Могила Феодосия кавказского в минводах

>Преподобный Феодосий Кавказский

Память: 27 июля / 8 августа

В 1932 году в городе Минеральные Воды на юге России появился странный старик. Ему уже было за девяносто лет, а он ходил босиком, одетый в цветную рубашку с яркими цветами, и под насмешливые взгляды прохожих играл с детьми, откликаясь на прозвище Кузюка. Многие знали, что старик этот вернулся из тюрьмы; почти все считали его сумасшедшим. Но мало кто знал, что под обличьем юродивого скрывался знаменитый старец иеросхимонах Феодосий Кашин, один из деятелей Союза Русского Народа, настоятель монастыря Положения пояса Богоматери на Афоне, ученый монах, свободно говоривший на четырнадцати языках.

На милостыню, которую ему подавали, юродивый покупал конфеты и раздавал их детям. Он кормил хлебом птиц, строго приговаривая: «Пойте, только Бога знайте». Мог и кошкам насыпать крошек: «Ешьте, только с молитвой». Глядя на это, люди только качали головой: «Совсем из ума выжил старик».

Наступил 1941 год, началась война. Немцы подступили к Минводам. Как-то Кузюка в своей цветной сорочке подбежал к детскому саду и закричал: «Гулю-гулю, деточки, бегите за мной, бегите» — и побежал в сторону, высоко задирая ноги. Дети со смехом бросились за ним; чтобы вернуть их, выбежали воспитатели. Через минуту раздался взрыв: в здание детского сада угодил немецкий снаряд. Но никто не пострадал, всех спас юродивый.

Иеросхимонах Феодосий Кавказский, Христа ради юродивый, умерший в городе Минеральные Воды в 1948 году, прожил сто семь лет! Он родился 3 (16) мая 1841 года на Пермской земле, в бедной крестьянской семье Кашиных. Мальчика назвали Федором. С юных лет он интересовался богослужением, любил молиться и с восторгом слушал жития святых. Маленький Федя удалялся в лес, где стоял большой камень, залезал на него и молился, подражая великим святым.

Очень рано Федор почувствовал призвание к монашеской жизни. Мальчиком он ушел из дома, каким-то образом попал в Грецию. Там он явился в афонский монастырь Положения пояса Богоматери и попросил принять его. Юный послушник удивлял всех своей серьезностью и глубокой сосредоточенностью на молитве.

Первое время братия монастыря очень притесняла его. Отец Софроний Сахаров писал, что на Афоне монахи подвергаются одному сильному искушению. «Все эти люди принесли жертву, имя которой: «мне мир распялся, и я миру» (Гал. 6, 14). После этой жертвы, не достигая искомого, монах подвергается особому искушению — духовной зависти, подобно тому как Каин, видя, что жертва брата принята Богом, а его отвергнута, от зависти дошел до братоубийства, и монахи если не убивают своего брата физически, то нередко создают для него чрезвычайно трудные духовно условия».

Должно быть, инокам обители тоже трудно было видеть, как юный послушник быстро преуспевает в молитве и других духовных деланиях. В четырнадцать лет он совершил первое чудо — исцелил от недуга беснования жену важного русского чиновника. С иконой Казанской Божьей Матери юноша отправился на пароход, где находилась больная. По его молитвам бес вышел из нее. От вознаграждения Федор отказался.

В 1859 году, восемнадцати лет от роду, Федор был пострижен с монахи с именем Феодосий. Спустя некоторое время молодой монах оказался в Константинополе. Еще через пять лет он прибыл в Иерусалим, чтобы там помогать тысячам русских паломников.

В 1879 году он вернулся на Афон. В 1901 году на Феодосия легли обязанности игумена монастыря. Однако он тяготился обязанностями настоятеля и через шесть лет возвратился в Иерусалим, где принял схиму, а потом вернулся в Россию.

Отец Феодосий поселился на юге России в Краснодарском крае. Здесь он основал пустыньку (маленький монастырь) и выстроил небольшую церковь. В пустыньке было свое хозяйство, козы, пасека. К нему приезжало много людей — он со всеми беседовал на их родном языке. Несколько раз он молча проходил мимо стоящих паломников. Потом начинал говорить, по очереди отвечая каждому на невысказанный вопрос: «Будешь, будешь в монастыре», или: «Благословляю повенчаться», или: «О женитьбе думаешь? Забудь. Один живешь, один и помрешь».

Первое время при советской власти маленький монастырь жил спокойно. Но в 1925 году, освящая воду на Крещенье, отец Феодосий вдруг грустно сказал, глядя в воду: «Столько здесь рыбок, а останутся только четыре». Что это значило, стало ясно через несколько месяцев: старца арестовали, его духовные дети разошлись кто куда, а в пустыньке остались только четыре женщины. Подробности жизни старца в тюрьме неизвестны.

После тюрьмы он вернулся в Минеральные Воды. Во время войны в Минводах работала медсестрой женщина по имени Елена. Пришло время, когда жизнь совсем стала ей невмоготу: есть нечего, двое детей, сестра-инвалид и престарелая мать. Женщина уже стала думать о том, чтобы избавить себя и родных от напрасных мучений… И вдруг стук в окно. Открывает — там юродивый. Протягивает конфеты: «На вот пока. А хлеб у тебя будет». Всю ночь Елена не спала, а на следующий день пришла к дому старца. «Что же ты надумала, губить четырех человек? — встретил женщину отец Феодосии. — Они были бы в раю, а куда бы пошла твоя душа?». Он велел ей работать и молиться. Потом простился и сказал, что хлеб у нее теперь будет всегда. Скоро слова старца стали сбываться. Для Елены нашлась работа, ей давали хлеб, и семья ее теперь всегда бывала сыта.

Однажды отец Феодосии прибежал на станцию с криком: «Пойдемте на угольный склад, скорее, скорее!». Оказалось, что в эту самую минуту в помещении склада самоубийца уже приготовил себе петлю. Еще несколько минут, и было бы уже поздно.

В доме старца одна комната была жилая, а в другой помещалась домашняя церковь. В своей церкви дедушка Кузюка превращался в строгого старца. Своим духовным детям старец не налагал епитимий, объяснял, как различаются по своей тяжести грехи. «Есть грех по естеству, а есть через естество, — говорил он. — По естеству — это как бы по случайности, если кого осудил, обидел. Вечером почитай «Отче наш», «Богородицу», «Верую», и Господь простит. А через естество — это воровство, убийство, прелюбодеяние и другие тяжелые грехи, их необходимо исповедовать у священника».

В 1948 году священник пригласил старца Феодосия осмотреть только что возобновленную Покровскую церковь. Дело было зимой. Старец, которому уже исполнилось сто семь лет, шел, везя за собой саночки. Около храма он поскользнулся, упал — на тех же саночках его отвезли домой.

8 августа 1948 года старец попросил умыть ему руки крещенской водой, всех благословил и тихо отошел ко Господу. Сотни людей пришли проводить иеросхимонаха Феодосия. Хоронили батюшку на окраине города Минеральные Воды, на кладбище поселка Красный Узел. Многие из присутствовавших на похоронах явственно видели исходившее из гроба сияние…

Преподобный Феодосий, принявший на себя сразу три подвига — монашество, старчество и юродство, был наделен великим даром чудотворений. Люди вспоминают, что однажды по его молитве во время жаркой засухи пошел долгожданный дождь.

Множество подвигов и чудес, совершенных отцом Феодосием, скрыто от нас. Но об одном из них люди до сих пор хорошо помнят. Это произошло в первые годы войны. В Минеральных Водах больница находилась рядом с железной дорогой. Однажды во время налета немецкой авиации увидели отца Феодосия, который, бежал по шпалам с крестом в руке. Он подбежал к стоявшей на рельсах цистерне с бензином, осенил ее крестным знамением и налег, пытаясь сдвинуть вагоны с места, И тут рабочие с изумлением увидели, что вагоны тронулись и покатились по путям! Отец Феодосии катил их дальше и дальше. Раздался взрыв. На путях, где стояла цистерна, появилась большая воронка от снаряда. Трудно даже представить, что бы произошло, если б снаряд попал в цистерну…

После смерти отца Феодосия люди часто становились свидетелями таких необычных явлений, как свет от могилы старца и исходящее от нее тонкое благоухание. Больные выздоравливали, приложившись к могиле старца, помазав больное место маслом из горящей у мощей лампадки, прочитав акафист святому. Исцелялись люди и в источнике преподобного Феодосия.

Могила преподобного Феодосия Кавказского

11 апреля 1995 года на могиле старца Феодосия была отслужена лития, после которой начали вскрывать могилу. Через несколько часов мощи святого были обретены — в костях. На голове святого сохранился головной убор — монашеская камилавка.

Рака с мощами преподобного Феодосия Кавказского в Свято-Покровском храме города Минеральные Воды

Сейчас мощи преподобного Феодосия Кавказского находятся в Свято-Покровском храме города Минеральные Воды. Ежедневно к старцу приезжает множество паломников. Чудеса по молитвам к преподобному Феодосию происходят постоянно.

Православный форум «Братья и сестры»

Молитва преподобному Феодосию Кавказскому:

  • Молитва преподобному Феодосию Кавказскому. В восемнадцать лет принял монашество на Афоне, после революции взял на себя крест юродства. «Безумный» старик Кузюка многократно проявлял свою прозорливость, спасал от неминуемой гибели множество людей, еще больше людей направлял к правде и вере, исцелял больных. К преподобному Феодосию Кавказскому молитвенного обращаются за помощью в болезнях, отчаянных положениях, заключении, о вразумлении желающих самоубийства, о даровании веры и терпения, избавления от малодушия.

>Акафист преподобному Феодосию Кавказскому:

  • Акафист преподобному Феодосию Кавказскому

>Канон преподобному Феодосию Кавказскому:

  • Канон преподобному Феодосию Кавказскому

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Феодосие Кавказском:

  • Преподобный Феодосий Кавказский — Православный форум «Братья и сестры»

Могила Святителя Феодосия Кавказского — Собор Покрова Пресвятой Богородицы

    • Туризм в Минеральных Водах
    • Отели Минеральных Вод
    • B&B/мини-отели в Минеральных Водах
    • Турпакеты в Минеральные Воды
    • Авиабилеты в Минеральные Воды
    • Рестораны Минеральных Вод
    • Развлечения Минеральных Вод
    • Форум путешественников о Минеральных Водах
    • Фото Минеральных Вод
    • Карта Минеральных Вод
    • Все отели Минеральных Вод
    • Спецпредложения отелей в Минеральных Водах
    • Горящие туры в Минеральных Водах
    • По типу отеля
        • Хостелы: Минеральные Воды
        • Лучшие семейные отели Минеральных Вод
        • Романтические отели Минеральных Вод
        • Минеральные Воды: отели бизнес-класса
    • По классу отеля
        • Минеральные Воды: 3-звездочные отели
    • Популярные категории в Минеральных Водах
        • Дешевое Жилье в Минеральных Водах
        • Отели С Трансфером в Минеральных Водах
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Собор Покрова Пресвятой Богородицы
        • Отели рядом — Городской парк
        • Отели рядом — Железнодорожный вокзал
        • Отели рядом — Свято-Никольский Храм
        • Отели рядом — Терский конный завод
        • Отели рядом — Краеведческий Музей
    • Ж/д вокзалы поблизости
        • Отели рядом — станция Машук
        • Отели рядом — станция Бештау
        • Отели рядом — станция Минеральные Воды
        • Отели рядом — станция Георгиевск
        • Отели рядом — станция Железноводск
    • Аэропорты поблизости
        • (MRV) Аэропорт Минеральные Воды: отели поблизости
    • Минеральные Воды: все рестораны
    • Рестораны поблизости Собор Покрова Пресвятой Богородицы
    • Минеральные Воды: Мороженое лучшего качества
    • Минеральные Воды: все развлечения
    • Собор Покрова Пресвятой Богородицы: развлечения поблизости.
        • Краеведческий Музей
        • Терский конный завод
        • Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
        • Памятник погибшим в теракте в 2001 году
        • Кинотеатр «Октябрь»
        • Боулинг-клуб «Night сity»
        • Торгово-развлекательный центр «Вершина»
        • 3Д кинотеатр
        • Железнодорожный вокзал
        • Железнодорожный вокзал
        • Свято-Никольский Храм
        • Городской парк
        • Огонь вечной Славы
        • Памятник пограничникам
        • Курортный парк
    • Минеральные Воды: Достопримечательности и культурные объекты
        • Минеральные Воды: Архитектурные достопримечательности
        • Минеральные Воды: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Минеральные Воды: Исторические достопримечательности
        • Минеральные Воды: Памятники и статуи
        • Минеральные Воды: Ранчо
        • Минеральные Воды: Культурные объекты и достопримечательности
        • Минеральные Воды: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Минеральных Водах
        • Минеральные Воды: Развлечения и игры
            • Минеральные Воды: Кинотеатры
            • Минеральные Воды: Боулинг
        • Минеральные Воды: Транспорт
            • Минеральные Воды: Такси и маршрутные автобусы
        • Минеральные Воды: Туры
            • Минеральные Воды: Пешеходные экскурсии
            • Минеральные Воды: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Минеральные Воды: Экстремальный туризм
            • Минеральные Воды: Туры с восхождением на горы
            • Минеральные Воды: Пеший и палаточный туризм
            • Минеральные Воды: Многодневные туры
        • Минеральные Воды: Активный отдых на открытом воздухе
            • Минеральные Воды: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Минеральные Воды: Экстремальный туризм
            • Минеральные Воды: Туры с восхождением на горы
            • Минеральные Воды: Пеший и палаточный туризм
        • Минеральные Воды: Природа и парки
            • Минеральные Воды: Парки
        • Минеральные Воды: Покупки
            • Минеральные Воды: Магазины сувениров и деликатесов
        • Минеральные Воды: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Минеральные Воды: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
    • Что обычно ищут в Минеральных Водах
        • Подходит для детей
        • Подходит для дождливого дня
        • Бесплатный вход
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ СОФРОНИЮ ИРКУТСКОМУ Кондак 1 Возбранный воеводо, Творец веков, Господь, Царь славы, глубиною мудрости промышляя полезное в роде родов о Церкви Своей, видев наше маловерие, греховный сон и охлаждение, чудес действо сугубо даде по сгорении мощей угоднику Своему, сим показуя велие дерзновение его ко Господу, да вся люди страны Сибирския, возгорающеся верою и любовию, воспоют новому чудотворцу и цельбоподателю, и молитвеннику своему, от всяких бед свободи ны, отче, зовущия ти: Радуйся Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Икос 1 Ангелов Творец, Господь наш Иисус Христос, благостию Своею возвышая человеки в первое достоинство на небеси, извед тя отче Софроние, да служиши Ему во Ангельском чину и монашествуеши на земли. Мы же, воспоминающе юность и подвиги твоя, глаголем ти сице:Радуйся, духовных родителей духовное чадо; Радуйся, от юности положивший доброе начало; Радуйся, носяй имя соименно перводиакону Стефану; Радуйся, сподобивыйся слышатн небесный глас во храме; Радуйся, премудрости Божней сын возлюбленный; Радуйся, в пострижении Софронием нареченный; Радуйся, еще юн сын, бывый монашествующим наставник; Радуйся, отче любвеобильный и строгий подвижник; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 2 Видя Елисавета, венчанная Царица, благонравие твое и святость жития, изволением Божиим избра тя в предстоятеля Лавры Невския, да якоже славил еси Бога, на юге России, тако и в стольном граде, на севере, монахи и бельцы научиши непрестанно пети Богу Ангельскую песнь: Алилуия! Икос 2 Разум от премудрости Божией дарованный, не можаше укрытися в тебе, но яко пресветлая звезда возсия на высоте архиерейства и учительства, даряя светом учения всю страну пространныя Сибири, внушая верным чадам церкви благодарственно вопити просветителю своему: Радуйся, Святителю богоизбранный и трудолюбивый;Радуйся, не устраши бо тя путь с лишениями многоскорбный; Радуйся, мы бо тя приемлем яко друга Божия; Радуйся, имел бо и ты друга душе инока житием свята Синесия; Радуйся, мужу желаннй духовных и благодати носителю; Радуйся, архипастырю Иркутский, Иннокентия святаго заместителю; Радуйся, иерарше богоизбранный и людем благоприятный; Радуйся, от священнаго собора и от житель града Иркутска радостно приятый; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 3 Силою свыше облечен быв, Святителю Софроние, обходя грады и веси паствы твоей, отечески наказуя клирики и иереи, да служат Богу со страхом по достоинству сана своего, да учат же и дети, отцы и матери разумно пети небесную песнь: Аллилуия! Икос 3 Имея ревность по Бозе, якоже и пророк Илия, всякого власть имущаго учил еси право ходити в законе Господнем, правду и cyд творити, заступати немощныя, сирых и вдовиц от напасти избавляти, к нищим милостивым быти, за еже мы ублажающе тя, тако глаголем:Радуйся, отче, правых путей любителю; Радуйся, злокозненных нравов искоренителю; Радуйся, истин евангельских провозвестниче; Радуйся, злаго властелина усмирителю; Радуйся, яко града Нерчинска первый быв посетителю; Радуйся, своим служением оставивый память чадом и родителям; Радуйся, от сосуда сердца своего благодать всем изливаяй; Радуйся, земли нерчинской благословенне подаваяй; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 4 Бурю внутренних волнений не мощи стерпети, ревнителю благочестия, яко не воздается честь благовестом церковному песнопению в Литургии, вечерни и утрени: таже горя любовию ко славе Божией, повелел еси на Достойно, на Господи возвах и на Честнейшую ударяти в кампан, да христиане, в домах и на пути слышавше глас Церкви, воспоют хвалу Богу: Аллилуия! Икос 4 Слышав речение Господне, иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем. Делом слово исполняя: молитву, пост, поклоны, и всяко томление восприял еси, к сим же и человеколюбия не оставляя к меньшей братии, яко прежде кончины возмогл еси святость стяжати, за еже приими от нас похвалу сию:Радуйся, отче любве ради Христовы земная вся оставивый; Радуйся, ея ради красная мира нивочтоже вменивый; Радуйся, блаженство облобызавый нищеты духовныя; Радуйся, страхом Божиим попаливый страсти греховныя; Радуйся, приявый иго Христово на рамена измлада; Радуйся, неуклонно шествовавый узким путем до вышняго града; Радуйся, нетленных благ на небеси обладателю; Радуйся, дивныя славы во светлости святых созерцателю; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 5 Боготочною кровию обновившему род человеческий, Христу последовал еси, блаженне, принося Ему бескровную жертву во оставление грехов людей твоих, та же и всего себе принесл еси во всесожжение, являяся источником исцелений, бесов прогонитель и зритель тайн сердечных, возбуждая люди, видевшия чудеса, пети Богу: Аллилуия! Икос 5 Видевше сынове великия Сибири пречудное твое житие, како в последняя лета возсиял еси в новопросвещенной стране, отче Софроние, обаче древних отец сподобляяся чести равное дарование приял еси от Бога, Его же благодаряще, тя величаем приветствии сими:Радуйся, Иерарше, Николая Чудотворца ревнителю; Радуйся, дивному Иннокентию верный подражателю; Радуйся, соделателю в вышних всем святителем; Радуйся, и земным являяся от искушений хранителем; Радуйся, благочестие и веру соблюдый нескверну; Радуйся, в венце славы предстоя свету невечерню; Радуйся, свет явивыйся, егда Христос родися; Радуйся, ты бо в светлые дни Пасхи преставися; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 6 Проповедник бывый веры Христовой и познания истины в Монголех и во всяком языце ближняя и дальняя Сибири, пришел еси и ко своему пределу, еже есть: земля еси и в землю отидеши, отдав убо дух Богу, тело же оставив верным на много лета в пещере, да, приходяще, людие поют надгробную песнь: Аллилуия! Икос 6 Возсиявшее солнце в земли Иркутстей, святый Софроний в старости преклонней позна запад свой, оставив земная, восприял есть от руки Господни вечная благая, еже мы познахом от чудес и целебные силы, присущия святым мощем его, и, удивляяся, поем ему таковая:Радуйся, пастырю неусыпно пасый Христово стадо; Радуйся, надеждо ненадежных и в сердечной туге отрадо; Радуйся, ты бо отшел еси прияти венец славы; Радуйся, ибо на тебе оправдася суд Божией правды; Радуйся, твоя бо душа вчинена есть в святителей лики; Радуйся, яко блаженство сие пребудет в бесконечныя веки; Радуйся, тело бо твое остася нетленно; Радуйся, яко чудо сие бысть всей церкви явленно; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 7 Хотя Господь утешити нзбранныя люди Своя, междоусобным искушением угнетаемыя, волною неверия колеблемыя и вкупе с пастырьми гонимыя, открыл есть славу угодника Своего преблаженнаго Софрония, юже иматъ со святыми на небеси, да притекающе людие к его молитвенной помощи, поют Христу Богу: Аллилуия! Икос 7 Дивная знамення начаша являтися у раки святых мощей твоих, отче преподобне. Уврачевал бо еси первее языкоболие, та же зубов возболение. Таже силу огневицы отрочам угасил еси, за еже благодарственно приносим ти песни сия:Радуйся, врачу безмездный и цельбоподателю; Радуйся, помазанием елея болезней облегчителю; Радуйся, изливаяй милость на книжных, разумных и простых; Радуйся, обновляяй веру искушением колеблемых; Радуйся, явлением своим от позорныя смерти избавляяй; Радуйся, молитвою твоею и кони свирепыя укрощаяй; Радуйся, теплое утешение всех гонимых и скорбящих; Радуйся, предстателю Господень за всех, к тебе прибегающих; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 8 Странно чудо, како святых мучеников кости наги источают исцеления: се видим и ныне: кости святителя Софрония, огнем изнурены и от нас грешных сокровенны, раны и вред врачуют, и всяко томление души скорбящей на радость прелагают. Воистину чудо преславно. Сего ради чудес дателю, Богу поем: Аллилуия! Икос 8 Весь еси ты, отче, водворяешися в вышних, но и нижних, нас грешных, от скорби и от духа уныния долу поникших, не оставляеши, присно во притекающим к тебе помоществуешн, печаль на радость и скудость в довольство прелагаеши. За вся сия, ублажающе тя, глаголем сице:Радуйся, источниче приснотекущий благодатных исцелений; Радуйся, облегчителю жен от тяжких рождений; Радуйся, умом изумленным разум возвращаяй; Радуйся, явлением во сне изломленне костей исправляяй; Радуйся, избавляяй от страха нощнаго боязливыя; Радуйся, прогонителю блудного беса и подателю целомудрия; Радуйся, твоим оком свыше на нноческня обители призирающий; Радуйся, огненным столпом в возгорении града твоя мощи показующий; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 9 Всякий естества закон превосходит, еже ты твориши, великий Чудотворче! Из под спуда бо земнаго являяся, глаголеши избранным: прославите мя и аз вас прославлю, и повелеваеши, да сотворят ограждение над гробом твоим, да не попирается ногами место святое, но со страхом ходяще людие окрест, поют: Аллилуия! Икос 9 Ветии многовещаннии неразумеюще тайны Божией, яже о Софронни, егда узреша дым запаления, от святых мощей его велинм гласом на стогнах града и в домах велемудренно кричаху православным: «Уа! Где есть вера ваша? Где святость? Где мощи? Аще Софроний бе свят, почто не противися огню?» И ругахуся вере Христовей. Таже видевше множество чудес паче прежняго познаша, яко Бог поругаем не бывает: зазираху себе, возжигаху свещи, припадаху к честным останкам святых мощей, бияху в перси своя и, в глубоком молчании уст, сердцем вопияху:Радуйся, Софроние, чудес делателю новоявленный; Радуйся, подаяй прощение в покаянии просящим смиренно; Радуйся, имеяй от Господа власть вязати и решити; Радуйся, мощем своим ниспославый множайшую силу благодати; Радуйся, огнеопальным действом лику сочетавыйся священномучеников; Радуйся, отче милостивый, вразумителю мощей твоих хульников; Радуйся, ограждаяй паству твою от диавольских умышленнй; Радуйся, подателю благословения вначале добрых начинаний; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 10 Спасти хотя град свой от кровопролитныя брани, миротворный отче, явился еси прослявляющему тя архипастырю Иоанну: «Мужайся», — рекл еси ему. Такожде и прежде явлейся, показуя гроб свой и глаголя: гроб сей ветхий, непотребен ми есть, еже знаменова самоприношение во умилостивительную жертву о граде. Тогда тайну сию познати Иоанн не можаше. Егда же сбыстся реченное, он и вся люди со умилением воспеваша хвалу Богу: Аллилуия! Икос 10 Стена каменна прямо, стена одесную, стена ошуюю в пещере, идеже бе хранимо тело твое, угодниче Христов, яко несть возможно проникнути тамо пламени. Обаче Христос Господь премудростью Своею устрояяй полезное церкви, попустил есть, да сгорит гроб твой и тело твое, показуя сим, яко догмат святаго Православия несть чувственное и осязаемое, но сердечною верою постигаемое, надеждою возмогаемое и любовию пети научающее:Радуйся, мысленный изъявителю православия; Радуйся, смотрительно предавый своя мощи на сожжение; Радуйся, венцем священномученнка украсивыйся по преставлении; Радуйся, кротчайший отче, никаго же обличивый в запалении; Радуйся, правды и премудрости Божией местное орудие; Радуйся, предваривый Иоанну во сне быти имущее; Радуйся, яко ты по сгорении сугубивый чудодействия; Радуйся, сими бо чудесы возвеселил еси люди Иркутския; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 11 Пение всеумиленное и горячую молитву вознесл еси к Богу в годину междоусобныя брани о граде твоем, великий наш Заступниче, яко ни единому гласу оружному слышатися во граде в день прославления твоего, и тако священный собор и множество верных возмогоша в мирной тишине – воспевати тебе хвалу и Богу: Алиллуия! Икос 11 Церкви третияго спископа Иркутскаго устрой тя Бог, в триех ипостасях славимый, богоблаженне Софроние. Всесвятый же Дух всемогущий, всепремудрый, самовладычный, самоповелительный, исполни тя есть духапремудрости, духа разума, духа страха Божия, да сими дарами Святаго Духа приведеши ко спасснию, люди вопиющия ти: Радуйся, вместилище даров Духа Святаго; Радуйся, очистилище человеческаго злаго нрава; Радуйся, от страсти пиянственныя люди свобождаяй; Радуйся, от боли главы, зубов и стомаха избавляяй; Радуйся, течение крови и воды в теле, прикосновением уставляяй; Радуйся, срачицею возложенною на гроб твой, здравие подаваяй; Радуйся, устрояяй бедствюущим жилища к пребыванию; Радуйся, неимущим где главу подклонитн кров дающий и пропитание; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 12 Благодать, данною ти от Бога ведуще, прилежно просим тя, отче Софроние, пролей ныне теплую твою молитву о нас ко Господу, да презрев вся наша согрешения, дарует нам мирное житие, друг ко другу любве исполненное. Грады и Церкви неразоримы да сохранит, обилие всяких плодов земли да дарует и всех нас да спасет и помилует, мы же благодарным сердцем воспоем Ему: Аллилуия! Икос 12 Поюще дивнаго во святых Своих, Царя небеснаго прославльшаго тя, вернаго раба Своего, милостивое твое, скорое нам во всяких нуждах, поможение прославляем и, Бога благодаряще, радостно ти глаголем:Радуйся, великославный Сибирскнй наш заступниче; Радуйся, совершенный в добродетелех человече; Радуйся, подражателю святых и священномучеников; Радуйся, благнй и добрый наставниче иноков; Радуйся, Пресвятыя Богородицы известный умилостивителю; Радуйся, молитвенниче за град сей и сея страны покровителю; Радуйся, света евангельского всесветлое сияние; Радуйся, во тьме греховней сущим, просвещающее озарение; Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя! Кондак 13 О, Чудотворче преславный и заступниче наш, богомудре Софроние, приими малое сие моление наше якоже Христос приял вдовицы две лепты, и благоприятным твоим ходатайством умоли Господа сил, силу свыше нам подати на исправление жития, да Того благодатию от грехов очистшеся, геенны избавимся и грядущая на небесех благая улучим, вопиюще Ему: Алиллуия (трижды). Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1. Молитва святителю Софронию О Святче Божий, Святителю Христов, добрый Пастырю словеснаго стада, человече Божий, новый Чудотворче и неусыпный к Богу молитвенниче за страну сию, отче Софроние, призри с высоты небесныя на нас, с верою и любовию поклоняющихся образу твоему. Призри Святче Божий и виждь наше нестроение и раздоры, нашу тугу, скорбь и сердечную болезнь, от лишения братския любве прибывающия. Испроси у Христа Бога коемуждо нам благодати смирения, познания своея греховности и самоукорения, да внимающе кийждо своей совести, престанем осуждати ближняго, клеветати и поношати, но, соеденившеся друг ко другу любовию, сподобимся мирно во смирении прочее время живота нашего пожити и улучити христианскую кончину. Да совокупльшеся в будущей жизни со всеми святыми и с тобою, пастырю наш, прославнм Единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Феодосий II

В Википедии есть статьи о других людях с именем Феодосий.

Феодосий II

греч. Θεοδόσιος Β’

Византийский император

408 — 450

Совместно с

отец — Аркадий (402 — 1 мая 408)

Предшественник

Аркадий

Преемник

Маркиан

Рождение

10 апреля 401

  • Константинополь, Византия

Смерть

28 июля 450 (49 лет)

  • Константинополь, Византия

Род

Династия Феодосия

Отец

Флавий Аркадий

Мать

Элия Евдоксия

Супруга

Евдокия

Дети

Евдоксия, Флаккилла

Вероисповедание

Христианство

Медиафайлы на Викискладе

Феодо́сий II (10 апреля 401 — 28 июля 450) — император Восточной Римской империи на протяжении 48 лет, с 402 года, когда он стал соправителем своего отца Аркадия. После его смерти в 408 году занял престол единолично. За красивый почерк получил прозвище «Каллиграф».

Правление

См. также: Пульхерия

Внутренняя политика

Несмотря на рекордный для империи срок правления, Феодосий никогда не держал бразды управления государством в собственных руках, передоверив ведение дел своим царедворцам и родственникам. В течение шести лет после смерти его отца управлением заведовал префект претория Анфимий, который затеял обнесение Константинополя мощными стенами, в значительной степени уцелевшими до наших дней. В 414 году августой и регентом при малолетнем монархе была объявлена его деятельная сестра Пульхерия. С 428 по 441 годы большое влияние на государственное управление оказывала его жена Евдокия, позднее — евнух Хрисафий.

К чему Феодосий питал подлинную склонность — так это занятие науками. В 425 году открылся Константинопольский университет. В 420—422 годах он дал разрешение армянскому учёному Месропу Маштоцу открыть школы в Западной Армении. Наконец, в 438 году был издан кодекс Феодосия, собравший воедино все императорские постановления начиная с 312 года.

Внешняя политика

Основные заботы Феодосия и его министров состояли в отражении нападений варваров с севера (гунны), запада (вандалы) и востока (персы).

В 422 и 447 годах империя сумела отбить наступления Сасанидов, однако в 429 году вандалы заняли большую часть римской Северной Африки, а вождь гуннов Аттила, несмотря на примирительную политику Феодосия, в 441—443 и 447 годах опустошил дунайские провинции империи.

С западным императором Валентинианом III Феодосий старался поддерживать дружественные отношения и выдал за него свою дочь Лицинию Евдоксию.

В 450 году Феодосия на охоте сбросил его конь, и он умер от повреждения позвоночника. На нём закончилась династия его деда, Феодосия Великого.

Отношение к церкви

Христианскую церковь в правление Феодосия II потрясали смуты. Не последнюю роль играло личное вмешательство императора в дела церкви (который в отличие от своего отца живо интересовался церковными вопросами), так, «масла в огонь» подлило одобренное императором в 428 году назначение на столичную кафедру ересиарха Нестория, который три года спустя был низложен решением Эфесского собора. Распространение монофизитских учений и Второй Эфесский собор вызвали необходимость созыва вселенского собора в Халкидоне, который открылся уже после смерти императора.

В 426 году по приказу Феодосия была сожжена эллинская святыня Олимпия, а в 448 году он издал эдикт против произведений философа-неоплатоника Порфирия, в котором император указывает предавать огню сочинения последнего, а также труды других писателей, которые направлены против христианских догматов.

> Образ в искусстве

Феодосий II показан в историческом фильме «Аттила — завоеватель» (США, 2001 г.), где эту роль исполнил Тим Карри.

> Литература

Ссылки

  • Феодосий II. На сайте «Хронос».
  • Theodosius II (408—450 A.D.). // Nathan, Geoffrey. De Imperatoribus Romanis
  • Reign of Theodosius II (англ.)

Преподобный Феодосий Кавказский

(1841–1948)

Старец Феодосий родился в Перми 16 мая 1841 года в бедной крестьянской семье.

Повивальная бабка, принимающая роды у Екатерины Кашиной, сообщила отцу ребёнка – Федору: “Будет священником – в монашеской камилавке родился!” При крещении мальчику было дано имя Феодор.

Феодор рано покинул отчий дом, с богомольцами прибыл на святую гору Афон. Придя к обители Положение Пояса Богородицы, мальчик назвался сиротой, и попросил:

-Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду всё вам делать.

Игумен сжалился над “сиротой”. Старец Феодосий не один десяток лет служил на Святой Земле у Гроба Господня, имел возможность совершать богослужение на языке людей той национальности, которых было больше всего в храме (знал в совершенстве 14 языков). В 1906 году, когда в России повсеместно вспыхивали волнения, было необходимо усилить влияние Святой церкви на народные массы, и старец Феодосий вернулся домой.

Сотни людей по молитвам старца пришли тернистым путём к Православию. По молитве вознесенной иеросхимонахом Феодосием к Господу, в скорбные предвоенные и военные годы, вершились чудеса исцеления. Долгое время представители власти не беспокоили старца. В пустыньке, построенной старцем, жили беспризорные дети, одинокие старики. Лишние рты были не в тягость – паломники всегда приезжали с продуктами. В 1925 году за две недели до Пасхи старец благословил своих духовных детей печь куличи и красить яйца. В Великую пятницу старец освятил всё и сказал:

– Будете разговляться, а меня с вами не будет.

В этот миг постучали. За порогом стояли трое военных:

– Собирайся отец в гости.

– Я вас давно дожидаюсь, – поклонился старец.

По некоторым сведениям старец попал на Соловки.

Шесть лет пробыл благодатный старец в ссылке, а по возвращению в Минеральные воды принял подвиг юродства. Теперь он ходил по городу одетый в пёструю рубашку с яркими цветами и резвился с ребятами, которые называли его “дедушка Кузюка”. Дети любили доброго старичка, у которого всегда были припрятаны для них леденцы.

Из воспоминаний духовных детей старца:

– Как-то батюшка пришел к железнодорожнику Петру и говорит: “Пойдём скорее”. Подходят к воротам склада, а у ворот молодой человек. Батюшка говорит: “Что ты хочешь сделать с собой? Ведь у тебя семья, воспитывай детей своих и молись Богу!”

Люди всмотрелись, а над головой на воротах петля из верёвки. Человек собирался на виселицу, а батюшка почувствовал духом, спас его душу.

Очевидцы рассказывали, что когда немцы подходили к городу, старец Феодосий подбежал к детскому саду и закричал: “Гули-гули, деточки бегите за мной, бегите!”

Дети и воспитатели, забавы ради побежали за старичком. В это время на здание детсада упал снаряд. По милости Божией никто не погиб.

Из воспоминаний железнодорожника:

– Городская больница тогда находилась рядом с железнодорожными путями. На рельсах стояли три вагона со снарядами. Идет дедушка Кузюка, одной рукой сжимает крест, другой толкает вагоны. Я подумал: “Ну, дед чудной, сдвинуть ли ему такую махину?!”

И вдруг глазам своим не поверил: вагоны как игрушечные сдвинулись с места. Чуть позже на то место где они раньше стояли, упала бомба, не причинив больнице вреда.

Из воспоминаний А.П. Донченко:

– Однажды, приехали к отцу Феодосию из Ростова семь женщин. Шесть из них он принял, исповедал, причастил, а седьмой сказал: “Езжай домой, отдай жене мужа, а детям отца. Покаешься перед Богом, приедешь – приму”.

Отец Феодосий всегда говорил: “Читай молитву Иисусову, идёшь ли, сидишь ли, надобно уйти умом и вниманием от всего мирского, не иметь никакой мысли, кроме молитвенных слов: “Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешную!”

Из воспоминаний Николая Дмитриевича Жученко:

– В последнее время, уже после ссылки, жил батюшка Феодосий с послушницами в небольшой хатке, сыро там было, потолки низкие. Батюшка креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Евангелие знал наизусть. Перед смертью старец часто говорил: “Кто будет поминать меня, с тем я всегда рядом буду”.

В декабре 1994 года в Ставропольском епархиальном управлении на епархиальном совете был поднят вопрос об изучении жизни иеросхимонаха Феодосия и о народном почитании его как угодника Божия.

Знаменательно, что прославление Кавказского чудотворца случилось в день празднования иконы Иверской Божией Матери. Под покровом Небесной Вратарницы много лет на Афоне подвизался старец Феодосий.


Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Преподобный Феодосий Иерусалимский (Кавказский) иже в Минводах

Иеросхимонах Феодосий (в миру Кашин Федор Федорович) родился в 1800 году в Пермской губернии, в бедной крестьянской семье. Родители его, Федор и Екатерина, были добрые люди, исповедовали православную веру христианскую и жили благочестиво. Тому же учили и своих детей. При рождении Федора повивальная бабка приняла его в рубашке. При этом она сказала родителям: «Будет великий священник, родился в монашеской камилавочке».

Господь от чрева материнского избрал его своим служителем и сподобил его особенных благодатных дарований, так что совсем в малом возрасте, едва научившись ходить и говорить, он всей чистой детской душой возлюбил своего Создателя и, будучи младенцем летами, разумом далеко предвосходил свой возраст.

Благодатный край, украшенный лесами и реками, благотворно действовал и на душу мальчика. Достигнув двухлетнего возраста, Федор воспылал пламенной любовью к Богу и выразил свою любовь в детской молитве, которую впитал с молоком матери.

Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву. Если случалось ему быть одному дома, при закрытых дверях, он приспособился открывать дверь, поставив стульчик на лавку, стоящую вдоль стены и концом упирающуюся в угол, около которого была дверь: встав на стульчик, он доставал щеколду и открывал дверь. Таким образом и ночью, когда, уставшие от дневных забот, все засыпали, юный молитвенник открывал дверь и выходил в лес, на опушке которого стояла изба Кашиных, творить молитву горячо любимому Богу. В лесу был большой камень, на котором маленький Федор долго по-детски горячо молился. Однажды во время молитвы был к нему голос: «Камень, на котором ты молишься, – Раев». Так он и называл его: «Раев камень».

Семья, в которой рос Федор, была большая, и собирались все вместе обычно во время обеда: тогда небольшая изба едва вмещала всех жильцов. Однажды, когда все собрались к обеду и уселись за стол, от Святого угла, прямо из икон, вылетел голубь. Покружив, он сел на ручку Федора, тот с любовью погладил его, а мать сказала: «Отпусти голубя, хватит тебе с ним играть, надо кушать». Федор поднял голубя на руке, насколько мог, голубь поднялся с детской ручки и скрылся за иконами. Все очень удивились такому чудному гостю и обрадовались, а спустя много лет мать уразумела, какое это было чудное посещение.

Отец со старшими детьми трудился во дворе или на поле, а мать, управив дела на кухне, садилась за прялку. За этим занятием она всегда пела своим певучим приятным голосом псалмы и молитвы, а Федор, примостившись у ног матери, любил их слушать и, не отходя от нее, запоминал слова. В детстве все называли его Батюшкой, помня слова повивальной бабки. Так он и рос в своей семье тихим, спокойным молитвенником, укрепляясь духом и телом.

После трехлетнего возраста случилось ему выйти на берег реки; там он увидел баржу, на которую вносили груз и входили пассажиры. Вошел и Федор вместе с ними на палубу; никто не обратил на него внимания. Как взрослый, никому не докучая, он молча сидел, углубившись в себя. Только через два дня, когда баржа была далеко от дома, на него обратили внимание и стали спрашивать, где родители. Он ответил, что у него нет родителей. Тогда у него спросили: «Куда же ты едешь?» – «На Афон, в святую обитель», – ответил он. Все были удивлены его ответом: малыш, а дает такой умный ответ. Оказалось, что среди пассажиров были паломники, направлявшиеся в святые места, а поскольку мальчик был таким тихим и смиренным, никто не мог его оттолкнуть; так он вместе с паломниками и приехал на Афон как сирота.

На Афоне паломники подошли к воротам «Положения Пояса Богоматери». У ворот стоял привратник. Мальчик упал в ноги, поклонился и попросил позвать игумена. Не понять нам Промысла Божия, не понять, кто научил дитя такому поведению, – все в руках Божиих. Привратник пришел к игумену и говорит: «Какой-то маленький чудесный ребенок просит вызвать игумена». Игумен удивился и подошел к воротам: там стояло несколько мужчин и с ними мальчик, который поклонился игумену и сказал: «Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду вам все делать». Игумен обратился к мужчинам с вопросом, чей это мальчик; оказалось, что ничей, одинокий; рассказали игумену, что он ехал на пароходе в обитель как сирота. Игумен еще больше удивился и, увидев своими духовными очами Промысл Божий, принял его в обитель и устроил на жительство. Там мальчик рос, обучался грамоте и был на послушании. Жизнь в монастыре была суровой, но мальчик переносил все невзгоды с любовью и смирением.

Когда Федору исполнилось 14 лет, Афон посетил русский генерал. Он привез свою больную жену, одержимую нечистым духом, для получения исцеления, так как больной было во сне сказано, что на Афоне она получит исцеление. Вход в Афон женщине воспрещается, и она находилась на пароходе, а генерал отправился в обитель к игумену, рассказал ему все и просил у него помощи, сказав, что во сне жена видела молодого монаха, который должен исцелить ее.

Игумен велел всей братии, кроме Федора, отправиться на пароход. Но среди них женщина не нашла того, кто был показан ей в видении: она объяснила, что видела совсем юного монаха. Игумен велел позвать Федора, и, когда тот подошел, женщина увидела его и закричала бычьим голосом: «Вот этот меня изгонит». Все были очень удивлены, так как считали его последним между братии. Игумен спросил его: «Кому ты молишься, что так сильна твоя молитва?» – «Золотенькой Божией Мамочке». Игумен велел Федору взять икону Божией Матери, полить на нее водичкой и принести ему эту воду. «Отче, дай мне подержать пост три дня» – просил Федор. Игумен благословил его на трехдневный пост, а по прошествии его Федор взял икону Казанской Божией Матери, полил ее водичкой, горячо помолился и с игуменом принес эту воду на пароход больной женщине. Как только женщина увидела их идущих к пароходу с водой, она стала громко кричать: «Куда ты меня гонишь?». Отслужили молебен над больной, покропили ее водичкой, напоили, и она исцелилась. Генерал в благодарность за исцеление жены дал Федору большую сумму денег, но он их не взял, а сказал: «Отдайте это игумену, на святую обитель, а я великий грешник, недостойный такой награды, ибо сам Целитель душ и телес наших через свою Пречистую Матерь помог больной избавиться от ее недуга, их и благодарите». Это было первое чудо, сотворенное послушником Федором.

Федор должен был принимать постриг, и игумену было открыто, что у Федора есть родители и он должен взять у них благословение. Игумен позвал Федора и сказал ему все, что ему было открыто в видении и, благословив, отпустил его к родителям. И отправился Федор в далекую Пермь на поиски своих родителей.

Отыскав местечко, где, по видению игумена, должны проживать его родители, и расспросив местных жителей, он наконец подошел к своему родному дому и с благоговейным трепетом и волнением в груди как странник попросился на ночлег.

Встретила его мать и на просьбу о ночлеге впустила в дом; сама присела на лавочку у окна, где всегда неизменно пряла пряжу, и стала расспрашивать, откуда он и по каким делам. Справясь с волнением, Федор коротко рассказал о себе и в свою очередь стал расспрашивать у нее об их житии, кто чем занимается, кто жив, кто отошел ко Господу. Мать всех называла, обо всех рассказывала и потом со слезами стала рассказывать, как пропал в лесу у них малолетний ребенок и что она в печали и не знает, как его поминать. Прошло много лет, а сердце материнское не хочет успокоиться и горю нет конца, если бы, мол, знала, что умер, похоронила бы, как подобает, тогда и не предавалась бы такой печали.

Федор с участием расспрашивал о мальчике, спросил, какие приметы у него были. Мать, вся в слезах при этих воспоминаниях, сказала, что за правым ушком у него была большая родинка. Тогда Федор, не выдержав нахлынувшего волнения, рукой отбросил прядь волос с правой стороны и показал за правым ухом большую родинку. Мать, увидев родинку и вглядевшись в его лицо, со слезами радости и волнения припала к груди найденного сына, и, казалось, радости ее не будет конца. Кто может передать материнскую печаль и радость!

Родители благословили Федора иконой Казанской Божией Матери, и он, радостный и счастливый, с благословением родителей отбыл снова на Афон в свою обитель. По прибытии в обитель он принял постриг в иноки с именем Феодосий. Спустя непродолжительное время его рукоположили в иеродиакона, а затем – в иеромонаха.

Позже иеромонах Феодосий отправился в Иерусалим. Прибыв в Святую Землю, он обошел святые места, поклонился всем святыням. Обойдя Святую Землю, Феодосий пришел в Иерусалим и остался служить у Гроба Господня. К тому времени Господь дал ему дар говорить на 14-ти языках. У гроба Господня в Иерусалиме о.Феодосий прослужил 60 лет.

В 1879 г. отец Феодосий отправился на Афон – место начала своей духовной жизни, своего детства и принятия пострига. Вернувшись после столь длительного отсутствия в обитель Положения Пояса Богоматери, он, по откровению свыше, остался служить в ней в послушании настоятеля Иоанникия до 1901 г., а с 1901 г., после смерти отца Иоанникия, он, по преемственному праву, стал настоятелем обители. Отец Феодосий тяготился своими новыми обязанностями, ибо надо было много хлопотать по руководству обителью, а его влекло к живой молитве к Богу, и в 1907 г., по усиленной просьбе, он освободился от должности настоятеля и отправился в Иерусалим, где принял схиму.

В 1908 г., по Промыслу Божию, в Иерусалим из России, из станицы Платнировской, заехал отставной генерал и, встретившись с отцом Феодосием, настоятельно просил его приехать в Россию. После некоторых хлопот он получил разрешение на выезд отца Феодосия в Россию. Иеросхимонах Феодосий возвращается в Россию и поселяется в станице Платнировской, где прожил больше года. Молва о необыкновенном старце мгновенно распространилась среди окрестных жителей. К нему стали стекаться паломники. Люди увидели в нем истинного служителя Божия и молитвенника к Богу о людских нуждах. Обладая даром духовного прозрения, он многих исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился чутко и с участием, направляя на путь спасения.

По откровению Божию, отец Феодосий из станицы Платнировской переселился в пустынь в 27 км от г.Крымска, недалеко от теперешнего поселка Горного. Там в ущелье на большом камне он молился, не сходя с него, 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему, где должно построить церковь. Ему явилась Матерь Божия и указала место, где должен быть храм и просфорня. На этом месте зеленел барвинок, да и до сего дня те два места покрыты барвинком, а больше его нигде нет в ущелье.

На склоне двух горных возвышенностей, на небольшой поляне, на указанном Богородицей месте отец Феодосий с помощью близживущих крестьян построил небольшую церковь и просфорню, а также кельи в виде куреней из жердей и соломы.

К источнику живой воды, исходящей из уст благочестивого старца Феодосия, потянулись жаждущие и ищущие пути ко спасению, ищущие наставлений и утешений в слове Божием. Он принимал до пятисот человек в день. Здесь же по молитвам о. Феодосия забил из-под земли цельбоносный источник.

В 1925 г., за две недели до Пасхи, Батюшка велел матушкам Талиде и Елене печь пасху и красить яички. Они очень удивились: такой пост и еще двенадцать дней до праздника – и вдруг печь пасхи, но послушание выполнили, и все было сохранено до страстной пятницы, а в страстную пятницу Батюшка отслужил обедню, освятил пасхи и яички и сказал: «Будете разговляться, а меня с вами не будет, потом вы езжайте в Минводы и будете там жить».

Как только он это сделал и сказал, пришли трое военных и сказали: «Отец, собирайся, мы приехали взять тебя в гости». «А я вас уже жду» – ответил Батюшка.

У матушки Фионы попросил тазик с теплой водой, омыл матушкам ноги, накормил их, сам им прислуживал, затем пошел в свою келью, помолился, взял крест, перекрестил все четыре стороны кельи, благословил всех, кто там был из пришедших и живущих в пустыни. Все плакали, а он сказал: «Что вы плачете, молиться надо, Господь в эти дни страдал, молитесь». Еще раз благословил всех и сказал военным: «Я готов». Его увезли в Новороссийск, где он пробыл месяц. Через месяц этапом он был отправлен в ссылку на Соловки. Этап проходил через Краснодар, там он тоже пробыл месяц, еще месяц – в Ростове, а затем отправили, уже без задержек, до места назначения.

В ссылке отец Феодосий пробыл 6 лет. В 1931 г. его освободили и он приехал в Минводы. Здесь батюшка приобрел себе хату и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку (тогда это считалось смешным), играл с детьми и дети его называли «дедушка Кузюка». В Минеральных Водах он продолжал духовно наставлять и спасать людей – о.Феодосий принадлежал к Катакомбной Церкви – тайно служил, совершал требы, постригал в монашество.

Через несколько дворов от Батюшки, на улице Озерной, жила женщина. Она несколько лет отбывала тюремное наказание, а ее дочь была в приюте. Возвратившись из заключения, она забрала дочь, но жить было нечем, а через несколько дворов на квартире стояли военные, и вот она замыслила свести туда свою дочь, чтобы та блудом добывала себе пропитание.

Поздно вечером эта женщина брала воду из колодца и видит, что отец Феодосий что-то бросил ей в дверь, какой-то узелок. Она подошла, взяла узелок, а там много денег, одни тридцатки. Она подумала, что старик выжил из ума (он ведь юродствовал), спутал свой двор с ее двором и по ошибке бросил деньги, как бы спрятал их, – юродивый ведь, и вид у него такой, не знает, по своему неразумению, куда бросить деньги. Утром она пошла к нему с этим узелком и говорит: «Дедушка, вы вчера по ошибке принесли мне узелок с деньгами, вот возьмите». «Когда диавол вложит в ум нехорошие мысли, то Господь говорит моему дяденьке (так он всегда говорил о себе) и посылает в тот дом отвратить зло и погибель души», – ответил ей Батюшка. Она не поняла, что он говорит о себе, и говорит ему: «А я никакого дяденьку не видела, а вас, дедушка, видела, как вы в мои сенцы бросили этот узелок». «Бери эти деньги, Господь послал тебе помощь, чтобы ты дочь не ввергла в зло», – сказал ей Батюшка. Поняла тогда женщина, что ведомы ему ее мысли, упала на колени и со слезами благодарила Бога и Его милосердие, обнимала ноги Батюшке и слезами омывала их. Он же поднял ее и сказал: «Благодари Господа и Его Пречистую Мамочку за Их бесконечное милосердие к нам, грешным, молись Богу и расти свою дочь в благочестии». Дочь этой женщины действительно выросла благочестивой и смиренной, вышла замуж за хорошего человека, родились у них трое детей, которых она воспитала честными, добропорядочными людьми. Одному Господу ведомо, откуда Батюшка взял такую большую сумму денег, ведь юродствовал, сам жил бедно, ничего не имел, иногда за целый день не было у него куска хлеба, а тут вдруг такое богатство, и ведь себе не оставил ни единой бумажки.

Ночью как-то пришел Батюшка к железнодорожнику Петру и говорит: «Пойдем скорее на угольный склад». Дочь их Люба поднялась и пошла за Батюшкой, дорогой вспомнила и говорит: «Я книжку угольную не взяла» – «Сегодня она не нужна, иди быстрее», – ответил Батюшка. Подходят к воротам склада, а у ворот стоит молодой человек. Батюшка говорит ему: «Что же ты хочешь делать с собой, подумал ли ты, куда пойдет твоя душа! Воспитывай детей своих и молись Богу. У тебя ведь жена и двое детей, а ты собрался душу свою отдать диаволу». Люба осмотрелась и видит: над его головой на воротах – веревочная петля. Человек собирался повеситься, а Батюшка спас его душу, не дав диаволу его добычу. Не допустил Господь погибели, но ждет покаяния.

За год до войны раба Божия Александра приехала к отцу Феодосию, а он ей говорит: «Будет война, такая страшная, как Страшный Суд: люди будут гибнуть, они отошли от Господа, забыли Бога, и разнесет их ветер войны, как пепел, и признака не останется, а кто будет призывать Бога, того Господь спасет от бедствия».

Во время Отечественной войны 1941-1945 гг. отец Феодосий показал себя одним из самых ревностных молитвенников о победе России, служа панихиды по погибшим воинам, тем более, что Господь открывал ему даже имена некоторых из них. Используя свое положение юродивого, он дерзновенно проповедовал, назидая людей, и, опять-таки, совершал необыкновенной силы чудеса.

Когда немцы подступили к Минводам, был такой случай. Быстро-быстро подбегает отец Феодосий к детсаду и говорит детям: «Гулю, гулю… деточки, бегите за мной, бегите». Забавы ради дети побежали за дедушкой, а воспитатели за детьми побежали. В это время снаряд угодил прямо в здание детсада и разрушил его, но никто не погиб, все ушли за дедушкой, и он их спас.

Городская больница находилась рядом с железнодорожными путями, а на путях стояли три вагона со снарядами. Стрелочник смотрит, а дедушка Кузюка бежит быстро-быстро, в одной руке держит крест, а другой пытается столкнуть нагоны с места. Стрелочник думает: «Ну дед чудной, ему ли сдвинуть такую силу». Только он так подумал, глянул, — и глазам своим не верит: вагоны потихоньку сдвинулись и покатились от того места, где стояли, и тотчас же в это место упала бомба, не причинив большого вреда ни больнице, ни людям, работающим невдалеке.

Много таких случаев хранит народная память. Некоторые из свидетельств записаны, другие передаются из уст в уста.

В последние годы своей жизни отец Феодосий жил с послушницами в небольшой хатке. Там было сыро, потолки низкие. Батюшка почти все время лежал, а вставал по веревочке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Своих духовных детей он учил: «Скажешь не больше семи слов в сутки – спасен будешь». Креститься учил не только одним крестом, а с умной молитвой. Говорил перед смертью: «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду…»

Евангелие он знал наизусть. Порой без всяких книг читал вслух без перерыва, лампадка и свечки в его комнате сутками не потухали… Советовал своим чадам читать почаще «Откровение Иоанна Богослова»: «Тогда страх Божий у вас будет».

Подошла однажды Антонина к отцу Феодосию, а он говорит ей: «Молил я Боженьку: «Возьми меня Боженька, сколько же мне жить?»А Боженька сказал: «Поживи еще немного, у тебя миллион духовных детей, ты их всех любишь и всю тварь жалеешь». Стало быть, я еще немножко поживу».

Советскую церковь сергианскую схимонах Феодосий никогда не признавал и в нее никогда не ходил… Но однажды его начали усиленно приглашать те «священники», которых он не признавал таковыми, хотя бы придти в храм посмотреть, что все у них «по-старому». И старец отправился, везя за собой саночки. Была зима. Он с трудом добирался. И уже у самого храма поскользнулся, упал и сильно разбился. Его окровавленным доставили домой. Так Господь показал на этом праведнике, что даже и заходить в храм тех, кто признает советскую власть властью «от Бога», – даже заходить в такой храм нельзя.

Скончался о.Феодосий на 148-м году жизни 8 августа 1948 года. Когда он отошел ко Господу, то в святом углу, как на Пасху, зазвонили колокола. Чин погребения совершён неизвестным катакомбным священником.

Перед выносом на кладбище люди просили сфотографировать батюшку, но не смогли этого сделать, потому что от гроба исходило такое сияние, что сфотографировать было невозможно. Тогда фотограф сказал: «Кто был этот человек? Такое сияние вокруг него!»

Когда вынесли гроб и донесли до окраины города, к гробу подошли четыре юноши, такие красивые, с длинными волосами, в белых сорочках, в черных брюках и легких сапожках, подняли на руки гроб и несли до самого кладбища. Когда гроб опустили в могилу, засыпали, собрались уходить с кладбища и идти поминать, захотели пригласить тех юношей, но их не оказалось среди присутствовавших и никто не видел, куда они подевались. Так никто и не знает, кто это был.

И после смерти отец Феодосий не оставил своих духовных чад. На его могилки и до наших дней совершаются неисчислимые чудеса.

Какие еще чудеса явит нам иерусалимский старец? Скольких исцелит, скольких приведет к вере, скольким поможет? Его молитвами да спасет нас Господь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *