Можно ли стричься в

Что нельзя делать в церковные праздники?

Многие люди знают о том, что в церковные праздники ничего нельзя делать, но почему возник такой запрет, мало кто понимает. Смысл подобных табу заключается в том, что праздник предназначен для Бога, а не для мирских дел. Такие дни рекомендуется посвящать заботе и разговорам с близкими людьми.

Важно заметить, что мнение о том, что в такие дни нужно исключить любую физическую работу, неверно, и является лишь мифом. На самом деле есть определенный перечень ограничений, которые в большей мере считаются суевериями, а не угрозой.

Многие интересуются, почему в церковные праздники нельзя шить и что может произойти, если нарушить этот запрет. Еще с древности люди не брали в руки в такие дни иголку, особенно в Рождество, поскольку это может привести к потере зрения одного из близких родственников.

Другие запреты в церковные праздники:

  1. Не стоит в такие дни ходить на природу и охотиться. Убийство животного в церковный праздник считается огромным грехом.
  2. Еще одна актуальная тема – почему нельзя мыться в церковные праздники. На самом деле этот запрет касается только утреннего времени и то, если человек предпочитает принятие ванны походу в церковь на службу. Единственное табу, которое касается воды, относится ко дню Ильи. Считается, что именно в этот день купания в природных водоемах очень опасны, так как могут стать причиной смерти.
  3. В день святого Иоанна (11 сентября) не рекомендуется использовать острые предметы, особенно резать что-то круглое. Это табу появилось из-за того, что именно в этот день Иоанну отрубили голову.
  4. В первый день Великого поста представительницам прекрасного пола не рекомендуется ходить в гости и по соседям, поскольку можно притянуть к себе проблемы и несчастья.
  5. На Сретение рекомендуется все дела, которые связаны с поездками, отложить, поскольку есть информация, что человек может пропасть.
  6. На Благовещение представительницам женского пола нельзя заплетать, стричь и красить волосы, так как это может стать причиной расставания с любимым человеком.
  7. В день святого Василия Великого в дом должен первым войти мужчина. Считается, что он принесет всем жителям здоровье и счастье.

Еще одна актуальная тема, почему в церковные праздники нельзя стирать. На самом деле этот запрет также возник из-за того, что в такие дни стоит уделять время Богу и близким людям, а не работать по дому.

Можно ли стричься в православный праздник

Большинство верующих людей волнует вопрос, можно ли стричься в церковные праздники? Не последует ли за это деяние наказание Господне?

Раньше старые люди говорили, что волосы обрезать надо как можно реже, поэтому у мужчин и женщин были прически из длинных волос, косы. А не стригли они их по одной причине: подстригся – изменил свою жизнь.

Можно ли стричь волосы в воскресенье

Священнослужители объясняют: воскресные дни даны человеку для того, чтобы он посещал храм или церковь, для чтения Библии, молитвы.

Выходные нужно освободить от повседневной рутины, чтобы познать себя, сходить на церковную службу, отдохнуть и побыть среди верующих.

Подстригаться, бриться, совершать другие дела можно в понедельник, вторник, среду, путницу или четверг, а не в субботу или воскресенье. Работать в православные праздники вечером также нельзя.

Бывают ситуации, при которых стрижка не является грехом, например, подготовка к операции или удаление клеща, когда предстоит состричь волосы с определенного места.

С другой стороны, мнения современных священников расходятся с рассуждениями старых священнослужителей. Они считают, что после похода в церковь человек может выполнять мирские дела, особенно если браться за них с молитвой.

Кроме этого, богоугодные занятия ни в коем случае не должны наносить вред и быть оправданием для лени. Например, не стирать одежду и идти в православный храм в грязной одежде или не почистить кошачий лоток, оставив его до следующего дня — все это не охарактеризует вас с благоприятной стороны.

Стричься в православные праздники, значит, не уважать Бога, насмехаться над величием церковного праздника.

Потому что в церковном уставе прописано: каждый православный верующий должен в праздничный день должен идти в церковь, общаться с батюшкой и верующими, молиться и проводить день, выполняя благие дела.

Запрещение различных видов деятельности, в числе которых стрижка волос или проведение ремонта, в православные праздники имеет скорее суеверный страх, нежели реальную угрозу. Cуеверия берут верх над волей и разумом человека только тогда, когда человек сам в них начинает верить.

С другой стороны посещение салона красоты вместо похода в церковь считается грехом. Когда посещение парикмахерской в православный праздник мешает походу в храм, препятствует исповедованию и причащению, то лучше подстричься в другой день.

Стрижка по дням недели — как выбрать время для прически

Приметы для стрижек по дням недели — отличное руководство сменить имидж и одновременно избавиться от проблем, привлечь удачу, любовь и даже материальное благополучие. Существуют как благоприятные дни для новой прически, так и те, на которые посещение парикмахерской лучше не назначать.

Стрижка для позитивных изменений

Стричься по дням недели — относительно новое эзотерическое веянье, основанное на астрологических и планетарных значениях. Наши предки таких суеверий о волосах не имели, у древних славян и вовсе было 9 дней в неделе и 40 — в месяце. Но, несмотря на то, что поверье о смене прически в определенный день появилось не так давно, оно действительно работает. Зная, на какой день запланировать визит к парикмахеру, можно изменить свою жизнь к лучшему и избежать неудач.

Так, стрижка в понедельник, по приметам, является одним из самых простых способов избавиться от всего, что мешает. Проблемы уйдут вместе с остриженными волосами. Во время работы парикмахера думайте о том, что желаете оставить в прошлом — ссоры с мужем, надоедливого поклонника, низкую зарплату… Список может состоять из любого количества пунктов. Главное — не думать о приятных вещах, иначе избавитесь и от них.

Но здесь имеется одно «но». В понедельник нужно особенно тщательно обращать внимание на мастера, который будет заниматься прической. Если он вызывает антипатию, находится в плохом настроении или принадлежит к противоположному вашему полу, лучше перенести процедуру на другой день. Дело в том, что в первый день недели сила волос уменьшена, а биополе — более уязвимо. Чужой негатив легко впитается в волосы и еще напомнит о себе чередой неудач.

Стричься во вторник хорошо в случае недостатка жизненной энергии. Новая прическа всегда поднимает настроение, особенно, если она сделана во второй день недели. Если ваша цель — избавиться от уныния, лени, плохого настроения, выбирайте это время. Кстати, приметы о стрижке рекомендуют избавиться от части волос после болезни. Лучше сделать это во вторник. Существует правило — стричься у человека младше по возрасту, чтобы восстановить силы.

Стрижка волос в среду, как и во вторник, помогает напитаться жизненной энергией. Новая прическа сделает жизнь яркой и насыщенной, привлечет новых друзей и поклонников. Этот день можно выбирать, чтобы привлечь нечто новое, позитивное, радостное. Парикмахера нужно выбирать одного с вами пола.

Для того, чтобы обрести везение, планируйте прическу в четверг. В этом случае вы получите не только удачу, но и популярность, доброе имя среди коллег и знакомых. День отлично подходит для того, чтобы избавиться от сплетен и пересудов. Он идеален для людей, которые жаждут известности.

Смена имиджа в субботу улучшает карму и освобождает от грехов предков. Таковые имеются у каждого человека. И поэтому полезно время от времени назначать визит в парикмахерскую в этот день. Не забудьте также загадать желание перед началом процедуры, и оно обязательно исполнится.

В пятницу — рискнуть кардинально менять жизнь

Приметы утверждают, что смена прически в последний будний день всегда становится причиной кардинальных перемен во внешности. Даже если вы собрались только убрать посеченные кончики, возможно вы выйдете из салона совершенно другим человеком.

Еще одно поверье предупреждает: визит в парикмахерскую в конце рабочей недели предвещает кардинальные перемены в жизни. Изменения коснутся всех сфер, если именно этого вы хотите, тогда смело планируйте смену прически на этот день.

Не стоит забывать, что перемены могут оказаться и негативными. Высока вероятность такого результата в так называемые «сатанинские дни» — 9, 15, 23 и 29 дни лунного календаря. Перед тем, как планировать встречу с парикмахером, сверьтесь с лунным календарем и помните, что стрижка в пятницу — это рискованное мероприятие.

Значение воскресенья в суевериях

С давних времен воскресенье считалось особенным днем. С приходом христианства этот день был посвящен богу. В воскресенье запрещалось работать. Во время крепостного права последний день недели был единственным, когда можно было не работать на помещика. Если более подробно вдаваться в запреты на церковные праздники (а воскресенье относится именно к ним), то можно узнать следующее — в числе прочих занятий нежелательно стричь волосы.

Именно поэтому посещать парикмахерскую в последний день недели не стоит. Считается, что вместе с волосами в воскресенье срезается и удача, здоровье, жизненные силы. Последствиями могут оказаться болезни, материальные трудности, разлад в семье. Особенно ощутимыми они будут для рожденных в понедельник.

Только по-настоящему невезучий человек может запланировать смену прически на этот день. В этом случае суеверие меняет свое значение на противоположное, а стрижка помогает избавиться от постоянных неудач. Никаких негативных последствий она иметь не будет.

День рождения и стрижка по дням недели

Значение дней недели для стрижки было бы неполным без учета дня недели, в который родился человек. У каждого имеются благоприятные и не очень дни для посещения парикмахерской. Первое правило — не планировать смену прически в день появления на свет. Этим можно укоротить жизнь.

Рожденным в понедельник стоит заняться волосами в период с четверга по субботу. Если вы появились на свет во вторник — выбирайте четверг или субботу. Родившимся в среду стоит стричься в пятницу, но избегать посещения парикмахерской по четвергам.

Тем, чей день рождения выпадает на четверг, подходит вторник и понедельник. С пятницей гармонирует суббота и четверг. Рожденным в субботу стоит обратить внимание на пятницу. Появившимся на свет в воскресенье лучше стричься во вторник или четверг.

В целом, в неделе всего два неблагоприятных для стрижки дня — пятница и воскресенье. Но в выборе даты для визита в парикмахерскую играет роль не только день недели, на который она выпадает. Следует учитывать и день недели, в который человек появился на свет.

Стрижка волос по дням недели: приметы

В древности люди верили, что волосы накапливают энергию и подходить к их стрижке нужно основательно. Поэтому они составляли календари стрижек, веря в определенные приметы. На каждый день недели было особое поверье.

Люди с древних времен верили в природную силу волос. Через них человек мог общаться с Вселенной, в них накапливался опыт и энергетическая сила. Известно, что в Древнем Риме рабов выдавало отсутствие волос. В Скандинавии лишенные волос люди считались бесчестными, а у иудеев это было сравнимо с оскорблением.

Приметы скопили в себе знания, которые собирало не одно поколение. К ним стоит прислушаться, ведь любое действие с волосами может не только изменить наш внешний вид, но и затронуть энергетическую связь с Высшими силами. Жизнь может кардинально измениться, и это зависит от того, в какой день недели вы решили предать ваши локоны изменению. Магическая сила волос отражается даже в выборе прически: узнайте, какая подходит именно вам.

Приметы на каждый день недели

Понедельник: подстригаясь в первый день недели, важно не попасть к неприветливому человеку. Именно в это время ваше биополе больше всего уязвимо, а сила волос уменьшена. Человек может оставить после себя негативную энергетику, которую вы впитаете. После этого вас будет преследовать череда неудач. Однако понедельник — отличный день для окрашивания волос.

Вторник: в этот день лучше не подстригать себя самому, а обратиться к старому знакомому парикмахеру или близкому человеку. Это благоприятное время для восстановления жизненных сил. Но помните: согласно примете, чтобы вам ничто не помешало в будущем осуществлять свои мечты, во вторник нужно стричься у человека, который моложе вас.

Среда: обращаясь в салон в середине недели, выберите мастера такого же пола. Иначе вы рискуете в скором времени потерпеть крах в любовных делах. Эта примета основана на истории библейского героя Самсона, которому принесла смерть девушка, срезавшая его волосы в среду. А еще стрижка в среду сулит новые знакомства и незапланированные поездки.

Четверг: в этот день можно смело идти стричься. Стриженные в четверг волосы помогут избавиться от недомогания, болезней и сглаза. С аккуратно подстриженными кончиками вас покинет вся негативная энергетика. Подстригаясь в четверг, вы привлекаете к себе удачу и благополучие.

Пятница: если вы решили подстричь волосы в конце рабочей недели, то рискуете кардинально изменить свою жизнь. Особенный риск неприятных перемен выпадает на 9, 15, 23 и 29 лунные дни. В эти дни категорически нельзя идти в парикмахерскую. Сверьтесь с лунным календарем стрижки волос, прежде чем записываться к мастеру. Однако пятница хорошо подходит для запланированных изменений в прическе, если лунные дни благоприятны. Плановая смена имиджа в этот день пойдет на пользу.

Суббота: в этот день есть возможность поменять свою жизнь в лучшую сторону, поэтому перед стрижкой было принято загадывать желание. Подстригая волосы в субботу, можно снять с себя кармические грехи, оздоровить тело, заставить старую мечту наконец исполниться.

Воскресенье: самый неблагоприятный день для похода в парикмахерскую. Можно срезать вместе с волосами свое здоровье, удачу и счастье.

Наши предки использовали срезанные пряди в качестве оберегов: они набивали ими подушку или носили с собой, волосы помогали в рабочих моментах и оберегали от дурного влияния. Неудивительно, что со стрижкой волос были связаны многие поверья и приметы. Даже после стрижки локоны обладают энергетической силой, поэтому так важно выбирать время для записи в парикмахерскую. Счастья вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

В какой день недели лучше стричь волосы по народным приметам

Неуверенность в том, можно ли стричься в воскресенье и другие дни, пошла из убеждения в присущей волосам способности накапливать энергию. Существуют календари стрижки, составленные в соответствии с приметами и поверьями. Они поясняют, что предсказывает изменение прически в конкретный день. Выбрав подходящий день, можно привлечь удачу и улучшить жизнь.

В какой день недели стричь волосы

Приметы, рассказывающие, почему нужно стричь волосы в конкретные дни недели, составлены на базе многовековых наблюдений. Взаимодействие с волосами – это не только изменение внешности, но и влияние на связь персоны и вселенской энергии. Коррекция прически в определенный день способна принципиально поменять течение жизни.

  • В первый день недели стричься возможно, но нужно тщательно выбирать мастера. Биологическое поле персоны в понедельник особенно уязвимо, а защитная сила волос невелика. Если попасть к мастеру с сильной отрицательной аурой, она впитается, отгоняя удачу. А вот окрашивать волосы лучше всего в понедельник.
  • Чтобы не изменить к худшему свою судьбу, во вторник стригутся у давнего знакомого, близкого друга. А вот стричь себя собственноручно не рекомендовано. Вторник – этап восстановления жизненной энергии. Чтобы в будущем не столкнуться с препонами в осуществлении планов, посетите молодого парикмахера. Во вторник изменением прически можно привлечь удачу.
  • Среда – хорошая возможность изменить прическу у специалиста своего пола. Пренебрегая этим ограничением, рискуют любовным счастьем, удачей. Предыстория приметы – судьба Самсона, чью кончину принесла подстригшая его в среду девушка. Мистики считают, что обновление локонов в этот день предвещает внезапное путешествие, знакомство.
  • В четверг можно менять прическу без опасений. Такое время стрижки влияет на здоровье: вместе со срезанными волосами уйдут болезни, сглаз, порча. Избавление от кончиков волос очищает от негативной энергии, приманивает удачу.
  • Изменение прически в пятницу предсказывает кардинальные жизненные перемены. Определить, хорошим или плохими они будут, можно, если обратить внимание на лунный календарь. Желательно вносить запланированные изменения в благоприятные дни. Импульсивная стрижка не рекомендована.
  • Субботняя стрижка – способ изменить жизнь к лучшему. Перед изменением прически загадывают желание. Обновление локонов очищает карму, улучшает здоровье. Укорачивание волос в субботу ускоряет исполнение мечты.

В какие дни нельзя стричься

Некоторые эзотерики утверждают, что можно стричь волосы в воскресенье, но большинство сходится во мнении, что это неразумно. Последний день недели – самый неблагоприятный для изменения прически. Срезая волосы, человек лишается удачи, счастья, рискует заболеть.

О возможности стричься в воскресенье православие четких рекомендаций не дает. Строгая христианская религия не приемлет примет, обрядов, амулетов. Священники считают, что чистые мысли и искренняя вера в божью помощь – единственная защита от зла.

Мистики, объясняя, почему нельзя стричься в воскресенье, указывают на особенное значение этого дня. Воскресенье – символ отдыха, период восстановления сил, священный момент для верующего человека. В религии последний день недели предназначен для отдыха, поэтому любой труд, включая стрижку, противоречит воле Всевышнего.

Лучше избегать посещения парикмахерской в пятницу, если этот день оказался в лунном месяце 9, 15, 23 или 29 числом.

Подстригая волосы в дьявольский день, рискуют привлечь недоброжелателей, темную силу. Перемены, провоцируемые такой стрижкой, всегда негативны.

Откуда пошли приметы о стрижке по дням недели

Мистики верят, что до грехопадения у людей не было пышных шевелюр, лишь легкий младенческий пушок и нимб вокруг головы, концентрировавший биологическую энергию. Именно аура, отяжелев от греха, превратилась в локоны. Считалось, что любые манипуляции с материализовавшимся биополем способны изменить человеческую судьбу.

Как определить благоприятные лунные дни для подстригания

Главные правила:

  • Для лучшего роста волосы стригут на прибывающую луну.
  • Для замедления роста волос стригутся, когда ночное светило убывает.
  • Постриженные при убывающей луне волосы крепче, меньше путаются.
  • Нельзя стричься в 9, 15, 23, 29 дни лунного месяца.
  • В новолуние к парикмахеру не ходят, иначе вместе с волосами укоротится жизнь.

Лучшими днями лунного месяца для изменения прически считают 5, 6, 8, 11, 13, 14, 19, 21, 23, 28.

О том, можно ли стричься по воскресеньям и в другие дни, сегодня знают не только христиане, но и люди прочих религий, а также атеисты. Зачастую приметам следуют даже те, кто не определился в своих религиозных убеждениях.

Правда ли, что православным женщинам нельзя стричь волосы

Издревле русские женщины носили длинные волосы. Относительно короткие стрижки на Руси были прерогативой исключительно мужчин. Даже после принятия христианства эти традиции никоим образом не изменились. Тем более, что многие религиозные тексты лишь подтверждали правильность подобных устоев. А как смотрят на женские стрижки современные священники?

Апостол Павел о стрижках

Мнение о том, что верующим женщинам нельзя стричь волосы, основывается главным образом на словах апостола Павла, а именно на тексте 1-ого Послания к коринфянам: «… если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала» (1 Кор. 11:13). Согласно толкованию данного изречения святителем Амвросием Медиоланским, длинные волосы женщин – это покров, который дан им природой и который они должны сохранять.

Кроме того, в труде апостола Павла есть и такое предложение: «Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется» (1 Кор. 11:2). Блаженный Феофилакт Болгарский писал, что женщине стыдно быть остриженной, именно поэтому Павел и привел здесь подобное сравнение: непокрытая голова, по его мнению, такой же срам, как короткие волосы. И раньше это было действительно так. Известный исследователь Священного Писания Александр Лопухин утверждал, что женщина со стрижкой считалась у евреев падшей.

Мнения современных священнослужителей

Однако не все современные священнослужители столь категоричны в данном вопросе. Так, священник Павел Крысанов уверенно заявляет, что апостол просто выбрал образы бесчестия, которые были распространены при его жизни. Однако, по словам Крысанова, традиции имеют свойство меняться. Сегодня стрижка или отращивание волос потеряли свою былую актуальность.

Крысанову вторит и протоиерей Александр Билокур. Как утверждает протоиерей, церковные каноны не запрещают женщинам стричь волосы, краситься или пользоваться духами. В качестве примера Билокур приводит царицу Александру Федоровну и новомученицу Елисавету Федоровну, которым стрижки и косметика не помешали стать святыми.

Тем не менее архиепископ Викентий сожалеет о том, что те времена, когда длинные волосы считались женской честью и славой, канули в Лету. «Сейчас стригутся, и очень коротко, что, конечно, не совсем правильно» — говорит архиепископ.

В меру

Тот же апостол Павел писал, что человеку все дозволено, но далеко не все полезно, а также ничто не должно властвовать над ним (1 Кор. 6:12). Протоиерей Артемий Владимиров уверен в том, что каждая христианка (за исключением тех женщин, которые потеряли волосы вследствие какого-либо недуга) должна иметь длинную косу. Однако, по словам протоиерея, подравнивать волосы или заниматься их лечением вовсе не грешно.

Священник Александр Билокур уверен в том, что ничего предосудительного в стрижке волос нет, но женская прическа не должна выглядеть вульгарно или вызывающе. Косметикой и другими средствами ухода необходимо пользоваться в меру.

А священник Иоанн Валентин Истрати напоминает христианкам, что мужчины интересуются не столько ярким макияжем или модной стрижкой стоящей перед ним женщины, а сколько ею самой. «Подлинная красота исходит изнутри» — говорит Истрати.

Огонь, мерцающий в сосуде

…Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
А. С. Пушкин

— Для православного христианина проблема внешней привлекательности не столь болезненна, как для человека нецерковного. Но вряд ли найдется мужчина, а тем более женщина, которым своя и чужая внешность совершенно безразличны. И, конечно, особое значение этот вопрос приобретает в связи с выбором спутника жизни…

Душа некоторым неизъяснимым образом связана с телом, и, безусловно, внешние телесные очертания и лицо выражают ее неповторимость, уникальность. Чем светлее душа, озаряемая благодатью Божией, тем благолепнее, чище и самый телесный сосуд. Внешность мы заимствуем от родителей, и должно принять с благодарностью Господу то, что усмотрел о нас Создатель. В иных случаях правильные телесные пропорции, правильные черты лица являют приближение к тому совершенству, которое именуется красотой. Но нам, священникам, изучающим жизнь во всех ее проявлениях, известно, что красота — это такой же крест, как и внешнее неблагообразие. И, может быть, более тяжелый, чем внешность обыденная, ничем к себе н привлекающая…

Прежде всего, это испытание для самого человека, ибо миловидной лицом девушке гораздо труднее стяжать «душу живу», нежели обладательнице неяркой внешности. Сильно обольщение века сего, — постоянно чувствуя взоры, устремленные на себя, будучи предметом затаенных воздыханий и явного восхищения, красавица первого или второй разряда поневоле свыкается с той властью, силой обаянья, которая служит приманкой для падших душ.

Красота является искушением для многих окружающих нас людей, потому что подлинных ценителей прекрасного сейчас мало. Не будем обольщаться: «Ужасный век, ужасно сердца…» Мало тех, кто, подобно великому князю Константину Романову, созерцая прекрасное женское лицо, мог бы возвыситься мыслью до премудрости нашего Создателя. «И всякий, увидав тебя, прославит Бога, создавшего такую красоту»,- сказал поэт, воспевая неповторимый образ великой княгини Елизаветы Феодоровны, впоследствии причисленной Русской Церковью к лику преподобномучениц… Сейчас гораздо более тех, кто будет соблазняться, питать сердце нечистыми помыслами; разгораясь откровенной похотью, преследовать жертв всеми правдами и неправдами добиваясь ее внимания.

Безусловно, требуются особенная мудрость и смирен: тому, кто наделен, как ему кажется, невзрачной внешность. Очевидно, Бог хранит такого человека от многих искушений, которые оказались бы ему не по плечу.

Однако скажу с полной убежденностью: чем яснее проступает сквозь телесные черты чистота души, чем более высветляет наше чело благодать Святого Духа, тем прекраснее становит человек. Его внутренний мир для внимательного ока бывает видимым и легко созерцаемым. Все без исключения святые прекрасны — не только вследствие особой иконописной манеры иэображения их ликов, но благодаря обилию горнего света, который, в избытке осеняя угодников Божиих, и телам их сообщал нетление… Многие духовники призывают юных не обольщаться внешней миловидностью, не становиться добровольными пленниками телесной красоты. Ведь часто наделенные смазливым личиком особы бывают бездушны, словно куклы: греша самоистуканством, они не могут поверить в то, что красота, «как цвет на траве», увядает; как роса, исчезает при первых лучах солнца (см. Иак. 1, 10 — 11; 1 Пет. 1, 24).

— Действительно, внешняя красота может при ближайшем рассмотрении и оттолкнуть тех, кто вначале ею увлекся, если ее обладатель или обладательница холодны и надменны. Но есть качество (которое, думаю, тоже можно отнести к внешнему облику), называемое обаянием… Каждый из нас встречал людей, которые какой-то неповторимостью, «изюминкой», привлекают окружающих, в том числе и лиц противоположного пола. Не могли бы Вы расшифровать понятие «обаяние», само по себе внушающее некоторые сомнения: ведь синонимами его являются слова «очарование», «прелесть», в святоотеческой трактовке имеющие резко отрицательную окраску.

-Давайте поразмыслим об этом слове в его современном, душевном значении. Обаяние личности — это всегда нечто, соотносящееся с состоянием сердца человека и лишь во вторую очередь с его телесными формами. Обаяние подразумевает душевную открытость, умение говорить «от сердца к сердцу», искренно и непринужденно. Таких людей называют «душой общества»; в дружеском общении с ними человек невольно освобождается от внутренней тяготы, скорби. Думаю, что помимо внешности здесь немалое значение имеет слово умиряющее и умягчающее души. Имеют значение и манеры, — образ поведения. Один в обществе становится настолько зажат и неестествен, что остальные считают томительные минуты, когда наконец получат возможность вырваться из круга этого человека. А другой, обладая детской простотой и непосредственностью, готовностью поделиться тем благим и добрым, что живет в его душе, вмиг растапливает холод отчуждения, настороженности, подозрительности, обращаясь с доверием к тому, кто еще вчера был ему незнаком… Вот, думаю, что нам должно понимать под словом «обаяние» в его лучшем современном значении.

— Но ведь есть еще и другое значение!

— Что касается блудного духа — такое тоже, увы, не редкость. Бывает, что человек задался внутренним помыслов подчинить, покорить себе других. Он не терпит независимости других людей, ему (или ей) хочется видеть всех своими рабами — по существу, рабами плотской страсти, которую источает каждая клеточка испорченного сердца. Тут все средства хороши: манерничанье, жеманство, неестественно громкий смех, ослепительные улыбки, многозначительные взоры и воз дыхания… Речь такого человека бывает исполненной двусмысленных шуток или пикантных подробностей; одежда его претенциозна либо слишком откровенна. Истинный христианин, входя в сферу общения такого человека, всегда ощущает присутствие враждебного, то есть нечистого, духа. Ученик Христов органически чувствует эти миазмы нецеломудрия, страстности… Конечно, не о том говорю, чтобы дипломатничать с подобной особою: преподобный Иоанн Лествичник в таких случаях велит пользоваться спасительным бегством.

— Вы очень четко обозначили два полюса, характеризующие природу человеческого обаяния. Но та привлекательность, на которую ориентируются молодые люди в ситуации взаимного выбора, в реальной жизни редко столь однозначна. Никто не свободен от греха, но все мы жаждем искренности и открытости в общении. И, конечно, бойкой девушке или галантному юноше, обладающим чувством юмора (или какими-то другими симпатичными качествами), легче найти себе спутника жизни, чем тому, кто тих, скромен, может быть, скован…

— Ничто нечистое в Небесный Иерусалим не войдет. Красив ты телом или нет, душа твоя должна быть ярче лучей солнечных — так говорят нам Святые Отцы. Думаю, что все познается по плодам. Быть может, иному легче дается общение, он более привлекает к себе внимания, с ним быстрее идут на откровенность. Но как достоинства христианина проявляются в испытаниях, в искушениях, так истинная любовь выверяется трудами совместной жизни. Я не завидую тем всеобщим любимцам, которые быстро сходятся с людьми и так же быстро оставляют «прирученную» ими душу.

Как священник я убежден, что постоянная внутренняя молитва благонамеренного юноши или девушки об образовании семьи, о встрече со своей половиной при полной покорности Промыслу Божию обязательно управит все ко благу такого дитяти по сердцу, но не по уму… Нужно уметь лишь ждать и не роптать. Тот, кто всецело отдал свою жизнь в руки Всемилостивого Господа, пусть пребывает беспечальным, потому что Создатель, заботящийся о нашем подлинном благе, обязательно услышит нашу молитву и сотворит о нас полезное. Вместе с тем каждый пусть борется со своими благоприобретенными недостатками. И как мы не похвалим человека дерзкого, наглого, бесстыдного, развязного, так не скажем похвалы и по адресу излишне замкнутого, «закомплексованного»: того, и слова вымолвить не может в обществе. И здесь видимо выражение самолюбия и тщеславия, принявших столь своеобразные формы.

— Наверное, каждому из нас — хотя, к сожалению, бывает нечасто — встречались юноши или девушки, мужчины или женщины, сполна наделенные природной красотой и обаянием и одновременно прекрасные духовно ведь таких людей повышенное внимание (по большей части праздное, а порой небескорыстное и завистливое) заставляет не радоваться, а страдать. Что делать этим «баловням судьбы», как именуют их досужие обыватели. Самый легкий выход — укрыться за броней холодности, неприступности. Но как в таком случае исполнить заповедь о любви к ближнему?

— В этом случае трудно дать совет, поскольку красот крест, безусловно, нелегкий. Вспомним святого Димитрия Прилуцкого, который был настолько красив, что вынужден закрывать лицо куском ткани, дабы не являться предо искушения для случайно заходивших в монастырь жен. В утешение тем, кому Бог дал привлекательную внешность скажем, что время работает на них, ибо оно не красит никого…

С течением времени острота искушений, конечно, пройдет, но требуются особенная внутренняя молитвенность, предание себя Господу, Богородице, дабы атмосфера целомудрия и чистоты всегда окружала такого человека, защищая его от искушений. Можно быть приветливым и любезным с окружающими, в той мере, чтобы ни намеком не дезориентировать ближнего, особенно если он сам желает быть обманутым.

— Как должны одеваться христианин, христианка? Вопрос это не такой уж маловажный. Вряд ли свидетельствует об истине Православия закрепившийся в сознании некоторых людей образ верующих как безликих существ в мятой одежде, давно вышедшей из моды, растоптанных кроссовках и платках не по сезону. В какой степени нужно ориентироваться на принятые в обществе стандарты, коль скоро не находишься в состоянии крайней нужды и можешь так или иначе следить за своим гардеробом?

— Легче всего в этом отношении лицам духовного звания: священникам, монашествующим. Покрои платья духовных особ не менялись столетиями. Священнические одежды указывают на служение Богу и своей торжественностью, целомудренной красотой, своеобразным величием защищают их обладателя от всего несообразного с его призванием. Рядовым христианам и в миру заповедано жить не по-мирски. Апостол Павел говорит:
«…не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего…» (Рим. 12, 2.) Поэтому христианин не может быть слепым приверженцем безобразной моды, которая льстит падшему человеческому естеству, часто искажая женственное начало в женщине, мужеское в мужчине. От одежды христианина требуется, во-первых, чистота и опрятность, а во-вторых, известная скромность. Это не значит, что христианка, живущая в современном городе, должна быть похожа на мышку-норушку, одета в затрапезный салоп или ботики, известные в прежнее время под названием «прощай, молодость».

Одежда, ее стиль и покрой должны соответствовать месту, занимаемому в обществе. Скажем, от преподавателя требуется здесь особенная тщательность: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Супруга должна всегда нравиться своему мужу. Противно благочестию ходить дома неопрятной, выражая тем самым небрежение по отношению к домочадцам. Одежда высказывает глубокую мысль отец Павел Флоренский, является продолжением личности человека. Думаю, что неплохо воспомянуть и известное изречение Антона Павловича Чехова: «в человеке все должно быть прекрасно…»

— Известно, что христианкам запрещается пользоваться косметикой, ибо это является искажением образа Божия. А что можно сказать о средствах парфюмерии (бальзамах, кремах, дезодорантах и т. д.), которые в изобилии имеются ныне в продаже и предназначены, к примеру, для ухода за кожей?

— Если речь идет о гигиене, то, думаю, нам нет нужды быть особенными буквалистами и педантами. Другое дело, когда парфюмерное искусство служит бесу блуда, когда подмосковная красавица хочет привлечь к себе внимание за счет вызывающего, дразнящего плоть аромата. Это очевидное отступление от требований нравственности.

— А что можно сказать о волосах? Некоторые православные мужчины-миряне отращивают длинные косы, а женщины, напротив, делают короткую стрижку, считая, что у них будут лучше расти волосы. Существуют ли здесь какие-то жесткие критерии?

— Слово апостола Павла — слово богодухновенное. Он говорит о том, что женщине постыдно стричься, тем паче обривать себя, ибо волосы даны ей природой в качестве покрывала в знак ее скромности, целомудрия, а стало быть, женственности (см. 1 Кор. 11, 5 — 6, 15). Если речь не идет о специфических болезнях волос, то, конечно же, христианка должна сохранять косу девичества своего, еще и благочестиво покрываясь платом — для ангелов. Подравнивать волосы можно, заниматься их лечением не грех. Посоветуем нашим современницам меньше нервничать, не допускать злобы, сохранять чистоту до брака, верность в супружестве — и Бог даст им косу до пят.

Что касается мужчин, то апостол Павел называет бесчестием для них ращение волос. По точному истолкованию святителем Феофаном Затворником этого места в Послании к Коринфянам, речь идет о чрезмерном внимании к волосам своим, то есть завивке, укладке, напудривании, лишающих мужчину той мужественности, простоты и неприхотливости, которые сообразны с его естеством.

По древней библейской и современной русской традиции, отращивание волос указывает на посвященность Богу. Это относится к лицам монашеского звания и священнослужителям. К длинноволосым же юношам с женоподобными косами, очевидно, и обращено в первую очередь строгое слово апостола Павла. Недавно я услышал о пожилом благочестивом священнике (кстати, из монахов), который любит приходящим к нему вчерашним хиппи и «вольным художникам» без предупреждения отрезать длинные волосы, именуемые в просторечии «конскими хвостами»: «Где ты видел, чтобы какой ангел или архангел имел за спиной конский хвоста? А ну-ка, пойди сюда…» — чик! И, поверьте, такое решительное действие оказывается всегда благотворным. В отличие от Самсона, остриженного Далидой, современный юноша будет лишь мудрее, если, нося короткую стрижку, сообразную и возрасту, и положению в обществе, он преимущественное внимание обратит на сердечные добродетели.

— Но ведь есть священники и даже монашествующие, которые стригут волосы, бороду подравнивают…

— И стригут, и подравнивают. Хотя некоторые из священнослужителей вспоминают по этому поводу слова из книги Левит: «…не порти края бороды твоей» (Лев. 19, 27). Народ церковный терпит и стриженых священников, но с печалью, потому что неизбежно что-то мирское привходит в ангельский образ батюшки, остриженного по молодежной моде. Впрочем, скажу, что в другие эпохи было не возбранено стричься и священнослужителям, в чем нас убеждает всем известный образ величайшего пастыря всех времен и народов, святого Иоанна Златоуста.

Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей… Красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать супругов двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные свойства супругов, уничтожит любовь.
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ Во Христе и во святых есть богоподобное, царственное — величие, красота и сила. Святая, подлинная красота привлекательна и для злых натур. А гpeховного или подделывающегося под святость человека не любят даже единомышленники его.
Митрополит Вениамин (ФЕДЧЕНКОВ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *