Гласы церковного пения

Между католиками и православными есть важное отличие — церковное богослужение в нашей традиции является полностью вокальным. Никаких музыкальных инструментов в православной церкви быть не должно. Самая распространенная разновидность песнопения — это псалмы. Но встречаются и другие варианты:

  • тропари;
  • величания;
  • стихиры;
  • литургии;
  • всенощные;
  • кондаки.

Что такое церковные песнопения

Что же представляло собой (и представляет) песнопение церковного характера? Это христианское вокальное искусство, применяемое в богослужении. Древнейшей разновидностью этого искусства историки признают псалом — хвалебную песнь, встречающуюся в Псалтири. Простейшим чтением молитвы считается литургический речитатив. Исполнение кондака относится к категории широких распевов, перемежающихся мелодичными инсталляциями.

Занимаются храмовым песнопением как отдельные исполнители, так и большие коллективы (хоры). В старину проходили даже состязания хоров, так называемые духовные концерты. Со временем религиозная музыка превратилась в сложное искусство, вышедшее за рамки чтения тропаря. Сейчас это искусство стало предметом, изучаемым в духовных семинариях.

Антифонный вид

«Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.

Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.

Эпифонный и ипофонный вид

Первый тип церковного песнопения означает вступление, запев. Второй — припев. Эти разновидности применяются в тех случаях, когда необходимо исполнить псалом. Ипофон используется, когда к псалму нужно что-то присоединить в финале. Тут возможны два варианта:

  1. Стихи псалмодируются одним исполнителем, остальные представители хора подпевают.
  2. Стих и припев исполняются всем хором (либо хор делится на две части).

Респонсорный вид

Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:

  1. Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
  2. Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.

Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

Канонарх

Этот церковный вокал практикуется преимущественно в монастырях. Функцию канонарха можно сравнить с действиями суфлера — возглашается текст, выбирается один тон и происходит псалмодирование. Канонарх объявляет номер возгласа — в песнопении это становится своеобразной подсказкой другим исполнителям. Отметим ключевые особенности канонарха:

  • это оптимальный способ исполнения для монастырских хоров, разделенных надвое;
  • канонарх применяется не во всех песнопениях, а только в стихирах;
  • допускается воссоединение хора в центре монастыря;
  • при объединении певцы формируют полукруг;
  • певца-канонарха нельзя путать с головщиком.

Гимнический песенный вид

Если песнопенье необходимо исполнить без перерывов, на едином дыхании, лучшим решением будет гимнический вид. С применением данной техники исполняются такие произведения, как «Свете тихий» и «Херувимская песнь». Этот тип подходит и для литургических песнопений, а также для утрени и вечерни. Когда священник хочет провести церемониальное действие, он тоже выбирает гимническую разновидность церковного вокала. Примером могут служить:

  1. Торжественный проход служителя сквозь царские двери.
  2. Облачение архиерея.

Помимо кондака, литургий и стихиров в православных храмах нередко исполняется акафист. Название имеет древние корни — греческое слово «кафизо» переводится как «сажусь». Это песнь, носящая благодарственно-хвалебный характер. Акафисты славят Иисуса Христа и Богородицу и состоят из 25 строф. А вот сидеть при исполнении этих произведений запрещается.

Богослужебное пение и музыка

Приходишь в храм с покаянным чувством, а на клиросе слышишь оперу. Особенно это смущает Великим постом. О церковности и нецерковности тех или иных наших клиросных песнопений рассказывает протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства консерватории

Горовосходный холм. Конец XIX в. Неизвестный художник. Лист рукописи.

Для чего мы ходим в храм?

Думаю, что ответ большинства наших прихожан (и „захожан“) в общем будет одинаков: для того, чтобы помолиться. Люди воцерковлённые (а на теперешнем сленге — церковно продвинутые), возможно, добавят: чтобы помолиться вместе со всеми. Для чего мы ходим в оперу или на концерт? — Да, конечно: чтобы насладиться хорошей музыкой.

И казалось бы, эти очевидные истины вполне бесспорны. Однако…

Однако снова и снова возникают недоумения и вопросы относительно церковности и нецерковности тех или иных наших клиросных песнопений и, соответственно, уместности и неуместности их исполнения за богослужением. Возможно, отчасти это связано и с тем, что в наше время — время подмены истинной свободы распущенностью и вседозволенностью — многим, особенно новоначальным и новообращённым (неофитам), бывает необходимо навести порядок в своём мировосприятии и обрести ясность и определённость в разграничении понятий церковного, святого и мирского, светского.

Дни печальные Великого Поста— особый период в жизни каждого христианина: душа ищет строгости, простоты и невычурности, тяготеет к эмоциональной сдержанности и аскетизму. Входя под своды храма в эти дни, пожалуй, как никогда хочется оставить за его порогом всё земное, чувственное, страстное и попытаться хоть на час вознестись духом во области заочны. И для того, чтобы это вознесение состоялось, и существует христианская литургическая (то есть богослужебная) культура.

Одна её ветвь может быть условно названа материальной, другая — нематериальной. К первой относится храмовая архитектура, фрески, мозаики, иконопись, скульптура (Распятие, например) и другие так называемые пластические искусства. Ко второй — особый язык богослужения (у нас — церковнославянский), литургическое чтение, возглашение и пение священных текстов и молитвословий, а также колокольный звон. Соединяясь за богослужением в величественную церковно-художественную симфонúю, всё это призвано являть молящимся Небо на земле1 и красоту церковную2 .

Пение: слово и музыка

Пение — это сопряжение двух ритмов: ритма слова и ритма мелоса, то есть гармоничное соединение поэзии и музыки. Но как бы органично ни сочетались слова и мелодия в вокальной музыке — это всё же вещи разные, как по своей природе, так и по назначению. Функция слова (а точнее — языка в вербальной коммуникации) — по возможности ясно и внятно выражать те или иные мысли, суждения, намерения, чувства и т. п. Функция музыки (по преимуществу) — создание того или иного настроения на основе художественного образа, выражаемого музыкальными звуками.

Например, если я скажу или напишу „мне холодно“, то всякому станет понятно, о каком человеческом ощущении идёт речь. Я могу попытаться передать это же ощущение холода без слов — мелодическим или гармоническим оборотом, — но, во-первых, далеко не всякий и никак не сразу сумеет определить, о чём именно моя музыка, а во-вторых, я попросту могу оказаться плохим композитором и не выразить в звуке это самое ощущение.

На первый взгляд, цель у вербального и музыкального языков одна: передача информации. Но если та или иная намеренно несложная словесная фраза воспринимается и толкуется большинством слушателей, как правило, однозначно, то смысл даже простой фразы музыкальной по большей части вызывает различное её восприятие и толкование, особенно у людей немузыкальных. Таким образом, слову изначально присуща определённость, а музыке без слов — неопределённость высказывания.

Вообще музыка — материя особо тонкого рода. Она гораздо легче, быстрее и бесконтрольнее слова проникает в сознание. И даже не столько в сознание, сколько в подсознание, подобно фильтрующемуся вирусу — так сказать, без спросу. И там, в сумерках нашего подсознания, эта музыкальная информация способна жить своей автономной и пока ещё ничтожно мало изученной жизнью, порождая порой неожиданные и необъяснимые мысли, чувства, импульсы.

Именно этой её бесконтрольно „проникабельной“ особенностью объясняется, например, феномен «навязчивых мотивов». И именно поэтому людям эмоционально неуравновешенным и психически неустойчивым настоятельно не рекомендуется слушать музыку без разбору, всё подряд. И вот почему известная реплика Фонтенеля „Соната, чего тебе от меня надо?“ — это не только ирония.

Искусство церковного пения

Святая Соборная и Апостольская Церковь Христова есть духовно-религиозное сообщество — собрание братьев и сестёр по вере (1 Кор 11: 18; 12: 28; Деян 12: 5; 15: 22). Соответственно, церковное пение (как и всякое другое церковное искусство) есть, во-первых и прежде всего, соборное художество (то есть, совместное, коллективное, а не индивидуально-авторское); а во-вторых — это так называемое культовое искусство, то есть не автономное (самодостаточное), а прикладное, призванное служить целям и задачам Церкви.

Уточню один существенный момент: идея соборности церковного искусства выражается не в единовременном коллективном труде артели мастеров над неким произведением, а в совместном творчестве многих поколений. Канон, преемственность, предание (традиция) — всё это суть важнейшие и существеннейшие моменты для любого церковного художества, в том числе и для богослужебного пения.

„Свят храм Твой, дивен в правде!“ (Пс 64: 5–6) — восклицает Псалмопевец, подразумевая под словом «храм», конечно, не одни лишь стены, но и всё, что наполняет пространство храма, все его атрибуты. Это значит, что храмовое пение, как и всякое другое богослужебное искусство, является искусством сакральным, то есть священным.

И святость эта предполагает прежде всего его выделенность из мирской среды, его непохожесть на всё светское, в том числе и на светское искусство. А в храмовом пении эта выделенность особенно усиливается необходимой и естественной связью музыкального языка его гимнов с их вербальным языком — богослужебным, намеренно удалённым и от обыденной речи, и от слога беллетристики.

Церковное пение подразделяется на две неравнозначные категории: 1) богослужебное (литургическое) или храмовое и 2) небогослужебное (паралитургическое) или внехрамовое.

Богослужебными именуются лишь те гимны (песнопения), которые исполняются за храмовым богослужением и составляют гимническую (а по-славянски — песненную) часть чинопоследования той или иной церковной службы. „Церковная служба“ по-гречески — литургия (с маленькой буквы, в отличие от верховного богослужения Христианской Церкви — Божественной Литургии), поэтому богослужебные песнопения также называются литургическими.

В свою очередь литургические песнопения бывают уставными и неуставными. К первым относятся лишь те гимны, которые предлагаются Богослужебным уставом (Типиконом). К последним, соотвественно, — песнопения, которые иногда исполняются за богослужением, но не освящены уставной традицией (так называемые «величания» на полиелее; все акафисты, исключая Акафист Богородице в Субботу Акафиста; некоторые каноны для келéйного, или домашнего, чтения; песнопения на молебнах и т. д.).

Вместе с тем, в сокровищницу церковнопевческой традиции вошло множество песнопений небогослужебных или паралитургических (греческая приставка para здесь означает ‘около’, ‘рядом с’). К таковым относятся так называемые стихи духовные. В России этим наименованием обозначают весьма значительный пласт христианской народно-церковной песенной поэзии, куда входят песнопения покаянные, постные, брачные (или венчальные), заупокойные (или поминальные), а также праздничные — колядки, щедровки, волочéбные (или пасхальные), богородичные, стихи о святых, псáльмы, народные песненные молитвы и т. п. Не будучи богослужебными, то есть не исполняемые непосредственно за богослужением в храме, они в то же время являются безусловно церковными, как по своему происхождению, так и в идейно-содержательном плане.

«Духовная музыка»

Этот, ставший ныне расхожим оборот заключён мной в кавычки из-за своей расплывчатости: он слишком многое вмещает. Ведь, с одной стороны, не только музыкальное, но и всякое творчество восходит к области человеческого духа, а с другой — ни для кого не секрет, что и в нашем мире, и за его пределами существуют (и действуют!) разного рода духи. И, например, музыка какого-нибудь сатанинского культа, воспевающая духов злобы поднебесной (Еф 6: 12), также является духовной по определению. Вот почему христиане призваны быть особо бдительными в этой области и постоянно испытывать и различать духов (см., напр.: 1 Ин 4: 1–6; 1 Кор 12: 10).

Но ведь существует музыка и небогослужебная, и нецерковная, но так или иначе воспевающая именно христианские образы, идеалы, ценности. А ещё есть вокальная музыка, написанная на тексты Священного Писания, а также на тексты богослужения, но при этом опять-таки не являющаяся ни литургической, ни даже паралитургической. И для её определения есть своя терминология: христианская, религиозная, религиозно-христианская, наконец — светская религиозно-христианская и т. п.

И беда некоторых наших клиросных хоров заключается именно в том, что их руководители — регенты — далеко не всегда осознают разницу между культовыми, богослужебными песнопениями и религиозными, но в своей сущности — светскими хоровыми произведениями. Я намеренно написал „некоторых“, чтобы избежать оценочных определений (большинство или меньшинство), так как у меня нет никаких объективных статистических данных на этот счёт.

(продолжение следует)

1 Церковь есть Небо на земле, куда небесный Бог вселяется и где Он пребывает. (Герман, Патриарх Константинопольский. Вещей церковных созерцание, І. Перевод автора.)
2 И поставили их на лучшем месте, показав им красоту церковную: пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении богу своему. Они же были в восхищении, удивлялись и хвалили их службу… „И не знаем — на небе мы были или на земле: ибо нет на земле такого вида и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом! Знаем только, что там бог с людьми пребывает“ (В лето 6495 // Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи. Т. 1. М.; Л., 1950. С. 274. Выделено мной — В. Г.).

Глас

(141 голос: 4.5 из 5)

См. раздел ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

  • Глас Богословско-литургический словарь
  • Тропари и кондаки воскресные восьми гласов (+Аудио)
  • Осмогласие
  • Тест: Осмогласие

Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви.

Существует четыре основных (атентических) гласа — 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего атентичного гласа.

4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.

Большинство песнопений (из Октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.

Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

Звучание Описание
Глас 1 Т.н. глас Богоявления. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 2 Глас Исхода, напоминающий о смирении. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в соль-мажоре.
Глас 3 Глас Небесной радости. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 4 Глас Всепразднственный. Обычный распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 5 Глас Поклонения. Киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 6 Глас Покаяния. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 7 Глас Преображения. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 8 Глас Вечности. Сокращенный киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.

Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1-го гласа следует седмица 2-го, потом 3-го — и так до 8-го, а затем снова 1-го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений.

Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.

Восемь церковных гласов

составитель В. Хорецкая

Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.

ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.

Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим
«Апостоли, мученицы и пророцы»;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».

ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 – «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.

Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе
Боже наш»;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».

ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.

Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим»);
Догматик «В Чермнем мори».

ГЛАС 6 – «рождает благочестивые чувства – преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.

Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»
(6-я песнь «Житейское море»).

ГЛАС 7 – «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

ГЛАС 8 – «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
пролию ко Господу»).

глас

Значения в других словарях

  1. Глас — (старослав., равнозначно рус. слову голос) — в древнерус. церк. пении сумма диатонич. попевок типа трихордов и тетрахордов, связанных с определёнными областями церк. звукоряда. Восемь Г. составляли систему осмогласия, охватывавшую весь осн. Музыкальная энциклопедия
  2. глас — ГЛАС, гласа, ·муж. 1. То же, что голос в 1 и 4 ·знач. (·церк.-книжн., ·поэт. ·устар. ). «Все природы голоса сливались тут, не раздался… лишь человека глас.» Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий). 2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый. Толковый словарь Ушакова
  3. глас — -а, м. 1. трад.-поэт. Голос (в 1, 4 и 6 знач.). Глас народа. □ Раздался звучный глас Петра: — За дело, с богом! Пушкин, Полтава. И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон. А мы тем часом Свою в виду держали даль. Малый академический словарь
  4. глас — ГЛАС -а; м. 1. Высок. = Голос (1, 4, 6 зн.). Раздался трубный г. Услышать г. народа. Мирный г. страны. Г. вопиющего в пустыне (книжн.; о призыве, остающемся без ответа, без внимания). Ни гласа ни воздыхания (книжн.; о полном молчании, безмолвии). 2. мн. Толковый словарь Кузнецова
  5. Глас — (церк.-слав.) — в техн. смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом Г. главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта). Правосл. греко-российская црк. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. глас — (голос, ср. глас народа). Заимств. из ст.-сл. яз. Исходное общеслав. *golsъ (> гласъ после развития неполногласия) — суф. производное (суф. -s-, ср. волос) от той же звукоподражательной основы, что и глагол. Этимологический словарь Шанского
  7. глас — орф. глас, -а (устар. к голос; церк. муз.) Орфографический словарь Лопатина
  8. Глас — (старославянское слово, то же, что голос) 1) в византийском и римско-католическом церковном пении различные диатонические лады, каждый из которых имел свой господствующий и конечный тоны; вместе Г. составляли систему восьмигласия. Большая советская энциклопедия
  9. глас — ГЛАС, а, м. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.). • Глас вопиющего в пустыне (книжн. Толковый словарь Ожегова
  10. глас — сущ., кол-во синонимов: 3 голос 44 мольба 8 напев 10 Словарь синонимов русского языка
  11. глас — Глас/. Морфемно-орфографический словарь
  12. глас — ГЛАС м. голос, во всех знач. взывания, звук, звон, шум и пр. || Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований… Толковый словарь Даля
  13. глас — см. >> голос Словарь синонимов Абрамова
  14. глас — Церк. и поэт., гла́сный «публичный», также «городской депутат», производное от глас «голос». Подробнее см. на го́лос. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. глас — 1. глас, гласы, гласа, гласов, гласу, гласам, глас, гласы, гласом, гласами, гласе, гласах 2. глас, гласы, гласа, гласов, гласу, гласам, глас, гласы, гласом, гласами, гласе, гласах Грамматический словарь Зализняка
  16. ГЛАС — ГЛАС (греч. echos) — в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия. Большой энциклопедический словарь
  17. глас — ГЛАС а, м. glace f. 1. кулин. Глас т. е. лед или зеркало: .. У поваров значит оное приготовление соку для желе. 1795. Сл. пов. 1 453. 2. кулин.У приспешников и кандиторов покрывание сахаром на яичном белке. Сл. пов. 1 453. Словарь галлицизмов русского языка

ПОСЛУШАНИЕ

Смотреть что такое «ПОСЛУШАНИЕ» в других словарях:

  • послушание — См … Словарь синонимов

  • Послушание — имеет несколько значений: Послушание (поведение) добровольное подчинение авторитету. Послушание (монашество) работа или вид епитимии в монастырях. См. также Послушник … Википедия

  • послушание — многие родители считают, что ребенок не слушается потому, что упрямится или ленится. Но, согласно Л. С. Выготскому, неверно мнение, что ребенок через послушание овладевает своим поведением. Напротив, послушание возможно, когда он научится… … Большая психологическая энциклопедия

  • послушание — ПОСЛУШАНИЕ, арх. У приказных людей веджется наряд, а у посадских людей послушание с ними, но толк с обоих (так! – Б.Ш.) сторон тот, чтобы теснить татар, вогулов и остяков во всяких промыслах и рыбных ловлях (3. 385) … Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • ПОСЛУШАНИЕ — ПОСЛУШАНИЕ, я, ср. 1. Повиновение, покорность. Требовать от детей послушания. П. родителям. 2. В монастырях: обязанность, к рая возлагается на каждого послушника или монаха, а также специальная работа, назначаемая в искупление греха, проступка.… … Толковый словарь Ожегова

  • послушание — • безоговорочное послушание • безропотное послушание • беспрекословное послушание … Словарь русской идиоматики

  • ПОСЛУШАНИЕ — (deference) 1. Позиция, основанная на убеждении в том, что существует естественный порядок подчиненного положения и превосходства, то есть признание нижестоящим права вышестоящего на управление. 2. Последствия властного отношения, требующие… … Большой толковый социологический словарь

  • Послушание — акт подчинения своей воли воле другого человека. Послушанием также называется дело, Поручение его выполнить по назначению настоятеля монастыря. В широком смысле послушание – это покорность, повиновение, смирение человека перед другим человеком,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • послушание — ПОСЛУШАНИЕ, я, ср Работа, поручение, которое выполняют монахи и послушники в монастырях, а также специальное поручение, даваемое во искупление греха, проступка. С радостью выполняла сестра Анна любое послушание, которое ей давала настоятельница … Толковый словарь русских существительных

  • послушание — paklusnumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Parengtis vykdyti vyresniųjų nurodymus. Tai pirmoji jaunesniųjų moksleivių drausmingumo apraiška, turinti didelę reikšmę dorovinei asmenybės patirčiai. Didėjant paauglio savarankiškumui,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Протоиерей Георгий Бреев: «До послушания надо дорасти»

Большинство книг о духовничестве написаны монахами. Универсальны ли их советы, применимы ли они к мирянам? Возможно ли в миру абсолютное послушание духовнику? С этими вопросами мы обратились к духовнику города Москвы, настоятелю храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, протоиерею Георгию Брееву.

– Отец Георгий, в чем смысл послушания духовнику?

– В доверии. Подлинные отношения между людьми невозможны без доверия. Тем более в духовной жизни. Только если человек почувствует, что пастырь понимает его душу, ведет его ко Христу, он поверит ему и постарается исполнить его совет. Но многое зависит и от мирянина, от его запросов. Иногда исповедуешь пятьдесят, сто человек. И после исповеди поражаешься: только один или два из заданных всеми ими вопросов были духовного порядка. То есть те вопросы, для решения которых пастырь и поставлен Богом. И радуешься, что человек задает такие вопросы – значит, ему открылся духовный путь, он хочет в нем ориентироваться! Но многие обращаются с бытовыми проблемами, с которыми люди нецерковные идут к психологу или адвокату. Такие вопросы ложатся на пастыря неблагодатным бременем. Священнику ли решать, как тебе разменять квартиру, разделить имущество с родственниками, переходить ли на другую работу? Это же не духовные вопросы. Однако мы не можем их игнорировать, раз человек спрашивает нас. Одна женщина в присутствии молодого иеромонаха пожаловалась преподобному Амвросию Оптинскому, что у нее мрут индюшки. Он посоветовал ей, чем их кормить. Когда женщина ушла, иеромонах спросил преподобного, стоило ли тратить время, отвечая на совершенно бытовой вопрос. Старец Амвросий ответил ему: «Знаешь ли ты, что в этих индюшках вся ее жизнь?» Когда я это читал, удивлялся, как же преподобный правильно рассудил! Женщина ушла от него радостная – она знала, что нужно делать.

По-человечески понятно, почему и для решения бытовых проблем верующие обращаются за советом к священнику. Но велика вероятность, что в этом случае совет даже очень опытного священника будет не таким удачным, как его же ответ на духовный вопрос. Когда мне задают такие вопросы, вспоминаю слова Спасителя: «…Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12, 14). Задача священника – помочь человеку прийти ко Христу, а не решать за него бытовые проблемы.

– А в духовных вопросах человек должен беспрекословно слушаться духовника?

– Что значит «должен»? Послушание в духовной жизни – способность слышать глас Божий. Образец послушания дал нам Христос: «…Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). Все лица Святой Троицы равны, но Единородный Сын пришел явить тайну человеческому роду, показать, что такое божественная любовь, согласие и единение, в чем их основа – именно в том, что Он, равный Отцу, готов быть Ему во всем послушным и исполнить Его святую волю. И был послушен Отцу до смерти крестной: «…Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42), – молился Он в Гефсиманском саду. Гонитель христиан Савл услышал глас Божий и стал апостолом Павлом, так же послушным до смерти. Иоанну Предтече был глас в пустыне, и он исполнил волю Божию. И другие пророки в разное время слышали глас Божий, шли и исполняли его (обличали, исправляли нравы), а их побивали камнями. То есть принцип послушания передан нам пророками, апостолами и Самим Господом. Такое послушание нельзя навязать, до него человек может дорасти. Дорасти до высочайшего понимания свободы личности. И только под руководством пастыря, который сам имеет опыт подлинного послушания. Когда же молодой священник (младостарец, как их сейчас называют), который о послушании только в книгах читал, начинает диктовать прихожанину свою волю, он подавляет его личность. Это страшное искажение духовной жизни. Если такой пастырь возомнит, что священнический сан ставит его над пасомым судьею, такое духовничество сомнительно, и принцип послушания нарушен. В мирянине такой же образ Божий, Бог его так же любит. Если священник сам воспитал себя в послушании Церкви, он это понимает и не пытается заслонить собой Христа. Только тогда возможно настоящее послушание, как подчинение себя воле Божией, и оно красиво, величественно, божественно, способно постепенно переродить человека.

– Многие аскетические книги о послушании написаны монахами и для монахов. Насколько применимы их советы к мирянам? Отличается ли монашеское послушание от мирского?

– Конечно, отличается. Монах при постриге дает Богу обеты отречения от всех земных привязанностей. Мне кажется, сохранить эти обеты можно только при послушании. Правда, еще в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов писал, что нет настоящих духовников, которым можно безоговорочно доверять, и советовал христианам обращаться к Священному Писанию и святым отцам. А ведь это было время оптинских старцев – вся Россия к ним ездила! И святитель Игнатий тоже был в Оптиной, общался со старцами. Но надо понимать, что сам святитель Игнатий – дворянин, прекрасно образованный офицер – предпочел карьере и знатности монашество, прошел все ступени послушания, жил по-настоящему святой жизнью и во всем искал совершенства. Он не находил духовников, отвечающих его высоким духовным запросам. Наверное, у современных христиан, в том числе и у начинающих монахов, запросы не такие высокие, как у святителя Игнатия. Я не монах, поэтому мне трудно судить о монашестве, но думаю, что в основе монашеского подвига лежит послушание. Послушание Богу, умение видеть в своем собрате или руководителе того, через кого Бог ведет тебя к Себе. Иногда, возможно, и непростым путем, но для тебя необходимым.

В идеале это относится и к мирянам. Внешнее подражание монашеству невозможно – мирянин не дает обетов, не живет в монастыре, у него есть мирские обязанности. Но духовный смысл послушания одинаков для всех христиан. Каждый человек может дорасти до понимания этого смысла. Навязать же послушание нельзя. Вспомните апостола Павла: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 2, 14 – 3, 3). А в Послании к Галатам он пишет: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6, 1). Паства одна, но апостол подчеркивает, что уровень духовности у всех разный. И священнику надо это учитывать, не налагать на людей бремена неудобоносимые. Послушание – божественная категория, но прежде, чем ее приложить к кому-то, нужно знать этого человека, чувствовать, что он готов свободно исполнить послушание (и, повторяю, это возможно, если священник сам имеет опыт послушания). Иначе послушание для человека станет синонимом насилия. По вине священника будет поругано святое понятие.

– Но многие ли священники сегодня имеют опыт послушания?

– Пастырей никогда не было много. Господь говорил ученикам Своим: «…Жатвы много, а делателей мало…» (Мф. 9, 37). Большинство священников были рукоположены в девяностые годы и позже, многие из них тогда только к вере пришли. Но ведь и количество прихожан за двадцать лет увеличилось в сотни раз. Опять же большинство пришло к Богу в зрелом возрасте. С чего обычно взрослые люди начинают духовный путь? С потребности осознать себя, получить веру, потом – очистить душу, примириться с Богом. И тогда приходит прозрение: моя жизнь, поступки еще далеки от христианства. Естественно, человек просит священника уделять ему больше времени, вразумлять, воспитывать в благочестии. И молодым священникам ох как непросто. Тем более даже в Москве много приходов, где служит только один священник. Церковный народ любит священников, можно даже сказать, что священник купается в море внимания, заботливого отношения. И некоторые из этого внимания делают неправильные выводы, что их Бог поставил быть духовными светочами, опытными руководителями. Это очень актуальные проблемы, недаром Святейший Патриарх неоднократно давал резкую оценку младостарчеству, в основе которого переоценка себя, гордость. Надо проявлять рассудительность, смирение. Я ведь не случайно вспоминал слова святителя Игнатия Брянчанинова о том, что нет опытных духовников. Это в девятнадцатом веке, во времена оптинских старцев! Что же говорить о нашем времени? Самые опытные современные или недавно ушедшие духовники – отец Савва из Псково-Печерского монастыря, отец Иоанн (Крестьянкин), отец Кирилл (Павлов) – смиренно считали, что они не являются духоносными старцами, о которых мы читаем в патериках. Отец Кирилл (после смерти отца Саввы он стал моим духовником) говорил мне: батюшка, сейчас надо упрощаться, быть, как младенцы. Я думаю, что он имел в виду умаление себя, низложение гордыни, а через это – понимание, что Бог нас ведет, творит через нас Свою волю. Помните, Господь призвал дитя и сказал ученикам: «…Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном…» (Мф. 18, 4). Малые дети открыты для послушания, способны выполнить волю родителей, у них нет злобы, противления, желания сделать наоборот. Потом, когда чуть-чуть подрастают, все это приходит, накладывает отпечаток, душа перестает понимать, что от нее требуют. Но эта младенческая простота все же остается самым глубоким духовным принципом, который нельзя игнорировать.

– Батюшка, а как же новоначальному разобраться, насколько духовный совет дает ему священник? Допустимо ли, на ваш взгляд, просить объяснить совет, если он непонятен?

– Не просто допустимо, а хорошо, когда люди вопрошают. Если человек не имеет интереса к духовной жизни, он и не будет спрашивать. И как понять, удовлетворен ли он твоим советом, готов ему последовать или начнет сам разбираться в потемках своей души. А когда просит объяснить, священник понимает, что идет духовная работа. Вспомните, как творился мир: сначала все было в хаосе, потом появились проблески света. Так и в душе новоначального.

А как разобраться?.. Я еще в молодости, когда читал жития святых, задумывался: чем их наставления отличались от наставлений обычного приходского священника? Допустим, приходит к опытному подвижнику крестьянин из глубинки. Он специально много дней добирался до монастыря, чтобы спросить совета у этого духовника! А старец ему говорит простые слова: спасайся, дорогой, Бога не забывай, и Он тебя не оставит. И человек уходит окрыленный, переродившийся. Казалось бы, разве приходской священник не сказал бы то же самое? Но в словах подвижника была огромная духовная сила. Одни и те же слова могут иметь совершенно разное воздействие. Новоначальному надо в первую очередь объяснить: в храм он приходит, чтобы встретиться с Господом. И Бог может ему открыться либо через священника, либо через собрата, с которым он будет вместе возвращаться со службы. Не понял прочитанное Евангелие или проповедь – не стесняйся, подойди к священнику, попроси объяснить. Если человек пришел не для ревизии – правильно или неправильно сказал священник? – а чтобы понять богослужение, смысл православной веры, он разберется. Пусть сначала всего два слова поймет и примет – значит, на сегодня достаточно. В следующее воскресенье еще два слова лягут ему на сердце. Это уже духовный рост.

– Значит, надо слушать свое сердце? А авва Дорофей говорил, что нет ничего опаснее, чем верить собственному сердцу. Это чисто монашеская рекомендация?

– Еще древние мудрецы считали сердце источником жизни: «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Притч. 4, 23). И Сам Спаситель говорил: «…Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Сердце – центр духовной жизни. Но прислушиваться к нему надо, чтобы соблюдать Божии заповеди. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Святые отцы ни в коем случае не игнорировали заповеди. Смысл их советов – слушать духовника через сердце, чтобы узнавать волю Божию непосредственно от того, кому эта воля открыта через его подвижническую жизнь. Это другой уровень духовности, сегодня вряд ли возможный. Во всяком случае, в миру.

– Отец Георгий, а может ли христианин менять духовника?

– Я считаю, что может. И, кстати, святитель Игнатий Брянчанинов менял не раз. Духовник не может силой своей власти или сана закабалить душу другого человека. А я встречал таких ревностных не по разуму пастырей. Лет пятнадцать назад служил у нас в храме молодой священник. Через три месяца он прибежал ко мне и радостно сообщил: «Знаешь, батюшка, сколько у меня духовных чад? Пятьсот человек!» «Как же ты смог их посчитать?» – удивился я. Я к тому времени уже двадцать пять лет служил священником и никогда не задумывался, сколько их у меня. Потому что не нашего ума это дело. Один сегодня окормляется, а завтра скажет, что нашел другого, более опытного руководителя. Да пожалуйста, миленький, иди. Вот если человек молился, просил Бога, чтобы Он дал ему духовника, и вдруг ему открывается, что этот священник отвечает на запросы его души, способен его окормлять, можно говорить о духовничестве. А как за три месяца можно обрести пятьсот духовных чад? По-моему, только одним способом. Подошел человек случайно к тебе на исповедь, а ты ему говоришь: «Первый раз исповедуешься? Больше ни к кому не ходи». А некоторые даже угрожают: уйдешь от меня, завтра твою жену парализует, послезавтра сам заболеешь… Это уже полное непонимание смысла священнического служения. Человек может только свободно избрать себе духовника. Конечно, если он меняет духовников как перчатки, это тоже ненормально, но и священник не имеет права насильно привязывать к себе людей. Мне многие жалуются: батюшка, у меня возникло недоверие в отношениях с духовником, он меня постоянно ругает, я плачу, не понимаю его. Я говорю: спокойно, без обиды отойдите от него, найдите другого. Священник – не Бог, не спаситель твоей души, а только руководитель. Руководителя же, как все мы знаем, всегда можно менять. Поступаем мы после школы в институт, устраиваемся после института на работу, переходим с одной работы на другую – всегда при этом меняется наш руководитель. Тот же аспирант может начать работу над диссертацией под руководством одного ученого, а закончить под руководством другого. Святитель Василий Великий, который в юности учился в разных языческих школах, учил: берите в миру все хорошее, как пчела, которая собирает полезное с разных цветов. Если есть внутренняя потребность, можно спокойно, не оскорбляя своего духовника, найти себе другого.

– Обязательно ли вообще верующему человеку иметь духовника?

– Человеку дана свобода. Если он почувствует, что кто-то более опытный может наладить его духовную жизнь, молитву, помочь глубже понять смысл нашей веры, он, естественно, рано или поздно найдет духовника. Но есть люди, которые периодически исповедуются и причащаются, но не интересуются ни литературой, ни работой над своей совестью. Раз у них есть потребность исповедоваться и причащаться, мы не можем считать их неверующими. Как и все, в церковных таинствах они получают благодать. Но это начальная вера, и, если она удовлетворяет человека, он не хочет двигаться дальше, вряд ли ему необходим духовник. А вот для духовного роста духовник нужен. Но обрести духовника можно только тогда, когда появится внутренняя потребность.

Беседовал Леонид Виноградов

О том, как быстро научиться петь гласовые песнопения и что это даёт.

Доброго времени суток, мои дорогие друзья.

О том, чтобы научиться петь быстро, мечтает, наверное, каждый второй. Но не все понимают, что спешка здесь абсолютно ни к чему. Более того, быстрое разучивание песнопений может только навредить. И я сейчас объясню почему.

Все мы (и я в своё время не была исключением) хотим быстро научиться петь на клиросе. Выучить побыстрее гласы и вперёд, на службу. И как правило, спеша, мы не выучиваем достаточно хорошо. К чему это в итоге приводит?

А приводит это к тому, что не доучив или кое как выучив любое песнопение, мы запоминаем его абы как. И потом это неправильно заученное пение гораздо труднее переучить на правильное, чем выучить что — либо заново. И получается, что снова создаём себе двойную работу.

Поспешишь — людей насмешишь!

А это совсем ни к чему. Поэтому, родные мои, я призываю вас к тому, чтобы вы не торопились в своём обучении гласовому пению. В письмах своей рассылки по церковному пению, я в короткий временной промежуток объясняю алгоритм разучивания Осьмогласия на примере второго стихирного и тропарного гласов, но вы все идёте в разных темпах.

И это хорошо, так как все мы разные, уровень музыкальной грамотности у всех разный и способности музыкальные тоже разнятся. И кто то выучит тот или иной глас за час, а кому то и по два часа на протяжении недели будет мало.

Даёшь качество?!

Нечто подобное я уже писала, но повторюсь. Пожалуйста, обращайте внимание на качество. И тогда увеличится количество освоенного вами церковно — певческого материала. В НПДУ, где я преподавала у студентов регентского отделения церковное пение, на разучивание восьми стихирных гласов давался полный учебный год.

Конечно, у студентов были и другие предметы и послушания, но в течении года освоить и выучить Осьмогласие было реально. То есть, занимаясь в группе на уроке и индивидуально самоподготовкой, посещая регулярно седмичные богослужения и осваивая гласовые песнопения на практике богослужений; студенты постепенно, шаг за шагом осваивали все стихирные гласы.

Сам себе режиссёр, то есть экзаменатор

Были и те, кто осваивал гласы быстрее, но они всё равно шли в ногу со всем курсом. Здесь на блоге немного другая у всех у вас ситуация. Нет строгого жёсткого контроля по срокам выучивания, нет экзаменов, вы предоставлены в обучении самим себе.

Конечно, я консультирую всех желающих, исправляя или корректируя ваше освоение стихирных или тропарных гласов. Но вы и сами должны понимать, что пение на клиросе — это тщательный и кропотливый труд и относиться небрежно к этому совсем не годится.

А ведь хочется так быстро научиться петь! -скажете вы. Учитесь, разве я против? Но не забывайте возвращаться и повторять все гласы, выученные вами ранее. Ведь если вы поёте на богослужении только в выходные и на большие двунадесятые праздники, то гласы забудутся за неделю.

Повторение — мать учения!

Даже если (как вам кажется) они достаточно хорошо вами выучены. Быстро научиться петь стихирные, тропарные или ещё какие гласы можно следующим образом:

Вы берёте определённый глас (выбор всегда за вами, хотя я рекомендую самое первое обучение гласовому пению начинать именно со второго стихирного гласа). Почему именно с него?

Он легче воспринимается начинающими певчими, нежели все остальные из стихирных гласов. Шестой стихирный несколько перекликается со вторым (оба минорные), но у него сложный запев и чередование трёх мелодических строк, одна из которых меняется в зависимости от того, в начале она или в окончании.

Кстати, о чередовании строк я, пожалуй, напишу в следующем своём посте, так как многие из вас просили меня об этом. Сначала хотела страничку отдельную сделать по этим самым чередующимся строчкам, а теперь думаю статьи одной хватит.

Я отвлеклась. Вы берёте определённый глас (стихирный или тропарный — не важно) и учите его столько времени, сколько вам, именно вам и лично вам потребуется на выучивание этого самого гласа.

Запомните это важно!

НЕ ПЕРЕХОДИТЕ К РАЗУЧИВАНИЮ СЛЕДУЮЩЕГО ГЛАСОВОГО НАПЕВА ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ВЫУЧИТЕ ПРЕДЫДУЩИЙ!

НЕ ОСВАИВАЙТЕ ТРОПАРНЫЕ ГЛАСЫ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ОСВОИТЕ ВСЁ СТИХИРНОЕ ОСЬМОГЛАСИЕ!!!

Именно этот момент поможет вам быстрее, именно быстрее и лучше выучить гласы и быстро начать петь на клиросе. То есть, чем тщательнее и дольше вы учите, тем быстрее выучиваете.

Ещё один момент, на который следует обратить внимание. РАСПЕВАЙТЕСЬ. Желательно перед каждым своим занятием. Как только я вылечу простуду, которая немного затянулась, я начну записывать новую распевку. Вернее их будет две и я попробую их сделать свободными для скачивания. Они одинаковые, но будут различаться друг от друга своим предназначением. То есть, одну распевку я запишу для низких голосов (басов, баритонов и альтов), а другую для высоких (теноров, сопрано 1 и сопрано 2).

Вы сами потом определитесь, какая вам больше подойдёт и будете распеваться уже в зависимости от своих природных певческих данных. Скажу так же, что распевка помогает научиться правильно формировать звук, а значит и помогает научиться петь правильно с точки зрения вокала. Не вокальный звук(ещё его называют в вокальной среде «не поставленный звук») так же может являться причиной фальшивого пения на клиросе.

И это говорит о том, что человек не умеет петь совершенно. А наша с вами цель — научиться петь быстро. Быстро и качественно. Вот к этому и будем стремиться, мои дорогие. И ещё. Те, кто добавился в скайп и желает, чтобы я подкорректировала пение или что — либо посоветовала, напишите мне на почту и мы согласуем время для звонка.

Не бойтесь и не стесняйтесь. Ведь пока вы боитесь и запоминаете с ошибками, другие их (ошибки) исправляют. Если стесняетесь всё же петь в скайпе, запишите себя на аудио и пришлите мне на почту, я прослушаю и обязательно что — нибудь посоветую или помогу.

Вот, пожалуй, и всё на сегодня. Успехов в обучении, мои родные. Бог в помощь всем нам.

Нажмите на кнопочки, сказав автору блога БлагоДарю:

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *