Икона для Ольги

Содержание

Княгиня Ольга, вдова князя Игоря Рюриковича, фактически правила Русью на протяжении 15 лет от имени своего малолетнего сына, что в истории тех времен было редчайшим исключением, ведь женщины никогда не допускались к государственным делам. Однако княгиня Ольга проявила такую твердость, отомстив древлянам за убийство своего мужа, что дружина князя признала ее. Мудрое правление княгини Ольги привело к укреплению государства и заложило основу для будущего крещения Руси.

История иконы

Сама Ольга приняла христианство во время своего визита в Константинополь и была крещена под именем Елены, однако причислена она к лику святых под своим собственным именем. Сегодня икона равноапостольной княгини Ольги есть во многих храмах.

Заслуга княгини Ольги заключается еще и в том, что она воспитала будущего крестителя Руси – внука князя Владимира, не навязывая ему свою веру, но закладывая в его душу представление о Боге. И когда перед Владимиром встал исторический выбор, какую религию принять вместо язычества, это воспитание сыграло важную роль.

Именно при Ольге началось строительство каменных храмов, поэтому на иконе равноапостольной Ольги она всегда изображается с крестом в одной руке и миниатюрным храмом в другой.

Значение иконы «Святая Ольга»

Вознося молитву перед иконой равноапостольной княгини Ольги, мы обращаемся к ней как к духовной матери Руси. Именно в этом заключается огромное значение праведных трудов этой княгини, сыгравшей, возможно, ключевую роль в принятии христианства Русью во времена ее внука, князя Владимира. Это значение подчеркивает и чин, в котором они оба были канонизированы и приравнены к апостолам, распространявшим Веру Христову по всему миру. Нередко в храмах можно увидеть икону «Владимир и Ольга», где они изображены вместе.

Не случайно при крещении ей было дано имя Елена – святой, благодаря которой христиане обрели Животворящий Крест. Но служение святой Ольги Господу было не менее значимым, ведь она способствовала распространению христианства и духовному просвещению целого государства. И поныне икона «Святая княгиня Ольга» напоминает нам о подвиге этой мудрой правительницы и смелой женщины, отважившейся принять святое крещение, когда весь ее народ еще погряз в язычестве.

Приняв Истинную Веру, княгиня Ольга проявляла христианскую заботу о сирых и убогих, прославилась своим милосердием и мудростью, которые озаряют лик на иконе княгини Ольги.

В чем помогает икона княгини Ольги

Всем девочкам, кому дано при рождении имя Ольга, необходимо иметь дома икону «Святая Ольга», которая станет их небесной покровительницей и заступницей. Молитву к образу лучше всего записать и всегда носить с собой, чтобы в любой момент можно было обратиться за защитой к своей святой.

Будучи одной из главных православных святынь, икона «Святая равноапостольная княгиня Ольга» помогает в укреплении стойкости в вере, обретении житейской мудрости и справедливости в решении конфликтных ситуаций.

Молитва к ней поможет охранить свою семью и детей от невзгод и бед, предотвратить проникновение зла в дом. Молитва к ней смиряет отчаяние от потери близкого человека, умиротворяет душу.

День празднования 11 (24) июля.

Молитва перед образом

Святая равноапостольная княгиня Ольга! К твоей помощи прибегаем в своем смирении покорном. Защитница всего рода людского, утолительница печалей и скорбей наших. Не оставь нас в часы горестей и сомнений, укрой нас своей защитой да отринь от нас уныние. Заступись за чад наших, дабы не знали бед они и не свернули с пути истинного, Божьим светом озаренного. Укрепи волю нашу да веру праведную. Надели мудростью поступать по чести и справедливости, прощая недругов наших. Аминь.

Икона Святой Ольги

«Истоком Православия» называют русские православные верующие святую равноапостольную княжну, святой лик которой с шестнадцатого столетия является одним из самых любимых образов на Русской Земле. Княгиня, а также её внук равноапостольный князь Владимир, который принятием Христианского вероисповедания и распространением его на Днепровские берега избавил Русь от мрака идолопоклонства, и продолжая дело друг друга, княгиня и Владимир являются в развитии Киевской Руси олицетворением материнского и отцовского божественного истока.


Забота о духовном просвещении народа
Видя, как становилась и развивалась могущественная в то время Византия, она ясно поняла, чтобы государство процветало нужно не только заботится государственном экономическом развитии и военном могущества. Ольга понимала, что только единство в духовном аспекте жития сможет объединить весь народ государства и явить собой твердую почву для появления народности. Всевышний указал ей верное решение, и, поручив заботу о Киевской Руси своему почти взрослому отпрыску, княгиня, возглавив многочисленный флот поплыла в Царьград, для того, чтобы своими глазами увидеть мирские блага, ставшие результатом веры, и вместе с тем завязать дипломатические отношения и показать военную силу.
Духовное рождение во святой купели
В Византии княжна поразилась огромному количеству церквей и красоте проводившихся в них служб. Она восхищенно внимала хоровому пению и узнавала для себя новые термины – покаяние, богослужение, крест и святой лик. Преподобную крестил патриарх Константинопольский Феофилакт, и в момент проведение такого таинства Ольгиным крестным отцом стал сам правитель Византии Константин Багрянородный. После проведения обряда княжна получила имя Елена, так звали праведную мать царя Константина Великого, которая обрела Живительный Крест Всевышнего и занималась продвижением христианской веры в Римской империи. И взяв пример с нее, окрещенная Праведница, после прибытия в Киевскую Русь, начала проповедовать христианство на своей земли.


Христианские труды в Киевской Руси
На Родину Святая привезла довольно много святых образов и церковных книг. Также с ней в Киевскую Русь прибыли и христианские богослужители, которым отводилась роль крещения жителей Киева, которые поклонялись в те времена божествам. По приказу княгине в столице Руси на месте захоронения первого православного верующего княжеского рода Аскольда построили собор Святого Николая, в который поместили подаренный императором Константином святой лик. Преподобная очень много сделала и для восхваления киевлянами Животворящей Троицы. Согласно одной легенде, которая гласит, что вблизи своей родной деревни на брегах речки Великой она увидела три направленных с небес солнечных луча и сразу ж приказала, воздвигнуть в этом месте собор во имя Святой Троицы и предсказала, что спустя время будет здесь великий торговый город. Ольга поставила Господний крест и воздвигла собор, который и положил начала строительства города Пскова. В центре же Киеве Святая княгиня воздвигла собор Преподобной Софии, который посвятили в 960 году. Основной его реликвией стал считаться крест, который привезла Ольга из Византии, после своего крещения. Создан был этот крест из Живительного Дерева Господа, и принес он много чудодейственных избавлений.


Душевная печаль княгини
Но не судилось ещё Киевскому государству освободится от темного идолопоклонства и просветится лучом христианства. Согласно летописям, было на Руси множество изрядно государственных мужей и воевод, которые не признавали истинную веру, и их числе и был князь Святослав, подросший и возмужавший к тем годам отрок. Как ни пыталась княгиня склонить к христианству, как ни просила пройти таинство крещение, Святослав все равно не соглашался. Но при этом он не запрещал своим подданным принимать христианство и иным не разрешал над ними гнушаться. Спустя время к Святославу перешло все управление государством, а Преподобная полностью посвятила свою жизнь Всевышнему и благотворительным делам. Государству она уделяла время только тогда, когда сын отправлялся в военные походы.
Канонизация и общецерковное почитание
В середине пятнадцатого века «начальницу истинной веры на Русской земле» в церкви причислили к лику святым. И в этом же году подтвердили её всенародное восхваление. С того времени и берет начало создание икон Святой. Необходимо отметить, что за все становление православия в число женщин, которые были причисленные к образу святых, вошла и Пресвятая Ольга. Святой образ, суть которого содержится в самом изображении, являет собой праведницу Господнею, которая в правой руке держит крест, обозначает веру, а в левой находится образ церкви, символизирующий её проповедническую деятельность и обращение своего народа в православие, которые поклонялись языческим божествам. Такие же атрибуты изображаются и на святых образах других праведников, к примеру, святой княжной Тамары.


Иконы, почитаемые и любимые
Преподобную княгиню почитают как духовную матерь всех славянских людей, потому что именно она положила начало распространения христианства на русской земле. Большое количество церквей, были построены в память об Святой Ольги. Такие храмы на протяжении многих лет посещают верующие, чтобы помолится перед святым ликом Пресвятой Ольги. И в наше время не прекращается поток верующих, которые хотят преклониться к ее образу. Наибольшим благоговением пользуется, к примеру, лик равноапостольной княгине в столице России в придомовом соборе, расположенным в Туристическом центре Столичного Патриархата он же и является самым высоким собором Москвы. Этот храм находится на самом верхнем этаже пятнадцатиэтажного отеля «Университетский», который каждый день посещают тысячи православных верующих, приезжающих со всех уголков России. Также большим почитанием славится и святой лик княгине в Петербурге, находящимся в воздвигнутым во имя ее храме, расположенный в городе Стрельне. Данная святыня, построенная в Михайловском сквере, который раскинулся на берегах Финского залива, сюда постоянно приезжают великое множество верующих. И многим западает в душу святой лик, на котором она изображается держащей крест, подаренным ей царьградским монахом. Этот образ и является иконой Преподобной.


О чем молятся перед этим образом?
Считается, что молитвенное прошение пред святым образом святой Ольги может даровать людям премудрость в жизненных ситуациях и посылает им Свою Божью милость, в таком количестве, которое необходимо всякому из обратившихся в его жизни наполненной тревогами и соблазнами. Еще Святой Праведнице возносят мольбы об усилении России, о покровительстве и смягчении сердец. Существуют свидетельства о случаях, когда с помощью святого лика Преподобной избавлялись от психологических недугов. В каких случаях может помочь икона Святой? Верным ответом считается то, что такая мольбами может помочь практически во всех случаях, при условии, что ваше прошение идет из самого сердца и произносится искренне.

> Святая равноапостольная Ольга: правление, почитание, молитвы

Когда празднуется память святой равноапостольной великой княгини Ольги

Память святой равноапостольной великой княгини Ольги (в крещении Елены) православные христиане празднуют 24 июля по новому стилю (11 июля по старому стилю).

Когда правила великая княгиня Ольга

Годы жизни святой равноапостольной великой княгини Ольги: 890-969. Великая княгиня вступила на престол Древнерусского государства после того, как погиб ее супруг — великий князь Киевский Игорь Рюрикович. Правила она семнадцать лет — с 945 по 962 годы. У Ольги был сын — великий князь Святослав Игоревич.

Происхождение великой княгини Ольги

Мы читаем о великой княгине Ольге в «Повести временных лет». Великий князь Киевский Игорь Рюрикович взял себе в жены невесту из Пскова. Происходила она из рода Изборских князей. Это была одна из забытых древнерусских княжеских династий. Летопись пишет: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Ольга была варяжского происхождения, и имя ее звучало на варяжский манер — Хельга. Русские люди переделали его в Ольга, или Вольга.

Правление великой княгини Ольги до принятия христианства

Материал по теме

Княгиня Ольга. История преображения

Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник.

В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее супруга — великого князя Киевского Игоря. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, и даже закапывали их живьем.

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты — финансово-административные и судебные центры — были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

После принятия святого Крещения Ольга повелела строить по погостам храмы. Уже при святом Владимире погост и храм воспринимались как единое целое. Сейчас «погост» значит «кладбище», но это более позднее значение слова.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены; ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Крещение великой княгини Ольги

Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Интересно, что после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

Как говорит «Повесть временных лет», Ольга крестилась в 957 году в столице Византии — Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев сыну Святославу, который к тому времени подрос и мог управлять государством. В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню лично: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Существуют и другие версии, кто, когда и при каких политических обстоятельствах крестил великую княгиню Ольгу. Одно известно точно — произошло это в столице Византии. В Киев правительница вернулась уже христианкой.

Смерть, почитание и прославление великой княгини Ольги

Материал по теме

Как я судила княгиню Ольгу

«Прошу всех встать. Суд идет», – повторила я слова, которые слышала во всех судебных программах по телевизору. Дальше – все как в настоящем суде. Судили княгиню Ольгу. Прокурор объявил, в чем обвиняется подсудимая (речь шла, естественно, о мести древлянам за убийство мужа), и начались прения сторон…

После святого Крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет. Она умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Внук великой княгини — святой равноапостольный Владимир, креститель земли Русской, перенес ее мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный храм Древнерусского государства

Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю).

В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.

Иконография святой равноапостольной великой княгини Ольги

Иконография великой княгини Ольги — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и князь Владимир, крестивший Русь; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга.

Равноапостольную Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма.

Еще один традиционный образ святой Ольги — вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Молитва вдовы о защите, о помощи, о приосвещении и умягчении обидчиков, составленная святой равноапостольной великой княгиней Ольгой

О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: бо жажду источника спасения.

Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси.

Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежу душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творит волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей. Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи. Якоже и от мене древле учюженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род, и в роды, и вовеки.

Молитвы святой равноапостольной великой княгине Ольге

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами, вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Величание святой равноапостольной Ольге, во святом крещении Елене

Величаем тя, святая равноапостольная княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую, и свет веры православныя народу своему предвозвестившую.

Тропарь святой равноапостольной Ольге, во святом крещении Елене

Крилами Богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимая твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси: древа животнаго наслаждающися, нетленна вовеки пребываеши, Ольго приснославная.

Церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Михайловской усадьбе

Материал по теме

Святая княгиня Ольга. Моменты истории

Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги расположен в пригороде Санкт-Петербурга, в Михайловской усадьбе, недалеко от Стрельны.

Исторически усадьба была собственностью Великого князя Михаила, младшего сына Николая I. Это был целый комплекс зданий с домовой церковью в центре. Ее по желанию князя освятили в честь святой покровительницы его жены — Ольги Феодоровны, урожденной Цецилии-Августы, принцессы Баденской. По традиции, отчество Феодоровна давали всем немецким принцессам, принявшим православие, — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Церковь в русском стиле в 1864 году спроектировал петербургский архитектор Давид Гримм. С трех сторон к храму примыкала открытая галерея, окруженная восемнадцатью колоннами. Венчал церковь купол из красной меди. Роспись стен, к сожалению, до наших дней не сохранилась.

Последний владелец Михайловской усадьбы — великий князь Сергей Михайлович Романов — был расстрелян в 1918 году вместе со святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной. Произошло это в Алапаевске, на старой заброшенной шахте — именно туда палачи сбросили тела мучеников.

В советские годы усадебные постройки использовали для самых разных нужд. С 1918 года церковь принадлежала детскому дому «Красные Зори», в ней хранили семена. Во время Великой Отечественной войны Михайловка была в оккупации — в зданиях усадьбы размещался немецкий госпиталь. После победы церковь стала продовольственным магазином. В 1968 году она сильно пострадала от пожара, затем год от года разрушалась. К 90-м годам от некогда величественного храма остались только стены с дверными и оконными проемами.

Возрождение храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Михайловской усадьбе началось в 1998 году. Первую после долгих лет забвения Литургию здесь отслужили в 2002-ом.

Современный адрес храма: Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, корп. 5.

Орден святой равноапостольной княгини Ольги

Орден святой равноапостольной княгини Ольги — женский. В 1988 году его учредил Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод Русской Православной Церкви — в честь 1000-летия крещения Руси. Если считать по времени учреждения, этот орден — третий в Русской Церкви.

Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые так или иначе служат Церкви и делу христианского просвещения.

Памятник великой княгине Ольге в Киеве

Памятников святой равноапостольной великой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных — в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре — княгиня Ольга, по правую сторону от нее — апостол Андрей Первозванный, по левую — святые Кирилл и Мефодий, просветители славянского народа.

Открыли памятник больше ста лет назад — в 1911 году. Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» — по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади. Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.

Городские власти организовали конкурс на памятник великой княгине Ольге. Победила работа скульптора Ф.П. Балавенского, но после долгих споров жюри выбрало для монумента других авторов — скульпторов И.П. Кавалеридзе, с Ф.П. Балавенского, П.В. Сниткина и В.Н. Рыкова. Композицию выполнили из модного в те годы бетона. На постаменте установили таблички: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу» и «Дар Государя Императора городу Киеву».

Интересно, что пышных торжеств по случаю открытия памятника не получилось: в одной из киевских больниц в те дни умирал великий Петр Столыпин.

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

В 1996 году в сквере провели раскопки — археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника— Ивана Кавалеридзе.

Читайте также другие публикации о святой княгине Ольге.

На заставке фрагмент: Сазонов Василий Кондратьевич. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. 1824

Напоминаем читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Икона «Свв. князь Владимир и княгиня Ольга»

На этой иконе вместе изображены первые правители Руси, которые приняли христианскую веру. Святая равноапостольная княгиня Ольга почитается как первая православная правительница Руси. Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга после принятия Святого Крещения прославились также своей мудрой и богоугодной государственной политикой, за что при жизни заслужили любовь народа. Князю Владимиру Русь обязана выбором христианского пути. Святой князь почитается как Креститель Русской земли.
Святому равноапостольному князю Владимиру следует молиться об избавлении от различных болезней, об укреплении веры. Кроме того, святой князь считается небесным покровителем военных. Также святому равноапостольному князю Владимиру молятся при глазных заболеваниях. На многих иконах святой изображен в княжеском одеянии, держащим в руке крест и с царским венцом на голове. На представленной иконе святой князь Владимир изображен вместе с равноапостольной княгиней Ольгой, которая приходится ему бабушкой. День памяти святой княгини Ольги отмечается Православной Церковью 11 (по новому стилю — 24) июля, день памяти святого князя Владимира 15 (по новому стилю — 28) июля.
Если вы хотите сделать подарок православному человеку, можно заказать или купить икону «Святые князь Владимир и княгиня Ольга».
В нашей иконописной мастерской «Посад-Изограф» вы можете купить или заказать икону «Святые князь Владимир и княгиня Ольга», выполненную опытными мастерами в соответствии с канонами иконописи.

Форма обратной связи

Икона Святая Ольга: значение, о чем перед ней молятся?

«Корнем Православия» именуется в народе святая равноапостольная княгиня Ольга, икона которой с XVI века стала одной из наиболее почитаемых на Руси. Она и её внук святой князь Владимир, светом Христовой веры изгнавший с Днепровских берегов мрак язычества, дополняя друг друга, стали в нашей истории воплощением материнского и отеческого духовного начала.

Невеста Киевского князя

Древнейшая из летописей, носящая название «Повесть временных лет», является первым из дошедших до нас литературных памятников, упоминающих имя княгини Ольги, этой «духовной матери России», чей образ являет нам сегодня хранящаяся в большинстве храмов икона. Святая Ольга представлена в этом документе как юная невеста Киевского князя Игоря

Предание повествует, что принадлежала она к древнейшему роду князей Изборских и на свет появилась в 894 году в селе Выбуты, расположенном неподалёку от Пскова. Там же произошла и её первая встреча с будущим женихом, оставившая в его сердце память о чистой и целомудренной красавице, живущей на берегу реки Великой.

Горечь раннего вдовства

Именно её он предпочёл всем прочим невестам, съехавшимся в Киев, когда пришла пора назвать свою избранницу. И её он сделал своей женой и великой княгиней Киевской Руси. Но не дано было Ольге долгого семейного счастья. Едва родился у них первенец Святослав, как постигла молодую княгиню беда – принял Игорь в глухих лесных чащобах лютую смерть от рук коварных древлян, населявших те края.

Погоревала, поубивалась безутешная вдова, но горю-то не помочь, а сына растить надо, да и правительницей русской земли она теперь осталась единоличной. Все заботы государственные отныне легли на её женские плечи. Но вначале, чтобы успокоить душу, да и мужнюю память почтить как должно, задумала Ольга покарать убийц своего супруга.

Это уже позже, став христианкой, начала она по учению истинной веры молиться за врагов и прощать обиды. Тогда же излила она на губителей мужа своего всю безумную ярость тёмной язычницы. Дважды заманив их посольства в Киев, одних повелела живьём предать земле, а других спалить огнём. И чтобы уж до краёв напоить душу вражьей кровью, двинула свои дружины на города древлян, где счёт убитым врагам шёл на тысячи.

Правительница Руси

Нет, не этот образ являет нам сегодня храмовая икона. Святая Ольга родится позже из купели константинопольской, а тогда перед племенами и народами, населявшими Древнюю Русь, предстала сильная и беспощадная правительница, явившая в себе мощь, достойную выдающегося государственного мужа. И с трудом, но покорились ей подданные.

Добилась мудрая княгиня укрепления своей централизованной власти, разделив подвластные ей земли на «погосты» – отдельные районы, в которых поставила воевод, да каждому из них ввела оброк, собирать который посылала вооружённые отряды. Само название «погосты», как считается, произошло от этих самых «гостей», никогда не уезжавших с пустыми руками. Накладно было людям, но зато казне в достаток, а значит, и государству на пользу.

И направляемая твёрдой рукой многомудрой правительницы Русь всемерно укреплялась. Развивалась экономика, а вместе с тем появлялись и новые города. С каждым годом подрастал и юный князь Святослав, которому по достижении положенных лет предстояло взять в свои руки правление государством.

Забота о духовном просвещении народа

Имея перед собой пример одного из самых могучих по тем временам государств – Византии, княгиня Ольга понимала, что для процветания государства недостаточно лишь забот о его хозяйственном благополучии и военной силе. Она сознавала, что лишь общность духовной жизни может собрать воедино его жителей и стать надёжной основой для формирования нации.

Господь помог сделать ей правильный выбор, и, оставив государство на попечение своего уже достаточно подросшего сына, Ольга во главе многочисленного флота отправилась в Константинополь, чтобы воочию узреть земные плоды, приносимые верой, а заодно решить насущные дипломатические вопросы и продемонстрировать военную мощь.

Духовное рождение во святой купели

В византийской столице воображение княгини поразило обилие храмов и благолепие совершавшихся в них богослужений. Она зачарованно слушала церковное пение и впервые постигала новые для неё понятия – исповедь, литургия, крест и икона. Святая Ольга была крещена патриархом Константинопольским Феофилактом, и во время совершения обряда её восприемником был сам император Константин Богрянородный.

По совершении таинства княгиня удостоилась имени Елена, в честь святой матери императора Константина Великого, обретшей Животворящий Крест Господень и прославившейся распространением истинной веры в Римском государстве. Уподобившись ей, новокрещенная правительница Руси, вернувшись на родину, стала проповедницей христианства на подвластных ей землях.

Благочестивые труды на родине

Домой княгиня Ольга прибыла с большим багажом икон и богослужебных книг. С ней же на Русь приехали и несколько православных священников, которым предстояло обращать ко Христу киевлян, поклонявшихся до той поры идолам. Повелением Ольги в Киеве на могиле первого христианина князя Аскольда воздвигли храм святителя Николая чудотворца, в который была помещена привезённая из Константинополя икона.

Святая княгиня Ольга много потрудилась также для прославления на Руси Пресвятой Троицы. Существует предание, что недалеко от родного села на берегу реки Великой она сподобилась узреть три сходящих с неба сияющих луча и тогда же предсказала, что в том месте будет возведён храм в честь Пресвятой Троицы и со временем зашумит большой торговый город. Сама же установила на берегу поклонный крест и основала храм, положивший начало строительству Пскова.

В самом же Киеве богомудрая правительница построила храм Святой Софии, который освятили в 960 году. Главной его святыней стал крест, которым благословил её во святом крещении Константинопольский патриарх. Сделан он был из Животворящего Древа Господня, через него было явлено немало чудес исцеления.

Душевная печаль княгини

Однако не пробил ещё час Руси выйти из мрака язычества и озариться светом православной веры. Летописец сообщает, что изрядно нашлось в Киеве бояр и дружинников, возненавидевших Премудрость Божию, и среди них был князь Святослав, возмужавший и окрепший к тому времени сын Ольги.

Как ни наставляла его мать в истинной вере, как ни уговаривала принять крещение, он неизменно продолжал упорствовать. Однако тем из приближённых, кто обращался ко Христу, не препятствовал в этом и другим не позволял над ними издеваться. Со временем к сыну перешла вся полнота власти, а его благочестивая мать всецело предалась служению Богу и делам благотворительности. Государственными же делами занималась лишь в те дни, когда Святослав бывал в походах со своей дружиной.

Последние годы праведницы

Последние годы жизни она провела в Киеве, воспитывая внуков, среди которых подрастал и будущий креститель Руси князь Владимир. Благочестивая бабка наставляла их в вере, рассказывала о Едином Боге и о том, как Он сотворил небо и землю, но крестить их не решалась, опасаясь гнева своего сына-язычника.

Даже священника ей приходилось принимать у себя тайно. Её единственной отрадой были молитвенник и икона. Святая Ольга до последних дней своих не переставала просить Господа о просвещении русской земли. И Вседержитель внял её мольбам, возложив это великое дело на её равноапостольного внука. Саму же праведницу призвал к Себе в 969 году.

Канонизация и общецерковное почитание

Канонизация «начальницы веры в земле Российской» совершилась на соборе 1547 года. Там же было подтверждено её всеобщее почитание ещё в домонгольский период. С этого момента начинает свою историю и её иконография. Важно заметить также, что за всю историю христианства среди шести женщин, причисленных к лику равноапостольных, этой чести удостоена и Святая Ольга.

Икона, значение которой становится понятным из самой её композиции, представляет угодницу Божию держащей в одной руке крест, символизирующий веру, а в другой изображение храма – символ её миссионерства и распространения христианства на языческих землях. Те же символы можно видеть и на иконах иных носителей веры, например, равноапостольной княгини Тамары.

Иконы, почитаемые и любимые

Равноапостольная княгиня Ольга почитается как духовная мать русского народа, поскольку именно с неё берёт начало его становление на путь христианской веры. Неисчислимы храмы, возведённые в её честь. В них уже много веков идут люди поклониться честному образу равноапостольной княгини.

Не иссякает их поток и в наши дни. Большим почитанием пользуется, например, икона Святой Ольги в Москве в домовом храме при Паломническом центре Московского Патриархата – самом высотном храме столицы. Он расположен на пятнадцатом этаже гостиницы «Университетская», ежедневно открывает свои двери для сотен верующих, съезжающихся со всей страны.

Известна многим и икона Святой Ольги в Санкт-Петербурге, хранящаяся в построенном в её честь храме, находящемся в Стрельне. Этот архитектурный памятник, возведённый в Михайловском парке на берегу Финского залива, всегда привлекает много паломников и просто туристов. И всем им надолго запоминается образ княгини, держащей в руке крест, дарованный ей константинопольским патриархом. Это и есть икона Святой Ольги.

О чем молятся перед этим образом?

Принято считать, что молитва перед иконой равноапостольной княгини Ольги помогает верующим обрести мудрость в житейских делах и наполняет их сердца Благодатью, столь необходимой каждому в нашей полной тревог и искушений жизни. Также принято возносить ей молитвы об укреплении России, о защите от обидчиков и умягчении их сердец.

Известны также случаи, когда исцеление страдающим душевными болезнями приносила именно икона Святой Ольги. В чем помогает ещё её святой образ? Правильно будет сказать, что буквально во всём, если только молитва произносится из самой глубины сердца и наполнена живой верой. При этом условии святая равноапостольная княгиня Ольга преклоняет слух к нашим мольбам и ходатайствует перед Богом об их исполнении.

Известно также, что женщинам, носящим имя Ольга, особое покровительство являет именно икона Святой Ольги. Фото, представленные в статье, помогут создать представление об иконографии этого образа и о том, как его видели мастера разных эпох.

Святая Ольга и мы

Памятник святой равноапостольной княгине Ольге во Пскове. Скульптор В. Клыков Есть святые, о которых мы читаем, и мало что остается в памяти. Есть святые, подвигом которых мы всегда восхищаемся, но он остается для нас высотой недосягаемой. А есть святые, которые как будто всегда подле нас, и их житие многократно входит в нашу собственную жизнь. Святая равноапостольная Ольга – одна из них.

Всем она удивительна, многим походит на нас. Долго она не знала Христа. Почти всю жизнь прожила язычницей. Люди того времени считали ее «мудрейшей». Кроме этого, она была еще и мужественнейшей и нравственнейшей, но язычницей. Несгибаемая воля, природный ум, целомудренный образ жизни – вот ее краткий портрет. Несомненно, языческого «рая» – ирия – она была достойна еще до Крещения. Однако, перефразируя известные слова, можно сказать так: что для язычника – рай, для христианина – смерть.

Крещение «мудрейшая» приняла, когда ей было уже за 60. Приняла, когда ее сын Святослав уже достиг совершеннолетия и взял на себя управление княжеством. Святослав был единственным сыном Ольги. Она воспитала его таким же несгибаемым человеком, каким была сама. Еще когда сыну было лет пять, Ольга пошла войной на древлян, чтобы отомстить за убийство мужа – князя Игоря. Как она воспитывала сына, можно понять из того, что на эту войну Ольга взяла с собой малолетнего Святослава. Когда оба войска сошлись, Святослав первый бросил копье по направлению к древлянам. Копье, брошенное детской рукой, пролетело между ушей коня и упало ему под ноги. Тогда вожди киевских полков сказали: «Князь уже начал – потянем дружина за князем». Древляне были разбиты… Уже в этой истории многое поражает. Пятилетний ребенок – на коне с копьем в первых рядах войска, рядом со своей матерью-воительницей (слово «мама» тут совершенно не вяжется). Ольга-язычница не думала о том, что ее ребенок может пострадать в битве, может быть даже убит случайно. Она думала о том, что так он быстрее возмужает, скорее станет храбрым и отважным человеком.

Ольга правильно угадывала вектор воспитания детей: оно должно быть направлено на то, чтобы ребенок научился бороться.

Конечно, мы, христиане, не можем воспитывать детей рядом с кровью и насилием. Но сделаем поправку на то дикое время, когда жизнь обычного человека почти ничего не стоила… Взглянем на этот сюжет через призму нашего собственного отношения к детям, когда многие не в меру заботливые мамочки и бабушки готовы оградить ребенка даже от комариного укуса, от любой работы, а вместе с тем – и вообще от всяческих усилий. Ольга, будучи язычницей, правильно угадывала (или знала преемственно) вектор воспитания детей. Воспитание должно быть направлено на то, чтобы ребенок научился бороться. По тогдашнему мироощущению Ольги – с видимыми врагами. По христианскому пониманию – с собой, со своими греховными пожеланиями – с врагами невидимыми. Ольга знала, что из мальчика надо в первую очередь сделать воина. Мы, христиане, должны из своих детей делать воинов Христовых. Недаром наша земная Церковь называется Церковью воинствующей, то есть сражающейся (со грехом и духами зла), а небесная Церковь – торжествующей (так как святые уже победили в этой войне). И Ольга добилась, чего хотела. Она воспитала из Святослава доблестного воина и мудрого полководца.

Прием княгини Ольги византийским императором Константином Багрянородным. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Начало XIII в.

Прошло много лет. Умудренная жизнью душа Ольги обрела Христа. Святослав в то время уже княжил. Ольга отдалась всем сердцем доброделанию и проповеди христианской. Надо думать, что началась эта проповедь с сына. Но, увы, Святослав уже был взрослым человеком со сложившимся мировоззрением. Нельзя сказать, чтобы он был каким-то фанатичным язычником. Скорее он был фанатичным воином. Вопросы религии (какой бы то ни было) его мало интересовали. Сам он креститься не желал, но и желающим креститься не препятствовал. И уже в конце своей многотрудной жизни Ольга осознала, что воспитывала сына несколько однобоко, что языческое воспитание может иметь только некоторые правильные элементы, но совершенство в человеке – от Христа. Только Христом можно насадить в душе ребенка самое главное – любовь к Богу и человеку.

«Крещение княгини Ольги в Константинополе» Акимов Иван.1792 г.

Около 15 лет Ольга прожила после крещения. До самой кончины она вела высокую подвижническую жизнь. Своих внуков она старалась воспитывать уже по-христиански, но тем не менее не решалась их крестить без разрешения сына. Сколько и в этой малости урока для нас! Для нас, которые, невзирая на чужую волю, пытаются «железной рукой» всех затащить в рай! Как сказал один современный богослов, вот если бы можно было всех затолкнуть в Царство Небесное, а двери – на ключ! Чтоб никто не убежал! О, как Господь и Его святые угодники ценят свободу человека! Когда думаешь об этом, то кажется, что намного меньше было бы в семьях скандалов на религиозные темы, если бы верующие родственники не тянули силком неверующих в храм… Проповедь жизнью – вот то, до чего мы не доросли. Проповедь жизнью оставила, наверное, след в сердцах внуков Ольги, след святой бабушки. Один из этих внуков станет позже великим князем и получит прозвище «Красное солнышко»…

Но и у Ольги была своя скорбь, близкая всем нам. 15 лет Ольга была в христианстве. 15 лет она «вовремя и не вовремя» (2 Тим. 4: 2) говорила о Христе своему сыну Святославу. 15 лет она возносила свои материнские святые молитвы Богу об обращении своего сына. И какой результат этих «мук рождения» (Гал. 4: 19)? На смертном одре Ольга говорит Святославу: «Я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе. Сожалею о том, что, хотя я и много тебя учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, ты пренебрег этим. И знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец и по смерти – вечная мука, уготованная язычникам». Почему так случилось? Неужели Господь не слышал молитв святой Ольги?

Ольга сожалеет не о том, что дурно воспитала сына в язычестве, а о том, что он пренебрег ее призывами ко Христу.

Тут мы сделаем паузу. Я, как и любой священник, часто слышу на исповеди покаянные слова родителей, что их дети не ходят в церковь и что они их неправильно воспитывали. Часто это исповедь уже немолодых людей, которые сами не так давно пришли в церковь, и дети их к тому времени были уже женаты и сами имели детей. Надо ли в этом каяться? Надо ли выбирать из нашей прошлой, языческой жизни отдельные грехи, когда она вся была мраком и нечестием? Мы были слепыми, вот и вели своих детей, сами не зная куда. А если слепой ведет слепого (см.: Мф. 15: 14)… Прости нас, Господи, что мы жили, как бесы: блудили, пьянствовали, объедались, чародействовали и прочие мерзости творили. В том числе и детей дурно воспитывали. И вот, в словах святой Ольги мы видим, что она сожалеет не о том, что дурно воспитала сына в язычестве, а о том, что он пренебрег ее словами, сказанными уже в христианстве.

Вслед за этим всегда каются, что, видимо, мало молятся об обращении детей, и Господь не слушает молитв – поэтому и дети до сих пор не в храме. Вот мы и вернулись к тому же вопросу: неужели святая равноапостольная Ольга мало и не со слезами молилась о своем сыне? Или ее не слышал Господь? Просто кощунственно думать то или другое. Есть нечто еще. Нечто еще более ценное для Бога, чем даже молитвы святых, чем даже молитвы святых матерей. Это – человеческая свобода. Ее Господь никогда не нарушит. Вера в Бога – это таинство, которое совершается в душе. Совершается при помощи Божией. Господь ощутимо является каждому человеку в жизни, и каждый когда-то в себе или отвечает на этот призыв, или отворачивается от него. Поэтому в день Суда никто не сможет ответить Христу: «Господи, меня никто не учил, такое было время, я ничего не знал». Трагедия в том – что каждый знает. Но многим комфортно на земле и без Христа, и их, по слову святой Ольги, «ждет на земле худой конец и по смерти – вечная мука».

Мы должны молиться за близких. Но думать, что только от наших молитв зависит, придут они в Церковь или нет, – это гордость.

Поэтому думать, что от наших молитв абсолютно зависит, придет человек в Церковь или нет, – это где-то гордость, а где-то просто невежество. Да, мы должны молиться за наших неверующих родственников. Молиться горячо. Но конечный результат – это тайна, которую знает только Господь. И эту тайну мы созерцаем на протяжении всей церковной истории. Не сделал ли Господь всё, чтобы спасти Иуду? Но Иуда погиб. Не вразумлял ли Господь на заре христианства гонителей императоров бесчисленными невиданными чудесами святых мучеников? Но лишь единицы из них обращались. Не вразумляет ли и до сих пор всех атеистов чудо схождения Благодатного огня на Гробе Господнем и другие чудеса Православия, с которыми знакомы почти все? Но мы видим в храме лишь немногих людей. Потому что рождение веры в сердце – это чудо Божие, совершаемое при соизволении человека. Святые отцы учат: чтобы родилась вера, человек должен быть недоволен своей внутренней жизнью, должен быть внутренне готов изменить себя и свою жизнь по велению Истины, чтобы принять благодать. К сожалению, такой готовности измениться нет не только у явных атеистов, но и у многих людей, называющих себя верующими.

Фото: Иван Жук Так слышал ли Бог молитвы святой Ольги? Конечно. Только не допускал Святослав в свое сердце Христа Спасителя, поэтому по пророчеству своей матери и погиб злой смертью. Святослав был убит в битве с печенежским князем Курей. Куря отсек голову Святославу и из его черепа сделал чашу, из которой пил во время пиров. Конечно, мы не знаем, где в вечности находится Святослав. Вымолила ли его святая Ольга? Может быть. Есть ведь примеры, когда людей неверующих и некрещенных вымаливали святые. Но мы знаем, что на земле материнская молитва Ольги не смогла изменить сердце Святослава. Но при этом святая Ольга в своих последних словах горюет не о том, что мало молилась о сыне, а лишь о том, что он ее не слушал. Она знала, что чужая свобода важнее ее молитвы.

Много уроков нам дает жизнь Ольги до христианства и житие святой Ольги после крещения. И самый главный, быть может, – урок смирения и упования на Бога. Часто мы выпрашиваем у Бога исполнения своей воли, которая нам кажется правильной и благочестивой. Но никто не может дать гарантию, что мы не ошибаемся. Ведь и святые ошибались. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55: 8). Поэтому гораздо мудрее просто молиться о спасении своих неверующих родственников, а время и способ смиренно оставлять на волю Божию. «Да будет воля Твоя», – эту молитву дал нам Христос Спаситель. Мы же зачастую молимся так: «Господи, да будет воля моя»…

Надо всегда помнить, что Господь часто призывает людей в Церковь скорбями. И когда у наших неверующих родственников случаются скорби и тяжкие обстоятельства, то не нужно чрезмерно убиваться этим, но стараться увидеть в этом направляющую руку Божию, ведущую их к вере.

И последнее. Постараемся, братья и сестры, проповедовать Христа нашим присным не столько языком и словами, сколько делом и жизнью, чтобы все, кто окружает вас, «без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3: 1–2).

аудио

Проповедь митрополита Святогорского Арсения, произнесённая в 2007 году в 6-ю Неделю по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы сегодня, братья и сестры, празднуем день памяти угодницы Божией, святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены. Имя в крещении «Елена» ей было даровано потому, что в древнеславянском произношении оно звучало как Олена и созвучно было имени Ольга. И до сих пор на Украине Елену называют Олена, до сих пор эта старая славянская форма произношения имени осталась, и была она в крещении созвучна с именем царицы Елены, тоже равноапостольной, матери византийского царя, Константина Боговенчанного, равноапостольного.

Часто можно услышать, что Церковь уничижает женщину, что она унижает её достоинство. Да нет, братья и сестры, посмотрите, как возвышено женское естество и наравне с мужеским поставлено в Церкви Христовой! Божья Матерь, перед Которой и цари преклоняются, и патриархи; равноапостольная княгиня Ольга. Равноапостольная — равная апостолам царица Елена, равноапостольная царица Нина, просветительница Грузии — вот какую силу и благодать даровал Господь женскому естеству. Все они прославляли Бога жизнью своею, наставляя и Отечество своё, и ближних своих примером благочестия.

А сколько, братья и сестры, говорит Церковь Христова и народ наш богомудрый о молитве материнской и пословицы слагает: «Молитва материнская небеса потрясает и со дна моря достаёт»! Такое вот дерзновение даруется молитве матери. Недаром и в Писании сказано: «Проклят Господом раздражающий матерь свою». Какое страшное пресечение попускает Господь за раздражение матери её непослушному чаду!

И мы сегодня одну из жен святых прославляем — княгиню Ольгу. За мудрость свою ещё в девичестве была она избрана князем Игорем Киевским себе в супруги, а впоследствии назовут её «мужемудренной». Как у великого мудреца разум был у неё, когда она осталась вдовой после смерти князя Игоря и управляла русским государством. И впоследствии свой мужемудренный разум, дарованный ей от Бога за её благочестие, она ещё больше усугубила благодатью и силой Божией. И подумайте, за 33 года до Крещения Руси её внуком — князем Владимиром, приняла она христианство в Константинополе. Княгиня-христианка управляла языческим государством ― и все преклонялись перед её разумом и её мудростью. Житие княгини Ольги говорит о том, что когда она приехала в Константинополь, в свите у неё уже был священник Григорий, который, видимо, наставлял её и в дороге, и до этого в Киеве, на путь христианской жизни. И она приехала в Константинополь, чтобы воочию убедиться в торжестве Православия и истинности Православной веры. Внук её, Владимир, в своё время будет посылать послов, чтобы узнать, какова христианская вера и какова вера различных государств. Она же поехала сама испытать веру христианскую. Император Константинопольский, поражённый её мудростью, красотою, достоинством, которые она имела, предложил Ольге стать его супругой. Видимо, и политические взгляды на это толкали ― он думал через этот брак присоединить земли Северной Руси.

И Ольга поступила мудро, сказав: «Я приму Крещение только в том случае, если крестить меня будет Патриарх, а ты будешь мне крестным отцом». На что император с радостью согласился.

И вот торжественное Крещение в Софии Константинопольской русской княгини Ольги свершилось. Но когда император напомнил, что она обещала ему стать супругой, Ольга, улыбнувшись, ответила: «А как же ты будешь мне теперь супругом, если ты мне крестный отец? Не может крестный отец с дочерью сочетаться браком».

И вновь подивился император мудрости её и отпустил с богатыми подарками. И поехала она в город Киев и была как утренняя заря, предваряющая солнце христианского просвещения равноапостольного князя Владимира.

Житие говорит, что она объезжала государство христианское сама, устрояя его везде — строя города, погосты, укрепляя селения. На местах своих остановок она ставила кресты. И когда она прибыла на свою родину, то за рекой Пскова, на холме, после видения трёх лучей солнечных, упавших на это место, поставила крест. Чудесным образом она провидела явление Святой Троицы в этих лучах. И по сегодняшний день на том месте стоит Псковский кремль, а на месте воздвижения ею креста стоит Троицкий собор ― самый первый храм, который построила княгиня Ольга.

Господь прославил угодницу Божию нетлением мощей, которые до Батыева нашествия были в Десятинной церкви. И многие дивились чудному виду её, потому что лежала она во гробе, как живая и уснувшая. Многие получали исцеление от мощей её. Но в Батыево нашествие почитателями княгини Ольги мощи были спрятаны в церкви, которая татарами была превращена в руины. В ХVII веке Петр Могила, святитель Киевский, разбирая завалы Десятинной церкви, нашёл гробницу с мощами княгини Ольги, и даже было зарисовано, как они в нетлении почивают в каменном гробе. Но тогда шла борьба с поляками, было постоянное перехождение от католиков к православным столицы Святой Руси города Киева ― и мощи пришлось снова спрятать. Те, кто спрятал мощи княгини Ольги, преставились без известности, а тайна сокрытия мощей по сегодняшний день неизвестна. Где-то у нас, на Святой Руси, где-то в Десятинной церкви или в другом месте, но сокрыты мощи святой угодницы Божией, княгини русской Ольги, которую называли «мудрейшей из жен русских».

Но княгиня Ольга стоит на небесах у Престола Вседержителя и в сегодняшний день с дерзновением молится за нас, расслабленных. Любя своё Отечество, любя нас, грешных, потомков её, она не перестаёт воздевать руки перед престолом Вседержителя за наши грешные души.

И каждый сегодня, братья и сестры, пусть помолится великой угоднице Божией. Много бед сегодня и в нашей личной жизни, и в нравственном состоянии нашего Отечества. Много бед и в государственном устроении нашего многострадального Отечества мы имеем. Имеем причины мириться и просить княгиню Ольгу о многих благах. Но прежде всего мы не должны забывать, братья и сестры, что говорил Господь: «Ищите прежде Царствия Божия, а всё остальное приложится вам». Поэтому чего просить и о чём молиться ― это об исправлении нашего греховного и окаянного греха, об исцелении нашей расслабленности духовной, о возрождении той веры, в которой жили наши благочестивые предки, о возрождении молитвенного настроения, которое нами утрачено. А Господь потом устроит всё остальное. Потому что мы сейчас в таком греховном состоянии находимся, что нам хоть святого поставь правителем государства, он с нами с ума сойдет.

Каждый народ достоин своего правительства. И мы, братья и сестры, имеем то, что по грехам своим заслужили. Не надо винить правителей, экономическую или политическую ситуацию, а надо винить самих себя. За грехи наши попущено с нами такое бедствие, такое нестроение и расстройство общества и в духовно-нравственной жизни, и в экономической, и политической государственной. И прежде всего, надо восстановить в себе падшее естество, по образу и подобию Божию призвать его жить, и по заповедям Господним.

Вот хорошо мы сегодня, братья и сестры, сотворили, что по заповеди Божией пришли в храм… Но вопрос: какими мы выйдем из храма? То ли такими же расслабленными, то ли вразумлёнными словом Божиим выйдем. И за стенами храма продолжим образ жизни христианский, за стенами храма будем являть свет Христов людям окружающим, как являла его княгиня Ольга и другие наши соотечественники, как являли свет Христовой правды в своей жизни наши прадеды, деды, бабушки, отцы, матери наши.

Дай, Боже, нам в сегодняшний день, выйдя из храма, не забыть о Боге и Его заповедях: с кем-то примириться, с кем мы поругались, где-то подать милостыню, где кого-то простить от сердца, где больного проведать ― то есть быть Христовыми не только здесь стоя и молясь, но и за стены храма выходя. Хоть бы чуть-чуть мы подвиглись к исправлению, и тогда Господь, увидя добрые зачатки в наших душах, увидя добрые ростки в наших душах, скажет нам слова, как тому расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои, возьми одр твой, встань и ходи». И будем ходить в правде Божией пред лицом Божиим, с радостью служа Господу жизнью своей, а в день пришествия вместе с Иоанном Богословом воскликнем Христу: «Ей, гряди, Господи Иисусе». Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 6-ю по Пятидесятнице и в день памяти равноап. кн. Ольги. 24 июля 2011 г.

3 сильных молитвы Ольге княгине равноапостольной 4.6 (91.43%) 14 голос.

  • молитва о помощи
  • молитва для счастья в семье
  • молитва о здоровье

Молитва княгине Ольге равноапостольной о помощи

«О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва княгине Ольге для счастья в семье

«О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяла еси святое Крещение, и положила еси начало просвещению земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосерднго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, приметатися же во путях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судеях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исполняти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на Небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.»

Молитва святой Ольге о здоровье

«О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *