Ипатий гангрский икона

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В церковном календаре отмечают 13 апреля память Ипатия Чудотворца. Этим днем почитается священномученик Ипатий Гангрский, прославившийся возможностью исцелять духовные и телесные недуги.

Житие святого отца

Ипатий, епископ Гангрский служил в городе Гангры, на территории сегодняшней Турции. В период правления императора Констанция, святой смог изгнать злого змея, что заполз во дворец царя. При этом использовал только силу молитвы. За это его щедро наградили различными дарами, которые Ипатий пожертвовал нуждающимся.

Он участвовал в І Вселенском Соборе в городе Никея. Там предавалась анафеме Ариева ересь. Происходило все в 325 году. По возвращению в Гангры из Константинополя в 326 году на священнослужителя в глухой местности нападают последователи Фелициссима и Новата. Они ранили Ипатия острыми копьями и мечами, а затем сбросили с высокой горы в болото.

Также как и святой великомученик Стефан, чудотворец молился за здоровье своих обидчиков. Но женщина ударила его камнем в область головы, что привело к кончине епископа. Разбойники спрятали погибшее тело в сарае. Там хранилась солома одного крестьянина. Именно он и нашел тело, опознал его и оповестил жителей города. Горожане сильно почитали и любили священнослужителя, поэтому с почестями погребли мощи святого.

По приданию женщина, которая убила епископа, всю дорогу к погребению била себя камнем, а после похорон исцелилась от беснования.

Очень почитаемый епископ на земле русской. В 1330 году был возведен Ипатиевский монастырь в городе Кострома. Здесь произошло явление Пречистой Богородицы с Младенцем, а также святых апостола Филиппа и мученика Ипатия. В этом храме по сегодняшний день иметься мощевик, который содержит частичку мощей святого.

Этому святому посвящены многие песнопения, похвальные оды и поучения. В его честь написано богослужение, которое правят в день памяти великомученика. Такого святого, как Ипатий Гангрский, икона способна исцелять и творить чудеса. Ее следует дарить тем, кто испытывает временные неприятности в жизни. Есть несколько вариантов изображение святого на иконе:

  • Святой наставляет богослужителей Гангры;
  • Служители царя явились в храм, чтобы отвести епископа к императору;
  • Святой перед императором;
  • Чудотворец крестит неверующих;
  • Епископ исцеляет и воскрешает жену местного чиновника;
  • Ипатий убивает крестом змея, появившегося из глубины моря;
  • Святого поджаривают как рыбу;
  • Кони завлекают Ипатия и он разбивается;
  • Сжигание святого в котле;
  • Чудотворец срамит бесовое создание;
  • Епископа возлагают под камень и заливают в горло растопленное олово;
  • Явление в тюрьме к Ипатию Спаса;
  • Святого варят;
  • Епископу отсекают ноги и руки;
  • Убитие камнем;
  • Святой перед лицом игемона.

Каждый решает, какой вариант изображения ему необходим. К тому же в древнерусской иконописи не было изображения святого.

Ипатий Гангрский, о чем молятся

Прежде чем приобрести икону святого, следует выяснить Ипатий Гангрский в чем помогает. Православные христиане стараются иметь дома этот священный лик и молиться ему для решения следующих проблем:

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

  • возможность забеременеть, если отсутствуют какие-либо проблемы со здоровьем;
  • излечить бесплодие, как медицинский диагноз;
  • облегчить тяжелое протекание родовой деятельности;
  • предотвратить выкидыш;
  • избежать сильных кровотечений;
  • родить благополучного здорового малыша;
  • наладить грудное кормление;
  • уменьшить боль и страдания при различных болезнях;
  • защитить себя от злых духов и негативного эмоционального влияния;
  • исцелить душевные раны;
  • разрешить трудные житейские ситуации.

Для решения всех вышеперечисленных трудностей пред иконой читается молитва Ипатию Гангрскому. Ее текст следующий:

Трисолнечного Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святые Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии к Богу любовь, яко же верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, яко же вторый Павел.

Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемирнаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его же ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыми очима твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставниче, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепросветлейший Горний Сион.

Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевного спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодия, неплодствующим благочадия, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепреподобнейшим исповеданием и со причастием Святых Безсмертных Небесных и Животворящих Христовых Тайн, и с молитвомаслием безпрепятное воздушных мытарств прошествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в ней же купно со ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Для решения женских проблем зачастую принято читать акафист Ипатию Гангрскому.

Легенды о чудотворце Ипатие

Во время своей жизни и деятельности случалось много чудес под руководством епископа. Говорят, что в одном населенном пункте в источнике была очень горькая вода. Святой смог ее превратить на сладкую.

В ином месте он смог дать волю целебному роднику, который забил из-под земли. А оказавшись в темное время суток возле реки, из нее поднялись яркие огни, которые осветили путь и не позволили богослужителю упасть в воду.

После кончины, мощи святого не раз исцеляли больных людей, которые приходили к ним помолиться и просили о помощи.

Очень часто упоминается имя этого христианского святого в преданиях абхазских. Популярным он стал благодаря неправильному отождествлению города Гангры с именем святого. В этом городе существовала кафедра настоящего святого. Поэтому приписывают происхождение некоторых местных дворянских семей от святого Ипатия.

Святого епископа Ипатия Гангрского почитают как православные, так и католические христиане.

Господь всегда с Вами!

Ипатий гангрский — икона, в чем помогает, о чем молятся

Есть очень древние святые, подвиги которых были настолько велики, что их слава сияет сквозь тысячелетия. Таков Ипатий Гангрский — он жил в 4 в. на территории современной Турции, был священником и пострадал за свои убеждения.

Жизнь святого

Будущий епископ родился в семье верующих, он был рад во всем подражать Христу с самого юного возраста. Ни одно пустое слово не слетало с его уст, Ипатий Гангрский любил пребывать в храме, беседуя с Богом. Став сначала чтецом, со временем был возведен и в священный сан. Делал все возможное для ближних:

  • помогал нищим;
  • выстроил трапезную, где принимал всех желающих, так склонил многих язычников ко Христу;
  • был очень добрым и скромным, чем сникал всеобщую любовь еще при жизни — люди прикасались к предметам, которыми пользовался пастырь, получали исцеления от болезней.

Правил своим приходом святой в течение 40 лет. Когда ему исполнилось 90, злодеи-еретики подстерегли его и убили — закололи мечами, а затем раздробили голову камнем. Жители города с почетом погребли остатки Ипатия Гангрского, который стал помогать людям даже после смерти. Святой в доброте подражает Христу — он исцелил собственного убийцу, который сошел с ума после содеянного.

Частицы мощей мученика находятся на Афоне, в Коринфе, Иерусалиме.

Икона Ипатия Гангрского

Мученик и при жизни был известен на всю Византию. После смерти его почитание не ослабело, но дошло до других стран. Самый известный российский храм Ипатия Гангрского находится в Костроме, в мужском Ипатьевском монастыре. Согласно легенде, в этом месте явилась Божия Матерь вместе с мучеником Ипатием и одним из апостолов. Обитель имеет давнюю историю, тесно связана с судьбой императорского дома Романовых.

  • Икона Богородицы Козельщанская
  • Иерусалимская икона Божией Матери —
  • Пряжевская икона Божией Матери — https://bogolub.info/pryazhevskaya-ikona-bozhiej-materi/

На иконах Ипатий Гангрский изображается старцем, имеющим длинные седые волосы, бороду. На нем облачение архиерея, в руках — Евангелие. Существуют и сюжеты, взятые из древнего жития мученика:

  • Епископ воскрешает умершую женщину;
  • Дает наставление священникам;
  • Подает таинство святого крещения уверовавшим язычникам;
  • Явление Христа святому.

О чем молятся Ипатию Гангрскому

Как видим, чудеса сопровождали праведника на протяжении всей долгой жизни. О чем же ему молятся православные? Ипатий Гангрский помогает в самых разных бедах:

  • От бесплодия;
  • Поможет сохранить беременность;
  • Избавляет от телесных недугов;
  • Ограждает от нападений нечистой силы.

При обращении необходимо иметь твердую веру в то, что силой Господа можно решить любую проблему. Тогда результат не заставит себя ждать.

Молитва Ипатию Гангрскому

Трисолнечнаго Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, Богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святыя Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии * к Богу любовь, якоже верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, якоже вторый Павел. Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемернаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Егоже ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыма твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставник, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепресветлейший Горний Сион. Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевнаго спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодие, неплодствующим благочадие, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепредобрейшим исповеданием и со причастием Святых Безсмертных Небесных и Животворящих Христовых Таин, и с молитвомаслием* безпрепятное воздушных мытарств прешествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в нейже купно со Ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

ЖИТИЕ Свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий, епи­скоп Ган­гр­ский, был епи­ско­пом го­ро­да Ган­гры в Па­фла­го­нии (Ма­лая Азия). В 325 го­ду он при­ни­мал уча­стие в I Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее, на ко­то­ром бы­ла пре­да­на ана­фе­ме ересь Ария.Ко­гда в 326 го­ду свя­ти­тель Ипа­тий воз­вра­щал­ся из Кон­стан­ти­но­по­ля в Ган­гры, в пу­стын­ном ме­сте на него на­па­ли по­сле­до­ва­те­ли рас­коль­ни­ков Но­ва­та и Фе­ли­цис­си­ма. Ере­ти­ки из­ра­ни­ли его ме­ча­ми и ко­лья­ми и сбро­си­ли с вы­со­ко­го бе­ре­га в бо­ло­то. По­доб­но пер­во­му­че­ни­ку ар­хи­ди­а­ко­ну Сте­фа­ну, свя­ти­тель Ипа­тий мо­лил­ся за уби­вав­ших его. Од­на жен­щи­на-ари­ан­ка уда­ри­ла свя­ти­те­ля кам­нем по го­ло­ве, и он скон­чал­ся. Убий­цы скры­ли те­ло му­че­ни­ка в пе­ще­ре, где его об­на­ру­жил кре­стья­нин, хра­нив­ший там со­ло­му. Опо­знав те­ло епи­ско­па, он по­спе­шил со­об­щить об этом в го­род, и жи­те­ли Гангр с че­стью по­греб­ли мо­щи сво­е­го лю­би­мо­го ар­хи­пас­ты­ря.По­сле смер­ти мо­щи свя­ти­те­ля Ипа­тия про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми, в осо­бен­но­сти из­гна­ни­ем бе­сов и ис­це­ле­ни­ем бо­лез­ней.С дав­них пор свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий осо­бо чтил­ся в Рус­ской зем­ле. Так, в 1330 го­ду в Ко­стро­ме был по­стро­ен Ипа­тьев­ский мо­на­стырь, на ме­сте яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем и пред­сто­я­щи­ми свя­ты­ми – апо­сто­лом Филип­пом и свя­щен­но­му­че­ни­ком Ипа­ти­ем, епи­ско­пом Ган­гр­ским. Этот мо­на­стырь впо­след­ствии за­ни­мал зна­чи­тель­ное ме­сто в ду­хов­ной и об­ще­ствен­ной жиз­ни на­ше­го на­ро­да, осо­бен­но в го­ды Смут­но­го вре­ме­ни. Древ­ней­шие спис­ки жи­тия свя­щен­но­му­че­ни­ка Ипа­тия бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в рус­ской пись­мен­но­сти, и один из них во­шел в со­став Че­ти­их Ми­ней мит­ро­по­ли­та Ма­ка­рия (1542–1564). В этом жи­тии со­хра­ни­лась за­пись о яв­ле­нии Спа­си­те­ля свя­ти­те­лю Ипа­тию на­ка­нуне му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. По­чи­та­е­мо­му свя­то­му со­став­ля­лись мо­лит­вы, по­хваль­ные сло­ва и по­уче­ния в день его па­мя­ти. Бла­го­го­вей­ное по­чи­та­ние свя­ти­те­ля Ипа­тия вы­ра­зи­лось и в ли­тур­ги­че­ском твор­че­стве рус­ских ав­то­ров. В XIX ве­ке бы­ла на­пи­са­на но­вая служ­ба свя­щен­но­му­че­ни­ку Ипа­тию, от­ли­ча­ю­ща­я­ся от служ­бы, на­пи­сан­ной пре­по­доб­ным Иоси­фом Сту­ди­том, со­дер­жа­щей­ся в мар­тов­ской Ми­нее.См. так­же: «Па­мять свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Ипа­тия чу­до­твор­ца, епи­ско­па Ган­гр­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го. МОЛИТВЫ Тропарь священномученика Ипатия, епископа Гангрского глас 4 Изволением Божественнаго разума/ вперив ум свой в Небесныя обители/ и равно Ангелом житие пожив на земли,/ сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив,/ священномучениче Ипатие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим. Тропарь священномученика Ипатия, епископа Гангрского глае 4 Изволением Божественнаго разума/ вперив ум свой в Небесныя обители/ и равно Ангелом житие пожив на земли,/ сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив,/ священномучениче Ипатие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим. Ин тропарь священномученика Ипатия, епископа Гангрского глас 3 В прекрасном Церкве апостольския вертограде/ из юна возраста всесильною десницею Божиею насадился еси,/ Богоблаженне отче Ипатие,/ и в ней, яко верен первосвященник,/ верно Богоначальное и Всетворящее Троическое Единство/ проповедал еси во Вселенском Собрании,/ Духа же Святаго в добродетелех исполнен быв,/ велия чудеса сотворив,/ мучением за веру Христову скончався,/ пришел еси в Небесный град,/ идеже Триипостаснаго Бога зря,/ моли о чествующих тя,/ да в Горнем Иерусалиме со святыми жити сподобимся. Ин тропарь священномученика Ипатия, епископа Гангрского глас 4 Боговидное досточудных добродетелей зерцало,/ Богоправимое Православный веры правило/ и утверждение Церкве Христовы,/ за нюже и страдал еси, всечудне отче Ипатие,/ чудесы, Богодарованными тебе, весь мир удивив,/ душеспасительныя пользы сотворил еси,/ и ныне верно призывающим тя во всяких бедах и напастех/ испроси нам у Господа Бога/ помощь и спасение вечное душам. Кондак священномученика Ипатия, епископа Гангрского глас 2 Римскому отечеству светильник,/ Богозарными лучами концы светя,/ ныне просвети твое празднество поющия, Ипатие,/ прося свыше мира и грехов оставления,/ молитвами защити ны, Ипатие многострадально. Ин кондак священномученика Ипатия, епископа Гангрского глас 2 Обитель Триипостаснаго Божества,/ достоблаженне отче Ипатие, быв,/ во вселенную Всетворца Бога воскликнул еси./ Благодарственне же чудодействуя,/ вшел еси в Небесный обители,/ тамо моли Всесвятую Троицу, молим тя,/ исцелити телеса и души наша/ в Богосозданную нашу красоту. Ин кондак священномученика Ипатия, епископа Гангрского глас 4 О всеблаженный чудотворче Ипатие,/ предстояй в Небесех Всетворящей Божественней Троице,/ с лики Горними богоприятне и всерадостне возносиши хвалы./ Приими от нас сие тебе хвалорадостнословие./ И моли Господа избавити ны от всяких грехов, напастей же и болезней/ и даровати Царствие Небесное всюду поющим:/ аллилуйя. Молитва благодарственная святому равноапостольному священномученику Ипатию Трисолнечнаго Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, Богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святыя Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии * к Богу любовь, якоже верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, якоже вторый Павел. Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемернаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Егоже ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыма твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставник, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепресветлейший Горний Сион. Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевнаго спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодие, неплодствующим благочадие, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепредобрейшим исповеданием и со причастием Святых Безсмертных Небесных и Животворящих Христовых Таин, и с молитвомаслием* безпрепятное воздушных мытарств прешествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в нейже купно со Ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. в горечестии * — в почитании вышнего молитвомаслием* — елеосвящением

ИПАТИЙ

Сщмч. Ипатий Гангрский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г.
Сщмч. Ипатий Гангрский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г.

И. обычно изображают старцем с длинной седой бородой клиновидной формы и с вьющимися волосами; облачен в фелонь, нередко крещатую, красного цвета в знак его мученической кончины, в омофоре, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. Данные черты сохраняют устойчивость и зафиксированы в иконописных подлинниках. В греч. Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в Минее на март в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» И. описан как «старец с остроконечною бородою, пораженный от одной женщины камнем, скончался, молясь Богу» (Ерминия ДФ. Ч. 3. § 21. Март. № 31); в кратком перечне отцов I Вселенского Собора его имя не приведено. В месяцеслове рус. иконописного подлинника по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) память святого указывается под 2 датами — 16 нояб. и 31 марта, причем в 1-м случае содержится пояснение, что святому «в минее церковной в сей же день положена служба… обаче не ныне его память, но марта 31» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 193), где и приведено его пространное описание, основанное на сюжетах Жития: «…сей на Первом Вселенском Соборе бысть. Подобием сед, власы на главе мало с ушей, брада широка, подоле Власиевы (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.), на конец раздвоилась, ризы святительские и омофор, в руке Евангелие, а в другой жезл, под ногами змий, вельми страшен: 60 локот долгота его, конец жезла в устах змиевых. Нецыи пишут: в правой руке образ Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, в левой руке свиток, а в нем написано: «Аще кто не покланяется иконе Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, да будет проклят»» (Там же. С. 307-308). Еще раз имя И. в этом подлиннике упомянуто в связи с описанием композиции I Вселенского Собора (Там же. С. 4). В сводном Большаковском иконописном подлиннике (XVIII в.) за основу взят сюжет с участием И. в I Вселенском Соборе, ошибочно названном VII: «…сед, брада широка, подоле Власиевы, наконец раздвоилася, на главе власы с ушей маленько, риза багор, дичь светла, в левой руке свиток, а в нем написано: аще кто не покланяется иконе Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, да будет проклят. На седмом соборе он тако рече, и посрамил еретиков тем словом» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 85).

Образ И. известен в визант. лицевых минологиях. Мученичество святого изображено в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 181, 1-я четв. XI в.) под 14 нояб. (PG. 117. Col. 160) и в томе Императорского минология на февр. и март (ГИМ. Син. греч. № 183. Л. 158, 2-я четв. XI в.). Кроме сцены мучения в обеих рукописях (на той же миниатюре) И. представлен сжигающим в огне дракона.

И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси № 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).

На Кипре в одной из ранних росписей в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) И. представлен в алтарной зоне в медальоне — правой рукой благословляет, в левой — Евангелие. В ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) — в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне, вместе с другими святыми, в т. ч. с Кипрскими (Спиридоном Тримифунтским, Ираклидием Тамасским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Тихоном Амафунтским, Зиноном, Николаем Чудотворцем). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1564) И. представлен вместе с прп. Акакием, еп. Мелитинским (фрески перенесены на юж. стену вимы из апсиды). В росписи кафоликона мон-ря прп. Неофита (нач. XVI в.) — в зоне вимы на сев. стене в сев. проходе, вместе со сщмч. Елевферием Иллирийским.

В росписях на Балканах и на Афоне изображение И. помимо зоны вимы (в храмах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, 1335-1350; в Матейче, кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547, и др.) встречается и во фресках настенных минологиев, как правило под 31 марта (напр., в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718) — в рост; в трапезной мон-ря Дионисиат (1568) — в мучении).

Образ И., а также поясные изображения арх. Михаила и 3 святых были написаны в период палеологовского ренессанса в ныне полуразрушенной к-польской церкви, известной под названием Иса-капы (Ворота Христа).

Почитание И. на Руси было особенно распространено в Вел. Новгороде, где святой, по замечанию В. Н. Лазарева, считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой. В 1183 г. в Вел. Новгороде «на Рогатеи улици» была поставлена первая церковь, освященная во имя сщмч. Ипатия Гангрского, в 1396 г. ее возвели в камне; под 1396 г. упоминается чудо от иконы Спасителя, находившейся «в святом Еупатии на Щеркове улице» (НПЛ. С. 37, 227, 371, 388). В монументальной живописи изображение И. представлено в росписи центральной апсиды новгородской ц. Спаса на Нередице (1199; фрагмент лика хранится в ЦМиАР) в нижнем регистре святительского чина, его образ на сев. стене является парным образу свт. Лазаря Четверодневного, еп. Кипрского, на юж. стене и помещен рядом с фигурой сщмч. Власия Севастийского.

С Вел. Новгородом связывают целый ряд предметов мелкой пластики, на которых запечатлен И. Образцом новгородского эмальерного дела XIII в. является медная иконка — крышка мощевика — с фронтальной фигурой святого и надписью: «АГИОС И(П)АТИI», выполненная в технике перегородчатой эмали (НГОМЗ) (Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975. Табл. 16, 27). Дискуссионной остается датировка т. н. Иерусалимского креста («Гильдесгеймского (Хильдесхаймского) креста»), находящегося в ризнице кафедрального собора Хильдесхайма, Германия. Крест датируется: 2-й пол. XII — нач. XIII в. (Шляпкин. 1914; Ludat. 1956; Назаренко. 2001; Он же. 2003), не ранее кон. XIII в. (Декоративно-прикладное искусство Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. С. 87-88, 195-201. Кат. № 32), рубежом XIII и XIV вв. (Медынцева. 1995). На обороте креста-мощевика (энколпиона) фигуру прор. Илии в центральном поле-средокрестье фланкируют фигуры свт. Василия Великого и И., на концах — апостолы Петр, Павел, Иоанн и Матфей. Включение образа И. в данную иконографическую программу еще раз подчеркивает исключительность его почитания в Вел. Новгороде. В новгородской каменной пластике образ И. встречается наряду с образами «охранителей воинов и демоноборцев». По характеристике, данной Т. В. Николаевой группе резных иконок новгородского происхождения, они «не имеют подражательного характера, в них видна индивидуальная творческая манера» (Николаева. 1983. С. 28). На иконке «Св. Троица. Святые Ипатий Гангрский и Никита» из собрания М. П. Боткина (XIII в., ГРМ. № БК-1873) полуфигуры И. и вмч. Никиты представлены на обороте иконки в строго фронтальных позах; у И. клиновидная, раздвоенная внизу борода, в левой руке Евангелие с крестом на крышке, персты правой сложены для благословения; надпись над фигурой И.: «ЕУПАТ(Н)». Еще на одной новгородской иконке — «Гроб Господень. Святые Николай Чудотворец, Ипатий Гангрский, Василий и Димитрий Солунский» (XIV в., ГИМ. № 81761/414. К-434) И. изображен погрудно вместе со свт. Николаем в верхнем ряду. Также в группу севернорус. икон, связываемых не с Новгородом, а с Псковом, входит иконка «Свт. Николай Чудотворец. Сщмч. Ипатий Гангрский» из собрания Ф. М. Плюшкина (XIII в., ГРМ. № кам. 60) — полуфигура, фронтально, Евангелие держит в покровенной руке, надпись: «ЕПАТЕ». Изображение И. (вместе со св. Стефаном) помещено на происходящем из Вел. Новгорода медном литом образке (4,3×4,6 см; ГРМ), относимом к XIV-XV вв. (Порфиридов. 1959).

В XIV в. изображения И. и соименного ему Ипатия Эфесского (?) (оба в 3-м ряду, погрудно, в медальонах; в обоих случаях надпись: «Елпатиi») украсили т. н. Васильевские врата, выполненные в технике золотой наводки для собора Св. Софии в Вел. Новгороде в 1335/36 г. (ныне в юж. портале собора Успенского мон-ря в Александрове).

Сщмч. Ипатий Гангрский и вмч. Никита. Оборотная сторона резной иконки «Св. Троица». XIII в. (ГРМ)
Сщмч. Ипатий Гангрский и вмч. Никита. Оборотная сторона резной иконки «Св. Троица». XIII в. (ГРМ)

В иконописи одно из ранних изображений И. сохранилось на иконе «Спас на престоле, с избранными святыми на полях», происходящей из пос. Крестцы Новгородской обл. (2-я пол. XIII — нач. XIV в., ГТГ),- в рост на правом поле, симметрично образу свт. Климента Александрийского (Анкирского (?)) на противоположном поле; правой рукой благословляет, в покровенной фелонью левой руке — Евангелие. С образом И. (судя по поновленной в 1556 надписи) связывают фигуру святителя на правом поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми на полях», написанной Алексой Петровым для ц. свт. Николая Чудотворца Липенского новгородского мон-ря (1294, НГОМЗ). Святой изображен 2-м сверху, парный ему образ на левом поле — свт. Иоанн Златоуст. В пользу стилистической атрибуции святого как И. говорят святительские одежды, где фелонь в знак мученической кончины имеет красный цвет, однако в противоположность близким по времени памятникам (образам на иконе из ГТГ, на фреске ц. Спаса на Нередице) облик святого не соответствует устоявшейся традиции изображения И. седовласым старцем с длинной клиновидной бородой, здесь он показан темноволосым средовеком с округлой бородой.

В сер. XIX в. в новгородской Климентиевской ц. находился храмовый образ И., происходящий из бывш. ц. сщмч. Ипатия на Рогатице; примечательно, что это был житийный образ «священномуч. Ипатия в чудесах» (Макарий , архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 112). Самая ранняя дошедшая до нас житийная икона И. относится к 1-й пол. XV в. (кон. XV — 1-я пол. XVI в. (?), Тверь, ГТГ). Тип изображения в среднике восходит к т. н. Зарайскому образу свт. Николая Чудотворца: И. написан с поднятыми и разведенными в стороны руками, персты правой сложены в жесте благословения, в левой на убрусе держит Евангелие; у И. темные без проседи волосы и длинная клиновидной формы борода, на голове тонзура, причем в клеймах святой изображен седовласым. Сцены, размещенные на полях 16 клейм, восходят к апокрифу «Ипатиево мучение», к-рый повествует о «семи смертях» святого (см.: Тихонравов. 1863): 1. Проповедь И. священникам Гангры; 2. За И., молящимся в храме, пришли воины, чтобы взять его по приказу царя; 3. И. перед царем; 4. И. крестит народ («…крестися царь руками святого Ипатия… и все вельможи его и весь град крестисе»); 5. И. воскрешает жену игемона; 6. И. «испекают» на огне; 7. И. побивает змея; 8. Сожжение И. в медном воле; 9. Привязанный к коню И. разбивается о камни; 10. Явление И. в темнице беса в облике ангела; 11. И. кладут под «гнет» (камень) и вливают ему в горло раскаленное олово; 12. Явление И. в темнице Спасителя; 13. И. варят в котле; 14. И. отрубают руки и ноги; 15. Беседа И. с игемоном; 16. И. ввергают в яму и заваливают камнями. Житийные клейма И. представляют собой «самостоятельную разработку цикла на русской почве, притом относительно позднего времени… Этим возможно объяснить и неоднократные заимствования художника из более разработанного цикла — «георгиевского»» (Попов, Рындина. 1979. С. 332-333).

Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием. Икона. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ)
Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием. Икона. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ)Ап. Филипп, свт. Иоанн Златоуст, сщмч. Ипатий Гангрский. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ)
Ап. Филипп, свт. Иоанн Златоуст, сщмч. Ипатий Гангрский. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ)

Значительная часть памятников с образом И. связана с Ипатиевским мон-рем в Костроме. Согласно преданию, основателю мон-ря было видение Богородицы и предстоящих Ей ап. Филиппа и И. Одна из наиболее ранних сохранившихся икон, отражающих легендарные события основания обители,- образ из Троицкого собора мон-ря «Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием Гангрским» (кон. XVI в., Москва, КГОИАХМЗ). Из монастырской описи 1595 г. известно, что в соборе помимо названной находилось еще 2 иконы того же извода, возможно являвшиеся вкладом семьи Годуновых (Костромская икона. 2004. С. 482. Кат. 33). В центре изображена Богородица с Младенцем Христом (вариант Богоматери Печерской), по сторонам Ее трона — ап. Филипп (слева) и И. (справа; такая ориентация святых по сторонам, согласно иерархии их небесных чинов, соблюдается и в др. памятниках).

Фигуры свт. Иоанна Златоуста, ап. Филиппа и И. помещены на оборотной стороне Владимирской иконы Божией Матери, бывшей запрестольным выносным образом Троицкого собора (кон. XVI в., Москва, КГОИАХМЗ). И. облачен в крещатую фелонь, обеими руками перед грудью придерживает Евангелие, конец омофора перекинут через левую руку.

Для деисусного чина иконостаса собора была создана ростовая икона И. (1652, артель Василия Ильина Запокровского (?), КГОИАХМЗ). Святитель изображен в 3/4-ном повороте влево, облачен в крещатую красных тонов фелонь с травянисто-зеленым исподом, красно-коричневый подризник, как и на обороте запрестольной иконы, он обеими руками придерживает Евангелие, а конец омофора перекинут через левую руку. В местном ряду того же иконостаса (за диаконскими дверями) находится местный образ И. письма Василия Никитина Вощина (1575, КГОИАХМЗ). Святой изображен фронтально, стоящим на орлеце и держащим перед собой обеими руками Евангелие. Он облачен в орнаментированную цветами по красному фону фелонь, в близкий по цвету к черному омофор с желтыми крестами, под к-рым видна золотистая епитрахиль, на боку палица, справа из-под фелони виден убрус, закрепленный на поясе. На грудь спускается цепь, которая предполагает изображение панагии, скрытой кодексом.

С мон-рем также связана житийная икона ап. Филиппа и И., написанная мастерами Оружейной палаты для местного ряда иконостаса придела во имя этих святых Троицкого собора (1670, ГТГ). В среднике в молении Богородице на престоле (в облачном сегменте) предстоят ап. Филипп и И. Вокруг средника — 14 клейм, разделенных поровну относительно центра на 2 житийных цикла — ап. Филиппа и И. Во 2-м цикле, иллюстрирующем Житие И., представлены следующие сюжеты, основанные, вероятнее всего, на тексте ВМЧ свт. Макария, митр. Московского: 1. Первый Вселенский Собор в Никее и наказание Ария, И. молится Господу, И. изводит источник теплых вод и исцеляет больных; 2. Явление горящих свечей на реке, указавших И. дорогу; 3. Моление И. о превращении горьких вод в сладкие и исцеление им приходящих; 4. Чудо со змеем; 5. Царь Константин воздает почести И., И. исцеляет больных у стен города; 6. Нападение на И. еретиков у Плевницы, скверная жена, сторонница Ария, убивает И. камнем; 7. Перенесение и погребение тела И., раскаяние скверной жены (прочтение сцен см.: Тихомирова. 2006). В среднике И. изображен в орнаментированной цветочным узором фелони, в клеймах — в крещатой.

Эта икона послужила основой для большинства сцен житийного цикла в росписи придела (ныне диаконника) собора Ипатиевского мон-ря (1684, артель Гурия Никитина). Цикл предваряет композиция в люнете и на подпружной арке под юго-вост. барабаном с образами молящихся Господу Вседержителю ап. Филиппа и И. Из 20 клейм цикла 8 посвящено И.: 1. Первый Вселенский Собор и обличение Ария; 2. Моление И. о превращении вод источника из горьких в сладкие, исцеление болящих; 3. Явление И. горящих свечей на реке; 4. Чудо о змее; 5. Царь Константин воздает почести И.; 6. Народ прославляет И.; 7. Нападение на И. еретиков, убиение И.; 8. Погребение И.

Еще одна фреска с образом И. была выполнена в 1913 г. артелью палехских иконописцев под рук. Н. М. Сафонова в сев. галерее с правой стороны портала: святой обращен влево к благословляющей деснице Спасителя. Непривычной деталью иконографии является посох в левой руке И., который, очевидно показан здесь не только как патрон обители, но и как ее игумен, предстательствующий за нее на небесах.

Из ризницы монастыря также происходят 2 предмета лицевого шитья с образом И. На подвесной пелене кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) И., как и в среднике его житийной иконы из ГТГ, изображен прямолично в рост, правой рукой благословляет, на отведенной в сторону левой держит Евангелие. Особенности иконографии др. пелены, «Св. Троица, с припадающими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием» (нач. XVII в., КГОИАХМЗ) связаны с посвящением главных престолов обители; коленопреклоненные фигуры святых показаны в центре под изображением Св. Троицы (т. н. новозаветной).

Царь Константин воздает почести сщмч. Ипатию Гангрскому. Сцена из житийного цикла сщмч. Ипатия Гангрского в росписи диаконника Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина
Царь Константин воздает почести сщмч. Ипатию Гангрскому. Сцена из житийного цикла сщмч. Ипатия Гангрского в росписи диаконника Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы СавинаСщмч. Ипатий Гангрский и свт. Иона, митр. Московский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Сщмч. Ипатий Гангрский и свт. Иона, митр. Московский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Несмотря на более выраженное почитание святого 31 марта, а не 16 нояб., где предпочтительным является изображение ап. Матфея, в рус. иконописи встречается образ И. в ноябрьской минее (икона на нояб., нач. XVII в. (?), ЦАК МДА). Перечень памятников с образом И., представленных в минеях на март, несравнимо шире. Одной из ранних икон в таком ряду является годовая минея из Музея икон в Рекклингхаузене, датированная 1-й пол. XVI в.,- И. показан вместе со свт. Ионой Московским, чья память приходится на тот же день, он в крещатой фелони, Евангелие держит на омофоре в покровенной фелонью левой руке. Его изображение традиц. иконографии есть: на обороте 2-сторонней иконы-таблетки на март (нач. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен); на 2-сторонней иконе-таблетке на март-апр. (2-я пол. XVI в., собрание М. Б. Миндлина); на годовой минее нач. XIX в. (УКМ); на среднике иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко) и проч. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на март И. изображен в фелони, с митрой на голове, обеими руками перед грудью держащим икону Божией Матери с Младенцем Христом. На гравированном листе святцев на март работы И. К. Любецкого (1730) И. показан в более традиц. иконографии — в фелони, с непокрытой головой, правой рукой благословляет, в левой — Евангелие. На миниатюре Молитвослова кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. № 812, 50-е гг. XIX в.), образ И., благословляющего обеими, разведенными в стороны руками, помещен в части месяцеслова на март.

В совр. церковном искусстве иконография святого сохраняет традиц. черты. К среднику житийной иконы ап. Филиппа и И. восходит написанная на доске кон. XIX в. и стилизованная под живопись кон. XIX — нач. XX в. икона «Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении Божией Матери на престоле, на фоне Старого города Ипатиевского монастыря» (2007-2008, частная коллекция, Кострома).

В 2008-2009 гг. ряд икон вышел из мастерских художественно-производственного предприятия «Софрино»: «Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении Св. Троице, на фоне Ипатиевского монастыря» — мон-рь изображен с вост. стороны, а святые стоят на противоположном берегу р. Костромы; «Сщмч. Ипатий Гангрский» — И. представлен прямолично по пояс, с Евангелием в левой руке; «Божия Матерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием Гангрским».

В 2010 г. палехскими иконописцами (руководитель артели — О. Р. Шуркус) в технике клеевой росписи была выполнена композиция на юж. стороне навершия сев. (Екатерининских) ворот Ипатиевского мон-ря с изображением явления Божией Матери, ап. Филиппа и И. мурзе Чету на месте основания обители.

Лит.: Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. лит-ры. М., 1863. Т. 2. С. 121-145; Шляпкин И. А. Рус. крест XII в. в г. Гильдесгейме // ВАИ. 1914. Вып. 22. С. 36-45; Мясоедов В. К. «Иерусалимский крест» в ризнице собора в Гильдесгейме // ЗОРСА. 1918. Т. 12. С. 7-22; Лазарев В. Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси // История рус. искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1953. Т. 1. С. 192; он же. История визант. живописи. М., 1986. С. 162; Ludat H. Das «Jerusalemer Kreuz» im Hildesheimer Domschatz: Ein russisches Reliquiar // AKG. 1956. Bd. 38. N 1. S. 63-91; Порфиридов Н. Г. Об одной группе древнерус. медных литых изделий // Сообщ. ГРМ. Л., 1959. № 6. С. 52, 54-55; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 1. С. 80. Кат. 14; С. 238-239. Кат. 204; Т. 2. С. 464-465. Кат. 983; Бочаров Г. Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М., 1969. С. 15. Табл. 4; Миjовић Менолог. С. 386; Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII — нач. XV в. М., 1976. С. 161-165, 171; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. С. 329-333. Кат. 26; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. С. 15, 28, 67-69, 89, 115. Табл. 18, 1; Табл. 46, 3; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 17, 26, 39, 78, 105, 124, 130, 134, 139, 203, 206, 212, 317, 325, 341, 342; ГТГ: Кат. собр. Т. 1. С. 74-76. Кат. 18; Медынцева А. А. Древнерус. крест-мощевик из Хильдесгейма // Церк. археология: Мат-лы 1-й всерос. конференции. Псков, 20-24 нояб. 1995 г. СПб.; Псков, 1995. Ч. 2. С. 63-66; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 71, 182, 244, 379; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 57; С. 63. Кат. 140; Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Фёдора Солнцева. М., 1998; Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 634-635; он же. Крест «Иерусалимский»? «Новгородский»? «Хильдесхаймский»? // Правосл. паломник. 2003. № 6(13). С. 54-58; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде. СПб., 2002. С. 42. № 129. Ил. 108, 198; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 512-519. Кат. 59; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII — 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург). М., 2004. С. 41-43. Кат. 33. 7; С. 51. Кат. 35. 6; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 478-479. Кат. 25. Ил. 34; С. 472-483. Кат. 33. Ил. 52; C. 510-512. Кат. 80; С. 523. Кат. 103. Ил. 159; С. 592-594. Кат. 228. Ил. 349; Тихомирова Е. Л. Икона «Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский с житием» 1670 г. из Троицкого собора Ипатьевского мон-ря и житие ап. Филиппа и сщмч. Ипатия в стенописи Троицкого собора Ипатьевского монастыря 1684 г.: Иконогр. программа памятников // Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.). Ростов, 2006. С. 150-157; Tradigo A. Icons and Saints of the Eastern Orthodox Church. Los Angeles, 2006. P. 290-291; Стенопись Троицкого собора Ипатьевского собора Ипатьевского мон-ря / Авт.-сост.: О. С. Куколевская. М., 2008. Т. 1. С. 166-185.

Э. В. Шевченко, И. А. Орецкая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *