Храм спаса Митино расписание

Храм Всемилостивого Спаса (Москва)

Православный храм

Храм Всемилостивого Спаса

Страна

Россия

Город

Москва, ул. Новослободская, д. 58

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Архитектурный стиль

псевдорусский стиль

Автор проекта

И. Т. Владимиров

Дата основания

1889 год

Строительство

1889—1894 годы

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Соборный храм Всемилостивого Спаса — православный храм Московской епархии Русской православной церкви. Единственный сохранившийся храм Скорбященского монастыря Москвы.

История

Закладка состоялась в 1889 году, освящение — в 1894 году. В 1910 году собор обновлялся с промывкой иконостаса и покрытием внутри росписями. Был вновь освящён после обновления 3 октября 1910 года митрополитом Владимиром в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

После закрытия был передан на баланс московского Станкина. В 1970-е годы предполагался снос для строительства корпуса информационно-вычислительного центра. Благодаря вмешательству общественности и личному участию Ильи Глазунова храм удалось отстоять.

В 1995 году церкви было возвращено здание бывших келий Скорбященского монастыря по адресу: улица Новослободская, 58, стр. 5. Настоятелем прихода стал протоиерей Александр Ильяшенко. Там стали совершаться богослужения.

В феврале 2010 года при храме организовано общественное движение для работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей. В храме проходят библейские встречи для молодёжи и взрослых.

16 августа 2019 года в соответствии с распоряжением территориального управления Росимущества в городе Москве собор Всемилостивейшего Спаса возвращён в собственность прихода Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря города Москвы.

Архитектура

Краснокирпичный, пятиглавый храм в русском стиле эпохи Александра III. Архитектор И. Т. Владимиров. После смерти Владимирова достраивал архитектор П. А. Виноградов. Храм внутри богато украшен четырёхъярусным иконостасом и киотами изящной работы.

Престолы:

  • Главный — Всемилостивого Спаса
  • Правый — Божией Матери Скоропослушницы
  • Левый — Двенадцати апостолов.

Примечания

  1. Духовенство храма Всемилостивого Спаса.
  2. В храме Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря проходят Библейские встречи для молодёжи и взрослых.
  3. https://pravoslavie.ru/124955.html
  4. Собор Спаса Всемилостивого в Скорбященском монастыре. Храмы России. Дата обращения 14 марта 2013. Архивировано 16 марта 2013 года.

Храм Всемилостивого Спаса (Нижний Новгород)

Православный храм
Храм Всемилостивого Спаса
Спас на Полтавке
Страна Россия
Город Нижний Новгород, ул. Горького, 177а
Конфессия Православие
Епархия Нижегородская и Арзамасская
Автор проекта Кочетов, Александр Мстиславович
Строительство 1899—1903 годы
Состояние Действующая
Храм Всемилостивого Спаса на Викискладе

Координаты: 56°19′08.46″ с. ш. 44°01′28.47″ в. д. / 56.319018° с. ш. 44.024577° в. д. (G) (O) (Я)

Храм Всеми́лостивого Спа́са — православный храм в Нижнем Новгороде. Заложен в память чудесного спасения семьи императора Александра III 17 октября 1888 года при крушении поезда на Курско-Харьковской Железной дороге. Александр Александрович имел при себе тогда копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса.

Проект храма в древнерусском стиле XVII века выполнен Санкт-Петербургским академиком архитектуры А. М. Кочетовым по типу церкви подмосковного села Останкина. Вместимость — 1700 человек.

Храм трехпридельный:

  • Центр — во имя Всемилостливого Спаса.
  • Правый — святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, святого Николая Мир Ликийских чудотворца и преподобного Серафима Саровского.
  • Левый — святителей Московских Петра и Алексея, преподобного Сергия Радонежского и пророка Осии.

Внутри храма

Строительство

Нижегородское купечество решило выстроить храм в честь Спасителя недалеко от городского острога. В 1888 году был открыт сбор средств, в Комиссию по сбору средств вошли наиболее состоятельные финансисты-промышленники: Н. А. Бугров, Н. Е. Башкиров, А. А. Блинов, А. М. Губин, В. А. Соболев и другие.

В 1897 году был создан Строительный комитет, который возглавил Я. Е. Башкиров. В следующем году среди членов Императорского Санкт-петербургского общества архитекторов был объявлен конкурс на разработку проекта храма для Нижнего Новгорода. Среди проектов 18 наиболее признанных в стране зодчих первой премии удостоился проект А. М. Кочетова.

7 июня 1899 года Преосвященный Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский, заложил первый камень в основание церкви. Храм был заложен спустя девять лет после произошедшей железнодорожной катастрофы в память уже не только о чудесном спасении царской семьи, но и для «увековечения памяти Царя-миротворца, в Бозе почившего Александра III», скончавшегося 20 октября 1894 года.

Спасская (Трудовая) улица. 1911 год. Фото М. П. Дмитриева

Надзирал за строительством академик архитектуры В. П. Цейдлер. 26 августа 1903 года на колокольню храма поднят последний большой колокол, а 12 октября епископ Нижегородский и Арзамасский Назарий, освятил церковь.

В официальном Отчете Строительного Комитета за 1904 год говорится о том, что неизвестным нижегородцем в 1902 году был пожертвован колокол весом в 54 пуда, а все остальные колокола отливались в Ярославле. Согласно описи церковного имущества на колокольне храма до революции звучало 8 колоколов, самый большой из них весил более 2,5 тонн.

Строительство Спасской церкви. Вид от Сенной площади. 1901 год. Фото М. П. Дмитриева

В 1912 году была завершена роспись храма. Живописные росписи выполнены по картонам работ русских художников В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. В. Верещагина, Г. И. Семирадского («Христос у Марфы и Марии»), Ф. А. Бронникова, Н. И. Кошелева, А. Т. Маркова для храма Христа Спасителя в Москве и Киевского Владимирского Собора. Орнаменты выполнены в византийском стиле по эскизам академика А. М. Кочетова. Художественные работы проводились нижегородскими мастерами под руководством А. О. Карелина.

Закрытие и возрождение

После революции храм оставался одним из немногих действующих приходов нагорной части города.

Некоторое время с начала 20-х годов здесь располагалась архиерейская кафедра, возглавляемая тогда митрополитом Сергием (Страгородским) (1924—1934). С 1924 по 1926 год Владыка числился в клире Спасского храма.

Первая попытка ликвидировать церковь была предпринята в 1930 году. Официальным поводом к ликвидации храма являлось сфабрикованное обращение горожан к властям. Но благодаря усилиям настоятеля храма протоиерея Николая Боголюбова и членов Приходского Совета это решение удалось обжаловать и отменить во ВЦИК в Москве, куда члены общины ездили с соответствующим прошением. Тогда лишь часть церковного подвала была занята под склад общества Красный Крест. Также в подвале церкви, по документам 1935 года продолжали жить члены клира и их семьи: священники Петр Сахаровский и новый настоятель протоиерей Николай Виноградов, вдова священника Николая Боголюбова, а также жена осужденного дьякона Д. К. Ободова с пятью детьми. После ареста в 1937 году последних священнослужителей Спасского храма: настоятеля протоиерея Николая Виноградова, протоиерея Петра Сахаровского и протодьякона Николая Савкина — богослужения в церкви прекратились.

Храм был закрыт в 1937 году, помещения использовались как склад швейного предприятия «Весна».

Храм был возвращен верующим весной 1992 года, тогда он был освящен повторно, а чином Великого освящения — в 2003 году. 19 апреля 1992 года в Вербное Воскресенье была отслужена первая Божественная Литургия.

Современным возрождением приход храма обязан деятельному участию Михайловой Марии Сергеевны (15.06.1905 г. — 15.02.1996г). До выхода на пенсию Мария Сергеевна занимала должность зав. кафедры английского языка Горьковского Сельскохозяйственного Института, ей была защищена кандидатская диссертация и написан ряд научных работ. С группой единомышленников Мария Сергеевна собрала и передала властям документы и подписи, требующиеся для открытия храма. Мария Сергеевна являлась постоянной прихожанкой храма, где и была отпета после своей кончины.

Святыни

Вид из ТЦ «Шоколад»

  • чудотворная икона мученицы Параскевы Пятницы, икона Всемилостивейшего Спаса, икона Божией Матери «Знамение»;
  • крест из Иерусалима;
  • частицы мощей преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, преподобных Алексея и Германа Зосимовских, преподобного Зосимы Владимирского, Варлаама чудотворца, святителя Алексия Московского, праведного Феодора Санаксарского, праведного Алексия Бортсурманского.

Клир

До закрытия храма в 1937 году в нём служили:

Нижегородские архиереи:

  • епископ Владимир,
  • епископ Назарий,
  • митрополит Сергий (Страгородский) (с 1943 г. Патриарх Московский и Всея Руси).

Табличка на храме. Освящена 6 сентября 1998 года.

Священнослужители:

  • 1903—1906 — протоиерей Александр Григорьевич Троицкий (настоятель);
  • 1907—1911 — священник Николай Росляков;
  • 1911 — священник Александр Стрельников;
  • с 1916 — священник Владимир Сергиевский, протодиакон Александр;
  • 1926—1935 — протоиерей Николай Боголюбов (отец академиков Николая и Михаила Боголюбовых), священник Иоанн Рунов;
  • 1933—1937 — протоиерей Николай Виноградов (бывший настоятелем после о. Николая Боголюбова), протоиерей Петр Сахаровский, протодиакон Николай Савкин, диакон Дмитрий (Виктор) Обухов.

В наше время

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 декабря 2011.

Со времени возрождения храма в 1991 г. его настоятелем является протоиерей Игорь Пономарев (в настоящее время секретарь Нижегородской епархии). Также в 1990-х и 2000-х гг. в клире состояли иерей Михаил Гущо, иерей Владимир Абрамов, иерей Евгений Гусев (скончался в 2007 г.), иерей Сергий Кутлаков, диакон Владимир Шашков, диакон Димитрий Юсов, прот. Константин Минюхин, прот. Анатолий Мешков и др.

Детская воскресная школа была возрождена в 1997 г.

По субботам действует образовательный лекторий для взрослых.

В 2010 году издательский совет Нижегородской епархии выпустил книгу, составленную историком и краеведом Ольгой Дёгтевой, «Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде».

  1. 1 2 Монастыри и храмы Нижнего Новгорода. — Н. Новгород: Глагол, 2008. — С. 74-77.
  2. Информация об этом размещена внутри самого храма.
  3. Издательский отдел епархии выпустил книгу «Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде»

Ссылки

  • на сайте Нижегородской епархии:
    • Храм Всемилостивейшего Спаса (Спас на Полтавке)
    • Храм во имя Всемилостивейшего Спаса на улице Полтавской

Храмы и Монастыри Нижнего Новгорода
Христианские
Православные
РПЦ
Ниж. р-н

Храм Воскресения Христова (Воскресенская) | Храм Всемилостивейшего Спаса | Храм святых апостолов Петра и Павла (Всесвятская, Петропавловская) | Храм Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц | Храм святого пророка Божия Илии | Собор Архангела Михаила | Храм Рождества Иоанна Предтечи | Храм святителей Московских | Храм преподобного Сергия Радонежского | Храм Собора Пресвятой Богородицы (Рождественская, Строгановская) | Храм Успения Божией Матери (Успенская) | | Благовещенский мужской монастырь | Крестовоздвиженский женский монастырь | Вознесенский Печерский мужской монастырь | Живоносного Источника мужской монастырь †

Кан. р-н
Авт. р-н
Лен. р-н
Сор. р-н

Спасо-Преображенский собор | Храм Всех Святых

Мос. р-н
Сов. р-н
При. р-н
Старообрядческие

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Католические
Протестантские
Мусульманские Нижегородская соборная мечеть
Иудейские Нижегородская синагога
Прочие

>О храме

  • Главный Престол нашего храма освящен во имя Всемилостивого Спаса

    Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице православная Церковь совершает четырнадцатого августа по новому стилю (первого августа по старому стилю).

    Этот праздник был установлен более 850 лет назад в связи со знамениями, полученными от икон Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами.

    Исторические обстоятельства были таковы. В 1164 г. великий князь Андрей отправился в поход против волжских булгар, живших вдоль средней Волги и Камы. Князь Андрей был человеком глубокой веры. В ратном деле он всегда полагался не только и не столько на силу своей дружины, сколько на помощь Божью в правом деле. И в этом походе князь Андрей перед битвой сердечно молился со всем своим войском, испрашивая помощи у Господа и заступления Пресвятой Богородицы. Победа над противником была одержана безусловная, и после неё был отслужен благодарственный молебен. Во время молебна произошло чудо — от иконы Божией Матери стали исходить лучи яркого света, осветившие войско. В память о победе и о происшедшем чуде митрополитом Киевским Константином по ходатайству епископа Ростовского Нестора (+1168) было решено совершать ежегодно первого августа празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Извещение об установлении праздника было послано в Константинополь и здесь выяснилось, что в тот же день — первого августа 1164 г. — византийский император Мануил Комнин (1143-1180) одержал победу над сарацинами и, совершая после битвы благодарственный молебен, видел такое же знамение — лучи света, исходившие от иконы Спасителя. Поэтому праздник стал совершаться не только в Русской, но и в Константинопольской Церкви.

    Смысл празднования в честь Всемилостивого Спаса не просто в воспоминании о давней военной победе и произошедшем чуде. Для православных христиан это в первую очередь исповедание веры в бесконечное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей любви всецело обращен к человеку и хранит его в Своей руке, оказывая Своему творению всяческую милость.

  • Приставной Престол освящён в честь воскрешения праведного Лазаря

    Празднование совершается в Лазареву субботу, то есть в субботу шестой недели Великого поста. (Праздник является подвижным, другими словами его календарная дата зависит от даты Пасхи). В этот день мы совершаем память одного из самых важных и значимых чудес, совершенных Господом Иисусом Христом – воскрешения праведного Лазаря через четыре дня после смерти (Евангелие от Иоанна, 11:1-45).

    Лазарь – один из самых значимых героев Евангелия, притом, что в Новом Завете мы не найдем ни одного слова, произнесенного им, но о нём говорят его сёстры (Марфа и Мария), говорит Сам Христос и с ним связано поразительное чудо, в котором в полной мере проявились Богочеловеческая любовь и сострадание Господа Иисуса.

    Лазарь жил со своими сёстрами в Вифании, небольшом селении, примерно в трех километрах от Иерусалима. Христос часто бывал в доме Лазаря со своими учениками. Из Евангелия мы узнаем, что все члены этой семьи были верными учениками Господа Иисуса, про которых Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иисус любил их. Лазаря же Сам Христос называет Своим другом.

    Незадолго до праздника Пасхи, последнего в земной жизни Спасителя, Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Христу: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен». На это Иисус сказал бывшим радом с Ним: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией». Христос через несколько дней отправился в Вифанию, сказав своим ученикам: «Лазарь, друг наш, умер». Марфа первая встретила Иисуса со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе». На что Спаситель ответил: «Воскреснет брат твой». Вскоре пришла Мария и друзья умершего, и пала она к ногам Иисуса, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Видя их горе, Христос восскорбел в сердце Своём и заплакал об умершем друге и о горе, постигшем его сестер. Когда они вместе подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус велел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему, что уже четыре дня, как Лазарь во гробе, и потому смердит. Христос возвел очи к небу, сотворил молитву и сказал громко: «Лазарь, выйди вон!». И умерший вышел из гробницы, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было обвязано платом. Многие из иудеев, увидев это чудо, уверовали в Иисуса Христа (ср. Ин. 11:1-45).

    Этот евангельский эпизод так много говорит об очень важном в отношениях Бога и человека. Господь всерьёз сопереживает и горюет вместе с Марфой и Марией. Иисус не стесняется Своих слёз, которые видят и ближайшие ученики, и совсем неизвестные Ему люди. Да, земная смерть — не конец, но она — подлинное горе, особенно для остающихся на земле, и Господь разделяет это горе. Он не преуменьшает, не обесценивает его. Смерть действительно – последний враг, по слову апостола Павла, и смерть изначально не должна была вторгаться в жизнь человека, как творения Божьего, которое «хорошо весьма». Но через грех человека смерть вошла в мир, и Христос побеждает ее на Кресте и даёт знамение окончательной победы над ней, воскрешая Своего друга Лазаря.

  • Престол крестильного храма освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы

    Празднование Покрова Пресвятой Богородицы Русская Православная Церковь совершает четырнадцатого октября по новому стилю (первого октября по старому стилю).

    Уже более 850 лет Русская Церковь отмечает праздник Покрова. Он был установлен практически одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу в связи с победой, одержанной святым благоверным князем Андреем Боголюбским (1157-1174) над волжскими булгарами и со знамениями, полученными от икон Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время битвы.

    История же возникновения праздника Покрова уходит еще дальше в глубь веков. Есть разные датировки чудесного события, давшего начало почитанию Покрова, основная же версия на сегодняшний день – 910 год. Константинополь, столица византийского императора Льва VI Философа, был осаждён вражеской армией. И, вполне возможно, что эту армию составляли славяне и викинги, ведомые конунгом Олегом Вещим. Основным убежищем мирных горожан стал знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Пресвятой Богородицы, привезенная из Святой земли, и где жители молились об избавлении от рук язычников. В храме был и несший подвиг юродства святой Андрей, со своим учеником Епифанием. В какой-то момент Андрей увидел, как Сама Дева Мария, Пресвятая Богородица, сопровождаемая многими святыми, среди которых были Иоанн Креститель, апостолы Иаков и Иоанн, «сыны громовы», коленопреклоненно молится перед Господом о спасении жителей Константинополя. После чего Дева Мария подошла к Престолу и еще раз помолившись, сняла со Своей головы покрывало и простерла его над молившимися в знак защиты. Покров в руках Богородицы сиял «паче лучей солнечных». Тогда святой Андрей спросил своего ученика: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюсь», – ответил Епифаний. Так Пресвятая Дева спасла невинных жителей великой христианской столицы от разорения и гибели.

    Характерно и крайне важно, что этот один из самых почитаемых в православном народе праздник «перешагнул» национальные перегородки и стал одним из самых любимых на Руси, от чьих воинов когда-то и защитила Пресвятая Дева молившихся византийских христиан. Сегодня этот праздник есть в календаре и Русской Православной Церкви, и греческой. Мы вместе празднуем Покров, как день, утверждающий нас в вере и непреложном знании о заступничестве Божией Матери, Её милости и неотступном внимании к нашим бедам и тревогам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *