Молитва у гроба господня

Всё о Храме Гроба Господня

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалимhoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Внешнее убранство

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

ФасадЮкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу.

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня.Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat MaterKyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный видEman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба ГосподняMarkus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара. Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле.

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

Схождение Благодатного огня

Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова) – иерусалимский храм, расположенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Ежегодно в субботу, накануне православной Пасхи, в храме на Гроб Господень сходит Благодатный огонь. Храм разделен между шестью христианскими конфессиями.

История

Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами, даже тогда, когда Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами в 70 г.

При императоре Адриане в 135 г. на месте Голгофы были построены форум и капитолий со святилищами Венеры и Юпитера.

Во времена императора Константина Великого и его матери св. Елены христианство стало государственной религией.

В 325 г. св. Елена в почти 80-летнем возрасте совершила паломничество в Святую землю после сновидения «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».

По указанию св. Елены и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, также были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»).

На месте находок св. Елена заложила первый Храм Гроба Господня.

Монументальный комплекс Храма Гроба Господня включал ротонду, называемую Анастасис (Воскресение), с Гробом Господнем, базилику (Мартириум) обращенную алтарем в сторону Анастасиса и сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа.

Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 г. в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран.

В 614 г. часть строений Храма Гроба Господня была повреждена огнем во время штурма Иерусалима войсками персидского царя Хосрова, который захватил св. Крест.

В последующие годы Храм был восстановлен на средства императора Ираклия и жены царя Хозрова, христианки Марии.

В 629 г. византийский император Ираклий отвоевал Иерусалим и восстановил св. Крест.

В 636 г. Иерусалим захватил халиф Умар ибн Хаттаб, однако богослужения в Храме Гроба Господня не прерывались, что подтверждалось грамотой, выданной халифом Иерусалимскому патриарху.

В сентябре 1009 г. фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амр Алла под влиянием наветов против христиан приказал разрушить Храм, в результате чего была повреждена базилика и уничтожена гробница, которую нашли при Константине.

В 1048 г. Храм Гроба Господня был вновь отстроен императором Константином Мономахом, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до предшествующего Храма.

В конце XII в. крестоносцы перестроили Храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Были восстановлены опоры ротонды, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».
Были также возведены новые сооружения: пятиярусная колокольня и Католикон, примкнувшие с востока к ротонде.

После захвата Иерусалима Саладином в 1187 г. Храм Гроба Господня не пострадал, а христианским паломникам было разрешено его посещение в соответствии с договором между Саладином и Ричардом Львиное Сердце.

Храм Гроба Господня был частично поврежден во время землетрясения 1545 г.

В 1808 г. в Храме вспыхнул пожар, уничтоживший деревянный шатер над Анастасисом и повредивший Кувуклию. Причина пожара осталась предметом спора различных христианских конфессий, обвинявших друг друга в захвате святыни.

В 1860-х гг. был сооружён полусферический купол над ротондой, наподобие Анастасиса времен Константина Великого.

В результате землетрясения 1927 г. были повреждены Кувуклия и купол Католикона. Кувуклия была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками, а купол восстановили и украсили ликами Иисуса Христа и святых.

В таком виде здание существует и сейчас.

Структура и современный статус

Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (кафедральный собор Иерусалимской православной Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (с 23 до 3 часов ночи), армяне (с 3 до 6 часова утра), затем католики (с 6 часов утра до 9).

Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Устройство храма

Главный вход

Фасад храма со стороны входа (т.е. с юга) – образец романской архитектуры XII века. В сдвоенных люнетах портала первоначально находились мраморные барельефы Входа Господня в Иерусалим и Погребения Спасителя, затем переданные в Музей Рокфеллера в Иерусалиме. Справа перед входом в храм (правая дверь была заложена при Салах-ад-Дине) — деревянный люк, прикрывающий гробницу рыцаря Филиппа д’Обинье, сопровождавшего германского императора Фридриха II при въезде в Иерусалим в 1229 году.

Колонна Святого Огня

Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля, на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь.

В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков», иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому. Соответствующий евангельский текст (Ин 19, 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Господа Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в 1990 году В. Цоцонисом. Над Камнем — 8 лампад (4 — православные, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Кувуклия

Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии — русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти. В 2004 году, по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти были заменены новыми, изготовленными по современной технологии ростовской фирмой А. Рудника. Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера Гроба Господня

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году. Максим Симеос, последним видевший в 1810 году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 года.

Часовня Главы

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. В 1810 году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.

Триумфальная арка

Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой (или Аркой Мономаха, названной в память о восстанавливавшем в 1048 году храм Восточно-Римском императоре Константине IX Мономахе) и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих!» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав – России и Греции.

Храм Воскресения Господня (Кафоликон)

Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения. Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73, 12), но это сооружение появилось в храме не ранее 1810 года. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов. Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в 1994 году.


Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского, у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие. Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Подземные храмы

Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении. Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом. В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале XX века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835 г. здесь стоял греческий престол» . В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания, именуемая парусией: крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся. Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна». В 1970 году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 году.

Важнейшее из мест поклонения во всём Храме Гроба Господня — церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа. Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая — со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католичские приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.

Православный престол, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).

Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения 1927 года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в 1588 году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи. Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.

Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778).

Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы, иначе известный как придел Мелхиседека, по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого. Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.

Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу, где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.

По материалам azbyka.ru

Храм Гроба Господня

Сегодня, в начале отмечаемой православными Страстной недели, я расскажу вам про храм Воскресения в Иерусалиме, более широко известный как храм Гроба Господня, который мне довелось посетить в октябре 2014 года.
Как обычно — фотографии частично мои, частично — почерпнутые из Интернета, схемы и карты — из Интернета, перевод на русский — мой.
Пост первоначально был мной опубликован полтора года назад — но не грех и повторить.

Если исходить из предположения, что история жизни и смерти Христа, описанная в Евангелиях, принадлежит реальному человеку, то небезинтересно будет узнать, с какими именно до сего дня сохранившимися артефактами она могла быть связана, где они находились во времена Христа и в каком виде дошли до нашего времени.
Итак, что нам известно о Иерусалиме I века нашей эры?
В то время это был небольшой (даже по тогдашним меркам) заштатный городишко в римской провинции, знаменитый разве что тем, что в нем находился иудейский Второй Храм да правил иудейский же царь Ирод Великий.
О масштабах городишка Иерусалим в I веке можно судить по карте:

Тем, кто не в ладах с английским, поясню основные обозначения на карте:

  • Temple — Второй Храм на Храмовой горе
  • Palace of Herod the Great — дворец Ирода Великого
  • Walls as they existed during Jesus’ time — городские стены, существовавшие во времена Иисуса
  • Walls begun after Jesus’ time — городские стены, построенные позже Иисуса
  • Antonia Fortress — крепость Антония — место, где состоялся суд под председательством Понтия Пилата, римского наместника
  • Golgotha (traditional location) — Голгофа (традиционное расположение) — собственно, та Голгофа, которую обнаружила царица Елена, мать Константина Великого, и на месте которой ныне стоит храм Гроба Господня
  • Gordon’s Calvary — альтернативное (по мнению некоторых исследователей) расположение Голгофы
  • Wall begun by Herod Agrippa I c. A.D. 42 — городская стена, начатая Иродом Агриппой в I веке (42 год н.э.)
  • Garden of Gefsimane — Гефсиманские сады
  • Mount of Olives — Масличная гора

Евангельская история так описывает последнее прибытие Иисуса в Иерусалим:
Началось оно с входа в Иерусалим, продолжилось Тайной вечерей (Haus mit Obersaal), предательством Иуды, арестом в Гефсиманском саду, приводом во дворец первосвященников (Hohehpriesters), затем осуждением в Башне Антония (4), с возложением тернового венца и бичеванием, и закончилось, как известно, распятием на Голгофе (6) и погребением в пещере (7) — см. карту :


Место казни (Голгофа) в те времена находилось за городской чертой, в саду неподалеку оказалась и погребальная пещера (гробница), принадлежавшая одному из иудейских старейшин, Иосифу Аримафейскому.
Как упоминается во всех четырех Евангелиях, именно этот тайный поклонник Иисуса предоставил свою неиспользованную гробницу для погребения тела Иисуса после распятия.
Голгофа и гробница на момент казни Иисуса около 30 г. н.э. выглядели примерно так:

Гроб Господень изначально представлял собой типичную высеченную в природной скале еврейскую гробницу периода Второго Храма.
Тело Христа, согласно преданию, было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.
Затем на долгое время пещера-гробница теряется из вида — по одной из версий, за это время на месте, где существовала пещера, римляне строят языческий храм.
По прошествии почти трех столетий христианство становится в Риме государственной религией, и интерес к гробнице вновь разгорается.

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV веке по указанию императора Константина.
В 326 году его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий: «…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня».

Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина».
От него мы и узнаём, что на месте пещеры, где был погребён Иисус, римлянами был построен языческий храм:

Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину.
Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место.
Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру.
Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы.

— Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36

По приказу Константина насыпь храма была срыта и «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».

К 335 году над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена — «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом») был построен храм Гроба Господня.
Предположительно, при строительстве храма была срыта значительная часть возвышенности, в недрах которой первоначально располагалась гробница, а также часть изначального холма Голгофы.
При Константине в состав храмового комплекса входило несколько зданий — над бывшей пещерой была выстроена ротонда, а над местом распятия — не соединявшаяся с ротондой базилика.

Изначально вокруг Ложа еще существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.
Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе.

Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хосровом II. Сооружения храма были сильно повреждены, но затем восстановлено в 616—626 годах.
В 1009 году халиф Аль-Хаким би-Амруллах санкционировал разрушение христианских храмов в городе и окрестностях. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.
Было сооружено несколько отдельно стоящих сооружений, напоминающих часовни. Роль главной церкви была отведена ротонде Воскресения, сохранившейся лучше других.
В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле.
После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня, а в XIII веке Иерусалимом и самим Храмом некоторое время владел отлучённый от церкви император Фридрих II.
Построенный в 1130-47 храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа.
При пожаре в 1808 году сгорел деревянный шатер над Анастасисом и была повреждена Кувуклия. В 1808-10 годов ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран:
Предшествующее нынешнему здание храма, построенное в XVI веке, было почти полностью уничтожено во время пожара в 1808 году.
Рухнувший при этом купол повредил верхнюю часть Кувуклии и ее стены, были очень сильно разрушены и стены самого храма.
В 1810 году под руководством греческого архитектора Комнина Митилиниоса храм был с некоторыми изменениями восстановлен на средства православных общин нескольких государств, принимала в этом участие и Русская Православная Церковь.
В таком виде храм существует и в настоящее время, за исключением его куполов.
Малый купол простоял до 1927 года, когда он был разрушен землетрясением (восстановлен в 1931-1933 г.г.).
Деревянные конструкции … большого купола пострадали от двух землетрясений – 1834 и 1836 г.г.
В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой. В таком виде здание существует и сейчас.
Собственно, со времен распятия Иисуса в течение тысячи девятисот лет Иерусалим оставался маленьким городишкой-крепостью, хотя временами ему и доводилось быть столицей Иерусалиского королевства.
Аэрофотография Иерусалима, сделанная в 1917 году, подтверждает, что еще 100 лет назад весь город умещался в пределах городской стены (существующие крепостные стены Иерусалима были построены в 1538 г).
Виден серый свинцовый купол Храма гроба Господня (левая нижняя четверть снимка).
An aerial view of Jerusalem, ca. 1917. (James Francis Hurley/State Library of New South Wales)
Но вернемся к нашему Храму.
Вход в Храм Гроба Господня в 1929 году.
Обратите внимание на «недвижимую лестницу» под правым окном на 2 этаже (фото из Интернета):
Тот же вход, снятый мной в 2014 году — тот случай, когда отсутствие видимых изменений не огорчает:
Кувуклия:
Кувуклия пострадала при землетрясении 1927 года, после чего ее укрепили снаружи металлическими стяжками и балками.
Купол Ротонды (сооружен в 1860-х):
Колонны, подпирающие купол, сохранились со времен Константина Великого:
Вход в Кувуклию в 1929 году, виден камень — алтарь в Приделе ангела (фото из Интернета):
… и на моём снимке 2014 года:
Входим в Кувуклию — сначала в Придел ангела, а затем и в сам Гроб.

С давних пор Ложе было сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году).
Несколько столетий назад плита треснула поперек.

Мраморная плита Ложа (Tomb) во гробе (фото из Интернета):

Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.
А теперь — на Голгофу.
Католическая часть Голгофы

Мозаика времен крестоносцев на куполе одного из приделов Голгофы (католического):
То, что осталось от первоначальной скалы Голгофы, представлено под стеклом в греческой часовне Голгофы:
Крест установлен на легендарном месте распятия Иисуса:
Камень миропомазания (собственно, сам камень находится под поздней мраморной плитой)

В настоящее время храм представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
Здесь старина переплетается с древностью…
В настоящее время храм делят меж собой шесть конфессий — греко-православная, католическая, коптская, армянская, сирийская и эфиопская.
Для каждой из них отведены определенные часы для совершения своей службы. Во избежание конфликтов, по многовековой традиции, ключи от храма хранятся у арабской семьи мусульманского вероисповедания, а правом открывать и закрывать его пользуется другая арабская семья.

Как видим, на протяжении последних пяти столетий практически ничего оригинального, сохранившегося в неизменности с евангельских времен, к обозрению в храме не представлено — все скрыто более поздними реконструкциями.
Частицы креста, гвозди, титло, плащаница — также находятся в различных храмах по всему миру (в частности, гвозди, титло и частицы древа креста — в базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме, но об этом в другой раз).

Вот, собственно, и всё на сегодня.

Как читать молитвы у Гроба Господня?

больше фото из Гроба тут http://www.nationalgeographic.it/wallpaper/2016/10/31/foto/la_tomba_di_gesu_svela_i_suoi_segreti-3293148/1/
Текст молитвы, которую читает иерусалимский патриарх у Гроба в Великую Субботу:
«Владыка Господи Иисусе Христе, светоначальная Премудрость безначального Отца, Свет Живой неприступный, сказавший из тьмы воссиять свету, сказавший: «Да будет свет», и стал свет! Господи, Податель света, изведший нас из тьмы заблуждения и введший в дивный свет Твоего познания! Землю всю во плоти пришествием Твоим, а преисподняя – во ад схождением Твоим исполнивший света и радости, и святыми Твоими апостолы низпославший свет всем народам! Благодарим Тебя, потому что благочестивою верою Ты привел нас от тьмы к свету, и мы стали чадами света через святое крещение, узрев славу Твою, которая исполнена благодати и истины. Но Господи, подающий свет! Ты, Который есть Свет великий, сказавший: «Народ, сидящий во тьме»! Владыка Господи, Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Единый Свет мира и Свет жизни человеческой, Чьей славы исполнено всё, ибо Ты, Свет, пришел в мир через пришествие Твое во плоти, хотя и возлюбили люди больше тьму, нежели свет! Господи, Светодавче, услышь нас грешных и недостойных рабов Твоих, в час сей предстоящих всесвятому Твоему и светоносному сему гробу, и приими нас, почитающих пречистые страдания Твои, всесвятое Твое распятие, вольную смерть и во всечестном гробе сем обоженного тела Твоего положение и погребение и тридневное воскресение, начав радостно праздновать которое, мы воспоминаем и во ад сошествие Твое, которым Ты Своей господской властью освободил заключенные там души праведных, блистанием Твоего Божества наполнив светом преисподнюю. А потому празднуя с радостным сердцем и духовным весельем в сию преблагословенную субботу спасительные Твои таинства, боголепно совершенные Тобою на земли и под землею, и воспоминая Тебя, истинно радостного и желанного Света, Который божественно озарил преисподнюю и боголепно воссиял из гроба, – мы совершаем светоявление, изображая этим Твое милостивое к нам богоявление. Потому что в спасительную и светозарную ночь всё наполнилось света: и небо, и земля, и преисподняя – преестественным таинством Твоего сошествия во ад и Твоего тридневного воскресения из гроба. А потому, благоговейно беря свет, который непрестанно и присносветло горит на сем светоносном Твоем гробе, мы преподаем его верующим в Тебя, истинного Света, и просим и молим Тебя, Всесвятой Господи, благодатию всесвятого и светоносного Твоего гроба соделать его даром освящения, исполнить его Твоей божественной благодати и благословить и освятить тех, кто благоговейно принимает его, освобождая их от тьмы страстей, и сподобить их Твоих светлых обителей, где сияет невечерний свет Твоего Божества. Даруй им, Господи, здравие и благоденствие и жилища их всякого блага исполни.
Господи, Подающий свет, услышь меня грешного в час сей, и даруй нам и тем ходить во свете Твоем и пребывать в нем до тех пор, пока с нами пребывает свет этой временной жизни. Даруй нам, Господи, чтобы свет этой временной жизни пребывал с нами. Даруй нам, Господи, чтобы свет наших благих дел светил людям, чтобы они прославляли Тебя со безначальным Твоим Отцом и Всесвятым Духом. Ибо Ты поставил нас быть светом для народов, чтобы мы светили ходящим во тьме. Но мы возлюбили больше тьму, нежели свет, творя зло. Ибо каждый, кто творит злые дела, ненавидит свет по неложному Твоему слову. А потому мы каждый день претыкаемся, согрешая, ибо ходим во тьме. Но сподоби нас оставшееся время жизни нашей жить, имея очи нашего помышления просвещенными. Даруй нам ходить во свете заповедей Твоих как чада света. Ты, Который одеваешься светом, как ризой, соделай белой как свет ту светлую одежду святого крещения, которую мы очернили своими делами. Даруй нам облечься в оружие света, чтобы мы прогнали им начальника тьмы, который принимает образ ангела света. Господи, как в тот день Ты дал свет сидящим во тьме и мраке смерти, так сегодня яви Твой нетленный свет и в наших сердцах, чтобы мы, просвещаясь и согреваясь им в вере, бесконечно прославляли Тебя, Единого от Единого светоначального Света, Свет радости. Аминь».
http://www.rusdm.ru/pictures/O%20Blagodatnom%20Ogne%20in%20Ekaterini_.pdf
(анализ этой молитвы тут https://diak-kuraev.livejournal.com/1739519.html)
Как видим, эта молитва довольно длинна и насыщена превыспренними византийскими оборотами.
Учитывая, что произносится она лишь раз в году, понятно, что патриарх читает ее не по памяти, а по бумажке.
Но когда он входит во Гроб, в руках у него ничего нет. Можно предположить, что она заранее оставляется там.
И в самом деле:
«На Живоносном Гробе должна быть положена священная книга. Ты должен будешь заложить толстой свечкой ту страничку, на которой начинаются молитвы Последования Благодатного Огня» -наставляет старый Страж Гроба Господня юного падавана (Фрагмент из книги «Я видел Благодатный Огонь» архимандрита Саввы Ахиллеоса, вышедшей в Афинах в 2002 г. В ней о. Митрофан (Папаиоанну), исполнявший послушание Хранителя Гроба Господня в течение 57 лет, рассказывает о своей судьбе http://www.blagogon.ru/biblio/318/).
Наверно, она там лежит вместе с очками для чтения (как правило, патриарх это довольно пожилой человек).
А внутри часовни темно. В пещере Гроба нет ни одного окошка (см фото). Входная дверь в Кувуклию закрыта и через нее свет тоже не может проникать.
Внимание, вопрос:
И как же там читать эту длинную молитву? Как пользоваться заранее разложенной книгой?
С электрическим фонариком? А в эпоху до батареек? Со свечой?
Значит, обычный огонь все же есть в гробнице?
Кстати, на снимке вверху поста хороша видна ниша в западной стене, обычно прикрытая иконой. Отец Браун мог бы сказать, что это удобное место для тайной лампадки.
Интересно, что про эту книгу не упоминает никто из якобы свидетелей чуда, восторженно рассказывающих о том, будто они каким-то странным образом оказались рядом с патриархом и видели, что вся гробница покрыта ватой, по которой бегают веселые огоньки.

Кто придумает ответ на вопрос: зачем класть книгу в мир полной темноты?
Если скажет, что огонь там зажигается чудесно до прихода патриарха — то зачем ему еще читать молитву уже после события? А если огонь зажигается по и после его молитвы — то как он ее читает в полном темноте?
Если все уже зажглось само без молитвы патриарха и его книги — зачем они нужны? Запали свои свечи — и скорее раздавать.
Но главное: в молитве нет НИ СЛОВА благодарности именно за этот чудесный дар. Как нет и ни слова прошения о его ниспослании.
Показательно, что и в древнем Святогробском Типиконе 1122 года ничего не говорится о молитвах именно на эти темы (то есть нет прошения о даровании огня и благодарения за этот дар). «Патриарх, по словам Типикона, пред получением огня в алтаре молился «о людских невежествиях», а потом шел во Св. Гроб и там молился о себе и о народе»
(Дмитриевский А. А. «Благодать святого огня» на Живоносном Гробе Господнем // Дмитриевский А. А. Праздники Святой Земли. Спб., 2013, сс. 192-193).
(по теме см. также
https://diak-kuraev.livejournal.com/1746594.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/1747045.html)
***
Автор рассказа про книжку изрядно привирает. Если он подсматривал через куполок в притворе ангела — он не мог видеть собственно пещеры. Но даже если бы в эту минуту патриарх находился еще в этом притворе, то, глядя сверху, он не мог видеть лица патриарха в этой пещере и его слез. А если бы он видел лицо патриарха, то и патриарх увидел бы его голову в светлом проеме потолка и его шалость имела бы совсем иные последствия.

LiveInternetLiveInternet

  • ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (88)
  • КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ (29)
  • КОМПЬЮТЕР (21)
  • ИЗУЧАЕМ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (9)
  • — английский язык (9)
  • — немецкий язык (1)
  • — французский язык (1)
  • КИНОФИЛЬМЫ, СПЕКТАКЛИ (5)
  • КОСМЕТОЛОГИЯ, КРАСОТА, УХОД ЗА СОБОЙ: (475)
  • — кремы, скрабы, бальзамы, шампуни, лосьоны, масло (211)
  • — маски (183)
  • — секреты красоты (204)
  • — уход за волосами (90)
  • — уход за глазами (23)
  • — уход за лицом (292)
  • — уход за ногами (25)
  • — уход за руками (28)
  • — уход за телом (45)
  • — уход за шеей (38)
  • АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ (8)
  • АНТИКВАРИАТ, МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ, ВЫСТАВКИ (89)
  • АСТРОЛОГИЯ : (598)
  • — астрология любви (16)
  • — астропрограммы (4)
  • — гороскопы (33)
  • — лунная астрология (32)
  • — научная астрология (36)
  • — популярная астрология (144)
  • — тайна вашего дня рождения (377)
  • ВЕРА, МОЛИТВЫ, ХРАМЫ, ИКОНЫ (184)
  • ВИДЕО (141)
  • ВИНТАЖ, РЕТРО, СТАРИНА (73)
  • ВСЁ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА (54)
  • ВЫШИВКА (23)
  • ВЯЗАНИЕ: (2306)
  • — шапки, береты, головные уборы, снуды (73)
  • — болеро, топы (66)
  • — носки (22)
  • — варежки, перчатки (18)
  • — вяжем для детей (59)
  • — вяжем для дома (96)
  • — вяжем для женщин (1214)
  • — вяжем для животных (1)
  • — вяжем для мужчин (28)
  • — вязаная отделка, кайма (89)
  • — вязание крючком (733)
  • — вязание спицами (1539)
  • — жаккард, вязаные аксессуары, разное (139)
  • — жакеты, кофты, пуловеры (524)
  • — ирландское кружево (25)
  • — книги и журналы по вязанию (41)
  • — пальто, кардиганы (116)
  • — платья, сарафаны, туники, костюмы (177)
  • — схемы, узоры (704)
  • — уроки по вязанию, МК (251)
  • — шали, палантины, платки, шарфы (255)
  • — юбки (58)
  • -салфетки, скатерти, покрывала, занавески (73)
  • ГАДАНИЕ (34)
  • ГЛАМУР, СТИЛЬ, ИЗЯЩЕСТВО, ВКУС, РОСКОШЬ (39)
  • ДАЧА, ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК, САД, ОГОРОД (630)
  • — полезные подсказки и советы (140)
  • — рассада (95)
  • — цветы (75)
  • — суперурожай (47)
  • — удобрения, подкормки (44)
  • — что, как и когда сажать (37)
  • — огурцы (37)
  • — томаты (35)
  • — клубника, земляника (34)
  • — вредители (32)
  • — болезни растений и плодов (29)
  • — семена (23)
  • — размножение растений (21)
  • — лук, чеснок (20)
  • — малина, ежевика (19)
  • — картофель (18)
  • — дом, беседка, баня, туалет (18)
  • — обрезка растений (16)
  • — пруд, водоем, бассейн, фонтан (16)
  • — сезонные работы в саду (15)
  • — смородина, крыжовник (14)
  • — садовые дорожки (13)
  • — клумбы, цветники (12)
  • — грибы (12)
  • — морковь (11)
  • — капуста (11)
  • — подкормка растений (10)
  • — сорняки (10)
  • — мангалы, печи, камины (10)
  • — яблоня (10)
  • — баклажаны (9)
  • — грядки (8)
  • — перец (8)
  • — животные, птица (8)
  • — законы, нормативы дачные (7)
  • — заборы, ограждения, живая изгородь (6)
  • — планировка участка (5)
  • — полив растений (4)
  • — вишня (4)
  • — почва (4)
  • — газон (4)
  • — туи, ели, сосны (3)
  • — колорадский жук (2)
  • — совместимость растений и культур (2)
  • — орехи (2)
  • — сирень (2)
  • — освещение участка, дома (2)
  • — петрушка, укроп, пряности (2)
  • — наклейки на консервацию (1)
  • — курятник (1)
  • — пчелы,мед (1)
  • — клещи (1)
  • — теплица (1)
  • — корчевание корней (1)
  • — облепиха (1)
  • — как сохранить урожай (1)
  • — ягоды (1)
  • — горох (1)
  • ДИЕТЫ, ХУДЕЕМ, ГИМНАСТИКА, (195)
  • ДИЗАЙН, ИНТЕРЬЕР, ДЕКОР (201)
  • ЖИВОПИСЬ (170)
  • ЖИВОТНЫЙ МИР (28)
  • ЗА ГРАНЬЮ, НЕПОЗНАННОЕ, МИСТИКА, ПРЕДСКАЗАНИЯ (53)
  • ЗДОРОВЬЕ, МЕДИЦИНА, НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ : (1167)
  • — авторские методики (44)
  • — сосуды (23)
  • — отеки (16)
  • — поджелудочная железа (10)
  • — холестерин (10)
  • — судороги ног (7)
  • — болезни кожи (69)
  • — герпес (7)
  • — глаза, зрение (25)
  • — грипп, простуда (21)
  • — давление (77)
  • — диабет (59)
  • — диагностика здоровья (54)
  • — долголетие, омоложение (77)
  • — желудок (11)
  • — женское здоровье (32)
  • — зубы (21)
  • — иммунитет (29)
  • — инфаркты, инсульты (42)
  • — исцеление и оздоровление организма (354)
  • — кишечник (30)
  • — легкие (12)
  • — лечение водой (22)
  • — лишний вес, диетология (59)
  • — мази, кремы, масла (91)
  • — микоз (грибок ногтей и кожи) (27)
  • — настойки, капли, бальзамы, эликсиры (168)
  • — ноги (75)
  • — обмен веществ (19)
  • — ожоги (9)
  • — онкология (84)
  • — очищение организма (89)
  • — паразиты (16)
  • — печень (29)
  • — почки (20)
  • — причинно-следственные связи болезней (26)
  • — радикулит, остеохондроз, суставы (62)
  • — разное (202)
  • — растения, плоды,травы для здоровья (164)
  • — сердце (25)
  • — ухо, горло, нос (21)
  • — щитовидная железа (15)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ИДЕИ (87)
  • ИСКУССТВО (37)
  • ИСТОРИЯ (6)
  • КНИГИ (46)
  • КРОЙ И ШИТЬЁ (65)
  • КУЛИНАРИЯ: (2477)
  • — блюда из рыбы, морепродукты (109)
  • — национальная кухня (102)
  • — здоровое питание (5)
  • — cалаты (103)
  • — блюда из теста и мяса, овощей (манты, пельмени и (111)
  • — варенье (32)
  • — вторые блюда (374)
  • — десерты, сладости (67)
  • — закуски (313)
  • — консервация, соленья, заготовки, приправы, запра (346)
  • — напитки (81)
  • — первые блюда, горячее (84)
  • — пироги, булочки, печенье, выпечка (639)
  • — пирожки, хачапури, блины, пицца (172)
  • — сыр, масло (47)
  • — тесто (110)
  • — торты, пирожные (218)
  • — украшение блюд (8)
  • — хлеб (13)
  • — чебуреки, беляши, пончики (43)
  • ЛИЧНОЕ, МЫСЛИ ВСЛУХ (31)
  • МАГИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ (симорон, обряды, заговоры и т.п (330)
  • — заговоры, ритуалы, обряды, молитвы (97)
  • — руны (2)
  • — защитная магия, обереги, талисманы (58)
  • — исполнение желаний (43)
  • — коррекция судьбы (26)
  • — магия денег (71)
  • — магия здоровья (42)
  • — магия красоты (25)
  • — магия любви (18)
  • — магия предметов и вещей (30)
  • — порча, сглаз, приворот (27)
  • — приметы (28)
  • — разное (57)
  • МАТРИЦА ЖИЗНИ (58)
  • МУЗЫКА (186)
  • НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (28)
  • НУМЕРОЛОГИЯ (100)
  • ПАРФЮМЕРИЯ, КОСМЕТИКА (20)
  • ПЛЭЙКАСТЫ (7)
  • ПОЭЗИЯ (147)
  • ПРАВО, ЗАКОНЫ (13)
  • ПРИРОДА, РАСТЕНИЯ, САДЫ, ПАРКИ (53)
  • ПРОГРАММЫ (9)
  • ПСИХОЛОГИЯ (384)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (64)
  • ПЧ, ДРУЗЬЯ, ПРИВЕТСТВИЯ (128)
  • РАМКИ (8)
  • РУКОДЕЛИЕ (46)
  • СВОИМИ РУКАМИ : (373)
  • — ароматизаторы, благовония (16)
  • — фарфор,холодный фарфор (5)
  • — декор бутылок, банок, стекла (36)
  • — декупаж (17)
  • — для дома, интерьера (76)
  • — из бисера (52)
  • — из газет, бумаги, картона и др. (11)
  • — моющие средства (34)
  • — мыло, бомбочки (56)
  • — парфюмерия, косметика, масла, скрабы (73)
  • — свечи (15)
  • СЕКС, ЭРОТИКА (19)
  • СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ПРИТЧИ, ИСТОРИИ, НОВЕЛЛЫ (20)
  • СПАСИБО ! (468)
  • ТЕСТЫ (85)
  • ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН (15)
  • УРОКИ, ФОТОШОП (23)
  • ФОТОХУДОЖНИКИ (6)
  • ФЭН — ШУЙ (24)
  • ХИРОМАНТИЯ (16)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО (91)
  • ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО, УКРАШЕНИЯ (71)
  • ЮМОР (10)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *