Иулиания вяземская новоторжская

Благоверная княгиня Иулиа́ния Вяземская, Новоторжская

Кондак 1

Избранную от великоиментаго боярскаго рода, женскую слабость мужески поправшую и разжженнаго похотью мучителя чистотою своею посрамившую, Иулианию славную, вернии, песньми почтим, точит бо нам неоскудно исцеления и молит о спасении всех, зовущих ей:

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Икос 1

Ангелов сожительница и страстотерпцем сопричастница быти сподобилася еси, всечестная Иулиание, ангельскую бо чистоту от пелен сохранила еси и тоя ради мученическую кончину доблественно восприяла еси: и ныне со ангельскими лики и мучеников сонмы Престолу Всесвятыя Троицы предстоящи, моли о помиловании нас, приносящих ти похвальная сия:

Радуйся, даров духовных исполненная.

Радуйся, венцем мученическим украшенная.

Радуйся, непоколебимый во искушениях терпения столпе.

Радуйся, твердое во обстояниях мужества основание.

Радуйся, добродетели неувядаемыи цвете.

Радуйся, лозы Христовой многострадальная розго.

Радуйся, благочестия честное прозябение.

Радуйся, чистоты доброто и похваление.

Радуйся, голубице, крыла позлащенная имущая.

Радуйся, теми в райская обители возлетевшая.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 2

Видящи мати твоя, благоверная Иулиание, всю скорбь и тяготу вдовства своего, еще малолетней ти сущей моляще Всесильнаго Бога, да возрастит и усовершит тя Своею благодатию, и купно с тобою пояше Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом неомраченным греховными страстьми издетска разумевши необыменнаго Бога, Иулиание богомудрая, несомненно в Того веровала еси, и неизреченная и спасительныя повеления Его соблюдши, подвизаеши пети тебе звании сими:

Радуйся, ум свои к Божественней высоте вперившая.

Радуйся, одеяние души твоея чистотою украсившая.

Радуйся, силу Божию в немощном естестве своем показавшая.

Радуйся, венец победный от Десницы Живоносныя приявшая.

Радуйся, цвете чистоты, среди кала греховнаго проросший.

Радуйся, крине целомудрия, посреди терния похотей душегубительных процветшии.

Радуйся, чистая ластовице.

Радуйся, красная горлице.

Радуйся, яко в молитве тайно бдела еси.

Радуйся, яко писаньми богодухновенными насладилася еси.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 3

Силою благодати Божией сохраняема, блаженная княгиня Иулиание, во благочестии от юных лет возрастала еси, и от силы в силу, и от славы в славу восходила еси, воспевающи укрепляющему тя Богу благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи в сердце своем огнь любви ко Христу Богу, грех и нас ради человек распеншагося Господа, выну помышляла еси, прехвальная Иулиание: темже ко страстем себе от младенства приуготовила еси и научила еси всех вопити тебе сице:

Радуйся, любовь ко Христу в себе возжегшая.

Радуйся, тоя ради любве тягчайшия муки претерпевшая.

Радуйся, яко Жениха Безсмертнаго возжелала еси.

Радуйся, яко Тому в дар страдания своя принесла еси.

Радуйся, яко красотою страданий твоих Прекрасному Жениху Христу уподобилася еси.

Радуйся, яко Крест Господень на рамо вземши, воздержанием Сему последовала еси.

Радуйся, благочестия ревнительнице.

Радуйся, на врага добляя победительнице.

Радуйся, яко тобою от нечистых похотей избавляемся.

Радуйся, яко тобою от пагубных страстей свобождаемся.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 4

Бурю жития долу влекущаго, и наслаждения красоты, и славу цветущую, яко временну оставльши, блаженная Иулиание, добротою красною целомудрия распаляема, ко Христу прилепилася еси, поющи Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавши богоименитая Иулиание иерея некоего сказания о подвизех мучеников, Христа Господа больши живота своего возлюблыших и за имя Христово смерть радостно приявших, ревностию о подвизех сих воспламеняшеся и к святости и чистоте христианстей понуждашеся. Мы же, ведуще сия, восхваляем тя сице:

Радуйся, яко о подвизех мученических возревновала еси,

Радуйся, красоту духовную и доброту телесную в себе сочетавшая.

Радуйся, благоухания духовнаго нас исполняющая.

Радуйся, тьму бесовскую далече отгоняющая.

Радуйся, благ духовных и телесных подательнице.

Радуйся, у Престола Божия за нас присная ходатаице.

Радуйся, яко о Господе ликуеши.

Радуйся, яко лучами благодати Божиеи исполняешися.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 5

Богсиянную звезду, от града Торжка взошедшую и небесными светлостьми возсиявшую, видим тя, всехвальная княгиня Иулиание: и ныне во светлостех мучеников святых пребывавши, купно с ними восхваляющи Светоподателя всяческих и поющи Тому: Аллилуиа.

Икос 5

Видев тя беззаконный князь Юрий, елико душевною красотою сияющую, тако и телесным добротством блистающу, и похотью нечистою распаляем, восхоте обольстити тя. Ты же, всечестная Иулиание, рачение плоти превозмогши, яко воистину крепкий адамант целомудрия явилася еси. Сего ради любовию вопием ти:

Радуйся, чистоты забрало боговидное.

Радуйся, естества цвете благороднейший.

Радуйся, елеем благочестия превращенная.

Радуйся, чистоту душевную и телесную соблюдшая.

Радуйся, в женстем естестве мужескую доброту явившая.

Радуйся, невидимую державу противных сил победившая.

Радуйся, паче сильных мужей крепчайшая.

Радуйся, премудрых века сего мудрейшая.

Радуйся, яко врага льстивого крепкая сопротивоборница явилася еси.

Радуйся, яко мужески подвиг претерпела еси.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 6

Проповедник твоея чистоты и праведности явися мучитель твой, святая княгиня Иулиание, ты бо доброте красней души твоея страстьми осквернится не стерпела еси, доброту несказанную честнаго Жениха твоего уразумевши и плотскую любовь твердо отвергла еси, воспевающе Христу Богу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси светлостьми добродетелей твоих, преславная Иулиание, и подвигом мученическим украсилася еси. Темже паче солнца сияеши и просвещаеши всех, твою светоносную память совершающих верно и приносящих ти хваления сия:

Радуйся, мужественная мученице.

Радуйся, плотских страстей целительнице.

Радуйся, яко крин добродетельми твоими процветшая.

Радуйся, целомудренным путем шествовавшая.

Радуйся, адскую гордость отвергшая.

Радуйся, небесную сладость возлюбившая.

Радуйся, пламень похоти разжженныя мудрованием угасившая.

Радуйся, свещу душевную неугасимую соблюдшая.

Радуйся, яко стремление нечистоты опалила еси.

Радуйся, яко на высоту добродетелеи взошла еси.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 7

Хотя ласкосердый мучитель похоти своея желание улучити, ласкательными словесы и мольбы многими и коварством и прещении грозными соблазнити тя покушашеся: ты же, всеславная, плоти мудрование отвергши, болезненне вопияла еси: не разлучит мене любве Христовой ни славы обещание, ни мук прещение, и радостно взывала еси Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новую безчеловечия ярость показа неистовый мучитель твой, досточудная Иулиание, егда слугам повеле сотворити ног твоих отъятие и рук отсечение и в реку Тверцу воврещи бездыханное тело твое. Мы же таковому зверонравию содрогающеся, твоя страсти восхваляюще, вопием ти сице:

Радуйся, мучеников радование.

Радуйся, целомудренных похваление.

Радуйся, струями кровей твоих землю оросившая.

Радуйся, отсечение удов телесных претерпевшая.

Радуйся, к лику мученическому сопричтенная.

Радуйся, одеждою чистоты испещренная.

Радуйся, кровию своею освятившаяся.

Радуйся, тлителя целомудрия поправшая.

Радуйся, яко сердечным рачением твоим Ангелы удивила еси.

Радуйся, яко мужеским сплетением врага невидимого низложила еси.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 8

Странствия земнаго течения мученически скончавши, ко Христу, Неприступному Свету, взошла еси, достохвальная Иулиание. Ему же ныне предстоиши духовно ликовствующи и воспевающи радостную песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Всю лесть змиину низложила еси, и Ангельские лики возвеселила еси, преблаженная Иулиание, на камени бо твердо целомудрия утвердившеся, убийцу врага посрамила еси и венец победный от Христа Царя достоино восприяла еси. Сего ради слышиши от нас похвалы сия:

Радуйся, духом своим безплотныя удивившая.

Радуйся, мужеством своим тех возвеселившая.

Радуйся, в жертву себе Богу предавшая

Радуйся, жертва благоприятная Тому явившаяся.

Радуйся, яко страсти многих мук претерпела еси.

Радуйся, яко к сиянию незаходимаго света преставилася еси.

Радуйся, тела мертвенного не пощадившая.

Радуйся, безсмертие неиждиваемое наследовавшая.

Радуйся, яко преступнаго мучителя советы избегла еси.

Радуйся, яко страдальческим путем во обители Небесныя взошла еси.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 9

Всецелу себе самою Богу принесла еси, богомудрая Иулиание, и Божественную силу в немощи своей совершила еси, в женстем естестве невидимую державу и силы ея победивши. Тем же убо во дворы Господа твоего, яко дева мудра свещу носящи вошла еси, поющи Тому хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии красноглаголивых лик не возможет достойно восхвалити тя, всехвальная Иулиание, како бо ты чудодетельне явила еси тело твое, противу быстрин речных плывущи, разслабленному некоему, по брегу Тверцы идущему. Таковому промышлению о тебе Божию чудящеся, во умилении сердец наших приносим ти похвальная сия:

Радуйся, зарями чудес твоих сияющая.

Радуйся, богато нам чудесы источающая.

Радуйся, яко каплями кровей твоих души твоеи багряницу многоценну исткала еси.

Радуйся, яко теми в ризу нетленнаго веселия одеялася еси.

Радуйся, елей Божия Благодати искапающая.

Радуйся, яко благовонный фимиам ко Христу Богу вознесшаяся.

Радуйся, тленную славу презревшая.

Радуйся, венцем нетления венчавшаяся.

Радуйся, яко страданьми твоими, яко злато в горниле, искусилася еси.

Радуйся, яко честное жилище Спасу Христу соделалася еси.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 10

Спастися хотя всем человеком Щедродатель Господь дарова нам святое тело твое, блаженная Иулиание, яко сосуд избранный и источник благодатный, от негоже вси вернии токи исцелении черплюще, выну вопиют прославляшему тя Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси твердая и крепкое забрало граду нашему, святая мученице Иулиание, и всех, с верою и любовию прибегающих к тебе, знамении дивных исполняеми о величии явльшагося в тебе Бога вещающих. Сего ради приими от нас пения сия:

Радуйся, чудеса возсиявшая.

Радуйся, цельбы нам источающая.

Радуйся, страстей лютых утоление.

Радуйся, в скорбех сущих заступление.

Радуйся, яко недуги неисцельныя врачующи.

Радуйся, яко огненное опаление уставляющи.

Радуйся, источниче исцелений неоскудеваемый.

Радуйся, сокровище Божиих даровании неиждиваемое.

Радуйся, яко духи лукавыя отгоняеши.

Радуйся, яко в печалех всем помогавши.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 11

Пению нашему похвальному вонми, угоднице Божия Иулиание, аще бо и ни единоже наше слово довольно было, уповаем бо тобою прощение согрешений наших получити и милость от Благодеющаго всяческих улучити, да вкупе с тобою воспоем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарными сияньми Христа, Невечерняго Солнца, душу и сердце свое озарила еси, богомудрая Иулиание, и к Нему утреневала еси: темже и к Свету присночудному преложилася еси. Им же просвещаеши всех, любовию почитающих тя и приносящих ти сицевая:

Радуйся, в чертоги Небесныя вселившаяся.

Радуйся, к вечным обителем преставившаяся.

Радуйся, к Свету невещественному возшедшая.

Радуйся, целомудрия любовию в горняя скиния вознесшаяся.

Радуйся, яко благодати Христовы благоуханием в небеснем вертограде ныне исполняешися.

Радуйся, яко Божественным славы зрением во обителех светозарных ныне утешаешися.

Радуйся, доблественная страстотерпице.

Радуйся, вечного блаженства наследнице.

Радуйся, яко мрак страстей разгоняеши.

Радуйся, яко славою Божиею исполняешися.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 12

Благодать прияла еси страсти плотския целити, прехвальная мученице Иулиание, и нас, усердно воспевающих тя, душевных и телесных болезней избави твоими яже к Богу молитвами, да дерзновенно вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги твоего предивнаго жития, твоя преславная и богатодательная благодеяния, тобою нам дарованная, ублажаем тя, блаженная княгине Иулиание, блаженна бо воистину явилася еси и в житии твоем, и в смерти, и по смерти твоей. Сего ради воспеваем тя похвалами сими:

Радуйся, нищету духовную возлюбившая.

Радуйся, вся красная мира сего презревшая.

Радуйся, в плаче о Господе слезами очи своя оросившая.

Радуйся, правды небесныя возжаждавшая.

Радуйся, земли кротких наследнице.

Радуйся, преудобренная страстотерпице.

Радуйся, милость от Бога восприявшая.

Радуйся, чистотою сердечною Того узревшая.

Радуйся, яко миром духовным облагоухаеши.

Радуйся, яко мзду небесную достойно восприяла еси.

Радуйся, Иулиание, благоверная княгиня целомудренная.

Кондак 13

О святая мученице, благоверная княгиня Иулиание! Тебе, у Престола Господа Славы молящеися за ны, мы, грешнии, на земли живущии, приносим хвалебное сие благодарение и усердно просим тя: моли Всещедраго Бога пробавити милость Свою на землю Российскую, утвердити ны в православии и благочестии, даровати нам прощение согрешении, избавится нам от напрасныя смерти и будущия муки, да с тобою во веки поем Ему: Аллилуиа.

Этот Кондак читается трижды, затем 1-й Икос «Ангелов сожительница…» и 1-й Кондак: «Избранную…»

Молитва

О всехвальная мученице, святая угоднице Божия, благоверная княгиня Иулиание! Ты супружеския ради чистоты душу свою положила еси и за целомудрие даже до крови подвизалася еси, и сего ради, аще и жена была еси, обаче к лику праведных дев сопричтена быти сподбилася еси.

К тебе, велие дерзновение ко Владыце стяжавшеи, смиренно притекаем и умильно просим тя: подаждь нам отраду и свобождение от плотския брани, житие целомудренное и благочестное в супружестве, девстве пребывание, се бо страстми плотскими обуреваемся, и грехов многих пучина объяла есть ны. Темже и несть мы достоины ниже взирати на высоту Небесную, ниже Господа в помощь свою призывати.

Буди нам помощница во спасение скорая и от зол и обстояний избавительница неодолимая. Всех, с верою несумненною к Богу приходящих и молитвенно к тебе притекающих, от всяких бед душевных и телесных свободи, скорбящия обрадуй, труждающимся помози, плачущия утеши, изнемогающия поддержи, нападствуемым буди заступница, вдовицам и сирым защитница, младенцем питательница.

Помози нам, да не погибнем со страстьми и похотьми нашими, но да управим живот наш во всяком благочестии и чистоте, яко да соделаем телеса наша храм живущаго в нас Духа Святаго и прославим благодать и милость Триединаго Бога во веки веков. Аминь.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Упоминания о ней часто связаны не только с ее ликом, но и с житием святой Иулиании Вяземской. Есть сведения о том, что она была очень красива, что вызывало не мало посягательств на это, и даже привело к ее смерти.

Житие святой Иулиании

О святой известно не так уж и много фактов. Но есть те, которые имели не очень приятные последствия. Она была женой Симеона Мстиславовичакнязя Вяземского. После того, как Литва завоевала земли Смоленска, он и князь Юрий Святославович, должны были делить город Торжок. Там смоленский князь увидел женщину и был пленен ее красотой.

Всячески он навязывал себя ей, но она хранила верность мужу и отвергала подобные предложения, не поддаваясь на них. Тогда отверженный решил подло загубить Симеона. Сделал он это на пиру. Утратив заступника, он думал, что сможет беспрепятственно овладеть желаемым. Но не все так случилось, как он того хотел. Женщина нанесла ему удар ножом во время защиты. Отверженного любовника это разозлило и он бросился вдогонку с мечом.

Настигнув он лишил ее конечностей, а тело скинул в реку Тверцу. Случилось такое убийство в декабре 1406 года. Нигде после этого не мог он найти покоя. В последствии он решил пойти в Веневский монастырь, где до конца своих дней пробыл в молитвах и слезах, стараясь искупить свой проступок. Весной 1407 года крестьянин увидел тело мученицы Иулианы Вяземской и Новоторжской, которое плыло против течения.

Он услышал голос, который велел собрать духовенство и похоронить ее у дверей Свято-Преображенского собора города Торжка. Немало чудес после этого случилось у ее гроба.

Молитвы святой мученице

Большинство молитв святой Иулиании направлены на улучшение здоровья. У лика святой мученицы читают молитвенные слова и просят о:

  • исцелении от всяческих недугов;
  • даровании материнства;
  • сохранении брака и целомудрия.

Кроме того, ее считают помощницей всем тем, кто решил провести в миру монашескую жизнь.

Икона святой

Изображение святой считают символом и оберегом супружеского единения. По своей святости данное семейство относят к жизни святых Петра и Февронии Муромских. Многие верующие часто приходят к иконе Иулиании Вяземской. Прошении к ней имеют различных характер, но все они направлены только на получение благосклонности от нее. Помните, что она способна обратить на Вас свое внимание только в том случае, если Вы искренне раскаиваетесь.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Есть мнение, что самые сильные прошения происходят у мощей святой. Но в данном случае сделать это не получится. Сегодня нет достоверных данных о том, где они находятся. Последнее место упоминания об их место положении указывает на храм Архангела Михаила. После этого их судьба неизвестна.

Дни памяти ее попадают на:

  • 3 января;
  • 15 июня;
  • 15 июля;
  • 5 августа.

Многие советуют именно в эти дни прийти к святому лику и предстать с молитвой о своих нуждах.

«О блаженная госпоже, преславная Христова мученице, небесных Ангелов сожительнице, благоверная княгине Иулиание, добре за чистоту подвизавшаяся, ея же ради и Божественными дарами обогатившаяся, во временней жизни люте от злокозненнаго врага пострадавшая, утешение же некончаемое от Христа Бога получившая, благими делы и кротостию украсившаяся и кротких землю наследовавшая, благочестно в законе пожившая и вельми ныне чудесы просиявшая! Ты, яже чистоты ради твоея сердечныя, прияла в тя свет Святаго Духа и была еси всех благих дел сокровище на земле и, сего ради благий конец мученичества улучивши, неизреченнаго света сподоблена еси в вечных кровех Небеснаго селения. Ты, яже со святыми соборы водворяешися и с мученик лики веселишися, помяни и нас, добродетельное твое житие и страдания твоя мученическая похваляющих и с духовною радостию почитающих твою память. Призри на ны, волнами житейскими обуреваемыя, да твоими мо­литвами, добре поживше, диавольских избежим сетей и с тобою веч­ных благ сподоблены будем. О всеблаженная страстотерпице, всех Владыце и Богу благая и верная рабо явившаяся! Днесь, собра­нии в храме твоем, к мощем твоим припадающе, умиленно вопи­ем и молим тя: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутро­бия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и подаст нам вся, яже ко спасению и житию нужная прошения, и всем на вся­ком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою милость. Да благодатию Божией и твоим теплым ходатайством здрави всегда душею и телом пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Не забывайте также поблагодарить ее и Господа за все.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святой мученице Иулиании:

Иулиания Вяземская

Иулиания Вяземская

Родилась

неизвестно

Умерла

21 декабря 1406 или 1407

В лике

святой

День памяти

3 января и 15 июня

Иулиа́ния Вя́земская (Новото́ржская) — супруга князя Симеона Мстиславича Вяземского, дочь боярина Максима Данилова. Почитается в Русской православной церкви как святая. Память благоверной княгини (мученицы) Иулиании совершается в православной церкви 21 декабря (3 января) и 2 (15) июня — день обретения её мощей.

Смоленский князь Юрий Святославич, прельщённый её красотой, убил во время пира её мужа и покусился на её целомудрие. Защищаясь, Иулиания ударила его ножом, и разъяренный Юрий мечом отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. Это произошло 21 декабря 1406 года.

Весной 1407 года её тело было обнаружено плывущим против течения по реке Тверце, и, по преданию, больному крестьянину голос с неба повелел собрать духовенство и погрести тело у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. Как свидетельствует Церковь, в последующие века был отмечен целый ряд совершившихся от её мощей исцелений.

В 1815 году при ремонтных работах была вскрыта гробница святой Иулиании. Её мощи были помещены в раке в приделе, построенном в её часть (освящён 2 июня 1819 года). В 1918 году после закрытия собора мощи были перенесены в храм Архангела Михаила и пребывали там до 1930 года. После этого их судьба остаётся неизвестной.

Рака с мощами святой 19 февраля 1919 года была вскрыта представителями советской власти и, согласно отчёту, в раке среди прочих костей были найдены кости рук, что противоречит житию святой.

> Ссылки

  • Святая благоверная княгиня (мученица) Иулиания Вяземская

Примечания

  1. Иулиания // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1894. — Т. XIIIа. — С. 770.
  2. Иулиания (княгиня Вяземская) // Русский биографический словарь — СПб.: 1897. — Т. 8. — С. 352.
  3. Отчет VIII-го (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции VIII-му Всероссийскому Съезду Советов

ПУБЛИКАЦИИ

15 / 2 (ст. ст.) июня — Церковь празднует обретение мощей святой благоверной Иулиании, княгини Вяземской и Новоторжской, почитаемой как образец высокого супружеского целомудрия. Память святой совершается также 3 января / 21 декабря (ст. ст.).

«Благочестно в законе поживши благими делы украсившися, яко крепкий адамант, явися, целомудренная святая благоверная княгине Иулиание, тленную славу и добротство телесное презревши, злокозненнаго врага победила еси, целомудрия ради мученическую смерть прияла еси. Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися, ныне с лики мученик ликуеши и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему, обильно источаеши. Темже ти вопием: молися Христу Богу о всех нас, с верою и любовию страдания твоя почитающих».

Тропарь св. Иулиании Вяземской

Святая Иулиания Вяземская

О мощах святой Иулиании. В апреле 1815 года начали разборку старого Спасо-Преображенского собора в Торжке, построенного еще в 1364 году на месте более древнего Спасского храма. При этом открылась часть каменной гробницы, в которой почивали останки святой княгини Иулиании. Днем и ночью на место погребения благоверной Иулиании стекались люди. Многие из искренне верующих, прикасаясь к её гробу, получали исцеление в болезнях. В то же время продолжалось и возведение стен нового собора. В связи с прославлением святой Иулиании, 2 / 15 (н. ст.) июня 1819 года под соборным храмом, с правой стороны устроили и освятили в честь её часовню. В 1906 году её обратили в отдельный придел, посвященный святой княгине Иулиании. По свидетельству преосвященного Димитрия (Самбикина; 1839-1908 гг.), архиепископа Тверского и Кашинского, в 1820 году для придельного (правого) престола, посвященного святым Иулиании Никомидийской и Иулиании Вяземской и Новоторжской, в Преображенский летний городской собор, выдан антиминс архиепископом Филаретом (Дроздовым; 1782-1867 гг.; святитель; память 19 ноября/2 декабря). В 1822 году строительство нового собора, возводимого по проекту архитектора К.И. Росси, завершили, и тогда же его освятили. Во имя святой княгини Иулиании устроили придел и в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского в Твери.

После октябрьского переворота 1917 года, во время развернувшейся по всей России антирелигиозной компании, 5 февраля 1919 года гробницу с мощами святой княгини Иулиании вскрыли. Представители власти назвали это разграбление и осквернение древней святыни «публичным освидетельствованием» и «ликвидацией культа мертвых тел». По некоторым данным, после этого случая, мощи святой Иулиании покоились в храме Архангела Михаила города Торжка еще до 1930 года. Другие источники утверждают, что сразу после вскрытия большевики выбросили мощи святой Иулиании в реку Тверцу. В настоящее время местонахождение мощей благоверной княгини Иулиании неизвестно.

Святая Иулиания Вяземская

Житие святой Иулиании. По преданию, святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская и Новоторжская родилась в последней четверти XIV века. Она происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых. Её отца Максима Даниловича поставили наместником в городе Торжке, подчинявшемся Великому Новгороду. В 1391 году его убили за приверженность к Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу. Мать Иулиании, Мария Никитична не смогла пережить безвременную гибель супруга, и спустя несколько месяцев скончалась. Перед смертью, она призвала брата мужа, Федора Даниловича, и поручила ему растить свою четырёхлетнюю дочь Иулианию. Он стал для девочки вместо отца, и воспитал ее в духе истинного православного благочестия.

Потеряв родителей, Иулиания не впала в уныние, а возрастая все больше и больше, полагалась на волю Божию. Молитвы ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме стали её главным утешением. Неотъемлемыми качествами Иулиании стали благочестие и страх Божий. Премудрый Господь, видя искреннюю веру, не оставил её, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную и благообразную наружность.

По достижении законного возраста Иулианию выдали замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича. Он отличался кротостью, богобоязненностью и человеколюбием. Свято исполняя Заповеди Господни, приняв Таинство брака, Симеон и Иулиания сразу полюбили друг друга. Жизнь их благочестивой семьи протекала мирно и тихо, при взаимном согласии. Они были, как два белых, чистых голубя среди черных и хищных воронов.

Русская земля, находившаяся тогда в вассальной зависимости от Золотой Орды, переживала не лучшие свои времена. Междоусобные войны, жестокие нравы, предательство, зависть и наветы широко распространялись среди правящих князей. На рубеже XIV-XV веков постоянно присутствовала угроза западным границам нашего Отечества со стороны литовцев.

В 1390 году сын святого благоверного великого князя Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня) великий князь Московский Василий Дмитриевич, управлявший с 1389 по 1425 годы, женился на дочери литовского князя Витовта – Софии. Этот брак способствовал тому, что Смоленское княжество, пограничное между Москвой и Литвой переживало тогда последние годы своего существования. Великий князь Литовский Витовт во весь период своего правления желал не только завоевать Смоленские земли, но и прочно закрепиться на них, чему зять его князь Василий Дмитриевич практически не препятствовал.

Последний владелец Смоленских земель — князь Юрий (Георгий) Святославович, происходил из рода Владимира Мономаха, из племени Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (внука Мономаха). Человек бесстрашный и властолюбивый, он отличался крайне беспокойным характером, жестоким нравом и сам часто вступал в ссоры с соседями. Смоленское княжество князь Юрий получил в 1386 году, после смерти отца Святослава Ивановича, павшего в бою с литовцами. В начале XV века он приказал казнить множество бояр смоленских и князя Михаила Романовича Брянского, чем создал себе оппозицию из их озлобленных родственников и сторонников. В 1404 году литовское войско семь месяцев осаждало Смоленск, по утверждению русского историка Н.М. Карамзина «без малейшего успеха». Но только стоило князю Юрию отправиться в Москву с просьбой о военной помощи, как его смоленские враги тайно связались с князем Витовтом и сдали ему город. В плен попала и супруга князя Юрия, дочь Рязанского князя Олега Иоанновича. Из Смоленска её отправили в Литву.

Вначале князь Юрий с сыном Феодором и братом Владимиром бежал в Новгород Великий, и некоторое время находился в нем. После падения Смоленска, вскоре литовские войска захватили и Вязьму. Горечь изгнания князь Симеон Мстиславович Вяземский с верной супругой Иулианией разделил с князем Юрием Смоленским.

В 1406 году князь Юрий попросил покровительства и защиты в Москве. Великий князь Василий принял на службу князей Юрия и Симеона, дав им на прокормление город Торжок, разделив его на две половины. Ранее этих князей соединяла крепкая мужская дружба. Они делили пополам и радость и горе. Всегда князь Симеон не забывал о своем подчинении Юрию. Он везде и во всём отдавал ему предпочтение, служа верой и правдой. И княгиня Иулиания, выражала почтительность, ласку и добро ко всем гостям. В те годы она еще более расцвела духовно и телесно, чем пленяла сердца всех посещавших их гостеприимный дом.

Недолго продолжалась мирная и счастливая жизнь Симеона и Иулиании в Торжке. Князь Юрий стал искать возможность осквернить честный брак благоверных Симеона и Иулиании. Неоднократно он приходил в их дом со злыми намерениями, но целомудренная княгиня умело уходила от всех его козней.

Ослепленный блудной страстью, князь Юрий решил коварной хитростью добиться своей цели. Устроив щедрый пир в своем доме, он пригласил князя Симеона и княгиню Иулианию. Напившись вина, и потеряв над собой всякий контроль, князь Юрий коварно заколол мечом, ничего не подозревающего князя Симеона. Затем он приказал слугам силою, «яко власть господскую имея над нею», привести благоверную Иулианию к себе в спальню. И здесь она, даже под страхом смерти, зная о гибели мужа, не испугалась насилия и угроз, не пошла на беззаконие, продолжая непоколебимо сохранять своё целомудрие. Мольбами, увещеваниями и праведным гневом княгиня Иулиания пыталась вразумить безумного сластолюбца, желая отвести его от нового преступления. «Зачем, господин мой, напрасно ты трудишься? Не быть никогда такому позорному делу! Ты знаешь, господин мой, у меня есть муж и как мне осквернить честное ложе его! Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело!». Слова святой Иулиании привели преступную душу сластолюбца в состояние одержимости. В неистовстве князь Юрий подступил к ней ближе и, видя ее сопротивление, рассвирепев, повалил, пытаясь овладеть ей. Княгиня Иулиания с несвойственным хрупкой женщине мужеством стала защищаться от насильника. Схватив нож, она попыталась ударить им князя Юрия в горло, попав ему в руку. Воспользовавшись его временным замешательством, святая Иулиания вырвалась и с криками о помощи выбежала во двор. Юрий обезумел настолько, что приказал догнать княгиню, отрубить ей руки и ноги, убить её и мертвое тело бросить в прорубь, в реку Тверцу.

По рукописному Житию святой княгини Иулиании, хранившемуся в соборном храме города Торжка, князь Юрий обманом и хитростью заманил княгиню Иулианию в одну из комнат своего дворца. После нападения на нее и криков о помощи, прибежал князь Симеон. Обезумевший от ярости князь Юрий бросился на него и убил; а княгиню Иулианию сам «изрубил в куски» и велел бросить в реку. Пострадавшие от Юрия целомудренная Иулиания и супруг её благоверный Симеон омыли свои брачные венцы непорочной кровью, и мирно отошли ко Господу, чтобы там воспринять венец мученический. Вместо короткой и временной земной жизни они получили — жизнь вечную и царство небесное. Их кончина последовала 21 декабря 1406 года.

По преданию тело святого благоверного князя Вяземского Симеона Мстиславовича перенесли с почестями в Вязьму, отпели и торжественно погребли в крепости, на Соборном холме, в Никольском (впоследствии Троицком) храме. Его имущество, по общему уговору детей Симеона и Иулиании и с согласия Великих князей Московского Василия Дмитриевича и Литовского Витовта, передали в Вяземский собор. С тех пор в нем постоянно совершалось молитвенное поминовение князя Симеона и его супруги. Святой князь Симеон, свято почитается Вязьме и в Торжке местно. Его изображения встречаются в иконах и росписях храмов Торжка, Твери и Вязьмы. Он включен в Собор Смоленских святых. Вяземский собор несколько раз перестраивался, сам город подвергался нашествию неприятеля, и мощи святого князя Симеона считаются утраченными. Князь Симеон изображается на иконах пожилым, со значительной сединой в волосах на голове, с небольшой круглой бородой и в княжеской шубе.

Господь открыл останки святой благоверной княгини Иулиании весной 1407 года. По преданию, её целое и нетленное тело, плывущее против течения, обнаружил один больной (расслабленный) крестьянин, шедший в город Торжок по берегу реки Тверцы. Увидевший чудесное явление, он изумился, испугался и хотел уже удалиться, когда услышал голос, исходящий от бездыханного тела: «Раб Божий, не бойся. Ступай в соборную церковь Преображения Господня и возвести протопопу и прочим, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда, и погребли его на правой стороне в этой церкви». В то же время крестьянин почувствовал себя совершенно здоровым. С радостью он исполнил чудесное повеление благоверной Иулиании. Тотчас, получив весть об обнаружении тела честной княгини, множество народа во главе с соборным протоиереем отправились на указанное место. Недалеко от берега они обрели её останки и с подобающим торжеством перенесли в собор, где и нашла святая Иулиания упокоение в каменной гробнице. При этом многие больные получили исцеление от своих тяжких недугов.

В 1598 году протодиакон соборного храма Торжка, Иоанн, без всякого на то благословения захотел тайно осмотреть мощи святой Иулиании, находившиеся под спудом. Сорок дней он молился Богу и постился. Когда отец Иоанн стал раскапывать захоронение княгини, на него напал ужас. В то же время из гроба вырвался огонь, сильно опаливший дерзкого протодиакона, и раздался голос: «Не трудись напрасно, отец, ибо не следует видеть тела моего, пока не будет на то воли Божией». Полдня наказанный протодиакон пролежал без движения, пока вошедший в церковь пономарь не увидел его и не созвал народ. Иоанн со слезами поведал всем о случившемся с ним. Более двух месяцев протодиакон пролежал в постели, не в силах подняться. Он искренне раскаялся, и только молясь у гроба святой Иулиании, куда его приносили родственники, получил исцеление.

На иконах святая Иулиания изображается в княжеской одежде, с головой покрытой белым убрусом и увенчанной княжеской короной. В левой руке она держит православный восьмиконечный крест. В Сводном подлиннике Филимонова на ее изображение дается иконописцам такое указание: «Подобием аки Пятница, на главе плат». Известна прорись изображения святой Иулиании Вяземской, выполненная в 1970 годы монахиней Иулианией (Соколовой; 1899-1981 гг.) из пособия для пособия студентам Московской Духовной семинарии, занимавшимся в иконописном кружке.

Православная Церковь чтит память святых благоверных князя Симеона и княгини Иулиании Вяземских 21 декабря /3 января (ст. ст.), в день их мученической кончины. А также: в воскресенье перед 28 июля/10 августа — Собор святых земли Смоленской, воскресенье после 29 июня/11 августа — Собор святых земли Тверской, второе воскресенье по Пятидесятнице — Собор всех святых в земле Российской просиявших и благоверной Иулиании, княгини Вяземской – 2/ 15 июня.

Мученическая кончина святых Симеона и Иулиании отражена во многих Русских летописях. Известны рукописные сказания о них: «Повесть о благоверной княгине Иулиании, супружнице благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского» и «Сказание об убиении святаго князя Симеона Мстиславовича Вяземскаго и целомудренныя его княгини Иулиании, и о князе Юрии Смоленском», на основе которых составлено Житие Иулиании. Отдельная глава посвящена этому событию и в Степенной книге. В первой половине ХIХ века составлена служба святой благоверной княгине Иулиании, впоследствии помещенная в Минее за декабрь. Акафист ей составлен в 1883 году Андреем Федоровичем Ковалевским.

О князе Юрии. После жестокого убийства князя Симеона и княгини Иулиании, всеми презираемый и порицаемый, князь Юрий бежал в Орду. Не найдя себе покоя в диких степях, терзаемый муками совести он удалился в другие земли и скитался, боясь даже назвать свое имя. Вскоре князь Юрий вернулся на Русь и стал искать пустынное место, чтобы поселиться в нем, каяться и оплакивать свои страшные грехи. Скромное монашеское убежище он нашел во владениях своего тестя, князя Олега Рязанского. В Николаевском Веневом монастыре, находившемся у реки Осетр (в 34 верстах от Тулы), его принял игумен Петр. Исповедовавшись и раскаявшись, князь Юрий пробыв в обители несколько дней, тяжело заболел и 14 сентября 1408 года умер.

Литература:

  1. Акафист святой мученице Иулиании, княгине Вяземской. Зачатьевский монастырь. М., 2006. С. 27-30.
  2. Жития русских святых. Сентябрь-февраль. Т. II. М., 2003. С. 621-623.
  3. Житие святой мученицы Иулиании, княгини Вяземской. Зачатьевский монастырь. М., 2006. С. 3-18.
  4. Минея июнь. Ч. I. М., 1986. С. 65-66.
  5. Минея декабрь. Ч. II. М., 2002. С. 166-181.
  6. Святая мученица Иулиания Новоторжская, княгиня Вяземская. Житие и акафист. Торжок, 2012. С. 2-18.
  7. Тверские летописи: Древнерусские тексты и переводы. Тверь, 1999. С. 129-131.

Иеромонах Даниил (Сычев)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *