Икона всем святым

Содержание

Самые известные иконы, их фото, описание и значение

Многие прихожане, когда переступают порог храма, целенаправленно подходят к нужной иконе и молятся святому образу. А вы знаете, что это за известные иконы, как они выглядят, кто на них изображен и какое имеют значение?

А также — какие молитвы с ними связаны? Перед тем, как пойти в церковь, необходимо изучить правила поведения, а еще, как минимум, знать о святых ликах.

Как правильно помолиться перед иконой

Большинство людей придерживаются мнения о том, что не важно какому святому молиться, главное, что вера идет от чистого сердца.

Ведь молитвенные слова, человек возносит не иконе, а тому, кто на ней изображен. Существуют определенные правила, связанные с молебным процессом:

  1. Для привлечения Божьего благословения необходимо встать перед святыней. Нужно стоять максимально ровно.
  2. После молитвы нужно поцеловать образ. Таким образом человек выражает почтение Богу.
  3. Затем необходимо обязательно три раза перекреститься. Ну и возможно поставить свечи – по желанию.

Во время того, как будете просить у Господа помощи, ваши мысли должны быть светлыми. Простите всех людей, которые вас обидели.

Семистрельная

Икон в духовном мире очень много, и каждая из них связана с определенной молитвой. Давайте обратим внимание на значение самых известных святынь: «Семистрельная» является одной из самых мощных икон.

О ней следует знать:

  1. Пресвятая Богородица при жизни пережила много мучений и страданий, символизирующие семь стрел. Если человек плохо себя чувствует, то он подходит просить защиты и помощи именно к этой иконе.
  2. Образ Богоматери защищает от завистливых людей, от порчи, сглаза и проклятий всех, кто носит цепочку с ее образком. Для примирения враждующих, а также для семейного взаимопонимания, покоя и мира в доме необходимо молиться данной реликвии.

Когда человеку нужно выполнить ответственное дело, то образ Девы Марии его поддержит.

В доме такую икону рекомендовано ставить напротив двери, так чтобы ей было «видно» глаза всех входящих в помещение людей. Перед тем, как установить святую реликвию выше половины стены, необходимо прочесть молебен. Через некоторое время можно заметить, что человек, у которого мысли злые, перестал приходить в дом.

Богоматерь является защитницей от преступного мира. Семья, которая молится такому святому лику, может быть уверена в том, что она защищена от плохих людей. Если у вас проблемы с начальством, то икона Девы Марии, которую вы возьмете с собой на работу сможет уберечь от ссор в коллективе.

Неупиваемая чаша

«Неупиваемая чаша» — это икона Богоматери, которую связывают с духовным источником радости, веры и прощения. Божья Матерь утешит всех, кто оступился на своем жизненном пути.

Если обратиться с чистыми мыслями и верой, то неупиваемая чаша обязательно поможет, защитит и направит на истинный путь. Она поможет исцелиться от наркомании, пьянства.

Иконку с образом Богоматери нужно поставить у человека в изголовье, который злоупотребляет спиртными напитками, увлекается азартными играми. Известны случаи того, что реликвия помогала ускорить процесс купли-продажи жилья. Богоматери молятся родители, дети которых повзрослели.

Целительница

«Целительница» является иконой Божией Матери, которая защищает человека от душевных, а также физических болезней. На этой реликвии, Дева Мария изображена возле постели не здорового.

Нечаянная Радость

К иконе «Нечаянная радость» обращаются те, кому нужна духовная сила. Также молитва с этой святыни помогает беременным женщинам выносить и родить здорового ребенка, сохранить брак, семейное согласие. Богоматерь поддерживает родителей, дети которых ступили на не правильный путь.

Люди, у которых есть заболевания, связанные со слухом, молятся этому святому.

Троеручница

Реликвия «Троеручница» помогает исцелить от болезни, связанной с руками. Молебны адресованные Богоматери способствуют защите от скорби, пожара, разных недугов.

Скоропослушница

Написание лика «Скоропослушницы» относят к 10 веку. Людям, которые нуждаются в неотложной помощи, рекомендовано молиться этой святыне. Она также помогает исцелиться от таких болезней, как:

  • раковые опухоли;
  • слепота;
  • обездвиживание конечностей.

Беременные молятся этому образу о рождении малыша здорового.

Серафим Саровский

«Серафим Саровский» очень почитается в России. Произнесенный молебен этой святыни помогает при болезни позвоночника и ног.

>Георгий Победоносец

«Георгий Победоносец» является реликвией, которая защищает всех, кто связан с опасной работой.

Николай Угодник Чудотворец

Святыня «Николая Угодника Чудотворца» помогает морякам, водителям, а также всем путешествующим. Практически в каждом доме возможно увидеть лик этого святого.

Он заботится о семейном достатке и благополучии.

Владимирская Богоматерь

Святая мощь Руси «Владимирская Богоматерь» является иконой, на которой изображена Пресвятая Богородица. Перед названной реликвией короновали царей, а также избирали первосвятителей. Молитвы этой святыне помогут:

  • помирить враждующих;
  • исцелить грешника от хвори душевной или телесной;
  • изгнать беса;
  • вселить в злые сердца доброту.

Неопалимая купина

«Неопалимая купина» является иконой Святой Марии. К святыне обращаются за помощью и просят защитить от пожаров, для очищения от грехов.

Молитвы помогают докторам, летчикам.

>Иверская икона

Иверская икона Святой Марии исцеляет больных, избавляет от врагов и восполняет утраченную энергию.

Неувядаемый цвет

Неувядаемый цвет считается реликвией, несущей в себе олицетворение чистоты и целомудрия, поэтому она защищает невинных девушек.

Незамужние молятся возле этой иконы и просят выйти замуж по любви.

Умиление

Умиление является чудотворным ликом, оберегающим и помогающим женщине сохранить хороший нрав, выдержку и чистоту.

Девушкам Дева Мария помогает найти хорошего спутника, а у женщин, которые прошли тяжелые жизненные испытания, после молитв наладится жизнь.

Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Богоматери считается заступницей. Если у человека проблемы на работе или в личной жизни, то просто необходимо помолиться этому образу.

Если просящий помощи будет с чистой просьбой, то путеводительница ему поможет. Человек с негативными помыслами может помощи не ждать. «Казанская» благословляет молодоженов.

Просим о помощи у себя в доме

Если вы привыкли молиться дома, а не в церкви, то читать молитву необходимо утром:

    1. Умойтесь. Потом перекрестите свои руки.
    2. Постарайтесь освободиться от угнетающих и раздражающих вас мыслей. Это важно.
    3. Зажгите свечи, преклонитесь перед святым образов, став на колени. Можно на полотенце.
    4. Прочтите молебен. Можете воспользоваться Библией.
    5. Произнесите свою просьбу словами, которые будут идти от чистого сердца. Мысли должны быть искренными.

Остробрамская

Икона Девы Марии «Остробрамская» оказывает помощь супружеским парам обрести любовь и счастье. Молитвы возле этой иконы помогут защитить дом от нечистой силы и злых недоброжелателей.

Человек сможет избавиться от депрессивного состояния.

Если разместить реликвию у входа в жилище, то все недруги перестанут вас посещать. Тогда в вашем доме воцариться мир и благополучие.

Большинство людей утверждает, что «Остробрамская» помогла решить им много проблем.

Нерушимая стена

«Нерушимая стена» — это икона, названа в честь силы и стойкости, связанная с пережитыми войнами, бедствиями образом Богоматери.

Дева Мария защитит человека от пожара, болезни, плохих людей, а также поможет укрепить семейные отношения. Самым лучшим местом для иконы будет стена напротив дверей, в которые входят гости.

Скорбящая

Икона Богоматери «Скорбящая» оказывает помощь людям, которые в ней нуждаются, приносит скорбящим утешение, поддерживает в трудной ситуации, а также исцеляет от болезни физической или душевной.

Купцы молятся святому образу перед отправлением в дальнюю дорогу.

Молятся названному лику прихожане, у которых не ладится на работе, в семье.

Радость всех радостей

«Радость всех радостей» поддержит всех, кто просит без злости и какой-либо суеты. Святой образ молят о:

  • помощи солдатам, служащим;
  • защите во время поездки за границу;
  • возврате ценных потерянных ценностей;
  • освобождении заключенного;
  • положительном ответе в суде.

Святая Троица

Икона «Троица» является святыней к которой обращаются люди за помощью. Она помогает тем, кто самостоятельно не может справиться с тяжелыми испытаниями, отыскать верный жизненный путь.

Перед этой иконой следует читать молитву для очищения от грехов, которые вам не дают покоя. Считается, что молебен, который человек произносит возле данной иконы — это беседа напрямую с Господом Богом.

Важно знать

Эта информация должна была помочь вам узнать о самых известных иконах, подсказать к какому святому и с какой просьбой нужно обращаться для избавления от проблем.

Молитвы вам помогут обрести покой, счастье и здоровье. Благодарите святых за свою жизнь и тогда оберете душевное умиротворение, будете успешными.

Иконы Orthodox Icons  

Старинные иконы — история иконописи на Руси

Икона представляет собой рельефное живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери или Святых. Ее нельзя назвать картиной, поскольку в ней воспроизводится не то, что у художника находится перед глазами, а фантазия или прототип, который нужно учитывать.

История иконописи уходит в далекие времена и берет собственное начало в раннем христианстве на Руси. Это искусство является многогранным и уникальным. И неудивительно, поскольку оно отражает в полной мере славные традиции и духовность российского народа. Это и культовый предмет для православных, и культурное национальное достояние.

Строгая хронология здесь отсутствует, однако, принято считать, что первые иконы на Руси начали использоваться в X столетии, когда было принято христианство. Иконопись оставалась центром древнерусской культуры до XVII столетия, когда в петровскую эпоху её стали вытеснять светские виды изобразительного искусства. Несмотря на то, что христианские храмы присутствовали в Киеве и раньше, только после 988 года была построена первая каменная церковь. Работы по росписи выполнялись специально приглашенными мастерами из Византии. Иногда самые важные части её росписи осуществлялись в технике мозаики.

Князь Владимир I из Херсонеса привез в Киев множество святынь и икон. К огромному сожалению, с годами они были потеряны. Кроме того, из Чернигова, Киева, Смоленска и прочих южных городов до сегодняшнего времени не дошло ни одной иконы того времени. Однако об иконописи можно говорить, учитывая многочисленные настенные росписи. Наиболее древние иконы на Руси смогли сохраниться в Великом Новгороде (на территории Софийского собора).

К началу XIII столетия максимальный расцвет отечественной иконописи наблюдался у художественного центра Владимиро-Суздальского княжества. Однако вторжение на Русь Батыя негативно сказалось на дальнейшем развитии иконописи. Из икон ушла гармония, характерная Византии, многочисленные приемы письма стали упрощаться и консервироваться. Но художественная жизнь целиком не прервалась. Русские мастера продолжали трудиться в Ростове, на Русском Севере и в Вологде. Ростовские иконы характеризовались значительной экспрессией, активностью образов и резкостью исполнения. Эта иконопись всегда выделялась своей артистичностью, тонкостью, а также рафинированным сочетанием красок.

Но с конца XIV века в Москве была сосредоточена вся художественная жизнь Руси. Именно тут трудились многочисленные мастера: сербы, русские, греки. Сам Феофан Грек работал в Москве. Иконы того времени смогли подготовить серьёзное основание для расцвета отечественной иконописи начала XV столетия, в частности – гениальных икон Андрея Рублева. Повышенное значение мастера уделяли краскам и цветовой гамме. Неудивительно, что русская древняя иконопись представляет собой сложное и большое искусство.

В иконах тех времен важнейшее место занимали разнообразные пурпурные тона, оттенки небесного, голубого свода (они применялись для изображения зарева, грозы). Новгородская иконопись XV столетия смогла сберечь привычную любовь к легким и ярким краскам. Интенсивное и вызывающее чувство цвета было свойственно Псковской школе. В сравнении со звонким колоритом Новгорода в ней доминируют знаменитые тона, с огромным моральным напряжением в ликах святых. Что касается эпохи Рублева, то её главной задачей было возрождение веры в человека, в его доброту и нравственные силы. Художники того периода всеми возможными способами пытались донести, что иконопись представляет собой искусство, где любая деталь имеет огромный смысл.

На сегодняшний день одними из самых значимых православные считают такие иконы:

❶ «Владимирская богородица». Во время обращения к этой иконе верующие молятся об избавлении от нашествий врагов, об укреплении веры, о сохранении целостности страны и примирении враждующих. История этой иконы уходит собственными корнями в далекое прошлое. Её принято считать величайшей святыней земли Русской, которая свидетельствует относительно особого покровительства Божией Матери над Российской империей в XIV-XVI столетия во время набегов татарских полчищ. Есть предание о том, что эта икона была создана ещё при жизни самой Богородицы. Любой из дней троекратного торжества иконы Владимирской богородицы современная православная церковь связывает с избавлением народа от порабощения за счет молитв, которые были обращены именно к этой иконе.

❷ «Спас Вседержитель». Эту икону часто называют «Спас» или «Спаситель». В иконографии Христа это центральный образ, представляющий Его в качестве Небесного Царя. Именно по этой причине её принято ставить во главу иконостаса.

❸ «Казанская богородица». Во время обращения к этой иконе верующие молятся об исцелении недуга слепоты, просят избавления от вражеских нашествий. Казанская Богородица считается заступницей в тяжкие времена. Ею благословляют молодых, которые приняли решение вступить в брак. У представленной иконы также просят счастья и семейного благополучия. Именно поэтому её часто вешают у детской кроватки. На сегодняшний день икона Казанской Богородицы встречается практически в любом храме. Образ Богородицы также можно найти в большинстве верующих семей. В период правления династии Романовых такая икона являлась одной из наиболее почитаемых и важных святынь, что позволило ей считаться покровительницей царской семьи.

❹ «Спас Нерукотворный». В соответствии с церковным преданием, первой иконой считался образ Спасителя. Существует легенда, что произошло это во время земного существования Спасителя. Князь Авгарь, являвшийся правителем города Едессы, был серьёзно болен. Услышав об исцелениях, которые совершал Иисус Христос, ему захотелость посмотреть на Спасителя. Он отправил гонцов за живописцем, чтобы тот сделал портрет Христа. Вот только художнику не удалось выполнить поручение, поскольку от лица Господа шло настолько сильно сияние, что кисть творца не смогла передать Его Свет. Однако Господь отер Свой пречистый лик полотенцем, после чего на нём отобразился Его Образ. Только после получения образа Авгарь смог исцелиться от собственной болезни. Сегодня к образу спасителя обращаются с молитвами, а также просьбами наставления на путь истинный, об избавлении от плохих мыслей и спасении души.

❺ Икона святого Николая Чудотворца. Николай Чудотворец известен как покровитель всех, кто постоянно в пути, – летчиков, рыбаков, путешественников и мореплавателей, является наиболее почитаемым во всем мире святым. Кроме того, он является заступником тех, кого несправедливо обидели. Он покровительствует детям, женщинам, невинно осужденным и нищим. Иконы с его изображением являются наиболее распространенными в современных православных храмах.

Семистрельная икона Божией Матери

История обнаружения этой иконы своими корнями уходит далеко в прошлое. Считается, что около четырёхсот лет назад она была найдена на одной из колоколен Церкви Святого апостола Иоанна Богослова в Вологодской области. Тогда, давно страдающий хромотой крестьянин увидел сон, в котором имел долгожданное излечение от своего недуга. Божественный голос во сне сказал ему, что если совершить молитву возле иконы Пресвятой Богородицы, то болезнь покинет его, место нахождения данной святыни также открылось ему.

Дважды крестьянин приходил на колокольню при местной церкви и повествовал о своем сне, но ни кто тогда не верил его рассказам. Только на третий раз, после долгих уговоров, страждущего все-таки пустили на звонницу. Каково же было удивление местных жителей, служителей Церкви, когда на лестнице, вместо одной из ступеней была обнаружена икона, которую все принимали за обычную жердочку. Выглядела она как холст, наклеенный на обыкновенную деревянную доску. Ее отмыли от пыли и грязи, восстановили, насколько это было возможно, а потом провели молебен Семистрельной Богородице. После этого крестьянин исцелился от мучительного недуга, а икона стала почитаться церковнослужителями наравне с остальными. Так, в 1830 году свирепствовала в Вологодской губернии холера , уносившая жизни многих тысяч людей. Верующие местные жители провели крестный ход вокруг поселения, вместе с иконой, совершая молебен Пресвятой Богородице. Через некоторое время количество заболевающих пошло на спад, а далее напасть и вовсе навсегда покинула этот город.

После этого случая икона ознаменовала ещё множество по истине чудотворных исцелений. Однако, после революции семнадцатого года Храм Святого Апостола Иоанна Богослова, где находилась икона был разрушен, а сама икона исчезла. В настоящее время мироточащая Икона Семистрельной Божией Матери находится в Москве при храме Архангела Михаила.

Довольно таки интересно само изображение Божией Матери. Обычно на всех иконах Она предстает со Спасителем на руках, либо с ангелами и святыми, а здесь Богородица изображена в совершенном одиночестве, с вонзенными в Ее сердце семью мечами. Этот образ символизирует Ее тяжелые страдания, неописуемое горе и глубокую печаль за своего Сына во времена пребывания на земле. А написана эта икона на пророчество святого праведного Симеона, приводимое в Писании.

Существует мнение некоторых священнослужителей о том, что семь пронзающих грудь Богородицы стрел олицетворяют семь наиболее главных человеческих страстей, греховных пороков. Также есть мнение, что семь стрел являются семью святыми Таинствами.

Перед этой иконой принято молиться во умилостивление злых сердец, во времена эпидемий болезней, молятся также за военных, отдающих долг Родине, чтобы вражеское орудие обошло их стороной. Молящийся как бы прощает обиды врагов своих и просит о смягчении их сердец.

Днем почитания Иконы Семистрельной Божией Матери считается 13 августа по новому стилю или 26 августа по старому.. Во время молитвы желательно, что бы было поставлено не менее семи свечей, однако это не обязательно. При этом читается молитва Многострадальной Матери Божией и Тропарь.

Дома определенное расположение иконы не предписано, поэтому она может располагаться как на иконостасе, так и в любом другом месте, например на стене при входе в главную комнату. Однако существует несколько советов по её местонахождению: она не должна висеть или стоять возле телевизора, вокруг нее не должно быть никаких фотографий или изображений, плакатов.

Семистрельный образ является отражением евангельского повествования о прибытии в Иерусалимский храм Девы Марии и Младенца Иисуса в 40-й день после Его рождества. Святой старец Симеон, служивший в храме, прозрел в Младенце ожидаемого всеми Мессию и предрек Марии испытания и страдания, которые как оружие пронзят её сердце.

Икона Семистрельная изображает Богородицу одну, без Младенца Иисуса. Семь пронзающих её сердце мечей или стрел (четыре меча слева, три – справа) – это символ скорбей, которые перенесла Матерь Божья в земной своей жизни. Само оружие, символически изображенное семью мечами, означает невыносимые душевные муки и скорбь, которые испытала Дева Мария в часы крестных мучений, распятия и смерти на кресте сына Ее.

Согласно Священному Писанию число семь символизирует полноту чего-либо: семь смертных грехов, семь основных добродетелей, семь церковных таинств. Изображение семи мечей не случайно: образ меча ассоциируется с пролитием крови.

У этой иконы Богородицы существует ещё один вариант иконографии – «Симеоново Проречение» или «Умиление злых сердец», где семь мечей располагаются с обеих сторон по три и один в центре.

Чудотворная икона Богоматери Семистрельная имеет северорусское происхождение, связанное с её чудесным явлением. До 1917 г она пребывала в храме Иоанна Богослова близ Вологды.

Существует предание о её чудесном обретении. Некому крестьянину, многие годы тяжело страдающему неизлечимой хромотой и молившемуся об исцелении, был Божественный голос. Он повелел ему найти среди ветхих икон, которые хранились на колокольне Богословской церкви, образ Богоматери и помолиться ему об исцелении. Икона была найдена на лестнице колокольни, где служила ступенькой как простая доска, покрытая грязью и сором. Священнослужители очистили образ и отслужили молебен перед ним, а крестьянин исцелился.

Перед образом Семистрельной Богоматери молятся об умиротворении враждующих, об обретении дара терпения при озлоблении сердца, при вражде и гонениях.

Празднование иконы совершается 26 августа и в Сретение Господне 15 февраля.

Икона Святого Архангела Михаила

Михаил считается очень важной персоной в небесной иерархии, слово Архангел означает «предводитель ангелов». Он является главным лидером среди ангелов. Имя Михаил означает «один, который подобен Богу».

Архангелы всегда считались воинами и защитниками Неба. Конечно же, главный покровитель и защитник Христианской веры великий Архангел Михаил. Стоит заметить, что Святой Архангел Михаил является одним из самых знаменитых ангелов, также он называется Архистратигом, что означает, что он самый Главный всех бесплотных сил.

Согласно Священному писанию и преданию он всегда заступался, за человечество и всегда будет продолжать служить одним из главных защитников веры. Перед иконами с Архангелом Михаилом люди просят защиту от вторжения врагов, гражданской войны, и для поражения противников на поле боя.

Собор Михаила и всех бесплотных сил небесных празднуется 21 ноября, 19 сентября празднуется чудо Архангела в Колоссах. Упоминания о Михаиле впервые можно заметить в Ветхом Завете, хотя Михаил не упоминается по имени в тексте, но было сказано, что Иисус Навин “посмотрел вверх и увидел человека, стоящего перед ним с мечом обнаженным в руке”.

В книге Даниила, Михаил появляется вместе с Архангелом Гавриилом, чтобы помочь победить персов. В более позднем видении он сказала Данилу, что “в то время (конец времени) Михаил, князь Великий, будет защищать народ. Время настанет тяжкое, какое не было от начала времен…” Таким образом можно понять, что Михаил играет одну из ключевых ролей в качестве защитника Израиля, его избранного народа, и Церкви.

Отцы Церкви также приписывают Михаилу следующее событие: Во время Исхода израильтян из Египта он шел впереди них, в виде столпа облака днем, и ночью в виде огненного столпа. Сила великого главнокомандующего проявилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского императора Сеннахериба, также нечестивого вождя Гелиодора.

Стоит упомянуть, что чудесных случаев связанных с Архангелом Михаилом много, защита трех юношей: Анании, Азарии и Мисаила, которых бросили в раскаленную печь за отказ поклониться идолу. По воле Бога, главнокомандующий Архангел Михаил транспортирует пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу в ров львиный. Архангел Михаил спорил с дьяволом над телом святого пророка Моисея.

Во времена Нового Завета, святой Архангел Михаил показал свою силу, когда он чудесным образом спас молодого человека, которого бросили в море разбойники с камнем на шее, на берегах Афонских. Эта история находится в Афонском патерике, из жизни Санкт Неофита.

Возможно, самое известное чудо, связанное с великим святым Архангелом Михаилом, это спасение церкви в Колоссах. Ряд язычников пытались уничтожить эту церковь, направляя поток двух рек непосредственно на нее. Архангел появился среди вод, и, неся крест, направил реки под землю, так что церковь осталась стоять на земле и не была уничтожена благодаря Михаилу. Весной вода этих рек после этого чуда события, как говорят, имеет целительные силы.

Русские люди почитают Архангела Михаила наряду с Божьей Матерью. Пречистую Богородицу и Михаила всегда упоминают в церковных песнопениях. Многие монастыри, соборы, церкви посвящены главнокомандующему сил небесных Святому Архангелу Михаилу. На Руси не было города, где не было церкви или часовни посвященной Архангелу Михаилу.

На иконах Михаил, чаще изображен держа меч в руке, а в другой он держит щит, копьё, или белое знамя. Некоторые иконы Архангела Михаила (или архангела Гавриила) показывают ангелов держащими шар в руке, и посох в другой.

Икона Казанской Божьей Матери

Наиболее распространенные и почитаемые на Руси православные иконы – это иконы Богоматери. Предание гласит, что первый образ Богородицы был создан евангелистом Лукой при жизни Богоматери, она одобрила икону и сообщила ей свою силу и благодать. В русской православной церкви насчитывается около 260 богородичных образов, прославленных чудесами. Один из таких образов – икона Казанской Божьей Матери.

По иконографии этот образ относится к одному из основных шести иконографических типов, который называется «Одигитрия» или «Путеводительница». Древнерусский вариант этой иконы, написанный монахом-иконописцем по образу византийской Одигитрии, отличается теплотой, смягчающей царственную осанку оригинала из Византии. Русская Одигитрия имеет не поясной, а оплечный образ Марии и Младенца Иисуса, благодаря чему их лики будто вплотную приближаются к молящимся.

В России существовали три главные чудотворные иконы Казанской Божьей Матери. Икона первая – это чудом явленный в 1579 г в Казани первообраз, который хранился в казанском Богородичном монастыре до 1904 г и был утрачен. Вторая икона является списком казанского образа и была подарена Ивану Грозному. Позднее эта икона Божьей Матери была перевезена в Санкт-Петербург и перенесена в Казанский собор при его освещении 15 сентября 1811 г. Третья икона Казанской Богоматери является списком с казанского первообраза, была передана ополчению Минина и Пожарского и хранится ныне в Москве в Богоявленском соборе.

Кроме этих основных икон Казанской Богоматери было сделано большое количество её чудотворных списков. Молитва перед этим образом помогает во всех людских печалях, скорбях и невзгодах. Русские люди всегда молились ей о защите земли родной от врагов-иноземцев. Присутствие этой иконы в доме защищает его домочадцев от всех бед, она указывает, как Путеводительница, верный путь в принятии сложных решений. Перед этим образом Богоматери молятся при глазных болезнях. Согласно преданию, при чудесном обретении первообраза в Казани случилось чудо прозрения от слепоты нищего Иосифа, который три года был слеп. Этой иконой благословляют молодых на брак, чтобы был он крепок и долог.

Празднование Казанской иконы Богоматери совершается дважды в году: в честь обретения образа 21 июля и в честь освобождения Руси от польской интервенции 4 ноября.

Иверская икона Божьей Матери

Иверская икона Божьей Матери, почитаемая на Руси как чудотворная, является списком с древнейшего образа, который хранится в Иверском монастыре в Греции на Афоне и датируется 11-12 веком. По иконографическому типу она является Одигитрией. Согласно сказанию, икона Богородицы, спасаемая от иконоборцев во времена царствования императора Феофила (9 век), явилась чудесным образом иверским монахам. Они поместили её в надвратной церкви и назвали Портаитисса или Вратарница.

В этом варианте Одигитрии лик Девы Марии обращен и склонен к Младенцу Иисусу, который представлен в легком повороте к Деве Марии. У Богородицы на подбородке изображена кровоточащая рана, которую, по преданию, нанесли образу противники икон.

Чудотворный образ был хорошо известен на Руси. При царствовании Алексея Михайловича монахами Иверского монастыря был сделан список с первообраза и доставлен в Москву 13 октября 1648 г. В 17 в. Иверская Богоматерь была особо почитаема на Руси.

Икона Пресвятой Богородицы Иверская помогает раскаявшимся грешникам найти путь и силы к покаянию, за нераскаявшихся молятся родные и близкие. Образ защищает дом от нападения врагов и стихийных бедствий, от пожара, исцеляет от телесных и душевных недугов.

Празднование Иверской иконы проводится 25 февраля и 26 октября (прибытие иконы с Афона в 1648 г).

Икона Покров Богородицы

Икона Покров Богородицы посвящена великому церковному празднику в русском православии – Покрову Пресвятой Богородицы. На Руси слово «покров» означает покрывало и покровительство. В день празднования 14 октября православные люди молятся Заступнице Небесной о защите и помощи.

Покровская икона изображает чудотворное явление Богоматери, случившееся в 10 веке во Влахернском храме Константинополя, осажденного врагами. Во время всенощной молитвы блаженный Андрей увидел чудесное явление Богородицы в окружении ангелов, апостолов и пророков. Матерь Божия сняла с главы своей покров и простерла над молящимися.

Два века спустя, в 14 в. в честь этого святого события на Руси было составлено богослужение, главной мыслью которого стало единение русских людей под Покровом Пресвятой Богородицы, для которой русская земля является Ее земным уделом.

Существовало два основных типа икон Покрова: среднерусский и новгородский. В среднерусской иконографии, которая соответствует видению блаженного Андрея, Богоматерь сама несет покров. На новгородских иконах Богоматерь является в образе Оранты, а покров удерживают и простирают над нею ангелы.

Молитва перед образом Покрова Богородицы помогает во всем, если помыслы молящегося добры и чисты. Образ помогает одолеть наших внешних и внутренних врагов, является духовным щитом не только над нашими головами, но и над нашими душами.

Икона Николая чудотворца

Среди многочисленных икон святых в Православии одним из самых любимых и почитаемых верующими является образ Николы Угодника. На Руси после Богоматери это самый почитаемый святой. Почти в каждом российском городе существует Никольский храм, а икона Николая Чудотворца есть в каждой православной церкви в одном пределе с образами Богоматери.

На Руси почитание святого начинается со времени принятия христианства, он является покровителем русского народа. Нередко в иконописи его изображали от Христа по левую руку, а по правую – Богоматерь.

Святой Николай Угодник жил в 4 веке. С юных лет служил Богу, позднее стал священником, а затем – архиепископом Ликийского города Миры. При жизни это был великий пастырь, который давал утешение всем скорбящим и приводил к истине заблудших.

Молитва перед иконой Николая Угодника защищает от всех напастей и помогает при решении всяких проблем. Образ Николая Чудотворца охраняет путешествующих по суше и по морю, защищает невинно осужденных, тех, кому грозит напрасная смерть.

Молитва Святителю Николаю исцеляет от болезней, помогает в просвещении ума, в благополучном замужестве дочерей, в прекращении междоусобиц в семье, между соседями, военных конфликтов. Святитель Николай Мирликийский помогает в исполнении желаний: недаром он явился прообразом Деда Мороза, исполняющего рождественские пожелания.

День памяти Николы Угодника отмечается трижды в году: 22 мая вешний Никола (перенесение мощей святого в г. Бари в Италии во избежание их осквернения турками), 11 августа и 19 декабря – зимний Никола.

«Русские иконы в высоком разрешении». Создание альбома: Андрей (zvjagincev) и Константин (koschey).

Никола Новодевичий: мудрость святости. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым

Святой мудрец на серебряном фоне, святые на полях иконы, напряжение и драматизм – какими средствами достигнут облик интеллектуала и аристократа на древней иконе? Продолжаем серию рассказов Алексея Лидова, искусствоведа, византолога, академика Российской академии художеств, о знаменитых древнерусских иконах.

Святитель Николай Мирликийский, широко известный в византийском мире, был самым почитаемым святым на Руси. Знаменательно, что иностранцы, приезжавшие на Русь в XV-XVII веках, иногда именовали этого святого «русским богом», поскольку видели его иконы буквально в каждом доме.

«Никола Новодевичий» из собрания Третьяковской галереи – не самая ранняя из написанных, но самая ранняя из дошедших до нас русская икона святителя Николая. Эта большая храмовая икона размером 145 на 94 см, как и большинство известных нам икон древнерусского периода, написана на липовой доске. По всей видимости, икона писалась в два этапа – в конце XII века был написан средник, а в первой половине XIII века появились изображения на полях. При хорошей сохранности оригинала мы видим и некоторые дописи, например, переписаны одежды, но явно в соответствии с первоначальной иконографией. Дописи, скорее всего, появились в XVI веке, когда эту икону, вместе с другими новгородскими святынями, забрал из Новгорода в Москву в 1564 году царь Иван Грозный. Так она оказалась в Новодевичьем монастыре.

«Никола Новодевичий» из собрания Третьяковской галереи

На святителе Николае – священническая фелонь и широкий омофор с крестами, как знак епископского достоинства. В руке святой держит большое Евангелие, богослужебный кодекс – на это указывают его размеры и драгоценные украшения. Тем самым святой Николай показан совершающим свое архиерейское служение.

Иконы с поясным изображением святого появляются достаточно рано, как и композиции, где главное изображение святого в центральной части, которая находится в особом углублении-ковчеге, а на полях его сопровождают существенно меньшие, как бы вспомогательные образы святых. Истоки этой композиции можно найти в позднеантичном дохристианском искусстве, и использовалась она в самых разных религиозных традициях.

Одна из важных особенностей нашей иконы – первоначальный серебряный фон, ведь золотые или, допустим, красные фоны встречались гораздо чаще. Серебро, как и золото, воспринималось как символ божественного света. Однако почему в данном случае было выбрано именно серебро, остается не до конца понятным. Может быть, это было связано с отсутствием листового золота в момент создания образа, могли быть и другие причины, в том числе покрытие образа тонким позолоченным басменным окладом.

Напряжение и драматизм

Икона происходит из Новгорода, но изображение святого в среднике по стилю очень близко византийским образцам конца XII века, когда в византийском искусстве доминировало течение, известное как позднекомниновский маньеризм: художники отказывались от классической гармонии и равновесия форм в пользу подчеркнутой экспрессии, некоторой изломанности и нарочитости, не говоря о нарушении естественных пропорций. Такое стилистическое своеобразие иконы Николы Новодевичьего хорошо видно при сравнении ее с классическим образом святителя Николая со святыми на полях, который происходит из Синайского монастыря и датируется X веком.

Святитель Николай Чудотворец, со святыми на полях. Конец X – начало XI века, Синай

При этом легко заметить, что самые ранние образы святителя, известные на Руси (не иконные), например, мозаика Софии Киевской середины XI века, по своему типу и стилистическим особенностям гораздо ближе к синайской иконе, чем к образу из Новодевичьего монастыря.

В иконе Николы Новодевичьего мы видим некое общее напряжение и драматизм, которые выражены отнюдь не прямолинейными внешними средствами.

Например, фигуре явно не хватает пространства в среднике, возникает впечатление зажатости, фигура как бы вытесняется из отведенного ей пространства, что создает эффект драматического напряжения и внутреннего конфликта. У святого подчеркнуто удлиненные черты лица, даже можно сказать, неестественно вытянутые, хотя по-прежнему прекрасные, с утрированно высоким лбом, длинным тонким носом и линиями-морщинами на впалых щеках, создающими образ аскета. Все это – нововведения времени, отсутствовавшие в более ранних изображениях святого Николая.

В жесте руки, которая также неестественно укрупнена, в нарушение разумных пропорций, внимание концентрируется на сложении невероятно длинных, как бы бесплотных пальцев. В них заключен важный богословский смысл, к которому художник стремится привлечь внимание. Мы знаем из византийских толкований, что эти два пальца – символ двух природ во Христе, где чуть более высокий палец изображал божественную, а прижатый к нему и чуть согнутый – человеческую природу Христа. Богословский смысл присутствует и в других трех пальцах руки святого, сложенных вместе. Такое сложение трех соединенных пальцев истолковывалось как символ Святой Троицы. Таким образом, в одном благословляющем жесте святителя одновременно выражены важнейшие догматические идеи о Богочеловечестве и Святой Троице.

Святой мудрец

Святой выглядит на иконе как эллинский мудрец-философ, эту особенность отметил еще один из первых исследователей иконы, участвовавший в ее раскрытии. Действительно, в иконе подчеркнуто интеллектуальное начало святого, что не очень характерно для многих других икон. Эта идея подчеркивания интеллекта святого – византийская, точнее, константинопольская традиция, не так популярная на Руси в целом, где акцент всегда больше делался на душевно-духовные аспекты. Они есть и в нашей иконе святого Николая, но при этом нарочитый интеллектуализм в трактовке образа бросается в глаза. Параллели этому пониманию образа святителя можно найти в некоторых византийских иконах, где святые предстают мудрецами – интеллектуалами. Например, в иконе св. Григория Чудотворца XII века из Эрмитажа.

Григорий Чудотворец, XII век, Эрмитаж

Этот образ вызывает в памяти известные знания о том, что в XII веке, когда эти иконы были написаны, в Византии епископы и митрополиты писали комментарии к античным языческим авторам, выступая в роли изощренных филологов-толкователей, что для константинопольской духовной среды XII века было своего рода нормой жизни. Именно к этому кругу эстетических и духовных представлений о человеке и церковном пастыре отсылает образ Николы Новодевичьего, с его подчеркнутой аристократичностью и интеллектуальностью, которые органично сочетаются с огромным и необычным духовным напряжением.

Чтобы создать это напряжение, драматический конфликт, мастер использовал прием «контрапоста», хорошо известного по древнегреческой скульптуре, когда одна часть тела повернута в одну сторону, а другая – в противоположную. Голова святителя чуть поворачивается влево, при этом взгляд направлен против движения вправо. Напряжение подчеркнуто изломанным, жестко прочерченным рисунком бровей, которому не знаю аналогий в других образах святого Николая разных эпох.

Перед нами облик интеллектуала и аристократа, который при этом находится в состоянии огромного духовного напряжения. И такая эмоциональная составляющая образа, вызывающая сопереживание, – и особенность самой этой иконы, и породившей ее эпохи.

Любопытно, что это особое напряжение, связанное с конфликтующим поворотом лица в одну сторону и взглядом в другую, возникает еще раз в совсем позднее время, причем в старообрядческой среде, когда появляются образы, известные под именем «Николы Отвратного», который этим напряженным взглядом как бы отвращает грехи и беды от людей. Некоторыми отечественными исследователями высказано предположение, что источником вдохновения для старообрядческих иконописцев XVIII века как раз и послужила икона святителя Николая из Новодевичьего монастыря.

Никола Отвратный, ХVIII в

Непохожий образ и святые на полях

Образ настолько особенный и настолько непохожий ни на что, что мы знаем о написанном в Новгороде в эту эпоху, что в свое время некоторые наши авторы пытались связать это изображение в среднике с каким-то другим регионом. Например, высказывали предположение, что икона могла быть написана в Киеве и потом привезена в Новгород. Но проблема в том, что и в Киеве не было ничего похожего. Нет и прямых аналогий в византийском искусстве, хотя связь с художественной средой конца XII века вполне очевидна. Таким образом, мы не знаем точно, кем был мастер, написавший икону. Ясно только, что он знал все, что происходило в византийском искусстве этого времени, и был пропитан византийскими образцами, хотя, несомненно, работал на Руси.

Место написания десяти изображений святых на полях гораздо лучше понятно. Их изображения выстроены по особому принципу. Вверху, на верхнем поле изображены святые Косма и Дамиан. На боковых полях – святые Борис и Глеб. Ниже – Флор и Лавр. Еще ниже появляется ряд из святых жен: две в рост – образ святой Евдокии и предположительно святой Домны, и две погрудные на нижнем поле – святая Параскева и святая Фотиния.

Мы можем с огромной степенью уверенности сказать, что все эти образы были написаны в Новгороде в первой половине XIII века и обладают характерными для Новгорода стилистическими особенностями, и абсолютно не похожи на главный образ святого Николая в среднике. Объяснения этому могут быть разные. Например, что изображения на полях дописаны чуть позже по специальному заказу. Но я бы не исключал и ту возможность, что они могли быть сделаны и автором образа в среднике, просто радикально поменявшим свою манеру для изображений на полях, которые уже не несли такой символической нагрузки и не имели такого значения, как центральный образ.

Иерархия святости

Главная идея изображения святых на полях в этой иконе очевидна – они дополняют образ главного святого и создают своеобразную иерархию святости. Но когда из сотен существующих образов святых выбираются определенные десять, то, как правило, иконописец руководствуется определенной логикой в выборе этих изображений.

В данном случае три пары мужских образов святых – это три пары братьев: Косма и Дамиан, Борис и Глеб, Флор и Лавр. Такая особенность заставляет задуматься о том, не были ли заказчики иконы в целом или, как минимум, изображений на полях братьями, которые таким выбором братских святых захотели подчеркнуть свои собственные отношения. Выбор святых часто определялся соименными покровителями заказчиков, желавших быть представленными на иконе патрональными святыми, в честь которых они были некогда крещены. Есть возможность, хотя мне она кажется менее вероятной, что такая логика действовала и при отборе святых жен на нижних полях «Николы Новодевичьего».

Святая Фотиния (изображение нижнего поля иконы)

Обращает на себя внимание и русская составляющая в этом ряду из выдающихся византийских святых – появление образов св. князей Бориса и Глеба по сторонам от святого Николая. Борис и Глеб – первые русские святые, почитание которых началось при Ярославе Мудром еще в XI веке. В 1072 году их мощи были перенесены в новый каменный храм, что стало огромным религиозно-политическим событием в Киевской Руси. Эти русские святые князья, которые были прославлены как страстотерпцы, под своими христианскими именами Давид и Роман вошли во всю мировую христианскую традицию. До нас дошло свидетельство Антония Новгородского, посетившего Константинополь около 1200 года, что в Софии Константинопольской почиталась икона святых Давида и Романа, которые становятся святыми и Римско-Католической Церкви. И этот случай мирового признания русских святых – в своем роде беспрецедентный и чрезвычайно важный пример.

Для нас важно, что заказчик, попросивший изобразить именно этих святых, абсолютно сознательно хотел идентифицироваться не вообще с византийской святостью, а именно с русской святостью, которая и была воплощена в образах Бориса и Глеба.

В ожидании Страшного суда

Еще одна важная и до сих пор не до конца понятая деталь, которая присутствует не только на этой иконе, но и на многих других иконах со средником и образами святых на полях – изображение «Этимасии» в центре верхнего поля над головой святого. Этимасия, в славянской традиции «Престол Уготованный», – изображение того престола, на котором воссядет Высший Судья в день Страшного суда. Этимасия – богато украшенный трон, одновременно напоминающий алтарь с покровами, на котором лежит драгоценное Евангелие. Часто Евангелие дополняется образами Креста и Голубя как символа Святого Духа.

Престол Уготованный

С одной стороны, это изображение престола Высшего Судьи и отсылка к теме последнего Богоявления и Высшего суда, после которого решатся судьбы всех христиан. С другой стороны, это образ Алтаря, указывающий на длящееся и вечное богослужение на Небесах и на земле. И третий символический аспект этой многозначительной детали – она говорит об образе Святой Троицы. Этимасия с Евангелием, крестом и голубем Святого Духа воспринималась как символ Святой Троицы и тем самым указывала на продолжающуюся историю спасения, которая осуществляется Святым Духом, но при этом имеет как начало и конец, так и свое вечное измерение.

Возникая на верхнем центральном поле иконы, изображение Этимасии всю икону уподобляет некоему храму с центральным образом и с образами святых на полях.

Не случайно, что в храмовой иконографии Этимасия чаще всего размещается именно в алтаре в пространстве над престолом. Кстати говоря, так было в новгородской церкви Спаса на Нередице, росписи которой созданы в то же время, что и икона «Николы Новодевичьего».

Изображение Этимасии, помимо всего прочего, подчеркивает роль этого образа в целом, как образа-посредника, главное предназначение которого – перевести зрителя молящегося в иную реальность Небесного мира, а собственно сам образ, в данном случае «Николы Новодевичьего» – это образ, который возникает на границе миров. Он – часть нашего пространства и нашей реальности, но при этом остается и принадлежащим иному миру, свет которого в данном случае обозначен особым серебряным фоном.

Икона

«Святая Троица» Андрея Рублёва (около 1410 года)
У этого термина существуют и другие значения, см. Икона (значения).

Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα, др.-греч. εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведённым с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, являющиеся объектом почитания согласно определению Седьмого Вселенского собора:

…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображённого на ней.

История

Основная статья: История иконописи

Русский богослов Павел Флоренский полагал, что иконы появились в Египте и технологически восходят к египетским маскам на саркофагах, которые запечатлевали «идеальные черты усопшего». В IV веке Эльвирский собор запретил изображения в христианских храмах. Однако к тому времени восходят традиции коптской иконы. В 730 году византийский император Лев III Исавр инициировал иконоборчество, которое потерпело поражение и закончилось утверждением иконопочитания на Седьмом Вселенском соборе 787 года. В XI веке традиции иконописи проникли на Русь (Григорий Иконописец). В XIII веке сформировалась македонская школа иконописи. Мануил Панселин расписал монастыри Афона и создал образ Господа Вседержителя. В XIV веке Феофан Грек распространил традиции византийской иконописи на Русь, изображая образы Спаса Вседержителя, Крещения Господня, Сретения Господня и Сошествия Христа в ад. В том же веке Гойтан написал Спас Ярое око.

> Иконопочитание Основная статья: Иконопочитание

Богословское и метафизическое значение

Христос Пантократор из Синайского монастыря
Энкаустическая икона середины VI века

Икона, являясь как и слово, «одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним» (Вл. Лосский) есть произведение церковно-литургического искусства, а потому и значение её может быть раскрыто во всей полноте лишь в онтологических актах молитвы, совершаемой за литургией.

В церковном учении об иконах можно выделить четыре тесно переплетённых между собой аспекта:

  • дидактический, соответствующий «буквально» тексту и сюжетной стороне Писания и Предания;
  • символический, соответствующий «аллегорическому» уровню Библии;
  • мистический: лица и события, изображенные на иконе, в акте напоминания актуализируют своё присутствие (не сущностно, а по действию, греч. «энергии»);
  • и, наконец, тесно связанный с мистическим, литургический аспект иконы, её участие в формировании богослужебного пространства как «неба на земле».

Из функций иконы выделяют богословско-символическую, миссионерскую, эстетическую и богослужебную.

Позиция иконоборцев

Основная статья: ИконоборчествоПатриарх Герман опускает в море Лиддскую икону Богородицы, чтобы спасти её от иконоборцев

Иконоборцы, отвергая иконы, тем не менее допускали религиозную живопись. Они, таким образом, отрицали мистический и литургический аспекты священных изображений.

Иконоборцы основывали свои взгляды на второй из десяти заповедей, данных Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх. 20:4-5). Хотя живописные изображения Христа и святых были известны уже древней церкви, но единообразный канон отношения к иконам отсутствовал. При этом в народных массах иконы окружались суеверным поклонением:

В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием… Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т. д. … Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христологической основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, — они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодовлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество.

— Шмеман А. Исторический путь Православия

Произошёл «рост магических несуразностей в почитании священных предметов, грубое фетишизирование иконы». Такое поведение и вызывало обвинения в язычестве и идолопоклонстве. Ещё до начала иконоборчества Анастасий Синаит (VII век) писал: «Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение». Также академик В. Н. Лазарев отмечает, что для религиозного искусства в тот период уже была характерна излишняя чувствительность, которая для некоторых ставила под сомнение святость иконы. При этом, как отмечает историк Карташёв, просвещение в Византии к этому времени значительно понизилось, по сравнению с временами императора Юстиниана, и «тонкие проблемы догматики стали непосильны большинству богословских умов». Позиция большинства протестантских церквей совпадает с отношением к иконам иконоборцев. Однако, в некоторых, например в традиционных лютеранских деноминациях, сохранились религиозная живопись и почитание икон.

Позиция иконопочитателей

Владимирская икона Божьей матери (XII век)

Иконопочитатели же опирались на более созвучное (по крайней мере, со времён Аристотеля) европейскому способу мышления понимание образа (в частности, на Ареопагитово апофатическое учение о «несходных подобиях»). Святые отцы уже в IV—V веках пришли к пониманию того, что образ (изображение) не является копией архетипа, но только его отражением, не во всём ему подобным. Такое понимание образа позволило иконопочитателям преодолеть одновременно обе противоположные ереси, в которых их обвиняли, и учением своим защитить важнейший в христианской культуре догмат (т. н. христологический) о «неслитном соединении» двух природ во Христе. По Иоанну Дамаскину, «иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего». В силу этой слабости мы и невидимое стремимся мыслить по аналогии с видимым, «ибо видим в сотворенном образы, тускло показывающие нам божественные откровения». Следовательно, изображается на иконе не «природа» (человеческая или божественная), не изобразимая вне конкретных ипостасей, но Ипостась, что и сохраняет непостигаемость и неизобразимость Первообраза (божественной природы и способа её соединения с человеческой) в изображениях Богочеловека (равно как и обоженных людей). «Христос, будучи изображенным на иконе, остается неописуемым», и не следует пытаться опровергать «разумом не постигаемое им, доказательствами — недоказуемое, силлогизмами — не подчиняющееся закону силлогизма».

Влахернская икона (написана с использованием мастики с частицами мощей)

Подчёркивая недопустимость переноса поклонения архетипу на саму икону (изображение) как его чувственное отражение (тем более, на материал, из которого она изготовлена — хотя он и освящается приобщённостью к святыне), VII Вселенский собор определил значение икон как напоминательное: иконы побуждают молящихся «к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним».

Отношение к иконам в народе

Иконостас в Троице-Гледенском монастыре в стиле барокко

Среди невоцерковленного народа почитание икон может принимать форму идолопоклонства, когда поклоняются самой иконе, а не тому, что на ней изображено. Иконе приписываются магические свойства. Подобное отношение, несовместимое с догматом об иконопочитании, систематически критикуется православными богословами.

На Руси такое представление об иконах известно издревле, при этом большое влияние оказало прежнее язычество.

С большим энтузиазмом принимались в народе сообщения о чудотворных иконах. Так, например, в XV веке Лука Колоцкий объявил, что нашёл «на некоем древе» икону Богородицы, явившуюся с неба. Икона, по рассказу Луки, проявила действие над «некиим расслабленным», лежавшим в доме Луки. Весть о чуде разнеслась по окрестным сёлам и к Луке стали стекаться больные в надежде на чудесное исцеление. Однажды Лука пошёл с иконой в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел князь Андрей Дмитриевич Можайский, сопровождаемый духовенством, боярами и толпой простого народа. Тогда Лука с иконой направился к Москве, где его встретил Митрополит Фотий с епископами и всем Священным собором, Великий Князь Василий I с боярами и толпа простых москвичей. Собранных Лукой средств оказалось достаточно для того, чтобы основать Колоцкий монастырь.

Освящение икон

Основная статья: Освящение икон

Освящение икон — церковный обряд благословения и освящения иконы. В современной практике Русской православной церкви используется особый чин освящения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой. Молитвы на освящение икон известны также в католической и современной греческой церкви.

Классификация икон

Четырёхчастная икона (Воскрешение Лазаря, Святая Троица, Сретение Господне, Иоанн Богослов на острове Патмос), Новгород, XV век Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном жемчугом, Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

По сюжетам иконы можно разделить на:

  • Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
  • Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.
  • Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
  • Иконы святых и сил бесплотных.
  • Иконы праздников и событий священной истории.
  • Символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д. В болгарской иконописи в XIX веке были распространены Иерусалимии — сложные многосюжетные композиции, посвящённые святым местам Иерусалима.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».

По технике исполнения выделяют:

  • живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, и т. д.
  • вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья
  • литые иконы
  • резные иконы
  • печатные или типографские иконы
  • сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон

По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.

Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.

По размеру существует несколько характерных наименований:

  • листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
  • пядница (пятка) — икона размером в пядь.
  • осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков

Икона как живописное произведение

Основная статья: Иконопись

И́конопись (от икона и писа́ть) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

> Использование термина применительно к другим религиям

Термин «икона» иногда используется для именования священных живописных изображений в ламаизме.

См. также

Императорица Евдокия.
Икона из мрамора, инкрустированная драгоценными камнями, X век — чуть ли не единственный уцелевший предмет в подобной технике. (Стамбул, Археологический музей, ранее — церковь монастыря Липса)

  • Древнерусское лицевое шитьё
  • Иеротопия
  • Иконостас
  • Иконопись
  • Иконография Богородицы
  • Иконография Иисуса Христа
  • Иконоборчество
  • Мироточение
  • Оклад иконы
  • Пелена
  • Русская иконопись
  • Чудотворная икона
  • Мерная икона
  • Богословско-дидактические иконы

Примечания

  1. Определение святого великого и вселенского собора, второго в Никее (Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. — Казань: Центральная типография, 1909. — Т. 7. — С. 284–285. — 332+iv с.).
  2. Карташёв, 2002.
  3. Павел Флоренский. Иконостас // Христианство и культура. — М., 2001. — С. 622.
  4. Роман Багдасаров. Какой быть русской иконе XXI века?. Русская народная линия (16 марта 2009). Дата обращения 24 июня 2016.
  5. Шмеман, 1993, с. 248—249.
  6. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: Азбука-Классика, 2005. — С. 258. — 528 с. — (Новая история искусства). — 4000 экз. — ISBN 5-352-00485-6.
  7. Шмеман, 1993, Глава 5. Византия.
  8. Лазарев В. Н. V.1. Возникновение иконоборчества // История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  9. Карташёв, 2002, с. 578.
  10. PG. 94. Col. 1241А
  11. PG. 94. Col. 1241BC
  12. PG. 99. Col. 332 А, 340 В, 332 C
  13. PG. 99. Col. 332 D
  14. Никольский Н. М. История русской церкви — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985.
  15. Здесь и далее в разделе классификация дана согласно Иллюстрированного словаря по иконописи
  16. Икона // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.

Литература

  • Икона / Бусева-Давыдова И. Л. // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения . — 2008. — С. 81. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
  • Карташёв А. В. Вселенские соборы. — Библиополис, 2002. — 560 с. — 4000 экз. — ISBN 5-7435-0210-2.
  • Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.
  • Лепахин В. В. Значение и предназначение иконы. Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни — по богословским, искусствоведческим, историческим, этнографическим и литературно-художественным источникам. М.: «Паломникъ», 2003.- 512 с ISBN 5-87468-188-4
  • Мельник А. Г. Пядничные иконы XVI — начала XVII в. русских святых // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2011. — № 2(46). — С. 77—88.
  • Озолин Н. Н. прот., Желтов М. С. свящ., Э.В.Ш., Маханько М. А. Икона // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXII. — С. 8-25. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
  • Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в Императорской России. М., Традиция, 1995
  • Успенский Б. А. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995, с. 221—303
  • Ямщиков С. В. Древнерусская живопись: Новые открытия (альбом). М.: Советский художник, 1966.
  • Шмеман А. Д., прот. Исторический путь Православия. — М.: Паломникъ, 1993. — 388 с. — 35 000 экз. — ISBN 5-87468-014-4.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «икона»

  • icon-art.info
  • История иконописи. Хронологическая таблица
  • Литература по иконографии
  • Каталог русских икон
  • Мир русской иконы. Картинная галерея
  • Яковлева Н. А. Двенадцать тезисов о феномене русской иконы и её духовном потенциале на пути преодоления нравственного кризиса в современной России.
  • Каталог и описание икон России
  • Православная икона: каноничность, святость, чудотворность

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4026532-8 · NDL: 00570294

Части иконной доски

  • щит
  • шпонка
  • ковчег
  • поле
  • лузга
  • борт

Как на иконах изображают Бога Отца?

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Бог Отец — это первое Лицо Святой Троицы. Именно от Него, согласно православному богословию, исходит Святой Дух. Бог Отец равен двум другим Ипостасям Троицы, а первым назван потому, что Он — причина и начало всего, что создано и существует на земле.
Как часть Святой Троицы Бог Отец изображается в ангельском виде, это так называемая Ветхозаветная Троица. Пожалуй, самое известное подобное изображение — икона «Троица», или «Гостеприимство Авраама», которую Андрей Рублев написал в XV веке и которая сейчас выставлена в Третьяковской галерее в Москве.

Кроме того, традиционно на фресках и иконах мы встречаем изображение Бога Отца в виде седовласого старца. Однако в современное время такие изображения считаются неканоничными. В 1551 году в Москве состоялся Стоглавый Собор, на котором было дано предписание иконописцам — не изображать Бога Отца. Позднее, в 1666–1667 годах, с этим постулатом согласился Большой Московский Собор. Объяснение этому правилу простое: никто из смертных не видел Бога Отца во плоти, поэтому иконописцам не стоит придумывать и писать на иконах Его плотский облик.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *