Монастырь на сретенке

Трудно не согласиться с мыслью, что современная жизнь часто проносится мимо нас в спешке и суете. В погоне за сиюминутными впечатлениями мы забываем о вечности, а вечность о нас – никогда. Так может быть, пора на минутку остановиться, подумать о непреходящих ценностях, просто помолчать, побродить по дорожкам тихой обители? На территории России много храмов и скитов, где время идет по каким-то своим, особым законам, история переплетается с современностью – спешите в любой из них! Так, жителей и гостей столицы всегда ждет Сретенский монастырь, фото которого вы найдете в любом путеводителе по центру Москвы.

Сретенский монастырь: контакты

  • Если вы собрались посетить Сретенский монастырь, запомните его адрес в Москве: улица Большая Лубянка, 19, корпус 1.
  • Уточнить необходимую информацию перед поездкой в Сретенский монастырь можно по телефону: +7 495 623-34-44.

Сретенский монастырь: как добраться

Добираться до Сретенского монастыря очень удобно, ведь он находится в самом центре города, так что сориентироваться будет несложно ни москвичам, ни гостям белокаменной.

  • Конечно, комфортней всего путешествовать на собственном автомобиле. Если вы держите путь от Красной площади, двигайтесь по улице Большая Лубянка в сторону Сретенского переулка и увидите монастырь практически сразу после перекрестка. Если вы движетесь из северных районов Москвы, следуйте по Ярославскому шоссе или проспекту Мира по направлению к Красной площади, сверните налево на Садовом кольце и следуйте по маршруту: проспект Академика Сахарова – станция метро «Тургеневская» – внутренне кольцо Сретенского бульвара – улица Мясницкая – Бобров переулок – Милютинский переулок. Будьте уверены, белые стены монастыря, которые покажутся вам на Сретенском переулке, вы не пропустите.
  • А как добраться в Сретенский монастырь на метро? Возможно, даже удобней, чем на авто, ведь под землей нет ни пробок, ни светофоров, а неподалеку от самого монастыря расположились сразу несколько станций Московского метрополитена: «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сухаревская», «Лубянка».
  • Если вы предпочитаете наземный транспорт, смело выбирайте автобусы №№ м2, м3, м5 – м10, т25, 38, 144, 158, 904 и доезжайте до остановок «Улица Большая Лубянка», «Лубянка», «Тургеневская» или «Кузнецкий мост».

Режим работы монастыря

Попасть в Сретенский монастырь можно ежедневно. Монастырь часто посещают как паломники, так и туристы, для которых гостеприимно распахнуты двери обители.
Особенно людно здесь на богослужениях в престольные и двунадесятые праздники:

  • Сретения Господня (15 февраля),
  • Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября),
  • Марии Египетской (14 апреля),
  • Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря),
  • святого Иллариона Троицкого (3 ноября) и другие.

Сретенский монастырь: расписание богослужений

Богослужения в Сретенском монастыре в Москве проводятся по определенному графику.

  • Как правило, в будние дни с 6:30 служится Полунощница.
  • Божественная литургия начинается в 8:00.
  • Вечернее богослужение – с 18:00.
  • Пятничным вечером обычно вычитывается акафист Божией Матери.
  • По воскресеньям и праздничным дням Божественная литургия служится с 7:00 и с 10:00.
  • В Сретенском монастыре совершаются требы, как и в любом другом православном храме.

Расписание служб в Сретенском монастыре в Москве регулярно публикуется на официальном сайте, где отображается самая актуальная и достоверная информация. Перед посещением монастыря рекомендуем ознакомиться с текущим расписанием.

Сретенский монастырь: где остановиться

Для того чтобы ближе познакомиться с жизнью монастыря, стоит провести в Москве несколько дней. К сожалению, для паломников на территории монастыря не предусмотрено специальной паломнической гостиницы, поэтому придется подыскать что-нибудь поблизости, благо центр белокаменной изобилует отелями и хостелами.

  • В 400 метрах от монастыря расположились гостиница «Сретенская» (улица Сретенка, д. 15), оформленная в стиле русского фольклора, с обязательной резьбой и лепниной. Номер в этом четырехзвездочном отеле обойдется от 4000 рублей за ночь. Забронировать номера можно по телефону: +7 (495) 722-38-36.
  • Нетрудно найти себе ночлег и подешевле. В районе Сретенского монастыря находится много демократических хостелов с самой разнообразной ценовой политикой. От хостела «УголОК на Чистых прудах» (бульвар Сретенский, д. 6/1, стр. 1, апарт. 40) до монастыря всего 200 метров, а стоимость ночлега для одного человека – от 500 рублей.
  • Около 600 рублей обойдется ночь в хостеле «HQ» (бульвар Рождественский, д. 10/7), который находится от монастыря не дальше, чем предыдущий.
  • От хостела «Art Gindza Hostel» до Сретенского монастыря придется пройти около полукилометра, но здесь ценовая политика начинается от 300 рублей.

История создания монастыря

История Сретенского монастыря берет свое начало в XIV веке. Название монастырь получил в честь праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, образ которой, как говорят, был встречен москвичами на том самом месте и ознаменовал победу над полчищами Тамерлана. Конечно, с тех далеких времен постройки не сохранились: самое старое строение из уцелевших датируется концом XVII века.

История всегда была сурова к монастырю, который оставался для своих прихожан поддержкой и опорой на протяжении всех горестных событий: во времена набегов монголо-татар, в часы Смуты, в Отечественную войну 1812 года. Но с 1917 года начались тяжелые времена для самого монастыря: монахов выселяли, постройки подвергались разрушениям. Новая жизнь влилась в монастырь в 1994 году, когда он получил статус ставропигиального. С 2000 года под патронатом монастыря успешно функционирует духовная семинария.

Достопримечательности монастыря

  • К сожалению, бурный XX век мало что оставил от исторических зданий монастыря. Сохранился пятиглавый собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, особенно ценный тем, что в его стенах действительно чудом уцелели уникальные фрески начала XVII века авторства костромских и ярославских мастеров. И сам собор, и фрески выполнены в строго-лаконичной манере московско-ярославского стиля.
  • Новый храм Сретенского монастыря, названный в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, освятили в мае 2017 года. Высота храма – около 60 метров, благодаря чему его хорошо видно с разных точек города. Строение выдержано в стиле древних суздальских соборов и украшено каменной резьбой. Внутренний интерьер храма украшают 47 икон и фресковая роспись.
  • Но все-таки главной достопримечательностью Сретенского монастыря является не архитектура. На весь мир знаменит мужской хор монастыря, который сегодня является главным хором Русской православной церкви. Под руководством регента Никона Жилы хор принимает участие в праздничных богослужениях, а также активно гастролирует по России и за рубежом, исполняя духовную и народную музыку, а также песни военных лет.

Сретенский монастырь: святыни

  • Среди святынь Сретенского монастыря прихожанами особо почитаются мощи Илариона Троицкого, преподобной Марии Египетской, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста и преподобного Серафима Саровского.
  • Крипта монастырского собора может похвастаться копией Туринской плащаницы в полную величину. Туринская плащаница в Сретенском монастыре освящена как Нерукотворный образ Спасителя.
  • Необычайно почитается прихожанами список с Владимирской иконы Божией Матери, с которым связывают большое количество чудес и в первую очередь – спасение Москвы от нашествия Тамерлана.

Фото Сретенского монастыря

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Москва и Сретенский монастырь
Внутреннее убранство собора
Хор Сретенского монастыря

Сретенский монастырь — видео

В этом видео вы узнаете намного больше о Сретенском монастыре. Приятного просмотра!

В Москве есть очень много монастырей , сегодня хочу еще вам рассказать о Новодевичьим монастыре и Симоновом монастыре, о котором вы узнаете в следующей статье, переходя по ссылке: //www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/simonov.html Мне кажется, что Сретенский монастырь – место, уникальное своей универсальностью. Паломник найдет здесь немало чтимых святынь, любитель истории – удивительные и правдивые истории о жизни древней Москвы, турист – интереснейшую, хоть и с трудом сохраненную архитектуру и фресковую роспись. И каждый из них сможет прикоснуться здесь к вечности, ощущение которой витает в самом воздухе святой обители.>
Как доехать до Сретенский монастырь в Москве на метро, автобусе или поезде?

Общественный транспорт до Сретенский монастырь в Москве

Не знаете, как доехать до Сретенский монастырь в Москве, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Сретенский монастырь от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Сретенский монастырь с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Сретенский монастырь? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Сретенские Ворота; Площадь Воровского; Тургеневская; Чистые Пруды; Метро «Сухаревская» / Даев Переулок.

Вы можете доехать до Сретенский монастырь на метро, автобусе или поезде. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) Автобус — 122, Автобус — М10 (Поезд) Поезд — КАЗАНСКОЕ, Поезд — КУРСКОЕ, Поезд — РИЖСКОЕ (Метро) Метро — 1, Метро — 10, Метро — 6

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Сретенский монастырь с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Сретенский монастырь проще простого, именно поэтому более 460 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Москвы! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

Церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре

Вид с востока на Владимирский собор 1679 года. На переднем плане церковь преподобной Марии Египетской. Фото 1928 года Некогда на территории московского Сретенского монастыря находилась церковь Марии Египетской. Она была расположена между Владимирским собором и Николаевской церковью. При этом, какое-то время церковь Марии Египетской существовала как приходской храм.

Трудно предположить, чтобы внутри монастыря был создан самостоятельный приход. Видимо, приход возник еще до организации монастыря. Это предположение подтверждает крупный специалист девятнадцатого века, знаток истории Москвы С.К. Кондратьев. В заметке о постройке деревянной церкви Марии Египетской после 1378 года он пишет: «Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 году на этом месте казнен последний из рода Вельяминовых, и вскоре построена древняя церковь во имя преподобной Марии Египетской».

Здесь идет речь о событиях, связанных с ликвидацией Великим князем Дмитрием Ивановичем правления тысяцких в Москве. Не дождавшись своего назначения тысяцким вместо умершего отца, Иван Васильевич Вельяминов выступил против княжеской власти. В августе 1379 года он «мечем потят бысть на Кучкове поле у града у Москвы».

Вероятно, казнь состоялась не на месте предполагаемой постройки церкви Марии Египетской, а на месте некогда существовавшего Варсонофьевского монастыря. Это подтверждает следующее свидетельство: «Здесь был прежде Варсонофьевский женский монастырь, близ коего в древности было кладбище для погребения странников убогих и погибших насильственной смертью».

Московская земля после смерти Ивана Даниловича Калиты была поделена между тремя его сыновьями. Кучково поле стало принадлежать князю Андрею Ивановичу Боровскому. Он умер в 1353 году. В том же году родился его сын Владимир. Князь Владимир Андреевич стал одним из героев Куликовской битвы, заслужив прозвище Храброго. На Кучковом поле в 1386 году его мать, княгиня Мария, основала Рождественский монастырь.

Резонно предположить существование в конце четырнадцатого века большого загородного двора Владимира Андреевича, князя Боровского, а затем Серпуховского. В этом доме, а может быть, и дворце, расположенном на высоком участке Владимирской (Ярославской) дороги, постоянно проживала княгиня Мария. Подобные княжеские дворы были привычным явлением на основных дорогах. Да и в будущем Сретенский монастырь служил первой остановкой во время богомолий князей и царей. Кроме того, во время случавшихся раздоров с Великим князем Серпуховской князь мог укрыться в своем огороженном дворе, а не оставаться во вдруг оказавшейся недружелюбной столице.

Церковь преподобной Марии Египетской 1385 года. Реконструкция Г. А. Романова Таким образом, Рождественский монастырь был устроен рядом с княжеским двором, а каменная с 1385 года церковь Марии Египетской была домовой церковью, посвященной персональной святой покровительнице княгини Марии. Церковь могла быть пристроена к деревянному дому, что было общепринято. Таким предназначением объясняются скромный вид и размеры храма.

Каменное здание церкви Марии Египетской, просуществовавшее до 1930 года, было построено в 1385 году и много раз ремонтировалось и перестраивалось. А княгиня Мария в конце жизни постриглась в Рождественский монастырь под именем инокини Марфы. В нем она и скончалась в 1389 году.

Сретенский монастырь. Фото 1881 года На месте бывшего двора князя Серпуховского в 1395 году Великим князем Московским был основан Сретенский монастырь. Помимо прочих целей его устройство имело для московских властей и большое политическое значение. Маленькая княжеская крепость, превращавшаяся время от времени в неприятельскую, каким являлся двор Серпуховского князя, заменялась православным монастырем, оплотом московской власти.

Косвенное свидетельство тому мы находим в летописи. В 1388–1389, а потом в 1389–1390 годах было розмирье между Великим князем Василием Дмитриевичем и его двоюродным дядей Владимиром Андреевичем Серпуховским. Результатом замирения были территориальные уступки Серпуховскому князю Волоколамска и Ржева. Скорее всего, это была, в том числе, и плата за переход к Московскому князю Кучкова поля.

Большое значение в то время отводилось почитанию персональных святых покровителей, оказывалось внимание и храмам, им посвященным. Это доказывает посещение церкви в 1668 году Патриархом Иоасафом Вторым в честь святой покровительницы первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны, урожденной Милославской. «Марта 31, святейший Патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египетской и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны».

Если посмотреть на старый план Сретенского монастыря, то видно, что Владимирский собор, поставленный на месте первоначального деревянного, и церковь Марии Египетской размещены под углом к улице, а церковь Сретения-Николы с трапезной и колокольней вдоль нее. Это можно объяснить разным расположением дороги в конце четырнадцатого и в конце пятнадцатого веков. Сначала от вершины холма происходило разветвление пути. Одна дорога шла прямо, а другая — сворачивала с тракта к близлежащему селу, бывшему на месте известного городища у Садового кольца. Этой дороге и соответствует поворот храмов. Кстати, существующая трасса Трубной улицы в прилегающем к Садовому кольцу участке и поныне ориентирована на Сретенский монастырь. В пятнадцатом веке село утратило свое значение, возможно в связи с устройством многочисленных загородных огородов и дворов.

Храм Сретения стал уже вдоль прямой дороги алтарем на север, откуда принесли чудотворную икону Владимирской Богоматери.

Вид на церковь преподобной Марии Египетской с южной стороны, из двора Сретенского монастыря. Видны железные обручи, которыми в 1883 году был охвачен храм. Фото начала двадцатых годов XX века Как можно увидеть на фотографиях, сделанных перед разрушением церкви Марии Египетской в мае 1930 года, это был маленький одноглавый храм. Из-за ветхости еще в 1883 году стены снаружи были охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Он был квадратным в плане, со стороной квадрата около пяти метров. Непропорционально большая луковица главы с украшенным барабаном сооружена в 1687 году.

Церковь много раз перестраивалась, например в 1784 году и после 1812 года. В процессе разборки была раскрыта арка, возможно, принадлежавшая первоначальному алтарю. Ее форма и маленькие размеры могут служить подтверждением сооружения здания в четырнадцатом веке, поскольку в то время в церквах устанавливались не иконостасы, а алтарные преграды и не было необходимости в больших алтарных помещениях. Подобные завершения полушаром алтарных выступов имеются, например, у приделов храмов Св. Софии в Киеве или Новгороде, у новгородских церквей четырнадцатого века.

В августе 1700 года чрезвычайный посланник Петра Первого, думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев, ездивший в Константинополь для заключения мирного договора России с Турцией, получил в дар от Иерусалимского Патриарха часть мощей преподобной Марии Египетской (кость правой ноги). В феврале 1707 года серебряный ковчег с этой святынею был торжественно перенесен в Сретенский монастырь. В праздник Марии Египетской в течение недели ковчег выставлялся в церкви Марии Египетской для народного поклонения.

Вид с северо-востока на церковь преподобной Марии Египетской. Фото 1928 года После закрытия прихода в 1723 году в помещении церкви был устроен придел преподобной Марии Египетской, относящийся к расположенной рядом церкви Святого Николая Чудотворца. В девятнадцатом веке проведение служб в приделе было прекращено.

В Сретенском монастыре торжественно отмечались православные праздники, особенно связанные с его историей. «Праздники в обители следующие: 2 февраля — Сретение Господне; 1 апреля — память преподобной Марии Египетской, в храме, посвященном ее имени; «21 мая, 23 июня и 26 августа — праздники иконы Владимирской Богоматери. Все даты даны по старому стилю.

Около 1926 года Сретенский монастырь был окончательно закрыт. Газета «Рабочая Москва» за 1 сентября 1928 года поместила фотографию обнесенных забором строений Сретенского монастыря, снабдив ее сообщением: «Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь».

Ирония судьбы состояла в том, что окончательным поводом для сноса большей части строений монастыря послужило требование помощи дороге, той самой дороге, которой столько лет верой и правдой служил монастырь. По мнению новых руководителей Москвы, индустриальный город именно на этой улице нуждался в серьезном повышении «интенсивности транспортных потоков».

Разборка церкви преподобной Марии Египетской. Открытая арка могла принадлежать первоначальному алтарю. Май 1930 года В 1928-1930 годах исчезли с лица Москвы памятник времен Дмитрия Донского и памятник победы над Большой Ордой. Сначала была разобрана древняя церковь Сретения на Кучковом поле, затем церковь Святого Николая и трапезная. Потом была снесена колокольня над Святыми воротами и прилегающие к ней кельи. В последнюю очередь уничтожили стоявшую совсем в стороне от улицы церковь Марии Египетской. За нее долго боролись люди, не испугавшиеся в страшное время защищать памятник истории и культуры. Разборка церкви преподобной Марии Египетской была начата 6 мая 1930 года. От архитектурного ансамбля Сретенского монастыря сейчас остались строения Владимирского собора, палат и бывших служебных помещений.

25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь был доставлен ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. Мощи великой святой были привезены из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос. Таким образом мощи вернулись на свое место.

К сожалению, тенденция к сносу исторической застройки Москвы, приносимой московскими властями в жертву «транспортным потокам», продолжается и в девяностые годы. Ложатся дома под бульдозеры на пробиваемом третьем кольце Москвы. Подобно неумолимому острию ножа устремился к сердцу города Новокировский проспект. Но потеря исторической памяти – по идейным причинам или из-за денег – никогда не остается безнаказанной. Только платить за это придется не только жадным чиновникам, а всем нам.

СВЯТЫЕ МОЩИ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ В СРЕТЕНСКОЙ ОБИТЕЛИ.

Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. Вклад Е.И. Украинцева в Сретенскую обитель. Внутренняя крышка 1707 г.
Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. Вклад Е.И. Украинцева в Сретенскую обитель. Изображение святой 1700 г. на крышке
Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. Вклад Е.И. Украинцева в Сретенскую обитель. Текст на боковой стороне
Вид на церковь преподобной Марии Египетской и собор монастыря с крыши Никольской церкви во время ее разборки. Фото 1928 г.
Храм преподобной Марии Египетской. Вид от собора. Фото 1928 г.
Встреча святых мощей преподобной Марии Египетской в Сретенском монастыре. 2004 г.
Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской, доставленный в обитель из греческого монастыря святителя Николая на острове Андрос. 2004 г.
Святые мощи преподобной Марии Египетской в приделе собора Сретенской обители
Святейший патриарх Кирилл освящает придел святой Марии Египетской в Сретенском монастыре. 15 апреля 2009 г.
18 февраля 1707 года торжественный крестный ход вдоль стен Белого города под колокольный звон окрестных церквей протянулся от Покровских до Сретенских ворот. От дома думного дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцева на Хохловке переносили ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской в Сретенский монастырь. Так у города Москвы появилась новая знаменитая святыня. Святыми мощами в серебряном ковчеге благословил Украинцева в 1700 году Иерусалимский патриарх Досифей, а заслуженно прославленный российский дипломат Емельян Игнатьевич вложил святыню в Сретенскую обитель.

Ковчег сохранился до наших дней. Он находится в собрании Государственного Исторического музея. Памятник представляет собой гравированную шкатулку прямоугольной формы на четырех ножках-шариках с лицевыми изображениями на внешней и внутренней крышках и надписями по боковым сторонам и на внутренней крышке. По авторитетному мнению А.В. Лаврентьева, гравировки выполнялись тремя мастерами в три этапа. Первоначально ковчег имел единственное изображение – икону преподобной Марии Египетской на внешней крышке, подписанную на греческом языке. Это позолоченное изображение и подпись сделал, скорее всего, мастер-изготовитель ковчега не позднее 1700 года. Позднее на сторонах стенок ковчега другой рукой и другим резцом был нанесен текст об участии в богоугодном деле Емельяна Игнатьевича Украинцева:
«В лето от создания мира 7207, а от воплощения Сына Слова Божия 1699 от пресветлейшаго и державнейшаго великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца. Послан чрезвычайной посланник думной диак Емелиан Игнатьевич Украинцов в Константинополь к турскому Мустафе султану о договаривании и постановлении междо Российскою и Турскою империами мира.
И при отпуске его ис Константинополя дарователным обычаем благословил его святейший кир Досифей, патриарх Иерусалимский, святыми мощьми святыя преподобныя Марии Египетския (сиречь ноги десныя плюсно) и во свидетелство того дал граммату на еллинском диалекте за печатию и за рукою своею, и та подлинная граммата преложена с еллинского на иллирический язык (сиречь славенский) и положена с теми мощми в сем ковчезе.
И вышереченный думный диак те святыя мощи отдал вкладу для вечного помяновения своего и родителей своих в царствующем граде Москве в монастырь Пресвятыя Богородицы Владимирския, что на Стретенке, в котором монастыре и церковь во имя тоя преподобныя Марии Египетския каменная обретается, и всемерно и покорно просит и молит отца игумена и братию того монастыря, и приходских священниц тоя церкви Марии Египетския, ныне присутствующих и впредь будущих, дабы о душах преставлшихся родителей его, которых имяна в сем ковчезе и в церквах в синодиках у них написаны, Господа Бога по уставу церковному молили, а вышепомянутых мощей из монастыря никуды и никому дарователным обычаем и продажею вечно не отдавали.
Молит Господа Бога о душах преставлшихся рабов Божиих родителей его Василия, Иоанна, Георгия, Игнатия, Михаила убиен., Георгия убиен., Иродиона убиен., Никиты убиен., Артемия убиен., Иоанна убиен., Филипа убиен., Алексиа, Александра, Иоанна уб., Емелиана, Саввы, Агрипины, схимонахини Таисии, Еудокии, девицы Агрипины, Матроны убиенные, Зиновии, Ксении, Ирины, Марии, Екатерины, княниги Стефаниды, Еуфросинии, Анны».
Наконец, внутренняя крышка с надписью и гравированными изображениями, очевидно, доделывались отдельно еще позже. Она изготовлена из более тонкого листа серебра, не имеет позолоты; пайка петель и внутренних уголков, на которые опирается вторая крышка, более грубые. На внутренней крышке святая Мария Египетская изображена в коленопреклоненном молении перед Владимирской иконой Божией Матери. Надпись гласит: «Лета 7205-го, от Рождества нашего Иисуса Христа 1707-го февраля в 18 день сия нога преподобныя мати нашея Марии Египетския принесеся во святую и великую обитель в Стретинския монастырь святыя Богородицы Вларския из дому думного дьяка Емелиана Игнатьевича Украинцева при игумене Моисее Иневском и положена в сем ковчеге на спасение всем православным людем».

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича. Собор украшают уникальные фрески, Промыслом Божиим сохранившиеся в годы разрухи.

История храма

Царь Феодор Алексеевич.

Нынешний каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича в период расцвета каменного строительства в Москве. Он был возведен на месте древнего деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 года. Собор имеет пять глав: его центральная глава символизирует Главу Церкви – Христа, а боковые – четырех евангелистов, проповедующих Благую Весть четырем сторонам света.
Царское попечение коснулось и внутреннего убранства храма. Через год после возведения собора, в 1680 году, государь Феодор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной поставили в его иконостас образы святых покровителей царской семьи: на одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого воина Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии.

Царица Агафья Семеновна

Вскоре после возведения нового собора к нему с севера, юга и запада пристроили арочные крыльца, а в 1706 году – южный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В те же годы западное крыльцо храма превратили в паперть.

Нынешний собор, к счастью, в основном сохранил свой первоначальный вид: последующие перестройки и ремонты мало изменили его. Внутри находятся уникальные фрески 1707 года, выполненные мастерами костромской школы по заказу стольника, полковника московских стрельцов Семена Федоровича Грибоедова, предка по линии матери известного драматурга, автора «Горя от ума».

Святой воин Феодор Стратилат и великомученица Агафья.
Патрональная икона царя Феодора Алексеевича и царицы Агафьи

Храм в советские годы

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. Древний собор превратили в общежитие офицеров НКВД. Для этого церковь разделили на несколько этажей, построив деревянные перекрытия. Здесь установили печи, и необходимый температурный режим, конечно, не соблюдался. Срывая кресты, большевики повредили обшивку купола, что привело к протечкам. Сильно пострадали и могли совсем погибнуть уникальные фрески, но, по Промыслу Божиему, они сохранились благодаря тому, что стены собора были окрашены и оклеены обоями.

Древний собор превратили в общежитие офицеров НКВД

Краевед, сын священника, Михаил Леонидович Богоявленский собирал сведения о московских храмах и записал рассказы местных старожилов о том, как в соборе последовательно располагались общежитие, гараж и реставрационные мастерские.

С 1960-х до начала 1990-х годов здесь находился отдел реставрации скульптуры Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. Для посетителей вход в собор был закрыт.

В 1958–1962 годах фасад собора отреставрировали, но состояние фресок оставалось плачевным и верх храма был оставлен бескрестным. К 1990 году на храме и приделе восстановили позолоченные узорные кованые кресты.

Возвращение собора Церкви

В 1991 году чудом сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и действовал как приходской храм. В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, преобразованное в 1995 году в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

После возрождения обители в соборе аккуратно сняли краску со стен, очистили и отреставрировали уникальные фрески, и сейчас братия и прихожане храма могут любоваться их красотой.

Новые приделы собора

Звонница Московского
Сретенского монастыряВ 2000 году к собору пристроили северный придел преподобной Марии Египетской, освященный в 2009 году.

В нижнем этаже храма была устроена крипта – по образу кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме – в честь Воскресения Христова с приделом Ангела, освященные в 2008 году.

В этом же году к Сретенскому собору была пристроена галерея со звонницей.

Иконы собора

Владимирская икона Божией Матери —
благословение обители от
архимандрита Иоанна (Крестьянкина)В соборе есть старинные иконы. Многие из них были переданы сюда из Псково-Печерского монастыря по благословению великого молитвенника, старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина), духовного отца бывшего наместника нашей обители Тихона (Шевкунова), ныне митрополита Псковского и Порховского.

Из этих старинных икон в первую очередь нужно отметить те, что находятся на столпах. Среди них можно увидеть уникальную икону Преображения Господня, которая была написана в XV веке. Старец Иоанн (Крестьянкин) благословил возрождение Сретенской обители своей келейной Владимирской иконой Божией Матери, которую мы очень почитаем.

Иконостас

Иконостас центрального храма – большой, пятиярусный, содержит пять рядов икон: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий.

Верхний, пятый ярус иконостаса – праотеческий: здесь изображены древние праведники, называемые праотцами. В центре этого ряда располагается икона Троицы. Именно в этом виде – как три ангела – Господь явился некогда праотцу Аврааму.

Иконостас придела в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Далее следует пророческий ряд. Пророки – это святые ветхозаветных времен, которым открыта была воля Божия. Главная тема пророческой проповеди – пришествие на землю Спасителя мира – Иисуса Христа. Именно поэтому в центре ряда мы видим икону Богородицы. Эта икона называется «Знамение» и изображает Богородицу с Младенцем Христом во чреве. Икона показывает исполнение предсказания пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14) – и Он спасет народ Свой от грехов их.

Далее следует праздничный ряд. Обычно он содержит иконы двунадесятых, то есть двенадцати самых важных, христианских праздников. Но бывает, что икон в этом ряду больше, как в нашем иконостасе. В таком случае в праздничный ряд добавляются иконы, посвященные и другим событиям евангельской истории.

Следующий ряд называется деисусным, это главный ряд иконостаса. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Подобное изображение часто располагается и в алтаре за Престолом. Эта икона напоминает нам, что на богослужении мы собираемся вокруг Христа. Хотя обычно мы видим служащего в храме священника, но Предстоятелем на нашем богослужении и его Совершителем невидимо является Сам Спаситель, а мы все собраны вокруг Него.

Справа и слева от образа Христа мы видим святых, обращенных к Нему в молитвенном предстоянии. Они молятся за нас и вместе с нами. Слева – икона Богородицы, а справа – Иоанна Крестителя. Далее иконы архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла и других святых.

Царские врата

Владимирская икона Божией Матери
в иконостасе

Самый нижний ряд иконостаса называется местным. По центру его расположены царские врата. Через них позволяется проходить только священнослужителям во время определенных моментов службы. А в остальное время используют другие врата, которые расположены по краям иконостаса, они называются диаконскими. Царские врата именуются так потому, что во время Литургии через эти врата проносят Чашу с Причастием, где невидимо присутствует Сам Господь.

На царских вратах традиционно изображается Благовещение: мы видим, как архангел Гавриил приносит Деве Марии благую весть о рождении Спасителя. Это изображение располагается на вратах, поскольку в день Благовещения Пресвятая Богородица зачала от Духа Святого будущего Спасителя мира – Господа Иисуса Христа. Именно в этот день началось новое время – время Нового Завета, когда людям открылось Царствие Божие.

Также на царских вратах часто изображают четырех апостолов-евангелистов.

Главная святыня – Владимирская икона Божией Матери

Справа от царских врат помещается икона Спасителя, а слева – икона Богородицы. Икона, следующая после образа Спасителя, обычно изображает праздник или святого, в честь которого был назван и освящен храм. В нашем соборе это Владимирская икона Божией Матери.

УКРАШЕНИЕ ХРАМА
видеооткрытка

Сретенский монастырь: история обители и святыни

Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю.

История монастыря

В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.

История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.

Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…

Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы.

Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет — охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.

В 1993 году братство «Сретение» было переведено в соседний храм Успения в Печатниках (на Сретенских воротах); в Сретенском же монастыре было открыто подворье Псково-Печерского монастыря.

В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).

До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое «Кучково поле».

Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.

Фотобанк Лори

Святыни обители

  • Точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину;
  • чтимый список Владимирской иконы Божией Матери;
  • мощи сщмч. Илариона (Троицкого), перенесенные из С.-Петербурга в мае 1999 г.
  • В соборе также хранятся частицы мощей прп. Марии Египетской, свт. Николая Чудотворца, свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, прп. Серафима Саровского и иных великих угодников Божиих.

Фотобанк Лори

Храмы, часовни, подворья, скиты

Храм в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» 1397 г. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери построили на месте старинного храма, появившегося там еще в 1397 году в центре монастырского двора.

Храм освятили 24 августа 1679 г. Придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 г. с юга.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. После того, как было построено основное здание, к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи, а западное крыльцо становится папертью.

Благодаря особому устройству сводов, различные реставрационные работы не сильно повлияли на общий вид храма. Именно в этот храм регулярно совершаются крестные ходы:

  • 26 августа в память избавления от нашествия Тамерлана в 1395 г.
  • 23 июня в память освобождения от татарского ига в 1480 г.

Внутри сохранились редкие образцы поздней стенописи — фрески 1707 г. Эти росписи были сделаны по заказу стольника С. Ф. Грибоедова. Их выполнили мастера костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958-1962 гг.». К сожалению, реставрацию нельзя было назвать полной — купол собора оставили без креста.

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный худ. научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Для посетителей вход в собор был закрыт. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим, ныне — вновь монастырский собор.

Теперешний каменный собор поставлен на месте прежнего, освящен великим архиерейским чином 09.04.1995г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Правый придел соборного храма в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» освящен в честь Рождества Св. Пророка и Предтечи Иоанна малым иерейским чином 07.10.1997г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

Левый придел соборного храма освящен в честь преподобной Марии Египетской малым архиерейским чином 15.04.2009г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Крипта соборного храма освящена в честь Воскресения Христова малым иерейским чином 23.03.2008г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

Приставной престол соборного храма освящен в честь преподобной Марии Египетской малым иерейским чином 27.05.1994г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской 2014 — 2017 гг.

Храм освящен великим архиерейским чином 25.05.2017 г.

Этот храм освятил сам Патриарх Кирилл, а строительство нового собора было вынужденным. Прихожан стало так много, что людям приходилось молиться на открытом воздухе, невзирая на погодные условия.

Но новый храм был построен не только из-за большого потока людей, желающих помолиться. Этот собор прославляет память Новомучеников, тех, кто пошел на смерть, но не отрекся от своей веры в годы богоборчества. Нам известны не все имена, поэтому храм построен и в честь тех мучеников за веру, чьи имена ведает только Господь.

Несмотря на печальные события, которым посвящен храм, он вовсе не кажется темным или мрачным. Напротив, — все убранство храма говорит о радости Пасхи, Воскресения и грядущей жизни, которая наступит, когда «Бог отрет всякую слезу» с очей любящих Его.

Среди технических требований к проекту храма был важный пункт, говорящий о том, что традиционное убранство должно сопровождаться деталями, которые возвестят о грядущем Воскресении.

Перед началом строительства храма были произведены тщательные археологические раскопки. Храм начали строить в 2014 годувозвели за 866 рабочих дней.

Высота храма – 61 метр. В архитектурном убранстве храма присутствует русский стиль, но во внутреннем убранстве можно встретить также элементы византийского искусства. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из похожего камня были сделаны знаменитые белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Прихожане и паломники отмечают необычайно красивую роспись храма. В центральном куполе – Господь Вседержитель, вокруг – сонм святых, среди которых не только новомученики, но и другие любимые в России святые.

Фотобанк Лори

Монастырь, монашество

Нижний храм нового собора не случайно посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий – купель для крещения. Эта купель украшена мозаиками по образцу древних византийских храмов. Именно здесь проводятся огласительные беседы и занятия. В актовом зале Сретенской семинарии, расположенной в монастыре, еженедельно собирается около 350 слушателей.

На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут действуют два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

Завораживает и большая фреска апсиды над алтарем верхнего храма. Изображение Тайной Вечери отличается от всех других подобных сюжетов: помимо двенадцати апостолов здесь присутствуют образы святых новомучеников ХХ века. Идея состоит в том, что эта Тайная Вечеря проводится уже в Царствие Небесном.
Площадь перед собором напоминает храм, только без купола, под открытым небом. Патриаршее крыльцо может служить алтарем. Здесь тоже можно проводить богослужения в теплое время года так, что все услышат пение знаменитого Сретенского хора.

Храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского 2010 г.

Домовый храм при лазарете монастыря в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского освящен малым иерейским чином 31.07.2010г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

Храм в честь Святой Живоначальной Троицы 2010 г.

Домовый храм в честь Святой Живоначальной Троицы в корпусе Наместника освящен малым иерейским чином 14.12.2010г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

Скит во имя пророка Божия Илии Сретенского монастыря

Скит во имя пророка Божия Илии находится в Московской области. Шесть насельниц ежедневно вычитывают уставные службы в домовой церкви, следят за монастырским хозяйством, а также ведут издательскую работу.

Скит во имя преподобного Серафима Саровского Сретенского монастыря

Скит во имя преподобного Серафима Саровского представляет собой круглую каменную крепость с кельями, домовой церковью, огородами и прудом. Поселение монахов выглядит как круглая крепость, где есть церковь, братские кельи, пасека, грядки, пруд, скотный двор.

В Серафимовском скиту располагается и братское кладбище Сретенского монастыря.

Недалеко от скита, в деревне Слободка, находится сельскохозяйственный кооператив «Воскресение», который был возрожден из полной разрухи и запустения братией Сретенского монастыря. В 2003 году кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *