрилась на просторах инета.
Причины :
Причины возникновения ересиЕресь возникает по многим причинам, важнейшей из которых является отдаление от писания Всевышнего Аллаха и Сунны Его посланника, e, а также от дороги праведных предков. Все это приводит к неосведомленности о первоисточниках мусульманского законодательства.Среди причин распространения ереси можно назвать привязанность к сомнительным вопросам, провождение времени с дурными собеседниками, суждение на основании абстрактного мышления, слабых и даже выдуманных хадисов, посредством которых еретики часто пытаются оправдать свои новшества, уподобление неверующим, слепое подражание заблудшим и другие опасные явления.
Почему многие ереси возникали в городах?
Потому что в городе базировалась прогрессивная часть общества. В деревне же 90 процентов принимали все на веру. Потому и еретиков среди них было меньше, несмотря на то , что в средневековье ,большая часть населения- 65 процентов находилась в селах.
не знаю, точный ли ответ, помогла, чем смогла (:

>Каковы причины возникновения ересей почему

Каковы причины возникновения ересей почему

Подробное решение параграф § 14 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013

1. Какие изменения в хозяйственной жизни европейцев произошли в XI— XV вв.?

Изменение в хозяйственной жизни европейцев в XI—XV вв.:

— введение в сельскохозяйственный оборот новых посевных площадей (внутренняя колонизация);

— переход к трехполью (пашня делилась на три поля: одно — яровое — засевали весной, другое — озимое — осенью, третье было под паром — «отдыхало». Каждый сезон участки менялись. Такой способ земледелия давал более высокие урожаи, чем двуполье или подсека);

— повсеместное применение тяжелого колесного плуга, который был гораздо производительнее прежнего легкого плуга;

— ремесло постепенно отделялось от сельского хозяйства;

— керамическая посуда в домах горожан вытесняла деревянную;

— на смену вертикальному ткацкому станку пришел горизонтальный, позволявший производить значительно больше продукции.

2. Каковы причины роста старых и возникновения новых городов в XI—XV вв.?

Причины роста старых и возникновения новых городов в XI—XV вв.:

— отделению ремесла от сельского хозяйства;

— жители городов были лично свободными, что способствовало притоку населения и сельской местности.

3. Какие меры предпринимали короли Англии и Франции для укрепления своей власти и создания централизованного государства? Какие общественные слои и почему поддерживали объединительные усилия королей?

Короли Франции (Капетинги) шаг за шагом укрепляли свою власть и расширяли владения. Их союзниками стали горожане и крестьяне, церковь и мелкие феодалы, по существу, большинство населения страны. К началу XIII в. Капетингам удалось присоединить к своему домену большую часть владений феодалов. Филиппом II Августом была проведена реформа системы управления. На присоединенных к королевскому домену территориях распоряжались, осуществляли суд и собирали налоги назначенные монархом чиновники. Для обсуждения важнейших государственных дел Филипп II создал королевский совет, члены которого назначались королем. Монарх привлекал к управлению страной юристов и ученых, людей незнатного происхождения. Дело Филиппа II в середине XIII в. продолжил его внук Людовик IX Святой, осуществивший судебную, денежную и военную реформы. Ему удалось сделать королевский суд главным судом государства. На тех землях, которые были подвластны монарху, феодалы не могли вести между собой войны, они потеряли право выпускать собственные деньги. Была создана наемная армия, позволявшая смирять непокорных вассалов. В конце своей жизни Людовик IX с удовлетворением сказал: «Во Франции только один король».

В Англии во второй половине XII в. реформы провел Генрих II Плантагенет. Вместо военной службы вассалов он ввел денежный налог — «щитовые деньги», за счет которых была создана дисциплинированная армия. В королевский суд за определенную плату мог обратиться любой свободный человек, недовольный решением суда сеньора. В 1215 г. мятежные феодалы вынудили короля Иоанна Безземельного подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, налоги могли утверждаться только с согласия общего совета королевства. Король не мог арестовать свободного человека, заключить его в тюрьму и лишить имущества, если это было незаконно. «Великая хартия вольностей» не только ограничила королевскую власть в Англии, но и стала основой для формирования в будущем правового государства.

Важное значение для укрепления средневековой государственности имело создание парламента в Англии, Генеральных штатов во Франции, кортесов в государствах Пиренейского полуострова.

4. Что такое сословно-представительные учреждения? Как они возникли?

Сословно-представительные учреждения – это органы власти, куда входили представители различных сословий, которые решали ряд государственных вопросов (в Англии — парламент, во Франции — Генеральные штаты, на Пиренейском полуострове – кортесы). К основным функциям новых органов власти относились принятие законов, введение налогов, заключение международных договоров. Они возникли из-за необходимости монарха иметь на поддержку представителей духовенства, рыцарей и горожан, что позволяло королям все увереннее диктовать свою волю крупным феодалам.

5. Каковы причины возникновения ересей? Почему многие ереси возникали в городах?

Основными причинами возникновения ересей стало ослабление влияния римских пап, рост светской власти, а также развитие городов и экономических отношений.

Ереси стали возникать именно в городах, потому что жители средневековых городов, богатевших за счет торговли и ремесла, высоко ценили свою свободу. Их тяготила зависимость от власти сеньора и церкви. Больше всего грамотных людей было среди горожан. Читая Библию и другие религиозные книги, они задавались вопросами об устройстве мира, отношениях между человеком и Богом. Ответы церкви на эти вопросы не могли их удовлетворить.

Людей, задумывавшихся о том, почему в мире столько несправедливостей, не устраивало подчас невежественное толкование Библии католическим духовенством. Многие европейцы были недовольны порядками, царившими в католической церкви. Некоторые священники даже не знали грамоты, а свои должности получали благодаря родственным связям. Роскошная и грешная жизнь католического духовенства была совсем непохожа на простую и праведную жизнь Иисуса Христа, его апостолов и первых христиан. Поэтому все больше сторонников приобретала идея о восстановлении «истинной» церкви, основанной на равенстве и справедливости. В обществе, полагали они, не должно быть разделения на богатых и бедных, и все должны трудиться

На основании текста «Присяги при принятии на гражданство города Кельна» (1355) определите главную обязанность горожанина. «Вот в чем должны были присягать те, которых заново принимают в бюргеры города Кельна: «Они должны присягать в том, что будут верны и преданы Совету и городу Кельну и будут стоять за его добро и оборонять его от всякого зла. А когда они принесут таковую присягу, то могут быть приняты во гражданство (стать полноправными бюргерами) со всеми свободами, какими пользуются другие бюргеры».

Главной обязанностью горожанина была верность и преданность своему городу, защита его от врагов.

источник

Причины возникновения ереси

Опасность ереси

Что такое ересь?

Тема II. Предостережение от ереси

Арабское слово «бидъа» означает «изобретение, у которого ранее не было аналогов». В этом смысле однокоренное с ним слово использовано в словах Всевышнего: «Он – Первосоздатель небес и земли» (аль-Бакъара, 117).

В шариате оно приобрело значение «ересь». Ересью называются все убеждения и обряды поклонения, которые привнесены в религию и противоречат Корану, Сунне и единому мнению ранних мусульман.

Ересь и религиозные новшества чрезвычайно опасны и оказывают дурное влияние как на личность, так и на общество. Более того, они пагубно сказываются в целом на религии с ее основными и второстепенными предписаниями. Ересь – это привнесение в религию какого-либо новшества. Еретики говорят от имени Аллаха, не имея твердых знаний, и узаконивают в религии то, чего не позволял совершать Аллах. Ересь – это одна из причин неприятия деяний и раскола среди мусульман. Еретики несут бремя ответственности как за свои грехи, так и за грехи тех, кто следует их дурному примеру. Помимо всего прочего, из-за ереси мусульмане лишаются возможности напиться из Водоема Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, . Передают, что Сахль бин Саад аль-Ансари и Абу Саид аль-Худри рассказывали, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Я приду к Водоему раньше всех вас, и кто пройдет мимо меня, тот напьется оттуда, а кто напьется оттуда, никогда уже не испытает жажды. Там ко мне придут люди, которых я узнаю, и они тоже узнают меня. Но им помешают пройти ко мне, и я скажу: «Воистину, это – мои последователи». Мне же ответят: «Воистину, ты не знаешь, какие новшества они привнесли после тебя». Тогда я скажу: «Пусть идут прочь все те, кто изменил религию после меня».

Ересь обезображивает религию и искажает ее учение. Одним словом, ересь представляет собой большую опасность для религии и мирской жизни мусульман.

Ересь возникает по многим причинам, важнейшей из которых является отдаление от писания Всевышнего Аллаха и Сунны Его посланника, саля Ллаху алейхи ва салам, а также от дороги праведных предков. Все это приводит к неосведомленности о первоисточниках мусульманского законодательства.

Среди причин распространения ереси можно назвать привязанность к сомнительным вопросам, провождение времени с дурными собеседниками, суждение на основании абстрактного мышления, слабых и даже выдуманных хадисов, посредством которых еретики часто пытаются оправдать свои новшества, уподобление неверующим, слепое подражание заблудшим и другие опасные явления.

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 1155 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

«Если рассмотреть все ереси, осужденные папами и соборами за много веков христианской истории, то станет совершенно ясно, что главная ересь была на самом деле всегда одна и та же: выбор веденья (значение этого авторского термина аналогично «компетентности» — Прим. И.Л. Викентьева).

Она могла принимать те или иные оттенки, зависевшие от личности ересиарха и конкретных условий его деятельности, но гласила она следующее: «Сердце и Священное писание внушают мне одно, слова и поступки пастырей церковных — другое, и я не могу спокойно закрыть глаза не это противоречие, ибо дело идет о самом важном, что только есть в жизни человека, — о спасении души».

Возьмём для примера краткое изложение ереси Виклифа, написанное его учениками в 1389 году: «Современные папы — воплощение антихриста; вся иерархия, начиная с папы и до последнего священника, проклята за свою алчность, симонию, жестокость, жажду власти и дурное поведение. Индульгенции, столь широко распространяемые за деньги и за участие в крестовых походах, где убивают христиан, пустой обман.

Исповедь перед священником может принести пользу, но она не необходима.

Поклонение иконам противоречит божескому закону; изображения Святой Троицы следует запретить.

Призывать святых бесполезно. Можно соблюдать праздники апостолов и первых святых, но не более.

Пение должно быть изгнано из богослужения; молитва одинаково действительна как в церкви, так и в другом месте.

Духовенство не должно жить в роскоши, но в бедности, собою пример святости.

У церкви следует отобрать все её мирские имущества; получение священником платы за отправляемую им духовную службу есть симония. (продажа церковных ценностей — Прим. И.Л. Викентьева)

Все священники и диаконы должны ревностно проповедать не нуждаясь для этого в особых разрешениях и полномочиях.

Таинства, совершаемые даже и недостойным священником приносят пользу тем, кто с благоговением их принимает, но сам священник остается осуждённым».

С подобными же положениями выступал и Ян Гус. За двести лет до Виклифа и Гуса Вальдо проповедовал то же самое. «Вальденец Фридрих Рейзер примкнул к гуситам и отправился с ними на гору Табор; здесь он увидел, что оба вероучения тождественны, и получил посвящение из рук таборитского епископа».

А сто лет спустя после казни Гуса Лютер самостоятельно пришёл к тем же выводам; тезисы, прибитые им к дверям церкви в Виттенберге, содержали всё ту же программу. Но даже и в тех случаях, когда ересь имела существенные отличия, она искала опору всё в том же Священном писании и не соглашалась, мириться с извращениями и перетолковываниями его, внесёнными папством. В этом и состояла главная «преступность» еретиков. Церковь, захваченная неведеньем, не желала допустить, чтобы священные тексты понимались в их прямом смысле.

Да и как она могла с этим смириться? Блаженный Августин, считающийся столпом и опорой католицизма, говорит: «Ибо, по неизречённому провидению Бога, многие из тех, которые, по-видимому, вне церкви, находятся в ней и которые, по-видимому, внутри, находятся вне её…» Но ведь в этих словах смерть католицизма. Ведь Августин проповедует невидимую церковь — то есть восстает против основного догмата католичества, исповедующего церковь видимую и видимого же наместника Бога на земле, облеченного всей полнотой власти».

А что говорит апостол Павел? «Не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут; ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них в сердцах, о чем свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Не тот ли самый критерий берёт за основу и еретик Лютер, утверждая, что «в Божьих делах мы не должны следовать нашему суждению и определять, что, по нашему разумению, трудно, легко хорошо, дурно, справедливо, несправедливо. Сколько бы добра ты ни сделал, даже если ты проливал свою кровь, всё же твоя совесть волнуется и говорит: «Кто знает, угодно ли это Богу?»

Вот это-то состояние души, когда «совесть волнуется и говорит — кто знает, угодно ли это Богу», когда «мысли то обвиняют, то оправдывают одна другую», состояние, равно доступное христианину, иудею, язычнику, мусульманину, атеисту, и есть то, что метаполитика именует выбором веденья. Всякая упрочившаяся иерархия служителей церкви, претендуя на полноту своих ответов, естественно оказывается во враждебном отношении к тем, кто этими ответами не удовлетворяется, кто продолжает тревожиться и вопрошать. Дух консерватизма и неведенья неизбежно проникает в любую церковь, имеющую характер централизованной организации. Однако было бы недопустимым упрощением на этом основании считать всякое выступление против церковной власти выбором веденья. Ещё более грубым схематизмом явилось бы присвоение ярлыков «ведающего» или «неведающего» различным людям по п ризнаку их принадлежности к той или иной религии, секте, направлению».

Ефимов И.М., Метаполитика: наш выбор и история, Л., «Лениздат», 1991 г., с. 184-186.

источник

Ересь — это часть религиозной культуры

В современном обществе проблема религиозного выбора по-прежнему остается поводом для споров. Ересь — это осознанное отклонение человека от религии, которая официально принята социумом. Изначально данное понятие не имело под собой ничего отрицательного, означая, если перевести с греческого, «течение», «направление». Но уже во времена Нового Завета окраска его стала крайне негативной. Такое положение вещей было продиктовано условиями того мира и важной ролью официальной церкви, имевшей не только духовную, но и светскую власть.

Причины возникновения ересей

По-настоящему проблема отделения верующих от церкви начала проявляться в XI веке, выразившись в возникновении в Западной Европе учений, противоборствующих с католической церковью.

2. Выделение горожан в особое сословие.

3. Острая борьба феодалов и вассалов.

Ранние направления

Очагами ереси в Европе стали как раз те страны, в которых городская жизнь была развита больше всего. К ним относятся Франция, Италия, Германия, Голландия. Какими были первые средневековые ереси? Во-первых, они отличались слабой организованностью групп. Так, самыми известными еретиками того периода были альбигойцы. Их откол от церкви получил название ереси катаров. Их внезапный расцвет, скорее всего, был связан с крестоносцами. Изначально учение возникло на Востоке, откуда было культивировано европейцами. Альбигойцы утверждали, что все окружающее есть зло, от которого следует отказаться. Таким образом, они настаивали на аскетичном образе жизни, при котором можно было освободиться от всего материального. Для них ересь — это не просто учение, а образ жизни.

Вальденсы и их учение

Ересь — это возникновение новых течений в религии. Так, ересь вальденсов стала настоящим бичом общества XII века. Свое название она получила благодаря имени купца, отдавшего все нажитое бедным. Настаивая на абсолютной бедности, это учение стало так популярно у плебеев, что создало грандиозные проблемы для официальной церкви. Вальденсы боролись с неравенством и несправедливостью жизни, связанной прежде всего с бесчинством феодалов. Изначально последователей этого учения называли лионскими бедняками, хотя они распространились по всему югу Германии и Франции.

Ереси в христианской вере

Христианство — один из самых больших пластов теизма. Поэтому и количество различных отколов от него было и будет самым большим. Христианские ереси можно условно поделить на группы. Самыми большими ответвлениями считаются тринитарные, гностические и христологические.

Гностическая ересь была целым мировоззрением, которое зиждилось на вере в божественное происхождение человека, таинстве его родства с Всевышним. Тринитарные учения базировались на искажении общего для всех верующих понимания Святой Троицы. Например, ее пытались обобщить с помощью учения о «диалектическом логосе» древних эллинов, что приводило к еще большей сумятице. Ереси христологические, напротив, затрагивали лишь положение Иисуса Христа в системе библейских сказаний.

Отклонения в православии

Православная церковь не была обойдена таким явлением, как ересь. Главным образом в ней выделяют стригольников и жидовствующих. Стригольники появились в Пскове в пятнадцатом веке. Они настаивали на отмене взяточничества среди церковников и полностью критиковали сам факт иерархии. В итоге они отделились от официальной православной церкви, так как не желали признать действующих епископов своими учителями и пастырями. Ими отрицалось и хождение в храмы. Оно заменялось собственными собраниями, так как действовал принцип общины, где выбирался старейшина.

Ересь жидовствующих изначально выражала собирательное название различных отколов от православия. Позднее, к восемнадцатому веку, она приобрела более точное толкование, намекая на последователей Схарии и «субботников». Последние считали верным лишь Ветхий Завет и ожидали прихода спасителя всю свою жизнь.

Таким образом, ересь — это очень многогранное понятие, включающее в себя различные виды верований. С течением времени она все больше видоизменялась, в современном мире став лишь частью огромного котла мировоззрений.

источник

Православная церковь не была обойдена таким явлением, как ересь. Главным образом в ней выделяют стригольников и жидовствующих. Стригольники появились в Пскове в пятнадцатом веке. Они настаивали на отмене взяточничества среди церковников и полностью критиковали сам факт иерархии. В итоге они отделились от официальной православной церкви, так как не желали признать действующих епископов своими учителями и пастырями. Ими отрицалось и хождение в храмы. Оно заменялось собственными собраниями, так как действовал принцип общины, где выбирался старейшина.

Ересь жидовствующих изначально выражала собирательное название различных отколов от православия. Позднее, к восемнадцатому веку, она приобрела более точное толкование, намекая на последователей Схарии и «субботников». Последние считали верным лишь Ветхий Завет и ожидали прихода спасителя всю свою жизнь.

Таким образом, ересь — это очень многогранное понятие, включающее в себя различные виды верований. С течением времени она все больше видоизменялась, в современном мире став лишь частью огромного котла мировоззрений.

ЕРЕСЬ

Смотреть что такое «ЕРЕСЬ» в других словарях:

  • ересь — ересь, и … Русский орфографический словарь

  • ЕРЕСЬ — жен. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество. У нас называют староверством, последованье во всем православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных книг и старинных напевов (это же единоверие,… … Толковый словарь Даля

  • ересь — См. заблуждение… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ересь вера, заблуждение; катарство, абсурд, галиматья, лжеучение, вздор, ерунда, нескладица, несуразица, ерундистика,… … Словарь синонимов

  • Ересь — ( гр. һаігеsіs кейін кету, ерекше діни ілім) ресми шіркеу догмаларынан ауытқитын христиандық діни ағым. Діни секталарға қарағанда, ересь өзінің құрылымы, басшы органдары және б.с.с. болатын ерекше діни ұйымды құрмайды. Алғашқы христиандық… … Философиялық терминдердің сөздігі

  • ересь — ’ересь (греч. отделение) (Деян.5:17 ; Деян.15:5 ; Деян.24:5 ,14; 2Пет.2:1 ; Гал.5:20 ) ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • ЕРЕСЬ — ЕРЕСЬ, ереси, мн. ереси, ересей, жен. (греч. hairesis). 1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам (церк.). Впасть в ересь. 2. перен. Отступление от общепринятых взглядов или правил, заблуждение (ирон.). «Не учиться по латыни… … Толковый словарь Ушакова

  • ересь — ’ересь (греч. отделение) (Деян.5:17 ; Деян.15:5 ; Деян.24:5 ,14; 2Пет.2:1 ; Гал.5:20 ) ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Ересь — (греч. отбор, школа, учение) религиозные направления, отступающие от официальной церковной доктрины и вызывающие осуждение, отлучение и репрессии со стороны церкви. Чаще всего ересь является формой политического протеста под религиозной оболоч… … Религиозные термины

  • Ересь — Ересь, еретики На языке церковной догматики Е. означаетсознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного иформулированного догмата веры христианской, и вместе с тем выделениеиз состава церкви нового общества. Е. нужно различать: от 1)… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Ересь — Ересь. Еретикъ (Отщепенство. Отступникъ). Ср. Про еретиковъ въ писаніи сказано: «и тати, и разбойницы, и волхвы, и человѣкоубійцы и всякіе другіе грѣшники внидутъ въ царство небесное, только еретикамъ, врагамъ Божіимъ, нѣтъ мѣста въ горнихъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ересь

Ересь Е́ресь ( — «выбор, направление, школа, учение, секта») — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению. Таким образом, представители двух разных течений религиозного учения могут взаимно обвинить друг друга в ереси.

ересь

I ж.Вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей — официальной — религии. II ж.Отступление от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил. III ж. разг.Вздор, чепуха, нелепость.

ересь

(( гр. hairesis особое вероучение)
1) вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии; ереси характерны гл. обр. для Средних Веков, когда они обычно служили формой социального протеста против феодального гнета, освящавшегося церковью;
2) перен. отступление от общепринятых правил и взглядов, заблуждение;
3) перен. вздор, чепуха.

ересь

1. ж. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам.
2. ж.
1) Отступление от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил; заблуждение.
2) перен. разг. Вздор, чепуха, нелепость.

ересь

жен. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество. У нас называют староверством, последованье во всем православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных книг и старинных напевов (это же единоверие, благословенная церковь); расколом, все вообще толки поповщины и беспоповщины, непризнающие церковной иерархии со времен патриарха Никона, по поводу исправления книг; ересью, уродливые толки, более или менее отвергающие сущность христианского ученья, как: духоборцев, молокан, хлыстов, скопцов, суботников и пр. Ересь да ощера несогласно живут. Ересеначальник, ересиарх муж. основавший ересь или чтимый последователями за старшину. Ересеначальный, к нему, либо к началу ереси относящ. Ересеучитель, ересенаставник муж. распространяющий ересь. Ересепоборник муж. ратующий за ересь. Ересник или еретик муж. ересница, еретица или еретичка жен. вероотступник, -ница , раскольник, отщепенец, принявший ересь. | Еретик или еретник сев. , вост. бранно, колдун, нечестивец, вредный знахарь, портящий людей, насылающий порчу. | пск. всякий гад, змея, лягушка. Бойся клеветника, как злого еретика. Еретиться, ереститься. Еретический, еретичный, к ереси и еретикам относящ. Еретичество ср. ересь в действии, в приложении, отступничество, отщепенство. Еретичествовать, быть еретиком или отступать в чем-либо от основных догматов веры.

ересь

[
1. вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии; ереси характерны гл. сбр. для средних веков, когда они обычно служили формой социального протеста против феодального гнета, освящавшегося церковью;
2. * отступление от общепринятых правил и взглядов, заблуждение;
3. * вздор, чепуха.

ересь

`ересь, -и

ересь

нечто противоречащее общепринятому мнению, пониманию ересь Colloq нечто ложное, вздор, чепуха Что за е.! ересь В религии: отклонение от официальных церковных догматов Впасть в е.

ересь

ересь
1. ж. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам.
2. ж.
1) Отступление от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил; заблуждение.
2) перен. разг. Вздор, чепуха, нелепость.

ересь

ереси, мн. ереси, ересей, ж. (греч. hairesis).
1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам (церк.). Впасть в ересь.
2. перен. Отступление от общепринятых взглядов или правил, заблуждение (ирон.). Не учиться по-латыни считалось еще ересью, даже в обществе. Гончаров. || Чепуха, вздор (разг. фам.). Что за ересь ты городишь?

ересь

ересь, -и

ересь

отклонение от официальных догматов вздор, чепуха

Ересь в христианстве — Heresy in Christianity

Часть серии на

История
христианского богословия

Фон

Богословие · Раннее христианство · Хронология · История христианства · церковной политики · тринитаризмом · антитринитарии · реставрационизм · христология · мариология · библейский канон · второканонические книги

Вселенские Creeds

Апостольский · Никейский
Chalcedonian · Афанасьевский

Патристика и советы

Отцы Церкви · Augustine
Никея · Эфес · Халкидон

Пост-Никейский развитие

Ересь · Монофизитство · Monothelitism · Иконоборство · Григорий I · Алкуин · Фотий · Восток-Запад Раскол · схоластика · Аквинский · Ансельм · Палама

реформация

Реформация · Лютер · Меланхтон · Индульгенции · Обоснование · Пять Solae · 95 тезисов · Книга Согласия · Предопределение · Кальвинизм · Арминианство · Английский Реформации · Контрреформация · Trent

После Реформации

Пиетизм · Джон Уэсли · Великие Пробуждения · Святость движения · Восстановление движения · Экзистенциализм · Либерализм · Модернизм в Католической Церкви · Постмодернизм · Ватикан II · Радикальная ортодоксия · герменевтика · Теология освобождения · христианский анархизм

христианство портал

Когда Ересь используется сегодня со ссылкой на христианство, это означает формальное отрицание или сомнение в основной доктрины христианской веры , как это определено одним или несколькими из христианских церквей . Следует отличать как от отступничества и раскола , отступничество будучи почти всегда полный отказ от христианской веры после того, как оно было свободно принято, и схизма быть формальным и преднамеренным нарушением христианского единства и преступление против благотворительности , не основываясь главным образом на доктрине.

В западном христианстве , ересь чаще всего относится к тем убеждениям , которые были объявлены анафемой любым из Вселенских соборов , признаваемых католическая церковь . В Востоке термин «ересь» является эклектичным и может относиться к чему — либо в противоречии с церковной традицией . С Великой схизмы и Реформации , различные христианские церкви также использовали концепцию производства в отношении отдельных лиц и групп , считающихся еретическим этих церквей.

Католическая Церковь различает «формальную ересь» и «материальную ересь». Первый включает в себя намеренное и постоянное соблюдение ошибки в вопросах веры и является тяжким грехом , для которого церковь применяет наказание в виде отлучения . «Материал ересью» является проведение ошибочных мнений не по вине своей и не греховно. Протестанты может попасть в первый или второй группы, в зависимости от того, являются ли они в непобедимого невежества в то время как православные считаются раскольником , но признаются в качестве местных церквей, но «дефектный» ( в соответствии с Dominus Iesus ) и отделена от католическая церковь, в католическом учении является » единственной истинной Церковью «.

Историческое исследование ересей фокусируется на смеси богословских, духовных и социально-политических основ объяснить и описать их развитие. Например, обвинение в ереси было выдвинуто против группы верующих, когда их вера оспорена или были замечена вызовом, церковная власти. Некоторые ереси также были доктринально основаны, в котором учение было признано несовместимым с основными принципами православного вероучения.

Изучение ереси требует понимания развития ортодоксии и роли вероучений в определении православных верований. Православие было в процессе самоопределения на протяжении многих веков, определяя себя с точки зрения его веры и изменения или уточнения убеждения в оппозиции к людям или доктрин, которые воспринимаются как неправильные. Реакция православных к ереси также варьировалась в течение времени; многие факторы, в частности , институциональное, судебное и доктринальное развитие Церкви, сформировали эту реакцию. Ересь остался официально наказуемым в римско — католических народов до конца 18 века. В Испании, еретики были осуждены и наказаны в течение контрпросветительской движении восстановления монархии там после наполеоновской эпохи .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *