Новодевичий монастырь в Петербурге

Содержание

>Воскресенский Новодевичий монастырь

Краткое описание

Воскресенский Новодевичий монастырь находится в самом центре города на Неве и поражает своим великолепием, несмотря на прошедшие годы советских репрессий и антирелигиозной политики.

История

Первый женский монастырь в Санкт-Петербурге появился в 1748 году, на том самом месте, где сегодня расположен Смольный дворец. Первые монахини были призваны из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска, отсюда и произошло название. Просуществовала обитель около 80 лет и была официально упразднена в 1827 году.

Разрешение на возрождение женской обители было подписано императором Николаем Павловичем, и в 1848 году в районе Московской заставы начались работы по возведению женского монастыря. Первой постройкой была церковь – усыпальница во имя Казанской иконы Божьей Матери. Затем началось строительство Воскресенского собора.

Строительство храма и жилых корпусов завершилось к середине 50-х годов XIX века, и обитель стали заселять монахини

Монастырский ансамбль в начале XX века насчитывал восемь храмов и две колокольни. При обители постоянно проживало более 400 насельниц: монахини, послушницы, сестры, готовящиеся к постригу.

На территории монастыря были открыты:

  • лечебница для бедных
  • сиротский приют для девочек
  • церковно-учительская школа

Монахинь и послушниц обители обучали иконописи известные живописцы, при этом школа иконописи славилась на всю Россию.

Восточная часть обители была отведена под некрополь. Кладбище существовало на территории монастыря с 1845 года. Долгое время погост имел репутацию самого элитного и престижного кладбища Петербурга, здесь хоронили выдающихся государственных деятелей – военачальников, ученых, литераторов.

На Новодевичьем кладбище похоронены:

  • А. Некрасов
  • Ф. Тютчев
  • М. Врубель
  • С. Боткин

Чести быть похороненными здесь удостаивались люди, принадлежавшие к богатому сословию, и на погосте было много шикарных и высокохудожественных памятников.

Наибольшие разрушения монастырскому ансамблю принесла Советская власть. В конце 20-х – начале 30-х годов XX века было снесено несколько храмов и монастырская колокольня. Обитель прекратила свою работу в 1925 году, началась конфискация земель и имущества.

Уникальный некрополь разделил судьбу монастыря, мародерство и грабежи продолжались на кладбище несколько десятилетий

Архитектура

Создателем проекта всех главных монастырских построек стал известный архитектор Н. Ефимов. В центре архитектурной композиции монастырского ансамбля находится Воскресенский Собор.

Внешний облик собора напоминает Суздальские храмы XV века, при этом высота составляет около 50 метров

Корпуса сестринских келий расположились в виде буквы П и прерываются двумя домовыми церквами с малыми главами и шатровыми колокольнями

Казанская церковь построена в 1910 году по проекту архитектора В. А. Косякова. Сооружение должно было отражать многовековую историю христианства, соединяя в себе русскую и византийскую культуру.

Храм Казанской Божьей Матери в советские годы использовался в качестве механического цеха при ВНИИ электромашиностроения

Внутреннее убранство

Стены, свод и образа Воскресенского Собора были расписаны монастырскими живописцами и монахинями. Интерьер храма, к сожалению, не сохранился даже в эскизах и на фотографиях. Внутреннее убранство собора создавалось заново, за основу росписи были взяты древнерусские образцы.

До наших дней дошли лишь фрагменты декоративной живописи Воскресенского собора, относящиеся к ремонту 1914–1916 годов, в сводах южной и западной галереи собора

Внутри Казанская церковь богато оформлена золотой лепниной и живописью. Росписи выполнены в русском стиле художником Ф. Райляном, и большей частью сохранились до наших дней. Центральный зал выполнен в виде ротонды, окруженной колонами из красного мрамора.

Внешнее убранство

Собор Воскресения Христова – монументальное сооружение в византийско-русском стиле. Пятиглавый собор имеет пять приделов, увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми. В малых куполах располагаются звонницы.

Фасады Воскресенского храма украшены декоративными аркадами. Купола Казанского храма расположены на низких барабанах, также опоясанных аркадой.

Пятиглавая Казанская церковь – образец византийского стиля. Первоначально купола покрывала особая черепица, замененная при реставрации медными листами. Порталы, в которых располагаются входы, образованны сводами, украшенными резьбой. Изящное убранство фасадов и порталов содержит христианскую символику. Храм облицован белым кирпичом и напоминает Софийский Собор в Константинополе.

Расписание богослужений 2019

В будние дни

  • 6:00 – утреннее богослужение
  • 17:00 – вечернее богослужение

В субботу

  • 9:00 – Божественная литургия
  • 17:00 – всенощное бдение

В воскресенье

  • 8:40 – акафист Иллариону Троицкому
  • 9:30 – Божественная литургия
  • 17:00 – вечернее богослужение

Официальный сайт

вноводевичий.рф

Телефон

8 812-252-11-66

Монастырь в наши дни

В настоящее время обители возвращены все сооружения, принадлежавшие ей в былые времена, храмы реставрируются и начинают работать. При монастыре открыт приют для молодых мам с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Работает группа самопомощи для зависимых от алкоголя и наркотиков. Большая часть обители уже открыта для верующих. Воскресенский Новодевичий монастырь – это место, куда нередко привозят великие святыни.

Как попасть в монастырь

Воскресенский монастырь работает каждый день с 09:00 до 19:00

Попасть в Воскресенский Новодевичий монастырь можно свободно, соблюдая известные правила посещения храмовых сооружений.

Где находится

Адрес

Московский проспект, 100

Метро

Московские ворота

Как добраться

От станции метро Московские ворота пешком по Московскому проспекту в сторону центра.

Воскресенский Новодевичий монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Новодевичий монастырь (значения).

Монастырь

Воскресенский Новодевичий монастырь

Вид на монастырь со стороны Московского проспекта

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Тип

Женский

Основатель

Елизавета Петровна (возобновил Николай I)

Реликвии и святыни

Мощи святого Иллариона

Настоятель

игумения София (Силина)

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520382230006 (ЕГРОКН). Объект № 7810319000 (БД Викигида)

Состояние

Действующий монастырь

Сайт

вноводевичий.рф

Медиафайлы на Викискладе

Воскресéнский Новодéвичий монастырь в Санкт-Петербурге — женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви близ Московской заставы по адресу Московский проспект, дом 100.

История монастыря

Предшественники обители

Первоначально женский Воскресенский монастырь предполагалось устроить на месте Смольного двора на Неве. 30 октября (10 ноября) 1748 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны был заложен Смольный девичий монастырь. Однако строительство обители затянулось по причине продолжавшейся Семилетней войны. Только в 1764 году сюда были назначены настоятельница и пять монахинь. Своё существование монастырь прекратил в 1822 году, когда в нём не осталось ни одной монахини.

Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 (26) марта 1845 год по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. А службы для них совершались в нижнем храме соседней Благовещенской церкви.

Монастырь от основания до ликвидации

Место на Васильевском острове не устраивало монахинь. В связи с этим для монастыря была выделен казённый лесной участок у Московских ворот. Здесь митрополит Никанор (Клементьевский) 3 ноября 1849 года совершил закладку обители. Первый кирпич заложил император Николай I. За 4 года до этого здесь было основано и кладбище. Первой игуменьей монастыря была Феофания (Готовцова).

Строительство комплекса велось по проекту архитектора Н. Е. Ефимова, при участии К. И. Реймерса, Л. Л. Бонштедта и Н. А. Сычёва. Среди жертвователей были графиня А. А. Орлова-Чесменская и вюртембергская королева Ольга Николаевна. Кроме того, ежегодно на постройку монастыря казна выделяла 25000 рублей.

В 1854 году монахини переселились в отстроенный комплекс.

После основания при монастыре действовали различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная, поварня, квасоварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1901 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа.

Монастырь
на открытке конца XIX века (до строительства колокольни)Московский проспект близ монастыря, начало 1930-х гг.

К 1917 году в монастыре проживали 77 монахинь и 66 послушниц. Четырежды в год (в годовщину основания монастыря, день Всех святых, празднование Казанской иконы Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы) вокруг обители устраивался крестный ход.

В январе 1883 года Новодевичьему монастырю были подарены 6,5 десятин леса в деревне Вохоново Царскосельского уезда для устройства скита. Он был учреждён в 1884 году, но уже в 1889 году Мариинский скит был обращён в общежительный заштатный монастырь.

Советский период

В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В конце 1919 года монашествующие создали трудовую общину вокруг прихода Воскресенского собора.

В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского). На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в феврале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.

В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.

В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе взорвали важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню, хотя в итоге это место так и осталось незастроенным. Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

Постсоветское время

С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда-либо ему принадлежавших. Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви. На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планировалось начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён. Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём. На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.

С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне. В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным. С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Настоятельницы

  • 1845—1866 — игумения Феофания (Готовцова)
  • 1866—1886 — игумения Евстолия (Ерофеева)
  • 1887 — наместница, монахиня Аполлония, казначея
  • 1888—1904 — игумения Валентина (Ивановская)
  • 1904—1916 — игумения Антония (Рейнбот)
  • 1918—1935 — игумения Феофания (Рентель)
  • С 2007 года — игумения София (Силина)

Архитектура монастыря

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом. Образцом для архитектурного решения женской обители послужила созданная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому соборому XVII века.

Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны). В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А. Косяковым.

Западный корпус Южный корпус Западный корпус и Воскресенский собор

Воскресенский Новодевичий монастырь упоминается в поэме А. А. Блока «Возмездие»:

За самой городской чертой

Где светится золотоглавый
Новодеви́чий монастырь
Заборы, бойни и пустырь

Перед Московскою заставой…

Монастырские храмы

До ликвидации в монастыре действовали следующие храмы: собор Воскресения Христова, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Ватопедской (Афонской) иконы Божией Матери, церковь Трёх Святителей, церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (кладбищенская), церковь Пророка Илии (кладбищенская) и церковь преподобного Исидора Пелусиота.

Воскресенский собор

Основная статья: Воскресенский собор Воскресенского Новодевичьего монастыря Воскресенский соборКупола Воскресенского собора

Пятиглавый двухэтажный Воскресенский собор — архитектурная доминанта ансамбля; он построен в русско-византийском стиле и напоминает Владимиро-Суздальские храмы XV века.

Архитектор Николай Ефимов. Строился в 1849—1861 годах. Вход в собор находится в высоком арочном портале, выходящем на Московский проспект. Северный и южный фасады собора украшают декоративные аркады, поддерживаемые парами колонн. Собор венчает пятиглавие с позолоченными чешуйчатыми луковичными куполами, расположенными на высоких барабанах. В четырёх малых куполах располагаются звонницы. Каждый барабан опоясывает аркада с проёмом в каждой второй арке.

В Соборе пять престолов: главный в честь Воскресения Христова, правый в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый во имя Архангела Михаила, правый на хорах во имя Всех Святых, левый во имя Николая Чудотворца.

В 1874—1875 годах по проекту архитектора Григория Карпова в подвале собора был построен ещё один придел, освящённый во имя Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Росписи и образа собора были выполнены монастырскими живописцами и монахинями. Особенно красивым считался находившийся в алтаре полукруглый пятиярусный иконостас. В Успенском приделе хранилась Смоленская икона Божией Матери, написанная игуменией Феофанией и считавшаяся чудотворной.

Келейные церкви

Западный келейный корпус прерывается двумя церквами, расположенными, соответственно, к югу и к северу от Воскресенского собора: церковью Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери (к югу) и церковью Трёх Святителей Вселенских (к северу). В настоящий момент действует только Афонская церковь.

Живописная Афонская церковь была заложена 10 июля 1850 года и строилась по проекту Н. Е. Ефимова и Н. А Сычёва. 28 июля 1854 года она была освящена в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны во имя Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Архитектором иконостаса церкви был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер. Церковь Трёх Святителей была построена теми же архитекторами симметрично Афонской в больничном корпусе монастыря. Заложена она была также в 1850 году, а в 1855 году — достроена и освящена. Она особенно почиталась монахинями за находившуюся там икону Божией Матери «Благоухающий цвет».

Афонская церковь

Обе церкви одинаковы по внешнему виду. Они обе пятиглавые с шатровой одноярусной колокольней. Луковичные купола позолочены, шестигранный шатёр колокольни покрашен в зелёный цвет, его завершением является позолоченная луковичная главка с крестом. Фасад сверху завершают полукруглые закомары. Передний фасад изобилует арками. На каждой грани шатра прорезаны слуховые окна. В восточной части обеих церквей имеется алтарная апсида.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Церковь Илии Пророка. Фотография 1890 года

У входа на кладбище находилась каменная церковь, облицованная глазурованным кирпичом, Илии Пророка. Она была построена в 1888 году по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в московском стиле. Церковь была пятиглавой с луковичными куполами. Над карнизом здания находились закомары. Алтарная апсида была увенчана луковичной главкой с крестом. Внутри церковь была богата своим убранством. Там находился резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь. Они были созданы в петербургских ювелирных мастерских. В 1925 году церковь была закрыта, а в 1930 году — снесена.

Кладбищенская церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

В центре кладбища была расположена церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она была возведена в 1856 году над могилой командира Александрийского гусарского полка А. Н. Карамзина, сына русского историографа и писателя Н. М. Карамзина, отчего получила второе название — «Карамзинская». Позже там была похоронена его жена. В церкви имелась вырезанная из слоновой кости икона Воскресения Христова, считавшаяся одной из самых красивых в Петербурге. Церковь была закрыта в июне 1925 года, а в 1930 году — снесена. При разрушении церкви была уничтожена и могила Карамзиных.

Казанская церковь

Основная статья: Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря Казанская церковь

Кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня 1908 года по проекту архитектора Василия Косякова. В 1912 году строительство окончено.

Приземистый кирпичный пятиглавый двухэтажный храм стал образцом неовизантийского стиля. Внешне он напоминает Софийский собор в Константинополе. Каждый купол храма расположен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особой черепицей, как в Греции (историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом). В каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивными пилонами со сводами, украшенными резьбой. Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада также большого размера и полукруглой формы. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Верхнюю часть барабана декорирует мозаика сине-голубых тонов.

Внутри трёхпрестольный храм отделан в русском стиле. Росписи выполнены художником Фомой Райляном. В 1910—1915 годах он же выполнил темперой живописные работы, большей частью сохранившиеся до наших дней. Круглый в плане церковный зал разделён на три нефа. Центральный зал напоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающиеся иконостасами боковых приделов. Таким образом боковые иконостасы отделены от центрального стенами. Под каждым из малых куполов устроены хоры. Ценность представляют три позолоченных иконостаса — двухъярусный в основном престоле и одноярусные в боковых. Киоты икон также позолочены. Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частицей мощей свщмч. Илариона (Верейского).

В 1912 году строительство храма было закончено, но освятить его не удалось, и росписи так и не были закончены.

Вид на церковь с кладбища Портал Один из малых куполов Апсида с куполом

В 1929 году большевики в церкви разместили склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под машиностроительный цех. В 1950-х годах было принято решение о взрыве церкви, в стене были подготовлены шурфы, однако в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было. В 1989 году церковь, находившаяся в недействующем монастыре, была передана приходу Русской православной церкви заграницей. В 1992 году в церкви освятили придел во имя Державной иконы Божией Матери. В 1995 году церковь была отдана восстанавливаемому монастырю. Реставрация продолжалась с 2002 по 2004 годы.

Монастырская колокольня

В 1895 году рядом с Воскресенским собором была возведена грандиозная четырёхъярусная монастырская колокольня. Она напоминала колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В первом ярусе находился парадный арочный вход в монастырь. Во втором ярусе находилась надвратная церковь преподобного Исидора Пелусиота, небесного покровителя скончавшегося тремя годами ранее митрополита Исидора. В двух верхних ярусах колокольни находились звонницы. Как и на барабанах куполов собора, оба верхних яруса опоясывала аркада, в каждой второй арке которой находился проём. Венчал колокольню объёмный луковичный купол.

Колокольня была взорвана в конце 1920-х годов в связи с расширением Московского проспекта.

Монастырское подворье

В 1884 году бывший предводитель царскосельского дворянства Платонов и его дочь пожертвовали Новодевичьему монастырю земельный участок близ деревни Вохоново для организации скита. 16 сентября 1884 года в скиту освящена церковь во имя святой Марии Магдалины. В 1889 году по определению Святейшего cинода скит возведён в самостоятельный общежительный женский монастырь с наименованием Вохоновский Мариинский женский монастырь.

С сентября 1999 года храм во имя Честных Древ Святого и Животворящего Креста, находящийся в посёлке Лисино-Корпус Тосненского района Ленинградской области. имеет статус подворья Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Новодевичье кладбище

Основная статья: Новодевичье кладбище (Санкт-Петербург)

Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: поэты Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, художники М.А.Врубель и А.Я.Головин, врач С. П. Боткин и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н. Е. Ефимов.

Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы, находится могила обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.

Примечания

  1. «Правительственный Вѣстникъ». 6 (18) ноября 1892, № 243, стр. 2.
  2. После смерти в 1851 году Н. Е. Ефимова.
  3. Пожертвовала 10000 рублей серебром.
  4. Интерфакс-Религия: Пояс Богородицы вызвал в Петербурге столпотворение и пробки
  5. С. В. Вохоновский мариинский женский монастырь // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1893. — Т. 54. — С. 901.
  6. С. В. Вохоновский мариинский женский монастырь // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1893. — Т. 54. — С. 900—906.

Литература

  • Воскресенские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сойкин П. П. Воскресенский Новодевичий монастырь // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 184. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.

Ссылки

  • Сайт монастыря
  • Воскресенский Новодевичий монастырь в Народном каталоге православной архитектуры (недоступная ссылка)
  • Воскресенский Новодевичий монастырь на сайте al-spbphoto.narod.ru
  • Воскресенский Новодевичий монастырь на сайте энциклопедии Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург славится своими достопримечательностями, известными во всем мире. За годы своего существования город обрел уникальный архитектурный облик. Праздничные богослужения Новодевичьего монастыря привлекают не только жителей города, но и гостей.

Расположение Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге – Воскресенский монастырь, принадлежащий Русской православной церкви. Он расположен рядом с Московской заставой по адресу Московский проспект, дом 100.

История монастыря

Новодевичий монастырь – один из крупных кампусов Северной столицы. Город встречает десятки тысяч туристов, прибывающих познакомиться с достопримечательностями. Храм пропитан духом истории, в его судьбе было много печальных событий.

Благодаря людям, которые верили в свое дело, монастырь по большей части удалось восстановить. Сегодня монастырь представляет собой уникальный архитектурный ансамбль. Воскресенский Новодевичий монастырь – первая женская обитель Северной столицы.

Предшественники обители

Императрица Елизавета I впервые попыталась открыть монастырь, где она планировала провести свою старость. 10 ноября 1748 года по ее приказу у берегов реки Нивы начал строиться Смольный Воскресенский Новодевичий монастырь. Строительство приостановилось из-за происходящей войны в тот период. В 1764 году для служения в храме назначили несколько монахинь. Но с их кончиной, монастырь упразднился.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге был основан в 1849 году Николаем I. Его на время поместили на территории Васильевского острова. Затем монастырь снова перенесли на новое место. Рядом с Московскими Триумфальными воротами было выделено место для строительства.

Государственная казна выделяла 25000 руб. в год, много денежных средств было пожертвовано благотворителями. Комплекс возводился в течение пяти лет. В первую очередь построили на тот момент деревянная Казанская церковь. В 1849 года началась стройка Воскресенского Собора с пятью престолами. Осветили его 2 июля 1961 года.

Перед революцией 1917 года состав монастырского комплекса состоял из 70 монахинь и 60 послушниц. Ансамбль насчитывал 8 храмов и соборов.

Советский период

До революции в монастыре имелось крупное хозяйство: конюшни, свинарники, птичники, пасеки. Мастерские обители высоко ценились. Здесь писали иконы и ткали ковры. Все вырученные средства уходили на содержание больницы, приюта. Много денег тратилось на благотворительность.

Когда власть захватила большевики, монастырь упразднили. В 1918 году все ценные предметы конфисковали и вывезли. Через год у стен Воскресенского собора монахинями была образована трудовая община. С 1929 года храмы начинали закрываться. Через несколько лет монахинь массово арестовывали и отправляли в ссылку.

В конце 30-х годов деятельность монастыря полностью перестала существовать. Вред был причинен не только людям, верящим в свое дело, но и самим зданиям монастырского корпуса. Взорвали Свято-Исидоровскую колокольню из-за строительства одной из главных магистралей города.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге был частично разрушен в период советской власти

Купола собора были сняты, часовня и ограда из камня разобраны. Убранство внутри храмов были полностью переоборудованы для Научного института электромашиностроения.

Когда Ленинград был окружен немецко-фашистскими захватчиками в великую отечественную войну, в монастырском корпусе был размещен штаб противовоздушной обороны.

Возрождение обители

В 1995 году Новодевичью обитель возобновили. Год спустя недалеко от Казанской церкви обосновалась небольшая община монахинь. Местом их жительства было заброшенное двухэтажное здание без воды и отопления.

Монахини несмотря на трудности отвоевывали все здания, которые некогда принадлежали монастырю. Первой из вернувшихся церквей был Казанский собор. Со временем начали возвращаться и остальные здания.

Постройки реставрировали и украшали росписью. В Казанском соборе до сих пор ведутся работы. Свою деятельность начала богадельня и пристанище для одиноких матерей, которые оказались с тяжелой жизненной ситуации.

В Санкт-Петербурге в 1996 году в Рождество Христово началось воссоздание некогда былого величия Новодевичьего монастыря. К началу 21 века были возвращены все здания корпуса.

Сегодня при монастыре можно посетить сувенирный магазин. Здесь приобретают иконы, маленькие образа, утварь и сувениры с изображением храмов Новодевичьего монастыря. При комплексе есть швейная мастерская, где изготавливают одежду для служителей церкви, а также на заказ. Посетители и гости, посетившие монастырь, могут попробовать яства, приготовленные в местных пекарнях и столовых.

Архитектура монастыря

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге фасадом выходит на Московский проспект. Корпус и кельи сверху напоминают букву «П». Воскресенский собор располагается в центре монастырского корпуса.

Он является основной гордостью монастыря. Он возводился по архитектурному прототипу Николаевской военной богадельни, расположенной в селе Измайлово под Москвой. Корпуса располагаются с южной и северной стороны от собора.

Основной архитектурный стиль для зданий корпуса является псевдорусский. Двухэтажные монашеские кельи имеют окна, которые обрамлены аркой русского типа. Монашеские корпуса разделяют Вознесенский собор и церкви. Храм Трех Святителей находится с северной части, а с юга – Афонская церковь.

Единый архитектурный ансамбль дополнился Казанской церковью в начале 20 века. Она немного выделяется на общем фоне монастыря, так как имеет отличительные архитектурно-стилевые особенности.

Монастырские храмы

На территории монастырской обители расположены уникальные по своей архитектуре храмы и часовни.

Воскресенский собор

Воскресенский собор – гордость Новодевичьего монастыря в Северной столице. Храм из пяти глав построен в два этажа и выполнен в византийском архитектурном исполнении. Его строили 12 лет, проект принадлежит Николаю Ефимову. Главный вход церкви увенчан высоким порталом в виде арки.

Колонны украшают фасад с двух сторон церкви. Барабаны удлинены, на них размещаются пять куполов, покрытые золотистым цветом. Звонницы расположились под маленькими куполами.

В храме можно увидеть пятиярусный иконостас, выполненный в форме полукруга. Художники, принадлежащие монастырю, а также монахини сами расписывали стены и свод, оформляли образа.

Келейные церкви

Монашеские корпуса отделяют от главного храма две одинаковые церкви. С северной стороны расположена церковь Трех Святителей, а с юга – Афонская церковь.

Храмы были построены по проектам Н. Ефимова и Н. Сычева. Закладку Афонской церкви произвели в 1850 году. Строили ее в течение четырех лет. 28 июля храм освятили в торжественной обстановке, где присутствовала дочь Николая I, Мария Николаевна. Храм из камня вмещал сотню человек. По внутренней обстановке и архитектурному стилю церковь была уникальной во всем городе.

Слева была возведена церковь Трех Святителей, где находится образ Божьей Матери «Благоуханный цвет». Внешне она очень похожа на Афонскую церковь. Но строительство этого храма длилось на год дольше. Освятили его в 1855 году. Это здание предназначалось для обслуживания больницы при храме.

Келейные церкви имеют по пять куполов золотистого цвета, а колокольня выполнена в виде шатра. Крыши покрашены в зеленый цвет, арки украшают фасады зданий.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Храм Илии Пророка расположен у входа некрополя. Она выполнена из камня в «московском барокко». Пять глав покрыты глазурованным кирпичом. Внутри церкви находится резной иконостас из дуба, убранство богато.

Советские власти закрыли церковь в 1925 году, а в 30-х годах ее разобрали по кирпичам.

Кладбищенская Скорбященская церковь

Церковь была возведена в центре Новодевичьего кладбища в 50-х годах. В храме находилась самая чарующая в городе икона Воскресения Христова, которая была вырезана из кости слона.

Ее еще называли «Карамзинская» церковь, так как была построена над захоронением сына писателя Н. М. Карамзина, известного командующего гусарским полком. Позже рядом была предана земле его жена. Советская власть закрыла церковь в 1925, а затем и вовсе уничтожила храм вместе с могилой Карамзиных.

Казанская церковь

Казанская церковь была построена по проекту русского архитектора Василия Антоновича Косякова. Церковь отражает христианскую историю в течение многих веков, он олицетворяет русскую и византийскую культуру.

Храм закончили строить в 1910 году. Стены облицевали зеленым мрамором, а внутреннее убранство расписали в древнерусском стиле. В начала великой отечественной войны экономика страны была подорвана, поэтому строительство приостановили. В итоге двери храма закрылись.

После передачи зданий монастыря машиностроительному институту, Казанская церковь использовалась как механический цех. Постоянно работающие станки нанесли зданию непоправимый ущерб. Лишь в 1992 году деятельность церкви была возобновлена.

Массивные колонны окружают центральную часть церкви. В главном зале расположен основной предел собора. Три резные деревянные иконостасы украшают здание церкви.

Монастырская колокольня

Высокая Свято-Исидоровская колокольня возведена недалеко от Воскресенского собора. Возвели ее в 1985 году по образцу колокольни Ивана Великого. Она закончила архитектурный ансамбль кампуса.

Изображения покровителей и надписи, отлитые на колокольне, символизировали молитву по каждому из них с каждым ударом колокола. В конце 20-х годов монастырскую колокольню взорвали – расширяли Московский проспект.

Подвижники обители

После гражданской войны, произошедшей в 1917 года, крест с купола Казанского собора был снят. Во время Первой мировой войны при блокаде Ленинграда снаряды попали в здание церкви, но после войны его отремонтировали и отреставрировали.

Но с начала 90-х годов в храме проводятся служения Богу. Казанская икона Божией Матери вернулась на свое место, а крест снова появляется на куполе церкви. Ежегодно 12 сентября по Невскому проспекту проходят крестные походы ходы в честь Александра Невского. Он является святым покровителем Северной столицы.

Подвижники Новодевичьего монастыря активно ведут духовную и просветительскую деятельность. Работает Князь-Владимирская школа, где изучается Закон Божий. Воспитанники занимаются хоровым пением.

При монастыре действует приют «Благодать» для одиноких мам, судьба которых сложна. В приюте женщины могут находиться неограниченное количество времени, пока не встанут на ноги. Также в храме ухаживают за монахинями в возрасте.

В женский приют обращаются за помощью женщины с детьми, которые имеют трудности с жильем и работой. Здесь они обитают, пока кураторы не помогают им решить их жизненные проблемы. Одинокие матери бесплатно живут в монастыре, получают одежду и еду, лекарства. Наставники учат их заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей.

Служившие верой храму монахини в старости не забыты. В небольшой богадельне проживают престарелые и немощные сестры монастыря. За ними надлежаще ухаживают сиделки, они получают все необходимое для жизни.

На территории монастырского корпуса располагается благотворительный диагностический медицинский центр «Белая роза». Он бесплатно принимает всех женщин для обследования и выявления онкологических отклонений. Во время обратившиеся женщины могут позже обратиться к врачу и устранить болезнь, так как на ранней стадии выздоровление возможно.

Свято-Владимирская школа монастыря

В 1873 году игуменье обители Евстолии разрешили открыть приют для бедных детей, лишившихся родителей и родных. Позже при содействии К. П. Победоносцева здесь открылась школа. Благодаря ему в школе обучались женщины, которые позже преподавали в церковных школах города.

После гражданской войны 17-го года, школу закрыли. Через 80 лет здание возобновило свою деятельность как воскресная школа. Благословила открытие игуменья монастыря София.

В настоящее время здесь обучается около сотни воспитанников, многие из них из малообеспеченных семей. Помимо изучения Закона Божьего и хорового пения в школе преподают общеобразовательные дисциплины в соответствии с государственными стандартами образования.

Новодевичье кладбище

При Новодевичьем монастыре в Северной столице расположено одноименное кладбище. Официально его открыли в 1848, хотя захоронения на погосте происходили намного раньше. Кладбище является последней обителью по сей день, несмотря на то, что закрыли его в 1834 году.

Кладбище известно тем, что здесь захоронены известные люди, герои русско-французской войны. Здесь можно найти могилы аристократов, знаменитых писателей, композиторов, художников.

После революции 1917 года некрополь забросили, оно подверглось разграблению. Из склепов выносили дорогие украшения, надгробия, плитку. До этих печальных событий на территории погоста располагались две церкви: Казанская и Ильинская. После гражданской войны их полностью разрушили.

Намного позже памятники отреставрировали, начали ремонт и уборку территорию. Сейчас кладбище представляет собой красивый и ухоженный погост.

Расписание богослужений

Будние дни Богослужения начинаются в 9:40 утра, последняя служба в 17 часов вечера
Выходные и праздничные дни Богослужения проходят с молебном
Суббота В 5 вечера организовываются всенощные бдения.
Воскресенье Литургия проводится раньше, в 7 утра.

Как добраться до Воскресенского Новодевичьего монастыря

Самый простой способ доехать до монастыря – на метро. Необходимо выйти на станции «Московские ворота» и идти в левую сторону или на станции «Фрунзенская», идти направо. Совсем рядом с Новодевичьем монастырем расположен Балтийский вокзал.

Правила посещения монастыря

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге посещают по общим правилам. Перед входом нужно совершить крестное знамение 3 раза и поклониться. Если знамение сделать неправильно или небрежно, то это считается грехом.

На территории монастыря действуют строгие правила по отношению к одежде:

  • Женщины посещать храм должны в юбках или сарафанах.
  • Голову следует покрыть платком или шалью, верхняя одежда с длинным рукавом.
  • Спортивные вещи не допускаются.
  • Женщинам нельзя использовать яркую косметику.
  • Мужчины должны надевать на богослужения брюки и рубашки.
  • Перед входом в храм мужчинам нужно снимать головные уборы.

Порог храма нужно преступать спокойно, без суеты. Громкие разговоры и резкие движения в церкви не приветствуются. Сотовые телефоны должны быть выключены, чтобы они не мешали церковной службе. Нельзя поворачиваться к алтарю спиной.

Детей нужно научить с малого возраста вести себя в храме тихо и спокойно. Если ребенок капризничает и кричит, то лучше выйти из храма. Можно подпевать хору, никому не мешая. Покидая храм, повернуться лицом к церкви и трижды перекреститься.

У Новодевичьего монастыря сложная и печальная история. Он переезжал и отстраивался не один раз. В тяжелые годы в Санкт-Петербурге на территории кампуса трагически закончились жизни людей, которые верили в свое дело и отстаивали веру. Но их старания не пропали зря – сейчас монастырь является самой важнейшей архитектурной и исторической достопримечательностью.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о Новодевичьем монастыре в СПб

Про Воскресенский Нвоводевичий монастырь:

Я хочу поделиться с вами рассказом о замечательном месте Санкт-Петербурга — Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Все мы, посещая в своих путешествиях новые города (городки и посёлки), стремимся увидеть их «достопримечательности», места, «достойные для примечания», вызывающие у нас сердечный отклик. При разговоре о храмах и монастырях, хранящих сакральный дух населённого пункта, где они расположены, мне сразу вспоминаются слова Платона: «Красота — это убедительная сила истины».

Когда оказываешься в умиротворяющей церковной тишине, то внезапно начинаешь отчётливо слышать голос собственного сердца. Вот я и приглашаю вас насладиться подобной встречей с духовной красотой жизни, посетив петербургскую Новодевичью обитель.

Как добраться

Доехать сюда достаточно просто. Выходим на станции метро «Московские ворота» (1), переходим Московский проспект и двигаемся в сторону Обводного канала (если встать спиной к метро, то влево). Адрес обители: Московский пр. 100

Вы минуете часовню равноапостольных Нины и Преподобного Сергия Радонежского (2), принадлежащую монастырю, автозаправку и вскоре пойдёте вдоль высокого забора. Входим в ворота со шлагбаумом (3) (вход свободный, только женщинам стоит накинуть косынку) и оказываемся на территории обители. Если вы приехали на автомобиле, то бесплатно припарковаться можно прямо у обочины напротив монастыря.

История Воскресенского Новодевичьего монастыря

Появление женской обители в Санкт-Петербурге

Поначалу женский монастырь, основанный в Петербурге в 1748 году, находился на месте Смольного дворца и назывался Воскресенским девичьим Смольным монастырём, но в силу различных обстоятельств он был упразднен в 1797 году.

Таким образом, в середине XIX века в столице не было женских обителей. В это время император Николай I поддерживает инициативу обер-прокурора Святейшего Синода графа Н. А. Протасова о возрождении Воскресенского монастыря. Его размещают на Васильевском острове, а в 1848 году переносят в район Московской заставы.

Первой настоятельницей становится монахиня Феофания (Готовцева), вызванная в столицу из Горицкой обители. Ещё в молодости она слышала пророчество своего духовника, архимандрита Феофана, о грядущей славе петербургского монастыря задолго до его появления. Вначале в монастыре строится деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 3 (15) ноября в 1849 году в присутствии императора Николая I происходит торжественная закладка Воскресенского собора.

В 1854 году монахини переселяются в возведённые келейные корпуса, и освещается церковь в честь иконы «Отрада и Утешение».

Сюда был помещен список с чудотворного одноименного Образа с греческого Афона. Этот дар женскому монастырю Санкт-Петербурга прислал старец Серафим Святогорец. В 1855 году совершается освящение храма в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1861 году оканчивается строительство величественного Воскресенского собора с пятью приделами. До революции здесь находились удивительные святыни, среди которых икона Воскресение Христово с частицей Гроба Господня, родовая икона Ушаковых (Казанская Богородица), Образ Нерукотворного Спаса (XVI в), принадлежащий Ивану Грозному.

В 1866 году оканчивается земной путь первой настоятельницы обители — матушки Феофании. Она была погребена за алтарем Воскресенского Собора. Сегодня её честные останки перенесены в Казанский храм.

Большую роль в расцвете монастыря сыграли также все последующие его настоятельницы.
В 1895 году воздвигается златоглавая колокольня (проект Л. И. Бенуа и Цейлера). У монастыря появляются скиты и подворья.

К 1901 году появляются здания для трапезной, ризницы, библиотеки и больницы. Хочу отметить, что монастырь, помимо молитвы, усердно занимался и социальным служением. На его территории работали детский приют, богадельня, школа, архив. С 1908 г по 1912 г. строится каменная Казанская церковь в византийском стиле (проект В. А. Косякова). Но она так и не была освящена.

К 1917 году в монастыре проживало 400 насельниц: монахини, трудницы, сёстры, готовящиеся к постригу. На территории находилось 8 храмов. Было своё большое, хорошо налаженное хозяйство: фермы, пасека, конюшня, птичник. Здесь действовала масса знаменитых на всю Россию мастерских, содержались богадельня, детский приют и больница.

Новодевичий Некрополь

Мой рассказ об обители не будет полным без повествования о Новодевичьем кладбище, расположенном в её восточной части, где находились две монастырские церкви — Скорбященская (1855 г., по проекту Э. И. Жибера) и Ильинская (1983 г., арх. Л. Н. Бенуа). С 1848 здесь похоронено множество знаменитых людей, чьи имена неразрывно связаны с государственной и военной историей, а также с культурой и просвещением России.

Среди них Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, С. П. Боткин, Д. О. Отт, М. А. Врубель… На Руси кладбища всегда считались «нивой Господней», где посеяны семена для вечной жизни.

Моя мама рассказывала, как один старенький профессор когда-то сказал им на лекции в мединституте: «Когда вам безумно весело или очень горестно — идите на кладбище. Там мир в душе восстановится». И в этом есть глубокий смысл. Кладбища берегут историческую память. Неспроста у всех народов к ним всегда благоговейное отношение. С 1849 по 1934 гг. на Новодевичьем кладбище было похоронено около 26 000 человек. На могильных плитах высечены имена дворян, представителей знатного купечества, деятелей искусства и науки.

Место слева от входа отводилось для погребения насельниц монастыря. Именно сюда сегодня приходит масса людей, чтобы почтить память старицы Дарьюшки-Странницы, о которой я вам непременно расскажу позже.

До революции 1917 года за Новодевичьим кладбищем был организован прекрасный уход. Дорожки регулярно расчищались, газоны и цветники поддерживались в идеальном состоянии. Памятники были исполнены знаменитыми мастерами, в числе которых В. М. Васнецов, П. К. Клодт, Н. А. Рерих. Склепы украшались иконами, серебряными венками, лампадами.

К сожалению, большая часть захоронений не сохранилась, но и сегодня уцелевшие гранитные и мраморные памятники с коваными оградами поражают своим величием.

Если неспешно пройтись по дорожкам кладбища, читая имена и эпитафии, замечаешь, что действительно по словам того самого профессора, твоё душевное равновесие восстанавливается, проблемы кажутся нелепыми и мелкими, а жизнь обретает большую ценность.

Изваяние Христа на могиле Анны Вершининой

Я хочу подробнее рассказать об одном захоронении, возле которого в любое время года есть свежие цветы и горящие свечи. Это надгробный памятник над могилой Вершининой Анны со скульптурным Образом Христа, стоящего около величественного гранитного креста (1915 г., автор П. И. Кюфферле).

Его ещё называют «храмом под открытым небом». Сюда отовсюду приезжают люди. Как-то мне довелось услышать слова одной бабушки: «Вот вы, петербуржцы, всё куда-то по святым местам ездите, а ведь у вас самих здесь, на Новодевичьем, такое место есть».

По приданию, у генеральской четы Вершининых не было детей. Анна Акимовна очень переживала, что после её смерти некому будет ухаживать за могилой. Но супруг так оформил место её погребения, что и сегодня не иссякает поток людей, приходящих сюда. Если вы подойдёте к этому изваянию, то увидите, что у скульптуры Христа нет ступней. Их отрезали мародёры, которые хотели украсть бронзовую статую (за что потом жестоко поплатились, как рассказывали очевидцы, подобным увечьем). Чудо уже в том, что этот памятник уцелел. Здесь всегда оставляются записочки с просьбами в житейских и духовных нуждах. В наши дни надгробье содержат в идеальном порядке.

Обитель в советского время

В годы богоборчества Воскресенский Новодевичий монастырь испил чашу скорби сполна. Закрывались, уничтожались, разбирались по кирпичикам великолепные храмы и часовни.

Следовали аресты и расстрелы. 31 мая в 1932 году Воскресенский собор было решено ликвидировать и передать «здание» для устройства… Универмага. В 1933 г. взрывают великолепную колокольню с расположенной в ней церковью Исидора Пелусиота. Дело в том, что звонница, по мнению властей, мешала «прямопролеганию» Московского шоссе. А вот как на самом деле она бы выглядела сейчас, можно увидеть благодаря фото, изображающему проект её воссоздания.

Подверглось надругательству и Новодевичье кладбище.

Духовная жизнь обители, таким образом, замерла в 1937 году. Уникальный церковно-архитектурный ансамбль был изуродован до неузнаваемости, а его внутренние помещения отданы для нужд НИИ электромашиностроения. Но именно тот трагический период стал, по словам церковного историка А. Э. Краснова-Левитина, «величайшим расцветом питерского монашества», которое в первые годы советской власти отличалось небывалой духовной силой и чистотой.

До полного своего закрытия Новодевичья обитель служила резиденцией для Ленинградских митрополитов: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского). Что касается уникального Новодевичьего Некрополя, то в советские годы он напоминал варварскую каменоломню, где разбирались и разворовывались ценнейшие надгробья, разрушались часовни и церкви.

В 1933 году кладбище закрыли. Памятники многих известных людей (например, композитора Н. А. Римского-Корсакова и архитектора Л. Н. Бенуа) были перенесены в другие места. С 1960 года под предлогом ликвидации «бесхоза» было уничтожено 400 надгробий. Мне жутковато читать подобные факты, но они помогают больше ценить то, что удивительным образом всё же было сохранено.

Возрождение

Восстановление монастыря

Возрождение монастыря начинается в 1996 году. И кажется нелепым, что в конце XX века в центре Петербурга сестринской общине поначалу приходилось ютиться в помещении без отопления, водоснабжения и канализации. Но несмотря на все бытовые трудности, монастырь оживал. Ему постепенно возвращали храмы и строения. Правда, все они требовали капитального ремонта.

Труды по возрождению обители не раз сопровождались чудесами. Так, 6 ноября 1996 г. без всяких реставраций обновилась икона Казанской Божьей Матери. Случай, не объяснимый физическими законами. Чудом считается и обретение могилы первой игуменьи Феофании. В советское время она была осквернена и находилась под асфальтом.

К 2002 году монастырю были возвращены все здания. Вновь ожил этот «островок вечности» среди суеты Санкт-Петербурга. Сегодня отремонтированы Казанский, Афонский и Введенский храмы. Построена часовня во имя Сергия Радонежского и Св. равноапостольной Нины, мимо которой вы проходили, направляясь в монастырь от метро.

Возрождается Воскресенский собор. В обители располагаются богодельня, детский приют, воскресная школа, швейные мастерские, приют для молодых мам с детьми, попавших в кризисную ситуацию, своё издательство и Паломнический дом.

Хочется также отметить существование благотворительного медицинского центра «Белая Роза», занимающегося вопросами диагностики женской онкологии.

Для гостей монастыря имеется замечательная церковная лавка. По-моему, она — одна из самых лучших в Петербурге. Когда люди впервые попадают сюда, то нередко отмечают, что она уже сама по себе напоминает музей.
В наши дни Новодевичий Воскресенский монастырь является местом, куда нередко привозят великие святыни .

И народ стоит долгими часами даже в непогоду, чтобы на мгновение к ним прикоснуться. Всё это свидетельствует о возрождении духовности нашей страны. Я также бываю в обители во время подобных событий и сама вижу, что уже не бабушки в платочках, а люди всех возрастов, от мала до велика, рекой стекаются к монастырю.

Думаю, все помнят время, когда в Россию с Афона привозили Пояс Богородицы или Дары волхвов. В Петербурге они располагались для поклонения как раз в Новодевичьей обители.

О том, когда в монастырь прибудут другие великие святыни, можно прочитать на официальном сайте.
При прибытии десницы Свт. Спиридона Тримифунтского, которого на Руси ранее почитали так же, как Николая Чудотворца, у нас произошло удивительное событие. Когда мы приехали в обитель, то очереди не было совсем! А ведь целый день люди стояли перед этим помногу часов! Мы поклонились Святому, и очередь снова стала расти. И вот так радостно стало, словно тебя почему-то незаслуженно приласкал небесный угодник.

Возрождение Некрополя

Оттепель времён коснулась и многострадального Новодевичьего Некрополя. В 1995 году он становится памятником федерального значения.

Здесь также наведён порядок, облагорожены многие могилы, продолжаются захоронения. Сюда хорошо прийти зимой, когда по снегу, словно строгие стражи, разгуливают смоляные вороны, а обнаженные ветви деревьев на фоне петербургского неба кажутся особо трогательными.

Люблю я этот Некрополь и осенью, в удивительно красивую и вместе с тем грустную пору прощания с золотым листопадом и теплом. По словам Святителя Игнатия (Брянчанинова) деревья напоминают нам о вечности, о том, что после зимы жизни непременно наступит весеннее воскресение.

Монастырь сегодня

Архитектурный ансамбль

Об архитектуре ныне действующих и ещё не восстановленных храмов Воскресенского Новодевичьего монастыря, а также историях, связанных с ними, можно подробно узнать

Отмечу отдельно новую домовую церковь во имя Преподобного Серафима Вырицкого, расположенную в Игуменском корпусе. 26 ноября 1012 г. она была освящена, и здесь совершилась первая литургия. Роспись внутри храма выполнена иконописцами монастырской мастерской — Е. Ивановой и А. Сысловой. Дело в том, что имя знаменитого петербургского святого, можно сказать, нашего современника, тесно связано с Новодевичьей обителью.

Кстати, 10 августа 2016 года церковный ансамбль монастыря вновь пополнился.

В аэропорту Пулково открылась часовня иконы Божией Матери «Благодатное небо», относящаяся к Новодевичьей Воскресенской обители.

Святыни обители

Все посетители монастыря при желании могут приложиться к его удивительным святыням. Подробный рассказ о них и связанных с ними чудесах можно найти

Но я хочу дополнить этот список ещё одной иконой — «Отрада и утешение». Написана она была на Святой Горе Афон и передана обители в 2003 году. Эта большая икона стоит в правой части Казанской церкви. Как-то около неё нас с подругой остановила пожилая женщина и напомнила, что празднование этого Образа совершается 3 февраля, когда в честь Него в храме даже происходит особое ночное богослужение.

И так она проникновенно про эту икону рассказывала, что уже спустя полгода, именно 3 февраля, моя не очень воцерковленная приятельница позвонила мне и напомнила, что сегодня День Ватопедской иконы Богородицы! Кстати, в этом же Казанском храме находится и Образ Страшного Суда, подаренный монастырю Президентом В. В. Путиным.

О замечательных людях, чьи судьбы были тесно переплетены с обителью, можно узнать Кстати, некоторые из них сегодня причислены к лику святых.

А я хочу в дополнение немного рассказать о двух из них.

Странница Дарьюшка

В 2007 году я сама впервые узнала о Дарьюшке, которую называют странницей за то, что она пешком посетила многие храмы России, в том числе Соловки и Киевскую лавру. Сегодня для канонизации этой подвижницы собираются материалы о многочисленных чудесах, происходящих при обращении за её молитвенной помощью. Перед кончиной в возрасте 80 лет Дарьюшка приняла постриг с именем юродивой IV века Исидоры (память 10/23 мая). 14 июля 1854 г. монастырь провожал ее в последний путь с великими почестями. В память о новопреставленной старице Исидоре устроили поминальную трапезу, за которой кормили и одаривали деньгами нищих и убогих, дорогих милостивому сердцу почившей. Могилка ее находится неподалеку от входа на Новодевичье кладбище.

Богомольцы приходят сюда, оставляют записочки с просьбами, трижды читают «Богородице Дево, радуйся!», молитвенно поминают душу усопшей подвижницы. Эта женщина имела обычай за всё всегда благодарить Бога, несмотря на все сложности судьбы. Себя же она называла не иначе как «худой человек», «природье нищее», в чём проглядывает смиренное юродство, глубокая печать русской святости. Всем людям она несла радость и утешение. Я очень советую приобрести в лавке монастыря повествование о её жизни, написанное С. И. Снессоревой. Книга составлена по личным рассказам Дарьюшки и передаёт живую, бесхитростную, наполненную любовью к Богу и ближнему речь самой подвижницы.

Духовная писательница С. И. Снессорева

Хочу рассказать и о самой Софии Ивановне Снессоревой, замечательной писательнице, чьё имя сегодня незаслуженно забыто. Её судьба тесно связана с Воскресенским новодевичьим монастырём. Кстати, именно ей мы должны быть благодарны за переводы «Народных сказок братьев Гримм». София Ивановна была духовной дочерью Святителя Игнатия (Брянчанинова), труды которого (5 томов) она корректировала и редактировала по его просьбе, а также после кончины Святого написала краткий очерк о нём.

После работы над книгой о Дарьюшке-страннице писательница 2 года трудится над биографией первой игуменьи монастыря — Феофании (1868). Далее 5 лет было уделено ею истории самой обители. Книгу С. И. Снессоревой «Санкт-петербургский первоклассный женский монастырь» (1887) и сегодня можно рассматривать в качестве энциклопедии церковного устройства. Далее следует ещё несколько объёмных изданий. Особым, не имеющим аналогов трудом считается сборник «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», который она писала, будучи парализованной и почти ослепшей.

Скончалась София Ивановна в 1904 году в Богородицком Пятагорском монастыре под Гатчиной, который ранее был подворьем Воскресенской Новодевичьей обители (с 2016 года монастырь этот также активно восстанавливается). Сегодня могила С. И. Снессоревой находится под заасфальтированной площадкой. И мне это кощунство как-то напоминает ситуацию с честными останками первой настоятельницы петербургского женского монастыря игуменьи Феофании, жизнеописание которой мы можем прочитать благодаря Софии Ивановне. Сегодня в Интернете, к сожалению, почти нет данных об этой удивительной и скромной женщине, самоотверженной труженнице на духовной ниве добра.

При монастыре вновь действует Свято-Владимирская школа, история возникновения которой восходит к с 1873 году. Сегодня это учебное заведение имеет официальную лицензию на образовательную деятельность.

У этой школы богатое прошлое и замечательные традиции. Когда-то до революции, согласно отчётам 1892-93 гг., она занимала первое место среди всех петербургских образовательных учреждений того периода. Сегодня обучение здесь строится на тесном союзе семьи, учителей и церкви. Директором является сама настоятельница монастыря, игуменья София. По её словам цель школы — возродить подлинное образование, ставящее на первое место духовное воспитание личности ребёнка.

Помимо общеобразовательных и духовных дисциплин для учеников существует масса кружков: театральный, фольклорный, хоровой, инструментальный и др. Для девочек здесь работает мастерская «Сундучок с приданым». Ребята выступают со своим театром даже на городских площадках, даря радость окружающим. Школьники ездят на экскурсии, ходят в походы, участвуют в конкурсах и фестивалях.

Хочу отметить что это учебное заведение при Воскресенском монастыре было открыто в XIX веке стараниями К. П. Победоносцева. По своему завещанию Константин Петрович был похоронен в 1907 году около школьного Введенского храма, также принадлежащего Новодевичьей обители.

При школе существуют дополнительные отделения:

  • Дошкольная ступень, где малыши проходят базовую подготовку к школе, приобщаются к церковной жизни и участвуют в художественных кружках.
  • Воскресная школа для детей от 6 до 12 лет. Её посещают все желающие дети.
  • Воскресная школа имени сщмч. Илариона (Троицкого) для молодёжи и взрослых людей.

Трапезная монастыря

Если вы проголодаетесь при посещении монастыря, то советую подкрепиться в замечательной трапезной, при которой есть своя пекарня (находится слева от монастырской лавки).

В уютном, красиво оформленном зале этого монастырского кафе вас ждут замечательная (всегда свежая) выпечка, вкусный сбитень, монастырский квас и ароматный чай. Мы непременно покупаем здесь прекрасный хлеб на настоящей живой закваске. Открыта с 11:00 до 19:00.

Паломническая служба Новодевичьего монастыря

Сюда можно обратиться при желании совершить экскурсию по святым местам Санкт-Петербурга и Петербургской епархии. Программа экскурсий может учитывать ваши пожелания. Также вы можете заказать экскурсию по самому монастырю. Время проведения: с 13:00 до 15:30. группа должна быть не меньше 10 человек. Все вопросы решаются по тел. 252-37-59 с 13.00 до 16.00.

Время для посещения обители

Монастырь и храмы вы можете посетить, как принято в православной традиции — бесплатно. Только не забывайте про правила поведения на территории обители и свой внешний вид. Вход открывается с началом богослужений.

Литургии совершаются ежедневно:

  • в будние дни в 7:00,
  • в субботу в 9:00,
  • в воскресенье и Праздники — в 9:40.

Начало вечерних богослужений — ежедневно с 17:00. Но в дни постов и Праздников бывают изменения. Поэтому, если вы желаете попасть и на службу, то непременно ознакомьтесь с расписанием богослужений Исповедь проводится перед литургией и во время вечерних богослужений.

Также вы можете подать различные требы в свечном ящике монастыря. Ещё я хочу заметить, что в храме всегда находится дежурный священник, которому вы можете задать свои вопросы, побеседовать, что-то обсудить.

Если вы просто хотите осмотреть монастырь, пройти по Новодевичьему Некрополю, посетить могилку странницы Дарьюшки и увидеть скульптурный Образ Христа, то это можно сделать в любой день. Я бы выбрала время с 10:00 до 17:00.

Церковная лавка

На мой взгляд, это самая замечательная церковная лавка в Санкт-Петербурге! Иногда посетители даже сравнивают её с музеем.

Она открыта:

  • По будням с 10:00 до 19:00,
  • В субботу с 10:00 до 18:00,
  • В воскресенье с 10:00 до 18:00.

Подробную информацию можно найти Иконы и крестики, которые здесь продаются, обычно уже освящены. Но мы как-то купили образ, который только что привезли в магазин, и он ещё не была освящен. Сразу пошли в Казанский храм к дежурному священнику, и он тут же совершил чин освящения. В этой лавке бываем частенько. Я покупаю себе книжные новинки, подарки знакомым.

Здесь есть замечательный мёд, чаи, бальзамы на травах и пряники. Порадуют вас и удивительные изделия из фарфора Флоринского, золота и серебра. Если вы захотите сделать душеполезный подарок себе, свои друзьям и близким, то в этой лавке непременно найдёте что-то подходящее.

Благословенный остров добра

Я рада, если мой рассказ заинтересовал вас, и вы захотите посетить этот замечательный монастырь в один из своих приездов в Северную столицу.

С ним тесно связаны культурно-историческое прошлое и настоящее России. Иногда среди суеты жизни каждому из нас полезно остановиться на мгновение и встретиться с этой красотой, являющейся «убедительной силой истины».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *