Где находится оптина пустынь?

Содержание

В чем особенность монастыря? Кто едет в Калужскую область и о чем просит у Господа в мужской обители? Как добраться до пустыни?

На Русской земле сотни намоленных мест, где захоронены святые. Паломники со всей России и зарубежья приезжают в Муром, Дивеево, Троице-Сергееву Лавру, Оптину пустынь и другие места, чтобы найти ответы на вопросы, получить прощение, благословение и обрести единение с Богом. В этом материале мы расскажем вам об уникальном в православной вере месте – Оптиной пустыни, ставшей символом возрождения веры.

Что это за место?

Оптина пустынь – мужской монастырь, построенный в XVIII веке вблизи города Козельск в Калужской области. Здесь сформировался особый вид монашества – старчество. В писании говорится, что они были рассудительными и прозорливыми. Служители обладали даром исцеления – сотни селян приезжали к ним на протяжении столетия – просили о помощи, исцелении и духовном очищении.

Сегодня монастырь представляет собой комплекс храмовых построек, образующих в плане квадрат. Главная церковь – собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Остальные храмы построены крестообразно по отношению к главной постройке. В монастыре сооружен скит для круглосуточных молитв. На территории монастыря сохранились дома, где жили великие писатели Достоевский и Гоголь.

Пустынь интересна своей необычной архитектурой, внутренним устройством и тишиной, позволяющей сблизиться с Богом, задать ему вопросы и найти интересующие ответы.

Исторические вехи пустыни

Точное время создания Оптиной неизвестно. Исследователи предполагают, что ее основал князь Владимир Храбрый. В житиях упоминается и о разбойнике Опта, покаявшемся в своих грехах. Поэтому место и получило такое название. Историки объясняют название монастыря тем, что в древние времена там могли служить и женщины, и мужчины, а такие обители носили название Оптиных. (см. главные традиции праздника Наурыз мейрамы)

Первыми руководителями монастыря были отшельники, решившие ради служения Богу покинуть мирскую жизнь и уединиться в глухом лесу для постоянной молитвы. На сегодняшний день это древнейший монастырь в России.

Первые доподлинные упоминания приходятся на XVII век, когда во главе стоял игумен Сергий. Тогда на месте современного комплекса была одна деревянная церковь. Царь Михаил Федорович подарил пустыне мельницу и землю для выращивания овощей и зерна для монахов. Во время правления Петра I монастырь претерпел серьезные перемены – обитель обеднела, у нее отобрали мельницу, право проезда через реку и рыбную ловлю.

Вскоре Синод упразднил церковь из-за малого числа монахов, но уже через несколько лет монахи добились восстановления статуса монастыря. Настоящее восстановление и создание крупной обители началось в конце XVIII столетия, когда обитель получила благословение московского митрополита Платона. В Калужскую область направили лучших строителей и мастеров. В это место стали съезжаться отчаянные люди, ищущие свой путь к Богу.

Так обитель постепенно разрасталась и привлекала все больше паломников. Вскоре разрешили содержать Оптину 30 монахам вместо семи ранее разрешенных. Этого добился отец Авраамий, проживший в обители вплоть до Первой мировой войны.

ВАЖНО! Развитию старчества способствовал митрополит Филарет, любивший уединение и считавший этот вид поклонения Богу самым верным.

Он приказал построить скит, где и по сей день круглосуточно молятся монахи. Ученики Паисия Величковского развивали Оптину в то время и проповедовали идею главенства старчества в процессе возрождения человеческих душ. С 1829 года это место стало обителью старчества.

В писаниях Пустынь упоминается многократно, она помогала бедным и сиротам, принимала паломников и в трудные времена открывала на своей территории школы и больницы. Служба в монастыре длилась восемь часов и была под силу не всем верующим.

XIX век – время книгоиздания

В это время в пустыне жили и трудились 150 человек, но главное начало девятнадцатого столетия сформировало особый порядок ведения и длительности службы, отец Моисей упрочил позиции Оптины и развил ее благосостояние и устройство.

С 1839 года в монастыре начинают издавать духовную литературу с писаниями святых. Над книгами трудились местные монахи. Известный раскольник Иеросхимонах Иоанн, поверивший в единство Бога, создал шесть писаний о неправоте его бывшей веры. Одними из первых в Оптине стали писания о молдавском старце Паисии Величковском.

Исследователи и духовники современности уверены, что издательская деятельность пустыни сыграла не менее значимую роль в формировании православного христианства, чем проповеди и молитвы старцев.

К концу века в пустынь ехали творческие люди: писатели и поэты, публицисты и философы. «Братья Карамазовы» созданы Достоевским именно в Оптине. Одинокая природа и молитвы сподвигли его великое произведение.

Отец Амвросий, живший в то время в пустыне, не одобрил показательной простоты Толстого: граф приехал в монастырь в лаптях. Не сошелся Амвросий во взглядах и с философом Соловьевым.

Советское время и современность

После официального заявления о закрытии всех храмов и монастырей во время Советской власти, в Оптине была лесопилка, а на месте скита – дом отдыха. (см. как защититься от сглаза и порчи самостоятельно)

Возродилась православие в 1987 году, через год после этого в монастыре возобновились богослужения, а Амвросий был прославлен РПЦ. Его мощи поместили в главном соборе Оптины.

Оптинские старцы

Старцы представляют нам живую летопись монастыря. В 1996 году преподобные старцы пустыни причислены к лику местных святых. Самым известным для современников считается святой Амвросий, руководивший пустынью более 30 лет.

Сохранилось сотни писаний о чудесах проповедничества и исцеления Иеросхимонахом. Несший в мир любовь к Богу, почитание, уважение и необходимость неуклонной молитвы, он расширил и облагородил монастырь. Дар старчества он унаследовал у Леонида и Макария. В его правление в обители появился Шамординский женский приход. А его писания и письма распространяли христианскую мудрость по земле русской.

ВАЖНО! Первым старцем был Лев – твердый и решимый он посвятил свою жизнь служению Господу и ближним своим. Его вера и неустанная молитва даровали ему чудеса исцеления и помощи страждущим и обездоленным.

Смирение в людях воспитывал старец Макарий. Он начал издание книг местных старцев и перепечатку русских монахов.

Моисей записал свое имя как главный благотворитель обители. В его время пустынь стала домом не только для паломников, но и всех странников. Он активно восстанавливал старые храмы и строил новые соборы. Его брат игумен Антоний руководил работой скита на протяжении 14 лет. Он обучал юных монахов и старцев благочестию, сподвижничеству и милосердию.

Отец Макарий запомнился современникам своим стремлением обратить к вере заблудших душ. Он читал проповеди, разговаривал с каждым прихожанином и старался найти для них путь к Богу.

Отец Евфимий подарил пустыне замечательных учеников и проповедовал путь к Богу через послушание и круглосуточную молитву в уединении.

Даром утешения Бог наделил отца Анатолия. В писании говорится, что так как молился он не мог никто, сила его обращений к Богу в разы превышала все нынешние.

Святые Иссакий, Иосиф и Варсонофий руководили обителью в тяжелое время раскола и отказа от религии (1810-1913 годы).

Анатолий утешал прихожан и тех, кто стал жителями лесопилки в Советское время. В эти годы к монастырю не переставали приходить паломники и старцы. Нектарий говорил о важности смирения, даровавшего исцеление и чудотворение всем просящим. Больше всего гонений от безбожников пришлось на участь Никона и Исаакия II.

Символом Оптиной пустыни сегодня является старец Илий – один из самых загадочных представителей российского духовенства. Отец Илий славится своим Божьим даром возведения храмов. Под его руководством соборы возводятся без отрыва от текущих работ. Сподвижник прошел тяжелые годы отказа от веры, десять лет провел в Афоне и никогда не терял уверенности в Божьем промысле.

Достопримечательности

Оптина пустынь славится не только своей духовной силой и святостью, но и удивительными постройками и памятниками архитектуры. От окружающего мира ее отделяет река и сосновый бор, сохранившийся до сих пор. Сегодня в монастырь можно приехать паломнику и туристу. Экскурсии в Оптины проводятся каждый день с 9 утра до пяти вечера. Длится прогулка около 1,5 часов.

Первое, что видят гости – огромную территорию пустыни, где располагается четыре храма и скит.

Собор Введения хранит в себе мощи отца Амвросия, Нектария и святого Николая Чудотворца. В других храмах паломники найдут мощи других старцев монастыря.

Во время прогулки вы знакомитесь с небольшой часовней и захоронениями старцев Оптины.

Одной из древнейших и красивейших архитектурных построек гости называют Шамординский женский монастырь. Настоятельницами все время были женщины. В период Гражданской войны в обители служили 800 сестер, помогающие больным и сиротам.

ВАЖНО! Изюминкой Оптины считается Введенский собор. Он задает расположение всем другим храмам – в форме креста от главного. Здесь хранится чудотворная икона Казанской Божьей Матери.

Сейчас храм действующий, в нем проходят службы и можно оставить записочки для молитв.

Еще одним интересным местом для туристов стали Святые ворота. Через них вы попадаете внутрь Оптины. Пролеты украшены росписью, лепниной, а верх ворот украшен удивительными изразцами. Это результат трудов суздальских зодчих Грезнова, Мамина и Шмакова.

В соборе Владимирской божьей матери читают псалтырь в специальной пристройке. А в боковых частях храма установлены кельи для старых и больных прихожан.

Туристам и паломникам удастся увидеть дом святого Амвросия, где сейчас расположился музей.

Не упустите возможность послушать удивительный мужской хор в московском подворье. Чистота голосов и духовность создает непередаваемую атмосферу.

На территории комплекса построена большая купель, где в праздничные дни собирается много народа и проводится обряд освящения водой. В святом источнике вы сможете после долгой дороги напиться чистейшей родниковой воды.

Как добраться и где остановиться на ночлег?

Чтобы добраться до монастыря, необходимо знать адрес и ехать в сторону Калуги по Киевскому шоссе, ориентируясь на город Козельск (ближайший к пустыни). Переехав реку Жиздра, направляйтесь налево в сторону монастыря. Если едете на общественном транспорте, то лучше выбрать автобусный маршрут. На автовокзале «Теплый стан» садитесь на автобус до Козельска или Сосенского. Второй заезжает в монастырь.

Дорога не близкая и займет около трех часов от Москвы. Поэтому придется заночевать в Оптине. Там существует гостиница для паломников при монастыре, где предлагают проживание в восьмиместных номерах. Служители приготовят ужин. Стоимость проживания около 1000 рублей. Каждый может договориться остаться на ночлег за работу и помощь пустыне.

Хотели бы вы посетить Оптину пустынь?

  1. Да
  2. Нет

Также смотрите: список грехов для исповеди для женщин.

Пора в Оптину!

Оптина пустынь

Когда-то я писала и могу повторить это спустя десять лет:

«Милая моя Оптина! Друзья мои, любезные сердцу друзья мои! Вы хотите ощутить это умиление, это странное размягчение сердца? Эту податливость на блаженные слезы? Это чувство детского восторга? Любовь ко всем и всему тебя окружающему? Забудьте о модных морских пляжах и дорогих курортах! В Оптину, скорее в Оптину! То, что испытываешь здесь, вы не забудете никогда, и эти чувства заставят вас возвращаться снова и снова.

Что это, отчего это? Милые мои, это и есть благодать Божия, которая касается нашего очерствевшего сердца и вызывает вот эти любовь и нежность, которыми так полон мой рассказ».

Что я могу добавить? Лето перевалило за половину, и если вы еще не успели совершить паломничество в Оптину Пустынь – наступила пора это сделать!

Оптина пустынь

***

Как добраться

Начнем с дороги.

Первый вариант

Из Москвы до Оптиной можно добраться автобусом, который идет с автовокзала «Теплый Стан». Автовокзал расположен в 50 метрах от станции метро «Теплый Стан» (Калужско-Рижская линия, оранжевая ветка). Автобус идет около пяти часов, чуть больше или меньше, в зависимости от пробок; делает две большие остановки продолжительностью по 20 минут – в Обнинске и Калуге, можно выйти и размять ноги, купить что-то съедобное, посетить места общественного пользования.

Расписание автобусов до Оптиной пустыни и обратно.

Стоимость билета – 650 рублей.

От автовокзала в Козельске до монастыря ходит маршрутка «Автовокзал – Оптина Пустынь» один раз в час: 7:30, 8:10, 9:10, 10:10, 11:10, 12:10, 13:10, 14:10, 15:10, 16:10, 17:10. Время в пути: 10–15 минут, стоимость проезда – 20 рублей. Иногда первый и последний рейс – на 7:30 и 17:10 – отменяют. По понедельникам эта маршрутка не ходит.

Можно сесть на маршрутку «Козельск – Сосенский», которая ходит чаще, с интервалом в 10–15 минут, и выйти на остановке перед поворотом на Оптину, предупредив заранее водителя маршрутки. От поворота до монастыря два километра пути, и, если ваш багаж нетяжелый, можно пройти пешком.

Можно вызвать недорогое такси «Rush», номер телефона такси: +7-48-442-3-000-3. Стоимость проезда около 100 рублей. Если вы едете втроем-вчетвером, получается по цене билета на маршрутку.

Второй вариант

Если вы не хотите ехать на автобусе, можно с Киевского вокзала Москвы доехать до Калуги на электричке.

Расписание электричек .

Время в пути около 3,5 часов, стоимость проезда – 450 рублей. Можно сесть на экспресс, тогда время в пути сократится на час, но стоимость возрастет до 530 рублей.

От Калуги до Козельска идут автобусы. Расписание . Время в пути около двух часов, стоимость – 188 рублей.

Так что по стоимости и продолжительности пути оба варианта примерно равнозначны.

***

Где разместиться и поесть

Вы приехали в Оптину. Пора позаботиться о месте для ночлега.

Рядом со стенами монастыря есть гостиницы для паломников: восьмиместные комнаты, санузел на этаже. Стоимость поселения – 300 рублей за сутки. При поселении необходим паспорт.

Предварительный заказ гостиницы производится только для организованных паломнических групп по телефону (48442) 50-166, но никто из паломников на улице не остается, работники паломнической службы всегда заботятся об их размещении.

Покушать можно в паломнической трапезной (направо от Святых врат монастыря), попросив в гостинице талончики на питание, или в чайной, где много разнообразной и вкусной монастырской еды: щи, пельмени с рыбой (60 рублей), вареники с картошкой, с капустой (50 рублей), чебуреки и беляши с рыбой (50 рублей), разнообразные пирожки (с картошкой, чечевицей, повидлом, капустой и т.д. – 20 рублей), хачапури, блинчики с рыбой и творогом, хлеб монастырский, пицца с морепродуктами, монастырские соленья и молочные продукты монастырского подсобного хозяйства, разнообразные салаты, оптинский мед и прочие вкусности, чай, кофе, соки.

Рядом с монастырем есть гостевые пятикомнатные домики, они более комфортны, но и стоят дороже. Здесь вас ждут душ, столовая, обед и ужин из монастырской паломнической трапезной.

Стоимость поселения:

  • одноместная комната – 1000 руб./ночь;
  • двух-трехместная – 800 руб./ночь с человека;
  • четырехместная – 600 руб./ночь с человека.

Подробно о проживании в Оптиной .

Предтеченский скит

Паломники-мужчины, которые приезжают на длительный срок, чтобы потрудиться на монастырских послушаниях, после собеседования могут поселиться в Предтеченском скиту.

Правила поселения и проживания в паломнической гостинице скита .

В монастыре есть две книжные лавки, где продают духовные книги, иконы, четки, и лавка, где продают церковную утварь, облачения и прочее.

***

Богослужения

Сень и под ней гранитные раки со св. мощами оптинских Старцев прп. Льва и прп. Макария (на переднем плане)

В течение дня главные храмы обители – Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский – всегда открыты

В течение дня главные храмы обители – Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский – всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святым мощам преподобных старцев Оптинских.

Подробно о храмах .

Ежедневно в Оптиной служится две Литургии: ранняя в 7:00 (Часы в 6:40) и поздняя в 10:00 (Часы в 9:40).

По выходным и праздниками служат три Литургии: ранняя Литургия начинается в 6:30 (Часы в 6:00), средняя – в 8:00 (Часы в 7:40), поздняя – в 10:00 (Часы в 9:40).

Кроме того, каждый день служат молебны с акафистами:

  • преподобному Амвросию Оптинскому – в Введенском храме в 13:00;
  • Собору преподобных старцев Оптинских – во Владимирском храме в 15:00.

Вечернее богослужение начинается в 17:00 (9-й час в 16:45).

Казанский храм. Здесь находятся мощи старцев

Исповедь проходит ежедневно с 6:00 во Владимирском и Казанском храмах.

Подробное расписание богослужений .

В Преображенском храме служат водосвятные молебны и всегда можно набрать святой воды.

Можно искупаться в источнике святого Пафнутия Боровского в любое время. Идти от шлагбаума направо (есть указатель).

Подробный план монастыря и скита .

Свечи в храмах – от 10 рублей, заказные записки о здравии и упокоении – 10–12 имен – 10 рублей. Просфоры есть в храмах и в киоске под колокольней, пожертвование за просфору – 5 рублей.

Официальный сайт Оптиной Пустыни с чудесным оформлением, удобной навигацией и даже 3-D экскурсией .

***

Что еще посмотреть в Козельске

Краеведческий музей города Козельска

В Козельске есть интересный краеведческий музей, он основан в 1957 году и является одним из самых старых музеев области. Здесь хранятся экспонаты, символизирующие героическую семинедельную оборону Козельска в 1238 году, есть диорама «Оборона Козельска от монголо-татар». Представлены также экспозиции, посвященные природе Козельского края, его археологии, этнографии и Оптиной пустыни.

Адрес музея: улица Большая Советская, 75.

На маршрутке доезжаем до перекрестка, поворачиваем направо и проходим 200 метров. Музей работает ежедневно с 10:00 до 17:00 часов, понедельник – выходной день, последняя пятница каждого месяца – санитарный день.

Телефон: 8(484-42) 2-24-65.

о музее.

***

Также в Козельске находится музей леса «Лесные истоки», открытый в 2001 году (район мехзавода). Музей состоит из трех залов: исторического, природы и фауны, а также посвященного деревянному зодчеству России. Есть обширная видеотека с фильмами о жизни зверей, птиц, насекомых, о заповедниках и экологии. Также в музее широко представлена история развития лесного хозяйства Калужской области (подробная информация ).

Дом Природы: улица Большая Советская, 71.

***

В Козельске есть прекрасные старинные храмы: Благовещенский храм (1810), Успенский собор (1824), храм святителя Николая Чудотворца (1740), храм Сошествия Святого Духа (1789).

***

В городском Парке культуры есть обзорная площадка, с которой открывается изумительный вид на реку Жиздру и Оптину Пустынь.

О достопримечательностях Козельска .

***

Обитель в Шамордино и монастырь «Спаса Нерукотворного Пустынь»

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь

Недалеко от Оптиной находится Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, основанная преподобным Амвросием Оптинским близ деревни Шамордино в 1884 году. Весь монастырский устав и распорядок жизни сестер были установлены самим старцем.

Под духовным руководством Оптинских старцев обитель стала одним из самых крупных монастырей Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия и разорения в 1923 году. Помещения монастыря до 1990 года использовались в качестве учебных корпусов сельскохозяйственного техникума.

Монашеская жизнь возобновлена с 1990 года, восстановлен чудесный собор в честь Казанской иконы Божией Матери архитектора С.В. Шервуда.

В настоящее время в обители под руководством игумении Сергии (Щербаковой) подвизаются более 120 насельниц.

Храмы монастыря украшают замечательные иконы, вышитые золотом, бисером, украшенные полудрагоценными камнями, – ручная работа сестер монастыря. Есть здесь чудесные святые источники.

Сайт монастыря: http://www.shamordino-m.ru/.

Информация для паломников: http://www.shamordino-m.ru/palomnikam/info/.

Добраться до монастыря можно на автобусе «Козельск – Калуга». Ехать до остановки «Каменка», далее два километра пешком или, если повезет, на попутке. Можно поехать на такси, стоимость от Оптиной примерно 400 рублей.

***

Мужской монастырь «Спаса Нерукотворного Пустынь» в селе Клыково

Недалеко от Оптиной есть мужской монастырь «Спаса Нерукотворного Пустынь»: http://www.klikovo.ru/.

Особенно привлекает сюда паломников могила и келья известной старицы-схимонахини Сепфоры. О старице можно прочитать .

***

Пора в Оптину Пустынь!

Ангела-Хранителя в дорогу! Молитвами святых отец наших, старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Оптина пустынь: история святого места

Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Храм в честь преподобной Марии Египетской

Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского

Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас — гостиница для паломников.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)

Оптинское старчество основал

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)

Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)

Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)

Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)

Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)

Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)

Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

Чудеса Оптиной пустыни

По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.

Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.

Молитвы

Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

Молитву Оптинских старцев на начало дня

Вечерние молитвы Оптиной пустыни

Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители.

Широко известны молитвы Антония Оптинского:

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Тайны Оптиной Пустыни

Оптина пустынь

Оптина Пустынь…

Старица Сепфора, перешагнувшая столетний рубеж, ходила по развалинам Оптиной в конце 1980-х и приговаривала: «Благодать! Сколько здесь благодати!»

Войдите через Святые врата в древнюю обитель, начало которой положено в XV веке. Вдохните аромат цветов, которые цветут и радуют взор здесь, когда в окрестностях уже сохнет пожухлая трава.

Оптина Пустынь в конце 1980-х

Полюбуйтесь белоснежным храмом Казанской иконы Божией Матери. Чуть дальше храм-усыпальница в честь Владимирской иконы Божией Матери бережно хранит семь мощей преподобных Оптинских старцев. Зайдите с благоговением в главный храм обители – чудесный, самый старинный Введенский с его жемчужиной – ракой с мощами великого преподобного Амвросия Оптинского, чудотворца.

Замрите на короткий миг под перезвон оптинских колоколов. Пусть душа ваша отдохнет от мирской музыки, и пусть захватит дух от пения братского хора.

Казанский храм. здесь хранятся мощи старцев

Сотни людей приезжают в Оптину каждый день. Зачем они едут? Тратят на дорогу деньги, устают в пути… Они едут к Оптинским старцам! Помните пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят»?

Сень и под ней гранитные раки со св. мощами оптинских Старцев прп. Льва и прп. Макария (на переднем плане).

Приложитесь к мощам Оптинских старцев. Они всё о нас знают, знают лучше, чем мы сами о себе знаем и понимаем. Проникают своим духовным ведением в глубину души, видят прошлое и будущее, боль и скорбь.

Мощи под спудом, тяжелые каменные гробницы… Но вы чувствуете живой ответ! Старцы отвечают вам. Потому что у Бога все живы! Потому что они продолжают душу свою полагать за своих чад! И вы, обратившись к преподобным Оптинским старцам с верой, – теперь тоже под их молитвенным покровом.

Оглянитесь вокруг. Прекрасная обитель, не правда ли? А когда в 1988 году, после 65 лет разрухи, первая братия вошла в эти стены, они увидели только мерзость запустения на святом месте. Крапива в рост человека. Разбитые надгробия. Разрушенные храмы. Всё, что можно было осквернить, разрушить, – было осквернено, поругано, разрушено. Но Господь поругаем не бывает! Оптина восстала из пепла еще прекрасней!

А знаете – почему? Да потому что не может человек разрушить то, что создано по воле Божией!

Тайны Оптиной. Прикоснитесь к ним и попытайтесь понять законы духовной жизни. Мы часто живем в страхе перед завтрашним днем, надеемся на себя, на друзей и родных, на кредит в банке.

Мощи преподобных Антония и Моисея

А преподобный Моисей и брат его преподобный Антоний надеялись только на Господа. Монахи-пустынники, они приехали сюда по благословению Калужского архипастыря, преосвященного Филарета, в 1821 году и своими руками корчевали пни, очищали от многовековых сосновых деревьев участок, строили небольшие братские келлии и деревянную церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня.

Преподобный Моисей, будучи в течение 37 лет настоятелем Оптиной, часто начинал многотысячное строительство, имея в монастырской казне всего 10–15 рублей. По нашим мирским меркам – затея несбыточная, невыполнимая.

Практическому человеку, надеющемуся на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».

О чем ему и объявляли люди практические. Такому практическому человеку, возлагающему надежду на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».

И таинственным образом появлялись благодетели, которые эти деньги жертвовали. И шло строительство. А также отец-настоятель кормил всех бедных, убогих, помогал всем, кто обращался за помощью.

Когда отец Моисей почил, в ящике стола его, где хранилась монастырская казна, обнаружили один гривенник, и тот закатился куда-то сбоку, так что брат его, преподобный Антоний, только улыбнулся: «Эх, не разглядел батюшка гривенник, а то и его бы истратил на бедных!»

И вот: остался после смерти человека один гривенник – и Оптина, в полном расцвете! Фруктовые сады, расширенные соборы, огромная монастырская библиотека, построенные храмы, трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келлий, два завода, мельница и знаменитая белая оптинская ограда.

Тайны Оптиной… Преподобный Амвросий исцелял больных и страждущих. Исцелениям не было числа. И эти исцеления старец всячески прикрывал. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».

Внутренний вид Предтеченского скита (Гольдберг, 1887 г.)

Мы очень ценим свое здоровье, заботимся о нем, желаем его родным и близким. А преподобный Амвросий, исцелявший неизлечимые болезни, поднимавший со смертного одра умирающих, сам был болен настолько, что врачи говорили: «Если бы он не был старцем, умер бы в течение получаса!» На нем сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается». Сие есть тайна духовная.

Оптинские преподобные имели все дары Святого Духа: дар духовного рассуждения, дар исцеления душ и телес человеческих, дар прозорливости, дар чудесной молитвы, что как молния возносится к небу. Они могли назвать незнакомого человека по имени, читали письма, не распечатывая, прозревали духом прошлое и будущее человека, открывали на исповеди людям забытые грехи, возвращали слух и речь глухонемым, но главным чудом считали чудо Евхаристии, а главным даром – покаяние – метанойю.

Преподобный Варсонофий Оптинский Нам хочется сделать карьеру, быть успешными в жизни, а блестящий полковник Павел Иванович Плиханков генеральскому чину предпочел скромную монашескую келью и стал преподобным Варсонофием.

Мы тщимся выглядеть умнее и успешнее, а преподобный Нектарий свое духовное величие скрывал юродством – шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями. Играл игрушками. Была у него птичка-свисток, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям.

Мы всё стараемся выбрать себе жилье поудобнее, работу полегче, отдых покомфортнее, а преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем, понимая, что это послушание – смертельная угроза. Будучи тяжело больным в ссылке, не стал проситься о переводе в местность с более здоровым климатом, сказав врачу: «Воля Божия да совершается…»

И это всё – тайны Оптиной Пустыни.

Во многих монастырях подвизались старцы, те, кто достиг высот духовной жизни. Но только в Оптиной эстафета старчества, это благодатное чудо, не пресекалась более 100 лет: с 1829 года – приезда в Оптину старца Льва – до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в 1930-х годах последних Оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия Второго. И это тоже чудо и тайна.

Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками.

Как передавалась эстафета старчества?

Мощи старцев обретенные в 1998 году перед ракой преподобного Амвросия

Умирает великий старец Амвросий, и для той любви и преданности, которую питали все к нему, было очень тяжело перейти к другому наставнику. Но все давно уже почувствовали, что один дух с почившим старцем живет в его преемнике – преподобном Иосифе. Даже наружность отца Иосифа стала походить на облик отца Амвросия, и это таинственное сближение душ двух старцев ощущалось всеми.

И сознание того, что преподобный Иосиф скажет именно то, что сказал бы отец Амвросий, это духовное единение, видимая осязательная преемственность великого дара старчества, – всё это позволило отцу Иосифу принять эстафету старчества Оптиной Пустыни.

Были Оптинские старцы разными и похожими одновременно. Каждый старец имел свои особенности: благодать не отменяет индивидуальные черты характера, особенности темперамента, но придает им возвышенность и духовность, как огранка бриллианту.

Волевой, сильный, решительный отец Лев, преодолевший все нарекания, гонения, клевету, как ледокол, очистивший фарватер для своих чад. Живой, ласковый, веселый старец Амвросий, дары которого напоминают великих старцев прошлого, воскрешавших умирающих и исцелявших безнадежных. И преподобный Макарий между ними – «с чистой, любвеобильной и смиренной душой, редкое соединение простоты, тихости и смирения, делавшее его доступным всем и каждому».

Путь старцев в Оптину Пустынь тоже был различным: кто-то пришел в Оптину юношей, как преподобный Иосиф, которому было 24 года, а кто-то, как преподобный Варсонофий, на 47-м году жизни, когда седина уже обильно пробивалась в волосах.

Оптинские старцы могли быть архимандритами, как преподобные Варсонофий, Моисей, Исаакий Первый, а могли не иметь чинов и званий и быть иеромонахами, как преподобные Нектарий, Иосиф, Иларион…

Оптинские старцы заботились не только об иноках монастыря, но обо всех, кого приводил к ним Господь.

Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь.

Роспись святых врат Оптиной Пустыни

Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках… Она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить духовно жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению.

Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окормление происходило лично и через переписку, через духовные наставления.

Старец Иосиф: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией…»

Оптинский старец Иосиф писал: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Монастырь Оптина Пустынь

Мужской монастырь Оптина пустынь находится в Калужской области, недалеко от города Козельска. Место очень популярно для туристического паломничества, говорят, путешественники уезжают отсюда совершенно другими людьми.

Название происходит от имени разбойника Опта, который раскаялся и постригся в монахи, став основателем новой обители. Слово «пустынь» в древней православной Руси означало монашеское поселение вдали от людей.

Местом вдохновлялись русские писатели и мыслители. Например, Ф. М. Достоевский некоторые детали «Братьев Карамазовых» написал под впечатлением после посещения обители, а прототипом старца Зосима стал монах, которого он здесь повстречал.

История

Согласно преданиям, монастырь существует с XV века. Пустынь предоставляла 2 разные обители инокам и инокиням, проживать совместно было запрещено. Первая летопись, в которой упоминается монастырь, датируется 1629 годом.

В период смуты здания монастыря подвергались набегам и разорению и не успели полностью оправиться от них и к XVIII веку. Состояние еще сильнее ухудшилось, когда монастырь заставили платить оброк. К 1724 году в пустыни было всего 12 человек, было решено упразднить ее, но 2 годами позже Екатерина I отдала указ о восстановлении.

В середине века обитель активно развивалась, была построена колокольня и новый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы с 2 приделами. Оптину пустынь заметил Московский митрополит, было решено присоединить ее к Калужской епархии.

К 1821 году обитель обзавелась больницей, 2-мя новыми храмами и новой колокольней. Штат сильно увеличился, начали селиться пустынники. Участились паломничества, возрос объем пожертвований.

© Юлия

С приходом коммунистов Оптину пустынь закрыли. В 1923 году она числилась музеем, в 31-м — домом отдыха. Во время войны здесь располагался госпиталь, а к ее окончанию — фильтрационный лагерь для проверки вернувшихся из плена.

В 1987 Оптина пустынь снова стала православным объектом и строения начали постепенно возвращать. На сегодняшний день практически все вернулось к оригинальному виду и предназначению, проводились реставрации.

На территории находятся 7 храмов и несколько церквей. Некоторые все еще на реставрации, но в остальных регулярно проходят богослужения: утренние молитвы, панихиды, Литургии, молебны исповеди и священные таинства.

Главным храмом монастыря является Введенский собор, в котором находятся святые мощи и знаменитые иконы. Наибольшим является трехпрестольный Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Священными таинствами для мирян занимается храм Илариона Великого.

Подворья

Оптина пустынь имеет несколько подворий, находящихся в разных городах страны:

  1. В Москве находится Храм апостолов Петра и Павла. Подворье устраивает паломнические экскурсии в монастырь, служит местом проведения богослужений и церковно-образовательным центром.
  2. В Санкт-Петербурге находится Успенское подворье — Храм Успения Богородицы. Славится выступлениями мужских хоров и просветительской деятельностью в Институте религиоведения и церковных наук.

У монастыря Оптина пустынь есть свое толкование Священного Писания, которое можно посмотреть на официальном сайте.

Расписание богослужений в Оптиной пустыни

Расписание богослужений в храмах Оптиной Пустыни можно посмотреть онлайн на сайте. Также монастырь предоставляет аудиогалерею, содержащую звуковые файлы песнопений, проповедей и молитв, произносимых в Оптиной пустыни.

Цены в монастыре Оптина пустынь

Поминовения для одного имени в монастыре требуют пожертвований, сумма которых рассчитывается из времени поминовения и вида. Проскомидия:

  • 100 руб. на 40 дней;
  • 1 тыс. руб. в год (можно заказать на 1, 3 или 5 лет).

Неусыпаемую псалтирь можно заказать только на 40 дней, сумма пожертвования составит при этом 200 руб. Узнать об услуге подробнее, а также найти банковские реквизиты обители можно на сайте монастыря.

При заказе экскурсий сумма рассчитывается исходя из количества экскурсантов:

  • 150–200 руб. с человека для взрослых и 50 для детей, если группа более 10 лиц;
  • 2000 руб. для группы менее 10 человек.

Экскурсии в монастырь Оптина пустынь

Попасть в обитель можно в составе организованных экскурсий как от различных служб и компаний, так и от самого монастыря. Второй вариант предполагает двух и трехдневные маршруты с предоставлением комнат в гостинице обители.

© Юлия

Мероприятия проводятся братия обители и штатные экскурсоводы. Также возможно привлечение переводчиков для иностранцев. Тематика может быть разной, в зависимости от выбора экскурсантов:

  • общий обзор;
  • для детей;
  • храмы, скит, святыни;
  • день из жизни Обители;
  • Оптинское старчество.

Экскурсионная служба работает ежедневно с 8:30 до 17:00. Мероприятие длится в среднем 1–1,5 часа.

Панорама в Оптиной пустыни возле храма Марии Египетской — Google Maps

Как добраться до Оптиной Пустыни

Помимо организованных экскурсий, до Оптиной пустыни можно добраться и другими путями.

На электричке

Вариант не самый удачный, но с пересадкой в деревне Сухиничи до Козельска из Калуги можно доехать на электричке. Пересаживаться придется на другую электричку, которая ходит всего дважды в сутки (утром и вечером), а автобусы между пунктами не курсируют.

На автобусе

Из Калуги в Козельск часто ездят местные автобусы, дорога занимает 1,5–2 часа. Узнать точное время и цену поездки можно на ресурсе Яндекс. Расписания. Когда окажетесь в Козельске — трудности не кончатся, общественный транспорт до Оптиной пустыни не идет. Можно воспользоваться услугами такси. Такси-сервис Rush единственный в Козельске.

На машине из Калуги

Путь из Калуги до Оптиной пустыни на машине составляет чуть больше часа — около 75 км. Ехать следует по Центральной улице, всегда прямо. В середине пути будет село Перемышль, далее, минув еще 4 деревни, вы окажетесь около Козельска. Не заезжая в него, нужно проехать по кольцу и через реку Жиздра, свернув затем на Оптинское шоссе.

Маршрут из Калуги в деревню Оптина Пустынь — Яндекс. Карты

Из Москвы

Общественный транспорт из Москвы до Оптиной Пустыни в Калужской области — рейсовые автобусы, курсирующие по маршруту Москва — Козельск. Отправление — от автостанции Теплый Стан. В течение дня рейсов несколько, время в пути — чуть больше 5 часов. Расстояние до Оптиной Пустыни от Москвы — около 260 км по автомобильным дорогам.

Видеообзор над монастырем Оптина пустынь

Оптина пустынь

Монастырь
Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь
Святые врата
Страна Россия
Город Козельск
Конфессия Православие
Епархия Калужская
Дата основания XV век
Известные насельники Оптинские старцы, Иоанн (Малиновский)
Последний настоятель Архимандрит Венедикт (Пеньков)
Состояние Действует
Сайт Официальный сайт
Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь на Викискладе

Координаты: 54°03′12″ с. ш. 35°49′55″ в. д. / 54.053333° с. ш. 35.831944° в. д. (G) (O) (Я)

О́птина пу́стынь — монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области, в Калужской епархии.

Расположение и внешний вид

От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В двух километрах от монастыря, на том же берегу Жиздры, также расположена станция Тупик.

В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская.

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. На 2009 год в нём живут 10 монахов. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь ещё целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт.

История

По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. До XVIII века материальное состояние монастыря было тяжелым. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

Монастырь в XIX веке.

С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время; некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни. Сестра анафематствованного в 1901 году графа Л. Н. Толстого Мария Николаевна Толстая († 6 апреля 1912 года) была насельницей основанного рядом старцем Амвросием женского Шамординского монастыря, где она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». В 1939—1940 годах в Оптиной пустыни содержались польские военнопленные (около 2,5 тыс. человек), многие из которых позже были расстреляны. В 1987 году монастырь был возвращён Русской православной церкви.

Храмы

Действующие

Церковь во имя явления Казанской иконы Божией Матери Колокольня Храм в честь Преображения Господня

  1. Введенский собор — главный храм обители (построен в 1750—1771 годах). Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы:

    Имеет три придела: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный — преп. Амвросия старца Оптинского, южный — Святителя Николая Чудотворца.

    Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

    Во Введенском храме совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.

  2. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году): Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Кресто-воздвиженский.

    Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских братий-иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи.

    Это самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нём проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии.

  3. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (восстановлен на месте полностью разрушенного храма и освящен в 1998 г.):

    Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери.

    Это храм-усыпальница для обретенных 7-10 июля 1998 г. св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих.

    Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.

  4. Храм в честь прп. Илариона Великого (построен в 1874 г.):

    Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого.

    В этом храме совершаются Таинства для мирян: крещение, отпевание усопших.

  5. Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту (построен в 1825 г.): Престол один в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита.
  6. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»:

    Храм построен в 1997—2000 гг. Находится на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

  7. Храм в честь Преображения Господня:

    Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является новым: на его месте никогда не было храма.

    Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

    В этом храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.

В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.

Восстанавливающиеся

  1. Храм в честь прп. Марии Египетской:

    В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.

  2. Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении.

    Находится на территории Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее время в здании храма размещается паломническая гостиница. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. В подклетном храме в честь Архангела Михаила служатся водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита. Посторонние не допускаются.

  3. Храм в честь Всех Святых. Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново.

    На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. В настоящее время на месте их погребения построена каменная часовня.

Оптинские старцы

Оптинские старцы

  • Лев
  • Макарий
  • Моисей
  • Антоний
  • Иларион
  • Амвросий
  • Исаакий I
  • Анатолий I
  • Иосиф
  • Варсонофий
  • Анатолий II
  • Нектарий
  • Никон
  • Исаакий II

Оптина пустынь

На Поместном соборе 1988 г. прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы прославлены в 26 июля 1996 как местночтимые, а в 2000 году общецерковно. 25 декабря 2009 года Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, подготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к общецерковному богослужебному употреблению.

Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобноисповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобриков) — в чине преподобномученика.

  1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
  2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
  3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
  4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….
  5. Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
  6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
  7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
  8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
  9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.
  10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.
  11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
  12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.
  13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
  14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Оптинские новомученики

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и исповедников 15 человек, из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века: преподобномученики Ефвимий, Пантелеимон, Лаврентий, Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит, Никон, Севастиан; мученик Борис.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится и сейчас. В честь убиенных монахов построена часовня. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.

В 2006 году в оптинском издательстве вышла книга «Оптина пустынь. Годы гонений», в которую были включены жития новопрославленных святых, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). В следующем году был опубликован первый выпуск «Оптинского альманаха», большая часть которого посвящена гонениям советского периода. Также готовится к выходу сборник «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни». В этот сборник войдут жития преподобномучеников Евфимия (Любовичева), Лаврентия (Левченко), Иоанникия (Дмитриева), Серафима (Гущина), Рафаила (Тюпина), Гурия (Самойлова), Пафнутия (Костина), Игнатия (Даланова), Викентия (Никольского), Евтихия (Диденко), Марка (Махрова), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), мученика Бориса Козлова, преподобноисповедников Никона (Беляева), Рафаила (Шеченко), Севастиана (Фомина), а также письма преподобноисповедника Рафаила в полном объёме.

Настоятели и наместники

  • Макарий (Опта) (основатель)
  • Сергий (упом. 1625)
  • Феодор (упом. 1630) иером.
  • Иосиф (1795-1796) иером.
  • Авраамий (1796 — 1817) игум.
  • Маркелл, игумен
  • Даниил, игумен
  • Моисей (Путилов) (1825 — 16 июня 1862) схиархим.
  • Исаакий (Антимонов) (1862 — 22 августа 1894) схиархим.
  • Досифей (Силаев) (упом. 17 декабря 1897) архим.
  • Ксенофонт (Клюкин) (? — 1913)
  • Сщмч. Исаакий (Бобриков) (30 августа 1913 — 1923) архим.
  • Иосиф (Братищев) (1987—1988)
  • Евлогий (Смирнов) (23 мая 1988—1990)
  • Венедикт (Пеньков) (с 1990)

Примечания

  1. В скорбях мира нам спастись. Жизнеописание схимонахини Марии (графини Марии Николаевны Толстой). Казанская Свято-Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, 2007 год
  2. Канонизация святых в Русской Православной Церкви после Собора 1988 г.
  3. Деяния юбилейного освященного Архирейского собора Русской Православной церкви о канонизации
  4. Журнал № 131 заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года
  5. Житие преподобного Амвросия Оптинского

См. также

  • Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево — Московское подворье Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной пустыни
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском Острове — Санкт-Петербургское подворье Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной пустыни

Некоторые монахи Оптиной пустыни:

  • Василий (Росляков)
  • Ферапонт (Пушкарёв)

Литература

  • Маштафаров А. В. Воспоминания И. М. Картавцевой о паломнических поездках в Оптину пустынь (1917—1923 гг.) //Вестник церковной истории. 2010. № 1-2(17-18). С. 128—144.
  • Оптина Пустынь: Рассказы, притчи, поучения: Сост. по трудам Преподобных Оптинских старцев Макария, Антония, Амвросия, Анатолия, Варсонофия, Нектария, Никона. М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2011. 320 с., Серия «Духовная библиотека», 5 000 экз., ISBN 978-5-89424-073-2

Ссылки

  • Введенский монастырь Оптина пустынь — официальный сайт
  • Оптинские новомученики
  • Оптина пустынь — живая летопись. Неофициальный сайт

Населённые пункты на Жиздре (от истока к устью)

Жиздра | Думиничи | Козельск | Оптина Пустынь (мон.)

см. далее: Ока́

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *