Князь Владимирский собор расписание

Храмы Петербурга: Князь-Владимирский собор

Храмы Петербурга
Князь-Владимирский собор
Сегодня, дорогие, мы поговорим об одном из любимейших храмов Санкт-Петербурга, о Князь-Владимирском соборе.
Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны — Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте — на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название Мокруша, поскольку часто заливалась при наводнениях. Ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного храма — предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году. Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года.
Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного. Своими размерами и числом престолов он даже превосходил более ранние соборы Санкт-Петербурга, которых насчитывалось тому времени три — Петропавловский, Исаакиевский и Троице-Петровский. Четвертый петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус «юного града» как преемника Москвы.
В 1740 году по указу императрицы Анны Иоанновны рядом с деревянным Успенским собором «на Мокруше» заложили каменный храм. Архитектор П.-А. Трезини спроектировал его одноглавым, по образцу собора Петропавловской крепости. На втором году строительства случился дворцовый переворот, приведший на престол императрицу Елизавету Петровну. Здание вывели под своды, но дальнейшее финансирование работ было прекращено. Сам же небогатый приход довольствовался своим старым храмом и никак не мог взять на себя издержки по возведению каменного собора вместимостью в 3000 человек.
Только в 1747 году «дщерь Петрова» повелела приступить к его достройке, причем с изменением завершения на пятиглавое, «как в Москве на Успенском соборе». Из Москвы прислали чертежи, однако новый проект был разработан лишь в царствование императрицы Екатерины II, в 1765 году. В конкурсе победил архитектор Антонио Ринальди.
Пятиглавый собор на Петербургской стороне был отстроен в 1766-1772 годах. Он занял центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов невской анфилады Зимнего дворца, а его высокая столпообразная колокольня служит ориентиром для судов, плывущих из залива в Малую Неву. Каменный храм к тому времени оставался еще совсем неотделанным внутри, поэтому для службы наскоро приспособили его притвор: там 8 сентября того же года освятили одноименный придел. На этом в строительных работах вновь наступил многолетний перерыв.
Тем временем Российская империя победоносно вышла на берега Черного моря. 19 октября 1778 года в устье Днепра был заложен город Херсон. Свое название он получил в честь древнего Херсонеса (в русских летописях — Корсунь) — крымского города, где в 988 году Великий князь Киевский Владимир принял крещение. Своими мудрыми шагами князь, причисленный Церковью к лику святых, достойно ввел Киевскую Русь в круг государств христианского мира. Борьба за черноморские рубежи в XVIII веке не могла не оживить память св. равноапостольного князя Владимира. 22 сентября 1782 года по представлению князя Г.А. Потемкина императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской».
Он подразделялся на 4 степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Орден св. Владимира I степени занял место непосредственно за орденом св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. Награждение четвертой степенью ордена давало право на потомственное дворянство.
Весной 1783 года совершилось важное историческое событие: 8 апреля императрица подписала манифест о принятии под Российскую державу Крымского ханства. Крым стал Таврической губернией, герб которой — черный византийский орел с восьмиконечным крестом в щите на груди — напоминал о крещении там «славнодержавнейшего» князя Владимира и о его женитьбе на константинопольской царевне. Со времени закладки в Санкт-Петербурге каменного Успенского собора прошло более 40 лет.
31 мая 1783 года Екатерина II, «желая, чтоб начатая давно уже на Петербургской стороне церковь Успения Пресвятой Богородицы приведена была к окончанию», издала указ о передаче ее строительства в ведение архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) — главного директора конторы строения Александро-Невского монастыря (с 1797 года — лавра). Таким образом, заключительный этап работ в соборе связан с мастерами круга архитектора И.Е. Старова. Непосредственное руководство оформлением интерьера собора взял на себя архитекторский помощник М.Е. Мелентьев — им утверждались все сметы. В 1787 году Екатерина II совершила путешествие в «полуденные страны России», посетив и Таврическую область. Императрица на местах щедро раздавала награды — ордена св. Владимира IV, III и даже II степени. А на Херсонском адмиралтействе в ее присутствии спустили на воду три корабля, один из которых получил наименование «Владимир». Когда же в столице завершилась отделка строившегося почти полвека каменного собора на Петербургской стороне, его главный престол был освящен 1 октября 1789 года уже не в честь Успения Богоматери, а во имя св. князя Владимира.
Первоначальное посвящение собора было сохранено в наименовании его Успенского придела. Позднее в храме устроили еще один придел — Никольский. Оба придела долгое время оставались в малых помещениях по сторонам от притвора и зимой служили только в них. Лишь в 1866-1867 годах они были перенесены в боковые нефы: Успенский занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря. При этом весь собор был сделан теплым.
С изданием в 1845 году нового статута ордена св. Владимира собор стал кавалерским. С этого времени, по ходатайству кавалеров ордена, в Князь- Владимирском соборе сложилась традиция отмечать орденский праздник 22 сентября архиерейской службой, с молебным пением святому просветителю Руси. К 100-летию учреждения ордена собор был отреставрирован, и 22 сентября 1882 года множество духовных и светских владимирских кавалеров собралось в храм на литургию, которую совершал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский). Настоятель собора протоиерей Алексий Светлов был награжден к этому дню орденом св. Владимитра четвертой степени.

Орденский праздник, отмеченный в соборе в 1916 году, оказался последним… В 1875-1918 годах при Князь-Владимирском соборе действовало приходское благотворительное общество. Оно продолжило традиции церковной благотворительности, прерванные в царствование императрицы Екатерины II (первая богадельня при храме была открыта еще в 1721 году). С 1896 года общество состояло под Августейшим покровительством великого князя Владимира Александровича, а с 1909 — его вдовы великой княгини Марии Павловны. Четверть века (1875-1900) председателем Совета общества состоял один из его учредителей, гласный городской думы Илья Иванович Соколов. Общество имело собственный деревянный дом (не сохранился), в котором содержало небольшой детский приют, а в Первую Мировую войну открыло церковный лазарет на 16 коек. В престольный праздник собора (15 июля по старому стилю) после литургии совершался крестный ход по Александровскому проспекту (ныне проспект Добролюбова) к Биржевому мосту и зданию приходского приюта.
Собору принадлежала часовня св. Александра Невского у Тучкова моста. Она была построена на пожертвования прихожан в 1882-1886 годах в память императора Александра II Освободителя. Проект часовни составил архитектор Н.Н. Ковригин, член приходского благотворительного общества, и принес его в дар приходу. Освящение часовни совершил епископ Ладожский Арсений (Брянцев) 2 июня 1886 года. Десятью годами ранее между собором и часовней был разбит сквер (садовый мастер Э.Л. Регель), получивший в 1881 году название Князь-Владимирского.
На Поместном Соборе 1917-1918 годов было установлено совершать во 2-е воскресенье после Троицы празднование Всем святым, в Земле Российской просиявшим. В Петрограде этот праздник впервые был отмечен 22 (9) июня 1919 года «торжественным благолепным служением в соборе св. князя Владимира» митрополита Петроградского и Гдовского свщмч. Вениамина (Казанского) и епископа Нарвского Геннадия (Туберозова) с сонмом городского духовенства.
6 декабря 1920 года в соборном притворе был освящен придел Всех святых, в Земле Российской просиявших. (Впоследствии придел был упразднен; ныне восстановлен и освящен как крестильный храм.) В апреле 1922 года, при изъятии большевиками церковных ценностей, прихожане собора встали на их защиту. За это пришлось пострадать настоятелю храма протоиерею Михаилу Союзову: привлеченный к суду по сфабрикованному «делу» священномученика митрополита Петроградского Вениамина, он был приговорен к трем годам заключения «с применением строгой изоляции» и умер в тюрьме.
Власти провоцировали всевозможные расколы, поставив каноническое устроение Русской Православной Церкви на несколько лет вне закона. В 1922-1926 годах Князь-Владимирский собор принадлежал радикальной обновленческой группе «Живая Церковь», которую возглавлял служивший в храме с 1912 года священник Владимир Красницкий, печально известный своим сотрудничеством с карательными органами коммунистической власти. Однако его малочисленные приверженцы не смогли содержать и ремонтировать здание. Храм, изъятый у живоцерковников, был на несколько месяцев закрыт.
Но вслед за «легализацией» в 1927 году Московской Патриархии в лице заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), его «передали в пользование» общине верующих Патриаршей Церкви. Собор был заново освящен и на пожертвования православного народа капитально отремонтирован.
Гонения на Церковь развернулись с новой силой, и уже в начале «второй пятилетки» (1934 год) Князь-Владимирский собор оказался единственным действующим храмом Петроградской стороны. В октябре 1933 году смолк колокольный звон — соборные колокола были сняты и сданы в переплавку. При ликвидации храмов города гибли многие чтимые святыни. Редкое исключение произошло в 1935 году: в Князь-Владимирский собор из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове поступает храмовая икона Успения Божией Матери, «изображение и мера» древнейшего лаврского образа.
В клеймах на раме этой иконы среди избранных святых есть и изображение св. князя Владимира. В 1937 году весь Советский Союз по приказу Сталина был залит кровью невинно убиенных. Невосполнимые потери в дни «большого террора» понесло и соборное духовенство: были расстреляны настоятель храма епископ Череповецкий Тихон (Рождественский), протоиерей Михаил Долотов, протодиакон Иоанн Гонестов. Из ранее служивших настоятелей Князь-Владимирского собора мученическую смерть за Христа в 1937-38 годах претерпели протоиереи Леонид Богоявленский и Павел Виноградов.
В этот период, в сентябре 1940 года, в собор переносят чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Ее благодатная сила открылась петербуржцам еще в Петровское время, а в 1801-1811 годах для хранения иконы был воздвигнут Казанский собор. С 1923 по 1940 год икона находилась в руках обновленцев. Прибытие всероссийски чтимой святыни в кафедральный Князь-Владимирский собор Ленинграда предвозвещало конец открытого антирелигиозного террора и скорую ликвидацию церковных расколов. В начале 1941 года митрополит Алексий перенес свою резиденцию из Князь-Владимирского собора в Николо-Богоявленский, который и стал кафедральным на последующие 60 лет. В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь-Владимирском соборе: 22 июня 1941 года отмечался праздник Всех святых, в Земле Российской просиявших. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой Божьей Матери составлял одну из главных духовных твердынь города-героя. Благодаря неиссякаемому паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а возросла. По свидетельству очевидцев, «стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города… Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане».
Голодная смерть косила людей повсюду — на улице, дома, на работе. Но утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день: было много причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды. По благословению церковного священноначалия за каждой литургией читалась особая молитва о помощи Божией и даровании победы.
С каждым военным днем к Богу обращалось все больше людей, которые годами боялись переступить порог церковный. «Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского», — писал митрополит Ленинградский Алексий в своем Пасхальном послании 1942 года, прочитанном в храмах в Вербное воскресенье. Пасхальные богослужения в Ленинграде и в 1942, и в 1943, и даже в 1944 годах были перенесены на раннее утро. К первой блокадной Пасхе, в ночь с 4 на 5 апреля 1942 года, враг приурочил массированный налет на осажденный город. В ту ночь Князь-Владимирский собор получил многочисленные повреждения осколками снарядов, на его южном фасаде были выбиты почти все окна. Протоиерей Николай Ломакин, с февраля по июль 1942 года служивший настоятелем собора, доложил о последствиях бомбежки митрополиту Алексию и услышал в ответ: «И это в пасхальную ночь!.. Ничего: будет и по-другому. Христос воскресе!.. Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы — русские, мы — православные христиане». Впоследствии протоиерей Николай Ломакин, единственный представитель Русской Православной Церкви, выступавший на Нюрнбергском процессе, свидетельствовал на суде о разрушениях, причиненных храмам Ленинграда фашистскими агрессорами.
В период войны и блокады клир и церковный совет Князь- Владимирского собора приняли самое широкое участие в церковно-патриотической работе. Пожертвования его прихожан и духовенства на военные нужды за 1941-1945 годы превысили 3,5 миллиона руб., что составило 21,5 % взносов от всех 8 действовавших храмов Ленинграда, или порядка 1 % общецерковных сборов. При этом в пользу Красного Креста собор направил средств больше, чем какой-либо другой ленинградский храм. Вклад Русской Православной Церкви в общенародное дело обороны страны не могли не заметить ни в Кремле, ни в Смольном. Когда в октябре 1943 года представители духовенства впервые в советской истории были удостоены государственной награды — медали «За оборону Ленинграда», в число награжденных во главе с митрополитом Алексием вошли все три священнослужителя Князь-Владимирского собора: настоятель протоиерей Павел Тарасов, протоиерей Филофей Поляков и архимандрит Владимир (Кобец).
В 1946 году удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии.
Летом 1989 года собор отметил 200-летие своего посвящения святому князю Владимиру. В недалеком будущем соборному приходу, начало которому положили первостроители Петербурга, заселившие район «Мокруши», исполнится три века.
Во всем нашем городе нет другого места, где на протяжении стольких лет (кроме короткого промежутка на рубеже 1926-1927 годов) не прерывалась молитва. Сегодня к прихожанам Князь-Владимирского собора относят себя православные верующие со всей Петроградской стороны, поскольку остальные храмы в старейшей части города, включая такой бесценный памятник, как деревянный Троице-Петровский собор, были закрыты и уничтожены еще в начале 1930-х годов. Собору возвращена часовня св. Александра Невского, внутренняя отделка которого утрачена полностью. Ее реставрация еще впереди. Соборное духовенство регулярно совершает богослужения и все требы в Доме ветеранов сцены на Петровском острове. Клир собора духовно окормляет Военно-воздушную академию им. А.Ф. Можайского, расположенную по соседству с храмом, в здании бывшего 2-го кадетского корпуса. Добрые плоды приносит межприходское сотрудничество соборной общины с приходом собора св. Петра в Гамбурге — городе-побратиме Санкт- Петербурга. В церковном доме Князь-Владимирского собора более 10 лет успешно действует воскресная школа, открыта приходская библиотека, занимается детский хор «Горчичное зернышко». В Князь-Владимирском соборе ведется активная просветительская деятельность: проводится оглашение (т. е. научение) желающих принять святое Крещение, а также воцерковление ранее крестившихся людей. При соборе организован народный хор, который поет за ранними литургиями по воскресным и праздничным дням. Настоятелем собора с 1997 года состоит член Епархиального совета, благочинный Центрального округа, председатель епархиального Отдела по связям с учреждениями исправительно-трудовой системы и Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Санкт-Петербургской епархии профессор-протоиерей Владимир Сорокин. В 2005 году в число престольных праздников собора вернулся день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших. Четвертый престол храма устроен в крестильном помещении, там, где он находился и ранее — в 1920-х годах.
При храме ведется сбор и обработка материалов о жертвах большевистских гонений на веру и верующих. В 1999 году опубликован «Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. ХХ столетие», составленный под редакцией настоятеля собора, протоиерея Владимира Сорокина (работа над Синодиком продолжается). Готовится к публикации и книга по истории самого собора, в летописи которого так много достопамятных имен и дат…
По материалам сайта Князь-Владимирского собора: http://www.vladimirskysobor.ru/istorija-sobora/

Вот так выглядит собор сегодня, в теплые летние дни…

Однако я пришел сюда с фотоаппаратом зимой. По приглашению настоятеля храма протоиерея Владимира Сорокина я пришел сюда именно для того, чтобы сделать фотоснимки собора. Это было раннее утро, а если конкретно — 2 января 2009 года.

Перед входом встречают ледяные скульптуры на Евангельские сюжеты. Русский вариант рождественского вертепа…

Над входом в собор — изображение ордена св. князя Владимира, 2-й по статусу высшей награды Российской Империи.

Вхожу под своды собора. Людей практически нет, но священнослужители уже готовятся к службе.

На фотографии — центральный алтарь, посвященный св. князю Владимиру.

Чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икона Божией Матери «Казанская». В 1940 году сюда была доставлена чудотворная икона, прежде хранившаяся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В начале 2000-х, после того, как Казанский собор вновь был освящен, сюда вернули и Казанскую. Но чтобы богомольцы не чувствовали себя осиротевшими, сюда поместили другую старинную икону.
О том месте, где была обретена в 16-м веке подлинная чудотворная икона Божией Матери «Казанская», смотрите: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=4461
Икона святого благоверного князя Владимира. Икона прославилась чудесами.
Вхожу в алтарь. «Благословенно Царство…» Здесь начинается Литургия.
Вот как выглядит алтарь Князь-Владимирского собора.
Об устройстве алтаря можно прочитать: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=41
Священник стоит на Горнем месте. Что это такое, можно прочитать: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=48
Обратите внимание на интересный витраж с образом Христа Спасителя. Справа от священника в стеклянной витрине помещается Евангелие, которому почти 300 лет.
Вот оно, это замечательное старинное Евангелие. Его используют за богослужением только по большим праздникам.
О богослужебном Евангелии смотрите: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=50
Чтимая святыня: храмовая икона Успения Божией Матери, «Изображение и мера». Она поступила сюда в 1935 году из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове.
Один из приделов собора, посвященный Успению Божией Матери. Напомню, что первоначально весь собор был посвящен празднику Успения и сменил свое имя (был наречен в честь св. князя Владимира) при императрице Екатерине Великой.
Никольский левый придел.
На престоле всегда стоит Чаша со Святыми Дарами, так что можно причастить ребенка или больного человека в любое время. Также на престоле, как мы видим, лежат Евангелия и кресты для совершения Таинства Исповеди.
Разожженные кадила. В печке пономарь сжигает старые поминальные записки.
Выхожу на солею собора. Вот такой вид открывается с солеи на интерьер храма.
Кафедра для чтеца. Почему она вынесена сюда? Об этом можно прочитать: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=1332
Голгофа…
Чтимые иконы.


Свечная лавка. Над нею интересная картина, на которой изображены новомученики, имевшие то или иное отношение к этому храму.
Поднимаюсь на колокольню собора. Меня ведет сюда звонарь. Пока я снимаю, над головой гудит и вибрирует пространство, наполненное перезвоном громких колоколов.
Храм Спаса-на-Крови. Таким его можно увидеть в телеобъектив с колокольни собора.
Встает солнце и золотит небо. Сильный мороз. Настроение в прямом смысле сказочное.
Вид с колокольни собора на жилые кварталы Петербурга.
Владимирский парк возле собора. Вдали виден стадион, на котором обычно проходят матчи петербургской футбольной команды «Зенит».
Всего два года назад прямо у входа в собор была установлена вот эта скульптурная композиция, посвященная памяти Новомучеников и Исповедников Российских. Нетрудно узнать персонажей этой композиции: св. праведниый Иоанн Кронштадтский, новомуч. княгиня Елизавета Федоровна и царевич Алексий Романов.


Не будем упускать из виду детали. Если пристально присмотреться, даже во внешне аскетичном декоре собора есть много элегантных и очень красивых элементов…

История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Со времен основания города Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы начал формироваться жилой квартал. Этот район стал называться «Мокруша» из-за того, что его часто заливало при наводнениях, а сама местность становилась болотистой. По традиции в России было принято возводить храмы в тех местах, которые осваивались для жилых районов. Именно в этом месте начинается строительство будущего Князь-Владимирского собора.

История

Этот собор занимает особое место среди всех священных храмов Санкт-Петербурга, ведь он хранит в себе воспоминания о различных исторических событиях страны и города.

Строительство

История строительства собора начинается с 1708 года, когда возле места, где сейчас расположен храм, была выстроена деревянная церковь Святого Николая, или, как еще ее называли, Николы Угодника. Уже в 1713 году на этом месте был воздвигнут мазанковый храм, который был назван во имя Успения Богоматери. В 1717 году были освящены 2 придела – Николы Чудотворца и Иоанна Предтечи, а в 1719 освятили центральный придел храма – Успенский, при котором присутствовал сам Петр I. Далее по приказу царя храм получил статус соборного, так как напоминал о Большом Успенском соборе, расположенном в Московском Кремле. Этим он подчеркнул статус Санкт-Петербурга в качестве столицы. В народе этот собор получил название «Успение на Мокрушах».

Традиция возведения Успенских соборов восходит корнями еще к Киевской Руси, когда из Владимира она перешла к Москве. Успенские соборы трех русских столиц стали символом Святой Руси.

К 30-м годам 18 века храм начал ветшать, поэтому в 1740 году императрица Анна Иоанновна распорядилась начать строительство каменного здания собора. Проект здания был разработан архитектором М.Земцовым. Это строительство прерывается дворцовым переворотом, в результате которого императрицей России становится Елизавета Петровна.

В период ее царствования работа по возведению собора была остановлена и возобновлена лишь через четверть века. В этот раз проект был поручен архитектору Антонио Ринальди, итальянцу по происхождению, чертежи которого оказались наиболее предпочтительны для Екатерины II. Он изменил первоначальный проект и предложил сделать церковь пятиглавой по старинной русской традиции. Также он является автором рисунков крестов этого собора.

Строительство было почти завершено к 1772 году, он занимал центральное место среди городских построек, но в том же году произошел пожар, в результате которого сгорела старая мазанковая церковь и была повреждена часть нового здания. В этот раз окончание строительства было поручено И.Е.Старову, который ранее вел строительство Александро-Невского монастыря.

Именно в эти годы Россия вышла к берегам Черного моря, заложила город Херсон и взяла под свою державу Крымское ханство. Это оживило память о великом князе Владимире, который и ввел Русь в ряд христианских государств.

В 1789 году храм был освящен в честь князя Владимира и стал носить название Собора во имя Святого Равноапостольного князя Владимира, напоминая о крещении Руси. Чтобы сохранить память о первоначальных названиях храма, были также освящены 2 придела – Никольский и Успенский. В это время они располагались в небольших отдельных помещениях, а позднее были перенесены внутрь храма.

В 1806 году здесь было открыто духовное училище, а в 1845 собор стал орденским, в честь чего появилась традиция отмечать праздник ордена каждый сентябрь. Вплоть до 1917 года в здании располагались приют для сирот и благотворительное общество.

В 1871 году территория вокруг собора была ограждена и озеленена, а позднее были построены и 2 часовни, которые не сохранились до наших времен. Позднее в память об Александре II была построена еще одна часовня, которую освятили в 1886 году.

В отличие от других российских церквей собор оставался действующим в советское время за исключением 1 года. В 1938-41 годы Князь-Владимирский собор стал носить название кафедрального собора Ленинградской митрополии. В 1941 году он уже перестал быть соборным храмом и передал это право Николо-Богоявленскому собору.

Первое, что привлекает в архитектуре храма, это его силуэт, устремленный ввысь. Высота пятикупольного здания храма составляет 57 метров благодаря наличию колокольни. Этот собор считается одним из самых торжественных и светлых храмов Санкт-Петербурга и представляет собой шедевр храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Кроме того, он сочетает в себе два архитектурного стиля – классицизм и барокко, благодаря чему арки и круглые окна дополняются пропорциями храма античного типа. Так получается, что в старинном городском квартале расположено строгое строение с теплыми нотками. Пятиглавая верхушка здания устремлена в небо, а внутренняя отделка отличается синими и белыми оттенками.

Изначально проект храма был выполнен в виде корабля, в котором Иисус Христос выступает в роли кормчего. Внутренняя часть здания разделена на 3 прохода, именуемые нефами, а верхняя часть поделена куполами – круглым центральным и 4–мя дополнительными. Интерьер не содержит фресок, имеется только надпись из Библии у основания главного купола. Также на стенах нет никаких росписей, кроме изображений 4 Евангелистов и копий картин Веронезе и Рафаэля.

В 2001 году Казанская икона Божьей матери, которая являлась одной из главных икон храма, была возвращена в Казанский кафедральный собор, а ее место заняла копия. В правой части храма расположен храмовый образ князя Владимира в виде резьбы по дереву.

В 2015 году была проведена реставрация крестов Князь-Владимирского собора, которые были изготовлены еще в 1766 году.

Практическая информация

Князь-Владимирский собор расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Блохина, 26. Самым удобным способом добраться до него можно на метро, с помощью которого нужно доехать до станции «Спортивная». Купола храма будут видны сразу при выходе из метро.

Вход в храм бесплатный, но приветствуются пожертвования по желанию. Вход в храм открыт в любое время дня с раннего утра и до позднего вечера. Ежедневно в 10 часов утра проводится литургия, а в 18:00 – вечернее богослужение. Также в преддверии праздников проводится Всенощное бдение, которое проходит в вечернее время. В дни праздников проводятся 2 литургии в утреннее время – в 7 и 10 часов.

Также при посещении храма можно послушать пение профессионального и любительского хора.

Следует отметить, что при соборе действует воскресная школа, открыта библиотека и кинолекторий. Кроме того, в храме ведется работа с преподавателями факультатива православной культуры. При Князь-Владимирском храме действуют дружины витязей и даже существует футбольная команда «Княжичи».

Князь-Владимирский собор является свидетелем множества исторических событий, происходивших в Санкт-Петербурге и России. Кроме того, собор представляет собой замечательный памятник архитектуры времен Екатерины II, расположенный на Петроградской стороне города. Посетив собор, можно узнать множество исторических фактов из жизни России и ее известных личностей.

Князь-Владимирский собор (Санкт-Петербург)

У этого термина существуют и другие значения, см. Князь-Владимирский собор. Не следует путать со Владимирским собором в Санкт-Петербурге.

Православный собор

Князь-Владимирский собор

Собор Святого благоверного князя Владимира

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург, улица Блохина, дом 26

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Орденская принадлежность

Орден Святого Владимира в 1845—1917 годах

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Переходный от барокко к классицизму

Автор проекта

А. Ринальди, И. Е. Старов

Архитектор

Антонио Ринальди

Основатель

Екатерина II

Первое упоминание

1708 год

Дата основания

Строительство

1766—1789 годы

Приделы

Главный — святого равноапостольного князя Владимира; северный — святителя Николая Чудотворца; южный — Успения Пресвятой Богородицы.

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520273100006 (ЕГРОКН). Объект № 7810361000 (БД Викигида)

Состояние

Отличное

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Князь-Влади́мирский собо́р (официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира) в Санкт-Петербурге — православный храм, находящийся в квартале, ограниченном проспектом Добролюбова, Храмовым переулком, улицей Блохина и переулком Талалихина (напротив станции метро «Спортивная»). Являлся капитульным храмом ордена Святого Владимира.

Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Петроградского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Владимир Сорокин.

История

Первые храмы

Первая деревянная церковь Святого Николая на этом месте была построена в 1708 году. Затем в 1713—1719 годах здесь строилась мазанковая Успенская церковь. Эта церковь имела три придела: центральный Успенский и боковые Никольский и Предтеченский. Службы в Никольском и Предтеченском приделах начались в 1717 году. Успенский придел был освящён 5 апреля 1719 года. По царскому повелению церковь получила статус собора.

В 1740 году рядом с Успенским собором по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен одноглавый каменный храм (архитекторы М. Г. Земцов и П. А. Трезини). Здание вывели под своды, но при восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1742 году строительство было заморожено.

Строительство каменного собора

В 1765 году архитектором А. Ринальди был разработан новый проект уже пятиглавого собора с трёхъярусной колокольней. Перестройка храма велась в 1766—1773 годах.

В 1772 году разразился пожар, уничтоживший деревянный Успенский собор и повредивший ещё не достроенный каменный.

8 сентября 1772 года освятили Успенский придел. На этом в строительстве собора опять наступил перерыв, и только в 1783 году оно вновь возобновилось под руководством архитектора И. Е. Старова, который внёс изменения в оформление фасадов. 1 октября 1789 года новый собор освятили в честь святого князя Владимира.

Храм — памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Главный объём собора увенчан мощным пятиглавием, интерьер разделен пилонами на три нефа, стены расчленены пилястрами дорического ордера.

1790—1917 годы

В 1823 году устроены хоры и переделан в ампирном стиле иконостас.

С 1845 году собор стал капитульным храмом ордена Святого Владимира.

В 1859—1866 годах боковые Успенский и Никольский приделы перенесены в боковые нефы. Успенский занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря.

В 1872—1873 годах архитектором Н. Ф. Брюлловым построена ограда с двумя часовнями.

В 1882—1886 годах на пожертвования прихожан была по проекту архитектора Н. Н. Ковригина построена часовня святого Александра Невского на углу Большого проспекта Петроградской стороны. Часовня была освящена 2 июня 1886 года.

После 1917 года

С июля 1922 по август 1923 года собор был обновленческим, затем до 14 июня 1927 года принадлежал группе «Живая церковь», будучи возглавляемым протопресвитером Владимиром Красницким.

С 8 ноября 1926 года по 21 ноября 1927 года собор был временно закрыт; затем передан в пользование общине Патриаршей Церкви.

С 1938 по 1941 год — кафедральный собор, резиденция митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

В 1940—2001 годах здесь находилась икона Казанской Божией Матери (ныне возвращена в Казанский собор).

В 1989 году была выбита юбилейная медаль в честь 200-летия собора.

В 2015 году состоялась реставрация крыши, куполов и фасадов собора, приуроченная к 1000-летию со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира. Она была проведена по программе Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга за счёт средств городского бюджета. В ходе работ впервые с постройки собора была проведена реставрация крестов собора, изготовленных в 1766 году по проекту архитектора Антонио Ринальди. На 2016 год запланированы работы по реставрации фасадов внутренней части колокольни, крылец и ограды сада.

Настоятели

Настоятели
Даты Настоятель
… — …
1717—1721 священник Иоанн Максимов
1722 — … протоиерей Симеон Ярмерковский
1725—1730 священник Михаил Иванов
1730—1739 священник Петр Федотов
1740—1745 протоиерей Тимофей Семенов
1745—1778 протоиерей Иаков Борисов
1779—1786 протоиерей Емеллиан Пименович Черенцовский
1787 священник Матфий Иванов
1787 — 1 (12) марта 1793 священник Тимофей Автономов (…—1793)
1793—1796 священник Василий Третьяков
1796 — 20 апреля (2 мая) 1824 протоиерей Михаил Борисович Каменский (…—1824)
1824 — 2 (15) декабря 1856 протоиерей Николай Макаров (…—1856)
1857—1858 протоиерей Константин Тимофеевич Никольский (1824—1910)
1858—1859 священник Николай Черновский
1859—1862 священник Александр Петрович Соколов
1862—1868 протоиерей Владимир Петрович Полянский (1810—1869)
1868—1869 иерей Павел Николаевский
1869 — 4 (16) марта 1886 протоиерей Алексий Антонович Светлов (1829—1886)
3 (15) апреля 1886 — 1887 протоиерей Евфимий Петрович Голинский (1827—1906)
1887—1911 протоиерей Василий Иванович Полетаев
1911—1912 протоиерей Никанор Михайлович Темномеров (1862—1912)
1912—1919 протоиерей Леонид Константинович Богоявленский (1872—1937)
август 1919 — май 1922 протоиерей Михаил Фёдорович Союзов
1922—1926 протопресвитер Владимир Дмитриевич Красницкий (обновленец)
ноябрь 1927 — арестован 9 августа 1930 протоиерей Павел Иоаннович Виноградов (1874 — расстрелян 1938)
1930 — арестован 17 февраля 1932 протоиерей Александр Васильевич Медведский (1890—1973)
1 марта 1932 — 14 ноября 1936 протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952)
ноябрь 1936 — 4 марта 1937 архиепископ Николай (Ярушевич) (1891/1892—1961)
март — арестован 27 августа 1937 епископ Тихон (Рождественский) (1881—1937)
ноябрь 1937 — 4 марта 1938 протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952)
март 1938 — 19 мая 1939 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
май 1939 — 17 февраля 1941 протоиерей Владимир Александрович Румянцев (1877—1947)
февраль 1941 — 3 февраля 1942 протоиерей Михаил Владимирович Славнитский (1888—1985)
февраль — 1 июля 1942 протоиерей Николай Иванович Ломакин (…—1965)
июль 1942 — 12 января 1944 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
январь 1944—1945 протоиерей Филофей Петрович Поляков (…—1958)
1945 — 24 апреля 1947 протоиерей Владимир Александрович Румянцев (1877—1947)
1947—1948 епископ Симеон (Бычков) (1882—1952)
30 июня 1949 — 23 февраля 1953 протоиерей Александр Васильевич Медведский (1890—1973)
… — …
август 1967 — 26 ноября 1969 протоиерей Евгений Владимирович Амбарцумов (1917—1969)
1974… — 1981… протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род.1932)
1987-1997 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род1932)
16 сентября 1997 — настоящее время протоиерей Владимир Устинович Сорокин (род. 1939)

  • Вид на собор с северо-запада

  • Аэрофотосъёмка собора и проспекта Добролюбова

  • Колокольня в Рождество 2016 года

  • Вечерний вид храма с набережной Макарова

  • Крест, венчающий центральный купол собора

  • Четыре таких креста венчают боковые купола собора

  • Крест, венчающий колокольню собора

  • Ангелы над входом в собор

Примечания

  1. Первая церковь
  2. На купола Князь-Владимирского собора после реставрации вернулись кресты
  3. Освящены кресты Князь-Владимирского собора
  4. В 2016 году продолжится реставрация Князь-Владимирского собора
  5. Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917—1945 гг. (по документам ЦГА СПб.). — СПб.: ДЕАН+АДИА-М, 1996. — С. 54—55. — ISBN 5-88976-009-2.
  6. Возвращенные имена (недоступная ссылка — история ).
  7. Сорокин Владимир, протоиерей, профессор (недоступная ссылка). Сайт Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Дата обращения 25 сентября 2010. Архивировано 16 февраля 2012 года.

> Литература

  • Галкин А., Берташ А., Шкаровский М. Князь-Владимирский собор. Краткий исторический очерк. — СПб., 2005.

Ссылки

  • Официальный сайт Князь-Владимирского собора
  • Энциклопедия Санкт-Петербурга, В. В. Антонов
  • Короткометражный фильм «Спасибо старцу за мольбу» с участием настоятеля Князь-Владимирского Собора протоиерея Владимира Сорокина (недоступная ссылка — история ).
  • Этюд Князь-Владимирского собора

>Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Краткое описание

Князь-Владимирский собор — капитульный храм ордена Святого Владимира. Он принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви и находится в Петроградском районе.

При соборе работает огромное количество объединений самого разного рода: от религиозных до спортивных

Одними из первых жилых районов Санкт-Петербурга были кварталы, расположенные западнее Петропавловской крепости. Именно там были заложены сначала маленькая церквушка, а потом трехпрестольный храм-мазанка, которые предшествовали Князь-Владимирскому собору.

Современный собор был заложен в 1740 году – спустя почти сорок лет после основания города. Но и тогда не все пошло гладко: спустя год после начала строительства произошел дворцовый переворот, власть сменилась, и возведение храма прекратилось еще на два с лишним десятка лет.

Основные строительные работы проводились только в 1766-1789 годах.

Архитектура

Архитектор храма – знаменитый итальянский мастер Антонио Ринальди, среди других ключевых работ которого Большой театр, Большой дворец в Гатчине, Дворец Петра Третьего и сразу несколько сооружений в Царском селе и Ораниенбауме.

Архитектурно Князь-Владимирский собор относится к переходному стилю от барокко к классицизму, есть также детали в стиле ампир

Кроме того, вплоть до начала XXI века собор еще много раз перестраивался и достраивался: заново оформлялся внешний фасад храма, перемещались приделы, менялся иконостас, появились хоры, колокольня, две часовни, ограда.

Уже в XXI веке было несколько реставраций, последняя – в 2016 году. Ныне собор находится в прекрасном и рабочем состоянии.

Внутреннее убранство

В соборе три нефа: широкий центральный и два боковых, поменьше. Высокие арки, четыре боковых купола и большой – в центре. Привычных для православного храма фресок нет, зато очень богато украшен иконостас и очень много важных, легендарных, нарядных икон. Какое-то время в Князь-Владимирском соборе даже стояла икона Казанской Божьей Матери. Цвета, преобладающие во внутреннем убранстве храма, – синий и белый.

Богослужения

В Князь-Владимирском храме проводятся как ветхозаветные, так и новозаветные богослужения. Попасть на них может любой желающий, а точное расписание можно узнать на официальном сайте:

Также в храме можно провести таинства:

  • крещения
  • венчания
  • елеосвящения
  • отпевания усопших

>Режим работы в 2019

  • с понедельника по субботу 09:45 — 20:00
  • воскресенье и крупные церковные праздники 6:45 — 20:00

Духовно-просветительская и общественная жизнь собора

При Князь-Владимирском соборе работают и проводятся:

  • различные лекции, мастер-классы по религиозной тематике
  • младшая и средняя воскресные школы
  • православный детский хор Горчичное зернышко
  • любительский и профессиональный взрослые хоры
  • просветительский центр для паломников Княже Владимире
  • просветительская дружина Витязи
  • футбольная команда Княжичи
  • летний лагерь на озере Селигер
  • библиотека
  • церковная лавка
  • церковный дом
  • благотворительный фонд

Где находится

Адрес

улица Блохина, дом 26

Метро

  • Спортивная

Как добраться

Оптимальный способ – на метро до станции Спортивная, которая находится совсем рядом. Так же возможно доехать на общественном транспорте или такси. Когда погода хорошая, можно прогуляться и пешком, ведь собор находится почти в центре города.

Другие ближайшие достопримечательности:

  • спортивный комплекс Юбилейный
  • Ленинградский зоопарк
  • Петропавловская крепость
  • Тучков мост
  • набережная Макарова

А вы любите посещать нетуристические места? Конечно!Нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *