Иконка ангел хранитель

Содержание

Молитесь перед своей иконой, просите через неё Господа об исцелении, и оно обязательно случится.

Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января, защитит

икона Божьей Матери «Державная

«, а Ангелы-Хранители у них святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.

Родившихся с 21 января по 20 февраля охраняют святые Афанасий и Кирилл, а защитят их икона Божье

>й Матери «Владимирская»,

а также

>»Неопалимая Купина»

Икона Иверской Божьей Матери

является заступницей тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта. Ангелы-Хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский.

Родившимся с 21 марта по 20 апреля надо просить защиты у

иконы Казанской Божьей Матери

, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник

>Иконы «Споручница грешных»

и икона

Иверской Божьей Матери

защитят рожденных с 21 апреля по 20 мая. Святые Стефан и Тамара, апостол Иоанн Богосолов являются их Ангелами-хранителями.
Если день рождения приходится на период с 21 мая по 21 июня, надо просить защиты у

иконы Богоматери «Взыскание погибших»

«Неопалимая Купина» и «Владимирская». Охраняют святые Алексей Московский и Константин.

>Икона «Всех скорбящих радость»

и

икона Казанской Божьей Матери

— заступницы родившихся с 22 июня по 22 июля. Святой Кирилл — их Ангел-Хранитель.
Святой Николай Угодник и Илья-пророк охраняют рожденных с 23 июля по 23 августа, а

>икона «Покров Пресвятой Богородицы»

их защищает.

Просить защиты у

>иконы «Неопалимая Купина

» и

>иконы «Страстная»

следует тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября. Их Ангелы-Хранители — святые Александр, Иоанн и Павел.

У иконы

>Почаевской Божьей Матери

«Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня»

должны искать защиты те, кто родился с 24 сентября по 23 октября. Охраняет их святой Сергий Радонежский.
Святой Павел — Ангел-Хранитель родившихся с 24 октября по 22 ноября.

> Иконы Божьей Матери «Скоропослушница»

и «

>Иерусалимская»

их защищают

Рожденные с 23 ноября по 21 декабря должны просить заступничества у

>икон Божьей Матери «Тихвинская» >и «Знамение».

Святой Николай Угодник и святая Варвара — их Ангелы-Хранители.
У каждого есть свой Ангел-Хранитель и своя икона-заступница.
В каждом доме желательно иметь

Иверскую икону Пресвятой Богородицы (Вратарница),

которая защищает жилище от врагов и недоброжелателей.

Узнайте, кто ваш Ангел-Хранитель и икона-заступница

Оказывается, у каждого из нас есть свой Ангел-Хранитель и своя икона-заступница, которая дается с рождения. Если вы еще не знаете, кто вас оберегает и хранит, то наша статья для вас!

Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января

защитит икона Божьей Матери «Державная», а ангелы-хранители у них — святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.

Икона Божьей Матери «Державная»

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю».
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.

С. Бехтеев

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Родившихся с 21 января по 20 февраля

охраняют святые Афанасий и Кирилл, а защитят их иконы Божьей Матери «Владимирская» и «Неопалимая Купина».

«Владимирская» икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы. За помощью к ней обращаются во время бедствий, когда нуждаются в защите от врагов. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. В каждом доме должна быть эта икона, ведь она примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры.

Икона Божьей Матери «Владимирская»

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Икона «Неопалимая Купина»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов.

В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

Для тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта

заступницей является икона Иверской Божьей Матери.

Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский.

История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни.

Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Святой апостол и евангелист Лука, в то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали её последующие поколения и роды.

Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет».иПредание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.

Икона Божьей Матери «Иверская»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам

Родившимся с 21 марта по 20 апреля

надо просить защиты у иконы Казанской Божьей Матери, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник.

Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери.

Древнерусский монах-иконописец, вдохновлённый образом византийской Одигитрии, написанным, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, пишет свой вариант этой иконы. Её иконография, по сравнению с византийской, чуть-чуть изменена. Русский вариант всегда можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов.

Икона Божьей Матери «Казанская»

Казанская Богоматерь и её святая, чудотворная, спасительная икона (она возвращает слепым зрение, слабым даёт силу) считаются практически официальными заступницами, защитницами России от внешних и внутренних врагов.

Также в народе считается, что молитва пред православной иконой Божьей Матери защищает и освобождает молящегося человека от его видимых и невидимых врагов, т.е. от злых людей и от нечистой силы..

Рожденных с 21 апреля по 20 мая

защитят иконы «Споручница грешных» и Иверской Божьей Матери.

Святые Стефан и Тамара, апостол Иоанн Богосолов являются их ангелами-хранителями.

Свое название икона получила от надписи, сохранившейся на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…». От чудотворного образа произошло много чудесных исцелений.

Споручница грешных означает Поручительница за грешных перед Господом Иисусом Христом. Перед чудотворным образом Божией Матери «Споручница грешных» молятся о даровании покаяния, в унынии, отчаянии и душевной скорби, об исцелении различных недугов, о спасении грешников.

Икона Божьей Матери «Споручница грешных»

Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине прошлого столетия.

Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой.

Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

Если день рождения с 21 мая по 21 июня

надо просить защиты у икон Богоматери «Взыскание погибших», «Неопалимая Купина» и «Владимирская». Охраняют святые Алексей Московский и Константин.

По преданию, икона Божьей Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего впоследствии высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных.

Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане»(7 век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших».

Икона «Взыскание погибших»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся о благословении брака; к ней приходят с мольбой об освобождении от пороков, притекают Матери с ходатайством о погибающих детях, о здравии и благополучии детей, об исцелении болезней глаз и слепоты, от зубной боли, от лихорадки, от недуга пьянства, при головной боли, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблудших в Церковь.

Для родившихся с 22 июня по 22 июля

заступницами являются иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери.

Святой Кирилл — их ангел-хранитель.

«Всех Скорбящих Радость» — одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов. Многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед.

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»

По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».

Царица неба и земли, скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли: в Тебе — надежда и спасенье.

Погрязли мы во зле страстей, блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней склони всевидящее око.

Святая Русь — твой светлый дом почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем: иной никто о нас не знает.

О, не оставь Своих детей, скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей от наших скорби и страданья.

Рожденных с 23 июля по 23 августа

Охраняют Святой Николай Угодник и Илья-пророк, а икона «Покров Пресвятой Богородицы» их защищает.

В православной Руси под словом «покров» понимается и покрывало и покровительство. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные люди испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи.

На Руси этот праздник был установлен в XII веке святым князем Андреем Боголюбским. Узнав о том, что святой Андрей, Христа ради юродивый, видел Божию Матерь, державшую Свой покров над православными, он воскликнул: «Не может такое великое событие остаться без празднования ему».

Праздник был установлен и сразу принят всем народом в радостном убеждении, что Богородица неустанно держит Свой покров над землей Русской. Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего».

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Покров Пресвятой Богородицы – великий православный праздник в память о чудесном явлении Богоматери во Влахернском храме в 910 году во время осады Константинополя. Покров Пресвятой Богородицы – это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.

На иконе изображено шествие на небеса по облакам, к Спасителю. Шествие возглавляет Богоматерь, держащая на руках небольшой покров, а за Ней – сонмы святых. Икона символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род.

Тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября

Следует просить защиты у икон «Неопалимая Купина» и «Страстная».

Их ангелы-хранители — святые Александр, Иоанн и Павел.

Икона Пресвятой Богородицы «Страстная» получила свое название оттого, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних — крестом, губкой, копием. Святой образ был прославлен во времена царствования Михаила Федоровича.

>Икона «Страстная»

«Когда помолишься пред тем образом с верою, то получишь исцеление и ты, и многие другие».

Те, кто родился с 24 сентября по 23 октября

должны искать защиты у икон Почаевской Божьей Матери, «Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня». Охраняет их святой Сергий Радонежский.

Честной и Животворящий Крест Господень был обретен в 326 году в Иерусалиме недалеко от места распятия Иисуса Христа. В память об этом событии 14/27 сентября Церковью установлен праздник. Предание об обретении Креста Христова тесно связано с жизнью святых равноапостольных Елены и Константина.

Животворящую силу Своего Креста Спаситель показал через оживление умершего, к которому был приложен Крест. При обретении Креста, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, патриарх воздвигал (поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

Икона «Воздвижение Креста Господня»

Сейчас для нас крест — священный, самый главный и са­мый дорогой символ. Более двух миллиардов людей на земле (если точнее — 2 миллиарда 100 миллионов — столько на планете христиан) носят его на груди как знак своей причастности к истинному Богу.

Две тысячи лет назад в Палестине, да и во многих других местах, крест был всего-навсего орудием казни — как сейчас электрический стул в Америке. А гора Голгофа вблизи городских стен Иерусалима была обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение.

Около трехсот лет прошло с крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа. Христианство, несмотря на жестокие преследования, все более и более распространялось по всей земле, привлекая к себе и бедных и богатых, и могущественных, и слабых. Римский император Константин Великий, его отец был язычником, мать, царица Елена, христианкой.

После смерти отца у Константина возникла война с правителем города Рима. Накануне решительной битвы, когда стало заходить солнце, Константин и все его войско увидели на небе крест, с надписью — «Сим победишь». Во сне, ночью, Константин тоже увидал Христа с крестом.

Господь велел ему сделать на знаменах своих войск кресты и сказал, что он победит противника. Константин исполнил повеление Божие, а одержав победу и войдя в Рим, велел поставить на площади города статую с крестом в руке.

С воцарением Константина преследования христиан прекратились, а сам император крестился незадолго до своей смерти, потому что считал себя недостойным раньше принять это таинство.

У родившихся с 24 октября по 22 ноября

Святой Павел — ангел-хранитель. Иконы Божьей Матери «Скоропослушница» и «Иерусалимская» их защищают.

История иконы Божией Матери «Скоропослушница» насчитывает уже более тысячелетия. По преданию она является современницей основания афонского Дохиарского монастыря и написана в X веке по благословению основателя обители преподобного Неофита. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа Божией Матери, находившегося в городе Александрия. Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила позже — в XVII веке, когда от нее произошло чудо.

На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница», ведь она прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования, являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

Иконы Божьей Матери «Скоропослушница»

Перед этой иконой молятся о духовном прозрении, при разных немощах, при онкологических болезнях, о помощи в родах и о кормлении молоком, о детях. А прежде всего молятся Скоропослушнице, когда не знают, как лучше поступить, о чем просить, в растерянности и недоумении.

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древн

их чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы.

Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. В 453 году образ был перенесён из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим. В 988 году царь Лев VI преподнёс икону в дар великому князю Владимиру, когда он крестился в городе Корсуне (нынешний Херсон).

Святой Владимир даровал Иерусалимскую икону БогоМатери новгородцам, но в 1571 году царь Иоанн Грозный перенёс её в Москву в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона Божией Матери была похищена и увезена во Францию, где находится и поныне.

Иконы Божьей Матери «Иерусалимская»

Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

Рожденные с 23 ноября по 21 декабря

должны просить заступничества у икон Божьей Матери «Тихвинская» и «Знамение».

Святой Николай Угодник и святая Варвара — их ангелы-хранители.

Тихвинская икона Божией Матери считается покровительницей младенцев, ее называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также к Богородице перед Ее иконой «Тихвинская» обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.

Икона Божьей Матери «Тихвинская»

Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.

Икона Божьей Матери «Знамение»

Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего 72 князя) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород, потребовав его сдачи.

После бесплодных переговоров новгородцы отказались от сдачи, и началось сражение. Защитники Новгорода, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу, так как чувствовали правду на своей стороне.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Новгородская молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об усмирении враждующих и избавлении от междоусобной брани..

В каждом доме желательно иметь Иверскую икону Пресвятой Богородицы (Вратарница), которая защищает дом от врагов и недоброжелателей.

Иверская икона Пресвятой Богородицы

– одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, Иверская была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название)

Икона Пресвятой Богородицы «Иверская-вратарница»

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери.

О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:

«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».

Семейная икона

это икона с изображением тезоименных святых, всех членов семьи. Семейная икона это святыня, которая связывает всех членов семьи, обьединяет их дух. Семейная икона это часть родового наследия, которое передается из поколения в поколение.

Присутствие в доме семейной иконы сплочает семью, укрепляет их веру, помогает в различных семейных вопросах. Духовная сила такой иконы заключается в её соборности, вознося свои молитвы каждый член семьи молится не только за себя, но и за своих родителей, детей и близких.

В последнее время традиция семейной иконы повсеместно возрождается. На семейной иконе святые покровители членов семьи изображены все вместе. Здесь как бы вне времени собираются святые, которые молятся об этом роде, об этом семействе.

Среди них могут быть и святые покровители уже ушедших из жизни родителей — основателей рода. Для написания такого образа подбирают по именам каждого святого, при этом находят и редких святых.

Вера — на то и вера, что не нуждается в доказательствах. Тем не менее за последние две тысячи лет собрано столько доказательств каждого эпизода евангельской истории, что усомниться в том, что всё это происходило на самом деле, может только… не очень информированный человек.

«Ангел Хранитель, несущий душу»

Священное Писание рассказывает об ангелах как о высших разумных существах, которые прославляют Бога и являются исполнителями Его воли. Бог наделил их богатыми дарованиями и вселил в Небесных обителях. Слово «ангел» означает «вестник». Ангелы – верные служители Божьи, которых Он посылает возвещать Свои повеления.

Ангелы были сотворены Богом, как и люди, но наделены другой природой. На иконах они изображаются в человеческом обличии с большими крыльями. Их могучие крылья символизируют быстроту, с которой они исполняют повеления Бога, а небольшие ленточки у ушей (тороки, или слухи) показывают, что они всегда слышат Его голос.

Ангелов бесчисленное множество, и все они составляют стройную Небесную иерархию. Ангелы делятся на девять ликов, образующих три чина. К первому чину относятся серафимы, херувимы и престолы, ко второму — господства, силы и власти, к третьему — начала, архангелы и ангелы. Над всеми девятью чинами Бог поставил начальником святого Архангела Михаила.

Ангелы Хранители ниже остальных чинов и ближе всех к людям. Они служат защитниками каждого из нас. Падших поднимают, благочестивым помогают и никогда не оставляют на протяжении земной жизни. У каждого человека свой Ангел Хранитель, который дается ему Богом в Крещении и который всегда невидимо находится рядом с ним. Служение Ангела Хранителя состоит в том, чтобы не только охранять человека, а способствовать спасению его души для вечной жизни. Поэтому Ангелы Хранители духовно наставляют человека в вере и благочестии и молят о нем Бога. Как создания чистые и святые, способные только любить и благотворить, Ангелы Xранители делают все, чтобы служить к нашему истинному благу и спасению. Постоянно находясь рядом, Ангел Хранитель таинственно наставляет человека и возносит его молитвы к Богу не только по желанию, но еще и сам от себя охраняет и защищает человека от врагов видимых и невидимых, сам от себя ходатайствует за него пред Богом. Ангел Хранитель не оставляет человека и в его смертный час. Он сопровождает его за гробом во всех мытарствах, отводя дет во всех мытарствахивека и его смертный час, а за гробом помогает пройти мытарства ную минуту и молит у Бога о милосушу усопшего в Вечность.

Заботу Ангела Хранителя о душе человека можно сравнить с заботой матери о ребенке. Поэтому в православной иконописи в XVI веке появился образ Ангела, бережно несущего на руках человеческую душу. Но так же, как родители не могут изменить жизнь взрослого чада, так и Ангел Хранитель не может участвовать в жизни взрослого человека без его желания. Человек имеет свободную волю, и без его личного участия Ангел не может его спасти. Многие святые, которым дано было видеть духовный мир, наблюдали рядом с грешниками плачущего Ангела Хранителя.

Ангелы Хранители, как и люди, существа личные, но мы не знаем частного имени каждого из них. Не можем мы узнать и имени своего Ангела Хранителя. Поэтому Православная Церковь не имеет специальной церковной службы для Ангелов Хранителей вообще и для каждого из них в отдельности. Но она обязывает нас почитать и благодарить своего Ангела частно, в домашних ежедневных молитвах, обращаться к нему за покровительством и защитой как к ближайшему духовному наставнику. Одна из таких коротких молитв-обращений написана на обороте образка: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне».

Изделие соответствует православным канонам и освящено.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Не секрет, что у каждого свой ангел хранитель, который оберегает нас всегда. Беспокоится он не только о теле, но и о душе. В трудную минуту для человека, необходимо помнить, что есть Высшие силы, которые всегда стоят на страже благополучия и молят Господа о защите души.

Икона святого Ангела Хранителя

Образ помогает преодолевать множество трудностей. Ему можно молиться:

  • в случае если нужна поддержка;
  • чтобы справиться со страхом;
  • уберег от несчастий;
  • о прощении совершенных грехов;
  • об очищении души, тела и разума;
  • чтобы оберегал от бед и невзгод;
  • хранил от врагов;
  • о наставлении на путь истинный;
  • о помощи на работе и в личной жизни;
  • на удачу;
  • чтобы замолил грехи перед Богом.

Икона святого Кирилла ангела хранителя

Имя с греческого означает «господин», а с еврейского «солнце». У данного лика стоит просить помощи тем, кто родился с двадцать второго июня по двадцать второе июля. Именины Кирилла тридцать первого января (по старому календарю – восемнадцатого января).

Известен факт из жизни Кирилла. Однажды он строил Белозерский монастырь. Увидев это, жители деревень подумали, что мужчина очень богат. Один из завистников собрал своих слуг для того, чтобы ограбить монастырь. Придя ночью, они увидели воинов с обнаженными саблями, охранявших монастырь.

Так мужчина прождал до утра, думая, что воины уснут, но они не уснули, и не ушли. Было решено и на следующий день пойти. Но и в этот раз все повторилось. Все те же воины ходили с саблями и никто не спал. Тогда завистник попросил узнать, что это за воины и когда отступают. Ответ его удивил. Никаких воинов и даже богомольца там не было. Все стало понятным.

Это были ангелы хранители, оберегавшие монастырь от ограбления. Помещик покаялся и попросил перед Богом прощения за свой поступок.

Молитва святому ангелу хранителю

Молитва нужна каждому, ведь она словно глоток чистого воздуха. Существуют молитвы, которые можно читать каждый день, есть только раз в год в день своего рождения. Есть такие, которые читаю только утром, перед выходом или перед сном. Они есть различные, чтобы каждый мог найти свою по своим потребностям и желаниям.

В каждой молитве неимоверная сила. Ангел хранитель слышит все ваши просьбы и просит у Господа Бога помощи для вас. Он не только не покидает нас на протяжении жизни, но и не оставляет после смерти. В молитве Вы можете покаяться в совершенных грехах, просить защиты, провести день без зла, направить вас на путь спасения, укрепить свою веру. Просите о помощи вашей души, чтобы она не поддавалась искушением такими словами:

«Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя коь Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь».

Икона святого Павла ангела хранителя

Образ будет вас защищать, если ему будут молиться те, кто родился с двадцать четвертого августа по двадцать третье сентября. А также у тех, кто родился с двадцать четвертого октября по двадцать второе ноября. Святой апостол до крещения считал жизнь заблуждением, и что она несла только грехи.

После того, как он прибыл в Дамаск и его научили вере, он был крещен. После крещения он кардинально изменился. Стал проповедовать в разных странах и обрел счастье благодаря своему призванию. Ему много пришлось трудиться и путешествовать, чтобы распространить веру в Господа.

Молитва на удачу ангелу хранителю

Бывают времена, когда проблемы настигают, не ладятся дела на работе и в жизни, наступает безденежье, все начинает рушиться и вы не знаете как с этим справиться. Вы хотите попросить о помощи, но видите рядом таких же измученных людей. Не осмысленно поднимаете голову к небу и рассказываете все Господу и просите у него помощи. Вы знаете, что он всегда вас слышит и всегда поможет.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Молиться можете когда угодно и где угодно. Если вашему сердцу и душе нужно помолиться, то делайте это. Некоторые считают, что молиться нужно только в храме или церкви перед иконой, это не так. Не забывайте про то, что нужно не только просить у Бога, но и благодарить за то, что у вас есть и за его помощь. Он помогает вам каждый день, каждую минуту.

Существует множество молитв. Но разговаривать с Господом можно и своими словами. Помыслы Ваши должны быть чисты и искренни. Вот одна из молитв, которая будет помогать вам и дарить удачу:

Молитва ангелу-хранителю для счастья и удачи

«Благодетель, святый ангеле, хранитель мой во веки вечные, покуда жив есть буду. К тебе взывает подопечный твой, услышь меня и низойди до меня. Как облагодетельствовал ты меня много раз, так еще раз облагодетельствуй. Перед Богом чист я, перед людьми ни в чем не провинился. Верой жил я прежде, верой буду жить дальше, а посему Господь оделил меня своей милостью и по воле Его ты меня охраняешь от всякой напасти. Так пусть же сбудется воля Господня и ты, святый, исполнишь ее. Прошу тебя о счастливой жизни для себя и домашних своих, и бу-де то для меня высшей наградой от Господа. Услышь меня, ангеле небесный, и помоги мне, исполни волю Божию. Аминь».

Где повесить и помощь иконы ангела хранителя

Запретов в размещении лика дома нет. Обычно ее вешают в углу комнаты. Лучше всего будет, если образ будет лицом на восток. Если же такой возможности нет, то ничего страшного. Лучше будет, если сделать специальный шкафчик с полками для икон со стеклом, который будет защищать их от пыли и различных повреждений.

Данный шкафчик носит название киота. Рядом ничего не должно быть, ведь от молитвы ничего не должно отвлекать. Вероисповедатели рекомендуют повесить лики святых в каждой комнате. Не стоит забывать про кухню, ведь молитва при приготовлении пищи, освятит еду.

Некоторые считают не правильным вешать образ в спальне. Данное мнение является ошибочным, ведь супружеская близость вовсе не грех. Желательно молиться перед выходом на улицу, чтобы ваш ангел хранитель вас оберегал и помогал в разных делах. Православная молитва ангелу хранителю произносится точно и четко, следует заранее сформулировать мысли, желания и просьбы.

Ваш ангел хранитель рядом с вами с момента крещения. Он не только препятствует свершению плохих дел и помыслов, но и записывает все ваши хорошие дела и поступки. Делает это он для того, чтобы предоставить их перед Божьим судом. Он же является защитником души и тела. Те, кто не крещен, находятся под властью демонов. Креститься можно в любом возрасте, если это не было сделано в детстве.

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы узнаете, кто такой Ангел Хранитель:

В земной жизни человек находится под защитой святого существа, который приставлен к нему после крещения. Икона Ангела Хранителя помогает улучшить духовную связь со светлым духом и получить наставление. Можно ли узнать имя своего защитника или оно скрыто от человеческих глаз?

Кто такие Ангелы Хранители

В Священном писании ангелы упоминаются еще со времен Адама и Евы, которые были изгнаны из Рая. Они служат посредниками между волей Всевышнего и человеком, который проживает свою земную жизнь. Главная цель Ангела Хранителя – защита и донесение воли Божьей. По православным канонам крещение проводят через 40 дней после рождения, чтобы у младенца появился личный духовный наставник.

Икона Ангела Хранителя

Глубокая вера приближает душу к Всевышнему, что улучшает земную жизнь. Однако с рождения человеку уготована определенная судьба, которую Ангел Хранитель менять не может. Он сопровождает его по жизни и через внутренний голос наставляет на праведный путь. Защитник охраняет человека от пагубного влияния мирских объектов на его подопечного. Нередко люди, прислушивающиеся к интуиции, избегают серьезных катастроф.

Видео «Молитва Ангелу Хранителю на каждый день»

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись сильной молитвы Ангелу Хранителю.

Определение своей иконы Ангела Хранителя

При свершении таинства крещения ребенка нарекают православным именем, после чего у него появляется свой небесный защитник. По традиции его выбирают по Святкам, однако на это нет строгого указания. Определиться со святым можно в любой день, особенно при крещении взрослого человека.

Ангел Хранитель не имеет телесной оболочки и никогда не был человеком. Поэтому ошибочно мнение, что людей, причисленных к лику святых можно выбирать в качестве защитников. Если человека назвали Павлом, то его покровителем, а не Ангелом Хранителем, становится святой Павел.

Имя Хранителя и икону иногда определяют по знаку зодиака. Овну подходит Бакариил, тельцы просят защиты у Аматиила, близнецов оберегает Бахрам, рака – Дина, льва – Аквариил, деву – Кадмиил, весы – Барчиил, скорпиона – Гавриил, стрельца – Адначиил, козерога – Камбиил, Водолея – Катетил, рыб – Егалмиил.

Описание и значение святого образа

Изображение небесных посланников украшает крупнейшие храмы Древнего Востока. На территории Израиля находили различные вариации фигурок. Страницы Ветхого Завета хранят информацию о предметах, украшенных ликом крылатых посланников. Славянская иконопись отмечает появление первых образов в конце XVI века.

Значение иконы – постоянное напоминание о вечности души

Значение иконы – постоянное напоминание о вечности души. Защитника изображают по-разному, однако существуют определенные каноны:

  • Ангел Хранитель держит в руках крест (благословение) и меч (защита);
  • одеяние напоминает рясу священнослужителей, которую изображают, чтобы подчеркнуть служение Всевышнему. Плащ выполнен в зеленом цвете, а хитона – красном. Иногда их изображают в белых одеяниях;
  • существуют изображения, как в полный рост, так и поясно. В первом случае Ангел Хранитель стоит на облаке, призывая человека в Божью обитель;
  • защитники изображены в человеческом облике. Их божественность олицетворяют большие крылья, сложенные за спиной;
  • наличие посоха на иконе указывает на его важную духовную миссию в грешном мире;
  • отличительная характеристика различных изображений – расположение рук заступников. Одна конечность может быть поднята для благословляющего жеста, либо они сложены в молитве.

О чем молятся и что просят у святого лица

Просить заступничества у Ангела Хранителя можно в различных жизненных ситуациях. Он помогает унять тревогу в ответственных, даже опасных ситуациях. Если кто-то желает зла, то можно попросить о защите и отведении недобрых помыслов. Совершив прегрешение и искренне раскаявшись в нем, можно просить своего защитника об избавлении от греха и тревожных мыслей. Он направит на праведный путь и даст сил выстоять перед земными искушениями.

Ангел Хранитель сопровождает человека через всю его жизнь, поэтому молитву возносят в различных ситуациях. Находясь в затруднительном финансовом положении, при любовных и семейных неурядицах можно рассчитывать на его заступничество. Читая правильно подобранную молитву с чистыми помыслами на сердце можно наладить контакт со своим защитником.

Где расположить икону в доме

Запретные места для размещения иконы Ангела Хранителя не обозначены. На домашнем иконостасе святой образ размещают в любой точке, главное, чтобы лик Спасителя был в центре. Принято вешать икону возле кровати ребенка, чтобы защитить его восприимчивую душу от темных сил и наполнить ее праведной энергией.

Образ разрешено размещать в спальне, поскольку близость супругов не грех. Многие носят святой облик ввиде ладанки или в кошельке, чтобы всегда была возможность попросить заступничества у своего Ангела Хранителя.

Как молиться Ангелу Хранителю

Правильно и своевременно произнесенная молитва открывает духовный канал, который связывает человека с Ангелом Хранителем. В момент обращения к святому образу рекомендуют слушать внутренний голос. Благодаря ему ангел общается со своим подопечным и наставляет на праведные дела.

Существуют правила, которые помогают усилить связь со своим защитником:

  • ежедневные молитвы. Обрести желаемое счастье и спокойствие возможно при систематическом прочтении святого слова. Главное правило молитвы – искренность, которая должна исходить от сердца человека. Священные слова произносят неспешно, вдумываясь в их смысл;
  • утренняя молитва. Обращение, прочтенное на рассвете, оберегает от негативного влияния и защищает на целый день. Человек наполняется положительными эмоциями, которые помогают избежать конфликтных ситуаций;
  • вечерняя молитва. Помогает оградить человеческое сознание от влияния темных сил в ночное время. Ангел посылает во снах пророческие видения и предупреждает об опасностях;
  • в православии существуют различные молитвы, которыми человек взывает к святому посланнику в определенных ситуациях.

Ангел Хранитель сопровождает человека через всю его жизнь

Молитвы Ангелу Хранителю

Ангел Хранитель сопровождает человека через всю его жизнь и наставляет на правильный путь. Прислушавшись к внутреннему голосу, можно получить ответы на все волнующие вопросы, попросить о защите близких людей.

Молитва 1-я Ангелу Хранителю (Молитва 9-я из Утреннего молитвенного правила)

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго,
ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва 2-я Ангелу Хранителю(Молитва 11-я из Вечернего молитвенного правила)

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешнии день: и от всякаго лукавствия противного ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего, но моли за мя грешного и недостойного раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Молитва 3-я Ангелу Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва 4-я Ангелу Хранителю (из акафиста Ангелу-хранителю)

О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сердцем сокрушенным и душею болезненною предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имя рек), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни беззаконий моих и неправд, имиже аз, окаянный, прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господем; явися мне милосерд и не отлучайся мене, сквернаго, даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время живота моего без порока преити и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии, и да не порадуется враг о погибели моей. Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне, непотребнем и паче всех грешнейшем, да не изымет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя Премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами, да спасет мя, да накажет мя зде по неизреченней милости Своей, но да не обличит и не истяжет мя онамо по нелицеприятному правосудию Своему; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю и таковаго дара всеусердно желаю. В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити претрепетную душу мою; защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушныя мытарства, да, храним тобою, безбедно достигну рая, ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних Сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, Ему же подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва 5-я Ангелу Хранителю (из канона Ангелу-хранителю)

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святого крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препричистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным взбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение, о злое мое произволение, его же и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши возрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делах? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деяниям, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойного раба твоего (имя рек), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи

Изображения Ангелов можно встретить уже в римских катакомбах, правда, без привычных крыльев. Хотя крылатые существа известны даже в доантичную эпоху. Однако в раннехристианских памятниках отсутствуют изображения Ангела Хранителя.

Ангел Хранитель. Прорись В.В. Филатова. Та его иконография, которая распространилась с XVI–XVII столетий в России, обычно представляет нам «юношу, облаченного в белый хитон, иногда в тунику и гиматий, или плащ, главные атрибуты – крест и обнаженный меч».

Сколько мы ни искали, но так и не обнаружили иконографию Ангела Хранителя в 11-вековом византийском искусстве, основополагающем для православного мира. Тот «страж храма» из константинопольской Софии, о котором упоминает о. Георгий Флоровский, является, по мнению В.Н. Лазарева, Архангелом Гавриилом, что значительно больше походит на правду. Мерило и зерцало в руках свидетельствуют: перед нами – кто-то из Архангелов, но не «страж храма».

Силы небесные живописали достаточно часто, но не Ангела Хранителя.

Это интересно. Поскольку возникает справедливый вопрос: если молитва, которую вычитывают православные в утреннем правиле («Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души…»), написана преп. Макарием Великим в IV веке, а канон Ангелу Хранителю составлен митрополитом Евхаитским Иоанном Мавроподом в XI столетии, то к какой же иконе обращались молящиеся?

Вызывает недоумение фактическое отсутствие литературы по обозначенной теме. Отдельные авторы ее затрагивают лишь описательно. Не проблемно. А иногда и ошибочно: об одной такой статье известного советского искусствоведа мы уже высказывались в периодической печати.

Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, — требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел Хранитель? Начиная с Тертуллиана и Оригена, ещё первохристианские авторы давали самые разные ответы. Но заключительная молитва канона Ангелу Хранителю говорит совершенно однозначно: «от святого крещения» — нового рождения водой и Духом… Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: «от Бога дарованного ми во веки», то есть Ангел Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой,‹…› егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста Ангелу Хранителю), так как усопшего «обычно сопровождают два ангела ‹…›. Обязанность этих ангелов (Ангела Хранителя и встречного ангела. – В. К.) – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь». И на Страшном Суде Ангел Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения – становится последнему неразлучным другом в вечности.

Бытует мнение, что тот друг и Ангел есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела.

Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва вычитывается Ангелу Хранителю – совершенно другая – святому, во имя которого крещен христианин.

Нет, лик Ангела Хранителя от смертных людей скрыт. Зримо он открывается лишь в момент разлучения души с телом. Уже одного этого достаточно для отрицательного ответа на вопрос: «Имеет ли право на существование иконография Ангела Хранителя?». В противном случае иконописец должен был бы умереть и воскреснуть… Да и коль воскреснет, то он изобразит только своего Ангела. Где гарантии, что его Ангел одинаков хотя бы визуально с Ангелом каждого из нас? Этот вопрос правомерен даже к святым, которые воочию видели своих Хранителей. Ведь если «неизвестно, являются ли Ангелы единосущными друг другу, возможно, что каждый из них – особое творение Божие, особый духовный мир», – тогда насколько актуальней ставить вопрос об «ипостазировании» Ангелов: есть ли наш Хранитель некая функциональная сила, безликая, а точней, однообразная и трансцендентная – или все-таки конкретная личность, призванная к служению?

Разговор о категориальном анализе личности – трудный; тут все держится на еле уловимых тонкостях. И в человеке ведь различие природы и личности уловить не легче, чем различить единую природу и трех Лиц в Боге.

«Мы привыкли считать эти два выражения – личность и индивид – почти что синонимами, — пишет В.Н. Лосский, — мы одинаково пользуемся и тем и другим, чтобы выразить одно и то же. Однако в известном смысле индивид и личность имеют противоположное значение; индивид означает извечное смешение личности с элементами, принадлежащими общей природе, тогда как личность, напротив, означает то, что от природы отлично».

В.Н. Лосский продолжает: «В нашем настоящем состоянии, сами будучи индивидами, мы воспринимаем личность только через индивид. Когда мы хотим определить, «охарактеризовать» какую-нибудь личность, мы подбираем индивидуальные свойства, «черты характера», которые встречаются у прочих индивидов и никогда не могут быть совершенно «личными», так как они принадлежат общей природе. И мы, в конце концов, понимаем: то, что делает его «им самим» — неопределимо, потому что в его природе нет ничего такого, что относилось бы собственно к личности, всегда единственной, несравнимой и «бесподобной».

Здесь тайна, происходящая из неограниченных творческих способностей Создателя мира. Она не имеет измеримых «параметров». Существуют ли способы и величины, чтобы измерить тайну?

Но у тайны есть своя антиномия – «индивидуальные свойства». Отсюда возникает понятие «индивидуальность» — совокупность качеств, выражающих сущность отдельного индивида. Человеческая индивидуальность – безусловная экзистенциальная ценность от Бога. Она не отвергается, а включается в Соборное единство; чем и объяснимо требование «портретного сходства» от изографа при живописании иконы того или иного святого, «ибо почитание (воздается иконе) не постольку, поскольку она отстает от сходства (с первообразом), но поскольку она представляет подобие (с ним)», — поясняет св. Феодор Студит. Само слово eikon «образ» восходит к eiko «имею сходство, похожу». Иконописные подлинники полны указаний типа «пастырь, седой, борода Иоанна Богослова», «округло лице, яко же и Матери Его», «власы Николины» и т.п. Умелая кисть мастера, водимая Творцом, каждый раз из совокупности таких сравнительных черт создает единственный и неповторимый образ человека – личность, что подтверждается и надписью на иконе: это свт. Василий Великий, а не свт. Григорий Богослов. Потому в древности образ сначала одобрялся духовными лицами и потом уже освящался надписью (чина освящения, какой известен сегодня, до XVII в. не существовало: считалось, что икону освящает именно надпись; да и сегодняшний чин освящения есть только акт одобрения, и не больше).

Ангел Хранитель. 19 век. Дальше Лосский говорит, что Ангел и человек – «существа личностные», но человек, для известного богослова, «полнее, богаче, содержание ангельских духов», ибо он поставлен «на грани умозрительного и чувственного» и потому «причастен всем сферам тварной вселенной». Отсюда, как видим, личность Ангела и личность человека существенно разнятся, хотя и Ангел, и человек созданы по образу и подобию Божию. Антропология свт. Григория Паламы свидетельствует, что Ангел, уступая в совершенстве образа, превосходит человека в подобии. По Лосскому, «личность, утверждающая себя как индивид и заключающая себя в пределах своей частной природы, не может в полноте себя осуществлять – она оскудевает». Ничего такого нет у Божиих Ангелов, ибо они «насыщаются Божественной благодатью и передают ее остальному творению». Само созерцание Божества, насколько это для них возможно, служит им пищей, по слову преп. Иоанна Дамаскина

Могут ли здесь Ангелы утверждаться в статусе индивидов, а значит, заключать «себя в пределах своей частной природы»? Могли… Но только перестали бы быть Ангелами.

Бесполезно углубляться в вопрос об ангельской природе. Этого не даст нам сделать сама непостижимая природа ангельского мира. И все-таки, Отцы Седьмого Вселенского Собора, указывая на совершенную бестелесность и невидимость Бога, подтвердили положение о допустимости изображать Ангелов на иконах: «Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими, воздухообразными или огненными телами, в которых они неоднократно являлись и были видимы». Отцы не уточнили, временно или постоянно носят Ангелы эти тонкие тела. Они засвидетельствовали только, что бесплотность Ангелов относительна, что Ангелы являлись людям, а потому они в известном смысле изобразимы. Преп. Иоанн Дамаскин прямо говорит, что Ангелы — «описуемы; ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю – они не остаются на небе».

Вопрос об их изобразимости (в качестве церковно почитаемого образа) оттого и решаем, что Ангелы – личности. Своим опровержением преп. Феодор Студит доказывал иконоборцам: «<…> икона изображает не природу, а личность». Заметим: конкретную личность, а не символическую – символических личностей человека, как и «личностей вообще», не бывает.

Путать абстрактные формулы с людьми занятие вредное.

Валаам и Ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 века. Рим. Катакомбы на Виа Латина. Церковная символика укоренена в исторической реальности. Херувимов и Серафимов велел изобразить на крышке Заветного Ковчега сам Ягве, а значит, их лик был Моисею открыт, о чем говорил на VII Вселенском Соборе Патриарх Тарасий, что находит подтверждение в Писании: «виждь и сотвориши Ми по всему, елика Аз покажу тебе на горе» (Исх. 25:8); Архангелов людям посылал Господь, Ангелы писались те, что явились пастухам, возвещая о Рождении Спасителя мира, те, что возвестили Женам Мироносицам радость о Воскресшем, причем поданы они в служебном, «функциональном» плане, а не в качестве образа, на который молятся. Символика же Ангела Хранителя ничем не поддержана – это типично головная работа иконописца, его «идеи». И в результате получилась символическая личность, безадресная для молитвы. Ситуация фактически по Канту: «Пусть только наша идея будет правильной, и тогда, несмотря на наличие препятствий, стоящих на пути к ее осуществлению, она не будет невозможной».

Возникает вопрос: что позволяло преп. Андрею Рублеву изображать Св. Троицу в виде Ангелов, символизирующих три Ипостаси? Насколько правомерен символизм здесь? Отвечает ли данная иконография 82-му правилу Трулльского Собора?

Вот в том-то и дело, что «образ Троицы не есть ипостасный образ Отца, Сына и Духа Святого, а образ троичности Божества и троичного бытия» (Л.А. Успенский). Явление Аврааму трех мужей у дуба Мамврийского, по мнению Церкви, является не символом, а прообразовательным видением Пресвятой Троицы. Это и позволяло преп. Андрею Рублеву Ее изображать не символически, а в качестве прообразов. 82-е правило в данном случае не нарушалось, потому как оно, требуя конкретности, запрещает символы, а не прообразы. Да и речь на Пято-Шестом Соборе велась не об изображении Троицы, а – Иисуса Христа. Икона «Отечество», например, противоречит этому правилу и представляет нам образ Троицы ипостазированным. Но в силу невоплощенности Бога Отца, Его образ – уже символ. Образ же Духа Святого в виде голубя правомерен лишь в сюжете «Богоявление».

Икона ветхозаветной Троицы, написанная Рублевым, основана на явлении чувственном, и, говоря словами преп. Иосифа Волоцкого, в ней «почитают и целуют едино существо Божества».

К середине XVI в. чужеродный символизм активно начинает вытеснять из иконописи язык «преображенного евангельского реализма». Появляется икона Ангела Служителя (ныне находится в музее-заповеднике города Сергиев Посад). Этого Ангела некоторые искусствоведы приняли за Ангела Хранителя. Диаконские же облачения, вместо меча кадило в руке говорят о нем как о служителе: греч. diakonos – служитель. Тем не менее, XVI век все сделал, чтобы явить миру образ Ангела Хранителя. А.С. Уваров в свое время писал о нахождении такого образа в клеймах, с пояснительными надписями «Ангел Хранитель хранит человека в дни» и «Ангел Господень хранит человека в нощи». Сама икона датируется XVII веком, но представляет собой список с иконы XVI столетия, названной А.С. Уваровым «Ангел Хранитель с похождениями». Однако до сего дня подобные памятники XVI в. не дошли. Впрочем, в аналогичном символизме того времени сомневаться не приходится. По меткому замечанию о. Георгия Флоровского, «это преобладание символизма означало распад иконного письма. Икона становится слишком литературной, начинает изображать не столько лики, сколько идеи».

XVII век лишь усугубил сложившееся положение.

Теперь пришла пора задать следующий вопрос: «Почему Ангелы однообразны, то есть, одинаковы ликами?» Выше мы уже говорили о требовании Отцов к иконописцу добиваться «портретного сходства» с первообразом. Так вот, «одинаковость» у Ангелов – тоже в известной мере «сходство», хотя звучит это парадоксально. Судите сами: Ангелы, будучи личностями и не будучи индивидами — «порождениями биологического родового процесса» (архим. Киприан /Керн/) — приобретают «неуловимые», а, следовательно, ни с кем не сравнимые черты – как такую тайну может разрешить изограф, если, по учению Церкви, на иконе следует изобразить личность и символически указать на природу изображаемого? Как? Только «апофатически» — от обратного, — чтобы не с кем было сравнить (Ангел в образе юноши – банальная выдумка искусствоведов). Вот древний художник, согласно с требованиями св. Отцов, исключительно духовидчески, умозрительно, а не рационалистически, и представил лик без усов, бороды, без морщин и каких бы то ни было типажных признаков, лик без единой приметы пола (ибо Ангелы — бесполы).

Что можно в таком случае получить, имея вдобавок самые смутные представления о природе ангельского мира? – только то, что получили: фактическую одинаковость (она заодно и подчеркивает меньшее совершенство в образе Божием у Ангела по сравнению с человеком). Даже одежды отличаются не характером, а иерархически: у Архангела вместо гиматия изображается плащ, вместо хитона – далматик с оплечьем и подольником; волосы же и прически – разницы не имеют.

Вот откуда «в известном смысле» изобразимость, о которой говорили Отцы Седьмого Собора.

Но не следует данный прием считать «трафаретным». Он носит концептуальный характер.

Историк философии может справедливо спросить: «Различать «личность» и «индивидуальность» стали лишь с XVIII века, начиная с Канта и Гердера. Поэтому древний изограф не мог даже гипотетически вводить такие понятия в живопись».

Отвечаем. Во-первых, понятием «личность» пользовались Отцы, изобличавшие ариан, в IV веке – «в период тех богословских споров, которые велись вокруг тринитарного и христологического догматов». Во-вторых, отсутствие термина «индивидуальность» или «индивид», не говоря уже о названном различении, вовсе не означает отсутствие самого понятия. Из слов преп. Феодора Студита о сходстве изображения на иконе с первообразом становится ясно, что этот святой имеет в виду именно «индивидуальность». Самость, гордыня — весь перечень грехов,- судя по библейской истории, всегда сопутствовал человеку после потери рая. А ведь они и есть черты, присущие индивиду. Не всякий иконописец мог категориально проанализировать и различить тонкости хитросплетений такой философии, но он обладал, повторяем, мистическим умозрением – зрением умного мира, которое отвлеченные понятия переводило в художественные образы – «краски мудрости», «богословие в красках». Да и само богословие иконы принадлежало преимущественно Отцам, а не художнику. Когда же данный принцип был нарушен, и иконописец начал «действовать» самостоятельно, то вместо богословия получился литературный суррогат с претензиями на философию, обернувшийся «символизмом идей». Из античного прошлого выходила великая тень Платона: идея как метафизическая сущность вещи стала зрительным образом.

Дух времени вершил свое дело.

Все на удивление похоже! В русской истории XVI век – это популяризация великодержавных идей, воплощенных в соответственные деяния. XVII столетие страна начинала смутой, а кончила – петровскими «реформами». «В области художественного творчества, — пишет Л.А. Успенский, — так же как и в области богословской мысли, исчезает творческое переживание предания и переосмысление Православия в свете того, что несет иноверие. Изменения в религиозной психологии эпохи выражаются в разрыве между молитвенным подвигом и творчеством, так же как и богословской мыслью». Складывается впечатление, что некоторым русским живописцам того времени становится трудно помыслить Бога «вне» плоскости иконы, обитающим «в неприступном свете». А коль так, то с иссяканием высокого богомыслия утрачивается и всякое трезвение в изображении неизобразимого. Начинают играть «фантазии», иной раз даже чем-то объясняемые. Тут и случается рецидив авторского произвола, воспитанный влияниями «извне». И его логическим продолжением в XVIII веке станет появление многочисленных языческих «купидонов» в церковном искусстве.

Вот на такой почве культивировалась иконография Ангела Хранителя. Но исчезало полуторатысячелетнее сознание ее невозможности.

Ангел Хранитель. 1694-1695 гг. Фреска. Церковь св. Иоанна Предтечи. Ярославль. Родословная этого феномена прослеживается от образа XIII века «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину». Особую роль здесь сыграла икона Архистратига Михаила из Архангельского собора Московского кремля (XV в.). Из 18-ти ее клейм 6 отображают покровительственные и карающие деяния, 6 – спасительные и еще 6 – битву с сатаной. Перед нами никто иной, как Ангел Хранитель «всея Руси», с его функциями и действиями, но не в прямом, а в переносном значении. Московский памятник становится для Руси своеобразным эталоном. Икона из Углича – тому подтверждение, с учетом, конечно, «вкусовых» изменений XVI века. В свою очередь, угличский Архангел – эталонный образ для работавших вместе костромских и ярославских изографов, с которого они создают фрески Ангела Хранителя.

Проблема нововведений XVI — XVII веков остро стоит и в наше время. Широкое распространение непозволительных икон не находит надлежащей критики в церковной, литературе. Л. А. Успенский писал: «Мы знаем: так же как человеческая мысль не всегда была на высоте подлинного богословия, так и художественное творчество не всегда было на высоте подлинного иконописания, и среди прочих заблуждений мы часто встречаем образ Бога Отца, особенно распространившийся в православном мире с XVII века».

Добавим сюда и образ Ангела Хранителя.

Седьмой Вселенский Собор на все века провозгласил, что «иконописание зависит от св. Отцов и только художественный его аспект принадлежит художнику».

Этого-то и не было, на наш взгляд, при разработке иконографии Ангела Хранителя.

Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996. С. 14..

Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. С. 401.

Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Искусство, 1986. Табл. 122.

Кутковой В.С. От веры в науку – к вере в науке // Покров. Великий Новгород, 2002. №2 (9). С. 6-8.

Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. СПб., 1994 С. 40.

Преп. Иоанн Дамаскин пишет, что Ангелы «являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтоб они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря потому, как могут видеть смотрящие». — Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 47.

Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 179.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991 С. 92-93.

Там же. С. 82.

Там же. С. 94.

Алипий (Кастальский-Бородин), архим. Исайя (Белов), архим. Указ. соч. С. 183-184

Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 48.

. Алипий (Кастальский-Бородин), архим. Исайя (Белов), архим. Указ. соч. С. 180.

Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 47.

Цит. по: Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж: Изд-во Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, 1989. С. 94.

Там же. С. 180.

Тихомирова К.Г. Героическое сказание в древнерусской живописи. // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970. С. 8-17.

См.: 1) роспись северной стены церкви Воскресения в Ростове (ок. 1675 г.);

2) фреска церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (1694-1695).

Успенский Л.А. Указ. соч. С. 121-122.

Там же. С. 117.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *