Молитва иннокентию московскому

Иннокентий (Вениаминов)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Иннокентий и фамилией Вениаминов.

Митрополит Иннокентий

Митрополит Московский и Коломенский

5 января 1868 — 31 марта 1879
Предшественник Филарет (Дроздов),
Леонид (Краснопевков) в/у
Преемник Амвросий (Ключарев) в/у,
Макарий (Булгаков)

Архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский

15 декабря 1840 — 5 января 1868
Преемник Вениамин (Благонравов)
Имя при рождении Иван Евсеевич Попов
Рождение 26 августа 1797
село Анга, Верхоленский уезд, Иркутская губерния
Смерть 31 марта (12 апреля) 1879 (81 год)
Москва
Похоронен
  • Троице-Сергиева лавра
В лике святителя
День памяти

31 марта (13 апреля)
10 (23) июня
23 сентября (5 октября)
5 (18) октября

Третья неделя по Пятидесятнице — Собор Санкт-Петербургских святых

Подвижничество Миссионерство, перевод Священного Писания на алеутский и якутский языки
Почитается Русская православная церковь, Епископальная церковь США
Награды
Медиафайлы на Викискладе

Митрополи́т Инноке́нтий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 26 августа 1797, село Анга (Ангинское), Верхоленский уезд, Иркутская губерния — 31 марта 1879, Москва) — епископ Православной Российской церкви; с 5 января 1868 года митрополит Московский и Коломенский.

Первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. Наряду с последним считается основателем Благовещенска.

В октябре 1977 года был прославлен в лике святых Русской православной церковью и Православной церковью в Америке в лике святителей как апостол Сибири и Америки. В 1994 году был прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей.

Дни памяти:

  • 31 марта (13 апреля);
  • Третья Неделя по Пятидесятнице — Собор Санкт-Петербургских святых;
  • 6 (19) июля — Собор Радонежских святых;
  • 10 (23) июня — Собор Сибирских святых;
  • 23 сентября (6 октября) — прославление;
  • 5 (18) октября — Собор Московских святителей.

Биография

Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова и был наречён в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы помочь бедствующей семье, Ивана взял к себе брат его отца, диакон Димитрий Попов, взявшись учить его грамоте по Часослову и Псалтири. Уже в семь лет мальчик читал в храме «Апостол». Мать пыталась устроить сына на место отца пономарём, чтобы помочь себе и оставшимся детям, но её попытки оказались напрасны.

Архиепископ Иркутский Парфений (Попов), митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) и епископ Камчатский и Алеутский Вениамин (Благонравов)Мощи святителя Иннокентия Аляскинского в Успенском соборе в Троице-Сергиевой лавре

В 1806 году девятилетний Иван Попов был определён в Иркутскую духовную семинарию. В семинарии в то время учились не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников. В 1814 году Иван получил фамилию Вениаминов, в честь недавно скончавшегося епископа Иркутского Вениамина (Багрянского).

В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак, а 13 мая того же года был рукоположён во диакона к Градо-Иркутской Благовещенской церкви. В июне 1818-го пришло распоряжение прислать из Иркутской семинарии двух учеников для обучения в Московской духовной академии, но Иван, как женатый человек, к тому же диакон, не мог быть послан в академию. Поэтому по окончании семинарии он был определён учителем в приходское училище.

18 мая 1821 года был рукоположён во пресвитера.

По благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова) 29 июля 1824 года был назначен миссионером (7 мая отправился в путь, прибыл на место 29 июля) в Америку. Вскоре со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где пробыл пятнадцать лет. Просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов.

В 1826 году создал алфавит для алеутского языка.

22 августа 1834 года был переведён в Новоархангельский порт на остров Ситху для просвещения колошей.

8 ноября 1838 года отправился в Санкт-Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.

25 декабря 1839 года в Санкт-Петербурге был возведён в сан протоиерея.

29 ноября 1840 года, по смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского; и 30 ноября возведён в сан архимандрита. 15 декабря 1840 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1840 году были напечатаны «Записки об островах Уналашкинского отдела», результат 16-летних наблюдений Иннокентия на Аляске.

В 1843, 1840 и 1850 годах совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукотку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова.

21 апреля 1850 года возведён в сан архиепископа.

В 1858 году вместе с Николаем Муравьёвым отправился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.

В том же году приехав в станицу Усть-Зейскую, перенёс сюда епископскую кафедру. Позже Усть-Зейскую по инициативе святителя переименовали в станицу Благовещенскую, а затем — царским указом — в город Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По проекту Иннокентия и при его непосредственном участии в городе был заложен кафедральный собор (освящён в 1864 году) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, был также возведён архиерейский дом — комплекс из шести деревянных зданий. До 1864 года кафедральным собором служила Свято-Никольская церковь, построенная казаками в 1857 году. Летом 1862 года святитель прибыл в Благовещенск на постоянное жительство.

В 1867 году был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем синоде.

5 января 1868 года был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета.

Памятник святителю Иннокентию в Благовещенске

Скончался 31 марта 1879 года; погребён в Троице-Сергиевой лавре, рядом с могилой святителя Филарета (Дроздова) в церкви Филарета Милостивого в Патриарших покоях.

Одним из первых высказал необходимость строительства на Дальнем Востоке православного монастыря, из-за чего был построен Свято-Троицкий Николаевский монастырь.

Память

Церковное почитание

6 октября 1977 года решением Священного Синода причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

База данных сайта «Храмы России» (по состоянию на 13 декабря 2016 года) включает в себя информацию о 12 храмах в различных городах России, главный престол которых посвящён святителю Иннокентию; о 2 храмах, в которых ему посвящён один из дополнительных престолов; о 2 часовнях. В частности, храмы во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, имеются в Москве, Хабаровске и Южно-Сахалинске.

В Якутске в 1997 году на территории Якутского государственного музея (бывшая территория Спасского мужского монастыря) построена часовня в память двухсотлетия со дня рождения святителя Иннокентия.

Памятники

Памятники святителю Иннокентию установлены в Якутске, Магадане и Иркутске.

В Благовещенске в 2009 году установлен совместный памятник Николаю Муравьёву-Амурскому и святителю Иннокентию как основателям города. Первый же в городе памятник святителю Иннокентию — бронзовый бюст на гранитном постаменте, был установлен в 1998 году в переулке, носящем ныне его имя.

Иное

В селе Анга (Ангинское) Качугского района Иркутской области сохранился бревенчатый дом, в котором жил в детские годы святитель Иннокентий, сейчас в доме располагается музей святителя.

Теплоход «Сибирский» Ленского объединённого речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий».

В честь святителя назван самый высокий вулкан полуострова Аляски.

10 декабря 1997 года в городе Южно-Сахалинске участок аллеи между улицей Комсомольской и центральной аллеей южного входа в городской парк получил наименование «Бульвар Святителя Иннокентия» в связи с празднованием 300-летия открытия Курильских островов русскими моряками.

В 2011 году учреждена медаль «За заслуги перед городом Благовещенском» — вторая по значимости муниципальная награда после звания почетного гражданина города. В центре медали — рельефное изображение графа Муравьева-Амурского и святителя Иннокентия

Труды

На русском языке:

  • Указание Пути в Царствие Небесное
  • Состояние православной церкви в Российской Америке СПб., 1840.
  • Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Состоит из трёх частей:
  1. Часть I, географическая
  2. Часть II, этнографическая. Замечания об алеутах. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — 336 с.
  3. Часть III, Записки об атхинских алеутах и колошах (колюжах, тлинкитах). М.: УРСС, 2011. — 160 с.
  • Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-американских, с присовокуплением российско-колошенского словаря, содержащего более 1000 слов, из коих на некоторые сделаны пояснения. СПб., 1846.
  • Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка. СПб., 1846
  • Автобиографическая записка. М., 1886
  • Речь Архимандрита Иннокентия, по наречении его Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня. Христианское чтение. СПб., 1841
  • Письма (1823—1878 гг.) собраны И. Барсуковым, 3 т. СПб, 1897, 1901. Том1. Том 2. Том 3.
  • Творения, три книги, собраны И.Барсуковым. М., 1886—1888. Том 1. Том 2. Том 3.
  • Слово при вступлении в управление московской паствою Высокопреосвященного Иннокентия Митрополита Московского, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года. Православное обозрение. М., 1868, том 26.
  • Указание пути в Царствие небесное. М., 1871, см. также Изв. Казан. еп., 1882, № 7, стр. 151; 1886, № 7, стр. 180; 1893, стр. 18.
  • Поучения постникам или говельщикам. М., 1888.
  • Наставление высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу. Церковные ведомости. СПб., 1900
  • Русская Церковь и дружба между народами (Ж. М. П., 1959, № 11, стр. 50).
  • Журналы священника Иоанна Вениаминова. Составитель О.Д. Якимов. Якутск. 2005.

На алеутском языке:

На тлингитском языке:

  • Замечания о Колошенском и Кадьякском языках в Типографии Императорской Академий Наук. СПб., 1846
  • Указание Пути в Царствие Небесное — первая часть Амер. Прав. Вестника. Ситха, 1901

Примечания

  1. 1 2 Православная энциклопедия, 2009.
  2. Результаты поиска по престолу, освященному в честь «Иннокентия, митрополита Московского». Сайт «Храмы России».
  3. Магаданская и Синегорская епархия — Освящение памятника святителю Иннокентию Московскому на Соборной площади Магадана. www.magadan-eparchy.ru. Дата обращения 20 января 2017.
  4. Памятник святителю Иннокентию Вениаминову открыли в Иркутске — Mail Новости
  5. Памятник основателям Благовещенска — Н. Н. Муравьеву-Амурскому и Св. Иннокентию (Вениаминову)
  6. 1 2 Переулок, памятники, храм…. Газета «Комсомольская правда/Благовещенск».
  7. История дома святителя Иннокентия Вениаминова в с. Анга
  8. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский
  9. Воскресенский собор — Православный Сахалин — официальный сайт Южно-Сахалинской и Курильской епархии РПЦ

Литература

  • Агеев Д. А. Миссионерское служение Святителя Иннокентия (Вениаминова) в архиерейском сане // Церковно-исторический вестник. — 2001. — № 8. — С. 69—88.
  • Алексеев В. Высокопреосвященный Иннокентий, Митрополит Московский // Журнал Московской Патриархии. — 1949. — № 7. — С. 36—44.
  • Алексий, патриарх Московский и всея Руси. Послание по случаю 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского // Церковь и время : научно-богословский и церковно-общественный журнал. — М., 2004. — № 3 (28). — С. 41—54.
  • Анисов Л. М. Просветитель Сибири и Америки. Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. — 224 с. — 5000 экз.
  • Апостол Нашего времени. Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия (Вениаминова) (1797—1879). — М.: Писатель, 1996. — 48 с.
  • Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. — М., 1883.
  • Григорьев Д., протоиерей. Апостол Аляски. Митрополит Иннокентий Вениаминов (1797—1879) // Ежегодник Православной Церкви в Америке. — Нью-Йорк, 1976. — С. 31—45.
  • Григорьев Д., протоиерей. Материалы к биографии Митрополита Иннокентия (Вениаминова) // Ежегодник Православной Церкви в Америке. — Нью-Йорк, 1977. — С. 36-48.
  • Григорьев Д., протоиерей. Митрополит Иннокентий — миссионер-пророк // Сборник 1000-летия Крещения Руси. — М., 1988. — С. 248—259.
  • Жизнеописание Иннокентия, митрополита Московского, апостола Аляски. — М., 1991.
  • К 175-летию Великого Миссионера. Святитель Митрополит Московский // Тропинка : Религиозно-просветительский журнал. — Сан-Франциско, 1972. — № 5—9. — С. 5—11.
  • Коптев В. Памяти высокопреосвященнейшего Иннокентия, митрополита Московского. — М., 1879.
  • Курляндский И. А., Зеленина Я. Э., Лопухина Е. В. Иннокентий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXII. — С. 707—716. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
  • Муравьёв А. Н. Из записок о преосвященном Иннокентии, архиепископе Камчатском. — СПб., 1915.
  • Очерк жизни и апостольских трудов Иннокентия митрополита Московского и Коломенского. — Нью-Йорк, 1990.
  • Паулак Д. Жизнь и деятельность Иннокентия, митрополита Московского. — Тюмень, 1994.
  • Потапов В., протоиерей. Деятели русского духовного возрождения прошлого: Митрополит Иннокентий Московский, Апостол Аляски // Русское возрождение. — 1986. — № 36.
  • Путешествия и подвиги святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Америки и Сибири / сост. Н. В. Романова, Н. Ю. Лазарева. — М., 1999.
  • Смирнов Е., архимандрит. Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия Вениаминова // Журнал Московской Патриархии. — 1978. — № 1. — С. 2—9.
  • Степанов А. К двухсотлетию со дня рождения Иннокентия, Апостола Аляски // Русский американец. Обзорный выпуск. — Nyack, N.Y., 1997. — № 21. — С. 222.
  • Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и его миссионерская деятельность // Журнал Московской Патриархии. — 1979. — № 3—5.
  • Иннокентий Алеутский // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.

Ссылки

  • Рака с мощами
  • Житие Святителя Иннокентия Митрополита Московского Фонд «Святителя Иннокентия Митрополита Московского»
  • Иван Евсеевич Попов-Вениаминов На официальном сайте МП
  • Иннокентий (Вениаминов-Попов), св. На сайте Русское Православие
  • Святитель Иннокентий (Вениаминов) — исследователь народов Дальнего Востока
  • Краткая биография митрополита Иннокентия (Вениаминова)
  • В Хабаровске мироточит икона святителя Иннокентия Московского
  • Собрание сочинений и писем святителя Иннокентия (Вениаминова)
  • Открылась музейная экспозиция памяти святителя Иннокентия Московского при библиотеке семинарии

Иннокентий Митрополит Московский

Иннокентий (митрополит Московский) 1797 – 1879 гг.

У Америки и Сибири не было своих апостолов до начала 19 века. Никто из них так далеко, буквально до края земли, не доходил. А ведь там тоже жили люди – алеуты, камчадалы, нивхи, якуты. И туда пришёл посланник Христов – «апостол Америки и Сибири». Именно так сейчас именуют святителя Иннокентия Вениаминова.

Память Святителя Иннокентия совершается дважды в год — 31 марта (13 апреля), в день блаженной кончины, и 23 сентября (6 октября) — в день его прославления.

26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Иркутской губернии, у пономаря Евсевия Попова родился сын Иван, которому предстояло стать митрополитом Московским и Коломенским. Будущему святителю не было и пяти лет, когда отец стал учить его грамоте. Оказавшись на редкость смышленым, он уже к восьми годам читал в храме за богослужением, доставляя прихожанам большое утешение. В шесть лет скончался отец Вани. Мать, имея на руках еще троих маленьких сирот, вынуждена была отдать Ваню на воспитание брату покойного мужа — Димитрию Попову. В девять лет Ваню привезли в Иркутск и определили в духовную семинарию. Дядя его, Димитрий Попов, к тому времени овдовел и стал монахом.

В 1814 году в семинарии сменился ректор, который решил сменить фамилии ученикам. Так Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь епископа Иркутского Вениамина Багрянского. За год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак. А вскоре стал священником Иркутской Благовещенской церкви. Любили его прихожане за то, что по воскресеньям перед литургией собирал в храм детей и давал им уроки Закона Божьего.

В начале 1823 года было принято решение послать священника на Алеутские острова, для просвещения местного населения. Никто из духовенства ехать не хотел, боялись суровых условий жизни. Желание ехать выразил лишь Иоанн Вениаминов. С грустью отпустили такого примерного священника. 7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со своим семейством, состоявщем тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата. Что ждало его впереди? Только служение.

Это сейчас любое расстояние можно преодолеть менее чем за день. А в те времена на это ушло более года! Ехали и на лошадях, и узкими тропами через густые леса, и через болота. Порой приходилось взбираться на длинный косогор или на крутую каменистую гору и двигаться по скользкой снежной вершине… Одно это путешествие уже было подвигом и смирением. Но с Божией помощью трудности эти были преодолены и путешественники наконец прибыли в пункт своего назначения.

Храма на острове не было, поэтому богослужение совершалось в ветхой часовне. Первой заботой отца Иоанна было построение храма, что, однако, оказалось делом нелегким, так как из алеутов никто работать не умел, и миссионеру пришлось ещё и обучать их плотницкому, столярному и другим ремёслам. В построенном храме многое, как например, престол и иконостас, было сделано руками самого отца Иоанна. Одновременно он усердно изучал алеутский язык, что помогло ему с большим успехом заниматься миссионерской деятельностью. Его постоянные проповеди и беседы отличались простотой и доступностью. И прихожане стали доверять святому отцу.

Помимо Уналашки, отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, несмотря на опасность этих путешествий. Отец Иоанн Вениаминов радовался усердию алеутов. Во время богослужения они стояли внимательно и настолько неподвижно, что можно было по следам их ног узнать, сколько народу было в храме. Многие были большими молитвенниками, что часто обнаруживалось лишь случайно или при их кончине. К священникам питали преданность и любовь и готовы были услужить им, чем могли. С распространением христианства стало прекращаться многоженство и внебрачное сожитие, убийство рабов при погребении знатных лиц. Даже ссоры и драки стали происходить редко.
Отец Иоанн изобрел азбуку для алеутов, мало-помалу переводя священные книги. Так, он перевел Катехизис и Евангелие от Матфея. Отец Иоанн устроил на Уналашке училище для мальчиков и сам учил их, составив все учебники.

Сам отец Иоанн Вениаминов жил с семьей сначала в тесной землянке, или юрте, а потом перешел в скромный домик, выстроенный собственными руками. Свободное время он посвящал созданию музыкальных инструментов, а также беседам и играми с детьми, своими и чужими, которых он очень любил и был с ними очень нежен. Так десять лет провел отец Иоанн Вениаминов, согревая душой и молитвами народ Дальнего Севера. Позже был переведен на остров Ситху, в Северную Америку, для просвещения другого народа — колошей. Прибыв туда отец Иоанн занялся сначала изучением языка и обычаев колошей. Вскоре особенный случай изменил отношение колошей к русским.

На острове началась эпидемия оспы, от которой колоши, отказывавшиеся принимать прививки от русских, гибли в большом количестве. Между тем русские и алеуты, которым оспа была привита, остались невредимыми. Это заставило и колошей просить русских о помощи, и после своего спасения они перестали смотреть на них как на своих врагов, а к проповедникам стали относиться с уважением.

Пять лет пробыл отец Иоанн На острове Ситхе. Он всегда с большой осторожностью принимался за свое дело, старался более убеждать, чем принуждать, и терпеливо выжидал добровольного желания креститься. Для детей он устраивал школы, для которых сам же и составлял учебники. Обучал он местное население кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу. При этом он снискал сердечное расположение к себе, он поистине стал благодетелем и наставником. «В этом человеке есть что-то апостольское», — говорил тогдашний Митрополит Московский об отце Иоанне..

Но тут кончина супруги тяжело поразила отца Иоанна. Митрополит Филарет, утешая его, убеждал принять монашество. Но из-за ответственности перед семьёй отец Иоанн согласился не сразу. Когда же шестеро его детей были устроены на казенное содержание, то он, видя в этом указание Божие, подал прошение о пострижении в монашество. Постриг был совершен 29 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. А 15 декабря 1840 году Иннокентий стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Теперь, с принятием нового звания, круг просветительской деятельности епископа Иннокентия сильно расширился. Он начал с открытия новых приходов.

В местах, регулярно посещаемых миссионерами, население особенно ревностно исполняло их наставления. Бывали случаи и чудесного исцеления после крещения. Одна старуха, будучи при смерти, пожелала принять крещение, но так как сама она ходить уже не могла, то была принесена для таинства на носилках. После крещения она вернулась домой самостоятельно, лишь опираясь на палку. Точно также молодой мужчина, с детства страдавший припадками безумия, после крещения совершенно исцелился. Помимо проповеди и наставлений в Законе Божием, епископ Иннокентий предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте, как на местном, так и на русском языке, что население делало очень охотно, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, чем грамотность населения коренной России.

Прожив в Новоархангельске около семи месяцев, преосвященный отправился обозревать свою епархию. На каждом острове, в каждой деревне принимали его с величайшим торжеством и радостью, и нигде не оставлял он жителей без архипастырского назидания.

За свою плодотворную миссионерскую деятельность среди народов далекой окраины России епископ Иннокентий в 1850 году был возведен в сан архиепископа. Во время своих путешествий по материковой части России архиепископ Иннокентий бывал также и у якутов, и тунгусов. Архиепископ был знаком с этими народами еще с детства, когда сталкивался с ними у себя на родине. Следствием такого попечения было то, что Якутская область была отчислена от Иркутской епархии и присоединена к Камчатской. По этой причине преосвященный Иннокентий сменил место своего постоянного жительства, переехав в Сибирь, в город Якутск.

Верный своим принципам, архиепископ Иннокентий немедленно принялся за просвещение страны, открывая храмы и часовни, переводя на якутский язык священные и богослужебные книги, для чего им была организована специальная комиссия. Несмотря на трудности этого перевода, комиссия успешно справилась со своей задачей, и в июле 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие.

Несмотря на свои уже преклонные лета, архиепископ почти постоянно предпринимал путешествия по своей еще более расширившейся епархии, часто подвергая себя разного рода лишениям и опасностям. В одно из таких путешествий, находясь в Аянском порту, он едва не был взят в плен англичанами, которые в связи с Крымской войной напали на российские дальневосточные владения. Преосвященный убедил англичан не брать его в плен, так как пользы им от этого не будет, что принужденные кормить его, они понесут только ущерб. Англичане не только оставили его в покое, но даже освободили захваченного ими ранее одного священника.

Преклонные лета и плохое здоровье заставляли архиепископа Иннокентия задумываться об отдыхе. Но не к покою от трудов, а к новой деятельности готовил Промысел Божий. В 1867 году скончался Московский митрополит Филарет и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам отец был поражен этой вестью больше всех. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут был в раздумье. Затем целый день оставался один, а ночью долго и усердно молился, стоя на коленях. Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря, которому и на место отца невозможно было попасть, делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви — митрополитом Московским!

С глубоким смирением принял преосвященный Иннокентий новое свое назначение и стал собираться в путь. Излишне говорить, с каким чувством радости и благоговения встречали его жители сибирских городов, через которые ему приходилось проезжать по пути в Москву. Наконец 25 мая 1868 года, вечером, огласивший всю Москву колокольный звон возвестил о прибытии в столицу ее нового архипастыря. На другой день высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, вступил в Большой Успенский собор, на ступенях которого произнес речь, исполненную истинного смирения.

«Кто я, — говорил он, — дерзающий восприять и слово и власть моих предшественников? Ученик отдаленнейшего времени, отдаленнейшего края и в отдаленной стране проведший более половины своей жизни; не более как смиренный делатель на ниве Христовой, учитель младенцев и младенчествующих в вере».

С таким смирением вступал преосвященный Иннокентий в новое свое служение. Ему было уже более семидесяти лет, он был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки был преисполнен сил и рвения к деятельности. За новыми заботами он не забывал своего миссионерского призвания. С целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено миссионерское общество. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. Последний раз приобщался в Великий четверг. 30 марта 1879 года он потребовал к себе преосвященного Амвросия для чтения канона на исход души, а 31 марта в 2 часа ночи его не стало.

Святителя Иннокентия торжественно похоронили в Духовском храме Троице- Сергиевой Лавры, рядом с могилой его друга и наставника митрополита Филарета.
В 1977 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был прославлен в лике святых двумя Поместными Церквами – Русской и Православной Церковью в Америке.
В 1994 году были обретены его святые мощи, покоящиеся ныне в Троице Сергиевой Лавре.

Святитель Иннокентий оставил после себя многие переводы богослужебных текстов и Священного Писания на ряд языков, особенно на алеутский. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили в свое время
мировую известность. В 1833 году он написал на алеутском языке одно из лучших творений Православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное», ныне переведенное на разные языки и выдержавшее десятки переизданий.

И в наше время отзываются его наставления верующим: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».
Провожая своего сына священника Гавриила Вениаминова в Амурскую экспедицию для проповеди нанайцам, святитель благословил его такими словами: «Иди на великое дело, указанное тебе Богом! Но смотри не охладевай сердцем в делании нивы Христовой! Умирай на ней, и не озирайся вспять до тех пор, пока не исполнишь возложенной на тебя обязанности». Именно так относился святитель к личному служению Господу. Преданный воле Божией в течение всей жизни, он оставил завет веры своим преемникам, указав на слова пророка: «От Господа стопы человеку исправляются»

Молитва первая святителю Иннокентию Московскому о даровании целомудрия и смирения

О, пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашест­вующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православ­ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Иннокентию Московскому читаемая для излечения телесных и душевных недугов

О святителю Христов Иннокентие, новоявленный угодниче! К тебе припадаем, раби Божии (имена), и молимся: всели в сердца наша любовь твою, еюже к Богу и ближним твоим в житии твоем преисполнен был еси. Моли Христа Бога, да отпустятся нам согрешения наша вольная и невольная, да избавимся от всех враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей и всяких недугов. Моли, да милостив будет нам Господь и зде, и в будущем веце и преставльшияся от нас отцы и братию, матери и сестры, и чада наша, в лики святых вчинив, в месте светле упокоит: да предстояще и поклоняющеся иконе твоей, имамы тя неусыпающаго молитвенника и предстоятеля о нас ко Господу, и благодарно с любовию величаем прославльшаго и послушающаго тя, в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

ИННОКЕНТИЙ МОСКОВСКИЙ

(ум. 1879)

Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье бедного пономаря деревенской церкви Евсевия Попова. Он рано выучился грамоте, к шести годам уже мог исполнять в храме обязанности чтеца. После преждевременной кончины отца Иван перешел под опеку родного дяди — диакона Дмитрия Попова. Девяти лет Иван был определен в Иркутскую семинарию. Здесь он числился сначала как Попов-Ангинский (чтобы отличаться от других многочисленных Поповых) и проявил недюжинные дарования. Ректор семинарии присвоил ему новую фамилию — Вениаминов, в честь незадолго до этого почившего епископа Иркутского Вениамина Багрянского (1789–1814) (подобное нередко практиковалось в духовных учебных учреждениях). Наряду с учебными предметами Иван занимался механикой, к которой проявил большие способности. В частности, он устроил в семинарии водяные часы.

Ректор семинарии намеревался отправить способного ученика в Академию, однако в 1817 году, неожиданно для всех, Иван Вениаминов женился (что делало невозможным поступление в Академию). Сам святитель вспоминал впоследствии, что лишь по случайности ректор семинарии архимандрит Павел не воспрепятствовал его женитьбе: ректор жил в городе, монастырь же с семинарией находились на другой стороне Ангары, и каждый день в учебное время ректор вынужден был переезжать на лодке через реку. Однако когда река вскрылась, переправа сделалась невозможной. «В это время мне пришла мысль жениться, и я подал просьбу без дозволения ректора получить вид на женитьбу. Не будь этого случая, конечно, ректор не позволил бы мне подавать просьбу о женитьбе».

13 мая 1817 года Иван Вениаминов, еще учащийся семинарии, вступил в брак и был рукоположен в сан диакона с назначением в иркутскую Благовещенскую церковь. По окончании курса его определили учителем приходского училища, а в 1821 году рукоположили во священники. Став священником, отец Иоанн открыл при храме воскресную школу для детей прихожан обоего пола.

Вскоре судьба молодого священника кардинально изменилась. В 1823 году епископ Иркутский Михаил Бурдуков получил предписание Святейшего Синода направить христианскую миссию на Алеутские острова для просвещения местного населения. (В то время Аляска и Алеутские острова входили в состав Иркутской епархии.) Епископ Михаил уже давно обратил внимание на отца Иоанна и предложил ему это трудное, но благородное дело. Сам святитель Иннокентий впоследствии вспоминал об этом так: «Слышал я о миссионерах, о дальних их путешествиях для просвещения язычников, но никогда на это дело не обращал особого внимания. Но вот получаю я, вместе с другими, от епархиального начальства письменное приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова. Только прочитал я его — как будто бы что повернулось в моей груди, и я тут же объявил своим домашним: я еду. Ни советы знакомых, ни описания трудностей дальнего пути и ожидающих меня лишений — ничто не доходило до моего сердца, только как будто огонь горел в моей душе». Так началась великая миссия святителя, принесшая ему поистине всемирную славу.

Несмотря на недовольство и уговоры домашних, отец Иоанн твердо решился отправиться в путь. 7 мая 1823 года он выехал из Иркутска вместе со старушкой матерью, женой, новорожденным сыном и братом. Путешествие длилось четырнадцать месяцев, и только 20 июня 1824 года Иван Вениаминов достиг острова Уналашка — главного в гряде Лисьих островов (примыкающих к Алеутским островам).

На острове Уналашка проживало около четырехсот человек, главным образом алеутов. (Всего в приходе отца Иоанна насчитывалось около 2000 человек, разбросанных более чем по 60 островам.) Храма не было, стояла лишь полуразрушенная часовня. Зато жители острова — алеуты — показали себя людьми мирными, добродушными, как бы самим характером своим предрасположенными к христианству. (Вот как писал о них Иван Вениаминов несколько позже: «Они очень охотно собираются на молитву везде, где отправляется богослужение, а особенно когда посещает их священник. При службе и на молитве стоят с благоговением и удивительною твердостью. Все требуемые религиею обязанности они исполняют с полною охотою и точностью и очень многие с благоговейным страхом и смирением, так что во все мое пребывание там не было ни одного нерадивого. Я уже не говорю о том, что они строго соблюдают посты, когда следует, потому что им ничего не значит не есть два-три дня. Но ничто столько не утешало меня и не радовало, как их усердие, или, лучше сказать, жажда к слышанию слова Божия, которая так велика, что утвердительно скажу, скорее утомится самый неутомимый прповедник, чем их внимание и усердие к слышанию проповеди». Спустя несколько десятилетий, поставляя на Аляску нового епископа Петра, святитель Иннокентий скажет: «Не многим из собратий наших достается такой счастливый жребий служения, ибо немного ныне таких мест, где можно было бы найти столь послушных, кротких, простых и внимательных к Слову Божию чад Церкви, как в тех местах».)

Отец Иоанн сам стал обучать алеутов ремеслам — плотницкому, строительному, кузнечному. На острове не имелось никаких строительных материалов: и дерево, и кирпичи приходилось завозить с материка. Но уже через год после того, как молодой священник приступил к строительству церкви, новый храм был освящен во имя Вознесения Господня. Престол, иконостас, позолота — все это было сделано руками самого отца Иоанна.

С самого начала деятельность миссионера приобрела многогранный характер. Он берется за изучение алеутского языка, изучает нравы и обычаи алеутов. По соглашению с Академией наук священник ведет метеорологические наблюдения на Уналашке, занимается составлением географического описания острова и других территорий Российско-Американской компании. В 1825 году на Уналашке была открыта первая церковно-приходская школа. Иван Вениаминов сам составил учебник, по которому велись занятия, сам преподавал в школе. Он сумел достичь внушительных успехов. Спустя несколько лет руководство Российско-Американской компании отмечало высокий авторитет основанного им училища среди коренных жителей Алеутских островов: «Самая большая часть учеников состоит из природных алеутов, из которых многие уже достигли шестнадцати лет». (К 1860 году численность учащихся достигла ста человек.) Иные из местных жителей охотно и сами брались за изучение грамоты. Позднее отец Иоанн вспоминал: «В последнее время, то есть когда появились переводы на их язык, умеющих читать было более чем шестая часть, и есть селения, где из мужчин более половины грамотных, а на одном острове (Святого Павла) почти все до одного умеют читать».

К переводам на алеутский язык необходимых книг Иван Вениаминов приступил уже вскоре после начала своей алеутской миссии. Спустя семь лет он перевел катехизис, букварь с важнейшими молитвами и Евангелие от Матфея. Священный Синод разрешил пользоваться этими переводами, однако напечатал только катехизис. Евангелие и букварь приходилось переписывать от руки. В 1835 году Вениаминов представил в Академию наук составленную им грамматику алеутского языка. За эту работу он был удостоен Демидовской премии, а труд его напечатан «иждивением Академии».

На Уналашке же Иван Вениаминов составляет книгу, содержащую необходимое изложение основ христианского учения, — «Указание пути в Царствие Небесное, или Лекции для обучения новокрещеных христиан в Русской Америке». Эта книга написана просто и понятно, так, что она подходит даже для христианского воспитания и обучения детей. В России она была напечатана на русском языке, а впоследствии переводилась на языки всех тех народов, среди которых распространялось христианство. Кроме того, перу святителя Иннокентия принадлежит и «Наставление священнику, назначенному для обращения иноверных и руководствия обращенных в христианскую веру» — точное изложение методики миссионерской работы.

На острове Уналашка в семье Ивана Вениаминова родилось шестеро детей. (Еще один появился на свет после переезда на Ситку.) Вот как описывал внешность священника путешественник Э. Белчер (они встречались несколько позже, уже в Петербурге, куда отец Иоанн прибыл по делам своей миссии): «Он был огромным человеком атлетического сложения, росту в нем было около шести футов трех дюймов (выше 1 м 90 см. — Авт.), настоящий Геркулес, и притом очень умен».

Отец Иоанн прожил на Уналашке десять лет. Успехи в проповеди христианства побудили его распространить сферу миссионерства и на Американский континент. В 1834 году он переселяется на остров Ситку, близ побережья Северной Америки. Здесь находился главный центр владений Российско-Американской компании — порт Новоархангельск.

Хотя на Ситке еще с 1806 года существовал церковный приход, здесь не было ни священника, ни какого-либо церковного надзора. А между тем на острове имелось значительное русское население — охотники, матросы, служащие компании, которые нуждались в священнике. Первое время своего пребывания здесь Вениаминов должен был посвятить им.

Коренное население острова составляли индейцы колоши. Они оказались довольно воинственными и почти постоянно враждовали с русскими. Власти компании не допускали их в Новоархангельск. Все это осложняло миссионерскую деятельность отца Иоанна.

В 1836 году на острове вспыхнула эпидемия оспы, унесшая жизни едва ли не половины туземцев. Русских же эпидемия почти не коснулась, ибо к тому времени врачи научились побеждать болезнь с помощью прививок. Это обстоятельство заставило колошей с большим вниманием отнестись к опыту европейцев. Отец Иоанн помогал врачу компании бороться с болезнью и сумел приобрести доверие и авторитет среди индейцев.

Однако прежде чем начинать среди них проповедь христианства, он должен был изучить их обычаи, традиционные верования и, главное, язык. Лишь спустя три года миссионер приступил к проповеди Евангелия. Ему приходилось совершать службу под открытым небом, за отсутствием подходящей церкви. К пастве проповедник обращался на ее родном языке.

Деятельность миссионеров в Русской Америке протекала в чрезвычайно тяжелых условиях. Население разбросано на огромных пространствах, священников всего четверо, мизерное жалование не позволяло вести мало-мальски сносную жизнь. К тому же по всем вопросам приходилось сноситься с епархиальными властями в Иркутске, находившемся за тысячу верст. В ноябре 1838 года Иван Вениаминов отправляется в Петербург. (Вместе с собой он взял свою семилетнюю дочь Феклу. Супруга же с четырьмя детьми отправилась в Иркутск, где учились старшие сыновья.) Вениаминов решил представить на рассмотрение Священного Синода подготовленный им проект улучшения миссионерской деятельности в Русской Америке, а также организовать сбор средств в пользу американской церкви. Кроме того, отец Иоанн хотел добиться разрешения на печатание на алеутском языке Священного писания. Архиепископ Иркутский Нил, сам прославившийся миссионерской деятельностью среди забайкальских бурятов, дал ему свое благословение. С разрешения Российско-Американской компании Вениаминов морским путем отправился к берегам России вокруг Южной Америки и через семь с половиной месяцев, 25 июня 1839 года, достиг Петербурга.

Здесь он встретил весьма благожелательный прием. Его сообщение об Алеутских островах и Аляске вызвали большой интерес не только в Синоде, но и в научных кругах, в которых имя священника Ивана Вениаминова было уже хорошо известно. За годы своего пребывания в Русской Америке миссионер собрал множество сведений самого разного характера, представляющих интерес для этнографов, историков, географов, ботаников, геологов. Сам император Николай I уделил ему внимание. Святейший Синод даровал отцу Иоанну сан протоиерея.

Отец Иоанн предоставил в Синод доклад «Обозрение Православной Церкви в российских поселениях в Америке, со своим мнением об улучшении состояния оной». Представители Синода обещали ему поддержку, но не ранее осени. В ожидании решения Вениаминов отправился в Москву для сбора средств, необходимых для построения храмов в Русской Америке. Здесь произошла его встреча с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), одним из крупнейших деятелей церкви того времени (впоследствии причтен Церковью к лику святых). Святитель Филарет горячо поддержал отца Иоанна и даже предоставил ему свою квартиру. К осени 1839 года Вениаминову удалось собрать немало средств, а также церковной утвари и священнических облачений, необходимых для церковной службы.

Осенью 1839 года отец Иоанн вновь прибыл в Петербург. Лишь весной следующего года состоялось решение Священного Синода, в основном поддержавшего предложения знаменитого миссионера. В это время Иоанн получил из Иркутска известие о смерти жены. Митрополит Филарет предложил ему принять монашеский постриг — это соответствовало вековой традиции, существовавшей в России, согласно которой вдовый священник отстранялся от служения в церкви. Отец Иоанн хотел прежде пристроить своих детей. Когда ему удалось определить дочерей в Петербургский институт благородных девиц, а сыновей — в Петербургскую духовную семинарию (причем митрополит Филарет пообещал заботиться о них), Иван Вениаминов принял монашество. Митрополит Филарет сам постриг его (29 июля 1840 года) и дал ему новое имя — Иннокентий (в честь святителя Иннокентия Иркутского (Кульчицкого), канонизированного Церковью в 1805 году).

В самый день пострига Святейший Синод принял решение об учреждении новой епархии для Алеутских островов и Аляски. С этим решением согласился и император Николай I. 1 декабря 1840 года Иннокентий Вениаминов был назначен епископом новообразованной епархии, а 15 декабря рукоположен в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Резиденцией епископа был избран поселок Новоархангельск на Ситке.

20 января 1841 года епископ Иннокентий отправился через всю Сибирь в Русскую Америку и прибыл в Ситку в конце сентября того же года. Расположение епархии в двух частях света создавало немалые трудности. Иннокентий старался в равной мере заботиться об обеих половинах своей епархии, ибо придавал им одинаково важное значение.

В Русской Америке Иннокентий пробыл примерно год. В декабре 1841 года начала работу Новоархангельская духовная школа — любимое детище святителя Иннокентия. Ее появление было вызвано как потребностями Церкви, так и необходимостью дать начальное образование детям служащих Российско-Американской компании. В первый и второй классы училища были приняты 23 человека в возрасте от 7 до 17 лет, из них 21 представитель коренной национальности. Учебная программа была рассчитана на четыре года и включала в себя русскую и славянскую грамматику, алеутский язык, арифметику, географию, нотное пение, всеобщую историю, катехизис, изучение Священного писания, риторику. Святитель рассматривал Новоархангельскую школу как первую ступень к созданию учебного заведения более высокого уровня. В 1843 году он обратился в Синод с предложением создать на ее базе духовную семинарию. Предложение это было принято, и в декабре 1845 года училище преобразовано в семинарию.

Образование семинарии в Новоархангельске натолкнулось на немалые трудности, в том числе и бытового характера, и даже на сопротивление местных властей. Сразу же после указа о ее открытии главный правитель колоний Тебеньков предупреждал Синод, что неизбежное в случае реализации проекта святителя Иннокентия увеличение лиц духовного звания в Новоархангельске приведет к перебоям в обеспечении города продовольствием, и настаивал на том, чтобы духовные власти максимально ограничили число преподавателей и сотрудников будущей семинарии. Кроме того, в колониях не оказалось ни архитектора, ни инженера-строителя, способного выполнить проектные работы для строительства здания семинарии. Все эти работы вынужден был взять на себя сам преосвященный. В Центральном государственном историческом архиве России хранятся чертежи и эскизы учебного и подсобного корпусов семинарии, выполненные рукой епископа Иннокентия. По ним в 1846 году Российско-Американская компания выстроила здание духовной семинарии. (Семинария просуществовала в Новоархангельске около тринадцати лет. В 1858 году, в связи с реорганизацией епархии, она была перенесена сначала временно в Якутск, а затем в Благовещенск на Амуре. В Новоархангельске же осталось училище Российско-Американской компании.)

В марте 1842 года святитель прибыл на остров Кадьяк (близ побережья Аляски). В это время все больше туземцев принимало христианство; храм, некогда пустовавший, теперь бывал переполнен и не вмещал всех желающих. Святитель расширил храм и предложил жителям построить в каждом селении часовню. Он по-прежнему заботился о переводе Священного писания на местные языки и наречия. По его поручению студент Иркутской семинарии Илья Тыжков отправляется на остров Кадьяк и переводит на кадьякское наречие катехизис и Евангелие от Матфея. (В 1849 году эти книги были напечатаны по разрешению Священного Синода.) К колошам на остров Ситху Иннокентий отправляет иеромонаха Мисаила (Озерова). К Пасхе 1843 года крестилось уже более ста колошей, а к 1845 году число крещеных достигло двухсот человек. Богослужение в храме велось на колошском наречии. Сам святитель перевел на колошское наречие воскресные евангельские чтения, чтения из Апостола и многие молитвы. Позже выпускник Новоархангельской семинарии Иван Надеждин продолжил его дело и завершил перевод Евангелия от Матфея и чинопоследования литургии. С 1842 года святитель Иннокентий регулярно посылает священников на Курильские острова, жители которых были крещены к 1850 году. Распространялось православие и на Аляске: святитель направил на материк своего зятя, священника Илью Петелина; тот выстроил в Нушегаке храм и устроил школу для мальчиков-туземцев. Миссионеры сумели распространить свое влияние и среди эскимосов.

Еще в 1842 году святитель совершил поездку на Камчатку. Во время своего первого посещения отдаленного полуострова Иннокентий решил основать особую миссию среди язычников чукчей и тунгусов (эвенков). В 1846–1847 годах он вторично посещает Камчатку. Вот как сам святитель с мягким юмором вспоминал впоследствии эти объезды епархии в письме А. Н. Муравьеву: «Повозочку, в которой я ехал, очень можно назвать гробом, только вместо холста или миткалю внутри она обита медвежиной. Очень часто приходилось ехать по таким узким и глубоким дорогам, пробитым в снегах, что дорога представлялась длинною могилой. Гроб и могила были готовы, оставалось закрыть глаза, сложить руки и быть зарыту». Во время своей поездки святитель проповедовал на севере полуострова среди чукчей и коряков. Он беседовал с местными шаманами, причем являлся к ним один, без охраны, и убедился, что коряки еще не готовы к принятию христианства. Когда в 1851 году прежде враждебные отношения между коряками и русским населением несколько улучшились, святитель отправил к корякам для проповеди опытного миссионера священника Льва Попова.

21 апреля 1850 года святитель Иннокентий был возведен в сан архиепископа. Чтобы усилить миссионерскую деятельность на Азиатском материке, святитель решил перенести епархиальную резиденцию поближе к Камчатке. По предложению Иннокентия, в 1852 году обширная Якутская область была выделена из состава Иркутской епархии и включена в Камчатскую. Святитель не раз объехал весь громадный Якутский край вплоть до Тихого океана, чтобы изучить жизнь местного населения и условия для миссионерской работы. В 1858 году для более успешного управления значительно разросшейся епархией святитель добился назначения в Новоархангельск викарного епископа Алеутского и Аляскинского, которым стал ректор Иркутской семинарии архимандрит Петр Екатериновский, воспитанник Оптиной пустыни. Сам Иннокентий сделал центром епархии город Якутск.

Святитель ревностно принялся за просвещение якутов. Началась работа над переводами священных книг на якутский язык; для этого был создан особый комитет под руководством архиепископа. Охотский протоиерей Евсевий Протопопов перевел на якутский язык катехизис, Евангелие от Матфея, Деяния апостолов и Послание апостола Павла к Римлянам. Кроме того, святитель начал постройку часовен для якутов. В 1857 году комитет завершил свою работу. Были переведены все книги Нового завета кроме Апокалипсиса, книга Бытия и Псалтирь из Ветхого завета, часть богослужебной литературы. К лету 1859 года, благодаря личным хлопотам святителя, все переводы были изданы. 19 июля 1859 года впервые богослужение было совершено на якутском языке.

В 1858 году по Айгунскому договору между Россией и Китаем к России отошли обширные территории между рекой Уссури и Японским морем. Иннокентий немедленно отправился в Уссурийский край. Еще в 1852 году он учредил миссию для гиляков (нивхов) и направил к ним своего сына, священника Гавриила Вениаминова. В начале 60-х годов христианство стало распространяться и среди корейцев, живших по Амуру.

В 1862 году, с согласия Святейшего Синода, святитель переносит свою резиденцию в незадолго до того основанный город Благовещенск на Амуре. Границы его епархии неуклонно расширялись, и пастырю приходилось почти все время находиться в дороге, чтобы помогать немногочисленным миссионерам на местах. Он постоянно встречался и беседовал с паствой, сам совершал литургии. Приведем рассказ о его плавании по Амуру и Уссури, принадлежащий одному из его спутников. «Преосвященный Иннокентий был искусным кормчим и на воде; сам лично распоряжался во время плавания ходом своей лодки, управлял рулем и парусом. Много было во время нашего плавания и опасного, и страшного, и курьезного; особенно когда кораблец влекло туда, куда не следовало, и наш опытный кормчий, стоя на корме, убеленный сединами, все силы ума употреблял, чтобы не потонуть в пучинах водных или как бы стащиться с мели слабою силою своей свиты».

В 1867 году Россия продала свои североамериканские владения Соединенным Штатам Америки, о чем Главное управление Российско-Американской компании официально уведомило святителя Иннокентия. Встал вопрос о дальнейшей судьбе православной миссии в Северной Америке. Теперь ее должен был поддерживать за счет собственных средств Святейший Синод. Хотя Соединенные Штаты и признали православную миссию, в Петербурге склонялись к тому, чтобы закрыть ее полностью. Благодаря усилиям Иннокентия (ставшего к тому времени митрополитом Московским) было принято следующее решение: 10 июня 1870 года была открыта русская Алеутская к Аляскинская епархия с кафедрой в Сан-Франциско. Однако удаленность приходов на Алеутских островах и Аляске от Сан-Франциско привела к тому, что они пришли в относительное запустение. (Алеутское и Аляскинское викариатство было восстановлено только в 1903 году, когда епископскую кафедру занимал святитель Тихон (Беллавин), будущий патриарх Московский и всея Руси.)

В 1867 году святитель Иннокентий совершил еще одну поездку по епархии, проповедуя даже среди монголов и китайцев. Ему было уже семьдесят, и здоровье его начало заметно ухудшаться. Из-за непрерывных поездок по заснеженным пространствам Сибири святого мучила болезнь глаз, и он начал помышлять о покое. Однако в жизни его еще раз произошла значительная перемена.

19 ноября 1867 года скончался святитель Филарет Дроздов, митрополит Московский, давний друг святителя Иннокентия. По личному желанию императора Александра II 5 января 1868 года на Московскую митрополию был избран архиепископ Иннокентий. Уже полуослепший, он вновь отправился в путь почти через весь Евразийский континент и 25 мая 1868 года прибыл в Москву.

Одиннадцатилетнее его служение в сане митрополита Московского и Коломенского носило тот же деятельный характер и оставило заметный след в истории Москвы. По инициативе святителя в Москве появились богадельни для вдов и сирот, различные благотворительные общества, обновились духовно-учебные заведения. Несмотря на преклонный возраст и болезни митрополит Иннокентий продолжал заботиться о христианском просвещении иноверцев на окраинах Российской империи. Благодаря его усилиям в 1869 году возникло Православное Миссионерское общество как центральный орган, который должен был регулировать и направлять миссионерскую деятельность на местах. Общество должно было готовить миссионеров, а также заботиться о переводе богослужебных книг и Священного писания на языки тех народов, среди которых действовали миссионеры. «Господу угодно, чтобы и здесь в центре России, — писал сам митрополит Иннокентий, — в летах преклонных, я не оставался чуждым миссионерской деятельности, которой по воле Промысла Божия в отдаленных окраинах Отечества посвящена была вся жизнь моя с ранней молодости».

В марте 1879 года святитель почувствовал себя плохо. В Великий Четверг, накануне Пасхи, он причастился Святых Таин, а спустя два дня, в Великую Субботу, 31 марта 1879 года, скончался и был похоронен в Троице-Сергиевой лавре, возле могилы своего друга и предшественника на московской митрополичьей кафедре Филарета. Спустя сто лет после кончины, 6 октября 1977 года, святитель Иннокентий был причтен Церковью к лику святых.

В заключение приведем слова известного немецкого историка миссионерства Й. Глацика, посвященные святителю Иннокентию: «Аляска и Алеуты, Камчатка и Курилы, Восточная Сибирь от Лены до Берингова моря и российский Дальний Восток севернее Амура и восточнее Уссури до Японского моря — вот арена трудов без сомнения величайшего миссионера, которого когда-либо произвела Русская Православная Церковь. Юность в нищете и нужде, миссионерская жизнь, наполненная тяжелым трудом и препятствиями, старость в почете и наградах — таким был путь сибирского мальчика-служки, который умер митрополитом Московским. Ремесленник и художник, лингвист и естествоиспытатель, богослов и душепопечитель, монах и архиерей — всем этим в одном лице был Иннокентий Вениаминов».

Церковь празднует память святителя Иннокентия, митрополита Московского, 31 марта (13 апреля) и 23 сентября (6 октября).

СОСТАВЛЕНО В ОСНОВНОМ ПО:

Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность // Журнал Московской патриархии. 1979. № 3–6;

Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского (сост. С. С. Бычковым) // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х — XX вв. М., 1992;

Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. (История Русской Церкви. Т. 8. Ч. 2.) М., 1997;

Аржанухин В. В. Первые русские православные школы в Америке // Архив русской истории. Вып. 3. М., 1993.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святитель Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский и Коломенский– особа известная и уважаемая в Русской Церкви. А его общественная и духовная деятельность на благо Господа и народа стала достойным примером для многих истинно верующих людей, что и доныне используется в истории и культуре мирового православия для утверждения веры и Слова Божьего для каждого, нуждающегося в них.

Житие Иннокентия Московского

Родился будущий митрополит в семье служителя церкви, к которой и был приобщён достаточно рано. Позже закончил духовную семинарию. Именно там ему, как самому прилежному ученику, была дана фамилия Вениаминов, в память об ушедшем из жизни архиепископа. После он был возведён в сан священника.

Своё миссионерское служение он начал очень рано. Будущего Апостол просвещал народ по всей России, прилежащих к ней краёв и далёкой Северной Америки. Свои подвиги святитель совершал в суровых условиях, что несло большую опасность для его жизни. Деятельность преподобного была многогранна:

  • крещение людей;
  • участие в возведении храмов;
  • основание школ;
  • обучение основам веры.

В таких делах Иннокентию настоящим подспорьем стало искусное владение различными ремёслами, которые он активно использовал в своей ежедневной деятельности. Ведь именно своим примером он не раз доказывал свою преданность Всевышнему.

Трудовая деятельность

Святитель слыл прекрасным проповедником. Во время совершения литургий, молебнов и ночных бдений он всегда не упускал возможности в наставлении паствы. Будучи в поездках, изучал языки, философию, быт тех народов и этнических групп, среди которых проводил проповеди. А его труды стали известными по всему миру, в частности:

  • составление полной грамматики языка алеутов;
  • перевод Евангелие в Катехизис;
  • перевод самых известных своих трудов на языки всех народностей страны.

Именно благодаря поисково-творческой плодотворной работе Иннокентия, люди самых далёких уголков России впервые услышали Слово Божие на своём родном языке.

За заслуги перед Богом и людьми Иннокентий в сане архимандрита возведён во епископа, а позднее – в архиепископа.

Также святитель продолжил дело, начатое митрополитом Филаретом. И через Синод закрепил огромный и долгий миссионерский опыт Церкви, создав ранее проект по его организации, улучшению и дальнейшему внедрению.

Попечением Иннокентия были проведены следующие трансформации:

  • создание Миссионерского общества;
  • преобразование Покровского монастыря;
  • учреждение Японской Православной Духовной Миссии;
  • управление Московской епархией;
  • возведение церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Почил преподобный в Великую субботу и был погребён в Свято-Духовском храме. А спустя почти столетие был приставлен к лику святых.

День памяти установлен два раза в году:

  • 31 марта и 13 апреля;
  • 23 сентября и 6 октября.

Мощи Иннокентия Московского

В 2013 году по благословению Патриарха Кирилла нетленные мощи митрополита торжественно были перенесены в Трапезный храм. Это событие положило начало ещё одной традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: в дни почитания преподобного всегда отменяются заупокойные богослужения, установленные в день ухода из жизни святого.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Икона Иннокентия Московского – одна из наиболее почитаемых в православии. На ней святитель изображён во всём величии, что свидетельствует о его искреннем стремлении помочь людям, обратить их на путь праведный и показать всю силу Бога через Слово и дела.

К его лику ежедневно приходят сотни прихожан и приезжают тысячи паломников со всего мира, дабы отдать дань уважения великому человеку, который посвятил всего себя служению Господу и людям, показав истинное великолепие и огромную силу веры.

О чём ему молятся

Образ святого настолько многогранен, а его сила настолько велика, что пришедшие к нему возводят молитвы с просьбами о помощи во многих житейских делах, особенно:

  • о сохранении и непорочности православной веры;
  • о защите отечества от врагов;
  • о премудрости правителей и простых людей;
  • о поддержке в искренних и честных подвигах на благо справедливости;
  • об утверждении в послушании;
  • о покровительстве в делах праведных и благородных;
  • об утешении в скорбях;
  • об избавлении от всяческих хворей, как физических, так и душевных;
  • о дарении смирения, терпения и любви к ближнему.

Все молитвы к преподобному насыщены непоколебимой верой и покаянием, что несёт вечную благодатную жизнь во имя Господа.

Молитва Иннокентию Московскому:

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестножити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростиюукраси, пастырем в служении ревность даруй, монашест­вующияк подвигомдобраго течения в послушании утверди, православ­ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечнейблагодарне восхвалим прославльшаготя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь Иннокентия, митрополита Московского находится по адресу: Россия, город Москва, Дмитровское шоссе, 66.

Святитель Иннокентий — это символ русского православия, ибо все его дела были во имя Господа и для людей. И до сегодняшнего дня его известные труды являются первым и единственным источником познания веры для народов самых дальних уголков Земли.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом митрополите:

Икона «Иннокентий, митрополит Московский»

Икона «Иннокентий митрополит Московский» изображает святого православного митрополита, который был рожден в 1797 году в селе Ангинском, что в Иркутской области. Отец Иннокентия был пономарем, поэтому мальчику была с детства уготована духовная стезя. Иннокентий был очень умным, рано освоил грамоту, а к семи годам в церкви уже читал Апостол. В 1806 году он отправляется в Иркутскую семинарию, где становится лучшим воспитанником и получает фамилию Вениаминов. Так звали Иркутского епископа, который почил в 1814 году. В 1817 году святого Иннокентия назначают диаконов в Благовещенской церкви Иркутска. Через четыре года он становится священником.

Свою миссионерскую деятельность святой Иннокентий начал в 1823 году. Ему суждено было стать Апостолом Сибири и Америки. Около 45 лет святой Иннокентий просвещал народы Хабаровского края, Якутии, Северной Америки, Алеутских островов и Камчатки, совершая апостольский подвиг с огромной опасностью для своей жизни, в жесточайших условиях. Святой Иннокентий смог обратить в православную веру несколько десятков тысяч людей, повсюду строя церкви, основывая школы, лично обучая обращенных основам православной жизни. Святой Иннокентий хорошо знал многие искусства и ремесла, что немало помогало ему в миссионерской деятельности.

В 1840 году святитель Иннокентий был пострижен в монахи митрополитом Московским Филаретом. 15 декабря этого же года архимандрит Иннокентий стал епископом Камчатским, Алеутским и Курильским. Через десять лет его возвели в сан архиепископа. А в 1868 году святой Иннокентий был назначен преемником Московского митрополита Филарета. На высоком посту он налаживал организацию миссионерского служения, создав Миссионерское общество. И в 1870 году была учреждена отдельная Японская Православная Духовная миссия, которую возглавлял архимандрит Николай Касаткин. Святой Иннокентий передал архимандриту весь свой духовный миссионерский опыт.

Стараниями святителя в Московской духовной академии была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Святой митрополит Московский Иннокентий отошел ко Господу в 1879 году, а в 1877 году представители Русской Православной Церкви причислили его к лику святых. Тело митрополита погребено в Троице-Сергиевой Лавре. Иннокентий митрополит Московский, икона которого продается в нашем магазине, почитается 13 апреля и 6 октября.

Выбранная

Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.

В зимнее время мощи святителя Иннокентия открыты для поклонений в Трапезном Храме, а в теплое время года в Успенском соборе.

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина. 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. — во священника.

С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни.

Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.

Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.

29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь свят

ителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

Промыслом Божиим 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 г. он предложил проект улучшения организации миссионерского служения).

Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.

Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/13 апреля — в день его блаженной кончины, и 23 сентября/6 октября — в день прославления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *