Косьма и дамиан храм

Храм Космы и Дамиана в Шубине

Православный храм

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская городская

Благочиние

Иверское благочиние

Строительство

1703—1722 годы

Статус

ОКН № 7710834000№ 7710834000

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Благовещения Пресвятой Богородицы) в Шубине — православный храм, принадлежащий к Иверскому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Находится по адресу Столешников переулок, дом 2. Настоятель — протоиерей Александр Борисов.

История храма

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине находится в самом начале Столешникова переулка недалеко от памятника князю Юрию Долгорукому.

«Шубниками» предположительно называли местность, населённую скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии, в этом месте в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. В XVIII веке часть современного Столешникова переулка от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, а с конца XVIII века до 1922 года носила название Космодамиановский переулок по наименованию церкви.

Первое упоминание о церкви есть в Софийском временнике под 1368 годом, где значится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана».

В архивных документах упоминание о храме впервые встречается в 1625 году. В это время храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа.

В 1626 году во время пожара храм сгорел, на его месте начали строить новый каменный. Главный престол нового храма был освящён во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а престол во имя Космы и Дамиана до 1858 года располагался в трапезной церкви. Хотя точная дата окончания строительства нового каменного храма неизвестна, исследование каменной кладки показало, что оно растянулось до середины XVII века, о чём свидетельствует обнаруженный реставраторами в кладке орленый кирпич.

По Описной книге церквей Белого города 1657 года есть запись: «церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно… огорожено надолбами изретка». В 1680 и 1683 годах в храме дважды служил патриарх Иоаким — «патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение». К началу XVIII века храм носил название «Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения».

К началу XVIII века здание храма обветшало, в 1703 году началась его капитальная перестройка, однако в 1714 году работы были прерваны в связи с указом о запрете каменного строительства в Москве. Разрешение о возобновлении строительства было получено в 1722 году: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

В 1773 году во время сильного пожара храм сильно пострадал, восстановительные работы были произведены в храме в 1785 году. В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по «повелению французского начальства» наполеоновские солдаты расстреляли «зажигальщиков Москвы» — обвинённых в поджогах москвичей. По имеющимся данным, во время пожара 1812 года храм не пострадал.

В 1821—1824 годах под руководством архитектора Комиссии строений Москвы Александра Элькинского на средства, собранные «прихожанами и благотворителями», было осуществлено строительство северного придела во имя Воскресения Словущего, были перестроены апсиды и колокольня. В 1840—1842 годах «усердием церковного старосты, почётного гражданина Московской 1-й гильдии купца» В. И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен трехъярусный иконостас с колоннами.

Храм в 1882 году. Фотография Николая Найдёнова

В 1857—1858 годах «усердием почётных граждан» А. В. и И. В. Борисовских на месте разобранной колокольни была сооружена паперть, а новая колокольня в духе эклектики была сооружена в северо-западном углу здания. Тогда же был построен южный придел с престолом во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана.

Прихожанами храма были князья Гагарины, Урусовы, Одоевские и Сонцевы-Засекины, дворяне Чертковы, Мещеряковы, Дохтуровы, Тютчевы, Кожины.

В 1910-х годах регентом храма был композитор духовной музыки Павел Чесноков. 8 марта 1916 года здесь отпевали художника Василия Сурикова, скончавшегося двумя днями ранее в гостинице «Дрезден». С 1914 года до закрытия храма в нём служил священник Пётр Ильин — впоследствии епископ Иларий. Старостой храма был Илья Комов (дед скульптора Олега Комова).

В 1922 году из церкви были изъяты материальные ценности, а в 1929 году её закрыли. Сначала в ней размещалось хранилище Библиотеки иностранной литературы, а позднее в 1970-х годах — типография хозяйственного управления Министерства культуры СССР.

В 1933 году колокольня был разрушена до второго яруса. Вплотную к храму был пристроен жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов храм предполагалось снести, а на его месте построить жилой дом. В 1977—1979 годах в храме проводились реставрационные работы (архитектор О. В. Череватая), был частично восстановлен облик главного храма. В притворе храма художником А. Карнауховым была сделана мозаика святых покровителей храма — Космы и Дамиана. Реставрационные и восстановительные работы в храме проводятся по сей день.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в храме были возобновлены богослужения, настоятелем был поставлен священник Александр Борисов. С 1992 по 1996 годы в храме служил священник Владимир Лапшин, который сейчас является настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. С 1993 года до своей смерти в 2007 году в храме служил священник Георгий Чистяков.

13 ноября 1997 года в церковь по благословению патриарха Алексия II была возвращена храмовая икона Святых Космы и Дамиана, хранившаяся с 1929 года в соседнем храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

14 ноября 2000 года патриарх Алексий II совершил в храме Божественную литургию в честь престольного праздника Святых бессребренников Космы и Дамиана, во время которой настоятель храма Александр Борисов был возведен им в сан протоиерея и была освящена икона с мощами блаженной Матроны Московской.

Духовенство

  • Протоиерей Александр Борисов, настоятель
  • Протоиерей Александр Кузин.
  • Протоиерей Иоанн Власов.
  • Иеромонах Иоанн (Гуайта), штатный клирик прихода храма.
  • Священник Петр Коломейцев.
  • Диакон Сергий Булычёв.
  • Диакон Александр Константинов.

> Святыни храма

  • Икона свв. бесср. Космы и Дамиана.
  • Страстная икона Божией Матери.
  • Икона блж. Матроны Московской с частицей мощей.

Патриарх Алексий II о приходе

Девять лет тому назад начались богослужения в этом храме. Как и множество храмов Москвы и России, храм был разорён, опустошён, но за девять лет ему возвращено прежнее благолепие, и сейчас здесь живой приход, который собирается на общую соборную молитву в своём храме — храме, который восстанавливался под руководством отца настоятеля руками всего прихода. Прихожане особенно остро чувствуют свою сопричастность к возрождению храма, к преодолению того разорения, которое было здесь, потому что радость воссоздания былого благолепия в порушенном храме объединяет людей и создаёт начало приходской общине. (ноябрь 2001).

Помимо богослужений в приходе собираются группы по изучению Священного Писания, церковному и христианскому пению, иконописанию, проводятся огласительные встречи (катехизация), благотворительная работа. Приход опекает две больницы — Республиканскую детскую клиническую больницу и Институт протезирования, несколько детских домов. Три раза в неделю в храме кормят около 300 бездомных. Каждый день разносят бесплатные обеды престарелым и инвалидам, живущим в окрестных домах. Работает группа милосердия, оказывается помощь беженцам, многодетным, пенсионерам. Прихожане работают с заключёнными (пишут письма, посылают книги, бельё, предметы первой необходимости). С самого первого дня в храме открыта воскресная школа, ведётся работа с молодёжью и подростками. Для взрослых прихожан устраиваются беседы по подготовке к крещению (причём крещение совершается бесплатно).

Литература

  • Паламарчук П. Г. Москва в границах Садового кольца // Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. — Москва: Астраль, 2004. — Т. 2. — С. 147—150. — 744 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-07711-1.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. — Москва: издательство Московской Городской думы, 1884. — Т. 1. — С. 451.
  • П.Н. Шармин. Церковь Благовещения Косьмы и Дамиана в Шубине // Москва. Энциклопедический справочник : Москва. — Большая Российская Энциклопедия, 1992.
  • Судариков А.В., Чапнин C.В. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. — Москва: Братство Святителя Тихона, 1993.
  • Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. — Москва: Братства Святителя Тихона, 1999.
  • Церковь св. Космы и Дамиана на Шубине (близ Тверской). М., Шерер, Набгольц и Ко, 1881.

> Примечания

  1. Софийский временник
  2. Комов Илья Олегович
  3. О храме. www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai. Дата обращения 19 сентября 2019.

Ссылки

  • Храм Космы и Дамиана в Шубине
  • Сайт катехизации храма Космы и Дамиана в Шубине
  • Храм Космы и Дамиана в Шубине
  • Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине
  • Приходской подростковый клуб
  • Церковь Космы и Дамиана в Шубине (Москва)
  • Митрополит Иларион совершил богослужение в столичном храме святых Космы и Дамиана в Шубине
  • Известный московский пастырь протоиерей РПЦ МП Александр Борисов отметил своё 70-летие
  • Храм Космы и Дамиана в Шубине отметил свой престольный праздник
  • Елена Лебедева. Храмы Святых Космы и Дамиана
  • Митр. Меркурий. Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских (храм Космы и Дамиана в Шубине) (недоступная ссылка)
  • Отпевание Галины Чаликовой пройдет во вторник в храме Космы и Дамиана в Шубине
  • Прощание со священником Георгием Чистяковым состоится в храме свв. Космы и Дамиана в Шубине
  • В московском храме свв. Космы и Дамиана в Шубине прошла панихида по Александру Галичу в день 30-летия его кончины

Церковь Косьмы и Дамиана

Каменная церковь свв. Косьмы и Дамиана («на Ржищах», «что на Шубине», «за золотой решеткой», «за Гагариным двором») стояла в Столешниковом переулке с 1626 г. Раньше на ее месте был деревянный храм, который помнил еще Дмитрия Донского. Недалеко от церкви в XIV в. находился двор знатного боярина Иоакинфа Шубы, «скрепившего своей подписью духовную грамоту Дмитрия Донского», отсюда и наименование церкви — церковь свв. Косьмы и Дамиана в Шубине.

Церковь пережила пожары и разрушения, но всегда восстанавливалась — даже вопреки приказу Петра I не вести каменного строительства в Москве. Ее пощадил пожар 1812 г., хотя весь квартал, примыкавший к храму, выгорел. Тем не менее, 1812 был печальным годом для храма: в сентябре у стен церкви наполеоновские солдаты без суда и следствия расстреляли «зажигальщиков Москвы»: «безвинные жертвы смерть претерпели» перед образом Спасителя, бывшего на стене церкви.

В 1822 г. к храму присоединили еще один придел — Воскресенский: после пожара 1812 г. прихожан Воскресенской церкви на Большой Дмитровке перевели в церковь Косьмы и Дамиана. Строительство нового предела велось под наблюдением архитектора А.Ф. Элькинского (1788-1827) на средства «прихожан и благотворителей». Тогда же была переделана апсида основного храма, а колокольня приобрела классический вид. Восьмерик колокольни «был окружен тосканскими колоннами». Однако в 1857–1858 гг. колокольню снова пришлось перестраивать: ее разобрали до первого яруса и достроили заново. Во время этой перестройки на средства братьев Ивана и Александра Борисовских был построен южный придел, посвященный свв. Косьме и Дамиану. Колокольня и новый южный придел были построены в псевдовизантийском стиле, частично они сохранились до наших дней. На средства Борисовских были также отлиты 8 храмовых колоколов. В 1887–1889 гг. на средства других прихожан — купца Д.Р. Вострякова и его жены, урожденной Хлудовой — купол, стены храма и алтаря были расписаны масляной живописью.

В 1910–1920-хх гг. регентом храма был знаменитый композитор Павел Григорьевич Чесноков. Видимо, он отпевал 8 (21) марта 1916 г. великого русского живописца В.И. Сурикова, скончавшегося 6 марта в соседнем здании гостиницы «Дрезден».

Только революция не пощадила храм. В 1922 г. он был разорен и закрыт, в 1933 г. до нижнего яруса разобрана колокольня. Здание было приспособлено под библиотеку иностранной литературы. В 1958 г. встал вопрос о сносе церкви: в Столешниковом решено было возвести многоэтажный жилой дом. К счастью, проект не был осуществлен.

Частично здание церкви было отреставрировано в 1970-е гг. Тогда была восстановлена отделка восьмерика с главкой (такой вид она имела на фотографии 1867 г.). Однако реставрация не означала передачу храма церкви. В 1980–90 гг в ней помещалась типография Хозяйственного управления Министерства культуры СССР, и только в 1991 г. в церкви возобновлено богослужение.

Церковь Космы и Дамиана в Шубине

Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин отмечает: «Впервые Столешников переулок, как Рождественская улица, упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году. Но стоявшая уже в первой половине XIV века церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, и наименование в XVIII веке переулка Шубиным заставляют предполагать, что переулок существовал в XIV веке». В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В. Маяковского есть замечательные строчки:

Люблю Кузнецкий
(простите грешного!),
потом Петровку,
потом Столешников;
по ним
в году
раз сто или двести я
хожу из «Известий»
и в «Известия».

По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского. В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.

Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно. Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М. Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы. В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».

Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества. В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.

У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.

Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением. Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов. Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне:

Матушка, Кузьма-Демьян!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма-Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!

Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел». Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния. В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.

В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную. Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.

В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет. А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок. Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей. Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют. В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем. В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка. В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.

Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали. В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя. Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».

В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.

Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта. В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен. В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».

В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р. Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г. Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли. Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен. Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.

В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось. Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века. В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография. На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г. Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.

Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу. Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.

Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт. Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко. В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.

К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма. Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос. Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.

Храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине передан Церкви

Москва, 20 ноября 2019 г.

В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 августа 2019 года № 31675 в собственность Русской Православной Церкви был передан объект культурного наследия федерального значения «Церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, XVII-XVIII вв.», расположенный по адресу: Столешников пер., д. 2-4, стр. 6, сообщает Епархия города Москвы.

Также согласно распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 20 сентября 2019 года № 37641 приходу бессребреников Космы и Дамиана в Шубине были переданы здания по адресам: Столешников пер., д. 2, стр. 2 и Столешников пер., д. 2, стр. 3.

* * *

В архивных документах впервые упоминание храма святых чудотворцев Космы и Дамиана, что в Шубине, встречается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа. В апреле 1626 года храм был уничтожен пожаром, истребившим и соседние церкви Воскресения на Вражке и пророка Елисея. В 1626 году на месте сгоревшего стали строить новый каменный храм. С этого года он и числится в приходно-расходных книгах Патриаршего приказа.

Несмотря на то что главный престол нового храма был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, среди москвичей он по-прежнему был известен как храм Космы и Дамиана — по перенесенному сюда из сгоревшего деревянного храма престолу, посвященному этим святым. Космодамианский престол до 1858 года располагался в трапезной части. И хотя в официальных документах храм некоторое время именовался как «Благовещения Богородицы в Шубине между Тверской и Большой Дмитровкой», но уже к ХVIII столетию обычной стала формулировка «Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения».

Вероятно, строительство первого каменного храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой ХVII века. Тем не менее, к 1657 году здание уже было достроено.

В 1631 году, по свидетельству писцовых книг, на церковном земельном участке находились церковь, кладбище, дворы священника, диакона, сторожа, просвирницы. Церковь с кладбищем занимала участок 19 на 19 саженей. В приходе числилось 48 дворов.

По Описной книге церквей Белого города 1657 года «церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно… огорожено надолбами изретка». В этом году кладбище было расширено на 10х14 саженей. Новое кладбище было устроено «в другом конце от старого».

В 1680 и 1683 годах в храме дважды служил Патриарх Иоаким — «Патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение», раздавая по дороге милостыню.

В 1702 году в приходе числились «двор боярский, 7 стольнических, 3 вдовьих, двор гостиной сотни, 1 подъяческой, 1 батыщиков, 2 пустых, всего 21 двор». В церковно-административном отношении церковь Космы и Дамиана в Шубине была приписана к Никитскому сороку Белого города.

К началу ХVIII столетия здание храма обветшало и в 1703 году началась его капитальная перестройка. Средств на строительство, однако, не хватало и работы затормозились. Недостроенное здание церкви пострадало от пожара в 1712 году, а после выхода государева Указа 1714 года о запрете всякого «каменного строения» в Москве и иных городах, кроме Петербурга, строительство было совсем остановлено.

Только в 1722 году последовало разрешение о возобновлении строительства: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить». Тогда в приходе церкви числилось всего 7 дворов.

Для скорейшего завершения строительства и в целях экономии средств храм был покрыт деревянной кровлей, которая «без остатка» сгорела в 1773 году во время сильного пожара в Тверской части. Сгорела и вся застройка — дома причта, хозяйственные помещения. В 1785 году в церкви был произведен ремонт, заново расписаны стены, старый иконостас был заменен новым.

Прилегавшее к церкви кладбище упразднено в 1780-1790-х годах.

Некоторые исследователи полагали, что в 1812 году, когда в Москву вошли французы, церковь Космы и Дамиана в Шубине разделила участь сгоревшей столицы. Однако, как свидетельствуют документы, храм чудом сохранился в общемосковском пожаре и даже не был разграблен захватчиками. Это редкий случай, когда здание уцелело во время пожара, в то время как все соседние строения пострадали.

В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по «повелению французского начальства» наполеоновские солдаты расстреляли «зажигальщиков Москвы» — случайно схваченных на улицах и обвиненных в поджогах москвичей. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя…

После изгнания врага, по справке, сделанной в июне 1813 года, оказалось, что «церковь в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности, серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно- и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они, священник в отведенном казенном доме главнокомандующего, дьячок и пономарь в церковной под колокольнею палатке».

Благодаря тому, что храм сохранился почти в неприкосновенности, церковная жизнь в нем была быстро восстановлена. Уже 22 декабря 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина заново освящен придел святых Космы и Дамиана. В мае 1813 года настоятель храма о. Андрей Никитин сообщал в консисторию, что церковь «к освящению стоит в готовности, только нет св. антиминса». 22 марта 1814 года главный храм был освящен благочинным Никитского сорока, настоятелем церкви св. Николая в Хлынове протоиереем Иоанном Ивановым.

В период «послепожарной» реконструкции Москвы, в 1816 году, была упразднена и разобрана соседняя церковь Воскресения Словущего на Дмитровке, а в храм святых Космы и Дамиана в Шубине переведен приход этой церкви и передана храмовая утварь.

В 1821-1824 годах под наблюдением архитектора Комиссии строений Москвы А.Ф. Элькинского (1788-1827) на средства, собранные «прихожанами и благотворителями», было осуществлено строительство северного придела, куда и перенесли престол упраздненного храма Воскресения Словущего на Дмитровке. Вероятно, тогда же была осуществлена частичная переделка фасадов главного храма и колокольни в духе классицизма.

В 1818 году рядом с церковью по линии переулка был поставлен двухэтажный каменный ампирный дом для жилья священника, дьякона и просвирни.

В 1840-1842 гг. «усердием церковного старосты, почетного гражданина Московской 1-й гильдии купца» В.И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен новый резной вызолоченный трехъярусный иконостас с колоннами, пожертвованы медные посеребренные паникадила «об трех ярусах», обновлены многочисленная утварь и ризы на иконах. В Благовещенском алтаре престол был выложен медными посеребренными листами работы Полтавцева с живописными по меди изображениями. Весной 1842 года в обновленном храме служил митрополит Московский Филарет.

Новым переделкам храм подвергся в 1857-1858 годах. Тогда, «усердием почетных граждан» А.В. и И.В. Борисовских вместо прежней колокольни была выстроена новая. Фасады, бывшие прежде ампирными, переделаны в псевдовизантийском стиле. Одновременно был построен южный придел, куда из трапезной перенесли престол во имя святых бессребреников Космы и Дамиана.

В Специальном обозрении Москвы (Тверская часть) сохранилась схема Столешникова переулка, на которой здание храма имеет номер 423. План может быть отнесен к 80-м годам XIX века, поскольку включает Храм Христа Спасителя (1881). В то же время приведенный рисунок явно воспроизводит вид храма в период с 1824 до 1857 года, еще со старой колокольней.

В 1887-1889 годах на средства купца Д.Р. Вострякова и его жены К.Г. Востряковой, урожденной Хлудовой, были расписаны масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновлены главный иконостас и иконы в нем. Малое освящение обновленного престола и храма совершил 26 ноября 1889 года епископ Можайский Александр. При совершении Литургии и молебна пел хор Галичникова «в парадных кафтанах». Спустя восемь лет, в 1897 году, с помощью Д.Р. Вострякова, выделившего на эти цели 8 тыс. рублей, был устроен новый иконостас в приделе Космы и Дамиана, обновлена храмовая живопись.

На перестроенной колокольне висело 8 колоколов. Большой благовестный колокол весил 205 пудов. Надпись на нем гласила: «1857 марта 20-го дня вылит сей колокол в Царствующем граде Москве к церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана, что в Шубине иждивением почетных граждан Александра и Ивана Васильевичей Борисовских в память покойных родителей их для поминовения Василия и Екатерины при священнике Иоанне Николаевиче Аничкове на заводе почетного гражданина Дмитрия Николаевича Самгина». Два меньших колокола, также изготовленные на заводе Самгина, весили соответственно 75 пудов и 24 пуда.

23 апреля 1922 года «для помощи голодающим» из церкви было изъято «7 пудов 19 фунтов 70 золотников серебра, 1 бриллиант, 40 драгоценных камней, риза с драгоценными камнями и крест с алмазами». В 1929 году храм был закрыт.

До 1966 года в здании церкви находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы, а затем, до 1993 года — типография ХОЗУ Министерства культуры РСФСР. Только это и спасло храм от окончательного разрушения, о чем свидетельствует сегодня установленная на здании мемориальная доска. Интерьер церкви был приспособлен под нужды типографии, к зданию сделана пристройка. У алтарей храма была устроена площадка для выгула собак.

В 1932-33 годах до второго яруса была разрушена колокольня. Рядом, вплотную к храму, пристроен высокий жилой дом с рестораном «Арагви». А в конце 1950-х годов церковь предполагалось снести полностью. В одной из московских газет за 1958 год сообщалось: «Вместо церковного здания по Столешникову пер., ныне занятого Библиотекой иностранной литературы, и других старых домов за ним до Пушкинской улицы будет построен многоэтажный жилой дом».

Этот проект не был осуществлен. В том же 1958 году в храм была переведена типография Министерства культуры. На этом настоял главный инженер типографии В.А. Светлов, лично решивший вопрос с министром культуры СССР Е.А. Фурцевой. Он же распорядился замазать краской роспись в храме, чтобы ее не уничтожили. Большая часть росписи была успешно восстановлена в середине 90-х годов XX века.

В 1970-х годах был снесен двухэтажный дом причта, выходивший фасадом на Столешников переулок.

В 1977-1979 годах в храме проводились реставрационные работы (автор проекта реставрации — архитектор О.В. Череватая). Был частично восстановлен облик главного храма, реставрировано его завершение с барочной главкой и золотым ажурным крестом.

В северном портале церкви уцелели кованые железные двери, относящиеся, как полагают, к первой четверти ХVIII века — времени строительства храма. К востоку от южного портала в наружной стене сохранилась белокаменная закладная доска. Ограда церкви, появившаяся в ХVIII в., неоднократно заменялась при очередных ремонтах. Во время реставрации она была частично восстановлена в своем последнем варианте.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II летом 1991 года в храме возобновлено богослужение. Настоятелем храма назначен священник Александр Борисов.

14 июля 1991 года, в день памяти свв. бесср. Космы и Дамиана, в Риме пострадавших, был совершен водосвятный молебен с крестным ходом вокруг храма. Служение возглавил благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Диваков с участием священника Александра Борисова и духовенства соседних храмов. Первую Литургию состоялась 19 декабря 1991 года, в день св. Николая. С декабря по ноябрь 1992 года богослужения совершались в небольшой комнатке (площадью 36 квадратных метров) на колокольне, т.к. в храме продолжала работать типография. Только однажды — на Пасху 1992 года — Литургию в основном храме служили среди станков. Это была первая Литургия после 60-летнего перерыва в храме святых бессребреников Космы и Дамиана и символично, что это были пасхальные богослужения. В ноябре 1992 года из храма вывезли типографские станки, в северном приделе был освящен престол для совершения Литургии.

Сайт храма: www.damian.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *