Монастырь на валдае

Содержание

Валдайский Иверский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Иверский монастырь.

Монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь


Валдайский Иверский монастырь

Страна

Россия

Город

Валдай

Конфессия

Православие

Епархия

Новгородская

Тип

мужской

Дата основания

1653 год

Известные насельники

патриарх Иоаким, Исакий Полоцкий

Реликвии и святыни

Чудотворная Иверская икона

Настоятель

митрополит Лев, наместник — иеромонах Антоний (Битьмаев), казначей — монахиня Ирина (Фролова)

Статус

Объект культурного наследия № 5310072000№ 5310072000

Состояние

Комплексная реставрация

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь — православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным.

История

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи праведного Иакова Боровичского.

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Настоятели Иверского монастыря

Настоятели Иверского монастыря

  • Иаков (1653)
  • Иоиль
  • Дионисий I (1654—1655)
  • Дионисий II (1655—1658)
  • Иосиф I (1658 — 6 апреля 1660)
  • Филофей (упом. 1659 — 18 апреля 1669)
  • Феодосий (1669 — 18 октября 1672)
  • Евмений (1672 — 19 июля 1681)
  • Иосиф II (упом. 1683 — 1 января 1692)
  • Феогност (1692 — 28 октября 1693)
  • Антоний I (1693—1694)
  • Тарасий I
  • Аарон (Еропкин) (1704—1708)
  • Вениамин I (упом. 1710)

В 1712—1730 монастырь был приписан к Александро-Невскому монастырю С.-Петербурга

  • Филарет (1731 — ?)
  • Серафим
  • Авраамий (ум. 10 января 1734)
  • Иоанн (Ястрембский)
  • Трифилий (май 1747 — ?)
  • Дамаскин (Аскаронский) (7 января 1751—1758)
  • Пахомий (Добрыня) (1758 — 12 ноября 1769)
  • Виктор (Онисимов) (1770 — 8 мая 1775)
  • Тарасий (Вербицкий) (1775 — 14 мая 1778)
  • Дорофей (14 мая 1778 — март 1783)
  • Амвросий (Андриевский) (1783 — 13 августа 1791)
  • Николай (Киждобрянский) (17 августа 1791—1795)
  • Антоний (Знаменский) (7 апреля 1795 — 9 октября 1799)
  • Феофилакт (Русанов) (октябрь — декабрь 1799)
  • Иустин (Вишневский) (9 декабря 1799—1800)
  • Амвросий (Протасов) (1800 — ?)
  • Парфений (Петров) (14 июня 1802—1804)
  • Флавиан (Ласкин) (12 января 1804 — февраль 1807)
  • Евграф (Музалевский-Платонов) (10 октября 1808 — 9 августа 1809)
  • Вениамин (Жуков) (9 августа 1809 — 14 мая 1811)
  • Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (11 сентября 1811 — 28 января 1816)
  • Владимир (Ужинский) (7 марта 1816 — 10 марта 1819)
  • Гедеон (Федотов), архим. (1819 — 18 января 1822)
  • Герасим (Гайдуков) (21 марта 1822 — 25 февраля 1829)
  • Арсений (Кайзеров) (1829—1840)
  • Иннокентий (Арешников) (июнь 1840 — 28 сентября 1847)
  • Петр (1848—1851)
  • Ириней (Боголюбов) (30 апреля 1851 — 30 сентября 1853)
  • Илларион (октябрь 1853—1854)
  • Лаврентий (Макаров) (май 1854 — декабрь 1873)
  • Вениамин (Поздняков) (1874—1877)
  • Амвросий (Клименко) (1877 — 7 ноября 1883)
  • Леонид (Ильяшкевич) (13 января 1884 — еще 1892)
  • Амвросий (1895—1906)
  • Иосиф (Николаевский) (1906—1930)
  • Настоятель митрополит Лев (Церпицкий) (1991 — по настоящее время)
  • Наместник Стефан (Попков) (1991—1997)
  • Наместник Ефрем (Барбинягра) (5 мая 1997 — 26 июнь 2002)
  • Наместник Нил (Михайлов) (26 июня — 10 декабря 2002)
  • Наместник Никандр (Степанов) (декабрь 2002 — 25 ноября 2007)
  • Наместник Ефрем (Барбинягра) (с 25 ноября 2007 — 5 февраля 2012)
  • Наместник Антоний (Битьмаев) (с 5 февраля 2012 — по настоящее время)

Восстановление и новейшая история

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.

Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950—1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдае. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами Златоуста, была освящена 25 декабря 2006 года.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался патриарх Алексий II. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном храме, перед тем совершив чин малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России Владимир Путин.

В апреле 2008 года появились сообщения о решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.

19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Решением Священного синода от 27—28 декабря 2011 года митрополит Лев назначен (журнал № 173) главой Новгородской митрополии и утверждён (журнал № 169) в должности настоятеля (священноархимандрита) Иверского Валдайского мужского монастыря. Управляющей делами монастыря назначена монахиня Ирина (Фролова).

Состав и архитектура

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56)
  • Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69)
  • Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е, верх перестроен в конце XVIII в.)
  • Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874)
  • Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке)
  • Шатровая колокольня (1679-89)
  • Наместнический корпус (XVII в.)
  • Казначеский корпус (1680-е гг.)
  • Братский корпус (нач. XVIII в.)
  • Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.)
  • Каменная ограда с башнями XVIII в.
  • Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.)
  • Часовня с успыпальницей Панаевых (1870)

  • Надвратная церковь Архистратига Михаила

  • Иверский собор: общий интерьер

  • Иверский собор: икона Иверской Божией Матери

  • Настоятельский корпус (вид с востока) с колокольней на заднем плане

  • Святые врата с надвратной церковью святителя Филиппа

  • Трапезная с церковью Богоявления Господня

  • Интерьер трапезной

  • Аэрофотосъёмка монастыря

  • Общий вид ансамбля снаружи

  • Вид с озера

Примечания

  1. Валдайский Святоозерский В Честь Иверской Иконы Божией Матери Мужской Монастырь
  2. Иверский собор на официальном сайте монастыря Архивная копия от 1 января 2011 на Wayback Machine
  3. Здравомыслов К. Я. Иоанн (Ястрембский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  4. Главному собору Валдайского Иверского монастыря вернули историческое название (Новгородская область). Regnum, 12.1.2008.
  5. Обращение Святейшего Патриарха Алексия к президенту России Владимиру Путину после молебна в Иверском соборе Валдайского монастыря. Официальный сайт Московской патриархии, 12.1.2008.
  6. Латышев А. Путину показали монастырь будущего. // Известия : газета. — 14.1.2008.
  7. Впервые главный собор Валдайского монастыря станет златоглавым. NEWSru.com, 4.4.2008.

Литература

  • Описание первоклассного Иверского Богородицкого монастыря, Новгородской епархии, извлечено из истории иерархии, книги Рай мысленный и жизнеописания патриарха Никона. — СПб., 1844. — 60 с.
  • Истомина Э. Г., Красноречьев Л. Е. Иверское чудо. — Л.: Лениздат, 1982. — 48 с. — 50 000 экз. (обл.)
  • Сойкин П. П. Иверский Валдайский монастырь в Валдайском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 123-125. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Жервэ Н. Н. Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 515-520. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.

Ссылки

  • Иверский Валдайский монастырь (официальный сайт монастыря)
  • Валдайский Иверский монастырь (неофициальный сайт монастыря)
  • Монастырь в честь иконы Божией Матери «Иверская» Валдайский Свято-Озерский (мужской) на сайте Русское Православие
  • Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь Историческая справка на официальном сайте Московского патриархата
  • Фотогалерея. Иверский монастырь. Проект «Народный каталог православной архитектуры»
  • Валдайский Иверский монастырь на сайте «Музеи Валдая»

Словари и энциклопедии

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь — православная обитель Новгородской области, стоящая на острове Сельвицкий в Валдайском озере. Монастырь имеет древнюю историю: построен он по воле и стараниям патриарха Никона. Древность храмов и красота местной природы ежегодно привлекают в обитель большое количество туристов и паломников.

История монастыря

Еще будучи митрополитом в Новгороде, Никон присмотрел живописное и дикое место, расположенное на озере Валдай. Во время путешествия на Соловки за мощами святителя Филиппа будущему патриарху было видение: святой явился Никону и благословил его на постройку монастыря. Царю Алексею Михайловичу также пришлась по душе эта идея. Возведение первого храма началось уже в годы патриаршества Никона.

Две построенные деревянные церкви назвали в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и митрополита Филиппа, благословившего в видении новую обитель. Озеро, пользующееся дурной славой у местного населения и считающееся как бы нечистым, патриарх лично освятил и переименовал в Святое.

Во время строительства Никону явился огненный столп — знак Божьего благоволения.

Позже были возведены каменные храмы — Успенский и Михайловский. В 1654 г. в обитель переносят мощи святого Иакова Боровичского. По велению царя, монастырю были переданы все земли в округе. Валдайский посад патриарх переименовывает в село Богородицкое. На Валдай переходит вся братия Кутеинской соседней обители.

В 1656 г. в Россию с Афона привозят список Иверской иконы Богородицы, заказанный патриархом.

Красота и богатство монастыря приводили в восторг современников, толпы богомольцев стекались для поклонения чудотворной иконе Богоматери.

На соборе 1666 г. патриарх Никон был низложен, а все построенные им монастыри закрыты и расформированы. В 1668 г. в Иверский монастырь позволяют вернуться игумену с братией, но обитель теряет прежнее значение и привилегии.

Монастырь после революции

Из обители после революции были вывезены все ценности, а насельники были отправлены на работы по лесозаготовке. Позже монастырь был преобразован в трудовую артель, просуществовавшую 8 лет.

После упразднения трудовой артели обитель использовали как музей и мастерские, в годы войны — как госпиталь, затем в роли школы для детей-туберкулезников и базы отдыха в 70-х. Все это привело к потере старинного убранства и росписей монастырских храмов.

Восстановление

В 1991 г. комплекс вернули Новгородской епархии Православной Церкви в очень плохом состоянии. Реставрация и восстановление обители продолжались до 2007 г.

В монастырь была привезена икона Богоматери Иверской — копия с чудотворного образа, хранившаяся в Валдайском Петропавловском храме. На освящение и открытие восстановленного и отреставрированного Успенского собора прибыли патриарх Алексий II и президент Владимир Путин.

На данный момент в обители живут 23 насельника, не считая послушников. Ежедневно проводятся Богослужения суточного круга. Наместником монастыря является иеромонах Антоний (Битьмаев).

Как добраться

Иверская обитель расположена в 10 км от города Валдай Новгородской области. Как добраться до Валдая: доехать на автомобиле, автобусе или ж\д транспорте.

Через станцию Валдай проходит поезд Москва-Псков, далее до монастыря на такси, также можно добраться поездом Санкт-Петербург-Москва, выйти на станции Угловка, а оттуда до острова на такси. Или частным автомобилем по трассе Москва-СПб ехать до поворота на Боровичи. Затем, спустя 2 км, повернуть налево и ехать по дороге до островов.

Архитектура и убранство

Иверская Святоозерская обитель — яркий образец удачного и гармоничного соединения архитектуры с окружающей природой. Комплекс был выстроен по образцу Афонского Иверского монастыря. Площадь обители — почти 6 гектаров, на которых разместились около 30 строений разного типа. Большинство построек относятся к 17-18 векам.

Росписи внутри храмов практически полностью были утрачены в годы СССР. При росписи храмов в наши дни использовали более современную иконописную технику и манеру. Высокий уровень мастерства реставраторов можно увидеть в восстановленных образах иконостаса и великолепно украшенных опорных столпах Иверского Собора.

Святыни

После революции обитель была разграблена, а ее главные святыни — Иверская икона и мощи Иакова Боровичского — утеряны. На данный момент монастырь имеет лишь список с чудотворной Иверской Богоматери и небольшую частицу мощей святого Иакова.

Иверская Богоматерь

Когда архимандрит Афонского Иверского монастыря посещал Москву, патриарх московский Никон обратился к нему с просьбой прислать список чудотворной Иверской иконы Богоматери. Просьба была выполнена, и в 1648 г. икона прибыла в Россию.

В письме братия афонской обители рассказала о том, как писалась копия со святыни. Поначалу монахи продолжительное время молились, затем оригинал иконы они облили святой водой, которую смешали с красками и частицами мощей. Этой смесью иконописец писал новый образ, принимая пищу только по выходным, а в остальные дни пребывал в строгом посте.

Иверская Богоматерь была с благоговением встречена и богато украшена патриархом и царем Алексеем Михайловичем. Стоимость ее оклада и украшений составляла 44 тыс. руб. серебром. Новонаписанный образ прославился чудесами и исцелениями.

Считается, что именно Иверская икона избавила в 1848 г. город от холеры.

В честь этого события в 1849 г. по указу императора был учрежден ежегодный крестный ход вокруг Валдая, который проводился 28 июля.

В 1927 г. икона была вывезена из обители, и с тех пор ее местонахождение неизвестно. Образ, находящийся в обители в наши дни, написан в конце 19 в. Список с чудотворной иконы был сделан для Валдайского ополчения, направляющегося на Крымскую войну.

Частицы мощей

В 2000-х один из монахов привез в обитель частицы святых мощей Новгородских подвижников.

Также в монастыре появился мощевик с частичками мощей великих угодников Божиих:

  • великомученика Пантелеимона;
  • апостола Иакова — брата Господня;
  • апостола Андрея Первозванного;
  • святой Марии Магдалины;
  • св. Амвросия Оптинского и многих других подвижников.

Этот мощевик был отдан на хранение одному мирянину епископом Боровическим в начале 20 века. Спустя 50 лет мощи оказались в обители. Также братия Киево-Печерского монастыря передала в дар частицы мощей всех святых своей обители. К мощам можно приложиться там же, где находится Иверский образ — в Успенском соборе.

Архитектурный ансамбль

Современный монастырский комплекс включает в себя:

  • Успенский (Иверский) собор;
  • храм Богоявления;
  • две надвратные церкви: митр. Филиппа и Архистратига Михаила;
  • храм Иакова Боровического;
  • шатровую колокольню;
  • часовню с усыпальницей;
  • корпуса.

Успенский Иверский собор

Собор — главное монастырское сооружение — является образцом русского церковного зодчества 17 века. Этот храм был назван в честь Иверской иконы, а затем переименован во имя Успения Богоматери. На данный момент собор снова носит первоначальное название, возвращенное ему в 2000-х Святейшим патриархом.

Храм имеет прямоугольную форму и типичную для Никоновской эпохи крытую галерею. Пять куполов собора с 2008 г. покрыты тонкими листами сусального золота. Внутри храма расположены подпорные столпы, на одном из которых помещена главная святыня обители — чудотворная Иверская икона.

Храм Богоявления

Теплый храм Богоявления Господня выстроен в 1658 г. по планам патриарха Никона. Эта церковь пристроена к двухэтажной трапезной и была предназначена для Богослужений в зимнее время. Богоявленская церковь имеет одну главу и квадратную форму. Декоративные украшения вокруг окон красного цвета создают контраст с белоснежными стенами храма.

Надвратные храмы

Надвратная каменная церковь Архистратига Михаила 17 века расположена над внутренними воротами. К этому храму с двух сторон примыкают корпуса 17 века: Никоновский и Казначейский. В Никоновском корпусе жил патриарх Никон, когда гостил в обители. В 2007 г. в церкви провели полную реставрацию, заменив перекрытия и лестницу.

Во второй половине 17 века в монастыре сгорел деревянный храм, посвященный святителю митрополиту Филиппу. Тогда было принято решение возвести надвратную Филипповскую церковь, которую расположили на внешних воротах обители. Храм небольшой по размеру, с одним куполом. Цветовое решение — красный в сочетании с белым. Снаружи на вратах размещена Иверская Богоматерь и композиция из иллюстраций сказания об этом образе.

Церковь Иакова Боровичского

В 1700 г. пожар уничтожил недавно возведенный деревянный храм имени св. Иакова и больницу, находящуюся при нем. Через два года на том же месте строится новый каменный храм и больничные кельи. В 19 веке здание перестраивается, а в 20-ом лишается купола из-за нецелевого использования помещения.

Храм был восстановлен при реставрации в том виде, в котором находился после перестройки в 19 веке. Церковь имеет квадратную форму и полукруглую апсидную часть, широкий купол. Путь в храм св. Иакова лежит через монастырский сад.

Колокольня

Шатровая колокольня монастыря имеет три яруса и совмещается с зданием настоятельского корпуса. На звоннице колокольни расположены часы. Наверху постройки находится купол с крестом. Каждую четверть часа колокола отмечают перезвоном, раздающимся по всей территории острова.

Корпуса и другие постройки

Также на территории обители находится ряд корпусов 17 и 19-ого веков, которые использовались в соответствии с наименованием: наместнический, братский, гостиный. Для нужд братии существует баня, конюшня и прочие хозяйственные постройки. Все эти строения были приведены в порядок в ходе комплексной реставрации.

На территории монастыря находится усыпальница Панаевых. Эта семья внесла немалый вклад в развитие родного края, а также Иверской обители. Построена в 1870 г.

Требы

В монастыре возможно совершить Таинство Крещения, предварительно заказав и оформив его в соборе Иверской Богородицы в 12.30. Таинство проходит ежедневно в 13.00 в Михайловской надвратной церкви. Чтобы заказать венчание, можно обратиться в церковную монастырскую лавку лично или позвонить. Таинство совершается в 14.00, в день, оговоренный при заказе.

В лавке монастыря принимаются записки о здравии и о упокоении: на литургию, молебен, панихиду и чтение псалтири. Можно подать одноразовое поминовение, на 40 дней, полгода и год.

Богослужения

В будние дни Богослужения в храмах начинаются в 7 утра с братского молебна, в 7.30 — исповедь, затем Божественная Литургия в 8.00.

В воскресные дни и большие праздники исповедь начинается с 9.00, в 10.00— воскресная Литургия и молебен перед образом Богоматери. Каждый день проводится вечернее Богослужение, начинающееся в 18.00

Все службы доступны для свободного посещения, однако на Божественной литургии могут присутствовать только те, кто крещен в Православной Церкви. На каждой Литургии можно исповедаться и причаститься.

Паломничество

В монастыре могут остановиться на ночлег отдельные паломники или организованные группы. Для этого необходимо заранее, примерно за один месяц, заполнить анкету на официальном сайте монастыря. Тем, кто желает заказать экскурсию, которая проводится силами братии, нужно обратиться в церковную лавку или договориться по телефону.

При монастыре функционирует музей, посвященный его истории. В монастырской лавке можно приобрести местную продукцию и свежий хлеб.

Паломники должны иметь соответствующий внешний вид: мужчинам желательно отказаться от шорт в пользу брюк, для женщин обязательны юбка с платком.

Монастырь принимает гостей с 7 утра до 9 вечера.

Ежегодно 10 августа проходит празднование, посвященное Иверской Валдайской иконе Божией Матери. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, поэтому могут возникнуть проблемы с размещением в гостинице всех желающих.

Видео

Вы можете узнать больше о монастыре из представленного видео.

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь расположен на территории Новгородской области, Валдайского района, в 10 км. от г. Валдая.

Город Валдай находится на Северо-Западе России в Новгородской области в самой юго-восточной ее части на 386-ом километре автодороги Москва — Санкт-Петербург (М10).

Доехать до г. Валдая можно на железнодорожном транспорте, поезд Псков-Москва (станция Валдай), автобусах, далее до Иверского монастыря от пристани г. Валдая на теплоходе «Заря-211″(временно неработает) или на такси.

Из Петербурга, поезд Санкт-Петербург-Москва (станция Угловка) далее до Иверского монастыря на такси.

Добраться на частном автотранспорте можно ехав по автотрассе Москва — Санкт-Петербург (М10), со стороны Москвы не доезжая г. Валдая свернуть на повороте до г. Боровичи, со стороны Санкт-Петербурга, проехав г. Валдай, но не заезжая в него также свернуть на трассу до г. Боровичи. Проехав по ней 2 км. свернуть налево, уже на дорогу к островам монастырским.

г. Валдай, как известно, был лидером царской России по колоколитейному делу. История же Валдая в основном связана с Иверским монастырем, расположенным на одном из островов Валдайского озера, что придает озеру просто сказочный пейзаж. Имеются и следы древнейших племен.
Озеро Валдайское (1992 га) — самое глубокое озеро Государственного Валдайского Национального парка. Глубина его достигает 92 м. Группа островов делит озеро на два плеса: Валдайский (10 х Зкм) и Долгобородский (6,5 х 2,7км). Валдайское озеро относится к бассейну Балтийского моря. В него впадает 75 речек и ручейков, а вытекает одна Валдайка. Озеро имеет множество заливов и около 20 островов. На берегах этого озера расположен г. Валдай, несколько деревень, дома и базы отдыха.
Острова Валдайского озера.

Остров Муравьиный (42,4га), второй по величине после Рябинового, имеет свое внутреннее озерцо, соединенное короткой протокой с Валдайским, температура воды в этом маленьком озере, называемом Глухим(Архиерейским), всегда на несколько градусов выше, чем в Валдайском. Этот остров имеет и другое название — Темный, существует легенда, согласно которой свое название остров получил потому, что на нем некогда жил колдун, до поселение здесь монахов.

Остров Рябиновый (119га ) — самый большой остров на озере. Название свое получил по большому количеству произрастающей здесь рябины. Когда-то рябине поклонялись некоторые финно — угорские племена, она была у них культовым деревом. На этом острове сохранился прекрасный старовозрастный лес. Рябиновый — одно из наиболее популярных мест отдыха туристов и местных жителей. К сожалению, большой наплыв отдыхающих в летние месяцы оказывает неблагоприятное воздействие па экосистему острова. По острову проложена прогулочная тропа «Рябинушка» (1,5км). Она располагает пятью площадками для отдыха. Здесь можно купаться, загорать, ловить рыбу. Вдоль тропы много ягодных и грибных мест.
Остров Сельвицкий (11га) соединен горбатым мостиком с островом Рябиновым. На этом «невеликом, но зело прекрасном» острове расположен Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь, основанный в сер. XVII столетия Святейшем Патриархом Никоном. Патриарх Никон, выдающийся деятель Русской Православной Церкви, увидев этот остров, сказал про него: «не зело велик, но зело прекрасен» и решил именно на этом острове основать Иверский монастырь.

Контактный телефон паломнического центра — тел. +7-911-6146694

Поворот на Боровичскую дорогу ведущую в монастырь с трассы Санкт-Петербург — Москва

Поворот с Боровичской дороги на остров к монастырю

Большой мост с материка на монастырский остров

Иверский мужской Святоозерский православный монастырь на Валдае привлекает к себе ежегодно огромное количество православных паломников и туристов, ценителей старинной архитектуры, великолепной северной природы и русской истории.

>Адрес Иверского монастыря на Валдае

Иверский монастырь на Валдае находится в одноименном районе и городе Новгородской области на острове Сельвицкий в Валдайском озере.

История храма

Иверский монастырь на Валдае является первой обителью, возведенной на Руси после периода Великой Смуты, по личному распоряжению патриарха Никона. Ему было чудесное видение святителя Филиппа, который дал свое благословение на строительство монастыря посреди озера, пользовавшееся среди населения недоброй славой.

Позднее патриарх собственноручно освятил его воды и переименовал озеро в Святое. Обитель была задумана по образцу афонской архитектуры греческого Иверского монастыря. В середине XVII столетия началось ее обустройство с возведения 2-х первых деревянных церквей. Строительство велось на царские пожертвования и казенные средства.

Чуть позднее были воздвигнуты каменные сооружения церкви Успения Божьей Матери и Михайловского храма, лично освященные самим патриархом.

Кроме того, сюда были перенесены чудотворные мощи почитаемого святого праведного Иакова Боровичского, с Афона привозят список Богородичной иконы, а царским указом пожалованы в вечное пользование воды Святого озера со всеми островами, множество прилегающих вотчин и несколько новгородских монастырей.

Обитель была заселена 70 монахами Оршанского белорусского монастыря со всем имуществом и типографским оборудованием. Так в обители стали печатать книги и развивать переплетное дело, а также заниматься солеварением, резьбой по дереву, изготовлением изразцов и цветных окон из слюды. При монастыре была открыта школа для сирот и несколько ремесленных училищ.

Обитель быстро разрасталась и процветала, привлекая сюда огромное количество паломников со всех концов земли. На праздничных богослужениях присутствовало до 15 тыс. человек. На территории обители до начала XVIII века было возведено 10 зданий из камня.

Но после низложения патриарха Никона все привилегии прекратились, монастырь стал терять свою значимость, а из-за пожара начала XVIII века потерял и большую часть своего богатства. После чего обитель приписали к новой строящейся Александро-Невской лавре. Но уже во второй половине этого же столетия, в период екатерининской реформации, монастырь был определен к 1 классу.

В середине XIX столетия началась эпидемия холеры на землях Валдая, остановить которую удалось с помощью крестного хода с чудотворной иконой вокруг города, это вернуло былую популярность монастырю и привело к его новому расцвету.

Но с приходом советской власти начинается реквизиция, образуется трудовая сельскохозяйственная и лесозаготовительная артель из монашествующей братии, которую через 8 лет снимают с регистрации за религиозную пропаганду и почитание чудотворного образа, а общину полностью ликвидируют.

Богородичный лик вывезли в неизвестном направлении, а на территории обители были последовательно образованы:

  • исторический и краеведческий музей;
  • трудовые мастерские;
  • военный госпиталь и дом инвалидов для проживания участников ВОВ;
  • образовательный интернат для больных туберкулезом детей;
  • база отдыха Планета.

В 90-е годы прошлого столетия полуразрушенные здания были вновь переданы православной церкви, которая приступила к комплексной реставрации и восстановлению монастыря. Сегодня в обители обустроен небольшой музейный комплекс, посвященный истории создания монастыря, а также жизни и патриаршего служения Никона.

Архитектор и внешняя отделка

Главный храм обители построен на возвышении острова и хорошо просматривается со всех сторон. Его отличают монументальность и величественность. Строительство этого огромного храма велось под личным контролем патриарха и пристава боярина Артемия Токмачева, под руководством каменщика Аверкия Мокеева, выписанного из калязинской обители, и его помощника плотника Ивана Белозерова.

Собор имеет огромные для своего времени размеры 6,8 м на 21,7 м, приподнят над подклетью, обнесен крытой галереей со всех сторон, с востока также выступают 3 апсиды, с севера и юга выдаются 2 палатки в 2 этажа, выполненных в виде часовни с небольшим крестом каждая. Здание завершается 5 крупными золочеными куполами с крестами, которые возвышаются и над крыльцами.

Зодчим Афанасием Фоминым были возведены во второй половине XVII столетия сразу 3 монастырские постройки:

  • Святые врата с Михайловской церковью;
  • Казначейский корпус;
  • Никоновская или типографская башня.

Кое-где можно увидеть сохранившиеся древние декоративные изразцы, оформляющие оконные проемы. Входные Святые ворота с Филипповской церковью были спроектированы и построены архитектором и инженером Савельевым в XIX веке. Полотно двери расписано картинами из жития Святых.

Обитель находится на территории, площадью в 6 га, где расположено 30 различных строений, большая часть которых относится к периоду XVII-XVIII века. Первой каменной постройкой в обители стал величественный храм Успения Божьей Матери, считавшийся самым крупным, возведенным за XVII столетие православным объектом.

Простой строгий 3-нефный собор выполнен из белого камня, представляет в плане квадратную форму, обнесенную по периметру галереей с крыльцом над входами с 3 сторон. Храм увенчан 5 золочеными главами с крестами. Мощные стены 5-главого храма прорезают широкие окна, по 3 с каждой стороны. С потолка свет льется из окон куполов.

Иверский монастырь, Валдай, инфраструктура комплекса.

Теплый храм Богоявления Господня с просторной 2-этажной трапезной, хлебней и квасоварней имеет строгий фасад с тонкими колоннами, украшенными простыми кокошниками окнами. Здание имеет кубическую форму с 2-ярусной 6-гранной апсидой, увенчанное 1 золоченой главой.

Вход в трапезную оформлен арочными сводами, рядом с ней находится кухня, внизу на 1-м этаже оборудовано складское помещение. На шатровой звоннице XVII века, расположенной между настоятельскими и наместническими корпусами, было установлено 13 колоколов в арочных проемах.

Филипповская церковь возведена в XIX столетии в стиле эклектики в виде четверика в 2 этажа со скошенными углами. Здание увенчано куполом, внизу встроена проездная арка.

Надвратная Михайловская церковь украшает парадный вход в обитель. Однокупольный храм построен над широким арочным проемом в виде высокого четверика с 1 апсидой, боковые стороны украшены ложными арочными нишами, поддерживающими общую архитектурную тему.

К нему с обеих сторон примыкают монашеский корпус, здание казначейства и монастырская ограда с Никоновской или типографской башней, входящей в число первых конструкций. Башня оформлена 6-гранным шатром, увенчанным шпилем с золоченым 1-главым орлом с державой и скипетром.

Внутреннее убранство

Своды Успенского собора поддерживает 6 мощных столбов, стены украшены росписью с изображением сцен из жития святых и историей афонской обители. В хорошем состоянии дошли до настоящего времени старинные двери из дуба, украшенные причудливой узорной резьбой, а также кованые решетки.

Резной 5-ярусный иконостас воссоздан по документам и сохранившимся описаниям, вызолочен червонной позолотой. Деревянные алтарные хоры заменены каменными над центральным входом.

Престол на 4 каменных столпах украшают изысканные серебряные чеканки, а над ним установлена резная сень с позолотой. Горнее место под балдахином обозначено изображением сидящего Спасителя в окружении предстоящих пророка Предтечи, Богородицы и верных святых апостолов.

Святыни и мощи

Одной из самых главных и наиболее почитаемых древних святыней обители является Иверский лик Богородицы, список с никоновской утерянной иконы, сделанный в середине XIX столетия как благословение для воинов ополчения перед Крымской войной, и чудом сохранившийся в годы советского лихолетья в кладбищенской Петропавловской церкви города Валдая.

По молитвам верующих перед этим образом совершается огромное количество чудес и различных исцелений, сведения о которых записываются монахами в специальную книгу.

Кроме этого, обитель обладает огромным количеством Святынь и частичек мощей:

  • Древа Животворящего креста Господня;
  • Камня от гроба Спасителя;
  • Святого целителя и великомученика Пантелеймона;
  • Апостолов Петра, Андрея Первозванного и Иакова, брата Господня;
  • Великомученицы Анатсасии;
  • Преподобного Нила Столбенского;
  • Равноапостольной Марии Магдалины;
  • Святых митрополитов Московских Филарета и Тихона;
  • Преподобных старцев Оптинских и Киево-Печерских.

Святой источник, известный под названием Текунок, находится у деревни Ужин. Он пользуется большой популярностью не только у приезжих паломников. Но и у местного населения, которые приходят к источнику умыться перед началом важного нового дела, а также у молодоженов, молящихся в день венчания о крепкой семье.

Эта вода во время войны помогала облегчить страдания раненым в местном госпитале. Родник не раз пытались закопать, но вода каждый раз пробивалась на поверхность. Сегодня источник расчищен, оборудован купелью и Тихвинской часовней. Вода помогает исцелению глазных болезней и различных воспалений.

Наставники

За долгую и насыщенную историю монастыря здесь сменилось больше сотни наставников, первым из которых был новгородский архимандрит Иаков. Последним настоятелем перед закрытием обители стал архимандрит Иосиф, который пострадал от большевистской пули, пытаясь остановить кровопролитие среди мирного населения.

После открытия монастыря в конце прошлого столетия был назначен настоятелем епископ Лев, который возглавляет обитель до настоящего времени, но уже в сане митрополита.

Расписание служб, режим работы

Иверский монастырь на Валдае проводит регулярные церковные богослужения по установленному расписанию:

Будние дни 7 ч. Братский молебен
7-30 ч. Исповедь
8 ч. Божественная литургия
9 ч. Заупокойная лития
18 ч. Вечернее богослужение
Суббота, Воскресенье

и праздничные дни

9 ч. Исповедь
10 ч. Божественная литургия
11-30 ч. Молебен перед Иверской иконой
18 ч. Всенощное бдение

Таинство крещение совершается в любой день недели в 13 ч. Таинство венчания проводят в определенные дни церковного календаря по предварительной договоренности с 14 ч.

Правила посещения

При посещении православной обители необходимо соблюдать общепринятые нормы:

  • Паломники и посетители монастыря должны иметь подобающий месту внешний вид, опрятную скромную одежду.
  • Не допускается вход на территорию обители в пляжной одежде, шортах и майках, коротких юбках.
  • При входе в храм женщинам принято покрывать голову платком, а мужчинам наоборот обнажать голову.
  • Перед тем, как войти в церковь, принято осенять себя крестным знамением и сделать поклон. Необходимо также отключить звук мобильного телефона.
  • В храме не стоит громко разговаривать и смеяться, отвлекать молящихся вопросами.
  • Во время богослужения не принято передвигаться по храму, ставить свечи и подходить к иконам.
  • Нельзя фотографировать монахов и паломников. Любая фото и видеосъемка на территории обители должна проводиться по разрешению настоятеля.
  • Необходимо соблюдать чистоту на острове, бережно относиться к окружающей природе.

Престольные праздники

Иверский монастырь на Валдае отмечает свой главный праздник во вторник, следующей после Пасхи недели.

Кроме этого, торжественные богослужения проходят в дни престольных праздников:

  • 25 февраля и 26 октября отмечается чествование Иверской иконы;
  • 19 января праздник Крещения или Богоявления Господня;
  • 16 июля и 22 января празднуется день Святителя митрополита Филиппа;
  • 10 августа совершается торжественный крестный ход вокруг стен монастыря с Иверским образом Богородицы;
  • 28 августа празднуется день Успения Божией Матери;
  • 5 ноября отмечается день преподобного блаженного Иакова Боровичского;
  • 21 ноября празднуется собор Архангела Михаила.

Интересные факты про монастырь

Иверский монастырь на Валдае таит в своей истории много загадочных и необъяснимых фактов. Озеро, где расположена обитель, издревле пользовалась дурной славой у местного населения. Рассказывали, что над поверхностью воды витали нечистые духи в виде страшных и мерзких чудовищ, а в окрестном лесу слышался непонятный жуткий хохот и свист.

Это же подтверждали и прибывшие на строительство монастыря мастера. После освящения озера патриархом Никоном на месте возведения обители был виден огненный столп до самого неба, осветивший все земли и воды в округе. Это явление послужило подтверждением о богоугодности строительства монастыря на этом месте.

К освящению главного храма обители был специально отлит 1000-пудовый колокол с изображением самого патриарха, а за границей было изготовлено медное паникадило в виде большого дерева с необычными цветами и диковинными птицами.

Местность валдайская издревле славилась производством колоколов. По преданию промысел этот идет с XV века, когда был разбит вечевой новгородский колокол, а из его осколков отлили первые колокольчики.

Информация для посетителей

Монастырь открыт для посетителей каждый день с 7 до 21 ч. При входе в обитель есть парковка, которая работает с 6 до 22 ч. После этого времени находиться посторонним на острове не разрешается. При обители работает паломнический центр, который предоставляет по предварительной договоренности места в гостинице с питанием в трапезной монастыря.

Стоимость размещения составляет 1 тыс. руб. в сутки с человека.

В церковной лавке можно не только купить свечи и заказать требы, но и приобрести необыкновенно вкусный свежий хлеб и монастырскую выпечку, сувениры и церковную продукцию. Особенно следует обратить внимание на целебные предметы из бересты, обладающие бактерицидными свойствами. В церковной лавке можно заказать экскурсию по монастырю, которая проводится монахами обители.

На 2-м этаже можно посетить музейную экспозицию, посвященную создателю обители и ее истории, увидеть различные предметы обихода и церковных богослужений, ризы и вериги, иконы, религиозные артефакты и исторические документы.

Экскурсии в монастырь, цены

Посетить монастырь можно в составе многочисленных экскурсионных групп, которые ежедневно отправляются на остров из разных городов:

  • Поездка из близлежащего Новгорода, длительностью 7 ч., будет стоить 3 тыс. руб. с человека. Программа включает в себя проезд до монастыря на удобном туристическом автобусе, пешая обзорная экскурсия по обители, свободное время для осмотра православных святынь, посещение музейного колокольного центра. Все входные билеты включены в стоимость тура.
  • Экскурсионная 1-дневная программа с группой из северной столицы обойдется по цене от 1,8 тыс. руб. для ребенка до 11 лет и в 2 тыс. руб. для взрослого. Кроме посещения Иверского монастыря и музея колокольчиков, в тур включена экскурсия по музею уездного города Валдая. Дополнительно оплачивается обед в трапезной.

Как добраться на машине

На личном автомобиле необходимо:

  1. Следовать по автостраде Москва – Санкт-Петербург, обозначенной в путеводителе литерой М10, и, не доезжая до города Валдай, сделать поворот в сторону Боровичей. Через 2 км дороги необходимо будет свернуть по соответствующему указателю с трассы влево к монастырским островам.
  2. Со стороны северной столицы необходимо двигаться по автотрассе Е105, проехать Валдай, не заезжая в город, повернуть на Боровичи, а далее также, следуя указателям, до места назначения.
  3. В зимнее время до островного монастыря налажена ледовая переправа по реке, которая очень впечатляюще действует на паломников своими умиротворяющими пейзажами.

Как доехать на общественном транспорте

Обитель находится на расстоянии 10 км от города Валдай, до которого очень легко доехать на общественном транспорте от автостанции на междугородних рейсах из ближайших крупных городов.

А именно:

  • Санкт-Петербурга с Набережной Обводного канала за 6-7 ч.;
  • Великого Новгорода за 3 ч.;
  • или региональными автобусами Новгородской области.

Также регулярно ходят электропоезда пригородного сообщения по направлению Старой Руссы, Едрово, Бологое, ехать удобнее до станции Чернушка, от которой до монастыря отделяет расстояние около 5 км.

На поезде из Москвы с Ленинградского вокзала следует ехать по Псковскому направлению до железнодорожной станции Валдай, а далее на автобусе или на такси по мосту до места назначения. Из северной столицы железнодорожным сообщением удобнее проследовать до станции Угловка.

Валдайский Иверский монастырь является не только общепризнанным шедевром архитектуры и Святоозерской жемчужиной, но и уникальным по красоте местом северной природы, умиротворения и спокойствия, где тысячи приезжих путешественников и паломников находят отдохновение от суеты бурного века, обретают душевное равновесие и радость.

Видео об Иверском монастыре в Валдае

Валдайский Иверский монастырь, обзор:

Иверский Валдайский мужской монастырь
Епархиальный мужской монастырь

Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия — «мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка…».
Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.
Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом.
На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.
24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых.
В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.
В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх — Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано:
«Часослов», два издания, (1657 и 1658 гг.);
«Рай мысленный», сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.);
«Брашно духовное», (1661 г.);
грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).
Необходимо отметить, что это первая провинциальная типография в Российской империи. С 1665 года по повелению Никона она была переведена Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.
В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.
16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. «Поистине нет ему подобного в мире» — отозвался об Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».
Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского: «… икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…».
Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.
Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествие этой святыни в обитель.
Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось:
«…Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону». Далее указывалось, что иконописец «токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».
Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь, им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время, Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше.
В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.
По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.
Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры.
Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.
Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии. В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне: взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.
Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII — XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688 — 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым «с товарищами». В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в «великом непомерном пожаре», и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.
Описи XVIII — XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились:
соборная церковь во имя Успения Богородицы «о 5 главах», вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (1653-1656 гг.);
теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666-1671 гг.);
на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус — внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679-1689 гг.);
каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679-1689 гг.);
слева от нее — двухэтажный каменный флигель братских келий 1679-1689 гг.);
в западной части монастыря — двухэтажный братский корпус на погребах (1730 г.);
архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683-1689 гг.);
двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683-1689 гг.);
святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа митрополита Московского (1656 г.; 1874-1875 гг.);
в северо-восточном углу — церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702-1708 гг.).
А также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.
Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской Лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом.
При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.
Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.
Много усилий приложил архимандрит Лаврентий для возрождения духовной и хозяйственной жизни обители. В 1858 году была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. «Это наш долг пред Царицей Небесной» — говорил братии отец Лаврентий.
Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.
Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 — 15 тысяч человек.
Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.
В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С. А. Нилус, вместе со своей семьей они прожили на Валдае около 5 лет.
Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.
После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции «излишков хлеба». Монахи ударили в набат и жители Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ. Настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.
Осенью 1918 года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены, кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.
В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.
За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Идея передачи Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря в ведение Русской Православной Церкви возникла еще в конце 80-х годов прошлого века. Она нашла поддержку среди жителей г. Валдая, которые были обеспокоены судьбой архитектурного ансамбля и уникального природного комплекса в целом. Ее инициаторами были депутат Верховного Совета СССР Валерий Иванович Трофимов и житель города Валдая Пантелей Николаевич Прохоров. От них исходили первые обращения к тогда еще Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию о возрождении духовного центра на территории монастыря.
В 1990 году Новгородскую епархию возглавил тогда еще епископ, а ныне Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий). К решению этой проблемы он подключился еще на стадии обсуждений и первых совещаний, посвященных решению судьбы монастыря. Милостью Божией, во многом его стараниями и по его молитвам в дальнейшем стало возможным знаменательное событие.
В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии.
Несмотря на неустройство и разруху, святыню — икону Иверской Божией Матери, покровительницу монастыря, перенесли из собора Петра и Павла г. Валдая в Иверскую обитель.
И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.
Первым и.о. наместника монастыря с благословения архиепископа Льва стал игумен Стефан (Попков). На его плечи лег колоссальный труд восстановительных работ. Разрушение храмов и монастырских построек, доставшихся в наследство Русской Православной Церкви, было столь значительным, что многие паломники, посетившие монастырь не верили в возрождение Иверской обители.
Помимо восстановительных работ, требующих неотложных мер, главным для наместника было все же возрождение духовной монастырской жизни. Вся братия состояла тогда из шести насельников.
С благословения архиепископа Льва образцом внутреннего монастырского устройства стал устав Псково-Печерского монастыря:
6.00 – Подъем
7.00 – Братский молебен
7.15 – 9.00 – Утренние молитвы. Полунощница, Часы,
Божественная Литургия
9.30 – Завтрак
10.30 – 14.00 – Выполнение братией послушаний
14.30 – обед
15.30 – 17.30 – Выполнение братией послушаний
18.00 – 20.00 – Вечерня и Утреня
20.00 – Ужин. Келейные молитвы
20 января 1998 года, архиепископом Великого Новограда и Старорусским Львом, в обители состоялось первое освящение престола в церкви Богоявления.
С благословения архиепископа Льва в монастырь были привезены частицы мощей Новгородских святых, хранящихся в Софийском и Покровском соборах Великого Новгорода. Помимо этого в монастырь был привезен мощевик с частицами мощей многих святых, в том числе апостолов Петра и Иакова, Марии Магдалины, великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы. В 30-е годы прошлого века этот мощевик был передан Епископом Боровическим Никитой одному благочестивому мирянину, который впоследствии передал его в дар протоиерею Михаилу Пузанову. Эти святыни долгое время находились у протоиерея Михаила. Спустя 50 лет ковчег с мощами он передал в дар обители. Были привезены частички мощей всех святых Киево-Печерского монастыря. Для всех мощей была сделана единая рака и поныне они находятся в соборе монастыря.
В 2005 году было открыто монастырское подворье близ деревни Ново-Троица. На заброшенных полях в живописном месте построен большой и добротный дом для братии, работающей на подворье. В доме имеется домашняя церковь, в которой регулярно совершаются богослужения. Построен на подворье и большой скотный двор, в котором как в Ноевом ковчеге мирно уживаются разные домашние животные и птицы. Там есть козы, овцы, телята, коровы, бык, свиньи, лошадь, кролики, гуси, куры. Всех понемногу, но все заботливо ухожены. Помимо этого есть еще и пасека на 20 ульев. Подворье поставляет в монастырь молоко, сливочное масло, сметану, творог, яйца, мед, воск для свечей. Братия несет послушания по заготовке грибов и ягод.
12 января 2008 Святейший Алексий II Патриарх Московский и всея Руси, совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.
19 сентября 2009 года Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси.
В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *