Храм Соломенной сторожки

Москва

В ноябре этого года я побывала в изумительном деревянном Храме Николая Чудотворца в Москве.
Этот великолепный памятник символизирует восстановление русской культуры деревянного зодчества. Да, да! Ведь вплоть до 18 века практически все церкви на Руси были бревенчатыми!

Всего в 10 минутах ходьбы от метро Тимирязевская в Москве находится этот Храм, где, оказывается, бурлит кипучая жизнь православная: проводятся регулярные лекции, действует библиотека, осуществляются мероприятия и акции в честь трезвой России, оказывается благотворительная помощь малоимущим и многодетным семьям и многое другое.
В Храме два придела: главный придел освящен в честь святителя Николая Мирликийского, память которого празднуется 19 декабря и 22 мая; малый придел — в честь мученицы Людмилы, княгини Чешской, день памяти — 29 сентября.
Здесь также недавно открылся музей для всех желающих. Только важно предварительно звонить и договариваться с экскурсоводом, чтобы попасть в него.
Богослужения в храме совершаются ежедневно – утром в 8:00, вечером в 17:00. По воскресениям в 16 часов совершаются попеременно акафисты почитаемым святым храма:
святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, мученице Людмиле, княгине Чешской, мч.
млад. Гавриилу Белостоцкому, а также акафист Животворящему Кресту Господню. По
воскресным и праздничным дням — две Божественные Литургии в 7 и в 10 часов утра (кроме
летнего периода: с Праздника Святой Троицы до Успения Пресвятой Богородицы служится одна Божественная Литургия в 8 часов). По четвергам в 19 часов служится молебен о болящих.
Больше всего меня впечатлили деревянные оклады в Храме. Каждое обрамление к иконам имеет уникальный резной рисунок и выполнен мастерски, с любовью. Все иконы излучают необычайный свет и благость.
А с какой заботой и радостью сделаны стенды с фотографиями и рассказами о музее и жизни Храма!
Я с восхищением осмотрела храм снаружи. Меня поразили аккуратные и мягкие формы его, напоминающие настоящий сказочный терем!
Этот деревянный храм был построен в 1916 году в неорусском стиле. Проект храма вместимостью 100 человек в стиле шатровых церквей Вологодского края был разработан
академиком архитектуры Ф.О. Шехтелем, автором многочисленных построек, в том числе
культовых (часовня при лютеранской церкви и церковь Василия Кесарийского, отделка церкви
Пимена Нового, церковь в Иванове-Вознесенске и некоторые другие), удостоенным множества
наград, последняя из которых — орден св. Владимира IV степени за труды военного времени.

Храм Святителя Николая у Соломенной сторожки

Православный храм

Храм Святителя Николая у Соломенной сторожки

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская городская

Благочиние

Всехсвятское благочиние

Архитектор

Ф. О. Шехтель

Первое упоминание

1916 год

Дата основания

1916 год

Строительство

1996—1997 годы

Основные даты

1916 — Строительство по проекту Ф. О. Шехтеля
1960-е — Разрушение
1997 — Воссоздание по проекту А. В. Бормотова,
В. И. Якубени

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм Святи́теля Никола́я у Соло́менной сторо́жки — православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной церкви. Находится в Тимирязевском районе Северного административного округа города Москвы. Деревянный шатровый храм был построен в 1916 году в неорусском стиле по проекту архитектора Фёдора Шехтеля изначально как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки. Являлась первым построенным в России храмом-памятником Первой мировой войны. В советское время церковь была снесена. Воссоздана в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте.

Имеет статус Патриаршего подворья.

История

Храм в 1916 году

Основание

В начале XX века местность, где располагался храм, представляла собой дачный посёлок, через который к селу Петровско-Разумовскому шла дорога. Рядом находились лесные угодья Петровской лесной и земледельческой академии (ныне Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева). Для охраны южной границы леса там стояла сторожевая будка с соломенной крышей — от неё храм и получил своё название.

По соседству с сельскохозяйственной академией размещался летний лагерь Московского гарнизонного батальона. После начала Первой мировой войны здесь стали формироваться воинские части для отправки на фронт. Вскоре воины 675-й Тульской пешей дружины предложили построить на пожертвования летний храм. Главными инициаторами были командир дружины полковник А. А. Мозалевский и В. И. Заглухинский, который жертвовал церкви свои средства и позднее стал её старостой. Деньги на строительство церкви жертвовали как офицеры, так и дачники Петровско-Разумовского. Всего было собрано 3000 рублей. Архитектором храма стал Ф. О. Шехтель.

Строительство храма заняло около месяца. Храм был освящён 20 июля 1916 года епископом Можайским Димитрием. На торжественной церемонии присутствовали Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, генерал-губернатор Москвы, командующий войсками Московского военного округа, командиры ополченческих бригад, офицеры 675-й Тульской дружины и местные жители. Профессор богословия священник И. А. Артоболевский произнёс речь о том, какое значение имеет этот храм.

Московские газеты в 1916 году так писали об этой церкви: «Представляя собой археологическую ценность как собрание редчайших икон, этот храм является в то же время первой в России церковью-памятником переживаемых событий».

Советский период

Церковь у Соломенной сторожки. Рисунок Ф. О. Шехтеля, 1926 год

После Октябрьской революции храм, изначально созданный для нужд дружины, стал приходским. 6 апреля 1922 года из храма было изъято 7 фунтов серебра. Храм оставался действующим сравнительно долго. После закрытия окрестных церквей его приход возрос с 300 до 2000 человек. Фёдор Шехтель, живший неподалёку, часто посещал храм.

В 1920-х годах церковь значилась памятником архитектуры и присутствовала в охранных списках как собрание древних икон. Несмотря на это, техническое состояние церкви постепенно ухудшалось. В середине 1920-х годов архитектор Шехтель обратился к властям с предложением о реконструкции церкви, однако оно было оставлено без внимания.

В церкви служили священники, которые позднее были причислены к лику святых как священномученики: Василий Надеждин, Владимир Амбарцумов, Михаил Шик, Михаил Славский. Василий Надеждин был рукоположён во иерея в храме у Соломенной сторожки в 1921 году и служил там до своего ареста в 1929 году. По просьбе прихожан — профессоров Сельскохозяйственной академии — он занимался духовно-нравственным воспитанием их детей. Василий Надеждин организовал церковный хор, по субботам выступал с проповедями. В 1928 году в церковь пришёл Владимир Амбарцумов, а после ареста Василия Надеждина он стал настоятелем. Вскоре он привлёк к службам Михаила Шика. Они стали проводить службы по очереди. Владимир Амбарцумов и Михаил Шик ушли на покой в 1931 году, не желая признавать митрополита Сергия патриаршим местоблюстителем. В 1932 году настоятелем храма стал Михаил Славский, но на следующий год его арестовали.

В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны. Однако, по свидетельствам старожилов, там ещё некоторое время велись службы и крестили детей. Затем здание церкви было превращено в общежитие. К 1960 году окончательно разрушившееся здание храма было снесено, а на его месте был построен блочный 15-этажный жилой дом для работников милиции (улица Дубки, дом № 4).

Возрождение

22 декабря 1995 года местные верующие бизнесмены обратились к префекту Северного округа Михаилу Дёмину с просьбой восстановить храм. В 1996 году Дёмин рассказал об этой идее настоятелю церкви Знамения в Ховрине Георгию Полозову, и он согласился заняться восстановлением церкви. Для строительства храма префектура отвела 33 сотки земли на окраине парка «Дубки» в 300 метрах от места его первоначального нахождения. 19 ноября 1996 года Правительством Москвы «в связи с многочисленными просьбами граждан» было принято распоряжение о «восстановлении памятника русского деревянного зодчества конца XIX века» (хотя храм построили в начале XX века).

Проект восстановления храма был разработан архитектором А. В. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей. Курировал проект архитектор-реставратор В. И. Якубени, ответственным за строительство был священник Георгий Полозов. На строительство храма было выделено 140 000 долларов. Закладка состоялась 10 декабря 1996 года. Строительство заняло несколько месяцев, и 20 апреля 1997 года храм был освящён.

В ходе строительства не были соблюдены некоторые принципы научной реставрации. По сообщениям прессы, не были проведены все необходимые экспертизы и согласования. Священник Георгий Полозов прокомментировал это так: «Да, я поторопился. Но у меня не было иного выхода, кроме как нарушать инструкции. Иначе бы я никогда его не построил».

Архитектура и оформление

Проект деревянного храма вместимостью 100 человек в стиле шатровых церквей Вологодского края был разработан академиком архитектуры Ф. О. Шехтелем. Архитектор высоко оценивал собственный проект: «По-моему, лучшая из моих построек», — написал на подаренной И. П. Машкову открытке с изображением церкви тяжелобольной Шехтель в 1925 году.

Храм был построен в неорусском стиле. Образцами для архитектурного решения храма стали деревянные шатровые церкви русского Севера XVI—XVIII веков — Успенская в Варзуге, Покрова Божией Матери в Заостровье и Климентовская в Уне. Шехтель практически воссоздал в своём проекте традиционные композиционные приёмы и архитектурные детали прототипов. Исключение составила звонница — на Севере колокольни ставились отдельно от храма. Конструкция храма также отлична от традиционной — она каркасная, а не бревенчатая (поэтому церковь была неотапливаемой). Шатровый храм крестообразный в плане. К нижнему четверику приделаны четыре бочки, образуя крест. Пространство под бочками расширено, благодаря чему храм может вместить большее количество молящихся. Венчает храм высокий шатёр с небольшой главкой.

Боковые помещения храма органично соединяются с центральным пространством. Гармонично вписываются в интерьер малые архитектурные формы: лавки, ограждения клиросов, аналои и подсвечники. В центральной части подвешено большое паникадило. Внутренняя отделка и роспись храма выполнялись по эскизам архитектора в стиле убранства Феропонтова монастыря. Для иконостаса собирались подлинные иконы XVI — XVII веков, наиболее ценные из которых украсили царские врата, представляющие собой точную копию царских врат Феодоровского собора в Царском Селе. Работы по росписи храма производили дети архитектора — выпускники живописного отделения МУЖВЗ Лев Фёдорович и Вера Фёдоровна.

Современный храм построен с использованием подлинных чертежей, но, несмотря на это, имеются некоторые отступления от проекта. В отличие от старого каркасного храма, новый выстроен из бруса. Помещение отапливается в зимнее время. Кровля нового храма покрыта медью. Новый храм стоит не на земле, а на каменном подклете. Имеется подвальный этаж.

Интерьер храма в 1916 году

Вид с запада Вид с востока Фрагмент иконостаса

Престолы и святыни

Главный престол храма освящён в честь святителя Николая. В 2000 году освящён придел Людмилы Чешской — единственный в Москве.

Святыни храма: Тихвинская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона Святителя Николая Явленского, икона преподобного Леонтия Михайловского с частицей мощей и Собор Санаксарских святых с частицами мощей преподобного Феодора, праведного воина Феодора Ушакова, преподобноисповедника Александра.

Приписные храмы

Ночной вид

К церкви святого Николая у Соломенной сторожки приписано два храма. Статус приписных означает, что они организационно подчинены храму святого Николая.

  • Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове — построен в 1997—2005 годах по проекту А. В. Бормотова и В. И. Якубени. В 2012 году выделен в самостоятельный приход.
  • Храм-часовня святого благоверного князя Дмитрия Донского при Первом Московском Кадетском Корпусе — построен в 2001 году.

Деятельность храма

При храме действует воскресная школа для детей от 4 до 15 лет. Есть курсы сестёр милосердия. Проводятся встречи молодёжного клуба и катехизаторские беседы. Имеется православная библиотека. Настоятель храма — протоиерей Владимир Новицкий.

Расположение

Храм святого Николая у Соломенной сторожки расположен по адресу Ивановская улица, дом 3 у южной окраины парка «Дубки». В 400 м восточнее храма находится выход станции метро «Тимирязевская» Серпуховско-Тимирязевской линии. В 200 м к юго-западу от храма расположена остановка «Префектура САО» трамвая № 27, следующего по маршруту метро «Войковская» — метро «Дмитровская».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Михайлов К. П. Поруганная слава. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — С. 264—269. — 400 с. — ISBN 978-5-699-21434-1.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вайнтрауб Л. Р., Карпова М. Б., Скопин В. В. Храмы северного округа. — М.: Старая Басманная, 1997. — С. 126—135. — ISBN 5-8468-0052-1.
  3. Северный округ Москвы / Под ред. Е. Н. Мачульского. — М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. — С. 258. — ISBN 5-80367-005-9.
  4. История храма — Православная религиозная организация Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма святителя Николая Мирликийского у Соломенной сторожки, г. Москвы, Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (рус.) (неопр.) ?. Дата обращения 18 марта 2019.
  5. 1 2 3 4 Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Москва в границах 1917 года. — М.: Книга и бизнес: Кром, 1995. — Т. 3. — С. 461. — ISBN 5-7119-0043-9.
  6. 1 2 Паламарчук П. Г. Москва в границах 1917 года // Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. — Москва: Астраль, 2004. — Т. 3. — С. 102 — 106. — 696 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-07711-X.
  7. 1 2 Елена Лебедева. 150-летию со дня рождения архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. Правоставие.ru (18 сентября 2009). Дата обращения 26 февраля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  8. Памятники усадебной архитектуры. — Москва: Издательство ОКРУ, 1928. — С. 81. — 280 с.
  9. Слово к молодёжи. Православие и мир (19 февраля 2008). Дата обращения 3 апреля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  10. 1 2 Пакибытие храма у Соломенной Сторожки. znamenie-hovrino.ru. Дата обращения 29 мая 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  11. Распоряжение Правительства Москвы Премьера от 19.11.1996 N 1114-РП «О воссоздании храма — часовни Соломенной Сторожки на земельном участке по ул. Дубки, вл. 8 (Северный административный округ)»
  12. Кириченко Е. И. Фёдор Шехтель. — М.: Стройиздат, 1973. — С. 125. — 141 с.
  13. Кириченко Е. И. Ф. О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. — М.: Прогресс-Традиция, 2011. — С. 269. — 360 с. — ISBN 978-5-89826-374-4.
  14. Летопись храма с начала возрождения (недоступная ссылка). Официальный сайт храма Святителя Николая у Соломенной сторожки. Дата обращения 3 апреля 2012. Архивировано 18 апреля 2012 года.
  15. Особо чтимые иконы храма. Официальный сайт храма Святителя Николая у Соломенной сторожки. Дата обращения 3 апреля 2012. Архивировано 1 ноября 2007 года.
  16. Приписные храмы. Официальный сайт храма Святителя Николая у Соломенной сторожки. Дата обращения 29 мая 2012. Архивировано 1 ноября 2007 года.
  17. 1 2 О храме. Официальный сайт храма Святителя Николая у Соломенной сторожки. Дата обращения 3 апреля 2012. Архивировано 18 августа 2004 года.

Литература

  • Вайнтрауб Л. Р., Карпова М. Б., Скопин В. В. Храмы северного округа. — М.: Старая Басманная, 1997. — С. 126—135. — ISBN 5-8468-0052-1.
  • Михайлов К. П. Поруганная слава. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — С. 264—269. — 400 с. — ISBN 978-5-699-21434-1.

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Пакибытие храма у Соломенной Сторожки. znamenie-hovrino.ru. Дата обращения 29 мая 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.

Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На территории России работает большое количество храмов. Одним из популярных является храм Святителя Николая у Соломенной сторожки. Он был основан в далеком 1916 году. Освятили эту церковь в честь Николая Чудотворца. Как и многие другие храмы его во время борьбы с православием сносили. И восстановительные работы смогли восстановится только в 1997 году.

История возведения

В начале 19 века Петровская академия охранялась человеком, жившим в доме с соломенной крышей. Именно от этого и пошло само название современного монастыря. Строительные работы по возведению церкви начались в дачном поселке. Через эту местность многие путешественники проезжали до села Петровско-Разумовское.

Первоначально он представлял собой домик из соломы, который был похож на избу. Конечно в первоначальном виде строение не сохранилось, но несмотря на это она сыграла немаловажную роль в истории. Недалеко от академии находился батальон, который остановился здесь на некоторое время. Когда была объявлена первая мировая война в этих местах было принято подкрепления войска. С этой местности военные уходили на фронт.

Спустя некоторое время было принято решение построить в этой местности храм. На его строительство было собрано достаточно денег. Взносы делали и офицеры, и хозяева ближайших дачных поселков. На строительство церкви ушло почти 30 лет. При строительстве удалось воссоединить многие черты разных подобных святых мест. Единственным отличием была каркасная конструкция и колокольня. Она была построена вместе с церковью.

В середине 30-х годов он был закрыт, а его колокольня разрушена. Только в 1995 году начали проводить строительные работы по восстановлению. Местом для строительства стала крайняя площадь парка «Дубки». Согласно старых образцов церкви был разработан новый план. Спустя несколько лет он был полностью восстановлен.

Сегодня храм св. Николая у Соломенной сторожки может полноценно функционировать. В нем проводятся богослужения. Кроме того, при храме работает музей и воскресная школа. Также при нем открыто сестричество. Многие православные прихожане говорят о том, что в данном храме обитает удивительная атмосфера. Каждый кто зайдет в него выйдет с церкви с легкостью в душе и прозрением в уме.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Расписание богослужений храма у Соломенной сторожки

В храме проходят ежедневные богослужения. В нем находятся следующие святыни:

  • образ св. Николая Явленского,
  • чудотворная икона Тихвинская,
  • образ прп. Леонтия,
  • частицы мощей исповедника Михайловского и многие другие.

Богослужения проходят:

  • По будним дням утренняя Литургия начинается в 8:00 утра и 17:00 вечера.
  • По выходным и праздничным дням Литургия начинается в 7:00 и 10:00 утра.

Более того каждую пятницу здесь проходит Литургия с чтением акафиста мученице Людмиле.

Добраться до храма можно если приехать до станции метро «Тимирязевская». От станции нужно пройти пешком всего 400 метров.
Точный адрес храма город Москва улица Ивановская дом 3.

Господь всегда с Вами!

galik_123

Деревянный шатровый храм был построен в 1916 году как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки. Церковь изначально строилась как первый в России храм-памятник Первой мировой войны. В советское время церковь была снесена и воссоздана в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте — в 300 метрах от старого, на окраине парка «Дубки».
Название этой местности на севере Москвы звучит как-то совсем не по-городскому. Интересна история его возникновения. Оказывается, проезд Соломенной сторожки получил своё название по сторожевому домику, у которого были глинобитные (с соломой) стены. В этом доме жил сторож, который охранял территории первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения — Петровской лесной и земледельческой академии (сейчас — Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева).
1. Здесь и построил Фёдор Иванович Шехтель церковь в неорусском стиле, венчает которую высокий шатёр с небольшой главкой.

В 1925 году на обратной стороне открытки с изображением этой церкви, отправленной исследователю древнерусского зодчества и реставратору И.П. Машкову, архитектор написал: «По-моему, лучшая из моих построек». Такую же открытку он подарил настоятелю церкви В.Ф. Надеждину.

Фото из Википедии
В начале XX века местность, где располагался храм, представляла собой дачный посёлок, через который к селу Петровско-Разумовскому шла дорога. Рядом находились лесные угодья Петровской академии. К сожалению, Соломенная сторожка — небольшой глинобитный дом, напоминавший южнорусскую избу, с четырьмя комнатами и сквозным коридором в центре, не сохранилась, но память о ней осталась в названии проезда и храма.
Соломенная сторожка, в которой проживали сторожа Петровской сельскохозяйственной академии
Родившийся в Соломенной сторожке выдающийся архитектор Константин Мельников в своих воспоминаниях подробно описал сторожку: её окружал глухой забор, во дворе находились дровяной сарай, стойло для лошадей и колодец. Свои воспоминания о Соломенной сторожке в рассказе «Прохор и студенты» оставил и учившийся в 1870-х годах в Петровской академии писатель Владимир Галактионович Короленко.

На фотографии слева направо: сидит известный лесовод Лохвицкий (двоюродный брат поэтессы Миры Лохвицкой и писательницы Н.Теффи, его супруга, кормилица и кухарка семьи, две дочери и студент (судя по форме МСХИ). Семья временно заняла сторожку во время ремонта собственного дома.
В 1905 году из-за частых студенческих волнений Петровско-Разумовское было передано в ведение городской полиции, а в сторожке разместилась квартира пристава. После 1918 года здесь находилось отделение милиции. Дом был разобран в послевоенные годы. В 1955 году перестроенную сторожку снесли и выстроили вскоре новый жилой дом №10 по ул. Вишневского.
По соседству с сельскохозяйственной академией размещался летний лагерь Московского гарнизонного батальона. После начала Первой мировой войны здесь стали формироваться воинские части для отправки на фронт. Вскоре воины 675-й Тульской пешей дружины предложили построить на пожертвования летний храм. Главными инициаторами были командир дружины полковник А.А. Мозалевский и В.И. Заглухипский, который жертвовал церкви свои средства и позднее стал её старостой. Деньги на строительство церкви жертвовали как офицеры, так и дачники Петровско-Разумовского. Всего было собрано 3000 рублей.

Фото 1916 года из Википедии
2. Строительство храма заняло около месяца. Это был небольшой деревянный храм, вмещавший 100 человек, выполненный в стиле шатровых церквей Вологодского края. Шехтель практически воссоздал в своём проекте традиционные композиционные приёмы и архитектурные детали этих церквей. Исключение составила звонница: на Севере колокольни ставились отдельно от храма. Конструкция храма также отлична от традиционной: она каркасная, а не бревенчатая, поэтому церковь была неотапливаемой. Шатровый храм крестообразный в плане, к нижнему четверику приделаны четыре бочки, образуя крест.

Образцами для храма стали деревянные шатровые церкви русского Севера XVI-XVIII веков: Успенская в Варзуге, Покрова Божией Матери в Заостровье и Климентовская в селе Уне.

Успенская церковь XVII века в селе Варзуга, Терский район на юго-востоке Мурманской области

Климентовская церковь в деревне Уна 1501 года постройки сгорела в 1892 году. Рис. из журнала «Нива»
Храм Покрова Божией Матери в Заостровье,1900-1917 год. Открытка с сайта https://pastvu.com/p/245745
Внутренняя отделка и роспись храма выполнялись по эскизам архитектора в стиле убранства Ферапонтова монастыря. Для иконостаса собирались подлинные иконы XVI — XVII веков. Причем наиболее ценные из них украсили царские врата, которые были точной копией царских врат Феодоровского собора в Царском Селе. Роспись храма производили дети архитектора – профессиональные живописцы Лев Фёдорович и Вера Фёдоровна.
Фрагмент иконостаса
3. Храм был освящён 20 июля 1916 года епископом Можайским Димитрием. На торжественной церемонии присутствовали Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, генерал-губернатор Москвы, командующий войсками Московского военного округа, командиры ополченческих бригад, офицеры 675-й Тульской дружины и местные жители. Профессор богословия священник И. А. Артоболевский произнёс речь о том, какое значение имеет этот храм. Московские газеты в 1916 году так писали об этой церкви: «Представляя собой археологическую ценность как собрание редчайших икон, этот храм является в то же время первой в России церковью-памятником переживаемых событий».
4. Фёдор Шехтель, живший неподалёку, часто посещал храм, и его техническое состояние вызывало беспокойство архитектора. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал при своем участии установить постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее. Однако его предложение о реконструкции храма было оставлено без внимания.
5.
6. После Октябрьской революции храм, изначально созданный для нужд дружины, стал приходским. 6 апреля 1922 года из храма было изъято 7 фунтов серебра. Храм оставался действующим сравнительно долго. После закрытия окрестных церквей его приход возрос с 300 до 2000 человек. В 1920-х годах церковь значилась памятником архитектуры и присутствовала в охранных списках как собрание древних икон. Несмотря на это, техническое состояние церкви постепенно ухудшалось.

В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны. Однако, по свидетельствам старожилов, там ещё некоторое время велись службы и крестили детей. Затем здание церкви было превращено в общежитие. К 1960 году окончательно разрушившееся здание храма было снесено, а на его месте был построен блочный 15-этажный жилой дом для работников милиции (улица Дубки, дом № 4).
7. Идея восстановления храма возникла в 1995 году, а 19 ноября 1996 года Правительством Москвы было принято распоряжение о выделении участка и воссоздании памятника русского деревянного зодчества.
8. Проект восстановления храма был разработан архитектором А. В. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей. Курировал проект архитектор-реставратор В. И. Якубени.
9. В 1997 году вновь был освящён деревянный храм, полностью восстановленный по чертежам Федора Осиповича Шехтеля.
10. Воссоздание Никольского храма поблизости от того месте, где он стоял ранее, оказалось благим делом. Сейчас в Никольском храме открыт музей, есть Православное сестричество, Никольское молодежное братство, воскресная школа. И вообще, кипит жизнь и очень доброжелательная атмосфера для всех посещающих это место.
11.
12.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *