Иоанн сан францисский

>Святой Иоанн босой Шанхайский>Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

04. 06 (16.06) 1896 г. – 19.06 (02.07) 1966 г.

Святой аскет вселенского значения

Это слово об архиепископе Иоанне само собой вышло из уст одного из ближайших к нему священников, когда владыки не стало на земле.

Многие ли о нем знают на родине, в России? А в мире тысячи людей почитают его как великого праведника.

При жизни он молился обо всех, кто нуждался в помощи, по убеждению, что «перед Богом все люди равны», и сила его молитвы свидетельствовала об истине Православия. Владыка никогда не разделял экуменических взглядов, и вообще, был очень строг в отношении всего, что касалось канонических правил, однако с благодарностью за молитвенную помощь к нему в храм приходили люди разных исповеданий, было и немало случаев перехода в Православие.

Один католический священник, француз, исчерпав аргументы на проповеди, обращенной к молодежи, воскликнул однажды: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой – Saint Jean Pieds–Nus (Святой Иоанн Босой)!»

На фотографиях владыка Иоанн часто выглядел невзрачно, то есть совершенно по-монашески: сутулая фигурка, беспорядочно распущенные по плечам темные волосы с проседью. При жизни он к тому же прихрамывал и имел дефект речи, затруднявший общение. Но все это не имело ровно никакого значения для тех, кому пришлось опытно удостовериться в том, что в духовном отношении он был явлением совершенно исключительным – подвижником по образу святых первых веков христианства.

Память о Шанхае

Мечта о настоящем духовном отце для верующего человека, наверное, одна из самых заветных, – так, чтобы вздох или набежавшие слезы могли тут же отозваться «на том конце провода» внутренней, молитвенной связи. Именно таким отцом с открытым слухом, с «сотней антенн на все стороны», был для своей паствы в эмиграции архиепископ Иоанн Шанхайский, «Владыченка», как называли они его между собой.

Русской диаспоре в Китае, в годы после революции, досталось лихо: неустроенность, крайняя дороговизна, – с большим трудом можно было снять комнату, не говоря уже о квартире, – постоянная и острая нехватка средств, одиночество в чужой стране, тоска и порой просто отчаяние.

Церковь, свой православный храм, была для многих из них той единственной «родиной», которая у них осталась. И вот, в тех условиях, когда страшно было заглянуть в завтрашний день, владыка Иоанн стал центром, объединявшим их всех и помогавшим им выстоять. Видимо, промыслительно было то, что среди исключительных скорбей людям дано было видеть настоящее чудо.

…1945-ый год. Во французском госпитале плачет, мечется в агонии тяжелораненая, просит пригласить владыку, чтобы он исповедовал ее в последний раз. Сбежавшиеся на крики санитары и врачи пытаются объяснить, что вызвать епископа невозможно: военное время, госпиталь закрыт на ночь, на улице буря – проливной дождь и шквальный ветер. А та продолжает звать его, своего духовного отца. И, вот, под раскаты грома совершенно мокрый входит в палату владыка Иоанн, и на ходу успокаивает ее: «не призрак я, а самая что ни на есть реальность». После причастия больная проспала 18 часов, а затем пошла на поправку. Под подушкой, в удостоверение того, что владыка действительно приходил, обнаружила она 20-ти долларовую банкноту, оставленную им в счет уплаты долга, накопившегося за лечение. Рассказу ее тогда персонал так и не поверил, хотя владыку видела и ее соседка по палате, но несколько лет спустя действительность этого эпизода подтвердил он сам.

Можно было бы отнести этот случай на счет совпадений, если бы подобные свидетельства не исчислялись десятками.

1948 год. В больнице русского Православного братства умирающий больной умоляет сестру срочно позвонить владыке Иоанну, а связи нет – линия повреждена из-за начавшегося тайфуна. Однако примерно через полчаса слышен стук в ворота. На вопрос: «Кто?» в ответ раздается: «Я – владыка Иоанн, меня зовут сюда, меня здесь ждут».

Среди многочисленных свидетельств тех лет есть и рассказ о молитве владыки за одного тяжелобольного с Хаилаи. Состояние его было признано безнадежным, и дежурившие в отделении католические сестры с минуту на минуту ожидали конца, но вскоре обнаружили его сидящим на постели. Вопрос больного, что за священник был у него только что и молился за него, остался без ответа. Когда же после выписки этот человек обошел все католические храмы и не нашел того, кого искал, ему, все же, помогли, подсказав, что надо зайти в русскую церковь, где служит «православный епископ, своего рода Христа ради юродивый».

Мнение о «юродстве» владыки Иоанна поддерживалось тем, что облик его мало соответствовал высокому сану: одежду он носил самую простую и в любую погоду обходился легкими сандалиями, а когда случалось, что и эта условная обувь переходила кому-нибудь из нищих, привычно оставался босиком. При этом бедным он помогал непрестанно, раздавая хлеб, деньги, и с тем же постоянством подбирал в переулках, среди трущоб, беспризорных детей, для которых им был основан приют в честь святителя Тихона Задонского. Не имея ничего, для сотен и тысяч людей он стал неутомимым жертвователем: Господь подавал ему все необходимое.

Только самые близкие знали, насколько строгий, аскетический образ жизни ведет их владыка. Пищу он принимал обычно лишь раз в день в самом ограниченном количестве, а спал всего пару часов, сидя или согнувшись на полу перед иконами, где его иногда заставал в таком положении келейник. Кроватью не пользовался никогда. Такая аскетическая практика известна, однако является исключительно редкой.

И при такой требовательности к себе, для паствы владыка Иоанн оставался добрейшим, терпеливейшим духовником. Аскеза была делом внутренним, настолько сокровенным, что у тех, кто видел его впервые, возникали самые простодушные мысли на его счет: «Какой удивительный иерарх, и к тому же юродивый во Христе!», но в ту же секунду ответом на «сердечное умиление» был поворот головы и проницательная улыбка «блаженного иерарха». – В прозорливости владыки обычно убеждались тогда, когда он обнаруживал детальное знание обстоятельств людей, прежде с ним не знакомых, еще до того, как ему был задан вопрос, сам называл имена тех, о ком его собирались попросить помолиться, или без всякого смущения отвечал на обращение к нему в мыслях.

Если и была с его стороны строгость, то лишь в отношении того, что касается правильного исповедания основ вероучения, сохранения церковной традиции и благоговейного отношения к святыне. На протяжении многих лет владыка последовательно защищал, например, юлианский календарь, запрещал своему клиру участвовать во «всехристианских» богослужениях в виду их канонической сомнительности, и среди прочего имел обычай не допускать до креста и икон дам с помадой на губах. Впрочем, с этой модой его прихожанки расставались легко. Правила наружного поведения в храме не тяготили: там, где все соединяла любовь, у всякой вещи было свое место.

«Монах с рождения»

В сведениях о ранних годах архиепископа Иоанна найдется немало того, в чем можно усмотреть «прообраз» его служения в будущем. Среди известных представителей его семьи, – а вышел он из малороссийского дворянского рода Максимовичей, – был святитель Иоанн Тобольский.

В Харькове, на родине владыки Иоанна, был отмечен особым почитанием Мелетий (Леонтович), оставивший пример строгого аскетизма и молитвенного бдения. Примечательно и то, что еще в годы учебы в университете, будучи студентом юридического факультета, он обратил на себя внимание митрополита Антония (Храповицкого), принявшего его под свое духовное окормление.

Но и при подобных «слагаемых» не всякому дано стать тем, кем стал владыка Иоанн. Его избрание определялось, прежде всего, самим его устроением. Болезненный и тихий с детских лет, он не любил суеты, и шумным играм предпочитал чтение исторических книг, житийной литературы. Особую радость доставляли ему и паломничества в Святогорский монастырь, расположенный в нескольких верстах от имения Максимовичей, на берегу Северного Донца. Впечатления от духа и самого уклада монастырской жизни производили на него такое действие, что из игрушечных крепостей он устраивал монастырские ограды, а солдатиков переодевал в монахов. Знавшие его люди говорили, что «монахом он был с детства».

По воле родителей, – с их мнением он серьезно считался всю жизнь, – прежде духовного он получил светское образование: в Полтавском кадетском корпусе, а затем – в Харьковском университете. Однако это не изменило его настроя. В 1934 г. в одной из проповедей владыка сказал как-то, что «с самых первых лет, как начал осознавать себя, захотел служить праведности и Истине».

После революции, в 1921-м, семья Максимовичей эмигрировала в Белград, и тогда он смог избрать направление, соответственно внутреннему складу, став студентом богословского факультета. Из рук владыки Антония (Храповицкого) в 1926 г. принял он монашеский постриг с именем Иоанн в честь своего дальнего родственника – святителя Иоанна Тобольского, и почти десять лет посвятил преподаванию и духовному окормлению учащихся Сербской государственной высшей школы и семинарии в честь апостола Иоанна Богослова в Битоле.

Для семинарии он был настоящим приобретением: его забота об учениках простиралась за рамки учебного процесса. В семинарии вскоре обнаружили, что о. Иоанн, имевший привычку бодрствовать по ночам, в перерывах между молитвой, обходил общежитие, поправляя одеяла и подушки своих воспитанников; и семинаристы отзывались на его доброту искренней привязанностью.

Скромность иеромонаха Иоанна была такова, что когда в 1934 г. митрополит Антоний решил возвести его в сан епископа, он подумал, что его вызвали в Белград по ошибке, перепутав с кем-то другим, а когда оказалось, что письмо предназначено ему, пытался отказаться от сана, ссылаясь на проблемы с дикцией. Но владыка Антоний нисколько не сомневался в своем выборе, и, направляя его на Восток, писал правящему архиерею: «…как мою собственную душу, как мое сердце, посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленький тщедушный человек, с виду почти ребенок, – на деле зерцало аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Так он оказался в Шанхае, где прослужил почти двадцать лет. Случаи исцелений, изгнания нечистых духов, помощи в тяжелых обстоятельствах, совершившиеся в Китае по молитвам владыки Иоанна, с годами составили значительную часть подробного жизнеописания, составленного братством преп. Германа Аляскинского.

«Святитель Запада»

Для большинства почитателей владыки он и по сей день остается «Иоанном Шанхайским», однако «право на участие в его титуле» могли бы оспаривать, помимо Сан-Франциско, где прошли последние годы его служения, Франция и Голландия: в обеих странах Православная Церковь была принята им под свой омофор. Но все по порядку…

В 1946 г. владыка Иоанн был возведен в сан архиепископа. Под его окормлением оказались все русские, жившие в Китае. С приходом коммунистов владыка организовал эвакуацию своей паствы на Филиппины, а оттуда – в Америку. Заслуживает упоминания и его усердие: разрешение на въезд для русских беженцев в Штаты он исходатайствовал буквально «приступом», сутками напролет дежуря у дверей кабинетов, терпеливо дожидаясь приема чиновников. Тогда же из Шанхая на Запад был эвакуирован и основанный им детский приют, через который в общей сложности прошло 3500 детей.

В 1951 г. владыку Иоанна назначили правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. Чем были заполнены эти годы? – На его плечи легли дела по управлению Русской зарубежной Церковью и помощь православным церквям во Франции и в Нидерландах. В те годы владыка Иоанн проделал и огромную работу по установлению канонических оснований для почитания в Православии древних западных святых, живших до отделения католической церкви, однако не включенных в православные календари: собирал сведения, свидетельства о помощи, иконы. При этом он, как и прежде, служил (На протяжении многих лет он имел правило каждый день служить литургию, а если не было возможности, – принимать Святые Дары.)

В Париже, где цены за аренду превышали возможности прихода, помещением для храма послужил обычный гараж. «Церковь в гараже» стала любимым приходом для русских, приезжавших на службы со всех концов города и из пригородов. Особым покровительством владыки пользовался и перебравшийся к тому времени во Францию Леснинский монастырь, основанный когда-то по благословению двух великих старцев – преп. Амвросия Оптинского и св. прав. Иоанна Кронштадсткого.

Для своих духовных воспитанников владыка оставался тем же, кем был прежде – другом, молитвенником, к которому можно было обратиться за помощью в любой день и час. Поражала его доступность, совершенная непритязательность и забвение себя ради других. В Европе архиепископа Иоанна признавали человеком святой жизни, так что и католические священники обращались к нему с просьбой помолиться за больных.

А на склоне лет его ожидало новое церковное «послушание». По ходатайству тысяч русских, знавших владыку по Шанхаю, его перевели в самый крупный кафедральный приход Русской Зарубежной Церкви, в Сан-Франциско.

Ситуация внутри русской общины в тот период сложилась непростая; в нем видели единственного пастыря, способного восстановить мир, и этот последний отрезок оказался для владыки в полном смысле «крестным». К обычным обязанностям прибавились хлопоты, связанные с возведением кафедрального собора в честь иконы «Всех Скорбящих Радосте» и забота о пастве в условиях, когда жизнь по «законам мира» проникла и в церковную ограду, стремясь вытеснить нормы христианской этики.

Тяжелым испытанием для владыки Иоанна стал, например, следующий эпизод: как-то в канун дня памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского часть его прихода оказалась вовлеченной в празднование американского «Хэллоуина», и тогда, к полному изумлению и стыду участников, владыка пришел на этот «бал» и, не проронив ни слова, медленно обошел зал, заглядывая в лица.

А затем, будто весь ад восстал против него, – уже немолодого архиепископа ожидал суд «перед внешними», на котором ему был предъявлен иск в «сокрытии собранных на строительство собора средств». В конечном итоге выдвинутые против него обвинения были сняты, но тогда, во время процесса, особенно ясно проявилась еще одна черта его духовного облика – детское незлобие, удивительно мирное состояние, с которым он встречал выпады в свой адрес. Не только во время следствия, но и после, в кругу близких, владыка воздерживался от воздаяния «подобным», и на вопрос, кто был виновником смуты, отвечал просто: «Диавол».

Удивительной была и кончина архиепископа Иоанна. В тот день, 2 июля 1966 г., он служил литургию, и еще долго, в общей сложности около трех часов, оставался в алтаре. В материалах о его жизни и служении, собранных братством Св. Германа Аляскинского, встречаются и свидетельства того, что владыка был, по-видимому, извещен о своем скором исходе. Кончина его была мгновенной. Он до последнего, по-монашески, оставался на ногах, и умер в кресле, в своем кабинете.

У мощей архиепископа Иоанна в Сан-Франциско поддерживается неугасимая лампада, горит множество свечей. Теперь владыка Иоанн предстательствует перед Господом за свою Православную Церковь и за мир уже в Церкви Небесной, Торжествующей.

На адрес братства преп. Германа Аляскинского из года в год приходят свидетельства о помощи по молитвенному к нему обращению. А в курсах по агиологии о владыке Иоанне уже рассказывают как о подвижнике, соединившем в себе несколько образов служения: святителя-миссионера, богослова, аскета-молитвенника, попечителя бедных и милостивого, прозорливого старца.

В 2008 г. определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн прославлен в лике общецерковных святых, имя его включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Сноски:

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича)./ Подвижники благочестия XX века. Правило веры, Русский паломник. М., 1993. С. 61-62

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 293-294

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С.218

Владыка следовал уставу монастырской жизни Паисия Великого (IV в.), получившего из уст ангела следующее правило: «И они (монахи) не должны спать лежа, но ты должен сделать такие седалища, чтобы они имели опору для головы». (Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 30)

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 69

Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 47

Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 31.

Это был день небесного покровителя Кронштадтского пастыря – Преп. Иоанна Рыльского

Одному из прихожан он сказал тогда, что тому больше не придется уже получить его благословение.

Рекомендуемые для чтения источники и литература:

  1. Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича)./ Подвижники благочестия XX века. Правило веры, Русский паломник. М., 1993
  2. Святитель русского зарубежья, вселенский чудотворец Иоанн (Максимович). М., 1997.
  3. Савва (Сарашевич), еп. Летопись почитания архиеп. Иоанна (Максимовича): Чудеса Божии сегодня. Платина; М.: Валаамск. об-во, 1998.
  4. Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Архиерейский Собор 2008 г. (http://www.patriarchia.ru/db/text/427141.html)
  5. Иоанн Шанхайский (Максимович). Материал из Википедия. Свободная энциклопедия. (http://ru. wikipedia. org)

Читайте также: Святитель Иоанн Шанхайский «на людские нужды отзывчивый»

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

О святителе Иоанне Шанхайском стало известно в большей мере после его смерти и от близкого к нему священника. Тысячи людей в мире знают о нем как о великом праведнике, в то врем как у него на родине мало что о нем известно.

Зачастую при жизни он обращал свои молитвы к Господу за тех, кто нуждался в его помощи и заступничестве. Он придерживался мнения, что все равны перед Богом. Иоанн Шанхайський строго придерживался всем требования канонических правил. Были такие случаи, когда люди переходили в Православие.

Житие Иоанна Шанхайского

Житие Иоанна Шанхайского и Сан Францисского отличалось определенной аскетичностью. Те, кто стыкался с ним при жизни, описывали его как сутулого мужчину с распущенными темными с проседью волосами, которые достигали его плеч. Также отмечалось, что он имел дефект речи и прихрамывал.

Житие данного человека довольно таки интересное и несет в себе много необычных случаев:

  • Появился на свет отец Иоанн в 1896 году в семья дворян.
  • В 1914 году он закончил кадетский корпус в г. Полтава.
  • А уже в 1918 – юридический факультет в Хрьковском Университете.
  • После своей эмиграции в Югославию в 1925 году выпустился из Белградского университета с богословского факультета.
  • В 1926 году он был пострижен в монахи и после этого еще несколько лет преподавал Закон Божий в одном из сербских городов в гимназии.
  • Затем в 1929 году он становится священником. Именно в это время свет увидели несколько его работ, среди которых «Учение о Софии – Премудрости Божией».
  • 3 июня 1934 года его назначают епископом Шанхайским. Именно в это время он стал известен своей благотворительностью.
  • Затем с 1946 года обнимает должность архиепископа всех прихожан РПЦЗ в Китае.
  • Но после того, как коммунистические войска одержали победу его, вместе с его прихожанами, перевезли на Филиппины, а позже и вовсе в США.
  • Но несмотря ни на что в 1951 году он становится во главе западноевропейской епархии РПЦЗ.
  • И лишь в 1962 году он переселяется в Америку. Там же его назначают архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским.
  • Покинул этот мир он 2 июля, когда молился в своей келье в Свято-Николаевском храме города Сиэтла.
  • На радость всем христианам Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в июне 1994 года он был прославлен в лик святых.

Чудеса Иоанна Шанхайского

Мы знаем, что многие святые были известны своими чудесами. Также и Иоанн Шанхайский чудотворец был известен своими чудесами, которые продолжаются и после его смерти. То невозможное, что происходило после его молитв, дает нам понять насколько сильно была развита всесторонняя духовная сила этого человека.

  1. Однажды в Шанхае святителя попросили срочно приехать в больницу, чтобы причастить умирающего. Он взял Святые Дары и в сопровождении еще одного священника отправился в госпиталь. После своего приезда туда он увидел молодого 20-и летнего человека, который играл на гармошке. Он остановился рядом с ним и сказал, что хочет его причастить. Сопровождающий священник немного опешил и сказал, что это здоровый парень и он не нуждается в помощи, а их вызвали к другому. На что Иоанн ответил, что умирающий проживет еще долго, а этот – сегодня умрет.
  2. После того как священник был эвакуирован на Филиппины с паствой, он посетил одну из больниц. Там он услышал душераздирающие крики. Медсестра ему ответила, что это безнадежная больная беспокоит всех своими криками, и ей уже ничем не поможешь. Владыка целенаправленно пошел к ней, несмотря на отговаривания медицинского персонала. Увидев женщину, владыка положил крест ей на голову, исповедал и причастил. После его ухода она только тихо стонала. А в следующий раз, во время посещения владыкой госпиталя, она сама выбежала к нему на встречу.
  3. во время своего пребывания в Шанхае владыка брал уроки для улучшения дикции у преподавательницы пения Анны Петровны Лушниковой. За каждый такой урок он платил 20 долларов. Во время войны в 1945 году она была тяжело ранена и попала во французский госпиталь. Предчувствуя, что ночью она может умереть, она просила медсестер позвать отца Иоанна. Но так как вечером госпиталь запирали, то ей было отказано. Кроме того, той ночью был еще и сильный шторм. Но женщина не оставляла надежд и звала его. Вдруг около 11 часов ночи в палате появился владыка. Она не поверила своим глазам. Он помолился и причастил ее. После этого она успокоилась и заснула. На утро она чувствовала себя намного лучше. Она рассказывала о случившемся окружающим, но они ей не верили, так как госпиталь был заперт на ночь. Но ее слова подтверждала соседка по палате. Кроме того под подушкой Анны Петровны нашли двадцати долларовую купюру, которая была свидетельством такого невероятного происшествия.

Это только некоторые чудеса, которые чудотворец Иоанн Шанхайский и Сан Францисский сотворил своими молитвами.

Мощи Иоанна Шанхайского

Чаще всего, для усиления чудотворного действия, рекомендуют посещать те святые места, где сохраняются мощи Святых. Так мощи архиепископа Иоанна хранятся в Сан-Франциско. Рядом с ними постоянно горит неугасимая лампада, а также большое количество свечей. И даже после своей смерти владыка Иоанн просит у Господа за всю свою Православную Церковь, а также за мир в Небесной церкви.

Погребен был он в выстроенным им соборе, в усыпальнице. Мощи до сих пор не подверглись тлению и находятся в открытом доступе. Они были осмотрены комиссией по канонизации и отметили, что они имеют много схожего с мощами, которые находятся в Киево-Печерской Лавре и прочих монастырях.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех.Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Отмечается, что возле мощей происходят необъяснимые чудеса, которые исцеляют и помогают решить некоторые житейские дела. Молящимися было отмечено, что Иоанн чудотворец скорый помощник в житейских бедах и болезнях.

О чем молятся Иоанну Шанхайскому?

Обращаются к нему с различными проблемами:

  • тяжелые болезни
  • помогает обрести веру в Господа
  • разобраться в себе и найти духовное равновесие
  • семейные трудности и прочее.

Обращайтесь к этому Святому со своими молитвами и он обязательно Вас услышит. Главное – это истинная вера и горячая, идущая от сердца молитва. Также помните о том, что к Святым нужно обращаться не только с просьбами, но и с благодарностью.

Вот с такой молитвой можно обратиться к этому Святому.

О святителю отче Иоанне, пастырю добрый и тайновидче душ человеческих! Ныне у Престола Божия за нас молишися, якоже и сам посмертне изрекл еси: аще и умрох, но жив есмь. Умоли Всещедраго Бога прощение нам во гресех даровати, да бодренно воспрянем и Богу возопиим о даровании нам духа смирения, страха Божия и благочестия во всяческих путех жизни нашея. Яко милостивый сиропитатель и искусный наставник на земли быв, ныне буди нам путеводитель и в смутах церковных Христово вразумление. Услыши стенание смятенных юношей нашего лихолетия, обуреваемых беснованием вселукавым, и призри на уныние изнемогающих пастырей от утеснения тлетворнаго духа мира сего и томящихся в нерадении праздном, и ускори на молитву. Слезно вопием ти, о теплый молитвиниче: посети нас, сирых, по всему лицу вселенныя резсеянных и во Отечествии сущих, во тьме страстей блуждающих, но слабою любовию ко свету Христову влекущихся и ждущих твоего отеческаго наставления, да благочестию навыкнем и наследницы Царствия Небеснаго явимся, идеже ты пребываеши со всеми святыми, славяще Господа нашего Иисуса Христа, Емуже честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о житие чудотворца Иоанна Шанхайского:

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Этот святой стал представителем православия, который запомнился всем своей отзывчивостью и аскетичным образом жизни. Он постоянно приходил на помощь страждущим и нуждающимся независимо от времени суток и погодных условий. Всю свою жизнь он потерпал от гонений, но никогда не роптал на свою судьбу, а наоборот старался показывать и воспевать искреннюю любовь к Господу. Также часто о нем вспоминают как о чудотворце. Именно его молитвы к Богу давали возможность происходить чудесам. Поэтому большое количество людей и обращают свои молитвы Иоанну Шанхайскому Чудотворцу.

Иоанн Чудотворец

Родился он в конце 19 века в семье дворян. Родители были образованными людьми и старались также дать хорошее образование сыну. Они постоянно старались быть для него примером. Святой Иоанн Шанхайский испытывал к ним чувство большой любви и благодарности за все и старался следовать и прислушиваться к любому их совету.

Еще с детства у него проявлялась особенная любовь к религии. Он часто строил храмы из игрушек и облачал в рясы своих воинов. С годами он начал принимать активное участие в церковных службах и собирал книги духовной тематики. Родители отправили его получать образование в кадетский корпус города Полтава. Там знания давались ему достаточно легко, но были проблемы с физической культурой, так как он был достаточно болезненным мальчиком. Однажды случилась ситуация, когда он с другими кадетами шел строем мимо Полтавского собора и Иоанн перекрестился.

Его хотели наказать, но он чудом избежал этого. После окончания родители настояли на получении юридического образования. Юноша не хотел перечить им, но и не оставлял желания получить образование в духовной семинарии. Юридическое образование помогло ему посмотреть на некоторые вещи из Святого Писания другими глазами.

Окончание учебы припало на смутный период становления коммунистической власти. Начались гонения православных верующих и он был вынужден поехать в Белград, где и вступил в семинарию. Получив образование, он тут же принял монашеский постриг и всецело окунулся в эту сферу. Затем став епископом отправился выполнять свой долг в Шанхай. Там опекался своей паствой. Но из-за усиления коммунистического настроения в Китае был вынужден иммигрировать на филиппинские острова.

БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!) Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возмÑ… Read more САМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМ Писательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read more «И ВООБЩЕ, Я НА ИСПОВЕДЬ ОПАЗДЫВАЮ…» самая христианская история Поехала я в один монастырь на всенощную и на исповедь. Приехала к началу, но очень хотела есть. А там, недалёко от входа, монастырский ларёк с выпечкой, чаем-кофе и всякими другими вкусностями. Заняла очередь, и когда она … Read more САМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИК Оные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read more СИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВА Ругая ребенка (и взрослого!), то есть, более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): „лентяй“, „трус“, „бестолочь“, „идиот“, „подлец“, мы это ВНУШАЕМ. Если говорить: „Ничего из тебя не выйдет!“, „Ты соверше… Read more

Там он не покидал заниматься проповедованием. Обращался к Америке с прошениями приютить беженцев. И это было не зря, так как одна часть со временем эмигрировала в Америку, а вторая – в Австралию. Он также переехал в Сан-Франциско, где стал во главе епархии. Многие его любили и почитали, но были и те, кто выступал против его манеры вести дела. Возникали некоторые трения, склоки, но все они благополучно решились в пользу святого. В 1966 году он был с визитом в Сиэтле. Во время келейной молитвы его сердце остановилось и он тихо умер.

Днями почитания его считают:

  • 2 июля,
  • 12 октября.

Молитвы святителю

Так как он совершал чудеса благодаря своей вере в Господа и старался доносить это в своих проповедях, то многие обращаются с молитвами к святителю Иоанну Шанхайскому. Наиболее часто у него просят:

  • исцеление от тяжелых недугов,
  • решения семейных трудностей,
  • обретение веры в Господа,
  • привести в порядок мысли и найти душевную гармонию.

Есть также некоторые молитвы, которые помогают именно в определенных ситуациях. Например молитвы помощи найти работу Святителю Иоанну Шанхайскому. Она поможет тем, кто длительное время не может найти свое призвание или занимается тем, что не приносит удовольствия. Это не заученный специально приготовленный текст. Данная просьба может быть сказана своими словами, но от чистого сердца. Помните, это не значит, что нужно сидеть сложа руки и ждать, когда Вам предложат что-то. Необходимо просто рассматривать знаки, которые могут быть посланы Господом.

Кроме того бывают и ситуации, когда человек находится на своем месте и хорошо выполняет свою работу, но отношения с коллективом и начальством немного натянуты. В таком случае на помощь может прийти молитва Иоанну Шанхайскому о благополучии в работе. Она также не имеет особого текста, а может быть произнесена своими словами. Самое основное – это четко изложить проблему и попросить помощи в сложившейся ситуации. Если Вы искренне попросите, то поверьте, что Ваши слова не останутся незамеченными.

Часто к нему обращаются и с просьбами об исцелении от различных недугов. Еще при жизни он никого не оставлял в беде и всячески старался помочь. Также и после смерти. Он будет стараться унять боль и вылечить страждущих. В этом может помочь молитва Иоанну Шанхайскому об исцелении. Читать ее стоит искренне с верой в то, что она обязательно поможет.

«О, святителю отче наш Иоанне, Пастырю добрый и тайновидец душ человеческих. Ныне у Престола Божия за нас молишися, яко же и сам посмертне изрек: «Хотя я и умер — но я жив». Умоли Всещедраго Бога прощение нам во гресех даровати, да смело воспрянем духом и уныние сего мира отряхнем и Богу возопиим о даровании нам смирения и Богодухновения, Богосознания и духа благочестия на всяких путях жизни нашея.

Яко милостивый сиропитатель и опытный путеводитель на земле бывший, ныне буди нам вождем Моисеовым и в смутах церковных всеобъемлющее Христово вразумление. Услыши стенание смущенных юношей нашего лихолетия, обуреваемых беснованием вселукавым и отряхни лень уныния изнемогающих пастырей от натисков духа мира сего и томящихся в оцепенении праздном.

Да слезно вопием ти, о теплый молитвенниче, посети нас сирых, во тьме страстей утопающих, ждущих твоего отеческаго наставления, да озаримся светом невечерним, идеже ты пребываеши и молишися за чад твоих, по лицу вселенныя рассеянных, но любовию слабою к свету все же тянущихся, идеже свет Христос Господь наш пребывает, Ему же честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Смотрите еще видео с акафистом святителю для исцеления тяжело больных:

Молитвы Иоанну Шанхайскому: о работе, об исцелении и благополучии

Чтобы школа не навредила Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем призÑ… Read more «У нас в классе тоже есть такой мальчик» Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read more ВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТ Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read more Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти? Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчив… Read more РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Жили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read more ЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! 1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read more БУЛОЧНИК И НИЩИЕ. Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read more ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ! За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и обÐ… Read more ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read more

Метки:Иоанн Шанхайский молитва

Святитель Иоанн Шанхайский: юродивый епископ

Святость дорого обходится человеку. Святой отдает себя Богу целиком: со всеми своими мыслями, чувствами, желаниями, действиями. Он ничего не оставляет для себя, потому что сам хочет иметь только Божие.

Неудобный святой

Святитель Иоанн Шанхайский (1896-1966) – наш современник. Никаким «величественным обликом убеленного сединами старца» он не обладал: маленький, некрасивый, с дефектом речи, часто в мятой рясе и босой. Некоторым из окружавших его людей бывало даже неловко за «такого епископа», ведь служил епископ в крупных городах: Шанхае, Париже, Брюсселе, Сан-Франциско.

Он часто ходил босиком и однажды от начальства поступил приказ: носить ботинки. Епископ носил их, перекинув с завязанными шнурками через плечо. Пришел новый приказ: «надеть на ноги», епископ был послушным и надел.

Монашеский постриг святитель Иоанн принял в 30 лет. С тех пор молитва – общение с Богом и святыми – становится для него большей реальностью, чем все дела, заботы и переживания земной жизни.

В молитве святитель искал воли Божией, с которой сверял все свои действия. Молитва как живая связь с Богом и святыми была источником «чудес» святителя Иоанна: святитель молился – Бог его слышал.

Святитель Иоанн много летал на самолетах, ведь его паства была рассеяна по всему миру. На фото святитель Иоанн в Сан-Франциско. 1962 год

Молитва как дыхание

«Все мы становимся на молитву, а Владыке Иоанну на нее становиться не нужно: он всегда в ней пребывает…», – говорил о святителе один из его духовных детей, иеромонах Мефодий.

Чтобы так молиться – дать место духу – надо стеснить плоть, в этом смысл любой аскетики. Со времени монашеского пострига святитель Иоанн никогда не ложился в кровать, спал сидя и лишь несколько часов, отводя ночь для молитвы. Ел, часто смешивая все блюда: суп, гарнир, компот, – чтобы земная пища не казалась удовольствием.

Со всего мира святителю Иоанну шли письма с просьбами помолиться, иногда в них вкладывали записки. Многие из них сохранились в архиве Западно-Американской епархии в Сан-Франциско.

Что такое святость

С епископством в 38 лет (1934) святитель не изменил аскетической практики, хотя очень изменилась жизнь: никакого уединения, всегда рядом люди, их просьбы, их распри.

Нередко монахи, например, святой Сергий Радонежский, которому предлагали стать епископом, решительно отказывались, боясь гордости, боясь, что это нарушит их молитвенную жизнь, часто с большим трудом выстраиваемую. Ведь епископ – это все равно что большой начальник, администратор, которому надо все время решать вопросы с людьми.

Святитель Иоанн тоже не хотел быть епископом. Даже, как аргумент, привел свое косноязычие, а епископу нужно говорить речи и проповеди. Но ему ответили, что и Моисей был косноязычным, и ничего.

Первым местом епископского служения святителя Иоанна стал Китай

Святитель Иоанн воспринял епископство как церковное послушание. Кроме того, он очень верил и чтил своего духовного наставника – митрополита Антония Храповицкого, благословившего его принять сан. Сам митр. Антоний так отзывался о своем ученике: «Этот маленький и слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления…».

Когда святитель Иоанн стал епископом, замечали, что он порой юродствует: странно выглядит, ведет себя «не по правилам», и свои странности никак не объясняет. Некоторых это раздражало – епископам не положено, он же не пустынник какой, на него люди смотрят!

Но для святителя Иоанна, который знал, чего хочет от него Бог, было не так важно, как смотрят на него люди. Его юродство было Христа ради – когда правда Христова важнее всех правд, обычаев и понятий человеческих.

«Святителя часто критиковали за нарушения принятого порядка вещей. Он опаздывал на службы (не по личным мотивам, а задерживаясь у больных или умирающих) и не разрешал начинать без себя, а когда служил – богослужения бывали очень долгими. Он имел обыкновения показываться в разных местах без предупреждения и в неожиданное время; часто посещал больницы ночью. Временами его суждения казались противоречащими здравому смыслу, а действия – странными и он не объяснял их, – писал о нем о. Серафим Роуз, знавший его с юности.

Святитель Иоанн не стирал и не гладил свой подрясник, не расчесывал волосы и бороду, чем вызывал смущение тех, кто с ним встречался.

– Святитель не был непогрешим, он бывал неправ и без колебаний признавал это, когда обнаруживал. Но обычно он все же бывал прав, а кажущаяся странность некоторых поступков и суждений впоследствии обнаруживала глубокий духовный смысл. Жизнь святителя Иоанна в основе своей была прежде всего духовной, и если это нарушало заведенный порядок вещей, то лишь для того, чтобы заставить людей очнуться от духовной спячки».

Фотографии святителя в притворе храма свт. Тихона Задонского, где он ежедневно совершал литургию

Панихида на улице

Однажды, когда владыка был в Марселе, он решил отслужить панихиду на месте убийства сербского короля Александра. Никто из клира из ложного стыда не захотел служить с ним. И действительно, виданное ли дело – служить посреди улицы! Владыка пошел один. Жители Марселя были ошарашены появлением священнослужителя в необычных одеждах, с длинными волосами и босого, расхаживающего с чемоданом и метлой посреди улицы…. Когда владыка вычистил метлой небольшую часть тротуара, он достал из чемодана кадильницу, возжег ее и начал служить панихиду», – так вспоминала святителя Иоанна одна из его духовных дочерей.

Святитель Иоанн в Сан-Франциско. На фотографии видно, что ботинки он надел на босу ногу «Нельзя сказать, что владыка запомнился всем как деятельный администратор, – рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, автор книги о святителе «Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья», – хотя святитель Иоанн построил несколько храмов, открыл приют, сестричество, занимался с молодежью и очень много помогал своей пастве по всему миру. Но главное, за что его любят и почитают, – он был настоящим монахом, верным Богу.

Он постоянно молился, ежедневно служил Божественную литургию (мало кто выдерживал такой ритм, поэтому часто владыка служил один – сам читал и пел всю службу), причащался каждый день, строго постился – ел только один раз поздно вечером, а Великим и Рождественским постом вкушал только просфоры».

«Чтобы его не хвалили – вот, дескать, не спит, служит ежедневно, святой почти, – владыка юродствовал, – считает отец Петр, – он часто опаздывал на час и больше, ходил босиком и в мятой одежде».

Но во всем, что касалось службы, владыка был очень строг к себе и к остальным. Он никогда не разговаривал в алтаре и после службы оставался в нем на несколько часов, а как-то заметил: «Как трудно оторваться от молитвы и перейти к земному!».

Протоиерей Петр Перекрестов, автор книги «Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья», собирает воспоминания и фотографии у прихожан собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, знавших святителя Иоанна лично

Святитель слышал даже невысказанные просьбы

Вспоминает госпожа Лью, одна из духовных дочерей святителя: «В Сан-Франциско мой муж попал в автокатастрофу. В это время у владыки уже было много неприятностей. Зная силу его молитв, я подумала: «Если бы пригласить владыку к мужу, муж бы поправился», но я боялась это сделать из-за занятости владыки. И вдруг владыка приходит к нам сам, в сопровождении некоего господина, который его привез. Он пробыл всего пять минут, но я верила – мужу станет легче. И, действительно, после этого посещения владыки муж стал поправляться.

Позже я встретила человека, привезшего к нам владыку, и тот рассказал, что он вез владыку в аэропорт, как вдруг владыка говорит ему: «Едем сейчас к Л.». Тот возразил, что они опоздают на аэроплан, и что сию минуту повернуть он не может. Тогда владыка сказал: «Вы можете взять на себя жизнь человека?» Делать было нечего, и он повез владыку к нам. На аэроплан, однако, владыка не опоздал, потому что задержали рейс ради владыки».

Мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско – визитная карточка города – находится совсем рядом с собором иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Нечасто появляется святой, в одном лице сочетающий такие разные служения, как епископство, юродство, чудотворение и крайний аскетизм. Апостол Павел писал о дарах Святого Духа: «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, кому-то вера, кому-то дары исцелений, кому-то чудотворения, кому-то пророчество, кому-то различение духов, кому-то разные языки, а кому-то истолкование языков».

Святитель Николай Сербский (Велимирович) У святителя Иоанна Шанхайского были все эти дары, включая и «разные языки» (он служил литургию и по-гречески, и по-французски, и по-голландски, и по-арабски, и по-китайски, по-английски и по-церковнославянски). Святитель был редким аскетом и любящим пастырем, богословом и Христа ради юродивым, миссионером и апостолом, защитником сирот и целителем.

Все это Бог дал святителю Иоанну потому, что тот стяжал главный дар – дар любви, без которого не имеют силы и цены никакие, самые великие уменья человека.

Святитель Николай (Велимирович), бывший во времена пребывания святителя Иоанна в Югославии правящим епископом в Охридской и Жичской епархии, говорил о нем: «Хотите увидеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну!» А отцу Иоанну было в то время тридцать с небольшим лет.

Святитель у себя дома

Вспоминает духовная дочь святителя Е.Черткова: «Я несколько раз ходила навещать Владыку, когда он жил в Кадетском корпусе под Парижем. У него была маленькая келия на верхнем этаже. В келии находились стол, кресло и несколько стульев, а в углу — иконы и аналой с книгами. Кровати в келии не было, потому что Владыка не ложился спать, а молился, опираясь на высокую палку с перекладиной наверху. Иногда он молился на коленях; вероятно, когда клал поклоны, то немного засыпал в таком положении, на полу. Иногда во время нашего разговора, мне казалось, что он дремлет. Но когда я останавливалась, он сразу говорил: «Продолжайте, я слушаю».

Блокнот святителя Иоанна, где он записывал мысли и понравившиеся ему цитаты из прочитанных книг

Когда он не служил, а находился дома, то обычно ходил босиком (для умерщвления плоти) — даже в самые сильные морозы. Бывало, идет босиком в мороз по каменистой дороге из корпуса до храма, который находился у ворот, а корпус стоял внутри парка, на горке. Однажды он повредил себе ногу; доктора не могли вылечить ее, и была опасность заражения крови. Пришлось положить Владыку в госпиталь, но он отказывался лечь в кровать. Однако по настоянию начальства Владыка, в конце концов, покорился и лег в постель, но подложил под себя сапог, чтобы было неудобно лежать. Сестры госпиталя, француженки, говорили: «Вы привезли к нам святого!» К нему каждое утро приезжал священник, служил Литургию и Владыка причащался».

Фотография святителя Иоанна Шанхайского в своем кабинет в Сан-Франциско

Для милосердия святых нет ни эллина, ни иудея

Святитель Иоанн откликался на просьбы о помощи независимо от веры и национальности человека. Об этом знали и звали к тяжело больному, будь он католик, протестант, православный или кто другой, потому что, когда святитель Иоанн молился, Бог был милостив.

«Какая вы счастливая, что у вас такой епископ»

Вспоминает духовная дочь святителя: «В парижском госпитале лежала больная женщина по имени Александра и владыке Иоанну сказали о ней. Он передал записку, что приедет и причастит ее. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой.

Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».
А в одной из католических церквей Парижа местный священник говорил своим прихожанам: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».

Святитель Иоанн сам ежедневно навещал больных и требовал того же от своих священнослужителей. Об этом они должны были писать ему отчеты

Владыка и дети

В Шанхае, куда святитель Иоанн был направлен в 1934 году из Белграда, проживало около 20 тысяч русских (всего в Китае около 120 тысяч), составлявших самую многочисленную группу иностранцев в городе. Епископ Иоанн обнаружил на улицах города огромное количество бездомных сирот. В марте 1943 года китайские власти издали указ о мобилизации женщин. Это стало еще одной причиной появления на улицах Шанхая огромного числа детей, оставшихся без родителей. Для таких детей и создал святитель Иоанн сиротский приют. Нередко святитель сам собирал больных и голодающих детей с улиц шанхайских трущоб.

Святитель Иоанн с детьми приюта свт. Тихона Задонского в Сан-Франциско. В этом же приюте была его келья и храм, где он совершал литургию, если не было запланировано служб в других храмах епархии Приют просуществовал с 1935 по 1951 год, когда святитель перебрался со всей своей паствой (и с оставшимися приютскими детьми) в Америку. За все время существования приюта его воспитанниками были более 3 500 сирот — и русских, и китайцев.
Во время японской оккупации Китая в приюте часто не было продуктов. Тогда святитель молился, и вскоре приезжали неизвестные люди и привозили необходимое.

Чтобы защищать русских перед японскими властями, святитель объявил себя временным главой русской колонии. Не обращая внимание на стрельбу, ходил по улицам, чтобы навестить больного или умирающего. Японские офицеры узнавали владыку и, поражаясь его твердости и мужеству, нередко сами пропускали его.

Дети из приюта святителя Тихона Задонского в Шанхае

«В чем вы больше всего нуждаетесь?»

Однажды во время войны кормить приютян, которых набралось уже более девяноста человек, было нечем, а владыка продолжал приводить новых детей. Персонал негодовал, и как-то вечером Мария Шахматова, казначей приюта, обвинила владыку Иоанна в том, что, приводя новых детей, он заставляет голодать остальных. Тогда владыка спросил: в чем она больше всего нуждается? Мария Александровна с обидой ответила, что вовсе нет никакой еды, но на худой конец нужна овсянка, чтобы накормить детей утром. Владыка посмотрел на нее печально и, поднявшись к себе, начал молиться и бить поклоны, причем так усердно и громко, что даже соседи стали жаловаться.

Утром Марию Александровну разбудил звонок в дверь, незнакомый мужчина, на вид англичанин, представился сотрудником какой-то зерновой компании и сообщил, что у них остались лишние запасы овсяной крупы, и он хотел бы отдать их приютским детям. В дом начали заносить мешки с овсянкой, а владыка у себя продолжал молитву, теперь уже благодарственную.

Фандрайзинг святителя Иоанна

Сбором средств на существование приюта занимался специально созданный святителем Иоанном Дамский комитет, а также Общество друзей приюта. О своей деятельности они рассказывали через прессу. Через газеты находились и включались в работу новые помощники, благотворители, даже усыновители сирот. Причем редакции нередко выполняли функции пунктов сбора пожертвований, а журналисты не только освещали события, но и принимали активное участие в подготовке благотворительных акций по сбору средств.

Шанхайская газета «Новый путь» регулярно публиковала списки нужд и отчеты о сборе средств для детского приюта свт. Тихона Задонского, основанного святителем Иоанн Шанхайским

В русских газетах, которые издавались в Шанхае, публиковались приглашения на благотворительные мероприятия и отчеты об их проведении

Газеты того времени были бумажной версией современных социальных сетей в интернете. Утро в Шанхае начиналось с просмотра «новостной ленты»: кто, что, кому интересного сказал, ответил, доложил, предложил.

Новые способы сбора средств придумывались за чаем, причем сразу с представителями прессы. Результаты этих встреч тут же публиковались в газетах: «Общество состоит из 8 дам и двух газетных репортеров. Расположившись за чайным столом, общество обсуждает вопрос о том, в какой форме нужно теперь обращаться к общественности, чтобы «раскачать» ее на новые пожертвования, которые так необходимы опекаемому собравшимися дамами Приюту свт. Тихона Задонского».

Дамский комитет несколько раз в году проводил в пользу Приюта балы-ярмарки. Иногда вход на мероприятия был платным, иногда бесплатным, тогда пожертвования принимались в кружку. Приглашались музыканты, танцовщики, эстрадные исполнители – в те годы в Шанхае проживало много творческих людей, например, известный поэт и певец Александр Вертинский.

На вечерах всегда проходили лотереи и аукционы. Ценные призы жертвовали сами гости. Кроме благотворительных акций (балов, аукционов, лотерей, концертов) для высшего общества, проходили мероприятия и для простых людей, сборы от которых шли на социальные проекты святителя Иоанна Шанхайского, – например, благотворительные футбольные матчи.

Повелитель тайфунов

С приходом к власти коммунистов русские из Китая бежали на Филиппинские острова. В 1949 году пять тысяч беженцев находились на острове Тубабао. Владыка ежедневно обходил остров и своими молитвами и крестным знамением ограждал остров от сезонных тайфунов. Когда русские высказывали опасения при первых признаках приближающегося тайфуна, сами филиппинцы оставались совершенно спокойными, говоря: «Пока ваш святой человек обходит наш остров, ничего со всеми нами не случится».

Святитель Иоанн с прихожанами перед входом в палаточный храм на острове Тубабао

И действительно: как только последняя партия русских беженцев была вывезена, на остров налетел сильнейший тайфун и почти полностью разрушил все его строения.

Многим русским беженцам, временно находящимся на Филиппинских островах и живущих в тяжелейших условиях, в непривычно жарком климате, не давали визы в США. Святитель Иоанн выехал в Вашингтон, чтобы хлопотать об этом. В результате его ходатайства Американский конгресс изменил закон о русских беженцах, и русские могли выехать в США. Часть русских беженцев уехала в Аргентину и Австралию.

Письмо святителя Иоанна Шанхайского президентам и высшим лицам разных стран с просьбой об убежище для русских беженцев

Святой на скамье подсудимых

В 1962 году святителя Иоанна переводят в Сан-Франциско в ответ на настойчивые просьбы тысяч русских местных прихожан, хорошо знавших его еще по Шанхаю: строительство кафедрального собора в Сан-Франциско было приостановлено из-за разногласий в приходе. Святитель разобрал дело, нашел беспорядок в финансах и отчетной документации и призвал должников к ответу. Должники послали жалобы в Синод.

В Синоде этими жалобами как удобным поводом воспользовались недоброжелатели святителя: они подняли вопрос о «незаконности» его назначения на кафедру в Сан-Франциско и отзыве. В Синоде у святителя было немало тех, кто презирал «гугнивого» и «причудливого» епископа как «недостаточно тонкого богослова» или «плохого администратора».

Кафедральный («Новый») собор в Сан-Франциско в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Недоброжелатели боялись главного: живой святой-чудотворец, приехавший на ведущую кафедру самой значимой епархии Русской Зарубежной Церкви, являлся самой реальной кандидатурой на место уже очень больного первоиерарха. Деятельность недоброжелателей принесла свои плоды. Русская община в Сан-Франциско пришла в смятение от «партийной борьбы». На приходских собраниях святителя и его сторонников сопровождали крики и оскорбления.

Некоторые женщины ругали святителя и даже плевали на него. Одна женщина после с ужасом вспоминала, как ее мать, подбежав, плюнула святителю в лицо – сразу после богослужения. Но и некоторые из почитателей святителя открыто заступались за него. Например, игуменья Ариадна громко, с посохом в руках обличила в соборе тех, кто оскорблял живого святого.

9 июля 1962 года в San Franсisco Examiner на первой полосе появилось сообщение о суде над русским архиепископом вместе с его фотографиями в зале суда. Процесс длился четыре дня. Рядом с владыкой в суде были и самые близкие его друзья: архиереи Савва Эдмонтский, Леонтий Чилийский, Нектарий Сиэтлский, игуменья Ариадна. Регулярно приходил о. Серафим Роуз (тогда ученик святителя Евгений Роуз).

Перед установкой крестов на Новый собор в Сан-Франциско, который был построен и открыт благодаря владыке. Собор был освящен в 1965-м году, епископ Иоанн успел немного в нем послужить до своей кончины в 1966 году. (На фото — святитель Иоанн стоит третий слева)

Судья, католик Э.О’Дэй, не мог скрыть своих симпатий к святителю Иоанну и разрешил ему – впервые в истории Сан-Франциско – произносить молитву перед началом каждой сессии.

Дело по обвинению святителя Иоанна, как совершенно несостоятельное, было прекращено и святитель признан свободным ото всех обвинений в денежной коррупции. В Синоде также вынуждены были признать, после личного визита первоиерарха Зарубежной церкви митрополита Анастасия в Сан-Франциско, статус святителя Иоанна как постоянного иерарха Сан-Франциско и Западной Америки.

Сами противники святителя понимали абсурдность своих юридических претензий. Их главной целью было морально уничтожить святителя. В те дни святитель Иоанн писал своим духовным детям: «Если вы услышите, что я умер, знайте, что меня убили».

Но святитель, хорошо знавший законы духовной жизни, никого не осуждал. Когда его спросили, кто был виноват в этой смуте, он ответил: «Дьявол».

Клирики и прихожане собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско писали обращения в Синод в защиту своего архипастыря

В конце жизни на святителе Иоанне исполнялась последняя из евангельских заповедей Блаженств: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».

Но это, конечно, не снимало личной ответственности противников святого за свою долю злобы и зависти по отношению к нему. Некоторые из них перед смертью покаялись у самого святителя, получив полное прощение и отпущение греха.

Уникальная хроника служения свт. Иоанна Шанхайского бережно сохранена прихожанами американского храма прп. Серафима Саровского в городе Си Клиф — редкий случай, когда можно увидеть ожившую икону святого

«Слышу – чей-то плач»

Хотя правда восторжествовала, последние годы святителя Иоанна были наполнены горечью клеветы и преследований. Одна из его духовных дочерей вспоминала: «Блаженный Иоанн никогда не жаловался, хотя у него было так много треволнений. Однажды мне довелось прийти в храм перед службой. Слышу – чей-то плач. Удивленная, я тихо поднялась по ступенькам и убедилась, что звуки исходят из алтаря. Боковая дверь была приоткрыта, и я заглянула. К моему изумлению, я увидела голые пятки блаженного Иоанна у престола. Он стоял на коленях, склонив голову на руки, и горько плакал! Я быстро отошла. Невозможно было смотреть на это».

Святитель Иоанн очень любил молиться об усопших. На кладбище в Сан-Франциско

Последние годы

1966 – последний год земной жизни святителя. Несколько человек утверждают, что святитель Иоанн знал о времени и месте своей кончины.

В день кончины – 2 июля 1966 года он отслужил Божественную литургию и после службы молился в алтаре еще три часа. Умер святитель несколькими часами позже в своей комнате, молясь перед чудотворной иконой Знамения Божией Матери, без предварительных признаков какой-либо болезни.

Шесть дней лежал святитель в гробу, его тело не бальзамировали, но, несмотря на жару, никакого запаха тления не ощущалось. Тело ежедневно наблюдали чиновники из похоронного бюро Сан-Франциско, но никаких изменений не находили.

Мэрия Сан-Франциско сделала исключение, разрешив похоронить святителя, несмотря на санитарный запрет, в «черте города», в усыпальнице кафедрального собора в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который святитель строил и в котором служил.

В 1993 году специальная комиссия по прославлению владыки Иоанна, открыв его мощи, обнаружила их нетленными. А в 1994 году святитель Иоанн Шанхайский был канонизирован.

Прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца

Как я обретал мощи

Прот. Петр Перекрестов, священник кафедрального собора в честь иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, участвовавший в открытии мощей святителя Иоанна Шанхайского: «Люди начали приходить к гробу владыки Иоанна, как к блаженной Ксении Петербургской, еще до прославления. Сначала они молились просто за владыку, а потом стали обращаться в молитве к нему самому, оставлять записки. И было очень много чудес. Я бы сказал, что почитание свт. Иоанна и его прославление шло снизу, от людей. Сравнительно скоро был поставлен вопрос о его канонизации, а в Сан-Франциско решено открывать мощи.

Наверно, большинство из нас никогда не открывали гробы. А я был еще молодой священник и, откровенно говоря, не большой поклонник покойников. Часов в 9 вечера мы во главе с епископом Антонием (Медведевым) спустились вниз в усыпальницу и начали служить панихиду. Гроб все время находился в бетонном саркофаге.

Более 25 лет ключ от крышки гроба хранил один иеромонах. Он подошел, торжественно вставил ключ, но крышка не открылась. Она проржавела и замок не работал. Тогда за дело взялся наш протодьякон – русский богатырь, он весил 170 кг – и попытался открыть крышку ломом. Но владыке Антонию не понравилось, что совершалось насилие – неблагоговейно силой вскрывать мощи. Он остановил отца протодьякона, перекрестился, закрыл глаза и начал читать 50 псалом, а потом взял крышку и легко ее открыл.

Мы увидели облачение свт. Иоанна. Первоначально оно было белое, но стало зеленым. Вероятно, покрылось плесенью. Мы дотронулись до облачения и оно рассыпалось в руках, потому что истлело.

Когда хоронят священника – его лицо покрывается богослужебным воздухом, которым обычно во время литургии покрывается Чаша и Дискос. Таким воздухом было покрыто и лицо святителя Иоанна. Владыка Антоний перекрестился и приподнял его. И я познакомился с владыкой Иоанном, впервые его увидел. Его лицо и все его тело полностью сохранилось, было нетленно – это были мощи.

Владыка Антоний назначил меня фотографом. В 1993 году я фотографировал на пленку и она у меня в фотоаппарате кончилась. Я побежал домой, прихожу – свет везде горит, как на Пасху. Время было – полночь, матушка ждала меня. Я поднялся в квартиру и закричал: «Нетленны! Нетленны!» Схватил пленку и побежал обратно, а она стала звонить другим – сообщать нашу радость.

Когда я вернулся вниз, в усыпальницу принесли больного мальчика – сына священника нашей епархии. Владыка Антоний благословил, чтобы его принесли на руках, и мальчик исцелился. Сейчас этот парень совершенно здоров, на полметра меня выше, играет в регби. Для мощей владыки был заранее приготовлен деревянный гроб, мы переложили в него мощи, закрыли гроб и разошлись, славя Господа.

Спустя несколько месяцев, когда материалы к прославлению владыки уже были собраны, мы снова открывали мощи, для того чтобы омыть владыку и переоблачить. Мы переоблачили его в новые одежды и оставили в усыпальнице до 1994 года, когда в день кончины свт. Иоанна, было совершено его прославление».

В 1994 году, всего через 28 лет после смерти – уникально короткий срок во всей истории Православной Церкви – святитель Иоанн Шанхайский был канонизирован – так очевидна была и при жизни его святость.

2 июля 2016 года – 50 лет со дня кончины святителя Иоанна Шанхайского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *