Храм Григория неокесарийского

Содержание

Храм святого Григория Неокесарийского в Дербицах

Москворецкое благочиние Москвы
(Округ Центральный, управления Замоскворечье и Якиманка)

Храм известен с 1445 г. Ныне существующий каменный храм в стиле «русское узорочье» построен в 1668-1679 г. на средства царя Алексея Михайловича. Изразцовое убранство храма выполнено известным белорусским «ценинных дел» мастером 17 в. Степаном Полубесом. Храм был закрыт в 1939 г., часть икон была передана в запасники Исторического музея и Третьяковской галереи. Храм вновь освящен в 1992 г.

Престолы

  • Свт. Григория Неокесарийского
  • Свт. Григория Богослова
  • Боголюбской иконы Божией Матери

>Святыни:

  • Частицы мощей свт. Григория Неокесарийского
  • Частицы мощей свт. Григория Богослова
  • Частицы мощей блж. старицы Матроны

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Примечание: При храме действует сестринство во имя иконы Божией Матери «Державная», православная гимназия.

Расписание: по воскр. и праздн. — Литургия в 9 ч., накануне — всенощное бдение в 17 ч..

Телефон: 959-00-11

Адрес: ул. Б. Полянка, 29а

Ближайшее метро:

  • Метро «Полянка»

Духовенство:

Иеромонах Иероним.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

Дополнение и уточнение

Святыни храма:
Частицы мощей свт. Григория Неокесарийского.
Частицы мощей свт. Григория Богослова.
Частицы мощей блж. старицы Матроны.(доныне и от Благовещения 07.04.2004)
Частицы мощей вмч. Димитрия Солунского Мироточивого.(от Благовещения 07.04.2004)
Частицы мощей вмч. Целителя Пантелеимона.(от Благовещения 07.04.2004)
и других святых, в числе которых Митрофаний Воронежский, Димитрий Ростовский, Сергий Радонежский, Иоасаф Белгородский, а также частицы мощей Киево-Печерских подвижников, помещенных в общий мощевик под стеклом.
Почти все святыни храма доступны для поклонения в субботний и воскресный день, а также всегда, когда не огорожена передняя часть храма.
Левую часть Царских врат украшает икона Богородицы Милостивая(Кикская), подлиник которой находится в православном монастыре на Кипре.
http://www.days.ru/Images/ib2399.jpg
Духовенство: Архимандрит Иероним(Чернышов), иеромонах Феодор.
Богослужение: по воскр. и праздн. — Литургия в 9:30 ч., накануне — всенощное бдение в 17 ч., также в субботу в 9:30 (или в 8:00 если есть утреня)
Для желающих причаститься в воскресенье исповедь с началом службы у иконы всех святых.
Христос Воскресе!

17/12/2005 Евгений

Литургия

В субботу Литургия начинается в 9.00 утра

17/12/2005 Мария

Телефон

Телефон храма 959 0011

17/12/2005 Надежда

Престольный праздник

30 ноября -Престольный праздник Храма- по традиции Литургию служит Святейший Патриарх Алексий II.

17/12/2005 Мария

Духовенство храма. Расписание.

В настоящее время, по состоянию на 14 декабря 2005 года, духовенство Храма представляют: настоятель — архимандрит Иероним (Чернышов), протоиерей Феодор Малахов, диакон Михаил Шичагин.
Расписание служб: в воскресные и праздничные дни начало литургии в 9:30, накануне всенощное бдение в 17:00; по субботам в 13:00 — молебен; по воскресениям в 17:00 — акафист Боголюбской Иконе Божией Матери и свт. Григорию Неокесарийскому

Храм Григория Неокесарийского (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Григория Неокесарийского.

Православный храм

Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах


Вид с улицы Большая Полянка.

Страна

Россия

Город

Москва, Большая Полянка, № 29а

Конфессия

Православие

Епархия

Московская городская

Благочиние

Москворецкое

Первое упоминание

1445 год

Строительство

1668—1679 годы

Настоятель

епископ Иероним (Чернышов)

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781410027570006 (ЕГРОКН). Объект № 7710625004 (БД Викигида)

Состояние

Действует

Медиафайлы на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)

Храм святи́теля Григо́рия Неокесари́йского в Де́рбицах — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской православной церкви. Храм является памятником архитектуры XVII века, расположен в районе Якиманка, города Москвы, по адресу: Большая Полянка, № 29а.

История храма

XV век

Каменный храм святителя Григория Неокесарийского был воздвигнут на месте древней деревянной церкви, которую, в свою очередь, построил князь Василий II Тёмный, внук Димитрия Донского и прадед Иоанна Грозного. Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернётся домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день. Освобождение из неволи произошло 17 (30) ноября 1445 года — день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Тогда измученный пленом и долгой дорогой домой князь увидел белокаменный Кремль. Место, откуда открывался этот вид, находилось немного юго-восточней нынешнего расположения храма. Вероятно, князь ехал по дороге, совпадающей с современным Старомонетным переулком. Первоначальный храм во время пожара сгорел.

Икона Богородицы Елеуса-Киккская (1668), Симона Ушакова, из местного ряда иконостаса храма. ГТГ.

XVII век

Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 года на том же самом месте. Каменный храм заложили в 1667 году по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви.

Возведение каменного храма было начато по благословению Патриарха Никона священником Андреем Савиновым (Постниковым), который был назначен в 1660 году настоятелем старой деревянной церкви. В 1665 г. он стал царским духовником и протопопом Благовещенского собора Московского Кремля. С Алексеем Михайловичем его связывала тесная дружба, в какой-то степени он заменил царю Патриарха Никона, впавшего к тому времени в немилость. Именно поэтому царь стал храмоздателем новой каменной церкви во имя святителя Григория Неокесарийского. Государь не только выделил огромные средства для сооружения церкви, но и сам лично интересовался ходом работ.

С 1668 г. появляются подробные записи расходов из царской казны, произведённых на поставку тёса, кирпича, белого мячковского камня (из которого строились и Кремлёвские соборы).

Храм удивителен по своей архитектуре. Его завершают три ряда килевидных кокошников «огненных языков». Над ними высится традиционное луковичное пятиглавие с глухим, то есть без окон, барабанами. В церковной символике пять глав обозначают Спасителя и четырёх евангелистов. Кресты увенчаны коронами в знак того, что храм царский. Предположительно возводили храм лучшие зодчие своего времени — Иван Кузнечик и Карп Губа, обычно выполнявшие царские заказы. Руководили строительством Иван Волжинский и Иван Рыкачев.

Для росписи церкви были приглашены художники из Костромы — Гурий Никитин, Сила Савельев (Савин) и другие, а также из Переславля — Семён Дмитриев, Дмитрий Плеханов.

Изразцовый фриз — наиболее известная особенность великолепного убранства храма. Керамические поливные изразцы с многоцветным узором «павлинье око» выполнены мастером Степаном Ивановым Полубесом «сотоварищи» (И. Максимовым и др. белорусскими мастерами). На украшение храма пошло 9 тысяч изразцов. Краски их до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость.

Церковь получила народное название «Красной», то есть красивой. Это название употреблялось в официальных документах вплоть до конца XVIII века.

Иконы для иконостаса писали царские изографы, мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.

В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

В некоторых источниках можно встретить упоминание о крещении в этой церкви в 1672 год будущего императора Петра Первого, что является, вероятно, исторической неточностью. По всей видимости, Петр I, так же как и другие дети царского рода, по традиции был крещён в Чудовом монастыре в Кремле.

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года. В этот день Патриарх Московский Иоаким освятил в ней главный престол во имя святителя Григория Неокесарийского. На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич.

XVIII—XIX века

Надгробная плита. 1-я половина XVIII века

В 1767 году у храма появился придел во имя святителя Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. Фасады нового придела повторяли формы XVII века.

Во время Отечественной войны 1812 года церковь не пострадала. Московские славянофилы были зачарованы её своеобразной красотой, Аполлон Григорьев писал:

Право, она не лишена оригинальной физиономии, ведь при её созидании что-то явным образом бродило в голове архитектора, только это что-то в Италии выполнил бы он в больших размерах и мрамором, а здесь он, бедный, выполнял в маленьком виде да кирпичиком; и все-таки вышло что-то, тогда как ничего, ровно ничего не выходит из большей части послепетровских церковных построек.

В 1834 году по проекту архитекторов Николая Козловского, Фёдора Шестакова и Василия Балашова в храме был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, выстроенный в стиле ампирной псевдоготики. Боголюбской иконе Божией Матери молились во время эпидемии холеры 1830 года.

Фотография Николая Найдёнова. 1882

В 1859 году церковь впервые подверглась тщательной реставрации. Были обновлены росписи главного алтаря, четверика, заново вызолочены серебряные ризы на шести иконах первого яруса иконостаса, а также промыты все иконы остальных ярусов иконостаса. Отреставрированный храм был освящён святителем Филаретом, митрополитом Московским.

В 1896 году роспись храма была обновлена. Освящение обновлённого храма совершил митрополит Московский и Коломенский Сергий.

Церковь имела статус придворной и регулярно посещалась членами царствующей фамилии. Здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна. В церкви неоднократно служили видные церковные иерархи.

В храме совершали богослужения патриархи Московские и Всея Руси:

  • Иоасаф II — в 1670 году;
  • Иоаким — в 1672 году служил, а в 1679 году совершил великое освящение храма;
  • Адриан — в 1696 году;
  • Тихон — в начале XX века.

XX век

В 1922 году ценности храма были изъяты.

В 1930 году Моссовет постановил сломать шатровую колокольню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход.

Поэт Андрей Вознесенский посвятил этому событию стихи, в которых сравнивал церковь с прекрасной девушкой – Натальей Нарышкиной.

Как колокольня алая,
Пылая шубой ярко,
Нарышкина Наталья
Стоит на тротуаре
В той шубке не приталенной
Ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждёшь кого-то?

10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян клирик храма, протоиерей Борис Ивановский (в августе 2000 года канонизирован Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви).

В 1938 году Моссовет вынес решение: «Церковь закрыть, а здание использовать под культурные нужды». В акте обследования 1939 года отмечено: «Сломан ценнейший иконостас XVII в. и нет паникадила XVIII в.».

Иконы из храма были переданы в музеи. Ценнейшая Богоматерь Елеуса-Киккская работы Симона Ушакова, цикл Страстей Христовых работы Георгия Зиновьева и ещё множество икон получила Третьяковская галерея. Из всех этих икон место в экспозиции нашлось только для образа Богородицы, остальные, никогда не выставляясь, хранятся в запасниках. Часть икон была передана в Государственный исторический музей, где они так же находятся в запасниках. Резные Царские врата главного иконостаса передали в Музей архитектуры имени Щусева. Некоторые иконы из храма Григория Неокесарийского можно увидеть также в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге.

В 1965 году в обветшавшем храме была произведена комплексная реставрация. Храм поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры. В храме разместился «Всесоюзный производственно-художественный комбинат имени Вучетича».

Возвращение Церкви

В 1990 году по письму Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. С 1994 года в храме святителя Григория Неокесарийского возобновлены богослужения.

К 1996 году храм был окончательно восстановлен: фасады выкрашены красно-оранжевой краской — суриком, все архитектурные элементы выделены белилами и бирюзой, вызолочены кресты.

30 ноября 1996 года Патриарх Алексий II совершил освящение главного престола.

Современное состояние

Чтимый список Боголюбской иконы Божией Матери.

В храме совершаются регулярные богослужения, все таинства и требы. Действует сестринство во имя иконы Божией Матери «Державная», православная гимназия. Устроен баптистерий для Крещения взрослых, работает магазин «Церковные ткани», лавки православной литературы и церковной утвари.
При богослужениях поёт мужской хор под управлением Николая Белова.

Святыни храма

  • Частица мощей свт. Григория Неокесарийского (эта частица была подарена царицей Параскевой Феодоровной князю Григорию Волконскому. В 1811 ? году князь передал частицу в храм. В 1998 году митрополит Сурожский Антоний (Блум) вернул утраченную святыню)
  • Частица мощей свт. Григория Богослова
  • Чтимый список Боголюбской иконы Божией Матери
  • Частица мощей блж. Матроны Московской
  • Частица мощей вмч. Димитрия Солунского Мироточивого
  • Частица мощей вмч. Целителя Пантелеимона
  • Частица Креста Господня
  • Частицы мощей свт. Филарета и свт. Иннокентия Московских
  • Частицы мощей Святых отцов Киево-Печерских

и других святых, в числе которых великомученица Варвара, мученик Трифон, Иероним Стридонский, Сергий Радонежский, Александр Невский, Митрофаний Воронежский, Димитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский, Тихон Задонский, Пимен Великий, Нил Столбенский, Давид и Афанасий Серпуховские, Симеон Верхотурский.

Духовенство

в прошлом

  • Протопоп Андрей Саввич Постников, (1660)
  • Протоиерей Пётр Лагов, (1914 — до ареста в 1930-х)
  • Диакон Николай Иванович Тихомиров, (1914)
  • Иерей Иоанн Освецимский
  • Диакон Серафим Недосекин
  • Священномученик Андрей Воскресенский
  • преподобномученик Иларион (Громов), (1922—1930)
  • священномученик Борис Ивановский (1931—1937)

в настоящее время

  • Епископ Иероним (Чернышов) — настоятель
  • Диакон Владислав Астафьев

Примечания

  1. М. Ильин, Т. Моисеева Москва и Подмосковье, Справочник-Путеводитель, Искусство, 1979
  2. Чудов монастырь. Официальный сайт Московского Патриархата. Дата обращения 6 ноября 2014.
  3. Храм, в котором не крестили Петра I. Сайт района Якиманка. Дата обращения 6 ноября 2014.
  4. Григорьев А. Мои литературные и нравственные скитальчества.
  5. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви О Соборном Прославлении Новомучеников И Исповедников Российских Xx Века

Ссылки

  • Официальный сайт храма Св. Григория Неокесарийского
  • О храме на сайте Православие.ру
  • О храме на сайте Патриархия.ру
  • Служение Патриарха Алексия, в день 10-летия восстановления храма (недоступная ссылка)

Литература

  • Москва. Энциклопедия. 1980г.
  • Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье / Редкол.: Г. В. Макаревич (гл. ред.) и др., М.: Искусство, 1994

Церковь Святителя Григория Неокесарийского Чудотворца в Дербицах

За «благолепие» эту церковь всегда называли «Красной». И, конечно, это народное определение как нельзя лучше отражает подлинную красоту этого удивительного храма.

Одну из самых красивых в Москве церквей – в память Григория Неокесарийского Чудотворца в Дербицах – в стиле «русское узорочье» стали возводить в 1667 году, но история его началась намного раньше.

Земли эти весной заливались водой Москвы-реки и оттого назывались «дебрью», что означало «топкую низину». От слова «дебри» и образовалось название урочища «Дербицы». Это одна из версий, но есть и другие. Слово диалектное, имеет несколько значений: небольшая поляна в лесу, низменный берег, пойма.

Здесь в XV веке и возвели первую Григорьевскую церковь. В Московском великом княжестве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным историческим событием. В этот день, 17 ноября 1445 года, возвратился в столицу из ордынского плена великий князь Василий II Васильевич.

Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах

Василия II Тёмного, сына великого князя Василия I Дмитриевича и Софьи Витовтовны, считают одним из самых трагических персонажей русской истории. Но именно в годы его правления происходят многие знаковые события. Так, например, Русская православная церковь становится самостоятельной и начинает сама избирать патриарха, который отныне носит титул патриарх Московский и всея Руси. Василий II Васильевич Тёмный ликвидирует практически все уделы великого княжества Московского. Случилось так, что летом 1445 года хану Улу-Мухаммеду, потомку Тохтамыша, удалось захватить великого князя в плен. Это произошло вблизи Евфимиева монастыря на берегу Нерли. Только 17 ноября 1445 года великий князь возвратился в столицу. Вскоре он был снова пленён, но уже боровшимися с ним за власть князьями Дмитрием Юрьевичем Шемякой и Иваном Андреевичем Можайский. Они-то и ослепили Василия. За что он и получил прозвище Тёмный. В 1452 году Василий Тёмный выступил из Москвы в последний поход на Дмитрия Шемяку. Шемяка, засевший в Устюге, бежал. Так завершилась феодальная война, длившаяся четверть века.

Ещё находясь в плену в Орде, князь Василий дал обет, что построит церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля. А назовёт в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться. Всё произошло в день памяти святителя Григория Неокесарийского Чудотворца. В память об освобождении из плена Улу-Мухаммеда, по преданию, в Замоскворечье и возвели деревянную церковь Григория Неокесарийского. Тогда ещё не было улицы Полянки. Название улицы официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь, здесь действительно начинались большие поля. Они простирались далеко за пределы города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице.

В письменных источниках Григорьевский храм впервые упоминается в 1625 году, во времена правления царя Михаила Фёдоровича Романова.

После эпидемии чумы, разразившейся в Москве, ко времени вступления на престол Алексея Михайловича храм окончательно запустел.

Случилось так, что в 1660 году священник Григорьевского храма Андрей Саввинович Постников стал духовником царя. В 1665 году царь перевёл его в кремлевский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь.

Именно Постников в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. Священник сумел упросил Алексея Михайловича разрешить ему построить в Замоскворечье новый каменный храм. Царь разрешил и, мало того, взял строительство, которое началось в 1668 году, под свой контроль. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника. Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь. Есть версия, что он и финансировал возведение храма. Кстати, именно царь Алексей Михайлович, как сообщают исторические источники, приказал стены храма «прописать суриком в кирпич», «стрелки у шатра перевить» «и расписать бирюзой и белилами». Начало строительства благословил святейший патриарх Никон, а освятил построенную церковь святейший патриарх Иоаким в присутствии царя Фёдора Алексеевича.

По своей архитектуре церковь относится к московскому типу пятикупольных храмов с шатровой колокольней.

Камень для храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова, из той же каменоломни, где брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен Московского Кремля при князе Дмитрии Донском. Позднее, в XIX столетии, там будут брать камень для строительства первого храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах. В то время это село уже будет вотчинным владением отца Александра Герцена, богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева.

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. Великий мастер Степан Полубес сделал девять тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око». Эти дивной красоты изразцы принесли храму всемосковскую славу. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова.

После страшной для Москвы повальной холеры 1830 года в храме был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре. Такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времен Отечественной войны 1812 года, когда Москва давала отпор Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен – московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили её военными кордонами. Кстати, из-за тех кордонов Александр Сергеевич Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино.

В 1834 году у Григорьевского храма была построена ограда по линии улицы с фигурным завершением ворот.

Среди знаменитых прихожан храма была великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которая была здесь частой гостьей в начале ХХ века.

После революции 1917 года первоначально храм не закрыли. Но в 1930 году решили снести старинную шатровую колокольню храма для расширения тротуара. Её чудом отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход.

В 1935 году храм всё-таки закрыли. Иконы его передали в Третьяковскую галерею.

К 1965 году храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был отреставрирован. В нём разместили производственно-художественный комбинат. Говорят, что там же была и некая тихая «контора» по официальной перекупке старинных икон. Иконы закупали у населения и потом перепродавали за границу любителям русского «антиквариата».

В 1990 году церковь святителя Григория Неокесарийского Чудотворца, единственную освященную во имя этого святого, вернули верующим.

Уникальный памятник русской истории и архитектуры сумел сохранить свой неповторимый облик и непреходящую красоту.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Храм Григория Неокесарийского: фото, история

Вряд ли найдется хотя бы один житель столицы, который не знал бы, где находится храм святителя Григория Неокесарийского. «На Полянке» — так отвечают туристам прохожие, хотя многие знают его под другим названием – как Красную церковь. Это одна из наиболее красивых обителей Москвы. Храм Григория Неокесарийского (на Полянке) — единственная церковь, названная в честь этого святого. Она расположена в Замоскворечье. У храма необычная история и совершенно уникальный внешний вид. Памятник русской архитектуры с «восточным, пряным привкусом» — именно так отзываются о храме Григория Неокесарийского специалисты.

О святом, в честь которого названа церковь

Св. Григорий родился на севере Малой Азии в городе Неокесарии примерно в третьем веке от Рождества Христова. Получив прекрасное образование в Александрии у самого Оригена, он вернулся на родину. Но вскоре, удалившись в пустыню, начал вести там свою святую жизнь в молитвах и посте, чтобы обрести от Бога дар пророчества. О подвижнике узнал епископ Амасии. Он решил поставить его в родной Неокесарии духовным руководителем. Св. Григорий согласился и стал перед хиротонией горячо молить Бога открыть ему истинное поклонение Святой Троице. И было ему чудесное видение: перед Григорием явились сама Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов. Именно от последнего святой получил знание об истинном и достойном исповедании Святой Троицы. На этом Откровении позже и было основано православное учение. Сам Григорий Неокесарийский до этого не дожил. Он скончался примерно в 266 году.

Где находится храм?

Место, где сегодня стоит Красная церковь, в древности именовали «Дербицами». Такое название было обусловлено замшелой, очень топкой землей района. Сначала церковь была деревянной. Доподлинно известно, что она строилась по приказу великого князя Московского внука Дмитрия Донского Василия Темного. Согласно некоторым сведениям, он, находясь в татарском плену, дал обет о том, что если обретет свободу, то обязательно возведет храм. Причем, построит его именно на том месте, с которого по возвращении увидит Московский Кремль. А посвятить его князь обещал тому святому, в день памяти о котором это событие произойдет. Так и появилась деревянная церковь на Полянке.

Когда-то здесь была глушь, по которой проходил тракт, ведущий из Новгорода в город Рязань. Название «Полянка» официально появилось только в восемнадцатом столетии. В то время, когда была основана Красная церковь в честь св. Григория Неокесарийского, на этом месте простирались большие поля. Именно они и дали название этой старинной улице в Замоскворечье.

Сначала в этой неказистой сырой местности проживали только крестьяне и ремесленники, но уже с шестнадцатого столетия здесь стали появляться поселения стрельцов. Там же находилась и дворцовая слобода бондарей – царских кадашей, делавших невероятно необходимые по тем временам в хозяйстве деревянные кадки и бочки. С XVIII века Замоскворечье и улицу Полянку начали потихоньку заселять и московские купцы.

История церкви

Туристам много интересного рассказывают о храме Григория Неокесарийского. И действительно, у него очень древняя история. Первоначально церковь была срублена из дерева. Согласно легенде, строительство было начато в знак благодарности богу за избавление от монголо-татарского пленения князя Василия Темного. Увидеть крепостные стены Москвы внуку Дмитрия Донского было суждено тридцатого ноября 1445 года. Именно в этот день согласно православному календарю празднуется память св. Григория из Новой Кесарии. Этим обстоятельством и была определена судьба будущей церкви.

Новая жизнь

Деревянная церковь просуществовала до семнадцатого века. Позже в тогдашнем храме Григория Неокесарийского случился пожар и он полностью сгорел. Здание было восстановлено, но оно опять было деревянным. Постепенно церковь приходила в запустение, особенно это стало заметно после эпидемии чумы. И только в 1667 году государем Алексеем Михайловичем был дан приказ на строительство нового, уже каменного, храма. Работами руководили лучшие по тем временам зодчие Иоанн Кузнечик и Карп Губа.

Алексей Михайлович давал немалые средства на строительство, он лично контролировал его ход. Материал доставлялся из знаменитых подмосковных каменоломен, откуда брался камень и для стен Кремля. Девять тысяч изразцов с так называемым «павлиньим оком» изготовил известный мастер Степан Полубес, а образы для иконостаса выполнил царский изограф Ушаков. Закончилось строительство через двенадцать лет. Первого марта 1679 года состоялось освящение и первая служба в храме Григория Неокесарийского. Обряд совершал Иоаким — Патриарх Московский и всея Руси в присутствии нового царя Федора Алексеевича.

Тяжелые годы

С тех пор Красная церковь, поражающая своей красотой, как бы получила статус придворной. И по сей день кресты всех глав в храме Григория Неокесарийского венчают короны. Тяготы 1812 года церковь перенесла без потерь. Она настолько понравилась Наполеону, что во время пожара в Москве он приказал, чтобы с храмом на Большой Полянке ничего не случилось. Французский император сокрушался, что не может, «поставив это строение на ладонь», забрать его в Париж. Нужно сказать, что в 1812-м ни убранство, ни утварь церкви, ни ее книги не пострадали. Чего не скажешь о последующих временах.

Если в начале двадцатого века на службы в храме Григория Неокесарийского приезжала сама великая княгиня Елизавета, то после революции свои же москвичи, в отличие от иноземных захватчиков, ничего в церкви не пощадили. Из нее изъяли практически все ценности. Не удалось спасти и шатровую колокольню, якобы мешающую пешеходам. В конце 30-х годов прошлого века храм и вовсе закрыли. И только в девяностых годах верующим вернули храм святого Григория Неокесарийского на Полянке.

Возвращение в лоно Церкви

Обновленный вид Красная церковь получила благодаря стараниям Патриарха Алексия II. Была проведена масштабная реконструкция, выделен церковный декор, позолочены кресты и воссозданы уникальные колокола. По сохранившимся фрагментам восстановили и древние росписи на стенах. Даже нынешний иконостас был «скопирован» с оригинала, которым некогда славился храм (на Полянке) Григория Неокесарийского. Расписание богослужений, которые и сегодня ежедневно совершаются в церкви, впервые можно было увидеть уже через четыре года после начала реставрационных работ. Тридцатого ноября 1996 года в стенах обновленного храма было проведено освящение главного престола.

Храм Григория Неокесарийского — расписание богослужений

По субботам в девять утра в Красной церкви на Большой полянке совершается Божественная литургия. Всенощное бдение начинается в семнадцать часов.

В праздничные дни и в воскресенье Божественная литургия совершается в половине десятого утра. Расписание богослужений следует уточнять как в самом храме, так и на его сайте.

Москва

Немного найдется в мире храмов, где пешеходные дорожки или тротуары проложены прямо через храм или его колокольню. В Москве такую колокольню Вы можете увидеть возле храма Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.

Понравилось! 3 3 Сквозной проход через шатровую колокольню был своеобразным компромиссом, сначала колокольню хотели вообще снести, чтобы освободить место для проезжей части. Было это в 1930 году, проход в колокольне пробили в 1933 году, а еще через 5 лет храм был закрыт, но сносить его не стали. До 1930 года храм и колокольня выглядели так. Понравилось! 2 2

Фото из Интернета

Этому событию известный поэт Андрей Андреевич Вознесенский (1933- 2010) посвятил стихотворение:
«Как колокольня алая,
пылая шубкой яро,
Нарышкина Наталья
стоит на тротуаре.
В той шубке неприталенной
ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?
В чужом бензинном городе
глядишь в толпу рассеянно,
слетают наземь голуби,
как шелуха от семечек.
Я понял тайну зодчего,
портрет его нахальный,
и, опустивши очи,
шепчу тебе: «Наталья…»
Почему поэт сравнивает колокольню с Нарышкиной Натальей? Дело в том, что в 1671 году в здешнем храме венчался царь Алексей Михайлович (1629 — 1676) с Натальей Кирилловной Нарышкиной (1651 — 1694), которой было на момент венчания 19 лет. А сам храм за его красоту долго называли Красным.

Кстати, колокола на колокольне не аутентичные, они были собраны с бору по сосенке с колоколен других московских храмов. Теперь колокольню храма украшают часы с курантами, каждый час вызванивающими мелодию «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждую четверть часа — «Царице моя Преблагая».
Факт венчания в церкви царя с царицей подтолкнул любителей причесывать факты под одну гребёнку к выводу, что крещение их сына Петра, ставшего впоследствии российским императором Петром Первым, было в этой же церкви. Этому способствовало то, что в храме с 1660 года служил священник Андрей Савинов (Постников), ставший в 1665 году царским духовником. Собственно благодаря хорошему расположению царя к своему духовнику и появилась современная каменная церковь, которая была построена рядом со старой деревянной в период с 1667 по 1679 год. Если внимательно присмотреться к крестам над куполами храма, то можно заметить над ними небольшие царские короны. Понравилось! 4 4 Этим подчеркивается тот факт, что храм постоянно посещали царственные особы, а службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские.
Над воротами укреплена красивая керамическая икона, которые не часто можно увидеть. Понравилось! 0 0
Со строительством каменного храма связан парадокс. Патриарх Иоаким обвинил Савинова, что он построил храм без патриаршего благословения. Савинов был лишен чина, арестован и сослан в монастырь. А затем этот храм Иоаким освятил в 1679 году.
Кстати, у Вознесенского есть стихотворение «Храм Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке» про Ивана Степанова по кличке Полубес, который построил храм:
«Названье «Неокесарийский»
гончар, по кличке Полубес,
прочел как «неба косари мы»,
и ввёл подсолнух керосинный,
и синий фон, и лук серийный,
и разрыв-травы в изразец.» Понравилось! 4 4
В советское время в храме служили один епископ и пять священников, которые стали мучениками. Четверо прославлены в лике святых: протоиереи Борис Ивановский, Илия Четверухин и Василий Смирнов — в чине священномучеников, иеромонах Иларион (Громов) — преподобномученик.
Связана с храмом и одно из неприглядных событий нашей истории: «Внутри здания под вывеской «Всесоюз­ный производственно-художественный комбинат им. Вучетича. Отдел экспорта» скрывается контора по закупке у населе­ния старинных икон и других предметов культа для последующей перепродажи их заграницей через фирму «Новоэкспорт». О деятельности этой фирмы в 1979 г. радио ВВС на русском языке яз­вительно замечало, что благодаря ее раз­маху скоро древнюю русскую икону можно будет запросто купить в любом западном универмаге наравне с зубною пастой и жвачкой. В 1980 г. во время Олимпиады в здании Государственной картинной галереи на Крымской набе­режной работал нарочный магазин для иностранцев, продававший исключитель­но закупленные на Б.Полянке иконы XVIII — XIX вв., на которых тотчас после продажи ставили штамп «К вывозу раз­решено. Министерство культуры СССР». С 1989 г. вывоз церковной старины за­прещен.»
Вот такие истории скрываются под красивым видом.

Церковь святителя Григория Неокесарийского в Дербицах

Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах с давних времен называли «Красным», то есть красивым. Церковь, словно, одета в яркую нарядную одежду. Представить сложно, что только на украшение фасадов здания ушло 9 тысяч изразцов! Пройдя через трагические события 30-х годов прошлого века, гонения и осквернение, церковь вновь радует нас своей яркой живописной красотой. Полюбоваться памятником истории и архитектуры XVII века можно в Замоскворечье, во время прогулки по одному из старинных районов Москвы – Полянке.

Примечательно, что в настоящее время храм Григория Неокесарийского в Дербицах является единственным в мире, названным в честь этого святого.

Из истории

Первый деревянная церковь святителя Григория Неокесарийского был построен еще в XV веке. Согласно преданию, в ноябре 1445 года князь Василий II Темный, взятый в плен татарами, был освобожден за баснословный по тем временам выкуп – 200 тысяч рублей. Находясь в неволе, князь дал обещание, по возвращении построить храм на том месте, откуда будет виден Московский Кремль.

Василий II вернулся в Москву 30 ноября 1445 года, в день, когда отмечался праздник Святого Григория Неокесарийского. По приказу князя и был заложен храм в честь этого святителя.

Место, где была построена церковь было глухое, покрытое мхом. Оно находилось в низине, часто затапливалось разливами Москвы-реки и поэтому эту церковь часто называли «храмом в Дербицах». В древности дербью на Руси называли топкое болотистое место.

В середине XVII века на Руси вспыхнула эпидемия чумы и службы в церкви прекратились. Церковь несколько лет была в запустении и только благодаря священнику Андрею Савинову наступил новый этап в истории церкви. В ней вновь возобновились богослужения и, более того, по инициативе Андрея Савинова рядом со старым церковным зданием началось возведение новой церкви. Причем, в работе принимали участие лучшие мастера, часто выполняющие царские заказы: зодчие Иван Кузнечик и Карп Губа, иконописец Симон Ушаков, а также изразцовых дел мастер Степан Иванов, по прозвищу Полубес.

Деньги на строительство, по велению царя Алексея Михайловича, были выделены из казны. И церковь Григория Неокесарийского в Дербицах получилась на славу. Строительство велось с 1668 по 1679 годы. Причем, все эти годы в старой деревянной церкви проходили службы. В ней Алексей Михайлович венчался с Натальей Нарышкиной (матерью Петра), здесь же будущий император был крещен. Увы, царь не дожил до окончания строительства и осветил храм его наследник, сын Федор Алексеевич, (от брака с Марией Милославской).

Описание

Яркие краски церковного здания придают храму праздничный нарядный вид. Фасады строения окрашены в цвет сурика, а большинство архитектурных деталей выделено белой и бирюзовой краской.

Одно из главных украшений храма — килевидные кокошники, тремя рядами обрамляющие его основной объем. Пять луковичных глав установлены на глухих барабанах. Кресты украшены царскими коронами, что подчеркивало принадлежность церкви к придворным храмам.

Основной объем здания и колокольня опоясаны изразцовым ободком, краски которого до сих пор сохранили свою яркость и насыщенность. Изразцы имеют рисунок «Павлиное око», они сложены так, что церковь похожа на дивный сказочный цветок. В народе сразу стали называть её Красной, то есть красивой. Недаром, сохранилось предание, что Наполеон мечтал перенести ее на ладони в Париж.

Внутреннее убранство храма под стать его внешней красоте. Стены расписывали костромичи и переяславцы.

Главная святыня храма — чудотворная Боголюбская икона Богоматери XIX века. Также здесь хранятся иконы Божией Матери — Утоли моя печали и Нечаянная Радость, Семистрельная и другие. В храме находится ковчег с частицей мощей святителя Григория Неокесарийского, частицы мощей Московских святителей Филарета и Иннокентия, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Александра Невского и других святых.

>Адрес

Москва, ул. Большая Полянка, 29-А

>Как доехать до церкви святителя Григория Неокесарийского в Дербицах

Храм находится напротив выхода из метро «Полянка».

Официальный сайт церкви святителя Григория Неокесарийского в Дербицах

В настоящее время церковь святителя Григория Неокесарийского в Дербицах восстановлен в первоначальном виде. Интересно то, что он сразу был акустически рассчитан на звучание мужского хора. И сейчас в церкви под управлением Николая Белова поет чудесный мужской хор «Наследие веков», отличающийся художественным вкусом, прекрасной манерой исполнения и интересным репертуаром.

МОСКОВСКИЙ ГРИГОРИЕВСКИЙ ХРАМ В ДЕРБИЦАХ

Московский храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах

Московский храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (Москворецкое благочиние)

  • Адрес: г. Москва, ул. Большая Полянка, 29. Проезд: ст.м. Полянка.
  • Телефон: (495) 959-00-11.
  • Престолы: свт. Григория Неокесарийского, свт. Григория Богослова, Боголюбской иконы Божией Матери.
  • Расписание: по воскр. и праздн. — Литургия в 9 ч., накануне — всенощное бдение в 17 ч.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Деревянный храм

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освящённая по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далёкой-далёкой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьёзно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы-реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искажённо от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.

А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввич Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царём и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевёл его в кремлёвский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

Каменный храм

Свою близость с царём священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почётную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлёвского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьёзными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобождён из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашён к царю на обед за один стол с патриархом.

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошёл уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишённый сана, уже находился в ссылке в далёком Кожеозерском монастыре.

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес) Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлёвских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе её называли «красной», — красивой.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.

И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В 1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому её считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времён отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен — московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили её военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад. Только в Кузьминках, по преданию, не было ни одного случая заболевания, что отнесли к благодатной помощи Влахернской иконы Божией Матери, хранившейся в местной церкви.

Трагические последствия холерной эпидемии ещё долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в 1831 году был учреждён Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведён в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

Закрытие храма

Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а ещё раньше, в 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь её снести для расширения тротуара. Чудом её отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Именно такой метод расширения «полезной площади» тротуаров и мостовых рекомендовался последующим Генеральным планом 1935 года. Тем же способом, согласно Генплану, намеревались кардинально расширить Арбат – прорубить в нижних этажах его зданий сквозные проходы-тротуары, а бывшие, «освобождённые» от пешеходов тротуары обратить в мостовую и предоставить транспорту. Так поступили и с колокольней Григорьевской церкви.

К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно-художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата».

Возвращение храма Церкви

Только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.

При храме действует сестринство во имя иконы Божией Матери «Державная», православная гимназия.

Святыни

  • Частицы мощей свт. Григория Неокесарийского.
  • Частицы мощей свт. Григория Богослова.
  • Частицы мощей блж. старицы Матроны.
  • и других святых, в числе которых Митрофан Воронежский, Димитрий Ростовский, Сергий Радонежский, Иоасаф Белгородский, а также частицы мощей Киево-Печерских подвижников, помещённых в общий мощевик под стеклом.

Почти все святыни храма доступны для поклонения в субботний и воскресный день, а также всегда, когда не огорожена передняя часть храма.

>Настоятели

  • Иероним (Чернышов) (с 1994)

Клир

  • Андрей Постников, свящ. (1660)
  • Петр Лагов, прот. (1914 — до ареста в 1930-х)
  • сщмч. Андрей Воскресенский, прот. (1930 — не позднее 1935)
  • Тихомиров Ник. Ив., диакон (упом. 1914)
  • прмч. Иларион (Громов) (1922 — 1930)
  • сщмч. Борис Ивановский (1931 — 1935)

Использованные материалы

  • Статья Елены Лебедевой в портале «Православие.РУ»
  • Список духовенства Москвы на 1914 г.:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *