Икона спас в силах

Ренессанс

Главная => Художники России => Андрей Рублев

Спас в Силах — иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии, Господа Вседержителя, Спаса Вседержителя.

Икона » Спас в силах» написанная Андреем Рублевым в 1408г., является одной из самых знаменитых и загадочных его произведений. Икона выполнена в византийском стиле. Сейчас она находится в Третьяковской галереи (г. Москва).

«Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг.

На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке. Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху.

Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным. Неудачны и новые графьи (прорезные линии) складок одежды. О былой прелести этого произведения можно судить по сохранившейся небольшой, похожей на миниатюру иконе на ту же тему («Спас в силах») начала XV века, приписываемой Рублеву.

Изрытость краев иконы, утраченных от времени, неровное темное дерево, обнажившееся местами, не мешает цельно воспринимать образ и контрастирует со свежестью ярких красок. Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. Движение головы и шеи естественно и говорит о том, как умело художник пишет человеческий образ. Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон…

Поскольку Андрей Рублев был не только талантливым художником, но и монахом, все его иконы переполнены духовным смыслом и благоговением перед Богом. Образ «Спас в силах» наполнен символикой и глубочайшим смыслом.

Иисус Христос, владыка мира видимого и невидимого, изображен во всей своей славе в окружении ангельских небесных сил. Что поясняет название иконы. Таким видели Господа в своих чудных видениях святые пророки Иезекииль и Иоанн Богослов. Правой рукой Он благословляет все живое на земле, а в левой руке Он держит книгу жизни, где записаны имена всех людей достигших царствия небесного. Также трактуют, что это может быть книга старого и нового завета или книга откровений.

Вокруг спасителя расположены геометрические фигуры: синий овал – это сфера небесная, горний мир ангелов; красный квадрат с вытянутыми концами обозначает землю; красный ромб символизирует огненное сияние божьей славы.

На концах красного квадрата изображены животные, символично обозначающие четырех евангелистов благовествующих слово божье по всему миру. Ангел – это символ евангелиста Матфея и обозначает воплощение Бога в человека. Лев – символ Марка, отожествляет царственную власть сына Божьего. Телец – это символ Луки и обозначает жертву Спасителя. Орел – символ Иоанна Богослова и изображает духовное виденье.

Икона «Спас в силах», является пророческой. Она отображает второе пришествие Господа во всей славе и величии, чтобы судить всех живущих на земле.

Спас Благое Молчание изображает образ Господа до воплощения и пришествия к людям, Спас Нерукотворный и Спас Эммануил изображает Христа таким каким Он был на земле, а вот Спас в силах таким как Он придет в конце времен.
Наташа из Усмани один из своих замечательных дневников посвящала образу Спас Благое Молчание.
Не менее удивительным в иконографической традиции есть образ Спас в силах .
Самим наименованием образа «Спас в силах» выражена богословская концепция — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире: «Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа». Явление Божьей славы передается на иконе в виде символических фигур — геометрических и изоморфных, они обозначают различные силы небесные, земные и небесные уровни.

В центре — Христос, восседающий на престоле. Красный цвет символизирует огненную природу божества («Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий». (Втор. 4.24), неопалимую купину (Исх. 3.2). Одежды золотого цвета — символизируют сияние славы, белые — чистоту и непорочность Спасителя как жертвенного Агнца.
Фон иконы заполнен геометрическими фигурами: на красный квадрат наложены синий круг (овал), и красный квадрат (ромб). Сочетание красного и синего символизирует соединение во Христе божественной и человеческой природ Спасителя, небесного царства и мира земного, милости и истины, огня Духа и воды Живой, непознаваемости и воплощения и т.д.
Красный квадрат всегда прочитывается как земная фигура (четыре стороны света, четыре стихии и т.п.). Синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов. Нередко небесный свод изображается как бы «сотканным» из парящих ангелов. Собственно, всё, что окружает Христа на иконе, — ангельские лики и крылья с глазами, подножие престола с крылатыми колесами и даже сам престол — не что иное, как символическое изображение различных небесных сил, таких чинов ангельской иерархии, как «престолы», «силы», «власти», «начала»…
Правой рукою Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна — это и Книга Жизни с именами спасённых (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книга Откровения, написанная внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую не может никто, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это также и Книга Завета (Втор. 30.10) и Благая Весть. Наконец, Книга — символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир. С ранних времен в христианском искусстве существовал аллегорический образ Христа в виде Книги, лежащей на престоле, на которую сходит голубь. Эта иконография получила название «Этимасия», в русском варианте — «Престол уготованный» (изображения в церкви Успения в Никее VII в. и в Успенском соборе Владимира ХV в.).
Без преувеличения, «Спас в силах» — это переданный живописно-символическим языком богословский трактат на тему Второго Пришествия Христа, грядущего судить живых и мертвых (Деян. 10:42; 2Тим. 4:8), суд Его — праведный (Ин. 5:30), и предстанут на суд Христов все (Рим. 14:10)
СПАС В СИЛАХ
Со св. евангелистами, пророками Давидом, Исаией, апостолами Петром, Павлом, Иоанном Богословом на полях
Византия, манускрипт XIII век

Costas Markopoulos. Греция.
фреска

Спас в Силах
ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ
Georgios Katimertzoglou. Греция
фреска

ГОСПОДЬ В СИЛАХ
икона из триптиха
центр.Россия,первая половина XIXв., 53х44 см.
Частное собрание, Англия.

СПАС В СИЛАХ
Последняя четверть XVII века. Кострома.
Дерево, левкас, темпера.

СПАС В СИЛАХ
Из деисусного чина
1660-е годы. Москва.
Дерево, левкас, темпера; ковчег.
132,5х95,3 см.
ЦАК МПДА

Происходит из разрушенного в 30-е годы прошлого века храма Харитона Исповедника в Огородниках в Москве.
Церковь впервые упоминается в документах в 1618 г. В 1652-1662 гг. церковь Харитона Исповедника перестроили, посвятив ее «Пресвятые Богородицы владимирские» и устроив придел «подъ колоколы во имя преподобного отца нашего Харитона исповедника». При ликвидации храма церковное убранство было частично уничтожено, а частично, со временем, оказалось в Покровской Академической церкви в Московской Духовной Академии. Документы поступления икон в ЦАК отсутствуют.
СПАС В СИЛАХ
1497 год
иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

СПАС В СИЛАХ
ИКОНОСТАС
Палех. Середина — третья четверть XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
53,7х44 см.
СПАС В СИЛАХ
Россия, начало XIX в., яичная темпера, дерево.
собрание Британского музея.
СПАС В СИЛАХ Россия, 1800-1835.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 26 x 18 см.
Частное собрание, Германия

Спас в Силах

Середина XV в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Спас в Силах

Андрей Рублев. Московская школа. Государственная Третьяковская Галерея. 10-е годы XV века. 18 x 16 см

Спас в Силах

Москва 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад. Дерево, левкас, темпера. 189 × 136 см.

Спас в Силах (Деус)

Тверь. Первая половина XV в. Государственная Третьяковская Галлерея. Липа, паволока, левкас, темпера. 116 х 84 см.

Спас в Силах

Середина XVI века. Костромские земли. Дерево, левкас, темпера. 96Х77,8 см.

Спас в Силах

Московская школа. Андрей Рублёв. 10-е годы XV века.
Дерево, левкас, темпера. 18 x 16 см.

Спас в Силах (Деус)

Вологда, XVI век. Дерево, левкас, темпера. 72.8 x 114.8 см.

Спас в Силах

1500. Дионисий. Центральная икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Государственная Третьяковская Галерея

Спас в Силах

1408. Андрей Рублёв. Иконостас Успенского собора во Владимире. Третьяковская галерея, Москва. Доски липовые, паволока, левкас, темпера. 314 х 220 см

Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место — в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.

В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе.

Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».

Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. В центре иконы изображается Пантократор — Христос Судия, сидящий на троне, держащий Евангелие и благословляющий зрителя жестом правой руки. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла — те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов.

Спас в силах — это не просто библейское описание, переложенное на язык иконописи, это само пророчество, своеобразный библейский трактат, исполненный знаков и символов. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб). Круг как бесконечная всеобъемлющая фигура, символизирует Царство небесное, а красный четырехугольник означает землю, которая состоит из четырех стихий и ориентирована по четырем сторонам света. Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли» — это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. Наконец, даже сам колорит иконы, построенный на комбинациях земного красного и небесного голубого цветов, символизирует сочетание в образе Иисуса Христа божественного и земного начал.

По старой традиции «Спас в силах» располагается в центре иконостаса, что связано с апокалиптическими значениями, присущими данной иконографии. Таковы многие из известных сегодня икон, включая знаменитый образ, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина Владимирского Успенского собора в 1408 году. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.

Спас в Силах (Дионисий)

Дионисий

«Спас в Силах». 1500

паволока, левкас, дерево (липа), яичная темпера. 192 × 130 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Спас в Си́лах» — икона, созданная иконописцем Дионисием около 1500 года для деисусного чина иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря; с 1936 года находится в собрании Третьяковской галереи (инв. 22971). Авторство было установлено в 1949 году, когда во время реставрации была обнаружена надпись на обороте иконы с датой и именем Дионисия. Благодаря этому обстоятельству удалось определить время создания и атрибутировать Дионисию и остальные дошедшие до нашего времени иконы из иконостаса монастыря: «Распятие», «Уверение Фомы», «Успение Богоматери».

Происхождение

Икона написана для иконостаса собора монастыря, основанного в 1414 году преподобным Павлом Обнорским близ Вологды. Одна из четырёх дошедших до нашего времени икон, относящихся к «северному периоду» творчества Дионисия. Остальные сохранившиеся иконы иконостаса — «Распятие» (Государственная Третьяковская галерея), «Уверение Фомы» (Государственный Русский музей), «Успение Богоматери» (из местного чина, в настоящее время хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). На основании надписи (обнаружена в 1949 году), вырезанной на обороте «Спаса в Силах», создание всего иконостаса относится к 1500 году:

В ле ЗИ (7008 — 1500) писан диисус и празни-ки и пророци Денисьева письмени.

— Надпись на обороте иконы «Спас в Силах»Надписи на обороте «Спаса в Силах»

Как определила палеограф М. В. Щепкина, сама надпись на обороте иконы выполнена в 1530-х годах. Возможно, что резная надпись дублирует другую, сделанную под верхней шпонкой чёрной рефтью, которую в настоящее время можно прочитать лишь частично (первые четыре буквы). По мнению искусствоведа И. А. Кочеткова, у каждого резчика своя манера исполнения, поэтому по палеографическим признакам провести датировку резной надписи не представляется возможным, по крайней мере с такой точностью.

Каменный Троицкий собор монастыря был построен в 1505—1516 годах Василием III, до наших дней не сохранился. Вероятней всего, иконостас создавался для старого деревянного собора.

В 1853 году «Спас в Силах», отделённый от иконостаса, висел на левом столпе собора. В 1932 году икона поступила в Грязовецкий музей, позднее — в Вологодский, оттуда передана 10 мая 1936 года в Третьяковскую галерею.

Атрибуция

В. И. Антонова (1952) датировала икону 1500 годом и атрибутировала её Дионисию, опираясь на надпись на обороте доски, обнаруженную в ходе реставрации 1949 года. Атрибуция была принята специалистами, хотя и с оговорками: так, В. Н. Лазарев указывал, исходя из дат строительства нового Троицкого собора, на слишком раннюю датировку «Спаса в Силах». В то же время исследователи, анализируя стилистику сохранившихся участков авторской живописи, отмечают её высочайшее мастерство. Утончённость композиционного решения, виртуозный рисунок и гармоничные цветовые сочетания, характерные для Дионисия, подкрепляют принятую атрибуцию.

Иконография

Иконография «Спаса в Силах» (подтип Спаса Вседержителя) отсылает к Откровению Иоанна Богослова, где Христос представлен в том образе, в котором он должен явиться в конце времён, а также по видениям пророков Иезекииля (Видение славы Господней) и Исайи. Это одна из главных православных икон, размещающаяся в центре иконостаса.

Изображения Христа во славе среди небесных сил и символов евангелистов, восходящие к ветхозаветной эсхатологии и Апокалипсису, появились ещё в раннехристианский период и были очень популярны в западноевропейском изобразительном искусстве Средневековья. Классический тип иконографии «Спаса в Силах» сформировался на Руси, исследователи связывают это обстоятельство с возникновением в конце XIV — начале XV века высокого иконостаса. «Спас в Силах» становится традиционным средником в деисусном чине этого вида иконостаса. Самый древний русский образ «Спаса в Силах» — икона из деисуса Благовещенского собора Московского Кремля.

А. Рублёв. Спас в Силах. 1408 год. Из деисусного чина Успенского собора во Владимире. В настоящее время в Третьяковской галерее

Описание

Построение композиции Дионисия схоже с образом Андрея Рублёва «Спас в Силах» (1408, Успенский собор, Владимир). Возможно, Дионисий был знаком с рублёвской иконой. Это могло произойти в период работы Дионисия над иконостасом Успенского собора Московского Кремля (1481). Состав иконостаса кремлёвского собора и количество икон, входивших в него, известны по древним описям и соответствуют владимирскому иконостасу. Совпадают и размеры икон в обоих иконостасах. Исследователи считают подобное сходство неслучайным, возможно, условием заказа было соответствие изобразительной программе и исполнению рублёвского иконостаса, а Дионисий, в таком случае, мог специально ознакомиться с владимирскими иконами и даже использовать в работе прориси с них.

Спас из Павло-Обнорского монастыря почти полностью повторяет владимирский образ Рублёва, однако есть и различия между двумя иконами. У Дионисия композиция несколько стеснена границами ковчега, поэтому соотношения между высотой и шириной фигуры Христа и славы другие. Изменено положение правой ноги Спаса.

Спас в охряном хитоне восседает на фоне красного ромба с вогнутыми сторонами (мир невидимый), который располагается в голубовато-зелёном овале славы (мир духовный), в свою очередь вписанном в красный прямоугольник с вогнутыми сторонами (Земля). Символы четырёх евангелистов: телец, орёл, лев и ангел, изображены в красных парусах — углах прямоугольника. В овале славы проступают контуры «сил небесных» — серафимов и херувимов. Рисунок трона и подножия выполнен белыми линиями. Спинка трона полукруглая, на нём лежат подушки. Подножие опирается на красные круги ангелов «тронов» — крылатые колёса со множеством глаз. В левой руке Христос держит раскрытое Евангелие с надписью на церковнославянском языке: «Приидите ко мни вси труждающиися и обремененнии, и азъ упокою вы: возмите иго моё на себе и научитеся от мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ». С XV века иконописцы всё чаще включали в свои композиции евангельские цитаты. Правая рука поднята в благославляющем жесте. От Христа к углам протянуты лучи из золотых линий, ограниченных двумя белыми линиями каждая.

Одежда Спаса и слава прописаны корпусно, плотным слоем краски. Хитон золотисто-охряный, линии складок прорисованы вишнёво-коричневым цветом, складки расписаны золотым ассистом. Драпировка гиматия с многочисленными складками сложного очертания. Один край гиматия на левом плече Христа, другой — на левом колене. Фигура Христа обведена коричневым и золотым контурами. Руки, ступни, лицо там, где сохранилась авторская живопись, выполнены охрой плавью (сильно разведённой краской) по светло-оливковой основе лицевого письма (санкирю). Нимб, фон, поля золочёные, перекрестие на нимбе прорисовано красной краской.

Символом евангелиста Иоанна в надписи на иконе называется лев, а не традиционный орёл.

Сохранность и реставрация

Дионисий. Спас в Силах. Фрагмент. Часть записи, оставленная после расчистки иконы

Живопись лица и одежд Спаса сохранились плохо. На хитоне фрагментарно авторская живопись. Гиматий тонирован в цвет, более тёмный, чем первоначальный. Потёртости и утраты авторской живописи видны по всей поверхности. Надпись на Евангелии прописана по первоначальным очертаниям с небольшими искажениями некоторых букв. Плохо сохранился рисунок символов евангелистов. На сине-зелёном овале оставлен слой старой олифы. Частично остались позднейшие записи и тонировки, сделанные при реставрациях. Одежды прописаны охрой со штрихами на складках сусальным золотом (ассистом). Авторское лицевое письмо сохранилось на небольших участках — верхняя часть и шея, краски поновлялись в XVI и XVII веках. Видимо, в XVI веке запись была сделана красноватым тоном, изменившим изначальный колорит образа. Предположительно в XVIII—XIX веках нижняя часть лика, где авторская живопись не сохранилась, была проложена коричневато-оливковым санкирем с нанесением вторым слоем красноватой охры. На нижнем поле видна красная опушь — линия контрастного цвета, проводившаяся по внешнему краю поля иконы. На полях сильно утрачен грунт до паволоки и основы левкаса, особенно пострадало в этом отношении верхнее поле.

Пробные раскрытия иконы были сделаны в Вологодском музее художником-реставратором Н. И. Брягиным в 1933 году. Полное раскрытие, со снятием трёх слоёв поздних записей, — в декабре 1949 года (по сообщению В. И. Антоновой). Контуры черт лица Спаса были фрагментарно обновлены при реставрации. Несколько записей оставлено при реставрационной расчистке: на гиматии у правой ступни, в верхнем левом углу прямоугольника, символизирующего Землю, и на нижнем поле иконы.

  1. Размеры утраченных икон из кремлёвского собора определяются по существующим тяблам иконостаса.
  2. (Мф. 11:28-29).
  3. На иконе Рублёва надписи не сохранились.

Примечания

  1. Творчество Дионисия. Северный период. Государственная Третьяковская галерея. Дата обращения 19 июля 2019.
  2. 1 2 3 Кочетков И. А. Иконостас Дионисия из Павло-Обнорского монастыря // Послужить Северу… : Историко-художественный и краеведческий сборник. — Вологда, 1995.
  3. Дионисий (иконописец). Распятие. Ренессанс.ру. Дата обращения 19 июля 2019.
  4. Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год. Музей фресок Дионисия. Дата обращения 19 июля 2019.
  5. 1 2 3 4 Дионисий, 2002, с. 101.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Дионисий, 2002, с. 102.
  7. Дионисий (иконописец). Спас в силах. Ренессанс.ру. Дата обращения 19 июля 2019.
  8. Дионисий, 2002, с. 101—102.

Литература

  • Дионисий «живописец пресловущий». — М.: Северный паломник, 2002. — 303 с. — ISBN 5-94431-063-4.

Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии.

Икона «Спас в силах»: фото, значение, в чем помогает?

Икона «Спас в силе» присутствует в каждом храме. Она располагается в центральной части иконостаса. Имеет особое значение и важность среди людей, которые верят в Бога. Икона «Спас в силе» включает в себя все важные события, которые присутствуют в Христианстве. Они изображены таким образом, каким представляли их пророки. Ниже будет рассмотрено значение данного образа.

Описание иконы и ее элементов

Особенность такого святого образа, как икона «Спас в силе», заключается в ее символике. Она довольно сложна по сравнению с другими образами.

Икона «Спас в силе» имеет несколько важных элементов:

  1. На образе изображен Иисус, который одет в белые с золотом одежды. Белый цвет является символом чистоты и непорочности. А золото говорит о том, что Иисус святой.
  2. На иконе «Спас в силах» (фото ее для наглядности представлено выше) имеется изображение красного квадрата. Он располагается за Иисусом. Концы его имеют заостренную форму. Данный квадрат является символом земли. В его углах изображены такие символы Евангелия, как Лев, Телец, Орел и Ангел. Они относятся к святым Матфею, Луке, Иоанну, Марку.
  3. За Иисусом также расположен овал синего цвета. Он является символом духовности.
  4. На синем фоне изображены ангелы, которые символизируют силы. В честь этих сил и названа икона.
  5. Красный ромб, который нарисован сверху синего фона, является обозначением мира, который нам не видим.

Значение данной иконы заключается в том, что изображение Иисуса Христа означает сочетание в нем духовного составляющего с божественностью, а также к его принадлежности человеческому состоянию.

Этот образ относится к трактату из Библии о Втором Пришествии Христа. Сын божий должен соединить небесные и земные силы воедино.

Чем помогает?

В чем помогает икона «Спас в силах»? К данной иконе можно обращаться с различными молитвами. Она поможет в тяжелых жизненных ситуациях, а именно при потере близкого человека. Также она помогает тем, у кого произошло какое-либо психическое расстройство или пошатнулся эмоциональный фон. Молитвы данной иконе помогут восстановить душевные силы и настроят человека на нужный лад.

Сын Божий поможет человеку отказаться от совершения необдуманных поступков. Он будет защитой от нечистых сил. Также можно попросить у иконы, чтобы наладились отношения в семье, было достигнуто взаимопонимание и принятие родственников или других близких людей такими, какие они есть. Людям будет подарено понимание того, что не стоит переделывать окружающих, следует принимать их со всеми чертами характера.

Как молиться и когда?

Обращаться к данной иконе следует в период Спаса в августе. Также можно молиться во время других больших церковных праздников.

Людям, которые пришли в храм, следует знать, что они могут молиться господу в любой удобной для них форме. Но также можно выучить молитву к иконе «Спас в силах» и произносить ее при обращении к Богу.

История

Икона «Спас в силах» представляет собой сюжет, который является довольно распространенным.

Она причисляется к Панкраторской иконографии, важность значения, которое в ней заложено определяет ее место в храме. Как говорилось выше, этот святой образ располагается в центральном месте иконостаса.

Данный образ уходит далеко в историю. Впервые такая икона возникла в XIV-XV веках. Основой для нее стало видение. Оно пришло к пророку Иезекиилю, описание Иерофании. Откровение было дано Иоанном Богословом.

Изображение данного образа было основано на библейских текстах. Оно сохранилось по настоящее время. В руке у Иисуса находится Евангелие. Святой держит его в левой руке. А жестом правой руки благословляет верующих. Христос парит в воздухе, он вписан в ромб красного цвета.

Икона «Спас в силах» является не только изображением библейского текста. Она напитана всевозможными знаками, которые говорят о пророчестве. Это трактовка Библии.

Композиция выстроена с использованием геометрических фигур. Они символизируют Вселенную, в центре которой расположен Иисус, который является Спасителем. Он расположен в красном ромбе. Цвет его символичен. Он означает огонь спасительного характера.

Овал говорит о бесконечности бытия, он изображает сферу, которая подразумевает Царствие Небесное. Красный квадрат обозначает землю. Четыре угла говорят людям о четырёх стихиях, на которых держится Земля. Звери, которые расположились по краям четырёхугольника, представляют из себя евангелистов. Они распространяют Слово Божие на все четыре стороны света.

Цветовое решение иконы также имеет своё значение, а именно красный цвет означает землю, а голубой — небо. Символическое значение заключается в том, что Иисус совмещает в себе божественное и земное начало.

Данная икона имеет аполикаптическое значение, оно определяет ее месторасположение в храме.

Верующим людям следует знать, что существуют специальные мастерские, в которых можно заказать написание иконы. Ее изготовят по нужным размерам и с учётом пожеланий клиента. Как правило, такие мастерские располагаются непосредственно при храме и работа в них ведётся с благословения. Иконописцы соблюдают нужные традиции и канон церкви при написании образов. Срок, в течение которого пишется икона, может составлять от пары недель до нескольких месяцев. Также он зависит от сложности работы.

Советы

Хочется сказать несколько слов тем людям, которые только начинают свои шаги к вере. Прежде всего, не стоит стесняться того, что нет достаточных знаний о святых образах и о том, как молиться, как вести себя в храме и прочее. Главной составляющей является то, что человек обратил свой взгляд к Богу, что его сущность ищет духовности. Поэтому для начала можно просто прийти в храм на службу, подумать о том, что тревожит, или обратиться к Всевышнему своим словам без использования молитв.

Со временем человек выучит нужные ему молитвы, после чего будет обращаться к святым образам посредством них. Стоит помнить, что перед Богом все равны. Поэтому не следует думать о том, что незнание каких-либо законов и канонов церкви лишает человека возможности заходить в храм.

Можно завести себе наставника, который будет разговаривать с человеком и направлять его по жизни, давать определённые советы. Если душа тянется к вере, следует дать ей такую возможность.

Икона Спас в силах

Святой образ «Спас в силах» является уникальным божественным изображением, которое находится практически во всех христианских церквях во главе иконостаса. Все это объясняется тем, что данная святыня играет очень важную роль для всех христиан. Икона включает в себя ключевые события в истории становления православия, такими, какими их описывали все именитые провидцы. Далее вы узнаете, в каких случаях помогает лик «Спас в силах» и его роль в жизни христиан.

Роль иконы «Спас в силах»

Характерной чертой этого божественного изображения заключается в его довольно трудной символике, которую не содержит ни один образ, входящий в иконопись Вседержителя. Композиция этой иконы включает в себя несколько главных символов:
• Наш Спаситель сидит на троне, и держит перед собой Святое Писание. Облачение у Христа белых и золотистых цветов, это символизирует его невинность и чистоплотность, а также его божью сущность;
• Позади Иисуса находится красноватый прямоугольник с длинными углами. Прямоугольник означает земную жизнь. На углах квадрата нарисованы божественные знаки: небесный дух, король зверей, гордая птица орел и вол, они означают божьих угодников Матвея, Марка, Луку и Иоанна;
• Круг синего цвета символизирует религию всего света;
• В этом круге нарисованные святые духи, символизирующие небесные силы. Считается, что именно это и дало такое название образа;
• Вверху над кругом находится красноватого оттенка ромб, он является символом невидимости духовного мира.

Уникальность образа заключается именно в расположении разных геометрических фигур, которые изображаются на фоне Иисуса Христа, и символизирующие две сущности у Сына Божьего: людской и божественной. Такой облик Иисуса представляет собой изображение библейского трактата о Втором Пришествии Нашего Спасителя, пришедшего исполнить Господний Наказ соединить все божественное и мирское в одно целое.

Молитва перед ликом «Спас в силах»

Люди воздают молитвы перед образом во время различных бед таких как:
• страшные недуги;
• сложные мирские ситуации;
• утрата любимых людей.

Помимо этого, обращаться к Всевышнему вы можете с целью защиты от душевных и физических потрясений, а также для обретения душевной гармонии.

Данная икона является действенным средством защиты от влияния на людей дьявольских сил, прегрешений и осуществления опрометчивых и опасных деяний.

Перед этим образом люди молятся о:

• наступлении мира в семье;
• счастье;
• гармонии;
• а еще о терпеливости и понимании своих родственников.
Молитва перед иконой «Спас в силах» звучит так: О, святые великомученики и кающиеся Христиане: святители и пастыри Церквей Господних, царственные страдальцы, благоверные князья и княжны, доблестные воины, монахи и мирские, благочестивые мужчины и женщины, в разных годах и сословиях за Иисуса пострадавшие, твердую приверженность к Господу до самой кончины своей отстаивавшие и корону жития от Иисуса принявшие!

Вы во времена гонений лютых, города наши от безбожия постигшего, на судилищах, в заточениях и пропастях Земли, в тяжелых делах и разнообразных печальных обстоятельств лик покорности и непостыдной надежды мужественно представили нам. Сейчас же, в раю сладостями наслаждающееся, возле Трона Господнего с честью стоите и постоянно молитвы и прошения с Небесными силами и вместе с мучениками Триединому Всевышнему читаете.

И ради этого мы, грешные, просим вас, святые сородичи наши: не забудьте земной Родины Вашей, греховным деянием Каина убийством брата, осквернением икон, неверием и нашими грехами отягчённую. Упросите Божьи Силы, и пусть усилит Храм Господний веру нашу непоколебимую в мире этом многогрешном и нечистом; и пусть возродится на земле нашей праведные чувства любви и гармонии; и пока будем мы небесное священнее, род Господний, великий и святой, всегда с вами прославляющий Отца и Сына, и Святого Духа навеки веков. Аминь.

День памяти иконы Спас в Силах

Чудодейственная икона «Спас в силах» чтится православными верующими в дни великих христианских праздников, и в особенности во время празднования Спаса: четырнадцатого, девятнадцатого и двадцать девятого августа.

Как верно читать молитву перед иконой «Спас в силах» и в какие дни?

Молиться перед этой святыней нужно во время празднования Спаса в августе. Кроме того, вы можете возносить молитву молиться в период и иных великих христианских торжеств. Верующие, которые посетили храм, должны знать, что они могут обращаться к Всевышнему в такой форме, которая им больше приходится по душе. Но Вы можете найти специальную молитву к лику и читать ее при молитвенном обращении к Господу.

Где можно дома повесить икону «Спас в силах»

В доме христианских верующих святые образы непременно должны размещаться в домашнем красном уголке. В случае, когда красный уголок не установлен в жилище, но все равно иконы не рекомендуют размещать возле иных предметов интерьера.

Не советуют ставить икону и на книжные шкафы, а также в стеклянные дверцы шкафчиков, возле косметических средств, сувениров, фотокарточек, картинами и иными деталями интерьера.

Строго запрещается вешать и ставить икону возле красочных плакатов знаменитых артистов, мастеров спорта, политических деятелей и других кумиров. Важно! Святой лик не является «накопителем» божественной милости. Божественная милость опускается на просящих не от образа, а через него. Благодать даруется Господом тем людям, кто верит в Него. Преклонение к иконе без настоящей веры в Господа, в его силы и с нечистыми помыслами лишено смысла. Но искренняя вера и надежда на поддержку дарят верующим избавление, помощь и благодать. Кроме того, нужно осознавать, что икона — это не талисман, который характерен язычеству. Она не избавляет чудесным образом от скандалов, бед, не представляет оберег от нечисти.

Христианская вера направляет людей по жизни Божиим Словом. Именно поэтому образам Иисуса отводят главнейшее место в церковном иконостасе и домашнем.

История возникновения лика

Святой образ «Спас в силах» является композицией очень известной. Эту икону относят к серии икон Вседержителя, значительность этой святыне объясняется центральным местом в церковном иконостасе. Как было замечено выше, эта икона занимает главное место среди икон во всех христианских храмах и домах верующих.

Данная икона имеет древние исторические корни. В первый раз святой образ «Спас в силах» появился примерно в четырнадцатом-пятнадцатом веке. Предпосылкой для создания этого образа считается пророчество, которое было написано пророком Иезекиилем и Иерофанием. Данное видение было послано Иваном Богословом. Композиция иконы основана на евангельских трактатах, дошедших и до нашего времени. В шуйце (левой руке) Иисус держит Библию, а десницей Иисус дарует благословение христианам. Спаситель изображен парящим в воздухе, вписанный в ромб красного цвета

Образ Спасителя считается не лишь иллюстрацией евангельского текста. Он содержит разнообразные символы, которые символизируют предсказание. Цвета использованы в написании иконы тоже имеют свое толкование: красный квадрат символизирует землю, а синий овал — небеса.

Икона Андрея Рублева «Спас в силах»

Одна из сильнейших икон работы Андрея Рублева – «Спас в силах». Эта икона глубоко символична. Неудивительно, что икона «Спас в силах» в ХV веке становится на Руси центральной и самой большой в храмовом иконостасе.

Спаситель на иконе изображен «в силах» — окруженный ангелами, силами небесными. Но слово «силы» в названии иконы может иметь и второй, более глубокий смысл.

Во времена написания иконы богословы и многие мыслящие люди вели бурные споры о Божественных энергиях, и появление иконы «Спас в силах» связано с этими спорами. Есть предположение, что в иконе «Спас в силах» монахи-исихасты символически передали знание о Божественных энергиях. Алый ромб, алый квадрат и зелёный овал, на фоне которых изображён Спаситель – это символы драгоценных камней – ясписа, сардиса и смарагда.

Возможно, исихасты основывались на информации из Откровения апостола Иоанна, которое наполнено пророчествами о будущем человечества. В нем есть такие строки: «и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр 4: 2-3). Яспис (яшма) бывает разного цвета, но богословы определяют его как красный камень. Сардис (греч. – сердолик) – камень красного или жёлто-оранжевого цвета. Смарагд (церковно-славянское название изумруда) – камень зелёного цвета.
Богословами того времени упоминаются три главне энергии Бога Отца: Бытие (Естество) Божие, Благость (Благодать) и Мудрость (Премудрость).

Ведь именно о Боге Отце всегда говорят как о «Сидящем на престоле». А раз Бога Отца изобразить невозможно, то «Сидящим на престоле» изображён Сын Божий Иисус Христос. Ведь он обладал всей полнотой энергий Отца даже будучи в воплощенным человеком. То есть «Спас в силах» – это образ Иисуса Христа, Спасителя мира, Спаса, окружённого (такими же, как у Отца) энергиями (силами), символом которых и являются драгоценные камни яспис, сардис и смарагд…
В Библии «камнем живым» назван Спаситель (1 Пет 2: 4), «живыми камнями» именуются апостолы (1 Пет 2: 5), «камнем» Христос нарекает апостола Петра (Ин 1: 42). Ведь камень – это символ духовной твердости.

Но это не единственная причина, по которой христианские мистики — исихасты, использовали образ камней для передачи божественных знаний. Ведь многие исихасты обладали духовным вИдением, конечно, могли наблюдать энергетические поля как человека, так и кристаллов.

И совсем не случайно изумруд, который издревле считался «камнем мудрости и хладнокровия», оказался символом Божественной Премудрости. Считалось: кто носит изумруд, не сделает неверного шага, не причинит зла.

И сердолик не случайно является библейским символом Божественной Благодати, или . Ведь название «сердолик» означает «радующий (или напоминающий) сердце». Считалось, что сердолик обладает свойством оберегать живых от смерти и болезней, дарит и покой, улучшает настроение, помогает в любви…
О свойствах красной яшмы на Руси говорилось, что этот «красный камень сердце овеселит и кручину и неподобные мысли отгонит, разум и честь умножает, силу и память человека врачует». Яспис – символ новой бессмертной природы человека, которая «придёт на смену» его смертной белково?нуклеиновой природе.

Таково недоказанное, но вполне обоснованное мнение некоторых ученых о мистическом смысле иконы Рублева «Спас в силах».

Метки: икона, исихазм

Икона Спас в Силах. Иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии. Самим наименованием образа «Спас в Силах» выражена богословская концепция — явление Исуса Христа в силе и славе в конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире: «Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа». Явление Божьей славы передается на иконе в виде символических фигур — геометрических и изоморфных, они обозначают различные силы небесные, земные и небесные уровни. В центре — Христос, восседающий на престоле. Красный цвет символизирует огненную природу божества («Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий». (Втор. 4.24), неопалимую купину (Исх. 3.2). Одежды золотого цвета — символизируют сияние славы, белые — чистоту и непорочность Спасителя как жертвенного Агнца.
Фон иконы заполнен геометрическими фигурами: на красный квадрат наложены синий круг (овал), и красный квадрат (ромб). Сочетание красного и синего символизирует соединение во Христе божественной и человеческой природ Спасителя, небесного царства и мира земного, милости и истины, огня Духа и воды Живой, непознаваемости и воплощения и т.д.
Красный квадрат всегда прочитывается как земная фигура (четыре стороны света, четыре стихии и т.п.). Синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов. Нередко небесный свод изображается как бы «сотканным» из парящих ангелов. Собственно, всё, что окружает Христа на иконе, — ангельские лики и крылья с глазами, подножие престола с крылатыми колесами и даже сам престол — не что иное, как символическое изображение различных небесных сил, таких чинов ангельской иерархии, как «престолы», «силы», «власти», «начала»…
Правой рукою Христос благословляет (или призывает к молчанию, говоря в это время то, что написано в книге), левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна — это и Книга Жизни с именами спасённых (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книга Откровения, написанная внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую не может никто, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это также и Книга Завета (Втор. 30.10) и Благая Весть. Наконец, Книга — символ Самого Господа Исуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир.
Без преувеличения, «Спас в силах» — это переданный живописно-символическим языком богословский трактат на тему Второго Пришествия Христа, грядущего судить живых и мертвых (Деян. 10:42; 2Тим. 4:8), суд Его — праведный (Ин. 5:30), и предстанут на суд Христов все (Рим. 14:10)

Икона Спас в Силах

Рукописная икона Спас в Силах выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа. Гравировка по левкасу. Натуральные камни: янтарь, перуанские амазониты, кианиты, ларимары, гранаты, речной жемчуг.

Иконописец: Осипов Александр. сентябрь, 2019 год. Сергиев Посад.

Икона Спас в Силах – концепция иконы выражает второе пришествие Иисуса Христа во славе в конце времен. Спаситель изображен как Царь Царей, Небесный Владыка. Господь является нам уже как Судия живым и мертвым и Суд Его праведен и неизбежен.
Икона отличается сложным композиционным решением, где каждый элемент и символ, несет в себе глубокое смысловое значение. Это целый богословский трактат, выраженный кистью иконописца.
Сюжет иконы основан на явлении Господа Вседержителя пророку Иезекиилю.

” И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня;
и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).
И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;
и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.

Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.
И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.
И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.
И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.

И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.
Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.
Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались.
А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.
И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса.
Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах.

Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах.
Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.
А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.
И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои.

И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои.
А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.
И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него.
В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.

Божия слава передается в виде геометрических фигур, каждая из которых несет в себе своесимволическое значение, и в тоже время объединяет их одно – каждый элемент символизирует небесные силы, небесную иерархию, небесные и земные уровни.
Восседающий на престоле Христос изображен на фоне красного ромба, который символизирует огонь сходящий с небес. Это огненная природа Божества, неопалимая купина.
За красным ромбом изображен синий круг, означающий небесную сферу, мир ангелов, архангелов, начал, властей и сил, господств и престолов, херувимов и серафимов.
И за небесной сферой изображен красный квадрат, символизирующий землю. Четырехугольник – это четыре стороны света, это четыре стихии. В углах квадрата изображены символы четырех Евангелистов которые проповедовали о Христе в четырех концах света и раскрывают свои отличительные стороны искупительной жертвы Христа и Его учения в каждом из четырех Евангелиях.

Евангелист Матфей изображен в виде ангела, символ предсказанного пророками мессианского послания Господа.
Евангелист Марк изображен в виде льва, как символ царственного достоинства Христа.
Евангелист Лука изображен в виде тельца, который символизирует жертвенное служение Спасителя.
Евангелист Иоанн изображен в виде орла, символ высокого значения Евангельского учения и вознесения Господа на небо.
Спаситель восседающий на престоле обычно изображается в золотом хитоне, где лучи ассиста на одежде подчеркивают сияние Его славы. Правой рукой Господь нас благославляет, в левой держит открытую книгу со словами из Евангелия от Матфея ” Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ труждáющiися и обременéн­нiи, и áзъ упокóю вы́: воз­ми́те и́го моé на себé и научи́теся от­ менé, я́ко крóтокъ éсмь и смирéнъ сéрдцемъ: и обря́щете покóй душáмъ вáшымъ: и́го бо моé благо, и брéмя моé легкó éсть.
Значение книги имеет глубокий символический смысл. Это и Книга жизни с именами всех спасенных. Это и Книга откровения, Книга нового завета, Евангелие. Это и символ Самого Христа, Который есть Слово Божие во плоти явившееся в мир.

В русских православных храмах икона Спас в Силах – занимает центральное место не только иконостаса, но и всего храма. В иконостасе образы святых предстоящие Христу образуют Деисусный чин, они во главе с Господом являются образом церкви небесной, и в храме, где все мы единомыслием исповемы, образуем единую Христову Церковь.

Купить икону Спас в Силах

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Спас в Силах. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу. Бесплатная доставка по Москве.
При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Образ Спаса в Силах выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *