Крест на могиле

Содержание

Как установить православный крест на могилу?

Смерть – это часть жизни. Какой бы длинный не был жизненный путь, когда-то наступает вечный сон. И тогда остаются лишь слезы близких, которые тоскуют о том, кто ушел от них. За этим следуют похороны, которые нужно провести по всем обрядам, в том числе важно поставить крест на могилу. Казалось бы, ничего сложного в этом нет, просто берете и делаете, однако, это только на первый взгляд. Начнем с того, что большинство жителей нашей страны являются православными христианами, поэтому поставить памятник тоже нужно православный. Но тут возникает большое количество вопросов, если собираетесь сделать все по правилам. Так как сделать так, чтобы, угадать размер? Можно ли создать символ своими руками, чтобы он был красивый и вызывал чувство того, что усопший не будет испытывать беспокойство в своем вечном сне. На все эти вопросы, постараемся ответить.

Где ставят крест на месте захоронения?
Какой вариант лучше всего поставить?
Дубовый крест на могилу
Металлический крест на могилу
Кованые кресты на могилу
Крест на могилу из гранита
Мраморный крест на могилу
Куда ставят крест на могиле?

Где ставят крест на месте захоронения?

Данный атрибут на землю размещают с давнего времени. Принято хоронить человека, обратив головой на Запад, для того, чтобы он мог смотреть за тем, как восходит солнце. В различных регионах есть свои собственные правила, которые диктуют, где именно должна быть установка. Например, у русских людей зачастую установка происходит в ногах, и это по-своему правильный вариант. Ведь умерший может «смотреть» на распятие и молиться на него. Однако порой его предпочитают установить в голове, поскольку это может символизировать победу над дьяволом. Здесь нужно заметить, что к основанию порой могут приделывать фотографии лица покойника. Но делать этого не нужно, лучше просто повесить табличку, где будет указано имя, дата рождения и смерти.

Какой вариант лучше всего поставить?

Виды могильных памятников могут быть самые разные, как и его размеры. Ведь пропорции могильного распятия напрямую зависят от того, кто умер. Пропорции могут сильно отличаться, если, например, умер ребенок, тогда устанавливают небольшое изделие. Если взрослый был уже более чем преклонного возраста, тогда конечно, подойдет большой литой крест.

Место захоронения всегда знаменуется небольшим холмиком на кладбище. На этом месте обычно ставится модель из дерева, на изготовление которой не тратится особо много времени. Некоторые предпочитают сделать резной вариант, но это более сложно. Когда пройдет немного времени, земля осядет, можно будет обновить крест, сменив его на металлический вариант.

По этому поводу можно обратиться за советом к служителям церкви. Например, те же священники, советуют выбрать образец с распятием, а размеры уже выбираются исходя из того, кто был похоронен. Деревянный крест может быть изготовлен из бука, сосны, дуба. Изготовление происходит в несколько этапов. Сначала рисуют чертежи, затем материал проходит обработку специальным составом, покрывается лаком. Это позволит кресту прослужить дольше. По желанию клиента можно выполнить крест в золотом сечении или добавить декоративной резьбы.

Отметим, что деревянный крест не отличается долговечностью. Так что лучше согласиться в пользу металлического образца. Выглядеть это будет помпезно, служить долго, устойчиво перенесет разные погодные перепады.

Вообще церковь не поощряет лишней роскоши на кладбищах. Не так давно стало популярно ставить памятники из мрамора или же из гранитного камня. Если сделали выбор в пользу подобного, то знайте, что ставить можно только через год после захоронений, потому что только в это время земля хорошо осядет. Также существует поверье, что только через год душа умершего может покинуть землю и вознестись на небо. Итак, существуют следующие виды крестов:

  • Деревянный;
  • Металлический;
  • Гранитный;
  • Мраморный;

Дубовый крест на могилу

Несмотря на то, что деревянные изделия недолговечны, если сделать православный крест из дуба, он может быть не хуже, чем, например, из металла. Если сравнивать его с прочими аналогами, которые делаются из другого дерева, то дубовый вариант наиболее долговечный, потому что обладает высокой влагоустойчивостью.

Для того чтобы обеспечить дополнительную защиту от внешних воздействий – солнца, дождей, мороза, поверхность дерева проходит обработку антисептиком, лакируется. Еще бывает пропитывают смолой основания изделия. Конечно, с гранитом или с металлом по крепости подобный выбор тягаться не может, однако, если останавливаться на дереве, дуб будет самым оптимальным, надежным и продолжительным по службе.

Металлический крест на могилу

Любые изделия, изготовленные из металла, ценятся за прочность, устойчивость.

Существует несколько видов крестов из металлического материала. Они могут иметь разные размеры и формы. Бывают случаи, когда модель делают своими руками, и такие результаты тоже по-своему красивые. Однако лучше будет, если обратиться к специалистам, которые смогут использовать чертежи, создающие более выигрышный вариант, чем самодельный. Можно заказать сварной, который считается наиболее экономичный, и окрашивается в черный или серый цвет.


Существуют еще методы холодной ковки или кованые вручную. Изготовленные мастерами кресты вручную, представляют порой целые шедевры. Если металлические кресты простые в исполнении, то чертеж почти не требует внимания. При художественной ковке чертеж или рисунок понадобятся обязательно. Простой металлический крест на могилу подойдет далеко не всем, потому что выглядит грубо и не очень красиво.

Еще весьма простым способом изготовить символ на место вечного сна является вариант из профильной трубы. Обычно такой крест изготовляют своими руками, выглядит он не очень опрятно и красиво.

Кованые кресты на могилу

Теперь стоит рассмотреть более подробно именно кованые кресты. На сегодняшний день есть различные эскизы, которые поражают красотой и оригинальностью. Главной отличительной особенностью их является то, что кованые модели можно изготавливать, добавляя к ним любую декоративную резьбу.

В материале часто используется витой порошок. Применяется он в ручной ковке, когда делом занимается исключительно профессиональный кузнец, поэтому работа получается действительно красивая и необычная.

Железный крест на могилу

Такой вид представляет собой золотую середину. Он не сильно подвержен разрушающим факторам, но при этом имеет доступную цену. Железный вариант весьма долговечный, его нужно только подкрашивать, вовремя ухаживать, не запускать. Если нужен еще более крепкий образец, можно предпочесть чугунные модели. Они хороши тем, что очень прочные, но при этом тяжелые.

Крест на могилу из гранита

Одна из самых прочных и долговечных моделей – гранитный памятник, который можно изготавливать в разных формах и видах. Ведь гранит — натуральный камень горной породы, который отличается высокой плотностью, прочностью. Хотя цена на подобное надгробие будет несколько более высокая, чем на монументы из металла, однако здорово экономятся финансы, а также время и силы в плане обслуживания и ухода. Реставрация почти не требуется, поскольку такие варианты памятников могут простоять целые годы, столетия.

Хорошо еще то, что это могут быть образцы из белого или черного гранита, на выбор того, кто ставит. Выглядит все это красиво, и в тоже время, немного тоскливо, то есть, как и должна выглядеть память в честь усопшего.

Мраморный крест на могилу

Без сомнения, мраморное изделие будет выглядеть безупречно, потрясающе красиво и дорого. Модели из мрамора способны несколько отличаться в плане характеристик. Это вариант из камня, который выглядит более нежно, чем гранит, потому что структура у мрамора более нежная и мягкая. Поэтому намного легче изготовить разные необычные формы, узоры, декоративные рисунки.

Изделия из мрамора хотя и не выглядят так величественно, как гранитные, но они намного более аккуратные, элегантные, благородные. Белый мрамор значительно отличается от прочих памятников и надгробий, ведь они словно бы светятся, означая торжество вечной жизни, которую встречает усопший в другом мире.

Куда ставят крест на могиле?

Православные традиции суровы, поэтому, когда происходит церемония погребения, часто возникает вопрос, где ставят, в ногах или в голове, символ православного бессмертия. Почему происходит так или иначе, какие на это есть основания и верования? Отвечая по традиции православной веры, ставится символ в ногах усопшего. Объясняется это тем, что мертвый может молиться, глядя на крест и распятие. Но можно ли ставить в головах покойника? Можно. Потому что существует еще другая традиция в плане веры, что человек понесет данный символ как победу над нечистой силой. Правда, нужно отметить, что среди православных данная легенда не слишком прижилась, поэтому в большинстве случаев выбирается первый вариант. Все же, некоторые христиане предпочитают ставить так, как указано во втором случае, поскольку им больше нравится традиция, гласящая о победе над Сатаной. Это уже как кто пожелает, поскольку у каждого свое виденье загробной жизни, в которую погрузится каждый из нас.

Не нужно воспринимать смерть, как нечто ужасное. Возможно, это всего лишь конец этой жизни и начало чего-то более великого и лучшего. Это часть жизни, которую не обойдешь, и все равно придешь к определенному итогу, который следует для всех без исключения. Поэтому важно почтить память того, кто ушел раньше, и обеспечить достойный монумент, который позволит выразить уважение к тому, кто, возможно, еще не так давно был с нами. Важно только, чтобы изделие было качественным и могло стоять ни один год, стойко перенося разные перепады температур и прочие погодные условия.

Если нужно заказать монумент на могилу из разного материала, то готовы предоставить ссылку на компании, которые предоставляют такого рода услуги. Цены и товары клиент уже сможет согласовывать напрямую с фирмой, уточняя детали.

Читайте также: оградка своими руками

Почему православные хоронят головой на запад, а крест ставят в ногах

Во всех христианских церквях есть каноническое требование хоронить усопшего так, чтобы его лицо было обращено на восток. Для этого голова должна быть обращена на запад. У обычая есть несколько оснований.

Узреть Спасителя

Согласно откровению Иоанна Богослова (также известное как Апокалипсис), приход Спасителя перед Страшным Судом ознаменует воскрешение из мертвых. Иисус Христос придет с востока, а потому покоящиеся головой к западу первыми увидят Его.

Древний канон

Согласно Писанию, после распятия тело Иисуса по иудейскому погребальному канону уложили в пещере-гробнице лицом на восток. Отсюда традиция класть покойных именно таким образом в христианство.

Из тьмы во свет

Наконец, такое положение покойного имеет и символическое значение. Солнце восстает на востоке и заходит на западе, что понимается как движение от тьмы к свету, от бренного мира к вечной жизни. Смотря на восток, умерший словно обращает свой взгляд к Царству Божию.

Как ставить крест на могиле

Православные расходятся во мнениях о том, как ставить крест на могилу: в изголовье или в ногах.

Согласно одной традиции, крест следует ставить в ногах покойного, распятьем в сторону чела. По другой, крест должен стоять за головой покойного. Хотя канонические церковные догматы не дают ответа на вопрос, у каждого из версий обряда есть обоснование.

Крест в ногах, распятье обращено к умершему

Хотя споры идут до сих пор, большинство русских православных священников согласны в том, что нет принципиальной разницы в том, где следует устанавливать крест. Основной смысл креста на могиле состоит в том, чтобы указать, что в могиле покоится христианин. Поэтому ни один из вариантов не является ересью, и крест чаще ставят согласно местным традициям.

Чаще на Руси ставят крест в ноги распятьем в сторону усопшего.

Крест в ногах как духовная опора

В таком случае крест несет символическое значение духовной опоры и вечной жизни. Когда в соответствии с христианскими догматами произойдет воскресение мертвых, первым, что увидит умерший в день Страшного Суда, станет священный символ распятия. Другая причина установки креста в изножье могилы заключается в том, что при наступлении Воскресения восставший из могилы сможет опереться на него. Таким образом, крест выступает как источник света для души и опора для тела.

Обычай располагать крест в изголовье больше распространен у католиков и православных, живущих в европейских странах. Такое расположение олицетворяет победу Спасителя над дьяволом. Некоторые считают, что, воскреснув, умерший христианин понесет крест как хоругвь.

Возможно, вам будет интересно:

  • Храмы на кладбищах Москвы
  • Как хоронят староверы
  • Записка в церкви о упокоении — как писать и когда

Почему на одних христианских могилах крест ставят в ногах, а на других — в изголовье

За 2 тысячи лет существования христианство превратилось в ведущую мировую религию, которая имеет последователей на всех материках нашей планеты. Неудивительно, что даже самый узнаваемый символ религии отличается разными формами, размерами и применением.

Даже на кладбищах христианский крест устанавливают по-разному. Многие думают, что православные устанавливают крест в ногах, а лютеране и католики — в изголовье. Но это не так. Вернее, не всегда так.

Кресты на кладбище

Крест в христианстве является объектом, который почитают почти во всех христианских конфессиях (кроме мормонов, иеговистов и молокан). Но в первые годы зарождения христианства он был далек от статуса священного символа. На тот момент верующие воспринимали крест как насмешку над страданиями Иисуса, орудие его убийства.

В еврейском алфавите была буква «тав», которую рисовали в виде обычного креста. Этим знаком помечали рабов и скот. Отсюда же осталось и выражение «ставить тавро». Такое отношение верующих к кресту можно было понять.

Вместо креста рисовали другие символы, каждый из которых что-то обозначал: голубь — Святого Духа, якорь — милосердие, рыбы — христианскую веру. Только в IV веке византийским императором Константином крест был признан священным знаком для христиан.

По христианским традициям покойников на кладбищах хоронят головой на запад и ногами в сторону востока. Именно так был захоронен Христос. В Новом Завете говорится, что перед концом света Христос воскреснет, появившись молнией с востока. И воскреснут усопшие, чтобы предстать перед Судом Божьим. И сразу же смогут узреть Христа.

Крест в ногах символизирует опору и вечную жизнь. Но если при захоронении крест установлен в изголовье могилы, то он символизирует священное знамя, которое человек понесет после воскрешения. В данном случае крест будет символизировать победу на злом.

По этому поводу из Минской епархии был дан демократичный ответ: «Практика установки креста не является прописной истиной. Поэтому лучше придерживаться тех традиций, которые существуют в конкретном регионе, где человек обитает».

Как говорят сами церковнослужители, расположение креста больше зависит не от церковных догм, а от местных обычаев и религиозных убеждений родственников покойного. Поэтому крест можно устанавливать и в изголовье, и в ногах. Хотя первый вариант популярнее в католических странах, а второй у православных.

Однако православные священнослужители также имеют разногласия по этому поводу. Так, одна из строчек книги «У Бога все живы» повествует о том, что крест должен возвышаться над могилой христианина. Согласно этому канону, strong>православный крест на могиле должен устанавливаться в ногах.

Священник Олег Моленко ответил на вопрос следующим образом: «Когда мертвые воскреснут, они должны будут увидеть крест как символ своего спасения. Те же, у кого из-за невежества или по другим причинам крест был установлен в изголовье, могут разве что удариться головой о его основание».

Отец Афанасий (Гумеров) заявил: «По православным обычаям хоронить покойника следует головой на запад, чтобы он видел восход. И крест Христов ставят у ног усопшего, чтобы увидели они лицо Спасителя, когда придет час».

Как видим, существуют разные толкования о способе установки креста. Поэтому каждый может сам решать: следовать своим убеждениям или придерживаться той традиции, которая существует в его регионе проживания.

Ранее мы уже рассказывали о том, как правильно носить нательный крестик. В этом вопросе гораздо больше определенности. Заодно узнай, можно ли носить крестик умершего родственника. Ответы священнослужителей порой сильно удивляют.

Рассказывай, что думаешь по этому поводу.

Катехизация (воскресная школа для взрослых)

… … …
В соответствии с Русской Православной традицией Крест на могиле ставится в ногах покойника. Этим выражена вполне определённая символика: усопший молится, глядя на Крест.

То есть Крест ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом.

Впрочем существует и другая традиция — ставить Крест во главе покойного. Согласно той традиции установленный в изголовье Крест человек в будущем воскресении несёт как хоругвь, как Символ победы над сатаной.

Но, стоит отметить, что эта традиция не совсем прижилась. В русском народе хоронят покойника по Православному обычаю головой на Запад и, соответственно, лицом на Восток, чтобы он мог видеть восход Солнца. Солнце ведь рождается на Востоке, но умирает на Западе. Положение покойника выражает безмолвную молитву и стремление следовать от мрака к Свету, от Запада к Востоку, от этого земного мира в вечность.

Перед концом света Христос придёт с Востока, где по Библии находится Рай. И когда он придёт, мертвые должны увидеть Его лицо, а Христос должен увидеть лица покойников. В ногах покойного ставят крест Христов.

Храмы православные строят тоже так, чтобы верующие во время молитвы стояли лицом на Восток.

С глубокой древности идет обычай ставить на могилах православных христиан не памятники, а Кресты… … …

Поклонные кресты

Проезжая по юго-западному краю, весьма часто можно увидеть кресты на дорогах. Иногда вы встретите такие кресты в местах удаленных от поселений, диких и глухих, например, в лесах, на полях, горах, но все-таки при дороге или вблизи ее. Но обыкновенно кресты эти стоят при въезде в село, местечко, город, а часто и среди них, на площади. Нередко также они стоят при речках, ставах или прудах, особенно при мостах или на самих мостах. Везде эти кресты почти всегда деревянные и высокие. Форма их большей частью самая простая, образуемая коротким поперечником к верху прямого высокого столба.

Но случается, что на средокрестии бывает ободок или кружок, охватывающий углы его, вверху косо положенная дощечка, а три верхние конца оканчиваются шариками, конусами, или же бывают расширены и вогнуты. Бывает, что на кресте есть живописное, а чаще резное изображение распятия с обыкновенными прибавками, как-то: головою или черепом внизу, а по бокам копьем, губкой на шесте, лесенкой и проч. Изредка встречаются по поперечным концам изображения святых, особенно Богоматери, Иоанна Крестителя, ангела. Также редко, но все же встречается на средокрестии икона, иногда углубленная в него и застекленная. А рядом с крестами при реках, станах, мостах можно иногда видеть изображения св. Иоанна Крестителя на особом столбе или пьедестале, или же стоит одно такое изображение без креста, который находится в руке Крестителя. Встречаются статуйные подобия изображения и других святых, но это в особенности там, где гуще расположено население католическое. Простые кресты почти всегда непокрыты; если встречаются на них покрышки из треугольников, обнимающих три верхние конца креста, — так это редко. Но такие покрышки всегда есть на крестах с изображением распятия или образом в средокрестии; часто такие кресты имеют полную четырехсторонную, продолговатую крышу.

Придорожный крест. К.К. Романов, Ф.М. Морозов. 1926 год

И простые кресты, и тем более кресты с распятием бывают иногда огорожены круглыми или квадратными решеткой, перилами или просто плетнем. Изредка встречается, что кресты с распятием вставлены на высокий каменный киот или под навес, имеющий позади стенку, а спереди опирающийся на деревянные или каменные колонки. Такие навесы имеют и вид балдахинов, встречаясь в этом виде особенно над колодезями, где они прикрывают и крест, и колодезь. Иногда такие балдахины переходят, наконец, в род беседки, даже каплечки или нашей часов­ни — со стенками и окошками. На самих распятиях с половины из них есть привески вроде передничков, или, как говорят в Белоруссии, фартушков, как и называются там обыкновенно такие привески. Иногда распятие опоя­сывается лентой, даже полотенцем (ручником). Но часто встречается, что такие привески, опоясывания есть и на крестах простых, без распятий, прицепленные к средокрестию, нередко случается, что таких привесок бывает много, причем еще у подножия креста можно видеть кло­чья прогнивших и сползших привесок или же нарочно сорванных за гнило­стью, растрепанностью. Иногда кроме этих полотняных, ситцевых, белых и цветных привесок можно видеть шнурки ожерельев и другие вещи. Весной, летом на таких крестах и распятиях можно увидеть венки из цветов или же просто цветы, засаженные за пояса на кре­сте или на распятии.

Значительная, если даже не большая часть описывае­мых крестов, особенно тех, которые стоят в селах или вблизи их, — без над­писей. Но другие имеют такие надписи, в одних местах на русском или сла­вянском, в других — на польском, изредка и латинском. Славянские или русские надписи видны на крестах новейших, но славянские попадаются и на старых. Надписи эти делались или на особых дощечках, прикрепленных к кресту, или на самом кресте под распятием, или сзади креста, если он с распятием, или вообще вдоль и поперек лицевой стороны, если крест без распятия. Эти надписи часто приглашали к молитвам за умерших. Часто они состояли из слов: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас! или: Помилуй нас, Господи, помилуй! или из польского: od powietrzu, gtodu, ognia i woyny zachoway nas, Panie! Или еще — из других молитвенных слов. Часто также в них говорилось, когда, по какому поводу или кем был поставлен крест. Очень часто поводом служили эпидемии — общие, как холеры 1830-1831 и 1847-1848 и 1852 гг., или местные. Часто также особенного повода не указывалось, а обозначался только строитель или строители, которые, поставив крест во славу Божию, просят у прохожих молитвы о себе. Как одна из самых общих черт этих крестов та, что они ставятся при дорогах, то есть придорожные, хотя подобные придорожные кресты ставятся, на­пример, на площадях, горах, при реках и прочее.

Формы крестов

По исследованиям археологов изображение креста имело следующие формы:

  • Крест в форме буквы X (decussata), называемый крестом св. апостола Андрея, который, по преданию, был распят на таком кресте.
  • Крест в форме буквы Т (commissa, patibulata) — такой крест у язычников был символом жизни, счастья. Было мнение, что на таком именно кресте был распят Спаситель наш, почему буква таи у древних писателей часто означала крест (см. Послание Варнавы). На древних могилах христианских открывают иногда изображение креста в этой форме. Думают, впрочем, что христиане, особенно в Египте, могли изображать на гробах букву Т как иероглифический символ жизни будущей, каким был этот знак у здешних язычников.
  • Крест (immissa) в привычной для нас форме. Эта форма общеупотреби­тельна. Св. Ириней говорит о кресте, что он имеет составов, концов и верхов пять: два в длину, два в ширину, один в средине (Lib. II. с. 24).

Поклонные кресты на могилах староверов

Блаженный Августин (354-430 гг.) говорил: «Была (в кресте) широта, на которой простерты руки; была долгота, подни­мающаяся из земли, на которой пригвождено тело; была высота, выступаю­щая вверх от того поперечного древа». Вообще святые отцы любили применять к кресту выражение святого апостола Павла: «да возможете разумете со всеми свя­тыми, что широта и долгота и глубина и высота, и в образе четырехстороннего креста указывали символ всеобъемлющей любви Божией, все­сильного Промысла, простирающегося на все четыре стороны мира, иначе — весь мир». Можно думать, однако же, что изображение креста в указанном виде окончательно сделалось всеобщим со времени Константина Великого и его знаменитого видения креста. После этого видения, повторившегося во сне, Константин приказал сделать знамя в виде креста, которое, по описанию Евсевия, видевшего это знамя, было устроено так: «на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Вверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показыва­ли имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из средины которых вы­ходило Р. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат — царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на рее, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение боголюбезного царя и детей его. Это-то спасительное знамя служило для него оборонительным оружием на врагов, и он приказал во всех войсках носить подобные ему».

По описанию Евсевия должно судить, что новое знамя Константина имело именно третью форму креста +. Это знамя или хоругвь (labarum у римлян), которое обыкновенно носилось в войске Константина и у которого оно молилось торжественно, послужило, заметим, кстати, первообразом хоругвей, носимых доныне в крестных ходах у христиан западных и восточных. Что касается крестов с распятием, то если не с первых веков, то по крайней мере с довольно далекого време­ни распятие окружалось орудиями страданий Господа и другими предмета­ми, упоминаемыми в евангельском повествовании и распятии, также неко­торыми особенно символическими изображениями. Таковые: копье, трость, губа, титло вверху, голова или череп внизу, солнце, луна и др. Значение последних прибавок, т. е. солнца и луны, может быть известно менее дру­гих. Итак, скажем, что изображение солнца при распятии напоминало, по мнению одних, затмение солнца, последовавшее за последним вздохом Христа, по мнению других, солнце было здесь символом Божества, сияющего собственным светом, а луна, как тело темное, заимствующее свой свет от другого и подверженное переменам возраста и ущерба, была симво­лом немощной человеческой природы, соединенной с Божеством во Хри­сте. По обеим сторонам распятия часто ставились в древности изображе­ния Божией Матери и св. Иоанна Богослова, стоявших, по Евангелию, у креста Господня. Обыкновеннее всего они помещались на оконечностях по­перечной части креста с выражением глубочайшей скорби и с надписью: се сын твой, — се мати твоя. Впоследствии вместо Иоанна Богослова при кресте или на кресте вместе с Божией Матерью изображался и Иоанн Кре­ститель, что объясняется, конечно, изображениями в древних крещальнях, где при образе креста или Господа был, как мы видели, образ Крестителя. Такое изображение издавна получило у нас название Деисус.

Поклонные кресты на Руси

Теперь, если несомненно, что обычай водружать кресты при дороге, на полях, при входах в села и т. п. есть древний, христианский, православ­ный обычай, то естественно ожидать, что он явится и в земле русской! В самых первых христианских преданиях Руси мы уже встречаемся с обычаем ставить кресты на открытых местах. Кресты эти и у нас ставились почти при тех же случаях, поводах, какие видим в древней христианской церкви, хотя такие поводы могли проявляться у нас своеобразно, и самый обычай ставить их мог иметь своеобразное выражение.

По древним преданиям Руси водружение креста соединялось с началом христианской проповеди и служило знаком будущего или на­чинающегося торжества христианства над неверием.

Придорожный поклонный крест в Ленинградской области, д. Старые Смолеговицы

Так, св. Нестор летопи­сец сообщает, что св. апостол Андрей, бывший на горах киевских, на одной из них водрузил крест, причем сказал ученикам своим: «видите ли горы сия? Яко на сих горах воссияет благодать Божия, и град будет велик, и церкви многи созиждет Бог». Другие преда­ния прибавляют, что, поднявшись далее Днепром и достигши Новгорода, он невдали от него водрузил крест на месте, называемом теперь Грузино, в ста­рину Друзино. Еще далее, переправившись по Ладожскому озеру на остров Валаам, он ниспровергнул здесь идолы Перуна и Велеса и на месте их ста­вил каменные кресты. Каково бы ни было общее значение этих преданий в церковной истории, но упоминаемое в них водружение крестов имеет для нас смысл исторический: христианское предание народа помнило, привыкло представлять, что при начале христианской проповеди водружалось знаме­ние креста как знамение будущего или начинающегося торжества христиан­ства над неверием.

По свидетельству императора Константина Багрянородного, в земле печенегов (на юге Руси) еще в X веке в числе дру­гих памятников христианских, среди развалин древних городов находимы были каменные кресты, вырезанные из тофуса (гротный камень, мягкий, ноздреватый). Конечно, кресты эти делались не для поднятий на верхи хра­мов или домов. Они ставились отдельно, может быть, впрочем, на кладби­щах и могилах. Но касательно десятого века мы имеем более близкие пре­дания. Св. равноапостольная Ольга, которой крестивший ее патриарх Полиевкт дал крест, предрекши ей славу просветительницы и благословение от сынов русских от последнего рода, хотела водружением крестов заранее приготовлять землю русскую к освещению этим спасительным знаменем веры. Будучи в местности нынешнего Пскова и стоя на бе­регу реки Великой, в том месте, где в нее впадает другая река Пскова и где тогда был густой лес и многие дубравы, она увидела три светоносные луча, как бы падающие с неба на крутое возвышение противоположного берега. Видели этот свет и окружающие ее. Возрадовалась Ольга такому видению и возблагодарила Бога, веруя, что оно предзнаменовало просвещение страны благодатью Божьей. «Разумейте, — сказала она окружающим, — что на этом месте, освещенном тремя солнечными лучами, будет храм пресвятой Трои­цы, будет также великий и богатый город». Затем, помолившись, равноапо­стольная княгиня водрузила на том месте крест. Этот крест был взят впо­следствии в Троицкий кафедральный собор и там сгорел в 1509 году, а в 1623 году заменен другим, похожим на него. Св. Ольга поставила также кресты в Никольском погосте на реке Нарове и в других местах псковской стороны. Некоторые из них были еще видны в XVI веке. На месте, где стояла и имела видение св. Ольга, напротив псковского кремля и Троицкого собора, находится теперь часовня блаженной княгини при источнике, из которого летом и зимою струится чистая вода, имеющая целебное свойство. Но заметим в особенности связь водружения крестов с насаждением веры Христовой. «Нача, — говорит об Ольге жизнеописатель ее, — требища и кумиры со­крушать и в тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же те Хри­стовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Заметим также, что часовня, заменившая Ольгин крест, стоит при источни­ке, освященном цельбоносную благодатию.

Поклонный деревянный крест 1663 года в часовне свв. апп. Петра и Павла

Ставил ли кресты св. Владимир, подобно Ольге? Надобно ожидать, что он подражал бабке, память которой была для него одним из сильных побу­ждений к принятию христианства. Быть может, намек на это можно видеть в следующих словах митрополита блаженного Иллариона, в похвале его св. Владимиру: «Великий Константин с матерью своей Еленою утвердил веру, когда принес крест из Иерусалима и разослал части его по всему миру; а ты утвердил веру с бабкой твоею Ольгой, принесши крест из нового Иеруса­лима, града Константина, и поставив его на земле своей». В другом месте, изображая торжество в Руси христианства над язычеством, блаженный Ил­ларион говорит: «капища разрушены, и церкви воздвигаются; идолы низвер­гаются, и явились иконы святых; бесы убежали и крест освятил города». Можно в особенности ожидать, что равноапостольный князь поставил крест на месте общей, так сказать, крещальни русской, над Днепром, где крестил­ся по его призыву народ. По выражению памятников, место это со времени крещения киевлян считалось святым, но церковь на нем поставлена уже позже, а до того времени оно святилось стоявшим на нем крестом или ча­совней в виде крещальни. Говоря о крестах времени св. князя Владимира, мы не можем не остановиться на следующем важном указании из его цер­ковного устава. В этом уставе в ряду преступлений, предоставленных кня­зем церковному суду, исчисляются следующие: «церковная татьба, мертвецы сволочат, крест посекут, или на стенах трески емлють из креста». Выраже­ние «мертвецы сволочат, крест посекут» мы объясним ниже, заметив пока только, что под крестами, ограждаемыми законом от посечения, могли разу­меться и вообще кресты, поставленные на открытых местах, может быть, на местах прежних требищ и кумиров, где ставила кресты и Ольга. Обратим внимание на выражение «на стенах трески емлють» из крестов.

Кресты изображали на стенах храмов и домов

Обычай выставлять изображение креста не только на верху храмов, но и наружных стенах их, также на стенах домов был известен с глубокой древности. Владимир и современные ему христиане узнали о нем от своих учителей в вере. И вот, они вводят у себя этот обычай, выставляют кресты на стенах храмов, а более набожные, вероятно, и на стенах домов, хотя кресты эти еще следовало ограждать законом от христиан дурных или, по древнему выражению, двуеверных, а может быть и язычников.

Крест Поклонный. XIII век. Новгород

Обычай выставлять крест на наружной стене храма удерживался некоторое время в Руси, но на западе, а по местам и в западной Руси, он удержался до последнего времени, — с тем, что он большею частью находится уже в притворе сейчас со входа в церковь; вместе с тем удержался обычай выставлять крест на наружной стене, особенно со входа дома, но уже не частного, а назначенного на какое-либо богоугодное дело, например, больницу, богадельню.

Кресты ставились в ознаменование утвержения веры

Долго еще после Владимира шла на Руси борьба христианства с язычеством и мусульманством, ознаменованная славными победами первого над последними: и когда неверующие обращались к вере, то не раз приходилось крестить их не в храмах, а в реках. Каждое подобное торжество христианства, как естественно и предположить, ознаменовалось построением священных памятников и если не церквей, то часовен и крестов. Укажем в особенности на землю псковскую, муромскую, суздальскую, где русскому христианству приходилось вести довольно упорную борьбу с язычеством и мусульманством после того, как на юге России оно уже прочно утвердилось.

Известны подвиги св. Авраамия Ростовского, который апостольским жезлом, имевшим наверху крест, сокрушил идол Велеса и обратил ко Христу многих язычников — жителей Ростова.

Крест святителя Авраамия Ростовского. Копия старообрядческого литья

Известно также апостольство св. Леонтия, епископа Ростовского (ум. около 1077 г.), силою креста, с кото­рым он выступил против восставших на него язычников, и преклонившего сердца их к вере Христовой. В Муроме особенно славен апостольский под­виг св. Константина (Ярослава Муромского, ум. 1129 г.), который после му­жественной борьбы силою веры и слова покорил упорных язычников своей вере. Вообще же в суздальской земле торжество русского христианства окончательно утвердилось со времени Андрея Боголюбского, боровшегося, впрочем, не столько с язычеством, сколько с мусульманством, жившем в соседнем богатом племени волжских болгар, хотевших некогда обольстить и Владимира. В 1164 году Андрей одержал над болгарами славную победу, которая пришлась в одно время с победою, одержанною греческим импера­тором Маниулом над сарацинами мусульманами.

Стерженский крест. 1133 год. Озеро Стержь. Осташковский район. Тверская область

Оба государя приписали это дело победной силе креста и по взаимному соглашению установили или подтвердили новый праздник святому кресту 1-го августа, во время которо­го в Константинополе, а потом и Руси совершались крестные ходы. Эта, конечно, сила креста помогла Андрею обращать к вере болгар, даже евреев, что летопись относит к славе этого боголюбивого князя.

Намогильные и обетные кресты

Кроме крестов, ставившихся на местах разрушенных идолов, или вооб­ще в знамение будущего или начинающегося торжества христианства над неверием, ставились еще у нас кресты над могилами. Описывая похоронные обычаи славян русских племен в язычестве, препо­добный Нестор летописец говорит, между прочим, что они сожигали мертве­цов на кострах или колодах, потом кости или пепел их собирали в сосудину малу и ставили на столпе при путях. В житии св. благоверного князя Константина (Ярослава) Святославича, просветителя муромской земли, го­ворится еще, что такие сосуды ставились также на столпах при распутьях или перекрестках. Потому что у некоторых славянских племен (например, у чехов) во времена языческие происходили на перекрестках игрища с переряживаньями или в масках, чем и хотели представить страшные образы мертвецов. Народ наш и доселе питает суеверный страх к перекресткам, думая, что здесь собираются души умерших, также лешие и перешедшие в бесов.

Не лишним для нашей цели будет заметить также, что обычай ста­вить остатки умерших на столбах, при дорогах и перекрестках был не исключительный; хоронили умерших и в земле, причем над могилою насыпали холмы или курганы, а в могилу с мертвым клали ременные плетенки, либо привешивали такие плетенки из ремня, ветвей, к столбам, на которых были урны с прахом, к деревьям, близким к могиле, — для того, чтобы плетенки эти служили лесенками для умерших при выходе их из загробного мира; наконец, хоронили иногда на горах, также при источниках, реках, вообще при водах, так как водный путь считался у язычников путем в мир загроб­ный. Но повторяем, обычай хоронить или ставить урны на столбах, при до­рогах и распутьях или перекрестках был главным из похоронных обычаев наших предков в язычестве; без сомнения, он должен иметь свой нравствен­ный смысл, свое значение для их жизни. Очень возможно, что он имел для них тот же нравственный смысл, как и для древних образованных язычни­ков: т. е. придорожные могилы или придорожные столбы с урною должны были напоминать прохожему о тленности человека.

Но можно думать, что эти могилы и столпы имели еще особенное общественное значение. Извест­но, что при переходе первобытных людей от жизни кочевой, скитальческой к оседлой, первым пунктом оседлости их служат большею частью могилы отцов, кровных. Они служат первой поземельной собственностью, отчи­ною для поселенцев, обозначают межи или границы, поземельные владения семейств, родов, племен, границы, дающие направления и дорогам. Вот по­чему чур (дед, прадед умерший) и домовой (тоже возникший из почитания умерших родоначальников) представляются по старинным верованиям ох­ранителями границ, дома, двора, усадьбы, владения. Вот почему нарушение межевых знаков и уничтожение или передвижение межей чужих считалось исстари тяжким религиозным преступлением: здесь было не только посяга­тельство на чужую собственность, но и оскорбление памяти, чести, праха отцов. Вот почему, наконец, слово чур, утеряв первобытное значение свое, стало означать рубеж, межу (например в детских играх Великорос­сии), также условие, запрет, например чур молчать!, чур не трогать!, чур разделить поровну, чур не давать никому!

Намогильные кресты. XVI век (?). Изборск

При таком нравственно-общественном значении обычая погребать умерших при дорогах, на распутьях, на границах селений, городов, неудиви­тельно, что предки наши и ставши христианами не изменяли этого обычая. В самом деле, в древнейшей Руси мы почти не примечаем таких общих кладбищ, какие есть теперь. Некоторые историки, археологи наши оговари­ваются, что тогда хоронили внутри городов и селений, среди жилых мест. Бесспорно, было и так; но еще чаще, особенно в первые времена, следовали обычаю старины, хороня умерших при дорогах, на перекрестках и других проезжих местах. А где были могилы, там являлись и кресты. И, быть может, не на одном из придорожных столбов, где прежде стояли урны, теперь во­дружено знамя креста, ради новых могил христианских. Или же воздвигали нарочно такие столпы, но уже не с урною, а с крестом наверху. Быть может, новые христиане русские, скорбя об умерших в язычестве отцах и сродни­ках, находили в простоте веры своей некоторое утешение, ставя на могилах их или вблизи их освящающее знамя креста, подобно тому, как Ярослав утешал себя за умерших в язычестве дядей Ярополка и Олега тем, что пове­лел окрестить вырытые из земли кости их и похоронить в церкви. Как бы то ни было, появление вместе с христианством крестов на дорогах и пере­крестках, как самых обыкновенных мест погребения умерших, представляет­ся для нас делом естественным, фактом положительным.

Поморские обетные кресты. Мыс Колгуев, остров Анзер

Теперь же мог возникнуть обычай воздвигать кресты на пригорках, го­рах, холмах, где, как мы замечали, также любили хоронить умерших в язы­честве и где продолжали хоронить и в христианстве. Отсюда известный на­родный праздник Красной горки, в котором христианские обряды поминок по умершим соединялись с языческими. Столь же естественным представлять себе появление вместе с христианством крестов на реках, источниках, колодезях, вблизи которых в язычестве также хоронились иногда умершие; и которые вообще считались местами выхода душ из подземного мира. Впрочем, происхождение крестов в подобных местах может быть объяснено еще и другой причиной, о которой мы отчасти упоминали, а именно — памятью о крещении в первые века христианства, когда и в древней церк­ви, и у нас крестили новообращенных в реках, источниках, как крестят не­редко и теперь наши миссионеры. Указав на первоначальную связь придо­рожных и вообще стоящих на открытых местах крестов с надмогильными, ограничимся затем ссылкой на два-три примера из позднейшего времени, доказывающие эту связь.

Обетный крест. Д. Поздышево, Каргапольский район Архангельской области

Так, есть основание думать, что божница в виде ли часовни или креста построена была при реке Альте на месте убиения св. князя Бориса. Правда, в Лаврентьевской летописи говорится только о церкви во имя свв. Бориса и Глеба, но в Ипатьевской рядом с церковью упоминается и божница. Гово­ря под 1154 г. о разорениях от половцев, эта летопись выражается: «много зла сотвориша половцы около Переяславля, и пожгоша села вся и алътскую божницу и святою мученику Бориса и Глеба (т. е. храм, как и прибавлено в списке Хлебниковском) зажгоша». На месте древнего храма в 1664 г. Григо­рий Бутович, протопоп Переяславского Успенского собора, поставил боль­шой каменный крест, быть может, по народной памяти о прежде бывшем здесь кресте. А в 70-х годах XVII столетия Феодосий, игумен межигорский, возобновил, было, и божницу; в последний раз она возобновлена была в 1832 г. Возобновляем был и древний храм Бориса и Глеба.

Людогощенский крест. Федосов Яков, 1359 г. Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Из церкви Флора и Лавра на Людогощине в Новгороде

Вообще открытие костей человеческих при раскопке мест вблизи при­дорожных, полевых крестов дело, сколько мы слышали, частью и сами ви­дели, довольно нередкое. И это обстоятельство свидетельствует, что кресты суть памятники бывших здесь некогда кладбищ или хоть нескольких могил. Вероятно, что при нарочитых поисках около этих крестов открылись бы также следы фундаментальных строений, как это случилось при копании рва близ моста, где стоял гродненский крест, а это вероятное открытие ука­зало бы не в одном из придорожных, полевых, стоящих на площадях, кре­стов, памятник бывших тут некогда церквей. Нельзя при этом не вспомнить правило митрополита Иоанна (1080—59). «Если разрушится церковь, — го­ворит он, — то место алтаря, где находилась святая трапеза и приносилась бескровная жертва, следует оградить и хранить неприкосновенным, как свя­тое и честное» (правило 11). Не остается ли предположить, что для лучше­го запечатления памяти о таком месте, как месте священном, ставился крест с некоторою оградою вокруг него? Потому мы думаем, что если бы кто в за­падном крае пожелал отыскивать следы церквей на местах, где стоят теперь кресты, то ему надлежало бы обратить внимание прежде всего на кресты, огороженные перилками и т. д.

Предание, что придорожные и полевые кре­сты были иногда крестами намогильными, послужило источником народно­му мнению, что под этими крестами лежат или утопленники, или самоубий­цы, или же убитые на дороге разбойниками. Отдельные случаи такого рода были очень возможны. Утопленники, особенно вольные, и другие, лишив­шие себя жизни, издавна считались отверженными; народ страшился их, не хоронил их на общих кладбищах; но любовь родственная, участие друже­ское, наконец, христианское милосердие часто шли наперекор такому взгля­ду, поощряемые примером самой церкви, которая в известные дни молится об упокоении всех умерших, в том числе, например, утопленников. И вот, ставили люди кресты над могилами указанных людей, или в память их, в человеколюбивой мысли, что не будут ли помилованы и эти несчастные во всеобъемлющей искупительной силе креста и при молитвах христиан, про­ходящих и проезжающих мимо водруженных над ними крестов. Что касает­ся до поставления крестов на могилах или месте убиения людей, убитых где-либо на далекой от жилья человеческого дороге, то об этом в западном крае можно бы собрать живые свидетельства старожилов. Обычай этот, как известно, есть и в Великороссии.

Поклонный крест у святого источника преподобного Елеазара Анзерского (остров Анзер). Крест, сохранившийся до наших дней, установлен 6 ноября 1917 года

Крест при дороге, пред селом, среди села, при реке, колодезе, на поле, на горе, в лесу служит действительным источником ободрения, утешения для всякого доброго христианина из посе­лян, проводящих половину, если не большую, своей тяжко-трудовой жизни под открытым небом. В нем чувствуется для него знамя любви Божией, по­всюду встречающей человека и спасающей его от бед и напастей, врагов ви­димых и невидимых. Это чувство высказывается темно, безотчетно, своеоб­разно, наивно: но оно живо и живительно.

Куда ставят крест на могиле? Почему крест ставят в ногах могилы?

Как поясняют священники, служители церкви, которые хорошо знают Священное Писание, ставить крест на могиле, а тем более ставить его в ногах могилы совершенно необязательно. Нигде об этом специально не оговаривается.

Хоронят усопшего лицом на восток с той наивной мыслью, что покойник будет смотреть на восток через крест, и во время второго пришествия Христа, который появится именно с востока, он увидит его. Это всего-лишь образ, традиция, условность, и нужна больше живым, чем мёртвым. Эту условность, по словам служителей церкви, также необязательно выполнять. Тем не менее, эту традицию чаще всего выполняют.

Куда ставят крест на могиле

Деревянный крест, который раньше стоял в ногах, после установки памятника лежит на боку. На новой могиле, позади этого памятника видно, что деревянный временный крест стоит в ногах памятника.

По святому писанию известно, что лицом на восток было возложено тело Христа. Это явилось примером для всех христиан.

Хоронят усопшего на третий день после смерти. Считается, что душа покойника в это время находится еще в этом мире и, может быть, в момент погребения она где-то рядом.

Православные христиане ставят крест в ногах с той мыслью, что покойник, образно говоря, «будет смотреть» на восток через крест и всегда о нём «помнить» и, чтобы душа покойного, на третий день после смерти покидая этот мир и уносясь на небеса в сопровождении ангелов, могла увидеть крест и в последний раз помолиться.

Однако, как говорят католические священники, душа может увидеть крест поставленный и в изголовье могилы. Поэтому католики ставят крест в голове могилы.

Католический крест на могиле

По мнению многих православных священников ставить крест в ногах усопшего необязательно. Просто существует такой обычай, которому люди следуют. В этом нет ничего плохого, но и нужного для души умершего. Это нужно только живым для напоминания о бренности жизни и о предстоящей смерти.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть — это итог жизненного пути любого человека. У разных народов сложись свои правила захоронения. Когда умирает человек, возникает масса вопросов и главный из них — куда ставят крест на могиле умершего.

Где ставят крест на могиле

Размещать подобный атрибут на могилах давний обычай, который подтверждает, что умерший был христианином. Если погребение умершего человека проводили по православным правилам, то на могилку помещали восьмиконечный православный крест. Заведено хоронить человека головой на запад, чтобы он мог наблюдать восхождение солнца.

В разных регионах существуют свои правила, куда ставить крест на могиле в ногах или голове. У русских православных людей принято атрибут ставить в ногах умершего человека. Это вполне понятно, усопший видит крест и молится на него. Но иногда принято ставить крест на могиле в голове, как знак победы над дьяволом.

Иногда на крест прикручивают фото умершего лица. Этого делать нельзя. Лучше поместить табличку с именем, датой рождения и смерти.

Какие кресты ставят на могилах

В процессе церемонии место захоронение оборудуется небольшим холмом, и ставится деревянное распятие. Когда земля осядет можно его сменить на металлический атрибут.

Например, священнослужители рекомендуют выбирать распятие без каких-либо украшений и излишеств. Материалом для деревянных конструкций может служить бук, сосна. Дерево обрабатывается специальным составом, а затем покрывается лаком, так они дольше прослужат. По желанию заказчика исполнители могут украсить декоративной резьбой.

Деревянные изделия не отвечают долговечности. Поэтому желательно поставить металлический атрибут. Такое изделия имеет помпезный вид, долговечное, не ломается и устойчивое к погодным условиям. Распятия делаются из личных предпочтений и материальных возможностей.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Православная церковь не приветствует излишества на кладбищах. В последнее время популярными стали памятники из мрамора или гранита. Ставить памятник можно через двенадцать месяцев после похорон. Земля должна осесть. Есть и другое поверье, что душа усопшего покидает землю через год. Но даже после постановки памятника распятие необходимо оставить. Монумент лучше расположить на другой стороне. Можно положить атрибут рядом или по согласию священного служителя сжечь в печке.

Когда ухаживать за могилой

Убирать на кладбище это скорее социальный долг, чем моральный. Русские православные люди чтят память умерших и ухаживают за могилками. Убрать ненужные цветы, вырвать траву, посадить вокруг могилки цветочки ландыши, циннии, нарциссы.

Существуют также определенные дни, когда нельзя хоронить человека, так же есть и дни когда нельзя наводить порядок на могилах. Это воскресные и праздничные дни. Нельзя вообще посещать места захоронения:

  • с 7 по 20 января,
  • в Чистый четверг,
  • в Страстную пятницу,
  • в Великую субботу,
  • в Пасху и последующую неделю.

Посещают умерших родственников на шестнадцатый день после Пасхи это обычно вторник.

В любом случае внешние знаки почитания умерших людей не так и важны. Главное это память, живущая в душе.

Господь всегда с Вами!

Католический могильный крест: виды и оформление

Вид и оформление католического креста должны быть особыми

Во-первых, он всегда четырехконечный (в отличие от шести- или восьмиконечного православного). Он выглядит в целом очень просто, его нижняя часть кажется удлиненной.

На его верхней части (над головой Спасителя) обычно помещена табличка с надписью на латыни – INRI (что означает «Iesus Nazareus Rex Iudaorum», то есть «Иисус Назарянин Царь Иудейский»).

При наличии распятия ноги Христа сложены вместе, так как его тело прибито 3-мя, а не 4-мя гвоздями, как в православной вере. Сам же образ Спасителя выполнен весьма натуралистично. Обычно он изображен как человек, испытывающий истинные муки.

Его почти неживое тело тяжело провисает на гвоздях, лицо искажено болью, а из ран течет кровь. Иногда на челе Иисуса виден терновый венец, терзающий плоть. Все эти детали подчеркивают идею смертной жертвы во искупление грехов.

Общепринятое оформление католического распятия обычно скромное, без помпезных украшений. Однако оно может иногда выглядеть и более прихотливо. Например, допускается имитация лент, веревок или стеблей роз с шипами, которые как будто скрепляют перекладины. Иногда фигурными делаются концы креста.

При этом незыблемым всегда остается следующее правило: ни в коем случае нельзя вешать на крест портрет усопшего, так как на нем уместно только распятие Христа. Однако в виде исключения разрешается гравировка фотографии у его подножия. Отчасти это символизирует апокрифический череп Адама, который иногда рисуется как раз на этом месте при полной версии изображения сцены жертвоприношения. Ведь казнь была совершена на Голгофе – месте погребения отца человечества, на останки которого и пролилась кровь Искупителя, омыв его грехи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *