Храм преображения на преображенке

Храм Преображения Господня в Преображенском

Православный храм

Храм Преображения Господня
в Преображенском

Вид воссозданного храма

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Епархия города Москвы

Тип здания

корабль

Дата основания

XVIII век

Строительство

1765—1768 годы

Статус

ОКН № 7737421002№ 7737421002

Состояние

восстановлен в 2015 году

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм Преображения Господня в Преображенском — православный храм Московской городской епархии Русской православной церкви, разрушенный в 1964 году и восстановленный в 2015 году. Храм располагается на Преображенской площади в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы. Главный храм Сухопутных войск Российской Федерации с 1 октября 2015 года.

Бытует мнение, что храм Преображения являлся последним храмом, взорванным в СССР, однако это не так: в апреле 1972 года в Москве был взорван храм Казанской Божьей Матери у Калужских ворот.

История

История района

Село Преображенское впервые упоминается в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович распорядился построить здесь летний дворец. Широкую известность Преображенское получило во времена Петра I. Здесь базировались потешные войска, сформированные для забав царевича.

В 1687 году из потешных войск были сформированы Преображенский и Семёновский полки. Из значимых событий того периода можно отметить основание здесь в 1686 году Преображенского приказа.

В 1747 году сержант Преображенского полка приобрел по соседству, в Семеновском, здание старой деревянной церкви. Сруб перевезли в Преображенское и установили на полковом дворе Преображенского полка, на месте полотняной временной церкви. 19 июля 1747 года церковь была освящена в честь небесных покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. Престол во имя Спаса Преображения, ставший впоследствии главным был освящён в 1800 году.

Строительство храма

Фотография из альбома Найдёнова (1882)

В 1763 году прихожане решили построить новый каменный храм, начали сбор пожертвований. Строительство нового храма было начато через два года, рядом со старой деревянной церковью. К 1768 году строительство было завершено, и храм заработал. В 1781 году к нему пристроили придел Петра и Павла и колокольню.

Во время московского пожара 1812 года церковь не пострадала, службы в ней не прекращались всё время пребывания в Москве французской армии.

В 1815 году к Преображенской церкви был переведён из соседнего подмосковного села Гольяново священник Иван Тимофеевич Зерченинов (1789—1834), которого затем сменил зять, Иван Поликарпович Орлинский (1803—1865), старший брат иеромонаха Евсевия, инспектора Вифанской духовной семинарии, впоследствии — архиепископа Могилёвского и Мстиславского. В 1865 году скончавшегося И. П. Орлинского, в свою очередь, сменил его зять Иван Николаевич Страхов, выпускник Московской семинарии (1852).

Начиная с 1830 года, при активном участии купца Котова, избранного церковным старостой, храм начал благоустраиваться и богатеть. В 1856 году Преображенский лейб-гвардии полк пожертвовал церкви икону Преображения Господня. 23 мая 1883 года, перед празднованием 200-летия полка, церковь посетил Александр III. После посещения императора в Спасо-Преображенском храме был сооружён второй придел во имя Александра Невского.

Советский период

После революции храм оставался действующим. Прихожанам храма удалось сохранить все церковные ценности, включая колокола. Во времена массового закрытия церквей сюда приносили на сохранение иконы из других храмов. Во время Великой Отечественной войны прихожане собирали пожертвования для фронта. С 1944 года в храме находилась кафедра митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича).

К началу 1960-х годов у храма Спаса Преображения был один из самых крупных приходов в Москве. Под предлогом строительства метро в 1963 году Мосгорисполком принял решение о сносе храма. В защиту своего храма прихожанам удалось собрать больше 2500 подписей. В четыре часа утра 18 июля 1964 года храм был взорван. В итоге станцию метро «Преображенская площадь» построили в другом месте, а на месте храма был разбит сквер.

Воссоздание храма

В 1990-х годах воссозданная община под руководством Игоря Русакомского установила в сквере на месте, где стоял храм, деревянный крест и в 1996 году начала добиваться восстановления храма. В 1999 году приход храма Преображения Господня на Преображенской площади был официально зарегистрирован, однако разрешение на строительство храма было получено не сразу: так, префект Восточного административного округа Н. Н. Евтихиев объяснял свой отказ в выдаче разрешения тем, что «предлагаемый к строительству участок является сквером с ценными зелеными насаждениями, не подлежащими пересадке».

17 июля 2009 года вышло распоряжение правительства Москвы № 1580-РП, согласно которому было принято предложение Комитета по культурному наследию города Москвы и прихода храма Преображения Господня на Преображенской площади о воссоздании храма в 2009—2013 годах на его прежнем месте.

Концепция воссоздания основывается на положении 47-й статьи закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется при особой значимости объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания. Решение о воссоздании утраченного объекта за счёт средств федерального бюджета было принято правительством по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы, с учётом общественного мнения и мнения религиозных организаций. Необходимые документы были собраны Центром традиционной русской культуры «Преображенское», поддержка церкви была выражена, в том числе, благословением патриархов Алексия II и Кирилла.

В основу проекта восстановления были положены чертежи 1883 года а также архивные фотографии. Во время подготовки к воссозданию храма проводились археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены напрестольный крест, язык колокола, некоторые элементы церковной утвари, а также фрагменты амуниции солдат-«преображенцев».

Архитектурно-пространственное решение храма предполагало полное воссоздание трёхпрестольного храма с трапезной и колокольней в формах XVIII — кон. XIX веков. Однако, взрыв при сносе оставил сильные повреждения как в фундаментах трапезной, так и в четверике храма, а окружающая застройка значительно прибавила в высотности, поэтому было принято решение не использовать сохранившийся подлинный фундамент в качестве несущей конструкции. Для того, чтобы храм смог доминировать в ансамбле Преображенской площади, его нулевая отметка была поднята на уровень стилобатного этажа (на 4,2 м выше отметки земли). Стилобатный этаж вместил в себя однопрестольный храм с крестильней и соединился с верхним храмом внешней и внутренней лестницами и подъёмником. В основание храма легла разгрузочная монолитная плита, позволившая сохранить подлинные подвалы и равномерно перераспределить вес здания, учитывая близость линии метрополитена. В пространстве фундамента, в алтарной части, планируется создать престол Николая Чудотворца в память последнего настоятеля храма Николая Ярушевича.

Так как храм тесно связан с историей гвардейского Преображенского полка, у его стен сооружен памятник солдатам и офицерам-«преображенцам», погибшим в войнах за Отечество. Восстановленный храм 8 мая 2015 года освятил патриарх Кирилл.

Духовенство

  • Настоятель храма протоиерей Борис Потапов — посвящён в сан 4 апреля 1999 года;
  • иерей Кирилл Киселёв — посвящён в сан 19 декабря 2010 года;
  • иерей Георгий Арсёнов — посвящён в сан 28 августа 2015 года;
  • диакон Георгий Разумовский — посвящён в сан 16 августа 2015 года.

Святыни

  • Икона святителя Николая Мирликийского
  • Икона Божией Матери «Всецарица»
  • Икона Святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона Преподобного Серафима Саровского
  • Икона храма — «Преображение господня». Главная икона храма, подаренная храму Александром II в память пребывания лейб-гвардии в селе Преображенском в день полкового праздника 6 (19) августа 1856 года.
  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Икона с Распятием Господа Иисуса Христа
  • Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Примечания

  1. Историческая справка Храм Преображения Господня (недоступная ссылка). Дата обращения 5 июня 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  2. Храм Преображения Господня на Преображенской площади в Москве стал головным храмом Сухопутных войск. // Официальный сайт Министерства обороны РФ. Дата обращения 15 октября 2015.
  3. Пестерева, Анна. Храм Преображения Господня стал главным храмом сухопутных войск // Восточный округ. — 2015. — № 37 (126) за 8 октября. — С. 3.
  4. Последний взрыв / Крестовский мост № 10 (2014)
  5. П. Г. Паламарчук. Сорок сороков. — Москва, 1994. — С. 636—638, Т. 2.
  6. История Преображенского (недоступная ссылка). Дата обращения 15 сентября 2009. Архивировано 21 августа 2009 года.
  7. 1 2 3 4 История храма Преображения Господня (недоступная ссылка). Дата обращения 15 сентября 2009. Архивировано 27 февраля 2009 года.
  8. Официальный сайт Правительства Москвы
  9. 1 2 К. Михайлов. Хроника рукотворного чуда. // «Архнадзор», 18 июля 2014.
  10. 1 2 А. Трубачева. Преображенская церковь: новый подход к возмещению утраченного // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2012. — № 18. — С. 6—8.
  11. Патриарх Кирилл освятил в Москве восстановленный храм Преображенского полка
  12. В канун юбилея Победы в Великой Отечественной войне Предстоятель Русской Церкви освятил храм Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы
  13. Фото чина освящения
  14. Духовенство. www.hram-preobrajeniya.ru. Дата обращения 17 марта 2019.

Ссылки

  • Официальный сайт
  • История храма Преображения Господня. Москва, которой нет
  • История Преображенского
  • Храм Преображения Господня на russian-church.ru
  • Региональная благотворительная общественная организация «Центр традиционной русской культуры „Преображенское“»
  • Сайте о храме

Преображенская церковь (Екатеринбург)

Православный храм

Преображенская церковь

Страна

Россия

Местоположение

620023, Екатеринбург, ул. Походная, 2

Конфессия

Православие

Епархия

Екатеринбургская и Верхотурская

Строительство

1808—1809 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 661710995940005 (ЕГРОКН). Объект № 6600000603 (БД Викигида)

Состояние

действующий

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Преображенская церковь.

Преображе́нская це́рковь (Храм Преображе́ния Госпо́дня) — действующий православный храм в Екатеринбурге, расположенный в микрорайоне Уктус. Церковь построена в 1809 году на месте деревянной Никольской церкви, освящённой в 1712 году.

Крестный ход к часовне, 1890-е годыХрам Преображения Господня, 1900-е годыХрам Преображения Господня, 1900-е годы Хор храма Преображения Господня, начало 1920-х годов

Первоначально на месте, где теперь стоит храм, была расположена старейшая на территории современного Екатеринбурга церковь во имя Святителя Николая Мирликийского при Уктусском заводе. Деревянная Никольская церковь, построенная в 1712 году и освящённая 12 февраля 1712 года, по благословению Иоанна, митрополита Тобольского, прослужила до 1806 года, когда 26 сентября 1806 года в результате пожара она полностью сгорела. От пожара расплавился 40-пудовый колокол, но была спасена церковная утварь: серебряная чаша, дискос, Евангелие, крест, дароносица, лампады, подсвечники, ризы, книги. В 1808 году был заложен по благословению Иустина, епископа Пермского, каменный храм с разделением на тёплый и холодный. В тёплом храме на южной стороне располагался придел в честь явления Казанской иконы Божией Матери, на северной стороне — во имя Святителя Николая. Главный престол был освящён во имя Преображения Господня в 1821 году, южный алтарь — 3 января 1809 года, а северный — 21 апреля 1830 года. К 1860-м годам по причине тесноты из-за большого количества прихожан правый и левый приделы были упразднены и 12 мая 1863 года были заложены в новом месте. Казанский придел был освящён 27 сентября 1864 года, а Никольский — 30 апреля 1867 года.

После 1917 года храм подвергался разорению. 25 марта 1930 года были снесены храмовые купола. В 1926—1937 годах храм был Григорианской ориентации. Приписанные Преображенской церкви Преображенская деревянная часовня на Преображенской горе, освящённая в 1836 году, была снесена. Вознесенская деревянная часовня на Вознесенской горе, построенная в 1850 году, была снесена. Николаевская каменная часовня у моста через реку Патрушиху также была снесена.

В 1937 году церковь закрыли окончательно. По постановлению президиума Свердловского областного исполнительного комитета состоялась передача здания шиномонтажному тресту Главрезины по приказу № 2331 от 26 ноября 1938 года. В годы Великой Отечественной войны в здании с 1942 года разместился цех эвакуированного из города Москвы завода № 145 (Московский завод резиново-технических и эбонитовых изделий), выпускавшего пористую резину для нужд фронта, позднее названный «Свердловский завод эбонитовых изделий». 26 мая 1944 года храм пережил крупный пожар: от возгорания сажи и других горюче-смазочных материалов сильно пострадали заводские корпуса, материальный склад и цеха.

Школа

Была открыта церковно-приходская школа, которая благодаря пожертвованиям ростовского первой гильдии купца А. М. Плешанова переехала в собственное двухэтажное каменное здание в 1867 году. Содержать школу помогало церковно-приходское попечительство и частные благотворители. В школе проводились религиозно-нравственные чтения для прихожан. После 2006 года в храме была открыта воскресная школа. В воскресной школе программа разработана на трёхгодичное образование для взрослых с выпускными экзаменами. Для детей — четырёхлетнее обучение, дополнительно введена живопись и церковное пение.

Общество трезвости

К 1910 году в храме действовало Общество трезвости, выделялись средства на строительство «трезвенного народного дома», раздавалась трезвенническая литература.

Возрождение

1 июня 1993 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Мелхиседек благословил на организацию православной общины и восстановление храма во имя Преображения Господня своим указом № 161. В 1995 году на Пасху в ещё не переданном епархии здании завода было совершено богослужение. По завершении пасхальных празднеств начались работы по восстановлению и реставрации церкви. Полностью храм был передан верующим к престольному празднику Преображения Господня в том же 1995 году. Начиная с 1996 года, начались ежедневные богослужения. В 1997—1998 годах был установлен второй иконостас в Свято-Никольском приделе, созданный коллективом художников, там же поставлена купель с полным погружением.

4 ноября 2008 года, в День народного единства, храм отметил 200-летие со дня закладки. 7 апреля 2009 года в Преображенской церкви открылась благотворительная трапезная для нуждающихся. Накануне архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин освящения благотворительной трапезной храма. Столовую было решено сделать передвижной. При необходимости её можно перевезти в любое место, где быстро развернуть и накормить нуждающихся. 25 октября 2010 года после реконструкции освящен придел во имя святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. 14 апреля 2011 года начат сбор пожертвований на строительство часовни в честь Святых Мучеников Вифлеемских Младенцев. В 2012 году был отмечен престольный праздник

Священники

Согласно сохранившимся клировым ведомостям священниками Спасо-Преобра­женской церкви были:

  • Дмитрий Федорович Гаряев (1763—1807), в семинарии не обучался, в сане священника в 1792—1807 годах;
  • Константин Дмитриевич Гаряев (1787—1833), обучался в семинарии, на приходе заменил отца, в сане священника в 1807—1833 годах;
  • Петр Васильевич Удинцев (1809—1848), окончил семинарию, законоучитель в Уктусской горной школе, в сане священника в 1834—1848 годах;
  • Степан Васильевич Удинцев (1806—1876), брат Петра Удинцева, обучался в семинарии, имел бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 годов, в сане священника в 1848—1876 годах;
  • Фролов Иасон Васильевич (1873—1937), обучался в семинарии, в сане священника в 1898—1917 годах, награжден набедренником. После революции служил в Арамиле. В 1937 годы был репрессирован, приговорен к 10 годам лагерей.

Памятник архитектуры

Архитектура церкви представляет угасающий стиль позднего барокко. Колокольня состоит из трёх четвериков, средней из которых со срезанными углами и плоскими лопатками. Углы верхнего четверика — украшают S-образные волюты. Выше находится восьмигранная шатровая кровля с люкарнами. Кровля завершается шпилем. Фасады четверика представлены единой плоскостью без членения на ярусы карнизами. Двусветный кубический объём зафиксирован лопатками. Окна первого этажа — прямоугольны, с плоскими ушастыми наличниками и с классицистическими треугольными фронтонами. Окна второго света — арочны, с подоконными филёнками и с непрофилированным обрамлением. Стены с барочным массивным антаблементом включают фриз с аркатурой. Церковь перекрыта крутой коробовой кровлей, по центральным осям которой сделаны окна-люкарны и обрамлены криволинейными фронтонами. Кровля имеет восьмигранный барабан—фонарь с узкими диагональными гранями, декорирован волютами. Наверху расположен фонарь массивной луковичной главы. У восточного фасада имеется круглая апсида, рассечённая пилястрами и пилонами. В интерьере церковь имеет два яруса окон. Четверик с лотковым сводом и открытым световым фонарём, широкая арка расположена в восточной стене. Трапезная с севера на юг перекрывает цилиндрический свод. Дверной проём ведет из трапезной в храм.

Постановлением Правительства Свердловской области № 859-ПП от 28.12.2001 года поставлена на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, а Постановлением Правительства Свердловской области № 207-ПП от 10.03.2011 года название памятника изменён с Церковь на Преображенская церковь и адрес с ул. Щербакова/ул. Походная на г. Екатеринбург, ул. Походная 2.

Колокола

5 января 2012 года в храме был освящён колокол весом в полторы тонны, отлитый в Каменске-Уральском. На колоколе изображены четыре образа: Преображение Господне, Божия Матерь Казанская, святитель Николай, святой праведный Симеон Верхотурский. Колокол опоясывают две надписи:

В память о всех священнослужителях, ктиторах, строителях, благотворителях, благоукрасителях и всех прихожан прихода сего

Отлит сей колокол в Каменске-Уральском товариществом Пятков и К° усердием рода Третьяковых и иных прихожан в честь 300-летия первого прихода святителя Николая и второго прихода в честь Преображения Господня града Екатеринбурга на Уктусе лета 2011 от Рождества Христова

> Галерея

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Пономарёва О.Г. Храм Преображения Господня//Храм в честь Преображения Господня Екатеринбург. Уктус
  2. 1 2 Село Уктус // Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Братство Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902. — С. 647.
  3. Храм в честь Преображения Господня. Храмы Екатеринбурга.
  4. 1 2 Старейший храм Екатеринбурга отметит 300-летие // Православная газета. — 18.05.2012.
  5. 4 ноября Екатеринбургский преображенский храм отметит 200-летие со дня закладки//Православная газета, 12.09.2008
  6. Преображенский храм на Уктусе открыл благотворительную трапезную для нуждающихся//Православная газета, 7.04.2009
  7. В екатеринбургском Преображенском приходе начат сбор пожертвований на строительство «часовни детских душ»//Православная газета, 14.04.2011
  8. Екатеринбургский Преображенский храм отметил своё престольное торжество//ТВ Союз, 20.08.2012
  9. Свод памятников истории и культуры Свердловской области / Под ред. В.Е.Звагельская. — Екатеринбург: Сократ, 2007. — Т. 1. — С. 509—510. — 536 с. — ISBN 978-5-88664-313-3.
  10. Преображенская церковь
  11. Постановление Правительства Свердловской области № 207-ПП от 10.03.2011 года//Областная газета, N 81-84, 19.03.2011
  12. Владыка Кирилл освятил колокол храма в честь Преображения Господня на Уктусе//Православная газета, 9.01.2012

  • Преображенская церковь

Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии.

Монастыри на Преображенке

Это странное место с запутанной историей находится в пяти минутах от не самой отдаленной станции московского метро. При этом оно малоизвестно, во всяком случае муж, проживший в этих краях немало, знал о нем на уровне «да, вроде там что-то есть».
На полноценную историческую справку у меня нет энтузиазма, да и уровень знаний в религиозных вопросах мал. Поэтому прошу простить, если что-то слегка перепутаю.
Это место — один из центров московского старообрядчества. Сначала появилось кладбище, возникшее здесь в 1771 году во время эпидемии чумы. Под предлогом чумного карантина были созданы богадельни. Все это организовывал и финансировал купец-старообрядец Ковылин. На рубеже веков появились мужской и женский старообрядческие монастыри (с кладбищем между ними), вокруг располагались дома, магазины, фабрики: община насчитывала около 10 тысяч человек.
В середине 19 века начался новый виток гонений на старообрядцев. Им был оставлен только бывший женский монастырь. Он закрывался при советской власти, но затем был восстановлен (правда часть территории бывшего монастыря занимает Преображенский рынок); вход туда для посторонних закрыт (можно попасть с экскурсией).
А на территории бывшего мужского монастыря был создан Никольский единоверческий монастырь (единоверцы сохраняли старую обрядность, но признавали юрисдикцию РПЦ). Он просуществовал до 1923 года. В последние годы его храмы принадлежат православному приходу, но основной храм он делит с московской поморской старообрядческой общиной.
Вот такая запутанная история. Разобравшись в ней в первом приближении, можно наконец посмотреть (съемка середины апреля).
Самое красивое и гармоничное, что мы увидели — часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Построена в 1805 году, архитектором предполагали Баженова (и неудивительно — и по стилю похоже, и чувствуется рука незаурядного мастера), но авторство принадлежит Федору Соколову. Это стиль «русской готики», считалось, что образцом послужило оформление Царицынского дворца. Часовня отреставрирована в 2002 году, сейчас находится в хорошем состоянии и принадлежит старообрядцам.
В нынешний старообрядческий монастырь, как я уже сказала, доступа почти нет, можно лишь любоваться оградой с башенками (начало 19 века).
А вторая половина территории доступна для посещения.
Храм Николая Чудотворца построен в 1784-1790 гг. Архитектор — тоже Федор Соколов, хотя и здесь предполагали руку Баженова.

Второй храм — надвратный храм Воздвижения креста господня — построен в 1801 году тоже Ф.Соколовым. При советской власти все пять глав его были сломаны. В постсоветское время они восстановлены, сейчас здесь находятся иконописные и реставрационные мастерские.
И наконец очень красивая колокольня. Построена в 1876-79гг. получила неофициальное название «Преображенская свеча». Ее отреставрировали еще при советской власти, но колоколов на ней нет.
Вот такое странное место. Показалось мрачноватым, но красивым и неожиданным. Столько роскошной «русской готики» в одном месте не знаю, есть ли еще где-нибудь в Москве
А вот так все это выглядело в 1882 году (фото из Википедии)
.

Входная группа мужского двора Преображенского “кремля”, он же староверческий монастырь, вид снаружи. Фото Ю.Звездкина

Входная группа мужского двора Преображенского “кремля”, он же староверческий монастырь, вид изнутри. Фото Ю.Звездкина

Староверческий монастырь на Преображенском валу, колокольня. Фото Ю.Звезкина

По материалам нашей живой экскурсии “Кремль, о котором вы не знали, или Староверы на Преображенке с посещением старинного кладбища”, на которую можно записаться .

Рассказывает экскурсовод Ирина Стрельникова:

История Преображенского “кремля” связана с обращением в старую веру одного замечательного человека – Ильи Алексеевича Ковылина (того самого, который купил кремлевские Львиные ворота, о чем мы рассказывали в прошлый раз). Владелец кирпичного завода в селе Преображенское, где с некоторых пор поселились староверы. Убежденный их учением, Ковылин во вполне сознательном возрасте перешел в старую веру – его повторно крестили в 1768 году, в 37 лет. А всего через три года он, проявив чудеса изобретательности и таланта договариваться, уже основал в Преображенском староверческое кладбище и при нем первую за долгие годы преследования раскольников староверческую часовню. Мы ведь помним, что со времен реформы Никона, с 1656 года официальная православная церковь считала крестящихся двумя перстами еретиками и не просто строить им ничего не разрешала, а просто-таки жестоко преследовала. Так что Ковылину, можно сказать, удалось совершить невозможное.

Никольская часовня на Преображенском кладбище, еще ее называют часовней «О девяти крестах». Фото Ю.Звездкина

Тут на самом деле необходим небольшой экскурс по староверию. Дело в том, что видов и подвидов старой веры – великое множество, и староверы разных общин настолько разные, что, кроме двоеперстия, хождения крестным ходом посолонь, краткого написания имени Божьего – Исус да земных поклонов, общих черт, пожалуй что, и нет. Ну вот так же, как мало общего между англиканами, лютеранами и пуританами (хотя все они – протестанты). Сегодня речь у нас идет о староверах-беспоповцах. Которые тоже, в свою очередь, были совсем неоднородны, и уже в конце XVII века делились на три общины: крупные федосеевскую (как появились федосеевцы и кто такой Феодосий можно почитать) и поморскую и ещё малочисленную филлиповскую. С Преображенским “кремлем” и Преображенским кладбищем связаны первые две. Тоже, кстати, отнюдь не во всем согласные между собой, но все же скорее схожие, чем различные, и тесно друг с другом связанные. Кому интересно, в чем разница, можно полюбопытствовать здесь (1), остальных не будем утомлять подробностями. В отличие от менее радикальных староверческих общин, беспоповцы крещение в «никонианской» официальной православной церкви Московского патриархата не признают совсем (2). Вот и перекрещивают новообращенных заново. Именно поэтому они и беспоповцы – им просто неоткуда взять попов. Если какой-то поп и переходил к ним, при новом крещении его рукоположение в священники отменялось. При этом сами они рукоположить никого не могли – для этого нужен епископ. А епископов-раскольников как-то не нашлось (опасное это было дело, тут и до костра могло дойти)… Иноземных епископов (в том числе греческих, да хоть с Афона!), давно перешедших к троеперстию, федосеевцы и поморцы за православных в принципе не считает, русских «никониан» тем более… Менее радикальные старообрядцы, не требовавшие перекрещивания, могли позволить себе принимать беглых священников из никониан – именно так образовалось поповство, в свою очередь тоже со временем расколовшееся на два направления (3). А федосеевцы с поморцами – увы…. А нет священников – значит, нет и таинств (за исключением двух, разрешенных мирянам по нужде: крещения и исповеди). В том числе нет и брака, раз некому венчать. Федосеевцы и поморцы некоторое время дружно придерживались так называемого безбрачного согласия.

До 80-х годов XVIII века беспоповцы так и прожили. То есть лет 100 не рожали детей. Некоторое время их это не слишком заботило – Никоновская реформа воспринималась ими как явный признак Апокалипсиса. Ощущение наступающего конца света было для староверов таким реальным, что иной раз доходило и до курьезов. Об этом мы, впрочем, уже рассказывали в заметке “Гном Морозова-внука”. В общем, если конец света случится вот-вот, какие уж тут дети… Ну а воспроизводились общины федосеевцев и поморцев исключительно за счет активной проповеди среди православных, немалое число которых старообрядцам удавалось обратить в собственную веру. Чиновник Кабалеров в 1851 году писал в донесении в Петербург: «<Староверы> хитро умеют не только подмечать людей, находящихся в затруднительном положении дел хозяйственных, но и вовлекать в такое положение, особенно склонных к расколу, и потом дают им способ выйти из такого положения, и даже обеспечивают их на будущее, жертвуя на этот предмет значительные деньги»… Попросту говоря, переходя в старую веру, человек мог рассчитывать на материальную помощь от общины, либо на беспроцентный кредит на открытие или развитие собственного дела. Чем многие люди с предпринимательской жилкой охотно и пользовались (и во многом именно этим объясняется такая высокая концентрация староверов среди русских предпринимателей XIX века). Вы спросите: а откуда у общины были такие деньги? Из пожертвований и завещаний (а кому еще завещать, если нет детей?). В общину изначально входило несколько состоятельных купцов, а дальше капитал за счет привлечения в общину

Надмогильная Крестовоздвиженская часовня (целиком сделанная из чугуна) и надгробие купца Ильи Алексеевича Ковылина. Фото Ю.Звездкина

все новых и новых талантливых предпринимателей только увеличивался (4). К середине XIX века совокупный капитал федосеевской общины превышал 6 млн рублей. Вообще, соцэкономисты пристально изучают феномен повышенной успешности в бизнесе протестантов в Европе и староверов в России. Есть определенное сходство в экономическом смысле между кальвинистами (тоже своего рода беспоповцами) и нашими староверами. И те, и те успешны в бизнесе во многом благодаря особой этике. Отношение к труду у них особое: праздность считается грехом, а любая работа (хоть золотарем, хоть могильщиком, хоть врачом) одинаково почетна. Расточительство – тоже грех. Промышленник живет немногим богаче своих рабочих, потому что не может позволить себе греховную роскошь накануне Страшного Суда. А, значит, заработанное он зря не тратит, все пускает в дело. Вот этого вот извечного русского отношения к бизнесу (5) как к стяжательству, чему-то не вполне достойному, у староверов нет. Зарабатывать, наживать капитал для них – не стыдно. Это не стяжательство, а богоугодное дело, ведь на заработанное тобой живет и спасается от греховного, предавшегося Антихристу мира вся община.

Илья Алексеевич Ковылин

Вот так и Илья Алексеевич Ковылин зарабатывал не ради личного обогащения, в для своей Преображенской общины федосеевцев. И как результат – создание настоящего центра беспоповства – Преображенского кладбища. Все началось с чумы 1771 года. Ковылин воспользовался ею как поводом получить от властей послабление от вечных преследований общины. Со своими общинниками он взялся лечить заболевших чумой, для чего был устроен карантин. Там больного изолировали и в меру сил лечили (конечно, чума не лечится. Но можно укрепить иммунитет больного, поддержать его силы должным уходом и, возможно, организм сам справится). Но первым делом, конечно, приобщали к своей вере, то есть крестили. Интересно, что староверы не признают “обливного” крещения – только троекратное погружение в воду с макушкой. Для этой цели в Преображенском использовался Хапиловский пруд. А дело, между прочим, происходило глубокой осенью и в начале зимы. Вода в пруду – можно представить какая. Так вот было немало случаев, что больные после этой ледяной ванны шли на поправку. Что, впрочем, не противоречит медицинской науке – шок ведь иных убивает, а другим стимулирует иммунитет… Ну а если больной все-таки умирал – староверы его отпевали и хоронили (больше никто себя такими вещами не утруждал – смертей для этого было слишком много, эпидемия унесла около 100 тысяч жизней, то есть половину тогдашнего населения Москвы). Для этого им и разрешено было устроить Преображенское кладбище и при нем – часовню. Заразиться же федосеевцы не боялись – что может вообще напугать людей в ожидании скорого конца света?

Вид на Преображенский кремль с Хапиловского пруда (нынче засыпан). 1886 г.

Тут, конечно, надо отдать должное человеколюбию тогдашней власти. Между вариантами “пусть помрут и лягут в землю неотпетыми, лишь бы не переходили в запрещенную старую веру” и “пусть перекрещиваются, авось выживут, или по крайней мере получат христианское погребение” граф Григорий Орлов выбрал второй (о том, как Григорий Григорьевич был прислан из Петербурга бороться с московской чумой и как ловко распорядился, мы рассказываем на нашей экскурсии “По Верхним Садовникам”). Как бы то ни было, расчет Ковылина удался. Благое дело для города – чумной карантин – сделался его пропуском к нужным людям. Илья Алексеевич не скупился ни на щедрые званые обеды, ни на подарки влиятельным персонам. И в конце концов сумел попасть на прием к самой матушке-Екатерине. Ведь но задумал построить при Преображенском кладбище целый комплекс – богаделенный дом для староверов-федосеевцев: мужскую и женскую обитель для малоимущих или просто желающих жить праведной жизнью, строго говоря не монастырь, но заведение с монастырским строгим уставом… С двумя большими храмами – на женском и мужском дворе. Ну то есть тот самый Преображенский “кремль”. На это нужно было еще ухитриться получить разрешение. И… императрица не то, чтобы разрешила… Она, скажем так, не запретила. То есть просто промолчала в ответ на вопрос: можно ли. И этого оказалось достаточно. Ковылин построил все это на собственные средства. Ну и Львиные ворота заодно прикупил…

Ковылин руководит строительством Преображенского “кремля”. Рисунок XIX века

“Кремлем” Преображенскую обитель стали называть за неприступность стен. Построил его архитектор Федор Соколов (между прочим, спроектировавший здание арсенала в Московском Кремле). Который явно находился под влиянием Василия Баженова с его сказочными «псевдоготическими» павильонами Царицына…

О богаделенном доме староверов в Преображенском можно говорить и как о монастыре. Хотя пострига обитатели не принимали. Но ведь им постриг и не требовался, федосеевцы и так жили безбрачно. Вот как описывает порядки в их обители царский чиновник, посланный с расследованием: «Съестные припасы, купленные на рынке, окуривали ладаном, все потребные вещи шили сами, на головах выстригали маковицы, на руках носили лестовицы (кожаные приспособления для отсчета молитв, изначально используемые на Руси, но позже замененные православными на четки, а староверами, естественно, оставленные в прежнем виде — Прим. СДГ). Мужчины, замеченные в нетрезвости, подвергались поклонам, а на женщин надевалась волосяная рубаха и подвязывалась железной цепью».

Лестовица, или лестовка

Деятельность Ковылина сильно подстегнула рост общины. К концу его жизни прихожан Преображенского кладбища было уже около 10 тысяч… Чему, впрочем, весьма способствовало разрешение на брак и деторождение, в конце концов полученное жившей в Преображенском по соседству с федосеевцами беспоповской общиной поморцев от своих духовных наставников Выговской обители (6) в 90-х годах XVIII века. Правда, сам Илья Алексеевич Ковылин был непримиримым борцом с этим нововведением и не позволил федосеевской общине пойти по пагубному пути деторождения. Но, как только в вопросе о браке две почти родственные общины разошлись, те федосеевцы, которым невмоготу было безбрачие, стали активно переходить в поморцы. Так именно и поступил славный представитель династии Морозовых – Елисей Саввич. При этом он не утратил связей с федосеевской общиной Преображенского кладбища, а в итоге на нем и упокоился. Какой бы фанатичной ни была его вера (о его поразительной сосредоточенности на Антихристе мы рассказываем отдельно), все-таки на монашескую жизнь он был не согласен. При этом находились и поморцы (часто пожилые), недовольные нововведениями и уходившие в федосеевцы. Между переходами туда-сюда успевали родиться дети, общины росли…

Кстати, московским поморцам тоже ведь нелегко было выбить у своих духовных пастырей, живших в суровом, северном Выговском монастыре, разрешение на брак. Но тут сыграли роль те самые новообращенные купцы. Мало того, что крест безбрачия тяжек сам по себе, так еще и заработанное и накопленное имущество не все хотели оставлять общине, частная собственность предполагает наследников. Опять же, конец света явно затягивался, и на проблему невозможно стало и дальше закрывать глаза! Договорились так: пусть брак, как таинство явное, невозможен, венчать супругов некому. Но могут же быть невидимые, духовные таинства! Для Бога невозможного нет. Для заключения браков был разработан обряд: родители благославляли молодых иконами в храме, наставники общины читали соответствующие молитвы… В конце концов, эти же самые наставники (не священники, а уважаемые общиной “простецы”) совершают же крещение, принимают исповеди, отпевают умерших… Ну и заключение брака вошло в их компетенцию. При этом выговские старцы не уставали напоминать, что, как ни крути, истинная-то правда и благодать – все-таки в безбрачной жизни. И только из снисхождения к слабости человеческой они вообще согласились на это вот всё… Илья Алексеевич Ковылин снисхождения проявить не пожелал. С этих пор общины окончательно разделились, и поморцам пришлось подыскивать себе другое место…

Власти, конечно, по-прежнему с неодобрением смотрели на все, что происходило вокруг Преображенского кладбища. Но степень этого неодобрения была разной и зависела от характера венценосца. Хуже всего староверам пришлось при Николае I, не терпевшем вольдомумия, в том числе и в вопросах веры. Первые его указы, направленные на борьбу с раскольниками (например, указ 1826 года об уничтожении всех молелен, основанных за десять и более лет до издания указа), федосеевцам удалось парализовать взятками. Но в В 40-х годах Преображенский мужской двор был у них все-таки отобран в пользу единоверческой церкви (7). Кстати, именно тогда к Николо-Успенской церкви была пристроена алтарная часть – изначально апсиды не было и быть не могло, ведь нет священников – незачем и алтарь. Так что, строго говоря, беспоповцы никогда не строили храмов – только часовни, просто иной раз – довольно большие.

Николо-Успенская церковь мужского двора. Фото Ю.Звездкина
Вход в нынешнюю староверческую часть. Аписда пристроена в те времена, когда здесь был Никольский единоверческий монастырь. У староверов-беспоповцев в изначальной постройке апсиды быть не могло – алтарь им просто не нужен, там некому было бы служить. Строго говоря, вместо храмов у них – часовни. Фото Ю.Звездкина

Ну а что насчет выселенных с мужского двора общинников-федосеевцев – они просто переехали на женский двор к общинницам, заняв отдельный корпус. Шли годы, и московские федосеевцы все больше склонялись к тому, что поморцы в чем-то правы. Для тех, кто тем или иным образом вступил в брак, делались послабления: их больше не изгоняли из общины и из храма, теперь им разрешили молиться вместе со всеми, но только молча, про себя и без крестного знамения… Что, впрочем, вызвало жесткое осуждение со стороны других федосеевских общин – например, Казанской. (Вообще, находить столько принципиальных причин для разногласий, как это делают русские староверы, не умеет, наверное, ни одно другое человеческое сообщество…) Но тут случилась революция, и староверам стало не до раздоров и споров. Гонения на веру, развернувшиеся в первые годы советской власти, коснулись всех: православных, поповцев, беспоповцев… Воинствующие атеисты этих тонкостей не разбирали. И отобрали у староверов все жилые и хозяйственные помещения Преображенской обители, кроме Крестовоздвиженской церкви женского двора. Все остальное отдали под беженцев из голодающих губерний.

Крестовоздвиженский храм (часовня) женского двора. Фото Ю.Звездкина
Мужской корпус женского двора. Фото Ю.Звездкина Деталь ограды женского двора. Фото Ю.Звездкина

Но особенно пострадал мужской двор: там зачем-то снесли колокольню (позже она была восстановлена) и большую часть стены, причем осовободившуюся территорию даже толком ничем и не застроили. Хорошо еще, храмы не снесли, как-то руки, видимо, не дошли. Ну а на участок, образовавшемся между стенами женского и остатками мужского двора, в 1932 году был переведен с Сухаревской площади колхозный рынок. (Кстати, Преображенский рынок действует до сих пор, и там весьма неплохой выбор сезонных овощей и фруктов).

При этом то, что осталось от Мужского двора, было разделен пополам: половину, отобрав у единоверцев, отдали на этот раз обновленцам (8). А когда Сталин во время войны изменил отношение к православной церкви и упразднил обновленцев – РПЦ Московского патриархата. А половину в 30-х годах предложили занять поморцам, у которых только что отняли их собственную святыню и духовный центр – дивной красоты церковь в Токмаковом переулке (о ней я написала отдельно). Так федосеевцы с поморцами снова оказались по соседству: одни на женском дворе Преображенского “кремля”, другие на мужском. Время не способствовало раздорам – надо было выживать. Ну а с конца 80-х государство стало постепенно возвращать им строения комплекса, и жизнь в Преображенском “кремле” наладилась. В итоге общины живут очень дружно. Те, кому надо жениться – переходят в поморское согласие и составляют приход Николо-Успенской церкви. Пожилые и одинокие часто предпочитают присоединиться к федосеевцам: остаться при этом жить в миру, у себя дома (и ходить на службу в Крестовоздвиженскую церковь), или поселиться в одной из келий обители, которая опять действует на женском дворе (и опять там есть корпус для мужчин, и есть для женщин) – это уж как кому угодно. Бывает, что и наставники переходят из поморцев в федосеевцы, и это не вызывает раздоров или осуждения. Эти две общины теперь – как сообщающиеся сосуды. В конце концов, не все же староверам только разделяться да ссориться между собой…

Поморский храм в Токмаковом переулке (сейчас реставрируется). Фото Ю.Звездкина

Сейчас постороннему человеку на женский двор, за стену, войти затруднительно. Все-таки там обитель со строгим монастырским уставом. Зато на мужской двор – можно. И даже в Николо-Успенскую церковь пустят. Главное – быть правильно одетым, не креститься там троеперстно, внутри храма без особого разрешения не фотографировать и ничего ни в коем случае не трогать. И, знаете, я бы такой возможностью не пренебрегала! Во-первых, там немыслимое собрание древних икон (любой музей позавидует). А во-вторых, Федор Соколов – отличный архитектор. И сквозь круглые оконца внутрь проникает такой ясный, такой четко очерченный, такой мощный поток света, что любо-дорого глядеть.

При этом на западной половине мужского двора и в притворе Николо-Успенского храма так и остались православные официальной РПЦ. Внутри храм перегорожен, входы у конфессий – разные. И нельзя сказать, что они уживаются мирно и без проблем (ну вот не может быть простого финала у этой крайне запутанной истории!). Во всяком случае автор этих строк, заглянувшая к староверам пообщаться и прикупить кое-какую исследовательскую литературу (на основе которой все это в итоге и написано), была решительно атакована православной прихожанкой, вставшей на пути и попытавшейся физически не пустить к еретикам-беспоповцам. То есть страсти по-прежнему кипят, словно и не прошло со времен Никона три с половиной века… Ну, что ли, помоги нам всем, Боже…

Ну и под конец – еще немного фотографий. Просто порассматривать.

P.S. О династии купцов-староверов Носовых той же самой общины Преображенского кладбища – на нашей экскурсии в особняк Носова.

Николо-Успенский храм мужского двора (нынче принадлежит поморскому приходу). Ю.Звездкина Староверческая дорога к Храму. Фото Ю.Звездкина Объем, выдвинувшийся вперед, принадлежит православным. Все, что левее – старообрядцам. Внутри храма две не слишком дружественные друг к другу церкви отгородились стеной. Фото Ю.Звездкин Колокольня нынче на той стороне двора, что принадлежит православной церкви Московского патриархата. Фото Ю.Звездкина Вид со стороны Преображенского вала. Часть стены зачем-то разобрали при советской власти. Теперь на ее месте – унылый дощатый забор. Фото Ю.Звездкин

Пока не снесли большую часть стены и не застроили все вокруг – выглядел “кремль” еще эффектнее. Фото с сайта www.pastvu.com

Женский снаружи двор. Фото Ю.Звезкина Входная группа женского двора изнутри. Фото Ю.Звездкина Крестовоздвиженская церковь женского двора. Фото Ю.Звездкина Другой ракурс. Фото Ю.Звездкина Торец главного корпуса (того, где входная арка). Слева виднеется мужской корпус. Фото Ю.Звездкина Справа от женского корпуса – один из последних оставшихся деревянных домов обители. Фото Ю.Звездкина Рядом с женским двором – больница, построенная на деньги купцов-староверов. Интересна тем, что это – последний дом, построенный по проекту Льва Кекушева. ФотоЮ.Звездкина Здесь она виднее – здание еще не застроено со всех сторон

Преображенский храм на Преображенской площади

В 1650-х в Преображенском любил охотиться Алексей Михайлович. Он и поставил здесь дворец на берегу Яузы.

Путеводитель по архитектурным стилям

Вскоре он стал любимым местом пребыванием царя. А после смерти Алексея Михайловича дворец в Преображенском стал постоянным жильем Натальи Кирилловны с маленьким Петром и дочерью Натальей.

В 1684 году по желанию Петра на левом берегу Яузы построили потешный городок — земляную крепость Прешбург с деревянными частями, рвом и высокой башней с часами. Здесь проходили маневры потешных войск, здесь же спустился на воду найденных в амбарах Измайлова парусный бот — ботик Петра, «дедушку русского флота».

В 1692 году Моисей Буженинов построил новые хоромы для государя. Но затем дворец в Преображенском пришел в запустение, и в начале XIX века его разобрали. А Преображенское к тому времени стало известно как «солдатская Преображенская слобода».

Сначала на полковом дворе Преображенского полка стояла временная церковь, затем ее сменила деревянная, но вскоре обветшала.

Что есть что в церкви

В 1747 году сержант Иван Третьяков купил в соседнем Семеновском здание старой деревянной церкви и перенес его в Преображенское. Храм освятили как церковь Петра и Павла в честь небесных покровителей Петра I. В 1768 году его перестроили, а на месте жертвенника церкви петровского времени установил памятный знак.

Во время пожара 1812 года храм не пострадал, службы там не прекращались все время пребывания в Москве французской армии.

После революции храм Петра и Павла действовал. Его прихожане не позволили даже снять колокола. Кроме того, сюда свозили святыни из разрушенных церквей. А в марте 1963 года Мосгорисполком решил снести Преображенскую церковь в связи со строительством метро. Прихожане встали на защиту храма: писали письма Хрущеву, собирали подписи, ходили в Мосгорисполком. Но в 1964 году храм Петра и Павла взорвали, а ветка метро прошла в стороне.

В 2015 году Преображенскую церковь восстановили, а у ее стен поставили памятник солдатам и офицерам-«преображенцам», погибшим в войнах за Отечество. Теперь это главный храм Сухопутных войск Российской Федерации.

Говорят, что… …храм Преображения стал последним храмом, взорванным в СССР. Но на самом деле в апреле 1972 года в Москве взорвали храм Казанской Божьей Матери у Калужских ворот.

Преображенское на фотографиях разных лет

А вы бы хотели дополнить рассказ о Преображенской церкви на Преображенской площади?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *