Купол церкви

Купол — что означает количество куполов и их цвета? Купол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг). Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например: Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня Голубой — в честь Пресвятой Богородицы Красный — посвященный мученику (мученикам) Зелёный — преподобному Жёлтый — святителю Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая. Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам. Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери. Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола. Надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода. Количество куполов на храмах также символично: 1 — символизирует Единого Бога 3 — Святую Троицу 5 — Спаситель и четыре евангелиста 7 — семь таинств Церкви 9 — по числу ангельских чинов 13 — Спаситель и двенадцать апостолов 33 — по числу лет земной жизни Спасителя. Форма купола тоже имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру». Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима. Цвет купола также важен в символике храма: Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами. В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Информация взята из миссионерского православного портала — www.dishupravoslaviem.ru

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ольга-В Венчают церкви купола. Символика куполов в православных храмах

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов.

Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

ОДНОГЛАВЫЙ храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь).

Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).



ДВУГЛАВЫЙ храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).



ТРЕХГЛАВЫЙ храм три купола символизируют Пресвятую Троицу



ЧЕТЫРЕХГЛАВЫЙ храм четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

ПЯТИГЛАВЫЙ храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни.

Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар.

Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.



СЕМИГЛАВЫЙ храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.



ДЕВЯТИГЛАВЫЙ храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.



ТРИНАДЦАТИГЛАВЫЙ храм
тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов

24 КУПОЛА — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;


ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма

или

12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;



ТРИДЦАТЬ ТРИ ГЛАВЫ — число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

фото из интернета))

Почему на православных храмах купола разного цвета и что означает их количество



Православные храмы всегда впечатляли своей величественной красотой, особенными архитектурными элементами и, конечно же, своими удивительными куполами, венчающими культовое строение. Чаще всего они ослепляют золотым блеском, однако часто встречаются синие, зелёные, а иногда и чёрные купола. Да и количество их может быть разным. При этом выбор цвета и количества куполов православного храма – это совсем не прихоть архитектора.

Цвет куполов


Крестовоздвиженский собор. / Фото: www.goodfon.ru

Следует заметить, что не только цвет куполов является символичным, но и цвет внешних стен храма. Белый – служит знаком того, что храм был освящён в честь Преображения или Вознесения, голубой – в честь Богородицы, красный — великомученикам, зелёный – преподобному, а жёлтый – святителю.

Кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери в Чите. / Фото: www. vesturism.ru

Чаще всего храмы и церкви увенчаны золотыми куполами, которые являются символом вечности и славы небесной. Уже при закладке фундамента было ясно, кому или чему будет посвящён храм, и в соответствии с этим впоследствии выбирался цвет купола. Золото – это посвящение Иисусу Христу или великим православным праздникам. При этом в прошлом купола действительно покрывались золотом, которое сначала растворяли в ртути, а затем готовую смесь наносили на подогретые медные листы. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был покрыт именно таким способом, а на позолоту куполов ушло 100 килограммов драгоценного металла.

Троице-Измайловский собор. / Фото: www.twitter.com

Если православный храм покрыт синими куполами с разбросанными по ним звёздами – это обозначает посвящение Богородице. Звёзды напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей мир о рождении Спасителя, а синий цвет является символом непорочности Девы Марии. Иногда можно увидеть просто синие купола, как на Троицком соборе в Санкт-Петербурге. Изначально его строили для Измайловского полка, офицеры которого носили форму такого же синего цвета.

Храм Святой Троицы в Челябинске. / Фото: www.twitter.com


Ростовский Кремль Успенский собор. / Фото: www.mylove.ru

Зелёные купола, являющиеся символом Святого Духа, венчают храмы, посвященные Святой Троице или православным святым. В честь святых устанавливают так же купола серебряные, обозначающие святость и чистоту.

Лазаревская церковь в Суздале. / Фото: www.lookmytrips.com

Купола чёрного цвета можно встретить обычно на территории православных монастырей. Чёрный в данном случае и является символом монашества.

Храм князя Игоря Черниговского в Переделкино. / Фото: www.twimg.com

Не слишком часто можно встретить и купола многоцветные, как на соборе Василия Блаженного или храме Спас на Крови. Яркие краски призваны напомнить верующим о красоте и сиянии Небесного Иерусалима.

Форма куполов


Морской собор в Кронштадте. / Фото: www.yandex.net

Узнаваемая сферическая форма является символом вечности, а вот купола, похожие на шлем, напоминают прихожанам о необходимости всегда быть в Божьем всеоружии.

Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя. / Фото: www.rasfokus.ru

Если же на храме установлен купол, напоминающий своей формой луковицу, то это является символом молитвы и стремления к небесам. Некоторые исследователи считают: подобная форма купола напоминает пламя православной свечи.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском. / Фото: www.yandex.net

На храмах и церквях, построенных в XVI веке, часто не устанавливали привычные купола, а возводили храм со своеобразным шатром, который был и остаётся символом Богородицы и Небесного Света.

Количество куполов


Церковь Пимена Угрешского в Николо-Угрешском монастыре. / Фото: www.photosight.ru

На православных храмах может быть разное количество куполов: от одного до тридцати трёх, но при этом никогда нельзя увидеть церкви с четырьмя или шестью куполами. Количество неизменно является символом определённого понятия. Один купол – это единство Бога, два символизируют одновременно человеческую и Божественную сущность Спасителя, три – Святую Троицу.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь в г.Серафимович Волгоградской области. / Фото: www.twimg.com

Пять куполов напоминают православным верующим об Иисусе Христе и четырёх евангелистах, а семь говорят о количестве таинств церкви, точно так же, как девять – о числе ангельских чинов.
Если же на храме установлены сразу тринадцать куполов, то они обозначают Спасителя и двенадцать апостолов, в то время, как 33 купола – это количество лет, которые провёл Иисус на земле.


Небольшое село Кукобой, расположенное почти за 200 километров от Ярославля, в начале XX века привлекло к себе всеобщее внимание. Там был построен храм, по красоте и размерам не уступающий петербургскому собору Спаса на Крови, да и не удивительно – ведь проектировал его сам архитектор Высочайшего двора и директор Института гражданских инженеров Василий Антонович Косяков.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что означают цвета куполов православных церквей

С ранних времен христианская религия была наполнена особыми знаками — они воплотились в архитектуре храмов. Какой смысл вкладывают верующие в форму, цвет и количество куполов православной церкви.

фото: nskmi.ru

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский.

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле — один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородоми Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного. Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева. Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве. Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили. ист: culture.ru

Значение татуировки купола

Тату купола – одна из самых распространённых наколок в уголовном мире. В статье рассмотрим историю происхождения татуировки, а также разберем, что обозначает церковь с куполами на теле зеков.

История происхождения татуировки купола

Происхождение тату берет начало в период окончания Гражданской войны 1917-1922 гг. После прихода к власти в России большевистской партии. Поскольку идеология коммунизма отвергала многие нормы, в том числе и религию, проводилось массовое уничтожение церквей и священников.

Неповинное духовенство из церквей было отправлено в Специальный Лагерь Особого Назначения (СЛОН). Это крупнейшее исправительное учреждение истории СССР. В дальнейшем получившее продолжение в Главном управлении лагерей и мест заключения (ГУЛаГ), которое стало единственным пристанищем 1920-х годов для такого числа священнослужителей.

В результате, духовенство, потеряв свой дом божий, выразило протест против новой идеологии, набив на своих телах церковь с куполами, контекст которого говорит о преданности своему делу и непобедимости духа. Ведь то, что находится под кожей, нельзя снять и уничтожить, нежели постройку или атрибутику, как церковный крестик.

Преступление «атеизм», по законам РСФСР, относилось к государственным. Вследствие чего священнослужители стали приравниваться в понимании законов тюрьмы к криминальным авторитетам. Таким образом, была создана и продвинута в массы целая культура. Исходя из чего следует, что тату купола означают, первично, протест, несогласие с правилами.

Татуировка купола: значение

Хоть тату церкви несет свою эстетику и передает дух православной Родины-Матушки, в российском обществе неодобрительно воспринимается основная часть их носителей – бывшие осужденные. Тату куполов выражает неотъемлемое значение тюремной культуры.

По этой причине, из чисто эстетических соображений, людям без судимости не рекомендуется наносить тату с храмом. Во избежание возникновения проблем и непонимания, как посягательства и необоснованного причисления себя к культуре зоны.

Отходя от тюремного мира, с желанием набить тату с куполом может обратиться также военный десантуры. Поскольку купол парашюта в раскрытом виде – отличительный знак десантных войск, который показывает храбрость. В рамках этого значения, количество куполов уже говорит о дивизии, в которой осуществлялось прохождение службы.

Что значат купола на зоне?

Касаемо тюрьмы, золотые купола до сих пор является классическим эскизом тюремного мира, хоть и претерпела некоторые изменения за годы признания, но в той же традиции именуется «партаком», отличается по синему цвету краски, поскольку зона не располагает удобств тату-салона – все по-старинке.

Значение тату куполов, по прошествии времени, не несет в себе только лишь религиозный посыл. Наколка также показывает неповиновение общим правилам и понуждению к их соблюдению, преданность своим законам, храбрость. Именно поэтому до настоящего момента храм пользуется популярностью причастных к уголовному миру.

До сих пор существует точка зрения, что наколка церкви заключается информацию о судимости человека. Существует множество точек зрения, основные:

  • число судимостей, в соответствии с числом куполов. По другой версии, это означает количество лет наказания, которых может быть минимум три;
  • дополнительные соборы у купола говорят о количестве судимостей;
  • количество лет, кратное числу окон на соборах;
  • цвет купола также имеет значение – более мрачные оттенки могут говорить о том, что зек отбывал свое наказание в камере-одиночке.

Тату купола является своеобразным идентификатором сужденного, позволяющего без слов рассказать другим о себе.

Также существуют вариации указанного тату, несущие определенный посыл:

  • Божья матерь с Иисусом на руках, как передний фон перед собором, может означать несчастье, которое несет человек, встав на воровской путь;
  • надпись: «Господи, прости», соседствующая с храмом – раскаяние в совершении грехов;
  • звезды, расположенные под ключицами, несет смысл отрицания тюремной системы, исходя из чего носитель тату именуется «отрицала», как человек, идущий против порядков;
  • сам колокол может означать отбывание срока полностью, «от звонка до звонка». Также несет религиозный посыл, поскольку осужденный человек, преступая нормы закона, становится «изгоем» для мира. Он остается отрезанным от привычного окружения. По этой причине и просит защиты, какое значение и несет купол, как часть храма божьего.
  • одна из вариаций: собор на ладонях рук, заключенных в кандалы, что показывает позицию протеста.
  • блатные, как обладатели криминального авторитета, набивают распятия Иисуса Христа, как атрибут храма.
  • глаза, дополняющие рисунок божьего обители, имеют значение «Ищу сук». То есть желание наказать «ссученных» – людей, по доброй воле или несогласию оказывающих содействие администрации уголовно-исполнительной системы.

Также, тюремные татуировки храма, по значению, различают по принадлежности пола. Если для мужского пола, они несут вышеуказанную информацию, то данное тату на женском теле обозначает наличие судимости за кражу в мелком или крупном размере.

Фото тату купола

Тату церкви, по правилам, наносится на определенные части тела – грудь, спину, ладони, ноги, колени. Собор на груди, по одной из версий, выбран не случайно, а по причине близости к сердцу. Татуировка купола на спине также относится к наиболее приоритетному месту. Последние же, в основном, используются в тех случаях, когда не хватает места на груди и спине.

Луковичные главы

Луковичные главы Храма Василия Блаженного в Москве как пример русской архитектуры. XVI век

Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.

В отношении даты возникновения первых луковичных куполов историки расходятся во мнениях, так как в древнерусском зодчестве, судя по иконам домонгольского периода, что-либо подобное отсутствовало. Предполагалось, что изначально главенствовали так называемые шлемовидные купола, по форме напоминающие шлем русского богатыря, что видно на примере Успенского собора во Владимире, луковичные купола получили массовую популярность только во времена правления Ивана Грозного, когда в честь взятия Казани был построен Покровский собор, в неизменном виде сохранившийся с шестнадцатого столетия. Некоторые исследователи считают этот элемент заимствованным у мусульманских народов, другие заключают, что луковичные главы развились из шатров древнерусской деревянной архитектуры (согласно этой теории, главы имели скорее практическое значение, нежели религиозное, и возводились с целью предотвращения скопления на крыше снега).

Изучением этой проблемы занимались многие учёные, большое историческое значение имеют труды академика Бориса Рыбакова, который в 1946 году, анализируя древние рукописи, пришёл к выводу, что луковичные главы существовали на Руси ещё в XIII веке. Археолог Николай Воронин согласился с его мнением, отметив, что луковичная форма применялась даже чаще шлемовидной. Сергей Заграевский, искусствовед современности, обнаружил упоминания о луковичных главах в летописях XII века.

Вероятно, повсеместное распространение в православном строительстве обусловлено тем фактом, что такие купола похожи на зажжённые свечи, широко используемые во время церковных служб. Число глав может равняться трём, символизируя Святую Троицу, пяти — в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, или же определяется количеством престолов. Наибольшее распространение имеют зелёный и синий цвета глав, часто поверхность отделывается золотом.

  • Луковичный купол собора Никольского монастыря, Переславль-Залесский (2001 год)

  • Золотые луковичные купола Богоявленского собора, Кострома (2003 год), XVI век

  • Тадж-Махал в Агре (Индия) — пример архитектуры Великих Моголов, XVII век

  • Колокольня Сан-Ладзаро-дельи-Армени, Венеция (Италия) 1750 года

  • Мечеть Байтуррахман Рая в Ачехе (Индонезия), XIX век

Литература

  • Воронин Н. Н. Архитектурный памятник как исторический источник (заметки к постановке вопроса). / Сов. археология. — XIX. — М., 1954. — С. 41—76.
  • Заграевский С. В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. — М., 2008.
  • Лидов А. М. Иерусалимский кувуклий. О происхождении луковичных глав // Иконография архитектуры / под ред. А. Л. Баталова. — М., 1990. — С. 57—68.

Купол церкви — виды, формы, значение цвета и количества

Одним из важнейших элементов христианской архитектуры является купол. Именно купол церкви придает ей узнаваемый вид и отличимое великолепие.

В православном вероучении такое венчание храмов символизирует небесный мир и нередко украшается образами Бога, святых и ангелов.

Несмотря на схожесть строения, главы церкви поражают многообразием форм, размеров и окраски.

Оглавление:

  • Разнообразие форм куполов
  • Значение цвета куполов
  • Значение количества куполов
  • Как изготавливаются купола

Разнообразие форм куполов

Первые купольные конструкции появились в далёкие времена, еще до возникновения христианства. Это были так называемые поясные купола, образованные ступенчатым сводом. При таком способе кладки каждый новый слой выступает над предыдущим. Классическим примером служит древняя Сокровищница Атрея в Микенах.

На сегодняшний день известно несколько основных видов куполов:

  1. Луковичные купола. Они отличаются выпуклой формой, напоминающую луковицу, с заостренной вершиной. Именно такими главами венчается большинство православных храмов, например храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Купола-луковицы встречаются также в Индии и некоторых странах Среднего Востока.
  2. Шлемовидные купола. Названы так, потому что похожи на форму древнерусского шлема. Ширина таких куполов не больше их основания. На русские земли они были занесены из культурной и религиозной архитектуры Византийской империи и со временем стали заменяться на луковичные. Сегодня шлемовидные главы можно наблюдать на Успенском соборе в Москве.
  3. Сферические купола — тоже родом из Византии. В отличие от луковичных и шлемовидных глав, верхушка сферических не вытянута сильно вверх. Такую форму имеет одиночный купол Храма Успенья Богородицы в Киеве.
  4. Полигональные купола – образованы несколькими гранями. В противоположность другим главам с плавными переходами, у полигональных куполов имеются углы. Самый известный представитель с купольной конструкцией такой формы — собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
  5. Купол-блюдце — самый низкий из куполов, напоминает сферический купол в урезанном виде. Больше всего характерен для мечетей Индии, Ирана, Пакистана, использовался в древности при возведения некоторых византийских храмов.

Как видно, формы куполов очень разнообразны. Это обусловлено различными этапами развития архитектуры и обменом опыта между культурами разных государств. Помимо многообразия форм, купола имеют и другие отличия.

Истинно верующим, безусловно, будет интересна статья с описанием Ветхого Завета.

Значение цвета куполов

Отличительной чертой православных храмов является богатство цветовой палитры их “вершин”. Использование определенного цвета не только красит внешний облик церкви, но и несет в себе сакральный смысл.

Например:

  • позолоченный свод символизирует божественную славу и величие религии, обычно золотыми куполами венчался главный храм города;
  • синие купола возводятся во имя Богородицы, некоторые из них украшаются звездочками, в напоминание о рождении Иисуса Христа и Вифлеемской звезде, которая ознаменовала своим ярким появлением на небосводе это историческое событие;
  • голубой цвет заглавий храмов, как и синий, олицетворяет чистоту и духовность небесного мира;
  • зеленый цвет в православии является цветом Святого Духа, а зеленые купола говорят о том, что храм посвящен Святой Троице или одному из почитаемых святых;
  • черный цвет в православной традиции – цвет монашества, именно поэтому черные купола встречаются на многих монастырях.

Разнообразие красок – это то, чем привлекают храмы России и что делает каждую церковь уникальной и неповторимой. Какую еще информацию о храме можно получить, зная об особенностях его глав?

Значение количества куполов

Каждый отдельно взятый купол – это уже произведение искусства. Если брать во внимание сразу все купола, откроется еще больше смысла. Ведь их число не случайно и имеет большой символизм. Так, один-единственный купол на храме олицетворяет Единого Бога. Если же куполов у церкви:

  • два, это символизирует двойственность природы Христа – человеческую и ангельскую;
  • три, олицетворяется Святая Троица;

    Blue and Golden Domes of Assumption Cathedral in Holy Trinity Monastery of St. Sergius

  • пять, олицетворяются четыре апостола-евангелиста со Спасителем;
  • семь, символизируются семь таинств,
  • тринадцать, олицетворяется Спаситель и 12 апостолов;
  • тридцать три, посвящается 33-м годам земной жизни Иисуса Христа.

Таким образом, купола можно назвать своеобразным “паспортом” храма. По нему можно узнать об истории церкви, о том, кому она посвящена и какие смыслы хочет донести до людей. Разобравшись с символизмом церковных глав, перейдем к технической части, а именно к их изготовлению и оформлению.

Как изготавливаются купола

Купол – очень “полезная” конструкция, которая сильно ценится в архитектуре. Использование этого строения позволяет перекрывать большие пространства с минимальным применением дополнительных опор. Современный церковный купол, как правило, состоит из металлического каркаса, корпуса из стеклопластика и кровельной облицовки.

На сегодняшний день от большинства золотых куполов осталось только название. Ввиду своей дороговизны и недолговечности природное золото применяют всё реже и реже. На смену ему пришел нитрид титана, которым покрывают пластины из нержавеющей стали. Этот материал мало чем уступает золоту по красоте, но превосходит в надежности и легкости обработки. Покрытые нитридом титана панели крепятся к опоре купола, после чего он возносится наверх.

Несомненно точно, что куполостроение – уникальное ремесло. Оно сочетает в себе гения архитектурной мысли и глубину библейских подтекстов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *