Икона Василия Великого

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Имя «Великий» Василию дали за огромную деятельность во имя церкви. Он соединил воедино умение богослова, философское учение и монашество. С молитвами к иконам святого Василия Великого обращаются отшельники, музыканты и учителя. Он покровитель новых начинаний и строительства дома.

Василий Великий

Мальчик появился на свет в первом веке в обеспеченном семействе. Отец был знаменитым мастером риторического искусства и юристом в Понте. Родители славились приверженностью православной вере, из десяти потомков пятеро зачислены в святые угодники. Василий получил прекрасное образование у преподавателей Кесарии, Константинополя и Афин, где подружился с Григорием Богословом.

Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и занимался юриспруденцией и риторикой. Но он отрекся от мирской жизни и посвятил себя аскетическим занятиям. Он получил крещение и чин чтеца, затем с целью изучения богословия отправился в Египет, где постигал христианские деяния. Затем посетил Палестину, Сирию и Месопотамию, чтобы познакомиться с жизнью отшельников. Когда он вернулся в Каппадокию, то отдал свое имущество нуждающимся, организовал общежитие у реки Ирис и собрал в нем монахов, где все трудились, проводили дни в молитвах и изучали священные труды. Василий Великий составил свод правил духовной жизни, который был принят многими монашескими обителями.

БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!) Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возмÑ… Read more САМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМ Писательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read more «И ВООБЩЕ, Я НА ИСПОВЕДЬ ОПАЗДЫВАЮ…» самая христианская история Поехала я в один монастырь на всенощную и на исповедь. Приехала к началу, но очень хотела есть. А там, недалёко от входа, монастырский ларёк с выпечкой, чаем-кофе и всякими другими вкусностями. Заняла очередь, и когда она … Read more САМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИК Оные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read more

СИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВА Ругая ребенка (и взрослого!), то есть, более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): „лентяй“, „трус“, „бестолочь“, „идиот“, „подлец“, мы это ВНУШАЕМ. Если говорить: „Ничего из тебя не выйдет!“, „Ты соверше… Read more

В те времена большую опасность для христиан представляло учение Ария, где Бог отец, а сын и святой дух находились у него в подчинении. Отец Григория Богослова, архиепископ в Назианзе, был в почтенных годах и не мог противостоять еретикам и позвал сына в помощь. Василий вынужден был вернуться в Кесарию, где ему назначили чин диакона, а затем пресвитера. Он был избран епископом Каппадокийским и занимался благотворительностью, обеспечивал людей работой в мастерских, возводил больницы, защищал бедных и больных, которые любили его за порядочность и сострадание. Умер Святой, не дожив даже до пятидесяти лет, и был зачислен в святые угодники.

Икона Святителя Василия Великого

Василий Великий усвоил точные науки, астрофизику, правоведение, медицину. Достиг успехов как проповедник и философ. Беседы святого Василия были выразительные и назидательные и всегда побеждали сторонников. К нему обращаются проповедники, учителя, преподаватели научной и просветительской деятельности с просьбой поддержать в решении сложных задач и обретении уверенности.

К иконе обращаются родители детей, которые не имеют успехов в обучении. Он поддерживает в освоении наук и преодолении проблем в учебе.

В чем помогает икона Василия Великого и зачем моляться:

  • для понимания веры и избавления от неуверенности, получения душевного спокойствия;
  • для защиты от недоброжелателей и врагов на работе;
  • для помощи в болезнях;
  • для поддержки в строительстве дома или приобретении жилья, открытия новых перспектив.

Для Руси Святой был особо почитаемым. Он служил небесным покровителем крещения Руси князем Владимиром Святославовичем и первая церковь в Киеве возведена в честь его памяти.

Праздник вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста выпадает на 12 февраля. Каждый из них внес большой вклад в изучение богословия и понимание священных учений.

Когда православные люди стали конфликтовать, кто из святых имеет большее значение в небесной иерархии, то христиане разделились на григориан, василиан и ионниатов. Тогда трое святых предстали перед митрополитом Евхаитским, рядом с Господом и была написана икона трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту.

О великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и с земли приверженных возведи к высоте небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православней Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.

Икона Василия Великого, в чем помогает

Чтобы школа не навредила Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем призÑ… Read more «У нас в классе тоже есть такой мальчик» Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read more ВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТ Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read more Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти? Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчив… Read more РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Жили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read more ЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! 1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read more БУЛОЧНИК И НИЩИЕ. Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read more ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ! За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и обÐ… Read more ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read more

Метки:Василий Великий икона

Житие Святителя Василия Великого началось в 330 году. Святой был выходцем из благочестивой знатной, не бедной семьи. По некоторым данным бабушка Святителя по линии отца, в свое время была наставницей Григория Чудотворца, а дедушка по той же линии был преданным христианином. Не легко было семейству во время гонений на христианство, они пребывали в глубокой скорби.

Мать Емелия была очень праведной, отец образованным, и интеллигентным. В семействе было пять дочерей и четверо сыновей. Любовь к православию еще в ранние годы ему привила мать и бабушка, отец же занимался образованием сына. Учился Кесарии Каппадокийской, где познакомился с Григорием Богословом, потом в Константинополе.

Одно время св.Василий работал на должности адвоката, однако впоследствии он много путешествовал и был аскетом монахом. Святой много времени посвящал молитве, изучению священных книг, благотворительности, вел подвижнический образ жизни пребывая в посте и воздержание. В 370 г святого Василия назначили епископом Кессарии, он во многом проявлял заботу о сбережении храмов от арианства. Святой был прекрасным человеком, одновременно строгим, мудрым и добрым. Он оставил много творений:

  • молитвы,
  • правила,
  • учения.

Преставился святой на пятидесятому году жизни в 379 году.

Правила Святителя Василия Великого

В данную книгу собраны 92 правила. Это количество самое большое, если рассматривать иных святых отцов. В Правилах Святителя Василия Великого каждый сможет найти ответ на интересующие вопросы. Много толкований и размышлений по поводу праведной православной жизни – какой она должна быть. Правила можно разделить на следующие блоки:

  • Первое каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому Правило 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

  • Второе каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому

Правило 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 3839 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

  • Третье каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому

Правило 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 7273 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

  • Святаго Василия Великаго из другаго послания к Амфилохию Иконийскому

Правило 86

  • Святаго Василия Великаго послание к Диодору, епископу Тарскому

Правило 87

  • Святаго Василия Великаго послание к Григорию пресвитеру

Святаго Василия Великаго к хорепископам послание

Правило 89

  • Святаго Василия Великаго к подчиненным ему епископам

Правило 90

  • Святаго Василия из 27 главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию
  • Святаго Василия Великаго, из 29 главы того же сочинения

Правило 92

Молитва от осквернения

Также существует молитва Василия Великого от ночного осквернения. В православной традиции ее читают лишь с благословения духовного отца. Духовнику под силу разобраться в истинной причине осквернения и решении проблемы с последующим Причастием. Если осквернение произошло по болезни человека- это не вменяется ему в грех.

Правило от осквернения

Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со иными всеми беззаконии моими, и яви мя нескверна, Владыко, за благость Христа Твоего, и освяти мя нашествием Пресвятаго Твоего Духа: яко да возбнув от мглы нечистых привидений диавольских и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию отверсти скверная моя и нечистая уста, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитву и поклонение святому можно осуществить дома, либо посетить храм Святителя Василия Великого в селе Зайцево, что находится в Московской области.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о Василие Великом:

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина (†380; память 19 июля), брат Григорий, епископ Нисский (†385; память 10 января), брат Петр, епископ Севастийский (†IV; память 9 января) и младшая сестра — праведная Феозва, диакониса (†385; память 10 января). К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия (†IV; память 1 января).

Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки, в молодые годы слышавшей наставления святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (†ок. 266–270; память 17 ноября).

После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Святой Григорий Богослов (†389; память 25 января) также учился в то время в Афинах; между ними установилась тесная дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Впоследствии Григорий Богослов, вспоминая те годы, писал, что в Афинах им известны были только две дороги — одна в церковь, а другая — в училище.

Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Чувствуя призвание к духовной жизни, он решил отправиться туда, где процветало подвижничество. С этой целью святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину.

В Египте святой Василий провел целый год у архимандрита Порфирия, изучая богословские творения святых отцов и упражняясь в постнических подвигах; затем он посетил преподобного Пахомия, подвизавшегося в Фиваидской пустыне, преподобных Макария Старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других подвижников. После этого святой Василий совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя.

На обратном пути святитель Василий некоторое время находился в Антиохии, где в 362 году был посвящен в сан диакона епископом Мелетием.

В Кесарии святой Василий проводил строгую иноческую жизнь. В 364 году он был посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.

После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337–361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364–378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарийский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.

Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.

В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Однажды, во время молебна пред иконой Пресвятой Богородицы и великомученика Меркурия (III в., память 24 ноября), святитель Василий получил откровение о гибели императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося вновь утвердить язычество. Святитель Василий увидел, как изображение великомученика Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье великомученика было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и погиб на Персидской войне.

Когда император Валент (361–378) отдал в Никее православную церковь арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду: передать церковь той стороне (православным или арианам), по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери.

Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве святителя двери храма раскрылись.

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину. Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.

За свою короткую жизнь (†379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (†394; память 23 ноября), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал: «Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

14 января 2002 года, в день престольного праздника, благочинным церквей священником Александром Самойловым в дар нашему храму была передана в киоте аналойная, писаная маслом, икона святителя Василия Великого, а в 2006 году – частица святых мощей вселенского учителя.

7 сильных молитв Святителю Василию Великому 4.4 (87.27%) 44 голос.

  • молитва от осквернения
  • молитва об успехе в делах
  • молитва на изгнание бесов
  • молитва о здравии
  • молитва от наветов вражиих
  • молитва о заступлении и помощи
  • краткая молитва

Молитва Василия Великого на изгнание бесов

«Заклинаю тя, злоначальника хульнаго, начальника сопротивнаго востания, и самодетеля лукавства, заклинаю тя низверженнаго от горняго светоношения, и во тму глубины низведеннаго возношения ради. Заклинаю тя и всю низпадшую силу последовательную твоего произволения: заклинаю тя, душе нечистый, Богом Саваофом, и всем воинством ангел Божиих, Адонаи Елои Бога Вседержителя, изыди и разлучися от раба Божия (имя), заклинаю тя Богом Словом вся создавшим, и Господом нашим Иисусом Христом, Единородным Сыном Его, прежде век неизреченно и безстрастно от Него рожденным, видимую же и невидимую тварь соделавшим, по образу Своему человека создавшим, законом первее естественне сия детоводившим, и ангельским приставлением сохраншим: водою согрешение свыше потопившим, и поднебесныя бездны разустившим, и гиганты нечествовавшыя растлевшим, и столп скверных растрясшим, и землю содомов и гоморров огнем жупельным испепелившим, егоже свидетель дым неугасимый курится; жезлом море раздельшим, и люди ногами немокрыми проведшим, и мучителя фараона, и воинство богоборное, во веки волнами нечестия брань потопившим; в последняя дни от Девы Чистыя Воплотившимся неизреченно, и целы печати чистоты сохраншим, омыти крещением древнюю нашу скверну благоизволившим, еюже мы преступлением осквернихомся. Заклинаю тя Крестившимся во Иордане, и образ нам нетления в воде по благодати Подавшим; Егоже ангели и вся силы небесныя удивишася, воплощенна Бога Смирившагося зряще, егда Безначальный Отец, безначальное Рождество Сыновнее откры, и Святаго Духа схождение, Троическое Единство свидетельствова. Заклинаю тя Оным, ветру Запретившим, и бурю морскую Укротившим, полк демонский Отгнавшим, и зеницы очныя от утробы лишенныя брением слепыя прозрети Соделавшим, и древнее рода нашего создание Обновившим, и немыя еже глаголати Исправившим: струпы проказ Очистившим, и мертвыя от гробов Воскресившим, даже до погребения человеком Беседовавшим, и ад востанием Пленившим, и все человечество необъято смертью Устроившим. Заклинаю тя Богом Вседержителем, Богодухновенным гласом человеки Вдохнувшим, и апостолом Содействовавшим, и всю вселенную благочестия Исполнившим: убойся, бежи, бежи, разлучися демоне нечистый и скверный, преисподний, глубинный, льстивый, безобразный, видимый безстудия ради, невидимый лицемерия ради, идеже аще ecи, или отъидеши, или сам ecи Веельзевул, или сотрясаяй, или змеевидный, или звероличный, или яко пара, или яко птица, или нощеглагольник, или глухий, или немый, или от нашествия устрашаяй, или растерзаяй, или наветуяй, или во сне тяжце, или и недузе, или в язве, или в смесе скоктаяй, или слезы любосластныя творяй, или блудный, или злосмрадный, или похотный, или сластотворный, или отраволюбивый, или любонеистовый, или звездоволхвуяй, или домоволшебник, или безстудный, или любопрительный, или непостоянный, или с месяцем пременяяйся, или временем неким сообращаяйся, или утренний, или полуденный, или полунощный, или безгодия некоего, или блистания, или по случаю сретился еси, или от кого послан еси, или нашел еси внезапу, или в мори, или в реце, или от земли, или из кладязя, или от стремнины, или от рова, или от езера, или от трости, или от вещества, или от верху земли, или от скверны, или от луга, или от леса, или от древа, или от птиц, или от грома, или от покрова баннаго, или от купели водныя, или от гроба идольскаго, или отнюдуже вемы, или не вемы, или от знаемых, или от незнаемых, или от непосещаемаго места, отлучися и пременися, устыдися образа рукою Божиею созданнаго, и воображеннаго: убойся воплощеннаго Бога подобия, и не сокрыйся в рабе Божием (имя), но жезл железный, и пещь огненная, и тартар, и скрежет зубный, отмщение преслушания тебе ожидает. Убойся, умолкни, бежи, не возвратися, ни сокрыйся со инем лукавством нечистых духов: но отъиди в землю безводную, пустую, неделанную, на нейже человек не обитает: Бог Един призирает связаяй всех уязвляющих, и злосоветующих на образ Его, и веригами мрака, тартару предавый, в долгую нощь и день, тебе всех злых искусителя и изобретателя диавола. Яко велий есть отрок Божий, и велия слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.»

Молитва Василию Великому о здравии

От трудноизлечимых заболеваний, о помощи в жизни, об укреплении веры.

«О великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на Небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Умоли Господа, да возвысится страна наша, и да дарует всему народу нашему здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей Горних на нас, смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте Небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да, оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православней Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную пети и славити во веки веков. Аминь.»

Молитва святому Василию Великому от наветов вражиих

Об избавлении от бед и напастей.

«О великий и пресвятый святителю отче Василие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея пренепорочнаго девства предызбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе. Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, о премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогда же на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша. Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких; соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся. Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду. Егда же час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми неприступнаго Божия величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную же и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь.»

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Житие Святителя Василия Великого началось в 330 году. Святой был выходцем из благочестивой знатной, не бедной семьи. По некоторым данным бабушка Святителя по линии отца, в свое время была наставницей Григория Чудотворца, а дедушка по той же линии был преданным христианином. Не легко было семейству во время гонений на христианство, они пребывали в глубокой скорби.

Мать Емелия была очень праведной, отец образованным, и интеллигентным. В семействе было пять дочерей и четверо сыновей. Любовь к православию еще в ранние годы ему привила мать и бабушка, отец же занимался образованием сына. Учился Кесарии Каппадокийской, где познакомился с Григорием Богословом, потом в Константинополе.

Одно время св.Василий работал на должности адвоката, однако впоследствии он много путешествовал и был аскетом монахом. Святой много времени посвящал молитве, изучению священных книг, благотворительности, вел подвижнический образ жизни пребывая в посте и воздержание. В 370 г святого Василия назначили епископом Кессарии, он во многом проявлял заботу о сбережении храмов от арианства. Святой был прекрасным человеком, одновременно строгим, мудрым и добрым. Он оставил много творений:

  • молитвы,
  • правила,
  • учения.

Преставился святой на пятидесятому году жизни в 379 году.

Учение святого Василия

Учение святителя Василия Великого основано на том, что необходимо сделать для духовного совершенствования. Самым важным в совершенствовании это преображение человека. Жизнь каждого истинного православного человека должна стать подвигом и подготовкой к вечной жизни в Царстве Небесном.

Самым главным инструментом для преображения являются:

  • вера в триединого Бога;
  • молитва;
  • истинное покаяние;
  • чистая любовь к ближнему и Богу;
  • смирение.

Жизнь человека нуждается, по словам Святого, это не что иное, как непрерывная работа над приближением к Господу.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех.Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Иконы и храмы в честь святого

Молитва этого праведника настолько велика, что по ее силе можно было спасаться даже грешникам, отрекшимся от Христа. Глубоко почитают святого во всем мире поэтому практически в каждом храме можно найти икону святому к которой можно вознести свои мольбы. Особенно помогает икона тем, кто просит избавиться от болезней, страха гонения и несправедливости со стороны начальства. А также святому молятся для получения силы в разных экспериментах и научных открытиях, творческих начинаниях.

Икона Святого Василия Великого считается главной помощницей в учительстве. Сам святой является примером для наследования для учителей и наставников.

Как молится святому

Известно несколько молитвенных прошений, которые можно произносить перед образом святого. Дома это можно делать перед фотографией, однако коленопреклонно. В Храмах, особенно в великие праздники можно услышать бесценные молитвы святому. Например, на Троицу читают следующие молитвы:

  • о прошении помилования;
  • о даровании Святого Духа;
  • об успокоении усопших.

Молитва Василия Великого от ночного осквернения

«Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со иными всеми беззаконии моими, и яви мя нескверна, Владыко, за благость Христа Твоего, и освяти мя нашествием Пресвятаго Твоего Духа: яко да возбнув от мглы нечистых привидений диавольских и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию отверсти скверная моя и нечистая уста, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Молитва Василию Великому об успехе в делах

«О святителю великий Василий Великий! Ты многая и различная дарования от Господа приял вей, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь от Бога вдохновенный, мудрости имущим – ума просветигель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления правого образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым – терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюжде любовь разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием и исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Об избавлении от бед и напастей.

«О великий и пресвятый святителю отче Василие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея пренепорочнаго девства предызбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе. Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, о премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогда же на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша. Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких; соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся. Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду. Егда же час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми неприступнаго Божия величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную же и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь.»

Молитва Василию Великому о заступлении и помощи

«О великий и преславный святителю Христов, всея вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, всеблаженне отче Василие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето и во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

Краткая молитва святителю Василию Великому

«О великий и пресвятый святителю, отче Василие! Призри от высот небесных на нас, раб Божиих (имена), и умоли Господа, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление и во всех нуждах, скорбех и искушениях скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, воспевати и славити во веки веков. Аминь.»

О чем мы молимся и как мы благодарим Бога?

Определяя само существо молитвы, святитель Феофан Затворник говорит о том, что она есть «умное к Богу восхождение из сердца», «ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных». Молитва непрестанная, искренняя и сердечная составляет основу жизни верующего человека. Пример такого молитвенного упования можно видеть в словах псалмопевца Давида, некогда воспевшего в умилении и кротости: «Благословлю Господа на всякое время…» (Пс. 33:2), в молитве, дарованной Самим Господом, а также в смиренных прошениях святых – собеседников Божиих.

«…и утро молитва моя предварит Тя» (Пс. 87:14)

Слово о молитве

О том, как важно вдумываться и постепенно прояснять заключенный в молитвах глубинный смысл, наставляет нас святитель Феофан Затворник: «Для Вас я полагаю совершенно достаточным исполнение утром и вечером положенных в молитвенниках молитв утренних и на сон грядущим. Только старайтесь всякий раз исполнять их со всем вниманием и соответственными чувствами. Чтобы это успешнее совершать, потрудитесь в свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, Вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца… Так подготовясь, когда стоите на молитве, заботьтесь удерживать ум от парения и чувство — от холодности и равнодушия, всячески напрягаясь и внимание хранить, и теплоту чувства возгнетать… Особенно по окончании молитв подольше сами помолитесь, прося прощения за невольные отбегания ума и предавая себя в руки Божии на целый день».

Молитва святителя Василия Великого:

Тя благослови́м, вы́шний Бо́же и Го́споди ми́лости, творя́щаго при́сно с на́ми вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа́, пода́вшаго нам сон во упокое́ние не́мощи на́шея, и ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти. Благодари́м Тя, я́кo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими, но человеколю́бствовал еси́ обы́чно, и в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́, во е́же славосло́вити держа́ву Твою́. Те́мже мо́лим безме́рную Твою́ бла́гость, просвети́ на́ша мы́сли, очеса́, и ум наш от тя́жкаго сна ле́ности возста́ви: отве́рзи на́ша уста́, и испо́лни я Твоего́ хвале́ния, я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе́, во всех, и от всех сла́вимому Бо́гу, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святитель Василий Великий: «премудрости рачитель» и «поборник Троицы»

Эта обращенная ко Господу молитва из утреннего правила составлена величайшим подвижником христианской Церкви – святым IV века святителем Василием Великим, архиепископом Кесарийским.

Святитель Василий был одним из образованнейших людей своего времени. Основам светских наук его учил отец, сам преподававший риторику и философию. Повзрослев, юноша отправился за знаниями сначала в Константинополь, а затем и в Афины – столицу античной премудрости. Обладая необыкновенной остротой ума, Василий изучил, как сообщает в его Житии святитель Димитрий Ростовский, грамматику, риторику, астрономию, философию, физику, медицину и естественные науки. Однако не образ ученого мужа предстает перед нами в составленных им молитвах (из утреннего молитвенного правила, ко Святому Причащению) и чине Божественной литургии, названной его именем. Мы видим именно подвижника, с живой верой и покаянным сердцем собеседующего с Тем, Кого он именует «Безначальным и Присносущным Светом», постигая таким образом вечную и неизменную природу Бога.

Не напитав своего пытливого ума светской мудростью, он решил отправиться в те земли, где жили христианские подвижники

По своему настроению молитвы святителя Василия немногим отличаются от тех молитв утреннего правила, что были написаны преподобным Макарием Великим (первые четыре утренние молитвы). В них также слышится моление Господа о прощении и просьба не презреть на возносимое недостойными устами славословие Ему, прошение восставить от сна и лености и взывание о помощи в течение всего предстоящего дня. Это связано с тем, что будущий иерарх Кесарийской Церкви оказался причастником аскетической традиции древнего монашества. Житие святителя рассказывает о том, что, не напитав своего пытливого ума светской мудростью, он решил отправиться в те земли, где жили христианские подвижники. Прежде всего, он отправился в Египет, где процветала монашеская жизнь. Совершая и собственные постнические подвиги, молодой человек наблюдал за жизнью знаменитых своих современников-подвижников: «Пахомия, жившего в Фиваиде, Макария старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других. Из Египта Василий отправился в Палестину, Сирию и Месопотамию, чтобы обозреть святые места и ознакомиться с жизнью тамошних подвижников».

Позднее, став сначала диаконом, потом пресвитером, а затем и архиепископом в родной Кесарии, он продолжал вести ту же подвижническую жизнь, какой научился, путешествуя в молодости по местам, освященным трудами святых пустынников.

Именно поэтому, прочитывая слова, когда-то произнесенные устами величайшего святителя, навсегда сохранившего в душе смирение и преданность воле Божией, мы оказываемся причастны тому удивительному молитвенному настроению, в котором пребывал сам Кесарийский предстоятель.

Святитель Василий Великий. Мозаика Софийского собора в Киеве

Тя благослови́м, вы́шний Бо́же и Го́споди ми́лости, творя́щаго при́сно с на́ми вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа́

При первом прочтении этой молитвы можно обратить внимание на то, что ее прошения словно бы вплетены в славословие, приносимое Богу: «Тя благослови́м… Благодари́м тя…». И можно видеть, как благ и милосерден Господь – Его святитель называет «творя́щим при́сно с на́ми вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа́», то есть всегда (слав. при́сно) в неисчислимом множестве являющим для нас дела великие и непостижимые, славные и достойные изумления. Вначале может показаться, что слова «неизсле́дованная» и «ужа́сная» имеют некий отрицательный оттенок. Действительно, в русском языке первое говорит о чем-то таком, что «не изучено, не освоено», другое называет нечто «вызывающее ужас, очень страшное». Однако в языке церковнославянском эти слова, напротив, лучше, чем какие-либо другие, передают непостижимость Бога. Об этой-то непостижимости и говорит святитель Василий. Удивительно, насколько то, как он размышляет о Боге, совпадает со сказанным святителем Феофаном Затворником: «В Боге же все непостижимо – и естество Божие, и Триипостасность, и свойства Божества, и Его действия. Первая здравая мысль ума о Боге есть сознание Его всесторонней непостижимости, при непоколебимом убеждении в Его бытии, всесовершенстве и вседействии вообще в тварях и наипаче в человеке. Последнего он не может не исповедать, но как все это есть в Боге и в каких очертаниях, – постигнуть не силен. Постижение непостижимости во всем, даже исповедуемом о Боге, есть возвышеннейший акт ума, есть верное выражение его смиренного и благоговейного поклонения Богу».

Тя благослови́м, вы́шний Бо́же и Го́споди ми́лости, <…> пода́вшаго нам сон во упокое́ние не́мощи на́шея, и ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти

Пример такого благоговейного поклонения Творцу и Создателю и подает нам святитель Василий в этой молитве

Пример такого благоговейного поклонения Творцу и Создателю и подает нам святитель Василий в этой молитве. Она прославляет Бога за то, что Он подал нам сон, зная, что мы, имея несовершенную природу – телесные немощи, – нуждаемся в отдыхе, в облегчении (слав. ослабле́ние) тяжести трудов, которые мы несем в течение дня: покой ночного сна, от которого мы сейчас восстали, поддерживает наше тело, тогда как ему Самим Богом заповедано нести требующие больших усилий труды: В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3:19). Таков был завет Божий Адаму, а в лице его и всему человечеству. Размышляя над этим библейским стихом, святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Я, говорит, вводя тебя в этот мир, хотел, чтобы ты жил без скорби, без труда, без забот, без печалей, чтобы ты был в довольстве и благоденствии и не подлежал телесным нуждам, но был чужд всего этого и пользовался совершенною свободою. Но так как тебе не была полезна такая свобода, то Я и прокляну землю так, что она впредь уже не будет, как прежде, давать плодов без посева и возделания, а только при большом труде, усилии и заботах; подвергну тебя постоянным скорбям и печалям, заставлю все делать с изнурительным напряжением, чтобы эти мучительные труды были для тебя всегдашним вразумлением вести себя скромно и знать свою природу».

В такое сознание нашего несовершенства и греховности и помогает нам прийти молитва святителя Василия Великого.

Благодари́м Тя, я́кo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими, но человеколю́бствовал еси́ обы́чно, и в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́, во е́же славосло́вити держа́ву Твою́

Вслед за словами о многих трудах, которые нам надлежит нести, подвижник, снова благодарит Бога, именно за то, что Он, зная о наших беззакониях, не погубил нас, но, как и всегда, по Своему обыкновению, явил человеку величайшую любовь: нас, находящихся «в неча́янии», то есть не готовых услышать зов Господа, не покарал, но воздвиг, то есть помог встать ото сна. И потому мы можем обратиться к милосердному Богу с молитвой, чтобы (слав. во е́же) прославить силу, могущество (слав. держа́ва) Его.

Притча о десяти девах

Здесь нам могут вспомниться евангельские образы пяти дев, утомленных сном, которые, заслышав весть о приближающемся Женихе и проснувшись, только тогда поняли, что они не готовы встретить Его (Мф. 25:1-13). Этот же образ сна Господь использует и в другом месте Своей проповеди, когда говорит о необходимости бодрствовать, чтобы вор, воспользовавшись беспечностью хозяина дома, не нанес ему вреда (Мф. 24:42-43). Так Господь изображает кончину времен, говорит о Втором славном Своем Пришествии. Рассуждение об этом можно найти в беседах святителя Иоанна Златоуста, поясняющего, почему именно так прикровенно Господь обращается к Своим ученикам: «Не говорит им о том часе, когда Он придет, для того, чтобы они бодрствовали и всегда были готовы. Желая же, чтобы они всегда были озабочены встречей с Ним и всегда добродетельны, сказал им, что придет тогда, когда не ожидают Его. Смысл слов Его таков: если бы люди знали, когда они умрут, то без сомнения позаботились бы об этом часе.

Итак, для того, чтобы не заботились об одном только дне смерти, Христос не означает ни дня общей кончины, ни дня смерти каждого, желая, чтобы люди всегда ожидали этого дня, – чтобы он был предметом непрестанной заботы. Поэтому и конец жизни каждого оставил в неизвестности».

Действительно, по мысли святых отцов, сон – это некое подобие смерти. Так говорит, например, преподобный Иоанн Лествичник: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств». И в словах молитвы мы свидетельствуем о том же: о том, что теперь по Своему человеколюбию, нас, пребывающих в расслабленности и беспечности, Господь пробуждает, подавая еще время для трудов и покаяния.

Те́мже мо́лим безме́рную Твою́ бла́гость, просвети́ на́ша мы́сли, очеса́, и ум наш от тя́жкаго сна ле́ности возста́ви, отве́рзи на́ша уста́, и испо́лни я Твоего́ хвале́ния

Потому (слав. те́мже), сознавая это, вслед за древним подвижником мы с мольбой обращаемся к Богу, понимая, насколько безмерна Его милость к нам. В этой молитве мы просим Его просветить наши мысли и чувства. При этом речь идет не только о зрении, но и обо всех чувствах вообще. Подтверждением тому являются слова святых. Так, сам святитель Василий Великий в одном из поучений сравнивает глаза с бестелесными руками, которыми душа ощущает находящееся на расстоянии. Оно может быть добрым, но может быть и злым, а потому мы призваны избегать созерцания того, что послужит нам соблазном. Святой же Иоанн Лествичник призывает: «Всеми силами будем убегать, чтобы не видеть, не слышать о том плоде, которого мы обещались никогда не вкушать».

Просим мы и оживить наш ум, восстановить его после «бездействия чувств», в котором мы пребывали во сне.

Вместе с тем, можно говорить и о том, что прошение о просвещении очей и бодрости ума неслучайно мыслится святителем Василием как единое. В своей беседе на слова «Внемли себе» из ветхозаветной книги Второзаконие (Втор. 15:9) он пишет: «Сказано: внемли себе. Всякое живое существо от устроившего все Бога имеет в себе побуждения к охранению своего собственного состава. <…> Потому и нам обучающий нас Бог дал сию великую заповедь, <…> чтобы то, что бессловесными делается без размышления, у нас совершалось со вниманием, при непрестанном напряжении рассудка; и чтобы мы были исправными хранителями данных нам от Бога побуждений, бегая греха, как бессловесные избегают ядовитого в снедях, и гонясь за правдою, как и они отыскивают в траве питательное. Поэтому внемли себе, чтобы мог ты различать вредное от спасительного. Но поскольку внимать можешь двояко: или телесными очами всматриваться в предметы видимые, или умною силою души погружаться в созерцание бестелесного, то, если скажем, что заповедь сия ограничивается действием очей, тотчас обличим ее невозможность. <…> Потому остается разуметь заповедь сию об умственном действовании. Итак, внемли себе, то есть осмотри себя со всех сторон; для охранения себя содержи неусыпным душевное око. <…> Поэтому смотри, не окажись худшим бессловесных в охранении себя самого и, запутавшись в сетях, не сделайся добычею диавола, будучи жив уловлен от него в свою его волю (2 Тим. 2:26)».

Такое чуткое бодрствование и оживление совершается, когда милостью Божией размыкаются наши уста и наполняются хвалой, обращенной ко Господу. Удивительно, что у Самого Бога мы просим дать нам возможность воспевать Его: «испо́лни я (то есть и́х, уста́, здесь употреблена краткая форма лично-указательного местоимения они́ в винительном падеже) Твоего́ хвале́ния».

Почему так происходит и для чего Богу нужно наше славословие? Святые отцы говорят нам о том, что оно нужно не Богу, а нам самим: «Божество ни в чем не нуждается. Итак, для чего же Он желает, чтобы мы восхваляли и прославляли Его? Для того чтобы чрез это сделать теплее нашу любовь к Нему. Не требует Он от нас ни служения, ни прославления, ничего другого; Он желает одного – спасения нашего, и все делает для этого. В самом деле, славословящий и благоговеющий пред благодатью, явленной в Нем, будет внимательнее и рачительнее (к своему спасению)». Так учит нас святитель Иоанн Златоуст.

Оживление же нашего ума происходит силою благодати Божией

Оживление же нашего ума происходит силою благодати Божией. У святого праведного Иоанна Кронштадтского можно найти такие слова: «Что значит тяжкий сон лености и окамененное нечувствие сердца во время молитвы или при составлении проповеди, при преподавании Закона Божия? Значит оставление нас благодатью Божией, по премудрым и благим намерениям Божиим, для укрепления нашего сердца к свободным собственным духовным деланиям. Иногда благодать носит нас как детей или водит и поддерживает нас как бы за руку, тогда полдела нам делать дела добродетели, а иногда оставляет нас одних нашей немощи, чтобы мы не ленились, а трудились и духом заслуживали дарование благодати: вот в это-то время мы должны, как свободные существа, добровольно показать свое исправление и свое усердие к Богу. Роптать на Бога, на лишение нас благодати было бы безумие, ибо Господь, когда хочет, тогда и берет благодать Свою от нас, падших и недостойных. Надо в это время научиться терпению и благословлять Господа: Господь дал благодать Свою, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1:21)».

Сам святитель Василий также обстоятельно рассуждает о хвале, должной быть возносимой нами Богу. При этом он, как прежде говорил о духовных очах, так теперь упоминает о духовных устах, то есть указует, какой должна быть сокровенная жизнь человека. Пример такой жизни, основанной на непрестанном славословии Создателя, нам являет пророк и псалмопевец Давид: Выну хвала Его во устех моих. Пророк по-видимому обещает нечто невозможное. Как может хвала Божия быть непрестанно во устах человека? Когда разговаривает он в обыкновенной и житейской беседе, в устах его нет Божией хвалы. Когда спит, хранит он совершенное молчание. Когда ест и пьет, как уста его произнесут хвалу? На сие отвечаем, что у внутреннего человека есть некоторые духовные уста и посредством их питается он, приемля слово жизни, которое есть хлеб сшедый с небесе (Ин. 6:58). О сих-то устах и говорит Пророк: Уста моя отверзох и привлекох дух (Пс. 118, 131). Сии-то уста и Господь советует иметь расширенными для обильного приятия брашен истины. Ибо сказано: Разшири уста твоя, и исполню я (Пс. 80, 11).

«Посему мысль о Боге, однажды напечатленная и как бы печатью утвержденная во владычественной силе души, может быть названа хвалою Божиею, которая выну пребывает в душе; и тщательный, по увещанию Апостола, может давать все во славу Божию, так что всякое действие, всякое слово, всякое умственное упражнение получает силу хвалы, ибо аще яст, аще ли пиет праведник, вся во славу Божию творит (ср.: 1 Кор. 10:31). У такого и во время сна сердце бодрствует, как сказано в Песни Песней: Аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5:2), ибо мечтания сна очень часто бывают отголосками мыслей, занимавших днем».

Я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе́, во всех, и от всех сла́вимому Бо́гу, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пока же наш дух еще не силен хранить такую постоянную память о Боге, святитель Василий просит о ней в словах своей молитвы

Пока же наш дух еще не силен хранить такую постоянную память о Боге, святитель Василий просит о ней в словах своей молитвы. Вместе с тем хвала наша приносится Господу с особой целью: «я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе́». Здесь для выражения обстоятельства цели употреблена особая церковнославянская конструкция, состоящая из частицы да и смыслового глагола в форме настоящего или простого будущего времени, в данном случае эта частица получает значение союза «чтобы». Итак, мы просим о том, чтобы в непрестанном славословии иметь возможность непоколебимо, неотступно, воспевать и торжественно прославлять Бога, исповедовать свою веру в Него, славимого во всех творениях и от всех созданий Его.

Завершает свою молитву святитель Василий исповеданием Бога-Троицы, именуя Безнача́льного Отца́, Единоро́дного Сы́на и Всесвято́го, Благо́го и Животворя́щего Ду́ха. Известно, как много сделал святитель Василий Великий для сохранения чистоты истинного православия вместе с другими богословами, которых Церковь стала именовать за величие их подвига Великими каппадокийцами. Они, обличая последователя лжеучителя Ария Евномия, оказались победителями едва не разрушившей церковного единства ереси арианства, неправедно учившей об Иисусе Христе. В своих творениях отстаивал святитель Василий и божественное достоинство Святого Духа, обличая ложное исповедание еретика Савелия. Поэтому-то, как можно полагать, молитва святого оканчивается краткими, но такими важными словами, свидетельствующими о непреходящем значении сказанного: «сейчас и всегда и в бесконечные веки». Истинно так (слав. «ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь»).

Святительства одеждами украшен, радуяся проповедал еси Евангелие Царствия, Василие, православия Церкви источив учение

Обращаясь к Богу с молитвой, по слову одного из прошений на Литургии, «едиными усты и единым сердцем», мы исповедуем свою причастность единой Церкви – Телу Христову. Первой молитве научил нас Сам Господь Иисус Христос, другие молитвословия постепенно появились в ходе церковной истории, будучи прежде впервые произнесены истинными Божиими угодниками, ставшими для других верующих учителями и примером в молитвенном и духовном подвиге.

Можно обратиться к словам святого Патриарха Тихона, сказанным о них: «К именам многих св. подвижников (Антония, Евфимия, Феодосия, Иоанникия, Арсения и др.) Церковь присоединяет название “великий”. Хотя в гражданской истории об этих “великих” людях и не упоминается, однако название это дано им Церковью по праву. Главное величие человека заключается в силе его духа, и такое величие и проявляли в себе подвижники. Это – люди, которые избирают себе единую цель жизни, единый путь – Христа. Все свои стремления, помыслы и деяния они направляют к тому, чтобы приготовить своего внутреннего человека ко вселению в него Христа. Снедаемые желанием Божественного, распаляемые стремлением к истинному свету и вечной жизни, они оставляют все, что может задерживать их на избранном пути. Чтобы жизнь их не проникалась суетою, удаляющею от Христа, чтобы предметы земные не овладели их сердцем, они оставляют шумный свет и удаляются в пустыню. Но так как “от себя никуда не уйдешь”, и, следовательно, и в пустыне у человека могут из сердца исходить “помышления злая”, то подвижники ведут упорную и ожесточенную брань с нечистыми помыслами и распинают плоть свою со страстями и похотями. В этой борьбе ветхий, плотской человек, тлеющий в похотях прелестных, умирает и в них обновляется новый духовный, созданный по образу Божию. Жизнь их теперь всецело управляется духом. Всякое слово их, всякий взгляд, каждое действие, мысли, чувство — все это проникнуто духом, который все земное преобразует в духовное во Христе и приносит обильный плод духовный: “любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5:22-23).

Такова внутренняя сторона жизни св. подвижников».

Такой жизни научают они и нас, оставив в назидание нам свои творения и молитвы, призывающие в смирении и покаянии сердечном прославить милосердие и долготерпение Божие. Восстав от сна, в продолжение дня и отходя ко сну, духовными очами мы должны стремиться к видению Бога, духовными устами – своими добрыми мыслями и делами – воздавать Ему хвалу, и тем с усердием и радостью приближать желаемое: «Óтче на́ш, и́же еси́ на небесе́х, да святи́тся И́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *