Икона воскресение христово

Мёртвый Христос в гробу

Ганс Гольбейн Младший

Мёртвый Христос в гробу. 1521—1522

Холст, масло. 30,5 × 200 см

Художественный музей, Базель

(инв. 318)

Медиафайлы на Викискладе

«Мёртвый Христос в гробу» — картина художника Ганса Гольбейна Mладшего. Известна тем, что на ней Христос изображён настолько реалистично, насколько до этого его не изображал никто (см. Христос во гробе).

История создания

История написания картины неизвестна. Согласно подписи Гольбейна на картине дата создания — 1521 год (MDXXI), однако исследование рентгеновскими лучами выявило ещё одну цифру «I» в дате, что уже обозначает 1522 год. Учёные предполагали, что картина была частью алтаря, однако поиски остальных частей этого алтаря ни к чему не привели. Гольбейн писал Иисуса с утопленника, выловленного из Рейна. Первое упоминание картины было в описи 1586 года.

Описание

«Мёртвый Христос в гробу» — самое страшное и дерзкое произведение Гольбейна. Обычно мёртвый Христос изображался величественным и спокойным, нетронутым тлением, а у Гольбейна Христос изображён как обычный труп: кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и судорожно застывшие губы. На трупе Христа видны признаки разложения. В этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в своей смерти (рядом нет никого из близких Христа).

Картина в какой-то мере свидетельствует о безбожности Гольбейна. Однако существует версия о том, что Гольбейн так жёстко изобразил смерть, чтобы ещё эффективней сделать Воскресение.

Фёдор Достоевский о картине

Фёдор Достоевский, увидев картину на выставке в Базеле в 1867 году, был поражён тем, как на ней был изображён Христос. Его жена, Анна Григорьевна, вспоминала:

Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный… В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии.

В будущем Достоевский описал своё впечатление от картины в романе «Идиот» словами Мышкина в следующем диалоге:

— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.

Примечания

  1. 1 2 3 Мертвый Христос (1527), Публичное художественное собрание, Базель // Всемирная энциклопедия искусства.
  2. 1 2 3 4 5 Ионина Н. A. Ганс Гольбейн Младший «Мертвый Христос в гробу» // Сто великих картин. — Вече, 2002.

Литература

Работы Ганса Гольбейна Младшего

  • Мёртвый Христос в гробу (1521—1522)
  • Золотурнская мадонна (1522)
  • Дармштадтская мадонна (1526)
  • Послы (1533)
  • Портрет Дирка Тибиса (1533)
  • Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии (ок. 1536)
  • Портрет Кристины Датской (ок. 1538)

Если есть Гольбейн Младший, значит, должен быть
и Гольбейн Старший. Привожу тому свидетельство…

Последней собственноручной позднеготической картиной Гольбейна Старшего, дошедшей до нашего времени, является большая «Базилика св. Павла» (1508) Аугсбургской галереи. На переднем плане (внизу по центру) изображено Усекновения главы апостола. Выше — фигура женщины, сидящей на стуле спиной к зрителю, размещение которой позволяет отделить Усекновение от остальных эпизодов жития святого. Что это за талантливая находка в смысле общей композиции! Сколько свободы в исполнении частностей и утонченного единства в сочетании красок!

Ганс Гольбейн Старший. «Базилика св. Павла». 1508 год.
Галерея в Аусбурге

Ганс Гольбейн Младший учился живописи у отца — Ганса Гольбейна Старшего. Свобода во всем была исходной позицией творчества сына. Возможно, именно эта свобода так затрудняет найти в его произведениях те, что могут быть отнесены к годам ученичества.

Гольбейн начал работать и в каждом жанре сказал Новое слово, что буквально преображало, казалось бы, навеки утвердившуюся традицию. Именно так прозвучал его «Мертвый Христос»…

Ганс Гольбейн Младший.»Тайная вечеря». 1524-1525.

Сохранилось около дюжины, религиозных полотен Гольбейна. Большая их часть относится к раннему периоду его творчества (то есть созданы до переезда в Базель) и несут явный отпечаток учебы у отца художника, Ганса Гольбейна Старшего, — до такой степени, что по поводу авторства отдельных работ исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Вместе с тем более зрелая религиозная живопись Гольбейна обнаруживает сильнейшее влияние итальянской живописи эпохи Возрождения — ярким примером тому служит гольбейновская «Тайная вечеря», почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.

Николай Михайлович Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине под названием «Мертвый Христос в гробе»: «…с большим примечанием и удовольствием смотрел я… на картины славного Гольбейна, базельского уроженца и друга Эразмова. Какое прекрасное лицо у Спасителя на вечери! Иуду, как он здесь представлен, узнал бы я всегда и везде. В Христе, снятом с креста, нет ничего божественного, но как умерший человек изображен весьма естественно».

Подчеркиваю, вперед забегая…
В ХРИСТЕ, СНЯТОМ С КРЕСТА, НЕТ НИЧЕГО БОЖЕСТВЕННОГО.
КАК УМЕРШИЙ ОН ИЗОБРАЖЕН ВЕСЬМА ЕСТЕСТВЕННО.
«МЕРТВЫЙ ХРИСТОС» ГОЛЬБЕЙНА — ПОЛНОЕ НАРУШЕНИЕ
ВСЕХ ИКОНОПИСНЫХ ТРАДИЦИЙ.
Сначала о традиционных линиях…

«Христос во гробе», мозаичная икона. Византия.
Конец XIII — начало XIV. веков. Музей Метрополитен. Нью-Йорк

Икона Akra Tapeinosis («Христа во гробе») представляет собой его изображённым по пояс, стоящим в гробу, на фоне креста, со склонённой главой и закрытыми глазами, с руками, скрещенными впереди или бессильно опущенными вдоль тела, и следами ран. Образ сопровождается надписью «Царь Славы» или реже «Снятие со креста». Положение рук, головы, надписи, креста и гроба не являлось обязательными и строго фиксированным.

Данная иконография не является изображением какой-либо из Страстей: так как Иисус изображён вертикально, на фоне креста — это не Положение во гроб; он не пригвождён к нему, значит, это — не Распятие Христово; его никто не поддерживает, то есть это — не Снятие с креста. Кроме того, он не завёрнут в саван, хотя должен был бы. Таким образом, икона имеет символический характер, а не повествовательный характер.

Подобного рода иконы имеют множество названий: «Христос во гробе», «Уныние или Смирение Нашего Господа», «Высшее Умаление», «Царь Славы». И все они соответствуют сути, выраженной в греческом понятии: Akra Tapeinosis, Акра Тапейносис, крайнее уничижение, унижение, умаление, смирение, которому подвергся Христос, проходя через Страсти Господни. О том, что он умер и не сможет воскреснуть, не могло идти речи. Напротив…

Сколь велико унижение, столь же высоким будет
преображение, воскрешение, вознесение…

Иероним Босх. «Ecce Homo — се, Человек». 1485 год

Иконография Страстей Господних развивалась в русле трех традиционных линий. Первая линия называется «Ecce Homo — се, Человек». То — слова Понтия Пилата, сказанные им об Иисусе Христе.

Согласно Евангелию от Иоанна (гл. 19) прокуратор Иудеи Понтий Пилат показал народу Иерусалима Иисуса, одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом, желая возбудить сострадание толпы. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины». Событие это имело место поздним утром Страстной пятницы, в иерусалимской претории рядом с башней замка Антония.

Утверждение, что Иисус — человек, никак не отрицало в глазах христианина возможности его воскрешения после распятия. «Человек» — не злоумышленник, напротив, ни в чем злом не повинный. Даже Босх, сам Босх, придерживался этой традиционной линии.

Антонио да Корреджо. «Ecce Homo — се, Человек». 1530-е.
Микеланджело Меризи де Караваджо. «Ecce Homo — се, Человек». 1605

Еще два примера, относящихся к традиции, называемой «Ecce Homo — се, Человек». Там и там Иисус изображен в тот момент, когда на него уже надет терновый венец, впивающийся шипами в кожу, а на плечи наброшена красная мантия для переодевают его «царём» и осмеяния. Собственно Страсти Господни с несением креста и бичеванием еще не начались.

У Антонио да Корреджо образ готовящегося к страданию Иисуса Христа отличается интимностью переживания, мягкостью в чертах лица и позе. Рядом, соответственно, две женщины — две Марии: Богоматерь и Мария Магдалина. Вокруг — толпа, высказывающая по поводу предстоящего различные суждения.

У Микеланджело Караваджо в изображении еще присутствует произносящий ключевую фразу Понтий Пилат. Человек из толпы — свой, а не римский легионер — надевает на Христа красный плащ, приговаривая что-то оскорбительное. В руке у Христа — палка, изображающая царский жезл. Сам он поднять не может глаз: весь во внутренней сосредоточенности на предстоящем страдании.

В рассматриваемой традиции Христос признается человеком, которому предстоит претерпеть невыносимое страдание. Люди, видящие подобное изображение, начинают в ответ испытывать со-страдание. Человеку все человеческое понятно. Вопрос, сможет ли человек воскреснуть, умерев, просто не возникает.

Ганс Мемлинг. «Муж скорбей». 1444-1472

Произведение Ганса Мемлинга относится к другой традиции, выросшей из предыдущей. В ней Христос называется «Мужем Скорбей». Он уже прошел через все страдания, вплоть до распятия на кресте. Его укутывает в белый саван Мать Мария. Вокруг толпа свершивших злодеяние. Но Христос еще жив, и в этот последний момент он скорбит, чувствуя, что ниспущенные ему страдания напрасны: не дойдет до людей смысл им совершенного. Он унижен и покинут, предоставлен толпой полному человеческому одиночеству.

Антонелло де Мессина. «Муж скорбей». 1476.
Альбрехт Дюрер. «Муж скорбей». 1490-1492

Еще два примера, относящихся ко второй традиции…

Портреты Антонелло привлекают зрителя камерным форматом и блестящей, глянцевой поверхностью. Когда эти качества переносятся в религиозную живопись, как, например, в картине Ecce Homo (Пьяченца, Городской музей), вид человеческого страдания становится невыносимо мучительным. Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Фигура почти полностью заполняет поле картины; трактовка сюжета отходит от иконописной отвлеченности в сторону передачи физической и психологической реальности образа Христа, что заставляет нас сосредоточиться на смысле его страдания.

В изображении Антонелло де Мессина момент, когда происходит то, что мы видим, неустановим. Это — чистая абстракция, иллюстрирующая тщету страданий, которые предстоит испытать Христу, а может быть, он уже их испытал, но еще не умер. По сути изображен момент Вечности — момент прозрения Истины, раскрывшийся между двумя временными границами: уже и еще.

В изображении Альбрехта Дюрера момент прозрения Истины уточнен: Христос уже претерпел все страдания, но еще не умер. На теле Христа травмы, полученные им во время бичевания и распятия — следы от вбитых гвоздей и удара копья в подреберье. Христос изображен живым — но не воскресшим: одетым в свет, без ран и прочего. Его смерть ждет: на это намекает встающая за ним черным конусом пещера, где он будет положен во гроб. Сейчас Христос скорбит за все человечество, приняв, так по-человечески, задумчивую позу, подперев щеку рукой. Вопрос, сможет ли Человек воскреснуть, не ставится…

Витторе Карпаччо. «Оплакивание Христа». 1490

Третья традиционная линия в иконографии Страстей Господних — «Оплакивание Христа». И здесь все собрались на Голгофе, усеянной брошенными черепами распятых. Плачет Мать Мария, пытается ее хоть как-то утешить Мария Магдалина. Рядом стенает апостол Иоанн. Под деревом сидит апостол Петр, себя во многом укоряет. Другие ученики Христа заняты необходимыми приготовлениями. Сам Христос, уже снятый с креста, лежит горизонтально на столе для омовений. Он — труп, лишенный жизненных сил. Он, как положено мертвецу, холодный и бледный. Никто не думает об его воскресении. Произойдет — не произойдет чудо, никому не дано знать, как и Христу это не было ведомо.

Андреа Мантенья. «Оплакивание Христа». 1490

Мантенья был великим художником-психологом. Он мог с одинаковым мастерством изобразить как бьющую через край радость, так и величайшее горе. Картина, написанная в поздний период творчества художника, представляет полную глубокой скорби сцену оплакивания Христа. Слева от лежащего на возвышении Иисуса видим склонившихся над ним Марию и св. Иоанна. Трагическое впечатление от всей сцены усиливается необычным ракурсом, в котором художник изобразил мертвого Спасителя.

Микеланджело Меризи де Караваджо. «Положение во гроб». 1602-1603
Паоло Веронезе. «Оплакивание Христа». 1576-1582

Еще две значительно более поздних сцены оплакивания. Христос мертв — все стенают и никто ни на какое чудо не уповает. Чудо тем и чудо, что его никто не ожидает. Возможность воскрешения христианами не ставится под сомнение.

И вдруг… Переходим к «Мертвому Христу»
Ганса Гольбейна Младшего…

Ганс Гольбейн Младший. «Мертвый Христос». 1521 — 1522.
Необычен формат картины – 30,5 см х 200 см. Будто целью было изобразить человеческое тело в натуральную величину, убрав все лишние, отвлекающие детали.

Картина Ганса Гольбейна нарушила все традиционные линии иконографической системы. Положив начало четвертой линии? Слава Богу, нет. Пожалуй, другим художникам не удавалось достичь уровня чуда в натуралистической передаче мертвого тела.

Художник отказался от всех прежних выразительных средств, прибегнув к другим — не менее впечатляющим. Он изобразил не просто мертвого Христа, он написал Христа одинокого в своей смерти — нет рядом ни учеников его, ни родных.

Перед нами смерть в самом неприглядном виде: сведенное судорогой лицо, застывшие и потерявшие блеск сглаза, всклокоченные волосы, вздыбленные ребра, провалившийся живот… Но в скрупулезном изображении мертвой плоти есть своя экспрессивная сила и свой эстетический подход к теме. Форма картины, подогнанная под размеры фигуры, придает образу монументальное величие. Низкая точка зрения и вытянутая поза фигуры еще больше усиливают это впечатление.

Это, действительно, — страшная картина. Спаситель — и на кресте, и снятый с креста — по обычаю всегда изображался в покое и величии телесной красоты, как бы не тронутой смертными мучениями, не подверженной разрушительным законам разложения. Гольбейновский Христос перенес неимоверные страдания: израненный, иссеченный ударами стражников, в синяках и кровоподтеках — следах побиения камнями, в ссадинах от падения под тяжестью креста. Глаза его полуоткрыты, но — и это, может быть, самое ужасное — в них мертвая остекленелость; губы судорожно застыли, словно в оборвавшемся на полуфразе стоне: «Господи! Отец мой, зачем ты оставил меня…».

Филипп де Шампень. «Мертвый Христос, лежащий на своём саване».
До 1654 года. Лувр

Филипп де Шампень (1602, Брюссель — 1674, Париж) — французский художник, выходец из Брабанта. Из бедной семьи. Учился у художника-пейзажиста Жака Фукьера. В 1621 приехал в Париж, вместе с Пуссеном был занят росписями Люксембургского дворца. Затем работал для Марии Медичи и кардинала Ришельё. Один из основателей Королевской Академии живописи (1648). Испытал влияние Рубенса. Выдающийся портретист. Наряду с Симоном Вуэ, наиболее почитаемый художник эпохи. С 1654 конкурировал с Шарлем Лебреном, участвовал в украшении дворца Тюильри под его руководством.

Несколько работ на религиозную тему Шампень пишет для для Пор-Рояль де Пари, включая «Мертвого Христа». Его трактовка образа композиционно близка Гольбейновой. И однако, есть совершенно очевидные различия. Его Христос только что умер — остановилось дыхание и он на мгновение погрузился во Тьму и Смерть. Следующее мгновение, несомненно, будет иным — полным Света Возрождения в новом — Божественном — качестве.

Вы такого содержания картины не улавливаете?
Посмотрите на Гольбейнова «Мертвого Христа»…

Ганс Гольбейн Младший. «Мертвый Христос». 1521 — 1522.
Художественный музей в Базеле. Фрагмент картины

Картина, подобная «Мертвому Христу в гробу» Гольбейна, возможна разве что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий.

Существует легенда, что моделью Гольбейну послужил неизвестный, утонувший в Рейне. Картина поражает зрителя прежде всего тем, что связанный с Христом евангельский сюжет художник низводит до скрупулезной анатомии мёртвого тела.Изображается человеческая плоть на начальном этапе гниения, изображаются раны на лице, руках, ногах, животе. Тело измождено длительным истощением, глаза и рот широко раскрыты.

Некоторые видят в этом факте
проявление безбожия самого Гольбейна.
Я хочу отметить другой факт: художнику 25 лет —
позади три года всеобщего признания.
Он хочет дерзать, совершив нечто небывалое.
Он пишет Смерть в ее подлинном виде, еще не зная,
сколь велики, на самом деле, его способности….

Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Федора Михайловича Достоевского, видевшего картину в Базеле, неизгладимое впечатление. Он будто окаменел перед жутким откровением образа, в глазах появились смятение и страх.

Вот запись его жены, Анны Григорьевны: «Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный… В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии».

Ганс Гольбейн Младший. «Мертвый Христос». 1521 — 1522.
Художественный музей в Базеле. Фрагмент картины

Сам писатель никому и никогда не писал о своих впечатлениях от картины Гольбейна. Запись жены зафиксировала лишь внешнее потрясение, а глубинные импульсы воплотились только в романе «Идиот»…

— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.

Значит, жизнь неисцелима изнутри себя, если нет Бога. Человек наполняется божественным светом, светом благодати – и в этом его спасение. Если нет Бога, то действительно, «сострадание – все христианство», а это значит, что христианства нет.

Весь роман пронизан страданием, действующие лица, вплоть до самых незначительных персонажей, прямо-таки упиваются своим страданием. И это как бы омывает их грешные души, создает иллюзию прощения — «он много страдал…», и позволяет творить зло под личиной творения добра. Каждый считает себя правым в своем праве.

Но оказывается: не всякое страдание благодатно. “Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть” (2 Кор. 7, 10)».

Ганс Гольбейн Младший. «Мертвый Христос». 1521 — 1522.
Художественный музей в Базеле. Фрагмент картины

От лица юноши Ипполита писатель дает следующее гениальное описание:

«…когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?..
Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя, или, вернее, гораздо вернее сказать, хоть и странно, — в виде какой-нибудь громадной машины новейшего устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себе глухо и бесчувственно великое и бесценное существо…
Картиною этой как будто выражается это понятие о темной, наглой и бессмысленно-вечной силе, которой все подчинено… Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования. Они должны были разойтись в ужаснейшем страхе, хотя и уносили каждый в себе громадную мысль, которая уже никогда не могла быть из них исторгнута. И если б этот самый учитель мог увидеть свой образ накануне казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь?»

Ганс Гольбейн Младший. «Алтарь Герстера, Мадонна на троне».
Слева — св Николай Мирликийский, справа — св Урс. 1522.
Золотурн, Музей искусств

Эту картину я долго не выставляла: не могла поверить, что ее автор — Ганс Гольбейн. Все персонажи отстранены: в контакт со зрителем не вступают. Что это — картинка на Новый год, обещающая свершение надежд в виде золотых монет, опущенных бедняку в чашку?

Есть основания так считать… Святой Николай, епископ Мерликийский — один из прообразов всех новогодних персонажей. Он — добрый чудотворец и гонитель зла. Он — покровитель похищенных и потерянных детей. Жил в 300 году нашей эры. По легенде, шёл как то Николай Мерликийский по деревне мимо дома бедняка. А там отец собирался отправить своих дочерей «учиться» древнейшей профессии. Не понравилось это Николаю, и он ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом (по другой версии — три золотые монеты). Угодили они в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Счастливый отец накупил дочерям приданного и выдал их замуж.

С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. Отсюда же пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Затем этот обычай «сместился» во времени, и подарки стали делать на Рождество, а св. Николай в воображении детей превратился из строгого священнослужителя в веселого сказочного старика. Взрослые стали одеваться в манере Св. Николаса — одеяние епископа и посох, чтобы сыграть роль доброго святого.

До наших дней сохранилось не так много информации о святом Урсе, жившем в VI веке. Известно, что он был ирландского происхождения и посвятил жизнь проповедованию христианства.

Но Гольбейн! При чем здесь Гольбейн?
Все объясняет, по моему год написания картины:
он совпадает с годом завершения «Мертвого Христа».
Совершив святотатство, художник пытается оживить то,
без чего стало пустым небо? Неважно это у него получается:
фигуры на картине — блистательно прописанные персонажи.

Ганс Гольбейн Младший. «Сцены Страстей Христовых». 1524 год.
Роспись алтаря для Ратуши в Базеле. Для этого алтаря предназначался «Мертвый Христос»? Если да, то их сопоставление много объясняет…

Ощутив ужас пустоты черного неба над своей головою, Гольбейн, думается мне, хочет вернуть прежнее религиозное чувство. Через три года после «Мертвого Христа» он берется за роспись алтаря для Базельской Ратуши. Он намерен расписать алтарь «Сценами Страстей Христовых», как положено. Зачем принимать такой заказ, ведь, если Христос умер и не воскреснет, лучше не браться за сюжеты, не согретые собственным переживанием.Я умолкаю, пусть искусствоведы рассказывают, что у Гольбейна получилось…

«Патетической передачей обычных композиций и величавой широтой форм превосходят все прежние работы Гольбейна восемь картин Страстей Христовых в Базеле, нижней доской для которых, вероятно, служило знаменитое, поразительное по верной передаче смерти и потрясающе написанное Тело Христово, лежащее навзничь».

«Так как Христос Гольбейна умер взаправду, окончательно, и нет ему воскресения, это — не религиозная картина, а набор прелестных иллюстраций к известной всем теме Христовых страданий».

«Изящные группы фигурок, одетых в грациозные костюмы, остроумно придуманные и толково разработанные эффекты освещения, тонкие пейзажные куски, много «умного режиссерства» в экспрессиях и в драматических построениях, и при этом полное отсутствие задушевности и отсутствие веры в то, что все эти события когда-то произошли, что они имеют для человечества (и, в частности, для самого же Гольбейна) решающее значение».

Ганс Гольбейн Младший. «Сцены Страстей Христовых». 1524 год.
Две сцены: «Поцелуй Иуды» и «Се,человек»

Если вы сами писали этюды к многофигурным композициям, то знаете, как сложно найти типажи неповторяющиеся, да еще из них целое построить, выделив главное, усмирив второстепенное.

Гольбейн с этим блистательно справляется.
Сцены обретают ритм и начинают звучать
музыкой. Будто идет рок-опера…

Ганс Гольбейн Младший. «Сцены Страстей Христовых». 1524 год.
Две сцены: «Несение креста» и «Распятие»

Сцены из Страстей Господних и на мой взгляд — театральное представление со стаффажными фигурками, вписанными в пейзаж с неподражаемым композиционным изыском. Где интимное религиозное переживание? Его нет, потому что… Христос умер, и все написанное — выдумка.

Господи, как страшно,
когда в Небе образуется пустота…

Ганс Гольбейн Младший. «Сцены Страстей Христовых». 1524 год.
Две сцены: «Моление о чаше» и «Снятие с креста»

Рок-опера продолжается…

В сцене слева (первой по счету Страстей) солирует Христос, к Всевышнему обращается с мольбой, чтобы «миновала его сия чаша», испить которую нет у него сил ни физических, ни моральных…

В сцене справа (последней по счету Страстей) Христос молчит. Фоном звучит недовольство стражников, содеянное завершающих. Над фоном невнятным въётся плач женщин, с любимым человеком прощающихся.

Все: стаффажные фигурки могут уходить со сцены.
Художник проявил мастерство в написании этюдов
на религиозные темы…

Ганс Гольбейн Младший. «Мадонна бургомистра Мейера». 1526 — 1530.
Дармштадт. Исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля

Гольбейну везет: судьба предоставляет ему еще одну возможность вернуть себе религиозное чувство. Оставшийся в католичестве бургомистр Базеля Мейер поручает Гансу Гольбейну написать себя и своих домашних коленопреклоненными перед Девой Марией, стоящей в нише в стиле Ренессанса.

И что же? Религиозное чувство, по-моему, оживает…

Поразительна плавность композиционного построения — пирамидального. Поразительна тщательность лепки голов и рук, осязательная материальность платьев и ковра, сбившегося в тот момент, когда группа усаживалась у ног Мадонны. Все это не лишает картину ее религиозного содержания. Напротив, достигается поразительный эффект полной связи самой непосредственной жизненной правды с дыханием Божественного мира и покоя, что пронизывает картину.

Ганс Гольбейн Младший. «Мадонна бургомистра Мейера». 1526 — 1530.
Дармштадт. Исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля

Увенчанная короной Дева Мария нежно прижимает к себе голенького младенца. Куда она смотрит? Вниз — на бургомистра и его домочадцев? Она погружена в свой внутренний мир и видит Предстоящее…

Искусствоведы утверждают… Дармштадтская Мадонна является первым изображением белокурой немецкой матери. То, что Мадонна — немка, на мой взгляд означает, что художник, создававший этот образ, писал не отвлеченный сюжет, а полный его личных переживаний. Перед очеловеченностью Дармштадтской Мадонны нельзя устоять — незримо, но очевидно зритель погружается в ответный мир со-переживания, в котором все едино: и личное, и общечеловеческое, и житейское, и Бытийное… При этом не имеет значения атеист он или христианин…

Ганс Гольбейн Младший. «Мадонна бургомистра Мейера». 1526 — 1530.
Дармштадт. Исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля

Шесть членов семьи бургомистра являются портретными фигурами. Они — конкретные люди, когда-то жившие в Базеле. Здесь — на картине — они внутренне одухотворены интимным религиозным чувством. Именно это наделяет их образы поразительной силой и правдой.

Ганс Гольбейн Младший. «Мадонна бургомистра Мейера». 1526 — 1530.
Дармштадт. Исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля

Типичный портрет немецкой женщины начала XVI века. Он таким бы и остался, если бы не был освящен чувством, в данный момент ею переживаемым.

Ганс Гольбейн Младший — поразительный портретист по своей силе и возможностям. В «Мертвом Христе» он смог подавить религиозное содержание конкретикой. В этой работе он доказывает, что способен конкретное превратить в средство передачи религиозного содержания.

И что же, через семь годков, по достижении 33 лет — «Христова возраста» — Гольбейну прощен грех святотатства, совершенный им по-молодости?

Вывод нельзя сейчас делать:
впереди у художника еще 13 лет жизни…

Ганс Гольбейн Младший. «Мадонна бургомистра Мейера». 1526 — 1530.
Дармштадт. Исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля

Особенно прекрасно, на мой взгляд, лицо одной из родственниц бургомистра. Судя по лику, женщины здесь нет, она — там: в бытийных высотах религиозных откровений. Нужно с ней поговорить, она что-то недоступное для других знает…

«Мертвый Христос» Гольбейна — картина, переворачивающая сознание исчерпанностью темы Его прихода на землю. После «Мертвого Христоса» ничего к не случившемуся не добавляют рассказы об Его земных страданиях.

Он умер, и, не надо обманываться,
у приверженцев христианских воззрений
нет ни прошлого, ни будущего.
В Небе пусто: каждый сам по себе,
и в отчаянии лучше не тревожить себя тем,
что когда-то было.

С чем остались мы?
КАЖДЫЙ РЕШАЕТ САМ, С ЧЕМ ОН ОСТАЛСЯ…

В 1529 декрет Городского совета Базеля запрещает всякую религиозную живопись. Гольбейн уезжает в Англию — не понадобился художник «просвещенному» бюргерскому патрициату… Или мешал, мучая себя и других своими депрессивными откровениями…

Икона «Воскресение Господне» — святой образ, созданный для постоянного напоминания христианам о великой жертве Христа, цене пролитой Им крови и великой благодати, дарованной при этом.

Рождение Иисуса Христа изменило течение жизни человечества, открыв новый век, однако, без Воскресения Спасителя это событие не имело бы такого значения. В светлый праздник Пасхи великий Господь, Бог Сын сошел в ад, забрал у сатаны ключи от рая, чтобы каждый, верующий в Спасителя, имел жизнь вечную.

Значение иконы

Чтобы понять значение Живописного образа, в котором можно увидеть великие и трудно постижимые умом события, следует обратиться к евангелию от Никодима.

Икона Воскресения Христова

Невзирая на то что Благая весть от Никодима не вошла в каноническую Библию, она является уникальным, единственным в своем роде повествованием, рассказывающем о событиях, произошедших во время пребывания Иисуса в преисподней.

  • Это произошло в течение того времени, когда Христос был погребен и воскрес.
  • Дьявол праздновал победу у Голгофского Креста, однако, дальнейшие события заставили его забить тревогу и приказать запереть ворота ада, чтобы не пустить Спасителя.
  • Великий Бог Сын разрушает стены ада, передав в его власть связанного сатану, забирает ключи.
  • Все праведники вышли из своих гробов и последовали за Христом, вышли все желающие, такая же возможность сегодня дана современным людям, выбор каждый делает сам.
  • Пройдет время и Христос вернется за своими праведниками, грешникам будет вынесен окончательный приговор.

Смысл древних и современных икон — отобразить суть и значение Воскресения для всего человечества. Смерть была побеждена Христом, сошедшим в ад, это знает каждый верующий в Бога человек.

Интересно, что нигде не встречается описание самого воскресения. Есть у Бога Таинства, к которым людям не стоит прикасаться.

Важно! Смысл иконы «Воскресение Христово» показать истины, что некогда мертвый Иисус воскрес, и так с Ним воскреснут праведники.

Описание святого образа

Икона «Воскресение Христово», значение трудно переоценить, представлена несколькими различными изображениями.

Афонский монастырь Ставроникита является обладателем святого образа, написанного Феофаном Критским в XVI столетии в виде фрески.

Воскресение Христово. Икона из монастыря Ставроникита на Афоне

На святом изображении представлен архангел Гавриил, которой сидит на отваленном камне и показывает женщинам, что гроб пуст. Православные иконописцы редко делают копии с этого извода, а вот в католицизме он нашел особое почитание.

Интересной деталью на этой фреске является отсутствие главного персонажа этого события — Иисуса Христа.

В мире есть несколько икон «Воскресенье Христово», написанных в византийском стиле, всех их объединяют одинаковые принципы написания:

  • Фоном для центральной фигуры Иисуса служит окружность, из которой в виде лучей распространяется Божий свет — Небесная слава Христа. Сошедший в ад Спаситель и там оставался Богом Сыном.
  • Руки Христа поднимают Крест — орудие Его казни и символ победы христианства.
  • Воздушные одежды, похожие на крылья ангела, развиваются от потоков света при поднятии Спасителя из ада.
  • Ноги Иисуса попирают черную бездну, на некоторых изображениях едва заметно виден образ сатаны.
  • На многих образах Христос стоит на скрещенных вратах, под Его ногами частицы цепей, засовов, петель, всего того, что удерживало праведников в аду.
  • Объединяющим элементов для икон «Воскресение Христово» является золотистый фон, знак царского достоинства Бога Сына, в нем заключена вечная слава Спасителя и благодать.
  • На многих иконах, символизирующих победу Бога над адом, Иисус выводит из преисподней Адама и Еву, они нарисованы в приподнятом с колен состоянии. Их грех прощен, но без Создателя освобождение было бы невозможно.

Икона как бы говорит грешникам, чтобы они вложили свои руки в руку Спасителя, оставили грех и обрели освобождение от страстей для познания красоты небесной жизни.

В XVI веке появляется новое изображение, на нем Иисус в золотистых одеждах стоит на поверженных вратах, закрывающих некогда вход в ад. Христос окружен миндалевидным нимбом, Его руки держат Адама и Еву, восставших из гроба. На заднем фоне иконы стоят ветхозаветные праведные пророки.

Икона «Воскресение Иисуса Христа»

На этом образе изображен церковный догмат, согласно которому праведники не могли войти в рай, пока Христос не умер на Кресте и не воскрес.

Врата ада сложены крестообразно. Их погибелью стал Голгофский Крест, под ногами Спасителя гвозди, которыми Он был прибит к кресту.

Как мы видим на старинных иконах «Воскресение Христово» нет единого направления в изображении библейского события. На одних изображениях можно увидеть только Иисуса и двух ангелов, на других Спаситель с праотцами и святыми, на третьих есть картина ада.

На изображениях воскресения Христа прослеживается 3 линии:

  • выход Спасителя из гроба;
  • встреча Христа с женами-мироносицами;
  • схождение в преисподнюю.

В католицизме эти направления представлены скорее как живописные полотна, чем святые образа.

Икона Воскресение Христово с Двунадесятыми Праздниками

Есть вариации, на которых изображение воскресшего Иисуса окружено картинами двенадцати православных праздников, своего рода — это Евангелие в картинках, ведь каждый праздник является одного из главных событий в жизни Христа. Изображения вокруг основного персонажа называются клеймами.

В чем и кому помогает икона

К святому образу чаще всего обращаются те, кто упал физически или душевно. Даже в самых сложных жизненных ситуациях следует помнить о великой любви Господа к своему созданию и цене, уплаченной Спасителем за наше спасение.

Нет такого греха, который не простит Творец, если человек искренне покается и призовет имя Иисуса, то спасется.

Матери, молящиеся о своих непутевых детях, имеют великую надежду, что придет момент, и Господь выведет чадо из плена греха.

Молитвенные обращения у светлого лика помогают укрепить веру.

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо есть Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Придите все верные, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Иконы Воскресения Христова

Воскресение Христово — Сошествие во ад

8. Воскресение — Сошествие во ад

1640-е годы. Ярославль
Дерево, темпера. 137 × 103
Происходит из Спасопробоинской церкви в Ярославле
Ярославский музей, инв. И-528

Помимо изображения «Воскресение Христово» двух типов — «Восстание из гроба» и «Сошествие во ад», в многосоставную композицию иконы входят слева: Распятие, Уверение Фомы (Ин. 20 : 26–29), Жены-мироносицы у гроба (Мк. 16 : 5–6; Мф. 28 : 5–6), Явление Христа Марии Магдалине (Мк. 16 : 9; Ин. 20 : 14–18), Положение во гроб, Ангел поражает сатану в аду; справа: Иисус Христос в Эммаусе (Лк. 24 : 29–30), Беседа Благоразумного разбойника в раю с Ильей и Енохом, Св. апостол Петр у гроба Христа (Лк. 24 : 12; Ин. 20 : 6–7), Благословение св. апостола Петра (чудо на Тивериадском озере) (Ин. 21 : 1–14).

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» — один из ранних образцов излюбленной в Ярославле иконографии, опирающейся на апокрифическое Евангелие Никодима. Созданная строгановскими мастерами в начале XVII века эта композиция, несмотря на сложность и многосоставность, отличается ясностью. Основную конструктивную роль в ней играет центральная вертикаль, объединяющая наиболее важные смысловые элементы — Воскресение Христово (в центре), Сошествие во ад (внизу), Вознесение и Троицу Новозаветную (вверху).

В сцене Воскресения Спаситель в золотом облачении представлен в овальной мандорле с золотым сиянием как бы парящим над гробом, на дне которого видны погребальные пелены. Перед гробом — отваленный от него круглый камень, за гробом — стражи в латах. Повелительным жестом правой руки Христос посылает ангелов на брань с адом для освобождения праведников.

Место пребывания душ усопших изображено в виде огромной темной пещеры. Христос представлен стоящим на ниспровергнутых скрещенных вратах ада, рядом с которыми множество разломанных запоров; слева от Христа — ангелы, сковывающие сатану. Сорванные врата ада и золотое сияние одежд и мандорлы Христа — символы победы света над царством тьмы и смертью: «Он Солнце правды, воссиял во тьме … осветил седящих во тьме светом божественных лучей и показал им свет истины» (Иоанн Дамаскин).

Церковные авторы отмечали, что Христос «сошел один, а исшел в сонме многих», вывел из ада ветхозаветных праведников. Правой рукой Христос поднимает с колен Адама, воскрешая его к новой жизни. За Адамом показана поднимающаяся из гроба Ева. Рядом с Христом изображен Авель. Левой рукой он указует путь шествующим в рай праведникам. Торжественное шествие возглавляют ангелы со страстными орудиями в руках: крестом, копием и губкой, ларцом (с гвоздями?). Первым изображен ангел с крестом. За ним — Иоанн Предтеча Крылатый со свитком: «Покайтеся, приближи бо ся царствие небесное и всем свет возсиял…» Далее следуют ангел со страстными орудиями, царь Соломон со свитком в руках, царь Давид, Даниил (?), Мельхиседек, пророк Исайя с книгой в руках. Праведники приближаются к вратам рая, за которыми в вертограде (саду) Благоразумный разбойник беседует с Енохом и Илией.

Тема возвращения человечества в рай усиливается и развивается в композиции Вознесения. Христос изображен в мандорле, поддерживаемой ангелами, которая поднимается над горой Елеонской, на вершине ее видны следы его ступней. Венчает центральную ось иконы изображенная на верхнем поле, в сегменте небес — Троица Новозаветная (кат. № 5).

Из сцен, обрамляющих центральную ось композиции, особенно важны изображения в верхних и нижних углах, раскрывающие значение Креста — символа Божественного Домостроительства. Образ искупительной крестной смерти являет Распятие, изображенное в верхнем левом углу. Скрещенные врата ада, представленные слева внизу — знак победы над адом и смертью. Корабль с крестообразной мачтой в сцене с апостолом Петром в правом нижнем углу — символ Церкви Христовой, а корабельщики-апостолы уподоблены «ловцам человеческих душ». В правом верхнем углу — райское селение, открываемое Крестом, как ключом.

Сцены, представленные на ярославской иконе «Воскресение — Сошествие во ад», связывают воедино историю Домостроительства спасения. В сюжетной канве акцентирована идея осуществления ветхозаветных пророчеств в новозаветных событиях. Идея Божественного промысла реализуется в спасительном деянии Премудрости Божией, второго лица Троицы — Иисуса Христа. Христос-София своим нисхождением к миру сообщает человеку «нетление», освящает, возвышает до Бога человеческое естество, созидает Церковь, в которой посредством Святого Духа Божество продолжает пребывать в мире.

О. Кузнецова

На протяжении длительного времени образ Христа, который непосредственно воскресает в теле не использовался в православной иконографии. Как правило, если речь шла про Воскресение Христово, то икона изображала сюжет сошествия во ад, откуда Спаситель вывел всех грешников и святых. Такое изображение имело глубокий смысл, так как транслировало идею о даровании спасения всем и даже грешникам и представляло Христа не просто как того кто сумел воскреснуть, но и того кто сумел воскресить других к житию вечному в Царстве Небесном.

Современные варианты иконы Воскресение Христа

Тем не менее, со временем появились и другие сюжеты, примерно с периода царствования Петра Первого икона Воскресения стала также изображаться с Христом, который предстает в ярком свете, а пред ним склоняются стражи, которые стояли у пещеры, где Он был погребен. По сути, передается евангельский сюжет.

На самом изображении часто присутствуют ангелы, которые склонились перед Господом. Позади Него видны темные своды пещеры, ложе и другие детали, в руке Он держит знамя как символ победы над гибелью, а другая рука простирается в молитвенном жесте.

Общим фоном является золотистый цвет, который подчеркивает торжественность данного события и говорит о божественности происходящего.

Такое написание иконы восходит к католической традиции. Тут образ является более художественным и менее символическим, для того чтобы понять, о чем идет речь, достаточно посмотреть на изображение основных героев иконы.

Уникальные особенности иконы

Не существует описаний апостолами в Евангелиях как такового, поэтому икона является неизобразимой. Именно поэтому начальные варианты этого образа вообще были иносказательными, то есть предлагали зрителям различные аллегории. Наиболее распространенным вариантом был святой Иона, который наподобие Господа, проведшего три дня во гробе, провел три дня в чреве кита.

Также могла изображаться как икона Воскрешение Христа, которая говорит о сошествии во ад. Об этом сказано ранее. История этого сюжета бралась из апокрифа от Никодима, который постепенно стали использовать ортодоксы в собственных потребностях.

Вообще в православии икона считается застывшим Евангелием, соответственно, изображать апокрифы не совсем приемлемо. Однако, такие образы как, например, икона Воскресения Христово с праздниками постепенно вошли в церковный обиход. Они стали частью традиции почитания великого чуда, которое явил Спаситель.

Как правило, в описание данного сюжета включается три основных композиции:

  • Христос выходит из гроба;
  • Явление женам-мироносицам;
  • Сошествие во ад.

Первые два сюжета были популяризированы и изначально использовались в католической традиции. Там они часто выглядят как картины.

Как вариация может использоваться композиция Воскресения Христово с двунадесятыми праздниками – такая икона представляет собой Евангелие в сжатой форме, ведь каждый из главных церковных праздников указывает на самое значимое событие из биографии Христа и Богоматери. Такая икона выполняется с клеймами, то есть небольшими изображениями, которые располагаются по периметру от остального.

Изображение с двунадесятыми праздниками также указывает на нескончаемый ход времени. Ведь тут описывается весь год христианских праздников и сцены следуют друг за другом, оставаясь закольцованными. Они символизируют нескончаемый ход церковных праздников, которые прославляют Господа и дают надежду верующим.

Весьма интересным является образ с мироносицами, то есть женщинами, которые пришли натереть миром тело Христа. Они не обнаружили его во гробе, только его одежды, таким образом в иконе дается только намек на главного героя. Также там часто изображается ангел, наличие которого подчеркивает особое значение ситуации.
В чем помогает икона Воскресение Христово

Значение этого образа огромно, и оно указывает на возможность выбора рая каждым верующим. Поэтому легко понять, что икона Воскресение Христово помогает обрести истинную веру и нацелиться на самую высшую надежду, которая только может быть у православного христианина – снискать Царствие Небесное.

Молитва перед иконой «Воскресение Христово»

Воскресная песнь: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона «Воскресение Христово» — святой образ, созданный для постоянного напоминания верующим христианам о великой жертве Христа, цене пролитой Им крови и великой благодати, дарованной при этом.

Рождение сына Божого, Иисуса Христа, изменило течение жизни человечества, и открыло новый век, но, без Воскресения Спасителя это событие не имело бы такого значения. В светлый праздник Пасхи великий Господь, Бог Сын сошел в ад, забрал у сатаны ключи от рая, чтобы каждый, верующий в Спасителя, имел жизнь вечную.

Значение иконы Воскресение Христово

Для того, чтобы понять значение иконы, в которой можно увидеть великие и трудно постижимые умом события, следует обратиться к Евангелию от Никодима.

Благая весть от Никодима не вошла в каноническую Библию, но при этом она является уникальным, единственным в своем роде повествованием, рассказывающем о событиях, произошедших во время пребывания Иисуса в преисподней. Данное событие произошло в тот момент, когда Иисус Христос был погребен и воскрес.

После смерти сына Божого дьявол праздновал победу у Голгофского Креста, но, дальнейшие события заставили его забить тревогу и приказать свои помощникам запереть ворота ада, чтобы не пустить туда Спасителя.

Великий Бог Сын разрушил стены преисподней, передав в его власть связанного сатану, и забирал ключи.

После этого все праведники вышли из своих гробов и последовали за Сыном Божим, вышли все желающие, благодаря этому в нашем мире сейчас такая же возможность дана современным людям, то есть, каждый делает самостоятельно выбор как ему жить.

Пройдет некоторое время и Христос вернется за своими святыми праведниками, грешникам же будет вынесен окончательный приговор.

Смысл древних и современных икон заключается в том, чтобы отобразить и показать людям суть Воскресения Христово, интересен тот факт, что Вы нигде не найдете описание самого Воскресения, наверное, есть у Бога Таинства, к которым людям не нужно прикасаться.

Основной смысл иконы «Воскресение Христово» показать людям истину, что мертвый Иисус воскрес, и что с Ним воскресли все праведники в прошлом, и воскреснут в будущем.

Икона «Воскресение Христово», значение которой трудно переоценить, представлена несколькими различными изображениями, она находится в

Афонском монастыре Ставроникита. Написан образ Феофаном Критским в XVI столетии в виде фрески.

На святом фреске изображен архангел Гавриил, которой сидит на отваленном камне и показывает женщинам, что гроб пуст. Православные иконописцы редко пишут копии с данного произведения, а вот в католицизме данный образ обрел особое значение.

Интересная деталь этой фрески — отсутствие главного персонажа этого события — Иисуса Христа. Существуют несколько икон «Воскресенье Христово», все они написаны в византийском стиле, также их объединяет одинаковый принцип написания.

«…Фоном для центральной фигуры Иисуса служит окружность, из которой в виде лучей распространяется Божий свет — Небесная слава Христа. Сошедший в ад Спаситель и там оставался Богом Сыном.

Руки Христа поднимают Крест — орудие Его казни и символ победы христианства.

Воздушные одежды, похожие на крылья ангела, развиваются от потоков света при поднятии Спасителя из ада.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Ноги Иисуса попирают черную бездну, на некоторых изображениях едва заметно виден образ сатаны…».

На многих иконах Иисус стоит на скрещенных воротах, под его ногами лежат части цепей, петель, засовов, всего того, что удерживало и не выпускало праведников из ада.

Все иконы «Воскресение Христово» объединяет один элемент — золотистый фон — знак царского достоинства Бога Сына, именно в нем заключена вечная слава Спасителя и благодать.

На всех иконах, которые символизируют победу Бога над адом, Христос выводит из преисподней Адама и Еву, они изображены в приподнятом с колен состоянии. Их грех был прощен Богом, но без него их освобождение было бы невозможно.

Святой образ как бы сообщает грешникам, чтобы они вложили свои руки в руку Господа, оставили грех и обрели освобождение от страстей для познания красоты небесной жизни.

В XVI веке появилось новое изображение, на нем Христос в золотистых одеждах стоит на поверженных вратах, которые закрывали вход в ад.

Он окружен миндалевидным нимбом, руки его держат Адама и Еву, восставших из гроба. На заднем фоне изображены ветхозаветные праведные пророки.

На этой иконе запечатлен церковный догмат, согласно которому праведники не могли попасть в рай, пока Христос не умер на Кресте и не воскрес.

Ворота в ад сложены крестообразно, их погибелью стал Голгофский Крест, под ногами Иисуса разбросаны гвозди, которыми он был прибит к кресту.

На старинных иконах «Воскресение Христово» нет единого направления в изображении библейского события. На одних иконах можно увидеть только Христа и двух ангелов, на других Спаситель с праотцами и святыми, на третьих представлена картина ада.

На всех иконах «Воскресения Христа» прослеживается три линии:

  • · выход Спасителя из гроба;
  • · встреча Христа с женами-мироносицами;
  • · схождение в преисподнюю.

В католиков эти линии представлены скорее как живописные картины, чем святые образа.

Написаны также варианты образов, на которых изображение воскресшего Иисуса окружено картинами двенадцати православных праздников — это своего рода Евангелие, представленное в картинках, ведь каждый праздник является одного из главных событий в жизни Христа. Изображения вокруг основного персонажа называются клеймами.

В чем и кому помогает икона Воскресение Христово

Чаще всего за помощью к святому образу обращаются те люди, которые упали духовно или физически. Помните, что Господь всегда приходит на помощь тем, кто об этом просит, ведь нет такого греха, который не простил бы Творец, если человек искренне покается и призовет имя Иисуса, то спасется.

Также у иконы часто просят помощи матери о своих непутевых чадах, молясь, они имеют великую надежду, что придет момент, и Господь выведет чадо из плена греха.

Молитвенные обращения у светлого лика помогают укрепить веру.

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо есть Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Придите все верные, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

>Мертвый Христос в гробу

Ганс Гольбейн.
Дата создания: 1521–1522 год.
Местонахождение: Базельский музей (Швейцария).

Ганс Гольбейн Младший

Ганс Гольбейн Младший (1497–1543) был художником и принадлежал к династии знаменитых немецких художников эпохи Возрождения. Как и его отец Ганс Гольбейн Старший и старший брат Амброзиус, он создавал живописные произведения, а также был знаком с ювелирным делом и техникой гравирования.

На формирование личности художника повлияло знакомство с величайшим ученым-гуманистом того времени Эразмом Роттердамским, а также знакомство с реформаторскими трудами Мартина Лютера. Гольбейн Младший работал над иллюстрациями к произведениям Эразма Роттердамского и к Библии на немецком языке Мартина Лютера.

Знакомство с Эразмом Роттердамским произошло в швейцарском городе Базеле, где Ганс Гольбейн Младший провел несколько лет своей жизни: так называемый первый базельский период охватывает 1515–1525 годы, второй базельский период — 1529–1531 годы. В промежутках между этими периодами художник творил и жил в Англии, где создал ряд выдающихся портретов английской знати и представителей королевской династии (портреты Генриха VIII, Эдуарда VI, королевы Джейн Сеймур).

Автопортрет. Ганс Гольбейн

Разрыв с традициями

В первый базельский период Ганс Гольбейн Младший создает свою самую необычную работу, аналогов которой трудно найти не только в предшествующий период, но и в последующем развитии европейского искусства.

Как отмечается на сайте Художественного музея Базеля, Гольбейн сначала пометил картину датой «MDXXII», но затем закрасил последний символ «I». Поэтому принято считать, что хотя картина была завершена в 1522 году, но идея ее создания относится к предыдущему году.

Картина «Мертвый Христос в гробу» непохожа на традиционные изображения мертвого Христа и с формальной позиции, и с точки зрения нравственного содержания.

Прежде всего, бросается в глаза необычный формат и размеры картины — 30,5*200 сантиметров. Произведение представляет собой узкое, но длинное живописное полотно, в рамки пространства заключено истерзанное тело.

Мертвый Христос в гробу

Необычный формат может объясняться несколькими причинами, самая общепризнанная среди которых — принадлежность картины к части алтаря (в связи с этим упоминается Базельской картезианский монастырь). Тем не менее, картина эта известна как самостоятельное произведение, композиционно не связанное с другими частями.

Фоном изображения служит внутренняя поверхность гроба, хотя, как известно, в иудейской традиции мертвых хоронили не в гробах, а в пеленах. Тело истерзано и избито, в отличие от предыдущей художественной традиции, изображающей мертвого Христа в величии непоруганной телесной красоты. Страшное напряжение в фигуре неспособно скрыть даже смерть.

По легенде, художник писал тело с утопленника, погибшего в Рейне. Необычным является ракурс смотрящего: это предельно реалистичное — даже натуралистичное — изображение с близкого расстояния увиденного трупа Господня в натуральную величину.

В картине отсутствуют изображения других библейских персонажей, упоминаемых при описании снятия Христа с креста и его положения во гроб: рядом с ним нет учеников, нет и Богоматери.

В истории искусства картина по сей день остается уникальным явлением и оставляет множество загадок.

Базельский художественный музей

Мертвый Христос в гробу обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Иконография Пасхи, Светлого Христова Воскресения

У многих людей при посещении храмов в дни Святой Пасхи может возникнуть легкое недоумение – на центральном аналое (так называется подставка для икон) в разных церквях могут лежать разные по своему сюжету иконы этого праздника. В одном месте верующий увидит изображение Христа, выходящего из отворенной пещеры. В другом случае перед ним предстанет более сложная композиция, на которой Спаситель выводит людей из ада.

Оба сюжета считаются пасхальными. Они в равной мере вошли в традицию Русской Православной Церкви, что иногда порождает недоумение у верующих. Ведь обычно то или иное новозаветное событие изображается одинаково вне зависимости от иконописной школы или эпохи. Но вот с Пасхой получилось иначе – она имеет сразу два иконографических типа изображения. Так что же символизируют собою те элементы, которые мы видим на иконах светлого Христова Воскресения?

Наиболее древними образцами пасхальной иконографии считаются византийские миниатюры, фрески, мозаики и рельефы. На них, как правило, изображено событие, изложенное в апокрифическом (то есть не вошедшем в Библию) евангелии от Никодима. Вот отрывок, положенный в основу первых пасхальных икон:

И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив Диавола, увязал его, предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих в аду, в Свое пресветлое сияние (XXII).

В учении всех древних христианских Церквей утверждение о том, что Христос после Своей телесной кончины сошел в ад, является принципиальным моментом. Сошествие Спасителя в места пребывания душ всех умерших людей было продолжением той миссии, ради которой Господь воплотился, стал Человеком, принял страдания, поругания и смерть. Поскольку после грехопадения всякий человек независимо от личного благочестия или греховности направлялся именно в ад, то и Иисус как истинный Человек идет Своей душой туда же. Однако как истинный Бог Он не только свободен от власти тьмы над Собою, но и Сам имеет власть разрушить адские чертоги, освободив оттуда всех, кто там оказался. Эти ключевые моменты и отображены на византийской иконе Воскресения Христова.

Практически все византийские изображения строятся по таким принципам:

– Фигура Христа расположена в центре, на фоне нескольких окружностей, из нее исходят стилизованные лучи. Все это символизирует небесную славу Спасителя, Его божественное достоинство и могущество. Ведь, согласно учению святых отцов, Господь даже в аду не переставал быть Богом.

– В руках Иисус держит Крест, поскольку именно этим страшным орудием казни Он благоволил совершить дело спасения.

– Одежда на Христе изображена весьма необычным образом. Если присмотреться, то заметно, что края Его плаща не свисают, как обычно, а парят в воздухе, походя больше на крылья херувима. Такой живописный прием неудивителен: икона показывает не то, как Господь спускается в ад, а то, как Он уже поднимается оттуда. Потому и складки одежды столь характерно вздуты – едва достигнув преисподней, Спаситель начинает движение вверх. Именно это движение и передают иконописцы с помощью развевающегося плаща.

– Под ногами Христа зияет черная бездна. На многих иконах среди густой черноты просматривается антропоморфная фигура. Это – сатана, поверженный Спасителем и связанный до дня второго пришествия. Иногда вместе с сатаной иконописцы помещают и других бесов. Бывает и так, что дьявол показан в паре с еще одним темным субъектом. Это – персонифицированное изображение самого ада, побежденного Христом.

– Примечательно, что ноги Господа не касаются черной пропасти под Ним. Он полностью над нею. Это еще раз подчеркивает, что изображаемое событие происходит не в глубинах ада, а вне него.

– Христос стоит на двух скрещенных продолговатых плитах, а еще ниже разбросаны обломки металлических предметов. Это – створки адских ворот, которые Господь сокрушил Своим могуществом. А обломки – это замки, цепи, засовы, петли и прочие элементы все тех же ворот. Именно так в древности изображались победители и покорители вражеских городов – стоящими на сломанных досках.

– Фон, на котором разворачивается сюжет (если не брать во внимание пропасть под ногами Спасителя), – золотой, желтый, оранжевый или песчаный. Эти цвета символизируют собою царское достоинство Христа, а также неземную, вечную славу Спасителя, Его благодать. Кроме того, фон не просто золотой, а в виде золотых стилизованных скал, которые в иконографии являются символом небесного царства. Все перечисленные элементы еще раз указывают, что событие происходит вне ада, на пути к раю.

– Среди людей, которых выводит Христос, прежде всего выделяются Адам и Ева. Они обычно изображены встающими с колен – символ того, что до этого они находились в падшем состоянии, но теперь Господь их восстанавливает в былом величии. Примечательно, что рука Адама, за которую нашего праотца выводит из ада Сам Господь, – обвисшая и слабая. Это тоже символ – символ невозможности спасения без Бога.

Вот такие детали мы видим на иконе Воскресения. Западный вариант этого образа немного отличается от византийских образцов – в них Господь не исходит из ада, а входит в него. Но, в принципе, обе вариации очень похожи, и отличия между ними заметны только при внимательном рассмотрении. В качестве примера западного «Сошествия в ад» можно привести знаменитую фреску Андреа Бонаиути да Фиренце во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (середина XIV века).

Общая идея и византийского, и западноевропейского пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Но существует и другой тип пасхальной иконы. На ней изображен Христос, выходящий из открытой погребальной пещеры. Иногда можно увидеть не пещеру даже, а просто саркофаг с откинутой крышкой. Также довольно часто по сторонам от Спасителя показаны ангелы и/или римские воины, в страхе попадавшие ниц от такого видения.

В XVII – XIX веках эта икона получила очень широкую популярность у нас на Руси. В Европе же она стала распространенной еще раньше. Причина всеобщей народной любви к ней довольна проста – эта икона почти не имеет никаких символических деталей и показывает вполне земной момент. Сюжетно она более привычна и доступна для восприятия молящегося. Но многие исследователи указывают на неточности и несоответствия изображения догматической традиции Церкви.

– Евангельское повествование говорит об ангелах, сидящих не снаружи, а внутри гроба.

– Воины, часто изображаемые на подобных иконах спящими, не могли спать, поскольку в римской армии дисциплина была железной, и сон на карауле карался смертью.

– Самое же главное несоответствие церковному преданию состоит в том, что для выхода Христа из гроба не нужно было отваливать камень от входа в пещеру. Тело Христово после Воскресения не знает никаких внешних преград. По преданию, Спаситель покинул гробницу без каких-либо внешних эффектов, а воины полночи стерегли пустую камеру. Ангелы появились лишь под утро, чтобы отвалить камень и показать всем, что Христос уже воскрес.

Тем не менее, и древняя византийская композиция, и более новое изображение Христа у пещеры относятся к одному Празднику – Воскресению Господню. Дню, когда все мы ликуем и радуемся той победе над злом и смертью, которую принес в мир Воскресший Спаситель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *