Николо угрешского монастыря

Николо-Угрешский монастырь

Николо-Угрешский монастырь — православный мужской монастырь, расположенный в городе Дзержинский Московской области. За годы своего существования, монастырь стал свидетелем многих исторических событий. Обитель была основана в XIV веке великим русским князем Дмитрием Донским. По легенде князь с войском в 1380 году держал путь на Куликово поле. На месте будущего монастыря они остановились на привал, и здесь князю явилась икона Николая Чудотворца.

По легенде, Дмитрий Донской отреагировал на икону фразой: «Сия вся угреша сердце мое». Что в современном русском языке звучит, как: «Все это согрело мое сердце». После этих слов место стали именовать Угреша, а святая обитель получила имя Николая Чудотворца.

За многовековую историю Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь много раз подвергался пожарам и разорениям. В 1521 году святая обитель была сожжена крымским ханом Мехмедом I, который пытался захватить Москву. Развитию монастыря поспособствовала царская династия Романовых. Они регулярно выезжали сюда помолиться — эти поездки стали называться «Угрешские походы». В петровский период в монастыре были заключены участники стрелецкого бунта.

© AlexRubi

Во время вторжения Наполеона, один из французских отрядов занял Николо-Угрешскую обитель. Двадцать лет спустя монастырь планировалось упразднить. Но все же обитель удалось отстоять. В 40-е годы XIX века был перестроен главный собор на территории монастыря. После революции обитель превратили в трудовую общину монахов. Здесь же была основана детская колония с приютом и учебным заведением. В 1925 вся деятельность монастыря была прекращена, а сама обитель закрыта. В годы Великой Отечественной войны был уничтожен древнейший храм на территории монастыря — Никольский собор, возведенный еще в XVI веке. Это было сделано из-за мер безопасности: купола и колокольня были ориентирами для вражеской авиации.

До возобновления деятельности Русской православной церкви, на территории монастыря располагалась инфраструктура поселка Дзержинский: школа, поликлиника для детей, роддом, оздоровительный лагерь, рынок, кожно-венерологический диспансер, частные дома с огородами и коммунальные квартиры, мастерские и теплицы. После перехода монастыря в ведение Русской православной церкви, многие постройки были отреставрированы, возведены новые храмы, открыта духовная семинария. Действующим игуменом Николо-Угрешского монастыря является игумен Варфоломей.

Расписание богослужений в Николо-Угрешском монастыре

Святая обитель в настоящее время является действующей. Службы в Николо-Угрешском монастыре проходят ежедневно. Расписание Николо-Угрешского монастыря публикуется на текущую неделю. В нем указываются не только время и вид службы, но и текущие церковные праздники.

Время богослужения в Николо-Угрешском монастыре отличается в зависимости от дня недели. По будням служатся 2 литургии:

  • Ранняя проходит в Успенском храме, в 06:45. После нее проходит панихида.
  • Поздняя проходит в 09:00: в летнее время в Пименовском храме; зимой — в Казанском храме. После поздней литургии в Николо-Угрешском монастыре проходит молебен.

Служба в монастыре, © Николо-Угрешский монастырь вконтакте

В выходные и дни церковных праздников проходят 3 божественные литургии:

  • 06:30 — Успенский храм.
  • 08:00 — Пименовский храм.
  • 09:30 — Преображенский собор.

По выходным, после самой поздней литургии, проходит водосвятный молебен. Освящение воды осуществляется по пятницам, в храме апостолов Петра и Павла.

Святыни

В Николо-Угрешском монастыре хранится несколько святых реликвий, возраст которых исчисляется веками, а история — многочисленными чудесами. Многие иконы Николо-Угрешского монастыря являются исторически ценными, но особенно дороги 3 из них:

  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.
  • Икона великомученика и целителя Пантелеимона.
  • Икона Святителя Николая.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», © Ирина Порунова

Мощи в Николо-Угрешском монастыре

На территории монастыря находится несколько ковчегов с частицами мощей святых. Именно чтобы прикоснуться к ним, сюда осуществляют паломничество со всей России. Ковчег с частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая считается главной святыней обители. Частица мощей была прислана в монастырь в 2000 году из Греции. Также в храмах находятся: ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова (известного духовного писателя), ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских (в ковчеге содержатся мощи нескольких десятков святых лиц), рака со святыми мощами преподобного Пимена Угрешского.

Служба в монастыре, © Николо-Угрешский монастырь вконтакте

Инфраструктура

Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя: монументальную и в то же время ажурную стену Николо-Угрешского монастыря, храмы (всего 13 вместе с часовнями), колокольню XVIII века, просфорную (место, где пекут богослужебный литургический хлеб), палаты игумена, государя и патриарха (дата постройки и реконструкции: XVII–XIX века), хозяйственный двор и сад, пруд, братские корпуса.

Главным храмом Николо-Угрешского монастыря считается Спасо-Преображенский собор, построенный в конце XIX века. Пятиглавый храм в русско-византийском стиле вмещает до 7 тысяч прихожан. Во внутренней отделке Успенской церкви (построена в 1763 году) частично сохранились старинные росписи маслом и декоративная лепнина.

Спасо-Преображенский собор, © Ирина Порунова

Также выделяется колокольня храма во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Она была построена в середине XVIII века, но век спустя перестраивалась. Верхние ярусы во время Великой Отечественной войны были разобраны, но в 90-е годы вновь восстановлены.

Часовня Святителя Николая Чудотворца выглядит современно, но именно здесь до революции хранился кусок соснового ствола, на котором Дмитрий Донской увидел изображение святого. К сожалению, фрагмент был утерян или украден.

Экскурсии по Николо-Угрешскому монастырю заказываются через Паломническую службу в городе Дзержинский по телефону +7 (495) 550-56-71 или по электронному адресу: nusmm.ugresha@gmail.com.

Паломники, прибывающие в обитель на несколько дней, могут остановиться в гостинице Николо-Угрешского монастыря. Забронировать номер можно по телефону паломнической службы. Ежедневно на территории обители работает трапезная.

Храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, © Ирина Порунова

В лавке Николо-Угрешского монастыря предлагаются все необходимые для богослужения предметы (свечи, лампадное масло, ладан и др.). Памятные сувениры можно приобрести в лавках за пределами монастыря. В них продаются: крестики, иконы, фирменная посуда, книги православной тематики.

Виртуальный тур по территории Николо-Угрешского монастыря (официальный сайт)

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

Монастырская обитель находится в городе Дзержинский, в 25–30 км (в зависимости от маршрута) от центра Москвы. Дорога на автомобиле занимает от 45 минут до часа при отсутствии пробок. Точный адрес Николо-Угрешского монастыря: город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1.

Карта: как доехать из Москвы до Николо-Угрешского монастыря на автомобиле

Из Москвы, от разных станций метро до монастыря курсируют автобусы и маршрутные такси:

  • «Котельники» (Таганско-Краснопресненская линия): автобусы № 347 и 470;
  • «Алма-Атинская» (Замоскворецкая линия): автобус № 1063;
  • «Люблино» (Люблинско-Дмитровская линия): автобус № 305;
  • «Братиславская» (Люблинско-Дмитровская линия): маршрутное такси № 1027к.

Остановка общественного транспорта «Площадь Святителя Николая» находится прямо перед монастырем. Также здесь останавливается автобус № 1.

На электричке от Казанского вокзала можно доехать до станции в Люберцах. От станции до монастыря курсируют автобус № 20 и маршрутное такси № 21.

Расписание электричек до станции «Люберцы»

В период летней навигации организуются поездки на теплоходе до Николо-Угрешского монастыря. Стоимость зависит от организаторов рейса, средняя цена поездки: 2500–3000 рублей. Программа включает питание и экскурсионное обслуживание.

В Рождественские дни считаю себя просто обязанным дописать пост о подмосковных обителях Святителя Николая, задуманный еще в июне 2013 г. – это последний долг перед уже ушедшим годом.

В прошлом году мне посчастливилось в относительно короткие сроки побывать во всех 5 монастырях, посвященных Николаю Чудотворцу в Подмосковье. Почему решил рассказать про Николая Чудотворца? Во-первых, он имеет особое значение для Краснослободцевых, во-вторых живя в Дзержинском чаще всего хожу на службу именно в Николо-Угрешский монастырь, а большую часть дня провожу на Никольском переулке, в-третьих Святитель Николай – самый известный и почитаемый на Руси святой, которому посвящено наибольшее число храмов и монастырей. Больше конечно Пресвятой Богородице в совокупности по числу разных ее икон, но отдельно именно Николаю Угоднику. Есть определенная правда в словах протоиерея Геннадия Фаста, что русские по вере не христиане, а именно николаиты, т.е. больше почитают не Христа, а Святителя Николая. Действительно в России около четверти всех храмов посвящены епископу Мир Ликийских, тогда как Господу Нашему Иисусу Христу в совокупности (Преображения, Рождества, Воскресения, Вознесения, Богоявления) – 13-15%. Я же считаю что действительно храмов и монастырей посвященных Иисусу Христу недостаточно и только он может быть единственным основанием Православной Церкви. Но, несмотря на это, все же расскажу про обители Святителя Николая.
Сложно сказать, что объединяет обители кроме фигуры Святителя Николая, которая по своему почитается в каждом монастыре. Скорее каждая из обителей особая и по их нынешнему состоянию можно получить представление в целом о подмосковных монастырях. Еще их объединяют необычные вторые части названия.
Если сугубо субъективно располагать их в порядке современной известности и значимости, то получится такой список:
Николо-Угрешский монастырь (г. Дзержинский),
Николо-Перервинский монастырь (район Печатники, Москва),
Николо-Пешношский монастырь (пос. Луговой Дмитровского района),
Николо-Берлюковская пустынь (с. Авдотьино Ногинского района),
Николо-Радовицский монастырь (с. Радовицы Егорьевского района).
Находящийся в Москве Николо-Перевинский монастырь решил включить в список т.к. он был основан именно как подмосковная обитель и большую часть своей истории не входил в Москву, да и сейчас он располагается в Примкадье, а не в Москве и является не монастырем, а патриаршьим подворьем.
Николо-Угрешский монастырь
Единственный ставропигиальный монастырь в Русской Православной церкви посвященный святителю Николаю Чудотворцу, т.е. священноархимандритом монастыря является непосредственно Патриарх Московский и Всея Руси. В определенном роде с этим связано, что минимум раз в год на один из престольных праздников Патриарх служит литургию в монастыре. Это высокая честь для любой обители (в Николо-Перервинском монастыре Патриарх Кирилл был только однажды, а в других монастыря видимо никогда (интернет об этом не знает, но в Николо-Пешношский он собирается в 2014 г.)).
Основан по легенде в 1380 г.. «Угрешский» оттого, что будто бы явленная икона Николая Чудотворца «угреша» (согрела) сердце Дмитрия Донского. Впервые упоминается только в XVI в., самые ранние строения относятся к середине XVII в., современный крупный монастырский ансамбль сложился во второй половине XIX в при преп. Пимене Угрешском. Имеет выраженных три периода расцвета – середина XVII в., конец XIX в. и конец XX в.
В перипетиях ХХ в. более-менее хорошо сохранились только каркасы большинства храмов, стены, иные помещения. Однако монастырь утратил свои основные реликвии – икону Николая Чудотворца XIV в. (ныне в Третьяковской галереи) и «Угрешскую» икону Божьей Матери. Восстановлен жителями Дзержинского в 1990-е гг. при настоятеле Вениамине (ныне митрополит Рязанский и Пронский). Имеет собственное издательство, духовную семинарию, иконописную мастерскую, пекарню, два музея, подворье в Рязанской области и 4 приписных храма в Дзержинском и Котельниках, несколько крупных магазинов, в т.ч. большой «Мир православной книги». В честь монастыря названа станция Московской окружной железной дороги и улица в Москве. Братия монастыря насчитывает около 30 монахов.
Большой ансамбль монастырских построек включает 9 храмов, 3 часовни, перестроенный царский дворец, высокие стены с башнями, 2-4 этажные келейные корпуса, колокольню «Угрешская свеча». Особо выдающимися по своим параметрам являются семиярусная колокольня – высотой от 76 до 93 м (по разным данным) – самая высокая в Подмосковье и Спасо-Преображенский собор (1880-1894 гг., арх. Каминский) высотой 75 м. с большим 5-тиярусным иконостасом – самый большой собор в Подмосковье. Интерес представляет также Иерусалимская стена (часть церковной ограды, символизирующей град Иерусалим), Никольский храм с резанным по металлу иконостасом и Успенская церковь с ризницей.
Николо-Угрешский монастырь по собственному ощущению входит в ТОР-20 крупнейших монастырей Русской Православной церкви (практически во всех из них был на территории России) и является опорным центром Русской Православной церкви как организации. Вместе с тем как-то сложно назвать его именно обителью духовности. Монастырь был восстановлен после потери всего убранства и икон, намоленности не имеет, миссионерско-просветительская работа не ощущается, т.к. даже проповеди на воскресной литургии читаются, как правило, по бумажке. Поэтому этот богатый монастырь воспринимается более как культурная и архитектурная достопримечательность, чем как сакральное место и центр православного духа.
Сайт монастыря: http://www.ugresha.org

Надвратная башня — едва ли не старейшее из сохранившихся зданий монастыря (нижняя ее часть — 17 в.)

Никольский и Спасо-Перображенский соборы

Храм Пимена Угрешского

Храмы с колокольней

От Часовни, стоящей на месте явления Иконы Николая Чудотворца Дмитрию Донскому


Во внутреннем дворе
Слева — остатки царских палат и башня в которой был заточен проп. Аввакум
Вид с Верхнего пруда
Панорама с северной стороны
Палестинская стена — ныне она уже белого цвета
Еще раз Палестинска (Иерусалимская) стена
Николо-Перервинский монастырь
Монастырь не менее развит и во многом схож с Угрешским монастырем.
Также по легенде основан в 1380 г. в дань победы на Куликовом поле, хотя известен только с 1623 г.. «Перервинский» от исторической местности Перерва, в месте где когда то река Москва промыла основание меандра «пере рвала» перешеек и спрямила свое русло. Он также находится на берегу реки Москва, является важным центром духовного образования и культуры. Достиг расцвета в кон. 17 в. при патриархе Адриане, при котором был построен Никольский собор. При митрополите Платоне в 1775 г. открыта семинария. Угрешский и Перервинский монастыри имеют при себе высшие духовные образовательные учреждения – духовные семинарии, что является крайне редким явлением для монастырей.
В Перервинском монастыре на относительно небольшой территории создан большой ансамбль построек, придающий ему городской вид. Доминантой является громадный собор в честь Иверской иконы Божьем матери (1904-1908 гг.), созданный – что также перекликается со Спасо-Преображенским собором Угрешского монастыря. Это второй по размерам храм в Москве, который хорошо виден из Коломенского. Второй доминантой монастыря является двуярусный Никольский собор. Примечательна и надвратная церковь в честь Сергий Радонежского. Красива и историческая часть духовной семинарии с резным крыльцом.
Сайт монастыря: http://pererva.org/
Вход в обитель и надвартный храм Сергия Радонежского
Никольский собор
Иверский собор и памятник митр. Платону
Крыльцо духовной семинари
Купола
Внутренний двор
Колокольня
Крест
Внутри Иверского собора
Николо-Пешношский монастырь
Николо-Пешношский монастырь в Дмитровском районе уже находится в среднем Подмосковье. Здесь чувствуется удаленность о столицы. Монастырь беднее и судьба его сложнее.
До последнего времени на территории монастыря находится психоневрологический интернет, а до 2007 г. в бывшем монастыре был только интернат с 1966 г.. Сочетание паломников и психически больных людей, которые располагаются на одной территории было необычным еще в феврале прошлого года. Между ними нет стены – отреставрированные храмы, в т.ч. древний Никольский собор стоят рядом с обшарпанными корпусами медицинского учреждения. Правда в 2014 г. обещают достроить и открыть новое здание интерната за пределами монастыря и полностью передать старинную обитель монахам.
Основан в 1361 преп. Мефодием Пешношским, учеником преп. Сергия Радонежского. «Пешношский» по легенде от того, что Мефодий сам носит бревна для строительство обители «пеш нося». К XVI в. богатейший монастырь в Дмитровских краях. В 1700 г. был приписан к Троице-Сергиеву монастырю. В кон. XVIII в. — нач. XIX в. важный духовный центр в Центральной России с образцовым общежитийным уставом. Помимо 6 каменных храмов сохранились ограда с башнями, отдаленно напоминающая кремлевские (кон. XVII — XIX вв.), келейные корпуса (кон. XVII — XIX вв.).
Старейшим зданием обители является Никольский собор, построенный в XV-XVI в. – это старейший храм в честь Епископа Мир Ликийских, сохранившийся в Подмосковье. Также интерес представляют храмы в честь Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского.
С монастырем связаны проставленные в Русской Православной Церкви Преподобный Мефодий Пешношский (+ 1392), святитель Варсонофий Казанский (+ 1576) и блаженный Иона Пешношский (+ 1737).
Монастырь интересен своим небольшим зоопарком, расположенным в стенах обители и подворьем. Восстанавливается под руководством главы Дмитровского района А.Гаврилова.
Сайт монастыря: http://www.peshnoshamon.ru/
Северные ворота
Внутренний двор с корпусами интерната
В монастыре
Никольский собор
Старины улочки
В монастырском зоопарке
Колокольня, Никольский собор и храм Сергия Радонежского
Вид на монастырь с востока
Вид на монастырь с востока
Николо-Берлюковская пустынь
Пустынь находится также в среднем Подмосковье в с.Авдотьино Ногинского района. Она также небогата, но весьма активно реставрируется.
Основан в 1606 г. как пустынь иеромонахом разоренного Успенского Стромынского монастыря. «Берлюковская» будто бы от разбойника Берлюка, что жил рядом. Монастырем стал в 1719 г. В XVII-нач. XIX в. был заштатным монастырем. Слава и процветание монастыря наступило во второй половине XIX в., когда были построены величественная 5-ярусная колокольня (1899 г., 88 м., арх. А.М.Каминский), храмы Христа Спасителя (1847 г.) и Троицы Живоначальной (1884 г.), монастырские стены. Главной святыней монастыря была явленная в 1829 г. икона «Лобзание Христа Спасителя Иудой». Окончательно закрыт в 1930 г. На территории размещена психиатрическая больница, занимающая до сих пор часть монастырских строений. Вновь открыт в 2002 г. Наибольшее впечатление производит массивная колокольня и нижний храм.
Сайт монастыря: http://www.berluki.ru/
Общий вид обители
Памятники царям
Николо-Радовицкий монастырь
Радовицкий монастырь находится в дальнем Подмосковье в Егорьевском районе, в глуши Мещеры у границы с Рязанской областью. Здесь край озер и бывших торфоразработок и уже далеко от дачно-коттеджного Подмосковья, скорее уже Рязанская земля. Монастырь бедный, небольшой и сильно разоренный, но восстанавливается активистами. Места здесь пустынные и спокойные.
Известен с XV в. как пустынь на острове на близ расположенном Святом озере. «Радовицкий» оттого, что его основатель его инок Пахомий был родом из местности Радовица, что в Греции. С 1584 г. основан как монастырь на современном месте. Был известной и почитаемой обителью в XVII-XIX в. Здесь неоднократно бывал С.Есенин. Закрыт в 1919 г. В 1945 г. по непонятным причинам взорван Никольский собор. В 1960-1990-е гг. пришел в руинированное состояние. Начал восстанавливаться с 2006 г. Восстановлен двухпрестольный храм Рождества Богородицы с резной ростовой иконой Николая Угодника — главной святыней монастыря. Храм необычный, так как состоит из двух одинаковых объемов, между котором стоит деревянный образ Николая Чудотворца. Также восстановлены частично братские корпуса с башнями и колокольней по южной и западной стенам монастыря. Остальные пребывают в руинах, а северная и восточная стены вовсе снесены и их предстоит построить.
Сайт монастыря: http://радовицы.рф/
Общий вид монастыря со стороны села Радовицы
Вдох в обитель
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Пространство храма
Два престола
Резной образ святителя Николая Чудотворца
Холм с остатками Никольского собора
Западная стена и руины кельи и храмов
Колоритный колодец
Покои игумена
Плитку мостили таджики
Вид на монастырь с дороги на оз. Святое
Оз. Святое
Крест на острове на озере, где некогда стоял монастырь
Помимо монастырей, посвященных Николаю Чудотворцу в Подмосковье еще более 600 действующих и утраченных храмов и часовень в его честь, или 1/8 от общего числа храмов в области. Наиболее известными и значимыми из них являются 8 соборов, являющиеся главными для своих городов:

  • неоготический Ново-Николаевский собор в Можайске (1812 г.) с резным образом Николы Можайского,
  • пятиглавый Никольский собор (1681 г.) в Кремле в Зарайске со святыней — чудотворным образом Николая Чудотворца с житием,
  • собор в Волоколамском Кремле,
  • собор Николы Белого на центральной площади Серпухова (1857 г.) с тремя престолами,
  • собор в Лосино-Петровском (1822 г.) в стиле зрелого классицизма,
  • пятиглавый собор в Покровском Хотьковом монастыре с ракой родителей Сергия Радонежского.

Заканчивая рассказ про обители, хочется порадоваться, что все они или уже восстановлены (Угрешский, Перервинский) или активно восстанавливаются (Пешношский, Радовицкий, Берлюковский). Находятся люди, которые поднимают святыни. Каждый из них, находясь на своем живописном месте уже многие века формирует атмосферу окружающего пространства, колокольни и золотые купола доминируют на горизонте, монахи делают свой малозаметный, но очень важный труд; Николай Чудотворец заботится о городах и селах, коим как и их обителям многое пришлось перетерпеть в лихом ХХ в.

Николо-Угрешский монастырь: история обители, паломничество

Николо-Угрешский мужской монастырь — удивительное место. Здесь собраны православные святыни со всех уголков мира. Паломники могут молитвенно побывать там, откуда они были принесены в обитель со сложной историей. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский). Монастырь переживал падения и расцветы. Мы собрали информацию для паломников и тех, кто интересуется историей монастыря.

История Николо-Угрешского монастыря

Город Дзержинский и Москву соединяет не только сухопутная дорога. По Москва реке можно добраться до знаменитого Николо-Угрешского мужского монастыря, излюбленного места православных паломников. Именно сюда по воде и по суше часто ходили в паломничество представители дома Романовых.

Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. Когда-то Дмитрий Донской отправился в Коломну, где проходил большой сбор всех войск других княжеств, по дороге в Коломну на месте основания монастыря Дмитрий Донской остановился на привал, чтобы помолиться. Во время молитвы князь увидел чудо: над сосной ему явился образ иконы Николая Чудотворца. Дмитрий Донской воспринял божественный знак, как благословение на битву и сказал такие слова: Сия вся Угреша сердце мое». Эти слова означали, что Угреша согрела его сердце. Одержав победу, Дмитрий Донской, основал храм в честь Николая Угодника на месте явления иконы. В XI веке место чудесного события ознаменовала часовня. В ней долгое время хранился сруб дерева, на котором князю явился образ святителя. Во времена богоборчества святыня была утрачена. Сейчас паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

С приходом дома Романовых появилась традиция «угрешских походов». Царь отправлялся вместе со свитой и народом в Николо-Угрешский монастырь на молитву. Обычно «угрешские походы» проходили в день Николая Чудотворца.

Храмы и часовни Николо-Угрешского монастыря

Самая древняя постройка монастыря — колокольня, которую называют «угрешской свечой». Ее высота составляет 77 метров. С 1761 года сохранилось только ее подножие, во время Великой Отечественной войны верхние ярусы снесли в стратегических целях, колокольня могла быть видна неприятелю. В XX веке колокольню восстановили. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении Николо-Угрешского монастыря, которое может прочесть каждый, кто знаком со старославянским языком.

Святыни обители

Еще один сохранившийся памятник XVIII века — построенный в 1763 году Успенский храм. Он был возведен на месте упраздненных царских палат. В этом храме расположены главные святыни монастыря — Тихвинская икона Божией Матери, особо почитаемая в монастыре. Перед иконой читается соборный акафист. В храме также покоятся мощи Святых, привезенные из разных уголков мира :

  • мощи Великомученицы Варвары,
  • Целителя Пантелеймона,
  • Иоанна Крестителя,
  • Киево-Печерских святых и других исповедников веры Христовой.

В XIX веке в храме появился придел в честь Марии Египетской. Изображения на западной стене придела изображают сцены жития Преподобной Марии Египетской. Некоторые фрагменты росписи дошли до наших дней в первозданном виде, что можно считать православным чудом, ведь в советские времена здесь располагалось отделение милиции, а все стены были закрашены. При реставрации за толстым слоем краски обнаружились почти не поврежденные изображения.

В XVIII веке монастырь пережил трудные времена. Эпоха секуляризации и дальнейшие исторические события привели к тому, что в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. И все же монастырю предстояло стать «второй Лаврой», так впоследствии называли обитель московские святители.

В 1833 году настоятелем монастыря стал святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши.

Истинный расцвет монастырь ждал во времена преподобного Пимена, ревнителя традиционных богослужений. Расширилась территория монастыря, строились новые церкви, были построены больница и больничный храм…

Пережив сложные богоборческие годы и новое возрождение, монастырь и сейчас открыт для паломников.

Фотобанк Лори

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Распорядок богослужений

В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.

В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:

  • Ранняя в 6:45 в Успенском храме,
  • Поздняя в 9:00, в Пименовском храме, в холодное время года в Казанском храме.
  • После ранней литургии совершается панихида, после поздней – молебен.

В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:

  • в 6:30 в Успенском храме,
  • в 8:00 в Пименовском,
  • в 9:30 в Преображенском соборе,

по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.

Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:

  • по вторникам прп. Пимену Угрешскому,
  • по четвергам свт. Николаю Чудотворцу;
  • по воскресеньям за вечерним Богослужением собором монастырского духовенства совершается акафистное пение перед чтимой в обители иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

По пятницам в 17:00 в храме свв. апп. Петра и Павла совершается чин малого освящения воды и молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» о страждущих недугом пьянства.

Братское монашеское правило начинается в 5:50 и состоит из молебна с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, утренних молитв и полунощницы. Вечернее правило совершается после вечерней трапезы.

В период Великого поста в обители совершается ежедневное уставное богослужение с неопустительным служением литургии Преждеосвященных Даров во все положенные дни.

Таинства Крещения и Венчания, а также отпевания проходят в приписанных к монастырю храмах.

Контакты приписных храмов:

  • Храм в честь Святого Благоверного князя Димитрия Донского: 140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д.14А, тел. 8 (495) 550-01-17
  • Храм сошествия Святого Духа на апостолов: Московская обл., г. Дзержинский, улица Лесная, д.33, тел. +7 (916) 818-28-70.
  • Храм мученика Виктора: 140055, Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая Дача, 1-й Покровский проезд, стр.8, тел.: +7(985) 193-03-44
  • Храм Макария Невского митрополита Алтайского:140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д. 6А. ст1.

У этого термина существуют и другие значения, см. Никольский монастырь.

Монастырь

Николо-Угрешский монастырь


Николо-Угрешский монастырь. Спасо-Преображенский собор

Страна

Россия

Город

Дзержинский

Конфессия

православие

Епархия

Московская епархия

Тип

мужской

Основатель

Дмитрий Донской

Дата основания

1380 год

Наместник

игумен Варфоломей (Петров)

Статус

действующий монастырь

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Объект культурного наследия, объект № 5010261000
объект № 5010261000

Нико́ло-Угре́шский монасты́рь — православный мужской ставропигиальный монастырь Русской православной церкви, расположен по адресу: Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1.

История монастыря

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию, именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Монастырь неоднократно горел и был разорён, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжён дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но, как и в предыдущих случаях, был быстро восстановлен.

Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаила Фёдоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексея Михайловича 11 июля 1668 года Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.

Николо-Угрешский монастырь (1674)

В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель стала одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против царя Петра.

В 1721 году подпись в Духовном регламенте поставил игумен Николо-Угрешского монастыря Феофан.

В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1841—1843 годах Собор Николая Чудотворца был перестроен архитектором Дмитрием Борисовым.

В 1833 году в монастыре оставалось всего лишь шестеро человек, и шла речь об упразднении монастыря. В это время московский митрополит Филарет решил сделать настоятелем этого третьеклассного монастыря игумена Игнатия Брянчанинова и через Синод вызвал его в Санкт-Петербург, где находился. Официально назначение 82-го настоятеля Угрешского монастыря состоялось, но при представлении императору Николаю I тот решил дать Игнатию в управление другой монастырь — Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом — а в Угрешский монастырь был назначен по рекомендации Игнатия его знакомый монах Иларий, который, несмотря на некоторые свои особенности и постоянное желание отказаться от должности, принял монастырь 15 марта 1834 года и настоятельствовал в нём 18 лет. Посетивший монастырь в октябре 1837 года митрополит Филарет сказал: «Во всей епархии нет у меня беднее и хуже ваших церквей». О своих трудностях по восстановлению монастыря Иларий жаловался Игнатию, на что получил ответ: «Вы испиваете ту чашу, которую пришлось бы мне пить, если б Промысл Божий не отклонил меня от Угрешской обители <…> В совести Вашей Вы чувствуете, что монастырь не Вы разорили, а напротив, сколько было сил Ваших и умения поправили. Владыке, может быть, показалось точно тяжело глядеть на развалины монастыря, но он, как человек благоразумный, весьма может понять…»

В ноябре 1874 года послушником Николо-Угрешского монастыря стал Константин Леонтьев, но весной 1875 года покинул монастырь из-за разногласий с игуменом Пименом. После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 года здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский).

1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году.

В 1917 году в здании монастыря была организована детская колония Народного комиссариата финансов, в которую входили: приют для матерей с малолетними детьми, институт благородных девиц, учебный пансионат для мальчиков. Позже колония была преобразована по инициативе Феликса Дзержинского в трудовую коммуну.

В 1925 году монастырь был полностью закрыт. В 1940 году уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.

До передачи (в начале 1990-х годов) территории монастыря Русской православной церкви территория и постройки, в том числе собор и храмы монастыря активно использовались тогда ещё посёлком Дзержинский; там находились начальная школа № 34, летний городской детский оздоровительный лагерь, родильный дом, детская поликлиника, молочная кухня, станция скорой медицинской помощи, кожно-венерологический диспансер, городской рынок, общественная столовая, коммунальные квартиры (проживали более 400 человек), детская площадка, частные бревенчатые дома, огороды и сады; общежитие НИХТИ (Научно-исследовательский химико-технологический институт), цех озеленения НИХТИ и посёлка, затем города, с инфраструктурой (свинарник, теплицы, огороды, сад и питомник плодовых деревьев, где выращивали овощи, цветы и т. д.). В самом здании монастыря располагались мастерские, деревообрабатывающие, металлорежущие станки и другое оборудование городского жилищно-коммунального отдела, спортивные секции тяжёлой атлетики, бокса, настольного тенниса, борьбы.

Во время Великой Отечественной войны монастырский пруд был закрыт досками, брёвнами, и на нём были возведены бутафорские постройки. Купола собора, купол и верхние этажи колокольни были снесены, так как они являлись ориентирами для налётов вражеской авиации на Москву.

Реставрационные работы колокольни и стен монастыря были начаты в начале 1970-х годов.

Современная жизнь монашеской общины

30 января 1991 решением Московского областного совета возвращён Русской православной церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 года — в сане епископа Люберецкого, викария Московской епархии; 31 мая 2010 года освобождён от управления монастырём в связи с назначением епископом Пензенским и Кузнецким).

В 1990-х годах осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.

В 1998 году при монастыре открыто духовное училище, преобразованное в 1999 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.

В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовых. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря. По проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор. В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.

При монастыре, вне его территории действует гостиница для паломников, управляемая паломнической службой монастыря.

24 декабря 2010 года постановлением Священного синода Русской православной церкви наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Петров).

Архитектурный ансамбль монастыря

  • Спасо-Преображенский собор (1880—1894) — был сооружен по проекту архитектора А. С. Каминского; стал доминантой монастырского ансамбля.
  • Никольский собор (2006)

Николо-Угрешский монастырь — серебряная памятная монета,
выпущена Банком России в 2000 году

  • Храм успения Пресвятой Богородицы (XVIII)
  • Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы (1854)
  • Церковь Петра и Павла (1857)
  • Церковь Пимена Угрешского (2002)
  • Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1860)
  • Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в колокольне
  • Колокольня (1758—1763, перестроена в 1859 г.)
  • Часовня Явления образа Николая Чудотворца (1893)
  • Часовня «Взыскание Погибших» иконы Божией Матери (2001)
  • Храм-часовня Страстей Господних (2004)
  • Больничный корпус
  • Просфорная
  • Государевы, патриаршие и игуменские палаты (XVII—XIX)
  • Братские корпуса
  • Сторожка
  • Крепостные стены и башни
  • Палестинская, или Иерусалимская стена
  • Конюшенный корпус
  • Хозяйственный двор
  • Фруктовый сад
  • Святые ворота
  • Кельи в скиту
  • Пруд

Палестинская стена Николо-Угрешского монастыря

Настоятели, наместники

Настоятели игумены

  • Иона (между 1433 и 1445)
  • Авраамий (? — 1491)
  • Силуан Грек (? — 1493)
  • Нил (Сафонов) (1494—1506)
  • Тихон I (1517—1520)
  • Пимен I (упом. 1567)
  • Тихон II (упом. 1572—1573)
  • Лаврентий I (упом. 1589)
  • Тихон (1590—1598/9)
  • Елеазар (упом. в 1598)
  • Тихон III (упом. в 1598 и 1599)
  • Марк (упом. 1609)
  • Иона II (упом. 1610).
  • Пафнутий (упом. 1618)
  • Сергий II (Бешенцев) (1634—1643)
  • Дионисий II (1643—1645?)
  • Кирилл II (упом. 1652)
  • Иона III (между 1653 и 1657)
  • Тихон IV (до 1663)
  • Викентий (упом. 1668; до 1672)
  • Герасим II (Гордеев) (упом. с 1673 до 1679)
  • Иосиф I (Шохнев) (упом. с 1680; до 1683)
  • Иосиф II (упом. с 1688; до 1691)
  • Трифиллий (Инихов) (1691—1692)
  • Григорий (упом. 1692)
  • Феодосий (до 1695)
  • Дионисий III (Воробьёв) (упом. 1697; до 1708)
  • Мефодий II (1709—1717)
  • Аарон (1720 — 10 марта 1721)
  • Варлаам I (Овсянников) (1721—1723)
  • Аввакум (Львов) (1724—1731)
  • Феодор (Левонов) (1732—1735)
  • Варлаам II (упом. 1736; до 1741)
  • Иона IV (Лещинский) (1741—1744)
  • Феофан (Чарнуцкий) (1744)
  • Иов (1745—1748)
  • Иоанн (Ястрембский) (1749—1752)
  • Иларион (Завалевич) (1753—1757)
  • Варлаам (Гловацкий) (1757—1759)
  • Ириней (Братановский) (1759—1762)
  • Гедеон (до 1768)
  • Сильвестр (Буявинский) (упом. 1772)
  • Арсений (1774—1775)
  • Симон (1776—1777)
  • Варнава (до 1791)
  • Иероним (Ершов) (1791)
  • Ионафан (с 1791)
  • Никандр (1804—1807)
  • Лаврентий (Бакшевский) (1808)
  • Евгений (Казанцев) (1810)
  • Иннокентий (Смирнов) (1810)
  • Феофилакт (1814—1819)
  • Амвросий (1819—1821) — был правителем монастыря ещё в 1803—1814 гг.
  • Платон (Березин) (1821—1822)
  • Израиль (1822—1825)
  • Аарон III (1825—1833)
  • Иларий (1834—1851)
  • Пимен (Мясников) (1853 — 24 августа 1858)

Настоятели архимандриты

  • Пимен (Мясников) (24 августа 1858 — 17 августа 1880)
  • Нил (Сафонов) (1880—1893) архим. с 1887
  • Валентин (Смирнов) (1893 — 3 апреля 1905)
  • Макарий (Ятров) (15 июня 1905—1923)

Наместники

  • Вениамин (Зарицкий) (11 декабря 1990 — 31 мая 2010)
  • Варфоломей (Петров) (с июня 2010)

См. также

  • Гремячево (город Дзержинский)
  • Список самых высоких православных храмов и колоколен
  • Герб Дзержинского — содержит изображения стен и башен монастыря

Примечания

  1. Сайт Николо-Угрешского монастыря.
  2. Собор Николая Чудотворца в Николо-Угрешском монастыре. Храмы России. Дата обращения 14 марта 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  3. Святитель Игнатий Брянчанинов. Переписка святителя Игнатия с игуменом Иларием. Архивная копия от 2 января 2015 на Wayback Machine
  4. Храм-часовня в честь Страстей Господних в Николо-Угрешском монастыре
  5. Тихон (игумен Угрешского Николаевского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  6. В том же году пленён поляками и впоследствии умер в заточении. См. Иона (игумен Николаевского угрешского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  7. До игуменства с 31 марта по 1 октября 1721 года был обер-секретарём Св. Синода. Из-за неприязни к нему Феофана Прокоповича 5 февраля 1723 года лишён монашества; 11 мая 1725 года сослан в Соловецкий монастырь, где и умер в 1732 году.
  8. Здравомыслов К. Я. Иоанн (Ястрембский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. Амвросий (архимандрит Высотского Богородичного монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Литература

  • Благово Д. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря. — М., 1872.
  • Перевезенцев С. Угрешская обитель. Краткий очерк истории с момента основания до 1917 г // Угрешский вестник. — 2006. — № 1. — С. 6—12; ; № 2. — С. 44—49; № 3. — С. 32—49.
  • Труды и дни Николо-Угрешского монастыря // Журнал Московской патриархии. — 2003. — № 6.

Ссылки

  • Николо-Угрешский монастырь // Открытая православная энциклопедия «Древо»
  • Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Угрешский (ставропигиальный) (мужской)
  • Бондарева Н. Николо-Угрешский монастырь. Памятники архитектуры Подмосковья.
  • Николо-Угрешский мужской ставропигиальный монастырь на сайте «Храмы России»
  • Николо-Угрешский монастырь.

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Монастыри Котельников

Монастыри Котельников – важная составляющая культурно-исторического и архитектурного ансамбля города в России. Большинство из них были созданы несколько столетий назад и хранят редкостные христианские святыни. Это могут быть чудотворные образы, старинные фрески в соборах и храмах монастыря либо мощи великомучеников, причисленных к лику святых. Всё это вы сможете увидеть в монастырях под Котельниками: Николо-Угрешский монастырь, Симонов монастырь, Всехсвятский единоверческий женский монастырь, Николо-Перервинский мужской монастырь.

Действующие монастыри Котельников зачастую расположены на внушительной по размерам территории. Здесь представлены церковные постройки, из которых выделяется главный собор монастыря. Там совершаются массовые торжественные богослужения по случаю знаковых православных праздников священнослужителями высшего духовного сана, обряды венчания и крестины. Расписание богослужений лучше смотреть на официальном сайте монастыря. Также в составе монастыря имеются здания управления монастыря и жилые корпусы для воспитанников и священнослужителей, трапезная и родник со святой водой.

Монастыри во все времена года восхищают живописным ландшафтным оформлением. В теплое время года территорию украшают пышные цветочные клумбы и зеленые насаждения, а в зимнее время там по-настоящему сказка. В это время фото монастыря становятся просто восхитительными. В новогодние и рождественские каникулы на территории монастыря выстраивают ледяной городок. Посетите эти места с детьми: Алексеевский женский монастырь, Серафимо-Знаменский женский скит, Андроников монастырь.

Монастырь может быть женским или же мужским. Он может располагаться как в стенах города: Николо-Угрешский монастырь, так и за его пределами: Высокопетровский мужской монастырь, Андроников монастырь, Екатерининский мужской монастырь. В последнем случае возникает вопрос: как добраться до монастыря. Если вы едете на своем автомобиле, нужно выяснить точно адреса монастырей Котельников, которые планируете посетить. Обычно из города отправляются специальные микроавтобусы или же предлагаются групповые поездки в монастыри из Котельников. Подобную информацию можно получить в интернет-сети, просмотрев сайты монастырей, или в туристических бюро Котельников.

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *