Можно ли крестным жениться?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Духовные нормы и гражданские законы — это абсолютно разные вещи. Вопрос: можно ли жениться кумовьям, в гражданском праве не вызывает сомнений, потому что такие законы не предусматривают ограничения брака по этому принципу. Проблема заключается в желании венчаться в церкви.

Почему нельзя жениться на куме

Между двумя людьми, принимающими участие в святом таинстве крещения ребенка, впоследствии возникают романтические отношения, которые приводят к свадьбе. Начались подготовительные действия, но при желании венчаться в церкви возникла проблема. Оказалось, мужчина, и женщина не могут заключить духовный союз в церкви, и возникает вопрос, можно ли жениться православным кумовьям.

Эта проблема больше надуманная и возникает из-за неверного толкования духовной связи между участниками обряда крещения. Такие вопросы следует изучить с точки зрения православной веры, а не других суждений. Но Церковь сформировала неоднозначное отношение к сексуальным отношениям и браку между крестными родителями.

Ранее такие брачные отношения запрещались императором Юстинианом, который считал, что крестные люди по факту крещения становятся духовными родственниками. Целостность духа превыше физического тела. Однако Синод православной церкви России дал разъяснение по этому вопросу еще 1810 году. Брак запрещался между крестными родителями и крестником, а также между крестником одного и того же крестного.

Вступать в брачные отношения кум и кума могут, потому что они не являются кровными родственниками, не ведут к кровосмешению, и такой союз не запрещаются церковью.

Можно куму жениться на куме

Когда два человека разного пола выступают крестными родителями, они дают клятву не вступать в сексуальные отношения. Таким образом, получается, что они не могут пожениться. Этим положением руководствуются многие священные служители, интерпретируя неверно положение «духовного родства».

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Церковь не имеет однозначного ответа по этому вопросу, несмотря на разрешение такого брака Синодом. Но если кумовья решили пожениться и совершить таинство венчания в православной церкви, то следует спросить согласие епископа епархии. Но если это считается грехом, то где логическое объяснение получить разрешение на грех. В любом случае здесь можно поступать либо по совести, либо по зову сердца.

Многие священные служители, говоря о запрете брака, просто подстраховываются, не разбираясь в сути проблемы. Если руководствоваться постановлением Вселенского Собора, то брак невозможен:

  • между крестным, крестницей и матерью крещеного ребенка;
  • крестной, крестником и отцом ребенка.

Другие ситуации возможны. Следовательно, крестный отец и крестная мать могут вступить в брак.

Иногда неверное толкование доводит до разрушения семьи любящих людей. Когда одна семья услышала, что нельзя вступать в брак крестным родителям, то расторгла брачные отношения. Прежде чем делать быстрые выводы следует изучить проблему и спросить мнение православного священника.

Господь всегда с Вами!

Вопрос:

Я прошу прощение за мои возражения, хотя они скорее не мои, а моей крестной матери. Вот она упорно пытается мне доказать, как, впрочем, и ее муж, что все-таки такая ситуация не в мою пользу. Видите ли, вся их семья служит в церкви уже в котором поколении, люди они знающие и во всем разбирающиеся. Это вот я такая неученая пытаюсь разобраться. Вы вот считаете, что брак между мной и их сыном вполне возможен, если мы любим друг друга? Это не будет нарушением каких-либо канонов?

Очень прошу ответить на вопрос, мне это очень надо!!!

Спасибо ещё раз за терпение.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Вопрос, заданный вами, весьма серьезен, поэтому необходимо точно руководствоваться церковными правилами. VI Вселенский (Трулльский) собор в 53-м правиле определил: «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы увидели, что в неких местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: определяем, дабы от настоящего времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие: таковые, во первых, да отступят от сего незаконного супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодествующих». Других соборных постонавлений нет. Епископ Никодим (Милош) так толкует решение Трулльского собора: «С течением времени на основании того места в трулльском правиле, по которому духовное родство важнее родства по крови, установлены были и церковным, и гражданским греческим законодательством брачные препятствия в духовном родстве до степеней, в которых брак воспрещался и в кровном родстве, а именно до 7-й степени включительно. Но так как ни в этом трулльском, ни в другом каком-либо общецерковном правиле не упоминается, кроме 2-й степени, дальнейшие степени духовного родства, в которых бы брак запрещался, то и воспрещение или разрешение браков в дальнеших степенях предоставлено законодательтвам поместных церквей и усмотрению подлежащих епископов» (Правила Православной Церкви, М.,2001, т.1, с.539 – 540). Приведенный комментарий касается византийского законодательства. Наша поместная Российская Церковь принятых в Византии запретов до 7-й степени не ввело, а в духе 53-го правила Трулльского собора установило два запрещения (Указ Святейшего Синода от 19 января/ 17 февраля 1810 г.): 1.восприемник не может взять в жены свою духовную дочь; 2.кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери. В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С.В.Булгакова (М.,1993, т.2) на основании принятых священноначалием постановлений делается вывод: «Таким образом, как плотские дети восприемников с самими воспринятыми, так и имеющие одних и тех же восприемников, между собою в родстве не состоят и потому могут вступать в брак» (с.1184, примечание 2).

Поскольку по этому вопросу возникли разногласия между близкими, было бы духовно полезно для окончательного решения вопроса обратиться в епархиальному епископу. Нужно также помнить, что согласно православной традиции, дети не могут вступить в брак без родительского благословения.

О Крещении и духовном родстве

Беседа с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым

— Каков богословский смысл Таинства Крещения?

— Богословский смысл Таинства Крещения очень простой — соединение человека с Богом. Святитель Григорий Богослов писал: «Невоспринятое не уврачевано, но что соединяется с Богом, то и спасается». Поскольку, по слову Дионисия Ареопагита, спасение — это обожение и ничего больше, об этом у него прямо сказано, следовательно, Крещение — это начало обожения. То есть, как говорил преподобный Симеон Новый Богослов, Сам Христос входит в человека, подобно семени, и пребывает в нем. А дальше, по слову блаженного Диадоха Фотикийского, эта благодать Божия, которая вошла в человека, помогает ему в деле обожения.

А значит, насколько простирается человеческое произволение, ровно настолько это произволение укрепляется благодатью Божией, поскольку сам человек совершенно изменить себя, переквасить себя в нового Адама не может. Все это делает благодать Божия, которую мы получаем в крещении. Если прислушаемся к словам святого праведного Николая Кавасилы, то поймем, что, по сути, благодать Божия сама спасает человека, сама просвещает и обоживает его. А дело человека заключается лишь в том, чтобы не мешать этой благодати. А что значит не мешать благодати? Не грешить. Всякий наш грех — это попытка закрыть себя от благодати, «скинуть с головы венец, погасить тот огонь, который зажег Господь…» А борьба с грехом требует от человека постоянных усилий. Поэтому совершенно неразумно говорить, что достаточно принять Таинство Крещения и больше ничего не делать. Это значит, что мы пустим в свою жизнь, в самого себя Бога и скажем: «Господи, посиди там где-нибудь у нас на задворках, а я этим временем буду решать какие-то свои земные задачи: поле куплю, волов, жену найду. Отсюда и все проблемы. Читая Евангелие, мы видим: притчи Спасителя как раз об этом и говорят. Например, притча о талантах. Талант можно развить, а можно зарыть в землю. Что за это ждет — известно. Тот, кто примет Таинство Крещения и ничего не будет делать, как раз уподобится тому человеку, который зарыл талант в землю. Опять же, притча о брачной одежде: хозяин пира пригласил гостей, и пришел туда человек без брачной одежды, и его выгнали во тьму кромешную. Это становится особенно понятно, если вспомнить древний обычай: богатый человек, приглашавший на пир знакомых, дарил каждому брачную одежду. Смыл притчи становится сразу понятен: я тебе одежду подарил, а ты ее куда-то дел. Это прямая аналогия с Таинством Крещения. И соответственно, становится понятна та роль, которая отводится крестным.

— Как выбирать крестных и почему их называют еще «восприемниками»?

— Восприемниками их называют потому, что они воспринимают ребенка от купели. То есть по основному действию, в момент которого человек становится крестным, его и называют восприемником.
Дионисий Ареопагит пишет, что крестный подобен духовнику, это наставник духовной жизни. Но как может наставить в духовной жизни тот, кто сам ее не ведет? Крестный отец или мать, соответственно, должны учить ребенка духовной жизни, для этого сами должны ее вести, знать ее, разбираться в ней. Иначе смысла в их восприемничестве никакого не будет. По этому признаку и надо выбирать крестных: чтобы это были люди, которые реально могли, как минимум, молиться за восприемников, и крайне желательно, чтобы они могли давать какие-то советы по духовной жизни, помогать родителям. И хотя понятно, что в наше время главные функции духовного воспитания детей все-таки лежат на родителях, но крестные, я бы сказал, — люди несколько внешние для семьи, соответственно, ребенку к ним будет гораздо легче прислушаться. Это не папа и мама, к которым ребенок уже привык, а какой то, может быть, более авторитетный человек. Дай Бог, чтобы крестные пользовались таким авторитетом у детей.

— Каковы обязанности крестных родителей по отношению к крестникам, крестников к восприемникам, а также кума и кумы друг к другу?

— Обязанности крестных родителей по отношению к крестникам — руководствовать их ко спасению, помогать им в этом деле. А обязанности крестников, соответственно, слушаться своих крестных, внимать их советам. Между собой же крестные обязанностей никаких не имеют, поскольку, строго говоря, канонически нужен только один крестный, того же пола, какого и ребенок. мальчику обязательно необходим крестный отец, девочке — крестная мать. А восприемник второго пола, если будет — хорошо, а не будет его — не страшно. Это просто сомолитвенник по сути своей, и основная обязанность по отношению к крестнику, конечно, лежит на восприемнике того же пола.

— Правда ли что восприемниками одного ребенка не могут быть монахи, супружеская пара и родители собственных детей?

— Монах вообще удаляется от мира. Следовательно, он не должен иметь никакого отношения к мирской жизни. Тем более, монах не должен заниматься воспитанием детей. Потому что даже если говорить о древних монастырских традициях, то любой монах имел право покинуть монастырь при одном из трех условий: если игумен монастыря является еретиком, если в монастырь разрешен доступ женщинам и если при монастыре воспитываются дети. одной из этих трех причин достаточно, чтобы монах совершенно законно и спокойно мог покинуть свою обитель. Поэтому заниматься воспитанием детей монахам все-таки негоже.

Если говорить о супружеской паре, то каноническое правило такого запрета на них не налагает, хотя бы потому, что, по сути, крестным является только один из представителей этой пары, тот, который соответствует полу ребенка. А родители собственных детей никак не могут быть одновременно и крестными по той простой причине, что крестный входит в духовное родство как с ребенком, так и, соответственно, с его родителями. И, скажем, родная мать ребенка не может ни при каких условиях выйти за крестного отца своего сына, а родной отец своей дочери никак не может жениться на крестной матери ни в каком случае, даже если он овдовел. Жениться на своей куме или выйти замуж за своего кума нельзя. Это канонически запрещено.

— До революции существовала практика заочных крестных. Если один из восприемников не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

— До революции много нехороших правил существовало… Крестные все-таки должны реально присутствовать.

— Некоторые священники учат, что согласно церковным законам, крестный не может быть мужем мамы мальчика, которого он крестил; а крестная не может быть супругой отца девочки, которую она крестила. Получается, что все остальное разрешено, например: кум и кума могут пожениться и повенчаться?

— Это не некоторые священники говорят, а каноническое право. Кум и кума могут пожениться и повенчаться. В 19 веке было разъяснение Святейшего Синода по поводу того, что это не возбраняется. Хотя существует благочестивая русская традиция этого не делать, а брать крестную и крестного из разных семей… Но опять-таки, если мы обратимся к каноническому праву, то запретов на это не существует. Это принцип народного благочестия, который можно соблюсти. Но если этот принцип будет нарушен, ничего страшного.

Кто такие кумовья с точки зрения духовных обязательств?

Кто может называться кумом (кумой)? Кто такие кумовья? Практически любой человек ответит на этот вопрос. Кумовья — это крестные родители малыша по отношению друг к другу и к физическим родителям. То есть это понятие объединяет всех людей, которые по жизни обязаны опекать и воспитывать одного ребенка.

Какие обязательства принимают на себя кумовья

По старинным христианским обычаям, если человек согласился крестить ребенка, то он становится его духовным опекуном. То есть кумовья вместе занимаются не только воспитанием малыша, но и приобщением его к вере. К выбору крестных родителей раньше относились очень придирчиво, не мог породниться с семьей «абы кто». Такие кумовья, на которых в лихое время невозможно положиться, не приветствовались. В крестные выбирали людей ответственных, положительных, твердо стоящих на ногах. Если ребенок оставался сиротой, то о нем заботились кумовья ушедших родителей. Да и отношения между всеми родителями устанавливались дружеские, почти родственные. Общий ребенок связывал их в один крепкий узел, предать который было большим грехом.

Кто такие кумовья с духовной точки зрения?

Это четыре человека, которые обременены обязательствами в отношении одного ребенка. Между ними и малышом существует духовная связь, которая поддерживает души всех участников отношений в земной жизни и порождает ответственность друг перед другом и перед Богом за неправедные дела. За любой грех кумовьев их общий ребенок будет наказан так же, как и собственные дети. Да и неправедное поведение крестника ляжет ответственностью на всех родителей как биологических, так и духовных.

Как общались кумовья

Если традиции духовности не очень сильно соблюдаются в настоящее время, то праздники остаются актуальными. Кумовьев обязательно приглашают на дни рождения и иные семейные мероприятия. Крестник обязан поздравить своих крестных родителей с Рождеством и с Пасхой. Нет ничего плохого, что создаются такие почти родственные связи между чужими людьми. Да и веселые традиции помогают в этом. Бывают ситуации, когда благодаря соблюдению традиций (пусть и не в полном объеме) люди приобретают себе друзей более надежных и верных, чем кровная родня. И нет тогда проблемы в сложной ситуации с ответом на вопрос: «А поможет-то кто?» Такие кумовья всегда желанные гости, да и ребенок обеспечен опорой на всю жизнь.

Веселые отношения, создающие уют

Для ребенка очень хорошо, если между всеми его родителями устанавливаются дружеские и непринужденные отношения. Конечно, все зависит от конкретных людей, но в этом направлении можно поработать, ради благополучия малыша. Можно устраивать общие праздники. Например, не забудьте куму поздравить с днем рождения, а потом пригласить к себе на торжество. Это поможет сделать общение крестных с вашим ребенком более тесным и доверительным. Если не складывается только с одним из крестных, то привлеките ребенка к созданию теплых ситуаций. Например, вместе с ребенком придумайте поздравления куму от кумы. Прикольные идеи, пришедшие в голову крестнику, обязательно реализуйте вместе. Тогда и связь с крестными у него появится, и желание общаться.

Дилемма, касающаяся вопроса «Могут ли жениться крестные родители, крестившие одного малыша?» волнует немало народа. В этом списке находятся как сами крестные родители, так и кровные родители ребенка. Если при выборе крестных руководствоваться тем принципом, что находящиеся в отношениях люди не могут стать крестными родителями, то, в таком случае, между свободными от отношений крестными вполне вероятно могут завязаться теплые и нежные отношения.

Молодая полюбившая друг друга пара начинает строить свои отношения и уже планировать свою свадьбу, как вдруг узнает о страшном факте, что им запрещено жениться. Как же поступить с образовавшейся проблемой? Могут ли пожениться кумовья или все-таки не стоит играть с судьбой? Недаром ведь подобного рода союзы на протяжении долгого времени считают запрещенными.

Почему крестным нельзя жениться? Стоит ли звать куму замуж

  • Важно понимать, что подобного рода ситуацию нужно рассматривать, в первую очередь, базируясь на законах церкви, а не руководствуясь в принятии такого судьбоносного решения на всякого рода суевериях. Стоит отметить, что церковь крайне неоднозначно относится к отношениям интимного характера, а также непосредственно к заключению брака между крестными родителями одного ребенка. Доподлинно известно, что в давние времена подобные браки находились под запретом со времен правления Юстиниана. Он аргументировал это тем, что в момент проведения таинства крещения, крестные родители вступают между собой в духовное родство ровным счетом так же, как и со своим крестником.
  • Сложившаяся ситуация была в корне изменена указом Синода РПЦ. Этот приказ был введен в действие в январе 1810 года. Там говорилось лишь о том, что узы брака запрещены между крестными родителями и их крестниками. Так же, под запрет попали и браки между мужчиной и женщиной, имеющих в лице крестного одного и того же человека. Снятие запрета с бракосочетания между кумовьями было объяснено тем фактом, что они не состоят в кровном родстве, а значит церковью такого рода отношения не запрещены.

Можно ли выходить замуж за кума

Во время проведения обряда крещения, новоиспеченные крестные родители дают клятву перед Богом, что ни при каких обстоятельствах не будут вступать друг с другом в отношения, носящие интимный характер. Этот обряд имеет место и по сей день, невзирая на принятый в 1810 году Синодом указ, о котором говорилось ранее.

Несмотря на то, что с момента принятия указа прошло уже более двух столетий, церковь все еще не может принять единое решение касательно факта, могут ли все-же крестные родители (крестившие одного ребенка) вступать в брачный союз. В связи с этим, прежде чем принять окончательное решение о заключении подобного рода брака, нужно обратиться в церковь и получить разрешение на данный союз. Хотя, если подумать, выполняется данный «ритуал» скорее для успокоения собственной совести, нежели для соблюдения каких-либо законов. Ведь если бракосочетание между кумовьями и правда грех, то, по меньшей мере, странно просить на это разрешения.

В заключении

Подводя итог всему вышесказанному хочется сказать следующее: если в жизни сложилось так, что между крестными все-таки появились некоторые чувства, то выход лишь один: или следовать законам Бога или же велению разума и голосу сердца. Помните о том, что какой бы выбор Вы ни сделали, на дальнейшей судьбе Вашего крестника это ни коим образом не отразится. Однако, если довериться слухам, подобные браки могут быть чреваты только для женившихся крестных родителей. Говорят, что эти браки отличаются своей непродолжительностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *