Обедня о здравии что

Сорок обеден

Что такое обедня?

Этот вопрос очень часто можно услышать даже от людей, которые регулярно посещают храм. Слово «обедня» сегодня действительно употребляется нечасто, и поэтому далеко не все знают, что это всего-навсего другое название Божественной литургии. Литургия — слово греческое, что значит «общественная служба, общее дело». Это самое древнее и самое важное богослужение христианской церкви. Первой литургией была Тайная Вечеря, совершенная Самим Христом. На ней происходит таинство Святого Причащения, т.е. Евхаристия — умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих — живых и умерших. Евхаристия (Причащение) является смысловым центром литургии. Вся служба построена вокруг нее.

На Руси литургию называли «обедней» по двум причинам. Во-первых, ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, а Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в таинстве Святого Причащения, называются «трапезой», т.е. обедом. Во-вторых, название связано с обычаем древних христиан соединять Божественную литургию с так называемыми агапами, т.е. трапезами любви — организовывать из остатков принесенных хлебов и вина трапезу (обед) для всех участников литургии.

И хотя потом литургия была отделена от трапезы, до сих пор священник или работник церковной лавки может предложить вам заказать обедню или сорок обеден о здравии или об упокоении. Что же такое сорок обеден и когда их заказывают?

Что такое проскомидия?

Прежде чем ответить на вопрос, что такое сорок обеден, следует вспомнить о том, что происходит во время Божественной литургии. Первая ее часть называется проскомидией, что в переводе с греческого языка означает «принесение» — по обычаю древних христиан приносить с собой хлеб (просфору) и вино для совершения Евхаристии.

Во время проскомидии происходит приготовление хлеба и вина для освящения. Именно в этот момент священник совершает молитву за членов Церкви, при этом вынимая частицы из просфор. Позже извлеченные частицы погружаются в Чашу. Подавая записки на проскомидию, мы просим помянуть наших близких именно во время этого приготовления к Причастию.

Во время Евхаристии православные христиане причащаются из Чаши, куда священник предварительно поместил хлеб и вино, которые претворяются в Тело и Кровь Христовы. Так все участники литургии (присутствующие и не присутствующие в храме) соединяются вместе во Христе Иисусе.

Чем отличаются проскомидия, сорокоуст и сорок обеден?

Сорокоу́ст — церковное молитвенное поминовение христианина в течение сорока дней. Церковь молится о здравии живых и об упокоении усопших, так как «у Бога все живы». Сорокоусты заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы: на литургии, на молебнах и при чтении Псалтири.

Сорок обеден — поминовение православных христиан (живых или умерших) на проскомидии во время сорока литургий (обеден) подряд.

Почему именно сорок?

Число сорок в Ветхом и Новом Завете встречается очень часто и символизирует завершенность испытания, его полноту. Мы помним, что сорок лет народ иудейский скитался по пустыне. Пророк Моисей постился сорок дней. Спаситель после Своего Крещения, постясь, провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства Небесного. Самый продолжительный православный пост тоже длится сорок дней. Сороковой день после смерти считается особенно важным в посмертном испытании души. Первые апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. По традиции в это время Церковь молится не только за усопших, но и за живых.

Поэтому поминовение на сорока литургиях (сорока обеднях) также имеет определенный символический смысл: выражает особую полноту молитвословия за душу человека.

Когда заказывают сорок обеден?

Обычно с просьбой о такой сугубой молитве обращаются в особенных жизненных ситуациях: когда молитвенная поддержка особенно нужна человеку или же когда христианин хочет воздать благодарение Богу за Его милость (например, излечение от болезни).

Сорок обеден или сорокоуст об упокоении служится для того, чтобы помочь душе усопшего на пути в иной мир. Можно также заказать такое поминовение в годовщину смерти или спустя несколько лет — в память о покойном.

Как заказать сорок обеден?

Чтобы заказать сорок обеден, нужно обратиться в церковную лавку и подать записку с именами тех людей, о которых вы просите помолиться. Помните: в записках можно указывать только имена крещенных в Православии. Имена иноверцев и инославных христиан (католиков, протестантов) писать в записках не следует.

Кроме того, нельзя подавать записки об упокоении людей, которые совершили самоубийство. Дело в том, что во время проскомидии из просфоры вынимаются частицы только за членов Церкви. Инославные и иноверцы не являются членами Православной Церкви, самоубийцы же (даже если и были крещены в православной вере) самовольно отвергают Бога, а значит, и отрекаются от Церкви. Для поминания таких людей существуют специальные молитвы.

Что такое проскомидия?

Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов

Что такое проскомидия

Каждый, кто регулярно посещает богослужения в храме, знает, что Божественную Литургию предваряет проскомидия. Что же происходит во время проскомидии? Проскомидия — это тот этап богослужения, во время которого заготваливают для таинства Евхаристии хлеб и вино. Очень часто, особенно во время Причащения детей, им говорят, что они попробуют «компотик» или «булочку», что приводит к профанации важнейшего Таинства для всех Христиан. Таинства, которое заповедывал сам Христос — Причастие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего. Именно поэтому проскодмидия — такая важная часть службы.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все

После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми.

Порядок совершения проскомидии

Проскомидия совершается священником

  • на жертвеннике,
  • при закрытом алтаре,
  • вполголоса.

Тайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира.

  1. Проскомидия совершается над пятью богослужебными просфорами.
  2. Читается молитва, после чего…
  3. Из одной просфоры вырезают середину в виде кубика. Эта часть просфоры — символ Агнца Христа, принесшего Крестную жертву.
  4. На дискос, круглое блюдо, символ яслей, в которые положили Христа, кладут «агничную» просфору. Именно этой частью мы Причащаемся.

Из остальных просфор вынимают части

  • в честь Богородицы,
  • в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов и всех святых,
  • о здравии церковных иерархов — от Патриарха до диаконов,
  • об упокоении таких же чинов, включая почивших создателей храмов.

Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.

Записки на проскомидию

Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».

В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник читает молитву:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Значение проскомидии

Слово «Проскомидия» произошло от греческого «приготовление», что наиболее точно отражает значение этой части богослужения. Еще одно значение слова — «принесение». В древние времена христиане сами выпекали просфоры и приносили их с собой, вместе с вином, для совершения Таинства Евхаристии.

Когда подавать сорокоуст? Чем сорокоуст отличатся от других церковных молитв? Что означает число 40? и пр.

Сорокоуст – это особая, усиленная молитва Церкви о здоровье или же о упокоении своих чад. В течении сорока Божественных Литургий служащий священник на Проскомидии поминает человека, поданного на сорокоуст. Если Литургия в храме служится ежедневно, то имя поминается полтора месяца. Если же Литургия служится только по определенным дням (допустим, – по воскресеньям), то поминовение, соответственно, растягивается на больший срок.

Проскомидия (греч. «принесение») – первая часть литургии, на которой совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения таинства Евхаристии.Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре

Поминание происходит так: из, заранее выпеченной просфоры, священник специальным копием вынимает небольшую частичку со словами: “Помяни, Господи, о здравии раба Твоего (и произносит имя)”. Таким же образом из другой просфоры батюшка вынимает частичку о упокоении: “Упокой, Господи, раба твоего…”

Существует практика, когда записки поминают на вечернем богослужении, а потом еще и утром – на Литургии. Вынутые с вечера частички, хранятся в специальном закрытом сосуде. Все эти частички на Проскомидии священник перекладывает на дискос (специальная тарелочка на подставке).

На Литургии, после Причастия, священник опускает все вынутые частички в Чашу со Святыми Дарами (из которой все причащались) с просьбой к Богу о прощении прегрешений всех упоминавшихся о здравии и о упокоении людей.

Многие спрашивают — почему именно СОРОКоуст? Что означает число 40?

Число сорок – знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божьего.
Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. По традиции в течении 40 дней Церковь молится не только за усопших, но и за живых. Сорокоусты «о здравии» заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы за живых на Литургии, на молебнах и при чтении Псалтири.

Сорокоуст – это самая сильная молитва! Можно заказывать сорокоусты на полгода или же на год. В некоторых храмах существуют списки имен, которые поминаются всегда – на всех службах.

Сорокоуст можно заказывать всегда, когда есть желание или необходимость в усиленной молитве за кого-либо. Обычно, таким образом просят помолиться о здоровье больного человека. Сорокоусты можно заказывать сразу в нескольких храмах. Когда несколько священников поминают имя на богослужении, это очень хорошо и, скажем так, намного эффективнее, чем поминание в одном храме. Иногда я сам прошу помолиться и других священников в критических ситуациях прихожан, – это всегда даёт сильный эффект. Однако, личная просьба к священнику тоже очень эффективна, т.к. он молится во многих местах различных богослужений, тогда, как сорокоуст поминается единожды на Литургии.

Аналогично, в разных храмах можно заказывать молебны и акафисты для поминания одного и того же имени (имён). Это также является эффективной, многочисленной молитвой.

По этой молитве Господь прощает грехи (известно много случаев, когда молящимся родственникам было открыто Богом о том, что тяжкие грехи прощены по их молитвам) человека, отошедшего в мир иной.

Подавая записки в храме о здравии\упокоении, не забудьте и о такой сильной молитве, как сорокоуст!

Как подать записку на проскомидию и что это такое

Придя в православный храм, можно столкнуться с тем, что нам часто не знакома терминология. Такая ситуация произошла из-за того, что многие термины происходят от греческого либо старославянского языка. Например, предлагают подать записку на проскомидию, а человек, который впервые зашел в храм, недоумевает: проскомидия, что это и за кого можно подавать просьбу о поминовении? Нужно попросить тех, кто их принимает, немного объяснить суть этого обряда.

История формирования богослужения

Слово «проскомидия» с греческого языка можно перевести как приношение. В первые века христиане приносили хлеб для богослужения.

Священник молился над ним, изымал частичку о здравии или за упокой душ, а остальной хлеб возвращался тому, кто его принес, либо раздавался больным, нищим, сиротам или вдовам. От этого пошло название – приношение.

Но основная задача проскомидии не эта. Это богослужение, совершаемое перед божественной литургией (обедней), на котором заготавливаются вино и хлеб для евхаристии. На ней хлеб, оставаясь хлебом материально, предлагается в настоящее тело Иисуса Христа, а вино в Его настоящую кровь.

Интересно! Это они – 12 апостолов Иисуса Христа: список имен

Необходимые атрибуты:

  • Жертвенник. Принадлежность алтаря. Небольшой стол, предназначен для совершения проскомидии. Он символизирует вертеп, где родился Иисус Христос, а также Голгофу, где Он был распят.
  • Потир (Чаша) – как чаша вина во время Тайной вечери.
  • Дискос – вертеп.
  • Звездица – символизирует Вифлеемскую звезду.
  • Копие – копье, которым был пробит бок Господ Иисуса.
  • Покровцы – пелены, которыми был укутан Богомладенец.
  • Просфоры на проскомидии (5 штук).

Чин совершения проскомидии

Перед службой священник, облачившись в одежды, стоит перед жертвенником, произнося молитву, во время которой целует принадлежности, необходимые для богослужения.

Провозгласив: «Благословен Бог наш…», начинает проскомидию. Берется первая (агничная) просфора и изымается из нее Агнец путем обрезания ее краев.

Остается часть просфоры в форме куба или пирамиды. Этот Агнец будет пресуществляться в тело Христово, также им причащаются. Агнец символизирует самого Иисуса Христа, принесенного в жертву как агнца (ягненка) ради жизни мира. По этой причине первая просфора называется агнечной.

Познавательно! Сильная молитва о здравии наших родителей

В потир вливается вино, смешанное с водой. Так как из ребра Иисуса распятого потекла кровь и вода. Вино во время евхаристии прелагается в Кровь Христову.

Вторая просфора называется богородичной. Она символически изображает Богородицу. Из неё вынимается частица, а затем кладется на дискос справа от Агнца.

Третья просфора называется «девятичинная». Такое название она получила из-за того, что из нее изымается девять частиц за:

  • Иоанна Крестителя,
  • пророков,
  • апостолов,
  • святителей,
  • мучеников,
  • преподобных,
  • бессребреников,
  • тех, кому праздник дня, и какого святого храм,
  • составителя Литургии (Иоанна Златоуста либо Василия Великого).

Девять частиц покладаются на дискос тремя рядами справа от Агнца.

Четвертая просфора – «о здравии». Из нее вынимаются частицы за живых. Сначала одна большая вынимается за здравие всех священнослужителей, затем вторая частица за страну и ее жителей.

Третью частицу вынимает священник за самого себя. Также вынимаются частицы за тех, ради кого поданы записки на проскомидию. Вот что такое проскомидия о здравии.

Пятая просфора – проскомидия за упокой. Вынимается частица о почивших строителях, жертводателях, а также служителях храма. Вторая частица вынимается за всех почивших православных христиан. Затем также вынимаются мелкие частицы за тех, за кого они поданы.

Дискос накрывается звездицей и покровцем, затем чаша накрывается покровцем, а вместе дискос с чашей накрываются воздухом (большой покровец). Затем священник с молитвой кадит приношение, после этого произносит отпуст.

Интересно! В элладской православной церкви (греческой) проскомидия совершается на одной большой просфоре. Агнец вынимается из ее центральной части, а остальные частицы из разных сторон этой просфоры.

После отпуста дары считаются уготованными к совершению Божественной Литургии. В чаше налито вино и вода, на дискосе выложены все частицы. Дискос символизирует всю полноту церкви. В центре стоит Агнец Иисус Христос, возле Него Богородица и все святые. Окружают Его все члены церкви.

Частички о здравии – это земная церковь, а частички о усопших – небесная (торжествующая). Обедня, тут уже Господь начинает священнодействовать. Теперь время сотворить Господеви, т.е. священник уготовал, и пришло время творить Господу. Так заканчивается первая часть и начинается Литургия. Теперь участвуют все верующие, ведь Литургия означает общее дело. Здесь совершается пресуществление Даров, заготовленных ранее.

Это важно! Уроки православия: что такое божественная литургия

>Полезное видео: записки о здравии и упокоении

Виды записок

В храме могут предложить различные виды записок. Кроме того, что они отличаются о здравии или об упокоении, есть еще много разновидностей:

  1. Записка на проскомидию. Еще ее иногда называют заказной. Здесь за каждое имя, которое написано, священник вынимает частицу из просфоры и покладает ее на дискос. Важно, чтобы все, за кого подают поминовение на проскомидии, были обязательно крещеными. Ведь частицы кладутся на дискос, который символизирует церковь, а быть членом церкви может только крещеный человек.
  2. На ектению. Ектения значит «протяжное прошение». После чтения Евангелия совершается прошение о здравии живых и о упокоении усопших. Во время этих прошений читаются просьбы о поминовении, поданные на ектению.
  3. На молебен. После Литургии или независимо от нее часто совершаются молебны. Это богослужение отличается от проскомидии и обедни, посвящено Господу, Богородице, ангелам либо кому-то из святых. На молебнах не молятся об упокоении, поэтому записки подаются только о здравии.
  4. На панихиду. Служба, совершаемая за умерших, поэтому записки подаются только о упокоении. Такая служба совершается после Литургии или по мере необходимости.
  5. Простые. Если приход большой, то священник физически не успевает молиться обо всех, он молится только о тех, кто подал заказную записку. Простые читаются обычно прислужниками алтаря.
  6. На псалтирь. Принимаются такие записки преимущественно в монастырях, где ежедневно читается псалтирь, а во время чтения поминаются те, чьи имена в поданных записках.
  7. Сорокоуст. Записка подается на 40 дней. Если служба совершается не ежедневно, то сорокоуст читается 40 служб. Сорокоусты бывают также полугодовые, годовые, пожизненные.

Интересно! Часто люди возмущаются по поводу того, что они подали записку, а ее не прочитали. Объясняется это тем, что, если служит не один священник, то записки распределяют на всех. Один читает вслух, а остальные молятся про себя или тихо.

Также причиной может быть человеческий фактор. Но не следует волноваться, виновный будет отвечать перед Богом, а прошение, если подали, то оно уже принято на Небе. Даже если оно по какой-то причине не было прочитано священником во время службы, то обязательно прочитано Богом.

Это важно! Сильная материнская молитва оберег о защите сына

За кого можно подавать записки

Когда человек приходит в храм впервые, ему следует подойти к церковной лавке, где продаются свечи, иконы, книги, там же можно подавать записки.

Во многих храмах есть уже готовые бланки. Листочки, где написано «о здравии» или «о упокоении» с полями для имен.

Можно взять бланк и написать имена. Здесь важно их не перепутать. Затем дать, чтобы их оформили. Хорошо, когда есть образец записки, как ее заполнять.

Познавательно!Традиционная патриархальная семья: что это такое

В записке пишутся только полные имена. Не Алешенька, Маша, Жорик, а Алексей, Мария, Георгий, причем в родительном падеже. Писать следует исключительно имена крещеных людей. Если человека крестили другим именем, не тем, которое он носит, то нужно подавать именно имя, которым крестили. Если имя может принадлежать как мужчине, так и женщине, то следует сделать пометку в виде букв «м» или «ж» напротив имени, для уточнения.

Часто можно увидеть пометки перед именем, что это и что они означают:

Пометка Значение
Патр.

Митр.

Прот.

Иер.

Диак.

Мон.

Патриарха, Митрополита, протоиерея, иерея, диакона, монаха – соответственно. Это значение титулов священнослужителей.
В. Воин
Непр. Непраздна. Значит беременна.
Мл. Младенец. Для детей возрастом до 7 лет.
Отр. Отрок. Дети возрастом 7 — 14 лет.
Б.

Бол.

Больной
Уб. Убиенный
Нов. Новопреставленный. Умерший не ранее чем 40 дней назад.

Важно! Если нет специального бланка, то можно взять листик (обычно они уже подготовлены), сверху написать «О здравии» или «О упокоении», подчеркнуть, а ниже имена тех, о ком нужно помолиться.

>Полезное видео: можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви?

Вывод

Подавать записки на проскомидию очень важно. Ведь в конце службы священник погружает все частички, за кого молился, в чашу с Кровью Христовой с просьбой омыть все грехи. Господь омывает поминавшихся на проскомидии Своей мученической кровью. Но не стоит думать, что листок бумаги, поданный священнику, освобождает от собственной молитвы.

Что такое записка «на проскомидию»?

У нас в храме можно подать записку «на проскомидию», а что это такое? Что значит «простая» и «заказная» проскомидия? Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».

Потом все вынутые частички собираются на дискосе (специальная тарель для Агнца) и во время Божественной Литургии пребывают вместе с Агнцом. В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

В древности первые христиане сами пекли такие хлеба — просфорки, приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частичку и возвращал хлеб хозяину.

В записку «на проскомидию» можно вносить имена только крещеных православных людей (в отличие от молебна или панихиды — на них мы можем подавать записки с именами даже некрещеных и инославных).

О том, что такое «простая» и «заказная» записка на проскомидию, надо отдельно узнавать в каждом конкретном храме. Обычно «простая» записка — это та, по которой частичка за человека вынимается только на проскомидии, а «заказная» – когда имя человека звучит и на проскомидии, и на молебне.

Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru
На заставке фрагмент фото: spbpda/www.flickr.com

Проскомидия

Василий Великий совершает литургию фреска кафедрального собора в Охриде

Проскоми́дия (греч. προσκομιδή «принесение, подношение» от προσκομίζω «приношу») — первая часть литургии западно-сирийского и византийского обряда (как в литургии Иоанна Златоуста, так и в литургии Василия Великого). На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.

Проскомидия совершается иереем или епископом в алтаре на жертвеннике во время чтения часов.

Требования к хлебу и вину

Хлеб для проскомидии должен быть свежим, чистым, пшеничным, хорошо промешенным и приготовленным с закваской, в современной практике — на дрожжах («квасный»). После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стали использовать пять просфор (до реформы литургию служили на семи просфорах) в воспоминание Евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек. По внешнему виду просфоры должны быть округлыми и двухсоставными (двухъярусными) в ознаменование двух естеств Иисуса Христа. Для проскомидии просфоры полностью не используется — из них копием изымаются частицы.

Для изъятия Агнца используется просфора с особой печатью сверху в виде знака креста, разделяющего собой надпись:

ΙС ХС
НИ КА

(«Ιисус Христос побеждает»). На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых. Исторические свидетельства об Агнце начинают встречаться с IX—X веков: видимо, в древности его приготовление не являлось ещё общепринятым литургическим действием. Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману.

Вино для проскомидии должно быть натуральным виноградным вином без примесей. B Православных церквях обычно употребляется красное вино, хотя в Румынской церкви допускают литургическое использование белого вина (так же, как и в латинском обряде у римо-католиков).

В церковных текстах нигде не оговаривается конкретная марка вина, но начиная с XIX века в Русской церкви сложилась традиция использовать для евхаристии вино марки «Кагор» — как одного из лучших вин XIX века (несмотря на низкое качество современного «Кагора», стандарт которого сформировался в советское время).

Во время совершения проскомидии вино, соединённое с водой, вливают в потир, в воспоминание того, что, когда Господь Иисус Христос находился на кресте, один из воинов копьём пронзил Ему ребро, и из пронзённого ребра истекли кровь и вода. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено.

Порядок совершения проскомидии

Иерей творит входные молитвы, входит в алтарь, облачается, омывает руки и на жертвеннике при закрытых Царских вратах начинает совершать проскомидию. При каждом священнодействии он произносит строго установленные тайные молитвы.

Приготовление Агнца

Иерей берёт в левую руку просфору для Агнца — Агничную просфору, обращая её буквами IС ХС к себе, а в правую — копие и трижды творит копием знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем приступает к вырезанию из просфоры Агнца:

  • режет с правой стороны печати (где буквы IС и НИ) со словами «Яко овча на заколение ведеся»;
  • режет с левой стороны (где буквы ХС и КА) со словами «И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»;
  • надрезает верхнюю сторону печати (где буквы IС ХС), произнося «Во смирение Его суд Его взятся»;
  • надрезает нижнюю сторону печати (где буквы НИ КА), произнося «Род же Его кто исповесть».

Иерей надрезает просфору с нижней её части и вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырёх внешних сторон её, произнося слова: «Яко вземлется от земли живот Его». Затем полагает его в центре дискоса.

После этого Агнец крестообразно надрезается с нижней стороны с произнесением слов: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение». После этого священник прободает (протыкает) копием правую сторону Агнца, произнося слова из Евангелия от Иоанна: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19:34). По произнесении этих слов в потир вливается вино, смешанное с водой.

Изъятие частиц из прочих просфор

Агнец на дискосе
Страница из Служебника
(СПб.: Синодальная типография, 1900):
схема расположения частиц на дискосе
(без частицы за императора)

  • из второй, Богородичной, просфоры вынимается частица в память Богоматери и полагается на дискос по правую сторону от Агнца; в монастырях эта просфора используется в Чине о панагии — вкушение её завершает братский обед.
  • из третьей, девятичинной, просфоры вынимаются девять частиц, помещаемых по левую сторону от Агнца, по подобию девяти чинов ангелов, и также в память:
  1. Иоанна Предтечи (по греческим служебникам первая частица вынимается в честь «Всевеликих Чиноначальников Михаила и Гавриила и всех Небесных Сил», тогда как вторая соединяет в себе поминовение Иоанна Предтечи и всех пророков поименно, как и в русских служебниках),
  2. пророков,
  3. апостолов,
  4. святителей,
  5. мучеников и мучениц,
  6. преподобных отцев и матерей,
  7. бессребреников,
  8. праведных богоотец Иоакима и Анны, святых храма, дневных и равноапостольных,
  9. составителя литургии: Иоанна Златоуста или Василия Великого;
  • из четвёртой просфоры вынимаются две больших частицы и полагаются на дискос ниже Агнца: одна в память ныне живущих патриархов, правящаго и других архиереев, священства, диаконства и монашества, вторая — за страну, где совершается литургия, православных людей, властей и воинство. Из этой же просфоры могут выниматься и другие (маленькие) частицы с поминовением имён живых. В греческих церквах при большом количестве имён вместо вынимания отдельных частиц принято выструживание копием по одной из сторон просфоры — выструженные частицы занимают на дискосе меньше места;
  • из пятой просфоры вынимаются частицы в память усопших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

Затем вынимаются частицы из малых просфор (число которых не ограничивается), поданных заранее верующими. В это время читаются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Вынутые частицы помещаются на дискос вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.

Завершается проскомидия, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) Часы. На Пасху проскомидия совершается до пасхальной полунощницы — перед началом богослужения.

При совершении Литургии архиереем проскомидия с выниманием частиц из просфор заканчивается во время Великого входа.

Все частицы по окончании Литургии опускаются священником в потир со словами: «Отмы́й (омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Прочие действия

Жертвенник с установленными на нём потиром и дискосом

На дискос с вынутыми частицами устанавливается звездица. Затем дискос и потир покрываются отдельными покровцами, а поверх одним большим покровом — возду́хом. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц.

Затем иерей или диакон кадит перед Дарами, иереем произносится молитва, в которой он от имени всех литургисающих просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть принёсших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его сделать достойным для священнодействия.

Символическое значение проскомидии

На проскомидии вместе с воспоминанием о Рождестве Иисуса Христа воспоминаются Его страдания и смерть. Вследствие этого слова́ и действия проскомидии имеют двойной теолого-духовный смысл.

Приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник знаменует Вертеп, дискос — ясли, в которых был положен младенец Христос, звездица — Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был укрыт Богомладенец. Потир, кадильница и фимиам знаменуют собой дары, принесённые волхвами. Творимые иереем молитвы и славословия знаменуют собой поклонение и славословие вифлеемских пастухов и волхвов. С точки зрения воспоминаний страданий Христовых дискос символизирует гроб Господень (Усыпальницу Христову), покровы — погребальные пелены, а крестообразное разрезание Агнца и протыкание (прободение) его копием символизируют распятие Иисуса Христа и излияние Его крови.

Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе символизирует Христианскую Церковь, Глава которой есть Иисус Христос.

В Иконоборческий период (726—843) проскомидию иногда называли чином протесиса (греч. πρόθεσης — предложение, или лат. credenza — жертвенник) — символическим изображением земной жизни Спасителя и главных моментов Его искупительных деяний, что во многом определялось особым христоцентризмом и взглядом на Евхаристические Дары как на единственное истинное изображение (икону) Иисуса Христа, характерным для иконоборческой эпохи.

Примечания

  1. Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. — Париж, 1992.
  2. Кроме редких исключительных случаев, когда красное вино недоступно.
  3. СЛУЖЕБНИКЪ съ поясненіями. Часть 1. Последованіе бденія и свящeнныя и божeственныя літургjи иже во святыхъ отца нaшегw їwaнна златоyстагw.
  4. А. С. Кашкин, Устав православного богослужения, Саратов, 2010, стр. 367
  5. Византийское богослужение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VIII. — С. 380—388. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.

Литература

  • Муретов С. Д. Чин проскомидии в греческой Церкви с XII до половины XIV века (до патриарха Филофея) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1894. Февраль. С. 192—216.
  • Муретов С. Д. Чин проскомидии в Русской Церкви с XII по XIV вв. (до митрополита Киприана †1406) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1894. Сентябрь. С. 485—528
  • Муретов С. Д. Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского Патриарха Филофея: Опыт историко-литургического исследования. М., 1895. (Работа является сводным текстом серии статей, опубликованных в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» в 1893—1894 годах)
  • Муретов С. Д. К материалам для истории чинопоследования литургии. Сергиев Посад, 1895.
  • Муретов С. Д. Последование проскомидии, великого входа и причащения в славяно-русских Служебниках XII—XIV вв. М., 1897. (Отдельный оттиск из журнала «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения»)
  • Муретов С. Д. О поминовении Бесплотных сил на проскомидии. М., 1897.
  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М.: Даръ, 2005.
  • Гоголь Н. В. Размышления о божественной литургии. — М., 1889.
  • Настольная книга священнослужителя Т. 1. — М.: Издательский Совет РПЦ, 1992 г.
  • Проскомидия. Практическое пособие для священнослужителей. (Составитель прот. В.Грищук) — СПб.: Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2013 г. (в формате iBooks)
  • Что такое просфора, антидор, артос. — М.:Сретенский монастырь, 1998.

Ссылки

В Викитеке есть полный текст:
Проскомидии

  • Объяснения церковных и домашних молитв. Божественная литургия. Проскомидия

Чин литургии

Части литургии

Священные сосуды

Копие • Дискос • Потир • Звездица • Антиминс • Илитон • Лжица • Покровцы • Губа антиминсная

Вещества для литургии

Просфора • Вино • Вода

Что такое ектения и проскомидия? Нужно ли участвовать в церковной молитве?

В чем разница между записками на проскомидию и ектению? Какие записки следует подавать? Понимаю, что проскомидия – это вынимание частиц из просфор в начале Литургии, а ектения – это общая молитва в середине службы. Необходимо ли присутствовать на службе, перед которой подана записка?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Молитва от пьянства мужа.

Очень сложный вопрос, но сложный он не по сути, а потому, что вариантов ответов великое множество. Вы можете, конечно, не присутствовать на той службе, на которую подали записку. Например, Вы находитесь в паломнической поездке, приехали в какой-нибудь город и у Вас день на осмотр всех достопримечательностей. Вы зашли в один монастырь, потом в другой, потом еще в два храма, больших, значимых и важных для этого города. Естественно, где Вы побываете? Вы зашли в храм, приложились к святыням, поставили свечи, заказали в церковной лавке молитву о здравии, об упокоении, купили сувенир, и все. Какая служба, какая молитва? Вы не можете остаться на Литургию, нет такой возможности. Вы сели в автобус и поехали дальше. И такие случаи бывают достаточно часто.

Или у Вас случилось горе или беда, и Вы зашли, заказали молитву в тот храм, и в другой храм, а молиться пошли в третий храм и там тоже заказали молитву. Конечно, не обязательно присутствовать на той Литургии, на которую Вы подали записочку, но это не значит, что Вы можете подать ее и не переживать. Понятно, что Вы попросили помолиться за Ваших родных и близких, за себя. Если Вы еще и сами при этом помолитесь, это будет только плюс. Что касается записок на проскомидию и ектению, то здесь уже начинается великое множество вариантов.

Во-первых, что такое записочка на проскомидию? Не в каждом храме это означает одно и то же. То есть, в одном случае Вы подаете на проскомидию и там, на проскомидии, просто записочки читаются. То есть, стоит священник, поминает, вынимает частички, но рядом стоят еще люди: послушники, алтарники, пономари. И они просто эти записочки читают, у них их много.

Получается, что частичку священник может и не вынимать. То есть имена читаются на проскомидии, но не факт, что за них еще частичка вынимается. В другом храме подать на проскомидию – это все равно, что заказать обедню, и там вынимается частичка обязательно. То есть эту записочку обязательно читает уже сам священник, и он не просто это имя прочитает, он еще и вынет маленькую частичку из просфорки. В некоторых храмах это означает еще и то, что Вы подали обедню, и там на проскомидии вынули частичку, и еще на ектении помянули, и еще на молебне после службы. В некоторых храмах на молебнах не поминают. То есть, понимаете, каждый храм делает по-разному. В некоторых храмах вообще нет такого понятия «записка на ектению», там на ектению не подают. Есть только либо проскомидия, либо обедня. Есть проскомидия с частичкой, есть проскомидия простая.

Поэтому, здесь достаточно сложно мне сказать, в чем разница между записками на проскомидию и ектению. Если не брать всех возможных вариантов, а оставить самые часто распространенные, то можно сказать следующее: проскомидия – это поминовение именно на проскомидии, то есть это начало Литургии, с выниманием частички. И, скорее всего, эти же записки потом читаются и на ектении. А ектению когда Вы заказываете, то записки прочитываются только на ектении. Чаще всего именно так бывает, но, опять же говорю, это все зависит от времени, места и обстоятельства. В каком храме, где, какие условия. Если это большой храм с огромным количеством народа и там кипы этих записок, то, конечно, их никто на ектению читать уже не будет. Там будут читать только то, что на ектению подали. А записки на проскомидию будут читать на проскомидии. Причем, иногда читать их даже с вечера начинают, потому что там такие кипы записок, что нереально их все утром прочитать. Уже с вечера начинают вынимать частички, бывает такое в больших монастырях, храмах. А если маленьких храм, где записочек этих мало, то батюшка эти записочки и на проскомидии прочитает, и на ектении, и в других молитвах помянет. Вы подали, а он уже их везде будет прочитывать. Ему помолиться нетрудно, а Вам приятно и хорошо. Так что, все зависит от того, что за храм или монастырь, какие там условия, много этих записок или мало.

В любом случае, когда просите молиться в храме, помянуть Ваших родных и близких, Вы и сами тоже помолитесь. Хорошо, когда Вы попросили помянуть их на Литургии, вынимать частичку. Кстати, кто-то может меня спросить: «А что это за вынимание частичек и что это дает?» При поминовении на проскомидии называют имя, вынимают частичку и потом кладут ее на дискос. Там лежит хлеб, вырезанный Агнец, и туда вынимаются частички за Богородицу, за всех святых, и за живых, и за умерших. Все это вокруг Агнца выкладывается, то есть, это некий образ Церкви: есть Христос, и есть все святые, Церковь земная, Церковь небесная. Все это здесь присутствует, это как бы весь мир, вся Церковь.

Частички вынимаются за людей и туда кладутся. Именно поэтому частички никогда не вынимаются за некрещеных. За них мы не принимаем ни обедни, ни проскомидии, потому что они в Церковь не входят, по крайней мере, в видимую церковь. Как Господь разберется, не известно. Но нам официально известно и понятно, что этот человек не принадлежит церкви. А потом, в конце Литургии, все эти частички высыпаются в Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Самое действенное молитвенное поминовение может быть только на Литургии, когда вынимается частичка, и эта частичка потом окунается в Кровь Христову.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *