Храм Бориса и Глеба

Борисоглебский храм в Дегунино является одним из самых старинных на территории России. Святыня названа в честь великих мучеников – страстотерпцев, сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба. Согласно первым упоминаниям о храме, его многовековая история берет свое начало в 1585 году, когда он был уничтожен войском противника.

С тех пор храм неоднократно восстанавливался, разрушался, закрывался и даже был отдан в пользование нескольким организациям нерелигиозного назначения. Тем не менее, на сегодняшний день церковь полностью восстановлена, принимает прихожан и служит «Божьим домом» для всех верующих.

Где находится храм Бориса и Глеба в Дегунино

Храм Бориса и Глеба в Дегунино стал историческим и архитектурным памятником Москвы с тех пор, когда в 1960 году село присоединили к столице. Фактический адрес его местонахождения: г. Москва, Западное Дегунино, улица Дегунинская,18а.

Как доехать?

Добраться до церкви можно на разных видах транспорта, в том числе и с помощью личного автомобиля.

На автомобиле Схемы проезда разные, зависят от адреса нахождения водителя. Поэтому проще всего ввести в навигаторе координаты храма: 55°52’00.4″N 37°32’03.0″E, который проложит самый удобный и короткий путь.
На метро Необходимо выйти на станции метрополитена «Петровско – Разумовская». Воспользоваться любым из предложенных автобусов: №191, 194 или 672. Проехать до остановки «Институт микрохирургии глаза». От остановки пройти до улицы Дегунинская, и еще менее 10 мин займет прогулка по ней до храма.
На электричке Прямые электрички отправляются с Ленинградского вокзала. Следует выйти на платформе «Моссельмаш», несколько минут пройти до улицы Путейская и далее на Дегунинскую.

История

Храм Бориса и Глеба в Дегунино называют «намоленным», святым, с особой энергетикой местом. Связано это с его историей. Никакая сила не смогла уничтожить церковь навсегда. Она восстанавливалась практически из пепла, и сегодня успешно функционирует, принимая посетителей.

Святые Борис и Глеб в честь которых назван храм в Дегунино

Назван храм в честь первых святых Бориса и Глеба. Сыновья князя Владимира Киевского были предательски убиты старшим братом Святополком после гибели отца. Убийство двух братьев было совершено по причине нежелания Святополка делить с ними власть.

После смерти Бориса и Глеба канонизировали, как мучеников и страстотерпцев. Также их считают «небесными защитниками» русских князей и покровителями Руси. На протяжении многих лет в честь них создаются различные культурные памятники.

Храм имеет долгую историю, которая исчисляется несколькими веками:

  • 1585 год – храм впервые упомянут. Это было время, когда его сожгло польско-ливонское войско. Построен он был из дерева, так как на более прочные строительные материалы денег просто не было. Противнику не понадобилось много сил и времени на разрушение святыни. Уничтожение церкви повлекло за собой переход Дегунино из статуса села в статус деревни.
  • 1633 год – возвели новый храм, именованный также в честь князей. Дополнительно построили придел в память св. Иоанну Богослову.
  • 1700 год – по приказу Петра I село вместе с церковью были отданы Московскому Алексеевскому девичьему монастырю.
  • 1762 год – возводится новый однопрестольный храм из дерева с каменным подклетом. Именовали его в честь Бориса и Глеба.
  • 1764 год – Екатерина II передала Дегунино и Борисоглебскую церковь государству. Крестьянский народ стал «экономическим», а церковь обычной приходской.
  • 1863 год – благодаря строительству железной дороги (1843-1851 гг.) жизнь жителей Дегунино и церкви значительно улучшилась. Крестьяне получили достойное денежное вознаграждение за отчуждение земли под строительство. Появились средства на возведение каменного храма. Это было необходимо, прежде всего, для расширения территории церкви, так как прихожане были не только с Дегунино, но и с ближайших сел и деревень.

Сельское общество обратилось к митрополиту Филарету за разрешением на осуществление давней мечты и в ответ получило согласие. Строительство трехпрестольной каменной церкви закончилось к 1866 году.

Значительный вклад в ее создание внес В. А. Прорехов, владелец завода по изготовлению кирпича. Он предоставил 360 тыс. кирпичей. Новое строение возвели рядом со старым храмом, который простоял до 1884 года. Автором проекта каменного сооружения был русский архитектор, Грудзин Владислав Осипович.

  • 1866 год – церковь освящена в память князей Бориса и Глеба.
  • 1925 год – утвержден Устав общины храма и обозначены члены православной общины в Дегунино.
  • После революционных событий храм был открыт до 1930 года. В начале 30-х гг. службы были приостановлены. И только спустя 11 лет церковь официально закрыли.
  • 1941 год – официальное закрытие. С этого времени в церкви находилась амбулатория. После нее разместили производственный цех фабрики «Родина». За это время некоторые сооружения храма были разрушены и изменены.
  • 1960 год – церковь приписали к числу архитектурных памятников, который охранялся государством. Этот же год знаменателен присоединением Дегунино к Москве.
  • С 1987 по 1991 год – использовался под стоянку автомобилей Центра «Микрохирургия глаза».
  • 1991 год – храм передали в руки православной общины. С этого момента начинается восстановление Борисоглебской церкви.

В течение нескольких лет реставрируется общий внешний вид сооружения, колокольня, обновляется внутренняя отделка, росписи, кровля, восстанавливается иконостас. Заброшенная церковь общими усилиями верующих возвращена к жизни и работе. Сейчас это важный памятник культурного наследия, Божий дом для многих православных христиан.

Святые Борис и Глеб

Много храмов, монастырей, икон, фресок посвящено Борису и Глебу. Сыновья князя Владимира были первыми святыми на Руси, которых канонизировала одновременно Русская и Константинопольская церкви. После смерти братьев считают покровителями русской земли и князей, а также целителями от Бога.

Борис и Глеб воспитывались в христианском благочестии, целью их жизни было служение Богу и повиновение Божьим законам. Князья отличались своей добротой, милосердием, состраданием, любовью ко всему окружающему. Они избегали гордыни, но следовали смирению, приносили в жертву себя ради других.

Когда умер отец братьев, старший сын Святополк сразу же объявил себя великим князем Киева. Думая о том, что на его власть и земли могут претендовать Борис и Глеб, решил с ними расправиться. Вероломство Святополка потрясло даже его подчиненных, тем не менее братья были убиты по его приказу.

Несмотря на то, что и Борис, и Глеб знали о планах Святополка, братья не сопротивлялись ему. Они смирились с таким решением и не позволили себе противиться желанию старшего брата. Святые князья принесли в жертву свои жизни ради такой важной христианской добродетели, как любовь. Они показали на собственном примере, что на зло нельзя отвечать тем же, даже если речь идет о цене жизни.

Смерть Бориса и Глеба ради недопущения междоусобных конфликтов стала благодатным семенем, которое укрепило единство русского народа.

Кратко о Дегунино

Первые упоминания о селе датируются 1328 годом. Тогда Иван Калита пожаловал его семье княгини Ульяны. Спустя 17 лет Дегунино передано Симеоном Гордым своей жене Марии. Позже оно было во власти князя Андрея, и только потом его передали в руки православной церкви, которая распоряжалась селом на протяжении 4-х веков.

Связано это с тем, что супруга погибшего Дмитрия Донского построила в честь мужа Собор Рождества Богородицы, на содержание которого сын Андрей отдал Дегунино вместе со всеми угодьями. Затем село упоминается спустя 2 столетия, и значится, как собственность Рождественского храма.

Во времена Смуты (1598 – 1613 гг.) Дегунино вместе с церковью были разрушены. Оно перешло из статуса села в статус деревни. Восстановление оказалось возможным только в 1633 году, но бедность продолжала царить в селе. Церковь на 40 лет была освобождена патриархом Иоасафом от выплаты дани, что помогло Дегунино улучшить свое финансовое положение.

В 1700 году село отдали Московскому Алексеевскому девичьему монастырю, а в 1764 оно снова стало государственным, а крестьяне экономическими. В 1863 году через Дегунино проложили железную дорогу, это также способствовало повышению уровня жизни дегунинцев.

Фото села Дегунино

С конца 19 века Дегунино считалось достаточно зажиточным населенным пунктом. Местные жители в основном получали доход с огородничества и продажи молочной продукции. В 1960 году село прекратило свое самостоятельное существование, так как стало частью Москвы. В память о нем были названы некоторые улицы и даже районы.

Архитектурные особенности храма

Храм Бориса и Глеба в Дегунино сделан в стиле эклектики с элементами русской архитектуры. Здание относится к базиликальному типу.

Отличительные архитектурные особенности:

  1. С двух сторон храма изображены религиозные рисунки вместо некоторых окон. Они передают внутреннюю атмосферу этой святыни, поглощают прихожан в мир духовной красоты и спокойствия.
  2. Черная маковка придает его внешнему виду неординарность и выразительность.
  3. Большие арочные окна хорошо пропускают солнечный свет внутрь здания.
  4. Над входными дверьми изображены лики святых.
  5. В церкви 3 престола: главный – князей Бориса и Глеба, 2 дополнительных – Святителя Николая и иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».
  6. К главной части церкви пристроена округленная апсида (восточная сторона) и колокольня, состоящая из 2-х ярусов (западная сторона).
  7. Крупные тройные колонны расчленяют фасад здания. Их дополняют широкие архивольты и раскрепованные антаблементы.

Борисоглебский храм не один раз подвергался частичным архитектурным изменениям, при этом не терял своего первоначального стиля.

Внутреннее убранство

Храм Бориса и Глеба с 1991 года активно восстанавливался общими силами многих верующих. В Дегунино этой церкви уделялось особое внимание, она была практически единственным важным культурным достоянием села.

Местные жители регулярно приходили в храм за духовной помощью, молились, очищались, находили в этой святыне мир и покой. Поэтому во времена ее воссоздания все средства были направлены на укрепление и обновление сооружения.

В храме установлен золоченый иконостас с красивой резьбой. Он заполнен ценными иконами, многие из которых были заново написаны. Иконы Владимирской Божьей Матери и великих князей Бориса и Глеба являются самыми почитаемыми.

На стенах изображен целый цикл масляной живописи. Настенную роспись, фрески максимально восстановили. В здании очень просторно, расписной крестовый и купольный свод визуально увеличивают пространство.

Большие арочные окна отлично пропускают солнечный свет, дополнительно создавая теплую и светлую атмосферу. Привлекает глаз красивая церковная утварь. Как и в любой православной церкви, в храме много настенных крестов и изображений Иисуса Христа в разном возрасте.

В восстановление и улучшение храма было вложено много человеческого труда и немало денежных средств. Благодаря этому Борисоглебский храм в Дегунино сегодня считается одним из самых роскошных сельских церквей.

Престольные праздники

В Борисоглебском храме престольные праздники отмечают несколько раз в год, так как это трехпрестольная святыня. К каждому такому событию храм украшают цветами, одеваются в праздничные облачения, подготавливается самая красивая утварь. Хор создает торжественную, праздничную атмосферу.

К престольным праздникам готовится как штатное духовенство, так и прихожане. Еще до наступления праздника все желающие собираются в церкви и почитают память святых. Обычно после соборной молитвы проводится Крестный ход.

Расписание престольных праздников:

15 мая Перенесение мощей Бориса и Глеба
6 августа День преставления Бориса
18 сентября День преставления Глеба
6 ноября День памяти иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»
19 декабря День памяти Николая Чудотворца
22 мая Перенесение мощей Николая Чудотворца

Святыни храма

Храм Бориса и Глеба в Дегунино имеет свои почитаемые святыни. Это ковчег с мощами Оптинских старцев и ковчег с мощами святых: Филарета Московского, Иннокентия Московского и Иркутского, Фаддея и Арсения Тверских, Вифлиемских младенцев, Макария Желтоводского и Калязинского, отцов избиенных в Раифе, Анны Кашинской, Екатерины, Александра Свирского.

Прихожане храма утверждают, что эти мощи помогают им в борьбе с болезнями, в решении проблем разного характера.

Повседневная жизнь храма

Повседневная жизнь Борисоглебского храма достаточно насыщенная и разнообразная. Штатное духовенство и приходские организации ежедневно проводят богослужения, занимаются духовным воспитанием, помогают нуждающимся детям и взрослым, совершают различные таинства, заботятся о сиротах и больных людях, организовывают поездки к святыням.

Храм Бориса и Глеба помогает:

  • Детскому интернату № 28, в котором воспитываются дети – инвалиды.
  • Психоневрологическому интернату для взрослых № 25.
  • Московской детской психоневрологической больнице.
  • Научно-исследовательскому институту детской хирургии и педиатрии города Москвы.
  • Бюро медицинской и социальной экспертизы.
  • Хоспису № 2.

При храме действуют:

  • Детская и взрослая воскресная школа. Изучаются духовные и общеобразовательные дисциплины. Особое внимание уделяется спорту и физической культуре. Организовывается посещение музеев, выставок, святых мест и других культурно – исторических памятников. Проводятся тематические игры, соревнования. Обучаются иконописи, пению, языкам. Записаться в воскресную школу можно при личном визите к ее директору.
  • Библиотека. На сайте храма представлена библиотека, в которой можно найти различные проповеди, доклады, статьи, обращения и другие публикации священнослужителей.
  • Сестричество. Занимается духовным воспитанием детей и взрослых, организовывает поездки к святым местам, ухаживает за больными детьми, способствует их лечению. Также сестричество устраивает праздники для детей, дарит подарки, приводит на богослужения, занимается их развитием.
  • Молодежное движение. Проводит беседы со священником, задает вопросы по духовным темам, устраивают поездки для паломников, принимают участие в играх и соревнованиях, оказывает помощь нуждающимся и больным людям.

Борисоглебский храм также проводит таинства:

  • покаяние;
  • причащение;
  • крещение;
  • миропомазание;
  • браковенчание;
  • соборование.

Вся деятельность осуществляется на пожертвования прихожан церкви.

Режим работы и расписание богослужений

Храм принимает посетителей каждый день. В будние дни время работы – с 8:00 до 19:00, в выходные – с 7:00 до 19:00.

Расписание богослужений:

Понедельник – Пятница:

  • 8:00 – исповедь;
  • 9:00 – литургия.

Суббота:

  • 8:00 – исповедь;
  • 9:00 – литургия;
  • 17:00 – всенощное бдение.

Воскресенье:

  • 7:00 – литургия;
  • 8:00 – литургия;
  • 16:00 – вечерня и акафист в зависимости от праздника.

Во время больших церковных праздников литургия проводится согласно воскресному графику. Всенощное бдение накануне – в 17:00.

В храме Бориса и Глеба посетители должны соблюдаться некоторые правила:

  1. Не приходить на территорию храма в алкогольном или наркотическом опьянении.
  2. Ни шуметь, ни разговаривать громко, не использовать нецензурную лексику.
  3. Женщины могут посещать храм только с покрытой головой и в удлиненной юбке, платье.
  4. Мужчинам не разрешается посещение храма в пляжной, спортивной одежде, шортах.
  5. Посетители должны быть крещенными и иметь нательный крест.

Прием верующих вне рабочего графика невозможен. В отдельных случаях это обсуждается заранее со священнослужителем.

Интересные факты о храме Бориса и Глеба в Дегунино

Борисоглебский храм в Дегунино славится не только своей многовековой историей, но и некоторыми интересными фактами:

  1. Во время масштабного нападения Наполеона на Москву в 1812 году храм Бориса и Глеба уцелел.
  2. Несмотря на пропагандируемый властями атеизм в 1920-1930 гг., службы в храме продолжали проводить вплоть до начала 30-х годов, и даже был создан Устав верующих Борисоглебской общины. Потом богослужения прекратились по причине того, что в храме отсутствовали священнослужители.
  3. Жители села Дегунино настолько почитали свой храм, что все вырученные деньги за отчуждение земель под строительство железной дороги вложили в строительство крепкой, каменной церкви.
  4. Храм построили в форме параллелепипеда, который имеет одно общее внутреннее пространство.
  5. В 2005 году на территории Борисоглебского храма произошел пожар, в результате которого сгорела столярная мастерская и пристроенное к ней сооружение. Однако артос, который приготовили для освящения, и бумажные иконы остались целыми и невредимыми.

Верующие люди не зря называют храм Бориса и Глеба «намоленным» местом. Он неоднократно возрождался после разрушений, люди отдавали последние средства и силы на его восстановление. В Дегунино храм считается не только достопримечательностью, культурно-историческим памятником, но и самой почитаемой святыней, в которую православные христиане идут, как в Божий дом.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о храме Бориса и Глеба в Дегунино

О храме Бориса и Глеба:

Каждое путешествие паломника может быть почти идеальным, если правильно спланировать поездку и посещение интересных культовых объектов, заслуживающих особого внимания. Таким местом столицы может стать Храм Бориса и Глеба в Дегунино. Здесь стоит побывать, чтобы увидеть величественность этой церкви, названной в честь русских князей, сыновей князя Владимира Святославича, святых Бориса и Глеба, канонизированных к лику мучеников-страстотерпцев. В этой статье расскажу о том, как добраться к храму и когда проходят в нем богослужения.

Где находится храм

Храм имеет особую популярность среди паломников, приезжающих в столицу, чтобы не только увидеть весьма знаменитые религиозные объекты, но и побывать в тех, которые несут с собой архитектурную красоту и историчность.

  • Адрес Храма Бориса и Глеба в Дегунино: Российская Федерация, город Москва, улица Дегунинская, 18а.
  • Телефоны храма:+7 (499) 906-34-64, +7 (499) 906-14-16.

Как лучше добираться к храму

Добраться к церкви Бориса и Глеба в Дегунино можно как на общественном транспорте – метро или электричке, так и на личном автомобиле.

  • Как доехать на метро: Выйти следует на «Петровско-Разумовской». Затем необходимо пересесть на маршрутные автобусы № 672, 194, 191, которые довезут к остановке «Институт микрохирургии глаза». Затем от остановки нужно повернуть на улицу Дегунинскую и пройти пешком примерно 550 м, на что уйдет примерно 7-9 минут.
  • Как доехать на электричке: На Ленинградском вокзале потребуется сесть на электричку, которая довезет до платформы «Моссельмаш». Далее нужно пройти пешком сначала по улице Путейской до ул. Дегунинской около 900 м.
  • Как доехать на личном авто: До храма на своем личном транспорте можно легко добраться. Для этого в свой навигатор следует вписать GPS-координаты храма: 55°52’00.4″N 37°32’03.0″E.

Режим посещения и время работы храма

Являясь одним из посещаемых православных церквей Бескудниковского района столицы, Храм Бориса и Глеба в Дегунино имеет традиционные правила поведения при его посещении, а также имеет определенные требования к внешнему виду для посетителей.

  1. Женщины всегда должны быть с покрытой головой, им не разрешаются мини-юбки или брюки.
  2. Мужчины должны избегать посещения в шортах, спортивной одежде или пляжной. При необходимости позаботьтесь об этом и возьмите одежду с собой.

К тому же, каждому посетителю храма запрещается:

  • приходить на службу в нетрезвом состоянии или распивать алкоголь на территории;
  • выражаться нецензурными словами;
  • общаться или просто говорить слишком громко;
  • вести себя достаточно шумно и бегать.

Храм очень рад принимать паломников и обычных гостей и туристов города ежедневно с 8:00 до 19:00, в субботу и воскресенье – с 7:00 до 19:00. Позже, к сожалению, побывать внутри храма не удастся.

Расписание богослужений в Храме Бориса и Глеба в Дегунино

Будние дни:

  • 8:00 – Проводится исповедь пришедших.
  • 9:00 – Проходит литургия.

Суббота:

  • 8:00 – Проводится исповедь пришедших.
  • 9:00 – Проходит литургия.
  • 17:00 – Осуществляется всенощное бдение.

Воскресенье:

  • 7:00 – Проводится литургия.
  • 10:00 – Проходит литургия.
  • 16:00 – Проводится вечерня и проходит акафист в зависимости от праздника то ли Божией Матери «Всех скорбящих Радость», то ли святителю Николаю, то ли святым благоверным князьям Борису и Глебу.
  • К тому же, по великим праздникам проводится литургия, как по воскресеньям, а накануне в 17:00 проводится всенощное бдение.

Фото Храма Бориса и Глеба в Дегунино


Очень красивым и необычным, с черной маковкой, сохранился до наших дней Храм Богдана и Глеба в Дегунино, подвергшись лишь небольшой реконструкции в свое время, а ведь постройка датируется второй половиной XVI столетия.

Внутреннее убранство храма довольно традиционное для всех русских православных церквей: настенные кресты, изображения Иисуса Христа в младенческом и взрослом возрастах, однако люстра вносит свою изюминку в интерьер.

При входе можно увидеть изображения Иисуса Христа и других святых, а с обеих сторон храма вместо некоторых окон также заметны красивые рисунки, передающие некую атмосферу места пребывания.

Торжественный вид храма во время праздника, посвященного дню памяти святителя Николая.
Храм Бориса и Глеба в Дегунино и его красивый иконостас.
Вот такой забор возле Храма Бориса и Глеба в Дегунино.

Видео — Храм Бориса и Глеба в Дегунино

Хочется отметить, что после посещения религиозных объектов не всегда получаешь позитивные эмоции или хотя бы умиротворение. Однако, побывав в Храме Бориса и Глеба в Дегунино, получаешь невероятно приятный заряд положительной энергии, которая позволяет еще долгое время держаться на плаву, несмотря на все трудности и проблемы.

Москва. Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот.

В 1483 году на Арбатской площади выстроили деревянную церковь Бориса и Глеба. Эта церковь упоминается в летописи в повествовании о великом пожаре, разбушевавшемся 28 июля 1493 года от копеечной свечки. В том же летописном сообщении впервые встречается и название Арбат. Церковь Бориса и Глеба оказывается не только летописной ровесницей Арбата, но даже старше Красной площади.

В XVI веке Борисоглебская церковь упоминается уже как каменная, построенная по указу великого князя Василия Ивановича.

Особенно чтил эту церковь его сын Иван Грозный. При нем по постановлению Стоглавого собора в 1551 году храм Бориса и Глеба стал одним из семи московских соборов (по числу Вселенских Соборов), то есть главным храмом в определенном приходском округе. Он был и местом особенного царского богомолья перед военными походами, так как располагался на главном, западном, направлении. По обычаю, государи шествовали в него из Кремля с крестным ходом, со свитой, духовенством и воинством, слушали в нем обедню, затем служили молебен и получали напутственное благословение. Иван Грозный молился здесь в мае 1562 года, когда «шел на свое дело Литовское», и слушал здесь обедню. В ноябре того же года Иван Грозный, вновь решив пойти на Литву, после моления в кремлевских соборах отправился с воинством к арбатской церкви Бориса и Глеба. В крестном ходу с царем шел святитель Макарий, митрополит Московский, а шествие несло с собой чудотворный Донской образ Божией Матери, который был с Дмитрием Донским на Куликовом поле. У этого же храма традиционно встречали государей, возвращавшихся из великих походов. В марте 1563 года здесь с триумфом встречали Ивана Грозного, когда русскими был взят Полоцк.

В Смутное время — в 1612 году — «у Бориса и Глеба» решалась судьба Москвы: здесь произошло победное сражение ополчения князя Дмитрия Пожарского с войском гетмана Ходкевича, который шел на помощь осажденным в Кремле полякам.

К началу петровского времени в Борисоглебском храме находились усыпальницы двух именитых фамилий России — Мусиных-Пушкиных и Бестужевых.

В царствование Екатерины II , в середине XVIII века, Бестужев решил на свои средства построить на месте старого новый приходской храм Бориса и Глеба на Арбате в модном западном стиле, получил разрешение Митрополита. В 1763 году вышло постановление сломать старый храм, а Бестужева обязали выстроить при новой церкви Воскресенский придел во образ старого и туда перенести захоронения Мусиных-Пушкиных. Но позже фамильные гробы Мусиных-Пушкиных были перенесены в кремлевский Чудов монастырь, где также были их родовые захоронения.

Для сооружения нового храма Бестужев пригласил архитектора Карла Ивановича Бланка, чтимого Екатериной II. Новую, очень изящную Борисоглебскую церковь Бланк выстроил в стиле барокко. Храм возводили пять лет. Новая церковь на месте старой с приделами Казанской Божией Матери и Воскресения Словущего была выстроена и освящена в 1768. Она была окрашена по-московски в ярко-красный огненный цвет. В ней были освящены два прежних придела — Казанский и Воскресенский.

Во время пожара 1812 года церковь не пострадала. И к уцелевшему храму приписали обгоревшие и разоренные окрестные церкви. Материал же разобранных церквей пошел на строительство приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины.

Это была небольшая, типичная приходская одноглавая церковь с трапезной и колокольней. Знали ее в городе многие потому, что хранились здесь почитаемые иконы Нила Столбенского и Иоанна Милославского. Но главной святыней арбатской церкви был древний храмовый образ святых Бориса и Глеба с житием, перед которым часто служили молебны.

В апреле 1922 года из храма изъяли церковное серебро. В 1923 г. общество «Культурная смычка» ходатайствовало о закрытии церкви и передаче ее здания под клуб. В октябре 1929 года Президиум Мособлисполкома постановил снести Борисоглебский храм, так как он стесняет движение. В Центральных реставрационных мастерских начался бунт. На заседании под председательством П.Д. Барановского было принято решение вновь подтвердить великую ценность храма как памятника «выдающегося историко-архитектурного значения», вновь указать на целесообразность сноса соседнего дома, таковой ценности не имеющего, и признать уничтожение храма необоснованным и нецелесообразным, тем более что он прекрасно сохранился. В те же октябрьские дни прихожане писали заявление в Президиум ВЦИК в защиту храма. Но в канун Рождества 1929 года ВЦИК постановил снести только Борисоглебскую церковь.

В феврале 1930 года Борисоглебский храм закрыли. Древние иконы и ценные облачения вывезли в музейные запасники, а колокола, бронзовые иконостасы и утварь передали на утилизацию.

Церковь являлась одним из лучших образцов барокко в Москве, однако снесена в 1930 под предлогом реконструкции площади.

Вблизи места церкви поставлен небольшой памятный знак — каменный Часовенный столб.

Уничтоженной церкви посвящена часовня на Арбатской площади, появившаяся в годы правления Бориса Ельцина, назвавшего внука Глебом. Часовня напоминает разрушенную церковь.

http://www.losev-library.ru/index.php?pid=4923

Первое упоминание об этой церкви появилось в исторических документах в связи с сильнейшим пожаром, произошедшим в Москве в июле 1493 года. Именно тогда её деревянный прообраз, построенный ещё в 1483 году, сгорел в пожаре. А восстановлена в камне она была лишь в 1527 году, по приказу самого Василия III. Позже, в 1551 году, уже во времена правления Ивана Грозного, особенно почитающего эту церковь, она постановлением Стоглавого собора была введена в состав семи московских соборов для царского моления перед началом военных походов.

Именно здесь царь отстоял обедню перед походом на Литву весной 1562 года. А когда в 1563 году русскими воинами был взят Полоцк, именно здесь встречали войско под предводительством Ивана Грозного, возвращавшееся с триумфальной победой из великого похода.

В конце XVII века стараниями племянника патриарха Иоакима, Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, к храму был пристроен придел в честь Воскресения Словущего, который стал домовой церковью этой одной из древнейших фамилий России. Именно в этом приделе была устроена усыпальница для представителей рода графов Мусиных-Пушкиных. В ещё одном приделе храма, во имя иконы Казанской Божией Матери, известного с 1677 года, находилась усыпальница Бестужевых, представителей другого знатного рода.

В 1763 году этот храм был сломан и на его месте, на средства Бестужева была выстроена новая церковь. Строить новый собор Бориса и Глеба поручили архитектору Карлу Ивановичу Бланку, который блестяще справился со своей задачей, построив новую изящную Борисоглебскую церковь в стиле барокко, которая была освящена уже в декабре 1768 года (Воздвиженка 15). Одновременно с ней были освящены два прежних придела — Воскресенский и Казанский, также отстроенные заново. В них были перенесены и святыни прежнего храма.

После пожара 1812 к чудом сохранившемуся храму были приписаны разорённые окрестные церкви. Некоторые из них вскоре разобрали, а материал пошёл на строительство новых приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины. Иконы и утварь из разобранных храмов тоже были перенесены сюда. Во вновь отстроенном соборе были свои, особо почитаемые богомольцами святыни. Это образ святого Нила Столобенского с частью мощей, большая древняя икона XVI века святого Бориса и Глеба с житием, икона XVI века святого Иоанна Милостивого.

Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот являлась одним из лучших образцов барокко в Москве. Её внутренняя отделка была выполнена с особой тщательностью и представляла собой отличный образец стиля ампир.

В 1930 году, под предлогом реконструкции площади, Борисоглебский храм закрыли. Серебро реквизировали, древние иконы и ценные облачения вывезли в музейные запасники, а колокола, бронзовые иконостасы и утварь отправили на переплавку.

В год празднования 850-летия столицы правительством Москвы было принято решение о сооружении храма-часовни Бориса и Глеба чуть в стороне от места нахождения древнего собора. В августе 1997 года на Арбатской площади, 4 уже был сооружён памятник утраченной святыни, воссозданный в память славного московского храма во имя святых Бориса и Глеба, помнившего времена Ивана III. А рядом, перед кинотеатром «Художественный», на том самом месте, где стоял подлинный храм Бориса и Глеба, установлен памятный знак.

Официальный сайт храма свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба в Волохово

Искренне надеемся, что наш сайт станет для вас источником доброй и полезной информации о нашей приходской жизни.

Здесь вы познакомитесь с историей нашего храма и его святынями, узнаете приходские новости и расписание богослужений на текущий месяц, а также сможете виртуально познакомиться с духовенством, посмотреть фотографии и видеосюжеты из жизни прихода. В разделах сайта найдете информацию о внебогослужебной деятельности настоятеля: его работе в нашей сельской школе, проведении встреч-семинаров с местными краеведами земли Александровской под названием «Стромиловские чтения», о внебогослужебных беседах с прихожанами.

Несомненно фундаментом всей приходской жизни является прежде всего православная вера и Литургия, Причастие Тела и Крови Христовой, что и способствует созиданию единой общины и церкви.

Приходской совет и прихожане, а также наши неравнодушные и безотказные помощники из православного движения «Молодая Русь» заняты в проведении реставрационных работ в храме и на прилегающей территории. Многое уже удалось сделать, но ещё больше предстоит. О наших успехах и дальнейших планах в этом нелегком деле можно узнать в разделах «Фотолетопись восстановления храма» и «Помощь храму».

Всех Вас, дорогие братья и сестры, мы приглашаем присоединиться к нам. Приезжайте на богослужения, беседы, наши престольные праздники и просто в гости. Будем помнить, что смысл человеческой жизни — спасение бессмертной души и соединение со Христом, с Вечной Жизнью. Да пребудет со всеми вами Божие Благословение!

Настоятель храма священник Леонид Ковадло

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *