Молитва о причастии

Последование ко Святому Причащению на русском языке в переводе иером. Амвросия (Тимрота)
По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Молитва Святому Духу
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё Собою наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи:
«Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ, и тем, кто в гробницах, жизнь даровав».. (Трижды)
От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со «Святый Боже…», опуская все предшествующие.
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (3)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Святой Троице
Всесвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!
Господи, помилуй. (3)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
.
Молитва Господня
Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Господи, помилуй. (12)
Придите, поклонимся Царю нашему, Богу!
Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу!
Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему!
Псалом 22
Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться
Он пасет меня на злачных лугах и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на пути правды ради имени Своего.
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
Ты приготовил предо мною трапезу на виду у врагов моих; умастил елеем главу мою; чаша моя переполнена.
Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и поселюсь я в доме Господнем на долгие дни.
Псалом 23
Владенье Господне — земля и все, что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,
Ибо Он воздвиг ее на морях и над потоками рек водрузил ее.
Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, —
Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Псалом 115
Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен.
Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.
Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?
Чашу спасения вознесу и имя Господа призову.

Обеты мои, что воздал я Господу, пред всем народом Его исполню.
Драгоценна в очах Господних смерть святых Его!
О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты избавил меня от уз моих.
Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.
Обеты мои, что воздал я Господу, пред всем народом Его исполню.
Во дворах Храма Господнего, посреди тебя, Иерусалим!
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Аллилуия. (трижды) И три поклона.
Тропари, глас 8-й
Беззакония мои презри, Господи, от Девы рожденный, / и сердце моё очисти, / делая его храмом пречистого Твоего Тела и Крови; / не отринь меня от Твоего лица, / имеющий безмерно великую милость.
Слава: На причащение святынь Твоих / как дерзну я, недостойный? / Ведь если осмелюсь подойти к Тебе с достойными, / одежда меня обличает, — ибо не в такой идут на вечерю, / и получу осуждение многогрешной души моей. / Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.
И ныне: Бесчисленно множество моих, Богородица, согрешений, — / к Тебе я прибег, Чистая, нуждаясь в спасении. / Воззри милостиво на немощную мою душу / и ходатайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим, / да будет мне дано прощение / соделанных мною согрешений тяжких, / единая Благословенная.
(Во время Великого Поста:
Когда славные ученики / при умовении на вечере просвещались, / тогда Иуда
злочестивый, отягченный недугом сребролюбием омрачался, / и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. / Смотри, любитель стяжаний, / на удавление из-за них стяжавшего! / Беги от ненасытной души, / дерзнувшей на это против Учителя! / Господи, ко всем благой, слава Тебе!)
Псалом 50
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно отмой меня от нечистоты моей, и от греха моего очисти, отстирай меня,
Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда пред очами моими.
Пред Тобою, Тобою Одним согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, Ты возлюбил правду о сокрытом в сердце моем и показал, что мудрость Твоя знает все, что внутри у меня.
Окропи меня иссопом, и стану чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Верни мне радость быть спасенным Тобою и Духом владычественным укрепи меня.
Научу заблудших путям Твоим, и согрешившие к Тебе возвратятся.
Избавь меня от кровавой доли, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правосудие Твое.
Господи! открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе:
Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; всесожжения не угодны Тебе.
Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалиму:
Тогда благоугодны будут Тебе жертвы оправдания, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Канон, глас 2-й
Песнь 1
Ирмос: Придите, люди, / воспоем песнь Христу Богу, / разделившему море и проведшему народ, / который Он вывел из рабства египетского, / ибо прославился.
Припев 1: Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Хлебом жизни вечной / да будет мне Тело Твоё святое, благосердный Господи, / и драгоценная Кровь — / от недугов многообразных защитой.
Припев 2: Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. .
Оскверненный делами непристойными, несчастный, / недостоин я, Христе, причащения / Твоего пречистого Тела и божественной Крови, / которых меня удостой.
Припев 3: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Земля благая, благословенная Божия Невеста, / Колос израстившая невозделанный и спасительный миру, / сподоби меня, Его вкушая, спасаться.
Песнь 3
Ирмос: На скале веры меня утвердив, / широко раскрыл Ты уста мои против врагов моих, / ибо возвеселился дух мой, воспевая: / «Нет святого, как Бог наш, / и нет праведного более Тебя, Господи!»
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Капли слез подай мне, Христе,/ скверну сердца моего очищающие, / чтобы добросовестно очищенным / приступал я с верою и страхом, Владыка, / ко причащению божественных Даров Твоих.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да будет мне в прощение согрешений / пречистое Тело Твоё и божественная Кровь, Человеколюбче, / в Духа же Святого общение и в жизнь вечную, / от страстей же и скорбей — в избавление.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Пресвятая, трапеза Хлеба Жизни, / свыше по милости сошедшего / и миру новую жизнь дающего, / удостой и меня ныне, недостойного, / со страхом вкусить его и жить.
Песнь 4
Ирмос: Ты пришел от Девы не посланник, / ни Ангел, но Сам Господь во плоти, / и спас всего меня, человека. / Потому я к Тебе взываю: / «Слава силе Твоей, Господи!»
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Восхотел Ты, нас ради воплотившись, Многомилостивый, / быть заклан, как овца, за грехи человеческие. / Потому я умоляю Тебя / и мои изгладить согрешения.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Исцели души моей раны, Господи, / и всего меня освяти, / и удостой, Владыка, чтобы я, несчастный, / приобщился к Таинственной Твоей Вечере божественной.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Умилостивь и ко мне от Тебя Рожденного, Владычица, / и сохрани меня, раба Твоего, чистым и без порока, / чтобы я, принимая духовный жемчужину, освятился.
Песнь 5
Ирмос: Света Податель и веков Творец, Господи, / во свете Твоих повелений наставь нас, / ибо мы иного бога, кроме Тебя, не знаем.
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Как Ты предрек, Христе, / да будет так и мне, убогому рабу Твоему, / и пребудь во мне, как обещал, / ибо вот, я Тело Твоё ем божественное и пью Кровь Твою.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Слово Божие и Боже! / Уголь горящий Тела Твоего / да будет в просвещение мне, омраченному, / и во очищение оскверненной душе моей – Кровь Твоя.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Мария, Матерь Божия, / благоухания священная Скиния, / Твоими молитвами сосудом избранным меня соделай, / чтобы мне причаститься Святынь Рожденного Тобой.
Песнь 6
Ирмос: В бездне греховной носимый, / непостижимую милосердия Твоего призываю бездну: / от гибели Боже меня изведи!
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Ум, душу и сердце освяти, Спаситель, / и тело моё, / и удостой приступить не в осуждение / к Страшным Таинствам, Владыка.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да устранюсь я от страстей / и получу благодати прибавление, / и жизни утверждение / причащением, Христе, Святых Таинств Твоих.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Боже, Святое Божие Слово, / всего меня освяти, / ныне приходящего Божественным Твоим Таинствам, / святой Матери Твоей мольбами.
Господи помилуй (3)
Кондак, глас 2-й
Не возбрани мне, Христе, / принять ныне Хлеб — Тело Твоё / и божественную Твою Кровь; / пречистых Твоих, Владыка, и страшных Таинств причащение / да не в суд будет мне, злосчастному, / но да будет мне в жизнь вечную и бессмертную.
Песнь 7
Ирмос: Кумиру златому мудрые юноши не поклонились, / и в пламя сами вступили и идолов их осмеяли; / среди пламени воззвали — и оросил их Ангел, возвестив: / «Услышана уже уст ваших молитва!»
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Да будет мне ныне причащение / Твоих бессмертных Таинств, Христе, / источником благ, светом, и жизнью, и бесстрастием / и средством к преуспеянию и
умножению добродетели божественной, / чтобы я прославлял Тебя, О единый Благой!
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да избавлен буду от страстей, / и врагов, и бед, и всякой скорби, / я, ныне с трепетом и любовью, со благоговением приходящий / к Твоим бессмертным и божественным Таинствам, Человеколюбец, / и поющий Тебе: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Спасителя Христа непостижимо уму родившая, / облагодатствованная Богом, молю Тебя ныне я, раб Твой, / чистую — нечистый: / меня, готовящегося ныне приступить к пречистым Таинствам, / всего очисти от скверны плоти и духа.
Песнь 8
Ирмос: В печь огненную / ко отрокам еврейским сошедшего, / и пламя в росу
превратившего Бога, / воспевайте, все творения, как Господа / и превозносите во все века.
Сердце чист сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Небесных, и страшных, / и святых Твоих Таинств, Христе, / и божественной Твоей и таинственной Вечери / удостой и меня, отчаявшегося, ныне сделаться участником, / Боже, Спаситель мой!
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Под кров благосердия Твоего прибегнув, Благой, / взываю к Тебе со страхом: / «Пребудь во мне, Спаситель, и я, как Ты сказал, в Тебе; / ибо вот, дерзая на милость Твою, / ем Тело Твоё и пию Кровь Твою!»
Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.
Трепещу, принимая огонь, чтобы не сгореть мне, / как воск и как трава. / О страшное таинство! О благосердие Божие! / Как я, глина, Божественных Тела и Крови причащаюсь / и становлюсь бессмертным?
Песнь 9
Ирмос: Безначального Родителя Сын, Бог и Господь, / воплотившись от Девы, нам
явился / омраченных просветить, собрать рассеянных. / Потому мы всеми воспеваемую Богородицу величаем.
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Он благ — Господь: вкусите и узрите! / Ибо ради нас некогда став нам подобным, / и один раз принеся Себя как дар Отцу Своему, / всегда закалывается, освящая причащающихся.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Душою и телом да освящусь я, Владыка, / да просвещусь, да спасусь, / да сделаюсь домом Твоим, / через причащение священных Таинств / имея Тебя во мне живущим со Отцом и Духом, / Благодетель многомилостивый.
Верни мне радость быть спасенным Тобою и Духом владычественным укрепи меня
Да будет мне, Спаситель мой, Тело Твоё / и Кровь Твоя драгоценнейшая / как огонь, сожигающий вещество греха / и попаляющий страстей терние, / и как свет, всего меня просвещающий / для поклонения Божеству Твоему.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Бог воплотился от чистой крови Твоей. / Потому всякий род воспевает Тебя, Владычица, / и множества Бесплотных Тебя славят, / ибо через Тебя они ясно увидели над всем Владычествующего, / принявшего природу человеческую.
Достойно есть воистину / прославлять Тебя, Богородицу, / вечно блаженную и всенепорочную / и Матерь Бога нашего. / Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-
Слово родившую, / истинную Богородицу — Тебя величаем.
От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:
«Ангел возглашал Благодатной: / «Чистая Дева, радуйся! / И снова скажу: Радуйся! / Твой Сын воскрес в третий день из гроба, / и мертвых воскресил». / Люди, торжествуйте! Светись, светись, новый Иерусалим, / ибо слава Господня над тобою взошла! / Ликуй ныне и красуйся, Сион! / Ты же радуйся, Чистая Богородица, / о воскресении Рожденного Тобой.»
Есть также традиция в течение двунадесятых праздников читать припев и ирмос 9 песни праздничного канона – задостойник.
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (3)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Святой Троице
Всесвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!
Господи, помилуй. (3)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
.
Молитва Господня
Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Здесь читается тропарь праздника или святого дня.
Или:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / ибо, не находя себе никакого оправдания, / молитву эту мы, грешные, Тебе приносим, как Владыке: / «Помилуй нас!»
Слава: (здесь читается кондак праздника или святого дня)
Или:
Господи, помилуй нас, ибо на Тебя мы уповаем, / не прогневайся на нас сильно / и не вспомни беззаконий наших: / но воззри и ныне, как Благосердный / и избавь нас от врагов наших. / Ибо Ты — Бог наш и мы – Твой народ, / все мы дело рук Твоих / и имя Твоё призываем.
И ныне: (здесь читается Богородичен гласа)
Или:
Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородица, / дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, / но избавились молитвами Твоими от бед, / ибо Ты — спасение рода христианского.
(От Пасхи до Вознесения читаются следующие тропари:
Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ, и тем, кто в гробницах, жизнь даровав
Слава: Хотя и сошел Ты во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.
И ныне: Божественная освященная Скиния Всевышнего, радуйся! Ибо чрез Тебя, Богородица, радость подана взывающим: «Благословенна Ты между женами, всенепорочная Владычица!»)
Господи, помилуй. (40)
вторая часть

Последования, входящие в состав Православного молитвослова

Молитвы вседневные

Молитвы утренние Помянник Молитвы на сон грядущим Часы Святой Пасхи, вместо утренних и вечерних молитв на Светлой седмице Молитвы утренние в период от Антипасхи до Пятидесятницы Молитвы на сон грядущим в период от Антипасхи до Пятидесятницы

Правило ко Святому Причащению

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу Канон молебный ко Пресвятой Богородице Канон Ангелу Хранителю Трехканонник (Объединенные каноны Господу, Богородице и Ангелу-Хранителю) Последование ко Святому Причащению Благодарственные молитвы после Причащения

Из Часослова

Чин обедницы (часы и изобразительны) для мирян, читаемый если нет возможности прийти в храм на Литургию Полуношница вседневная Малое повечерие Чин пения двенадцати псалмов

Тропари и кондаки

Тропари, богородичны и кондаки воскресные восьми гласов Тропари, и кондаки дневные на всю седмицу Тропари и кондаки иконам Божией Матери Тропари, кондаки и величания общие святым

Месяцеслов — тропари и кондаки праздников

Великий пост и Пасха

Тропари и кондаки из Триоди постной Тропари и кондаки из Триоди цветной

Об упокоении

Панихида для чтения мирянами Канон о усопшем (усопшей) Чин заупокойной литии для мирян

Молитвы на всякую потребу

Молитва на принятие просфоры и святой воды Молитва перед выходом из дома Молитва оптинских старцев Молитвы до и после еды Молитвы благодарственные Призывание помощи духа святаго на всякое дело доброе Молитва перед началом и по окончании всякого дела Молитва о путешествующих Молитва по соглашению Пяточисленные молитвы Богородичное правило Правило от осквернения Молитва от осквернения (краткое правило)

Как готовиться ко Святому Причащению

(212 голосов: 4.2 из 5)

  • Значение приготовления к Причастию о. Александр Шмеман
  • Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка
  • О Таинстве Евхаристии (Из книги «О вере и Церкви») игумен Пётр (Мещеринов)
  • Воцерковление для начинающих свящ. Александр Торик
  • Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки Александр Боженов
  • Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей прот. Дмитрий Карпенко
  • Канонические правила, касающиеся практики причащения
  • Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго свт. Иоанн Златоуст
  • Об участии верных в Евхаристии Архиерейское совещание (2015г.)
  • Как часто причащаться?
  • Последование ко Святому Причащению
  • Молитвы ко Святому Причащению

Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:

– канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу,
– канона молебного ко Пресвятой Богородице,
– канона Ангелу-Хранителю,– акафиста ко святому Причащению.

(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.

Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.

Детей до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Св. Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

***

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения ().

Как правильно читать последование ко святому Причащению: вечером или можно за несколько дней?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/12/17/21-00.html

— Сегодня день святой великомученицы Варвары. У нас, слава Богу, много святых. И все таки нельзя сказать, что мы всех одинаково любим, может быть, потому, что неодинаково их знаем. Если взять декабрьских — в числе наиболее любимых и близких святая великомученица Варвара и святитель Николай – чудотворец, архиепископ Мир Ликийских.

О.А. — Действительно это так. К кому расположено народное сердце, кого в простом народе сильно возлюбили — это передается из поколения в поколение. К такому святому уже особое отношение.

— Их уже считают нашими, русскими!

О.А. — Конечно. И некоторые даже обидятся, если скажешь, что Варвара не наша, русская, святая. Все скажут, что наша. Частица ее мощей находится в храме Иоанна Воина, и в нашем храме святой Ефросинии, великой княгини Московской. Ну, и мощи ее покоятся во Владимирском соборе города Киева. К сожалению, он сейчас занят раскольниками. Меня Господь сподобил посетить Киев 11-летним школьником. Я посетил Владимирский собор, Флоровский монастырь, Киево-Печерскую лавру.

На Руси был обычай, когда дитяти исполнялось три года – впервые читали народную молитву святой великомученице Варваре. Она всегда изображается с Чашей в руках, и по ее молитвам люди получают в последние минуты жизни христианское напутствие, причастие Святых Христовых Таин. Молитва такая: «Святая великомученица Варвара, приди ко мне, дорогая, поисповедуй меня и причасти перед смертным часом»…. и так далее. Это была первая моя молитва. Она была очень простой, и поэтому легко запоминалась. Вначале детишки ее произносили на своем детском языке, а потом уже учили сложные, как мы считали, молитвы: «Богородице, Дево», «Отче наш». Еще в дошкольном возрасте уже знали их, так как в христианской семье сызмала учили молиться и любить наших великих святых. У нас дома была икона святой Варвары. И мы, молясь, всегда в нее вглядывались. Иконы были простые, но они при всей бедности нашей жизни казались нам самыми красивыми. Они дарили нам удивительный мир. Открывали великую тайну. Великомученица Варвара была первой и самой любимой святой. Когда было страшно – я всегда закрывал глаза и читал эту молитву. И становилось спокойно, потому что знал: сейчас святая великомученица придет и всех бесов Чашей прогонит. Эта любовь сохранилась и по сей день. А потом, когда мы узнали ее жизнь, особенную, выдающуюся, конечно — любовь народа, почитание ее только усугубилось. Не случайно этим именем многих называют — и маленьких девочек в миру, и сестер, и игумений в монастырях.

— Как изучать с детьми Священное Писание, так, чтобы это было и доходчиво для них, и занимательно, и в тоже время не снижало этой высоты?

О.А.- Есть детская Библия, есть Закон Божий, особенно протоиерея Серафима Слободского. Там довольно- таки простой текст.

— Да, это есть. Но как заниматься, чтобы они не заскучали? Может, в какой-то игровой форме?

О.А.- Нет, они не заскучают. Потому что их, наоборот, надо приучать к серьезным вещам. Всегда некая тайна всегда дает возможность внутренней сосредоточенности. И опять — таки их юная память все запоминает очень хорошо. Мы как-то раз отправились в поездку на Святую Землю и выбрали не только посещение святых мест, но еще музея Израиля. Почему? Это очень интересно. Одна группа пошла гулять по старому городу, а другая за дополнительную плату отправилась в музей Израиля. Что там было интересного? Там, например, были настоящие водоносы времен Христа Спасителя ( в Канне стоят водоносы более позднего времени). Есть часть крыла храма, с которого был сброшен святой апостол Иаков. Другие реликвии относятся ко времени земной жизни Христа. Есть макет Иерусалима времен Спасителя — очень интересно. Огромный макет под открытым небом занимает несколько десятков квадратных метров. И ты с высоты смотришь, и можешь изучать улочки, ворота в которые Господь входил, где Он поднимался. И когда экскурсовод шел — он нам говорил: а помните вот то или это? И задавал нам вопрос. А мы немножко подтормаживали, пока вспоминали. С нами были две девочки, лет по 12. Так они историю Ветхого Завета, имена, события они выдавали наизусть, не задумываясь. Экскурсовод была поражена. Спрашивала: а девочки у вас православные или, может быть, иудейки, потому что православные обычно Ветхий Завет знают хуже, чем Новый? Так вот, детям важно говорить серьезно. Они задумываются, запоминают. Самое главное — чтобы они это услышали как можно раньше и от самых авторитетных людей, тогда всякие другие концепции и мнения они будут отметать. Самый авторитетный человек в семье — это, конечно, мама. Папы редко этим занимаются. И не нужно думать о том, что вера придет потом, и они сами поймут. Не поймут. Конечно же, вера на Руси прививалась. Каким образом? Чтением Миней, то есть Житий святых, чтением Священного писания, чтением духовной литературы даже просто из жизни о помощи Божьей, об участии в жизни святых. Дети прислушиваются, потому что чувство духовного мира у них более обострено, чем у взрослого человека, который заматерел в своих грехах и суете. Поэтому детишки — они чистенькие, они все это очень хорошо воспринимают и воспроизводят. А самое главное — применяют в своей духовно- нравственной жизни.

— Как правильно читать последование ко святому Причащению: вечером или можно за несколько дней?

О.А. — Строгое правило, конечно, говорит нам о том, что надо читать накануне и в день причастия надо утром пораньше встать. Но сегодняшнее время очень сложное, суетное, и человек сегодня сильно обременен. Более того мы не являемся такими очень уж церковными людьми, для которых правило прочитать — это просто встать и помолиться с легкостью. Для многих это бывает тяжело, и по времени занимает несколько часов. Лучше готовиться заранее: исключить суету и развлечения, как-то немножко уйти в себя, посмотреть на свою жизнь, на свои поступки. Я рекомендую разбить правило на части. Начинаем готовиться за три дня.

— Когда появилось правило к причастию?

О.А. — Исторически оно формировалось по- разному. И видим, что если брать само правило — там и древние молитвы Василия Великого, Иоанна Златоуста, и еще более древние молитвы. Правило формировалось долгие века, но до нас оно дошло вот в таком виде, и церковь уже несколько столетий хранит именно таким. Сама подготовка должна быть. Она не может отсутствовать, потому что у нас бывают крайности: либо я буду молиться долго и упорно, потом причащусь — либо я не буду молиться. Господь милостив, Он и так меня простит. Разные, конечно, случаи бывают, но опять — таки, меру своего молитвенного правила и подготовки ко Святому Причастию каждый человек должен обговаривать со своим духовным отцом или приходским священником. Никогда в духовной жизни не надо брать решение этих вопросов на себя!

— Что такое теплохладность в вере, и как в себе распознать это?

И что такое благодать Святого Духа, как ее получают?

О.А. — Теплохладность в вере — это мы все знаем. Это когда человек испытывает некое безразличие, если можно так сказать, к своей духовной жизни. Он не горит, он не горячий и не холодный. Он теплохладный. То есть, понимаете, у него такое состояние, как бы он сам в себе, и его ничего не интересует в жизни. Вот верит так. И вроде бы верующий, а не горит, не живет согласно тем законам и тем правилам, которые Господь дал ему. Ему все равно. Он может в храм сходить, свечку поставить, развернуться и уйти. А на самом деле горение — это творение добрых дел. Это и внутренняя молитва, это и внешние добрые дела, это и пост. То — есть теплохладность – это когда он не стремится совершенствоваться и подниматься к Богу. А в жизни христианин всегда должен восходить от силу в силу. Надо совершенствоваться,чтобы с каждым годом мы становились все лучше и приближались к небу.

Но, а Благодать Святого Духа действительно нам подается от Господа. И мы знаем, если благодать эту получаем, то мы получаем и Дары Святого Духа. Такие как мир, радость, порывы внутренние творить добрые дела, как любовь, которая, конечно же, делает нас сродными с Господом. Благодать дается от Господа. В первую очередь — через Святые Таинства церкви. Семь Таинств мы знаем. Особую Благодать мы получаем за Божественной Литургией. Так же через соприкосновение со святыней. Почему есть иконы, святые мощи, крест, святая вода, просфора. Через все это, через прикосновение к святым предметам. Как почувствовать благодать? Вот, говорят: благодать меня посетила. Порой мы даже не находим слов, чтобы описать, что мы ощущаем внутри. Это всегда вдохновение, внутренний подъем. Это и умиление, и спокойствие, и радость, и любовь. Хочется всех обнять, когда ты выходишь в такой радости, всех простить. Слезы текут: Господи, какую же Ты даешь мне милость, ведь Ты сегодня меня посетил, благодать Святого Духа открылась мне в моем сердце. И ты действительно уже думаешь – вот, действительно, Ты есть на земле, Господи, и к Тебе хочется стремиться.

Даже образованный апостол Павел не нашел человеческих слов чтобы описать благодать.

Порой говорят: зачем ты идешь в церковь, что ты там забыл? А верующий человек, который испытал эту благодать и радость он забывает все на этом свете, телевизор, друзья не нужны. Он только к Господу хочет. Потому что такой полноту жизни, такой любви я нигде не ощущал, как ощущает человек в церкви Божьей. Едет в монастыри, приезжает и не может насладиться.

Верующий человек Господом выживает. Знает, что Господь его никогда не оставит, всегда даст Благодать Святого Духа, которая укрепит, которая поможет и которая даст ощущение среди больших скорбей и трудностей – радости, даст почувствовать радость жизни этой и предвосхитить радость, которую Господь даст в вечности.

— Возможно ли теплохладным людям часто причащаться? Например, вне поста, разрешая самому себе без поста?

И как быть детям, которые не вылезают из компьютера? Стараешься их причащать почаще, но какой пост, когда не выдернешь их из-за компьютера? Получается теплохладность, не будет ли это во вред?

О.А. — Начнем с детишек. Я хотел бы, чтобы меня услышали. Я еще раз повторю, что очень важно никогда не решать самим, когда я должен причащаться и в каком состоянии я должен быть. У каждого свое состояние, поэтому пусть меру подхода вашего к Святой Чаше решит ваш духовник или ваш приходской священник. Обязательно советуйтесь с ним. Не принимайте в этих вопросах самостоятельные решения. Они не будут вам приносить пользу. Это первое. Второе: можно ли так детям?Конечно же, к причастию нужно подходить с подготовкой. Вспомните слова святого апостола Павла, который говорил: немало из вас болеют и умирают оттого, что недостойно подходят ко Святой Чаше. Ни в коем случае. И детишек надо выдержать. И чтобы они хотя бы денечек готовились. Пусть они реже причащаются, но пусть в их сердцах будет благоговейная подготовка ко Святой Чаше. Пусть раз в месяц. Если они так играют и пристрастны. Но они должны почувствовать к кому они идут — ко Господу. Значит, они должны от чего-то светского отойти. И это, поверьте, даст огромнейший плод. Но и мы. Что за распущенность сейчас такая? Ну, давайте все начнем есть мясо, пить молоко и идти к Чаше. Болеешь? Для больного нет препятствий — покушай, попей, тебе нужны силы. Но если чувствуешь в себе здоровье, если ты можешь себя ограничить — ограничь. Я вот недавно рассказывал и еще раз расскажу. Случай был такой. Вот как старые люди к этому относились. Я еще, будучи молодым священником, пришел на требу- и вот там бабушка лет 95. И дочка подходит ко мне и говорит: Батюшка, скажите ей, чтобы она не постилась (был Великий Пост), а ела. Что ей в 95 лет поститься? Она еле ноги за собой волочит. Я смотрю и не знаю, что ответить. Я ж с одной стороны понимаю, а с другой — что я старому человеку скажу. Я смотрю на нее и говорю: ну, мать, что будем с тобой делать? Она говорит: батюшка, а можно тебе вопрос задать? А если я поститься не буду — я не умру? Я говорю: умрешь. Она — а тогда зачем пост нарушать? Я говорю дочке: вот, смотрите, как она нам ответила. Пусть она поступает так, как горит ее сердце.

И я знал женщину, она родила 8 детей, и она никогда не нарушала пост, даже когда рожала. И рассказала, что она в роддоме всегда постилась. А медсестры говорили: нельзя. Она ела белый хлеб и пила сладкий чай. И сытая была, и молока хватало детям.

Совмещая все и храня верность Господу. Господь никогда не оставит человека. Поэтому сами такой баланс ищите. Расхолаживать себя не надо. Сегодня в одном позволил себе, завтра — в другом. И мы получим протестантское общество. Отменили все, спасаешься верой. Если мы так пойдем, что мы получим? Мы развалим церковь и не дадим никакого наследства собственным детям. И так все в скорбях и все живем в страстях. Поэтому будем построже к себе — и тогда какой-то получим результат. Лучше заразить строгостью себя, нежели какой-то распущенностью. Добрый пример всегда останется, а плохой будет только расслаблять всех окружающих нас людей.

— Аллергия у маленьких детей — это тоже за родительские грехи, за гордыню? И ребенок тоже может страдать из-за ссор и споров в семье?

О.А. : всякая немощь имеет под собой духовную основу, и есть в чем каяться. Аллергия -это и экология, это и вода и воздух, особенно в столичном регионе. Но это и нервная система. Как-то надо успокаиваться, а успокоиться в большом городе в большой семье мы можем только тогда, когда мы приходим к Господу. А всякая немощь, она, конечно же, дается за грехи, это мы знаем. В любом случае нужно каяться, исправляться, к Богу приближаться. Чем ближе к Богу — тем меньше немощей, потому что Господь нам дает возможность направить силы свои на молитву, на получение радости через Богослужения, отнимая от нас излишнюю немощь. Поэтому будьте поближе к Богу, совершайте Таинства и все будет хорошо!!!

-Читаю книгу владыки Иллариона, где говорится, что христианам и не требуется никаких дополнительных доказательств воскресения Христова, они становятся подлинными христианами, потому что встретили в жизни Воскресшего Христа. Как это понять: встретить Воскресшего Христа?

О.А.: Реальность встречи с Господом действительна и ощутима. Мы обсуждали с вами, как действует Благодать Святого Духа. Это известно: через таинство Евхаристии. В этом таинстве к человеку приходит та глубочайшая вера, которую мы получаем, когда соединяемся с Богом. Здесь происходит реальная встреча со Христом каждого человека. Ведь не случайно мы каждую всенощную поем «Воскресение Христово видевше». Не видели, а видевше, то есть это живая, реальная и опытная встреча каждого христианина, если он живет настоящей, подлинной, христианской жизнью. Это о том вдохновении, о котором мы говорили. О том переживании, о той радости внутренней и подлинной, о том мире, о том спокойствии, которое получает человек. Это и есть его реальная встреча с Богом. Поэтому христианину не надо доказывать. Вот, поймите: есть вера практическая, есть теоретическая. Теоретическая — это как раз доказательства. А практическая — это уже сердечная вера, когда человек сам ощутил действие Благодати Божьей и осознал саму встречу со Христом через переживания, которые он имеет в церкви. В любом случае теоретическая вера, проникая в наш разум, должна спуститься в сердце — и тогда она только укрепиться. Вот, наши бабушки — они же не знают Богословия, они никогда не жили рассуждениями о Воскресении, археологическими, историческими доказательствами. Но какая глубокая вера! В данном случае — чисто практическая. Восприятие Господа — и реальная встреча. Нам нелегко в советское время давался каждый поход в храм. Я спросил как-то маму в детстве: мам, почему мы верим в Бога? Она сказала — сынок, я тебе многого не могу сказать, но смотри, как Господь нам помогает! И она просто по жизни рассказала о своих трудностях, о серьезных ситуациях в жизни. И мы, говорит, вышли из них. Другие- смотри, кто в храм не ходит, как они живут, а мы -смотри как живем! Господь нас никогда не оставлял и всегда помогает. Она о ранней смерти отца сказала и о том, как подняла всех детей. О том, как мы встаем на ноги, и так далее. Это было ощущение реального участия Бога в нашей с ней жизни. Мы уже встретились с Богом. Поэтому верующему человеку, который живет полноценной христианской литургической жизнью, ему не нужны доказательства. Мы их опускаем. Он и так имеет Христа в своем сердце, потому что каждый день с Ним встречается, из Его рук получает великое милосердие, которое укрепляет его в этой земной жизни.

-Ваше отношение к Псалтыри Богородице?

О.А. Я ее очень люблю. Сейчас не читаю, грешен. Это хвалебные гимны Богородице. Читал, когда учился, и это приносило большую радость. Это живое общение с Царицей Небесной. Отношусь прекрасно. Любая молитва Божьей Матери всегда наполняет человека и приближает к Божьей Матери. Это как с Ней поговорил. И появляется уверенность, и радость, и открытие мира самой Матери Божьей. Потому что там Ей все посвящено Ей, Ее переживаниям, тому милосердию, которое Она являет роду человеческому. Глубочайшая Псалтырь. Если сказать, какое она может занять место в жизни христианина, то я скажу: не только не последнее, но значимое место. Потому что не каждый даже может понять Псалтырь Давидову, к ней надо придти, и до нее нужно дойти. А вот Псалтырь Божьей Матери доступна для человека особенно, который только вступает на путь христианской жизни.

Последование ко святому причащению

Сборник.
——-
| bookZ.ru collection
|——-
| Сборник
|
| Последование ко святому причащению
——-
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-026-2813)
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
//— Псалом 22 —//
Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу, сопротив стужающим мне, умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень в долготу дний.
//— Псалом 23 —//
Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего.Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возьмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возьмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.
//— Псалом 115 —//
Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея: растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.
Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (Трижды.). И три поклона.
//— Тропари, глас 8 —//
Беззакония моя презри, Господи, от Девы рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя пречистому Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица, без числа имеяй велию милость.
Слава : Во причастие святынь Твоих како дерзну недостойный? Аще бо дерзну к Тебе приступит с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец.
И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

//— Псалом 50 —//
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя, яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти. Се бо в беззаконию зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиттти мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения
Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
//— КАНОН, глас 2 —//
//— Песнь 1 —//
Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, разделъшему море и наставлъшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое святое, благоутробне Господи, и честная Кровь и недуг многообразных исцеление.
Припев:Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Осквернен делы безместными окаянный, Твоего пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения; егоже мя сподоби.
Припев:Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру, сподоби мя, сей ядуща, спастися.
//— Песнь 3 —//
Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил ecu уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.
Припев:Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Слезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия: яко да благою совестию очищен, верою ирихожду и страхом, Владыко, ко причащению Божественных даров Твоих.
Припев:Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Во оставление да будет ми прегрешений пречистое Тело Твое и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение и в жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.
Припев:Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Хлеба животнаго Трапеза Пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый живот дающаго, и мене ныне сподоби, недостойнаго, со страхом вкусити сего, и живу быти.
//— Песнь 4 —//
Ирмос: Пришел ecu от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл ecu всего мя человека. Тем зову Tu: слава силе Твоей, Господи.
Припев:Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Восхотел еси, нас ради воплощся, Многомилостиве, заклан быти, яко овча, грех ради человеческих; темже молю Тя: и моя очисти согрешения.
Припев:Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Исцели души моея язвы, Господи, и всего освяти; и сподоби, Владыко, яко да причащуся тайныя Твоея Божественныя вечери, окаянный.
Припев:Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Умилостиви и мне сущаго от утробы Твоея, Владычице, и соблюди мя нескверна раба Твоего и непорочна, яко да прием умнаго бисера, освящуся.
//— Песнь 5 —//
Ирмос: Света подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного бога не знаем.
Припев:Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Якоже предрекл еси, Христе, да будет убо худому рабу Твоему, и во мне пребуди, якоже обещался еси: се бо Тело Твое ям Божественное и пию Кровь Твою.
Припев:Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего да будет мне, помраченному, в просвещение и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя.
Припев:Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Марие, Мати Божия, благоухания честное селение, Твоими молитвами сосуд мя избранный соделай, яко да освящений причащуся Сына Твоего.
//— Песнь 6 —//
Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.
Припев:Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам приступити.
Припев:Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Да бых устранился от страстей и Твоея благодати имел бы приложение, живота же утверждение, причащением Святых, Христе, Таин Твоих.
Припев:Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Божие, Боже, Слово Святое, всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.
//— Кондак, глас 2 —//
Хлеб, Христе, взяти не презри мя, Тело Твое и Божественную Твою ныне Кровь, пречистых, Владыко, и страшных Твоих Таин причаститися окаяннаго, да не будет ми в суд, да будет же ми в живот вечный и безсмертный.
//— Песнь 7 —//
Ирмос: Телу златому премудрый дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже уст ваших молитва.
Припев:Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Источник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств да будет ми свет и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайственно, Едине Блаже, яко да славлю Тя.
Припев:Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Да избавлюся от страстей и врагов, и нужды, и всякия скорби, трепетом и любовию со благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим безсмертным и Божественным Тайнам; и пети Тебе сподоби: благословен еси, Господи, Боже отец наших.
Припев:Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Спаса Христа рождшая паче ума, Богоблагодатная, молю Тя ныне, раб Твой, Чистую нечистый: хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити, очисти всего от скверны плоти и Духа.
//— Песнь 8 —//
Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.
Припев:Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Небесных и страшных, и святых Твоих, Христе, ныне Таин и Божественныя Твоея и тайныя вечери общника быти и мене сподоби, отчаяннаго, Боже Спасе мой.
Припев:Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе: се бо, дерзая на милость Твою, ям Тело Твое и пию Кровь Твою.
Припев:Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.
Троичен: Трепещу, приемля огнь, да не опалюся, яко воск и яко трава. Оле страшнаго таинства! Оле благоутробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове, брение, причащаюся и нетленен сотворяюся?
//— Песнь 9 —//
Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощъся от Девы нам явися, омраченная просветити, собратирасточенная: тем всепетую Богородицу величаем.
Припев:Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающияся.
Припев:Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением Священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю многомилостиве.
Припев:Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя.
Якоже огнь да будет ми и яко свет Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние и всего мя просвещая покланятися Божеству Твоему.
Припев:Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Бог воплотися от чистых кровей Твоих; темже всякий род поет Тя, Владычице, умная же множества славят, яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.
Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
//— Трисвятое —//
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
//— Молитва ко Пресвятой Троице —//
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.). Слава, и ныне:
//— Молитва Господня —//
Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да ириидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Тропарь дня или праздника. Если неделя, тропарь воскресный по гласу. Если же нет, настоящие тропари, глас 6:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии, приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси – дела руку Твоею, и имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
Господи, помилуй. (40раз.). И поклоны, сколько хочешь.
И стихи:
Хотя ясти, человече, Тело Владычне,
Страхом приступи, да не опалишися: огнь б о есть.
Божественную же пия Кровь ко общению, Первее примирися тя опечалившим.
Таже дерзая, таинственное брашно яждь. Прежде причастия страшныя жертвы, Животворящаго Тела Владычня,
Сим помолися образом со трепетом.
//— Молитва 1-я, святого Василия Великого —//
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, Безначальнаго Отца Соприсносущный Сыне и Собезначальный, премногия ради благости в последния дни в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны, неблагодарныя и злонравныя, и
Твоею Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше, Сам, безсмертный Царю, приими и мое грешнаго покаяние и приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя. Согреших бо, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин воззрети на высоту славы Твоея: прогневах бо Твою благость, Твоя заповеди преступив, и не послушав Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобив сый, долготерпелив же и многомилостив, не предал еси мя погибнути со беззаконьми моими, моего всячески ожидая обращения. Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися и в разум истины приити. Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху и сластем поработив, и Твой осквернив образ; но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения, окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду. Приими убо и мене, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго, и возьми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние. И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом. Ей, Господи Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд ми будет причастие пречистых и животворящих Таин Твоих, ниже да немощен буду душею же и телом, от еже недостойне тем причащатися, но даждь ми, даже до конечнаго моего издыхания, неосужденно восприимати часть святынь Твоих в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго и во благоприятен ответ на Страшнем Судищи Твоем: яко да и аз со всеми избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси любящим Тя, Господи, в нихже препрославлен еси во веки. Аминь.
//— Молитва 2-я, святого Иоанна Златоуста —//
Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и палея есть, и не иматтти во мне места достойна еже главу подклонити; но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему, и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити. И якоже не неудостоил еси внити и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволи внити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя. И якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе, сице умилосердися и о мне, грешнем, приходящем и прикасающем Ти ся. И якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя, ниже моих возгнушайся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка. Но да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела и честныя Твоея Крове во освящение и просвещение, и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений, в соблюдение от всякаго диавольскаго действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати и Твоего Царствия присвоение. Не бо яко презираяй прихожду к Тебе, Христе Боже, но яко дерзая на неизреченную Твою благость; и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду. Темже молюся Тебе: яко един сый Свят, Владыко, освяти мою душу и тело, ум и сердце, чревеса и утробы и всего мя обнови, и вкорени страх Твой во удесех моих, и освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори; и буди ми помощник и заступник, окормляя в мире живот мой, сподобляя мя и одесную Тебе предстояния со святыми Твоими, молитвами и моленьми Пречистыя Твоея Матере, невещественных
Твоих служителей и пречистых сил, и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Аминь.
//— Молитва 3-я, Симеона Метафраста —//
Едине чистый и нетленный Господи, за неизреченную милость человеколюбия наше все восприемый смешение, от чистых и девственных кровей паче естества Рождшия Тя Духа Божественнаго нашествием и благоволением Отца присносущнаго, Христе Иисусе, Премудросте Божия и Мире, и Сило, Твоим восприятием животворящая и спасительная страдания восприемый, крест, гвоздия, копие, смерть, умертви моя душетленная страсти телесныя. Погребением Твоим адова пленивый царствия, погреби моя благими помыслы лукавая советования и лукавствия духи разори. Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый, возстави мя, грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая. Преславным Твоим Вознесением плотское обоживый восприятие и сие десным Отца седением почтый, сподоби мя причастием Святых Твоих
Таин десную часть спасаемых получити. Снитием Утешителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия. Хотяй паки приити судити вселенней правдою, благоволи и мне усрести Тя на облацех, Судию и Создателя моего, со всеми святыми Твоими; да безконечно славословлю и воспеваю Тя, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
//— Молитва 4-я, святого Иоанна Дамаскина —//
Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, едине имеяй власть человеком оставляти грехи, яко благ и Человеколюбец, презри моя вся в ведении и не в ведении прегрешения и сподоби мя неосужденно причаститися Божественных и преславных, и пречистых, и животворящих Твоих Таин не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов, но во очищение и освящение, и обручение будущаго живота и Царствия, в стену и помощь, и в возражение сопротивных, во истребление многих моих согрешений. Ты бо еси Бог милости и щедрот, и человеколюбия; и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *