Евхаристия

>Евхаристия – что это такое простыми словами

Что представляет собой евхаристия

Евхаристия относится к христианским обрядам. Он состоит в особом освящении вина и хлеба. В большинстве христианских конфессий является основой церковной службы и относится к таинству, при котором прихожане, съедая небольшой кусочек хлеба и принимая некоторое количество вина, ставшие после освящения телом и кровью Иисуса Христа, соединяются с его божественной сущностью. При этом некоторые протестантские учения трактуют евхаристию как религиозный обряд, а не таинство.

Евангельская версия происхождения

Согласно Евангелию, таинство было установлено самим Иисусом накануне его распятия. Христос и апостолы собрались в одном помещении для осуществления пасхального ужина. Такая трапеза устраивалась в еврейских семьях в память об исходе иудеев из Египта.

Пасха Ветхого завета – это празднество избавления от рабства. Но Иисус, собрав апостолов, которые были его учениками, вложил в праздник другой смысл. Это событие описывают все евангелисты и называют его тайной вечерей. Именно на этой трапезе Христос и установил таинство евхаристии, или святого причащения.

Взяв хлеб и вино, он благословил их и раздал ученикам, объяснив, что теперь это претворено в его тело и кровь, и каждый вкусивший приобщается к Богу. Христос заповедовал ученикам, а через них и священникам осуществлять Евхаристию как память о жертвенном искуплении.

Евхаристия первых христиан

Согласно посланиям апостолов, первые христиане строго соблюдали пасхальные традиции, которые и положили начало евхаристии. Она совершалась во время ритуального ужина (агапы), на котором читалось и толковалось Священное Писание. На пустом месте, предназначавшемся для Христа, лежали хлеб и вино. В конце трапезы все присутствующие с благоговением вкушали их с верой, что это кровь и тело Иисуса.

В практике византийских обрядов произошли значительные изменения. Ритуальный ужин сначала был отделен от евхаристии, а вскоре благотворительная трапеза и вовсе была запрещена. Евхаристия же или соединялась с вечерней службой или переносилась на утро.

Евхаристия в православии

Таинство пришло в православную церковь из Византии, поэтому соответствует византийскому евхаристическому канону. Евхаристия в православии – основная часть и цель богослужения (литургии), поэтому сопровождается торжественными обрядами – выходом всех священников храма, чтением соответствующих стихир, а проводится строго по установленному чину. Причащаться может каждый православный христианин. Однако до этого над ним должны быть проведены таинства крещения, миропомазания.

До настоящего времени нет единого мнения, насколько часто необходимо причащаться. В период существования Синода практиковалось редкое причащение, в наши дни обычно рекомендуется причащать младенцев каждые семь дней, а взрослых – каждые тридцать дней. Священники причащаются на каждой службе, где они присутствуют.

Для Евхаристии в православии используют только квасной хлеб, называемый просфорой, а вино разбавляется так называемой «теплотой», то есть горячей водой. В некоторых иных конфессиях (старокатолики, англикане и другие западные направления) применяется лишь пресный хлеб.

В православной церкви «теплота» и квасной хлеб символизируют, что человеческая природа Христа была также всецело и божественной на протяжении всей его земной жизни, начиная с воплощения и заканчивая воскресением и вознесением. Вкушая хлеб и «теплоту» верующие становятся частью божественной природы Иисуса.

Подготовка к Евхаристии

Перед тем, как подойти к причастию, человек должен пройти соответствующую подготовку. Она включает в себя:

  • Трехдневный пост;
  • Чтение некоторых канонов (покаянный, ангелу- хранителю, молебен деве Марии, проследование к святому причащению);
  • Исповедь.

Накануне Евхаристии верующий должен посетить вечернюю службу. Исповедь можно пройти на ней либо же на утренней литургии перед причастием.

Прочие мнения о происхождении Евхаристии

Некоторые ученые предполагают, что происхождение христианского ритуала Евхаристии связано с древнейшими обрядами магического людоедства. Первые христиане подвергались нападкам властей Римской империи в большей части именно потому, что обряд Евхаристии был схож с ритуальным каннибализмом. Чтобы избежать любых сравнений, император Юстиниан предложил смешивать вино для Евхаристии с горячей водой, что до настоящего времени и сохранилось в католицизме и православии.

Можно придерживаться различных точек зрения относительно происхождения этого таинства, однако в наши дни Евхаристия остается основной целью любого богослужения, и каждый верующий регулярно подходит к причастию с верой о том, что он вкушает тело и кровь Христа, приобщаясь тем самым к его божественной природе.

Евхаристическое общение

Евхаристическое общение (Полное сопричастие, Литургическое общение) — возможность совместного участия в евхаристии (литургии). В разных христианских доктринах этот термин употребляется в разных значениях. Близким по значению является термин Интеркоммунион — возможность совместного причастия представителей различных конфессий.

Православие

Согласно Библии, Иисус Христос основал только одну Церковь:

Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её

— (Мф. 16:18)

Некоторые места в Библии, согласно православным богословам, указывают, что Церковь изначально имела разветвлённое иерархическое устройство:

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры

— (Еф. 4:11-13)

Вершиной христианского богослужения и главным связующим звеном является евхаристия. Кто не участвует в «общей Чаше», тот — «внешний», даже если называет себя христианином. Быть членом Церкви значит принимать участие в евхаристии. Церковь и есть «продолжающаяся, непрерывная евхаристическая койнония (общение)».

Уже в апостольские времена среди христиан возникло множество жёстких разномыслий (ересей), нарушений правил (расколов) и отлучённых за какие-либо грехи от причащения, всё это вызвало необходимость определения «границ церкви». Ко времени Вселенских соборов возвысились, помимо Иерусалима, и другие центры церковной жизни: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иверия, Армения, Эфиопия, и др. В связи с этим Евхаристическое общение стало обозначать взаимное признание истинности одной Поместной церковью другой.

В православной экклезиологии евхаристическое общение между автокефальными православными церквями показывает их принадлежность к единой Вселенской православной церкви. Поскольку автокефальные церкви (а также автономные и с другими типами самоуправления) являются административно, экономически, юридически независимыми, то единственным явным признаком единства православных церквей является наличие евхаристического общения между ними. То же касается единства между епархиями и, на ещё более низком уровне, между приходами. Евхаристическое общение также свидетельствует о реальных пределах Православной церкви как единого сообщества, достаточно чётко отделяя от церкви общины и организации, находящиеся вне её.

В светских источниках термином «евхаристическое общение» часто обозначают «признание» одной церковью другой. Но, в данном случае, имеет место не евхаристическое, но «каноническое общение», взаимное признание священных иерархий. Одна церковь может не признавать другую (её организацию, иерархию или иное) и при этом находиться с ней в евхаристическом общении, признавая её как часть Вселенской церкви. Например, Константинопольский патриархат не признает автокефальную Православную церковь в Америке (собственно, не признает её автокефалии), но при этом находится с ней в евхаристическом общении.

Православные церкви вне общения со Вселенским православием (или хотя бы с несколькими поместными церквями), с точки зрения поместных церквей считаются расколами, находящимися за пределами Православной церкви. Подобные организации часто образуют параллельные Вселенскому православию объединения, обычно объединяются в группы, имеющие евхаристическое общение между собой, признают друг друга или более или менее тесно сотрудничают. Таковы, например, Македонская православная церковь и старообрядческие юрисдикции.

Православная церковь не признаёт каких-либо промежуточных форм евхаристического общения с другими сообществами: оно либо есть, либо нет.

Католицизм

Римско-католическая церковь различает полное и частичное евхаристическое общение. В полном евхаристическом общении Римско-католическая церковь находится с восточными католическими церквями.

Что касается остальных христианских церквей, включая православные, то с ними Римско-католическая церковь находится в частичном евхаристическом общении. В Катехизисе католической церкви сказано:»С теми, кто крещен и носит прекрасное имя христиан, но не исповедует веру в её целости или не хранит единства общения с преемником Петра, Церковь осознает себя связанной по многим причинам». «Те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью». С Православными Церквами это общение так глубоко, «что малого недостает, чтобы оно достигло полноты, которая позволит совместное совершение Евхаристии Господней».

В то же время, православные особо выделяются католической церковью. Декретом об экуменизме Ватиканского II Собора православные приглашаются к принятию причастия: «Поскольку же эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же — в силу Апостольского преемства — Священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны, известное общение в таинствах, при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно».

Примечания

  1. 1 2 3 Сперанская, 2010, с. 116—117.
  2. Евдокимов, 2002.
  3. 1 2 Зайцев, 2006, с. 265—283.
  4. Булгаков, 1965, с. 207.
  5. Каллист (Уэр), 2001, с. 318—339.
  6. Катехизис Католической Церкви Архивная копия от 3 декабря 2012 на Wayback Machine

Литература

  • Булгаков С., прот. Православие: Очерки учения Православной Церкви = Bulgakov S. L’Orthodoxie (1932). — Paris: YMCA-Press, 1965. — 409 с.
  • Евдокимов П. Н. Православие = Evdokimov P. L’Orthodoxie (1959) / пер. с фр. — М.: ББИ, 2002. — 503 с. — (Современное богословие). — ISBN 5-89647-053-3.
  • Зайцев А. А. Границы Церкви // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XII. — С. 265—283. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
  • Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Православная Церковь = Ware T., bishop Kallistos. The Orthodox Church (1963) / пер. с англ. — М.: ББИ, 2001. — 375 с. — (Современное богословие).
  • Сперанская Е. С. Интеркоммунион // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIII. — С. 116—117. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.

Ссылки

  • Евхаристическое общение
  • Филоненко А. С. Богословие общения и евхаристическая антропология (недоступная ссылка) // Богослов.ру, 14.06.2010 г.

Православное понимание, как известно, выражено литургическим термином «metabolh»» (преложение), в то время как католическое учение говорит о «transsubstantiatio» (пресуществлении). Но различие между ними не столько в терминах, сколько в принципиально различных воззрениях, связанных с ними. Если за понятием метаволи́ стоит изначальное учение Церкви о Евхаристии, то учение о пресуществлении является совершенно новым, возникшим в недрах схоластического богословия Римско-католической церкви и затем догматизированным ею в 16 столетии. Оно не было известно Церкви Православной в течение, фактически, более полутора тысяч лет.

Существо затронутого вопроса заключается в понимании того, какие изменения, материальные или духовные, происходят с Евхаристическими Дарами, если Церковь изначально именует их Телом и Кровью Христовыми? Именно в этом вопросе заключается сущность разногласий между преложением Православия и пресуществлением католицизма.

Восточные Отцы Церкви и последующая богословская мысль давали разъяснение этой тайны, исходя из того, что истинное понимание Евхаристии возможно только в свете учения Церкви о Христе, ибо Евхаристология – это Христология. Поэтому, как наитием Святого Духа, по определению Халкидонского ороса, соединение Божественной и человеческой природ во Христе произошло неизменно, так и в Евхаристии действием Того же Святого Духа хлеб и вино, соединяются с Божеством Христа, материально не изменяясь, и в силу этого соединения становятся (прелагаются) Его Плотью – Его Телом и Кровью.

По совершенно иному пути – отвлеченно-философскому, «аристотельскому» – пошло объяснение этого вопроса в Римско-католической церкви. Богословами-схоластами была создана теория т.н. пресуществления (transsubstantiatio), согласно которой материальная природа (сущность) Евхаристических хлеба и вина превращается в сущность Тела и Крови Христа (лишь чудесно скрываемые от наших чувств).

Само слово transsubstantiatio впервые было употреблено на Западе, по-видимому, лишь в XII веке. И хотя на протяжении веков не мало было противников идеи пресуществления, главная ее мысль – исчезновение материальной сущности хлеба и вина и появление сущности Тела Христа, осталась в католическом богословии неизменной.

Основную идею этого нового учения выразил Фома Аквинский (†1274): «Нет никакого иного способа, через который Тело Христово могло бы появиться в таинстве, кроме превращения хлеба в Тело. Итак, если что-то произошло через превращение, это уже не то, чем оно было до этого. Действительность Тела Христова в таинстве требует, чтобы вещества хлеба уже не было после освящения». Но если вместо сущности хлеба возникает сущность Тела Христова, то есть Сам реальный Христос, следовательно, и священнослужитель за литургией раздробляет Его для причащения (как пишет Фома Аквинский: «убивает, закалает Христа» — immolatio Christi). Но не кощунство ли это? Однако такое понимание изменения, происходящего с Евхаристическими Дарами, было догматизировано на Тридентском соборе (XVI в.), который определил, что «освящением хлеба и вина совершается изменение всего существа хлеба в существо Тела Христа Господа нашего, и всего существа вина в существо Крови Его».

На православном Востоке термин пресуществление (metous…wsij — калька transsubstantiatio) в применении к Евхаристии появляется лишь в конце XVI века в трудах некоторых греческих богословов, получивших образование в католических университетах. Официальное его признание на православном Востоке совершается лишь в XVII веке!

Насколько при этом кощунственно-карикатурный вид приобретает эта новая идея показывает документ 1645 года «Православное исповедание веры кафолической и апостольской Церкви Восточной», подписанный четырьмя патриархами, во главе с Константинопольским, и несколькими епископами. В этом документе Тело Христово в Евхаристии кощунственно называется невареным мясом. Читаем: «поелику человеческая природа отвращается от ядения невареного мяса, а между тем надобно было, чтобы чрез принятие Тела и Крови Христовой человек соединился со Христом: то, чтобы гнушающийся такою яствою человек не отвергнул сего соединения, Бог, по снисхождению Своему, собственную Плоть и Кровь Свою дает верующим в пищу и питие, под прикрытием хлеба и вина» (подчеркнуто – А.О.).

Константинопольский поместный собор 1691 года уже анафематствует всех несогласных с пресуществлением. Затем этот термин появляется в Послании Восточных патриархов 1848 г. Так, происходит отступление от изначального учения Церкви о преложении, и вводится новый, искажающий Евхаристию термин, а с ним и сама концепция пресуществления, которая от греков проникает и в Россию.

Однако, как пишет архиепископ Василий (Кривошеин), термина transsubstantiatio-пресуществление еще нет в русских катехизисах митрополитов Платона и Филарета (первой редакции 1823-24 гг.). Он был добавлен в катехизис митрополитом Филаретом (Дроздовым) лишь в третьей редакции 1839 года под давлением обер-прокурора Синода. И «можно только жалеть о внесении в Катехизис этого чуждого православному преданию схоластического термина». С этого времени термин «пресуществление» стал широко входить в богословскую школьную терминологию в Русской Церкви.

Но есть ли основания для такого грубо-натуралистического воззрения на Евхаристию? Ведь сама идея о возможности сохранения свойств, или качеств, вещи при изменении ее сущности является чистейшей схоластической фикцией. Она совершенно голословна и не вытекает ни из природы сотворенных вещей, ни из каких-либо указаний Откровения, ни из учения святых Отцов.

Святитель Василий Великий прямо писал об этом: «Не тратить времени на умствования, исследуя само подлежащее, не доискиваться какого-то естества, которое лишено качеств и само в себе взятое бескачественно, но твердо помнить, что все свойства, усматриваемые в земле, будучи восполнением сущности, входят в понятие бытия. Покусившись отвлечь разумом от земли каждое из находящихся в ней качеств, придешь ни к чему (к ничто). Ибо если отнимешь черноту, холодность, тяжесть, густоту, качества земли, действующие на вкус или и другие, какие в ней усматриваются , то подлежащим окажется ничто».

А что говорят святые Отцы по этому вопросу?

Прп. Макарий Египетский: «Но мы не должны, братья, мыслить это телесно и вещественно, как многие ученики, слыша слово это, соблазнились, говоря: “Как может Он плоть Свою дать нам есть? (Ин. 6: 52). Ведь истинная плоть жизни, которую вкушают христиане, и кровь, которую пьют, есть Слово Его и Дух Святой, и вселяется в Евхаристии Хлеба, и освящает словом и силой духовной, и становится Телом и Кровью Христовой. И все, – говорит апостол, – одним Духом напоены» (1 Кор. 12: 13), как и Господь сказал мыслящим сие телесно: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (ср. Ин. 6: 63)». Преподобный Макарий, как видим, осуждает мыслящих о Евхаристии телесно и вещественно.

Свт. Иоанн Златоуст в послании к Кесарию прямо утверждает, что природа Хлеба в Евхаристии не меняется: «Как хлеб, прежде нежели освятится, мы называем хлебом; когда же Божественная благодать освятит его чрез посредство священника, то он уже не называется хле­бом, но достойно называется Телом Господним, хотя естество (fЪsij) хлеба в нем остается, и не двумя телами, но одним Телом Сына мы называем его, так и здесь, по внедрении Божественного естества в тело, то и другое вместе составили одного Сына, одно Лицо, при нераздель­ности в то же время неслитно познаваемое – не в одном только естест­ве, но в двух совершенных». Важно при этом отметить, что ни один из святых Отцов, цитировавших это послание (Леонтий Иерусалимский, Анастасий Пресвитер — ученик преп. Максима Исповедника, Иоанн Дамаскин, Никифор патриарх Константинопольский), никогда не подвергал сомнению ни подлинность этого послания, ни истинность высказанной в нем мысли. Это является лучшим ответом тем католическим издателям, которые ради оправдания идеи пресуществления отнесли данное послание святителя в разряд сомнительных.

Прп. Иоанн Дамаскин: «И подобно тому как в крещении, потому что у людей в обычае мыться водой и натирать себе тело маслом, Он сочетал с елеем и водою благодать Духа и сделал его банею пакибытия, так и потому, что у людей существует обычай есть хлеб и пить воду и вино, Он сочетал с ними Свое Божество и сделал их Своими Телом и Кровью для того, чтобы чрез то, что обычно и согласно с естеством, мы оказались среди того, что выше естества».

«Исаия увидел угль, но уголь не простое дерево, а соединенное с огнем, так и хлеб общения не простой хлеб, но соединенный с Божеством; тело же, соединенное с Божеством, не одно естество, но одно, конечно, принадлежит телу, другое же – соединенному с ним Божеству. Поэтому то и другое вместе – не одно естество, но два».

«Причащением же называется потому, что через него мы причащаемся Божества Иисуса… чрез них мы делаемся участниками Божества Христова».

Прп. Симеон Новый Богослов: «Если ядущие Его Плоть и пиющие Его Кровь имеют жизнь вечную… мы же, вкушая их, не чувствуем, что в нас происходит что-то большее, чем чувственной пищи, и не принимаем в сознании иную жизнь, значит, мы приобщились простого хлеба, а не одновременно Бога».

Прп. Никита Стифат: «Что такое насущный хлеб, как не то, что он единосущный с нами? А хлеб, единосущный с нами, есть не что иное, как Тело Христа, Который стал единосущным с нами через плоть Своей человечности».

Свт. Григорий Палама: «Сей хлеб является как бы некоей завесой скрытого внутри Божества».

Византийский экзегет Евфимий Зигабен писал о Святых Дарах: «Смотри, как из естественных они становятся сверхъестественными. Естественны вкушение предлагаемого хлеба и питие вина, а сверхъестественны их действенность и сила».

Должно отметить и замечание архиепископа Филарета (Гумилевского) о католической и протестантской доктринах: «Споры папистов с протестантами, из которых пер­вые думали решить вопрос своим варварским словом — trausubstantiatio, а последние подобным же словом — in et coexistentia, impanatio — на опыте показали, что после стольких трудов и споров в paзрешение вопроса ничего не сказано. Одного достигли спорами — вражды, столько противной духу Христовой вечери».

Нельзя забывать при этом, что хлеб, вино и Тело по материальной природе — единосущны. Свт. Григорий Нисский писал: «явившееся Слово для того соединилось с бренным естеством человеческим, чтобы общением с Божеством обожилось и человечество, поэтому по домостроительству благодати посредством плоти сообщает Себя всем уверовавшим, у которых состав из вина и хлеба, срастворяясь с телами их, чтобы единением с бессмертным и человек соделался причастником нетления. Дает же это, силою благословения естество видимого преобразив в Тело и Кровь».

Поэтому, как в Боговоплощении наитием Духа Святого человеческая природа соединилась с Сыном неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно, так и в Евхаристии действием Того же Духа («Преложив Духом Твоим Святым») хлеб и вино «халкидонски» воспринимаются Богом Словом в единение с Собой. Это Боговосприятие (воипостазирование) Евхаристических Даров является не новым Боговоплощением, но актуализацией, осуществлением его спасительной цели обо́жения всей твари (Рим. 8, 21).

Ибо уже в Воплощении, по слову прп. Иоанна Дамаскина, «если человек, причастный к духовному и вещественному, связует собой всё видимое и невидимое творение, то творческое Слово Божие, соединившись с человеческим естеством, соединилось тем самым со всем творением», положив начало процессу совершенного их единения, когда будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Свт. Феофан Затворник, объясняя слова апостола Павла: Христос за всех умер (2Кор. 5: 15), писал: «Дело жизни о Христе Иисусе, или духовного в Нём оживления человечества, только началось при апостолах; в массу человечества положена только закваска и проникла лишь ближайшие слои, но так как она предназначена была проникнуть всё, то святой Павел в этом начатке оживления человечества мог созерцать уже оживлённым и всё его».

Потому и у христиан, достойно причащающихся и ставших через это сотелесными и единокровными Христу (свт. Кирилл Александрийский), материальная сущность их тел не изменяется и не заменяется сущностью Тела Христова, ибо и наши тела, и хлеб и вино, вкушаемые нами, и само Тело Христово единосущны.

Об их единосущии святые Отцы говорят с полной определенностью.

Афанасий Великий: «Тело , поелику имело Оно общую со всеми телами сущность и было телом человеческим…»; а «в слове против хулящих Духа Святого сказал, что естество всех сотворенных вещей, как происшедших, едино».

Анастасий Синаит: «Ведь человек отличается от бессловесных своими мыслящим, разумным, желающим и волящим , тогда как во всем прочем и, особенно по своим телесным , он причастен, подобен и единосущен этим . Ибо они суть из той же самой земли, из которой было создано и наше тело».

Отсюда становится понятным, почему святые Отцы, говоря о Евхаристии, постоянно взаимозаменяют слова «Тело» и «хлеб», «Кровь» и «вино». «Как то тело, – пишет свт. Иоанн Златоуст, – соединено со Христом, так и мы через этот хлеб соединяемся с Ним».

На Литургии после преложения Святых Даров диакон произносит: «Раздроби, Владыко, святый Хлеб», а не immolatio Christi.

Прп. Иоанн Дамаскин: «Ибо так как мы причащаемся от единого хлеба, то все делаемся единым телом Христовым и единою кровью, и членами друг друга, будучи составляющими одно тело со Христом».

Святые Отцы об условиях и действенности причащения.

Святитель Иоанн Златоуст: «Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью».

«О, как велико ослепление предателя? Приобщаясь Таин, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся. Это показывает Ин. 13: 27, когда говорит, что после этого вошел в него сатана».

«А ныне многие из верующих дошли до такого безумия и пренебрежения, что, преисполняясь множеством грехов и нисколько не заботясь о себе, нерадиво и как случится приступают в праздники к этой трапезе, а того не знают, что время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистою совестью и безукоризненною жизнью. Как человеку, не сознающему за собою ничего худого, можно приобщаться каждый день, так напротив погрязшему во грехах и не раскаявшемуся не безопасно приступать к этой трапезе и в праздник. То, что мы приступаем лишь однажды в год, не освобождает нас от вины, если приступаем недостойно; напротив, то самое и служит к большему осуждению, что мы, и приступая однажды в год, не приступаем чистыми. Посему увещеваю всех вас приступать к божественным таинствам не по поводу праздника только; но если вы пожелаете приобщиться этого святого приношения, то за несколько дней должны очищать себя покаянием, молитвою, милостынею и занятием духовными пред­метами, и не возвращаться назад, как пес па свою блевотину (2 Петр, 2, 22)» .

Преподобный Серафим Саровский: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!».

Святитель Феофан Затворник: «Чтобы достойно причаститься, надо душу очистить покаянием. Чтобы покаяние совершить как должно – с сокрушением искренним и твердою решимостью не оскорблять более Господа – для этого назначаются все другие подвиги говенья: и хождение в церковь, и домашняя молитва, и пощение, и прочее все».

Праведный Иоанн Кронштадтский: «Строго относился он к прихожанам, приступающим к Святому Таинству Причащения, не допуская растрёпанных или неаккуратно одетых. Помню еще, и как бы слышу голос дорогого Батюшки к одному парню со всклокоченной головой: ˝Стёпка, растрёпка, отойди от Святой Чаши, при­чешись вперёд˝. Женщин с непокрытой головой также не допускал к Св. Причастию».

Во второй половине ХХ-го века в католическо-протестантской среде на Западе начался т. н. «евхаристический бум». Выразился он в крайне опасной идее частого причащения без «предварительных условий». Так, Католическая церковь объявила о достаточности одного часа «поста» перед причастием (т. н. «евхаристический пост») и необязательности исповеди. У протестантов всегда так было. Результат подобных новшеств – потеря благоговения к Таинству и к самой вере, и всё большее омiрщение жизни духовенства и мирян.

Но и за непонуждение себя к благоразумному подготовленному принятию этого таинства человек страдает так же, как и за небрежное, неблагоговейное причащение.

В Литургиях свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого: «Преложив Духом Твоим Святым».

См. Eucharist (as sacrament). New catholic encyclopedia. 1967. S. 599-615.

Тридентский Собор, 8езн. ХШ, сар. 4. Цит. по: Яннарас X., Вера Церкви. М., 1992. С. 188.

Катехизис Католической Церкви. §1376. М., 2002. С. 333.

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Вопрос 107 // Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 71.

Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. БТ, 2003. С. 69.

Василий Великий, свт. Творения. Т. 1. Беседы на Шестоднев. М., 1845. С. 14.

Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания. Слово 26. М., 2015. С. 484.

Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. СПб., 1897. С. 815.

См. Свт. Иоанн Златоуст. Твор. Т.3, кн.2. СПб. 1897. С. 813. прим.1. (Репринт М.1994).

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 13. М., 2003. С. 136.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 13. М., 2003. С. 137.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 13. М., 2003. С. 138.

Слова богословские и нравственные (Eth. 10, 760-764). Цит. по: Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. СПб. 2001. С. 134.

Dialexis et antidialogus. В: Michel A. Humbert und Kerullarios II. — Paderborn: Quellen und Forschunqen, 1930. P. 322-323. Цит. по: Прот. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. С. 289.

Св. Григорий Палама. Беседы. Т. 3. М., 1993. С. 160.

Толкование Евангелия от Матфея, составленное по древним святоотеческим толкованиям византийским, XII века, ученым монахом Евфимием Зигабеном. СПб., 2000. С. 325. (Толкование на Мф. 26: 26)

Филарет, архиеп. Черниговский. Православное догматическое богословие. Изд. Третье. СПб., 1882. С. 166, прим. 40.

Григорий Нисский, свт. Творения. Большое огласительное слово. Гл. 37. М., 1862. С. 101.

и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. М., 1997. С. 249.

Феофан Затворник, свт. Толкование послания ап. Павла к коринфянам второго. М., 2006. С. 249.

Афанасий Великий. Творения. Т. 1. О воплощении Бога Слова. §20. М., 2015. С. 121.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. III. Гл. XVI (60). М., 2003. С. 114.

Третье Слово, или Слово против монофелитов, 4. Цит. по: Преп. Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Пер. А. И. Сидорова. – Альфа и Омега. № 2 (20). М., 1999. С. 130.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. СПб., 1904. С. 237.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Книга 4. Гл. 13. О святых и пречистых таинствах Господних. СПб., 1894. С. 225.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 12. Кн. 1. Толкование на послание к евреям. Беседа 17. СПб., 1906. С. 153.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. Кн. 2. Толков. на св. Матфея Евангелиста. Беседа 82. СПб., 1901. С. 819.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.1. Кн. 2. Против аномеев. Слово 6. §4. СПб., 1895. C. 543.

Цит. по: Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. Париж, 1932. С. 39.

Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Гл. 32. М., 2009. С. 139.

50-летие преставления приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского. Юбилейный сборник. Нью-Йорк, 1958. С. 43.

Таинство причащения (Евхаристия)

Самое главное из семи церковных Таинств, которому другие Таинства служат подготовкой. А также весь ежедневный церковный круг служб подводит к самому главному – Евхаристии.

Что такое Евхаристия

В переводе с греческого это слово значит – благодарение. Вечерня, часы, утреня служат подготовкой к Божественной Литургии, на которой совершается самое главное и великое Таинство – Евхаристия.

Евхаристический канон бывает в середине литургии. Во время него совершается претворение просфоры и вина в Тело и Кровь Христа. Это Таинство, перед которым благоговеют даже ангелы.

Господь дал нам это Таинство во спасение душ и телес. Его Он даровал во время Своей земной жизни, а именно, на Тайной вечери. Это – последняя трапеза, на которой находились Христос и ученики. Именно тогда Христос, преломив хлеб, произнес странные для всех слова: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». А затем, подняв кувшин с вином, сказал: «Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя, еже за вы изливаемая».

Этим Он положил начало новому и важному Таинству – Евхаристии (претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа). Ничего не поняли тогда апостолы, но только после крестной смерти Христа стало понятно многое.

Немного истории

Первые христиане поняли, что Евхаристия – основа всей службы, и поэтому совершали ее постоянно. Конечно, выглядело это все иначе, чем сейчас. Первая христианская служба называлась «агапа», что значит в переводе – вечеря любви.

На ней читалось и толковалось Священное Писание, пелись ветхозаветные гимны. Древние христиане отлагали специальный хлеб для Пресвятой Богородицы, который назвался «Панагией».

Позже появились чины служб, записанных святыми:

  • Иоанном Златоустом;
  • Василием Великим;
  • Григорием Богословом.

Эти чинопоследования существуют и до сей поры в современной православной Церкви. Позже в Византии произошло разделение агапы, которые превратились в благотворительные трапезы для бедных, от самой Евхаристии. Многие гимны превратились в тайные молитвы. Появились великие и малые входы. Раньше агапы служились по вечерам, а литургии стали служиться по утрам.

Затем перестали выводить из храма оглашенных и кающихся. Появилось разграничение алтаря от основной части храма. Так появился иконостас. Для причащения мирян стали использовать лжицу.

Были написаны многие современные песнопения:

  • «Единородный Сыне» – в 6-м веке;
  • Трисвятое – в 5 веке;
  • Символ веры – в 5 веке;
  • Херувимская – в 6 веке.

Потом появились другие службы суточного круга: вечерня, утреня и т.д.

Для чего нужна Евхаристия

Причастие Святых Христовых Таин – это великое Таинство, благодаря которому человек может соединиться с Самим Христом. После того, как хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, прихожане могут приступить к Святой Чаше. Таким образом, Христос входит в сердце человека, освящая его душу и тело и делая его достойным Царствия Небесного.

Надо понимать, что Евхаристия – не воспоминание претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа на Тайной вечери, а настоящее действие, Христос действительно входит в Чашу на каждой литургии. Он мог бы создать Себе любое Тело, но, поскольку мы по немощи можем принять только съедобную пищу, то Он выбрал продукты, наиболее похожие на Тело и Кровь.

При причащении мирян священник произносит такие слова: «причащается раб Божий (раба Божия) во оставление грехов и жизнь вечную». Это означает, что человеку прощаются грехи на причастии, и он становится достоин вечной жизни.

Хор поет во время причастия: «Тело Христово примите, Источника Бессмертного вкусите». Это означает, что принимая Тело Христово, мы делаем свою душу бессмертной. В Евангелии есть слова Христа, что кто не ест Тело Христа и не пьет Его кровь, не может быть достойным Царствия Небесного.

В молитве ко Причастию говорится, что человек причащается во исцеление души и тела. Т.е. Святое Причастие оздоровляет не только душу, но и тело. Были случаи, когда люди выздоравливали после этого Таинства.

Как готовиться ко Святому Причастию

Для того чтобы достойно принять Христа в свое сердце, надо тщательно подготовиться к этому Таинству. Апостол Павел в посланиях предупреждает, что те, кто причащаются недостойно, становятся немощными и даже иногда умирают. Поэтому он советует подходить к Таинству осознанно, без суеты, не стремясь подойти первыми.

Святые отцы создали чин подготовки ко Причастию. Оно так и называется «Правило ко Святому Причастию» и находится в каждом православном молитвослове.

В чине содержатся:

  • псалмы;
  • тропари;
  • канон ко Причастию;
  • молитвы ко Причастию;
  • стихи.

Духовные стихи написаны святыми отцами и введены в чин для лучшего осознания цели Таинства. В них говорится, что Причастие есть Огонь, опаляющий недостойные, что перед тем, как приступить к Таинству, надо примириться с обидчиками. Об этом написано и в Евангелии, что перед тем, как идти к царю, надо примириться с соперником. Также есть евангельская притча о должнике, который не простил друга своего, и царь, простивший ему долг, узнав об этом, посадил его в темницу. Если Господь прощает нам множество грехов, то мы тем более должны простить меньших прегрешений своему брату.

Главные условия подготовки

Итак, первое условие подготовки к Святому причастию – это прощение обид. Желательно попросить у всех прощения, примириться со всеми. Если это сделать невозможно (человек уехал далеко или его уже нет в живых), то хотя бы мысленно простить его.

Нельзя приступать к Таинству причастия с обидой и злобой в сердце на кого-то. Можно причаститься в суд и осуждение, если приступить с неготовым или холодным сердцем. Христос недолго пробудет в таком сердце, и просто выйдет из него. А может быть и болезнь, по словам апостола. Важно помнить, что Тело Христово – это Огонь «опаляющий недостойных».

Надо осознать, что в Чаше – настоящее Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина. Был случай, когда священник в Италии усомнился, что в Чаше – настоящие Тело и Кровь Христа, и тогда он увидел в Чаше кусок плоти и кровь (совпадающую по группе крови с каплями на Туринской плащанице). Эти Святые Дары до сих пор хранятся в Чаше в алтаре церкви города Ланчано.

Еще подготовка ко Причастию состоит в соблюдении поста, который бывает телесный и душевный. Телесный – воздержание от некоторой скоромной пищи (яиц, мяса, молока), а душевный – воздержание от злых мыслей, слов, намерений.

Перед Причастием желательно поститься неделю. Если не получается, то хотя бы три дня. Если человек серьезно болен, то можно поститься один день. Так написано в требнике.

Иногда человек находится на грани жизни и смерти, тогда его причащают и после еды, без поста.

Как совершается Таинство Евхаристии

Во время Божественной Литургии после пения Символа веры начинается Евхаристический канон. Начинается он со слов Архангела Михаила, которые он произнес до начала сотворения мира, чтобы остановить падение ангелов («Станем добре, станем со страхом»). Потом следует благословение священника и благодарение Бога за все. Дальше поются ангельские слова («Свят, Свят, Свят Господь Саваоф») и слова Христа на Тайной вечери. И во время пения «Тебе поем» совершается самое главное – осуществляется претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

Евхаристический канон завершается прославлением Божией Матери. Потом причащаются священнослужители в алтаре, затем миряне.

Когда выносится Чаша, священник читает молитву перед Причастием. Затем прихожане, прошедшие исповедь, подходят к Чаше без суеты, не толкаясь по очереди, сложив руки на груди. Перед Чашей нельзя совершать крестное знамение, чтобы не опрокинуть случайно Чашу. Подойдя к Чаше, надо громко назвать свое имя и широко открыть рот. Потом поцеловать нижний край Чаши, словно ребро Самого Христа.

Как вести себя после Причастия

Причастившись, надо молча отойти к столику, где находится запивка, взять кусочек просфоры и запить. Потом отойти, чтобы не мешать другим запивать. После причастия нельзя сразу уходить, надо дождаться конца литургии, подойти ко кресту, выслушать благодарственные молитвы.

В молитвослове написано, что в день причастия надо хранить себя в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы сохранить принятого Христа. Лучше после причастия молчать, иначе можно потерять Благодать. Также надо воздерживаться от грехов, хотя бы в этот день.

Как часто надо причащаться

Древние христиане причащались на каждой литургии. Но занятому современному человеку трудно соблюдать это. Частоту приступания к Чаше должен определять духовник. Для кого-то раз в пост достаточно, а кто-то причащается чаще. Православный человек должен причащаться обязательно в каждый пост. А преподобный Серафим Саровский советовал причащаться раз в месяц. Священники причащаются за каждой литургией. У каждого есть своя мера.

прот. Андрей Ткачёв о том, что нам даёт Таинство Причащения

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

евхаристия

См. также в других словарях:

  • Евхаристия — (Сандро Боттичелли, 1495 год) Евхаристия (греч … Википедия

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. eucharistia, от eu хорошо, и charis милость). Таинство св. причащения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕВХАРИСТИЯ у христиан: причащение, одно из семи таинств. См. САКРАМЕНТ … Словарь иностранных слов русского языка

  • евхаристия — причащение, приобщение, благодарение, причастие, литургия Словарь русских синонимов. евхаристия сущ., кол во синонимов: 7 • благодарение (2) • … Словарь синонимов

  • евхаристия — ЕВХАРИСТИЯ, причастие, причащение … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греческое eucharistia), 1) то же, что причащение. 2) Одно из названий Божественной литургии … Современная энциклопедия

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. eucharistia) то же, что причащение … Большой Энциклопедический словарь

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. evcharistia благодарение) главный обряд христианского богослужения, месса, обедня. Семантика обряда обретение единения со Всевышним, святое причастие. Иисус во время последней трапезы угощал учеников вином и хлебом, претворяя последние в… … Новейший философский словарь

  • ЕВХАРИСТИЯ — ЕВХАРИСТИЯ, евхаристии, мн. нет, жен. (греч. eucharistia, букв. благодарение) (церк.). То же, что причащение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ЕВХАРИСТИЯ — ЕВХАРИСТИЯ, и, жен. То же, что причащение. | прил. евхаристический, ая, ое. Евхаристическая молитва. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ЕВХАРИСТИЯ — жен., греч., ·переводн. благодать. Таинство Св. Причащения. Евхарастический, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • Евхаристия — название одного из главнейших таинств церкви,признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение егосоставляет главное христианское богослужение литургию. По учениюцерквей православной, католической и армяногригорианской, в Е. хлеб… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *