Именины у Ивана когда

Когда именины у Иоанны

Имя Иоанна пришло к нам из древнееврейского языка. В переводе на русский оно означает «дарованная Богом». В России больше прижился мужской вариант имени — Иван, хотя в дореволюционные времена девочек часто называли и женским вариантом — Иванна. Иоанна справляет именины два раза в год — 10 июля в день памяти праведной Иоанны мироносицы и 28 декабря, когда поминают преподобномученицу Иоанну.

Иоанной крестят девочек, в миру получивших имя Яна.

Иоанна мироносица

Покровительница имени Иоанна, которая почти не упоминается в писаниях русской православной церкви, была одной из жен-мироносиц. О ней дважды говорится в Евангелии от Луки. Именно эта женщина была в числе тех, кто принес благовония к телу Христа и стал свидетелем появления ангелов, сообщивших о воскрешении Иисуса Христа из мертвых.
Иоанна была супругой домоправителя царя Ирода по имени Хуза и вела жизнь беспечную и респектабельную. Муж ее занимал большой пост, и забот у женщины не было, пока не заболел их единственный сын. Призвав Иисуса Христа исцелить ребенка, супруги не понимали, почему тот отказывался идти к ним. А все дело было в том, что именно во дворце был убит его Предтеча Иоанн Креститель. Однако Иисус не таил обид и исцелил их больного сына. Когда об этом узнал Ирод, гнев его пал на плечи домоправителя. Ситуацию усугублял тот факт, что именно Иоанна, знавшая Крестителя и слушавшая его, взяла голову убитого из тайника и похоронила ее в одном из поместий Ирода. Ее муж Хуза, оказавшись в положении, когда мог лишиться всего из-за гнева царя, решил, что менее болезненным будет для него изгнать из дома жену.
По всей видимости, так и оказалась Иоанна среди нищих и бедствующих, странствующих за Христом с верой в Бога в сердце. Иоанна смиренно делила все тяготы странствования вместе с другими женщинами, а мать Иисуса Мария плакала вместе с ней об оставленном в доме мужа сыне, которого Иоанна больше никогда так и не увидела.
Люди, изучающие связь имени с характером человека, утверждают, что Иоанны — очень добрые и излучают свою доброту на ближних.

Преподобомученица Иоанна

В миру ее звали Сусанной. Она была единственным ребенком пресвитера Рима Гавания. Девушка была образованна, но при этом очень религиозна и целомудренна. Она отказалась от брака, решив посвятить свою жизнь служению Христу. Царь Диоклетиан, настаивавший на ее замужестве, присылал к ней сначала жену, потом сына, дабы они склонили ее заключить брак. Сын его Максимилиан застал ее в доме молящейся и хотел обесчестить, но увидел сияние ангела, склонившегося над девушкой, и в страхе скрылся. Тогда разгневанный Диоклетиан повелел своему наемнику садисту и мучителю Македонию заставить Иоанну отказаться от веры. Он избивал ее палками на глазах у ее семьи, но она была непреклонна. Тогда ее казнили путем отсечения головы. Этот поступок вдохновил всю ее семью и слуг принять христианство.

«Как на Ванины именины испекли мы каравай…»(с)

День Рождения в офисе — это отдельная песня. У работающих именинников, как известно, есть свой негласный кодекс — и все его свято чтят, предварительно избрав себе соответствующий натуре образ и стиль. Тут, ясное дело, предпочтения у каждого свои. Но в основном большинстве своем типажи сводятся к таким вот экземплярам (либо же их органичным сочетаниям).

«И я не пью. Что тут пить?»
Представители этого класса начинают празднование с самого раннего утра. Точнее — их начинают праздновать едва ли не с первыми петухами. Заря только заалела — а именинник уже обежал все окрестные магазины и припер на себе в офис годовой запас горячительного — как известно, день Рождения только раз в году!

Самые первые коршуны, налетающие на продовольствие и дармовой коньяк — это товарищи и друзья. Именно они-то и сметают пилотную версию фуршета, обнимая счастливого именинника и желая ему в скорости стать начальником отдела, а также — крепкого здоровья. Звучат всякие неприличные тосты, имениннику наливают по первой. А потом — и по второй. Оставляют «на закусь» последний бутерброд, с которого кто-то виртуозно «стырил» шпротину, и ретируются по своим рабочим местам.

На смену «первой электричке» прибывает следующий эшелон — преимущественно те, кто шел мимо, не успев дома толком позавтракать, и учуял запах колбасы и конфет «Лещина», а также мигом среагировал на крики «Так выпьем же за то…»
Именинника, который несколько ошеломлен и счастлив оказанным внимание, опять обнимают (на сей раз несколько менее горячо и без смачных поцелуев в ухо), презентуют ему что-то, наспех прикупленное в ближайшем канцелярском магазине, и опять наливают. А потом — опять.

«Третья смена» – это официальные лица с букетом, откомандированные патроном для поздравлений. Члены делегации сдержанно вручают уже изрядно потрепанному, зацелованному и под шофе «новорожденному» букет, и неловко помявшись, начинают застенчиво поглядывая в сторону тарелок с сельдью под шубой. Не «уважить» их может только человек совершенно черствый и чуждый понятию вежливости — потому и с этими «новорожденный» выпивает. Причем к третьему тосту — уже на брудершафт.

К финальному закрытию торжества (после обязательного тоста с начальником и директором отдела финансов) именинника грузят в такси и сочувственно перешептываются о том, что человек спивается.

Нелишне будет заметить – «спивающийся человек» вообще-то, в обычной повседневной и «не-именинной» жизни, не пьет ничего, крепче сидра яблочного, да и то — на Новый Год.

«А ведь сегодня, Винни-Пух, мой день Рождения…»
Мученик, просыпающийся с мыслью, что вот сегодня — сегодня все будет ужасно, и лучше вообще умереть. Тем не менее, столь горькие размышления не мешают ему примчать на работу за час до положенного времени, дабы насладиться обескураженными физиономиями коллег, только-только начавших надувать шарики и клеить на монитор виновника торжества плакат с котятами и сердцами.

Торжественное чествование именинника назначено аккурат на те 8 минут, которые остаются до окончания обеденного перерыва. Спешащих гостей он встречает у дверей с видом обреченным и скорбным. Подарки принимает на манер вдовствующей королевы в трауре, не глядя и складывая их поближе к урне.

Пока все лихорадочно хрустят сельдереем и за здравие именинника поднимают стаканы с горячительными напитками, именинник тоскливо глядит то в окно, то на часы. И, едва только стрелка его фамильного хронометра коснется заветной отметки — он оживляется, хлопает в ладоши и выразительно смотрит на часы в последний раз. Все сразу же понимают, что им больше нет места на этом празднике жизни и, прихватив с собой то, что прихватывается и пригодно для пережевывания, быстренько разбегаются по делам.

«День Рождения — с одной стороны, именины — с другой стороны!»

Самый позитивный вид офисных именинников. Эти товарищи просыпаются под пение птиц (даже если за окном трещат -30 градусов Цельсия). Встают с той самой ноги, которая предназначена для вставания в прекрасном расположении духа, берут в руки огромную коробку с тортом и приезжают на работу. Там в холодильник торт аккуратно запихивается, а сам виновник торжества отправляется на променад по супермаркетам — для основательной закупки всевозможной снеди.

Скупив половину продуктового отдела какого-нибудь среднего масштаба гипермаркета, именинник накрывает замечательный стол. И самое главное — в этот день он прощает всех, и ни на кого не держит зла. Пусть себе поглощает канапе заместитель начальника по связям с общественность — несмотря на то, что буквально вчера этот субъект орал на весь офис о некомпетентности виновника торжества, и грозился поставить вопрос ребром (сегодня уже не важно, что за вопрос имелся в виду, и был ли он поставлен — хоть ребром, хоть конем). И пожелания всех благ вместе с напомаженными поцелуями от главбуха, жующей бутерброд с икрой, тоже принимаются с самой чистой душой — потому как сегодня не суть важно, что пару-тройку дней назад эта крашеная гадюка всем растрезвонила о том, что зарплата у именинника поболе всех остальных, и коллеги прониклись по этому поводу самыми черными сомнениями.

Коллеги же, невзирая на все имевшиеся сомнения, на праздник прибыли дружно, и не менее дружно принялись чествовать именинника. Подарки вручены, коньяк выпит, все счастливы, сыты и довольны. Именинника искренне обнимают все, у кого в руках нет тарелок. Никакого выяснения отношений, мордобоя и подозрений в скрытом алкоголизме — все очень мирно и прилично.

LiveInternetLiveInternet

И- ме- ни- ны!!!
Праздник Имени! День Ангела. Именден. Именины…
И колокольный звон, и посещение храмов, и гости, и праздничная трапеза, и подарки… И-ме-ни-ны! Старый- престарый обычай, где переплетаются христианские и народные традиции… ФБ пестрит пожеланиями, в основе которых лежит: „Пусть будет свято имя твое!”
Более 300 тысяч болгар празднуют Ивановден! Все, кто носит имя Иван, Иванка, Ваня, Иванина… и производные от них – чувствуют себя представителями большой общности, общей Радости, общего Радования…Вечером весь город преображается: на освещенных улицах много людей с букетами цветов и подарками, которые спешат куда-то в праздничную атмосферу для того , чтобы поздравить „своих” именинников”
Именно в такие дни в очередной раз задумываешься над значением слов семья, семейство, род, фамилия… Уже будучи очень взрослой я вдруг поняла, что семья – это не только муж мой, сыновья мои… Семья – это и родители мужа, это – и родители моей невестки, и внуки мои, сестры и братья невестки моей, и бабушки и дедушки – мои и мужа моего. И когда люди разводятся – рвутся, ломаются, разрываются все эти связи!
Вчера были именины у мамы моей старшей невестки. Зовут ее Иванка. Уже более 10 лет мы празднуем ее именины: раньше для Иванки было достаточно одного большого стола, для того, чтобы принять всех своих гостей, а теперь дети выросли, появились зятья и невестки, маленькие племянники и племянницы превратились в красивых юношей и девушек, внуки подросли… Два больших празднично украшенных стола: традиционные пироги, красивые салатницы, прекрасное домашнее вино… Много добрых пожеланий, много смеха, музыки…
Домой мы вернулись далеко за полночь. Закрываю глаза: И-ме- ни- ны !!!

Предтеча и Креститель Господень Иоанн — история Святого имени

Статьи о Предтече и Крестителе Господнем Иоанне

Пророк Иоанн Креститель – после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего Крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал.4:2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями – схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… «

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка – его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петербурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явления Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим». Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение. Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

***

Как повествует Евангелие (Лк.1:57-80), праведные родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя – Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Рождество святого Иоанна Предтечи

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» – и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

См. также: «» свт. Димитрия Ростовского.

См. также: «» свт. Димитрия Ростовского.

Усекновение главы святого Иоанна Предтечи

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют евангелисты Матфей (Мф.14:1-12) и Марк (Мк.6:14-29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк.3:19-20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк.23:7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37–41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Первое и второе обре́тения главы святого Иоанна Предтечи

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука – Лк.8:3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого († 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как Второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью как «Ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Третье обре́тение честной главы святого Иоанна Предтечи

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810–820 гг.) в Команы и там в период иконоборческих гонений была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847–857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя

Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году.

По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В XIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

О святом Иоанне Крестителе, см.: Мф.3:1-16; Мф.11:1-19; Мф.14:1-12; Мк.1:2-8; Мк.6:14-29: Лк.1:5-25, Лк.1:39-80; Лк.3:1-20; Лк.7:18-35; Лк.9:7-9; Ин.1:19-34; Ин.3:22-26.

Тропарь Иоанну Предтече (Первое и второе обретение главы)

От земли возсиявши, Предтечева глава/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род// единогласную возсылати славу Христу Богу.

Тропарь Иоанну Предтече (Третье обретение главы)

Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли,/ Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече./ Вси убо, сошедшеся в сея обретение,/ песньми богоглаголивыми Спаса воспоим,// спасающа нас от тления молитвами твоими.

Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы)

Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.

Тропарь Иоанну Предтече (Зачатие)

Первее нераждающая неплоды, возвеселися,/ се бо зачала еси Солнца светильника яве,/ просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую./ Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением:// пророк Вышняго есть хотяй родитися.

Тропарь Иоанну Предтече (Перенесение из Мальты в Гатчину десной руки Иоанна Крестителя)

От запада возсиявши Предтечева рука,/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род,// единогласно возсылати славу Христу Богу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *