Гордость или гордыня?

Содержание

Гордость и гордыня – в чем разница. Как избавиться от гордыни

Гордыня заставляет человека думать, что он лучше, чем другие. Речь не идет о героических поступках или серьезных достижениях. Горделивые люди зачастую их не имеют. Они просто возвышают себя до небес, считая других просто пылью. Из-за этого общение с ними приносит дискомфорт. И это не все сложности. Такие люди сталкиваются с одиночеством, теряют внутреннюю гармонию. Можно ли исправить ситуацию? Как избавиться от гордыни, чрезмерного самолюбия и высокомерия?

Что такое гордыня

Гордыня — это качество, противоположное смирению и скромности. Психология, философия и этика определяют его как неспособность пойти на компромисс, пожертвовать собой, своими интересами ради другого человека. Это нездоровое самолюбие, тщеславие.

Горделивый человек всегда и везде выставляет напоказ свое «Я». Он незаслуженно приписывает себе успехи и достижения, унижая при этом окружающих. Требует похвалы, признания, поклонения. Других людей считает недостойными своего внимания.

Если сказать простыми словами, гордыня – это слепая, фанатичная любовь к самому себе, эгоизм, чувство высокомерия.

Гордыня и гордость – в чем разница

Не стоит путать гордость и гордыню. Гордость – следствие упорного труда над преодолением себя, достижением целей. Это подтверждение ценности своих успехов. Это качество можно и нужно показывать окружающим. Не зря в средствах массовой информации часто рассказывают о героических поступках, которыми стоит гордиться.

Примечательно, что есть гордость за других людей. Например, вы можете гордиться тем, что супруг поднялся по карьерной лестнице, занял ответственную должность. Или ребенок сам поступил в престижный ВУЗ. Поводов для гордости множество. И не только за близких, но даже незнакомых людей.

Чем еще отличается гордость от гордыни?

Гордость Гордыня
Включает в себя чувство собственного достоинства, самодостаточность, независимость. Включает в себя зависть, лживость, лицемерие.
Можно гордиться собой и другими людьми. Человек сосредоточен исключительно на себе. Считает ниже своего достоинства общаться с окружающими.
Побуждает действовать, идти к новым вершинам, верить в себя. Не мотивирует к действию. Побуждает незаслуженно приписывать себе успехи других.

Интересно, что в православии гордыня считается большим грехом, от которого нужно как можно скорее избавиться.

Признаки гордыни и высокомерия

Горделивый человек выделяется на фоне других. Для него характерны такие черты и поступки:

  1. В его речи часто встречаются «Я» и «Мое». Даже мир он разделил на 2 части. Одна – он сам. Другая – окружающие люди. Причем последние не представляют для него никакого интереса.
  2. Презирает окружающих, превозносит себя. Горделивый человек вспоминает о других людях только в целях сравнения. Он определяет, насколько выгодно смотрится на их фоне. В вымышленном мире он в сотни раз лучше тех, кто живет вокруг него. Но даже это не дает ощущения настоящего счастья.
  3. Уверен в своей правоте. С горделивым человеком спорить бесполезно. Есть только его мнение. И не важно, что вы приведете массу опровергающих фактов.
  4. Постоянно осуждает других. Обычно это происходит так: «А вот я никогда бы так не сделал». Эти слова применяются абсолютно ко всем сферам жизни.
  5. Раздает советы, когда в них не нуждаются. А перед тем, как что-то сказать, еще и осудит, унизит собеседника. Горделивым людям наплевать на то, что их мнением в данной ситуации никто не интересуется.
  6. Не признает ошибки. Обвиняет в них не себя любимого, а окружающих, обстоятельства.
  7. Не умеет достойно проигрывать. Горделивый человек никогда не признается в том, что кто-то лучше его. Поэтому при любом раскладе будет унижать, оскорблять соперника.
  8. Говорит в приказном тоне. Редкое явление – горделивые люди, говорящие в спокойном тоне. Они не умеют сдерживать гнев и другие плохие эмоции. Они грубят, хамят, повышают голос.
  9. Постоянно хвастаются. Уверены, что их достижения лучше, чем у других. Пытаются доказать это окружающим.

Хотели бы вы общаться с таким человеком? Скорее всего, нет. И вас поддержат многие. Именно поэтому горделивые люди часто остаются одинокими. С ними никто не хочет дружить. И это не удивительно. Кому приятно слышать постоянные претензии, унижения, хвастовство?

Причины развития гордыни

Как многие другие черты характера, гордыня берет начало из детства. Главная причина ее появления – неправильное воспитание. Представьте ситуацию, когда родители учат ребенка тому, что он самый лучший, умный, сообразительный. И при этом не наказывают его за провинности. В результате ребенок не умеет слушать и принимать критику. Он считает себя идеальным, совсем не видит недостатков.

Конечно, это не значит, что детей нельзя хвалить. Но не стоит прививать им превосходство над сверстниками. Оно приведет к развитию гордыни, завышенной самооценке, чрезмерному самолюбию. Взрослея, такой ребенок столкнется с массой трудностей. Первая из них – недопонимание в общении с окружающими людьми. Вряд ли кто-то захочет мириться с приказным тоном, постоянным хвастовством, презрением.

Есть еще 3 причины развития гордыни:

  1. Наличие талантов. У кого-то уже в детстве проявляются незаурядные способности, позволяющие в кратчайшие сроки добиться успеха в какой-либо сфере. После получения признания в обществе такие люди зачастую считают себя лучше других.
  2. Аристократичность или особый статус. Допустим, человек родился в семье известных политических деятелей или, к примеру, актеров. Скорее всего, уже с детских лет он будет пользоваться славой и популярностью. Но достигнет их не сам. Это будет слава и высокое положение родителей.
  3. Низкая самооценка. Удивительно, но неадекватная оценка себя также считается причиной развития гордыни. Человек осознает, что он не смог ничего добиться. Боясь насмешек со стороны, он начинает хвастаться, приписывать себе чужие заслуги. И даже не задумывается, насколько глупым, смешным кажется такое поведение.

Гордыня развивается у богатых, наделенных властью людей, и у бедных, ущемленных, униженных. Поэтому чаще всего она безосновательна.

Проблемы высокомерия

Гордыня – общесоциальная и внутриличностная проблема. Горделивый человек создает дискомфорт тем, кто находится рядом с ним. Сначала его избегают друзья, а после даже новые знакомые. Он не получает поддержки и понимания.

Вокруг гордеца будут только те люди, которые имеют низкую самооценку, готовы всегда жертвовать собой ради других, ищут унижения. В союзе с теми, кто считает себя идеальными, они найдут гармонию. Но стоит отметить, что такое общение не приведет ни к чему хорошему. Оно только усилит проявление отрицательных качеств и тех, и других.

Внутриличностная проблема состоит в том, что человек все равно знает свои недостатки. О них ему напоминает внутренний голос. Чем чаще звучат такие напоминания, тем хуже гордец относится к окружающим. Он презирает, оскорбляет, осуждает их. Он не хочет исправлять свои ошибки. Вместо этого ищет изъяны в других, постоянно указывая на них.

Возможен и другой вариант развития событий. Представьте, что горделивый человек столкнулся с жестокой реальностью. Внезапно он осознал, что его достижения и успехи – это всего лишь фантазии. Тут начинается самоуничижение. И снова возможность оценить реальное положение вещей исчезает.

В случаях, когда горделивые люди так и не видят, что происходит на самом деле, гордыня прогрессирует. Это приводит к распаду семьи, одиночеству, моральному и физическому истощению, а также внутриличностному кризису.

Как избавиться от гордыни

Есть 10 эффективных шагов.

Осознайте проблему

Это, пожалуй, самое главное из того, что нужно сделать. Если понимаете, что проявления гордыни причиняют вам и окружающим неудобства, пришла пора действовать. Берите себя в руки, учитесь контролировать мысли, работайте над самооценкой.

Рассмотрите горизонты

Задумайтесь вот над чем. Успешный человек может иметь гордость за себя и свои достижения. В то же время не имеет права унижать окружающих. Посмотрите на тех, кто построил бизнес, продвинулся по карьерной лестнице, достиг высот в спорте или творчестве. Если вы со своими достижениями смотрите свысока на других, успешные люди так же могут относиться и к вам? Получается вы тоже для них не больше, чем грязь под ногами?

Общайтесь с более успешными людьми

Еще один способ, как избавиться от гордыни. Берите пример с тех людей, которые стали успешными. Обращайте внимание на все сферы их жизни. Интересуйтесь тем, как они ведут бизнес, общаются с семьей и друзьями, отдыхают, развлекаются.

Если вы считаете ниже своего достоинства брать с кого-то пример, задайте себе вопрос. Почему этот человек добился славы и признания, а вы еще нет?

Постоянно меняйте хобби

Здесь нужно быть осторожными. Навыки и умения в какой-либо сфере деятельности могут вызвать гордыню. Человек будет постоянно хвастаться своими достижениями. Но стоит ему понять, что еще есть чему учиться, ситуация изменится.

Меняйте хобби сразу, как достигнете вершин. Новые знания, навыки и интересы пригодятся для саморазвития.

Работайте с собственными недостатками

Действенный способ избавления от гордыни. Помните, недостатки есть у всех людей. С ними нужно работать. Не пытаться победить, а именно работать.

Возьмите чистый лист бумаги. Выпишите свои отрицательные качества. Время от времени пересматривайте список. Задумайтесь, могут ли в характере идеального человека быть такие черты? Конечно, нет. Значит, работайте над их устранением.

Критикуйте сами себя

Это можно делать несколькими способами. Делайте себе замечания мысленно, пишите их на бумаге, говорите на диктофон. Вариант не имеет значения. Главное – быть честным с самим собой, не давать себе поблажек.

Попросите критику у близкого человека

Гордыня не позволяет оценивать себя объективно. Поэтому попросите помощи у тех людей, которым вы доверяете. Пусть они назовут 3 ваших недостатка. Не пытайтесь оправдываться, как бы вам этого не хотелось.

Обдумайте услышанное. На это может уйти не день и не два. Как только вы осознаете правоту собеседника, приступайте к работе над собой.

Полезные советы

Есть и другие способы, как можно избавиться от гордыни и высокомерия:

  1. Всегда думайте о чувствах окружающих. Помните: иметь собственное мнение может каждый человек. Также все имеют право на личную жизнь. Поэтому не будьте бестактными. Не пытайтесь дать совет, если вас об этом не просят. Будьте тактичными, терпеливыми.
  2. Ведите дневник. Сначала записывайте туда все проявления гордыни. А после то, как успешно вы с ними боретесь. Через неделю или месяц оцените действия. Это придаст вам сил идти дальше.
  3. Станьте альтруистом. Это люди, которые искренне, бескорыстно заботятся о других. Так вы сможете побороть гордыню, расширить круг общения, научиться заводить новые знакомства.
  4. Откажитесь от общения с теми, кто постоянно перед вами лебезит. Лесть вызывает гордыню даже у скромных, стеснительных людей. Поэтому ограничьте такое общение. Неискренность вам не нужна.

И еще один совет, как избавиться от гордыни и высокомерия. Каждый день делайте то, на что никогда не решились бы раньше. Считаете ниже вашего достоинства сделать в доме уборку? Придется перебороть себя. Или, может быть, для вас низко подметать улицы? Попробуйте убрать участок возле своего дома или подъезда.

Но не стоит впадать в крайности, унижать себя. Вам нужно понять, как бороться с гордыней, а не понизить самооценку.

Как избавиться от гордыни и тщеславия? Психологи рекомендуют выявить причину развития этих качеств. После подумайте, как далеко вы зашли в их проявлении. Возможно, у вас испортились отношения с коллегами, родными и друзьями. А может, вы уже одиноки. Если так и есть, начинайте действовать. Научитесь общаться с людьми в дружелюбном тоне, учитывайте их мнение, принимайте критику. Уже скоро вы увидите, как ваша жизнь изменится в лучшую сторону. И у вас появится гордость за вашу пусть маленькую, но победу.

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви

Святитель Игнатий Брянчанинов к этому пороку относит целый комплекс поступков, мыслей и переживаний, от презрения к ближнему до ереси.

Пожалуй, кратко охарактеризовать гордость можно, перефразируя слова древнего философа: «Я – мера всех вещей». Опасность гордости даже не в том, что я считаю себя самым лучшим. Дело в том, что я вижу события, других людей, даже Самого Бога только своими собственными глазами – и считаю, что мое зрение стопроцентно.

А мое зрение как минимум ничуть не лучше, чем у всех остальных. И, между прочим, хуже всего мне видно самого себя. Своя голова кажется центром вселенной – а ведь это только моя вселенная, ограниченная и маленькая…

1. За советом – к Библии

Преподобный Ефрем Сирин

Лучшие советы по борьбе с грехом может дать Сам Бог. Преподобный Ефрем Сирин в качестве «врачевства против гордости» предлагает чаще перечитывать «места Писания, направленные против неё»:

«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

«Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3).

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

«Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его» (Пс.135:23-24).

«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс.114:5).

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5).

К рекомендованным преподобным Ефремом Сириным стихам можно добавить общеизвестное: «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), «в устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч.14:3), «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16) и другие цитаты.

2. «Это не я»

Святитель Николай Сербский

Строго говоря, нам нечем гордиться. Святитель Николай Сербский еще раз напоминает притчу о рабе, выполняющем свои обязанности:

«Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги – злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними – неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10)».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин тоже рекомендует приписывать успех своих трудов Богу и поясняет:

«Я говорю это не с тем, чтоб, уничижая человеческие усилия, хотел отклонить кого либо от заботливого и напряженного труда. Напротив я решительно утверждаю, что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. … Благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица».

3. Математический метод борьбы с гордостью

«Но я же делаю много хорошего, правильного и доброго!» – станет защищаться гордец. И будет неправ. «Много» – это сколько? А если сравнить с количеством грехов?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский так и советует поступить:

«Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет».

4. Унижение или смирение?

Еще более распространенный спор, чем дискуссия о природе гордости – где граница между смирением и унижением? Правда ли, что христианину должно быть присуще исключительно «чувство собственного недостоинства»?

Нет, неправда. И граница очень проста: унижают человека против его воли, а смиряется он сам. Смирение – активное состояние. Митрополит Антоний Сурожский говорит о нем:

«Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? «Я не этого хочу, я хочу другого – почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все – мрак, где все — плохо, где все – дисгармония?»

Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю «смиренна», речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: «Что же я сделаю против воли Божией – смирюсь». Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место».

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник рекомендует смирение как средство борьбы с гордостью:

«Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее… Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием».

Понятное дело, что самостоятельно лечить гордость нищетой или послушанием — и жить в нищей семье или в унизительном рабстве – вещи разные. Во втором случае смирение тоже может быть полезно (или вредно – с какой стороны посмотреть), но к искоренению гордости это никакого отношения не имеет.

5. Наказание за грех

Святитель Феофан Затворник, которого сложно обвинить в экзальтированности и нетрезвости, дает совсем радикальный совет – наказывать себя за гордость, в том числе и физически. Собственно, изначально это совет против гнева:

«Найдите веревку – толстенькую – и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить – пять, десять ударов, только бы чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош».

Святитель Феофан Затворник

Мы все-таки живем не в монастыре в XIX веке, а в миру полтора столетия спустя. Если мы предложим ближнему пороть нас за проявления гордости, в лучшем случае это вызовет у него недоумение. А вот наказывать себя самостоятельно и без членовредительства не помешает.

Выполнил задание начальника и задрал нос – откажись от футбольного матча. Поглядела свысока на неряшливо одетую коллегу: «То ли дело мой безупречный вкус!» – никакого десерта…

6. Не стесняйся плакать

Отцы Церкви часто говорят о пользе слез, и у современного человека это вызывает непонимание. В чем польза сентиментальных рыданий – даже покаянных?

Святые не сентиментальны. Они умеют жестко обличать грех, проповеди их зачастую грозны. Слезы нужны совсем не для умильных переживаний и не для сокрушения о своей тяжелой жизни и несправедливости. Слезы – это признание своего несовершенства.

Святитель Николай Сербский уподобил гордость растению, выросшему на иссохшей земле. Сокрушенное сердце поднимает влажные (слезами увлажненные) пласты земли ради того, чтобы душа принесла новый плод. Плач сочувствия и покаяния – вот ключ к исцелению сухой и черствой гордости.

«Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном, – поясняет святитель. – Евангельские слезы – это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы – это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы – это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы – это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви».

7. Единственный Целитель

Вернемся к началу. Наше зрение слабо, мы неверно оцениваем себя и других, посему полностью доверять себе – гордость, тягчайший грех.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Наш современник архимандрит Кирилл (Павлов) уподобляет гордого человека слепорожденному из Евангелия – получив исцеление от Спасителя, он исцелился и духовно и уверовал в Него. Напротив, люди, не желавшие принять благодать Христа, фарисеи, обвиняли Его в совершении чудес бесовской силой. Это проявление уже не простой, а сатанинской гордости.

«Слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке», — подчеркивает отец Кирилл.

Действительно, сознательное отвержение Христа – Бога – итог гордости, фактическая цель ее. Так что самое надежное средство в борьбе с этим недугом – взирать на Того, Кто может его исцелить. «Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие».

ГОРДОСТЬ или ГОРДЫНЯ

Подробности Алексей Чичин Просмотров: 16274

Что такое гордость или гордыня?

Гордость (гордыня) — это завышенное мнение о себе, побуждающее смотреть на окружающих, как на низших. Это неугодная Богу черта характера, противоположная смирению.

Библия называет гордость грехом (см. Притч.21:4). Гордость не от Бога и Господь ненавидит её (см. 1Ин.2:16; Притч.8:13).

Ниже представлены проявления гордости, её разные формы и виды.

В чем проявляется гордость?

1) Гордость в самохвальстве, кичливости, самовозвышении и самопревозношении. Когда человек хвастается и возвышает себя, а также принижает окружающих. Например, если человек использует у себя надписи на аватаре: «Целуйте мониторы, я в сети!» или «Все бабы, как бабы, а я — королева!» Это также относится к синдрому «выскочки». Когда человек стремится обратить на себя внимание, особенно когда рядом не столь успешные, чтобы на их фоне показать свою «высоту».

Вспомните школьника, который демонстративно тянет руку и весь дергается, чтобы его заметил не только учитель, но и все в классе. И это все на фоне другого ученика, который не может ответить на вопросы учителя.

2) Гордость в тщеславии. Это может выражаться в страстном стремлении побеждать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, чтобы превзойти всех, быть первым и лучшим. Получать грамоты, награды, медали, кубки. И в желании постоянно слышать в свой адрес похвалу и комплименты. В попытках выглядеть лучше всех.

3) Гордость в напыщенности. Человек гордится своим имуществом, положением. Он выделяется среди окружающих, своей одеждой, телефоном, украшениями, машиной, домом и т. п.

4) Гордость в завышенной самооценке. «Я хотел бы стать лучше, но лучше уже некуда!»

5) Гордость в самодостаточности и самоуверенности. Восприятие своей точки зрения, как единственно правильной; когда у человека четкая позиция: «Есть два мнения: моё и неправильное».

Гордость не даёт человеку принимать советы; гордый говорит: «Я сам знаю! Не учите меня жить! Кто бы кого учил! Я не хуже тебя знаю! Яйца курицу не учат!» и т. п. Гордыня проявляется в пренебрежении советами других и не желании даже выслушать совет.

Гордость мешает человеку принимать чужую помощь. Это рассматривается, как поступок ниже своего достоинства. И человек постоянно говорит: «Я сам справлюсь! Обойдусь без вашей помощи!»

6) Гордость в дерзком, вызывающем поведении и наглости.

7) Гордость в надменности, высокомерии и зазнайстве. Это может выражаться и в надменном взгляде, когда человек смотрит на окружающих свысока, и в напыщенном внешнем виде. Когда человек задирает нос. Надменность может выражаться и тоне голоса и в манере разговора. Гордость в пренебрежительном отношении к людям. Основное здесь — презрение к людям, которые не столь успешны. Восприятие окружающих, как людей второго сорта, как нижестоящих и недостойных. Не желание общаться с ними на равных.

8) Гордость мешает признать свою вину, ошибки, проступки и грехи. Вместо честного признания человек ищет причины оправдать своё поведение.

9) Гордому тяжело честно признать достижения конкурентов или высказать заслуженную благодарность. Это может расцениваться как удар по собственному самолюбию. Человек может считать это, как то, что «ниже его достоинства». Особенно если гордость подпитывается завистью.

10) Гордость в непризнании авторитетов. Например гордец может всячески отрицать Бога, не желая признавать над собой Высшую власть. Гордость мешает покоряться Всевышнему.

Гордость связана:

  • обидчивостью,
  • завистливостью,
  • критиканством,
  • властолюбием,
  • наглостью.

Что не следует путать с неугодной Богу гордостью?

Важно понимать, что «хорошей гордости» не бывает. Гордость — это зло и грех. От понятия гордости следует отличать, то что с ней иногда путают.

Что не является гордостью (гордыней)?

  • Радость за свои достижения и успехи.
  • Радость за достижения других людей.
  • Самоуважение, чувство собственного достоинства.
  • Чувство удовлетворения от какого-либо действия.
  • Честь и достоинство.
  • Наличие своего мнения.

>Что такое гордыня

Часть 1. Отличительные свойства гордыни

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Что такое гордыня

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану — тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание — еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот — драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит — благодаря тщеславию — умирает лучшее, что есть в нас, значит — мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость.

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она — «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она — вражда к Богу, начало всякого греха, она — во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию — созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это — так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это — своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя — тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Грехи в православии: 5 категорий

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой — услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше — добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант — на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни — мания величия и мания преследования — прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически — тоска, мрак, бесплодие.

Морально — одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически — нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения — смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых — смирение; затем — послушание, по ступенькам — любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец — послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого — то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест — крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания — немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, — слава.

Читайте также — Зависть — русский грех

Как распознать в себе гордость?

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» — Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» – Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости.

Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».

И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».

Топ 10 признаков, по которым можно распознать в себе гордыню

10) Обидчивость. Когда в человеке много гордыни, его легко задеть или обидеть. Обида не что иное, как задетая гордыня. Если в человеке мало гордыни, тогда он обижается крайне редко. Если бы в людях не было гордыни, тогда они бы не обижались вовсе.

9) Отсутствие результатов и общая неразвитость. Гордыня блокирует развитие людей. Человек под гордыней не способен искать причину неудач в себе, также как и неспособен развиваться. Человек под гордыней и так себя считает Богом, куда уж ему развиваться дальше. Всё это превращается в отсталость и, как следствие, в отсутствие результатов во всех сферах жизни.

8) Стеснительность и зажатость. Гордыня бывает не только раздутой, но и ужатой. Именно ужатая гордыня настолько сильно боится осуждения или критики, что заставляет человека ограничивать контакт с людьми. Человек с ужатой гордыней начинает стесняться и ужиматься, что может перерасти даже в социофобию.

7) Направленность на потребление и эгоизм. Так как раздутая гордыня внушает нам, что мы и так умные, сильные, крутые, развитые, да и в целом потрясающие, мы зацикливаемся только на себе. Мы считаем, что нам все обязаны, а мы цари и Боги, должны только брать и потреблять. Отсюда эгоизм и потребительское отношение ко всему. Отсюда неумение ценить то, что мы имеем и неумение радоваться дарам Бога, таким как снег, солнышко, смех детей, природа, свобода, да и в целом мы не умеем радоваться жизни. Поэтому людям вечно мало, сколько бы они не имели. Люди, в которых мало гордыни, больше дают, чем берут. Они направлены на отдачу, помощь и созидание, они альтруисты, а не эгоисты.

6) Самобичевание. Гордыня бывает не только раздутой, но и ужатой. Ужатая гордыня горько переживает из-за того, что не может много брать, потреблять, использовать и разрушать. А не может она, потому-что её носитель недостаточно умный, сильный, красивый, весёлый, богатый и так далее. За это ужатая гордыня начинает изничтожать своего носителя, что выливается в самобичевание. Человек, в котором мало гордыни спокойно исправляет свои недостатки и идёт куда ведёт его душа, в то время как человек полный ужатой гордыни занимается самобичеванием.

5) Раздутость или горделивость. Здесь наоборот, действует раздутая гордыня, внушающая человеку его превосходство над другими. Человек в котором много достоинств, но мало гордыни, очень просто относится к своим достижениям и достоинствам. Он прост в общении с другими людьми и не считает себя выше их. Держится на равных и с уважением относится ко всем людям. Человек, полный гордыни, держится высокомерно, считает себя выше всех и уважает только лишь себя.

4) Я. Раздутая гордыня внушает своему носителю, что его заслуга во всём, где он имеет результат, а где его промахи или пробелы, виноват не он. Поэтому люди полные гордыни часто говорят: «Это я добился того-то, я очень крутой, я очень сильный, я очень умный и прочее». Якать, хвалиться и приписывать себе все заслуги — это удел горделивых людей. Люди с малой гордыней видят всё наоборот. Свои заслуги они приписывают не себе, а причину своих неудач ищут только в себе.

3) Неумение вкладывать, созидать, жертвовать, помогать и делиться. Люди, полные гордыни, не умеют вкладывать и жертвовать, так как их взор направлен только на потребление, использование и разрушение. Именно поэтому когда нужно что-нибудь создать или вложить энергию, они ищут, кто бы это сделал за них. Они попросту этого не умеют или делают крайне плохо. Созидать, вкладывать и помогать — это удел Бога, и это умеют люди, полные Бога, с малым количеством гордыни.

2) Поиск причин неудач во вне. Горделивые люди ищут причины своих неудач во вне, а не в себе. Так заставляет делать гордыня, потому что если человек начнёт искать причины неудач в себе, тогда он быстро увидит причину в своей гордыне и захочет её убрать. Гордыня всячески этому препятствует.

1) Отсутствие душевной связи с Богом. Горделивые люди заблокированы, а потому не чувствуют Бога. Гордыня делает всё, чтобы увести человека от Бога. Внушает ему, что Бога нет, что главное разум, а не душа, уводит человека от истины различными трендами, убеждениями, чужим мнением и течениями.

Часть 12. Гордыня

М.Врубель. Демон поверженный

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть.

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая большая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает, а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

10. Как бороться с гордыней, унынием и гневливостью?

Вопрос: Как бороться с гордыней, унынием и гневливостью?

Отвечает игумен Пимен (Цаплин):

Прп. Иоанн Лествичник. – Как вода мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева.

Кротость безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.

Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляются всякое огорчение и раздражительность.

Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую – Превечный и Невидимый.

Преп. Максим исповедник. – Страсть гордыни состоит из двух неведений или несознаний, кои, сошедшись воедино, производят одно слиянное мудрование (гордостное). Ибо один тот горд, кто не признает ни Божеской помощи, ни человеческой немощности. Таким образом, гордость есть Божественного и человеческого знания лишение.

Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь – надменность. Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость – приписыванием Богу исправно делаемых дел. Не малый подвиг освободиться от тщеславия! Освобождаются же от него тайным творением добродетелей и частою молитвою; а признак освобождения – не злопамятовать на злословившего или злословящего.

Преп. Нил Синайский. – Уныние есть изнеможение души; а душа в изнеможении не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает мужественно против искушений.

– Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь; также – молись разумно и усиленно и дух уныния бежит от тебя.

Преп. Иоанн Лествичник. – Есть отчаяние от множества грехов и тяготы совести; и есть отчаяние от гордости и возношения, когда впадшие в грехи думают, что они не были достойны (оставления до) падения: от первого исцеляет воздержание от грехов и надежда благая, а от последнего – смирение и никогонеосуждение.

Блаженный Диадох. – Когда душа начнет не похотевать прекрасных земных вещей, тогда прокрадывается в нее, большей частью, некий унывный дух, который – ни охотно потрудиться в служении слова не допускает ее, ни твердого желания будущих благ не оставляет в ней; еще же и эту привременную жизнь представляет крайне непотребною, как не имеющую достойных дел добродетели, и самое ведение уничижает как дарованное и другим многим или ничего особенного нам не возвещающее. Сей теплохладной и разленяющей страсти мы избежим, если в крайне тесные вставим пределы нашу мысль, держа во внимании одну память Божию; ибо только таким образом дух, востекши в свойственное ему горение, может отгнать от себя неразумное оное разленение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *