Храм казанской божьей матери Москва

>Собор Казанской Иконы Божией Матери

ГЛАВНОЕ

  • Казанский собор у Красной площади ‒ удивительно красивый архитектурный памятник позднего русского Средневековья в стиле «нарышкинского барокко».
  • Здесь можно прикоснуться к святыням: иконе Казанской Божией Матери, иконе Божией Матери «Воспитание», мощевику с частицами 83 святых угодников.
  • Чудотворная икона Казанской Божией Матери была обретена в Казани в 1579 году и с тех пор является символом покровительства Богоматери над Русью.
  • Собор открыт каждый день, по утрам и вечерам в нем проходят православные службы.

На углу Красной площади и Никольской улицы, рядом с Историческим музеем и ГУМом стоит удивительная по красоте церковь ‒ Казанский собор. Она погружает в атмосферу загадочной старомосковской жизни, в последний этап позднего русского Средневековья. Святыни храма: икона Казанской Божией Матери, мощевик с частицами 83 св. угодников, икона Божией Матери «Воспитание». Собор открыт без перерывов и выходных. Утром и вечером здесь проходят православные службы.

История Собора

История Собора Казанской Иконы Божией Матери началась в середине XVI в. при царе Иване Грозном, когда он завоевывал Казань. Населяли Казанское ханство в большинстве своем татары-мусульмане. По легенде, ночью перед одним из боев, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы царь услышал звон московских колоколов, а вскоре Казань пала. Через несколько лет в Приволжье явилась икона, которая стала совершать чудесные исцеления, после чего многие татары уверовали в православие — и смирились с правлением московского царя. Эта икона, обретенная в 1579 году в Казани девочкой Матроной и чтимый список которой был в том же году доставлен в Москву, стала всенародной святыней, символом покровительства Богоматери над Русью.

Позже икона Казанской Божьей Матери сыграла важную роль в еще одном поворотном моменте русской истории. Она сопровождала второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, освободившее в 1612 году Москву от польских интервентов.

Считается, что после победы над поляками князь Пожарский дал обет построить церковь в честь святыни, с который он прошел путь к освобождению Москвы. Первый, деревянный, храм был построен на средства князя. Чуть позже на его месте возвели каменный собор по велению царя Михаила Федоровича Романова. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Нейронов и протопоп Аввакум. Казанский собор был приходской церковью Московского Университета, в нем получил благословение победитель Наполеона — фельдмаршал Михаил Кутузов.

Второе рождение

В конце XVIII в. храм был реконструирован в стиле классицизма. Церковь утратила несколько приделов и превратилась в непримечательное здание, мало чем отличающееся от характерных построек. В начале 1800-х годов разобрали и шатровую колокольню, которую заменили современной. Печальная участь ждала церковь в советское время. В 1930-х гг. было принято решение о сносе здания. Красная площадь должна была стать местом проведения социалистических демонстраций, и церкви там было не место.

Восстановлению наследия мы обязаны великолепному архитектору-реставратору советского времени П. Барановскому (1892-1984), который, узнав о сносе, распорядился сделать точные обмеры церкви. В 1990-1993 гг. на их основе было осуществлено воссоздание храма, причем не в классическом, а в первоначальном, древнерусском стиле. Настенную фресковую живопись также стилизовали под старину.

Уютная небольшая церковь является настоящим комплексом: тут есть колокольня, два придела, основной храм и объединяющая все части галерея. Казанский собор стоит на перепаде высот, поэтому со стороны Исторического музея туда ведет пологая, как бы приглашающая внутрь широкая лестница. Дальше посетитель попадает на галерею. Судя по нехарактерно большому для средних веков размеру окон, галерея изначально была открытой, однако позже помещение застеклили.

Самая красивая часть храма ‒ это завершение. Вся церковь выполнена в стиле, характерном для «нарышкинского барокко». Для него типичны контрастные цвета (красный, зеленый, белый), богатая наружная декорация стен и «пена» кокошников ‒ декоративный прием, который скрывает переход от основного объема церкви к куполу. Сама церковь принадлежит к типу одноглавых бесстолпных, то есть внутри помещения нет ни одной опоры. Еще два купола снаружи принадлежат приделам.

Казанский собор

Церковь Казанской иконы Божией Матери находится на пересечении улицы Никольской и Красной площади на месте исторического сражения с поляками, состоявшегося 1 ноября (22 октября) 1612 года. Второе ополчение сумело взять Китай-город и освободить Кремль. Вместе с войском в Москву прибыл чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, в честь которого один из руководителей ополчения, князь Дмитрий Пожарский, построил в 1620-х годах деревянную Казанскую церковь на месте сражения.

В 1632 году храм князя Пожарского сгорел и был заново отстроен из кирпича на средства новой царской династии Романовых. Казанский собор освятили в 1636 году, после чего он сразу занял особое место среди приходских храмов Москвы. В среде духовенства собора сложился кружок ревнителей древнего благочестия, куда входили руководители старообрядчества Иван Неронов и протопоп Аввакум, которого арестовали именно здесь.

В XVIII–XIX веках внешний облик собора претерпел большие изменения, храм приобрел черты классицизма, появилась еще одна главка, разобрана отдельно стоявшая шатровая колокольня, вместо которой с запада, над крыльцом, возведена новая трехъярусная. В конце 1920-х годов перед закрытием храма реставратор П. Барановский произвел обмеры памятника, открыл сохранившуюся первоначальную кладку собора и элементы декора. Планировалась реставрация храма в формах XVII века, для которой были разобраны поздние пристройки. Завершить работы помешала реконструкция Красной площади, начавшаяся в соответствии со сталинским планом реконструкции Москвы. Предполагалось очистить практически весь Китай-город от исторической застройки. Казанский собор стал жертвой этой идеи: в 1936 году храм снесли.

В конце 1980-х годов началось обсуждение вопроса о восстановлении собора. Благодаря чертежам и обмерам Барановского, его ученик О. Журин составил проект воссоздания первоначального облика храма. Работы были выполнены в 1990–93 годах за счет средств московского правительства. Сегодня Казанский собор вновь открыт.

Фото Казанского собора

Казанский собор на Красной площади – это действующий православный храм, построенный в память освобождения Москвы от польских интервентов русским войском под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. История Казанского собора трагична и, вместе с тем, счастливая: он был разрушен до основания, а затем возродился, как птица феникс из пепла.

Храм освящен во имя Казанской Божией матери, с иконой которой в 1612 году русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву занятую польскими интервентами. В благодарность за помощь и заступничество Казанской иконы Божией Матери в 1625 году князь на свои средства построил деревянный собор во имя этой святыни. В 1636 году на месте сгоревшего храма был возведен каменный собор, ставший одним из главных храмов Москвы.

При советской власти под руководством архитектора Петра Барановского Казанский собор был отреставрирован, но вскоре по распоряжению властей его закрыли, в здании храма разместили столовую, а затем склад. В 1936 году, в год своего 300-летия, Казанский собор был снесен до основания. На его месте сначала построили временный павильон III Интернационала с фонтаном, затем летнее кафе, причем, на месте алтаря находился общественный туалет.

В 1990-1993 годах на пожертвования горожан и средства правительства Москвы храм был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина, а 4 ноября 1993 года Казанский собор был освящен.

Казанский собор на Красной площади – это первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных при Советской власти святынь. В нем находится особо чтимая икона Казанской Божией Матери с мощехранительницей. Ранее здесь также хранился список чудотворной иконы, который в 1930 году был передан в Богоявленский собор Москвы.

>Адрес Казанского собора

109012, Москва, ул. Никольская дом №3.

>Как добраться до Казанского собора

Станции метро «Охотный ряд», «Площадь Революции» и «Театральная».

Икона Казанской Божией матери — из истории

Икона Казанской Божией матери была обретена в Казани 8 июля 1579 года.

Согласной легенде, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девятилетняя девочка Матрона несколько раз видела во сне Пресвятую Богородицу, которая велела откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась и действительно нашла икону в указанном месте.

Икона сразу была признана чудотворной — возле нее исцелялись больные и увечные. Впоследствии на месте ее обретения был построен Богородицкий девичий монастырь, а его первой монахиней стала сама Матрона.

С чудотворной иконы было сделано несколько списков, один из которых был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, а другой при Петре Первом был доставлен в Санкт-Петербург. Начиная с Ивана Грозного и до Екатерины II, золотой её оклад украшался все новыми драгоценными камнями, а Екатерина Великая собственноручно водрузила на нее бриллиантовую корону.

Ночью 29 июня 1904 года вор по фамилии Стоян, звавшийся Варфоломеем Чайкиным и ограбивший несколько православных храмов, украл из Богородицкого монастыря в Казани две иконы – Спаса Нерукотворного и Казанской Божьей Матери. Сыщики задержали вора по горячим следам, но грабитель успел продать оклады с икон, а святыни порубил топором и сжег.

Вместе с тем, в Казанской епархии сохранилась легенда, согласно которой игуменья Казанского Богородицкого монастыря во избежание кражи святыни каждый вечер подменяла под окладом подлинную икону точным ее списком, который и украл Чайкин, а подлинник сохранился и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви ни одна не распространена в таком количестве, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, ей посвящены сотни храмов и монастырей, расположенных по всей России.

К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались во время всех переломных исторических событий:

  • В марте 1612 года с этой иконой II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву, занятую польскими интервентами. Икону, как знамя, несли войска ополчения, освобождавшие Москву от захватчиков. После длительной осады Китай-города было решено взять его штурмом. Перед Казанской иконой отслужили молебен и 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались
  • Накануне Полтавской битвы Петр Первый молился перед иконой Божией матери
  • В 1812 году, оставляя Москву французам, сам Кутузов просил покровительства Богородицы и вынес икону из храма, завернув в свою шинель.

Во время Великой Отечественной войны весь православный люд молился и просил святыню о спасении России от погибели, от нашествия вражеского.

Церковный праздник, посвященный Казанской иконе Богоматери, отмечают дважды в году — 21 июля и 4 ноября. Первая дата связана с обретением святыни 8 июля 1579 года, а вторая – с освобождением Москвы от польских захватчиков 22 октября 1612 года.

На Руси праздник Казанской иконы Божией Матери считался своего рода границей между осенью и настоящей зимой и с этого дня ждали наступления морозов.

>Телефон

Казанский собор (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Казанский собор.

Православный собор

Казанский собор


Собор Казанской иконы Божией Матери, 2016 год

Страна

Россия

Город

Москва

Епархия

Московская

Архитектурный стиль

Русский стиль

Автор проекта

Олег Журин, Геннадий Мокеев

Первое упоминание

1625 год

Строительство

1990—1993 годы

Дата упразднения

1936 год

Реликвии и святыни

Казанская икона Божьей Матери

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410725250006 (ЕГРОКН). Объект № 7732502000 (БД Викигида)

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Собо́р Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери (Каза́нский собо́р) — православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Был основан в 1625 году. Снесён в 1936-м во время сталинской реконструкции района Манежной площади. Восстановлен в 1990—1993 годах по проекту архитекторов Олега Журина и Геннадия Мокеева.

История

Основание

Деревянный Казанский собор был построен на средства военачальника Дмитрия Пожарского в память о победе России в Московской битве 1612 года. Его возвели на месте бывшего здания торговых рядов, однако у ограды храма ещё долго находился рынок. Собор представлял собой бесстолпный четверик с двумя приделами. Верх постройки перекрывала пятиярусная пирамида кокошников. В собор поместили Казанскую икону Божией Матери — главную войсковую святыню Второго народного ополчения. Она была доставлена Пожарским из Введенской церкви на Лубянке. Собор освятил патриарх Филарет в октябре 1625-го. С момента открытия и до 1765 года к собору устраивались крестные ходы: в день обретения иконы в Казани — 8 июля, и в день взятия Китай-города — 22 октября.

После пожара в 1630 году собор перестраивали под руководством зодчего Абросима Максимова. По другой версии, руководили работами мастера Семён Глебов и Наум Петров. Главный престол был освящён в 1636-м в присутствии царя Михаила Фёдоровича и патриарха Иоасафа, а северный придел Аверкия Иерапольского — осенью 1637 года. Образцами для строительства служили Малый собор Донского монастыря и храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Новый храм имел одну апсиду, стена была разделена на прясла, в которых находились окна. Через десять лет справа от главной церкви был освящён придел святых казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия, разобранный в конце XVIII века при расширении Никольской улицы. К 1650-му перед собором построили паперть и шатровую колокольню. Последнюю, вероятно, пристроили к четверику с северо-западной стороны, как было принято в церковном зодчестве начала XVII века. В конце того же столетия устроили парадное крыльцо, увенчанное главкой, и поставили ограду из каменных столбов с деревянными решётками.

В середине XVII века в Казанском соборе служили не принявшие церковную реформу патриарха Никона протопоп Иоанн Неронов, а после него Аввакум Петров. В храме они были арестованы и отправлены в заточение.

Использование

Казанский собор после перестроек начала XIX века (фото из альбома Николая Найдёнова), 1882 год

В 1730-е годы кровли собора были горизонтально перекрыты двумя полосками. Позднее их поделили на четыре ската. Тогда же на главке храма сделали люкарны, поставив ещё маленькую луковицу. В конце 1760-х годов храмовый комплекс реконструировали на средства княжны Марии Александровны Долгоруковой, а пришедший в ветхость придел святых Гурия и Варсонофия снесли. В конце XVIII века перестроили находившиеся поблизости торговые ряды, после чего они закрыли вид на собор с Красной площади. Нижний ярус колокольни был застроен лавками.

В 1801 году по резолюции митрополита Платона собор лишился шатровой колокольни. Новую двухъярусную четырехугольную выстроили через четыре года в стиле классицизм. Её установили в центре западного фасада над входом на паперть.

Осенью 1812 года, во время Отечественной войны, перед Казанской иконой служили молебен о спасении Российской империи, на котором присутствовал полководец Михаил Кутузов. Перед оккупацией Москвы французами Казанскую икону спрятали в доме протоиерея Мошкова. Алтарь собора был превращён в конюшню. По свидетельству Александра Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола».

В августе 1824 года священнослужители собора обратились к архиепископу Филарету с прошением переоборудовать обветшавший Аверкиевский придел под ризницу, поскольку в нём не проводились богослужения. Однако по его указу в пристройке сделали ремонт и возобновили молебны.

В 1849 году был создан новый серебряный храмовый иконостас. В 1865-м на колокольне надстроили третий ярус, тогда же переделали фасады собора по проекту архитектора Николая Козловского, а в 1873 году заново расписали стены. Настоятель А. Ф. Некрасов отмечал, что после обновления храм потерял свою уникальность:

Посетители выражают скорбь о наружном убожестве дома Богоматери. Владыка митрополит Леонтий при первом посещении Казанского собора, со свойственными ему простотой и прямотой, сказал мне: «Ну какой это собор? Это простая сельская церковь!» И справедливо.

8 (21) июля 1918 года, во время службы, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный.

Демонтаж

В 1925 году на средства обновленческого прихода началась реставрация собора под руководством Петра Барановского, в ходе которой зданию планировалось вернуть первоначальный облик. Работы велись без лесов и были начаты с крыши. Барановский вскрыл под слоями штукатурки остатки древнего декора и выяснил, что памятник XVII столетия фактически полностью сохранился под поздними наслоениями. В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что вызвано недостатком документального материала: например, снесённая в 1802-м шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному. К 1929 году были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен.

Реставрация ещё не коснулась навершия и колокольни, когда Моссоветом было принято решение о сносе храма. Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства. Колокольню снесли в 1929-м, собор — в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. Барановскому, вернувшемуся из ссылки перед демонтажем, удалось сделать обмеры и фотофиксацию храма. Перед сносом в соборе находился принадлежащий Метрострою склад мрамора, идущего на отделку строящегося метро.

Через год на месте храма по проекту архитектора Бориса Иофана построили павильон в честь III Интернационала. В 1937-м Моссовет принял решение о строительстве на месте снесённых храмов летних кафе. Одно из них построили на углу Красной площади с Никольской улицей — был сооружён высокий подиум, частично включивший в себя остатки подклета, который отделали мрамором. На него воздвигли два открытых портика, а между ними установили фонтан по проекту архитекторов Л. И. Савельева и Освальда Стапрана.

Восстановление

Восстановленный собор, 2014 годИконостас, 2015 год

В 1990 году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры началось воссоздание собора. Проект разработали архитекторы Геннадий Мокеев и Олег Игоревич Журин, которому Барановский передал обмеры и другие материалы по Казанскому собору. После издания указа о восстановлении «памятника воинской славы» начался сбор пожертвований. Для этого напротив входа в ГУМ со стороны Никольской улицы установили временную деревянную часовню и ящик для сбора денег. Однако бо́льшую часть средства предоставило правительство Москвы. Как вспоминает Журин, строительству препятствовала община будущего храма:

С первых дней работы над проектом эта Община постоянно препятствовала его осуществлению. Они стремились затянуть строительство, чтобы не иссяк поток пожертвований, которые использовали на свои нужды. В результате — разломали стены помещения, где я работал над проектом, выжили меня и помогавших мне архитекторов из мастерской, срывали начало строительных работ, писали бесконечные кляузы в разные инстанции, будучи полными невеждами в области строительных и реставрационных работ, выдвигали самые нелепые требования.

В 1991 году был торжественно освящён крест на фундаментах главного престола и установлена закладная плита. Храм воссоздали за три года, освятив в ноябре 1993-го. Его восстановили в формах середины XVII века: с двумя приделами, галереей, шатровой и открытой широкой папертью. Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку Сергею Алексеевичу Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е годы расписали храм в ретроспективной, канонической манере. Возобновлённый собор был освящён патриархом Алексием II 4 ноября — в день празднования Казанской иконы Божией Матери и в память избавления Москвы и России от поляков в 1612-м. Он стал первым из утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Архитектура

Казанский собор в вечернем освещении, 2009 год

Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий к старому собору Донского монастыря. Среди построек московского посада к этому типу относилась церковь Николы Явленного на Арбате. Собор с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.

Ряды энергично профилированных килевидных кокошников, глубокие филёнки на лопатках четверика, треугольные наличники при всей их простоте создают исключительный пластический эффект. Хорошо найденные пропорции барабана главы, умелая расстановка кокошников «вперебежку» способствуют собранности, цельности многообъёмной архитектурной композиции.

По замечанию Павла Раппопорта, в расположении и в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 О времени постройки Собора. Официальный сайт Казанского собора. Дата обращения 12 июля 2018.
  2. 1 2 3 Казанский собор в Москве. Православие.ru. Дата обращения 12 июля 2018.
  3. Михайлов, 2010, с. 164—165.
  4. 1 2 3 4 Барановский, 1996.
  5. 1 2 3 4 Журин, 1994.
  6. 1 2 3 4 5 6 Вострышев, 2012.
  7. Историческая записка, 1997, с. 26—28.
  8. 1 2 3 4 5 Паламарчук, 1994, с. 12—16.
  9. 1 2 3 4 Бусева-Давыдова, 1997, с. 484.
  10. Тульев, 2011, с. 141—142.
  11. Историческая записка, 1997, с. 30.
  12. Шаховской, 1911, с. 95,99.
  13. Михайловский-Данилевский, 1839, с. 282.
  14. Михайлов, 2010, с. 166.
  15. Михайлов, 2010, с. 168.
  16. Романюк, 1992, с. 52.
  17. Броновицкая, 2015, с. 75.
  18. Мастера. Завтра (13 января 1998). Дата обращения 12 июля 2018.
  19. Раппопорт, 1993, с. 189.

Литература

  • Барановский П. Пётр Барановский: труды, воспоминания современников. — М.: Отчий дом, 1996. — 344 с. — ISBN 5-7676-0010-4.
  • Архитектура Москвы 1933—1941 гг. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  • Бусева-Давыдова И., Астафьева-Длугач М., Нащокина М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 511 с.
  • Вострышев М. Москва православная. Все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
  • Журин О.И. Казанский собор // Наука и жизнь. — 1994. — № 2.
  • Историческая записка о Московском Казанском соборе, составленная в 1860-х гг. прот. А. И. Невоструевым // Памятники Отечества: Ил. альм. ВООПИиК. — М., 1997. — № 37. — С. 24—34. — ISSN 0207—2203.
  • Михайлов К. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010. — 493 с.
  • Михайловский-Данилевский А. Описание Отечественной войны в 1812 году. — М., 1839. — 368 с.
  • Раппопорт П. Древнерусская архитектура. — С.-Петербург: Стройиздат, 1993. — 288 с.
  • Романюк С. Москва. Утраты. — М.: ПТО «Центр», 1992. — 336 с.
  • Сорок Сороков. Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье / под ред. Паламарчука П. — М.: АО «Кром», 1994. — Т. 2. — 645 с.
  • Тульев В. История России в архитектуре. 70 самых известных памятников. — М.: Эксмо, 2011. — 344 с. — ISBN 978-5-699-53013-7.
  • Шаховской А. Первые дни в сожженной Москве. Сентябрь и октябрь 1812 г. По запискам кн. А. А. Шаховского // Пожар Москвы. По воспоминаниям и запискам современников: Ч. 2. — М.: Образование, 1911. — 151 с.

Ссылки

  • Официальный сайт Казанского собора

  • Знаменский
    • Собор Иконы Божией Матери Знамение
  • Николо-Греческий
    • Собор Николая Чудотворца
    • Часовня Николая Чудотворца
  • Богоявленский
    • Богоявленский собор
    • Афонская часовня
    • Церковь Спаса Нерукотворного Образа
  • Заиконоспасский
    • Собор Спаса Нерукотворного Образа

Культовые сооружения Китай-города
Храмы Монастыри Соборы и церкви
Часовни
  • Владимирской Богоматери при Владимирской церкви у Владимирских ворот
  • Боголюбской иконы Божией Матери Варварских ворот
  • Иверская часовня у Иверских ворот
  • Пантелеймона Целителя у Владимирских ворот
  • Сергия Радонежского у Ильинских ворот
  • Преподобного Сергия при церкви Троицы в Полях
  • Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста

Казанский собор — возродившийся из пепла

Адрес: Москва, Красная площадь
Первое упоминание: 1625 год
Начало строительства: 1990 год
Окончание строительства: 1993 год
Автор проекта: О. И. Журин, Г. Я. Мокеев
Святыни: Казанская икона Божьей Матери
Координаты: 55°45’19.5″N 37°37’09.0″E

История знаменитой иконы

История строительства

История храма в XVII-XX веках

Возрождение храма

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Современное состояние собора и режим посещения

Как добраться

Казанский собор на карте

Небольшой по размеру собор обладает особым статусом среди храмов, которые окружают Московский кремль. Он появился, благодаря князю Дмитрию Пожарскому — национальному герою и одному из руководителей народной борьбы против захвативших Москву поляков. В 1930-е годы Казанский собор полностью разрушили, но спустя 60 лет отстроили заново.

Собор на фоне Государственного исторического музея и Никольской башни

История знаменитой иконы

В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.

Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.

С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.

История строительства

В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.

Вид собора от Красной площади

Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.

Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.

История храма в XVII-XX веках

В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.

Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.

Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.

Вид собора от Государственного исторического музея

Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.

Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.

Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.

С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.

Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел

В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.

Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.

В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.

Возрождение храма

С инициативой воссоздать старинный храм выступили сотрудники общества охраны памятников города. Стройка началась в 1990 году и заняла три года. Собор возле кремля стал первой церковью на территории бывшего СССР, которую восстановили в историческом виде.

Купол собора и мозаика Казанской Божьей Матери

Примечательно, что все работы проходили под руководством талантливого архитектора Олега Игоревича Журина, который учился у П. Д. Барановского. Строителям повезло, потому что сохранились старые записи, чертежи и фотографии собора. Фото настенных росписей найти не удалось, поэтому профессиональные живописцы из Брянска и Палеха расписали храм в традициях XIX века.

Открытие возрожденной святыни было приурочено к началу ноября. И теперь этот храм считается символом освобождения столицы от польско-литовских войск.

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Собор Казанский иконы Божией Матери — это одностолпный храм. Его опоясывают ряды живописных кокошников, которые делают одноглавую церковь очень нарядной. С северо-востока расположен придел, посвященный святому Аверкию Иерапольскому, а северо-западный угол занимает стройная шатровая колокольня.

Внутри храма можно увидеть почитаемую икону и мощехранительницу. Все побывавшие в соборе отмечают красоту его интерьеров и прекрасное исполнение церковного хора.

Современное состояние собора и режим посещения

Православный храм – действующий. Верующие и туристы могут попасть в него с 8.00 до 18.30. Церковные богослужения здесь проводятся в 8.30 и 16.50.

Собор стоит возле северо-восточного угла Красной площади, рядом со зданиями ГУМа и Государственного исторического музея. Сюда легко дойти пешком от станций московского метрополитена «Театральная», «Площадь Революции» и «Охотный ряд».

Рейтинг достопримечательности

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Покровское благочиние Москвы
(Округ Центральный, Китайгородское и Таганское управления)

Храм-памятник в честь Казанской иконы Божией Матери, с которой связывалось чудесное избавление России от польского нашествия, был построен на средства первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича и освящен в 1636 г. Храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве. В 1936 г. храм был снесен. Восстановлен в 1993 г. на средства города.

Престолы

  • Казанской иконы Божией Матери
  • Свт. Гурия, архиеп. Казанского и свт. Варсонофия, еп. Тверского
  • Сщмчч. Ермогена и Тихона, патриархов Московских и всея Руси

>Святыни:

  • Чтимая икона Казанской Божией Матери (мощехранительница)

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Расписание: ежедн., утреня и Литургия в 8 ч., вечерня с акафистом в 17 ч., по воскр. и праздн. две Литургии в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.

Телефон: 925-78-03

Адрес: Никольская, 5/1, стр.1

Ближайшее метро:

  • Метро «Александровский сад»

Духовенство:

Настоятель — прот. Аркадий Станько, прот. Геннадий Гекроев, иерей Сергий Киселев, иерей Леонид Олейников, иерей Димитрий Конюхов, иерей Григорий Белоус.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

Устаревшая информация

Рад приветствовать создателей и сотрудников сайта. Сайт очень полезный и удобный. По моим сведениям в этом храме служит еще священник или протоиерей Валентин Чаплин, в прошлом настоятель Крутицкого подворья. Помоги вам Бог во всех ваших трудах.

4/11/2005 Писенко Кирилл

Клирики Собора и расписание

В настоящее время в Казанском Соборе служат:
прот. Николай Иноземцев — настоятель (первый настоятель собора прот. Аркадий Станько скончался в феврале 2000 года), прот. Валентин Чаплин,прот.Алексий Семкин, прот. Леонид Олейников, свящ. Игорь Фомин, свящ. Иоанн Сирота, диак. Петр Сопига, диак. Константин Лаптев.
Расписание:
ежедн.Литургия в 9 ч., вечерня и утреня в 17 ч., по воскр. и праздн. две Литургии в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч. По пятницам в 17 ч. утреня с акафистом Казанской иконе Божией Матери (поет большой хор).

4/11/2005 Сергий

Престолы храма

Главный придел: Казанской иконы Б.М., приставной — смч. Аверкия Иерапольского, северный — Свт. Гурия, архиеп. Казанского и свт. Варсонофия, еп. Тверского. Южный (не освящен) — смч. Ермогена, патр. Московского.

4/11/2005 Сергий

телефон

К сожалению телефон, который Вы указали — не верен.

4/11/2005 Людмила

Телефон храма

Новый телефон храма: 298-01-31.

4/11/2005 Татьяна

В Казанском Соборе замечательно поет хор, особенно по праздникам и на акафисте Казанской иконе (Обычно по пятницам в 17 часов).

4/11/2005 Павел

Изменились телефоны

Телефоны храма: 298 — 01 — 31, 298 — 02 — 69

Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанско-Богородицкий монастырь

Собор утрачен. В настоящее время восстанавливается Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год основания: 1798—1808 Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая Красная, 5

История

Первоначально на месте обретения Казанской иконы Божией Матери была устроена деревянная церковь. В 1594 году 14 апреля, при митрополите Казанском Гермогене и по повелению царя Феодора Иоанновича, был заложен каменный храм. Собор с двумя приделами во имя Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского, освятили в 1595 году. Он просуществовал до 1796 года и был снесен по ветхости. На месте старого поставили новый Казанский («Холодный») собор, по проекту известного архитектора, основоположника классицизма в русской архитектуре Ивана Егоровича Старова.

Историческое событие — закладка первого камня главного храма города — состоялось 30 мая 1798 года, на нем присутствовал император Павел I с Великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином.

30 мая 1808 года собор Казанской иконы Божией Матери был освящен и по признанию очевидцев сразу же стал архитектурной доминантой Казани, одним из первых и лучшим образцом зрелого классицизма в Поволжье. Его появление сыграло большую роль в развитии новой стилистики волжских городов. Пятиглавый, с вызолоченными крестами и «яблоками», собор имел размеры 22 сажени 2 аршина по оси запад-восток и 20 саженей 2 аршина в поперечнике (примерно 48 м на 44 м) и 20 саженей 2 аршина в высоту (около 44 м). С трех сторон храм украшали колонные портики ионического ордера, увенчанные фронтонами. Барабан центрального купола, обрамленный снаружи трехчетвертными колоннами коринфского ордера, опирался на четыре столба. Главный престол был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери, левый придел посвящен святому благоверному князю Александру Невскому. Правый придел во имя Успения Божией Матери. Собор возводился под руководством архитектора Ф.Е. Емельянова — автора проектов иконостасов для собора (центрального придела). С возведением нового собора еще более возросла архитектурно-градостроительная значимость монастыря. Он еще активнее, наряду с ансамблем Казанского Кремля, стал участвовать в формировании панорамного вида города, особенно со стороны реки Казанки. Именно в этом новом каменном храме, в теплое время, и находился обретенный в 1579 году образ Пречистой Богородицы, вплоть до похищения иконы в 1904 году чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от Царских врат в большом деревянном киоте в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы, выполненные из вяза.

История строительства собора на этом не закончилась. Знаковое событие произошло еще позже, уже в начале XX веке, когда 13 июля 1910 года с визитом в Казань прибыла Великая княгиня Елизавета Федоровна. Прямо с теплохода она направилась в монастырь и пожелала побывать на месте непосредственного обретения чудотворной Казанской иконы. Спустившись в неприспособленный подвал под алтарем она долго молилась, а затем предложила помощь в устройстве этого святого места, находившегося до того времени в запустении. Указом Святейшего Синода от 27 ноября 1910 года император дал Великой княгине звание попечительницы часовни. Для разработки проекта был привлечен еще один знаменитый архитектор — Академик Щусев.

Сам подземный храм с часовней должны были напоминать православные «пещеры» и усыпальницу Великого князя Сергея Александровича. Работами в Казани руководил инженер Голышев. В соборе увеличили высоту подземелья, расширили коридоры, сделали цементные полы, устроили две печи, оштукатурили стены и своды. Над местом обретения иконы установили иконостас. К весне 1913 года все работы были завершены. 20 апреля в присутствии Великой княгини Елизаветы Федоровны здесь состоялось первого богослужение. Святое место получило название «Казанские пещеры».

Трагично сложилась судьба монастыря с приходом советской власти. Собор был уничтожен, для строительства на этом месте киностудии (татарского отделения «Восток-кино»).

В новом тысячелетии комплекс монастыря начали восстанавливать: проведены научно-исследовательские работы, началась реставрация сохранившихся зданий, благоустройство территории. Сегодня все работы ведутся строго в соответствии с генеральной концепцией воссоздания исторической территории монастыря. Правительством Татарстана разработан комплекс мер по содействию организации сбора добровольных пожертвований, отчислений юридических и физических лиц, общественных и религиозных организаций для возрождения главной православной святыни Казани.


Теги: Казанско-Богородицкий монастырь утраченные храмы восстанавливающиеся храмы воссоздание Казанского собора

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *