Канон для причастия

Содержание

Как научиться понимать молитвы? (24 стр.)

Всякое животно – все живущее.

+ Молитва взята из Пс.144, стихи 15–16: Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении; отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения. (Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению).

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, прииди к нам, и спаси нас.

+ Но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, прииди к нам, и спаси нас. Слова молитвы отсылают нас к Евангелию от Луки, в котором описано, как, когда ученики обсуждали поразительное свидетельство Луки и Клеопы о встрече с Воскресшим Господом, Сам Иисусе стал посреди них и сказал им: мир вам, а затем, чтобы убедить их в подлинности Своего Воскресения, взял поданные учениками рыбу и соты с медом и ел пред ними (см.: Лк.24:36–43).

Итак, в этой молитве мы благодарим Господа за то, что Он насытил нас пищею и питьем, и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Яко по суху – как по суше. Пешешествовав – пройдя пешком. «Богу победную песнь поим, вопияше – (Израильский народ) воскликнул: Воспоем Богу победную песнь!» (именно так, с кавычками, следовало бы писать при передаче современным письмом это место, тем более что несколько необычный для нас порядок слов затрудняет понимание).

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Примечание: В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, если он есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимися со Слава отцу, и Сыну, и Святому духу и И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Слава:

Безумне, окаянне, человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делах твоих горько.

И ныне:

Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешнаго и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

Аз – я. Глаголя – говоря. Даждь – дай. Паче – более. Несть – нет.

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Несть свят, якоже Ты – Нет столь святого, как Ты. Вознесый рог – возвысивший силу (рог – сила, крепость, преимущество; вознести рог – прославить, укрепить силу, даровать победу на врага). Верных твоих – верующих в Тебя (но, несомненно, и верных Тебе).

Утвердивый нас на камени исповедания Твоего. Слово исповедание означает здесь также завет: на камне Завета Твоего.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внегда поставлени будут престоли на Судищи Страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.

Как правильно читать каноны? 3 Августа 2018

Слово «канон» (греч. «правило», «норма», «образец») в православии многозначительно, так как затрагивает разные сферы жизни Церкви – текстовую, богослужебную, иконописную и другие. Среди прочего, это слово используется и в христианской гимнографии. В этом смысле канон – это богослужебный текст, в котором прославляется тот или иной праздник или святой. По своей структуре канон представляет собой тропари, объединенные общей темой. В связи с тем, что каноны можно читать не только в храме часто возникает вопрос, как правильно читать каноны дома?

Немного о канонах

Как жанр церковного гимна, канон появился в середине VII века по Рождеству Христову, а авторами первых канонов считаются преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Андрей Критский.
По своей структуре и правилам исполнения канон — произведение непростое. Традиционно он разделяется на песни, каждая из которых, в свою очередь, включает в себя ирмос и тропарь. В русской традиции, тропари читают, а ирмосы поют, за исключением Пасхального канона, который поют полностью. При этом исполнение каждого канона подчиняется одному из существующих в церковной гимнографии восьми гласов.
Обычно каноны читаются во время молебнов в храме и вне его стен. Помимо этого, их чтение разрешается и в домашних условиях. В целом надо заметить, что канон – это больше покаянный церковный гимнографический жанр, поэтому чаще к ним прибегают, когда хотят в чем-либо покаяться, попросить о чем-то Бога или когда на душе тяжело, во время испытаний.
Традиционно самыми популярными у верующих канонами для чтения дома являются три из них: покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и канон ангелу-хранителю. Все эти три канона читаются, в частности, при подготовке к Таинству Причащения.

Когда и как читать каноны

Отвечая на такие распространенные вопросы, как читают покаянный канон или, например, как читать канон за болящего дома, стоит отметить общие правила исполнения этих церковных текстов.
Во-первых, читать каноны нужно вслух, чтобы произносимое лучше понималось самим молящимся, лучше усваивалось на духовном уровне. При этом читать тексты необходимо вдумчиво, серьезно, ни на что не отвлекаясь.
Также часто бывают вопросы о том, как правильно читать каноны — стоя или сидя? Здесь важно заметить, что в идеале вообще любую молитву лучше читать стоя, обратясь взором к иконам, это же правило относится и к чтению канонов. Исключение может быть сделано для людей, которые по состоянию здоровья не могут долго находиться на ногах.
По структуре во время чтения канона дома обычно берут традиционное начало и окончание молитв. При этом если канон читается вместе с утренним или вечерним правилом, то другие молитвы можно не читать.
Канон за болящего читается в случае, когда человек хочет помолиться и усиленно попросить Бога об исцелении кого-то из недужных родных или друзей. Также можно молиться и о собственном здравии или исцелении.
Когда верующий хочет покаяться, то хорошо прочитать канон покаянный ко Господу Иисусу Христу или Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. В частности, канон Андрея Критского читается на первой и последней седмицах (неделях) Великого поста.
Отвечая на еще одни важный вопрос — как читать каноны перед причастием правильно – отметим некоторые моменты и здесь. В течение определенного времени (три дня, а лучше — неделя) перед причастием верующему необходимо читать каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю – хотя бы по одному в день. Накануне причащения, после богослужения в храме, дома надо прочитать, кроме обычных молитв перед сном, все эти три канона.
При этом читаются они один за другим полностью или соединенные особым образом: читается ирмос первой песни покаянного канона («Яко по суху…») и тропари, потом – тропари первой песни канона Божией Матери («Многими содержимъ…») без ирмоса «Воду прошед», а затем — тропари канона ангелу-хранителю тоже без ирмоса «Поим Господеви…». Таким же образом читаются и последующие песни. При этом, в данном случае, тропари перед каноном Богородице и ангелу-хранителю, а также стихиры после Богородичного канона опускаются.
Кроме того, перед причастием надо прочитать канон ко Святому Причащению, а желающие могут еще прочитать акафист Иисусу Сладчайшему. Утром, в день причастия, надо прочитать утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, а вот канон, прочитанный накануне, можно не читать.

Ознакомиться с каталогом канонов

Поделиться статьей в социальных сетях:

Комментарии читателей Рейтинг читателей 0 / 5 5 5 1 На основе 1 оценок читателей 0% 0% 0% 0% 0% Вопросы и комментарии Прокомментировать Ваш вопрос или комментарий Замечательная статья! Комментарий* Представьтесь Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности. Для продолжения вы должны принять условия Пользовательского соглашения Я согласен на обработку персональных данных Для продолжения вы должны принять соглашение на обработку персональных данных Отправить отзыв Сортировать по: Дате Рейтингу Полезности Показать только отзывы с оценкой:

Значение и понимание покаянного канона Иисусу Христу


В основе православного богослужения лежит пресуществление Святых Даров, а также причащение христианами Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, которые являются источником вечной жизни. Православный христианин, желающий причаститься, должен достойно подготовиться к этому таинству. В Священном Писании, в послании коринфянам, апостол Павел предостерегает христиан от недостойного принятия Крови и Тела Христового, а последствиями могут быть многие болезни и даже смерть. (Первое послание к Коринфянам 11:29,30).
Для того чтобы подготовиться к Святому Причастию необходимо выполнить определённые требования. В состав молитвенного правила для подготовки входит «Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу». Вместе с молебным каноном ко Пресвятой Богородице, а также каноном Ангелу Хранителю они составляют трёхканонник. Для упрощения правила три творения свели во единый.

История формирования правила.

На протяжении веков правило ко Святому Причащению постепенно видоизменялось. В V-VI веках каноны читались во время богослужения. Очевидно, со временем объём последования увеличивался и стал занимать много времени. По этой причине молитвенное правило ко Святому Причащению в XI веке уже не читается на богослужении. Христианин, готовясь причаститься Святых Тайн Христовых, должен келейно (дома) вычитать все молитвы, включая покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу.

Структура канона.

Само слово «канон» означает установленное правило. Канон представляет собой гимнографическое поэтическое сочинение, посвящённое Господу Богу, Пресвятой Богородице, ангелам и святым или событиям, с ними происходившими, в честь которых сформировались христианские праздники.
Канон состоит из:
 ирмосов;
 запевов;
 тропарей;
 седальна;
 кондака;
 икоса;
 молитвы.
Канон разделяется на девять песней (по факту их восемь, т. к. вторая пропускается). Каждая песнь начинается с ирмоса.
Ирмосом называется первый из тропарей каждой песни в составе канона, который выполняет связующие функции песнопения.
Затем следует определённое количество тропарей. Перед каждым читаются запевы, они являют собой краткие заглавные молитвенные прошения или прославление Господа. В покаянном каноне читается запев: «Помилуй мя Боже, Помилуй мя». Завершающий тропарь каждой из песней посвящён пресвятой Богородице. Перед предпоследним тропарём читается запев «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а перед последним – «и ныне и присно и во веки веков».
Тропарь в каноне является небольшим поэтическим произведением, следующим после ирмоса. В тропаре прославляется Господь или святой, или повествуются события праздника.
После третей песни читается седален.
Седален означает, что во время его чтения разрешается сидеть для того, чтобы глубже осознать прочитанное.
По окончании шестой песни следует чтение кондака и икоса.
Кондак с греческого переводится, как «домик» и являет собой небольшое песнопение, посвященное Господу, Богородице, ангелам или святым.
Икос с греческого означает «дом». Это песнопение подобно кондаку по смыслу, и по структуре. Разница в том, что, если кондак описывает событие, то икос более широко раскрывает его, и объём его больше.
По окончании девятой песни читается покаянная молитва.
Краткое содержание молитвословий:
В первой песни человек сокрушается в своих грехах, осознавая себя недостойным Божьей милости, просит дать ему больше слёз, чтобы можно было оплакивать свои злодеяния, но вместе с тем дерзает обратиться к Богу. Также человек призывает себя не тратить напрасно время в лености и призывает напутствие Пресвятой Богородицы.
В третьей песни вспоминается Страшный суд и адские мучения. Этим призывается душа к покаянию прежде, чем наступит смертный час, чтобы избежать мук.
Седален наполнен размышлениями о том, как будет трудно предстоять перед престолом Божьим, с каким душевным состоянием.
В четвёртой песни восхваляется Господь и Церковь. Описываются житейские радости и наслаждения, но предупреждается, чтобы человек остерегался этих наслаждений, если хочет обрести Царствие Небесное. Звучит призыв не собирать и не зацикливаться на накопительстве житейских благ, потому что всё превратится в прах.
В пятой песни призывается Божественная благодать. Человек осознаёт, что всеми своими органами он постоянно грешит и спрашивает себя, этого ли он хотел?
В шестой песни звучит прошение вырвать душу из греховного состояния, чтобы прекратились злодеяния, восстала душа, вспоминая свои дела, и с сокрушением поклонилась Творцу.
В кондаке спрашивается у собственной души, зачем она делает то, что хочет дьявол и призывается повернуться к Богу.
Икос призывает покаяться прежде, чем душа войдёт в ад.
В седьмой песне звучит призвание для человека, чтобы он не надеялся на земные богатства, на здоровье тела, силу и красоту. Человек не знает, кому останется его состояние после смерти, а с собой не заберёт. Сила, здоровье и красота со временем исчезают.
В восьмой песне указывается на окаменелость сердца, не имея страха Божьего. Также указывается на то, что все равны перед Судом Бога, не имеет значения ни титул, ни духовный сан, ни возраст.
В девятой песне звучит призыв Пресвятой Богородицы, ангелов и всех угодников Божьих молиться о спасении души.
Завершается канон молитвой ко Господу Иисусу Христу.
В молитве человек осознаёт свои греховные поступки, потому просит Господа простить и исцелить его своими ранами. Несмотря на то, что человек отвернулся от Бога, он просит Господа не отворачиваться от него, помочь ему подняться от греховной бездны, чтобы он смог принести Творцу достойное покаяние. Человек стремится отвернуться от зла и стать наследником Божьего Царства.

Подготовка к Исповеди и Причастию.

Покаянный канон Иисусу Христу настраивает душевное состояние на волну покаяния. Чтобы человек мог осмыслить свои поступки, смог остепениться и обрести спасение.
Приходя к Святому Причастию, необходимо достойно подготовиться и очистить свою душу от грехов. Осуществляется это с помощью покаяния. Канон показывает, с каким состоянием нужно подходить к исповеди. Важно, чтобы это было не просто прочтение текста, а истинное душевное покаяние.
Заключение:
Читать покаянный канон, как и остальные молитвы, нужно неспешно со вниманием и с сокрушением сердца. Важно стараться понять значение канона, чтобы настроиться на молитвенное состояние.

Что такое канон? Покаянный канон перед причастием

Причастие и исповедь несут с собой очищение души человека, прощение его грехов. Искренность, правдивость, желание исправиться делают эти Таинства такими простыми и сложными одновременно.

Простота заключается в нехитрых действиях, которые под силу большинству людей. Сложность — в избегании формального подхода, в осознании своих грехов, в желании получить прощение. Это трудная внутренняя работа.

Молитва, канон перед Причастиемпризваны настроить человека на духовный труд. Умение прощать, понимать и принимать свои ошибки, стыд за них, желание измениться — это нелегкий путь, в конце которого Благодать снизойдет на душу. И не захочется больше врать, гневаться, злобствовать, завидовать. Постепенное очищение души повлечет за собой изменение в жизни. Появится внутреннее спокойствие, умиротворение, желание понимать и прощать других людей.

Что такое канон

Канон в переводе с греческого языка означает «норма, правило». Имеет 2 значения.

Первое. Канон — это свод правил Православной церкви.

Второе. Канон — своеобразная поэма, гимн, который произносится во славу какого-либо праздника или святого. Он пришел на смену кондаку в VIII веке. Содержит 9 песней.

Каноны бывают большие и малые. Посвященные пророкам, святителям, великомученикам. Кроме того, есть канон перед Причастием,канонпо болеющим, по усопшим.

Существует книга «Правильные каноны». Она была написана для иноков старообрядческих монастырей в 1908 году. В ней имеются примечания, которые помогут правильно читать каноны в домашних условиях. В подсказках прописано, в каком каноне какую песнь читать, с каким припевом и сколько раз чередовать, когда класть поклон.

Как устроен канон

Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного — грешную).

Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.

В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.

Таинство Причастия

Причастие — это приобщение к Богу, важнейшее Таинство в жизни христианина. Этот ритуал можно проводить раз в год или чаще. Здесь важно не количество совершенных Причастий, а их искренность.

Для мирян существуют несколько правил перед тем, как принять Причастие.

  • Соблюдать пост.
  • Читать молитвы и каноны перед причастием.
  • Получить на исповеди отпущение грехов.
  • Воздерживаться от плотских отношений.
  • Совершать дела милосердия.

Весь подготовительный процесс занимает 7 дней. Следует знать, что говеть следует столько же. Если состояние здоровья не позволяет совершать пост в течение недели, то он может быть ограничен 3-5 днями. В редких случаях говеть разрешается сутки.

Канон перед Причастиемчитается каждый вечер. После него — молитвы. В дни говенья следует бывать на церковных службах.

Кто не допускается к Причастию

  1. Женщины во время месячных.
  2. Отлученные от Святых Тайн.
  3. Не сходившие на исповедь.
  4. Супруги, имевшие половые отношения накануне Причастия.
  5. Умершие, умалишенные, находящиеся в бессознательном состоянии.

Дети до 7 лет допускаются к Причастию без исповеди и поста. В этом случае требуется другая, более упрощенная подготовка. Поведение родителей находит отражение в детях. Отношение к церкви, молитвам, плохому и хорошему поведению ребенок воспроизводит в себе. Поэтому каждая семья индивидуально находит подход в подготовке к Причастию.

Подготовка к Причастию

Перед таинством Причащения необходимо пройти покаяние. Признание в своих грехах, осознание их, получение прощения — первый шаг к очищению души. Обязательно перед исповедью попросить прощения у родственников, знакомы. Мысленно вспомнить всех, кто был обижен.

Перед исповедью можно прочитать покаянный канон. Молитвенная подготовка настроит человека на покаяние. Это умение видеть, осознавать, признавать свои грехи и несовершенства. Покаяние очищает человека от грехов и скверны. Необходимо искреннее раскаяние человека во всех своих неблаговидных деяниях. А затем и избавление от этих грехов, недопущение их в свою жизнь, борьба с ними.

Каноны перед исповедью и Причастиемнесут с собой только временное очищение души. Всю остальную работу человек должен провести сам. Честность перед собой, понимание малейших движений души, осознание ошибок, стыд за них — вот истинная суть покаяния.

Таинство исповеди

Исповедь не является пространным рассуждением о своих грехах. Она не ведет к самооправданию. Это искреннее покаяние в своих недостойных мыслях, чувствах, действиях. Поэтому перед Причащением обязательна исповедь. Она готовит душу молитвами, осознанием греховности, необходимостью в прощении.

Канон перед причастиемтакже следует читать и перед исповедью. Это не механическое озвучивание текста, а целенаправленная подготовка души. Что исповедь не стала формальным ритуалом, а несла очищение и прощение.

Не стоит перед священнослужителем утаивать свои грехи. Только правда должна звучать на исповеди. Тогда муки совести, раскаяние, стыд приведут к полному осознанию и желанию бороться со своими грехами, искоренять их.

Молитвенная подготовка к исповеди поможет примириться с близкими, знакомыми. Искоренит черствость, самолюбование. Человек захочет меняться, становиться добрее.

Путь к Богу может быть долгим. Одна исповедь, одно Причастие не сделает равнодушного человека сразу внимательным и положительным. Скорее всего, через эти Таинства придется пройти много раз, прежде чем придет понимание сути православных ритуалов.

Каноны перед причастием

Причастие — это личное дело человека, его отношения с Господом. Поэтому читать или не читать домашние молитвы, каноны — каждый решает самостоятельно. В первую очередь должно идти очищение души от греховных мыслей. Не следует допускать в себе проявлений злобы или агрессии. Учиться спокойствию, терпению, пониманию.

Во время молитвенной подготовки к Причащению можно читать три канона. Они отражают всю суть обряда. Это подготовка тела и души к принятию Святых Тайн. Поэтому следует очистить тело постом. Душу — молитвами.

  1. Покаянный канон перед причастиемко Господу нашему Иисусу Христу.
  2. Молебный канон по Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю перед причастием.

Практика чтения канонов перед Причастием не является обязательной. Поэтому следует посоветоваться со своим духовником.

После того как три канона перед причастиембудут озвучены, следует читать Последование ко Святому Причащению. Все это читается накануне обряда, после посещения вечернего богослужения. Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Прочитать их непосредственно перед ритуалом.

Молитвенное правило перед Причастием

Количество молитв, канонов, акафистов не имеет четких ограничений. В разных городах, церквях, монастырях существуют собственные правила. Поэтому следует обратиться к своему духовнику за наставлением. Обязательным является чтение покаянного канона и Последования к Причастию.

Молитвенное правило не насильственное решение. Каждый человек в индивидуальном порядке решает, что следует читать дома и сколько раз ходить на службу в церковь. Тем не менее, у христианина должно быть ежедневное молитвенное правило. Оно может быть изменено в соответствии со здоровьем, состоянием дел, внутреннего настроя.

Перед причастием следует избавиться от искушения и каждый день читать каноны и молитвы. Это должно войти в традицию, но не стать формальным шаблоном. Личная молитвенная подготовка остается на совести человека. Не следует и переутомлять себе бесчисленным повторением канонов. Они несут просветление душе, когда читаются искренне, осознанно. Монотонное повторение ведет к схоластическому пониманию церковных правил.

Умение вникать в суть Таинств позволит осознанно относиться к своему преображению. Если человек понимает, что ему следует изменить в себе, над чем поработать, тогда покаяние и Причащение не станут для него пустым звуком и стандартным ритуалом.

Искать полезность для души и тела — вот чему служит молитвенное правило. Каноны легко запомнить наизусть. Поэтому их можно читать и на пути к храму, стоя в пробках. Главное, чтобы они шли от души.

В какое время следует читать каноны

Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое — мирским делам.

Каноны перед причастиемможно читать каждый вечер, а можно ограничиться одними молитвами. Если христианин искренне желает покаяться в своих прегрешениях, то и подготовка его будет соответствующая.

Канон перед причастием, текстего создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.

Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время перед сном молитвам, подведению итогов дня. За одни — попросить божьего прощения, за другие — поблагодарить.

Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.

Совмещенные каноны перед причастием

В дни говенья следует более прилежно читать молитвы, чем в обычные дни. Это подготовка души к встрече со Святыми Таинствами.

Каноны допускается читать по одному каждый вечер. Такая молитвенная подготовка должна войти в ритуал каждого христианина. Накануне Причастия, до полуночи, рекомендуется озвучить необходимые три канона. Их можно читать друг за другом. А можно совместить.

Соединяются 3 канона перед причастиемтаким образом:

  • ирмос 1 песни покаянного канона;
  • тропари покаянного канона;
  • тропари 1 песни канона Богородице, без ирмоса;
  • тропари канона Ангелу Хранителю, без ирмоса.

Можно читать и все последующие песни, но в таком случае следует опустить тропари перед канонами Богородице и Ангелу Хранителю и стихиры после канона Богородице. В православном молитвослове можно найти более подробную информацию, о том, как возможно совместить каноны.

Как читать каноны

Во время говенья необходимо произносить утренние и вечерние молитвы, каноны. Они создают умиротворяющее настроение. После прочтения святых текстов усмиряются негативные эмоции. Человек настраивается на общение с Богом.

Правильные каноны перед причастиемчитаются по определенной схеме. Ее можно найти в Уставе о чтении правильных канонов. Ежедневное смирение, произнесение молитв готовит христианина к принятию Таинства, когда в виде вина и хлеба Господь проникает в тело человека. К приходу такого дорогого гостя необходимо готовиться. Тело и душа должны быть очищены от греховных мыслей и земных излишеств.

Каноны, читаемые перед причастием, не являются формальным предписанием. Поэтому читать их следует в определенном душевном настроении. Без злобы и раздражения, без посторонних мыслей и разговоров. Только сосредоточенность, уединение и понимание текста молитв, канонов позволит грамотно подготовиться к Причастию.

Поведение перед Причастием

Перед Причастием следует усмирить жадность, завистливость, отказаться от излишеств, дурных привычек. Забыть злые помыслы, алчность, гнев, ярость. Постараться простить тех, кто обидел. Не запоминать и не держать в себе негативные проявления. Попросить прощения у знакомых и родственником. Почувствовать внутри себя смирение, готовность к покаянию.

Чаще оставаться в уединении. Сосредоточиться на молитвах, общении с Господом. Причастие врачует души людей. Вспыльчивые и раздражительные становятся добрыми и спокойными. Строптивые и равнодушные делаются покладистыми и внимательными. Грубые — вежливыми. Ленивые — трудолюбивыми. Люди перестают обижаться, ругаться. Проходит апатия и депрессия. Душа наполняется добротой и радостью.

Обязательно после причастия поблагодарить Господа, Богородицу, Ангела Хранителя. Попросить сохранить дар Причастия. Это делается для того, чтоб умиротворение души не покинуло. После выхода из церкви не разговаривать ни с кем, сразу идти домой. Перед сном еще раз произнести благодарственные молитвы. Стараться ни с кем не ссориться, не ругаться, больше молчать, не смотреть телевизор.

Значение канона

Каноны перед исповедью и Причастием — это просьба к Господу и Богородице, чтобы даровали здоровье и возможность исповедаться, чтобы придали сил сходить на Причастие и очистить свою душу, чтобы Ангел Хранитель охранял всю дорогу до церкви, не допустил искушений.

Бывает так, что человек забудет об исповеди и Причастии. Или устанет и откажется от приобщения к Таинствам. Канон перед причастием поможет настроить ум, душу и сердце на общение с Господом. Придаст сил и здоровья сходить на исповедь, очиститься от грехов, бороться с ними. Ни в коем случае не следует оправдывать себя, давать поблажки или винить других людей в своих проблемах. Переживание и стыд за свои деяния должны быть искренними.

Здоровье души придаст сил и физическому телу человека. Пройдет гневливость и злоба. Не захочется больше ругаться и ссориться. Появится хорошее настроение и желание делиться им с людьми. Известны факты, когда после исповеди и Причащения люди избавлялись от смертельных болезней, бросали свои дурные привычки. Мир и спокойствие появляется в душе после честного и искреннего обращения к Богу.

В каких случаях читается Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу?

Просмотров: 7960

Канон покаянный ко Господу Иисусу входит в состав любого молитвослова. Это – один из трех канонов, читаемых православным христианином при подготовке к таинству Святого Причащения. Название канона говорит само за себя: он должен размягчать душу верующего, настраивать ее на покаянную волну, открывать для общения с Богом и принятия Его Святого Тела и Крови.

Покаянный канон Иисусу Христу перед причастием читается еще и потому, что в православной традиции таинству Причащения всегда предшествует другое таинство – Покаяние. Что это за таинство и почему без него нельзя приступить к причастию? Многие путают покаяние и исповедь, потому что для верующего человека два эти понятия неразделимы, но все же не стоит забывать, что покаяние – это внутренне состояние души, а исповедь – следствие этого состояния, его внешнее проявление.

Покаянный канон ко Господу Иисусу как часть подготовки к Причастию

Человека, который только начинает ходить в церковь, часто огорчает необходимость такой длительной подготовки к Таинству Причащения – прежде, чем приступить к чаше с Телом и Кровью Христовыми, нужно в среднем три дня поститься, по возможности посещать богослужения, усерднее молиться. Непосредственная молитвенная подготовка к Таинству начинается накануне вечером или утром в день причастия – именно в это время православный христианин должен прочитать три канона, среди которых важное место занимает Покаянный канон Господу Иисусу Христу. После них читается Последование ко Святому Причащению, последние молитвы которого мысленно произносятся верующим непосредственно перед причастием. Все перечисленное – не просто ритуал, это правило, которого придерживается каждый православный. Но нельзя забывать и о том, что Покаянный канон Иисусу Христу – не только часть правила, но и самостоятельная молитва, которую можно читать в любое время при соответствующем душевном расположении.

Как Покаянный канон ко Господу Иисусу способствует покаянию?

Автор христианского канона покаянного ко Господу Иисусу достоверно неизвестен, но в православных кругах можно услышать мнение, что его составил граф А. С. Суворов, вдохновившись Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Он состоит из девяти песней, каждая из которых выражает множество чувств – сожаление о грехах, надежду на прощение, благодарность за великое милосердие и долготерпение Божие. Ирмосы канона повествуют о значимых ветхозаветных событиях, а также содержат догматические пояснения, касающиеся Спасителя и Его Пречистой Матери. Таким образом, чтение Покаянного канона Иисусу Христу имеет не только душеполезную, но и просветительскую функцию.

Слушать на видео Покаянный канон Иисусу Христу

Текст Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу

Глас 6. Песнь 1

Ирмос: Как по суше прошел Израиль по бездне стопами, и, видя гонителя фараона утопающим, взывал: «Богу победную песнь воспоем!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Ныне приступил я, грешный и обременённый, к Тебе, Владыке и Богу моему; но не смею взирать на небо, только молю, взывая: «Дай мне, Господи, разум, чтобы горько оплакивал я грехи мои!

О горе мне, грешному! Более всех людей несчастен я: покаяния нет во мне. Дай мне, Господи, слезы, чтобы горько оплакивал я грехи мои!»

Слава: Безумный, несчастный человек, в лености ты тратишь время! Подумай о жизни своей и обратись ко Господу Богу, и горько плачь о грехах своих!

И ныне: Матерь Божия Пречистая! Воззри на меня, грешного, и от сетей диавола избавь меня, и на путь покаяния направь меня, чтобы горько оплакивал я грехи мои!

Песнь 3

Ирмос: Превыше всех Свят Ты, Господи Боже мой, вознесший в славе верных Твоих, Благой, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Когда поставлены будут престолы на Страшном Суде, тогда дела всех людей откроются; горе там будет грешным, в муку отсылаемым! И зная это, душа моя, покайся в грехах твоих!

Праведники возрадуются, а грешники возрыдают: тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас. Потому прежде кончины покайся в грехах твоих!

Слава: Увы мне, многогрешному! Делами и мыслями осквернившись, ни капли слез не пролил от жестокосердия! Ныне воспрянь от земного, душа моя, и покайся в грехах твоих!

И ныне: Вот, взывает, Госпожа, Сын Твой и учит нас творить добро; я же, грешный, всегда бегу от добра! Но Ты, Милостивая, помилуй меня, да покаюсь я в грехах своих!

Господи, помилуй (трижды)

Седален, глас 6-й

Помышляю о Дне Страшном и оплакиваю злые мои деяния. Какой я дам ответ Бессмертному Царю? Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию? Милосердный Отче, Сын Единородный и Дух Святой, помилуй меня!

Слава, и ныне, Богородичен:

Связанный узами множества грехов и угнетаемый тяжелыми страданиями и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и взываю: «Помоги мне, Дева, Матерь Божия!»

Песнь 4

Ирмос: «Христос – моя сила, Бог и Господь», – святая Церковь благоговейно поет, возглашая от чистого разума, о Господе торжествуя.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Широк путь здесь и легко поддаться наслаждениям, но горько будет в последний день, когда душа с телом разлучаться будет! Храни себя от этого, человек, ради Царствия Божия!

Зачем бедного обижаешь, плату работника присваиваешь, ближнего твоего не любишь, блудом и гордыней согрешаешь? Оставь же все это, душа моя, и покайся ради Царствия Божия!

Слава: О безумный человек! Сколько еще будешь, тонуть и вязнуть, словно пчела, собирая богатство своё? Ведь вскоре погибнет оно, как прах и пепел; но ты более стремись получить Царствие Божие.

И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи, и сохрани меня, чтобы не умер я скоропостижно, будучи неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божия!

Песнь 5

Ирмос: Божественным светом Твоим, Благой, озари души с утра призывающих Тебя, – молюсь я, – чтобы познать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, из тьмы греховной всех призывающего.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Вспомни, несчастный человек, насколько лжи, клевете, разбою, немощам, злому зверю, порабощён ты по грехам своим! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

Трепещут члены тела моего, ибо я всеми ими провинился: глазами взирал, ушами слушал, языком говорил злое, всего себя геенне предал! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

Слава: Блудника и разбойника кающегося принял Ты к Себе, Спаситель; но лишь я один так греховной ленью отягчён и злыми делами порабощён! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

И ныне: Дивная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная возжелала того!

Песнь 6

Ирмос: Видя житейское море, волнуемое бурей бед и искушений, я к тихой пристани Твоей пристал и взываю Тебе: «Возведи от погибели жизнь мою, Многомилостивый!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Жизнь земную я блудно прожил и душу во тьму предал; ныне же молю Тебя, милостивый Владыка: освободи меня от этого рабства врагу и дай мне разум исполнять волю Твою!

Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я греху служу. Но Ты, Господи, исторгни меня из гнусности этой и дай мне сердце, чтобы исполнять заповеди Твои!

Слава: Воспрянь к Богу, несчастный человек, вспомнив свои согрешения, припадая ко Творцу, проливая слезы и стеная! Он же, как милосердный, даст тебе ум познать волю Его!

И ныне: Богородица Дева! От видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая, и прими молитвы мои, и принеси их Сыну Твоему, да даст мне ум исполнять волю Его!

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Кондак

Душа моя! Зачем грехами богатеешь? Зачем волю диавола исполняешь? На что надежду возлагаешь? Перестань так поступать и обратись к Богу, с плачем взывая: «Милосердный Господи, помилуй меня, грешного!»

Икос

Подумай, душа моя, о горьком часе смерти и о Страшном Суде Творца твоего и Бога. Ведь тогда Ангелы грозные возьмут тебя, душа, и в вечный огонь введут. Так покайся же прежде смерти, взывая: «Господи, помилуй меня, грешного!»

Песнь 7

Ирмос: Ты соделал так, что печь окроплял росою Ангел святым отрокам, а Божие веление, халдеев опалявшее, мучителя убедило воскликнуть: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Не полагайся, душа моя, на тленное богатство и на неправедное стяжание; ведь не знаешь ты, кому всё это оставишь, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

Не надейся, душа моя, на телесное здоровье и на кратковременную красоту; ведь ты видишь, как сильные и молодые умирают, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

Слава: Вспомни, душа моя, о вечной жизни и о Царстве Небесном, уготованном святым, и о тьме внешней и гневе Божием – злым, и воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

И ныне: Припади, душа моя, к Божией Матери и помолись Ей, ибо Она, скорая Помощница кающимся, умолит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного.

Песнь 8

Ирмос: Из пламени Ты для святых росу источил, и жертву праведника водою попалил: ибо Ты все совершаешь, Христе, одним Своим хотением. Тебя мы превозносим во все века.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Как мне не плакать, когда думаю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и безобразным. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца покаяние! (Дважды)

Слава: Верую, что Ты придёшь судить живых и мёртвых, и все по чину своему станут: старые и молодые, владыки и князья, девы и священники. Но где окажусь я? Потому взываю: «Дай мне, Господи, прежде конца покаяние!»

И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойную молитву мою, и сохрани меня от внезапной смерти и даруй мне прежде конца покаяние!

Песнь 9

Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, на Которого не смеют даже чины Ангельские взглянуть; но через Тебя, Всечистая, явился людям Слово Воплощенное. Его величая, мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Ныне к вам обращаюсь, Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, у престола Божия стоящие: молитесь Творцу своему, да избавит Он душу мою от вечных мук!

Ныне плачу пред вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христовы: помогите мне на Суде, да спасет Господь душу мою от силы вражией!

Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молящиеся ко Господу за весь мир, да помилует Он меня в час смерти моей!

И ныне: Матерь Божия, помоги мне, на Тебя сильно надеющемуся, умоли Сына Твоего, да поставит Он меня, недостойного, справа от Себя когда сядет судить живых и мёртвых! Аминь.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу

Владыка Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими язвы мои уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы умиления. Сораствори в моем теле благодать от Животворящего Тела Твоего, и услади душу мою Твоей Честной Кровью после горечи, которой напоил меня враг.

Возвысь к Тебе мой ум, от суеты мирской, и возведи из пропасти погибельной. Ибо не имею покаяния, не имею умиления, не имею слез утешительных, возводящих чада к своему наследию на небесах.

Помрачился я умом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу согреться слезами любви к Тебе!

Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Источник всех благ, даруй мне покаяние полное и трудолюбивое сердце, чтобы найти Тебя, даруй мне благодать Твою и верни меня к образу Твоему.

Если я оставлю Тебя — Ты не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на пастбище Твое и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, возрасти меня, напитав хлебом Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих.

>Яко по суху пешешествовав израиль

Боговидец

1579 Комментариев: 2

Всем нам хорошо знакомы слова ирмоса первой песни Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу — «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема». Они напоминают о чудесных событиях, сопровождавших бегство израильтян от слуг фараона. Моисей повел свой народ к Ханаану не самой короткой дорогой — через район современного Суэцкого канала.

Кратчайший путь был перекрыт войсками восставших против Египта сирийцев. Фараон, придя в себя от постигшего его удара, но не сделав очевидных выводов, снарядил за беглецами погоню. Однако на стороне евреев был Сам Господь, Который пребывал в их стане в виде огненного и облачного столпа.

Не удивительно, что израильтяне смогли легко преодолеть, казалось бы, совершенно непреодолимые препятствия. Их путь пересекала цепь водоемов, именуемая морем Тростников (в русском переводе — Красное море, в церковнославянском — Чермное море).

Обогнуть его не было никакой возможности, но по велению Божию вода расступилась перед израильтянами, образуя две водные стены — слева и справа от беглецов. Безрассудные слуги фараона в пылу погони ринулись за ними, и вода сомкнулась над их головами.

Чтобы вывести евреев из египетского плена, Господь творил чудеса. Они являются зримым свидетельством того, что Бог неотлучно пребывает со Своим народом. Переход евреев через Чермное море имел и символическое значение: это прообраз новозаветного крещения и чудесного рождения Господа Иисуса Христа от Девы Марии.

Во мрак, где Бог

Путь израильтян лежал к горе Синай (другое название — Хорив). Ее точное местонахождение неизвестно. Согласно самой распространенной версии, Синай — это гора Джебел-Муса (гора Моисея), у подножия которой сейчас находится монастырь святой великомученицы Екатерины.

Здесь Господь заключил с Израилем великий договор — завет, который сотворил из горстки испуганных беглецов народ Божий, народ царей и священников. Перед заключением этого союза израильтяне все вместе постились два дня.

На третий день густая тьма обложила гору Синай и раздался трубный звук, который становился все сильнее и сильнее. В густом облаке и в огне на гору Синай сошел Сам Бог. Хотя союз был заключен со всем народом, взошли на святую гору только Моисей и Аарон. Они отправились во мрак, где Бог (Исх.

20, 21), чтобы услышать слова: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 2). Но как может Бог скрываться во мраке, ведь Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин.

1, 5)? Святые отцы говорят о том, что Божественный мрак — это понятие, выражающее недоступность Бога для обычных человеческих способов познания, а Божественный свет — понятие, обозначающее присутствие Бога в сотворенном Им мире.

По молитве праведника

На горе Синай Моисей получил каменные скрижали, на которых Сам Господь начертал десять заповедей.

Библеисты предполагают, что первый свод законов содержал в себе буквально десять слов, написанных с помощью протосинайского алфавита, в основу которого были положены египетские иероглифы, адаптированные для семитского языка. Однако эти скрижали до нас не дошли.

Дело в том, что за время отсутствия Моисея в стане израильтян многое изменилось. Без посредника-пророка они почувствовали себя брошенными Богом и по неверию своему нарушили вторую заповедь Десятисловия: «Не сотвори себе кумира», изваяв золотого тельца для поклонения.

Узнав об этом, Моисей сначала уничтожил скрижали, а потом — золотого тельца. Уничтожение скрижалей не было вспышкой гнева — пророк-боговидец показал этим, что израильтяне не достойны принять такой великий дар от Бога.

Таким образом, завет между Богом и богоизбранным народом был нарушен и расторгнут. Однако греха Моисея в этом не было, и Господь предложил ему стать отцом нового избранного народа, как некогда был Авраам.

Но Моисей умолял Господа помиловать его народ; тем самым он проявил великую любовь к тем, кто недостоин этой любви, — ту любовь, которую через много веков назовут христианской. В ответ на это Господь пообещал праведнику, что доведет народ израильский до земли Ханаанской, но Сам не пойдет с ними.

И снова Моисей умоляет Господа не оставлять свой народ, потому что пророк понимает, что обетованная земля — там, где есть Бог. И Господь снова внимает молитве праведника: Он согласен Сам вести этот народ далее. Однако наказанием за нарушение завета стал отказ Господа присутствовать среди народа. Столп облачный и шатер Моисея отныне находятся вне стана израильтян.

Присутствие Бога Живого требует от человека и от народа абсолютной святости, ибо Бог свят, а святость для грешников невыносима. Так что даже лицо Моисея, несущее на себе отблеск Божественной славы, будет теперь скрыто за покрывалом.

Второй Синайский завет отличается от первого тем, что теперь грешный народ не может видеть Бога телесными очами. Кроме того, он содержит, кроме десяти универсальных заповедей, очень много обрядовых предписаний.

Чтобы народ Израиля снова не изваял какой-нибудь вариант золотого тельца, Бог дает ему точные описания, как следует благочестиво Ему поклоняться, как приносить жертву, каким должно быть место для поклонения и главное — каким должен быть человек, служащий Истинному Богу.

У границы земли обетованной

Долог и опасен был путь к Ханаану. И вот вожделенная земля уже в пределах видимости. Но что там находится, в этой таинственной стране? Какие ее населяют народы? Моисей посылает в землю Ханаанскую двенадцать разведчиков, среди которых Библия называет и Иисуса Навина — самого верного его слугу.

Возвратившись, они сообщают о прекрасной местности и том, что она населена могучими воинами. Евреи не верят, что Господь поможет ее завоевать, и решают возвратиться в Египет. Только Иисус Навин и Халев продолжают верить в обетование Господне.

Неверие в очередной раз приводит народ израильский к бунту, но Господь в очередной раз внимает мольбе кроткого Моисея и дарует «жестоковыйному» Израилю прощение.

Однако наказание должно свершиться: никто из евреев, покинувших Египет в возрасте старше семи лет, за исключением Халева и Иисуса Навина, не войдет в Землю обетованную. Она будет открыта только тем, кто не имел опыта рабства.

Грех Моисея

Последние годы жизни боговидца были омрачены постоянным ропотом народа, попытками оспорить его авторитет или даже опорочить его имя. Самым крупным восстанием против Моисея и Аарона было восстание Корея, Дафана и Авирона.

За Своего пророка вступился Сам Господь: земля поглотила бунтовщиков: Дафана и Авирона с семьями и Корея вместе с ними. Однако семью Корея Бог пощадил. Из его потомков Он впоследствии воздвиг великого пророка Самуила. Вместе с бунтовщиками погибли 14 тысяч человек.

После смерти непокорных Господь дал народу Израиля знамение: чудесным образом расцвел жезл Аарона — мертвое и сухое дерево вновь обрело жизнь.

Миссия Моисея почти подошла к концу, и его человеческие силы тоже были на исходе. Пророк устал. Устал от ответственности, устал от бесконечных претензий со стороны маловерных израильтян. И эта усталость дала свои горькие плоды. Однажды народ Израиля в очередной раз возроптал на то, что им не хватает воды.

Господь повелел Своему пророку произвести воду из скалы. С раздражением и совсем не праведным гневом обратился Моисей к народу, и вместо того чтобы приказать скале извести воду, как повелел Господь, дважды ударил по ней жезлом. Казалось бы, разница невелика.

Но Господь за то, что Моисей и Аарон не поверили Ему, дает им обетование: они умрут, так и не увидев цели своего великого путешествия.

В чем же состоит грех Моисея? Толкователи Библии говорят о том, что Моисей усомнился в том, что Господь и в этот раз сотворит чудо. В духовной жизни не бывает мелочей, и кому много дано, с того многое и спрашивается; потому минутная слабость великого праведника оказалась достойна той же кары, что и упорное неверие израильтян, поднявших мятеж против Бога.

От мрака Синая — к свету Фавора

Время земной жизни боговидца подошло к концу. Народу Израиля были нужны непоколебимая вера и молодой вождь, такой верой обладающий. Таким вождем стал верный ученик Моисея, Иисус Навин, который и ввел свой народ в Ханаан.

Перед смертью Моисей по велению Господа взошел на гору Аварим и оттуда бросил прощальный взгляд на землю Ханаанскую. Там же великий праведник скончался. По преданию, ему было 120 лет.

Моисей не вошел в Землю обетованную, но вошел в Царствие Небесное. На горе Фавор мы вновь увидим великого праведника возле Господа Иисуса Христа — в тот момент, когда Он являет ученикам сияние Своей славы.

Газета «Православная вера» № 18 (566)

Теперь сам текст

Канон покаянный, от жены во чреве плод свой сгубившей, глас 6, егоже припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поем вопияше.

Самолюбия грехом ослепленная, оставила есмь заповедь Божию, да наследят землю, юже Ты сотворил еси, чада моя, и жизнь вечную. Ныне, Отче милосердный, дерзаю молити Тя, помилуй мя!

Увы мне многогрешной, паче всех человек согрешила есмь яко безумная убих чада своя.

Иохаведа, сия матерь Моисеова гнева фараонова не убояшася, отдала есть чадо свое волнам и воле Божией, аз же самочинно предала есмь смерти младенца моего в утробе своей, ныне ужасаюся зря бездну греха моего и молюся.

Богородичен: Мати Божия, неболезненно бездну милосердия нам рождшая, услыши мое рыдание и умоли Владыку, помиловати мя и чада во утробе мною погубленная.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Древле праотцы малую заповедь нарушиста, рая отчужденны беста, аз же Каину убийце уподобилася есмь, окаянная, в чесом надежду полагаю?

Горе мне окаянной, чада моя убиенная взывают к Богу, ты же, душе моя, возлюби всякое довольство и сладострастие, чем днесь оправдишися?

Саре и Елисавете и Анне жене Иоакимовей милость благочадием Господь показа, призрев утробы их в старосте маститей, аз же благочадию воспротивилася есмь, яко лютая богоборица.

Богородичен: Преблагословенная Богородице Дево, упование мое и надежда, умоли Сына своего да помилует окаянство мое, и чад моих убиенных спасет.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь поет боголепно поет взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи.

Страсти предашася блудодеяния и прелюбодейства, омрачих разум мой богозданный и оттого человекоубийца сотворилася есмь, и несть во мне спасения упования.

Клятвы во Крещении Святем преступих и душу беззаконием окалях, прими покаяние мое, Боже мой и очисти мя.

Нравом разбойница и делом убийца, како предстану ти, Создателю мой; Ты же без греха един и вся беззакония моя пред Тобою выну, ныне очисти мя покаянием.

Богородичен: Тя трепещут Херувимы, Тя старшатся и темные беси! Отгони их ополчение грозное от душ чад во чреве мною загубленных, присно их заступающи.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети Слове Божий, Истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Паки и паки возлюбиша блуд паче живота вечного вчера и днесь, ныне кровь невинная вопиет к Небесам, аз же стужаюся кары Божией и срамлюся.

В бездне греховней валяюся, черна душею и мрачна сердцем, но даждь ми Господи слезы, да очущуся милосердием Твоим

О сердце мое прелюбодейное! Отвратися от лукавства и блуда, воспряни от блата греховнаго! Виждь спасение Давидово! Есть бо и нам надежда в смиренном скорушении.

Богородичен: Мати Божия, призри на чада моя убиенная, умоли Владыку многомилостиваго, да не погубит души их, яко же аз в беззаконии моем.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию Ти: возведи от тли живот мой Многомилостиве.

Попечением Твоим, Господи, изблева неврежденна Иону морский зверь, чада же моя из утробы изверженны быша мертворожденны, Милостивее, очисти сердце мое беззаконное.

Ада грозного трепещу, по грехом бо моим предана буду в руки мучителей, но яко разбойник вопию Ти, помяни мя, Господи, и прости лютости моих прегрешений.

Верую, яко сядеши судити живым и мертвым, аз же душегубица стану где? но ныне очисти мя покаянием, Боже, молюся Ти.

Богородичен: Мати Преблагая, укрепи мя, окаянную, в добром житии, всякое бо зло обдержит мя, и не имею надежды обратитися на благое, аще не Ты заступиши мя.

Кондак: Увы мне, многогрешней! Беззакония превзыдоша главу мою! Омрачихся умом и раба бысть плотския страсти. Блудных поползновений ради загубила еси во чреве чад своих. Зане разверзеся ныне ад и трепещу окаянная аз! Господи, из глубины вопию Ти: помилуй мя, яко согреших Тебе.

Икос: Внемли племя недостойное, из негоже аз нахудшая есмь. На что надеетеся чадоубийци богомезкия; Уже секира источена есть и спекулатор грозный часа судного ждет.

Червь неусыпаемый и огнь неугасаемый, се удел грешников, се бездна велика есть. Паче же бездна грехов человеческих. Многомилостиве Боже, очи ми отверзый и узрех глубину беззаконий моих. Призри, услыши, Отче, вопль отчаяния моего.

Господи из глубины вопию Ти: помилуй мя, яко согреших Тебе.

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: Благословен еси Боже Отец наших.

Аз безумием ослеплена бых, и живота внеутриутробнаго не разумех, и Церкви Божией о сем не послушах, ныне прими за послушание молитвы моя, и помилуй мя.

Бесами лютими поборена бых, и родительство свое отринух, ныне от сна немилосердия очнухся, и взываю Ти, не отрини мя Отче от Твоего родительства.

Аще и богопротивница вольная бых, но Ты, Господи, яко слепому отверзл еси очи и ныне моя очеса мысленные отверзи.

Богородичен: Адскаго трепещу запаления, и несть по делом моим мне спасения надежды, но ты мя заступи, Владычица, яко милостивая за грешных Заступница.

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу източил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси, вся бо твориши Христе, токмо еже хотети, тя привозносим во вся веки.

На Суде праведнем в День Господний аз, яко чадоубийца и блудодейца, где обрящуся, но со слезами вопию Ти, Христе, омый грехи моя неизреченным милосердием Твоим.

Гнев Твой Господи возбудих, и проклятие на ся наведох, умилостивися о мне окаянней и прости моя беззакония.

Ныне с плачем вопию ко Владыце, призри на создание Твое, и не даждь мне погибнути от грехов моих, каюся и трепещу наказания, но Ты мя в час Суда Твоего помилуй.

Богородичен: Ангели грознии поймут мя и введут во тьму кромешную, аще не ты Мати Божия предстательствуеши за мою окаянную душу в час судный.

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини ангельстии взирати: Тобою же Всечистая, явися человеком Слово воплощено, Егоже величающее, с небесными вои, Тя ублажаем.

Отче Преблагий, утверди сердце мое в покаянии, да не застанеши мя расслаблену душею, яко не могу оправдитися пред Тобою по грехом моим

Господи, Царю видимых и невидимых, призри душу непорочную погубленного чада моего, аще просвящения бани Крещенской и не сподобилася еси, но не лиши ея милосердия Твоего, аз бо есмь виновница сего и к Тебе со слезами взываю.

Всеблагий Владыко! призри на мене кающуюся и утверди в житии непорочнем, да в сокрушении сердечнем и в делех милосердия совершу дни моего окаяннаго живота, яко в Тебе твердое упование имам.

Богородичен: Рождшая Спаса всем, прими покаянный вопль мой и утверди мя на пути спасения, Мати Пренепорочная.

Молитва

Господи Иисусе Христе, Боже Всемогущий! К Тебе, Благому и Человеколюбцу взываю из бездны падения моего греховнаго! Ты создал еси мою душу, Ты воззвал мя еси от небытия в живот, чим воздам Ти, кроме душегубства чад во утробе моей?

Господи, Боже мой! Ты излиял еси Кровь Свою о гресех мира, Ты послушлив был даже до смерти, что уподоблю сему, кроме моего непослушания?

Христе Иисусе, Слове живый! Ты благословил чад приходящих к Тебе, Ты обещал еси им Царствие Небесное, аз же отвергла есмь детей, иже от Тебя посылаемых!

Но яко не предал еси окаянство мое Господи, до сего дня мучителем демонам, дерзаю взывати Ти: се заблудшая раба Твоя, услыши мой вопль покаянный! Взыщи души младенцев мною убиенных, несть бо в них греха, но мое беззаконие низведе их в долину смертную. И аще не иждивеши милости Твоея, не остави и мя в покаянии зовущую Ти:

Слава милосердию Твоему неоскудевающему.

Слава силе Твоей, грешныя восставляющей.

Слава Тебе, яко у Тебе несть мертвых, но все живы.

Слава Тебе, Боже, хранящему вся.

Помилуй, Блаже, прегрешения моя.

Аминь.

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Тверская епархия

Тверь 170100 ул. Советская, 10 тел./факс: (4822) 34-37-38

mob.:89106475005 e-mail: sviona@rambler.ru

23 мая 2007 года в г. Твери по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора состоится ставшая уже традиционной международная миссионерская конференция «Актуальные вопросы православной миссии». Время конференции не случайно приурочено ко дню памяти св.

Кирилла и Мефодия, первых просветителей славян. Их глубокая мудрость, их знание жизни славян, а самое главное – личная святость жизни являются примером для современных православных миссионеров.

Миссионерская деятельность требует от нас непоколебимой преданности Христу, жизненного исполнения Его заповедей, и одной из важнейших – любви к человеку.

Для умножения этих добродетелей, для большего успеха в деле просвещения Словом Божьим наших соотечественников, для общения в духе братской любви в очередной раз наш город приглашает известных миссионеров, богословов и православных публицистов. В программе конференции следующие доклады:

1. Протоиерей Алексий Уминский (Москва), ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия». Православная миссия на телевидении.

2. Керданов Дмитрий Альбертович (Тверь), кандидат биологических наук. Проблемы преподавания теории эволюции в школе: православный взгляд.

3. Дворкин Александр Леонидович (Москва), профессор ПСТГУ. Тоталитарные секты и демократическое государство.

4. Протоиерей Александр Новопашин (Новосибирск). Миссионерское служение в Сибири.

5. Священник Георгий Белодуров (Тверь). Эсхатологические вопросы миссионерской деятельности пастыря.

6. Священник Лев Семенов (Тверь), зам. председателя Миссионерского отдела Тверской епархии, ответственный секретарь Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук. О новых попытках тоталитарной секты Муна под маской миротворцев повлиять на российские властные структуры.

7. Фролов Кирилл Александрович (Москва), пресс-секретарь Союза православных граждан. Новая стратегия антицерковной пропаганды – перевод антицерковных идей на церковный язык.

8. Иванов Павел Сергеевич (Тверь), кандидат философских наук. СМИ и Церковь. Проблемы диалога.

9. Петровский Игорь Павлович (Фрибург, Швейцария). Святость Церкви и грехи ее членов. История обвинений и проблемы апологетики.

10. Тумин Андрей Александрович (Тверь). Православная миссия в современных условиях формирования принципов толерантности и толерантных отношений.

11. Протоиерей Александр Шабанов (Тверь). Особенности миссии в городской молодежной среде.

По итогам конференции состоится «круглый стол», где представители СМИ смогут пообщаться с докладчиками.

Миссионерский отдел Тверской епархии приглашает всех интересующихся вопросами современной миссии посетить конференцию, которая состоится 23 мая 2007г. в Малом зале ДК Союзов (ул. Вагжанова, д. 14-а). Начало в 10-00.

Вход свободный.

Председатель Миссионерского отдела

протоиерей Александр Шабанов

Page 3

Я искренне рад объединению РПЦ и РПЦЗ.Вспомнился и один постинг, который я писал по этому поводу 17 марта 2004 года.

Теперь проблема, которую обсуждали тогда в прошлом. И слава Богу!

Page 4

fater_goЯ простой священник… Ничего особенного. Любой другой священник расскажет вам тоже самое. А именно, что больным после причащения Св. Христовых Тайн становится легче. И после Соборования тоже. А некоторые и совсем исцеляются. А бывает, что приходит человек тяжко больной, особенно перед опасной операцией.

Обычно в таких случаях, как в случае с исцелением говоришь следущие примерно слова: Бог не фокусник. И чудеса творит с определенной целью. Некоторым подет чудо в укреплении веры, а некоторым для исправления их жизни. Вот ты жил по своим соображениям, а Бог хочет, чтобы ты жил по-божески.

Почему у тебя был рак? Почему ты был обречен? Значит такой, каким ты был, ты был Богу не нужен. Сделайся ДРУГИМ, и Бог даст тебе здоровье. Вот это самое главное – стать Другим! Вот и последнее время я часо посещаю смертельно больного человека. Я прихожу к нему. Он желтый. Печень почти не работает. Ухожу – уже светленький…

Но с каждоой неделей он все тяжелеет. Но маленькие чудеса продолжаются на каждом причастии. И вот сегодня вдруг осенило. Не только больному Господь являет эти чудеса, не только его близким, которые это видят, и удивляются.

Но это и ДЛЯ МЕНЯ! Чтобы и я стал ДРУГИМ! Чтобы стал усерднее, молитвеннее, чтобы убоялся грехов моих, смирился перед всеми скорбями и недугами, подаваемыми мне Господом!

Господи! Я понял… Я постараюсь стать им.

Page 5

Дорогого протоиерея Алекасандра

ruslan_st с Днем Рождения!!!Многая лета, отченька!!!

Page 6

Тут у кого-то в журнале была история Охлобыстина (про о. Савву и двух наркоманов). Мне нужно рассказать ее одному парню, которому предстоит сделать выбор.

Киньте ссылку, кто знает.

Page 7

|

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу – МолитвослоВ

МолитвослоВ

Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видяпотопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Припев*: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Слава: Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.

И ныне: Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько

Песнь

Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже,и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Внегда поставлени будут престоли на судищи страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.

Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас, темже прежде конца покайся от злых дел твоих.

Слава: Увы мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.

И ныне: Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.

Седален, глас шестой

Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.

Слава и ныне: Богородичен

Связан многими ныне пленицами грехов и содержим лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.

Кондак

Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.

Икос

Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго.

Молитва

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

* В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, когда оно есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимся со «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *