Икона святая Елена

«Святая Елена» (икона): описание и значение

В великом сонме святых угодников Божьих лишь немногие были канонизированы в лике равноапостольных святых. Только особые заслуги перед церковью, ставившие на один уровень с апостолами, позволили им удостоиться этой чести. Одной из тех, чьё земное служение получило столь высокую оценку, была Святая Елена. Икона с её изображением на протяжении многих веков входила в число наиболее почитаемых православных святынь.

Юная дочь хозяина постоялого двора

Кто же она, святая равноапостольная царица Елена, икона которой встречается в большинстве российских храмов и привлекает к себе толпы верующих? Для ответа на этот вопрос откроем житие святой угодницы Божьей, составленное через непродолжительное время после её блаженной кончины, и те немногие дошедшие до нас труды древних историков, описывавших её славные деяния.

Около 250 года в малоазийском городе Вифании у владельца местного постоялого двора была дочь, помогавшая ему обслуживать приезжих. Это и была будущая святая Елена. Икона этой равноапостольной царицы представляет нам сегодня образ величественной женщины, устремившей свой внутренний взор в горний мир, а в те времена она была ещё простой девушкой, не помышлявшей о предстоящей ей великой миссии. И, как это случалось во все времена, однажды она влюбилась.

Счастливое, но внезапно оборвавшееся супружество

Её избранник, молодой римский воин Констанций Хлор, ответил взаимностью, и вскоре их союз был скреплён брачными узами. Своего первенца супруги назвали Константином. Этот ребёнок – плод их первой любви – также впоследствии был канонизирован в лике равноапостольных, как и его мать – святая Елена. Икона с их изображением всегда выносится из церковного алтаря в праздник Воздвижения Креста Господня, отмечаемый 27 сентября.

Их безмятежной семейной жизни пришёл конец, когда правивший в те годы император Диоклетиан, назначив Хлора правителем обширных колоний, потребовал от него расторгнуть брак и жениться на его падчерице Феодоре. Хлор не смог ради любимой женщины отказаться от блестящей карьеры, и их союз распался.

Впрочем, зло бывает наказано не только в романах и пьесах. Очень скоро изменник пожалел о содеянном, так как его молодая жена вкупе со своей многочисленной роднёй превратила его семейную жизнь в такой кошмар, что ему приходилось от них отбиваться с помощью своей личной охраны.

Новообращённая христианка

А тем временем Елена, оставленная мужем, поселилась в городе Дрепануме. Выбор был неслучайным – там жил и обучался воинскому искусству её, уже повзрослевший к тому времени, сын. Так случилось, и в этом явно виден Промысел Божий, что в городе была многочисленная община христиан. Последователи истинной веры исповедовали её втайне, так как в те годы она была ещё под запретом.

Посещая их собрания и слушая проповедников, Елена со временем постигла глубину нового для неё учения и была крещена местным пресвитером. С этого времени она начала длительный путь духовного возрастания, результатом которого стала та миссия, выполнение которой позволило ей воссиять в лике равноапостольных святых.

Императрица Елена

Прошли годы, и скончался Констанций Хлор – бывший муж Елены. В конце жизни он был правителем Западных земель Римской империи, поставленный на этот пост Диоклетианом, когда-то возвысившим его ценой семейного счастья. После смерти отца сын Елены Константин занял его место, составив серьёзную конкуренцию правившему в те годы императору Максимиану. Их политическое противостояние вылилось в открытую войну, победив в которой Константин сделался единоличным правителем Великой римской империи.

Одним из первых его государственных актов стал эдикт, в результате которого христианство получало законный статус. Этот документ положил конец почти трёхвековому римскому гонению на церковь. Став императором, Константин вызвал свою мать в столицу и возвёл её в ранг августы, то есть императрицы и своей соправительницы.

На пути служения Богу

Однако мудрая и лишённая тщеславия женщина, зная, сколь преходяща бывает земная слава, использовала открывшиеся перед ней возможности не для личного блага, а для служения церкви. По её распоряжению и на её средства в империи, ещё не очнувшейся от языческого сна, строились христианские храмы и создавались новые общины. Но впереди ждала главная миссия, которую должна была исполнить святая Елена.

Икона, значение которой выражает сама сюжетная композиция, представляет зрителю равноапостольную императрицу рядом с обретённым ею Крестом Господнем. Именно в этой находке, ставшей величайшей святыней всего православного мира, заключена её историческая заслуга.

Начало исполнения великой миссии

Житие святой Елены повествует о том, что, восскорбев сердцем о том поругании, которое учинили римляне над Иерусалимом, захватив его в 70 году и разрушив всё, что было связано с земной жизнью Христа, она сама отправилась в Палестину, чтобы с Божьей помощью отыскать то Живоносное Древо, на котором был распят Спаситель.

Императрице Елене было уже за семьдесят, когда в 326 году, сев на корабль, она отплыла к берегам Святой земли. Задача, которую она перед собой поставила, была необыкновенно трудна. В течение последних столетий Иерусалим не принадлежал, как прежде, евреям, а находился во власти язычников. Даже на месте, где некогда был распят Христос, стоял храм Венеры.

Обретение Креста Господня

Кстати, само это место удалось найти с большим трудом, так как никто не знал, где именно его нужно искать. Лишь благодаря помощи старого еврея по имени Иуда, предки которого из рода в род передавали рассказ о событии трёхсотлетней давности, удалось его определить с необходимой точностью. После того как был снесён языческий храм, и на освободившемся месте епископ Макарий отслужил молебен, все присутствующие вдруг ощутили неземное благоухание, исходившее от земли.

Когда же был удалён верхний слой грунта, скопившийся там за долгие годы, всем присутствующим предстали три креста, остававшиеся на прежнем месте с того великого дня, и на одном из которых Спаситель принял мученическую смерть. Но какой из них был орудием мучения Христа, оставалось загадкой. Там же находились табличка, надпись на которой была сделана Понтием Пилатом, и гвозди.

Но истину указал им Сам Господь. Он умудрил епископа Макария остановить проходившую мимо похоронную процессию и прикоснуться к умершему поочерёдно всеми крестами. Когда на покойного был возложен Крест Господень, тот неожиданно воскрес. Так христианская церковь обрела свою величайшую святыню, благодаря трудам, которые положила на это святая царица Елена. Икона обычно изображает её стоящей рядом с этой чудной находкой.

Начало почитания святой

Следует заметить, что за всю историю христианства канонизации в лике святых были удостоены лишь пять женщин, среди которых по праву заняла своё место и святая Елена. Икона её была написана сразу после смерти. Тогда же на Востоке началось и широкое почитание, достигшее Западной Европы лишь к началу IX века. В нашей стране память святой отмечается дважды в году – 19 марта и 3 июня – и имеет глубокие корни. Известно, что бабка крестителя Руси князя Владимира, первая российская христианка – княгиня Ольга, во святом крещении получила имя Елены именно в честь равноапостольной матери императора Константина Великого.

Иконография святой Елены

Не будет преувеличением сказать, что среди прочих угодников Божьих по значимости совершённого ею деяния православной церковью особо выделяется святая Елена равноапостольная. Икона её хорошо знакома всем верующим. Часто на ней она предстоит со своим сыном – императором Константином, так же как и мать, возведённым в ранг равноапостольных за утверждение христианства в качестве официальной государственной религии. Однако чаще встречаются образа, на которых представлена лишь святая Елена.

Икона, значение которой тем яснее, чем более вдумчиво мы соотносим сюжет с житием благочестивой императрицы, обычно изображает её на фоне Иерусалима, предстоящей возле монументального Креста Господня и устремившей взор к Небесам. Облачена она в одеяние, принятое у византийских императриц, с венцом или короной на голове. Иногда под венцом изображается драгоценный плат. Это наиболее распространённый сюжет. Икона святой Елены, фото которой открывает статью, относится именно к этой группе.

Однако наиболее ранние византийские иконы изображают святую, поддерживающую в воздетых вверх руках медальон с начертанным на нём крестом. В этом случае она также изображается либо одна, либо со своим сыном Константином. Примером этого может служить мозаика в Константинопольском соборе Святой Софии.

Российский вариант иконы

В российской иконографии существует совершенно оригинальная икона «Святая Елена». Значение помогает понять событие, произошедшее в 1665 году в Москве. Тогда из Палестины был доставлен специально изготовленный по заказу государя Алексея Михайловича крест с частицами Животворящего Древа Господня. Он предназначался для монастыря, расположенного на Кий-острове в Белом море, и его прибытие стало знаменательным событием в церковной жизни. В память о нём и была написана икона.

Она изображала Крест, по сторонам которого помещались фигуры святых равноапостольных Елены и Константина, а также царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и коленопреклонённого патриарха Никона. Впоследствии, когда он попал в опалу и был смещён, его изображение из композиции иконы удалили, и последующие списки с неё содержат лишь четыре фигуры. Среди образов, написанных в более поздний период, преобладает изображение святой Елены, держащей в руке небольшой крест, символизирующий её легендарную находку на месте распятия Христа.

Икона святой Елены. В чем помогает образ?

В российском православии сложилась традиция обращаться к равноапостольной царице Елене с самыми различными просьбами. Но чаще всего перед её святым образом молятся об исцелении от недугов и ниспослании здоровья себе и своим близким. Также к её помощи прибегают в случае материальных затруднений. Если молитва произносится с верой и упованием на милость Божью, то она бывает услышана, и просимое исполняется.

У иконы святой Елены есть одна, присущая лишь ей особенность. Если царица изображена вместе со своим сыном и правопреемником императором Константином, то к ней рекомендуется обращаться людям, занятым политической деятельностью и нуждающимся в поддержке. Такая молитва может быть актуальна в преддверии выборов и вселить надежду даже в тех кандидатов, которым больше рассчитывать не на что.

В наши дни среди изображений наиболее почитаемых в народе угодников Божьих присутствует и икона святой Елены. В Москве её замечательный образ можно увидеть в храме, принадлежащем приходу святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Она изображена держащей вместе со своим сыном святой крест, обретённый ею и дарованный всей христианской церкви. Кроме того, её образ можно найти практически в любом православном храме России и вознести перед ним свою молитву.

По православным традициям именины празднуются в ближайшую дату почитания одноименных мучеников и святых, следующую за днем рождения человека. Согласно церковному календарю, имени Алена соответствуют даты празднования святых Елен.

Происхождение имен Алена, Елена

Существует три версии происхождения:

  1. Имя стало народным вариантом церковного имени Елена. Так звали девочек в простонародье. Обособленным имя стало только в XX веке.
  2. В России так проявилась версия европейского мужского имени Алан.
  3. Происхождение этого имени уходит корнями в Древнюю Грецию. Так звали древнегреческого бога солнца и света Гелиоса.

В современности Алена произносится и пишется через звук «ё», хотя правильным вариантом считается произношение и через «е».

Значение имени Алена, характер

По мнению ономастики (наука об именах), присваиваемые вещам и людям названия откладывают отпечаток на них. Значение имени Алена с греческого – солнечная, светлая, дословно – факел.

Характеристика имени Алена

  • Положительные черты характера – обаяние, податливость, остроумие, любознательность, умение отстаивать свое мнение, способность к сочувствию и состраданию.
  • Отрицательные – хитрость, кокетливость, чрезмерная практичность и расчетливость.

Называя детей каким-либо именем, родители в некоторой степени предрешают характер взрослого человека. Аленами и Еленами обычно называют малышей в верующих семьях, желающих отдать дань уважения великим святым.

Женщины с именем Алена добродушны, ответственны перед окружающими и чувством долга. Такие люди мягкие, легко находят компромиссы, но не позволяют относиться к себе с пренебрежением.

Даты именин Алены по церковному календарю

Даты в списке указаны по новому стилю:

  • 28 января – мученица Елена;
  • 3 июня – царица Елена Константинопольская;
  • 8 июня – дочь ап. Алфея, мученица Елена;
  • 10 июня – Елена Дивеевская;
  • 24 июля – княгиня Ольга (в крещении Елена);
  • 12 ноября – королева Сербская, преподобная.

Преподобная Елена Сербская

День ангела Елены не обязательно отмечать единожды за год. Различают дни больших и малых дней ангела. Алена празднует большие именины в ближайшую к своему рождения дату, малые – во все прочие дни почитания мучениц и святых в году.

Поздравления с именинами Алены

Имя стало обособленным. Несмотря на это, в поздравлении рекомендуется использовать церковную форму имени – Елена.

Среди женских имен Алена стала самой солнечной. Аленам рекомендуется прожить свою жизнь согласно церковным канонам, не забывать о великих женщинах, в честь которых они названы.

Алёна и Елена

Быль.

Ребенок снова у бабушки. У ее матери, в смысле. А она, как девочка, послушно оставила его и ушла бродить по улице.

«Алёна, Алёна», — говорила она, обращаясь к себе как бы со стороны. Это осталось с детства. Будто другой человек зовёт тебя, зовёт ласково, но настойчиво: «Алёна, Алёна!» Так легче успокоиться, сосредоточиться, взять себя в руки. Но опять не получается, опять картинки недавнего прошлого встают перед глазами одна за другой.

Алёна и Елена

Вот они с мужем, совсем молодые. Они просто радовались друг другу. Просто им было хорошо. Мама была против Сережи, против свадьбы, вообще против замужества дочери. В день свадьбы по ее настроению можно было подумать, что в семье кто-то умер. Сестренка-подросток вообще сбежала подальше от семейных свар. Родственники мужа не могли не заметить, что новая родня вовсе не стремится быть родней, обида осталась и вымещалась в последующие годы на самой Алёне.

Ожидание ребенка. Мать умоляет, мать угрожает, мать требует, чтобы дочь сделала аборт. И главный довод: плохое зрение! больные глаза! тебе нельзя! Сережа приходил с работы уставший, теща набрасывалась на него: ты убьешь мою дочь! Ссоры выматывали, супруги переживали, нередко уже и между собой начинали переговариваться на повышенных тонах. Мирились, Алёна плакала, после слёз она все видела как будто через смятый целлофановый пакет, как через пелену, муж жалел ее, во сне они оба по-детски всхлипывали, как потом будет всхлипывать недоношенный Данилка.

С Данилкой пришлось Алёне крепко осесть дома. Сережа много работал. Мама продолжала сначала свои «ну и зачем родили», потом вдруг притихла. Стала улыбаться даже Сереже, обихаживать малыша, уверять, что она всегда поддержит и поможет. Сережа взялся за дополнительную работу, приходил часто раздраженный. Теща нет-нет да и замечала: «Ой, устал, как устал… Что ж, так работает – а денег мало? У соседей сын больше в два раза получает, он понимает, что семью надо обеспечивать…» Когда Сережа, случалось, огрызался на жену или, не взяв на руки сына, проходил в комнату и ложился спать, Аленина мама укоризненно качала головой: «У соседей папа так малыша любит, хоть какой приползет – а жену с сыном приголубит…»

Эх, Алёна, Алёна, когда ж ты попалась на эту нехитрую удочку? Как-то взгрустнулось, как –то выпалила маме «он меня не любит». Посмотрелась в зеркало, не понравилась самой себе – ну, у какой женщины не бывает? А тут мама вечером и говорит: «Ты помнишь Алексея? Да, спортсмен который. Всё на тебя заглядывался. Так он так и не женился, все по тебе вздыхает. Видел тебя, говорит – расцвела Алёна…» Алексея, выбившегося в «большой спорт» земляка, родственника маминых сослуживцев, Алена изредка видела в их пригороде, знала настолько, чтоб поздороваться при встрече, никогда не думала о нем как о «женихе», но что-то в сказанном приятно тронуло её сердце.

А на следующий день Алена пришла с прогулки с малышом и увидела в вазе огромный букет. Мама заговорщически подмигнула.

А еще через день к парку, где она гуляла, подъехала шикарная иномарка, и из нее вышел седеющий, дорого одетый Алексей.

Запросто подошел, полюбовался Алёниным сыном, начал расспрашивать про житьё-бытьё. Алена не терпела наглости. Отвечала сухо, коротко. Он не настаивал, распрощался. Но перед тем как уйти, посмотрел проникновенным, как в кино, взглядом и сказал:

— Я б тебя на руках носил. И всё бы у вас с сыном было.

Алёна разозлилась. Развернула коляску и решительно повернула к дому, задумав впервые в жизни жестко поговорить с матерью про всё это безобразие.

Дома уже был Сережа. Он озадаченно производил какие-то подсчеты на бумаге. Сколько-то в этом месяце по недоразумению вычли у него из зарплаты, и саму зарплату задерживали… Алёна грустно оглядела тесную комнату, пожелтевшие обои, собственное старое платье, висевшее в шкафу с покосившейся дверцей.

— Сережа… — позвала она.

— Да отстань, не мешай! – брякнул он. Ребенок проснулся и заплакал. Алена всхлипнула и убежала-заперлась в ванной.

Когда она вышла, про себя надеясь, что Сережа извинится, муж только спросил:

— Откуда цветы?

— Маме на работе подарили, — солгала Алена.

— На работе? – недоверчиво переспросил муж.

— Да, на работе! – сорвалась Алена. – Да, она работает! И деньги в дом приносит! И живем мы, вообще-то, в ее квартире!

За стеной плачущего ребенка укачивала бабушка. Хлопнула дверь – это опять убежала подальше от криков сестра.

День за днем тянулся, слово цеплялось за слово. Как-то Алена высказала мужу все, что слышала от мамы про идеального соседкиного сына, который и зарплату приличную получает, и сама нежность. А муж припомнил Алёне «ошибки молодости» до брака. А Алёна ему – его похождения. Муж вспылил, схватил куртку и ушел из дома.

Через некоторое время зазвенел телефон, высветился номер Сережиных родителей. «Так он уже к мамочке сбежал!» — вскипела Алена. Слёзы полились из глаз, глаза сразу же заболели, и опять перед глазами был какой-то мятый целлофан.

Телефон зазвонил снова. Она протянула руку, но это был уже не Сережа.

Это был Алексей.

***

Наверное, такие они и есть, спортсмены. Рубеж взят, результат достигнут – и забыт. Те полгода, что Алена с сыном прожила в доме Алексея, не отпускало ощущение, что вместо сердца – камень, огромный тяжелый камень, который тянет ко дну, и вот уже скоро начнешь задыхаться. Кардиологи назначили какое-то лечение, Алексей приобрел лекарства, оплатил отдых, выполнял все просьбы Алены. А в остальном жил своей жизнью, часто отсутствовал, как он там жил – не докладывал. А она не спрашивала, он так и оставался для нее чужим. Были цветы и конфеты, были украшения и рестораны, была аккуратная няня, которую Данилка, путаясь, иногда называл мамой.

В гости к Алёниной маме Алексей не ходил. Алёна ходила сама с ребенком.

Мама переменилась. Жалостливо рассказывала про Сережу, как он забирал вещи и уходил. Про то, что слышала от соседки, что он уехал в Питер, сразу был поставлен на какую-то серьезную должность – ну как же, он всегда был прекрасным специалистом! – и уже нашел какую-то себе девушку… Ну правильно, развод-то оформлен, он завидный жених, «а тебя твой Алешенька что-то расписываться не зовет…» В последний раз она вообще обозвала дочь «продажной девкой». А на дочкины уверения «мама, но ты же сама…» ответила театральным негодованием.

Алёна плакала все чаще, привыкая к проклятому целлофановому миру в глазах.

Когда она сказала Алексею, что хочет от него уйти, он отреагировал спокойно. Как будто это было в порядке вещей. Она собралась и ушла. К маме. А куда же еще.

***

«Алёна, Алёна», — звала она себя, сидя на старой дощатой лавочке. Рядом был забор, огораживающий храмовую стройку, оглушительно ревел трактор и гремели отбойные молотки, но она будто не слышала. Будто и слух становился у нее – целлофановый.

Парк, любимый парк. Вспоминалось детство. Подружка Катька, с которой они лазили по деревьям. Катьке, чтоб она не лазила, велено было на улицу ходить только в юбке – чтоб постыдилась кверх ногами на ветке висеть. А Катька напяливала под юбку шорты и преспокойно сидела на дереве вместе со всей честной компанией. Катька была из неверующей семьи, а Алену верующая бабушка тайком от родителей научила молитве «Богородице Дево, радуйся» , и девочки вместе, скрывшись от остальных, шепотом читали эту молитву – даже не понимая зачем. Пару слов молитвы Алена запомнила неправильно – но Богородица, наверное, не рассердилась? Теперь Катька замужем и работает где-то при храме в городе, так что уж точно знает, как правильно там читается. Алена тоже теперь знает. Успела прочитать в бабушкином молитвослове, пока мама не нашла и не выбросила в помойку. «Мама, я крещеная?» — спросила тогда Алена. «Еще не хватало!» — ответила мать.

Целлофан в глазах мелькал, посередине аллеи вырисовался силуэт… Катька! Не может быть! Длиннющая юбка, платок развевается, Катька машет своим неизменным молодежным рюкзаком. Вот ведь человек, не боится косых взглядов, как хочет одевается, живет — как считает нужным..

— Алена! Сколько лет, сколько зим! Солнышко, ты чего, чего плачешь?

Алена подняла глаза и вдруг сказала:

— Я хочу креститься.

***

С Катькой говорили долго. О Боге, о вере, обо всем. Алена впервые призналась, как казнит она себя за предательство, как тоскует по мужу. Как тяжко, что сын растет без отца. Как поздно поняла она, что никакие деньги, тряпки и даже никакие в пылу ссоры брошенные обидные слова не могут быть причиной рушить семью, созданную в любви.

Святая равноапостольная царица Елена

Решили, что назавтра Алена поедет в Катькин храм – а храм-то какой! Святых Константина и Елены! Не иначе как святая Елена сама молится за нее! Возьмет с собой сынишку, вместе крестятся.

Весь вечер Алена, запершись в комнате, читала книги, которые перекочевали к ней из Катькиной безразмерной сумки. Она радовалась, что-то как свежий ветер пробегало по ее сердцу. Она чувствовала, что хочет, бесконечно хочет быть вот в этом мире, который открывался ей со страниц. Откуда-то взялась решимость – она открыла дверь, вошла к маме и сказала:

— Мы с сыном завтра едем креститься!

Мать посмотрела на нее и процедила:

— Иди спать.

Наутро Алена проснулась, надела домашнее короткое платьишко, посмотрела на часы и ахнула: надо ехать! Так, надо взять платок, сумку с деньгами, одеться, собрать сынишку, который спал в бабушкиной комнате…

Она вошла в зал:

— Мам, ты мою сумку не видела?

— Видела. Она у меня в комнате.

Алена направилась туда, но мать встала у нее на пути.

— Мама, мне некогда, мне ехать пора!

— Никуда ты не поедешь. Ни сына, ни денег я тебе не дам. Позорить меня ты не будешь!

Алена попыталась проскользнуть в комнату, откуда доносился голос ее сестры и озадаченное гуление малыша, но мать отшвырнула ее к стенке.

Глаза застилались слезами. Алена поняла: заплакать сейчас – значит, ослепнуть на какое-то время и вообще никуда не добраться. Волевым усилием удержав слезы, она повернулась к своей комнате поймала удовлетворенный взгляд матери.

И тогда она поняла, что делать.

Она развернулась и бросилась ко входной двери. Странно: она была открыта. Не дожидаясь лифта, Алена помчалась, спотыкаясь и поскальзываясь, по ступенькам с восьмого этажа, а вслед ей неслись крики матери.

На остановке ее ждала Катька.

***

До храма – час езды на маршрутке. Обессилевшая Алена, держа подругу за руку, вошла, наконец, в бревенчатый храм. В какой-то момент отступили все переживания и тревоги. Ей казалось, что она вступает в сказочный мир, в котором когда-то родилась. Купель с горящими свечами, добрый и ласковый старенький батюшка, строгие лики на старинных иконах – неужели это всё наяву?

— Крещается раба Божия Елена…

И в этот момент будто внутри что-то разжалось, и кто-то за нее — та самая Алена, которую она столько звала? – заплакал беззвучно, обильными крупными слезами. Слезы лились потоком, и впервые в жизни глаза не болели, не горели огнем и не превращались в мутный целлофан. Она также явственно видела и батюшку, и иконы, и ревущую от радости Катьку. И… еще Кого-то рядом. Кто обещал утешать и укреплять, отныне и навсегда.

Колокольни у храма еще не было. Но когда батюшка вынес Святые Дары, Алена отчетливо услышала колокольный звон. И, судя по тому, как все встрепенулись, — не она одна.

После крещения подруги подошли к церковному прилавку. И Алена сказала:

— Кать, а… Сережа?

Катька поняла ее.

— Алён, вот ты сейчас совсем-совсем чистая, Господь тебя очистил, и ты совсем рядом с Ним. Молись. Молись сейчас. Молись изо всех сил.

И Алёна молилась. Потом записала молебны – святителю Николаю, Адриану и Наталии, Петру и Февронии, Кириллу и Марии…

Приехав домой, она молча прошла в свою комнату. Сестренка принесла ей Данилку и убежала. Алена весь день просидела в обнимку с Данилкой, кормила его, укачивала, почти не спускала с рук.

Наступил вечер. Телевизор за стеной задилинькал «Спокойной ночи, малыши», и Данилка спрыгнул с материнских рук и уверенно затопал в бабушкину комнату.

Телефон, молчавший неделями, вдруг вызвонил смс.

Это был Сережин номер. А в смс только два слова: «Открой дверь».

Алена ничего не поняла. Но пошла и дверь открыла.

На пороге стоял Сергей.

***

Сколько воды утекло с тех пор… «Алена, Алена…» — бывало, скажет муж и обнимет ее. Алена всё поймет и прижмется к нему. Хорошо жить в своем доме: никто не помешает поставить иконы и помолиться перед ними. Затеплить лампаду. Показать маленькому, как креститься. Никто не поперхнется чаем при слове «Бог». А за окном – церковь-новостроечка, и ее колокола утром и вечером зовут на молитву.

А храм в честь родной своей святой Елены Алена с Сережей, конечно же, тоже не забывают. Вот видите – икона святой Марии Магдалины? Она в доме – в честь того, что в праздник святой Марии состоялось их венчание.

В этом храме они крестили сына.

А потом – еще одного сына.

А потом – еще одного…

Храм Петра и Павла у Яузских ворот

Храм Петра и Павла у Яузских ворот первоначально назывался «Петра и Павла высокого, что на горке» (имеется ввиду Ивановская горка). Первые сведения о существовании здесь каменного храма относят к 1631 г.

Роспись.
Савва и Симеон Сербские

К концу XVII в. старая церковь обветшала и Московский Патриарх Адриан благословил разобрать ее и возвести на том же месте новую. Строительство было осуществлено на средства дворян Еропкиных и Колычевых в 1700-1702 гг. Однокупольный храм стал прекрасным образцом московского нарышкинского барокко: восьмерик на четверике с луковичной главой на восьмиугольном граненом барабане и типичным декором. Престол во имя св. ап. Петра и Павла перенесли в отдельный теплый придел трапезной, а главный престол освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение», однако церковь продолжали называть «Петра и Павла».

Фото 1881 г.

Несколько позже – в 1731 г. – храм обрел еще один престол – во имя Казанской иконы Богородицы. Несмотря на пожар 1748 г., в котором горел Петропавловский храм, прихожане не оставили свою церковь и собрали средства на ее восстановление.

В 1771 г. на территории храма появилась изящная трехъярусная колокольня в стиле раннего классицизма, необыкновенно гармонировавшая с основным зданием храма. Поднятые на нее в те годы колокола до сих пор радуют нас своим звоном.

Икона «Знамение» на фасаде

Пожар 1812 г. почти не затронул Петропавловскую церковь, хотя сгорели некоторые хозяйственные постройки и дома священства.

После Октябрьской революции 1917 г. храму повезло больше других: он не был закрыт, несмотря на требование местной пионерской организации передать здание им. Из закрытых советскими властями храмов сюда начали стекаться священники и прихожане, принося с собой сбереженные святыни: иконы и другую церковную утварь. Таким образом, здесь появилась Грузинская икона Божией Матери (XVII в.), принесенная из Покровского храма на Воронцовом поле.

Скульптура Богородицы в храмовом дворике

В 1948 г. храм Петра и Павла у Яузских ворот должен был стать представительством Сербской Православной Церкви, но по некоторым причинам политического характера подворье так и не начало свою работу. Это, впрочем, не помешало храму стать Сербским подворьем в 2000 г. (Патриарх Алексий II подписал указ об открытии представительства Сербской Церкви при Петропавловском храме 31.12.1999), подчеркнув духовное единение двух Церквей – Сербской и Русской.

Притвор в честь ап. Петра и Павла расписан фресками в греко-византийском стиле. На стенных росписях представлены святые, изображения которых крайне редко встречаются в России, поскольку это сербские святители, мученики, преподобные, князья.

Особо почитаемые святыни храма – Боголюбская икона Божией Матери, икона Успения Пресвятой Богородицы и мощевики с частицами святых мощей.

Икона собора святых Елен

В храме имеется весьма редкая икона – собор четырех святых Елен. На ней изображены Елена Сербская (жена короля Сербии Уроша I, память 12 ноября н.ст.), мученица Елена (дочь апостола Алфея, память 8 июня), царица Елена, равноапостольная (память 19 марта и 3 июня) и преподобная Елена Девочкина (первая игуменья Новодевичьего монастыря, память 1 декабря).

архипелаг

я впервые увидела её в августе — и не смогла выпустить из рук
эта икона — собор святых Елен — находится на Сербском подворье в Москве в Храме св. апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.
четыре женщины. две увенчаны коронами, на одной — монашеский клобук, у самой молодой из-под платка выбиваются светлые кудри… какими они были — от века и до века?
первая из Елен — слева — Елена Сербская, жена короля Стефана, мать святых Стефана Милютина и Драгутина.
Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года. день памяти Елены Сербской — 12 ноября(30 октября по старому стилю).
вторая слева — мученица Елена, дочь апостола Алфея. За исповедание веры в Иисуса Христа святая Елена была побита камнями , а брат её Аверкий «был привязан нагим среди пчельника и мученически скончался от укусов пчел». день памяти мучеников Аверкия и Елены — 8 июня.
третья — пожалуй, самая известная из святых Елен — Равноапостольная царица Елена. Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй — воздвижение Креста Господня… Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).
она и изображается обычно с этим крестом в руках:
это — скульптура св. Елены из собора св.Петра в Ватикане
а это — фреска из Софийского собора Новгорода, изображающая её с сыном Константином.
дни памяти св. равноапостольной царицы Елены — 19 марта и 3 июня.
четвёртая изображённая на иконе Елена — это первая игуменья Новодевичьего монастыря святая преподобная Елена Девочкина.
Первой игуменией новой обители стала монахиня суздальского Покровского монастыря Елена (Девочкина). Это послушание она несла 22 года до самой своей кончины 18 ноября 1547 года и оставила о себе добрую память как о монахине весьма высокой жизни, много потрудившейся во славу Божию. Ее имя сохранилось в официальных документах и в монастырских преданиях.
настоятельница, строительница, она и после сметри не оставляла свою обитель. 70 лет тому назад её могилу сравняли с землёй, но с марта 1999г. в монастыре возобновлёно почитание святой Елены. день памяти святой преподобной игумении Елены Девочкиной(1524-1547г.) — 1 декабря.
…но это ещё не все святые Елены.
28 мая/10 июня — в день преставления и 8/21 июля — в день празднования Собора Преп. Жен Дивеевских — омечают память преподобной Елены Дивеевской.
семнадцатилетней дворянкой уйти в монастырь, трудиться на послушаниях и, кроме того, как «словесная»(по выражению Серафима Саровского), исполнять многие трудные поручения; будучи необыкновенно доброй от природы, помогать сестрам втайне — всё это ещё можно понять. но — в двадцать семь лет, в качестве послушания, умереть вместо тяжело больного брата, нужного обители…
преподобная Елена Дивеевская причислена к лику общецерковных святых в 2004 году.
а четырьмя годами ранее, в августе 2000г., юбилейный освящённый архиерейский собор русской православной церкви определил причислить к лику святых от Саранской епархии ещё одну Елену — монахиню Елену (Асташикину; 1878-1937), днём памяти считая день расстрела — 10 августа.
её я искала дольше всех
о ней не написано жития и не существует иконы. есть только этот файл, открывшийся нехотя, случайно, и больше всего напоминающий анкету
и оттого особенно достоверный и пронзительный.
___________________________________________________________________
среди них было две королевы, да… но первая святая Елена была побита камнями. а последняя — расстреляна.
камо грядеши?..

Елена Кантакузина

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кантакузин.

Елена Кантакузин

Έλενα Καντακουζηνή

Византийская императрица

29 мая 1347 — 1376

Предшественник

Ирина Асень

Преемник

Кераца-Мария

Византийская императрица

1379 — 1390

Предшественник

Кераца-Мария

Преемник

Ирина Гаттилузио

Византийская императрица

1390 — 16 февраля 1391

Предшественник

Ирина Гаттилузио

Преемник

Елена Драгаш

Рождение

1333

  • Византия

Смерть

10 декабря 1396
Константинополь

Род

Кантакузины

Отец

Иоанн VI Кантакузин

Мать

Ирина Асень

Супруг

Иоанн V Палеолог

Дети

Андроник IV Палеолог, Мануил II Палеолог и др.

Вероисповедание

Православие

Елена Кантакузина (греч. Έλενα Καντακουζηνή; 1333 — 10 декабря 1396 года) — византийская императрица, супруга императора Иоанна V Палеолога.

Происхождение

Происходила из знаменитого византийского рода Кантакузинов. Была дочерью византийского императора Иоанна VI Кантакузина и Ирины Асень, сестрой византийского императора Матфея Кантакузина и деспота Мореи Мануила Кантакузина. Её сестры Мария и Феодора были, в свою очередь, женами Никифора II Орсини и Орхана I.

Биография

Её отец, тогда ещё великий доместик Иоанн Кантакузин, и будущий муж, малолетний император Иоанн V Палеолог, были соперниками во время гражданской войны в Византии (1341—1347). В 1347 году Иоанн Кантакузин вошёл в Константинополь и стороны заключили мировое соглашение, согласно которому Иоанн Кантакузин был признан как старший соимператор Иоанна V Палеолога, пока тот не достигнет совершеннолетия. С целью скрепления договора Елена Кантакузина была выдана замуж за Иоанна V Палеолога. Бракосочетание состоялось 28-29 мая 1347 года. На тот момент Елене было тринадцать лет, а её жениху только через месяц исполнялось пятнадцать. Мир между её мужем и отцом продолжался до 1352 года, когда Иоанн V Палеолог возобновил войну против своего соправителя. В апреле 1353 года Иоанн VI Кантакузин провозгласил её брата Матфея своим и Иоанна V Палеолога соправителем. Патриарх Каллист I отказался короновать сына Кантакузина и был смещён императором с патриаршего престола. Коронация Матфея состоялась лишь в феврале 1354 года при новом патриархе Филофее. 4 декабря 1354 года Иоанн V Палеолог вынудил Иоанна VI Кантакузина отречься от престола и постричься в монахи. Матфей в течение ещё трёх лет отражал натиск Иоанна V и его союзников — сербов, болгар и турок. В 1357 году сербскому полководцу Воихне удалось взять Матфея в плен. Иоанн V Палеолог потребовал отречения Матфея от престола в Адрианополе. Палеолог оставил соперника в живых, удовлетворившись его отречением от престола.

Последние годы жизни

В мае 1373 года сын Елены и Иоанна V Палеолога Андроник и сын турецкого султана Мурада I Санджи Челеби совместно подняли восстание против своих отцов, которое Мурад I быстро подавил. Андроник вместе со своим сыном Иоанном были захвачены, однако вскоре бежали из плена в Галату. После этого Иоанн V сделал свои соправителем другого сына, Мануила. С помощью генуэзцев и сербского правителя Марко Кралевича Андронику с сыном удалось свергнуть Иоанна V с престола. Елена со своим мужем и сыном Мануилом попала в темницу, где находилась три года. 12 августа 1376 года Андроник вместе со своим сыном Иоанном короновались как императоры Византии. Однако благодаря султану Мураду I 1 июля 1379 года Иоанну V Палеологу удалось вернуть себе престол, а Андроник IV c Иоанном VII вновь бежали в контролируемый генуэзцами квартал Галата, захватив с собой в заложники и свою мать Елену Кантакузину. Она оставалась в плену у своего сына до 1381 года, когда Иоанн V простил Андроника и дал ему в удел города на северном побережье Мраморного моря. Конфликт Иоанна V и Андроника IV продолжался до смерти последнего в 1385 году. Андроника IV сменил его сын Иоанн VII Палеолог, которому также удалось кратковременно свергнуть с престола своего деда Иоанна V Палеолога в 1390 году. Роль Елены в этом конфликте была незначительна, так как несколько источников даже не упоминают её. Иоанн V был восстановлен на престоле, но вскоре умер 16 февраля 1391 года. На престоле его сменил Мануил. Елена пережила своего мужа и удалилась в монастырь Святой Марты приняв имя Хипомона («Терпение»). Она умерла 10 декабря 1396 года.

Дети

В браке Елены Кантакузин и Иоанна V Палеолога родились:

  • Андроник IV (1348—1385) — византийский император (1376—1379);
  • Мануил II (1350—1425) — византийский император (1391—1425);
  • Михаил (умер ок. 1376/1377);
  • Феодор I Палеолог (1355—1407) — деспот Мореи;
  • Ирина (1349—1362) — супруга своего двоюродного брата Халиля, сына султана Орхана и Феодоры Кантакузины;
  • Мария (умерла ок. 1376) — была обручена с Мурадом I, умерла до брака;
  • неизвестная дочь, была обручена с Петром II Кипрским;
  • неизвестная дочь, постриглась в монашество в 1373 году;
  • ещё одна неизвестная дочь, которая также постриглась в монашество в 1373 году.

> В литературе

Персонаж в романе La luce di Orione Valerio Evangelisti.

> Примечания

  1. Barker J. W. Manuel II Paleologus (1391—1425). // A Study in Late Byzantine Statesmanship. — New Brunswick, N. J., 1969. — P. 33—36.

Библиография

Елена равноапостольная

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого. Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. В возрасте около 80 лет она совершила паломничество в Иерусалим, где провела раскопки в местах казни и погребения Иисуса Христа. Среди найденных святынь были четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Господь. В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля.

Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.

Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской. Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.

Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна.

Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.

Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы.

В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *