Храм в Брюсовом

Храм Воскресения Словущего на Арбате

Церковь
Воскресения Словущего на Арбате

Страна

Россия

Местоположение

Москва

Адрес

Филипповский пер., 20

Конфессия

православие

Епархия

Московская

Благочиние

Центральное

Придел(ы)

  • Воскресения Словущего
  • Филиппа Апостола
  • Иерусалимской иконы Божией Матери

Основание

2-я пол. XVI века

Строительство

1687—1688 годы

Состояние

действует

Статус

объект культурного наследия России федерального значения и объект культурного наследия России

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771510303710006 (ЕГРОКН)
объект № 7736958000 (БД Викигида)

Храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате (Воскресенская церковь, Филипповская церковь) — православный храм в историческом центре Москвы. Относится к Центральному благочинию Московской городской епархии. При храме действует подворье Иерусалимского Патриархата в Москве. Посвящён празднику Воскресения словущего.

История

Храм воскресения Словущего на Арбате, 1881 год. (фото Николая Найденова)

Первоначально храм назывался «Церковь во имя святого апостола Филиппа», в память о Митрополите Филиппе, загородный дом которого находился возле сего храма. Также есть версия, что церковь был основана самим Филиппом, однако в ружных книгах записей о храме нет, вероятно, из-за того, что после польского нашествия он был восстановлен так поздно, что свидетельств об этом не осталось. Основание храма связано с именем святителя Филиппа, митрополита Московского. Ныне существующий храм построен стольником Иваном Косьминым и освящен в 1688 г. во имя апостола Филиппа.

В 1812 году храм был разграблен французами и сильно пострадал от Великого московского пожара. После чего, два с половиной года в храме не совершались богослужения. В 1815 году храм был восстановлен, однако собственного прихода уже не имел, был приписан к ныне снесённому храму свт. Тихона Амафунтского на Арбатской площади. После учреждения подворья Иерусалимского патриархата в 1818 году храм отдан ему; а в 1819 главный престол храма был переосвящён в честь праздника Воскресения Словущего. С конца XIX в. по многочисленным просьбам московской греческой диаспоры субботние литургии традиционно совершались на греческом языке.

В 1917 году Иерусалимское подворье было упразднено, но церковь и в годы советской власти не закрывалась. В 1930-е годы в нём служил известный протодиакон Михаил Холмогоров.

С 1989 года храм Воскресения Словущего вновь стал именоваться храмом Иерусалимского подворья.

Архитектура

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

> Настоятели

  • Никодим (Цинцонис) (1877—1883)
  • Феофилакт (Георгиадис) (1989—2001)
  • Феофил (Яннопулос) (2001—2003)
  • Стефан (Диспиракис) (с 2003)

Духовенство

  • Архимандрит Стефан (Диспиракис), настоятель храма.
  • Протоиерей Михаил Крутинь.
  • Протоиерей Алексей Дубровский.
  • Протоиерей Владимир Гулин.
  • Протодиакон Дмитрий Грибов.

> Примечания

  1. Официальный сайт храма Воскресения Словущего на Арбате.
  2. Духовенство.

Ссылки

  • Официальный сайт храма Воскресения Словущего на Арбате
  • Храм Воскресения Словущего на Арбате на сайте «Храмы России»

Церковь Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате – Иерусалимское подворье в Москве


Уже во второй половине XVI века на Иконной улице, названной по находившейся здесь Изографской конторе и слободе иконописцев, стояла деревянная церковь святого апостола Филиппа. Храм был возведен по инициативе митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычёва) во имя его небесного покровителя. Здесь же находилось подворье митрополита. Позднее переулок получил название по церкви – Филипповский. В 1657 году церковь была еще деревянной, а в 1688 г. была перестроена уже в камне стольником царя Алексея Михайловича Иваном Косьминым.
В Отечественную войну 1812 года церковь была разграблена французами и сильно пострадала во время пожара в Москве. Обветшавший храм предполагалось упразднить. Однако после сильнейшего пожара в 1808 году в храме Гроба Господня в Иерусалиме почти полностью уничтожившего великую святыню, патриарх Иерусалимский Поликарп обратился за помощью в восстановлении храма к другим Православным Церквям. В 1817 году он просил Императора России Александра I открыть подворье Иерусалимского Патриархата в Москве, где могли бы останавливаться монахи для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего храма. Подворье было открыто в 1818 году при церкви апостола Филиппа в тихом арбатском переулке. Патриарх Иерусалимский прислал в дар подворью часть Древа Животворящего Креста Господня и десницу великомученика Евстафия Плакиды. Эти святыни и доныне хранятся в храме.

По окончанию ремонтно-строительных работ главный престол был переосвящен в честь праздника Воскресения Словущего, посвященного воспоминанию обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а северный Никольский придел — в честь святого апостола Филиппа. В 1848-1852 годах был возведен южный придел во имя святителя Николая и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

Храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате. 1881 г. Фото Николая Найденова
Примечательно, что большинство московских Воскресенских храмов освящены именно в память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году при святом равноапостольном Константине Великом, а не Пасхи Христовой. По православным представлениям, Храм Воскресения Господня в Иерусалиме, входящий в комплекс храма Гроба Господня, воздвигнутый на месте исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христова невоспроизводим в своей уникальности, в том числе – в названии. Поэтому Воскресенские церкви на Руси строились во имя Воскресения Словущего (от глагола «слыть» – быть известным). Праздник в честь этого события отмечается 26 сентября по новому стилю (13 сентября по старому стилю), накануне праздника Воздвижения Креста Господня 27 сентября.
Патриархи Иерусалимские посылали в дар своей русской пастве святыни: частицы мощей апостола Иакова, брата Господня, первого иерарха Иерусалимского, священномученика Харалампия, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученицы Варвары и великомученика Галактиона, мученика Трифона, святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, великомученика Никиты, великомученицы Параскевы Пятницы, бессребреника и чудотворца Космы и преподобного Алипия столпника. Для этих святых даров устроен позолоченный ковчег, в котором они находятся и сейчас.
В 1918 году Иерусалимское подворье было упразднено, но церковь и в годы советской власти не закрывалась для прихожан. 19 ноября 1989 года храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) вновь стал подворьем Иерусалимского патриархата. В 1959 году Филипповский переулок был переименован в честь писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, который в 1849—1851 годах снимал там квартиру в доме № 9. В 1993 году восстановлено прежнее название – Филипповский переулок.
В 1943-1951 годах в штате храма Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате состоял известный протодиакон Михаил (Холмогоров) – обладатель уникального по красоте баса. Его сравнивали с Шаляпиным, причем многие знатоки отдавали предпочтение голосу отца Михаила. Когда Холмогоров служил в храме великомученика Никиты на Старой Басманной, то со всего города туда съезжались знатоки и любители церковного пения, чтобы послушать его голос. Михаилу Кузьмичу неоднократно предлагали петь в опере, что сулило славу, известность и деньги, но он отказался. Художник Павел Корин писал Холмогорова для своей неоконченной и самой знаменитой картины «Реквием, или Русь уходящая», где протодиакон изображен в центре, перед патриархами, с раскачивающимся кадилом в руке.

П.Д. Корин. «Реквием, или Русь уходящая». 1935 г.

Протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870-1951)
Запись голоса Михаила Холмогорова не сохранилась, но есть замечательное описание впечатления от его голоса на торжественной интронизации Патриарха Алексия (Симанского) 4 февраля 1945 года в Богоявленском (Елоховском) соборе, оставленное молодым тогда иподиаконом К.В. Нечаевым (митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим).
«Нашему Патриарху возглашал многолетие престарелый и немощный старейший московский протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров. собор затих. А затем вдруг наполнила его мягкая сила. Именно сила. Казалось, что-то мягкое, звучное, глубокое, плотное, обильное непреодолимо заливает собор доверху. От купола до дальнего угла ризницы. Это был осязаемый звук. Он лился, переполняя собой все, звучал в каждой частице пространства, это было более чем орган или оркестр, потому что этот звук был живым и органичным. Он присутствовал во всем и всюду. Казалось, он шел ниоткуда, но был во всем и все наполнял собой. Это был «Михал Кузьмич». Это была его лебединая песнь, последний и полный дар его старческих сил новому Патриарху Московскому и всея Руси. Минутой позже он опустился в изнеможении на скамью в уголке ризницы».

Древние церкви привлекают внимание не столько своей архитектурой, как особой духовной атмосферой присутствия Божия в святом месте.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке — древняя православная церковь Московской епархии, известная более, как Воскресенская или Воскресения Словущего на Успенском вражке.

История постройки

Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.

Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.

Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.

Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.

Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.

В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.

Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.

Богослужение в Московском храме Воскресения Словущего

К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:

  • Елисеевский;
  • Мученицы Параскевы;
  • Никольский.

Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.

В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.

Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.

В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.

Период разрушений

Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.

Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.

На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.

Внутри Воскресенского храма

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

Святыни

Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.

Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:

  • зависимости от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
  • потери веры и уверенности в жизни;
  • разладов в семье;
  • исцеления от неизлечимых болезней.

Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.

Чудотворная икона святителя Спиридона Тримифунтского

Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.

Как добраться

Найти храм Воскресения Словущего можно по адресу: Москва, Брюсов переулок, д.15/2.

Быстрее всего добраться до святыни можно на метро, доехав до станций «Охотный ряд», «Тверская», «Пушкинская», откуда за несколько минут можно дойти пешком.

По вопросам крещения, венчания, отпевания и другим ежедневно принимает консультант с 12.00 до 18.00. Расписание богослужений, которые проводятся каждый день, следует уточнять на церковном сайте или по телефону.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый православный храм несет в себе особую ауру и ценность для общества. Внимания заслуживает небольшой, но достаточно уютный храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Несмотря на свои небольшие размеры он прекрасно смотрится среди всей архитектуры большой столицы.

История возведения

Церковь существует с середины 16 века. Его работа до того времени не прекращалась. Но такой вид как он имеет сегодня это не первоначальный. Сначала храм был возведен из деревянного материала, но так как он не прочный, то спустя некоторое время он сгорел. После чего его пришлось восстанавливать и заново отстраивать.

Строительные работы по восстановлению храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке были окончены в 1634 году. Здание было очень похожее на предыдущие, но все же некоторые видоизменения были. Позже в 19 веке его снова перестраивали и уже на этот раз была возведена двухъярусная колокольня и трапезная. Вместе с каждой перестройкой немного менялся и общий вид постройки и сегодня он в себе содержит максимальные черты классицизма.

В советский период гонений на удивление многих православных людей храм работал не переставая. Его не закрыли. И это при том что в те времена многие церкви были просто уничтожены методом взрыва. Некоторые историки считают, что храм остался нетронутым благодаря тому, что находился в районе с особым статусом. Но как было на самом деле к сожалению, сегодня не известно.

Главное, что он сохранился до нашего времени и на этом намоленном месте православные христиане имеют возможность, поклонится перед ликами чудотворных святых, которых в храме не мало.

Расписание богослужений храма Словущего в Брюсовом переулке

Как уже упоминалось выше святыня продолжает работать и сегодня. Несмотря на то, что она имеет совсем небольшие размеры она привлекает немало прихожан. Справедливости ради нужно отметить, что об этом храме знают многие православные верующие даже за пределами столицы.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Прежде всего это благодаря тому, что в церкви находится чудотворная икона Богоматери «Взыскание погибших». Также здесь можно поклониться и произнести молитвенные прошения перед святым образом Спиридона Тримифунтского. К этим образам обращаются в самых трудных минутах в жизни.

Как говорят очевидцы иконы творят настоящие чудеса, помогая людям даже в, казалось бы, безвыходных проблем. Сюда все больше приходит тех людей, которым просто не от кого ждать поддержки и понимания.

В храме Вознесения Словущего в Брюсовом переулке проходят ежедневно богослужения. А именно:

  • По будним дням с понедельника по пятницу Литургии читаются в 8:30 утра, а вечерние в 18:00.
  • По выходным и праздничным дням в 7:30 утра и 17:00 вечера.

Более детальное расписание можно узнать в самом храме.

Чтобы попасть в храм нужно добраться к центру города Москва.
Для этого нужно ехать на метро до станции «Охотный ряд». А потом нужно пешком прогуляться до переулка Брюсова 15-2.

Господь всегда с Вами!

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке: описание, история и расписание богослужений

В Брюсовом переулке – одном из уютных уголков Старой Москвы — находится церковь, носящая удивительное название, смысл которого понятен далеко не всем — Воскресение Словущего. Тем не менее объясняется оно весьма просто: именно так на церковно-славянском языке звучит выражение «Славящаяся Воскресной». Посвящена она великому событию в истории христианства – освящению равноапостольными Анной и Константином Иерусалимского храма Воскресения Христова, состоявшемуся в 325 году на месте крестных мук Спасителя. Обратимся мысленно к ее истории.

Деревянная предшественница нынешнего храма

Первое упоминание об этом храме относится к середине XVI века. В то время он представлял собой небольшую деревянную церковку, освященную в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова, и построенную на Успенском Вражке – так назывался овраг, вблизи которого еще с незапамятных времен стоял храм Успения Пресвятой Богородицы. Ее изображение можно увидеть на Петровом плане Москвы, датированном 1596-1598 гг.

Деревянная церковь — предшественница нынешнего храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, — простояла до 1629 года, после чего закончила свою жизнь в огне большого московского пожара – традиционного бедствия тех давних времен. Вместе с ней сгорели и все остальные находившиеся в этом районе постройки, включая дома горожан.

Возведение каменной церкви

Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.

Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».

Церковь, прославляющая великий праздник

По поводу названия церкви, построенной в Брюсовом переулке, о котором уже шла речь выше, добавим одну подробность. Дело в том, что в связи с важностью освящения в 325 году храма, возведенного в Иерусалиме на месте Воскресения Христова, только он получил право именоваться этим событием. Остальные же все (в том числе и наш московский), именуются лишь «Словущими», то есть «прославляющими». Кроме того, важно отметить, что все они посвящены не самому этому важнейшему событию, а лишь празднику, отмечаемому в его честь.

В годы богоборческого режима

Московским старожилам известно, что в течение всех десятилетий тотального атеизма, ставшего за годы советской власти важным аспектом государственной политики, и связанной с ним антирелигиозной борьбы церковь Воскресения Словущего входила в число тех немногих храмов, что не прекращали свою деятельность. Не менялось в Брюсовом переулке и расписание богослужений, поскольку весь их годовой и суточный цикл совершался в соответствии с церковными канонами.

У многих вызывает удивление, что в столице коммунистического государства, буквально в двух шагах от Кремля, где заседало его правительство, все эти годы действовала церковь, которая, в соответствии с пропагандистскими клише того времени, являлась не чем иным, как «очагом мракобесия». Невольно возникает вопрос: что сберегло от разрушения храм в Брюсовом переулке, когда многие московские святыни были варварски взорваны или переоборудованы для хозяйственных нужд?

Чье заступничество спасло храм?

Этому из ряда вон выходящему для тех лет факту едва ли найдется какое-то однозначное объяснение. Чаще всего его связывают с тем, что в Брюсовом переулке традиционно селились многие выдающиеся деятели советской науки, культуры и искусства, большинство которых лояльно относились к религии. Именно их заступничество и помогло сберечь от разрушения этот выдающийся памятник русского храмового зодчества.

Есть основания полагать, что особая заслуга в этом благородном деле принадлежит выдающемуся отечественному режиссеру и актеру – К. С. Станиславскому, который также проживал долгие годы недалеко от храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (портрет приведен выше). Его авторитет в правительственных кругах был столь велик, что нередко влиял на решение самых важных вопросов. Но таково мнение историков города, основная же масса верующих видит в сохранении храма заступничество Небесных Сил.

Умолкшие, и вновь ожившие колокола

Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке. Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы. По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.

Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.

Святыни храма

Как и большинство российских храмов, церковь Воскресения Словущего имеет свои уникальные святыни, слава которых разошлась по всему православному миру. Прежде всего, это чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского, во дни своей земной жизни (270-348) прославившегося благотворительной деятельностью.

После причисления к лику святых, состоявшегося через два века после его блаженной кончины, он традиционно считается покровителем всех бедных и обездоленных. Существует поверье, что адресованные к нему молитвы помогают снискать заступничество Божьей Матери и обрести душевные силы во всех жизненных испытаниях.

Еще одной храмовой святыней является богородичная икона «Взыскание погибших», написанная в XVIII веке и получившая известность многими явленными через нее чудесами. В старинных церковных книгах имеется немало записей, свидетельствующих об исцелениях больных, совершившихся по вознесенным перед ней молитвам. Благодаря этим чудесам храм в Брюсовом переулке на протяжении многих веков являлся местом массового паломничества не только москвичей, но и богомольцев, приезжавших из самых отдаленных районов страны.

Архитектурные особенности храма

Здание церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в основе конструкции которой лежит безстолпный одноглавый четверик, представляет собой постройку, весьма типичную для храмовой архитектуры XVII века. Характерной особенностью ее стен являются закомары – венчающие их полукруглые декоративные завершения. Общий стиль эпохи дополняют вертикальные выступы стен − угловые пилястры, украшенные полуколоннами.

О том, что возводил здание опытный и незаурядный мастер (имя которого осталось неизвестным), свидетельствуют многие детали архитектурного убранства. Невольно привлекают к себе взгляд скромные, но при этом, весьма искусно выполненные наличники окон, идущий по профилю здания карниз, барабанчик главы и многие другие элементы оформления храма в Брюсовом переулке.

Расписание богослужений

В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.

Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным. Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя. В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *