Можно ли есть конину

Содержание

Можно ли православному есть конину?

В Европе — новый пищевой скандал — во фрикадельках IKEA обнаружена конина. Инспекторы из Чехии обнаружили, что сотрудники компании выдавали конское мясо за говядину и свинину. Почему именно конина вызвала такой ажиотаж и почему во многих западных странах конское мясо — табуированная еда?

Отвечает протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде:

Насколько я понимаю, недовольство добавлением в продукты конины вместо говядины в ряде европейских стран вызвано, конечно, не запретом на употребление конины в пищу, а несоответствием между этикеткой и продуктом, а также возможным содержанием в конине вредных веществ — лекарств для лошадей.

Что касается разрешения или запрета на употребление конины в православной традиции, на этот счет существуют разные мнения. К примеру, в наиполезнейшей книге «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» на вопрос № 1278 о разновидностях нечистой пищи следует ответ: «Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды). А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т.п.».

Действительно ли православное богословие позволяет группировать коней, крабов, и то, что в данном случае называется словом «сдохла»? Попытаемся объяснить простыми словами. В Ветхом Завете не только все виды пищи, но и весь материальный мир, по сути, подвергается делению на чистое и нечистое. Это разделение, которое имело временный, педагогический и дисциплинарный характер, в Новом Завете упраздняется. Во Христе через соединение Божественной и человеческий природ последняя освящается и обожается, а через нее — весь материальный мир.

Поэтому для христианина в области материи ничего нечистого нет и быть не может. То же относится и к так называемой «женской нечистоте» (тема, к которой столь немногие безразличны!). Видение материального мира (и содержимого тарелки) в подобном свете есть инерция законнического ветхозаветного сознания. Никакого богословия, направленного против «нечистых» собак (в отличие от «чистых» кошек) или же поедания особого рода мяса, морепродуктов, кроликов не существует.

В некоторых культурах есть свои барьеры, однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20).

В Испании конина продается во всех крупных супермаркетах. Стоит она дороже, чем говядина, но значительно вкусней.

Справка

  • Конина употребляется в пищу во многих странах, преимущественно в Центральной Азии, богата содержанием белка и обладает низкой калорийностью. Вместе с тем из-за важности коней в быту и военных действиях во многих культурах существует табу на употребление конины.
  • В Северной Европе употребление конины было частью языческого культа, связанного с богом Одином. Поэтому германский архиепископ Бонифаций в 680—755 гг. издал специальный эдикт о вредности конского мяса для здоровья; вслед за ним запретил потребление конины и римский папа Григорий III. Требование отказаться от конины с принятием христианства стало камнем преткновения для многих исландцев.
  • Кодекс пищевых стандартов Австралии и Новой Зеландии в определение «мясо» не включает конину.
  • Конина запрещена по еврейским законам, потому что у лошадей не раздвоенные копыта, и лошади — не жвачные животные.

Используются ли в пищу ноги коня

Не верьте мифу, что конина – невкусное мясо. Этот диетический продукт имеет необычный пикантный вкус. Если его правильно приготовить, получится восхитительно вкусное и полезное блюдо.

Фото: .com. JanMac.

Кониной называют лошадиное мясо, которое употребляют в пищу. Обычно едят мясо молоденьких лошадей или немного подросших жеребят. Тогда как мясо коней не используют, так как оно отличается жесткостью, неприятным вкусом и специфическим ароматом. Впрочем, даже самая «правильная» конина сама по себе – блюдо на любителя. Это достаточно жесткий продукт с непривычным для среднестатистического россиянина вкусом, потому его чаще добавляют в колбасу или фарш.

Чтобы мясо было съедобным, лошадь должна много двигаться на пастбище. Стойловое развитие допускается не дольше двух месяцев, что делает производство конины сложным и затратным. Поэтому продукт остается деликатесом для гурманов.

При приготовлении мясо необходимо отваривать не менее двух часов. Для придания нежности конину предварительно маринуют, а в процессе термической обработки добавляют травы, специи, соусы или сметану.

Является традиционной пищей кочевых народов. Издавна лошадиное мясо было ключевой составляющей рациона монгольских и тюркских племен. Кочевые народы варили, тушили и жарили конину, заготавливали в вяленом и соленом видах, делали разные виды колбас.

В Японии места под пастбища не было, поэтому там это мясо многие века считалось деликатесом. В Германии и Франции конину добавляют в колбасы и сосиски.

Не едят: индийцы и бразильцы, цыгане, американцы и ирландцы. Но здесь дело не столько во вкусе, сколько в отношении национальных культур к лошадям. По религиозным причинам не употребляют в пищу данный продукт евреи и арабы.

Почему конину считают невкусной

Миф о том, что мясо лошадей имеет отвратительный вкус, весьма живуч. Вызвано это несколькими причинами.

  • Мясо немолодых коней, действительно, имеет не очень приятный вкус.
  • Наполеоновские солдаты во время отступления голодали, а потому употребляли в пищу мясо павших животных. Очевидно, что такой продукт был изначально испорчен. К тому же «пикантности» добавлял порох, который использовали вместо соли и специй. Вполне возможно, что французские солдаты настолько возненавидели этот «деликатес», что миф о несъедобности конины закрепился в массовом сознании на века.

Все же сегодня в России ее начинают ценить. Этому поспособствовал и небезызвестный Сергей Лукьяненко, который в одной из повестей подробно и аппетитно рассказал о вкусе, пользе и правилах употребления этого мяса.

Пищевая ценность

В 100 г отварной конины содержится около 189 ккал, почти 20 г белков и 10 г жиров. В ней присутствует приблизительно 70 % воды, а потому она легко усваивается. Но в жареном виде становится очень жирной, жесткой и калорийной – до 234 ккал на 100 г.

Это превосходный источник протеинов. Белок из лошадиного мяса усваивается лучше, чем полученный из других видов.

Настоящий рекордсмен по количеству содержащегося в нем молибдена. Также присутствуют: калий и натрий, фосфор и железо, сера и кобальт, медь и магний. Много аминокислот и различных витаминов группы B, а еще тиамин и рибофлавин, витамины A, PP и Е.

Какую пользу приносит

Это мясо не слишком популярно, хотя имеет массу полезных свойств.

  • В холодном виде дает согревающий эффект, что можно взять на вооружение в зимнюю пору.
  • Практически никогда не вызывает аллергии.
  • В вареном виде является диетическим продуктом и превосходно переваривается.
  • Насыщает организм человека аминокислотами.
  • Улучшает работу ЖКТ.
  • Регулярное употребление благотворно сказывается на обменных процессах.
  • Дает антисклеротический эффект.
  • Лошадиный жир имеет желчегонные свойства и полезнее, чем говяжий или свиной.
  • Помогает бороться с вредным воздействием радиации – факт, доказанный учеными.
  • Медики отмечают эффективность продукта в профилактике железодефицитной анемии.

Некоторые ученые утверждают, что польза конины превосходит пользу говядины или свинины.

При должной термической обработке такое мясо можно употреблять детям и пожилым людям.

Можно ли похудеть

Это диетический продукт, который входит в рацион ослабленных пациентов, в том числе страдающих заболеваниями печени и желчного пузыря. Полезные свойства конины помогают немного похудеть без особых страданий и голодовок.

Один из вариантов диеты с кониной:

  1. На завтрак скушать 200 г отварного лошадиного мяса, кашу и несладкий чай.
  2. На обед приготовить 300 г гуляша из конины, сельдерея, томатов, моркови и лука. Запить гуляш натуральным соком из любимых фруктов.
  3. Поужинать овощным салатом с добавлением 100 г вареного мяса, и запить все это несладким чаем.
  4. Перед сном выпить стакан любого кисломолочного продукта, например кумыса, о пользе которого мы уже рассказывали.

На завтрак можно готовить любые крупы, но без добавления молока. На ужин можно подавать не только овощной салат, но отварные или свежие овощи.Также желательно пить травяные настои и принимать витамины.

Чтобы сбросить до 5 кг, такого рациона нужно придерживаться 10 дней.

Какой может быть вред

Вред от конины ограничен следующими случаями.

  • Бульон после варки мяса лучше выливать, так как он способен вызвать расстройство желудка.
  • В жареном виде нередко вызывает тошноту и тяжесть в абдоминальной области, потому следует кушать только отварную.
  • Лошадиное мясо может быть заражено трихинеллами и сальмонеллами. Поэтому не покупайте продукт у сомнительных продавцов.

Конина должна пройти тщательную термообработку перед употреблением в пищу. Тогда никакого вреда вашему здоровью она не нанесет.

Как выбрать и как хранить?

Лошадиное мясо похоже на говядину, но имеет более темный оттенок. Выбирайте кусок плотный и упругий на ощупь – это признаки свежести. Поверхность должна слегка блестеть и быть немного влажной.

Но обратите внимание: если к хорошему мясу приложить салфетку, она должна остаться сухой, без мокрых пятен.

Жир у конины имеет желтоватый цвет. Он должен быть мягким и легко плавиться даже в руках. Оптимально, если жир будет почти белым – значит, перед вами мясо жеребенка.

Если вы закупили много конины, не убирайте ее в холодильник, а лучше сделайте заготовки. Домашняя тушенка из этого мяса имеет превосходный вкус, отлично хранится и надолго насыщает организм.

Кулинарная справка

Конину тушат, жарят. Из нее готовят овощные гуляши, стейки, котлеты, домашние колбасы и сосиски, тушенку.

В основе своей национальные блюда из конины похожи: это кусочки мяса, большое количество бульона и какие-то овощи.

  • Можно приготовить и что-то более экзотическое, например бешбармак (или бесбармак), который представляет собой кусочки измельченного отварного мяса с лапшой.
  • Несложно самостоятельно воспроизвести рецепт с названием “кыздырма”. Кроме основного ингредиента в него входят также пластинки картофеля, колечки лука, перец и ароматные травы.
  • Одним из самых почитаемых и вкусных блюд считается татарское азу. Состоит из конины, нарезанной мелкими брусками, большого количества бульона, обжаренного картофеля, томатов, соленых огурчиков и специй.

Продукт сочетается с:

Знатоки восточной кухни любят подавать на стол остывшие ломти конины с луком и солью. Считается, что в теплом виде она не такая вкусная.

Как видите, приготовить блюда из лошадиного мяса не так уж и сложно, просто придется потратить немного больше времени, чем обычно.

Кони́на — мясо лошадей при употреблении в пищу. Конина отличается специфическим вкусом и является обычным и любимым блюдом у кочевых народов. Конина всегда была важной частью (а иногда и ключевой) рациона кочевых тюркских и монгольских народов Азии (особенно ценятся варёные колбасы казы-карта и чучук), также как и кисломолочный напиток из молока лошадей — кумыс.

Конина имеет тёмно-красный цвет с синеватым оттенком. Мышечная ткань грубоволокнистая, нет мраморности и подкожного жира.

Основным является пастбищное разведение, что требует значительных угодий. Допускается короткое (максимум 40-45 дней) стойловое содержание для откорма. Более длительное содержание в неволе сказывается самым негативным образом на вкусовых качествах мяса, его консистенции и нигде не практикуется. В среде оседлых земледельческих народов употребление конины в пищу, как правило, широко не распространено.

Конина употребляется при изготовлении некоторых сортов колбас для придания некоторой вязкости и упругости, а также пикантного привкуса.

Сельскохозяйственное значение конины очень сильно зависит от местных природно-географических условий; например, во всей Европе разводить коней на мясо выгодно только в Венгрии. В Японии, где отсутствуют натуральные пастбища, из-за чего разведение лошадей является очень дорогим занятием, в средние века на пирах у даймё иногда подавали блюдо из конины, ценность которого состояла в его баснословной дороговизне.

В Германии и во Франции конское мясо добавляют в копчёные колбасы. В России конина употребляется в пищу в некоторых регионах, в таких как Карачаево-Черкесия, Республика Саха (Якутия), Бурятия, Татарстан и Башкортостан.

В Туркмении запрещено употреблять конину в пищу .

Отношение в различных культурах

Хоть конину и едят в различных странах Европы и Азии, она является табу в англоязычных странах, таких как Великобритания, Ирландия, кроме Канады. Также её не едят цыгане, жители Бразилии и Индии. Конина не употребляется в Испании, хоть страна и является крупным экспортёром как живых лошадей, так и убоины. В Казахстане конина является основным ингредиентом при готовке главного блюда — бешбармак.

В арабских странах конина считается так называемым «макрухом», то есть употреблять её в пищу можно, но не рекомендуется. Из конины готовят деликатесные национальные блюда в странах Центральной Азии — Казахстане, Киргизии и Узбекистане.

Это мясо запретно для евреев по религиозным причинам.

Конина – это потребляемое в пищу мясо лошадей. Чаще всего так называют продукт, полученный при забое кобыл, жеребцов и меринов в возрасте более года, но менее трех лет. Мясо, взятое от животных моложе одного года, принято называть жеребятиной.

Блюда на основе конины являются важнейшим компонентом национальных кухонь тюркских, монгольских и других кочевых народов. Мясо лошадей потребляют в пищу в отварном, копченом, жареном, вяленом, тушеном, сушеном или соленом виде. Помимо этого, его используют для приготовления колбас, бастурмы, сосисок, сарделек и мясных полуфабрикатов.

При приобретении конины в магазинах и на рынках необходимо обращать внимание на внешние признаки, позволяющие оценить ее качество. Свежее мясо всегда имеет равномерный багровый цвет, блестящую, немного влажную поверхность, упругую консистенцию и легкий приятный запах. Признаками несвежей, старой или некачественной конины являются:

  • неравномерный цвет, коричневый или серый оттенок;
  • сильный специфический запах;
  • наличие крови или слизи на поверхности мяса;
  • жировые прослойки желтого цвета.

Мясо кобыл, жеребцов и меринов можно хранить в холодильнике не более 4 суток. В морозильной камере конина сохраняет свои пищевые свойства значительно дольше: при хранении при температуре от -12 до -17° C – около полугода, а при температуре не выше -18° C – до 10 месяцев.

Пищевая ценность конины и витамины в ее составе

Пищевая ценность конины (100 г):

  • 19,478 г белков;
  • 9,887 г жиров;
  • 69,581 г воды;
  • 0,978 г золы.

Витамины в мясе лошадей (на 100 г):

  • 0,067 мг тиамина (B1);
  • 0,784 мг токоферолового эквивалента, альфа-токоферола (E);
  • 0,097 мг рибофлавина (B2);
  • 6,234 мг ниацинового эквивалента (PP).

Калорийность конины

Конина – это постный продукт, который характеризуется пониженной энергетической ценностью. Калорийность этого мяса зависит от множества факторов, однако важнейшим из них является тип его кулинарной обработки.

Способ кулинарной обработки конины Калорийность 100 г конины (ккал)
сырая 166,891
вареная 213,545
тушеная 198,723
жареная 268,714
копченая 146,713
вяленая 197,546
копчено-вареная 129,104
сушеная 299,547

Энергетическая ценность варено-копченых колбас из мяса лошадей составляет 349,574 ккал, а бастурмы – 238,663 ккал.

Полезные макро- и микроэлементы в конине

Макроэлементы в конине (в 100 г):

  • 369,004 мг калия;
  • 194,167 мг серы;
  • 22,414 мг магния;
  • 49,672 мг натрия;
  • 184,934 мг фосфора;
  • 12,964 мг кальция.

Микроэлементы в конине (в 100 г):

  • 205,671 мкг меди;
  • 0,021 мг марганца;
  • 2,769 мкг кобальта;
  • 3,067 мг железа.

Конина

Конина — мясо лошадей при употреблении в пищу. Обычно потребляется мясо молодых лошадей 2-3 летнего возраста, мясо варят около двух часов. Конина отличается специфическим вкусом и является обычным, но любимым блюдом у кочевых народов.

Наибольшую питательную ценность, а также нежность и ароматичность имеет мясо жеребят в возрасте до года. Для производства конины используют сверхремонтный молодняк и взрослых выбракованных лошадей.

Конина всегда была важной частью (иногда и ключевой) рациона кочевых тюркских и монгольских народов Азии (варёная колбаса казы, шужук или чучук), также как и скисшее молоко лошадей — кумыс. В настоящий момент конина наиболее широко потребляется в Киргизии, Казахстане и Монголии. Основным является пастбищное разведение, что требует значительных угодий. Допускается короткое (максимум 15-30 дней) стойловое содержание для откорма. Более длительное содержание в неволе сказывается самым негативным образом на вкусовых качествах мяса, его консистенции и нигде не практикуется. В среде оседлых земледельческих народов употребление конины в мясо, как правило, широко не распространено.

Конина употребляется при изготовлении некоторых сортов колбас (например, сервелата) для придания некоторой вязкости и упругости, а также пикантного привкуса.

Сельскохозяйственное значение конины очень сильно зависит от местных природно-географических условий; например, во всей Европе разводить коней на мясо выгодно только в Венгрии. В Японии, где отсутствуют натуральные пастбища, из-за чего разведение лошадей является очень дорогим занятием, в средние века на пирах у даймё иногда подавали блюдо из конины, ценность которого состояла в его баснословной дороговизне.

Известно также, что конская колбаса — это деликатес. Миф о мерзком вкусе конины, распространённый среди европейцев, возможно, связан с тем, что во время отступления из Москвы солдаты Наполеона ели павших лошадей, используя вместо соли и приправ порох, что вызвало многочисленные пищевые отравления.

Данный вид мяса содержит повышенное количество белков и жиров. В 100 г сырой конины – 187 кКал. В 100 г отварной конины – 240 кКал, а в 100 г тушеной – 214 кКал. Энергетическая ценность жареной конины составляет 293 кКал на 100 г. Употребление конины в неумеренных количествах может привести к появлению избыточного веса.

Пищевая ценность в 100 граммах:

Белки, гр Жиры, гр Углеводы, гр Зола, гр Вода, гр Калорийность, кКал
19,5 9,9 1 69,5 187

Полезные свойства конины

Среди всех видов мяса конина содержит больше всего полноценного белка от 20-25%, а так же водыы от 70-74%, жира от 2,5-5 % и золы 1%. Конина содержит калий, натрий, фосфор, железо, медь, магний, аминокислоты, тиамин, рибофлавин, никотинамид, витамины группы В, А, РР, Е.

Многие кочевые народы давно поняли, что конина является очень полезной в качестве походной еды – при употреблении ее в холодном виде она проявляет согревающие свойства. Именно поэтому во многих азиатских странах конину продают практически везде.

Пищевая ценность конского мяса очень высока. В отличие от мяса других животных в конине мало холестерина, что определяет ее диетическую ценность (мясо оказывает антисклеротическое действие).

Жир у табунных лошадей, в основном, откладывается на брюшной части и на ребрах, поэтому реберная часть туши имеет наибольшую калорийность — до 4949 ккал. С возрастом лошади содержание воды в мясе снижается, количество жира увеличивается.

Кисломолочные продукты лошадей — кумыс, чигян содержат целый букет важных для организма компонентов: молочная кислота, уксусная кислота, антибиотики. Указанные соединения улучшали пищеварение и препятствовали желудочно-кишечным заболеваниям. Кисломолочные продукты также восполняли дефицит важного для обмена веществ человека витамина — аскорбиновой кислоты.

В конине содержится больше, чем в говядине органических кислот, которые обладают свойством активизировать обмен веществ, улучшать деятельность пищеварительного тракта, улучшает состав микрофлоры кишечника.

1 место по содержанию молибдена, в рекордсменах по наличию кальция

Опасные свойства конины

Чрезмерное употребление конины может спровоцировать развитие болезней сердечнососудистой, костной и пищеварительной систем из-за повышенного содержания жиров.

Производство конской колбасы Казылык.

Можно ли православным есть конину, мясо кролика, продукты халяль?

Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, можно ли православным есть конину, мясо кролика, продукты халяль, мясо убитых жертвенных баранов? Если нет, то почему? Спаси Господи!

Уважаемая Анастасия!

Мясо кролика вкушать не запрещается, а что касается конины, то я ничего не слышал насчет запрета на употребление ее в пищу для православных христиан. Такового в принципе быть не может. Другое дело, что есть определенные традиции в организации питания, но они не могут иметь решающего значения.

В собственном смысле мы не должны употреблять идоложертвенное, то есть такого рода пищу, которая употребляется в других религиях в качестве составляющей части обрядов этих религий. Вот например, мясо «Халяль» — не является идоложертвенной пищей в библейском смысле этого слова. Есть многие страны, где православные живут в окружении людей иноверных, и там другого мяса и не купить кроме того, которое мусульманами предлагается на продажу. Мы, православные, должны относиться к пище халяль нейтрально т.к. нет религиозных оснований приравнивать эту пищу к идоложертвенным.

По словам апостола Павла, человеку можно все, но не все ему полезно и ничто не должно обладать нами (т.е. нужно избегать пристрастий и психологических зависимостей от различных вещей, в том числе и от пищи). И еще говорил апостол, что еда не приближает и не удаляет нас от Бога.

В Новом Завете разделение животных на «чистых» и «нечистых» считается утратившим силу и христианами не соблюдается. И вообще, вопрос о питании является в христианстве второстепенным. Главное — не порабощать себя вещественным началом этого мира, сохранять свое сердце, свой ум и свое тело свободными и готовыми послужить Христу.

Говение же лишь только помогает нам настроиться на правильный духовный лад, увидеть прегрешения и побороться со своими страстями, не более того. Главное в христианстве — это вера, действующая любовью, опять же по апостолу Павлу.

Храни вас Господь!

«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь»

Святитель Василий Великий

Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.

Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.

Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.

Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:

  • мясо — это мышечная масса убитого животного, употребляемая в пищу;
  • мясом также называется само блюдо, приготовленное из такой мышечной массы;
  • к мясу относится и мышечная часть рыбы;
  • мясом может называться собственно мышечная ткань;
  • а также это может быть мякоть плодов, окружающая семя.

Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.

Грех ли убивать животных ради еды?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.

В книге Бытия (Быт.1:29) написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя”, и говорит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.

Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.

Господь есть Любовь и всё творимое Им есть благая забота о всем живом в земной нашей жизни и, важно, за ее чертой. Следовательно, ни умерщвление всех людей на планете во время потопа, ни смерть животных по Божиему благословению не противоречит Его благому промыслу о всех нас, как бы ужасно это нас ни впечатляло.

«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…»

Свт. Василий Великий.

Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?

Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.

«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешить».

Святитель Василий Великий.

Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).

  • ЧИСТОЕ животное имеет всего два признака — оно должно быть:
  1. парнокопытным и
  2. жвачным.
  • НЕЧИСТАЯ пища — это животные, у которых отсутствует хотя бы один из этих признаков. Это означает, что такое мясо для употребления в пищу не годится.

Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.

Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»

В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.

Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.

А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания (Деян.10:9-15).

Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор 10:7), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.

«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой».
Свт. Василий Великий.

Так «…пищу других народов .. нам нельзя»?!

В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.

Исламская пища – разрешается условно

«Халяль» – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.

К харамной у мусульман относиться:

  • свинина и производные её,
  • недозволено потребление мяса с невыпущенной кровью и падаль,
  • а также мясо с выпущенной кровью, но приготовленное без произненсения имени Аллаха.

*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.

Подробнее: Можно ли православным употреблять халяльную пищу?

Иудейская пища – разрешается

«Кашрут» – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.

*»Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей».
Иудейская мудрость.

Нельзя есть:

  1. животное, если оно не имеет раздвоеное копыто и не жует жвачку. Это, к примеру, такие животные, как конина, медвежатина, волчатина, собачатина, свинина, зайчатина, мясо лисы и др.
  2. птиц: «орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его…» и других. Из птиц можно есть только тех у кого «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле», то есть это курицы, индюшки, гуси и другие домашние птицы.
  3. животное, если оно погибло своей смертью (падаль) или было удавлено или убито током, то есть кровь животного осталась невыпущенной (из мёртвого животного кровь не выпустить, так как всякое движение по сосудам прекращается с остановкой сердца).
  4. рыб и всех обитателей речных, морских и океанских, которые не имеют плавников и чешуи. То есть сюда можно отнести крабов, мурен, акул, китов, молюсков, рачков, раков и лангустов и многое другое.
  5. жаренную кровью, в том числе кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген (пояснения см. дальше).

Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3:11).

Профессор Александр Васильевич Иванов

Рекомендуем также: Кошерные продукты: взгляд православного богослова

«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:

светлое мясо – с выпущенной кровью;
тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);

синее – удавленина».

Отец Даниил Сысоев

Вьетнамская пища – не рекомендуется

Камнем преткновения является распространённый принцип заготовления мяса у тайцев и некоторых других родственных им народов. Перед тем, как убить животное, его долго избивают с целью пропитать живое мясо кровью.

*»Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо…».
Священник Олег Стеняев

Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?

В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:4). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев 17:10). Слово «душа» в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.

А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того <..> и истреблю ее из народа ее» (Лев.17:11), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови (Деян.15:20). Подробнее в разделе «Кровь».

*»Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может».

Отец Олег Стеняев

Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?

В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).

Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос <..> со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:11,12), говорит апостол Павел в письме к иудеям.

Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.

Почему установлены запреты на пищу?

В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.

Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».

Договор Бога с людьми

Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.

Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.

Рекомендуем также: Почему в пост запрещены именно мясные продукты?

Критерий воздержания от пищи – наша совесть?

Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15:29).

А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9, 9–14).

О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10, 9–15).

Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса (Деян. 9:12), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, <..> без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» (1 Кор.9:22), говорит христоподобный апостол Павел.

Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.

Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *