Храм пророка илии

Храм Илии Пророка Обыденного

Православный храм

Церковь Илии Пророка «Обыденный»

(Церковь пророка Божия Илии в Обыденском переулке)

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Архитектурный стиль

Московское барокко

Строительство

Приделы

Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; Апостолов Петра и Павла

Реликвии и святыни

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» из Кремля
Иконы местного ряда иконостаса (Симон Ушаков и ученики)

Статус

ОКН № 7734909000№ 7734909000

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного — приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве, расположенный по адресу: 2-й Обыденский переулок, 6. Построен в 1702—1706(?) на Остожье, близ Чертолья.

История

Храм, возведённый на рубеже XVI—XVII веков, первоначально деревянный, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата его построения точно не известна; первое упоминание о нём относится к концу XVI века. Существование церкви подтверждал синодик, составленный при святителе патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма ещё в начале XX века. Но первым упоминанием о храме считается сочинение Авраамия Палицына «История в память предъидущим родом» (известное под названием «Сказание Авраамия Палицына»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона,

молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии.

В иконостасе главного алтаря нынешнего храма от этой древней деревянной церкви предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанская икона Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым.

Вероятно, в деревянной церкви находились иконы: храмовая — святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирская икона Божией Матери, «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».

В 1702 году на месте деревянного начали строить каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма. В «Синодальном справочнике» было указано: «Построена в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным на месте прежней деревянной».

6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который вскоре сильно пострадал во время пожара 1748 года и был возобновлён «усердием и стараниями бригадира Никиты Андреевича Болкунова». В ноябре 1819 года освящён южный придел во имя апостолов Петра и Павла.

Храм Илии Пророка «Обыденный», 1882 г. (фото из альбома Николая Найдёнова)

Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время произошёл значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.

В 1867 году одновременно с назначением настоятелем протоиерея Иоанна Лебедева церковным старостой Ильинского храма стал купец первой гильдии Владимир Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины.

К составлению проекта Коншин привлёк архитектора Александр Каминского. Оба были женаты на сёстрах Павла Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать Александра Даниловна, а позже неподалёку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей. Вместе с Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и постройку колокольни. Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию.

Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года; учебной частью руководил действительный статский советник Алексей Кашкадамов. В 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни.

В 1920-х годах после разорения близлежащего Зачатьевского монастыря в храм Илии Обыденного был передан чудотворный список Киккской иконы Божией Матери «Милостивая». В 1999 году, когда монашеская жизнь в монастыре стала возрождаться, «Милостивая» вернулась на своё прежнее место.

В 1930 году храм дружно отстояли от закрытия верующие: 1 марта было принято постановление о закрытии, а 20 мая власти приняли новое постановление

Имея в виду, что в районе нахождения закрываемой церкви уже закрыты 4 церкви: Антипьевская, Ржевская, Бариковская и Зачатьевский монастырь и что особо острой нужды в здании обыденской церкви не видно… церковь оставить верующим.

— ГА РФ. — Ф. 1235. — Оп. 75. — Д. 1768. — Л. 5.

По преданию, храм собирались закрыть после службы 22 июня 1941 года, но началась война.

15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения Христова в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В храме хранится ряд иных святынь, в частности, связанных с деятельностью митрополита Серафима (Чичагова): икона «Спаситель в белом хитоне».

Высота колокольни — 36 м. С южной стороны звонарской площадки можно увидеть отсутствие ажурной кованой решётки — след от колокола, сброшенного во время антирелигиозной кампании в 1940 году.

В 1973 году в храме обвенчались Александр Солженицын и Наталия Светлова. Там же были крещены их дети — Ермолай и Игнат.

Синодик священников XVIII—XX вв.

  • священник Василий Михайлов (?—1707)
  • священник Симеон Михайлов (1707—1718)
  • священник Силуан Данилов (1720—1728)
  • священник Кирилл Силуянов (1733—1737)
  • иерей Иван Гаврилов (?—1785)
  • иерей Иван Васильев (1768—?)
  • иерей Василий Михайлович Копьев (1783—1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев (1803—?)
  • священник Василий Григорьев (ок. 1810)
  • протоиерей Иоанн Митрофанович Лебедев (1835—?)
  • протоиерей Иоанн Матвеевич Лебедев (1867—1909)
  • священник Андрей Иванович Соколов (1898—1917?)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е—1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962) (настоятель)
  • Николай Павлович Тихомиров (1938—1985)(настоятель — с 1962)
  • протоиерей Александр Николаевич Егоров (1951—2000)
  • протоиерей Владимир Иванович Смирнов (1954—1978).

Известные настоятели

  • иерей Василий Михайлович Копьев (до 1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев
  • протоиерей Иоанн Матвеевич (Митрофанович ?) Лебедев (1867 — после 1892)
  • Андрей Иванович Соколов (конец 1890-х — начало 1920-х)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е — 1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962)
  • протоиерей Николай Павлович Тихомиров (1962—1985)
  • протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук (1985—1986)
  • протоиерей Алексей Сергеевич Лапин (1986—2006)
  • игумен Тимофей (Подобедов) (10 октября 2006 — август 2012)
  • протоиерей Максим Юрьевич Шевцов (со 2 ноября 2012 года по настоящее время).

Духовенство

  • Настоятель храма — протоиерей Максим Шевцов
  • Протоиерей Николай Скурат
  • Протоиерей Андрей Чернеев
  • Иерей Андрей Дорохин.
  1. Существует также предание, что он был возведён при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год.
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Святыни храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке Москвы / Сост., авторы текста: иерей Николай Скурат, Е. С. Хохлова, Я. Э. Зеленина. — М.: Индрик, 2008. — 152 с. — ISBN 978-5-85759-454-4.
  2. 1 2 300-летие постройки в Москве во имя святого пророка Божия Илии каменного храма, издревле слывущего Обыденным // ЖМП. — 2002. — № 9.
  3. Сказание Авраамия Палицына. — СПб.: Имп. Археогр. комис., 1909. — С. 170.
  4. РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Д. 1031. Л. 659—659об.
  5. 1 2 3 Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Москва в границах Садового кольца : Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. — М.: Книга и бизнес, Кром, 1994. — Т. 2. — 646 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-7119-0013-7.
  6. Икона Богородицы «Милостивая». Азбука веры. Дата обращения 25 ноября 2019.
  7. «Спаситель в белом хитоне»
  8. Сараскина Л. Александр Солженицын.
  9. Синодик священно- и церковнослужителей московского храма Св. Пророка Божия Илии, что слывет Обыденным
  10. Духовенство храма Пророка Божия Илии в Обыденном переулке
  11. Храм — Духовенство храма Илии Пророка в Обыденском переулке г. Москвы. www.hram-ostozhenka.ru. Дата обращения 26 мая 2019.

Ссылки

  • Протоиерей Николай Скурат. О попытках закрытия московской Илие-Обыденской церкви в 1931–1932 гг. (по архивным материалам) (11.03.2017). Дата обращения 11 марта 2017.

Храм Проро́ка Божия Илии́ в Обыденском переулке — приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве, расположенный по адресу: Москва, 2-й Обыденский переулок, д. 6. Храм пророка Илии первоначально был деревянным, возведённый в 1592 году за один день — «обыде́нь», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». По имени храма три ведущих к нему переулка стали Обыденскими. Нынешний храм построен в 1702 году на месте прежнего деревянного храма. От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешнего храма предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. 15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость».

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

В течение более 300 лет в храме всегда совершались богослужения. Даже в период безбожного лихолетья Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного никогда не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. В тот период, когда другие храмы Москвы закрывались, Обыденский храм принимал многие святыни из закрываемых храмов Москвы.

Главные чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима Саровского передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима Саровского в храме был освящен приставной престол. Также в храме хранится частичка Пояса Пресвятой Богородицы, хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра и Павла.

Полный список святынь храма Илии́ Проро́ка в Обыденском переулке:
— Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
— Спас Нерукотворный (с 12 клеймами)
— Икона Божьей Матери «Казанская»
— Святой пророк Илия (с 20 клеймами)
— Усекновение главы Иоанна Предтечи
— Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)
— Святой мученик Иоанн Воин
— Успение Пресвятой Богородицы
— Великомученица Варвара
— Преподобный Сергий Радонежский
— Икона Божьей Матери «Неувядаемый Цвет»
— Мощевик слева в центральной части
— Мощевик справа в центральной части
— Святой великомученик Георгий Победоносец
— Святой священномученик Антипа Пергамский
— Святой великий князь Данииил Московский
— Икона Божьей Матери «Владимирская»
— Преподобный Серафим, Саровский чудотворец
— Великомученица Екатерина
— Святитель Афанасий Ковровский, исповедник
— Икона Божией Матери «Умиление»
— Священномученик Серафим (Чичагов)
— Святой страстотерпец царь Николай принимает у священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
— Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне
— Икона Божией Матери «Достойно есть»
— Икона Божией Матери «Смоленская»
— Икона Божией Матери «Скоропослушница»
— Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
— Икона Божией Матери «Тихвинская»
— Икона Божией Матери «Елецкая»
— Cвятые первоверховные апостолы Петр и Павел
— Благовещение Пресвятой Богородицы
— Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
— Икона Всех Святых
— Икона Божьей Матери «Казанская»
— Мощевик в приделе апостолов Петра и Павла
— Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»
— Икона Божьей Матери «Троеручица»
— Святой пророк Иоанн Предтеча
— Святой мученик Иоанн Воин
— Святой великомученик и целитель Пантелеимон
— Святые мученики Гурий, Самон и Авив
— Икона Божией Матери «Всецарица»
— Икона Божией Матери «Милостивая»
— Распятие. Крест Господень
— Успение Пресвятой Богородицы
— Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский
— Святой благоверный великий князь Александр Невский
— Спаситель в белом хитоне
— Святитель Николай Чудотворец (с 12 клеймами жития)
— Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
— Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
— Икона Божией Матери «Иверская»
— Три святителя, апостол Иаков, брат Господень, архангел Михаил, мученица Мавра
— Покров Пресвятой Богородицы
— Святой пророк Илия в пустыни
— Святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна
— Господь Вседержитель на Престоле
— Икона Божией Матери «Благодатное Небо»
— Икона Божией Матери «Державная»
— Святой мученик Трифон
— Распятие. Крест Господень
— Икона Божией Матери «Помощница в родах»
— Икона Божией Матери «Феодоровская»
— Святая Троица
— Воскресение Господне
— Канун
— Святой великомученик Георгий Победоносец
— Спас Нерукотворный
— Успение Богоматери
— Священномученик Ермоген, патриарх Московский

АДРЕС И СХЕМА ПРОЕЗДА в храм Илии Пророка Обыденного:
Москва, 2-й Обыденский переулок, 6.
(Храм пророка Илии расположен недалеко от Храма Христа Спасителя)

Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. Илия́ — библейский пророк в Израильском царстве, в IX веке до н. э. Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская Поместные Церкви чтят его память 20 июля (2 августа) (см. «Ильин день») Святой Илия́ в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой». Пророк Илия́ был ревностным поборником иудаизма и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия.


Согласно Преданию, святой пророк Илия́ совершил следующие чудеса:
— Навёл голод (3Цар.17:3).
— Низвёл огонь на землю (3Цар.18:36-38).
— Низводил Огонь с Небес как для наказания грешников, так и для Знамения Истинности Богопочитания.
— Воскресил отрока, который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой.
— Разделял реку Иордан подобно Моисею ударив по ней своей одеждою.
— Говорил с Богом лицо в Лицо, закрыв при этом своё лицо.
— По Слову Бога пищу ему приносили вороны и Ангелы.
— По его слову пища в доме вдовы не кончалась.
— Его пеленали Ангелы и кормили его Огнём при рождении.
— Полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (Апокалипсис и пророк Захария).
— Был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом.
— По его молитве заключилось Небо и не давало дождя.
— Также по его молитве Бог дал дождь на землю после заключения Неба.
— Явился вместе с пророком Моисеем перед Иисусом Христом в день Преображения и беседовал с Ним.
— Пророчествовал и открывал людям Волю Бога.
— Считается, что за равноангельскую жизнь Бог даровал ему неисчерпаемый и неограниченный дар чудотворения
— Почитается как величайший из святых.

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что святой пророк Илия́ был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророк Илия́ упоминается несколько раз в Новом Завете. Так описан эпизод как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк.6:28).

Во время Преображения Иисуса Христа Илия пророк являлся, вместе с Моисеем и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Согласно Откровению Иоанна Богослова Илия должен также явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр.11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

Церковь Илии Пророка Обыденного

Первоначальный деревянный храм появился на этом месте на рубеже XV–XVI вв. Название «Обыденный» указывает на то, что церковь была построена в один день — видимо, из готовых срубов. По другой версии, церковь построена «по обету», после завершения сильной засухи. Отметив завершение природного катаклизма, храм попал в историю уже государственного нестроения: в Смуту, 24 августа 1612 г., келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын служил здесь молебен о победе над поляками, на котором присутствовал и князь Дмитрий Пожарский — неподалеку располагался штаб Второго ополчения, отражавшего натиск гетмана Хоткевича.

Деревянный храм несколько раз поновлялся, а в 1702 г. ему на смену пришла каменная постройка, средства на возведение которой пожертвовал думный дьяк Гавриил Деревнин — о нем и его брате Василии напоминают мраморные плиты внутри храма. Церковь возводилась по архитектурной моде своего времени: вытянутая по вертикали, она представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике». Грани обоих объемов отмечены колонками коринфского ордера с маленькими пышными капителями, окна же строго аскетичны и не украшены наличниками вовсе. Восьмерик увенчан одной граненой главой с крестом. В северной стене храма сохранилось несколько надгробных таблиц, напоминающих о существовавшем здесь ранее приходском кладбище. В интерьерах сохранился центральный иконостас с образами XVII в., находившимися еще в деревянном храме, в том числе образ Спаса Нерукотворного 1675 г., образ Казанской Божией Матери, созданный Симоном Ушаковым, храмовая икона святого Илии Пророка с 20 клеймами жития и другие.

Трапезная церкви была первоначально однобокая, с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Ей на смену в 1819 г. пришла каменная трапезная, в которой появился второй престол во имя апостолов Петра и Павла. Однако окончательно существующий облик Ильинского храма сформировался в 1866–1868 гг., когда трапезная была перестроена и расширена, а с запада по проекту А.С. Каминского создана новая колокольня с четырехгранным шатром, с элементами в псевдорусском стиле. Работы велись на пожертвования церковного старосты — купца В.Д. Коншина. Также известной благотворительницей была жившая по соседству А.Д. Третьякова — мать создателя галереи. В 1882 г. при храме было построено здание эпохи «барокко» для школы и богадельни.

После революции церковь пострадала во время кампании по изъятию церковных ценностей, утратив часть убранства и драгоценной утвари. Но в храме продолжались богослужения. Из храма Воскресения в Сокольниках сюда была перенесена икона Божией Матери «Нечаянная радость» (до революции находилась в церкви Благовещения в Кремле), долгие годы хранился посох последней настоятельницы соседнего Зачатьевского монастыря (его вернули в обитель после возрождения в ней монашеской жизни). Существует устойчивая легенда, что власти планировали объявить о закрытии церкви 22 июня 1941 г., но этому воспрепятствовало начало Великой Отечественной войны.

В то время, когда храмы повсеместно были закрыты, службы в церкви Илии Пророка продолжались. Поэтому именно здесь устроили заочное отпевание писателя М.А. Булгакова после его кончины. Так пожелали его сестры, сам же писатель перед смертью просил о кремации. Его просьбу выполнила супруга писателя Елена Сергеевна Булгакова, похоронив прах писателя на Новодевичьем кладбище.

Церковь Ильи Пророка Обыденная

Появление этой церкви связано с красивой легендой. Однажды Василий III попал на этом месте в сильную грозу. Тогда он дал обет построить церковь во имя Ильи Пророка, если останется жив.

Путеводитель по архитектурным стилям

Есть версия, что церковь построена «по обету» после завершения сильной засухи, так как Святому Илье молились о даровании дождя и защите во время грозы. В любом случае вскоре на этом месте появился деревянный храм. Построили его из готовых срубов за один день. Поэтому церковь Ильи Пророка называют «Обыденной».

Храм попал в историю Смутного времени: 24 августа 1612 года келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын в присутствии князя Дмитрия Пожарского служил здесь молебен о победе над поляками. А неподалеку располагался штаб Второго ополчения, отражавшего натиск гетмана Хоткевича.

14 июня 1702 года храм Ильи Пророка перестроили в камне на средства думного дьяка Гавриила Деревнина. История не сохранила имя архитектора церкви, но известно, что шатровую колокольню в псевдорусском стиле построил А.С. Каминский на пожертвования церковного старосты — купца В.Д. Коншина. Также благотворительницей храма была жившая по соседству А.Д. Третьякова — мать создателя галереи.

В церкви Ильи Пророка Обыденной хранится чтимый в Москве образ «Нечаянная радость» и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Что есть что в церкви

Особая гордость храма — иконы XVII века «Нерукотворный Спас» и Казанская икона Божией Матери работы Симона Ушакова. Много лет в церкви хранился посох последней настоятельницы соседнего Зачатьевского монастыря. После возрождения монашеской жизни его вернули в обитель.

Этой церкви несказанно повезло: ее обошел пожар 1812 года, а запланированному закрытию храма 22 июня 1941 помешало начало Великой Отечественной войны. Поэтому в советское время церковь Ильи Обыденного не закрывали. Более того, сюда свозили иконы из закрытых храмов.

Говорят, что… …поводом к написанию иконы «Нечаянная радость» стала история одного разбойника. Он каждый день молился Богородице, и особенно благоговейно перед тем, как пойти на «дело». Однажды, во время молитвы, он увидел, как у младенца Христа начали кровоточить язвы на руках и ногах, а глас Богородицы изрек: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими моего сына». Разбойник умолил Богородицу о прощении, и с тех пор стал вести благочестивую жизнь.

Церковь Ильи Пророка Обыденная на фотографиях разных лет:

А чем бы вы дополнили рассказ о церкви Ильи Пророка Обыденной?

О храме

Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день — «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения — 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем — Обыденскими.
С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля.
Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.
В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранились доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.
Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки при входе в построенную ими центральную часть храма установлены памятные мраморные доски.
В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.
По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло — началась война.
Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы.
Чтимые святыни храма — чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (†2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.
Большое количество частиц мощей святых угодников Божьих находится в трех мощевиках, расположенных в центральной части храма и в правом приделе. В специальном ковчеге хранится частица честного пояса Пресвятой Богородицы.
Богослужения в храме проводятся ежедневно: в будни часы и Божественная литургия начинаются в 7.40, вечерняя служба — в 17.00; в воскресные и праздничные дни — две литургии, в 7.00 и 10.00. По понедельникам совершается вечерня с акафистом (на Саровско-Дивеевский распев) преподобному Серафиму Саровскому, в среду — вечерня с акафистом пророку Божию Илии, в пятницу — вечерня с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».

Храм открыт ежедневно с 07.00 до 23.00.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *